Айви е психологическое консультирование и психотерапия. Alien Е. А., Айви М. , Саймен-Даунинг Л. Психологическое консультирование. Айви а. Е. Б., Саймэк-Даунинг л. Введение на пути к обобщенной теории психологии и психотерапии

Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники

Навыки воздействия

Клиенту может вполне хватать ваших навыков внимания. Если же вы сможете провести полное пятиэтапное интервью, исключительно используя только навыки выслушивания, это будет свидетельствовать о вашей высокой квалификации. Обнаруживается, что многие клиенты могут эффективно работать над проблемой, даже если вы не даете советов, указаний, предложений. Ранние теории недирективного консультирования (глава X) доказывали необходимость только навыков выслушивания и даже заходили в этом настолько далеко, что критиковали использование вопросов.

Однако использование только навыков внимания и выслушивания делает процесс изменения личности долгим и утомительным. Когда же вы становитесь активным партнером в беседе, то в ваших силах повлиять на скорость этого процесса. Используя знания теории и практики, личный опыт, понимание культурного уровня клиента, вы сможете больше помочь ему.

Обсуждаемые здесь методы - это обратная связь, совет (информация), самораскрытие, интерпретация, логическая по­следовательность, директива и воздействующее резюме. Эти названия уже встречались вам в интервью с м-ром С. Методы и их функции сведены в табл. 3.5.

Методы воздействия довольно сложны и часто оказываются более эффективными, если их использовать как можно реже и в разумном сочетании с методами выслушивания.

Таблица 3.5

МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

МЕТОД ОПИСАНИЕ ФУНКЦИИ ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ
Интерпретация Задает новые рамки, в кото­рых клиент может увидеть ситуацию. Может быть полу­чена из теории или собст­венного опыта. Ее можно рассматривать как сердцеви­ну метода воздействия. Попытка дать возможность клиен­ту по-новому увидеть ситуацию. Дает клиенту четко очерченное альтернативное восприятие ре­альности. Это восприятие способ­ствует изменению взглядов, что, в свою очередь, может изменить мысли, настроение, поведение.
Директива (указание) Говорит клиенту, какое дейст­вие предпринять. Может быть просто поведением. Может быть хитроумной техникой на основе какой-нибудь теории. Ясно показывает клиенту, какого действия хочет от него психолог. Предполагается, что клиент сде­лает то, на что ему указывают. В табл. 3.6 проводятся некоторые директивы, используемые в рам­ках разных теорий, которые дают самые разные результаты.
Совет (информация) Дает пожелания, общие идеи, домашнее задание, совет, как действовать, ду­мать, вести себя. Умеренно используемые советы дают клиенту полезную информа­цию. Например, этот метод всегда используется при консультации по трудоустройству.
Самораскрытие Психолог делится личным опы­том и переживаниями, либо разделяет нынешние чувства клиента. Тесно связан с приемом обратной связи, построен на “Я-предложениях” психолога. Способствует установлению раппорта.
Обратная связь Дает клиенту возможность понять, как его воспринимает психолог, окружающие. Дает конкретные данные, которые помогают клиенту осознать, как другие воспринимают его поведе­ние и стиль мышления, что созда­ет возможность иного самовос­приятия.
Логическая последовательность Объясняет клиенту логические следствия его мышле­ния и поведения. “Если..., то”. Дает клиенту точку отсчета. Этот метод помогает людям предви­деть результаты действий.
Воздействующее резюме Часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога. Чаще все­го используется в комбинации с выводами и резюмирующи­ми высказываниями клиента. Проясняет, чего психолог и кли­ент добились за время беседы. Подводится итог того, что сказал терапевт. Призвано помочь клиен­ту перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь.

Отправным моментом для пересказа, рефлексии чувств, отраже­ния значения и т. д. является сам клиент. Отправной точкой для интерпретации является терапевт. Опытные психологи нечасто используют такое сложное орудие, как интерпретация. Две-три мастерские интерпретации - это предел для одной консультации. Ведь это вызов точке зрения клиента, он не перенесет этого в больших дозах, а передозировка ведет к сопротивлению с его стороны.

Директива, конечно, самая сильная методика воздействия. Вопреки распространенному мнению, психолог часто говорит своим клиентам, что им надлежит делать. Указания - это фразы психолога, прямо говорящие, что делать клиенту, что ему гово­рить, как поступать в тех или иных ситуациях. Психолог может дать указание, используя фантазии, мечты (гуманистическая психология), предлагая определенные изменения в поведении (тренировка поведенческих навыков) или вовлекая в свободно-ассоциативное мышление (психодинамическая теория). Даже если вы задаете клиенту домашнее задание - это уже инструк­ция. В табл. 3.6 приводится семнадцать разновидностей дирек­тив. Здесь для вас есть выбор, который будет способствовать вашему профессиональному росту.

Однако психо­динамические приемы - еще не гарантируют изменения в пове­дении. Эта серия директив особенно ярко показывает ценность действий терапевта. Слишком многие терапевты ожидают роста клиента, который бы отталкивался только от негативного груза проблем.

Таблица 3.6

ПРИМЕРЫ ДИРЕКТИВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПСИХОЛОГАМИ

РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

1.Конкретное пожелание “Я предлагаю вам сделать следующее...”
2.Парадоксальная инструкция “Продолжайте делать то, что вы делаете... Повторите свои действия (мысли, поступки), по крайней мере, три раза”.
3. Фантазии “Представьте себе, что вы вновь оказались в этой ситуации. Закройте глаза и подробно опишите ее. Что вы видите, слыши­те, чувствуете?” “Опишите ваш идеальный день (работу, парт­нера)”. “Представьте, что вы находитесь внутри своего тела”.
4. Ролевое указание “А сейчас вернитесь к этой ситуации и вновь проиграйте ее”. “Если вы не против, пусть роль останется прежней, но измените небольшой фрагмент поведения”.
5. Гештальт-метод горячего кресла “Говорите со своими родителями, как будто они сидят в этом кресле. А сейчас пересядьте в это кресло и ответьте за них”.
6. Гештальт-невербальное поведение “Я заметил, что одна ваша рука сжата, а другая раскрыта. Пусть тогда одна рука поговорит с другой”.
7.Свободные ассоциации “Запомните это чувство и расскажите о связанных с ним ассо­циациях из воспоминаний детства...” “Перейдите к тому, что происходит в вашей повседневной жизни”.
8.Переоценка (концентраци) Гендлина “Установите для себя негативные чувства, мысли, теперь найди­те для себя негативные переживания. А теперь найдите в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой”.
9. Релаксация “Закройте глаза и плывите”. “Сожмите покрепче кулаки, а теперь отпустите”.
10.Системати чес­кая десенсибилизация а) глубокая мышечная релаксация 6) построение иерархии беспокойств в) увязывание объектов тревоги с релаксацией
11.Языковые замены “Замените “хотелось бы” на “хочу”, “нельзя” на “желатель­но”. Любые новые смысловые изменения”.
12.Принятие чувств “эмо циональное наводнение” “Вернитесь к этому чувству, останьтесь с ним, примите его полностью”.
13. Медитация “Спокойно. Сфокусируйте внимание на одной точке. Расслабь­тесь. Следите за дыханием. Сфокусируйте свое мышление...”
14.Гипнотический транс “Внимательно смотрите на эту точку. Расслабьтесь. Следите за дыханием. Фокусируйте свое мышление”
15.Групповая работа “Сейчас я хочу, чтобы вы сделали это...”
16.Обучение, домашняя работа “Попрактикуйте эти упражнения на следующей неделе и рас­скажите на следующей встрече”. “Заполните этот тест”.
17.Терапия семей­ных отношений “Поменяйтесь местами со своей женой и сядьте поближе к дочери”

Целый набор полезных, но потенциально опасных приемов сгруппировано вокруг понятия “совет”, “информация” и др. Это группа методов, в которых психолог высказывает пожелания; дает инструкцию-информацию, может даже сказать: “Если бы я был на вашем месте, то я бы...” Иногда вы просто обязаны дать совет, потому что у вас есть важная информация. Например, психологи, занимающиеся профориентацией, дают совет-инфор­мацию о вакансиях. Терапевты, использующие транзактный анализ, обучают клиентов основам своей теории. Терапевт реа­листического направления обучает молодежь навыкам и знани­ям, которые помогают в жизни.

Но, как вам известно, иногда советы и инструкции исполь­зуют слишком часто. Советовать надо очень осторожно, в ос­новном по просьбе клиента, иначе клиент скажет вам: “Да, но...” Всякий раз, когда клиент говорит это, вам следует переменить стиль и перейти к методам наблюдения, таким, как расспрашивание и пересказ. (Например: “По-вашему, мое предложение неплодотворно. Как вы считаете, что может быть более полезным для вас?”)

О самораскрытии можно говорить, когда вы делитесь своими переживаниями с клиентом. Можно отметить два типа самораскрытия в интервью, проведенном Джоан. Первый его тип состоит в отношении к клиенту и временами его трудно отличить от обратной связи. Яркий пример этой формы самораскрытия прослеживается в следующем эпизоде:

Д: Меня восхищает ваше мужество и ваша преданность семье - вырастить детей, заботиться о жене, когда она так ужасно больна, а сейчас вы помогаете свояченице-инвалиду. Я была счастлива познакомиться с вами - вы дали мне пример любви и заботы. Я рада, что дела у вас пошли лучше”.

В обоих указанных случаях м-р С. получает информацию отом, как его видит психолог. Самораскрытие подчеркивает, как Джоан воспринимает клиента. Обратная связь строится скорее на объективных данных, хотя слова “вы меня восхищаете” сбли­жает этот прием с самораскрытием.

Как обратная связь, так и самораскрытие помогают клиенту узнать, как он “смотрится” на людях. Различие между приемами довольно условно, оба они помогают человеку более комфортно себя чувствовать, помогают его самораскрытию. Но слишком частое их употребление может помешать исповеди клиента. Некоторые терапевты так увлекаются этими двумя приемами, что редко используют остальные. Некоторым клиентам очень нравит­ся такой психолог, но другим он может показаться навязчивым. Второй тип самораскрытия меньше похож на обратную связь. Тут терапевт говорит о личном опыте, связанном с проблемой клиента. Так в пункте 64 Джоан дает классическое самораскрытие с использованием собственного опыта:

Д: Вы испытываете давление. У меня тоже так бывает. Я чувствую давление обстоятельств перед семьей, и временами мне кажется, что у меня не остается времени на себя и на то, что мне нравится. И его давление не оставляет достаточно простора. Кто или что по­могает вам снять это напряжение?

В этом самораскрытии Джоан добилась важных результатов. Во-первых, ее самораскрытие было коротким. Некоторые терапевты склонны делать это долго, а это уводит внимание от кли­ента. Заметьте, что Джоан немедленно меняет фокус - уводит рассуждение со своей личности на личность клиента с помощью местоимения. В конце самораскрытия она ставит открытый вопрос, чтобы убедиться, что оно достигло цели.

Для вас метод самораскрытия будет безусловно полезным, если вы работаете в рамках современной теории Роджерса. Но и при других ориентациях оно может быть не менее эффективным. Понятие обратной связи уже обсуждалось и ее примеры приводились. Цель обратной связи - помочь клиенту увидеть, как он выглядит в глазах других Когда вы передаете свое ощущение клиенту, фокус вашего внимания переходит с клиента на вас, и тут трудно различить самораскрытие и обратную связь. Другое дело, когда вы рассказываете, как другие воспринимают клиента (фокусирование на других в рамках фокусного анализа), и тут определение приема как обратной связи более оправдано.

Обратная связь может оказаться важным элементом семейной терапии. При семейной терапии очень важно понять, как тебя воспринимают другие члены семьи.

Логическое следствие - сложный метод, и он помогает клиенту принять возможные последствия своих действий. Хотя этот метод не использовался в интервью с м-ром С., можно себе представить, как бы он выглядел в этом контексте:

Д: М-р С., мы обсуждали ваше желание угодить каждому. Я также слышала от вас, что это является предметом вашего внутреннего конфликта и вы чувствуете себя одиноким даже в компании. Послед­ствия того, что вы не можете постоять за себя, ясны: у вас нару­шен сон, вы ощущаете горечь и обиду. Не так ли?

Легко заметить, что утверждения логической последователь­ности по своей структуре напоминает пересказ и отражение чувств, но с добавлением логических выводов. Эти утверждения также содержат проверку, которая оставляет клиенту некоторое пространство для реакции, а также уменьшает наложения, свя­занные с этим методом.

Рассматривая последовательность будущих действий, мы тем самым изменяем сегодняшнее поведение. Когнитивно-бихевио­ристская терапия (глава II) и психотерапия Адлера (Динкмейер и Динкмейейр, 1979 г.) также часто используют этот метод. Он также важен при “терапии реальности”, особенно в работе с юными правонарушителями. Нет необходимости говорить, что этот метод может вызвать сильное сопротивление клиента, пока не установлены отношения взаимного доверия.

Воздействующее резюме часто используется терапевтами в конце интервью. В нем в сжатом виде излагается то, что сказал терапевт во время сеанса. Резюме обычно проводится вместе с результатом наблюдений. Главное различие между ними состоит в том, чьи данные суммируются - клиента (результат наблюде­ний) или психолога (результат воздействия). Конфронтация. Термин “конфронтация” имеет два смысла: 1) стоять напротив, смотреть в лицо и 2) враждебно проти­востоять, быть в оппозиции. Эти два очень разных смысла очень смущают тех, кто изучает интенциональную психологию. Как не­эффективное действие конфронтация может проявляться как от­крытое или неявное чувство враждебности со стороны психолога.

По наблюдению Айви и Глокстерна, конфронтация может быть более тонкой: “Конфронтация определяется как... указание на противоречия в отношениях, мыслях, поступках. При кон­фронтации личность ставится перед фактом, что она говорит не то, что думает и делает не то, что говорит”. Конфронтация не означает, что клиенту говорят, что он плохой или указывают на его ошибки. Для психолога основным является первое значение термина, второе - понятие деструктивное.

Важным для понимания конфронтации являются понятия “рассогласования” и “инконгруэнтности”. Клиент дает двойные сообщения в процессе интервью. Клиентка может сказать: “Я в самом деле люблю своего мужа, но...”, или “Я люблю свою рабо­ту, но мне не хочется сильно выкладываться”, либо “Вы чудес­ный терапевт, но, судя по последней фразе, вы чокнутый”. В каждом из этих предложений клиент дает два посыла в одном предложении или фразе, демонстрируя смешанные чувства и мысли. Интенциональный психолог укажет клиенту на эти двойные сообщения и тем самым ставит клиента перед лицом фактов. Двойные сообщения, инконгруэнтности, рассогласования могут проявляться и в языке жестов, когда, например, клиент говорит: “У меня ужасный босс” и в тоже время скрещивает руки и ноги. Приведем примеры конфронтации из интервью с м-ром С.:

17. Д: Вы смеетесь, но по тону вашего голоса я чувствую, что вам не до смеха. (Здесь Джоан выявляет расхождение между двумя невер­бальными сообщениями, что позволяет более глубоко осмыслить про­блему.)

25. Д: Вы чувствуете свою подконтрольность, вам это не по душе. Вы хотели бы дать волю чувствам и делать то, что вам хочется.

Здесь конфронтация фокусируется на противоречии между мистером С. и его отношениями с другими людьми. Он начинает говорить о своих чувствах и, в конце концов, формулирует собственные цели, что разрешает противоречия, которые он чувствует.

72. Д: В течение своей жизни вы в первую очередь заботились о дру­гих, а потом уже о себе. (Выявляется противоречие между ним и остальными) После смерти жены вы пытались избежать одиночест­ва с помощью постоянной занятости, но это не срабатывало. (Противоречие между действием и результатом, а также чувствами, которые нельзя скрыть) У вас есть и друзья, и семья. (Противоре­чие между положительными приобретениями и проблемами) Я ви­жу, что вас начинает утомлять ваша неспособность отстаивать свои права в некоторых ситуациях. (Противоречие между реальной и идеальной ситуацией) Какой в этом смысл?

В приведенных примерах конфронтаций можно разглядеть всю структуру интервью с м-ром С. В нескольких коротких предложениях Джоан ухватила сущность дела. Можно утверждать, что целью психотерапии является идентификация и конфронтация главных противоречий клиента. Вслед за каждой новой конфронтацией м-р С. сумел перейти к конструктивным идеям, а это разрешило его проблему.

Есть одно модельное предложение, часто используемое психологами: “С одной стороны вы думаете (чувствуете, поступаете)..., но с другой стороны вы думаете (чувствуете, поступаете)...” В этой модели - сущность конфронтаций. Подобный подход проясняет конфликтную ситуацию, с которой сталкивается клиент.

Конфронтация поддерживает баланс между методами на­блюдения и воздействия. И, похоже, она становится более эффективной, будучи преподнесена в форме сложного пересказа или рефлексии чувств.

Приведенные примеры большей частью относятся к методам наблюдения. Можно достичь конфронтации методами воздействия, но когда она происходит в рамках пересказа или обобщения, то еще остается пространство для личностного роста клиента.

В конце следует отметить, что конфронтация - это сложный метод, который включает в себя пересказ, интерпретацию и другие микротехники.

Почти все школы психотерапии уделяют большое внимание противоречиям и расхождениям в словах и поведении клиента. Однако каждая теория предпочитает свои методы и средства разрешения этих противоречий, а также использует широкий спектр обычных способов разрешения неизбежных инконгруэнтностей и двойных сообщений, которые встречаются в нашей жизни.

Очевидно, что излишне конфликтный, увлекающийся конфронтацией психотерапевт, мешает развитию клиента. Аналогично, слишком осторожный терапевт не добьется существенного прогресса у клиента. Интенциальная психотерапия требует тщательного баланса конфронтации с необходимым количест­вом теплого, положительного отношения и уважения. Для эмпатии терапевту необходимо поддерживать оптимальное соотношение “подталкивания” и поддержки, а для этого надо использовать целый спектр методов и теорий. Причем этот баланс должен соответствовать внутренним свойствам клиента.

Конечно, каждый из примеров можно по-разному квалифировать с точки зрения микротехник. Конфронтация не существует как отдельный пункт классификации. Она может прояв­иться как отражение чувств (с одной стороны вы сердитесь на своих родителей, а с другой стороны, вы их любите), как интерпретация (спор с авторитетом кажется вам важным в случае с боссом, но с другой стороны, мы имеем похожую картину с отцом). При классификации выбирайте сначала микротехники, а затем выявите, действительно ли имеет место конфронтация.

Поиск позитивного

На протяжении всей первой части книги мы подчеркивали необходимость положительного подхода и выявления сильных сторон личности. Интервью по принятию решений пойдет луч­ше, если вы отметите сильные стороны клиента. В главе III Джоан Грисворд постоянно подчеркивает то позитивное, что обнаружила у клиента. Кроме того, в зависимости от культуры и индивидуальности может быть разный взгляд на позитивное. К примеру, для многих азиатских групп зависимость - это поло­жительная ценность, а для североамериканской культуры пози­тивной является сампактуалияяция и независимость (в других странах это может расцениваться, как эгоизм и считается отри­цательным качеством).

Если у вас есть эмпатия к человеку и его культурной среде, то это уже серьезный шаг к поиску положительного в его ситуа­ции. Обстановка, которую вы создаете, должна строиться на уважении с учетом культуры, она должна давать возможность выбора, а не навязывать одну точку зрения.

В интервью, построенном на ТА, терапевт начинает с нега­тивного мышления своего клиента и помогает ему интерпрети­ровать свое поведение в более положительном ключе. (М: Да, но есть что-то позитивное? Я имею в виду, что вы не только крити­ческий родитель, но и заботливый родитель, верно?) Теоретически ее действия основаны на “поиске положительных сторон” (Айви, 1983). Поиск позитивного можно считать общим над теоретическим понятием, присущим любой терапии. Это старый неизменный принцип профессии психолога. Однако можно найти в нем и новые черты.

Леона Тайдер в своих классических работах идет к более общему понятию процесса поиска позитивного. В процедуре постановки диагноза, который предшествует самой терапии, важная роль отводится исследованию ресурсов. Психолог уделяет меньше внимания тем слабостям, которые адекватно контроли­руются или нейтрализуются. Он отмечает, какие именно трудно­сти мешают продвижению вперед, но, и в этом случае, он пред­почитает их обойти, а не атаковать. Такой психолог старается найти пути преодоления стресса и обеспокоенности, и те на­личные ресурсы, которые можно развить и усилить, если они отмечены. (Тайлер, 1963).

В своей книге Тайлер призывает работать с существующими у клиента конструкциями реальности, а не навязывать ему внешние теоретические модели. Она убеждена, что поиск пози­тивного начала в большей мере присущ психологии, чем психо­терапии. Она приводит доказательства того, что позитивное ми­ровоззрение дает большие возможности для дальнейшего роста и развития личности.

Можно сказать, что поиск положительного - это расшире­ние понятия “исследование ресурсов”. В рамках этой концепции большая часть терапевтической работы состоит в переосмысле­нии жизненного опыта на более позитивных началах.

Айви (1983) предположила, что поиск позитивного можно считать специфической формой основной последовательности выслушивания и поэтому это не только терапевтическая идея, но практическая методика. Чтобы осуществить поиск позитивно­го, необходимо выявить все положительное в данной ситуации, используя навыки выслушивания. Идентификация позитивного часто дает клиенту чувство безопасности, а это помогает ему глубже заглянуть в негативные и тревожные области его жизни. И далее, используя позитивную интерпретацию, вы помогаете на негативную ситуацию посмотреть более положительно.

В табл. 7.2 в сжатом виде показано, как при различных тео­ретических направлениях психолог может, используя разные техники, добиться одного и того же переосмысления - пере­смотра жизни с более позитивной точки зрения. Это может по­казаться банальным, однако трудно отрицать созидательную силу позитивного мышления. “Дневник Анны Франк” - впе­чатляющий пример поиска позитивного. Анна Франк была вы­нуждена провести свою юность в маленькой комнате, в Голлан­дии, скрываясь от нацистов. Она выжила благодаря умению найти положительное даже в самых тревожных ситуациях.

Познакомьтесь с таблицей 7.2 - может быть, вы захотите на примере других теорий уяснить для себя, как в них производит­ся поиск позитивного.

Таблица 7.2

ПОИСК ПОЗИТИВНОГО В РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ

МЕТОД И ЕГО РАЗНОВИДНОСТЬ СУЩНОСТЬ МЕТОДА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МИКРОТЕХНИК
1. Исследование ре­сурсов: Тайлер, психология консультации Выявить ресурсы клиента, которые укрепляются при их при­знании - “минимальные изменения” важны уже на первых стадиях. Выявить ресурсы, внимательно выслушав клиента, затем прояснить их и провести закрепление всего положи­тельного.
2. Позитивный взгляд: Роджерс, Гуманистическая психология Отразить положительный смысл и идеи в утверждениях кли­ента, которые с первого взгляда кажутся негативными. В бо­лее широком аспекте использовать поощрение, пересказ, от­ражение чувств, для того, чтобы подчеркнуть положительные направления. Применять позитивную связь и самораскрытие.
3. Поиск нового смысла: Франкл, психодинамическая и гуманисти­ческая теория (1) Внимательно выслушав, выявить проблемы клиента. Зада­вать вопросы, затрагивающие смысл ситуации, к примеру: “Что это значит для вас?”, “Какой в этом смысл?” Отражение смысла. (2) Выявлять положительный смысл ситуации через вопросы и отражение смысла. (3) Конфронтация типа “С од­ной стороны негативное в данной ситуации состоит в том, что..., но с другой стороны, позитивное...” Клиент обычно идет от инконгруэнтности к более позитивному взгляду на ситуацию.
4. Фокусирование: Гендлин, гумани­стическая теория (1) Изолировать чувство и эмоции клиента. (2) Предложить клиенту высказать свободные ассоциации по проблемной ситуации. (3) Понимать переживания клиента. (4) Найти поло­жительные чувства и мысли. (5) Вернуться к проблеме, пред­ложить прочувствовать ее вновь, исходя из положительного опыта. Найти нужные слова для похвалы.
5. Рефрейминг (пе­реформирование): Эриксон, Бендлер, Гриндер, Ланктон (1) Установить раппорт и присоединение к вербальному и невербальному языку клиента. (2) Идентификация нежела­тельного стереотипа, подлежащего изменению, использование репрезентативных систем для выделения проблемы. (3) Разве­дение поведения и намерения соответствующей части лично­сти. (4) Создание новых, положительных стереотипов поведе­ния, которые реализовали бы данное намерение. Либо: в п. 3 попросить клиента вспомнить положительные результаты данного стереотипа, поискать внутренние ресурсы. Сравнить баланс положительного и отрицательного, на стадии 4 увя­зать позитивное с негативным. (5) Творческая разработка новых вариантов поведения.
6. Когнитивно-бихевиористская теория: Бек, Эллис (1) Выявить, где мышление слабо адаптируется. (2) Отметить повторяющиеся паттерны мышления (“автоматические сужде­ния”). (3) Использовать процедуры дистанцирования - со стороны оценить мысли и чувства, относящиеся к ситуации. (4) Изменив правила, ввести более позитивную логику в си­туацию, перемена мировоззрения.
7. Резюме Все указанные направления используют для описания ситуа­ции основные слова и конструкции клиента для описания ситуации. Вначале клиента выслушивают, стараясь понять его мысли и чувства. Затем стараются найти положительные стороны у клиента либо в самой ситуации и предлагают эти соображения клиенту, чтобы он стал уважать себя и свою способность справиться с ситуацией.

В любом из указанных примеров найденное позитивное может и не перевесить отрицательное. Из-за этого иногда клиент начинает нервничать. Часто такое происходит, если идет процесс фокусирования либо переосмысления, и реже, когда про­сто идет поиск положительного. В этом случае прямо спрашивается, что положи­тельного в ситуации. Если клиент проявляет беспокойство, то необязательно убеж­дать его в обратном - это нормальная реакция. В таком случае цель поиска пози­тивного - просто уменьшить, ослабить воздействие негативного. Не стремитесь разрешить проблему за один раз. Не стоит возбуждать у клиента неоправданных ожиданий на ранних стадиях.

Поиск позитивного - это поиск сил и возможностей, кото­рый осуществляется как внутри клиента, так и в его окружении. Важно отметить, что поиск позитивного основывается на миро­воззрении клиента и не требует особого теоретического языка. Каждая из изложенных техник - это разновидность поиска по­зитивного.

и психотерапия. Методы, теории и техники: Практическое руководство. - М., 2000.

3. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика: Учебное посо-

Бие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений универ-

Ситетов. - М., 2000.

Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб., 2001.

Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациен-

Том в гуманистической психотерапии. - М., 1998.

Гулина М А. Терапевтическая и консультативная психология. - М., 2000.

Гримсон Ральф Р. Практика и техника психоанализа. - Новочеркасск, 1994.

8. Желателев Д. В. Практическая консультативная психология: Учебное пособие. -

СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007.

Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство ис-

целения души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психо-

Логов.-СПб., 2001.

Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Психологи-

ческая помощь и коррекция: Методическое пособие к практическим занятиям по курсу. -

СПб., 1998.

Кораблина Е. П., Родина А. М, Королева Т. Ю. Азбука психолога-

консультанта: Словарь-справочник. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.

12. Кораблина Е. П. Профессия психолог-консультант. - СПб.: Изд-во РГПУ им.

А. И. Герцена, 2003.

Кораблина Е. П. Феноменологический анализ как качественный метод иссле-

дования: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

Кораблина Е. П. Формирование готовности к оказанию психологической по-

мощи: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

Кочюнас В. Основы психологического консультирования. - М., 1999.

Кулаков С. А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. -

СПб.: Речь, 2002.

17. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А. А. Бадхена,

А. М. Родиной. - СПб.: Европейский дом, 2007.

Марищук В. Д., Сенопачьников В. Е., Шестаков С. С. Психодиагностическая

Беседа с элементами физиогномики. 4 . 1 . - СПб., 1996.

19. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.:

Смысл, 1998.

Методы практической психологии общения. -JI., 1990.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - 3-е изд. - СПб.,

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.

23. Немое Р. С. Основы психологического консультирования: Учебник для сту-

дентов педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

24. Психологическая помощь в педагогическом институте / Ред. П. В. Лушин. -

Кировоград, 1993.

25. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.,

Регуш JI. А. Наблюдение в практической психологии (характеристики, мето-

Дики, упражнения).- СПб., 1996.

Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области

практической работы: Монография: Пер. с англ. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Рудестаи К. Групповая психотерапия. -- М., 1993.

Сидоренко Е. В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой

Работе с людьми. - СПб., 1992.

30. Сидоренко Е. В. Экспериментальная групповая психология. Комплекс «не-

полноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера: Учеб-

ное пособие. - СПб.: СПбГУ, 1993.

Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. -

СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003.

Тутушкина М. К. и др. Психологическая помощь и консультирование в прак-

тической психологии. - СПб.: Дидактика Плюс, 2006.

Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1-4. - М.,

Фрейд 3. Затруднения, симптомы и тревожность. - М., 1926.

35. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. (Мыслители XX века).

Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л.

Психологическое консультирование и психотерапия.

Ме­тоды, теории и техники: практическое руководство. - М.:, 1999 - 487 с.

Более 250 теорий психологической консультации и психотерапии кон­курируют на рынке идей и практики. С помощью этой книга, авторы пытаются навести некоторый порядок в том хаосе методов и теорий пси­хотерапии, который сейчас существует. Этот поиск разумного их понима­ния можно назвать “обобщенной теорией”, поиском связи и гармонии среди представленных альтернативных теорией и методов.

Книга предназначена для психологов, психотерапевтов и всех интере­сующихся проблемами психологического консультирования и психотерапии.

Айви а. Е., Айви м. Б., Саймэк-Даунинг л. Введение на пути к обобщенной теории психологии и психотерапии

Пожалуй, более 250теорий психологической консультации и психотерапии конкурируют на рынке идей и практики. Вступив в лабиринт этих, временами противоречивых, теорий, кое-кто смутится и отступит. С другой стороны, это богатство идей можно рассматривать как источник взаимного развития и роста для осуществления своего вклада в человеческий прогресс. По­жалуй, обоснованным является как позитивный, так и негатив­ный взгляд на нынешнее состояние психологии и психотера­пии -можно говорить об избыточной сложности нашей теории и практики, но одновременно это свидетельствует об энергии и энтузиазме, присущем данной области знаний. А это внушает надежду.

С помощью этой книги, авторы пытаются навести некото­рый порядок в том хаосе методов и теорий психотерапии, кото­рый сейчас существует. Этот поиск разумного их понимания можно назвать «обобщенной теорией», поиском связи и гармо­нии среди представленных альтернативных теорией и методов. Основной организационный принцип этой книги дается в сле­дующих общих предпосылках, которые вы встретите в начале каждой главы.

Общие предпосылки

Сочетание методологии, теории и практики являетсясущно­стью квалифицированного консультирования и терапии.

Методология дает основу для эффективной теории и прак­тики: КО-терапевт* знает, как построить творческую, плодо­творную беседу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе является индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее социальной среды, а также применение методов позитивного роста и развития.

*КО-терапевт -терапевт культурно-ориентированного направления, более адекватного русского терминанет (Прим. пер.)

Теория создает организующие принципы для консультиро­вания и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоретических подходов и способов общения.

Практика -это сочетание методологии и теории.КО- консультант компетентен в теории и методиках, и способен приме­нять их как в целях исследования, так и в практической работе на благо клиента.

Подразумевается, что общая компетентность в методологии, теории и практике проявляется в осознании своего собственного мировоззрения и личностных особенностей, а также того, на­сколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессионалов.

Организация текста

Общие предпосылки даются для того, чтобы дать вам крат­кую сводку того, к чему мы стремимся и из чего исходим, а са­ми главы отражают содержание этого. Глава 1,к примеру, по­священа концепции продуктивности обобщенной теории, и по­строена как вводный общий обзор консультирования и терапии. Если вы преуспели в овладении методиками, изложенными в первой части книги, то у вас будет солидный фундамент для понимания теории и применения ее на практике. В главе IIиз­лагается концепция психологии принятия решений -та теоре­тическая модель, которая поможет вам во многих областях пси­хотерапии.

Главы У111-Х11 дают двенадцать дополнительных теоретиче­ских формулировок, касающихся развития личности, и они раз­биты по пяти главам -с акцентом на психодинамическую, би­хевиористскую, гуманистически-экзистенциальную, когнитив­ную и вновь развивающуюся системную терапию. Каждая тео­рия излагается достаточно подробно, так что мировоззрение, основные положения и методики вполне можно уяснить. В этом разделе вы найдете множество примеров, наиболее важными

среди которых являются детально разработанные предложения по построению практического интервью при различных теоре­тических ориентациях. Главы XIIIи XVIдают обзор накоплен­ных исследований в психологическом консультировании и тера­пии. В главе XIV,используя теории и методики предыдущих глав, показано, как можно спланировать первое интервью и как организовать дальнейший процесс лечения. Особое внимание уделяется детальному анализу ряда консультаций и тому, как их можно трактовать с различных теоретических подходов.

Важным в главах XIIIи XIV,как и во всем тексте, является то, что даются примеры и идеи, которые должны помочь вам выбрать собственную теоретическую ориентацию, выбрать свой личный путь в психологию и психотерапию.

Самый важный вопрос в этой книге -какое лечение будет лучшим для каждого индивида и при каких условиях. Хотя сло­во «лучшее» временами можно опустить.

Вновь взгляните на обложку, и. всмотритесь на рисунок Эшера, затем вернитесь к тексту и взгляните на него с разных сто­рон. Каждая альтернативная перспектива, как и альтернативная теория, которые вы изучаете, содержит частицу «правды». Но сказать, какой взгляд на рисунок «лучший», или какой взгляд на сложный мир психологической консультации «лучший» -это далеко не простая задача, так как существует много различных подходов, которые являются полезными и расширяют наше по­нимание.

Мы не ставим перед собой цель указывать, каким именно образом лучше всего осуществлять помощь клиенту. Мы скорее заинтересованы в развитии квалифицированного психолога, который мог бы извлекать для себя уроки из практики, самообу­чаться, самостоятельно строить свою теорию процесса консуль­тирования и терапии. Обобщенная теория консультирования и терапии -это только начальная стадия... А каким будет ваш вклад в ее развитие?

Более 250 теорий психологической консультации и психотерапии конкурируют на рынке идей и практики. С помощью этой книга, авторы пытаются навести некоторый порядок в том хаосе методов и теорий психотерапии, который сейчас существует. Этот поиск разумного их понимания можно назвать “обобщенной теорией”, поиском связи и гармонии среди представленных альтернативных теорией и методов.
Книга предназначена для психологов, психотерапевтов и всех интересующихся проблемами психологического консультирования и психотерапии.

ВВЕДЕНИЕ
НА ПУТИ К ОБОБЩЕННОЙ ТЕОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
Пожалуй, более 250 теорий психологической консультации и психотерапии конкурируют на рынке идей и практики. Вступив в лабиринт этих, временами противоречивых, теорий, кое-кто смутится и отступит. С другой стороны, это богатство идей можно рассматривать как источник взаимного развития и роста для осуществления своего вклада в человеческий прогресс. Пожалуй, обоснованным является как позитивный, так и негативный взгляд на нынешнее состояние психологии и психотерапии - можно говорить об избыточной сложности нашей теории и практики, но одновременно это свидетельствует об энергии и энтузиазме, присущем данной области знаний. А это внушает надежду.
С помощью этой книги, авторы пытаются навести некоторый порядок в том хаосе методов и теорий психотерапии, который сейчас существует. Этот поиск разумного их понимания можно назвать «обобщенной теорией», поиском связи и гармонии среди представленных альтернативных теорией и методов. Основной организационный принцип этой книги дается в следующих общих предпосылках, которые вы встретите в начале каждой главы.
ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Методология дает основу для эффективной теории и практики: КО-терапевт* знает, как построить творческую, плодотворную беседу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе является индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее социальной среды, а также применение методов позитивного роста и развития.
* КО-терапевт - терапевт культурно-ориентированного направления, более адекватного русского термина нет (Прим. пер.)




ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА
Общие предпосылки даются для того, чтобы дать вам краткую сводку того, к чему мы стремимся и из чего исходим, а сами главы отражают содержание этого. Глава 1, к примеру, посвящена концепции продуктивности обобщенной теории, и построена как вводный общий обзор консультирования и терапии. Если вы преуспели в овладении методиками, изложенными в первой части книги, то у вас будет солидный фундамент для понимания теории и применения ее на практике. В главе II излагается концепция психологии принятия решений - та теоретическая модель, которая поможет вам во многих областях психотерапии.
Главы У111-Х11 дают двенадцать дополнительных теоретических формулировок, касающихся развития личности, и они разбиты по пяти главам - с акцентом на психодинамическую, бихевиористскую, гуманистически-экзистенциальную, когнитивную и вновь развивающуюся системную терапию. Каждая теория излагается достаточно подробно, так что мировоззрение, основные положения и методики вполне можно уяснить. В этом разделе вы найдете множество примеров, наиболее важными
среди которых являются детально разработанные предложения по построению практического интервью при различных теоретических ориентациях. Главы XIII и XVI дают обзор накопленных исследований в психологическом консультировании и терапии. В главе XIV, используя теории и методики предыдущих глав, показано, как можно спланировать первое интервью и как организовать дальнейший процесс лечения. Особое внимание уделяется детальному анализу ряда консультаций и тому, как их можно трактовать с различных теоретических подходов.
Важным в главах XIII и XIV, как и во всем тексте, является то, что даются примеры и идеи, которые должны помочь вам выбрать собственную теоретическую ориентацию, выбрать свой личный путь в психологию и психотерапию.
Самый важный вопрос в этой книге - какое лечение будет лучшим для каждого индивида и при каких условиях. Хотя слово «лучшее» временами можно опустить.
Вновь взгляните на обложку, и. всмотритесь на рисунок Эшера, затем вернитесь к тексту и взгляните на него с разных сторон. Каждая альтернативная перспектива, как и альтернативная теория, которые вы изучаете, содержит частицу «правды». Но сказать, какой взгляд на рисунок «лучший», или какой взгляд на сложный мир психологической консультации «лучший» - это далеко не простая задача, так как существует много различных подходов, которые являются полезными и расширяют наше понимание.
Мы не ставим перед собой цель указывать, каким именно образом лучше всего осуществлять помощь клиенту. Мы скорее заинтересованы в развитии квалифицированного психолога, который мог бы извлекать для себя уроки из практики, самообучаться, самостоятельно строить свою теорию процесса консультирования и терапии. Обобщенная теория консультирования и терапии - это только начальная стадия... А каким будет ваш вклад в ее развитие?

Глава I
КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В МЕТОДОЛОГИИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Сочетание методологии, теории и практики является сущностью квалифицированного консультирования и терапии.
Методология дает основу для эффективной теории и практики: КО-терапевт знает, как построить творческую, плодотворную беседу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе является индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее социальной среды, а также применение методов позитивного роста и развития.
Теория создает организующие принципы для консультирования и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоретических подходов и способов общения.
Практика - это сочетание методологии и теории. КО-консультант компетентен в теории и методиках, и способен применять их как в целях исследования, так и в практической работе на благо клиента.
Подразумевается, что общая компетентность в методологии, теории и практике проявляется в осознании своего собственного мировоззрения и личностных особенностей, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессионалов.

ЦЕЛИ ДАННОЙ ГЛАВЫ
Основная цель этой главы - развитие целостного мировоззрения и ориентации применительно к консультированию и терапии.
Целями данной главы являются:
1. Представить концепцию мировоззрения. (Есть много вариантов работы с клиентом, преследующих позитивные изменения.)
2. Показать, как методики, теория и практика могут быть интегрированы в общий теоретический подход к психологическому консультированию и терапии.
3. Определить концепцию культурной ориентированности, как общую цель консультанта и клиента.
4. Разграничить концепции интервьюирования, консультирования и психотерапии.
5. Поднять важную проблему этических критериев в профессиональной психологической помощи.

НА ПУТИ К ОБОБЩЕННОЙ ТЕОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

Пожалуй,более 250 теорий психологической консультации ипсихотерапии конкурируют на рынке идей и практики. Вступив в лабиринтэтих, временами противоречивых, теорий, кое-кто смутится и отступит.С другой стороны, это богатство идей можно рассматривать как источниквзаимного развития и роста для осуществления своего вклада вчеловеческий прогресс. По-жалуй, обоснованным является какпозитивный, так и негатив-ный взгляд на нынешнее состояниепсихологии и психотера-пии — можноговорить об избыточной сложности нашей теории и практики, ноодновременно это свидетельствует об энергии и энтузиазме, присущемданной области знаний. А это внушает надежду.

Спомощью этой книги, авторы пытаются навести некото-рый порядок втом хаосе методов и теорий психотерапии, кото-рый сейчассуществует. Этот поиск разумного их понимания можно назвать«обобщенной теорией», поиском связи и гармо-нии средипредставленных альтернативных теорией и методов. Основнойорганизационный принцип этой книги дается в сле-дующих общихпредпосылках, которые вы встретите в начале каждой главы.

ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Сочетаниеметодологии, теории и практики являетсясущно-стьюквалифицированного консультирования и терапии.

Методологиядает основу для эффективной теории и прак-тики: КО-терапевт*знает, как построить творческую, плодо-творную беседу и какиспользовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента внужном направлении. Важной в этом процессе является индивидуальная икультурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее социальнойсреды, а также применение методов позитивного роста и развития.

*КО-терапевт — терапевткультурно-ориентированного направления, более адекватного русскоготермина нет (Прим. пер.)

Теориясоздает организующие принципы для консультиро-вания ипсихотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоретическихподходов и способов общения.

Практика— это сочетание методологии и теории.КО- консультанткомпетентен в теории и методиках, и способен приме-нять их как вцелях исследования, так и в практической работе на благо клиента.

Подразумевается,что общая компетентность в методологии, теории и практике проявляетсяв осознании своего собственного мировоззрения и личностныхособенностей, а также того, на-сколько они отличаются отмировоззрения клиента и других профессионалов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА

Общиепредпосылки даются для того, чтобы дать вам крат-кую сводку того,к чему мы стремимся и из чего исходим, а са-ми главы отражаютсодержание этого. Глава 1, к примеру, по-священаконцепции продуктивности обобщенной теории, и по-строена каквводный общий обзор консультирования и терапии. Если вы преуспели вовладении методиками, изложенными в первой части книги, то у васбудет солидный фундамент для понимания теории и применения ее напрактике. В главе II из-лагается концепцияпсихологии принятия решений — татеоре-тическая модель, которая поможет вам во многих областяхпси-хотерапии.

ГлавыУ111-Х11 дают двенадцать дополнительных теоретиче-скихформулировок, касающихся развития личности, и они раз-биты попяти главам — с акцентом напсиходинамическую, би-хевиористскую,гуманистически-экзистенциальную, когнитив-ную и вновьразвивающуюся системную терапию. Каждая тео-рия излагаетсядостаточно подробно, так что мировоззрение, основные положения иметодики вполне можно уяснить. В этом разделе вы найдете множествопримеров, наиболее важными

средикоторых являются детально разработанные предложения по построениюпрактического интервью при различных теоре-тических ориентациях.Главы XIII и XVI дают обзорнакоплен-ных исследований в психологическом консультировании итера-пии. В главе XIV, используя теории иметодики предыдущих глав, показано, как можно спланировать первоеинтервью и как организовать дальнейший процесс лечения. Особоевнимание уделяется детальному анализу ряда консультаций и тому, каких можно трактовать с различных теоретических подходов.

Важнымв главах XIII и XIV, как иво всем тексте, является то, что даются примеры и идеи, которыедолжны помочь вам выбрать собственную теоретическую ориентацию,выбрать свой личный путь в психологию и психотерапию.

Самыйважный вопрос в этой книге — какое лечениебудет лучшим для каждого индивида и при каких условиях. Хотя сло-во«лучшее» временами можно опустить.

Вновьвзгляните на обложку, и. всмотритесь на рисунок Эшера, затемвернитесь к тексту и взгляните на него с разных сто-рон. Каждаяальтернативная перспектива, как и альтернативная теория, которые выизучаете, содержит частицу «правды». Но сказать, какойвзгляд на рисунок «лучший», или какой взгляд на сложныймир психологической консультации «лучший» —это далеко не простая задача, так как существует много различныхподходов, которые являются полезными и расширяют наше по-нимание.

Мыне ставим перед собой цель указывать, каким именно образом лучшевсего осуществлять помощь клиенту. Мы скорее заинтересованы вразвитии квалифицированного психолога, который мог бы извлекать длясебя уроки из практики, самообу-чаться, самостоятельно строитьсвою теорию процесса консуль-тирования и терапии. Обобщеннаятеория консультирования и терапии — этотолько начальная стадия... А каким будет ваш вклад в ее развитие?

ГлаваI

КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В МЕТОДОЛОГИИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

ОБЩИЕПРЕДПОСЫЛКИ

Сочетаниеметодологии, теории и прак-тики является сущностьюквалифицированно-го консультирования и терапии.

Методологиядает основу для эффектив-ной теории и практики: КО-терапевтзнает, как построить творческую, плодотворную бе-седу и какиспользовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента внужном направлении. Важной в этом процессе явля-етсяиндивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценкаличности и ее со-циальной среды, а также применение мето-довпозитивного роста и развития.

Теориясоздает организующие принципы для консультирования и психотерапии:КО-терапевт имеет запас альтернативных теоре-тических подходов испособов общения.

Практика— это сочетание методологии и теории. КО-консультанткомпетентен в тео-рии и методиках, и способен применять их как вцелях исследования, так и в практиче-ской работе на благоклиента.

Подразумевается,что общая компетент-ность в методологии, теории и практикепро-является в осознании своего собственного мировоззрения иличностных особенностей, а также того, насколько они отличаются отмировоззрения клиента и других профессио-налов.

ЦЕЛИ ДАННОЙ ГЛАВЫ

Основнаяцель этой главы — развитие целостногомировоз-зрения и ориентации применительно к консультированию итерапии.

Целямиданной главы являются:

1.Представить концепцию мировоззрения. (Есть много ва-риантовработы с клиентом, преследующих позитивные измене-ния.)

2.Показать, как методики, теория и практика могут быть интегрированы вобщий теоретический подход к психологиче-скому консультированию итерапии.

3.Определить концепцию культурной ориентированности, как общую цельконсультанта и клиента.

4.Разграничить концепции интервьюирования, консульти-рования ипсихотерапии.

5.Поднять важную проблему этических критериев в профес-сиональнойпсихологической помощи.

ВАШ ЛИЧНЫЙ СТИЛЬ ТЕРАПИИИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

На3 странице книги приведена иллюстрация М.Эшера под названием “Относительность”. В картине этогодатского худож-ника внимание сфокусировано на двух личностях,находящихся на лестнице в верхней части картины:

Два человека движутсярядом в одном направлении, но при этом один из них спускается, адругой поднимается по лестнице. Бессмысленно говорить о контактемежду ними, поскольку они живут в разных мирах и не подозревают осуществовании друг Друга.

Посколькувы психолог или психотерапевт, вас можно в ка-кой-то степенисчитать художником. Ваша задача —понять про-блемы клиента, идущего по жизненному пути, временами внеправильном направлении. Если вы сможете на время присоеди-нитьсяк миру клиента и идти с ним (или с ней) вместе, то это поможет вамобрести новое понимание и уважение к пути, от-личному от вашего.Более того, вы сможете обнаружить, что клиент желает измениться ихотел бы, чтобы вы помогли ему найти новые пути действия исуществования.

Представьте, что клиентпришел к вам за помощью. После некоторых вступлений он излагаетследующую историю:

Я чувствую себя такимуниженным... Знаете, я работаю в кафетерии. Я выхожу в этом кургузомбелом пиджаке..., с поло-тенцем через руку, хожу и вытираю столы.Я прямо чувствую, что люди глазеют на меня. Может быть, это не так,но я это чувствую. Я ненавижу эту работу. Немного легче я чувствуюсебя за стойкой, но меня не покидает ощущение своей неполноцен-ности.

Важно, чтобы вы улучилимомент и подумали, что главное в этом контексте. Представьте, что выпсихолог или психотера-певт. Запишите, чтобы вы сказали клиенту.

(В этом месте вы,возможно, заглянули вперед в поисках “правильного”ответа. У нас нет правильного ответа, да и вряд ли существуют самыеподходящие слова для человека, у кото-рого в душе конфликт.Однако же, существуют некоторые под-ходы, которые болееплодотворны, чем другие.)

Есть шанс, что вы дадитеклиенту ответ, исходя из собст-венного опыта, и этот опыт будетпотенциально более позитив-ным, приведет к улучшению. Если вы“присоединитесь” к кли-ентам и поймете их различноемироощущение, то вы сможете помочь им найти более адекватный способраспоряжения свои-ми жизнями.

Прежде чем идти дальше,попробуйте опросить нескольких людей по поводу данной ситуации,запишите, что они ответят. Их ответы отличаются от вашего? Они быповели клиента в другом направлении? Неужели какой-то ответ являетсясамым лучшим?

А может быть то, что выговорите человеку на консультации или во время сеанса терапии, большехарактеризует вас, чем кли-ента?

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ПРОЦЕССМЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И ВЛИЯНИЯ

То, что вы относитесь кчеловеку как консультант, в огром-ной мере определяет то, чтобудет в дальнейшем. Ваш вопрос к клиенту из кафетерия определяет, чтобудет сказано дальше, будет ли проблема решаться на поверхностном илиболее глубо-ком уровне; в действительности, ваша реакцияопределяет, будет ли вообще беседа продолжаться. Наша реакция ивхождение в мир других в значительной мере влияет на то, как клиенты(друзья и семья) думают и действуют в дальнейшем. Даже то,поддерживаете ли вы разговор или подчеркнуто не реагируете насказанное, может существенно повлиять на жизнь человека.

Консультирование ипсихотерапия есть процесс обоюдного влияния. Но каким должно бытьнаправление вашего влияния? Давайте рассмотрим несколькоальтернативных реакций на сло-ва клиента из кафетерия и затемобобщим некоторые аспекты этих реакций с точки зрения культуры.

1.“Вы утверждаете, что испытываете нервозность и смуще-ние наработе”. (Это фиксирует внимание на ключевых эмоцияхконсультируемого и позволяет перейти к дальнейшему обсужде-ниюего чувств по отношению к себе.)

2.“Можете ли вы описать другую ситуацию, где вы чувствуе-тето же самое?” (Это помогает понять, является ли это чувство тойнитью, что проходит через всю жизнь клиента, а это новые факты,проясняющие картину.)

3.“Чувство неполноценности? Подумайте о чувстве неза-щищенностии смущения. Теперь перенеситесь мысленно в дет-ство и расскажитемне о похожих переживаниях”. (Эта техника позволяет найти корнисегодняшнего состояния в переживаниях детства и ориентирована натерапевтические изменения.)

4.“Вы сказали, что чувствуете себя незащищенным. А что вы делаетенепосредственно перед тем, как испытать это чувст-во? Опишите мнепоследовательность событий, предшествовав-ших данной ситуации, атакже после того, как вы вытерли стол”. (Поиск спецификиповеденческой последовательности поможет найти контрдействие.)

5.“Но это иррациональная мысль. Мы уже говорили об этом. Все этотолько в вашей голове. А теперь давайте поработаем над тем, как вымыслите”. (Это помогает понять, что лич-ность думает осебе. В данном случае консультант и клиент, очевидно, работали вместенад общими проблемами.)

6.“Пожалуй, я могу понять, что вы чувствуете. Я тоже зани-маюсьтакой же работой по вечерам и иногда чувствовал себя ужасностесненно, когда прислуживал. А больше вы ничего не чувствуете?”(Раскрытие собственных похожих переживаний облегчает положениеклиента.)

7.“Я сказал бы, что вам нужно расслабиться и забыть это. Не надов это погружаться”. (Совет и предположение— это рас-пространенный ход иобщая реакция людей на тех, кому нужна помощь.)

Какой из указанных вышеподходов наиболее похож на ваш? А какой из них правильный? Трудноответить, поскольку каж-дый из них ведет клиента в разном,потенциально ценном на-правлении. Очевидно, возможны сотниподходов, которые осно-вываются на личном опыте и теорияхконсультирования. Есть много продуктивных подходов и их можноприменять к подхо-дящей личности в нужное время. Эта книгапоможет вам стать психологом, творчески относящимся к своей работе.Хотя мы утверждаем, что не существует “правильного”способа помочь и что вам следует определить ваш собственный стиль иманеру консультирования, мы тоже настаиваем на том, что всегдасле-дует осознавать: что именно вы делаете и как это повлияет наразвитие личности клиента. Психологическая помощь есть про-цессобоюдного влияния и терапевт имеет огромную власть над жизньюклиента. Чем больше, подход в нашем распоряжении, тем больше у насвозможностей помочь личности, тем больше путей для роста у клиента.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТЕОРИЯ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Недостаточнотолько расширить свой спектр подходов к клиенту, необходимо такжерассмотреть собственнуюконцеп-цию или мировоззрение. Выражаясь проще, что вы думаете обустройстве мира? Если вы еще не думали над этим, давайте рас-смотримваш ответ на первый вопрос в этой главе, где вы выде-лилиключевые проблемы своего клиента из кафетерия. То, как вы вычленилиэти проблемы, дает некоторое представление о

вашем взгляде на мир.Ваша манера действовать слабо связана с понятием мировоззрения илитеории, зато ваше мироощущение определяет, как вы относитесь кдругим, и повлияет на то, что вы скажете клиенту.

Чтобы лучше понять, какважна определенная концепция мировоззрения в деле психологическойпомощи, рассмотрим те ключевые проблемы, что выделены другими людьми,которым приводился тот же рассказ о кафетерии.

1.“Безусловно, проблема в данном случае связана с ком-плексомнеполноценности. Подробный разговор об этом поня-тии и о детскихвоспоминаниях часто дает ключ к тому, отчего эти чувства возниклисейчас”.

2.“Этот человек есть жертва экономической системы, где унекоторых людей достаточно денег, чтобы посещать колледж илиразвлекаться, в то время как другие должны бороться за существование.Проблема не в чувствах, а в несправедливости общества”.

3.“Рабочая одежда плохая и выделяет человека. Я бы тожечувствовал себя так. Может тут нужна униформа, которая не таквыделяется среди остальных”.

4.“Я был бы рад любой работе. У меня и такой нет. А у этогостудента нет никаких проблем, пусть заткнется и радует-ся”.

5.“Дело тут не в прислуживании и не в вытирании столов. Важно,как человек себя ощущает и что он делает. Этому сту-денту нужноосознать себя как личность, а не как объект”.

Каждое из приведенныхопределений ключевой проблемы отражает различные мировоззрения иведут к равным терапевти-ческим действиям. Первый ответ исходитиз психодинамиче-ского подхода и может вести к долговременнойтерапии. (Пси-ходинамический подход исследует детские переживанияи чувст-ва с тем, чтобы понять, как они представлены во взрослойжиз-ни.) Следующее мировоззрение или теория относится кради-кальным подходам и нацелена на изменение окружающейдей-ствительности. Третье мировоззрение исходит изпрактически-делового административного подхода и ищет внешниеизмене-ния. Четвертая теория вообще отрицает чувства. Последнийвзгляд отражает гуманистическое мировоззрение, которое под-черкиваетзначимость эмоций. Здесь в дальнейшем может последовать советвступить в группу СПТ или пройти курс лично-стно-центрированногоконсультирования.

Тщательное изучениепротоколов интервью, фильмов, ау-дио- и видеозаписейобнаруживает, что у психологов существует излюбленная манераотношения к клиенту. Как психолог, вы можете начать с определениясобственного стиля работы с людьми. По тому, как вы определяетеключевую проблему и как выглядит ваш личный ответ, вы можете, в концеконцов, из-влечь довольно точную картину вашего взгляда на людейи их тревоги.

Психологические теории,такие, как психоанализ, бихевио-ризм, экзистенциализм,обсуждаемые в этой книге, представля-ют подходы, которые являютсясредством объяснения людей и мира. Из фрейдовской теории психоанализавытекает не только набор концепций, объясняющих человеческоеповедение, но также и довольно четкий набор методик психологическойпо-мощи. Точно также и другие психологические подходы имеютмировоззрение, концепцию, а также техники оказания психо-логическойпомощи. Задача заключается в том, чтобы выбрать из каждой теорииидеи, которые, по вашему мнению, наиболее точны и построить своюсобственную теорию мира.

РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Некоторые психологислишком привержены какой-нибудь одной концепции и ограничивают себярамками одного теоре-тического мировоззрения. Такаяприверженность полезна, если психолог достаточно компетентен иподходит к клиентам диф-ференцировано, но узость мышления,ригидность делает невоз-можной психологическую помощь тем, кто спервого сеанса не “раскололся”. Поэтому так важно бытьгибким в выборе методик и теории и оставаться открытым для новыхидей. Существует несколько путей для того, чтобы развить собственнуюобобщен-ную концепцию практического консультирования и терапии.

ЭКЛЕКТИЗМ. Все большуюпопулярность в практиче-ской психологии получает эклектизм, ипримерно половина практикующих психологов и терапевтов, по ихпризнанию, ис-пользуют этот подход. Эклектик признает достоинствамногих методов и теорий и намеренно подбирает различные аспекты

этихтеорий, которые могут оказаться полезными для его разно-снойклиентуры. Сильная сторона эклектизма— в гибкости широте охвата. В то жевремя некоторые критикуют эту позицию как чересчур гибкую и неимеющую систематического мышления, и даже говорят о “лени”некоторых психологов, не нашедших времени как следует изучитькакую-то одну концепцию.

ПРИВЕРЖЕННОСТЬОДНОЙ ТЕОРИИ. В проти-воположность эклектикам, многиепсихотерапевты проповедуют приверженность одной теории, такой, какбихевиоризм, психо-анализ, структурно-семейная терапия. Сильнаясторона такого подхода —в углубленном изучении техники, методологии и возможность“подстроить” теорию под потребность индивиду-альногоклиента. Некоторые критикуют сторонников только одной теории занегибкость и нежелание изменить свои подхо-ды, когда случай неукладывается в данную теорию.

ОБОБЩЕННАЯТЕОРИЯ. Джордж Келли, автор работпо психотерапии личности, отметил, чтоэклектики стано-вятся все более систематичны в своем мышлении,что они раз-вивают собственную теорию или обобщенную теориюпсихоло-гической помощи, в которой объединены различные подходы.Обобщенную теорию или метатеорию можно рассматривать как более общийконцептуальный подход, чем эклектизм или при-верженность однойтеории. Обобщенная теория пытается соединить и организовать частитеорий в согласованности и система-тическом построении. Ее,пожалуй, можно окрестить как “систематический эклектизм”.

Однакоже можно быть с самого начала преданным одной теоретическойориентации и одновременно быть приверженцем обобщенной теории.Психолог-бихевиорист может работать в своих привычных рамках, ноуважительно относиться к другим теориям и приспосабливать какие-то ихфрагменты к своей практике. К примеру, Альберт Эллис (главаXI) стоит на пози-циях когнитивнойтеории, но он использует фрагменты гумани-стической психологии ипсихоанализа, чтобы обогатить свою базовую ориентацию.

Какпсихолог или психотерапевт, вы сталкиваетесь с выбо-ром. Выможете стать “ленивым” эклектиком, понадергав слу-чайныхфрагментов из различных теорий. Или вы можете ре-шить, чтокакая-то школа в психологической науке является лучшей и нерассматривать альтернативные. Или придерживать-сяобщетерапевтической ориентации через систематический эклектизм, либосохранять гибкую приверженность одной тео-рии. Два последнихвыбора —суть концепции обобщенной тео-рии. Что у них общего:

1)понимание того, что реакция клиента может быть разной и, возможно,потребуется какой-нибудь другой теоретический подход;

2)уважение к мировоззрению или теории, отличной от соб-ственной;

3)умение видеть то, каким образом различные теории мож-но увязатьвместе для пользы клиента.

Когда вы начинаетепсихологическую практику, вы скоро убедитесь, какое изобилие методови теорий существует в этой области. Некоторые считают разумнымсконцентрироваться на одной. Позднее, по мере увеличения знаний иопыта, вы сможе-те глубоко изучить альтернативные методы.

Пожалуй, нет единственноправильного пути в выборе тео-ретической ориентации, хотянекоторые считают, что это обяза-тельно надо сделать. Им кажется,что задача состоит в том, что-бы решить, как вы систематическиорганизуете свою работу психолога или психотерапевта.

СОЕДИНЕНИЕМЕТОДОЛОГИИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Методология составляетоснову психологии и психотерапии. В теории содержатся идеи,организующие ключевые принципы психологической помощи. О практикеследует говорить, когда вы берете теорию, методики и применяете ихнепосредственно в работе с клиентом. Если у вас есть солидный багажметодик и есть понимание теории, то вы готовы к практике терапии икон-сультирования.

В главах 11-ХУ11приводятся некоторые базисные методики психологии и психотерапии.Каждая глава рассматривает кон-цепции важные для различныхтеоретических построений. К примеру, независимо от вашейтеоретической ориентации, ис-кусство слушать вам необходимо, есливы хотите понять клиен-та. Все теории подчеркивают важностьумения слушать клиента, и поэтому умение задавать вопросы всегдабудет полезно для вас. Если вы считаете себя бихевиористом, тоискусство слушать вам необходимо, чтобы уяснить поведенческие навыкиклиента. Если вы принадлежите психодинамическому направлению, то этоумение необходимо для того, чтобы понять фантазии клиен-та и егоопыт детских переживаний.

Короткое исследование:действительно ли помогает психо-логия и психотерапия?

Ответ на приведенныйвопрос довольно сложен и зависит от многих обстоятельств. Исходя изтого, что исследователи и авто-ры книги имеют вполне понятныйинтерес к результатам (к примеру, если психотерапия не работает, тозачем ее проводить, изучать и даже писать эту книгу?), следующиевыводы кажутся нам наиболее важными:

1.Психология и психотерапия существенно различаются, существует большойнабор методов, которые могут помочь кли-енту в его росте иразвитии.

2.Результаты последних исследований дают основание по-лагать, чтокогнитивно-бихевиористские методы наиболее эф-фективны. Однакоисследования этих методик обнаруживают более ограниченные показания ких применению по сравнению с гуманистическими и психологическимитеориями. Многие считают, что эти исследования не показалисущественных раз-личий среди психологических теорий.

3.Психотерапия может не только помочь, но и повредить. Выборнеэффективных методик, технические ошибки, слишком поспешные действиямогут принести клиенту вред.

4.Большие разногласия существуют по поводу важности длительныхпрофессиональных тренировок. Согласно некото-рым исследованиям,непрофессионалы иной раз могут получить и добиться этих же позитивныхперемен у клиента, что и иску-шенные мастера.

5.В настоящее время многие эксперты приходят к убежде-нию, чторазличные теории по-разному эффективны для разных клиентов. Поэтому увас, скорее всего, появится желание стать знатоком нескольких теорийи методов психологического кон-сультирования.

Результатыэтих исследований более подробно изучаются в главеXIII.

Если вы усвоили концепциипервых семи глав, то вы перей-дете к следующим теоретическимглавам хорошо подготовлен-ным, несмотря на то, что эти теории спервого взгляда очень различны. Мы сказали “с первого взгляда”,потому что по мере продвижения в этой области, вы начнете осознаватьсвязь этих теорий. А это уже начало обобщенной теории.

Теории, описанные в этойкниге, отражают различные ми-ровоззрения, каждое из которых даетточку зрения, позволяю-щую взглянуть на ситуацию иначе. Если вывозьмете рисунок Эшера на обложке книги, повернете книгу на бок,посмотрите сверху, постараетесь увидеть рисунок трехмерным, то вызамети-те, что каждая точка зрения дает новый, обогащенный взглядна рисунок. Точно так же теории из второй части этой книгипред-лагают свое понимание процесса терапии. С некоторогомомен-та у вас появится желание сделать выбор относительно однойтерапии, либо эклектического, либо обобщенного подхода: для работынужна какая-то определенность.

Временамиполучится так, что мы будем обсуждать концеп-ции из тех глав,которые вы еще не прочли. В частности, так будет в главеVII, в которой дается необходимый мостмежду теорией и методиками. Такие перекрестные ссылки необходи-мы,чтобы вы уяснили, как связаны методики и теории, поняли взаимосвязьразличных теорий и то, как использовать обобщен-ную теорию, чтобыобъединить различные точки зрения.

Изглавы VIIможно привести пример подхода с позиций обобщенной теории. Тампоказано, что многие психотерапевти-ческие теориисконцентрированы на том, чтобы помочь клиен-там реконструироватьсвое мировоззрение в более позитивном направлении. Это может носитьразные названия, но все про-цессы и методы тесно связаны. Так, вРоджеровской психотера-пии говорится о позитивном отношении, влоготерапии —о модуляции отношений, в теории минимального изменения Тайлера— об исследовании ресурсов. Каждаяиз этих формулиро-вок дает что-то свое в процессе психологическойпомощи, а владение обобщенной теорией дает вам возможность легкоис-пользовать упомянутые отдельные теории и практики. К приме-ру,вы практикуете бихевиоральный тренинг поведенческих на-выков ивдруг обнаруживаете, что исследования Тайлера по час-ти выявленияресурсов помогает вашему клиенту и он делает большие успехи. Но еслиТайлер не подходит, вы можете с той

же целью обратиться кклиенто-центрированной терапии или логотерапии. Обобщенная теорияосознано и систематически идет от одной концепции к другой ииспользует то общее, что в них есть. Последние главы этой книгиуделяют внимание науч-ным работам и практика, применению теорий иметодов для блага клиентов. Методы и теории, не подтвержденныепракти-кой, не нашедшие практического применения, всегдазабывают-ся. В основе последней главы этой книги лежит аксиомаГордо-на Пола: “КАКОЕ лечение, КЕМ проводимое наиболееэффек-тивно для ДАННОГО индивида и с КАКОЙ целью, при КАКИХобстоятельствах оно проводится?”

В этом классическомвыражении мы подчеркнули слово КЕМ, которое относится и к вам. КакойВЫ выберете набор методов для лечения, какова будет ВАША концепцияпсихоло-гической помощи и какие обстоятельства ВЫ учитываете?Да-лее, как ВЫ понимаете индивидуальность и культурноесвоеоб-разие своего клиента? Все эти позиции образуют саму основуКультурной ориентированности, основу понимания своей спе-цификидействий, равно как и специфики других.

Основнаяцель данной книги —способствовать вашему гиб-кому взгляду на мир и развить в васэмпатию по отношению к другим. Но чего бы мы хотели для клиента? Вчем цель психо-логической помощи? Почему вообще следует помогать?

КУЛЬТУРНО-ПРОДУКТИВНЫЕЛИЧНОСТИ -

ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ ЦЕЛЬПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

КогдаФрейда спрашивали о ближних и дальних целях пси-хоанализа, онкратко отвечал: “Чтобы любить и работать”. В широкомсмысле большинство психологических теорий, похоже, принимают тезис,что эффективное сегодняшнее существование и положительное отношениеесть цель психологической помо-щи. Отдельные теории подчеркиваютзначение таких ключевых терминов, как самоактуализация (Маслоу),самоэффективность (Бандура), эффективность (Каркафф, Гордон),о"кейность (Берн, Харрис) и др. Все это— только различные описания целейпси-хологической помощи.

В основе многих концепцийпсихологии и психотерапии ле-жит тема развития “продуктивности”.Продуктивную, или всесторонне развитую личность, можно описатьследующим обра-зом:

Личность, действующаяпродуктивно, обладает чувством перспективы. Он (или она) способнывырабатывать различные стратегии поведения в данной ситуации иподходить к проблеме с различных выигрышных точек зрения.Продуктивный, гармо-ничный индивид не связывает себя однимшаблоном поведения, а поступает в соответствии с изменившимисяобстоятельствами и способен ставить перед собой долгосрочные цели.

Широкое понятиепродуктивности лежит в основе понятия целей психотерапии для многихуказанных концепций.

Можно даже сказать, что цель глубокой, всестороннейпро-дуктивности для клиента полностью аналогична цели этой книгипо отношению к психологам. Конкретно, это связано с воспитаниемпродуктивного психолога, который способен изо-бретать нужныеподходы для определенной ситуации, имеет в запасе несколько моделей,необходимых для помощи клиенту в данный момент, держит в умедолгосрочные цели лечения. И клиент, и психолог стремятся кпродуктивности.

Продуктивноесуществование происходит в контексте куль-туры. Опыт культуры иосознанности дают человеку три воз-можности:

1.Возможность находить максимально большое числовариан-тов поведения при общении с самим собой и другими вконтексте культуры.

Общейпроблемой очень многих клиентов является “иммобильность”,неспособность действовать осознанно и решать проблемы. Этаиммобильность по-разному описывается в раз-личных психологическихтеориях. К примеру, Гештальт-терапия говорит о расщепленности итупике, теория Роджерса —о рас-хождении между реальным и идеальным Я, теоретикипсихоана-лиза ввели понятие полярности и неопознанных конфликтов,приверженцы транзактного анализа говорят о пересекающихся транзакцияхи привычных “играх, в которые мы играем”. Общей проблемойвсех направлений психологии является неспособ-ность человекатворчески и осознанно вести себя в жизненных ситуациях. Задачапсихолога —положить начало творческому, продуктивному подходу у клиента.Существует целый спектр методик и стратегий отношений, которые мыдетально обсудим в следующих главах.

Давайте вернемся кклиенту из кафетерия. Иммобильность в данном случае проявляется впредложении “Я чувствую себя неполноценным”. Онаповторяется в разных вариациях во время разговора. Наша задачасостоит в том, чтобы помочь личности выработать новые вербальные иневербальные способы общения с самим собой и окружающими. Чувствонеполноценности вер-бально проявляется через знакомые намутверждения и невер-бально через защитное поведение: избежаниевизуального кон-такта, преднамеренно увеличенное расстояние междуним и ок-ружающими его людьми.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх