Асмолов психология личности краткое содержание. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. А. Н. Леонтьев

АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Принципы общепсихологического анализа

в качестве учебника для студентов высших учебных

заведений, обучающихся по специальности «Психология»

Рецензенты

доктор психологических наук Б С Братусь

доктор философских наук И С Кон

Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с

В учебнике с позиций историко-эволюционного подхода излагаются представления о возникновении и развитии личности в эволюции природы, истории общества и жизненном пути человека С привлечением культурно-исторического, этногра-фического и клинического материала освещаются вопросы соотношения наследственности и социальной среды в развитии человека, мотивация развития личности, роль творчества и характера личности в формировании образа жизни Особо рассмат-риваются проявления индивидуальности личности в ситуациях личностного выбора - использование социальных стереотипов в качестве средств овладения своим поведением

Для преподавателей и студентов психологических факультетов университетов, а также для социологов, этнографов, антропо-логов, врачей и педагогов

ISBN 5-89357-101-0

Федеральная программа книгоиздания России

Асмолов А Г, 1990, 2001

Издательство «Смысл», 2001

Иные, лучшие мне дороги права,

Иная, лучшая потребна мне свобода

Зависеть от царя, зависеть от народа -

Не все ти нам равно" Бог с ними

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать, для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи

Александр Пушкин

Психология личности есть психология дра-матическая. Почва и центр этой драмы - борьба личности против своего духовного разрушения Это борьба никогда не прекращается

А Н Леонтьев

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ» ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

(предисловие ко второму изданию)

Второе издание учебника «Психология личности» выхо-дит немногим более десяти лет после появления первого издания этой книги Десять лет Много это или мало Это десятилетие меньше мгновения, если взять за точку отсчета систему координат физического времени И это же десяти-летие по своей событийной насыщенности, по концентра-ции социальных перемен имеет шанс быть возведено в ранг великих исторических периодов в судьбе человечества

Именно поэтому я могу без всякого преувеличения ска-зать, что учебник «Психология личности» выходит в другом веке, в другой стране, в другую историческую эпоху И все же этот учебник в прямом смысле является переизданием кни-ги, вышедшей в 1990 году

Главное из этих обстоятельств состоит в том, что учеб-ник «Психология личности» изначально был замышлен как мета-психология личности, т е учебник, претендующий на раскрытие глубинных оснований различных культур мыш-ления, стоящих за различными видениями человека в не-скончаемо спорящих меж собой направлениях человекознания. Жанр метапсихологии, стремление двигаться «поверх барьеров» (Б.Л.Пастернак), решать «метафизичес-кие вопросы, искать «точку опоры», прежде всего пред-полагает необходимую во все эпохи, и особо востребован-ную в эпоху перемен возможность «выходить за рамки и границы любой культуры, любой идеологии, любого об-щества и находить основания своего бытия, которые не зависят от того, что случится во времени с обществом, культурой, идеологией или социальным движением. Это и есть так называемые личностные основания (выделено мною - А.А.). А если их нет, как это случилось в XX веке? Как вы знаете, одна из драматических историй (в смысле наглядно видимого разрушения нравственности и распада человека, распада человеческой личности) - это ситуа-ция, когда по одну сторону стола сидит коммунист, а по другую, тот, кто его допрашивает - тоже коммунист. То есть представители одного и того же дела, одной и той же идеологии, одних и тех же ценностей, одной и той же нравственности. И если у того, кого допрашивают, нет независимой позиции - в смысле невыразимой в терми-нах конкретной морали, то положение ужасно. Можно выдержать физические мучения, а вот человеческий рас-пад - неминуем, если ты целиком находишься внутри идеологии, и ее представляет твой же палач или следо-ватель.

Ну, вот это заблуждение как раз и разрушает лич-ность. Потому что когда ты слышишь свои же собствен-ные слова из других уст, которым не веришь и которые являются причиной совершенно непонятных для тебя фан-тасмагорических событий, то и стать некуда. Нет точки опоры вне этого. А метафизика предполагает такую точку (выделено мною - А.А.). И в этом смысле она - залог и условие не-распада личности. Конкретная история лаге-рей в разных странах показала, какую духовную стойкость проявляли люди, имеющие точку опоры (те, кто были «ходячие метафизики», скажем так). Тем самым я хочу ска-зать, что метафизика всегда имеет будущее» (с.114).

Я решился привести столь обширный фрагмент из книги Мераба Мамардашвили «Необходимость себя. Введение в философию» (1996) не только потому, что этот фрагмент трагично передает необходимость постановки метафизи-ческих вопросов и раскрывает лежащее в основании учеб-ника «Психология личности» понимание метапсихологии. Психологу нечего прятаться от своих личностных смыслов. И поэтому я считаю необходимым сказать, что именно благодаря Мерабу Константиновичу Мамардашвили, кото-рого в самом начале семидесятых годов один из лидеров современной психологии декан факультета психологии МГУ Алексей Николаевич Леонтьев, пригласил читать курс «Ме-тодологические проблемы психологии» в МГУ, немало пси-хологов моего поколения ощутили «необходимость себя». Этот поступок А.Н.Леонтьева, говорю об этом без преуве-личения, во многом определил и мою собственную судьбу. Лицом к лицу лица не увидать. И вряд ли в те годы я с достаточной полнотой понимал, что встреча с философом Мерабом Мамардашвили помогла некоторым из нас стать психологами, почувствовать пьянящее, вполне некласси-ческое и нерациональное чувство свободы мышления. Чув-ство, дающее точку опоры и побудившее среди многих пси-хологии избрать психологии, принесшие культуру неклассического релятивистского независимого понимания множественности мира.

Явной и жесткой «точкой опоры» в учебнике «Психо-логия личности» выступает особая культура мышления, культура неклассического историко-эволюционного подхода в психологии. В связи с этим я считаю целесообразным в предисловии ко второму изданию кратко остановиться на ключевых идеях историко-эволюционного подхода, из ко-торых, как из эмбриона, вырастает раскрываемая в учеб-нике психология личности.

В историко-эволюционном подходе выделяются три по-строенные по неклассической логике дополнительности (Н.Бор) ипостаси человека, раскрывающие его сущность и существование как личности:

человек как многомерное существо, проявляющееся од-новременно как участник историко-эволюционного процесса; носитель социальных ролей и программ социотипичного по-ведения; субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразование природы, об-щества и самого себя",

человек как пристрастное диалогичное полидеятельно-стное существо, сущность которого порождается, преобра-зуется и отстаивается в существовании в мире, в других людях, в себе самом;

человек как субъект свободного ответственного целе-направленного поведения, выступающий как ценность в вос-приятии других людей, в том числе и самого себя, и обладаю-щий относительно автономной устойчивой целостной системой многообразных индивидуальных качеств, характе-ризующих его самобытность и неповторимость в изменяю-щемся мире.

При всем разнообразии подходов к пониманию лич-ности в истории познания и обыденной жизни становит-ся все более очевидным, что именно многомерностъ выс-тупает как сущностная характеристика личности. Человек, будучи «мерой всех вещей», сам не имеет меры, т.к. в принци-пе не сводим к какому-либо одному из измерений, проявляю-щихся в эволюции природы, истории общества и развитии его индивидуальной жизни.

Выделение многомерности как исходной характеристики понимания личности в неклассическом историко-эволюционном подходе позволяет охарактеризовать историю развития представлений о личности как историю открытий различных измерений личности в действительности, а не историю заб-луждений или ошибок. На разных этапах становления челове-ческой мысли, к каким бы феноменам действительности ни обращалось познание, оно вынуждено было обращаться к фе-номену человеческой личности и пытаться найти ответы на вопросы о месте человека в мире, его происхождении, пред-назначении, достоинстве, смысле существования, роли в ис-тории, его уникальности и типичности, в том числе и на вопросы о том, как прошлое, настоящее и будущее определя-ют жизнь человека, границы его свободного выбора.

Именно многомерность феноменологии личности нашла свое отражение в различной этимологии и определениях личности, встречающихся в философии, гуманитарных, со-циальных и естественных науках о человеке, а также выс-тупила как основание для выделения следующих аспектов понимания проблемы личности: многогранность феномено-логии личности, отражающая многообразие проявлений че-ловека в эволюции природы, истории общества и собст-венной жизни человека; междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения фило-софии, социальных и естественных наук; зависимость по-нимания личности от мировоззрения, стиля мышления и образа человека, явно или скрыто существующих в культу-ре и науке на определенном этапе их развития; несовпаде-ние проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоноге-нетического направлений анализа развития человека в эво-люции природы, истории общества и индивидуального раз-вития субъекта как неповторимой самости; разведение исследовательской установки, ориентирующей на понима-ние закономерностей развития личности в природе и обще-стве, и практической установки, направленной на помощь и коррекцию личности.

При обращении к истокам этимологии термина «лич-ность» чаще всего ссылаются на греческую или латинс-кую этимологию этого термина, обозначающие «persona» как «маску», «роль актера», исполняющуюся в театре (ср. рус. - «личина»). В контексте философских и психологи-ческих традиций представляет интерес разграничение в немецком языке терминов «Personlichkeit» и «Personalitat». Немецкий термин «Personlichkeit» близок по значению к латинскому «persona» и отражает внешнее публичное про-явление человека, производимое им на других людей. Тер-мин «личность» в значении «Personalitat» (ср. рус. - «лично-стность») характеризует скорее самобытный внутренний мир человека, автономность человека, его самосознание, его возможности осуществления свободного выбора и само-определения.

Многомерность личности обусловила то, что историей развития мышления о человеке стала история драматичес-кой борьбы разных полярных ориентации (в том числе тра-диционной оппозиции материалистической и идеалисти-ческой ориентации), в ходе которой разные мыслители, как правило, выделяли какую-либо одну из реальных гра-ней человеческого бытия, а другие стороны жизни лич-ности либо оказывались на периферии познания, либо не замечались или отрицались.

В философии и гуманитарных науках выделяются сле-дующие полярные и вместе с тем взаимодополняющие ориентации, в пространстве которых акцентируются раз-личные проявления личностного бытия человека.

1. Объектная-субъектная ориентации. В первом случае человек познается как вещь среди вещей, которая порож-дается в природе и/или обществе (например, метафизи-ческий материализм, позитивизм, прагматизм); во вто-ром случае личность предстает как активное творческое начало, порождающее мир, проектирующее действитель-ность и свое собственное будущее, выходящее в своих по-ступках и деяниях за пределы самого себя и т.п. (напри-мер, христианство, философия жизни, философская антропология, экзистенциализм, персонализм).

2. Детерминистическая-индетерминистическая ориен-тации. В первом случае познание личности основывается на природной или социальной причинной детерминации, выводится из прошлого или настоящего, внутреннего или внешнего (наследуемых природных и/или социальных не-посредственных воздействий на индивида). В своих край-них формах детерминистическая ориентация выступала в представлениях о предопределенности, предначертанности существования человека, его жесткой зависимости от судьбы в таких различных направлениях мышления, как материализм античности и философия Нового времени, христианство, картезианство, позитивизм и фатализм. Во втором случае - деятельность человека как автономного существа спонтанна и свободна; воля лежит в основе вы-бора его деяний и поступков; он сам, а не его среда или наследственность, в ответе за выбор своей собственной судьбы. Такие варианты понимания человека наиболее ярко вы-ступали в философии жизни, экзистенциализме, неопози-тивизме. В известном смысле попыткой преодоления оппо-зиции «детерминизм - индетерминизм» выступает учение Бенедикта Спинозы о человеке как субстанции, являю-щейся причиной самой себя, идея самодетерминации дея-тельности человека.

3. Монологическая-диалогическая ориентации. Моно-логическая ориентация проявляется в таких установках мышления как методологический изоляционизм, антро-поцентризм, в которых в процессе познания рассматри-вается «человек вне мира, а мир вне человека» (например, учение о монадах Г.Лейбница, философская антропология, позитивизм). Диалогическая ориентация изучает личность в пространстве коммуникаций, межличностного и внутриличностного общения, диалога, в том числе диалога с самим собой, рассматривает личность как особую форму инобы-тия субъекта в других людях, которое может иметь «объект-ные» и «субъектные» формы существования. В контексте диалогической ориентации личность предстает как «поли-фония голосов», обретающая существование в непрерыв-ном диалоге. Подобные взгляды развивались и продолжают развиваться в столь непохожих течениях мысли как мате-риализм Л.Фейербаха, экзистенциализм М.Бубера, струк-туралистская концепция личности Ж.Лакана, диалогичес-кая концепция гуманитарного познания М.Бахтина.

В контексте развития философских направлений, имею-щих принципиальное значение для изучения личности, также могут быть выделены такие полярности, как «структурно-функциональная» (функционализм, структурализм) и «ис-торико-генетическая» ориентации (см. например, немецкая классическая философия, марксизм); «номотетическая» и «идеографическая» ориентации (неокантианская баденская школа В.Виндельбанда и Г.Риккерта); сциентистская ори-ентация «объяснения» (позитивизм) и герменевтическая ориентация «понимания» (феноменология Э.Гуссерля, по-нимающая психология и понимающая социология).

Весь спектр этих ориентации, иллюстрирующий многомерность личности в истории мышления о человеке, проявился в различных образах человека в истории конкретных наук, в том числе в биологии, психологии и социологии: «ощущающий человек» (человек как сумма ощущений, зна-ний, умений и навыков; человек как устройство по перера-ботке информации); «человек- потребитель» (нуждающийся человек; человек как система инстинктов и потребностей); «запрограммированный человек» (в поведенческих науках - че-ловек как система реакций; в социальных науках - человек как репертуар социальных ролей и сценариев); «полидеятельностный человек» - человек, осуществляющий выбор; чело-век как выразитель мотивов, смыслов и ценностей.

Приведенные выше описания различных ипостасей че-ловека как личности, а также стоящие за различными по-ниманиями личности философские традиции наглядно ил-люстрируют междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в поле внимания социальных и естественных наук, духовной культуры и практики. Психо-логия и социология, антропология и этнография, культу-рология и семиотика, археология и филология, политоло-гия и генетика, биология и история ищут пути преодоления межведомственных границ при анализе развития челове-ка в эволюции природы, истории общества и становле-нии индивидуальной жизни личности. При этих поисках возникает соблазн выделить одну-единственную науку, вла-деющую всей правдой о личности. Вот тогда-то и возникает ситуация, когда психология для решения своих проблем приглашает варягов и взывает к ним: «Придите и княжите нами». И по зову, а еще чаще без зова отправляются в психологию представители кибернетики, биологии, социо-логии, этики и антропологии, чтобы поведать свое пони-мание личности.

Действительно, и антропология, и этика владеют куда более целостным образом человека, чем обладающие «ча-стичным» изображением человека некоторые направле-ния традиционной психологии.

В результате в поисках выхода из кризиса в области пси-хологии личности возникают волны ее модернизации, пред-ставители которых связывают избавление психологии от ее собственных противоречий либо с успехами других смежных наук, либо с получившими широкое распространение направлениями холистической психологии или более впле-тенной в сферу этики гуманистической психологии.

Одна из этих волн может быть названа волной антропологизации. Продуктивный момент «антропологизации» в психологии личности, касается ли он обращения к ант-ропогенезу при анализе индивидных свойств личности, особой психологической антропологии как основы психо-логии субъективности (В.И.Слободчиков) или же одухот-ворения человека в романтической поэтической антропо-логии (В.П.Зинченко), весьма перспективен как источник ценностной установки на поиск целостности реального че-ловека и одновременно протест против «частичных» обра-зов человека. Вместе с тем «антропологизация» психологии личности несет серьезный риск растворения собственных вопросов психологии личности в лоне философской мето-дологии и безграничного парения над океаном эмпиричес-ких фактов, с таким трудом добытых в конкретных облас-тях психологии.

Другая волна связана с «гуманизацией» и «этизацией» в психологии личности (Б.С.Братусь, А.Б.Орлов). По выра-жению Б.С.Братуся, академическая психология была пси-хологией, в которой победителей не судят. Она утратила духовное человечное в человеке. В отличие от академичес-кой психологии, «гуманитарная» психология обладает еще нереализованным потенциалом «ценностеполагания» (не путать с «целеобразованием»), который столь желанен для растерявшей жизненные идеалы личности. Но и «гумани-тарную психологию», черпающую свои силы в истории культуры, религии, филологии и этике, подстерегает опас-ность, пользуясь излюбленным выражением Л.С.Выготс-кого, отдать «богу богово», а «кесарю кесарево», т.е. от-дать человечное в человеке - этике и религии, а тело и познавательные процессы - биологии и академической, например, когнитивной психологии.

И, наконец, еще одна из волн модернизации, касающа-яся междисциплинарного статуса личности, могла бы быть охарактеризована как прагматическая философская «вестернизация» психологии личности. Старая формула «там хорошо, где нас нет», стимулируемая раскрепощением созна-ния от так называемого «советского империализма» в пси-хологии (В.Колга), приводит к ситуации, которая напоми-нает «плюрализм у разбитого корыта» (В.П.Зинченко). Над всем, что было создано в отечественной психологии, ста-вится «нигель», и «вместо нее», а не «вместе с ней» новое измерение наполняется такими направлениями, как психо-синтез (Р.Ассаджиоли), онтопсихология (А.Менегетга), нейролингвистическое программирование (Дж.Гриндер). Бес-спорно, опыт этих направлений интересен для синтеза в психологии личности, а также для обозначения точек пере-сечения гуманистической психологии и историко-эволюционного подхода в психологии. Грустно другое: увлечение этими направлениями приводит к тому, что в отечественной психологии личности вместе с водой выбрасывается и ребенок. В результате в общей картине поиска междисциплинарного синтеза представлений о личности возникает парадоксальная ситуация: психологи на Западе, разрабатывающие методо-логию гуманитарного знания о человеке, открывают для себя Л.С.Выготского, М.М.Бахтина, Н.А.Бернштейна, Ю.М.Лотмана и С.Л.Рубинштейна (см. работы ДжТибсона, Дж.Верча, Л.Смолки, В.Маттеуса, Л.Молла, Р.Харре и др.), а отечественные психологи начинают напоминать «Иванов, не помнящих родства». Иными словами, с тем же рвением, с которым раньше через железный занавес критиковали западные направления психологии, сегодня со скепсисом поглядывают на методологию гуманитарных наук в своей стране.

Все сказанное лишний раз подтверждает, что междис-циплинарный статус проблемы личности выступает как необходимое условие поиска системных закономерностей развития человека в биогенезе, социогенезе и онтогене-зе, а не повод к растворению психологии личности в дру-гих естественных или социальных науках. Отсюда также следует, что для разрешения противоречий в психологии личности историко-эволюционный подход выделяет сквоз-ные закономерности развития человека, надстраивает бла-годаря этим закономерностям мост между различными сфе-рами исторического и естественноприродного изучения человека, а затем с опорой на конкретную методологию психологии «работает» с фактами уже в сфере собственно психологии личности.

Еще одно обстоятельство, свидетельствующее о необ-ходимости разработки историкоэволюционного подхода в психологии личности, непосредственно связано со спе-цификой переживаемого Россией исторического периода. Этот период может быть охарактеризован как период пере-хода от стабильной фазы к динамической фазе российской истории. В подобного рода период личность оказывается как бы заброшенной в историческую ситуацию развития (по аналогии с «социальной ситуацией развития» в смысле Л.С.Выготского), в которой происходит ломка традицион-ной системы ценностных ориентации, обостряется поиск личностной и групповой идентичности, возрастает влияние индивидуальных действий личности на траекторию разви-тия исторического процесса. В результате психолог для вы-работки логики действий, помогающих личности пережить драмы смутного времени, вынужден работать как психоис-торик, проектировать разные варианты ситуации истори-ческого развития, не ограничиваясь известной формулой «здесь и теперь».

Тем самым нынешнее время перемен подталкивает психолога к двойному испытанию историей. Ему пред-стоит выдержать проверку на чувствительность психо-логии личности к истории, а также на причастность пси-хологии личности к происходящим в стране переменам. Ареной для проверки чувствительности психологии по отношению к истории являются многолетние «бои за психологию в истории» (М.Блок, Л.Февр) и «бои за историю в психологии» (Л.С.Выготский). Одним из след-ствий этих многолетних дискуссий о взаимоотношениях между психологией и историей стало возникновение раз-личных гибридных дисциплин - «палеопсихологии» (Б.Ф.Поршнев), «исторической психологии» (И.Мейерсон, Ж.-П.Вернан и др.) и «психоистории» (Э.Эриксен, Л.ДеМоуз).

Другим следствием выяснения взаимоотношений между историей и психологией является пересмотр самих исходных парадигм в разных областях психологии. Впечатляю-щим примером претензий психологов на причастность к происходящим в истории событиям может служить статья с нарочито эпатирующим названием «Социальная психо-логия как история», принадлежащая известному социаль-ному психологу К.Джерджену. Интенция такого рода пере-смотра парадигм в социальных и поведенческих науках во многом обусловлена установкой на превращение своей науки в науку, делающую историю, а не только изучающую ее. Именно такой попыткой откликнуться на вызов нашего тревожно-го времени и является историко-эволюционный подход в психологии личности как конструктивной действенной пси-хологии, а также организация опирающихся на этот под-ход служб практической психологии.

Перечень оснований, высвечивающих смысл постановки проблемы историко-эволюционного подхода в психологии личности, был бы бледным и неполным без упоминания еще одного завершающего обстоятельства: альфой и омегой историко-эволюционного подхода является выделение сози-дающего методологического потенциала практической психо-логии личности, призванной в перспективе вывести устав-шую от разных академических болезней психологию личности из кризиса. При всей своей «дикости» и эклектичности прак-тическая психология личности уже на ранних этапах своего рождения выполняет конструктивную функцию преодоле-ния психологии «частичного» человека. Она также изначаль-но сопротивляется различным внугридисциплинарным и меж-дисциплинарным дроблениям знаний о развитии человека в истории природы и общества. Практической психологии лич-ности тесно только лишь в рамках возрастной, педагогичес-кой, клинической или какой-нибудь другой отдельной от-расли психологической науки. В известном смысле практическая психология обречена на то «верхоглядство», без которого не существует никакого междисциплинарного синтеза. Поэтому, пока представители академической психо-логии спорят, относить ли М.М.Бахтина или Ю.М.Лотмана к обитателям пространства «истинной» психологии, или ос-тавить их за его границей, назвав «филологом» первого и «семиотиком» второго, практические психологи, например, уже строят процесс общения с учетом диалогической теории сознания и семиотической теории культуры (см., например, сборники Charting the Agenda. Educational Activity after Vygotsky. Ed. by H.Daniels, 1994; Vygotsky and Education. Instructional Implications and Applications of Sociohistorical Psyhology. Ed. by L.Moll, 1994). Тем самым в практической психологии лич-ности могут быть преодолены внутридисциплинарные и меж-дисциплинарные барьеры, затрудняющие построение пси-хологии развития личности. Источник методологического потенциала практической психологии, на оселке которой осу-ществляется проверка сильных и слабых сторон историко-эволюционного подхода, заключается в том, что объектом приложения ее усилий изначально оказывается конкретный человек в конкретной социоисторической ситуации разви-тия. Поэтому в поисках выхода из кризиса психологии личности остается вслед за Л.С.Выготским повторить, что практическая психология - тот камень, который презрели строители - стал во главу угла историко-эволюционного подхода, разработка которого может повлечь за собой изме-нение общественного статуса психологии в России, превра-щение ее в науку, делающую историю.

При разработке историко-эволюционного подхода в пси-хологии личности необходимо учитывать возможности раз-ных уровней методологии: философского, общенаучного, конкретно-научного уровней, а также уровня методики и техники исследования (Э.Г.Юдин), позволяющих увидеть картину развития человека в самых разных временных мас-штабах - от макроэволюции природы до динамики приня-тия решения в той или иной конкретной жизненной ситуа-ции. В связи с этим среди широкого спектра концепций развития человека далее будут названы, прежде всего, те, которые определили общий методологический каркас и смысл историко-эволюционного подхода в психологии лич-ности:

* концепция понимания человека как «мира человека», порождаемого в ходе естественноисторического про-цесса становления человечества (К.Маркс); » критика идеала рациональности в различных теориях познания (М.К.Мамардашвили);

» теория перехода биосферы в ноосферу (В.И.Вер-надский);

* концепция поведения неравновесных систем в неживой и живой природе (И.Пригожий);

* синтетическая теория эволюции (И.И.Шмальгаузен);

* концепция эволюционного прогресса (А.Н.Северцов, К. М. Завадский);

* представление о преадаптации в эволюционном про-цессе (Н.И.Вавилов);

* гипотеза о роли вариативного рассеивающего отбора в антропосоциогенезе (В.П.Алексеев);

* концепция эволюции целенаправленной активности в контексте «физиологии активности» (Н.А.Бернштепн);

* семиотическая концепция культуры (Ю.М.Лотман);

* диалогическая концепция гуманитарного познания (М.М.Бахтин);

* культурно-историческая концепция развития высших психических функций (Л.С.Выготский);

* деятельностный подход в психологии (А.Н.Леонтъев, С.Л. Рубинштейн).

Наряду с указанными выше методологическими уста-новками существенную роль в разработке историко-эволюционного подхода в психологии личности также сыг-рали общепсихологическая теория установки (Д.Н.Узнадзе), Феномен коллективного знания: согласование индивидуальных... наличием значимых целей в будущем. Литература Асмолов А. Г. Психология личности : принципы общепсихологического ана­лиза. М., 1990 ...

Книги:

  • Асмолов А.Г. Деятельность и установка (1979)
  • Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования (1984)
  • Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов (1985)
  • Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе (1986)
  • Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров (1996).
  • Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.
  • Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.:Смысл. 2002 - 480 с.
  • Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007 - 528 с.
  • Асмолов А.Г. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Просвещение. 2007
  • Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования №1, 2008 С.65-86
  • Asmolov A.G. Vygotsky today: on the verge of non-classical psychology. New York. 1998

Статьи:

  1. Асмолов А.Г. Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности // Вопросы психологии. 1980. №3
  2. Асмолов А.Г. Диспозиционная структура регуляции социального поведения личности: от гипотезы к концепции // Вопросы психологии. 1980. №3
  3. Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. 1982. №2
  4. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. 1983 №3
  5. Асмолов А.Г. , Величковский Б. М. Проблемы преподавания психологии для непсихологов // Вопросы психологии. 1984.№3
  6. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 1986. №1
  7. Асмолов А.Г. Непройденный путь; от культуры полезности - к культуре достоинства // Вопросы психологии. 1990. №5
  8. Иванченко В.Н., Асмолов А.Г. , Ениколопов С.Н. Установки личности и противоправное повеление // Вопросы психологии. 1991. №2
  9. Асмолов А.Г. , Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора - к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. №1
  10. Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопросы психологии. 1994. №6
  11. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопросы психологии. 1999. №1
  12. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и этносоциология образования: второе рождение // Вопросы психологии. 1999. №4
  13. Асмолов А.Г. Полифония личности А.Р. Лурия и гамбургский счет в психологии // Вопросы психологии. 2002. №4
  14. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности // Вопросы психологии. 2003. №4
  15. Асмолов А.Г. Вперед к Д. Б. Эльконину: неклассическая психология будущего // Вопросы психологии. 2004. №1
  16. Асмолов А.Г. Назад - к методологии психологии // Вопросы психологии. 2004. №3
  17. Асмолов А.Г., Цветков А.В. О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики // Вопросы психологии. 2005. №1
  18. Асмолов А.Г., Пастернак Н.А. Познавательный эгоцентризм как механизм социального поведения личности // Вопросы психологии. 2006. №2
  19. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. 2007. №4
  20. Асмолов А.Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. 2008. №5
  21. Асмолов А.Г. , Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. №3

С этим автором также ищут:

А.Г. Асмолов - Психология индивидуальности

Биография

Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. Старший лаборант, ассистент кафедры общей психологии (1972-1981), доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ (1981-1988). Кандидат психологических наук (1976), доктор психологических наук (1996), профессор (с 1996 г.). Работает в МГУ с 1972 г., в должности профессора кафедры общей психологии с 1992 г. Заведующий кафедрой психологии личности. Главный психолог Гособразования СССР (1988-1992 гг.); зам. и первый зам.министра образования России (1992-1998); вице-президент Общества психологов СССР при АН СССР (с 1989 г.); вице-президент Российского Общества Психологов (с 2000 г.), член-корр. Российской академии образования (с 1995 г.) академик Российской академии образования (с 2008 г.), зам.председателя Экспертного совета по психологии и педагогики ВАК"а; главный редактор журнала "Педология" (1999-2004), гл.редактор журнала "Век толерантности", член 5-ти редакционных советов и 2-х экспертных советов, член Общественного совета Российского еврейского конгресса, Член президиума Российского еврейского конгресса, член Международного общества культурно-деятельностных исследований ISCAR. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2005). Награждён почетными значками Гособразования СССР, Минобразования Российской Федерации, медалью К. Д. Ушинского, золотой медалью Российской академии образования, лауреат Национального психологического конкурса "Золотая психея". А. Г. Асмоловым опубликовано свыше 330 научных работ.

Интересные факты:

    участвовал в разработке программы "Что, где, когда"

Научная деятельность

Область научных интересов: общая психология, психология личности, методология психологии, культурная антропология, историческая психология, этнопсихология, практическая психология образования.

Докторская диссертация выполнена на тему: «Историко-эволюционный подход в психологии личности» (1996). В работе реализован комплексный междисциплинарный подход к психологии личности, соединяющий биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую ориентацию на базе межкультурного взаимодействия.

Представлена оригинальная концепция личности, реализующая общесистемные принципы анализа человека, подчеркивающая роль культуры, историко-эволюционный смысл деятельности личности, её предадаптивной, неадаптивной и адаптивной активности.

Выделены универсальные закономерности развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, выступающие в качестве основы понимания эволюционного смысла возникновения различных индивидных свойств человека и проявлений индивидуальности в эволюции природы и общества (принцип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению как условие развития эволюционирующих систем, обеспечивающее их адаптацию и изменчивость, принцип возникновения избыточных преадаптивных элементов эволюционирующих систем, способных обеспечить резерв их вариативности в неопределенных критических ситуациях и др.).

Данные принципы позволили раскрыть специфику эволюции в социальной истории человечества и эвристичность использования в психологии личности представлений об особом «рассеивающем отборе».

А. Г. Асмолов прогнозирует появление научных дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества.

Разработана концепция уровневой природы установок личности, как механизмов стабилизации поведения, дана классификация неосознаваемых психических явлений, смысловая концепция индивидуальности.«Народ хочет знать»

А. Асмолов рассказал, как бороться с ущемлением прав детей в России в ходе круглого стола в РИА Новости .

«Российское образование в опасности?»

Академик А.Г. Асмолов о дополнительном образовании

Информационно-образовательные программы для детей

Детство как стратегический ресурс развития общества

"Психология в психозойскую эру..."

"Стратегия социокультурной модернизации образования в России"

Выступление А.Г. Асмолова на открытии V съезда РПО

В учебнике психология личности предстает как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире. С привлечением разрозненных ранее фактов из эволюционной биологии, культурной антропологии, истории, социологии, филологии и медицины обсуждаются вопросы о происхождении человека, норме и патологии личности, социальных программах поведения, роли конфликтов и взаимопомощи в развитии личности, мотивации личности и поиске человеком смысла существования. Для преподавателей и студентов психологических факультетов университетов, а также специалистов пограничных областей человекознания, желающих расширить горизонты своего сознания. 3-е издание, исправленное и дополненное.

Из серии: Психология для студента

* * *

компанией ЛитРес .

Предисловие

Задача любого учебника заключается в том, чтобы «остановить мгновение» и отразить современное состояние той или иной области научного знания, то есть обобщить основные факты, закономерности, категории и методы, раскрывающие предмет научной дисциплины. Так обстоит дело в науках, которые уже миновали период своего становления и достигли эпохи научной зрелости. В психологии, возраст жизни которой как самостоятельной науки исчисляется не веками, а десятилетиями, положение дел складывается по-иному. «Исторически состояние нашей науки таково, – писал в свое время Л.C. Выготский, – что существует много психологий, но не существует единой психологии. Мы могли бы сказать, что потому и возникает много психологий, что нет общей, единой психологии. Это значит, что отсутствие единой научной системы, которая охватывала бы и объединяла все современное психологическое знание, приводит к тому, что каждое новое фактическое открытие в любой области психологии, выходящее за пределы простого накопления фактов, вынуждено создавать свою собственную теорию, свою систему для объяснения и понимания вновь найденных фактов и зависимостей, вынуждено создавать свою психологию – одну из многих психологий».

В подобной ситуации автор учебника или учебного пособия по психологии не может занять позицию беспристрастного наблюдателя и, уделяя внимание преимущественно искусству дидактики, запечатлеть современное состояние психологии. Последнее замечание особенно относится к психологии личности, которую наряду с богатством фундаментальных исследований и оригинальных экспериментальных фактов характеризует множество нерешенных проблем, разрозненных эмпирических данных и не пересекающихся друг с другом исследований. Столкновение мнений между представителями различных направлений начинается уже в самом исходном пункте психологического анализа личности и проявляется в постановке вопроса: что же представляет собой феноменология в этой области психологии ?

Все это свидетельствует о том, что в стремительно развивающейся психологии личности отсутствует логический стержень, который бы позволил рассматривать психологию личности как целостную систему знаний. В связи с этим специфика работы по созданию данного учебника по психологии личности состоит в том, что его написание является одновременно построением психологии личности как самостоятельной дисциплины и особого направления психологии.

Изложение представлений о психологии личности как целостной системе знаний – центральная задача настоящего учебника. При решении этой задачи не следует смешивать целостность представлений о направлениях науки с беспроблемностью, а получение знаний о психологии личности – с вручением набора рецептов для ответа на самые разнообразные и неожиданные вопросы, которые может поставить перед будущим профессиональным психологом жизнь. Изложить представления о психологии личности, обойдя все острые углы, – это значит исказить существующее в психологии личности положение вещей и невольно заложить основы для формирования у будущего психолога чувства беспомощности, когда за стенами университетов неумолимая практика внесет свои коррективы в его образ психологической науки. Именно поэтому освещение любого вопроса в учебнике начинается с выделения тех проблем, которые часто еще только ждут своего решения, а обсуждение этих проблем строится как диалог, который будущий специалист может продолжить в своей профессиональной работе. При этом само знание о психологии личности выступает как необходимое условие формирования у психолога умения формулировать выдвигаемые практикой задачи в такой форме, чтобы в самом вопросе уже содержался верный путь к его решению, к поиску методов, дающих возможность достичь поставленной цели.

По массиву эмпирических фактов, каскаду разнообразных экспериментов, очереди спешащих сменить друг друга теорий психология личности в конце XX в. потеснила другие отрасли психологической науки. Темп развития психологии личности станет более ощутимым, если привести следующие факты, затрагивающие только одну из проблем психологии личности – проблему «Я». Если в 1969 г. этой проблеме было посвящено около четырехсот публикаций, то в 1980 г. их количество перешло за тысячу. Одно за другим за рубежом выходят многотомные издания по психологии личности, особенно учебники, посвященные изложению многочисленных теорий личности. Однако попытка изложить набор фактов, методов и теорий бессмысленна вовсе не только потому, что их объем непомерно велик. Дело заключается в другом. Логика преподавания любой науки, в том числе и психологии, во времена информационного перенасыщения не должна основываться на бесконечном расширении объема изучаемого материала.

Учебник не информирует о многочисленных явлениях, методах и концепциях психологии личности, а знакомит студентов с основными принципами, исходными пунктами изучения психологии личности, то есть учит студентов учиться , – так сегодня ставится вопрос о логике преподавания психологии. Вместе с тем опасно впасть и в другую крайность – крайность скольжения по верхам, незнания истории своей науки, отсутствия бережного и уважительного отношения к добытым в науке фактам. В курсе «Психология личности» надежной гарантией против незнания истории науки служит сочетание издания учебников с изданием хрестоматий, в которых представлены оригинальные концепции и теории, изложенные самими создателями.

В качестве основания для интеграции разрозненных эмпирических фактов и течений в учебнике выступает историко-эволюционный подход к изучению личности , который задает общую стратегию для освещения вопросов о соотношении биологического и социального в личности, мотивации развития личности, механизмов регуляции социального поведения личности, творчества индивидуальности, характера и способностей.

Этот подход помогает будущим специалистам увидеть ограниченность распространенных в психологии мифов, в соответствии с которыми развитие личности выводится из механического взаимодействия двух факторов – наследственности и социальной среды; целями жизни личности считаются стремление к равновесию и выживанию, а структура личности мыслится как коллекция индивидуальных черт.

Историко-эволюционный подход ставит во главу угла новую схему детерминации развития личности, раскрывающую взаимоотношения между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства человека (например, темперамент, задатки) выступают как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, а общество – как условие осуществления деятельностей, коммуникаций, в ходе которых человек приобщается к миру культуры. Подлинным основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, в которой осуществляется социализация личности, в том числе – усвоение заданных социальных ролей, культурных норм восприятия, мышления и поведения. Однако ролевое поведение – это только начальная точка отсчета в развитии личности. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуациях выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклоненных и изобретенных альтернатив. Связь между индивидом , несущим видовой опыт человечества (опыт биогенеза, антропогенеза и индивидуального онтогенетического развития человека), личностью , приобщающейся к различным картинам мира и типовым формам поведения в социогенезе как истории человечества, и индивидуальностью , строящей себя и мир в персоногенезе как жизненном пути человека, передается формулой:

«Индивидом рождаются.

Личностью становятся.

Индивидуальность отстаивают ».

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека (А. Г. Асмолов, 2007) предоставлен нашим книжным партнёром -

Название : Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека (3-е изд., испр. и доп.)

Год : 2007

Издательства : М.: Академия, Смысл

ISBN : 978-5-89357-221-6; 978-5-7695-3062-3

Страниц : 528

Серия : Психология для студента

Формат : DjVu

Размер : 6,07 Mb

В учебнике психология личности предстает как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире. С привлечением разрозненных ранее фактов из эволюционной биологии, культурной антропологии, истории, социологии, филологии и медицины обсуждаются вопросы о происхождении человека, норме и патологии личности, социальных программах поведения, роли конфликтов и взаимопомощи в развитии личности, мотивации личности и поиске человеком смысла существования.

Для преподавателей и студентов психологических факультетов университетов, а также специалистов пограничных областей человекознания, желающих расширить горизонты своего сознания.

«Психология личности». Пятнадцать лет спустя (предисловие к третьему изданию в жанре исповеди) 3
«Психология личности». Десять лет спустя (предисловие ко второму изданию) 10
Предисловие 30

Раздел I. Уровни методологии науки и проблема личности
Глава 1. От феноменологии личности - к уровням методологии науки 37
Особенности познавательной ситуации изучения личности 37
Многомерность феноменологии личности 40
Глава 2. Проблема человека в философской картине мира 56
Функции философской методологии и человекознание 56
Бытие человека в мире - исходный пункт философской концепции человека 67
Глава 3. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека 76
Общая характеристика уровня системной методологии науки 76
Человек и его место в различных системах 81
Истоки историко-эволюционного подхода к пониманию человека 93
Принципы историко-эволюционного подхода к пониманию человека 102
Глава 4. Принципы системно-деятельностного подхода - конкретно-научной методологии изучения человека в психологии 117
Категория деятельности в психологии личности 117
Принцип объектной и предметной детерминации деятельности человека 120
Принцип реактивной и активной организации процессов деятельности человека 128
Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условие развития деятельности человека 134
Интериоризация/экстериоризация как механизм социализации человека 140
Опосредствование и сигнификация как механизмы овладения и саморегуляции поведения человека 145
Принцип зависимости психического образа от места отражаемого объекта в структуре деятельности человека 150
Принцип психологического анализа «по единицам» как оппозиция принципу анализа «по элементам» 153
Глава 5. Движущие силы и условия развития личности 164
Среда, наследственность и развитие личности 164
Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности 173
Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность - предпосылки и основание развития личности 184

Раздел II. Человек как индивид: биогенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности
Глава 6. Роль индивидных свойств человека в развитии личности 207
Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми 207
Организация личности и индивидные свойства человека 214
Схема индивидных свойств человека и особенности регуляции поведения личности 226
Глава 7. Органические побуждения индивида и их влияние на способы осуществления поведения личности 239
«Потребности нужды» и «потребности роста» 239
Глава 8. Проблемы исследования индивидно-типических свойств человека 246
Конституционные типологии темперамента и характер личности 248
Основные направления исследования темперамента в психофизиологии индивидуальных различий 258
Глава 9. Развитие возрастно-половых свойств индивида в процессе социализации личности 270
«Биологический» возраст и периодизация развития индивида 272
Психология половых различий 282

Раздел III. Человек как личность: социогенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности
Глава 10. Социально-исторический образ жизни - источник развития личности 296
Глава 11. Социотипическое поведение личности в истории культуры 303
Социотипическое поведение личности и его надсознательные проявления. Национальный и социальный характер 305
Социогенетические истоки развития личности 310
Диспозиционная регуляция социотипического поведения личности 319
Глава 12. Уровни межличностных отношений и проявления личности в совместной деятельности 325 Особенности отношений личности в системе «роль-для-группы» 325
Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений 327
Уровень анализа отношений личности в системе «роль-для-себя» 333
Глава 13. Содействие - основа социализации личности 335
Феномен «психологического симбиоза» 337
От содействия - к самоконтролю поведения личности 339
Три грани социализации личности 341

Раздел IV. Человек как индивидуальность: персоногенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности
Глава 14. Индивидуальность личности и ее жизненный путь 351
Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности как субъекта выбора 353
Глава 15. Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности и их динамика 355
Особенности мотивационно-смысловых отношений индивидуальности 357
Глава 16. Мотивация развития индивидуальности 367
Три подхода к изучению мотивации индивидуальности 368
Глава 17. Психологический возраст и периодизация психического развития индивидуальности 372
Психологический возраст личности 372
Периодизация психического развития 375
Глава 18. Личность и характер 381
О клиническом подходе к изучению характера 381
Динамический подход к изучению характера 383
Глава 19. Методические приемы практической психологии личности 388
Психологический предмет воспитания 389
Методический принцип прерывания деятельности 390
Методический принцип деятельностного опосредствования МОТИВОВ и СМЫСЛОВЫХ установок личности 394
Глава 20. Самоосуществление индивидуальности 397
Специфика личностного выбора 397
Феномен «борьбы мотивов» и психологическая защита 399
Феномен «игры стилями» 402
Черты самоактуализирующейся личности 405
Выход за пределы самого себя и социальное бессмертие 407

Заключение 411
Приложение 1. Социальная биография культурноисторической психологии: круги общения Лев Выготский: штрихи к портрету Моцарта в психологии 414
XXI век: психология в век психологии (послание А.Н. Леонтьева) 419
Полифония личности Александра Лурия и гамбургский счет в психологии 439
Неклассическая психология будущего: вперед к Даниилу Эльконину 447
Приложение 2. Как изучать психологию личности: диалог между Вадимом Розиным и Александром Асмоловым Вадим Розин: «Возможно ли целостное изучение личности?» 458
Александр Асмолов: «Психоанализ самого себя, или Откровенный разговор о мотивах построения учебника "Психология личности”» 482
Приложение 3. Психология как конструирование миров Психология «обыкновенного фанатизма» 485
Как закалялась. «Молодая гвардия»: историческая травма утраты смысла жизни 495
Практическая психология и проектирование вариативного образования: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности 500
Приложение 4. Квалификационная характеристика профессии «Психология личности» 519

  1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2003. С.7-78
  2. Битянова М. Р. Социальная психология. М., 2001. С.387-391
  3. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996. С. 7-182
  4. Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. М., 2004. С.69-239
  5. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999. С.126-179
  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. С.72-113, 117-143
  7. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 2001. С. 17-146, 227-252

Дополнительная литература:

1. Введение в социальную психологию /Под.ред. Хьюстон М., Штребе В. М., 2004. С.24-43

2. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.14-35

3. Новиков В.В. Социальная психология. М., 2003. С.108-122

4. Психология самосознания. Самара/ Под.ред. Райгородского Д.Я. 2000. С.7-44

5. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 2000. С.14-33

6. Социальная психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.70-76

7. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. Екатеринбург, 1999. С.135-147

8. Теории личности в западно-европейской и американской психологии /Под.ред. Райгородского Д.Я. Самара, 1996. С.16-478

Тема: Зависимость человека от социальной среды

Задачи:

В ходе занятий студенты:

- рассмотрят механизмы зависимости человека от социума

Научаться дифференцировать положительные и отрицательные аспекты зависимости в регуляции социального поведения личности

Приобретут навыки участия в групповой дискуссии

Ход работы: студенты выполняют доклады по предложенным ниже темам. Затем проводится групповая дискуссия-обсуждение по изложенному материалу.

Темы докладов

1. Социальные потребности и социальная мотивация

2. Конформизм и индивидуализм.

3. Бегство от свободы

4. Социализация: основные направления исследований

5. Социальное влияние

Основная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 2002. С.42-328

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005. С.180-220, 256-276

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001. С.345-365, 391-404

4. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2003. С.98-135, 194-209

5. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М., 2001. С.10-154

6. Духовный кризис /Под.ред. Грофа С., Гроф К. М., 2000. С.19-233

7. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. С.89-109, 115-183

9. Немов Р.С. Общие основы психологии. М., 1994. С.284-285, 390-427



10. Пайнс Э., Маслач К Практикум по социальной психоло­гии. СПб., 2000. С.46-105, 140-240, 282-484

11. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.237-307, 365-448

  1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. С.122-196

Дополнительная литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991

2. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология. СПб., 2003. С.261-397

3. Введение в социальную психологию /Под.ред. Хьюстон М., Штребе В. М., 2004. С.275-428

6. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983

7. Орлов А.Б.Личность и сущность // Вопросы психологии,
1995. №2

8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999. С.126-225

9. Психология самосознания. Самара/ Под.ред. Райгородского Д.Я. 2000. С.123-242

10. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 2000. С.82-84

11. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. Екатеринбург, 1999. С.177-196, 282-292

12. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. СПб., 2004. С.316-346, 540-614

ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1999. С.410-421

Раздел II. Социально-психологические аспекты социализации индивида

Тема: Социальная ситуация развития и проблемы адаптации

Задачи:

В ходе занятий студенты:

- проанализируют этапы социализации как процесса последовательной адаптации личности в социальных ситуациях и развития в них

- овладеют навыками комплексного анализа социально-психологической адаптации человека в различных социальных и возрастных ситуациях

Ход работы: студенты разбиваются на группы и готовят ответ на один из вопросов для обсуждения. Каждая группа делает устный доклад, после чего проводится фронтальный опрос по теме семинара.

Вопросы для обсуждения

1. Как происходит расширение социальной ситуации развития
в онтогенезе?



2. Что значит «быть адаптированным» в социальной среде,
обществе, культуре?

3. Покажите динамику микро- и макросоциализации. Почему
подростковая субкультура не является макросредой?

4. Объясните смысл китайского выражения: «42 года - возраст,
в котором становишься мудрым».

5.Почему К.Г.Юнг считал, что к 56-ти годам человек «должен
освободиться из плена социального Я»?

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005. С.227-255

  1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2003. С.26-113, 238-259

3. Битянова М. Р. Социальная психология. М., 2001. С.391-424

5. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996. С. 7-182

6. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.14-35, 62-100

  1. Психология человека от рождения до смерти /Под.ред. Реана А.А. М., 2002. С.20-92

8. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.145-236, 308-364

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. С.39-385

10. Социальная психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.349-377

  1. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1999. С.25-51, 110-133, 163-206, 216-235, 248-260, 280-291, 315-322, 334-353, 379-392, 416-420, 481-501, 514-520, 533-547

12. Шибутани Т. Социальная психология Ростов н/Дону, 1998. С.396-507

Дополнительная литература:

1. Алмазов Б.Н. Очерки клинической психологии. Екатеринбург, 2006. С.33-99, 138-165

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2007. С.274-287

3. Введение в социальную психологию /Под.ред. Хьюстон М., Штребе В. М., 2004. С.48-69, 277-387

4. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2003. С.136-151

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх