Дидактические игры по русскому языку в начальной школе. Внеклассное мероприятие "занимательные игры по русскому языку" Русский язык для начинающих игры

Елена Лебедева
Занимательные игровые задания по русскому языку

Занимательный русский язык .

1) Игровые задания , направленные на отработку орфографических норм.

Игра «Словарное лото»

Каждый ребенок получает карточку, на которой написано 8 словарных слов. Учитель или ученик достает из коробочки карточки и читает слова. Ребенок, у которого есть такое слово на карточке, закрывает его фишкой. В конце игры выявляем победителя, т. е кто первый из детей закрыл слова. Затем учитель дает задание : списать слова, выполнить взаимопроверку, поставить оценки друг другу.

Карточки для игры

весело огурец

собака овощи

магазин топор

берёза урожай

быстро огурец

молоко ученик

магазин учительница

берёза машина

Игра «Мягкая посадка»

При отработке какой-либо темы или орфограммы эта игра побуждает интерес, активизируя весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово или вопрос прозвучит. Например, изучается тема «Правописание безударных гласных» . Учитель бросает мяч и называет слово «земляной» . Ученик ловит мяч и называет проверочное слово «земли» . Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием , продолжает стоять и пытается исправить положение.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа.

Стол – столовая

Мебель – мебельная

Диван – диванная

Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.

Игра «Кто быстрее?»

Переставьте слоги местами. Запишите полученные слова, разделите их на слоги.

Качай чайка

Камыш мышка

Навес весна

Рано нора

Наши шина

Насос сосна

2) Игровые задания , направленные на отработку орфоэпических норм.

Игра «Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор из слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. Пример : даны слова – километр, шофёр, центнер, крапива, свекла, сантиметр.

Игра «Пригласите друга на обед»

Ученикам предлагается список меню обеда, на который необходимо пригласить друга. В меню, конечно, записаны слова : щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот, тефтели. Детям необходимо обратиться к друзьям, зачитав им меню без ошибок. Можно обыграть ситуацию встречи друзей.

Игра «Конкурс дикторов» .

Учащимся необходимо прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенные слова. «Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3 – й декады текущего месяца до конца квартала».

3) Игровые задания , направленные на развитие речи.

Учащимся 1 класса очень полезны такие игры, т. к. как они развивают речь, познавательный интерес, воображение, моторику рук.

Игра «Запишем сказку»

Учитель читает детям сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из 4-5 основных эпизодов, затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно : практически у всех детей связный пересказ вызывает трудности. Успокойте ребенка и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку можно с помощью картинок. Дети рисуют на листочке несколько квадратов. Вместе с детьми вспоминаем, о чем говорилось в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате рисуют девочку около домика. Затем так же рисуют продолжение сказки. Учитель помогает делить сказку на смысловые части.

В результате дети зарисовывают в картинках весь сюжет и пересказывают сказку по своим иллюстрациям.

Игра «Давайте сочинять!»

Предложите детям сочинить сказку. Определите тему – придумать сказки о зайчиках. Затем обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке : он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику, зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу? Через несколько минут дети рассказывают сказки, которые обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная сказка.

Игра «Волшебный лес»

Каждый участник игры получает лист бумаги и карандаши. На листе выполнены незаконченные изображения (см. далее) .

Детям необходимо нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Затем рассматриваете рисунки, слушаете истории и отмечаете наиболее полные, оригинальные.

Игра «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов : а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, с

Назвать слова, противоположные по значению : Тонкий - Острый - Чистый - Громкий - Низкий - Здоровый - Победа - и т. п.

Игра «Кто больше?»

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например : ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т. д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Можно использовать и другие варианты :

Предлагается слово-корень : стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например : ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

4) Игровые задания , направленные на систематизацию знаний о частях речи.

Игра «Домино» (по теме «Глагол» )

Каждый участник игры получает карточку, которая разделена на две части. В одной части написано начало правила или формулировка вопроса, на другой продолжение ответа. Дети должны соединить по принципу домино все карточки.

Какие суффиксы имеют глаголы в прошедшем времени перед суффиксом -л-? Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Чем чаще всего выражен глагол в предложение? Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени?

Какое окончание имеют глаголы II спряжения? В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

Игра «Зебра» (по теме «Имя существительное» )

Игру можно проводить в группах. Каждая группа получает полоски бумаги белого и черного цвета. На белых полосках написаны вопросы по теме, а на черных детям необходимо записать ответы. Чередуя полоски между собой, дети составляют рисунок «зебры» . Побеждает та группа, которая быстрее всех и правильней запишет ответы на вопросы.

Игра «Собираем урожай» (по теме «Имя прилагательное» )

Эту игру можно проводить в конце урока или в конце изучения данной темы. Учитель раздает детям картинки яблок, груш, слив, вишен, абрикосов (можно по несколько штук каждому ребенку, на столе стоит корзина. Предлагает детям : «Давайте соберем урожай. Надо сформулировать правило по теме «Имя прилагательное» и опустить картинку в корзину. Формулировки правил не должны повторяться. Давайте посмотрим, кто больше всех положить фруктов и ягод в корзину».

Игра «Чистая доска»

Детям очень нравится эта игра. Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах доски записывают вопросы, которые могут выражены как в обычной форме, так и схемой. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре : «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моём объяснении. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Другой вариант (когда игра проводится не в первый раз) игры может включать небольшое соревнование : «Какой ряд учащихся поможет убрать с доски больше вопросов?» Если некоторые вопросы останутся без ответа, то они автоматически становятся для ребят домашним заданием .

5) Лексико-фразеологические игры.

Игра «Собери, объясни, докажи»

Игру можно проводить как индивидуально, так и в командах, группах, в парах. Детям предлагается набор слов на полосках бумаги. За определенное время необходимо составить фразеологические обороты, объяснить смысл, привести пример из жизни, или литературного произведения. Например : КАК, МАКАР, СВИСТИТ, НА ЯЗЫКЕ , ВЕТЕР, ВЕРТИТСЯ, В КАРМАНАХ. В РУКАВИЦАХ, КАНУЛ, ТЕЛЯТ, В ВОДУ, НЕ ГОНЯЛ, ЕЖОВЫХ.

Игра «Угадай-ка!»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

Игра «Наоборот»

Эта игра аналог предыдущей, только наоборот. Учитель называет детям слова, а ребята должны заменить фразеологическими оборотами.

Например : метко – не в бровь, а в глаз. Неожиданно – как снег на голову. Тесно – негде яблоку упасть. Темно – хоть глаз выколи.

Игра «Аукцион»

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Например : покупать кота в мешке, всяк кулик свое болото хвалит, мартышкин труд, брать быка за рога, комар носа не подточит.

6) Существует еще один вид игр, отличительным признаком которых является внешние правила. Их называют тренинговыми. К ним относятся :

1) настольные игры; (домино, лото) ;

2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки) .

Педагогами и психологами доказано, что составление интерактивных игр самими детьми способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и развитию письменной речи, систематизации знаний по темам, развивает внимание, мышление, умение выделять основное, развивает познавательную активность

На уроках можно предложить детям решение кроссвордов, составленных как учителем, так и детьми.

По теме «Имя существительное» 3-й класс

По теме «Местоимение» 3-й класс

Занимательный русский

Слайдов: 22 Слов: 926 Звуков: 0 Эффектов: 73

Занимательный русский. Универсальные учебные действия. Мотивационный этап. Знания. Помидор. Страна словарных слов. Весёлые рифмы. Шёл дождь. Запоминалки. Преогромный огурец. Кто это сказал. Картина. Квартира. Картофель. Приёмы запоминания словарных слов. Ботанический сад. Москва. Третий лишний. Деревня. Словарные сказки. - Занимательный русский.pptx

Игры на русском языке

Слайдов: 8 Слов: 317 Звуков: 0 Эффектов: 8

Игра на уроках русского языка и литературы. Ф.Шиллер. Функции игры. Познавательный интерес, активизация деятельности. Развитие ВМ, логического мышления, творческих способностей. Коммуникативная. Социализация, толерантность. Межнациональная коммуникация. Повышение самооценки. Условия использования игр на уроках: Возможности использования игровых технологий: - Игры на русском языке.ppt

Игра на уроке русского языка

Слайдов: 14 Слов: 375 Звуков: 0 Эффектов: 55

Игра «счастливый случай». Приветствие. Найди вторую половину пословицы. Отгадайте загадки. Тёмная лошадка. Разгадайте ребусы. Ребусы. Значения фразеологизмов. Заполните клетки синонимами. Подготовить по два вопроса. Ответить на вопросы. Гонка за лидером. - Игра на уроке русского языка.pptx

Игра по русскому языку в школе

Слайдов: 47 Слов: 455 Звуков: 0 Эффектов: 0

Причастия. Действительные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Деепричастный оборот. Частица. Деепричастие. Наречие. Наречия изменяются по разрядам. В предложении наречие является обстоятельством. Глагол. Глаголы совершенного вида. Переходные глаголы. Как писать правильно. Кто автор картины. И.Попов. С.Григорьев. Сколько звонких согласных. Назовите произведение. Графика. Устное народное творчество. Определите жанр УНТ. Солнышко, покажись. Отгадай загадку. - Игра по русскому языку в школе.ppt

«Своя игра» по русскому языку

Слайдов: 29 Слов: 1025 Звуков: 0 Эффектов: 46

Своя игра. Команды. Фонетика. Графика. Орфография. Запишите в старой орфографии слова. Вставьте пропущенные буквы. Попробуйте читать звуки. Вода. Слова с одинаковыми приставками. Морфемика. Словообразование. Карманчик. Лексика. Фразеология. Слово «спасибо». Рубль. Подножка. Морфология. Синтаксис. Формы единственного числа. Предложение. Сказуемое. Дополнительные задания. Определим. Согнула жизнь меня в дугу. Синонимы. Существительное женское рода. - «Своя игра» по русскому языку.pptx

Игра-конкурс по русскому языку

Слайдов: 35 Слов: 1356 Звуков: 0 Эффектов: 58

Словарь. Полученные знания. Оценка. Слова-образы. Искры чувства. Обратимся к истокам. Слова. Грона. Конверты. Анабиоз. Конкурс. Названия. Фамилии. Шутка. Ударения. Антонимы. Кто быстрее. Верх. Синонимы. Угнетение. Крылатые слова. Значение. Делирий. Русский язык. Пастораль. Советский языковед. Помощники. Награды. Материал. Заведующая библиотекой. - Игра-конкурс по русскому языку.ppt

Развивающие игры на русском языке

Слайдов: 10 Слов: 518 Звуков: 0 Эффектов: 25

Интеллектуальная игра по русскому языку

Слайдов: 68 Слов: 539 Звуков: 0 Эффектов: 5

Слово - речи основа. Вопросы. Возврат. Русский месяцеслов. Русская пословица. Старинные названия зимних месяцев. Месяц июнь. Темные аллеи. Иван Алексеевич Бунин. И. А. Бунин. Литературная страница. Пословицы. Не все коту масленица. Гусь свинье не товарищ. Аппетит приходит во время еды. Назовите авторов русской азбуки. Что значит «ходить фертом». День славянской письменности и культуры. Роман «Война и мир». Октябрь. Травень. Стужень. Июнь. Тема любви. Дворянин. Великий пост. Конный пешему не попутчик. Жажда уходит во время питья. Кирилл и Мефодий. Выражение. - Интеллектуальная игра по русскому языку.ppt

Урок-игра по русскому языку

Слайдов: 26 Слов: 1593 Звуков: 0 Эффектов: 239

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе. Собери слова. Доскажи словечко. Четвёртый лишний. Волшебные превращения. Расшифруйте имена существительные. Пропажа. Слова в словах. Проверьте Незнайку. Запишите слова. Слово женского рода. Шуточные вопросы. Найди определение. Кто быстрее. Словосочетания. Третье лишнее. Восстанови справедливость. Загадки. Замените словосочетания глаголом. Задания для умников и умниц. Определить время глаголов. Закончи пословицу. Угадайте слово. Табун. Мама пришла с работы. Наилучшие пожелания. - Урок-игра по русскому языку.ppt

Викторина по русскому языку

Слайдов: 21 Слов: 435 Звуков: 0 Эффектов: 84

Викторина по русскому языку. «Кто хочет стать миллионером?». 1-й уровень. 1. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? 2.Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло? 3.Кто гладок оттого, что поел и на бок? 4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь. 2-й уровень. 1. Какое растение существует? 2. Какие берега обычно бывают у молочных рек? 3. Какой зайка скакал под елочкой? 4. Какой породы овчарок не существует? 3-й уровень. 1. Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки? 2. Какое молоко никто не пил? 3. Кого в сказках называют Топтыгин? - Викторина по русскому языку.ppt

Викторина для 1 класса

Слайдов: 31 Слов: 732 Звуков: 0 Эффектов: 15

Викторина по русскому языку. Составь из букв слова. Игра «Эхо». Назови детёнышей и их родителей. Назови полное имя, например, Наташа - Наталья. По первым буквам составьте слово. Изографы. Отгадайте загадки. Не на прогулку – на охоту, а он в ней, дети, знает толк. Всё время стучит, деревья долбит. Лесом катится клубок. Серый маленький зверюшка, косоглазый длинноушка. Ягоды в сметане для Вани и для Мани. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. Есть немало рогачей в зоопарке и в лесу. Не хожу и не летаю, а попробуй, догони. Этот зверь почти как кот, играть же с ним опасно, в природе он живет. - Викторина для 1 класса.pptx

Викторина для 5 класса

Слайдов: 22 Слов: 555 Звуков: 0 Эффектов: 0

викторина «Синтаксис». Саша приехал в незнакомый город. Составь по картинке любое повествовательное предложение. Какое понятие лишнее? Повествовательное Вопросительное Восклицательное Побудительное. На какие вопросы отвечает подлежащее? Ребята участвуют в викторине. Белые облака высоки. Волк – хищное животное. Выпиши из предложение сказуемые. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Вчера Трудную Задание. Вставь слова в предложения. В каком высказывании допущена ошибка? Снегом покрылись леса и поля. Петя нырнул, но дна не достал. Мальчики и девочки весело пели и танцевали. - Викторина для 5 класса.ppt

Конкурс по русскому языку

Слайдов: 72 Слов: 1520 Звуков: 0 Эффектов: 10

Знай и люби русский язык. Четвёртый лишний. Ударение ставится на последний слог. Ударение падает на первый слог. Какое прилагательное сочетается со словом НИИ. Какое слово женского рода. Как правильно сказать. Какое из перечисленных ниже слов относится к мужскому роду. Логические задачки. Шестиклеточный логикон. Цвет. Слон. Дерево. Оса. Подбери синоним. Дискуссия. Надменность. Консерватизм. Установление определенных связей. Песня – композитор. Горы - высоты. Тепло - жизнедеятельность. Север – юг. Стихотворение - поэзия. Договор дороже денег. На вкус и цвет товарищей нет. - Конкурс по русскому языку.pptx

КВН по русскому

Слайдов: 15 Слов: 490 Звуков: 1 Эффектов: 92

«КВН» по русскому языку. Мой верный друг. Один – много. Букварь. Омонимы. Кроссворды на словарные слова. Подбери пару. Будь внимателен. Блиц-опрос. Закончи пословицу. Загадки. Восстанови справедливость. Из мужского в женский. Расшифруй слова. - КВН по русскому.pptx

КВН по русскому языку

Слайдов: 10 Слов: 473 Звуков: 10 Эффектов: 59

КВН Веселая грамматика. Приветствие команд. Мы веселые ребята, И не любим мы скучать. С удовольствием мы с вами В КВН будем играть. Обращение к жюри Вам и слава, и почет! Все мы любим точный счет! Разминка – кто быстрее ответит. Чем кончается день и ночь? Чем кончается лето и начинается осень? В каком слове 40 гласных? (Сорока). В каком слове 100 согласных? (Стог, стон, стол). В каком глаголе нет слышится 100 раз? (Стонет). Какую ноту кладут в суп? Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Соль). Конкурс эрудитов. Грамматическая арифметика. ров + поза =? Вид транспорта. - КВН по русскому языку.ppt

Урок-КВН по русскому языку

Слайдов: 17 Слов: 726 Звуков: 0 Эффектов: 3

Урок-КВН по русскому языку. Цели урока. Найди ошибкоопасные места. Согласные в слабой позиции. Правило-помощник. Правила надо запоминать. Вернуть убежавшую согласную, найти коварное слово. Правило. Проверочное слово. Допишите недостающие слоги. После шипящих Ж, Ч, Ш, Щ надо писать гласные И, У, А, А не Ы, Ю, Я. Конкурс капитанов «Коварные Ъ и Ь». Конкурс капитанов. Разделительный Ъ пишется после приставки. Орфографическая эстафета. Помощники. - Урок-КВН по русскому языку.pptx

Урок-путешествие

Слайдов: 6 Слов: 274 Звуков: 0 Эффектов: 40

Урок-путешествие по стране терра лигва. Предмет: русский язык. Создать диалоговую среду, инициирующую потребность и мотив включаться в предлагаемую деятельность. Стимулировать познавательную активность учащихся. Учить работать со словарями. Систематизировать знания обучающихся, полученные в 5 классе. Виды деятельности на уроке. - Урок-путешествие.ppt

Путешествие в страну знаний

Слайдов: 9 Слов: 167 Звуков: 0 Эффектов: 25

Путешествие в страну знаний. Как хорошо уметь читать. Станция «почитай-ка». Вкусные слова. Гру бу вы я б ло з ши ки сли ар. Станция «грамматика». Станция «посчитай-ка». Станция «эрудит». Станция «музыкльная». - Путешествие в страну знаний.ppt

Урок-путешествие по русскому языку

Слайдов: 39 Слов: 1267 Звуков: 0 Эффектов: 11

Лингвистическое путешествие. Маршрут путешествия. Застава орфоэпии. Как правильно говорить. Курица. Поставьте ударение. Заглянем в словарь. Город морфологии. Сколько частей речи в русском языке. Заглянем в учебник. Замок орфографии. Вставить буквы. Проверяем по словарю. Посад синтаксиса и пунктуации. Камень упал в глубокую реку. Расставьте знаки препинания. Кроссворд. Бастион фонетики. Сколько гласных букв и звуков в русском языке. 10 гласных букв, 6 звуков. Крепость морфемики. Повторяющееся основное слово или корень обозначают значком ~. Мир. Диалог в магазине. -

О.Ю. ШКАТОВА,
школа № 3, г. Борисоглебск

Игровые задания на уроках русского языка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

ФОНЕТИКА

Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

О-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к ка;
ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а .

Задание 6. Фонетическая эстафета .

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7 . Соберите букет .

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
4. Делу..., потехе час (время) .
5. Где тонко, там и... (рвется) .
6. Копейка... бережет (рубль) .
7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о .

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о ?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4 . Третий лишний .

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Ка мпания... – ко мпания,
абонент – абонемент,
завеша нный – завеше нный,
засланный – застланный.

Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
3. Назовите все разряды местоимений .

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Занимательные игры

Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх