Экономическая политика "красных" и "белых" презентация к уроку по истории (9 класс) на тему. Презентация на тему "экономическая политика красных и белых" Продовольственная диктатура большевиков

Слайд 2

Коммуни́зм (от лат. commūnis - «общий») - в марксизме, организация общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства.

Слайд 3

1.В результате гражданской войны, экономика страны рухнула окончательно. Оторванные друг от друга и переходящие из рук в руки районы страны прибыли не приносили. Поля не засеивали, рабочих рук не хватало. Но война требовала зерна, одежды, обуви, оружия. Оторванный от деревни город, начал голодать. Советское правительство начало проводить политику военного коммунизма. Под большевистским лозунгом «Все для победы», подразумевалась концентрация всех сил страны, для обеспечения победы. Большевики не хотели ждать, коммунизм им нужен был прямо сейчас. Они считали, что в новом коммунистическом обществе, не будет места торгово-денежным отношениям, не будет торговли, денег. Все будет подчинено единому плану, а распределять все будут по принципу «уравниловки». Ленин провозгласил лозунг «ОТ КАЖДОГО ПО СПОСОБНОСТИ – КАЖДОМУ ПО ПОТРЕБНОСТИ», который исполнялся.

Слайд 4

Слайд 5

2. 2 декабря 1918 распущены комитеты бедноты. В связи с продовольственной диктатурой участились крестьянские бунты. По мнению Н.К.Крупской «комбеты насильничают и безобразят, в деревне раскол, участились случаи самосуда над властью». Большевики решило вернуть утраченное в деревне доверие политикой умиротворения. 11 января 1919 г. издан «Декрет о разверстке хлеба и фуража». Он предусматривал брать с «бедняка- ничего, середняка- умеренно, кулака- много». На деле же по продразверстке, изымались не только излишки хлеба, но и необходимый запас. В 1920 г. продразверстка распространилась на картофель и другие культуры. Н.К.Крупская- жена Ленина, революционерка.

Слайд 6

«Братья крестьяне, взываем о помощи…» листовка большевиков, распространяемая по деревням.

Слайд 7

Большевистский плакат времен «военного коммунизма».

Слайд 8

Продразверстка в действии.

Слайд 9

3.Белые правители не выступали открыто за возвращение к старым порядкам, судьбу России по их мнению должно было решать Учредительное собрание. При этом они признавали необходимость решать аграрный вопрос, а как решать они особо не знали. Эсер Б.В.Савинков писал, что «…доблестные генералы, не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, что идее нужно противопоставить идею….жизненную, близкую сердцу…» Б.В.Савинков

Слайд 10

Основные показатели политики белых. Адмирал Колчак Генерал Деникин Барон Врангель Решение крестьянского вопроса откладывалось до окончания гражданской войны. Декреты советской власти о земле объявлялись незаконными 1919 г. проект земельной реформы. Земля распределяется путем добровольных соглашений крестьян и помещиков. Земля возвращалась помещикам. Окончательное решение земельного вопроса откладывалось до окончания войны. 25 мая 1920 г. Закон о земле. Земля трудящимся. Защита он захватов земель. Помещикам 30% земли. Крестьяне платят за отчужденную от помещиков землю государству зерном. Создание волостных и сельских общин. Автономия казачьих земель.

Слайд 11

Конец презентации.

Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Гражданская война 1917-1920 гг. стала одним из самых трагических событий в отечественной истории. Чтобы привлечь массы на свою сторону, противники применяли самые разнообразные средства. К одним из них относится экономическая политика красных и белых.

Коренные отличия экономической политики красных и белых

История экономической политики красных и белых шла совершенно разными путями. Центральным требованием большевиков было уничтожение частной собственности.

На II съезде Советов (25 октября 1917 г.) был принят Декрет о земле. Этот документ обеспечил большевикам широкую поддержку крестьянства. Началась массовая конфискация помещичьих земель.

29 октября вводился 8-часовой рабочий день, страхование по безработице и болезни, положение об отпусках.

Белое движение состояло из монархистов, либералов, социалистов. Единственной объединяющей идеей была ненависть к коммунизму.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Экономическая политика белых не представляла собой четкой программы. Она сводилась к возвращению дореволюционных порядков:

  • выкупные платежи крестьян за землю;
  • возвращение помещичьих земель и частной собственности;
  • ликвидация всех изменений в рабочем законодательстве;
  • активное привлечение иностранного капитала.

Большевики провозглашали интернационализм. Но в годы Гражданской войны они оказались патриотами России, потому что воевали с иностранными интервентами.

Рис. 1. Картина В. В. Зауерлендера.

Экономика в годы Гражданской войны

В результате Октябрьской революции большевики захватили государственную власть и приступили к радикальным преобразованиям.

Рис. 2. Рабочие национализированной.

Экономическая политика стала одной из главных причин противостояния красных и белых. Ясное представление об этом дает следующая таблица:

Таблица “Экономическая политика красных и белых”

Серьезной проблемой большевиков стала острая нехватка хлеба в городах. 13 мая 1918 г. вводилась продовольственная диктатура, заключающаяся в следующем:

  • государственная монополия и твердые цены на хлеб;
  • создание продотрядов и комбедов (комитетов бедноты) для изъятия излишков зерна.

Рис. 3. Продовольственный отряд отправляется в деревню, 1918 год.

Массовые крестьянские восстания заставили большевиков в декабре 1918 г. распустить комбеды. В январе 1919 г. была введена продразверстка (государство заранее извещало крестьян о требуемых нормах сдачи зерна).

В отличие от белых, красные так или иначе пытались найти выход из экономического кризиса. В 1921 г. с введением продналога начался переход к НЭПу.

Период НЭПа – исключение в экономической политике большевиков.

Экономика России после окончания Гражданской войны

Война между красными и белыми нанесла огромный урон российской промышленности и сельскому хозяйству. Уровень производства в 1920 г. составлял 14% по отношению к 1913 г. Продукция сельского хозяйства сократилась на треть. Страна находилась в глубоком экономическом кризисе.

Что мы узнали?

Из темы по истории 9 класса мы узнали, что в годы Гражданской войны в лице красных и белых столкнулись две противоположные экономические системы. Сразу после революции большевики осуществили лозунг: “Земля – крестьянам, фабрики – рабочим”. Белое движение стремилось ликвидировать все изменения, поэтому дискредитировало себя и потерпело поражение.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 279.

Открытый урок по истории России в 9 классе на тему: «Экономическая политика красных и белых».

Цель урока: создать у учащихся мотивацию к изучению исторических источников, создать условия, при которых учащиеся смогут реализовать полученные ранее умения: ораторские, организаторские, коллективистские и другие.

В связи с этим определены:

а) Образовательные цели.

Усвоить конкретно – исторические факты;Сформировать понимание связей в развитии событий прошлого;Усвоить исторические понятия;Овладеть навыками работы с историческими документами, схемами, таблицами;Закрепить навыки сравнительного анализа исторических событий.Б) Воспитательные цели.

Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:

Задуматься о роли государственной власти в решении экономических и политических вопросов страны, об ответственности государства и отдельных его граждан за всё, что происходит в стране и мире;Выражать своё отношение к проблемам, поднимаемым в ходе урока; Толерантно относиться к чужому мнению, умея отстаивать своё.В) Развивающие цели.

Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:

Решать творческие задачи;Работать с таблицами, памятками, историческими источниками;Определять на их основе сходства и отличия, выделять линии сравнения;Делать свои аргументированные выводы.

Урок является вторым уроком по данной теме. На предыдущем уроке ребята получили первое понятие о том, кто такие красные и белые, каковы их экономические программы. На данном этапе им предстоит провести сравнительный анализ двух позиций, найти ответ на вопрос: почему в этой борьбе победу одержали красные (большевики).

Методы и приёмы, применяемые на данном уроке.

А) работа в группах;

Б) работа с текстами учебника;

В) работа с глоссарием;

Г) работа с документами;

Д) составление таблицы;

Е) использование памятки как рабочего инструментария;

Ж) ролевая игра.

В подготовке урока использовались интерактивные стратегии преподавания.

Основной метод - кругового взаимодействия, при котором центральная роль принадлежит учащимся, а преподаватель - организатор и помощник. Учащимся раздаются «кейсы» (кейс - технология), которые содержат выдержки из документов; каждой группе предлагается воспользоваться памятками:1 и 2 группе – « Как работать с историческими источниками», «Как составить сравнительную характеристику событий», группе экспертов - «Памятка - алгоритм по требованию к качеству речи».

Ход урока:

Актуализация опорных знаний.

Кто такие «красные»? (предполагаемый ответ): Это большевики, солдаты Красной Армии, матросы Красного Флота. Советские войска изначально именовались Красной гвардией. Затем - Рабоче-крестьянской красной армией. Присягали красноармейцы красному знамени. Государственному флагу. Почему флаг был выбран красный - объяснения давались разные. К примеру: это символ “крови борцов за свободу”. Но в любом случае название “красные” соответствовало цвету знамени).Кто такие «белые»? (предполагаемый ответ): В сентябре 1917 г. в Новочеркасск, столицу Всевеликого войска донского, прибыл бывший начальник штаба Верховного главнокомандования генерал М.В. Алексеев. Здесь он начал формировать Добровольческую армию. К началу зимы в Новочеркасск пробрались около 2 тыс. офицеров. Сюда же бежали известные политики и общественные деятели: П.Н. Милюков, П.В. Родзянко и другие. На совещании генералов и общественных деятелей были определены принципы создания армии и система её управления. Командующим Добровольческой армии был назначен бежавший из заключения Л.Г. Корнилов. Гражданская власть и внешняя политика переходили в ведение генерала Алексеева. Управление Донской областью оставалось за атаманом Калединым.Так было положено начало белому движению. Белый цвет символизировал законность и порядок.)

3) Назовите основные положения экономической политики «красных».

(предполагаемый ответ): Политика военного коммунизма. С началом Гражданской войны усилился кризис в экономике. Как вы считаете, почему? Многие промышленные города оказались в руках белых. Большевики пришли к выводу, что экономику нужно подчинить потребностям войны. Социально-экономическая политика советской власти периода Гражданской войны получила название «военный коммунизм». Почему « военный»? (ответ): военный коммунизм – политика, вызванная чрезвычайными условиями Гражданской войны. Её цель - сконцентрировать все силы для победы с противником. Почему «коммунизм»?- серьёзное влияние оказывали воззрения большевиков, основой которых было строительство коммунизма.

А) В промышленности был взят курс на национализацию. Что такое национализация? (ответ): национализация - переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства. Запишем в словарь.

Б) были введены трудовая повинность и трудовая мобилизация населения в возрасте от 16 до 50 лет.

В) 11 января 1919 г. был издан Декрет о развёрстке хлеба и фуража. Государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне. Затем распределяло (развёрстывало) его по губерниям, уездам, волостям и крестьянским дворам.

4) В чём заключалась экономическая политика «белых»?

Предполагаемый ответ: Белые правительства не выступали открыто за возвращение к старым порядкам. Они выдвинули лозунг непредрешённости будущего общественного строя России, который должны были определить Учредительное собрание или Земский собор.

Признавая необходимость решения аграрного и рабочего вопросов, белые правительства пытались разрабатывать компромиссные законопроекты. Однако в целом им так и е удалось выработать чёткой позиции по этим и другим важнейшим проблемам.

Учитель: А теперь, ребята нам предстоит познакомиться с историческими документами, характеризующими то, о чём сейчас говорилось.

«Красные» и «белые» анализируют исторические документы. Учитель (или эксперт) обращает их внимание на памятку «Как работать с историческими документами».

1.Сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст).

2.Обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию.

4. Внимательно прочитайте текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясное, используя словари, справочную литературу.

5. Разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Обратите внимание на многообразие связей и отношений, в которые включается рассматриваемый автором вопрос. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода.

6. Ещё раз просмотрите текст. Установите логические связи между выделенными частями; составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите записи в тетради.

В порядке трудовой повинности осуществлять …привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению… различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т.д.

Предоставлять губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учёта и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в использовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности.

Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали её выполнение?

Эсер Б.В. Савинков о белом движении

Доблестные генералы не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, и идею, не вычитанную из книг… а живую, жизненную, понятную каждому безграмотному солдату и близкую его сердцу.

Согласны ли вы с мнением Савинкова? Какие особенности политики белых правительств, охарактеризованные ниже, оно отражает? О какой идее идёт речь, по вашему мнению?

Учитель обращает внимание учащихся на вторую памятку – алгоритм на сравнение исторических событий и явлений

Проанализируйте событие или явление, выведите линии сравнения. Определите черты сходства и различия.Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.Сделайте необходимые выводы из произведённого сравнения.Свои действия можешь оформить в таблицу.

Линии сравнения

И красные, и белые понимали и признавали необходимость решения аграрного и рабочего вопросов

Различия

Красные устроили передел земли декретом о земле, заменили комбеды продразвёрсткой,

Левые 1этап (и Колчак, и Деникин) откладывали решение аграрного вопроса до окончания Гражданской войны- Колчак, до полной победы над большевиками- Деникин.

2 этап- Врангель 1920г-Закон о земле. Отдавать землю трудящимся на ней хозяевам за плату хлебом.

Вывод: Таким образом, все белые правительства фактически аннулировали земельные приобретения крестьян, полученные на основе Декрета о земле. Поэтому белые очень быстро лишились симпатий крестьян, которые из двух зол – продразвёрстки и возвращения помещиков – выбрали первое.

Теперь мы подошли к нашему главному вопросу: почему в этом противостоянии победили красные?

Большевики в короткий срок с...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проверка домашнего задания Тема «Гражданская война»

Да/нет 1. ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ СТАЛО ИГНОРИРОВАНИЕ БОЛЬШЕВИКАМИ НОРМ ДЕМОКРАТИИ И РАЗГОН УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ? 2.В ряды красной армии вошли рабочие, большевики, зажиточные крестьяне? 3. Начало гражданской войны связывают с выступлением чехословацкого корпуса? 4. м.ф.фрунзе, с.м.буденый, м.н.тухачевский были представителями красной армии? 5. С именем м.н.тухачевского связано наступление на петроград в мае 1919 г.? 6. В годы гражданской войны был период интервенции со стороны таких стран как сша, англия, франция, румыния, германия?

7 . ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КРАСНОГО ДВИЖЕНИЯ? А.Ф.КЕРЕНСКИЙ л.г. корнилов М.В.ФРУНЗЕ с.м.буденый

8. С какой исторической личностью был связан город омск в годы гражданской войны?

Ответы: 1. да 2. нет 3. да 4. да 5. нет 6.М.В. ФРУНЗЕ, С.М.БУДЕНЫЙ 7. а.в.колчак

Тема урока: Экономическая политика красных и белых § 16

«военный коммунизм» - экономическая политика Советского государства в условиях хозяйственной разрухи и Гражданской войны 1918 - 1920 гг. - мобилизация всех сил и ресурсов на оборону.

Мероприятия в рамках политики «военного коммунизма»: 1. Национализация всех отраслей промышленности

3. Запрет частной торговли; 4. ОТМЕНА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ, ВВЕДЕНИЕ ПОЛНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

5. « Главкизм », т.е. сверхцентрализация управления про­мышленностью. Управление национализированными пред­приятиями осуществлялось Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ)

СТР.120 РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

6. Роспуск комбедов

2. Письма крестьян м. А. Спиридоновой 1918 г. (Извлечения) Вот что об агитаторах мне пишут крестьяне из всех губерний Советской России: «Ставили нас рядом, дорогая учительница (орфографию всюду исправляю), целую одну треть волости шеренгой и в присутствии других двух третей лупили кулаками справа налево, а лишь кто делают попытку улизнуть, того принимали в плети». Или из другого письма: «По приближении отряда большевиков надевали все рубашки и даже женские кофты на себя, чтобы предотвратить боль на теле, но красноармейцы так наловчились, что сразу две рубашки внизывались в тело мужика-труженика. Отмачивали потом в бане или просто в пруду, некоторые по несколько недель не ложились на спину. Взяли у нас всё дочиста, у баб всю одежду и холсты, у мужиков пиджаки, часы и обувь, а про хлеб нечего и говорить.»<...> Или из третьего письма: «Матушка наша, скажи, к кому же теперь пойти, у нас в селе все бедные и голодные, мы плохо сеяли, – не было достаточно семян, у нас было три кулака, мы их давно ограбили, у нас нет буржуазии…, а на нас наложена контрибуция и штраф, мы побили нашего большевика-комиссара, больно он нас обижал. Очень нас пороли, сказать тебе не можем, как. У кого был партийный билет от коммунистов, тех не секли. Кто теперь за нас заступится? Всё сельское общество тебе земно кланяется». Из четвёртого: «Взяли нас и били, одного никак не могли усмирить, убили его, а он был без ума…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс. Многоярусная экономика. Экономический продукт и экономические циклы.

урок для 7 класса по экономике. Рассматриваются понятия ВВП,ВНП, многоярусность современной экономики, экономический рост....

Методическая разработка учебной темы "Экономические системы" на различных ступенях экономического образования школьников

Презентация....

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»...

Открытый урок по истории России в 9 классе на тему: «Экономическая политика красных и белых».

Цель урока: создать у учащихся мотивацию к изучению исторических источников, создать условия, при которых учащиеся смогут реализовать полученные ранее умения: ораторские, организаторские, коллективистские и другие.

В связи с этим определены:

а) Образовательные цели.

    Усвоить конкретно – исторические факты;

    Сформировать понимание связей в развитии событий прошлого;

    Усвоить исторические понятия;

    Овладеть навыками работы с историческими документами, схемами, таблицами;

    Закрепить навыки сравнительного анализа исторических событий.

Б) Воспитательные цели.

Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:

    Задуматься о роли государственной власти в решении экономических и политических вопросов страны, об ответственности государства и отдельных его граждан за всё, что происходит в стране и мире;

    Выражать своё отношение к проблемам, поднимаемым в ходе урока;

    Толерантно относиться к чужому мнению, умея отстаивать своё.

В) Развивающие цели.

Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:

    Решать творческие задачи;

    Работать с таблицами, памятками, историческими источниками;

    Определять на их основе сходства и отличия, выделять линии сравнения;

    Делать свои аргументированные выводы.

Урок является вторым уроком по данной теме. На предыдущем уроке ребята получили первое понятие о том, кто такие красные и белые, каковы их экономические программы. На данном этапе им предстоит провести сравнительный анализ двух позиций, найти ответ на вопрос: почему в этой борьбе победу одержали красные (большевики).

Методы и приёмы, применяемые на данном уроке.

Приёмы:

А) работа в группах;

Б) работа с текстами учебника;

В) работа с глоссарием;

Г) работа с документами;

Д) составление таблицы;

Е) использование памятки как рабочего инструментария;

Ж) ролевая игра.

В подготовке урока использовались интерактивные стратегии преподавания.

Основной метод - кругового взаимодействия, при котором центральная роль принадлежит учащимся, а преподаватель - организатор и помощник. Учащимся раздаются «кейсы» (кейс - технология), которые содержат выдержки из документов; каждой группе предлагается воспользоваться памятками:1 и 2 группе – « Как работать с историческими источниками», «Как составить сравнительную характеристику событий», группе экспертов - «Памятка - алгоритм по требованию к качеству речи».

Ход урока:

    Актуализация опорных знаний.

Беседа.

    Кто такие «красные»? (предполагаемый ответ):

Это большевики, солдаты Красной Армии, матросы Красного Флота. Советские войска изначально именовались Красной гвардией. Затем - Рабоче-крестьянской красной армией. Присягали красноармейцы красному знамени. Государственному флагу. Почему флаг был выбран красный - объяснения давались разные. К примеру: это символ “крови борцов за свободу”. Но в любом случае название “красные” соответствовало цвету знамени).

    Кто такие «белые»? (предполагаемый ответ ):

    В сентябре 1917 г. в Новочеркасск, столицу Всевеликого войска донского, прибыл бывший начальник штаба Верховного главнокомандования генерал М.В. Алексеев. Здесь он начал формировать Добровольческую армию. К началу зимы в Новочеркасск пробрались около 2 тыс. офицеров. Сюда же бежали известные политики и общественные деятели: П.Н. Милюков, П.В. Родзянко и другие. На совещании генералов и общественных деятелей были определены принципы создания армии и система её управления. Командующим Добровольческой армии был назначен бежавший из заключения Л.Г. Корнилов. Гражданская власть и внешняя политика переходили в ведение генерала Алексеева. Управление Донской областью оставалось за атаманом Калединым.

Так было положено начало белому движению. Белый цвет символизировал законность и порядок.)

3) Назовите основные положения экономической политики «красных».

( предполагаемый ответ ): Политика военного коммунизма. С началом Гражданской войны усилился кризис в экономике. Как вы считаете, почему? Многие промышленные города оказались в руках белых. Большевики пришли к выводу, что экономику нужно подчинить потребностям войны. Социально-экономическая политика советской власти периода Гражданской войны получила название «военный коммунизм». Почему « военный»? (ответ): военный коммунизм – политика, вызванная чрезвычайными условиями Гражданской войны. Её цель - сконцентрировать все силы для победы с противником. Почему «коммунизм»?- серьёзное влияние оказывали воззрения большевиков, основой которых было строительство коммунизма.

А) В промышленности был взят курс на национализацию. Что такое национализация ? (ответ): национализация - переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства . Запишем в словарь.

Б) были введены трудовая повинность и трудовая мобилизация населения в возрасте от 16 до 50 лет.

В) 11 января 1919 г. был издан Декрет о развёрстке хлеба и фуража. Государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне. Затем распределяло (развёрстывало) его по губерниям, уездам, волостям и крестьянским дворам.

4) В чём заключалась экономическая политика «белых»?

Предполагаемый ответ : Белые правительства не выступали открыто за возвращение к старым порядкам. Они выдвинули лозунг непредрешённости будущего общественного строя России, который должны были определить Учредительное собрание или Земский собор.

Признавая необходимость решения аграрного и рабочего вопросов, белые правительства пытались разрабатывать компромиссные законопроекты. Однако в целом им так и е удалось выработать чёткой позиции по этим и другим важнейшим проблемам.

Учитель: А теперь, ребята нам предстоит познакомиться с историческими документами, характеризующими то, о чём сейчас говорилось.

«Красные» и «белые» анализируют исторические документы. Учитель (или эксперт) обращает их внимание на памятку «Как работать с историческими документами ».

Красные

    В порядке трудовой повинности осуществлять …привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению… различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т.д.

    Предоставлять губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учёта и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в использовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности.

Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали её выполнение?

Белые

Доблестные генералы не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, и идею, не вычитанную из книг… а живую, жизненную, понятную каждому безграмотному солдату и близкую его сердцу.

Учитель обращает внимание учащихся на вторую памятку – алгоритм на сравнение исторических событий и явлений

    Проанализируйте событие или явление, выведите линии сравнения.

    Определите черты сходства и различия.

    Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

    Сделайте необходимые выводы из произведённого сравнения.

    Свои действия можешь оформить в таблицу.

Линии сравнения

Общее

И красные, и белые понимали и признавали необходимость решения аграрного и рабочего вопросов

Различия

Красные устроили передел земли декретом о земле, заменили комбеды продразвёрсткой,

Левые 1этап (и Колчак, и Деникин) откладывали решение аграрного вопроса до окончания Гражданской войны- Колчак, до полной победы над большевиками- Деникин.

2 этап- Врангель 1920г-Закон о земле. Отдавать землю трудящимся на ней хозяевам за плату хлебом.

Вывод: Таким образом, все белые правительства фактически аннулировали земельные приобретения крестьян, полученные на основе Декрета о земле. Поэтому белые очень быстро лишились симпатий крестьян, которые из двух зол – продразвёрстки и возвращения помещиков – выбрали первое.

Теперь мы подошли к нашему главному вопросу: почему в этом противостоянии победили красные?

    Большевики в короткий срок смогли создать дисциплинированную армию.

    Они сумели мобилизовать экономические и людские ресурсы на нужды фронта.

    Крестьяне после неприятия и колебаний всё- таки поддержали Красную Армию. (из-за долее мягкой политики большевиков по отношению к среднему предпринимателю.

    Белые были слабы и политически, и организационно.

    Белые на деле провозглашали, хоть и не открыто, возврат к старым порядкам.

Подведение итогов. Прошу группу экспертов оценить работу красных и белых, высказать свои замечания, руководствуясь справочными материалами и памяткой.

Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение- рассуждение на тему: Так что же такое гражданская война - героическая страница нашей истории или величайшая трагедия? А на следующем уроке мы поработаем над тем, как писать ЭССЭ.

Памятка - алгоритм на сравнение исторических явлений и событий.

    Проанализируйте событие или явление, выдели линии сравнения.

    Определи черты сходства и различия.

    Если возможно, выделите этапы в явлении, определи, что изменилось в них, а что осталось без изменений.

    Сделайте все необходимые выводы из произведённого сравнения.

    Свои действия можете оформить в текстовую таблицу.

Памятка – алгоритм по требованию к качеству речи.

    Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение вопроса или темы.

    Логичность, последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

    Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. д.

    Правильность и чистота речи.

    Овладение стилем изложения, исторической терминологией.

    Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

Из Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29 января 1920г.

В порядке трудовой повинности осуществлять …привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению… различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т.д.

Предоставлять губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учёта и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в использовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности …

Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали её выполнение?

Из письма Н. К. Крупской наркому внутренних дел Г. И. Петровскому.

«Комитеты бедноты» насильничают и безобразят. По составу – это не беднейшие крестьяне, а местные люди, забросившие хозяйство… Прикрывшись званием «Советского работника», восстанавливают против себя все и всех… Случаи расправы на местах с посмевшими пожаловаться на местный произвол Ленину не так- то редки… Эти «Комитеты бедноты» теперь особенно часто заставляют переживать горькие минуты, когда видишь, что вместо организации жизни в деревне создаётся ужасающий раскол…

Используя документ, объясните, почему пришлось принять решение о роспуске комитетов бедноты?

Эсер Б.В. Савинков о белом движении

Доблестные генералы не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, и идею, не вычитанную из книг… а живую, жизненную, понятную каждому безграмотному солдату и близкую его сердцу .

Согласны ли вы с мнением Савинкова? Какие особенности политики белых правительств, охарактеризованные ниже, оно отражает? О какой идее идёт речь, по вашему мнению?

Из сообщения по земельному вопросу правительства П. Н. Врангеля.

Сущность земельной реформы… проста…земля - трудящимся на ней хозяевам…

Плата за отчуждённую землю должна вноситься новыми собственниками хлебом, который ежегодно ссыпается в государственный запас. Выручка государства от хлебных взносов новых собственников должна служить основным источником для вознаграждения за отчуждаемую землю прежних её владельцев, расчёт с которыми Правительство признаёт обязательным.

Каковы сущность и принципы аграрной реформы Врангеля? Чем она отличается от аграрных преобразований, проведённых большевиками?

В основу Декрета о земле были положены 242 местных крестьянских наказа I съезду Советов. Эсеровский принцип распределения земли на «уравнительно – трудовых началах». Собственником земли стало государство, которое наделяло ею крестьян по уравнительно-трудовой норме.

В.В. Шульгин о Гражданской войне

Те, кто за это взялся, других путей, кроме насилия сверху, кроме принуждения, власти, не знали.

Попытайтесь определить, к кому относятся слова одного из лидеров белого движения – к красным или белым? А, может быть, и к тем, и к другим? Мнение обоснуйте (с.107,113,126,129,131). Вернитесь к этому заданию на последнем уроке по изучению Гражданской войны.

1.Сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст).

2.Обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию.

3. Определите причины, побудившие автора написать работу(статью, указ).

4. Внимательно прочитайте текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясное, используя словари, справочную литературу.

5. Разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Обратите внимание на многообразие связей и отношений, в которые включается рассматриваемый автором вопрос. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода.

6. Ещё раз просмотрите текст. Установите логические связи между выделенными частями; составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите записи в тетради.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх