Ф м достоевский идиот краткое содержание. Биография Достоевского — кратко и самое главное

В конце 1867 года молодой барин Мышкин Лев Николаевич переезжает из Швейцарии в Петербург. Молодой человек двадцати шести лет - последний из богатого дворянского сословия. Из-за сложного нервного заболевания, перенесенного в детские годы князь несколько лет жил в швейцарском санатории. В поездке Лев знакомится с Рогожиным - богатым купеческим сыном. Парфен рассказывает князю о своей возлюбленной - Настасьи Филипповны Барашковой, которая находится на содержании у Тоцкого.

Приезжает Лев Николаевич к дальним родственникам - Епанчиным. В семействе Епанчиных три дочки - Аглая, Аделаида и Александра. Мышкин удивляет всех своей открытостью, наивностью и детской непосредственностью. В это же время юноша общается с генеральским помощником Ганей Иволгиным. У секретаря князь впервые замечает портрет юной Настасьи Филипповны, - необыкновенно красивой и гордой женщины.

Князю Мышкину становятся известны некоторые детали: Тоцкий намеревается избавиться от Барашковой и выдать ее замуж за Иволгина, а сам собирается жениться на молодой дочери генерала Епанчина. За Настасью Тоцкий готов дать в приданное семьдесят пять тысяч. Секретарь Иволгин страстно мечтает обогатиться любой ценой, хотя хотел бы взять в жены другую состоятельную даму - генеральскую младшую дочку Аглаю. Лев Николаевич становится близким другом Аглаи и выступает посредником между ней и Ганей.

Молодой князь переезжает жить в усадьбу к Иволгиным. Мышкин не успевает раззнакомиться со всеми домочадцами и расположиться в предоставленном ему помещении, - происходят два интересных события. Квартиру Иволгиных посещает с визитом Настасья Филипповна и приглашает Ганю и его любимых родственников к себе в гости. Женщина шутит и смеется, выслушивает забавные истории Иволгина. Затем наведывается Рогожин и его шумная большая компания. Парфен кидает перед Барашковой восемнадцать тысяч. Далее герои начинают "торговаться", в итоге цена за Настасью поднимается до ста тысяч.

Для родственниц Гани происходящее событие крайне оскорбительно. Барашкова - распутная дама, которой совсем не место в таком приличном обществе. Скандал не заставляет себя ждать: сестра Варвара плюет в глаза Гани, тот замахивается, но ударить не успевает. За женщину заступается Лев Николаевич, получая удар по щеке от разъяренного Иволгина. Затем князь молвит Настасье: «Разве вы такая, какою теперь представлялись».. Эта фраза надолго запомнится Барашковой, которая очень страдала и переживала по поводу своего непростого положения в обществе.

Тем же теплым вечером Мышкин посещает усадьбу Настасьи Филипповны. Полно гостей, от Тоцкого, генерала Епанчина до вечно смеющегося Фердыщенко. Неожиданно героиня советуется с новым гостем и спрашивает, стоит ли ей выходить замуж за Иволгина. Лев Николаевич отвечает, что нет. В двенадцатом часу ночи заявляется Парфен со своими приятелями-друзьями и достает перед Настасьей сто тысяч, упакованные в газету.

Князь очень переживает по поводу происходящего и признается в своих чувствах Барашковой, предлагая ей обвенчаться. Вдруг становится известным, что Мышкин имеет богатое наследство, доставшиеся ему от родственницы. Но героиня решает уйти с Рогожиным. Она выхватывает деньги и швыряет в камин, предлагая Гане забрать их. Иволгин падает без чувств, а Настасья сама вытаскивает пылающие деньги и отдает Гане в знак некой компенсации за его "страдания".

Минуло полгода. Попутешествовав по стране, Мышкин возвращается в Санкт-Петербург. В светских кругах ходят странные слухи, что Барашкова не раз спешно убегала от Рогожина к Льву Николаевичу, жила с ним, но впоследствии уходила и от молодого князя.

На вокзальной площади Мышкину кажется, что за ним пристально следит кто-то. Лев приходит в гости к Рогожину. Во время сего разговора князь играет с садовым ножом, пока хозяин дома раздраженно не забирает его из рук гостя. Речь знакомых заходит о вере и висящей копии картины, на которой нарисован Спаситель. Собеседники меняются крестами, Рогожин отводит Льва к своей матушке, чтобы просить благословения, ибо теперь они как братья.

Идя в гостевой дом, Мышкин видит знакомую большую фигуру и направляется следом. Сверкающий взгляд Рогожина, как на вокзале, занесенный нож... Князь падает в припадке эпилепсии. Парфен скрывается во тьме.

Спустя несколько дней Лев Николаевич приезжает на лебедевскую дачу, где отдыхают Епанчины, и как говорят, Настасья. У заболевшего князя собирается очень много народа в гостях. Мышкин каждого внимательно слушает, жалеет почему-то и чувствует себя виноватым перед всеми собравшимися.

Вскоре князь наведывается к Епанчиным, с женихами дочерей генерала отправляется на прогулку. По пути они встречают Настасью Филипповну в компании друзей. Девушка бестактно говорит князю Радомскому о его покойном родственнике, который потратил государственные деньги.

Присутствующие негодуют от этой выходки. Друг Радомского оскорбляет Барашкову, в ответ на это она в кровь рассекает его голову, выхватив у стоящих рядом трость. Разгневанный юноша хочет ударить хлыстом Настасью, но князь не дает это сделать.

Через три дня в парке Мышкин встречается с Аглаей. Она просит стать ее близким другом, молодой человек понимает, что влюблен. Далее в том же сквере князь видится с Барашковой. Стоя на коленях, девушка интересуется, насколько счастлив он с генеральской дочерью. Позже Настасья Филипповна пишет длинные письма избраннице князя, уговаривая обвенчаться с ним.

Епанчины объявляют Мышкина женихом младшей дочки. У генерала собираются богатые и знатные гости, чтобы познакомиться с будущим членом семьи. Князь старается всем понравиться, чтобы не огорчить невесту, ведет интересную беседу, но в итоге падает в припадке эпилепсии.

Аглая вместе с женихом встречается с Барашковой и Рогожиным. Между дамами возникает неприятный разговор, в ходе которого Епанчина просит больше не лезть в ее жизнь и жизнь будущего супруга, перестать писать письма непонятного содержания. Раздраженная таким отношением Настасья взывает к Мышкину и предлагает быть с ней, Рогожина же гонит прочь. Герой не знает, как поступить, ведь искренне любит обеих женщин. Отказаться от Настасьи Филипповны не может, душевное состояние юноши становится все хуже..

Вскоре должна состояться свадьба молодого барина и Настасьи Филипповны. Эта весть разносится по всей окрестности, обрастая различными сплетнями и догадками. В день венчания Барашкова неожиданно выбегает к Парфену, стоящему среди других людей. Рогожин берет девушку на руки, запрыгивает в стоящую рядом карету и быстро уезжает.

Следующим днем Лев наведывается к Рогожину, но дома его не застает. В конце дня на улице Парфен окликает Мышкина и ведет домой. В комнате он указывает на кровать, где лежит мертвое тело Настасьи, уставленное банками со ждановской смесью, чтобы нельзя было ощутить запах разложения.

Лев Николаевич вместе с Рогожиным всю ночь проводят над мертвой. Когда полиция следующим днем открывает дверь, то перед ней предстает бегающий в бреду Парфен и Мышкин, пытающийся его успокоить. Князь уже перестает узнавать людей и теряет рассудок, так как произошедшее сильно травмирует его психику.

Конец 1867 года. Князь Лев Николаевич Мышкин приезжает в Петербург из Швейцарии. Ему двадцать шесть лет, он последний из знатного дворянского рода, рано осиротел, в детстве заболел тяжёлой нервной болезнью и был помещён своим опекуном и благодетелем Павлищевым в швейцарский санаторий. Там он прожил четыре года и теперь возвращается в Россию с неясными, но большими планами послужить ей. В поезде князь знакомится с Парфеном Рогожиным, сыном богатого купца, унаследовавшим после его смерти огромное состояние. От него князь впервые слышит имя Настасьи Филипповны Барашковой, любовницы некоего богатого аристократа Тоцкого, которой страстно увлечён Рогожин.

По приезде князь со своим скромным узелком отправляется в дом генерала Епанчина, дальним родственником жены которого, Елизаветы Прокофьевны, является. В семье Епанчиных три дочери - старшая Александра, средняя Аделаида и младшая, общая любимица и красавица Аглая. Князь поражает всех непосредственностью, доверчивостью, откровенностью и наивностью, настолько необычайными, что поначалу его принимают очень настороженно, однако с все большим любопытством и симпатией. Обнаруживается, что князь, показавшийся простаком, а кое-кому и хитрецом, весьма неглуп, а в каких-то вещах по-настоящему глубок, например, когда рассказывает о виденной им за границей смертной казни. Здесь же князь знакомится и с чрезвычайно самолюбивым секретарём генерала Ганей Иволгиным, у которого видит портрет Настасьи Филипповны. Её лицо ослепительной красоты, гордое, полное презрения и затаённого страдания, поражает его до глубины души.

Узнает князь и некоторые подробности: обольститель Настасьи Филипповны Тоцкий, стремясь освободиться от неё и вынашивая планы жениться на одной из дочерей Епанчиных, сватает её за Ганю Иволгина, давая в качестве приданого семьдесят пять тысяч. Ганю манят деньги. С их помощью он мечтает выбиться в люди и в дальнейшем значительно приумножить капитал, но в то же время ему не даёт покоя унизительность положения. Он бы предпочёл брак с Аглаей Епанчиной, в которую, может быть, даже немного влюблён (хотя и тут тоже его ожидает возможность обогащения). Он ждёт от неё решающего слова, ставя от этого в зависимость дальнейшие свои действия. Князь становится невольным посредником между Аглаей, которая неожиданно делает его своим доверенным лицом, и Ганей, вызывая в том раздражение и злобу.

Между тем князю предлагают поселиться не где-нибудь, а именно в квартире Иволгиных. Не успевает князь занять предоставленную ему комнату и перезнакомиться со всеми обитателями квартиры, начиная с родных Гани и кончая женихом его сестры молодым ростовщиком Птицыным и господином непонятных занятий Фердыщенко, как происходят два неожиданных события. В доме внезапно появляется не кто иной, как Настасья Филипповна, приехавшая пригласить Ганю и его близких к себе на вечер. Она забавляется, выслушивая фантазии генерала Иволгина, которые только накаляют атмосферу. Вскоре появляется шумная компания с Рогожиным во главе, который выкладывает перед Настасьей Филипповной восемнадцать тысяч. Происходит нечто вроде торга, как бы с её насмешливо-презрительным участием: это её-то, Настасью Филипповну, за восемнадцать тысяч? Рогожин же отступать не собирается: нет, не восемнадцать - сорок. Нет, не сорок - сто тысяч!..

Для сестры и матери Гани происходящее нестерпимо оскорбительно: Настасья Филипповна - продажная женщина, которую нельзя пускать в приличный дом. Для Гани же она - надежда на обогащение. Разражается скандал: возмущённая сестра Гани Варвара Ардалионовна плюёт ему в лицо, тот собирается ударить её, но за неё неожиданно вступается князь и получает пощёчину от взбешённого Гани. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» - в этой фразе весь князь Мышкин, вся его бесподобная кротость. Даже в эту минуту он сострадает другому, пусть даже и обидчику. Следующее его слово, обращённое к Настасье Филипповне: «Разве вы такая, какою теперь представлялись», станет ключом к душе гордой женщины, глубоко страдающей от своего позора и полюбившей князя за признание её чистоты.

Покорённый красотой Настасьи Филипповны, князь приходит к ней вечером. Здесь собралось разношёрстное общество, начиная с генерала Епанчина, тоже увлечённого героиней, до шута Фердыщенко. На внезапный вопрос Настасьи Филипповны, выходить ли ей за Ганю, он отвечает отрицательно и тем самым разрушает планы присутствующего здесь же Тоцкого. В половине двенадцатого раздаётся удар колокольчика и появляется прежняя компания во главе с Рогожиным, который выкладывает перед своей избранницей завёрнутые в газету сто тысяч.

И снова в центре оказывается князь, которого больно ранит происходящее, он признается в любви к Настасье Филипповне и выражает готовность взять её, «честную», а не «рогожинскую», в жены. Тут же внезапно выясняется, что князь получил от умершей тётки довольно солидное наследство. Однако решение принято - Настасья Филипповна едет с Рогожиным, а роковой свёрток со ста тысячами бросает в горящий камин и предлагает Гане достать их оттуда. Ганя из последних сил удерживается, чтобы не броситься за вспыхнувшими деньгами, он хочет уйти, но падает без чувств. Настасья Филипповна сама выхватывает каминными щипцами пачку и оставляет деньги Гане в награду за его муки (потом они будут гордо возвращены им).

Проходит шесть месяцев. Князь, поездив по России, в частности и по наследственным делам, и просто из интереса к стране, приезжает из Москвы в Петербург. За это время, по слухам, Настасья Филипповна несколько раз бежала, чуть ли не из-под венца, от Рогожина к князю, некоторое время оставалась с ним, но потом бежала и от князя.

На вокзале князь чувствует на себе чей-то огненный взгляд, который томит его смутным предчувствием. Князь наносит визит Рогожину в его грязно-зелёном мрачном, как тюрьма, доме на Гороховой улице, во время их разговора князю не даёт покоя садовый нож, лежащий на столе, он то и дело берет его в руки, пока Рогожин наконец в раздражении не отбирает его у него (потом этим ножом будет убита Настасья Филипповна). В доме Рогожина князь видит на стене копию картины Ханса Гольбейна, на которой изображён Спаситель, только что снятый с креста. Рогожин говорит, что любит смотреть на неё, князь в изумлении вскрикивает, что «...от этой картины у иного ещё вера может пропасть», и Рогожин это неожиданно подтверждает. Они обмениваются крестами, Парфен ведёт князя к матушке для благословения, поскольку они теперь, как родные братья.

Возвращаясь к себе в гостиницу, князь в воротах неожиданно замечает знакомую фигуру и устремляется вслед за ней на тёмную узкую лестницу. Здесь он видит те же самые, что и на вокзале, сверкающие глаза Рогожина, занесённый нож. В это же мгновение с князем случается припадок эпилепсии. Рогожин убегает.

Через три дня после припадка князь переезжает на дачу Лебедева в Павловск, где находится также семейство Епанчиных и, по слухам, Настасья Филипповна. В тот же вечер у него собирается большое общество знакомых, в том числе и Епанчины, решившие навестить больного князя. Коля Иволгин, брат Гани, поддразнивает Аглаю «рыцарем бедным», явно намекая на её симпатию к князю и вызывая болезненный интерес матери Аглаи Елизаветы Прокофьевны, так что дочь вынуждена объяснить, что в стихах изображён человек, способный иметь идеал и, поверив в него, отдать за этот идеал жизнь, а затем вдохновенно читает и само стихотворение Пушкина.

Чуть позже появляется компания молодых людей во главе с неким молодым человеком Бурдовским, якобы «сыном Павлищева». Они вроде как нигилисты, но только, по словам Лебедева, «дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с». Зачитывается пасквиль из газетки о князе, а затем от него требуют, чтобы он как благородный и честный человек вознаградил сына своего благодетеля. Однако Ганя Иволгин, которому князь поручил заняться этим делом, доказывает, что Бурдовский вовсе не сын Павлищева. Компания в смущении отступает, в центре внимания остаётся лишь один из них - чахоточный Ипполит Терентьев, который, самоутверждаясь, начинает «ораторствовать». Он хочет, чтобы его пожалели и похвалили, но ему и стыдно своей открытости, воодушевление его сменяется яростью, особенно против князя. Мышкин же всех внимательно выслушивает, всех жалеет и чувствует себя перед всеми виноватым.

Ещё через несколько дней князь посещает Епанчиных, затем все семейство Епанчиных вместе с князем Евгением Павловичем Радомским, ухаживающим за Аглаей, и князем Щ., женихом Аделаиды, отправляются на прогулку. На вокзале неподалёку от них появляется другая компания, среди которой Настасья Филипповна. Она фамильярно обращается к Радомскому, сообщая тому о самоубийстве его дядюшки, растратившего крупную казённую сумму. Все возмущены провокацией. Офицер, приятель Радомского, в негодовании замечает, что «тут просто хлыст надо, иначе ничем не возьмёшь с этой тварью!», в ответ на его оскорбление Настасья Филипповна выхваченной у кого-то из рук тросточкой до крови рассекает его лицо. Офицер собирается ударить Настасью Филипповну, но князь Мышкин удерживает его.

На праздновании дня рождения князя Ипполит Терентьев читает написанное им «Моё необходимое объяснение» - потрясающую по глубине исповедь почти не жившего, но много передумавшего молодого человека, обречённого болезнью на преждевременную смерть. После чтения он совершает попытку самоубийства, но в пистолете не оказывается капсюля. Князь защищает Ипполита, мучительно боящегося показаться смешным, от нападок и насмешек.

Утром на свидании в парке Аглая предлагает князю стать её другом. Князь чувствует, что по-настоящему любит её. Чуть позже в том же парке происходит встреча князя и Настасьи Филипповны, которая встаёт перед ним на колени и спрашивает его, счастлив ли он с Аглаей, а затем исчезает с Рогожиным. Известно, что она пишет письма Аглае, где уговаривает её выйти за князя замуж.

Через неделю князь формально объявлен женихом Аглаи. К Епанчиным приглашены высокопоставленные гости на своего рода «смотрины» князя. Хотя Аглая считает, что князь несравненно выше всех них, герой именно из-за её пристрастности и нетерпимости боится сделать неверный жест, молчит, но потом болезненно воодушевляется, много говорит о католицизме как антихристианстве, объясняется всем в любви, разбивает драгоценную китайскую вазу и падает в очередном припадке, произведя на присутствующих болезненное и неловкое впечатление.

Аглая назначает встречу Настасье Филипповне в Павловске, на которую приходит вместе с князем. Кроме них присутствует только Рогожин. «Гордая барышня» строго и неприязненно спрашивает, какое право имеет Настасья Филипповна писать ей письма и вообще вмешиваться в её и князя личную жизнь. Оскорблённая тоном и отношением соперницы, Настасья Филипповна в порыве мщения призывает князя остаться с ней и гонит Рогожина. Князь разрывается между двумя женщинами. Он любит Аглаю, но он любит и Настасью Филипповну - любовью-жалостью. Он называет её помешанной, но не в силах бросить её. Состояние князя все хуже, все больше и больше погружается он в душевную смуту.

Намечается свадьба князя и Настасьи Филипповны. Событие это обрастает разного рода слухами, но Настасья Филипповна как будто радостно готовится к нему, выписывая наряды и пребывая то в воодушевлении, то в беспричинной грусти. В день свадьбы, по пути к церкви, она внезапно бросается к стоящему в толпе Рогожину, который подхватывает её на руки, садится в экипаж и увозит её.

На следующее утро после её побега князь приезжает в Петербург и сразу отправляется к Рогожину. Того нет дома, однако князю чудится, что вроде бы Рогожин смотрит на него из-за шторы. Князь ходит по знакомым Настасьи Филипповны, пытаясь что-нибудь разузнать про неё, несколько раз возвращается к дому Рогожина, но безрезультатно: того нет, никто ничего не знает. Весь день князь бродит по знойному городу, полагая, что Парфен все-таки непременно появится. Так и случается: на улице его встречает Рогожин и шёпотом просит следовать за ним. В доме он приводит князя в комнату, где в алькове на кровати под белой простыней, обставленная склянками со ждановской жидкостью, чтобы не чувствовался запах тления, лежит мёртвая Настасья Филипповна.

Князь и Рогожин вместе проводят бессонную ночь над трупом, а когда на следующий день в присутствии полиции открывают дверь, то находят мечущегося в бреду Рогожина и успокаивающего его князя, который уже ничего не понимает и никого не узнает. События полностью разрушают психику Мышкина и окончательно превращают его в идиота.

Роман «Идиот», написанный Федором Михайловичем Достоевским в 1868-69 годах, до сих пор остается одним из самых читаемых произведений мировой литературы. А образ князя Мышкина является предметом дискуссий. Одни проводят четкую параллель между Мышкиным и Христом, называя главного героя «князь Христос» (или «князь Христа»), другие, напротив, считают его притворщиком и обманщиком, третьи убеждены, что в Мышкине живут два противоборствующих начала – божественное и греховное.

Сам Достоевский ставил цель изобразить «положительно прекрасного человека», идеал нравственной чистоты, который призван нести в порочный мир гармонию и примирение. Удалось ли посланнику добра хоть сколько-нибудь изменить действительность? Нашлось ли в мире место для света? Есть ли у христианской морали шанс на существование в объективной реальности? На все эти и многие другие вопросы ищем ответы в романе Достоевского «Идиот».

Часть первая: возвращение князя Мышкина

В вагоне третьего класса поезда Петербургско-Варшавской железной дороги ехали двое молодых людей. Один – лет двадцати семи, черноволосый курчавый, одетый в теплый тулуп – Парфен Семенович Рогожин, купеческий сын. Второй – лет двадцати шести–двадцати семи, белокурый, голубоглазый, остролицый, болезненного вида в тонком плаще, непригодном для русских холодов – князь Лев Николаевич Мышкин.

Между попутчиками завязался ни к чему не обязывающий разговор, в ходе которого выяснилось, что князь Мышкин последние четыре года провел в Швейцарии. За границу его отослал опекун Павлищев. В европейском санатории Мышкин лечился от эпилепсии и душевной болезни. Несколько лет назад Павлищев скончался, не оставив никаких распоряжений относительно своих денег, а князь Мышкин решил вернуться на родину. Все его состояние – скудный узелок с пожитками, да одежда, что на нем.

Парфен Рогожин, напротив, едет в столицу за миллионным состоянием. Несколько месяцев назад он сбежал из отчего дома, поссорившись с отцом. В скором времени родитель скончался, оставив старшему сыну большое наследство.

Рогожин проникается симпатией к странному князю, которого, казалось бы, совершенно не волнует собственное затруднительное положение. Миллионер приглашает его на обед, предлагает материальную помощь и даже делится интимной историей о страсти, которую он испытывает к одной петербургской красавице Настасье Федоровне Барашковой.

Приехав в Петербург, князь Мышкин первым делом навещает свою дальнюю родственницу Лизавету Прокофьевну Епанчину, которой он писал из Швейцарии, но так и не получил ответа. В семействе Епанчиных, мягко говоря, не рады бедному родственнику. Однако непосредственность и простота странного молодого человека так подкупают главу семейства, генерала Ивана Федоровича Епанчина, что он устраивает Мышкина на службу и подыскивает ему жилье.

Тут же Лев Николаевич знакомится с тремя дочерьми Епанчиных – Александрой, Аделаидой и Аглаей. Все красавицы, умницы, завидные невесты, но особенно хороша младшая Аглая. Кроме того, Мышкин заводит знакомство с протеже генерала Ганей Арделионовичем Иволгиным, в доме которого и поселяется. А самое главное – с Настасьей Филипповной Барашковой.

В прошлом Настасья Филипповна была содержанкой богача Тоцкого. Теперь Тоцкий собирается жениться на старшей дочери Епанчиных, а неуместную любовницу намерен отвадить. Поэтому-то и сватает ее Гане Иволгину, предлагая за Настасью приданное в размере восемнадцати тысяч рублей. Ганю смущает репутация невесты, но он готов переступить через условности ради возможного обогащения.

Неожиданный приезд Рогожина кардинально меняет планы Тоцкого, Иволгина и Епанчина, выступающего в роли посредника в заключении брака. Страстно влюбленный в Настасью Филипповну Рогожин, привозит 18 тысяч и предлагает возлюбленной руку.

Барашкову, кажется, забавляет происходящее. Она устраивает шуточный торг, в ходе которого ставку поднимают до ста тысяч. Спустя несколько дней, на вечер в честь именин Настасьи Филипповны, Рогожин привозит обещанные сто тысяч. Обескураженный Лев Николаевич Мышкин требует прекратить бесчестное по отношению к Барашковой действо и даже предлагает ей стать его женой. Тем более, что к этому времени Мышкин унаследовал крупный капитал, оставленный его теткой. Однако слова князя переводят в шутку. Настасья Филипповна бросает сто тысяч в огонь, предлагая горе-жениху Иволгину вытащить их голыми руками, и уезжает вместе с Рогожиным.

Часть вторая: преображение князя Мышкина

Минуло полгода. Лев Николаевич Мышкин проживает в Москве. Он очень богат, уже не так наивен, но по-прежнему добр и мил. Некоторое время у него был роман с Настасьей Филипповной, что так и не вышла за Рогожина. Но теперь все в прошлом, она покинула князя.

Мышкин, наконец, решается объясниться с Парфеном Рогожиным. Несмотря на показное добродушие, разговор выходит очень напряженным. Князь во всем видит тревожные знаки – в воспаленных глазах Рогожина, в небрежно брошенном садовом ноже, в картине Гольбейна «Мертвый Христос», что висит на стене. Сильнейшее эмоциональное напряжение приводит к рецидиву болезни и эпилептическому припадку.

Немного поправив здоровье, Мышкин переезжает в Павловск, где временно проживает семейство Епанчиных. Еще в Москве князь стал получать странные послания от младшей Епанчиной Аглаи – главной красавицы и всеобщей любимицы. Однако в последней записке девушка гневно приказала князю больше не показываться ей на глаза.

Ситуацию прояснила генеральша, матушка Аглаи. Оказывается, не так давно между юной Епанчиной и Настасьей Филипповной Барашковой завязалась переписка. Лизавета Прокофьевна настоятельно приглашает князя в гости, ведь все указывает на то, что дочь питает к Льву Николаевичу далеко не дружеские чувства.

Часть третья: сватовство князя Мышкина

Князь Мышкин на званом обеде у Епанчиных. Между ним и Аглаей недосказанность и напряжение. Девушка сперва расхваливает достоинства князя, затем заявляет, что никогда не пойдет за него замуж, если бы он даже умолял, потом начинает шутить и смеяться. Князь покидает дом генеральши в замешательстве. Однако уже на следующий день Лев Николаевич получает записку от Аглаи, в которой она назначает свидание на скамейке в парке. Молодые люди объясняются. Так начинается период сватовства князя Мышкина.

Старая рана

Любовную идиллию нарушает нежданное появление в Павловске Настасьи Филипповны. Она то и дело попадается на глаза князю, что доставляет ему немало волнений. Возвращаясь однажды от Епанчиных, он встречает в темноте сада бывшую любовницу. Она лишь говорит князю, что он видит ее в последний раз, и убегает прочь.

Четвертая часть: прощение князя Мышкина

Идут приготовления к свадьбе Аглаи Епанчиной и князя Мышкина. По этому поводу собирается так называемое «хорошее общество». Невеста волнуется, как бы жених не сглупил, поэтому приказывает князю помалкивать. Мышкин все-таки решается произнести речь, однако, разволновавшись, падает в обморок. «Чтож и хорош, и дурен, – говорят о князе, – но больше, конечно, дурен».

Аглае не дает покоя не только репутация князя в свете, но и его былая связь с Барашковой. Девушка устраивает встречу, во время которой хочет расставить все точки над «і». Она даже не могла предположить, что Настасья Филипповна, давече отказавшаяся от князя, прикажет выбирать между ней и Аглаей. Нервное напряжение доходит до предела, страсти накаляются, и князь выбирает Барашкову.

Мышкин по-прежнему готовится к свадьбе, только невеста другая. Настасья Филипповна пребывает в неспокойном состоянии – приступы веселья сменяются у нее неожиданной паникой, слезами, истериками. А в день свадьбы по дороге в церковь невеста встречает Рогожина и с криком «Спаси меня!» убегает вместе с ним.

Несостоявшийся жених Лев Николаевич Мышкин уезжает из Павловска и снимает номер в Петербурге. Он разыскивает Рогожина и невесту-беглянку. Однажды Парфен Семенович сам хватает князя в толпе и зовет его к себе. Вид у Рогожина нездоровый, взволнованный. В спальне, в которую Мышкина приводит бывший приятель, лежит Настасья Филипповна. Она зарезана садовым ножом.

Лев Николаевич не паникует, не пытается сдать убийцу правосудию или скрыться с места преступления. Он еще долго толкует с Рогожиным у постели, где крепко и навсегда заснула их возлюбленная. Мышкин успокаивает Рогожина, гладит его по голове и… прощает. Эта жуткая идиллия открылась перед глазами вошедших в комнату – мертвая Барашкова, убитый горем Рогожин и обезумевший Мышкин. Князь больше ничего не понимает и никого не узнает. Он Идиот.

4 (80%) 2 votes


Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» является сегодня одним из самых популярных и востребованных произведений русской литературы. Уже много лет создаются и продолжают создаваться различные интерпретации этого великого творения: экранизации, оперные и балетные прочтения, театральные постановки. Роман популярен во всем мире.

Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.

1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери. Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора. Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.

Жанр, направление

Во второй половине XIX века писатели особенное внимание уделяли жанру романа. Возникали различные поджанры, связанные с направлением, стилем, структурой. «Идиот» Достоевского относится к лучшим примерам философского романа. Этот вид прозы возник ещё в эпоху Просвещения в западноевропейской литературе. Отличает его акцент на размышлениях героев, разработке их идей и концепций.

Немало интересовало Достоевского и исследование внутреннего мира персонажей, что даёт основание относить «Идиот» к такому виду романа как психологический.

Суть

Князь Мышкин приезжает из Швейцарии в Петербург. С маленьким узелком вещей в руках, одетый не по погоде, он отправляется в дом Епанчиных, где знакомится с генеральскими дочерями и секретарём Ганей. У него Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, а позднее узнаёт некоторые детали её жизни.

Молодой князь останавливается у Иволгиных, где вскоре встречает саму Настасью. Покровитель девушки сватает её за Ганю и даёт за неё приданое 70 тысяч, что привлекает потенциального жениха. Но при князе Мышкине происходит сцена торга, где участвует Рогожин, ещё один претендент на руку и сердцу красавицы. Итоговая цена – сто тысяч.

Лев Николаевич Мышкин глубоко тронут красотой Настасьи Филипповны, он приходит к ней тем же вечером. Он встречает там множество гостей: генерала Епанчина, Фердыщенко, Тоцкого, Ганю, — а ближе к ночи является и сам Рогожин с газетным свёртком, в котором обещанные сто тысяч. Героиня бросает деньги в огонь и уезжает с избранником.

Спустя шесть месяцев князь решает навестить Рогожина в его доме на Гороховой улице. Парфён и Лев Николаевич обмениваются крестами – теперь, с благословения матушки Рогожина, они братья.

Через три дня после этой встречи князь едет в Павловск на дачу к Лебедеву. Там после одного из вечеров Мышкин и Аглая Епанчина договариваются о встрече. После свидания князь понимает, что полюбит эту девушку, а через несколько дней Льва Николаевича провозглашают её женихом. Настасья Филипповна пишет письмо Аглае, где убеждает её выйти замуж за Мышкина. Вскоре после этого происходит встреча соперниц, после которой случается расторжение помолвки князя и Аглаи. Теперь общество в предвкушении другой свадьбы: Мышкина и Настасьи Филипповны.

В день торжества невеста сбегает с Рогожиным. На следующий день князь отправляется на поиски Настасьи Филипповны, но никто из знакомых ничего не знает. Наконец Мышкин встречает Рогожина, который приводит его в свой дом. Здесь под белой простынёй лежит труп Настасьи Филипповны.

В итоге от всех полученных потрясений главный герой сходит с ума.

Главные герои и их характеристика

  1. Князь Лев Николаевич Мышкин . В черновиках писатель называет протагониста князь Христос. Он является центральным персонажем и противопоставлен всем другим героям произведения. Мышкин взаимодействует практически со всеми участниками действия. Одна из его главных функций в романе – раскрытие внутреннего мира персонажей. Ему не составляет труда вызвать собеседника на откровенный разговор, узнать его сокровенные мысли. Для многих общение с ним подобно исповеди.
  2. Антиподами Мышкина выступают Ганя Иволгин и Парфён Рогожин . Первый из них слабохарактерный, женственный, прельщенный деньгами молодой человек, который хочет выбиться в люди любой ценой, но все же испытает стыд за это. Он мечтает о статусе и уважении, но вынужден терпеть лишь унижения и неудачи. Богатый купец Рогожин одержим одной лишь страстью – владеть Настасьей Филипповной. Он упрям и готов на всё для достижения цели. Его не устроит никакой другой исход, но жизнь в страхе и сомнении, а любит ли она его, не сбежит ли, не для Рогожина. Потому их отношения заканчиваются трагедией.
  3. Настасья Филипповна . Роковая красавица, чью истинную натуру угадал только князь Мышкин. Её можно считать жертвой, можно демоном, но больше всего в ней привлекает то, что роднит ее с самой Клеопатрой. И это не только покоряющая красота. Известен случай, когда египетская властительница растворила огромную жемчужину. Реминисценцией этого поступка в романе является эпизод, где Настасья Филипповна бросает в камин сто тысяч рублей. Прототипом героини считается Аполлинария Суслова, возлюбленная Достоевского. Она испытывает презрение к деньгам, ведь за них купили ее позор. Бедную девушку соблазнил богатый господин, но он стал тяготиться своим грехом, поэтому пытался сделать из содержанки порядочную женщину, купив ей жениха – Ганина.
  4. Образ Настасьи Барашковой оттеняет Аглая Епанчина, антипод и соперница. Эта девушка отличается от своих сестер и матери. В Мышкине она видит гораздо больше, чем чудаковатого глупца, и не все из родных могут разделить её взгляды. Аглая ждала человека, способного вывести её из закостенелой, загнивающей среды. Сначала таким спасителем она представляла князя, затем некоего поляка-революционера.
  5. Интересных героев в книге больше, но мы не хотим слишком уж затягивать статью, поэтому если вам необходима характеристика персонажа, которой тут нет, напишите об этом в комментариях. И она появится.

    Темы и проблемы

    1. Проблематика романа весьма многообразная. Одной из главных проблем, обозначенных в тексте, является корыстолюбие . Жажда престижа, статуса, богатства заставляет людей совершать гнусные поступки, клеветать друг на друга, изменять самим себе. В описываемом Достоевским обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени и денег. В тандеме с корыстью идёт тщеславие, особенно присущее генералу Епанчину, Гане, Тоцкому.
    2. Поскольку «Идиот» относится к философскому роману, в нём разрабатывается огромное богатство тем, важной из которых является религия . К теме христианства автор обращается неоднократно, главным персонажем, причастным к этой теме, выступает князь Мышкин. Его биография включает некоторые библейские аллюзии на жизнь Христа, он наделён функцией «спасителя» в романе. Милосердие, сострадание к ближнему, умение прощать – этому учатся у Мышкина и другие герои: Варя, Аглая, Елизавета Прокофьевна.
    3. Любовь представлена в тексте во всех возможных её проявлениях. Любовь христианская, помощь ближнему, семейная, дружеская, романтическая, страстная. В более поздних дневниковых записях Достоевского обнаруживается главный замысел — показать три разновидности этого чувства: Ганя – тщеславная любовь, Рогожин – страсть, а князь – любовь христианская.

    Здесь также, как и с героями, разбирать тематику и проблематику можно долго. Если чего-то конкретного вам все же не достает, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.

    Главная мысль

    Основная идея Достоевского – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма. Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь. Такой миссией наделён князь Мышкин. Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни.

    Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим. В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна. Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.

    Чему учит?

    Роман «Идиот» учит верить в людей, ни в коем случае не осуждать их. В тексте поданы примеры, как можно наставлять общество, не ставя себя при этом выше его и не прибегая к прямому морализаторству.

    Роман Достоевского учит любить, в первую очередь, во спасение, всегда помогать людям. Автор предупреждает, что о низких и грубых поступках, совершенных сгоряча, после которых придётся жалеть, но раскаяние может наступить слишком поздно, когда исправить уже ничего нельзя.

    Критика

    Некоторые современники называли роман «Идиот» фантастическим, чем вызывали негодование писателя, поскольку он считал это самым реалистичным сочинением. Среди исследователей на протяжении многих лет, с момента создания книги и посей день, возникали и продолжают возникать различные определения этого произведения. Так, В. И. Иванов и К. Мочульский называют «Идиот» романом-трагедией, Ю. Иваск использует термин евангельский реализм, а Л. Гроссман считает это произведение романом-поэмой. Другой русский мыслитель и критик М. Бахтин исследовал в творчестве Достоевского явление полифонизма, «Идиот» он также считал полифоническим романом, где параллельно развивается несколько идей и звучит несколько голосов героев.

    Примечательно, что роман Достоевского вызывает интерес не только у русских исследователей, но и у зарубежных. Особенно популярно творчество писателя в Японии. Например, критик Т. Киносита отмечает большое влияние прозы Достоевского на японскую литературу. Писатель обратил внимание на внутренний мир человека, и японские авторы охотно следовали его примеру. Например, легендарный писатель Кобо Абэ называл Федора Михайловича любимым литератором.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Роман написан в шестидесятые годы, занимает очень важное место в творчестве Достоевского. Главная и самая трудная задача, которая стояла перед автором по его собственному признанию это желание изобразить прекрасного человека в современном раздираемом страстями и противоречиями русском обществе.

«Идиот» краткое описание и анализ

Главный герой романа Князь Мышкин, возвращается домой из Швейцарии после лечения от эпилепсии. По дороге он знакомится с купцом Семеном Рогожиным, с которым делится историей своей жизни, а тот рассказывает ему о своей любви. передал атмосферу романа через историю, казалось бы «случайного семейства» Епанчиных, являющихся его единственными и дальними родственниками в Москве, в которое приезжает князь.

С первых страниц произведения князь Мышкин дает понять Епанчиным, какой он счастливый человек, как радостно он принимает мир. Лев Николаевич Мышкин должен был воплотиться в романе в образе единственно положительного лица во всем мире, и во все времена, образе – Иисуса Христа. В рукописях Достоевский часто называет князя Мышкина – князем Христом. Лечение пораженных эгоизмом душ вот главное предназначение князя.

Мышкин невероятно наивный и чрезвычайно добрый человек, он непосредственный как ребенок. Князь Мышкин является носителем светлого, доброго, главное, его убеждение заключается в том, что сострадание является единственным законом, которым должен руководствоваться человек. Любовь ко всем без исключения окружающим и стремление к гармонии истинное предназначение Мышкина.

Не менее важны в романе образы Аглаи Епанчиной и Настасьи Филипповны. Настасья Филипповна в своем письме объединяет оба образа и Аглаи и Мышкина. Для нее они оба невинны и светлы духом, «в невинности все совершенство ваше» говорит Настасья Филипповна. Для нее они оба ангелы не умеющие ненавидеть.

Идиллия в конечном итоге разрушается, после того как Аглая плохо и с ненавистью говорит князю о Настасье Филипповне, Мышкин внезапно понимает, что Аглая не такая уж невинная овечка: «вы не можете так чувствовать, это неправда», но Аглая это утверждение опровергает. После этого происшествия князь все больше отдаляется от людей, от действительности, все больше погружен в свои мечты.

При описании портретов и поступков других героев романа, Достоевский дает понять, что мешает этим людям любить. Настасья Филипповна, Рогожин, Аглая, Лизавета Прокопьевна Епанчина, Ипполит, Иволгин Ганя и сам генерал Иволгин все они очень самолюбивые люди. Необычайное чувство гордости мешает им раскрыть свои чувства. Жажда самоутверждения и стремление быть выше окружающих заставляет их терять собственное лицо. Желание любить подавлено и им остается только страдать.

Князь полная противоположность остальным действующим лицам в романе, он начисто лишен самолюбия, и только ему подвластна сила, позволяющая видеть то, что скрыто под маской, он способен распознать тот характер, который тщательно скрывается. Мышкин, по сути, «большой ребенок», а по Достоевскому если человек обладает детскостью, то значит, его душа, еще не потеряна, и «живые источники сердца» еще живы.

За время повествования романа с Мышкиным дважды случается припадок. Эпилепсия всегда считалась болезнью «священной» не только Достоевский придавал этой болезни просветляющее, особое значение. Перед самым припадком князь чувствовал необыкновенное просветление, способность разом решить все проблемы. Беспокойства как бы исчезали сами собой. Но последствия всех припадков были ужасны, страдания, боль, душеные терзания мучили Мышкина.

Каждый приступ эпилепсии непременно предвещает беду, грядущую катастрофу. После очередного припадка, происходит встреча двух главных героинь романа, автор видит Настасью Филипповну и Аглаю Епанчину – Красотой униженной и Красотой невинной. Женщины соперничают между собой, превращая чувство любви в ненависть.

Аглая видит, что князь не может равнодушно смотреть на страдания Настасьи Филипповны и начинает его ненавидеть. Настасья Филипповна осознает, что князь ее просто жалеет, а жалость не может быть любовью, поэтому она покидает князя, и уходит к Рогожину, который ее безумно любит, понимая, что впереди ее может ждать только смерть.

В финале произведения происходит встреча Рогожина и Мышкина над телом убитой Настасьи Филипповны. Здесь происходит осознание того, что это они оба виновны в ее смерти, они оба убили ее своей любовью. Все просветленное и человеческое в князе исчезает, он превращается в настоящего сумасшедшего идиота.

Достоевский объясняет свое пессимистическое видение мира, показывая, что в романе происходит торжество эгоизма, демоническое начало побеждает, изгоняя светлое, что несет образ князя Мышкина. Красота мира и добро проигрывают и гибнут. Несмотря на мрачное окончание произведения, финал не производит впечатление мрачного, безнадежного. Князь Мышкин смог оставить в сердцах людей доброе, чистое, своей духовной смертью он пробудил людей к жизни, дал веру в хорошее и подвигнул, к стремлению к идеалу. В противном случае мир способен погибнуть.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх