Феофан грек история. Феофан Грек. Биография и творчество. Фрески и иконы Феофана Грека. Иконописная мастерская "Божией матери". Заказать иконы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине история искусств

ТЕМА: Творчество Феофана Грека

Введение

1. Биография творца

2. Творчество Феофана Грека

2.1 Иконопись

Заключение

Список литературы

Введение

Феофан Грек - это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца. Этому гениальному "византийцу", или "гречину", суждено было сыграть решающую роль в пробуждении русского художественного гения.

Воспитанный на строгих канонах, он уже в молодости во многом превзошел их. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Если бы он остался работать в Константинополе, он превратился бы в одного из безликих византийских иконописцев, от работ которых веет холодом и скукой. Но он не остался. Чем дальше он удалялся от столицы, тем более широким делался его кругозор, тем независимее убеждения.

В Галате (генуэзской колонии) он соприкоснулся с западной культурой. Он видел ее палаццо и церкви, наблюдал необычные для византийца свободные западные нравы. Деловитость жителей Галаты резко отличалась от уклада византийского общества, которое никуда не спешило, жило по старинке, погрязло в теологических спорах. Он мог бы эмигрировать в Италию, как это делали многие его даровитые соплеменники. Но, видимо, расстаться с православной верой оказалось не под силу. Он направил свои стопы не на запад, а на восток.

Зрелым, сложившимся мастером Феофан Грек приехал на Русь. Благодаря, ему русские живописцы получили возможность познакомиться с византийским искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения.

Его творческая миссия началась в 1370-х годах в Новгороде, где он расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.). Князь Дмитрий Донской переманил его в Москву. Здесь Феофан руководил росписями Благовещенского собора в Кремле (1405 г.). Его кистью написан ряд замечательных икон, среди которых (предположительно) знаменитая Богоматерь Донская, ставшая национальной святыней России (Первоначально "Богоматерь Донская" находилась в Успенском соборе города Коломны, возведенного в память победы русского воинства на Куликовом поле. Перед нею молился Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казань).

Русских поражали его глубокий ум и образованность, снискавшие ему славу мудреца и философа. "Преславный мудрец, философ зело хитрый... и среди живописцев - первый живописец", - писал о нем Епифаний. Поражало и то, что работая, он никогда не сверялся с образцами ("прописями"). Феофан дал русичам пример необыкновенного творческого дерзания. Творил непринужденно, свободно, не заглядывая в подлинники. Писал не в монашеском уединении, а на публике, как блестящий артист-импровизатор. Он собирал вокруг себя толпы поклонников, с восхищением взиравших на его скоропись. Одновременно с этим он занимал зрителей затейливыми рассказами о чудесах Константинополя. Так определялся в сознании русичей новый идеал художника - изографа, творца новых канонов.

Целью контрольной работы, является рассмотрение творчества Феофана Грека

Задачи:

· Узнать биографию Феофана Грека

· Рассмотреть творчество Феофана Грека

· Рассмотреть иконопись Феофана Грека

1. Биография Феофана Грека

Феофамн Грек (около 1340 -- около 1410) -- великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли так же росписи апсиды -- фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены -- Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского.

Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам, исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Феодора Стратилата на Ручью. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах -- в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века).

2. Творчество Феофана Грека

Феофан Грек был одним из византийских мастеров. До приезда в Новгород художник расписал свыше 40 каменных церквей. Он работал в Константинополе, Халкидоне, Галате, Каффе. Обладая огромным живописным талантом, Феофан писал фигуры широкими мазками. Поверх первоначальной прокладки он накладывал сочные белые, голубовато-серые и красные блики. Лики писал по темно-коричневой прокладке, высветляя теневые части и затемняя освещенные. Моделируя лица, Феофан заканчивает письмо, накладывая белильные блики иногда в затененных частях лица. Многие исследователи считают, что творчество Феофана связано с палеологовским Ренессансом, в том числе с учением об исихии.

Первые работы Феофана Грека на Руси выполнены им в Новгороде. Это фрески собора Спаса Преображения на Ильиной улице, среди которых погрудное изображение Спаса Вседержателя в центральном куполе. Лучше всего сохранились фрески северо-западной части храма. Главное в росписи - возвеличивании аскетического подвига, ожидание апокалипсиса. В колорите Феофана приобрели особую звучность темные тона, художник моделировал форму яркими мазками белильных тонов - пробелами. Грек работал позже в Нижнем Новгороде, участвуя в создании иконостасов и фресок в Спасском соборе, которые не сохранились до нашего времени. Впервые Феофан Грек упоминается в Москве в 1395 году. С мастерской Феофана связано изготовление двусторонней иконы "Богоматерь Донская", на обратной стороне которой изображено "Успение Богородицы". Изображение Марии дано в темных теплых тонах, формы тщательно проработаны. Во фреске "Успение Богородицы" Феофан сократил количество персонажей, на темно-синем фоне - одетый в золотистый хитон Христос, Богоматерь, возлежащая на смертном одре. В Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского Феофан расписал церковь Архистратига Михаила в 1399 году, а в 1405 году - Благовещенский собор вместе с Андреем Рублевым. Иконостас Благовещенский - древнейший из сохранившихся доныне русских иконостасов.

2.1 Иконопись Феофана Грека

Иконопись появилась на Руси в 10 в., после того как в 988 году Русь приняла от Византии новую религию - христианство. К этому времени в самой Византии иконопись окончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической систему изображений. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианского вероучения и богослужения. Т.о., Русь получила икону как одно из “оснований” новой религии.

Н: Символика храмов: 4 стены храма, объединенные одной главой - 4 стороны света под властью единой вселенской церкви; алтарь во всех церквах помещался на востоке: по Библии, на востоке располагалась райская земля - Эдем; по Евангелию, на востоке произошло вознесение Христа. И т.д., т.о., в целом система росписей христианского храма представляла собой строго продуманное целое.

Крайним выражением свободомыслия на Руси в 14 в. стала в Новгороде и Пскове ересь стригольников: стр. учили, что религия есть внутреннее дело каждого и каждый человек имеет право быть учителем веры; они отрицали церковь, духовно, церковные обряды и таинства, призывали народ не исповедоваться у попов, а каяться в грехах “матери сырой земле”. Искусство Новгорода и Пскова в 14 века в целом ярко отражает растущее свободомыслие. Художники стремятся к образам более живым и динамичным, чем прежде. Возникает интерес к драматическим сюжетам, пробуждается интерес к внутреннему миру человека. Художественные искания мастеров 14 века объясняют, почему Новгород мог стать местом деятельности одного из самых мятежных художников средневековья - византийца Феофана Грека.

Феофан попал в Новгород, очевидно, в 70-е годы 14 века. До этого он работал в Константинополе и близлежащих к столице городах, затем переехал в Каффу, откуда, вероятно и был приглашен в Новгород. В 1378 году Феофан исполнил свою первую работу в Новгороде - расписал фресками церковь Спаса-Преображения.

Достаточно сравнить старца Мельхиседека из этой церкви с Ионой из Сковородского монастыря, чтобы понять, сколь ошеломляющее впечатление должно было произвести искусство Феофана на его русских современников. Персонажи у Феофана не только внешне не похожи друг на друга,- они живут, проявляют себя по-разному. Каждый персонаж Феофана - незабываемый человеческий образ. Через движения, позу, жест художник умеет сделать зримым “внутреннего человека”. Седобородый Мельхиседек величественным движением, достойным потомка эллинов, придерживает свиток с пророчество. В его позе нет христианской покорности и благочестия.

Феофан мыслит фигуру трехмерно, пластически. Он отчетливо представляет себе, как располагается тело в пространстве, поэтому, несмотря на условный фон, его фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем. Большое значение Феофан придавал передаче в живописи объема. Его способ моделировки эффектен, хотя на первых взгляд кажется эскизным и даже небрежным. Основной тон лица и одежды Феофан кладет широкими, свободными мазками. Поверх основного тона в отдельных местах - над бровями, на переносице, под глазами - резкими, меткими ударами кисти он наносит светлые блики и пробела. С помощью бликов художник не только точно передает объем, но и добивается впечатления выпуклости формы, чего не достигали мастера более раннего времени. Озаренные вспышками бликов фигуры святых у Феофана приобретают особую трепетность, подвижность.

В искусстве Феофана всегда незримо присутствует чудо. Плащ Мельхиседека так стремительно охватывает фигуру, как если бы обладал энергией или был наэлектризован.

Икона отличается исключительной монументальностью. Фигуры четким силуэтом выделяются на сияющем золотом фоне, напряженно звучит лаконичные, обобщенно - декоративные краски: белоснежный хитон Христа, бархатисто-синий мафорий богоматери, зеленые одежды Иоанна. И хотя в иконах Феофана сохраняет живописную манеру своих росписей, линия становится четче, проще, сдержаннее.

В образах Феофана - огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепет энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержана, но цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливает общую экспрессивность образов. феофан грек искусство иконописный

Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущается проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора.

До наших дней почти не дошли иконы работы Феофана. Кроме икон из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле, мы не знаем достоверно ни одной его станковой работы. Однако с большой долей вероятности Феофану можно приписать замечательное “Успение”, написанное на оборотной стороне иконы “Донская богоматерь”.

В “Успении” изображено то, что обычно изображается в иконах на этот сюжет. У погребального ложа Марии стоят апостолы. Уходит вверх сияющая золотом фигура Христа с белоснежным младенцем - душой богоматери в руках. Христа окружает иссиня-темная мандола. По сторонам от нее стоят два высоких здания, отдаленно напоминающие двухэтажные башни с плакальщицами в псковской иконе “Успение”.

Апостолы Феофана не похожи на строгих греческих мужей. Они сгрудились у ложа без всякого порядка. Не совместная просветленная скорбь, а личное чувство каждого - смятение, удивление, отчаяние, горестное размышление о смерти - читается на их простых лицах. Многие слово бы не в состоянии смотреть на мертвую Марию. Один чуть выглядывает из-за плеча соседа, готовый в любую минуту опустить голову. Другой, забившийся в дальний угол, одним глазом следит за происходящим. Иоанн Богослов почти спрятался за высоким ложем, в отчаянии и ужасе взирая из-за него.

Над одром Марии, над фигурами апостолов и святителей высится сияющий золотом Христос с душой богоматери в руках. Апостолы не видят Христа, его мандола - это уже сфера чудесного, недоступного человеческому взгляду. Апостолы видят лишь мертвое тело Марии, и это зрелище преисполняет их ужасом перед смертью. Им, “земным людям”, не дано узнать тайну “вечной жизни” Марии. Единственный, кому известна эта тайна,- Христос, ибо он принадлежит сразу двум мирам: божественному и человеческому. Христос полон решимости и силы, апостолы - скорби и внутреннего смятения. Резкое звучание красок “Успения” как бы раскрывает крайнюю степень душевного напряжения, в котором пребывает апостолы. Не отвлеченное, догматическое представление о загробном блаженстве и не языческая боязнь земного, физического уничтожения, а напряженное размышление о смерти, “умное чувство”, как называли подобное состояние в Х1У веке,- таково содержание замечательной иконы Феофана.

В”Успении” Феофана есть деталь, которая как будто концентрирует в себе драматизм происходящей сцены. Эта свеча, горящая у ложа богоматери. Ее не было ни в “Десятинном успении”, ни в “Пароменском”. В “Десятинном успении” на подставке у ложа изображены красные туфли Марии, а в Пароменском” - драгоценный сосуд - наивные и трогательные детали, связывающее Марию с земным миром. Помещенная в самом центре, на одной оси с фигурой Христа и херувимом, свеча в иконе Феофана кажется исполненной особого смысла. По апокрифическому преданию, Мария зажгла ее перед тем, как узнала от ангела о своей смерти. Свеча - это символ души богоматери, светящей миру. Но у Феофана это больше, чем отвлеченный символ. Трепещущее пламя словно бы дает услышать гулкую тишину оплакивания, ощутить холодность, недвижность мертвого тела Марии. Мертвое тело - как сгоревший, остывший воск, из которого навсегда улетучился огонь - душа человек. Свеча догорает, это значит, что кончается время земного прощания с Марией. Через несколько мгновений исчезнет сияющий Христос, его мандорла, скрепленная, как замковым камнем, огненным херувимом. В мировом искусстве много произведений, которые с такой силой давали бы ощутить движение, быстротечность времени, равнодушного к тому, что оно отсчитывает, неумолимо ведущего все к концу.

Деисус Благовещенского собора независимо от того, кто руководил его созданием, - важное явление в истории древнерусского искусства. Это первый дошедший до нашего времени Деисус, в котором фигуры святых изображены не по пояс, а во весь рост. С него начинается реальная история так называемого русского высокого иконостаса.

Деисусный чин иконостаса Благовещенского собора представляет собой блестящий образец живописного искусства. Особенно замечательная красочная гамма, которая достигается сочетанием глубоких, насыщенных, богатых оттенками цветов. Изощренный и неистощимый изобретательный колорист, ведущий мастер Деисуса дерзает даже на тональные сопоставления внутри одного цвета, окрашивая, например, темно-синим одежды Богоматери и более открытым высветленным тоном - Ее чепец. Густые плотные краски художника изысканно сдержанны, чуть глуховаты даже в светлой части спектра. Потом так эффектны, например, неожиданно яркие удары красного на образе книги и сапожках Богоматери. Необыкновенно выразительна сама манера письма - широкая, свободная и безошибочно точная.

Заключение

Известно, что на Руси Феофан Грек принимал участие в росписи десятков церквей. К сожалению, большинство его работ утрачено. К сожалению, неизвестно, принадлежит ли ему самому или его ученикам целый ряд первоклассных произведений, ему приписываемых. Достоверно известно только, что им была расписана церковь Спаса Преображения в Новгороде.

Общепринято причислять творчество Феофана Грека к явлениям русской культуры. Но на самом деле он был человеком исключительно византийской культуры и как мыслитель, и как художник. Он был последним византийским миссионером на Руси. Его произведения принадлежали прошлому XIV веку, венчая его достижения. По характеру они были трагическими, так как выражали мироощущение заката Византийской империи, были проникнуты апокалипсическими предчувствиями близкой гибели Священного православного царства. Они были полны пророчествами возмездия греческому миру, пафосом стоицизма.

Конечно, такая живопись была созвучна уходящей золотоордынской Руси. Но она абсолютно не соответствовала настроениям новым, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызвало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи - "светло радостный", гармонический, лирико-этический.

Феофан был последним даром византийского гения русскому. На смену "русскому византийцу", экспрессивно-экзальтированному Греку, мрачноватому "Микеланджело русской живописи", пришел "Рафаэль" - Андрей Рублев.

Список литературы

1. Алпатов М. В. Феофан Грек. Изобразительное искусство [Текст] / М.В. Алпатов. М.: 1900. 54 с.

2. Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси [Текст] / В.Д. Черный. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997. 234 с.

3. Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому [Текст] / Памятники литературы Древней Руси XVI -- сер. XV века. М., 1981. 127 с.

4. Лазарев В.Н. Феофан Грек [Текст] / В.Н.Лазарев. М., 1961. 543 с.

5. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX--XVII вв. [Текст] / А.В.Муравьева, А.М.Сахаров. М., 1984. 478 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Жизнь и творчество Феофана Грека - великого русского и византийского иконописца, миниатюриста и мастера монументальных фресковых росписей. Его первая работа в Новгороде - роспись фресками церкви Спаса-Преображения. Образцы творчества Феофана Грека.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2012

    Биографии Андрея Рублёва и Феофана Грека, составленные на основе летописных свидетельств. Анализ системы ценностных ориентиров великих худодников-иконописцев, различия в мировоззрениях. Особенности написания иконы/фрески "Троица" обоими мастерами.

    доклад , добавлен 23.01.2012

    Художественное искусство Феофана Грека. Анализ, его влияние на историю русской иконописи. Образы, стиль и содержание его работ. Творчество живописца Андрея Рублева. Философский замысел иконы "Троица" - наивысшего творческого достижения художника.

    реферат , добавлен 21.04.2011

    Сведения о Феофане Греке в письме его современника, древнерусского писателя Епифания Премудрого, к игумену Кириллу. Фрески Феофана Грека в церкови Иоанна Богослова в Феодосии. Роспись московских храмов с 1395 по 1405 год, выполнение светских заказов.

    презентация , добавлен 19.04.2011

    Драгоценные украшения церковной утвари, убора князей и бояр на Руси. Расцвет русского иконописного искусства в век величайших русских святых. Значение в иконописи цветов красок. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева, античные принципы композиций.

    реферат , добавлен 28.01.2012

    Причины возникновения иконоборчества в Византии и его последствия. Трансформация византийского иконописного канона в сторону дальнейшего субъективизма. Влияние Византии на культуру Древней Руси. Творчество живописцев Феофана Грека и Андрея Рублева.

    реферат , добавлен 21.03.2012

    Начало русского летописания – изложения исторических событий в хронологической последовательности. Литературные произведения, публицистика и книгопечатание Киевской Руси. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Живопись и архитектура Древней Руси.

    презентация , добавлен 31.05.2012

    Неадекватность ранней иконы христианскому мировосприятию. Последствия иконоборческого движения. Основы византийского изобразительного канона. Национальный стиль русской иконописи конца XIV - начала XV веков. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева.

    реферат , добавлен 10.05.2012

    Культурное и духовное наследие древних восточных славян. Характеристика эпохи: конец татаро-монгольского иго, образование Московского государства. Творчество великого иконописца Феофана Грека. Андрей Рублев. Строительство Московского Кремля в XV в.

    реферат , добавлен 10.01.2008

    Искусство Новгорода и Пскова XIV-XV веков. Монументальная живопись Феофана Грека. Новгородская иконопись XIV-XV веков. Особенности искусства Твери. Новгородское и Псковское зодчество XIV-XV веков. Мелетовские фрески в храме Успения Богородицы в Мелетове.

Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (сохранились только фрески в Феодосии). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.

В суть каждой вещи вникнешь, когда правдиво наречешь её.

Феофан Грек

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли также росписи апсиды — фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены — Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского.

Феофан Грек оказал заметное влияние на развитие новгородского искусства. Его мировоззрение и отчасти манера письма были восприняты местными мастерами, расписавшими церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах — в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века).

Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым сведениям (в частности, из письма Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому) иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву.

В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон. Как было отмечено Епифанием Премудрым, с которым сблизился Феофан во время пребывания в Москве, «(…)у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан невиданною и необыкновенною росписью(…)» (письмо Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому).

Феофан мог оформить Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени. Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. Характерные резкие линии, колорит изображений дают основание предполагать авторство Феофана Грека. Другая знаменитая рукопись — Евангелие Хитрово, имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, но существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, что работа выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублёвым.

Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.

Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и впоследствии икона получила название «Богоматерь Донская Умиление». В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Помимо этого, Феофану иногда приписывается икона «Преображение» — храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно.

В истории России немало случаев, когда приезжий иностранец умножает ее славу и становится национальной гордостью. Так и Феофан Грек, выходец их Византии, грек по происхождению (отсюда и прозвание) стал одним из величайших

Выбор в пользу Руси

Скорее всего, если бы Феофан не решился в корне изменить свою жизнь, приехав вместо Италии в Россию в свите (как предполагается) митрополита Киприана, он так и затерялся бы среди многочисленных византийских художников. Но в Московской Руси он стал первым из блистательной плеяды иконописцев. Несмотря на широкое признание, даты рождения и смерти художника называются приблизительно - 1340-1410 годы.

Недостаток сведений

Известно, что Феофан Грек, биография которого грешит белыми пятнами, родился в Византии, работал как в самом Константинополе, так и в его пригороде - Халкидоне. По сохранившимся в Феодосии (тогдашняя Кафа) фрескам видно, что некоторое время художник работал в генуэзских колониях - Галате и Кафе. Ни одна из его византийских работ не сохранилась, и мировая слава пришла к нему благодаря работам, выполненным в России.

Новое окружение

Здесь ему по жизни и творчеству довелось пересечься со многими великими людьми того времени - Андреем Рублевым, Сергием Радонежским, Дмитрием Донским, Епифанием Премудрым (письмо которого архимандриту Кириллу является основным источником биографических данных великого иконописца) и митрополитом Алексеем. Это сообщество подвижников и просветителей много сделало для славы Руси.

Основной источник сведений о Феофане Греке

Феофан Грек прибыл в Новгород в 1370 году, то есть вполне зрелым мужчиной и сложившимся художником. Он прожил здесь более 30-ти лет, вплоть до самой смерти. Работоспособность его поражает. По свидетельствам того же Епифания Премудрого, Феофан Грек всего расписал 40 церквей. Письмо архимандриту тверского Спасо-Афанасьевского монастыря было написано в 1415 году, после смерти мастера, и до наших дней дошло не в подлиннике, а в списке второй половины XVII века. Существуют и некоторые летописные подтверждения фактам и дополнения. Одно из них сообщает, что в 1378 году по повелению боярина Василия Даниловича «гречанином» Феофаном была расписана Спасо-Преображенская церковь, находящаяся на Торговой стороне Великого Новгорода.

Начало новгородского периода

Фрески Феофана Грека на стенах этого монастыря стали его первой упомянутой в документах работой на Руси. Они, даже сохраненные фрагментарно, находясь в очень неплохом состоянии, дошли до нашего времени, и относятся к ряду величайших шедевров средневекового искусства. В наилучшем состоянии находится роспись купола и стен, где располагались хоры Троицкого придела. В изображенных фигурах “Троицы» и Макария Египетского очень ярко видна своеобразная манера письма, которой обладал гениальный Феофан Грек. В куполе сохранилась погрудное изображение которое является самым грандиозным. Кроме того, частично сохранилась фигура Богоматери. А в барабане (часть, поддерживающая купол) - изображения и Иоана Предтечи. И этим особо ценны эти фрески, так как, к сожалению, созданные на протяжении ряда последующих лет работы не подтверждены документально и оспариваются некоторыми исследователями. Вообще, все монастыря выполнены в безусловно новой манере - легко и широкими, свободными мазками, цветовая гамма сдержана, даже скупа, главное внимание уделено лицам святых. В манере письма Феофана Грека ощущается его особая философия.

Способность Руси к возрождению

Еще не было великой победы Дмитрия Донского, набеги Золотой Орды продолжались, горели русские города, разрушались храмы. Но тем и сильна Россия, что она возрождалась, отстраивалась, и становилась еще красивее. В росписях восстановленных монастырей принимал участие и Феофан Грек, который с 1380 года работал в Нижнем Новгороде, в полностью сожженной в 1378 году столице Суздольско-Нижекородского княжества. Предположительно, он мог принимать участие в росписях Спасского собора и Благовещенского монастыря. А уже в 1392 году художник трудится в по просьбе великой княгини Евдокии, жены князя Дмитрия. Позднее собор неоднократно перестраивался, и фрески не сохранились.

Переезд а Москву

Феофан Грек, биография которого, к сожалению, очень часто связана со словом «предположительно», после Коломны перебирается в Москву. Здесь, и это подтверждают Троицкие летописи и небезызвестное письмо, он расписывает стены и украшает три храма. В это время у него уже была своя школа, ученики и последователи, с которыми при активном участии известного московского иконописца Симеона Черного в 1395 году Феофан расписывает стены церкви Рождества Богоматери и придел Святого Лазаря в Кремле. Все работы осуществлялись по заказу все той же великой княгини Евдокии. И опять надо констатировать, что церковь не сохранилась, существующий ныне Большой стоит на ее месте.

Злой рок, преследующий работы мастера

Признанный гений средневековья, иконописец Феофан Грек вместе с учениками приступает в 1399 году к украшению Архангельского собора, полностью сожженного ханом Золотой Орды и Тюменского княжества - Тохтамышем. Из письма Епифания известно, что мастер изобразил на стенах храма московский Кремль со всеми его церквями. Но во второй половине XVI века итальянский архитектор Алевиз Новый разбирает храм и строит одноименный новый, сохранившийся до наших дней.

Искусство Феофана Грека в большинстве своем представлено фресками, так как он до конца своих дней расписывал стены церквей. В 1405 году его творческий путь пересекается с деятельностью Андрея Рублева и его учителя - «старца с Городца», так назыви московского иконописца Прохора с Городца. Эти три известнейших мастера своего времени вместе создавали соборный храм Василия I, что в Благовещенском соборе.

Фрески не сохранились - придворная церковь была, естественно, перестроена.

Безусловные свидетельства

Что же сохранилось? Какую память о себе оставил потомкам великий Феофан Грек? Иконы. По одной из существующих версий, сохранившийся до наших дней иконостас был первоначально написан для Успенского собора в Коломне. А после пожара 1547 года был перенесен в Кремль. В том же соборе находилась «Богоматерь Донская», икона со своей биографией. Являясь одним из многих модификаций «Умиления» (другое название - «Радость всех радостей»), образ овеян легендой о своей удивительной помощи в победе, одержанной войском великого князя Дмитрия над полчищами Золотой Орды в 1380 году. После Куликовской битвы и князь, и икона-покровительница получили приставку «Донской» и «Донская». Сам образ двухсторонний - с обратной стороны существует «Успение Богоматери». Бесценный шедевр хранится в Третьяковской галерее. Проведено много анализов, и можно утверждать, что ее автор, безусловно, Феофан Грек. Иконы «Четырехзначная» и «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни с житием» принадлежат мастерской иконописца, но его личное авторство оспаривается. К работам мастеров его школы можно отнести икону довольно больших размеров, написанную в 1403 году - «Преображение».

Скудость биографических данных

Действительно, очень мало существует документально подтвержденных работ великого мастера. Но Епифаний Премудрый, знавший его лично, друживший с ним, так искренне восхищается талантом, разноплановостью дарования, широтой знаний, что не верить его свидетельствам невозможно. Спас Феофана Грека часто приводят в пример как работу греческой школы с ярко выраженной византийской манерой письма. Эта фреска, как уже отмечалось выше, является самой грандиозной из всех обнаруженных в 1910 году сохранившихся фрагментов настенных росписей Новгородского собора. Она является одним из известных во всем мире великих памятников зодчества средневековой Руси. Еще один образ Спаса, который относится к работам мастера, находится в Кремле на Благовещенском иконостасе.

Одна из великих «Троиц»

Среди фресок этого собора находится еще один шедевр мирового значения, автор которого Феофан Грек. «Троица» прекрасно сохранилась и находится на хорах. Канонический сюжет «Гостеприимство Авраама» лежит в основе этого произведения, хотя его фигура на фреске не сохранилась, «Троица» заслуживает до сих пор неосуществленного подробного изучения. В своем письме Епифаний восхищается многими талантами Феофана Грека - даром рассказчика, талантом умного собеседника, необыкновенной манерой письма. По свидетельствам этого человека, Грек, кроме всего прочего, обладал талантом миниатюриста. Его и характеризуют как иконописца, мастера монументальной фресковой росписи и миниатюриста. «Он был книги изографом нарочитым» - так звучит эта похвала в подлиннике. Авторство миниатюр из Псалтыри, принадлежащей Ивану Грозному и хранящейся в Троицко-Сергиевой лавре, приписывают Феофану Греку. Он же, по предположению, является миниатюристом «Евангелия Федора Кошки». Пятый сын прямой предок Романовых, был покровителем Феофана Грека. Книга великолепно оформлены. Поражают ее искусные заставки и инициалы, выполненные золотом.

Самобытность Феофана Грека

До Феофана многие иконописцы, да и его современники, в изготовлении своих работ опирались в первую очередь на прориси (тонкий контур, сделанный предварительно с оригинала). А свободная манера письма Грека удивляла и покоряла многих - «он же, казалось, руками писал роспись» - восхищается Епифаний, называя его «дивным мужем». Он, безусловно, обладал ярко выраженной творческой индивидуальностью. Не известна точная дата смерти гения, кое-где говорится даже, что он умер после 1405 года. В 1415 году автор знаменитого письма упоминает Грека в прошедшем времени. Стало быть, его уже не было в живых. И похоронен Феофан, опять-таки предположительн, где-то в Москве. Все это очень печально и говорит лишь о том, что Россия всегда переживала очень много смутных времен, в продолжение которых врагами уничтожалась сама память о людях, составивших ее славу.

На фото: Уцелевшие фрагменты Феофановых росписей в алтаре церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.

Успение Пресвятой Богородицы. Икона написана на обороте . Предполагается, что эту «двойную» икону создал Феофан Грек, но доказательств тому, кроме данных стилистического анализа, исследователи не имеют.

Росписи Спасской церкви являются единственным «задокументированным» произведением Феофана Грека . Известно, что «подписал» он более сорока церквей, создал множество икон, а также трудился на поприще книжной миниатюры. Но фрески его нигде, кроме Новгорода, не сохранились, книги, украшенные им, утрачены все, а об иконах осторожные искусствоведы предпочитают говорить как о принадлежащих кисти «мастера Феофанова круга».

Уцелевшие факты биографии Феофана Грека столь же скудны, как и крупицы его наследия. Знаем, что родился он где-то в Византии (отсюда и прозвание — Грек) приблизительно в 1340 году. До прихода на Русь (о том, при каких обстоятельствах это произошло, — чуть позже) он успел поработать в Константинополе, Халкидоне, Галате и Кафе (современная Феодосия). Эти сведения мы почерпаем из письма агиографа и книжника Епифания Премудрого, адресованного архимандриту тверского Афанасьева монастыря Кириллу, — в сущности, единственного источника, приоткрывающего нам хоть какие-то подробности жизни Феофана. Вполне возможно, что побывал изограф также на Афоне, где и усвоил учение исихастов о нетварном свете, оказавшее столь решительное воздействие на его творчество.

Феофан Грек - человек митрополита Киприана

Общепринятая версия гласит, что на Русь Феофан Грек прибыл или по приглашению митрополита Киприана, или даже в его свите. Мы не имеем возможности подробно останавливаться на фигуре этого деятеля — скажем лишь, что роль его столь же важна в истории Русской Церкви, сколь и неоднозначна.

Киприан явился на Русь в качестве «личного представителя» Патриарха Константинопольского Филофея в 1373 году и был им как бы заранее «назначен» в митрополиты Московские — хотя митрополит Алексий, занимавший святительский престол, еще здравствовал. Историк Церкви А. В. Карташев комментирует эту ситуацию так:

«Каким образом он (Киприан) очутился на кафедре русской митрополии при живом митрополите, это уже объясняется его личными дипломатическими способностями и излишне гибким моральным поведением Константинопольской Патриархии».

Поначалу обстоятельства складывались неблагоприятным для Киприана образом. Даже после смерти митрополита Алексия (в 1378 году) москвичи не готовы были рассматривать грека (то есть, вообще-то, серба по происхождению) Киприана как сколько-нибудь терпимого претендента на митрополичью кафедру. И, соответственно, «его людей» тоже не жаждали видеть в Москве.

Возможно, именно поэтому Феофан Грек в конце 1370-х годов находился в Новгороде. Будучи вторым по значению кафедральным городом после Москвы (если говорить о Северо-Восточной Руси), Новгород являлся и важным политическим центром. И Киприан не мог не желать упрочения своего влияния здесь — раз уж до Москвы «дотянуться» пока не мог.

В описании Епифания Премудрого Феофан Грек предстает как «живописец изящный во иконописцех» и «преславный мудрок, зело философ хитр». То есть не только как художник, но и как богослов. И есть основания полагать, что самая роспись Феофана в имела программное значение в контексте полемики между Киприаном и его противниками. Ведь монументальное искусство в ту эпоху имело колоссальное влияние на умы — заменяя собой все нынешние СМИ вместе взятые.

Работы Феофана Грека

Что происходило в жизни Феофана Грека в 1380-е годы и где он «привитал» — о том, увы, мы сказать не можем. Возможно, выполнив в 1378 году росписи в Спасской церкви Новгорода, мастер еще какое-то оставался здесь. Некоторые исследователи «посылают» его на эти несколько лет в Нижний Новгород, Серпухов и Коломну (опираясь отчасти на упомянутое нами письмо Епифания Премудрого и иные косвенные источники). Как бы то ни было, в начале 1390-х годов Феофан прибывает в Москву и разворачивает здесь бурную деятельность.

У Епифания читаем:

«На Москве три церкви подписаны (Феофаном): Благовещения Святыя Богородицы, Михаиле святый, одну же на Москве (имеется в виду, очевидно, храм Рождества Пресвятой Богородицы, выстроенный по указанию великой княгини Евдокии). В Михаиле святом (в Архангельском соборе Московского Кремля) на стене написа град... у князя Владимира Андреевича в камене стене саму Москву такоже написавый; терем у князя великого незнаемою подписью и страннолепно подписаны; и в каменной церкви во святом Благовещении корень Иессеев и Апоколипьсий также исписавый».

Миниатюра из Лицевого летописного свода, иллюстрирующая работу Феофана в Архангельском соборе Московского Кремля.

Ничто из этих творений не уцелело.

Безусловно, вызывает интерес сообщение о росписях, выполненных Феофаном в тереме «князя великого». Интересно, к каким сюжетам счел возможным обратиться изограф, работая для «мирского» заказчика? Часто высказывается предположение — на наш взгляд, правдоподобное, — что то могли быть аллегории, которых московиты той эпохи еще не видывали, почему Епифаний и называет «подпись» великокняжеского терема «незнаемой» и «страннолепной», то есть «необычайной». В пользу этого соображения говорит тот факт, что в свой «дорусский» период Феофан работал в Галате, генуэзском предместье Константинополя, и Кафе, которой также тогда владела Генуя. Там аллегорические росписи уже имели широкое распространение.

Роспись Благовещенской церкви в Кремле - последняя работа Феофана Грека в Москве

«Преображение Господне» (ок. 1403) из собрания Третьяковской галереи. Заподозрить принадлежность этой иконы кисти Феофана Грека заставляет не только стиль, но и сюжет, основополагающий в учении Григория Паламы о нетварном свете. На горе Фавор, как говорит богослов, апостолы увидели нетварную славу Божества — «сам сверхразумный и неприступный свет, свет небесный, необъятный, надвременный, вечный, свет, сияющий нетлением». И этот свет могут узреть те, кто достиг обджения путем непрестанной Иисусовой молитвы.

Последней московской работой Феофана Епифаний называет роспись Благовещенской церкви в Кремле. Над ней мастер трудился совместно со старцем Прохором из Городца и . Причем, конечно, Феофан в данном случае являлся главой «артели». Имя его стоит в соответствующей летописной записи на первом месте. В Благовещенском храме, как мы помним, Феофан написал композиции «Апокалипсис» и «Корень Иессеев» (сюжет, дотоле не встречавшийся в русской иконописи, да и впоследствии не слишком «популярный»). Росписи, созданные в 1405 году, недолго украшали Благовещенский храм: в 1416 году его полностью перестроили, а в 1485— 1489 годах возвели существующий ныне Благовещенский собор. Но память о фресках Феофана не исчезла. В середине XVI века «Апокалипсис» и «Корень Иессеев» вновь «проявились» на стенах собора — как дань уважения великому мастеру.

Существует также традиция приписывать Феофану иконы деисисного чина из иконостаса Благовещенского собора. Во всяком случае, по времени и высочайшему уровню исполнения они вполне «подходят» нашему герою.

Почерк мастера

Стиль работы Феофана разительно отличался от привычных «норм» того времени. Мы уже мельком говорили о своеобразии его мазка и колорита, об удивительных «пробелах», теперь же заглянем в его мастерскую — благо стараниями Епифания Премудрого у нас есть такая возможность.

Епифаний писал — с благоговейным удивлением — о Феофановом методе (текст даем в осовремененном пересказе):

«Когда он рисовал или писал, то никогда никто не видел его взирающим на образцы, как то делают некоторые наши иконописцы, в недоумении переводящие взгляд туда-сюда, так что больше не пишут, а на образцы смотрят. Он же, казалось, руками писал, а ногами беспрестанно переходил с места на место; языком беседовал с приходящими, а умом обдумывал высокое и мудрое... Так и я, недостойный, — прибавляет смиренно Епифаний, — часто ходил на беседу к нему, ибо всегда любил с ним говорить».

Непонятно, как долго продолжались «собеседования» Епифания с Феофаном. Русский книжник ничего не говорит об обстоятельствах смерти (или отъезда?) иконописца. Принято считать, что Феофан умер около 1410 года. Но где он встретил свою смерть? В Москве ли? А быть может, пожелал возвратиться в Константинополь? Очевидно только, что в первой половине 1410-х годов, когда Епифаний сочинял свое послание к архимандриту Кириллу, Феофана в Москве уже не было.

Феофан Грек - насколько - настолько же и загадочная.

Феофан Грек был не только искусным средневековым живописцем, но и яркой личностью.

Он родился в Византии, даты жизни художника только предположительные: 1340-1410. Более 30 лет работал на Руси – сначала в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне, затем в Москве. Древнерусский писатель Епифаний Премудрый в своём письме к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате, Кафе (современная Феодосия) и других городах, т.е. на Русь он прибыл уже состоявшимся мастером.
Феофан родился, предположительно, в Константинополе (Византия). В связи со своим происхождением и получил на Руси прозвище «Грек». Сведений о нём сохранилось мало, в основном это отдельные факты, изложенные в летописях, а также указанное письмо Епифания Премудрого.

Великий Новгород

Церковь Спаса Преображения
В 1370-х годах Феофан прибыл в Новгород Великий и расписал Спасо-Преображенскую церковь на Ильине улице. Фрески Спасо-Преображенской церкви – первая известная работа Феофана на Руси. Эти фрески дошли до нас только в виде фрагментов. Лучше всего сохранились фрески купола: Пантократор (Вседержитель), фигуры архангелов и шестикрылых серафимов. В барабане купола – фигуры праотцев в рост.

Феофан Грек. Пантократор (Христос). Из Википедии
Огненный взор Христа-Пантократора встречает входящих в храм уже на его пороге. Как будто молнии сверкают из его пронзительных глаз: «Огонь пришёл Я низвести на землю» (Евангелие от Луки: 12:49).
В барабане изображены праот¬цы Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мелхиседек, а также пророки Илия и Иоанн Креститель (Предтеча).

Феофан Грек. Илия Пророк
Лучше всего сохранились фрески, расположенные на хорах Троицкого придела: «Троица» и фигура святого Макария Египетского, ряд медальонов с фигурами святых и пять столпников.

Феофан Грек. Даниил Столпник
Созданные Феофаном образы удивляют смелыми художественными решениями: они не бесстрастны, как этого требует иконописный канон, а, наоборот, полны чувств. Их отличает внутренняя сила, огромная духовная энергия. В образах столпников Феофан выразил свой идеал одухотворенного подвижника. Свет на кончиках пальцев Даниила Столпника, блики на одежде, в глазах и на волосах создают впечатление физического ощущения света этим подвижником. Столпником он был назван потому, что много лет провёл в молитве на высоком столпе. Житие Даниила Столпника сообщает, что он был удостоен от Бога дара чудотворения и исцеления.

Феофан Грек. Макарий Египетский
Макарий родился около 300 г. в Нижнем Египте. В раннем возрасте по желанию родителей вступил в брак, но рано овдовел. После смерти жены Макарий углубился в изучение Священного писания. А после смерти родителей удалился в пустыню и стал послушником при проживавшем там старце-отшельнике. Его рукоположили в клирики (церковнослужитель), но он тяготился полученным саном, оставил селение и удалился в полном одиночестве в пустыню.
Удлиненная фигура подвижника Макария Египетского вся объята светом, как белым пламенем. Он изображен в позе приятия благодати, открытости перед Богом. Преподобный Макарий живет в Свете, он сам есть этот Свет. Погрузившись в Свет, он, тем не менее, не растворяется в нём, а сохраняет свою личность. Но эта личность преображена Божественным Светом.

Фрески Спасо-Преображенской церкви принадлежат к числу величайших произведений мирового средневекового искусства.

Нижний Новгород

Сюда Феофан прибыл в 1380-х годах. Город был разорён и буквально выжжен татаро-монголами в 1378 г. Требовалось восстановление храмов. Считается, что Феофан мог расписывать Спасский собор и соборную церковь Благовещенского монастыря. Но эти росписи не сохранились.

Коломна

Здесь Феофан был предположительно в 1392 г. и принимал участие в росписях Успенского собора, построенного в 1379-1382 гг. Фрески этого храма также не сохранились.

Москва

В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву, и дальнейшая его деятельность была связана с Москвой, где он расписывал храмы и создавал иконы. В Москве Феофан Грек проявил себя также и в книжной графике: миниатюры Евангелия Хитрово (конец XIV в.) и Евангелия Федора Кошки (конец XIV-начало XV вв.) имеют сходство с произведениями византийского мастера. Искусствоведы спорят, был ли Феофан учителем Андрея Рублева. Известно, что они работали вместе, а это не могло не повлиять на формирование молодого мастера. После ухода великого Грека именно он будет определять пути древнерусского искусства.
Согласно письму Епифания и тексту Троицкой летописи, в Московском кремле Феофан украсил три храма.
В 1395 г. он совместно с Симеоном Черным и учениками расписал церковь Рождества Богоматери, которая не сохранилась.
В 1405 г. Феофан Грек вместе с Прохором с Городца и Андреем Рублевым работал в Благовещенском соборе – соборном храме Василия I. Эти фрески не сохранились. Но сохранился иконостас Благовещенского собора Московского кремля, многие иконы специалисты считают достоверными произведениями Феофана.

Иконы Феофана Грека

Об авторстве икон обычно говорят: «приписывается» тому или иному иконописцу. Почему это так? Потому что в древности авторы не подписывали своих произведений. Установление авторства анонимного произведения, времени и места его создания называется атрибуцией .
Икона «Богоматерь Донская» была перенесена в Благовещенский собор из Успенского коломенского собора и принадлежит кисти Феофана Грека или одного из мастеров его круга.

Икона «Богоматерь Донская» относится к одному из многочисленных вариантов «Умиление», поэтому ее иногда называют «Богоматерь Умиление Донская». Эпитет «Донская» связан с преданием о чудесной помощи образа воинству князя Дмитрия Ивановича (Донского) в Куликовской битве 1380 г.

Икона «Богоматерь Донская» - двухсторонняя, на обороте «Успение Богоматери».

Лицевая сторона иконы (1382-1395). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Перед Донской иконой 3 июля 1552 г. перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Икона Феофана Грека «Успение Богородицы» (1392). Оборот Донской иконы Божией Матери
Феофану Греку также приписывается икона «Преображение». Это был храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского. Современное постановление атрибуционной комиссии Третьяковской галереи отрицает его авторство, и икона считается произведением «неизвестного иконописца».

Икона «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор» (ок. 1403). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Евангелие от Матфея, 17: 1-9).

Яркий и своеобразный характер живописи имеет сходство с феофановским стилем: темперамент, огненное звучание света, экспрессивная манера письма. Но вот характер образа Спасителя иной: лик не грозный, как в новгородских фресках, а милостивый, взгляд внимательный и кроткий.
На иконе изображена гора Фавор, а на её вершине – преобразившийся Христос в белых одеждах, окружённый сиянием. Рядом с ним ветхозаветные пророки Илья и Моисей, внизу – павшие на землю апостолы Пётр, Иаков и Иоанн Богослов, бывшие свидетелями чуда. В средней части иконы изображены две группы апостолов с Христом, поднимающиеся на Фаворскую гору и спускающиеся с неё.
«Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром «горним» и миром «дольним». Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, пронизывающего всё пространство иконы, широкими сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов, вспыхивающего яркими бликами на их ликах» (Шедевры Третьяковской галереи: иконопись. М., 2012).
Тайна Преображения состоит в том, что апостолы не пассивные созерцатели чуда Преображения. Они сами изменяются под воздействием этого Света, становятся другими.

Стиль Феофана Грека

Стиль Феофана Грека отличается выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна «скоропись»: почти монохромная живопись, непроработанность мелких деталей, но при этом изображения оказывают сильное воздействие на зрителя.
В творчестве Феофана Грека выразились византийское классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.
Искусство Феофана Грека внесло на Русь понятие христианской символики: символ Божественного света через передачу белых бликов, пробелов. Ограниченность цветовой гаммы символизирует образ монашеского отречения от многоцветия мира. Творческая личность Феофана Грека проявляется и в его революционном мышлении, отрешенности от канонов. Его религиозные переживания индивидуальны и тяготеют к монашескому подвижничеству.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх