Глубокий смысл разговора героев из ночлежки в дрме М. Горького "На дне". Cочинение «Спор ночлежников о человеке Анализ диалога о человеке горький на дне


Пьеса «На дне» была написана более восьмидесяти лет тому назад. Все это время вокруг нее не прекращали возникать споры и разногласия. Объяснить это можно огромным количеством проблем, поставленных автором, которые на различных этапах исторического развития общества приобретают новую актуальность. К тому же, сама позиция автора в этом произведении весьма противоречива и неоднозначна. Кроме того, на судьбу пьесы, на ее восприятие социумом повлияло то, что свои сложные философские идеи автор искусственным образом упростил, превратив их в лозунги, которые взяла на вооружение официальная пропаганда недавних лет. На плакатах того времени часто красовалась надпись: «Человек – это звучит гордо!» Эта реплика одного из персонажей пьесы была почти такой же распространенной, как лозунг «Слава КПСС!», а сам монолог Сатина о Человеке дети в школе заучивали наизусть.

В наше время пьесу «На дне» М Горького хочется перечитать заново, внимательно и непредвзято присмотреться к ее персонажам, проанализировать их слова и поступки.

Пьесу Горького можно назвать новаторским литературным произведением. Основным содержанием пьесы являются не столько судьбы людей, сколько столкновение взглядов, спор о Человеке, об его возможностях и смысле жизни. Эпицентр этого спора – проблема правды и лжи. Какой нужно воспринимать эту жизнь: такой, какой она является на самом деле для обитателей «дна», со всей мрачностью и безысходностью, или такой, какую можно представить в иллюзиях, с возможностью исправить любое положение и достичь поставленной цели? Этот спор начинается между обитателями ночлежки до появления Луки и продолжается после ухода старца. Еще в начале пьесы Настя тешит себя мечтами о возвышенном чувстве, заимствуя его бульварного романа, а Квашня живет иллюзией о том, что она свободная женщина. И практически сразу этот иллюзорный мир разрушается, столкнувшись с роковой правдой жизни.

Если внимательно присмотреться к образу Луки, то можно отметить, что именно этот герой пьесы вызывает самые ожесточенные споры, составляя ее драматургический нерв. Старец Лука утешает людей. Но чем можно утешить опустившихся на самое «дно» жизни босяков: бывшего актера, безработного, умирающую женщину, потомственного вора? Лука использует ложь, как словесный наркотик, как обезболивающее средство. Он вселяет в обитателей ночлежки иллюзии о светлом будущем, причем, имея огромный жизненный опыт, Лука точно знает, что нужно каждому конкретному человеку, он тонко чувствует, что для несчастного важнее всего на свете. Поэтому Луке безошибочно удается надавить на главный рычаг личности: Анне он обещает отдых и покой на том свете, Актеру рассказывает о бесплатных лечебницах для алкоголиков, а Пеплу говорит о вольной жизни в Сибири. Зачем Лука врет? Этим вопросом не один раз задавались читатели и критики, размышляющие над горьковской пьесой. В трактовках образа старца Луки долгое время преобладали отрицательные отзывы, его обвиняли в равнодушном отношении к людям, в том, что, искушая человека своей ложью, Лука окончательно губит его (главным примером называли смерть Актера). Даже имя Луки связывали со словом «лукавый», одним из значений которого является «искуситель».

Однако если более пристально взглянуть на то, чем занимается Лука, прислушаться к его словам, то становится понятно, что механизм его спасительной лжи гораздо проще, но вместе с тем и сложнее одновременно. Лука не очерствел душой, он творит реальное добро. Старец не просто обманывает, он жалеет и стремится поддержать людей в трудную минуту (утешает Анну перед смертью), а иногда пытается повлиять словом на поступки и мотивации отдельных личностей (укоряет Василису, отговаривает Пепла от убийства). Лука также предчувствует, что отношения Васьки Пепла и хозяйки ночлежки Василисы добром не закончатся, поэтому он советует Пеплу уйти поскорее в Сибирь, и его предчувствие оказывается правильным. Лука не просто обманывает Актера, он уговаривает его взять себя в руки и воздержаться, подготовиться к лечению в клинике. А причина смерти Актера заключается не в самих иллюзиях, а в их крушении, поскольку пьяница осознает, что взять себя в руки уже не может. Лука уверен в правильности своих поступков и философски обосновывает собственную позицию. Очень важным моментом в пьесе становится рассказ странника о спасении двух беглых каторжников, главной мыслью которого является то, что научить человека добру можно только добром, а не тюрьмой и насилием. Таким образом, Лука – это главный носитель добра в пьесе, он сочувствует людям, по-доброму жалеет их и старается помочь.

Авторская позиция выражена в драме сюжетно. Последним событием пьесы является смерть Актера, которая подтверждает мысль Луки о том, что человек, утративший веру, погибает. Принято считать, что в споре о Человеке главным противником Луки является Сатин. На первый взгляд, это действительно так, ведь Сатин выступает против лжи, называя ее религией рабов и хозяев, а правду провозглашает единственным Богом свободного человека. Но именно Сатин вступается за старика и запрещает плохо говорить о Луке, а затем произносит свой главный монолог о Человеке, который является воплощением в жизнь главной идеи Луки. Ведь рассуждения о Человеке, как о самом достойном и разумном существе на планете, являются своего рода словесным наркотиком, призванным утешить всех обитателей ночлежки, внушить им собственную значимость и ценность. Новость о самоубийстве Актера, прерывает картину пьяного разгула в ночлежке, который начался после монолога Сатина. Поэтому главным оппонентом Луки является сам автор пьесы, а вовсе не Сатин. Именно автор показывает, что ложь во имя спасения так и не смогла никого спасти, нельзя жить в мире иллюзий и терпеливо мириться с беспросветной убогостью реальной жизни. Во многом спор Горького с Лукой является его спором с самим собой, ведь по своим человеческим качествам писатель был очень близок к этому старцу-утешителю. Долгое время образ Луки считался отрицательным еще и по той причине, что он проповедовал жалость и милосердие, а не призывал к революционной борьбе с классовыми врагами, которые советской власти мерещились повсюду. В наши дни человечество вновь обращается к гуманизму и милосердию, поэтому пьеса Горького обретает совсем иное значение. Она вновь становится актуальной, поскольку привлекает внимание общества к вечным проблемам добра и социальной справедливости.

Пьеса М.Горького "На дне" создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развития приобретают новую актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции. Повлияло на судьбу произведения, на его восприятие то, что сложные, философски неоднозначные идеи писателя были искусственно упрощены, превращены в лозунги, взятые на вооружение официальной пропагандой недавних лет. Слова: "Человек... это звучит гордо!" становились нередко плакатными надписями, почти такими же распространенными, как "Слава КПСС!", а сам монолог Сатина дети заучивали наизусть, правда, предварительно его корректировали, выбрасывая некоторые реплики героя ("Выпьем за человека, Барон!"). Сегодня пьесу "На дне" хочется перечитать заново, непредвзято взглянув на ее персонажей, внимательно вдумавшись в их слова и вглядевшись в их поступки.
Пьеса М.Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее - не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и правдой для персонажей - людей "дна", или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода. Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она - свободная женщина, а Настя - мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги "Роковая любовь". И с самого начала в этот мир иллюзий врывается роковая правда.
Всмотримся внимательнее в образ Луки. Прежде всего отметим, что именно этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры, составляет ее драматургический нерв. Лука утешает людей. Чем можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее бывших баронов, актеров, рабочего человека, потерявшего работу, умирающую женщину, которой нечего и вспомнить хорошего о прожитой жизни, потомственного вора? И Лука прибегает ко лжи, как к словесному наркотику, как к обезболивающему средству. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем жизненный опыт его таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего. И безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой личности, обещая Анне покой и отдых на том свете, Актеру - бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу - вольную жизнь в Сибири. Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз задавали себе читатели и критики, размышляя над горьковской пьесой. Долгое время в трактовках образа Луки преобладали отрицательные оценки, его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти (само имя его по созвучию связано со словом "лукавый", а одно из значений этого слова близко к нечистому, к искусителю). Луку обвиняли и в том, что он искушает людей своей ложью, а в качестве главного обвинения называли смерть Актера, в образе горьковского странника искали, прежде всего, идеологические истоки, его связывали с сектантами-бегунами, с идеями толстовства. Однако если всмотреться в то, что делает Лука, вслушаться в его речи, понимаешь, что механизм его утешительства проще и сложнее. Он просто не очерствел душою, нельзя не согласиться с оценками, которые дает Луке Сатин:

    Отличительное своеобразие пьесы в том, что большая часть персонажей не играет роли в развитии драматургической интриги Костылёвы - Наташа - Пепел. При желании можно было бы смоделировать такую драматургическую ситуацию, в которой все персонажи стали...

    Она, правда-то, может, обух для тебя… Лука По-моему – вали всю правду, как она есть! Бубнов. Что лучше: истина или сострадание, правда или лож во благо? На этот вопрос пытались и попытаются ответить многие философы, мыслители, литературоведы, писатели....

    Для чего живет человек, каково его предназначение на земле – этот вопрос волновал и волнует многих писателей и публицистов. В пьесе «На дне» А.М. Горький пытается найти ответ на этот вопрос. Его герои, обитатели человеческого «дна», бессмысленно прожигающие...

    Несмотря на то, что пьеса А.М. Горького «На дне» была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся «на дно» жизни, можно найти черты и современных нам...

В центре пьесы А.М. Горького «На дне» - не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и суровой правдой жизни людей «дна», или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных формах они ни представали. Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение развенчивают философию Луки. В начале пьесы мы видим, что почти все герои одержимы своей мечтой, своей иллюзией. Появление Луки с его проповедью утешения и примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных влечений и дум. Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийства старика Костылева. Суровая правда жизни опровергает утешительную ложь Луки, и задолго до финала, в третьем акте, Лука тихонько исчезает.

Самое большое поражение Лука терпит в споре с Сатиным. В последнем акте, v когда Луки уже нет в ночлежке и все спорят о том, кто он такой и чего добивается, Сатин сперва защищает его. Он отрицает, что Лука - сознательный обманщик, шарлатан: «Молчать! Вы - все скоты! Дубье... молчать о старике!.. Старик - не шарлатан! Что такое- правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы - нет!.. Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми!» Но в пылу спора, сам того не замечая, Сатин превращается в противника Луки. «Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... Я знаю! я читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я - знаю ложь! Кто слаб душой!., и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого-зачем тому ложь?.. Ложь - религия рабов и хозяев... Правда- бог свободного человека!» Этот монолог Сатина провозглашает новое отношение к человеку. Утешительная ложь названа им религией «рабов и хозяев». Ложь как «религию хозяев» воплощает в себе хозяин ночлежки Костылев, живущий чужими соками. Лука же воплощает в себе ложь как «религию рабов», выражающую их слабость и подавленность, их неспособность бороться, склонность к терпению и примирению, и всепрощению.

Когда-то Лука в ночлежке в ответ на вопрос, есть ли Бог, изрек: «Коли веришь, -есть; не веришь - нет...» Эта мысль лежала в основе его философии: нравится - верь и утешайся. Сатин, отталкиваясь от мысли Луки, делает совсем иной вывод: человек свободен в выборе своего отношения и к вере, и к жизни, к ее устройству и ее порядку: «Он - молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить.., Это его дело! Человек свободен... он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за всё платит сам, и потому он свободен!.. Человек - вот правда!» Монолог во славу человека Сатин произносит в минуты душевного подъема. Горький понимал, насколько такое выступление неорганично для характера героя: «...Речь Сатина о человеке бледна. Однако, кроме Сатина, ее некому сказать, и лучше, ярче сказать он не может. Уж и так эта речь чуждо звучит его языку».

Горький поставил в драме «На дне» проблему истинного и ложного гуманизма -первый поставил ее так широко и страстно, заставив задуматься над этой проблемой миллионы людей в мире. Вдумываясь в образы людей, выброшенных на «дно» жизни, миллионы людей говорили себе: если даже отброшенный назад, почти к пещерному бытию, человек не превращается в зверя - значит, человеческое сильнее звериного; если даже на самом дне жизни в человеке вспыхивают искры веры в возможность счастья на земле - значит, эта вера неугасима. И миллионы людей на земле стали повторять вдохновенные слова из пьесы «На дне»: «Человек - вот правда!», «Человек - это звучит гордо!», «Всё - в человеке, вей для человека!» Исполненные светлой веры в Человека с большой буквы, слова Сатина уже давно перестали быть в сознании людей афоризмом Сатина, зажили как мудрое изречение самого Горького.

Особую романтическую окраску монолог Сатина приобретает еще и потому, что гимн Человеку звучит на самом «дне» жизни, в самых жестоких обстоятельствах, «в подвале, похожем на пещеру», в котором живут «бывшие» люди, выброшенные и никому не нужные. Монолог Сатина звучит как вызов этим обстоятельствам и в то же время как вызов смирению и утешительному состраданию. В этом вызове- созвучие монолога Сатина нараставшим в стране революционным настроениям. Перед читателем возникал вопрос: что нужно сделать для того, чтобы человек вновь стал человеком и обрел независимость и свободу? Вывод подсказывался финалом пьесы и возвышенным монологом Сатина: «Человек - вот правда! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно!..» Если человек в своей сущности прекрасен и только строй, основанный на эксплуатации, низводит его до ужасающего состояния, нужно сделать всё, чтобы создать условия, когда человек станет поистине свободным и прекрасным. Именно так были восприняты слова Сатина в начале 1900-х годов. Артист Московского Художественного театра В,И. Качалов вспоминал: «Пьеса воспринималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала».

Давно ушли в прошлое времена, описанные Горьким в пьесе «На дне». Но священная для Горького потребность - пробудить личность, ее способность к размышлению, к постижению сущего - не стареет. Сейчас, когда встала трудная задача перестроить жизнь, человеческие отношения, получили небывалое распространение запросы осмысленной духовной жизни. Многое может почерпнуть для себя думающий читатель и зритель. И в этом секрет неувядающей ценности пьесы Горького «На дне».

Пьеса «На дне», написанная Горьким в течение 1902 года, принесла ему мировую известность. Это произведение было откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности.

Мысль о неприятии философии утешительства выражена в известных словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. Ложь – религия рабов и хозяев». Ложь проповедует в пьесе Лука. Этой лжи, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека жалость.

Вообще, появление старца в ночлежке повлекло за собой глобальные изменения во внутреннем мире босяков. Каждый из них по-своему воспринял идею утешительства. Именно поэтому в начале четвёртого акта между обитателями ночлежки завязывается горячий спор о значении человека, его жизни на земле.

Акт начинается с того, что персонажи обсуждают неожиданное исчезновение Луки. Сатин вспоминает слова из молитвы, которые звучат символично, учитывая то, о ком они говорят: «Тако исчезают грешники от лица праведных». Все понимают несомненное значение Луки, но каждый имеет ввиду что-то своё. Сатин и Барон смеются: «И вообще… для многих он был… как мякиш для беззубых». Клещ защищает старика: «Он… жалостливый был… у вас вот… жалости нет…».

Таким образом, ребром становится вопрос о том, что лучше – правда или ложь? Горький ещё раз утверждает бесполезность и губительность жалости к людям. Эта мысль выражена в известных словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… ложь - религия рабов и хозяев».

Итак, свои мысли об этом Горький вкладывает в уста Сатина. Он говорит о великих возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Человек – вот правда… существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век! – Это великолепно! Это звучит гордо!».

Этот знаменитый монолог героя стал визитной карточкой пьесы «На дне». Рассмотрим подробнее особенности этого эпизода. Слова Сатина звучат как протест идеологии Луки, хотя последнего уже нет на сцене.

Сатин пьян, поэтому его слова иногда противоречат друг другу. Так, к примеру, немного раньше он защищает старика, говоря: «Старик – не шарлатан! Что такое – правда?.. Он врал… но – это из жалости к вам, чёрт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему…». Позже он заявляет: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!». Как понять этого героя? Видимо, автор хотел подчеркнуть противоречивость этого персонажа и то, что его слова о великолепии человека – это прозрение, истина, которая не видна поначалу.

И на самом деле, Сатин говорит очень воодушевлённо. Его речь похожа на театральный монолог, хотя до этого диалоги и монологи персонажей были максимально приближены автором к разговорной речи: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека)». Какая театральная ремарка! Это не просто монолог, это манифест гордости: «Это огромно! В этом – все начала и концы… Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга!».

Таким образом, из спора о человеке через монолог Сатина мы узнаем точку зрения Горького о том, что «Человек-это звучит гордо», что жалость – недостойное чувство для настоящего человека.

В центре пьесы А.М. Горького «На дне» - не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и суровой правдой жизни людей «дна», или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных формах они ни представали. Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение развенчивают философию Луки. В начале пьесы мы видим, что почти все герои одержимы своей мечтой, своей иллюзией. Появление Луки с его проповедью утешения и примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных влечений и дум. Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийства старика Костылева. Суровая правда жизни опровергает утешительную ложь Луки, и задолго до финала, в третьем акте, Лука тихонько исчезает.

Самое большое поражение Лука терпит в споре с Сатиным. В последнем акте, v когда Луки уже нет в ночлежке и все спорят о том, кто он такой и чего добивается, Сатин сперва защищает его. Он отрицает, что Лука - сознательный обманщик, шарлатан: «Молчать! Вы - все скоты! Дубье... молчать о старике!.. Старик - не шарлатан! Что такое- правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы - нет!.. Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми!» Но в пылу спора, сам того не замечая, Сатин превращается в противника Луки. «Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... Я знаю! я читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я - знаю ложь! Кто слаб душой!., и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого-зачем тому ложь?.. Ложь - религия рабов и хозяев... Правда- бог свободного человека!» Этот монолог Сатина провозглашает новое отношение к человеку. Утешительная ложь названа им религией «рабов и хозяев». Ложь как «религию хозяев» воплощает в себе хозяин ночлежки Костылев, живущий чужими соками. Лука же воплощает в себе ложь как «религию рабов», выражающую их слабость и подавленность, их неспособность бороться, склонность к терпению и примирению, и всепрощению.

Когда-то Лука в ночлежке в ответ на вопрос, есть ли Бог, изрек: «Коли веришь, -есть; не веришь - нет...» Эта мысль лежала в основе его философии: нравится - верь и утешайся. Сатин, отталкиваясь от мысли Луки, делает совсем иной вывод: человек свободен в выборе своего отношения и к вере, и к жизни, к ее устройству и ее порядку: «Он - молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить.., Это его дело! Человек свободен... он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за всё платит сам, и потому он свободен!.. Человек - вот правда!» Монолог во славу человека Сатин произносит в минуты душевного подъема. Горький понимал, насколько такое выступление неорганично для характера героя: «...Речь Сатина о человеке бледна. Однако, кроме Сатина, ее некому сказать, и лучше, ярче сказать он не может. Уж и так эта речь чуждо звучит его языку».

Горький поставил в драме «На дне» проблему истинного и ложного гуманизма -первый поставил ее так широко и страстно, заставив задуматься над этой проблемой миллионы людей в мире. Вдумываясь в образы людей, выброшенных на «дно» жизни, миллионы людей говорили себе: если даже отброшенный назад, почти к пещерному бытию, человек не превращается в зверя - значит, человеческое сильнее звериного; если даже на самом дне жизни в человеке вспыхивают искры веры в возможность счастья на земле - значит, эта вера неугасима. И миллионы людей на земле стали повторять вдохновенные слова из пьесы «На дне»: «Человек - вот правда!», «Человек - это звучит гордо!», «Всё - в человеке, вей для человека!» Исполненные светлой веры в Человека с большой буквы, слова Сатина уже давно перестали быть в сознании людей афоризмом Сатина, зажили как мудрое изречение самого Горького.

Особую романтическую окраску монолог Сатина приобретает еще и потому, что гимн Человеку звучит на самом «дне» жизни, в самых жестоких обстоятельствах, «в подвале, похожем на пещеру», в котором живут «бывшие» люди, выброшенные и никому не нужные. Монолог Сатина звучит как вызов этим обстоятельствам и в то же время как вызов смирению и утешительному состраданию. В этом вызове- созвучие монолога Сатина нараставшим в стране революционным настроениям. Перед читателем возникал вопрос: что нужно сделать для того, чтобы человек вновь стал человеком и обрел независимость и свободу? Вывод подсказывался финалом пьесы и возвышенным монологом Сатина: «Человек - вот правда! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно!..» Если человек в своей сущности прекрасен и только строй, основанный на эксплуатации, низводит его до ужасающего состояния, нужно сделать всё, чтобы создать условия, когда человек станет поистине свободным и прекрасным. Именно так были восприняты слова Сатина в начале 1900-х годов. Артист Московского Художественного театра В,И. Качалов вспоминал: «Пьеса воспринималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала».

Давно ушли в прошлое времена, описанные Горьким в пьесе «На дне». Но священная для Горького потребность - пробудить личность, ее способность к размышлению, к постижению сущего - не стареет. Сейчас, когда встала трудная задача перестроить жизнь, человеческие отношения, получили небывалое распространение запросы осмысленной духовной жизни. Многое может почерпнуть для себя думающий читатель и зритель. И в этом секрет неувядающей ценности пьесы Горького «На дне».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх