Использования системы быстрого тестирования на уроках биологии. Особенности использования информационных технологий на уроках биологии. Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъ

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно-научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.

В трактовке И. В. Роберта под информационными технологиями понимаются "программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации".

Цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса.

Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка - естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре.

Информационные технологии предоставляют возможность:

· сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

· вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

· значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А. В. Дворецкой) :

1. Презентации - это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио-, видеофрагменты, элементы интерактивности. Презентации может создать любой учитель, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации могут использоваться учениками для представления их проектов.

2. Электронные энциклопедии - это аналоги обычных энциклопедий, словарей, справочников. В отличие от бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, используется удобная система навигации на основе гиперссылок, может включать в себя аудио-, видео фрагменты.

3. Дидактические материалы - сборники задач, упражнений, примеры рефератов.

4. Программы-тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

5. Системы виртуального эксперимента - это программные комплексы, позволяющие проводить эксперименты в "виртуальной лаборатории". Главное преимущество таких лабораторий - они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам, недостаточности химических реактивов.

6. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. С помощью их можно быстро, автоматизировано обработать результаты.

7. Электронные учебники и учебные курсы - объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.

8. Обучающие игры или развивающие программы - это интерактивные программы с игровым сценарием.

По способу использования информационных технологий выделяют несколько типов уроков:

1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме - один компьютер на учительском столе + проектор.

2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме - урок в компьютерном классе без выхода в Интернет.

3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме - урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Из перечисленных компьютерных средств на уроках биологии мной в основном используются презентации, при создании которых большое внимание уделяется иллюстративному материалу. Очень интересны презентации по курсу биологии "Многообразие организмов", где рассматривается биологическое разнообразие животного и растительного мира. Учащимся очень нравятся такие презентации, так как они могут хорошо рассмотреть то или иное растение или животное, особенно вызывает восторг материал, который касается животных или растений других стран и континентов. На уроках биологии использовались и другие компьютерные средства: электронные учебники, программы-тренажеры, тесты и кроссворды.

На уроках биологии мною активно используются кроссворды, составленные в программе Excel (приложение 1, приложение 2, приложение 3), при завершении изучения отдельных тем дети самостоятельно составляют кроссворды. Кроссворды теперь это не только развлечение, но и способ проверки знаний или развития творчества. Эти удивительные задания развивают память, образное и логическое мышление (ведь приходится анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать нужное слово), творческое воображение, и, конечно, улучшают словарный запас ребенка, учат запоминать слова правильно.

Использование разных форм ИКТ в систему уроков биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

1. способствует повышению познавательного интереса к предмету;

2. содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

3. позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

4. формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

5. способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Для учителя ИКТ дают:

1. экономию времени на уроке;

2. глубину погружения в материал;

3. повышенную мотивацию обучения;

4. интегративный подход в обучении;

5. возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

Особенности использования информационных технологий на уроках биологии.

Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства , но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике.

Возможно ли сегодня преподавание биологии без использования компьютерных технологий?

Совершенствование биологического образования требуется на всех уровнях. При этом особое значение приобретает изучение биологии в школе.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организации форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем .

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

В своей педагогической практике я довольно широко использую информационные технологии: презентации к урокам, тесты, анимированные таблицы, кроссворды – вот неполный перечень использования компьютера на уроке.

По данным исследований, в памяти человека остаётся 1\4 часть услышанного материала, 1\3 увиденного, 1\2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3\4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения .

Применение ИКТ в преподавании биологии успешно реализуется в следующих направлениях:

· Внеклассная деятельность. Очень широкие возможности открываются перед учителем при использовании ИКТ технологий во внеклассной деятельности . Они помогают сделать мероприятия зрелищными, интересными и познавательными не только для учащихся, но и для родителей.

· Подготовка к ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии и эффективна для самостоятельной работы дома. При этом тесты могут быть представлены как в электронном виде, так и в интерактивном режиме.

· Учебная деятельность.

Каждый урок или этап обучения требует своего подхода в использовании компьютерных технологий.

1. на уроках освоения нового материала эффективно использовать демонстрационные программы, которые позволят в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, иллюстрирующих жизнь растений и животных, деление клетки или биосинтез белка или других, заранее подготовленных, видеосюжетов о процессах в клетке, в тканях, в организме;

2. на уроках закрепления нового материала - контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, использование готовых тестов, программ тестирования, заданий с самопроверкой электронных учебников по биологии;

3. на уроках-практикумах - готовые лабораторные и практические работы , виртуальные экскурсии и т. д.

Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным, т. к. повышается мотивацияучения, через раскрытие практической значимости изучаемого материала, предоставлении возможности испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задать любые вопросы и предложить любые решения без риска получить за это низкий балл, - все это способствует формированию положительного отношения к учебе. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.

В настоящее время уже существует достаточно большое количество электронных учебников, которые помимо полного охвата тем школьного курса, предусмотренных обязательным минимумом школьного образования, содержат большое количество дополнительной информации, зачастую выходящей за рамки изучения школьной программы. Как правило, весь учебный материал пособий представлен в наглядной форме и снабжен комплексом мультимедийных возможностей. Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, анимированные карты, высококачественные фотографии, графики и диаграммы, интерактивные трехмерные модели и анимационные ролики, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения.

Чаще учителем используются мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

На сегодня существует небольшой ассортимент электронных учебников. Есть программные продукты, посвященные изучению отдельных тем, разделов биологии. В своей деятельности я использую CD-диски: «Невидимая жизнь водоемов (Управление по охране окружающей среды Пермской области)», «Экология (общий курс)», «1С: Репетитор «Биология», «Зоология (мультитедиа образовательная программа)», «Биология 6 – 11 класс (лабораторный практикум)» и другие.

Другой тип компьютерных услуг – доступ к ресурсам Интернет, которые мы используем для разработки виртуальных экскурсий по музеям и ботаническим садам. Огромное количество информации о новых открытиях в области биологии содержится на различных Интернет-сайтах и может быть использовано на уроках как учителем, так и детьми.

Большое внимание уделяю реферативной и исследовательской деятельности учащихся, и здесь не обойтись без компьютера: обработать собранную в ходе эксперимента информацию, подготовить электронные таблицы и документы в текстовом редакторе.

Все чаще в практику моей педагогической деятельности входят уроки не просто с межпредметными связями, а такие, где проводится тонкая интеграция различных наук, на первый взгляд, совершенно не имеющих ни какого отношения к биологии. Это позволяет учащимся осознать тесную взаимосвязь предметов школьного курса, а преподаваемый таким образом материал становится более наглядным и понятным. Сегодня, в период перехода человечества к новому типу общества – информационному, главную роль будет играть информация. Вот почему сейчас очень важно всесторонне и тщательно изучать с детьми способы получения и передачи информации. Эти проблемы подробно изучаются в рамках таких дисциплин, как биология и информатика, которые затрагиваю пути и способы передачи информации как в живой так и в не живой природе, а значит могут быть освещены на интегрированном уроке «Информация и способы ее передачи» (биология - информатика).

Использование компьютера, как электронного наглядного пособия, позволяют дополнить «сухой» рассказ учителя красочными иллюстрациями, анимированными таблицами, что позволяет наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность ребенка, через эмоционально-чувственное восприятие, а следовательно, добиться лучшего запоминания и усвоения необходимой информации.

Опираясь на оперативность обработки материала, начала применять тестирование по отдельным темам курса. Персональный компьютер позволяет проводить тесты быстро, мгновенно обрабатывать результаты. Тесты позволяют проверить теоретические и практические знания, умения и навыки.

Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии, к исследовательской работе, к участию в проектах и конкурсах в целях повышения качества образования.

Таким образом, информационные технологии в преподавании биологии позволяют: коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; изучать явления и процессы в микро - и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

Способ учебной деятельности, когда удачно подобранная традиционная технология наилучшим образом грамотно совмещена с компьютерной, приведёт к наибольшей оптимизации и эффективности процесса перевода знаний учителя на уровень восприятия ученика.

Список литературы

1. Журнал “Биология в школе” , № 2, 2002 г.

2. Информационные технологии в образовании /Авт. - составитель.- Минск: Красико - Принт, 2008 г.

3. Педагогические технологии / Под общей редакцией – М.: ИКЦ «МарТ», 2006 г.

4. Сборник трудов участников конференции «Информационные технологии в общем образовании» Саратов-2010.Саратов: изд-во ГОУ ДПО»СарИПКиПРО», 2010 г.

5. Селевко технологии в школе. - Ярославль ИРО, 2003 г.

Курсовая работа

Применение тестовых заданий на уроках биологии


3. Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями

4. Виды тестовых заданий.

5. Использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки.

Литература


1. Значение проверки знаний учащихся по биологии

Проверка знаний и умений - важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.

Изучение состояния биологической подготовки учащихся- непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения.

Систематическая проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.

2. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся

Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая.

В обучении биологии до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке учащихся.

Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)

Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.

В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся группы, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки учащихся одной или нескольких групп.

Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них - высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умения учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например, проводить наблюдения, определять растения и др.

В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными, как при проведении текущего, так и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса биологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки.

Традиционных методов устного и письменного контроля обуче­ния при всех их плюсах явно недостаточно. Особый интерес вызвал метод тестовой проверки знаний обучающихся. Слово " тест " (англ. test - проба, проверка, испытание) литературе обычно употребляется в следующем смысле: " тест - это кратковременное, технически просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого".

Тестом назы­вается стандартное задание, по результатам выполнения кото­рого судят о знаниях, умениях и навыках или личностных характеристиках исследуемого лица. В последние годы метод тестовой проверки знаний находит все большее применение. Это связано с внедрением единого государственного экзамена.

Постепенно сложилась система контрольно-коррекционного тестирования как механизма проверки знаний обучающих­ся и как средство изучения нового материала, позволяющее осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Под технологией тематического тестирования понимается совокупность способов обучения биологии, отличающуюся тем, что с целью сокращения времени на выявление учащимися основных содержательных элементов темы, а также повышения их мотивации сопутствующими процессу тестирования элементами игры, соревновательности и объективности оценки уровня усвоения материала, разрабатываются способы представления обязательного минимума содержания каждой темы вариантами тестовых заданий, что в итоге обеспечивает более успешную реализацию федерального компонента Государственного стандарта общего образования по биологии.

Психолого-педагогическое обоснование сложившейся технологии

1. Тестирование один из способов повышения интереса к предмету, работая с тестом, можно полу­чить много новой информации, не содержащейся в учебниках, но знание, которой необходимо. Это достигается при условии творческого подхода учителя и учеников к составлению тестовых заданий. Творчество, поиск, исследования, сотрудничество учителя и обучающихся рождает хороший результат. Важно, чтобы тестовые задания были яркими, запоминающимися. Тогда они вызывают дополнительный интерес у ребят.

2. Использование разноуровневых тестов позволяет каждому обучающемуся «поднять свою планку». Это создает ситуацию успеха, повышая уровень мотивации. Задача учите­ля заключается в том, чтобы правильно и терпеливо управ­лять этим процессом, улучшая этим психологический климат во взаимоотношениях с обучающимися.

3. Тестовая проверка знаний выступает как метод стимулирования ответственности в учении. Практика пока­зывает, что с увеличением нагрузки, обучающиеся, допустив­шие ошибки, стремятся их исправить не из-за боязни иметь низкие оценки по предмету, а из-за того, что они понимают опасность накопления пробелов в знаниях.

4. Применение тестирования для измерения уровня знаний, умений, личностной ориентации подчеркивает основ­ную функцию теста диагностическую.

5. Тест это не только инструмент контроля; зада­ния такого типа весьма способствуют усвоению новой информации, формированию интеллектуальных умений и систематизации знаний.

6. Использование тестов позволяет в короткий промежуток времени урока проверить знания многих обучающихся, создавая этим самым резерв времени учителя для решения других задач, способствует повышению уровня накопляемости оценок, освобождает учителя от изнурительной работы по проверке письменных заданий.

7. Не подлежит сомнению, что использование тестов активизирует мыслительную деятельность обучающихся, повышает их интерес к предмету.

8. Использование тестов способствует систематичес­кому повторению ранее изученного материала в том случае если на уроке используются тесты не только по изучаемой теме, но и по изученным ранее.

9. Тесты являются эффективным заданием для само­контроля. Они помогают обучающемуся разобраться в том, что они знают, а что не знают. При неправильном ответе обнаруживается потребность уточнить, осмыслить правиль­ный ответ.

10. Применение тестов наряду с другими формами контроля дает учителю информацию о степени усвоения обучаю­щимися учебного материала. Использование данных о результатах контроля дает возможность строить обучение, ориен­тируясь на эти результаты, что позволяет повысить его эффективность.

Поскольку выполнение заданий осуществляется индивидуально, это дает возможность составлять различные по сложности задания, изменять время на выпол­нение каждого из них, т.е. использовать элементы диф­ференцированного подхода к обучению, что особенно важно в настоящее время.

11. Одним из наиболее важных преимуществ тесто­вых заданий является высокая степень объективности выс­тавляемых оценок, поскольку имеется возможность точного подсчета числа верных и неверных ответов. В обычных условиях на оценку ответа обучающе­гося действует целый ряд объективных и субъективных факторов: личное отношение учителя к обучающемуся, к клас­су в целом, дисциплины, настроения педагога и т.д. Иногда обучающемуся только кажется, что его ответ оце­нен неправильно, но не редко школьники подмечают верно отсутствие четких критериев при выставлении оценок.

12. Тесты на сегодняшний день единственный вид контроля который может осуществляться с помощью средств машинной техники. Навыки, приобретённые, нашими выпуск­никами в школе помогают им при поступлении в вузы и сни­мают многие проблемы в процессе их учебы в институтах.

13. Тестирование положено в основу единого государственного экзамена. Разработка тематических тестов и использование их в учебном процессе будет способствовать обретению учащимися навыков работы с ними и большей уверенности при проверке знаний в формате ЕГЭ.

14. Недостатком тестирования является то, что это «немая» форма проверки знаний. И тут на помощь приходят «говорящие» тесты. Суть этой работы такова: ученик, отвечая по тесту, объясняет вариант своего ответа. Для некоторых обучающихся важно иметь постоянно перед глазами вопросы, так как часто эти воп­росы забываются и отвечающий умолкает, не зная, о чем говорить. Кроме того тесты позволяет задействовать сильных учеников для работы со слабыми. Тесты составляются так, что они являются алгоритмом ответа для обучающихся. Тест является составной частью методики. Однозначным является факт, что применение тестов способствует реализация триединой дидакти­ческой цели (ТДЦ) урока обучать, развивать, воспитывать.

Обучение биологии, как и любому предмету, предполагает прежде всего развитие внимания обучающихся. Предлагаемые учителем тестовые задания способствуют концентрации внимания на конкретном вопросе, чтобы осмыслить его суть и выбрать вариант правильного ответа. Очень важно развитие внимания, прежде всего через хорошо продуманную и организованную самостоятельную работу.

Тестирование ставит обучающихся перед необхо­димостью:

    самостоятельно анализировать учебный материал, находить в нем главное (главные факты, теоретические положения, определения) и абстра­гироваться от второстепенного;

    анализировать, выделять, сравнивать и обобщать существенные признаки и связи;

    вырабатывать умения дискутировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Тестирование способствует развитию памяти обучаю­щихся, это связано с многократными повторениями и примене­нием на уроках различных, по возможности новых связей и отношений.

Тесты являются эффективным средством самоконтроля за степенью усвоения учебного матери­ала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, наме­чать способы устранения допущенных ошибок и пробелов.

Тестирование помогает осуществлять личностный; индивидуальный подход в обуче­нии, что он помогает раскрыть возможности ребенка, создать условия для того, чтобы он мог проявить себя.

Тестирование нельзя абсолютизировать, рассматривать его как универсальный метод проверки знаний обучающихся. Он эффективен в том случае, если оптимально сочетается с другими методами.

Методика применения тестовых заданий предполагает соблюдение учителем ряда условий

1. Задания обучающимся должны предлагаться визуально, ибо восприятие большого количества слов на слух не всегда продуктивно, хотя иногда и необходимо.

2. Обучающиеся должны не только назвать, но и обос­новать, почему ими избран данный вариант ответа.

Работая над составлением тестовых заданий учитель должен придерживаться следующих общеизвестных педагогических прин­ципов:

Связь обучения и воспитания с окружающей жизнью;

Научная ценность материала;

Доступность;

Учет индивидуальных особенностей обучающихся;

Систематичность;

Последовательность.

При составлении тестовых заданий необходимо обращать внимание на то, чтобы вопросы соответствовали обяза­тельному минимуму содержания среднего (полного) общего обра­зования, содержанию программ по биологии.

Тестовое задание, предложенное ученику должно содержать в себе дополнительную информацию по данному вопросу, которая бы обучала, развивала, воспитывала ученика. Такие тесты вызывают всегда повышенный интерес.

В большинстве случаев выполне­ние тестовых заданий требует от обучающихся чисто интеллек­туальных умений, а ответы характеризуют уровень знаний и степень сформированности умений.

При составлении тестовых заданий необходимо исходить из того, что уровень подготовки, уровень интеллектуального развития у каждого ребенка разный, а это значит, что степень сложности заданий должна быть различной. В основе образовательные стандарты.

Разноуровневые тестовые задания являются одним из инструментов дифференцированного обучения школьников. Следуя принципу доступности, предлагается ребятам такие задания, которые в данный момент они могут выполнять. Задание повышен­ной сложности до выполнения, которого ребенок еще не готов обречено на невыполнение, что психологически травмирует его. Успешное же выполнение задания создает ситуацию успеха, рождает чувство удовлетворенности и является побудительным мотивом учиться лучше.

Важным фактором является то, что применение разноуровневых тестов позволяет осуществлять коррекцию знаний обучающихся. По мере усвоения материала на уровне простых заданий можно и нужно повышать степень их сложности, не забывая о принципе доступности, и так постепенно, двигаясь от простого к сложному, можно обучающегося подвести к базовому уровню, а в перспективе к продвинутому. В практике такие случаи встречаются, только не следует этот процесс форсировать. В данном случае необходимо терпение учителя. Это первое. Второе, успех возможен лишь в том случае, если тестирование будет сочетаться с другими формами работы, особенно с индивидуальной.

Развитию мышления обучающихся спо­собствует сотворчество их и учителя. Одной из форм этого сотворчества является составление тестовых заданий обучаю­щимися под руководством учителя. Эта работа осуществляется в процессе учебной деятельности и во внеучебное время. Высокий уровень увлеченности этим делом, стремление соста­вить тестовое задание лучше других, оригинальнее застав­ляет ребят работать не только с учебником, но и с другой литературой. Роль учителя не только в оказании методической помощи, но и в создании психологического комфорта.

Сотворчество учителя и обучающихся способствует обучению, воспитанию и развитию детей, позволяет не только раскрывать, но и использовать творческий потенциал каждого ребенка.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тест всегда ставит перед обучающимися весьма отчет­ливо сформулированный вопрос и предложенные варианты отве­тов. Любой тест состоит из двух частей: вначале уче­нику предлагается конкретный вопрос, сосредотачивающий его внимание на определенном изученном материале, а затем указываются варианты ответов. По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных. Каждый тип тестов имеет свои достоинства и недостатки. Преимуществом групповых тестов является возможность охвата больших групп испытуемых одновременно, упрощение функций экспериментатора (чтение инструкций, точное соблюдение времени), более единообразные условия проведения, возможность обработки данных на ЭВМ и др.

Результаты тестирования лучше поддаются статистической обработке, чем балльные оценки; качество самих тестов также может быть проверено математико-статистическими методами.

Каждый тест состоит из вопросов и ответов, подобранных и построенных в соответствии с определенными принципами. Характер вопросов в значительной степени определяется спецификой и логикой того учебного предмета, для проверки которого данный тест предназначается.

Вопросы тестов можно свести к двум основным типам: основанные на узнавании и основанные на припоминании и дополнении.

    ТЕСТ МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР

Он дает возможность проконтролировать знание обучающимся фактического матери­ала как важного, так и второстепенного, определить причины, значение событий и т.д. Этот тест состоит из собственно задания и наборов ответов на него.

I. 1. Растения делятся на низшие и высшие:

а) по размерам;

б) по наличию органов;

в) по наличию цветка.

2. Клеточная стенка растений образована:

а) целлюлозой;

б) целлюлозой и жирами;

в) белками.

II. 1. Какой из перечисленных компонентов экосистемы является редуцентом?

а) муха б) ящерица в) дождевой червь

2. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу, ареал обитания – это:

Ответ обучающегося заключается в выборе того варианта ответа, который по его мнению является правильным.

    ТЕСТ АЛЬТЕРНАТИВА

Альтернативные тесты сводятся к тому, что ученик должен ответить на предложенный вопрос "да" или "нет".

Альтернативные тесты применяются реже других разновидностей избирательных тестов. Их применение имеет, однако, определенные перспективы при проведении фронтального устного опроса, особенно при использовании при этом оборудования автоматизированных классов.

    1.Водоросли низшие растения? (да)

2. Они могут быть одно – и многоклеточными? (да)

3. Водоросли имеют органы? (нет)

4. Все органические вещества хорошо растворяются в воде (нет).

5. Жиры являются источником энергии и воды (да).

6. Химические элементы в клетке - совсем другие, чем в неживой природе (нет).

7. Железо накапливается в яблоках, а йод - в морской капусте (да).

8. Одни и те же элементы входят в состав живой и неживой природы, что свидетельствует об их единстве (да).

9. Самое распространенное неорганическое вещество - вода (да).

10. Чем активнее работает орган, тем в его клетках меньше воды (нет).

11. Гемоглобин - это красный белок нашей крови (да).

12. Чтобы быть здоровым, человек должен в сутки получать с едой 100 г белка (да).

13. Углеводы нужны только растениям (нет).

14. Нуклеиновые кислоты осуществляют хранение и передачу наслед­ственных признаков (да).

15. В состав клетки входят органические и неорганические вещества (да).

2. Укажите, какие утверждения верны.

    Все микробы – бактерии.

    Все заболевания человека вызываются бактериями.

    Скопления бактерий называются колониями.

    Бактерии видны только в микроскоп.

    Клетки бактерий имеют ядро.

    Бактерии размножаются делением клетки.

    Бактерии- древние обитатели нашей планеты.

    Бактерии могут жить без доступа воздуха.

    Формы бактерий разнообразны.

    Некоторые бактерии могут фиксировать атмосферный азот.

    ТЕСТ РАНЖИРОВКА

Его главная задача в том, чтобы проверить умения обучающихся расположить по степени важности предложенные факты.

Например: Ткани:

    Эпителиальная.

    Соединительная.

    Мышечная.

    Нервная.

Особенности строения тканей:

А. Клетки звездообразной формы со множеством отростков.

Б. Имеется три разновидности ткани, основной особенностью которых является способность клеток сокращаться.

В. Клетки лежат рыхло; межклеточное вещество хорошо развито.

Г. Клетки плотно лежат в один или несколько слоев и способны к быстрой регенерации; имеется большое количество желез.

Функции тканей:

а) двигательная;

б) осуществляющая взаимосвязь тканей;

в) защитная;

г) опорная, транспортная, защитная.

    УСТНЫЙ ТЕСТ

Он применяется при устных ответах, обучающихся в случае их затруднений при ответах на допол­нительные или уточняющие вопросы. Стремясь получить желае­мое вопрос задается в форме теста.

Например:

    Одним из признаков, характерных для агроэкосистемы, является:

    Многообразие видов живых существ различных экологических групп, совместно обитающих на определенной территории;

    Способность к саморегуляции и длительному устойчивому развитию;

    Преобладание естественного отбора в развитии агроэкосистемы;

    Потребность в дополнительном вложении энергии со стороны человека.

    Следствием нарушения глобального круговорота углерода на Земле является:

    Увеличение транспортных выбросов в атмосферу;

    Истончение озонового слоя;

    Сокращение численности видов растений;

    Парниковый эффект.

Практика показывает, что если обучающийся внимательно слушал на предыдущем уроке объяснение учителя и готовился дома, он обязательно правильно сориентируется в предложен­ном учителем варианте ответов и выдаст учителю нужную информацию, т.е. данный прием оправдан.

    ТЕСТ – СООТВЕТСТВИЕ

Тесты этого вида состоят из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которых следует установить соответствие.

Установите соответствие между тканями высших растений и их функциями (соедините стрелками)

Ткани Функции

Г. Механическая 4. Защита

Д. Секреторная 5. Опора

воды, продуктов фотосинтеза

    ТЕСТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Например:

Свойства клеток:

    Обмен веществ.

    Биосинтез.

    Распад органических соединений.

    Рост.

    Размножение.

    Возбудимость.

Содержание понятий:

А. Увеличение размеров и массы клетки.

Б. Воспроизведение себе подобных путем деления клетки пополам.

В. Образование белков, жиров, углеводов и их соединений из более простых веществ.

Г. Совокупность химических превращений (расщепление, синтез), обеспечивающих рост, жизнедеятельность клетки и обмен веществ с окружающей средой.

Д. Способность реагировать на физические и химические изменения окружающей среды.

Е. Образование веществ более простого строения из сложных веществ.

    ТЕСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Наиболее удачные тестовые задания, составленные обучающимися старших классов используются на уроках вместе с тестами учителя. Их количество и качественные характеристики постоянно возрастают.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩХСЯ

Чтобы обучающиеся не ограничились усвоением изучаемого в неизменном виде предлагаются познаватель­ные тестовые задания. Вместе с содержанием и приемами изложения эти задания оказывают ребятам направление и характер учебной деятельности.

Одно из основных требований современной дидак­тики предполагает сочетание содержательно и методически полноценного изложения с продуманной системой вопросов и заданий, эффективно организующих и направляющих познава­тельную деятельность обучающихся. Вспомним известное выска­зывание К.Д. Ушинского «Часто в самом классе научаются воспитанники убивать время, учитель толкует новый урок, ученик, зная, что найдет этот урок в книге, старается только смотреть на учителя и не слушать ни одного слова из того, что, что он говорит. На другой день учитель спрашивает урок одного, двух, трех, а остальные в это время считают себя свободными решительно от всякого дела. Таким образом прово­дит иной счастливый мальчик большую часть дней целой недели и приобретает гнусную привычку оставаться целые часы, ничего не делая и ничего не думая».

Разнообразные тестовые задания, сочетаясь в обучении с различными структурными элементами учебного материала и приемами его изложения, усиливает организующую, а главное направляющую роль преподавания учителя и повышает качество работы обучающихся. Конечно, если, при этом учитель не только систематически ставит задания перед учениками, но и так, же систематически проверяет результаты выполнения их учениками в соответствии со своими познавательными возмож­ностями.

Использование во взаимосвязи с одним и тем же учеб­ным материалом разноуровневых заданий открывает перед учи­телем путь к дифференцированному подходу в организации позна­вательной деятельности обучающихся. Под руководством учителя разные по обучаемости ученики могут работать на уроках одно­временно минимум на двух уровнях познавательной самостоятель­ности, например на воспроизводящем и преобразующем или воспроизводящем и творческо-поисковом.

При работе с тестами организуется и направляется познавательная деятельность обучающихся на всех или почти на всех этапах урока: при изучении нового материала и закреплении знаний, при повторении ранее изученного, в ходе проверки знаний, в ходе домашней и внеурочной работы.

СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Применение тестов как одного из механизмов проверки знаний обучающихся может быть успешным лишь в том случае, если учитель способен сформировать у них познавательный интерес, потребность в получении знаний, положительное отношение к учебе, чувство долга, ответст­венности и другие мотивы учения. Это возможно лишь при условиях умелого сочетания метода тестирования со всеми другими метода­ми организации и осуществления учебной деятельности и стабильности результатов. Важно и то, чтобы тестовые задания несли в себе определенный эмоциональный заряд, а не отличались сухостью формулировки вопросов. Я убежден, что метод тестиро­вания эффективен, и он активно работает на формирование позна­вательных интересов.

Работа обучающихся с тестовыми заданиями на уроках вызывает у них положительные эмоции по отношению к данному виду деятельности, эти эмоции имеют познавательную сторону, наличие непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.

Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удив­ления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысления в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания обучающихся, которые делают эти процессы интен­сивно протекающими и оттого более эффективным в смысле дости­жения целей. Это непосредственно связано с созданием ситуации успеха у ребят, испытывающих определенные затруднения в учебе.

Известно, что без переживания радости успеха невозмож­но по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодо­лении учебных затруднений. Подбирать для обучаю­щихся тесты необходимо таким образом, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них зада­ние, а затем переходили бы к выполнению более сложных.

Для ситуации успеха необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Очень важно поощрить первые успехи обучающихся, что способст­вует зарождению общественно- ценных мотивов которые играют особо важную роль в учебной мотивации вообще.

Важным является тот факт, что в учебном процессе необходимо оптимально применять требования и поощрения, так как при несоблюдении чувства меры неизбежны в первом случае мотивы страха, боязни, а в другом при неумеренных стимулированиях развитие честолюбивых мотивов, которые создают постепенно стрессовые состояния, изматывающие неявную систему.

Аксиомой является тот факт, что мотивация, самостимулирование учения очень сложный процесс, который нуждается в педагогическом управлении и терпеливом воспитании. В этой связи важной для себя задачей учитель считает создание обстановки доверия, уважения, внимания во взаимоотношениях с обучающимися. В эпоху высокого темпа жизни, при таком потоке разноречивой информации, при современных учебных нагрузках психика ребенка может не выдержать, если не применять особого такта, учительс­кой ласки, если не создавать в классе психологического уюта.

СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЯЮЩИХСЯ

Практика убеждает в том, что применение тестов как одного из механизмов проверки знаний обучающихся может быть успешным лишь в том случае, если учитель способен сформировать у них познавательный интерес, потребность в получении знаний, положительное отношение к учебе, чувство долга, ответст­венности и другие мотивы учения. Это возможно лишь при условиях умелого сочетания метода тестирования со всеми другими метода­ми организации и осуществления учебной деятельности и стабильности результатов. Важно и то, чтобы тестовые задания несли в себе определенный эмоциональный заряд, а не отличались сухостью формулировки вопросов.

Работа обучающихся с тестовыми заданиями на уроках вызывает у них положительные эмоции по отношению к данному виду деятельности, эти эмоции имеют познавательную сторону, наличие непосредственно мотива, идущего от самой деятельности. В этой связи свою задачу учитель видит в обеспечении возникновения положительных эмоции по отношению к учебной деятельности через приобщение обучающихся к творческой деятельности.

Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удив­ления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысления в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания обучающихся, которые делают эти процессы интен­сивно протекающими и оттого более эффективный в смысле дости­жения целей. Это непосредственно связано с созданием ситуации успеха у ребят, испытывающих определенные затруднения в учебе.

Известно, что без переживания радости успеха невозмож­но по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодо­лении учебных затруднений. Вот почему тесты подбираются для обучаю­щихся таким образом, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них зада­ние, а затем переходили бы к выполнению более сложных.

Для ситуации успеха необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Очень важно поощрить первые успехи обучающихся, что способст­вует зарождению общественно- ценных мотивов которые играют особо важную тюль в учебной мотивации вообще.

Важным является тот факт, что в учебном процессе необходимо оптимально применять требования и поощрения, так как при несоблюдении чувства меры неизбежны в первом случае мотивы страха, боязни, а в другом ─ при неумеренных стимулированиях развитие честолюбивых мотивов, которые создают постепенно стрессовые состояния, изматывающие неявную систему.

Важную роль в формировании побудительных мотивов к изучению биологии играет тот факт, что, работая с тестами, можно получить много новой информации, не содержащейся в учебнике, знание которой необходимо. Важно только, чтобы эта информация была яркой, запоминающейся. Это зависит от содержания тестовых заданий, от умения автора тестов сформулировать вопрос. Качественная информация относительно легко запоминается обучающимися.

Аксиомой является тот факт, что мотивация, самостимулирование учения очень сложный процесс, который нуждается в педагогическом управлении и терпеливом воспитании. В эпоху высокого темпа жизни, при таком потоке разноречивой информации, при современных учебных нагрузках психика ребенка может не выдержать, если не применять особого такта, учительс­кой ласки, если не создавать в классе психологического уюта.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Диапазон использования тестовых заданий довольно широк и их можно использовать при творческом подходе учителя к данному вопросу на уроках любого типа.

Урок комбинированного типа

Традиционный урок, включающий в себя проверку знаний обучающихся, организацию восприятия, осознания и зак­репления в их памяти первоначальной информации (изучение нового материала). В подтверждение выше изложенного вывода Ушинского можно привести данные исследований. На вопрос «О чем вы думаете или что делаете во время ответов своих товарищей?» - 54% опрошенных обучающихся ответили: «Думаем о раз­ном, кроме изучаемого материала», 3% занимались посторонними делами.

Схема отдельно взятого урока

Оргмомент

Он включает в себя психологический настрой обучающихся на интенсивную работу на уроке и постановку конкретных целей.

Проверка знаний обучающихся

В 8 классе это индивидуальный или фронтальный опрос, в 11 классе это либо собеседование по теме, либо индивидуальный опрос. На это уходит, как правило, 10 - 12 минут. Параллельно с этим группа обучающихся выполняет тестовые задания. К этому виду деятельности можно привлекать неограниченное количество обучающихся. Остальные в это время выполняют другие задания учителя. Это может быть работа с дополнительной литературой, с материалом учебника и т.д., направленная на получение знаний.

Организация восприятия, осознания и закрепления первоначальной информации в памяти обучающихся (изуче­ние нового материала)

Изложение содержания нового материала осуществляется оптимальным методом. В любом случае время на закрепление его должно быть не менее 10 - 12 минут. Это дает возможность при закреплении использовать тестовые задания.

Рационально организованный труд учителя на уроке позволяет, используя ключ к тестам, проверить и оценить выполненные задания, Это снимает проблему низкой накопляемости оценок и повышает КПД урока.

Важным вопросом является дозировка заданий, т.е. сколько заданий может выполнить обучающийся за отведенные ему 10 - 12 минут. Дозировка должна быть оптимальной. Практика показывает, что минимум 10 – 15 заданий свободно выполняет любой обучающийся, не имеющий серьезных пробелов в знаниях. Хорошо подготовленный может выполнить больше. Чем больше заданий выполняет обучающийся, тем объективнее будет оценка.

Допущенные ошибки исправляют сразу же. Если на это нет времени на уроке работу над ошибками проводят во внеуроч­ное время. Результаты выполнения тестовых заданий анализи­руются. Данные этих анализов являются основой работы по повышению результативности тестирования.

На уроке комбинированного типа, на уроке изучения и закрепления нового материала тестовые задания используются для первичного закрепления знаний. В этом случае обучающийся получает тестовые задания либо в ходе объяснения учителем нового материала, либо после объяснения.

Задания содержат вопросы только по изучаемой на данном уроке теме. Учитель в ходе объяснения может акцентировать внимание обучающихся на этих вопросах, а может этого не делать. В любом случае этот прием способствует активизации внимания ребят, что очень важно. Здесь уже дозировка будет иной. Ее объем составляет, как правило, 2 - 3 теста.

Подведение итогов урока

Труд каждого работавшего на уроке должен быть оценен. Это однозначно. Оценка играет стимулирующую роль. Всегда сообщать и если нужно комментировать оценки за устные ответы, за выполнение тестовых заданий, за другую работу выполненную обучающимися на уроке. Неудовлетворенность оценкой побуждает каждого работать лучше. Это очень важно в психологическом плане.

Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний

Практика использования тестовых заданий на этих уроках хорошо себя зарекомендовала. Здесь может быть несколь­ко вариантов.

Первый. Отдельные обучающиеся выполняют тестовые задания в то время, когда остальные повторяют и обобщают узловые вопросы изученной темы. При этом варианте с тестами работают хорошо подготовленные обучающиеся. В течение урока по этим заданиям может работать еще одна - две группы, успешно выполняющие задания могут получить дополнительные. Это создает элемент состязательности (кто больше, но не в ущерб качества). Каждому в конце урока сообщается оценка.

Второй. 25 - 30 минут урока все обучающиеся занимаются повторением и обобщением основных вопросов темы. В оставшееся время весь класс работает с тестами. Для этого задания размножены, и они делятся на несколько вариантов.

Третий. 25 - 30 минут весь класс повторяет и обобщает пройденную тему, а в оставшееся время каждый обучающийся работает над составлением тестовых заданий по этой теме.

Тестовые задания являются полноправной составляющей в системе проверки результатов. За что кроме тестового задания обучающийся может получить оценку? За устные ответ (на отдельный вопрос темы, собе­седование по теме, рецензию на ответ товарища или за дополнение к ответу и т.д.), за письменный ответ (контроль­ная или срезовая работа, доклад, реферат и т.д.). Тестирование наряду с другими формами применяется при теку­щем, промежуточном и итоговом контроле.

Сложившаяся система применения тестовых заданий на уроках повышает его результативность. Это выражается в том, что в течение всего урока обучающиеся заняты конкретным делом, увеличивается объем работы, выпол­няемой каждым учеником, повышается степень усвояемости нового материала.

Абсолютное большинство обучающихся с жела­нием работает с тестовыми заданиями. Желание иметь высокий результат побуждает более основательно работать с материа­лом учебника, с дополнительной литературой, что, безуслов­но, оказывает положительное влияние на формирование мышления.

Повышение качества знаний, увлеченность предметом, стремление получить больше информации при психологическом комфорте способствует повышению уровня воспитанности обучающихся.

Систематическое целенаправленное использование тестовых заданий экономит время учителя, что является одним из факторов оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Систематическое отслеживание результатов каждого обучающегося, анализ результатов этого отслеживания позволяет конкретно и целенаправленно заниматься индивидуаль­ной работой по предмету.

Наибольшее распространение получили тесты с вопросами первого типа, часто называемые избирательными тестами . К каждому вопросу предлагается несколько ответов на выбор, ученик должен найти среди них правильный.

Среди избирательных тестов, в свою очередь, можно выделить:

а) альтернативные тесты,

б) тесты множественного выбора,

в) тесты перекрестного выбора.

Одной из разновидностей избирательных тестов являются тесты перекрестного выбора или тесты на сопоставление, предназначенные для установления ответов к ним, записанных в произвольном порядке.

Установите соответствие между тканями высших растений и их функциями (соедините стрелками).

Ткани Функции

А. Покровная 1. Рост организма

Б. Образовательная 2. Запасание питательных веществ

В. Проводящая 3. Выделение веществ

Г. Механическая 4. Защита

Д. Секреторная 5. Опора

Е. Основная 6. Транспорт питательных веществ,

воды, продуктов фотосинтеза

Сюда же можно отнести и тесты на систематизацию, используемые для определения умения упорядочить те или иные понятия по определенному признаку и т.д.

Тесты на припоминание и дополнение, т. е. тесты второго типа строятся обычно так: ученику предлагается связный текст, в котором пропущены отдельные числа, слова или выражения, он должен заполнить пропуски.

Лишайники – это _______ организмы. Они состоят из гриба и _______. Зеленая _______ образует _______ вещества, используемые _____, который снабжает _______ водой и растворенными в ней ______ солями. Лишайники размножаются в основном _______ - частями _______.

Вместо оформления полного ответа ученик ограничивается здесь только вписыванием выражений, несущих основную информационную нагрузку, чем достигается экономия времени и учеников, и учителя.

Вставьте пропущенные буквы в слова и прочтите их вслух, правильно расставляя ударения.

Ни_шие ра_тения, вод_росли, хламид_монада, ж_зненные фо_мы, хр_матофор, клет_чная ст_нка, ц_ллюлоза, в_куоль, сло_вище, авт_трофы, фот_синтез.

Строение семян и их функции

Цель:

    изучить особенности строения семян двудольных и однодольных растений;

    развивать умения работать с лабораторным оборудованием и раздаточным материалом;

    продолжить формирование умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: семена фасоли (набухшие и сухие), зерновки пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, гербарий, таблицы «Строение семян».

Ход урока:

    Проверка знаний по теме «Цветок и плод».

Проверочная работа

    Венчик цветка прежде всего:

А) защищает главные части цветка;

Б) украшает цветок;

В) привлекает насекомых запахом.

2. Цветком с двойным околоцветником называется тот, у которого:

А) есть пестики и тычинки;

Б) есть лепестки и чашелистики;

В) есть венчик и пестик;

Г) есть цветоножка и венчик.

3. Цветки, у которых есть пестики и тычинки называются:

А) пестичными;

Б) тычиночными;

В) раздельнополыми;

Г) обоеполыми.

4. Закончите следующие предложения:

В центре цветка вишни хорошо заметен пестик. Он окружен тычинками.

Это главные части цветка. Белые лепестки образуют венчик. Наружные зеленые листочки чашелистики образуют чашечку.

5. Исключите лишнее понятие:

Пестик, тычинка, лепесток, чашечка, рыльце.

Рьцлеы, льпныик, зьвазя, кстилоб. 6. Найдите слово, которое означает то же самое, что и слова в скобках.

(легкий плащ) = (часть цветка) = (пыльник )

    Изучение нового материала

Плоды у покрытосеменных растений многообразны как и цветки. Глубокие изменения происходят в завязи пестика. Ее стенки разрастаются за счет усиленного деления клеток и увеличения их размеров. В клетках завязи накапливаются различные вещества: белки, крахмал, сахара, масла, витамины. Основные функции плода – формирование, защита и распространение семян.

Об особенностях строения, развития, функционирования семян сегодняшний урок.

1.Особенности строения семян двудольных растений.

Зрелые семена различаются по форме, величине, окраске, внутреннему строению.

Форма семян:

    Шаровидная;

    Дисковидная;

    Линейная. (запись в тетрадь)

Размеры: мелкие, изредка до нескольких сантиметров. (запись в тетрадь)

Поверхность: гладкая, блестящая, шероховатая, бороздчатая, ребристая, опущенная волосками. (запись в тетрадь)

Основными структурными частями зрелого семени являются: семенная кожура, питательная (запасающая) ткань и зародыш.

Семя

↓ ↓ Семенная кожура запасающая ткань (эндосперм)

Зародыш

зародышевый корешок зародышевый стебелек

семядоли (семядоля) почечка

Семенная кожура и зародыш – это обязательные составляющие семян. Эндосперм присутствует не у всех. В самом зародыше также есть особенности строения, характерные для разных групп растений. Так, если количество семядолей две, то такие растения называются двудольные.

    Изобразите схему строения семян двудольных растений на примере семени фасоли. (учебник стр. 41, тетрадь).

    Особенности строения семян однодольных растений.

Совсем по - другому устроены семена лука, риса, пшеницы. Их зародыш имеет только одну семядолю. Такие растения называются однодольные. Семядоли нужны зародышу для накапливания и использования запаса питательных веществ. Число их у разных растений различно, а у некоторых их функцию – содержание запаса питательных веществ зародыша – выполняет эндосперм.

    Изобразите схему строения. (учебник стр. 41, тетрадь).

Лабораторная работа «Строение семени»

Цель: изучить строение семян однодольных и двудольных растений на натуральных объектах. Определить функции различных частей семян.

Оборудование: набор семян фасоли и пшеницы (по два сухих и два набухших семени фасоли, зерновки пшеницы), препаровальные иглы, ручные лупы.

Ход работы:

    Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.

    Снимите семенную кожуру фасоли. Какова ее роль для семени?

    Попробуйте снять покров с зерновки. Что вы снимаете?

    Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.

    Сделайте вывод и запишите.

    Выделение двух групп растений на основе признаков строения семян.

Число семядолей в зародыше, как признак двудольных или однодольных, упоминается совместно с другими характеристиками.

    Заполнение таблицы.

Характерные признаки двудольных и однодольных растений

Признаки

    Закрепление

    Чем могут отличаться зрелые семена разных растений?

    Что входит в состав семян?

    Чем семя фасоли отличается от семени пшеницы?

    Каковы отличия растений однодольных от двудольных?

    Каковы условия для прорастания семян?

    Домашнее задание

Исключите лишнее:

Ржкоуа

Кршеоко

Клестебе

Чапчеок

Чатликсише

Задания

на дополнение, вставку пропущенных терминов

Закончите определение понятия ткань:

Ткань – это ……….. клеток, сходных по ……….. , ………… и выполняемым ………. .

Зная определение, вы легко допишите его, вставив следующие слова:

группа, строению, происхождению, функциям.

Задания

на выявление ошибок в тексте

Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

Объясните их.

    Зоология – это наука о строении животных.

2. Слово «зоология» происходит от греческого «зоон», что значит жизнь.

3. Без животных не могут существовать ни растения, ни человек.

4. Во-первых, животные преобразуют неорганические вещества в органические. 5. Во-вторых, животные имеют огромное хозяйственное значение.

Задания

на определение последовательности событий, явлений, процессов

На выполнение таких заданий надо уметь представить себе процесс или действие, о котором идет речь.

Расставьте в правильной последовательности стадии цикла развития медузы, начиная со взрослого животного:

А. колония полипов

Б. яйцо

В. взрослая медуза

Г. полип

Д. личинка

Задания

с выбором нескольких правильных ответов

Назовите специальности ученых, занимающихся изучением только животных:

А. эколог

Б. зоолог

В. гидробиолог

Г. этолог

Д. ихтиолог

Е. палеонтолог

Задания

на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями

Соотнесите науки с объектом их изучения:

Науки

Ответ:

1

Итак, мы раскрыли сущность обучения через участие и взаимодействие, дали характеристики его применения и использования интерактивных методик через психолого-педагогическое восприятие. Но это теория, а есть практика, есть знание, а есть умение, есть методические рекомендации к урокам, а есть конкретный опыт их проведения. О нем и пойдет речь далее.

У всех учителей общая цель одна, но каждый идет к ней своей дорогой. При этом попутчиками ему выступают 30 учеников, разных по способностям и интересам. А у многих интерес еще не сформировался вообще. Все, что их объединяет, - это район проживания да календарный возраст. И все. Как сделать так, чтобы в течение целых 45 минут они все одновременно работали?

Перед учителем на уроке стоят всего две задачи. Первая - дать небольшой объем информации, вторая задача - оценить знания детей и их умение размышлять.

Опыт преподавания биологии в самой обычной школе показывает, что урок целесообразно делить на две примерно равные части. Первая часть уделяется для новой информации, так как во второй половине урока внимание заметно слабеет. Конечно, дать надо самое-самое главное. Для этого очень полезно перечислять основные мысли по пунктам и записывать их на доске. Ученики материал переписывают с доски в тетради, и потом эти записи пригодятся благодаря их краткости. Тут нужны цифры, факты, гипотезы. Очень важно, чтобы информация была по возможности интересной, еще лучше - удивительной. Ведь именно с удивления, как считал еще Аристотель, начинается мышление. В школьном обучении это самое главное. Не размышляя, не запомнишь и не поймешь. Усвоение материала очень облегчают неожиданные сравнения и забавные истории. Дети в большинстве ценят юмор и очень быстро устают от однообразия. Тут допустимы даже актерские преувеличения и нарушения научной строгости.

Через 20 минут урока нужно менять характер работы. Слушать вообще трудно, особенно если к данной теме не возник интерес. А он появляется, как правило, уже на первых минутах или не появляется совсем.. Вторую часть урока, на которой оцениваются знания, можно сделать интересной для всех. Для этого можно применить поурочные тесты, составленные к каждому параграфу учебника. Их можно использовать сразу в двух вариантах - устном (для 3-9 человек одновременно) и письменном (для всех остальных незанятых). Такое поголовное тестирование решает целый ряд проблем и является надежным методом контроля и одновременно методом обучения. Во-первых, с урока каждый ученик уходит с оценкой, а некоторые и не с одной. Следовательно, результат труда виден сразу. Это привлекательно для всех, а для детей - особенно. Во-вторых, тестирование интересно, поскольку представляется процессом заманчивым (варианты ответов даны, только выбирай).

Конечно, процесс составления поурочных тестов очень трудоемок, но он того стоит.

При таком способе ведения уроков недостатком можно считать лишь отсутствие у ребят возможности устно излагать свои мысли. Но с возрастом (с 9-го по 11-й класс) у детей в силу естественных причин это желание гаснет, о чем свидетельствует их выбор в пользу устного тестирования при оценке знаний.

Особая проблема - самостоятельные работы остальных учеников, пока примерно треть класса участвует в устном тестировании. Здесь ребятам остро не хватает продуманных заданий, составленных на базе учебника. Ведь задание нужно дать каждому (а это примерно 15-20 человек), лучше индивидуальное, чтобы исключить списывание. И проверка выполнения заданий должна быть легкой и быстрой.

Для тестов используются таблицы, которые надо просто заполнить краткими ответами, но они должны быть к каждому уроку. Здесь открывается необъятное поле для совместного творчества учителей, и учеников. Тесты можно поручить составлять как домашнее задание. При этом не ограничивается возможность поиска источников информации, задействованы воспитательные процессы: ученики идут в библиотеку за дополнительным материалом и творческая активность: тест можно красочно оформить, обыграть.

В течение года при работе таким методом, который можно кратко назвать «Один урок - одна оценка», удается оценить знания каждого учащегося от 60 до 120 раз и поставить такое же количество оценок. Со старинным методом (выслушивание устных ответов на поставленный вопрос) описанный метод сравниться не может в силу своей исключительно высокой производительности. При таком количестве текущих оценок итоговая оценка, разумеется, получается гораздо более объективной.

Модернизация образования невозможна без широкого использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса и в первую очередь обучении. Использование ИКТ на уроке биологии имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами, главная из которых мультимедиа. Возможности мультимедийной приставки таковы, что она позволяет использовать видеофильмы, анимацию, музыку, и все это в сочетании с легким управлением. Главное, что при этом происходит экономия времени. Все это делает ИКТ незаменимым инструментом в преподавании всех дисциплин школьного курса.

В курсе биологии есть темы, к которым подобрать наглядный материал достаточно нелегко. Любая наглядность должна не только иллюстрировать, но и «работать» вместе с учителем, помогая ученикам в усвоении учебного материала. Сегодня у учителя есть возможность использовать электронные учебники, интернет - ресурсы.

Обладая необходимой техникой, уроки-презентации можно проводить в двух формах: в компьютерном классе, когда каждый ученик сидит перед компьютером, и при использовании мультимедийной приставки. Так, например, был разработан урок по теме: «Развитие жизни на Земле». Тема выбрана именно потому, что проблема всегда была острой, долго вызывала споры ученых и не остыла и сейчас, что сказывается и на школьных программах. Усвоение этого материала всегда вызывало и сегодня вызывает трудности для понимания учеников, хотя и интереса у них из-за долетающих до них споров ученых вызывает не меньше. Представленный урок помогает систематизировать полученные знания и поддержать интерес учащихся к данному вопросу.

Наиболее насыщенным урок получается при использовании видеофрагментов или анимации. Урок сделанный в программе Microsoft Power Point позволяет повторить видеофрагмент с любого места, а также позволяет вернуться в наиболее трудную часть урока за считанные секунды. Демонстрационный материал с легкостью помогает в усвоении даже трудного материала. Урок сделан на базе программы Microsoft Power Point. Power Point позволяет внедрять в урок короткие видеофрагменты, анимацию и музыку. Здесь без труда можно совмещать на одной странице фото и видео материал.

Очень важным этапом урока является повторение. В этой программе можно легко вернуться в начало и повторить. Такой урок поможет с легкостью усвоить даже очень сложный материал.

Шаг урока - слайд. Всего подготовлено на урок 24 слайда. Слайд чистая страница, которую можно заполнить различным материалом. Для работы необходимо создать базу данных демонстрационного материала. Его можно отыскать в интернет-ресурсах, позаимствовать в электронных учебниках, энциклопедиях, а можно приготовить самим. К последним можно отнести таблицы и простейшую анимацию. Под каждый слайд можно внести свои пояснения. Главное, на что нужно обращать внимание в своем уроке это развитие ароморфозов и идиоадаптаций у разных групп животных и растений. На рис.4 представлен слайд рассматриваемого урока.

Рис. 4

Цели этого урока следующие:

  • 1. Проследить, как происходило формирование климата и окружающей среды;
  • 2. Рассмотреть изменения растительного и животного мира в процессе исторического развития;
  • 3. Рассмотреть направления эволюции органического мира.

Урок начинается со слайда, поясняющий установление границ между крупными геологическими процессами. Знание курса географии поможет объяснить представленную анимацию. Историю Земли принято делить на длительные временные промежутки. Возникает вопрос, что является границами между эрами? На экране появляется анимационный фрагмент. Ученики без труда вспоминают основные геологические процессы. Учителю остается только подтвердить высказанное. А вот ранние этапы развития жизни в Архейскую эру уже более чем непонятны, и представить их практически невозможно. Опять на выручку приходит элементарная анимация, которую ученики могут сделать сами. В «меню» есть «панели инструментов», затем выделяется «рисование». Внизу экрана появляется активная строка. Последовательность появления рисунков, устанавливается порядком их изображения на слайде, или необходимо проделать следующую операцию. Для начала необходимо выделить нужный объект (часть объекта), далее в меню найти «показ слайдов» и выделить «настройку анимации». Здесь выбирается то действие, которое нужно применить к выделенному объекту. Такую операцию необходимо проделать с каждым объектом. Затем включается показ слайдов. Каждый щелчок «мышки» будет соответствовать появлению объекта. Уместно каждое такое появление комментировать. После чего можно легко вернуться в начало слайда, но теперь пояснять анимацию пусть должны учащиеся.

Четвертый слайд урока «Развитие жизни» показывает небольшую схему возникновения первых фотосинтезирующих организмов - цианей. А главное, здесь важно отметить, почему эти организмы оказались в более выгодном положении перед естественным отбором, чем первые гетеротрофы. Как оказалось, первые живые организмы - протобионты использовали в качестве пищи органические соединения. В конце концов «органики» становилось все меньше и меньше. Скорость ее пополнения была невелика, практически сводилась к нулю. Соответственно численность протобионтов стала падать. Возможно, среди них развивались организмы способные к фотосинтезу. Вот они-то и получили преимущество в борьбе за существование.

Продолжительность видео не должна превышать 1,5-2 минут. За это время должны прозвучать очень краткие и в тоже время емкие пояснения. По завершению объяснений слайда можно повторно включить просмотр, во время которого ученики пробуют самостоятельно озвучить видеофрагмент. Для того чтобы видео оказалось в нужном месте урока, его необходимо свернуть, перейти к документу из которого нужно извлечь видеофрагмент, копировать (при этом его можно не открывать). Вернуться в свой документ, выставить нужный слайд и щелкнуть по команде «вставить». Появившуюся картинку можно растянуть или сжать, поставить в нужном месте слайда.

Таковы главные моменты интерактивного урока, который состоит из наглядного материала: видео, анимации, фото, плюс заметки к слайду позволяющий прочно усвоить данный материал. При желании его можно отпечатать, или скопировать на электронный носитель. Как мы видим, программа Power Point открывает большие возможности перед учителем и учеником. Здесь компактно могут расположиться таблицы, картинки, видео. Можно быстро вернуться в любой этап урока и повторить наиболее трудные и важные моменты. Наличие цифровых фото- и видеокамер поможет в создании других уроков.

Выводы ко 2 главе: Итак, слово «интерактивный» буквально переводится как «взаимодействие». Между кем происходит взаимодействие на уроке: между учениками, между учителем и учениками?

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которую вовлечены все участники учебного процесса, созданы комфортные условия для обучения.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивное обучение имеет конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

  • - развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
  • - решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
  • - развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
  • - обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В традиционном обучении ученик является объектом получения знаний, от них не требуется понимание и анализ получаемых знаний.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Итак, из практики педагогов-новаторов были представлены три метода интерактивного обучения: урок-тест, компьютерный урок и урок-дискуссия. Конкретные результаты использования метода участия и взаимодействия внедренного на преддипломной практике будут раскрыты далее в главе 3.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх