Конспект занятия по обучению грамоте «Речевые и неречевые звуки» (подготовительная группа). Твёрдые и мягкие согласные звуки Урок обучения грамоте звуки в окружающем мире

Цели:

  • ввести понятие «звук речи»;
  • учить определять количество звуков в словах;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • продолжить работу по развитию речи.

Оборудование:

  • карточки для схемы «Речь»;
  • карточки для обозначения звуков;
  • сотовый телефон;
  • «Букварь» М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова и др., I часть;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

  1. Речь.
  • Какой может быть наша речь?
  • Из чего состоит наша речь?
  • Из чего состоят предложения?
  • А из чего состоят слова?

во время ответов на вопросы на доске появляется схема: РЕЧЬ
устная письменная
предложения
слова
слоги

Мы с вами делали ещё одно открытие про слова: какие они бывают?

Вот, например, ДРУЧКА – это настоящее слово или нет? Почему?

(ненастоящее, потому что ничего не обозначает)

А вот слово РУЧКА какое? Почему?

(настоящее, потому что обозначает вещь, которой пишем)

Скажите ручка и слово ручка – это одно и то же или нет?

(учитель показывает ручку и убирает её, чтобы дети объяснили разницу)

Можете ли выделить слоги в слове ручка? Давайте выделим.

(хором делят слово на слоги)

Сколько слогов получилось?

физминутка

III. Изучение нового.

  1. Введение понятия «звуки».

Итак, значит, ручка – это вещь, предмет. А из чего она состоит?

(учитель показывает части ручки, разобрав её: стержень и корпус)

Такие части есть в этой вещи – ручке. А как вы думаете, в слове ручка тоже есть стержень и корпус?!

Из чего же состоят слова?

(рассуждения учащихся, напомнить о видах речи, что нас интересует из чего состоят слова устной речи, т.е. те, которые мы произносим)

Сделаем вывод: слова устной речи состоят из звуков.

физминутка

а) упражнения в определении количества звуков

Давайте мы с вами попробуем отыскать и назвать те звуки, из которых сложилось слово ручка.

(коллективно: вначале учитель произносит протяжно и членораздельно каждый звук, а потом ещё раз вместе с детьми, одновременно с этим, учитель крепит на доске квадратики, обозначающие звуки в слове – 5 квадратиков)

Посмотрите, вот так, при помощи квадратиков, мы с вами будем обозначать звуки нашей речи.

А теперь проверим, правильно ли мы составили звуковую схему слова ручка.

(прочитывают по схеме, произнося каждый звук слова)

Сколько звуков в слове ручка?

б) игра «Поймай звук»

А теперь давайте поиграем. Представьте, что у меня в руках «звуковой» мячик. Я буду «кидать» вам звук, а вы его должны поймать и повторить. Потом попробовать из пойманных звуков сложить слово. Попробуем?

(учитель произносит отдельно каждый звук слов и имитирует бросок мяча, дети «ловят» этот звук и повторяют, из пойманных звуков составляют слово: мама, мир, школа)

Итак, из чего состоят слова в устной речи?

Сделаем вывод: слова в устной речи состоят из звуков, но из звуков особых – их так и называют: звуки речи.

в) тренировочные упражнения

А сейчас посидите тихо-тихо и послушайте: не услышите ли вы какие-то звуки.

(учитель включает из сотового телефона различные звуки: лай собаки, кряканье утки, ржание лошади, мяуканье кошки, звук сирены; дети объясняют, какой звук услышали)

Вокруг нас можно услышать разные звуки. Давайте выясним, какие ещё можно услышать звуки. Поможет нам в этом букварь.

  1. Работа по букварю стр. 22-23.

а) беседа по картинкам стр. 22

Рассмотрите картинки и объясните, какие звуки мы можем услышать?

(учащиеся объясняют по каждой картинке, что они могут услышать)

Итак, мы выяснили, что вокруг много звуков, но все они отличаются от звуков нашей речи. Как вы думаете чем?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Из этих звуков нельзя получить слова.

б) работа со звуковыми схемами стр. 23

Посмотрите на верхний ряд картинок и на звуковые схемы под рисунками. Из скольких звуков должны состоять задуманные автором слова?

Предположите, какие это могут быть слова?

(учащиеся предлагают слова: ау и уа)

Проверим, подходят ли эти слова к схемам. Сейчас будем произносить каждый звук слова и обозначать его квадратиком. У вас на столах лежат конверты с квадратами. Достаньте их.

(задание выполняется коллективно: учитель на доске, а учащиеся на партах, а потом схемы сравниваются)

* аналогично проводится работа со словами усы и осы

в) работа по выделению звука в слове

Посмотрите на картинки нижнего ряда. Кто догадается, какие звуки мы должны в них выделить и назвать?

(выделяются и называются первые звуки, а потом сравниваются пары слов: слова разные, но что их сделало разными?)

IV. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что научились делать?

ЛЕКЦИЯ

Методика изучения основ фонетики и графики

ПЛАН.

1. Задачи изучения темы.

2. Перечень фонетико-графических умений.

3. Методика изучения тем.

1. Задачи изучения темы.

Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находятся в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т. е. у него недостаточно развит речевой слух, то, естественно, он будет испытывать трудности в общении (как при передаче своих мыслей, так и при восприятии чужих). Не случайно поэтому в методической литературе отводится большое место изучению фонетики и графики в I классе.

Велика роль усвоения фонетических знаний в овладении младшими школьниками устной и письменной речью:

а) с опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте;

б) фонетические знания составляют основу правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфоэпических норм);

в) фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования у учащихся ряда орфографических навыков, и в частности правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов;

г) фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логических ударений, пауз в структуре предложений и т. п.;

д) знание звукового состава слова важно для осознания его смысла и сознательного употребления в речи.

Так, разница между словами стоит и стоит, спала и спала, кружки и кружки передается только ударением; также с помощью ударения различаются формы слова: горы - горы, реки - реки. Умение различать мягкие и твердые согласные обусловливает различение лексического значения слова: лук - люк, угол - уголь, флаги - фляги./ рад - ряд и т. п. Различение слов кора - гора, игра - икра, плоты - плоды по смыслу связано с распознаванием детьми парных звонких и глухих согласных. Четкое представление звуковой формы слова необходимо школьникам, чтобы различать на слух, правильно произносить и употреблять такие слова как экскаватор, экскалатор, бидон, бетон и др.

Учитель постоянно (на уроках всех дисциплин) работает над четким и правильным произношением слов; часто в этих целях использует звуковой анализ слов: т-р-а-м-вай, х-и-щ-н-ы-й, т-р-а-м-п-л-и-н и др.

2. Перечень фонетико-графических умений.

Согласно школьной программе, учащиеся начальных классов овладевают комплексом фонетико-графических умений:

умениями распознавать звук и букву,

звуки гласные и согласные,

согласные парные по звонкости и глухости,

непарные звонкие, непарные глухие,

согласные парные по мягкости и твердости,

всегда твердые и всегда мягкие,

умениями делить слова на слоги,

находить и выделять ударный слог,

с помощью гласных букв правильно обозначать мягкие и твердые согласные на письме,

пользоваться ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным.

Хотя до школы дети практически овладевают звуковым строем речи, но это не означает, что еще до специального обучения первоклассники в состоянии разделить слово на слоги, произнести последовательно каждый звук в слове. Необходима целенаправленная работа над формированием у первоклассников указанных выше умений, что, в свою очередь, предполагает овладение такими умственными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, а также усвоение некоторых элементов знаний о природе звуков, их взаимодействии в составе слов их своеобразии по сравнению с буквами и т. п.

Изучение фонетики и графики занимает центральное место в I классе, так как учащиеся овладевают процессом чтения и письма.

Во II, III, IV классах программа не включает новых сведений, однако фонетические знания вступают в новые связи и совершенствуются. Так, например, при формировании навыков правописания проверяемых безударных гласных в корнях слов происходит совершенствование умения распознавать в слово ударный слог, поскольку как в проверяемом, так и проверочном словах дети находят ударные и безударные слоги, выделяют корень. Совмещение двух действий (распознавание ударения в слове, нахождение корня) - более сложная деятельность, чем выполнение одного из них. Однако это благоприятная ситуация для развития умений делить слова на слоги, находить ударный, гласные и согласные звуки. Одновременно учащиеся убеждаются и в необходимости фонетических знаний для решения многих практических задач, в частности для правильного написания слова, его точного произношения, понимания лексического значения.

3. Методика изучения тем. Ознакомление с особенностями звуков и букв, с гласными и согласными звуками.

В начальных классах школы не вводится определения звука, так как это довольно сложное понятие. Тем не менее необходимо создать правильное научное представление о звуке.

Ведущим приемом является наблюдение над произношением звуков в слове, над зависимостью звукового состава слова от его лексического значения: сом - сок, вол - вал, май - дай, будка - булка, лодка - ложка и т. п.

Работа над осознанием звукового состава слова начинается еще в период обучения грамоте.

Дети узнают, что произнесенное или услышанное слово состоит из звуков. Они учатся проводить звуковой анализ слова, т. е. делить слово на слоги, называть в определенной последовательности звуки, из которых состоит слово. Важно, чтобы учащиеся не подменяли звукового анализа буквенным (например, в слове гриб они должны назвать звуки гр"ип, в слове обувь - обуф").

Правильное представление звукового состава слова имеет большое значение как для формирования навыка письма (в частности, записи без пропуска и перестановки букв, обозначения мягкости согласных), так и для правильного произношения слов. Поэтому и в послебукварный период необходимо продолжать работу над усовершенствованием умения устанавливать последовательность звуков в слове, используя для этого, например, упражнения в звуковом анализе слова.

Как известно, звуки речи делятся на две большие группы: гласные и согласные.

При классификации звуков на гласные и согласные учащимися учитывается несколько признаков:

1) способ произношения (при произношении гласного звука воздух свободно проходит через полость рта; при произношении согласного звука воздух встречает преграду),

2) характер звучания (гласный состоит только из голоса, при произношении согласного слышится голос и шум или только шум),

3) способность образовать слог (гласный образует слог, согласный слога не составляет).

Необходимо учить младших школьников распознавать гласные и согласные звуки по совокупности признаков. Однако это не означает механического запоминания названных выше признаков; напротив, важно уже в I классе развивать у детей умение наблюдать за положением органов речи при произношении звука, за его звучанием. В IV классе эти наблюдения будут продолжены и обобщены. Такой подход позволяет решать не только специальную задачу, но и задачу развития умственных способностей учащихся; в частности, дети учатся сравнивать, обобщать, учитывая несколько признаков наблюдаемого объекта.

Русское письмо звуковое, поскольку оно основано на том, что на письме звук обозначается буквой. Учащихся I класса необходимо научить распознавать звук и букву; звук мы произносим и слышим, букву видим и пишем; буква - это значок звука, которым он обозначается на письме. На практике школьники часто допускают смешение звука и буквы. Например, подсчитывая звуки в произнесенном слове школа, ученик ошибочно говорит, что в слове слышится 5 букв, в слове клуб называют звук б, в слове пел называют звук е.

Для формирования у учащихся графических навыков им необходимо знать, что:

1) одна и та же согласная буква может обозначать на письме разные согласные звуки; так, в слове дуб буквой б обозначен звук те, а в слове дубы буква б обозначает звук б,

2) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова (например: Яша, Юра, после гласных звуков поет, рисует;

3) буквы е, ё, я, ю после согласных обозначают мягкость этого согласного и гласный звук (ряд-р"ад, пел - п"эл, Люда - Л"уда).

План – конспект урока

«ФОНЕТИКА. ЗВУКИ РЕЧИ»

(урок закрепления и повторения знаний)

Ретина Яна Владимировна

Место работы: ГБОУ СОШ «Центр образования» г. Чапаевска Самарской области

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Возраст учащихся: 9-12 лет

Базовый учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. (М.: Просвещение, 2013г.)

Аннотация

Урок, соответствующий требованиям ФГОС, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Кулибабы И. И. Учебник: «Русский язык. 5 класс» под ред. Т.А. Ладыженской и др. Урок проводится по технологии Шаталова с использованием мультимедийного варианта опорного конспекта, предусматривающего возможность постепенного его «выведения» посредством решения проблемных задач. Урок ориентирован на воспроизведение имеющихся знаний, на закрепление навыков, развитие фонетической зоркости. Также можно использовать данный конспект урока и в 3-4 классах. Разработка урока прошла апробацию.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного (практикум).

Цели урока: организовать деятельность учащихся для повторения и систематизации информации о теоретических сведениях по теме «Звуки речи», создать условия для актуализации знаний, умений находить в тексте языковые явления и работать с ними.

Задачи урока :

Обучающие:

    Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с языковым материалом по теме «Фонетика»

    Продолжить формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов .

Развивающие:

    Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).

    Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

    Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, музыка, опорные слова).

Воспитательные:

    Формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – отношения к родному языку, осознанию его значимости в жизни народа.

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные :

    объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.

Регулятивные :

    проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,

    осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Коммуникативные :

    использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки,

    определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений,

    формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, фронтально-коллективная, групповая

Необходимое техническое оборудование:

    мультимедийное оборудование – интерактивная доска (аудиозаписи, видеозаписи, презентация Microsoft PowerPoint)

    учебник

    раздаточный материал (смайлики, тестовые работы, цветные карточки, задания для групповых работ)

Содержание урока:

    Организационный момент

    Классификация гласных звуков

    Проведение физминутки

    Тестовая работа (взаимопроверка)

    Рефлексия

    Домашнее задание

ХОД УРОКА

    Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

    Просмотр видео «Звуки природы» ()

    Беседа (актуализация знаний и определение целей и задач урока)

    Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… Какие звуки вы сейчас услышали? (Это звуки природы)

    Приятно вам было слушать эти звуки?

    Когда мы с вами рассуждаем, отвечаем на вопросы, говорим – тоже произносим звуки? (да)

    Как называются эти звуки? (Звуки речи)

    А при изучении какого раздела лингвистики мы очень часто использовали слово «звуки»? (Фонетика)

    Исходя из нашей беседы, как вы думаете, какая сегодняшняя тема нашего урока? (тема «Звуки речи») ( слайд 1)

    Можно ли произнести слово без звуков, используя только одни буквы? (нет)

    Ребята, зачем нам нужны звуки речи?

    Правильно, все эти сведения нужны для того, чтобы научиться вдумчиво и внимательно слушать и анализировать звучащую речь, уметь правильно произносить слова и создавать из них красивые предложения и тексты. Это и станет целью нашего урока . (слайд 2)

    Проверка знаний теоретического материала

    Сегодня на уроке мы окунёмся в мир звуков и как художники создадим свою картину, которой в конце урока вы дадите название. При выполнении заданий вы непременно будете обращать внимание на своеобразные, очень непростые взаимоотношения речи устной и письменной, слова произнесённого и слова записанного.

А сейчас мы с вами поиграем. Приготовьте карточки, одна сторона которых красного цвета, другая – зеленого. Я вам зачитываю утверждения, если вы с ними согласны, то поднимаете зеленую карточку, если утверждение кажется вам неверным, то красную. (слайд 3)

1. Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуки речи (да)

2. Звуков в русском в языке столько же, сколько и букв (нет) - (букв – 33, звуков 42)

3. Звуки речи делятся на 2 группы: гласные и согласные (да)

4. При произношении гласных звуков воздух встречает препятствия (нет) - (при гласных – воздух проходит свободно, при согласных – встречает препятствия)

5. Согласные звуки состоят только из шума (нет) - (согласные состоят из шума и голоса и шума, гласные только из голоса)

    Молодцы, ребята. Откладываем карточки, смотрим на доску.

    Классификация гласных звуков

    На экране изображены звуки речи в солнечных лучиках. Из них мы должны выбрать только гласные и поместить их в солнышко. (слайд 4) (Один учащийся выходит к доске, выбирает лучи, которые ребята называют)

    Вот такое солнышко у нас получилось (заготовку солнышка с гласными на листе прикрепляет ученик на магнит к доске)

    А теперь давайте вспомним, на какие группы делятся гласные звуки (ударные и безударные)

    На доске упражнение. Нужно назвать в словах звуки ударные и безударные. (слайд 5)

    Классификация согласных звуков (сонорные, глухие, звонкие)

    Скажите, ребята, кроме гласных какие еще звуки речи вы знаете? (согласные )

    Давайте теперь перейдем к звукам согласным. По звонкости, глухости и сонорности какие согласные звуки бывают? (сонорные, звонкие, глухие) (слайд 6)

    Посмотрите, на ваших столах лежат конвертики со звуками, домик с названием семьи согласных, которая там живет, и клей. У каждой команды свой домик: у первой команды домик, в котором живут сонорные согласные, у второй – звонкие, у третьей – глухие. Достаньте конвертик со звуками. Из этих звуков вы должны выбрать только те, которые относятся к вашему домику, и наклеить их в окошки. (выполнение и проверка задания, домики прикрепляем к доске)

    Проведение физминутки

В преддверии Нового года, к нам на урок пришел снеговик, который проведет с вами веселую физминутку. ()

(Урок был проведен в декабре, потому и физминутка на тему Нового года)

    Классификация согласных звуков (мягкие и твердые)

    А сейчас мы с вами позанимаемся по учебнику. Открываем страницу 128, упражнение 280. (Учащийся зачитывает задание)

1 команда отвечает на вопросы

    Ребята, а все ли согласные звуки речи могут быть мягкими или твердыми? (нет)

    Почему? (есть только твердые и только мягкие звуки) (слайд 7)

    Назовите всегда мягкие звуки (ч, щ, й)

(прошу 2 команду подписать эти звуки в облачке)

    Назовите всегда твердые звуки (ж, ш, ц)

(прошу 3 команду подписать эти звуки в облачке)

    Мы с вами повторили еще один вид согласных звуков, нарисовав таким образом дополнение к нашей картине. Облака прикрепляем к доске.

    Классификация согласных звуков (парные и непарные)

    А сейчас мы с вами выполним задание на ромашковом поле. Ваша задача убрать в каждой ромашке неправильную пару звука. (слайд 8)

    Какие звуки не образуют пар? (ч, щ, ц, х и сонорные) (слайд 9)

(готовые ромашки (1 ромашка с парными, 2 – с непарными) прикрепляем на доску)

10. Тестовая работа (взаимопроверка) (слайд 10)

    А сейчас мы должны с вами закрепить материал, который мы сегодня повторили. У каждого есть листочек с тестом, выполняем задания. Как задания будут выполнены, мы поменяемся своими листочками с соседом, проверим его знания, а ваш сосед проверит ваши и поставит вам оценку.

(ребята под тихую музыку выполняют задание, меняются листочками, каждый верный ответ – 1 балл)

Проверка тестов (слайд 11-16)

    Фонетика – это…

    раздел лингвистики, изучающий части речи;

    раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения;

    раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

    В каком слове ударение падает на первый слог?

    портфель

    игра

    шорты

    Выдели слово, в котором все согласные – глухие:

    рисунок

    шишка

    фантазия

    В каком слове все согласные – мягкие:

    дождь

    олень

    лесной

    В каком слове все согласные – парные:

    кость

    цапля

    шарик

11. Рефлексия

    Сегодня мы хорошо потрудились. У каждого из вас есть конвертик под названием «Оценка». Выберете из него тот смайлик, который характеризует ваше настроение, вашу работу на уроке, ваше понимание темы.

    А теперь давайте прикрепим ваши смайлики на забор, который изображен на нашей картине. На этом заборе после урока вы можете оставить свои впечатления от урока.

    Вот такая картина у нас получилась. Какое название мы ей дадим?

12. Домашнее задание (слайд 17)

(Объясняю) Стр. 131, упр. 285.

На этом наш урок окончен. В подарок за активное участие на уроке, за хорошие результаты в тестовой работе, я дарю вам закладочки с классификацией звуков речи. Спасибо за работу на уроке. Желаю вам успехов в учебе.

Список использованной литературы

1. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. (М.: Просвещение, 2013г.)


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Ч. 1
Урок 6 (2 ч)

Тема: Звуки речи и неречевые звуки.

Составление текста с опорой на

рисунки. Обведение по контуру, штриховка

I. Повторение пройденного.

Игра с мячом.

Сейчас мы с вами поиграем. Я говорю «живая» или «неживая» природа и бросаю мяч. Тот, кто поймает, приводит свой пример. Давайте попробуем. 6-8 раз.

А теперь наоборот: я называю слово, а вы говорите, к какой природе этот предмет относится: рябина, продавец, мышонок, снежинка, стол.

(Дети объясняют, что стол - это не природа, так как его сделал человек.)
II. Сообщение темы и цели урока.

- А из чего сделан стол?

Все, что нас окружает, из чего-то сделано: стол из дерева, пенал из пластмассы, тетрадь из бумаги. А из чего же сделаны слова? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.


III. Изучение нового материала.

«Букварь».

- Откройте «Букварь» на с. 14.

Рассмотрите картинки.

Давайте составим предложения по этим картинкам.

- (Петух кукарекает. Собака лает. Дождь стучит и т.п.)

Какие же звуки мы можем услышать? (Дети воспроизводят звуки.)

Могут ли разговаривать петух, собака, дождь?

Можно из этих звуков «сделать» слова?

Как же называются звуки, которые издают петух, собака, дождь, маши­на? (Неречевые.)

А какие же тогда звуки мы называем звуками речи?

Давайте рассмотрим 3 картинки на соседней странице. Могут они помочь ответить на этот вопрос? (Дети рассматривают, рассказывают, что делают ребята на рисунках.)

Можно ли сказать, что дети произносят звуки речи? Почему?

Какие же звуки мы называем звуками речи? (Звуки речи - это те, кото­рые произносит человек, они складываются в слова, и мы понимаем смысл этих слов. А из слов можно составить предложение.)

Придумайте ситуации, когда мы пользуемся звуками речи.

1) Разговор по телефону.

2) Встреча друзей.

3) Пересказ мультфильма.

4) Рассказ о событии и т.д.

Вывод. На какие же группы можно разделить звуки, которые мы слышим?

Когда еще мы произносим звуки речи, пользуемся речью?

Чем эти звуки отличаются от неречевых?

Из чего же «сделаны» слова? А предложения?

Прописи.

IV. Работа в прописи (тетрадь № 1, с. 8-9).

1. - Отложите «Азбуку» и положите перед собой пропись. Откройте ее на с 8. Проверьте положение тетради-прописи.

Кого вы видите? (Черепашку.)

К какой природе мы ее отнесем? Почему?

Какие звуки она может издавать?

Топот, шорох, хруст... - неречевые.

А черепахи, которые живут на Галапагосских островах, могут мычать. Какие же это звуки - речевые или неречевые? Почему?

На доске заготовка черепашки.

Рассмотрите, какой формы наша черепашка. (Овальная.)

Возьмите простой карандаш и обведите ее туловище. (Учитель показывает образец.) Обведите туловище всех остальных черепашек.

Один ученик обводит на доске.

Чем покрыто туловище черепахи? (Панцирем.)

Обведем границу панциря у всех черепашек.

Учитель обращает внимание на то, как дети держат карандаш, следит за осанкой.

А какой у черепашки панцирь? (Он состоит как бы из чешуек.)

Давайте их обведем.

Рассмотрим следующую черепашку. Чем она отличается от той, что мы уже нарисовали?

Какой линией обозначим границу панциря? (Изогнутой, дугой.)

Дорисуйте остальное.

Учитель ходит по классу, оказывает индивидуальную помощь.

А работу с последней черепашкой выполните самостоятельно.
Физминутка для глаз.

2. - Кто нарисован под черепашкой? (Змейка.)

Работа проводится аналогично: рассматривается и обводится общий элемент на каждой змейке.

3. - Только что вы изображали мышек, а теперь посмотрите, какую мышку нарисовал художник в прописи.

Обведите хвостик у первой мышки, нарисуйте такие же хвостики остальным.

Обведите тело первой мышки, нарисуйте его у остальных мышек.

Что осталось сделать? Рассмотрите внимательно образец и выполните самостоятельно.

На доске образцы направления штриховки, чтобы дети могли выбрать.

А теперь выберите самую красивую мышку, заштрихуйте цветными ка­рандашами.

Какие звуки может издавать мышка?

V. Обобщение.

- Из чего состоят слова?

Как называются эти звуки?

А какие еще бывают звуки?

VI. Продолжение работы в прописи.

Методика работы та же: дети обводят один и тот же элемент у всех бабо­чек, дорисовывают головки.

Направление штриховки выберите самостоятельно. Сделайте так, чтобы все бабочки отличались штриховкой.

Работа с бордюром:

Зайчики и котики отличаются цветом и штриховкой.

Выберите цвет и штриховку для брюшка. Выполните эту работу (маль­чики - котиков, девочки - зайчиков).

VII. Закрепление ранее изученного.

1) Работа над предложением.

На доске:

а) ______________ __________ __ ___________ __________ .

Где схема слова бабочка?

- Докажите.

Что вы знаете о предложении? Где схема предложения? Почему?

б) Графический диктант.

Откройте тетради для печатания. Я читаю предложение, а вы его запи­шите в виде схемы.

Один ученик у доски:

Воробей чирикает. I___________

Белка грызет орешки. I_____________.

Шуршат опавшие листья. I______________.

Какие же звуки издают белка, воробей, листья?

Можно ли из этих звуков «сделать» слова?

Как называются звуки, из которых складываются слова? (Звуки речи.)


2) Работа над текстом.

Повторение признаков текста.

А теперь еще раз послушайте эти предложения и ответьте на вопрос: можно ли назвать эту группу предложений текстом? Почему?

Какие признаки текста вы знаете?

«Азбука».

VIII. Работа с «Букварем».

С оставление текста с опорой на картинки. Откройте «Букварь» на с. 15. Рассмотрите схемы. Это просто отдельные предложения или текст? Почему вы думаете, что это текст? Подходит ли заглавие к тексту? Почему вы так думаете? Давайте «прочитаем» (озвучим) этот текст. (Обсуждение разных вариантов предложений, выбор наиболее удачного.) Примерный вариант текста:

Дождь

Солнце зашло за тучу. Сверкнула молния. Прогремел гром. Пошел сильный дождь. Дождь стучал по крышам и окнам. Дети спрятались от дождя в доме.
Какие звуки мы можем услышать, представляя эту картину? (Раскаты а, стук капель по крыше...) Как называются такие звуки? (Неречевые.) А звуки речи мы могли бы услышать? (Да, разговор детей.)

IX. Подведение итогов.

Какие звуки учились различать? Кто произносит звуки речи? Как возникают неречевые звуки? Из чего же состоят слова?
ч. 1

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх