Нарушение роста и развития детей лекция. Физическое развитие ребенка. Соматометрия. Методы оценки физического развития. Семиотика нарушений физического развития. Эмпирические формулы для расчета длины тела

Под термином "рост" подразумевается изменение размеров тела или уровней зрелости организма ребенка, установленных при определенных измерениях. Рост ребенка определяется взаимодействием многих факторов. Генетические факторы, влияющие на темп и окончательный предел биологического потенциала, тесно связаны с внеш-несредовыми факторами. Травма пренатальная или постнатальная, нарушающая рост и развитие, может быть химической, физической, иммунологической или являться результатом инфекции. Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами. Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей. Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов. Достигаемые при этом показатели уникальны для каждого ребенка и колеблются в определенных пределах, что обозначается термином "норма". Раннее распознавание физических и эмоциональных нарушений развития и их коррекция зависят от тщательной регистрации показателей физического развития у детей.

У большинства доношенных детей масса тела (средняя масса при рождении 3-3,5 кг) восстанавливается к 7-10-му дню после рождения, удваивается к 5-месячному возрасту и утраивается к 10-12-му месяцу. Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес жизни и около 8 см в последующие 6 мес).

В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка: в среднем его масса тела увеличивается на 2,5 кг, а рост на 10-12 см. На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение массы тела и роста происходит относительно равномерно и составляет около 2 кг и 6-8 см в год соответственно. Большинство детей в этом возрасте худеют.

С 5-го поЮ-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Масса тела в этот промежуток времени возрастает в среднем на 3-3,5 кг в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет он почти заканчивается.


Оценка роста и развития ребенка приносит наибольшую пользу только в том случае, если проводится тщательно и в каждом периоде, в котором могут наблюдаться изменения. В центильных таблицах представлены показатели роста и массы тела детей в зависимости от возраста.

Нормальный (средний) рост: показатели роста отклоняются от средних величин не более ±15 и входят в интервал 25-75-й процентили.

Низкий рост: ниже средних для данного возраста величин более -2, -38, или ниже 10-5-й процентили, что соответствует отклонению от них на 10%.

Карликовый рост: показатели роста ниже средних на -3S и соответственно ниже 5-й процентили.

Большой рост, макросомия: показатели роста превышают средние на 2-38, или оказываются в пределах 90-97-й процентили.

Гигантский рост, гигантизм: показатели роста превышают средние более чем на 38, или оказываются выше 97-й процентили.

С учетом допустимых колебаний кривая роста у здорового ребенка достаточно ровная, поэтому любое существенное отклонение линии роста, вероятнее всего, обусловлено болезнью, нарушением питания или неблагоприятными психосоциальными условиями.

Аномалии одной или нескольких детерминант формирования пола могут привести как к анатомическим, так и к функциональным отклонениям от «нормы» и различным клиническим формам нарушения половой дифференцировки. Тип нарушений половой дифференцировки зависит от причин и времени ее возникновения в онтогенезе.

На ранних этапах эмбриогенеза изменения хромосомного набора, например 45 XO - синдром Шерешевского-Тернера (код по МКБ-Х - Q96), или нарушения функции половых хромосом могут привести к агенезии гонад, т. е. к развитию организма без половых желез. В дальнейшем происходит формирование женского фенотипа с выраженным гипогонадизмом.

К этому же периоду нарушений дифференцировки гонад относят и синдром гонадальной двуполости (истинный гермафродитизм - Q99 - по МКБ-Х), когда в гонадах одновременно происходит

дифференцировка обеих зон половой закладки (яичек и яичника). У большинства больных с этой патологией определяют женский (46 XX), реже - мужской (46 XY) кариотип. По мнению некоторых авторов, смешанная гонада возникает у зародыша с мозаицизмом по HY-антигену.

Результатом хромосомных аберраций, генных мутаций (Q97 - другие аномалии половых хромосом, женский фенотип, Q98 - другие аномалии половых хромосом, мужской фенотип по МКБ-Х) может быть появление дисгенезий гонад. Дисгенетичные яички не обеспечивают в полной мере регресс мюллеровых протоков и нормальную маскулинизацию наружных гениталий, что способствует развитию дериватов парамезонефральных протоков (матки, маточных труб, верхней трети влагалища) и проявляется уже при рождении ребенка в бисексуальном строении наружных гениталий (неопределенность пола и псевдогермафродитизм - Q56 по МКБ-Х). Синдром дисгенезии яичников при нормальном женском кариотипе и фенотипе может проявиться только в пубертатном периоде более или менее выраженным гипогонадизмом (врожденные аномалии яичников - Q50

по МКБ-Х).

Нарушению нормального формирования мужских наружных гениталий способствует недостаточное активизирующее влияние тестостерона, вырабатываемого как фетальными яичками, так и надпочечниками. Например, синдром неполной маскулинизации (ложный мужской гермафродитизм), при котором у больных с мужским генетическим и гонадным полом выявляют интерсексуальное строение наружных гениталий: расщепленная мошонка, гипоспадия уретры, недоразвитие полового члена. В МКБ-Х эти заболевания представлены рубриками Q54 - гипоспадия и Q55 - другие врожденные аномалии мужских половых органов.

При полном отсутствии (монорхизм) или аплазии яичка используют шифр Q55.0 МКБ-Х. В постнатальной жизни заболевания или состояния, сопровождаемые гибелью яичников (яичек), при нормальном кариотипе, строении внутренних и наружных гениталий проявляются в пубертатном периоде отсутствием вторичных половых признаков и соответственно репродуктивной способности.

Врожденная дисфункция коры надпочечников (адреногенитальные расстройства - E25 - по МКБ-Х) - наиболее частая причина вирилизации девочек в раннем возрасте (проявления любых мужских андрогензависимых признаков). Это наследственное забо-

левание, связанное с нарушением биосинтеза глюкокортикоидов еще во внутриутробном периоде из-за врожденного дефицита ряда ферментных систем надпочечников («врожденная ошибка метаболизма»). Низкий уровень кортизола в крови по принципу обратной связи ведет к усилению секреции адренокортикотропного гормона (АКТГ) гипофизом и, следовательно, к гиперплазии коры надпочечников, в основном сетчатой зоны, где усиленно вырабатываются гормоны, синтез которых не нарушен (преимущественно андрогены). Это ведет еще во внутриутробном периоде к маскулинизации наружных половых органов у девочек (женский псевдогермафродитизм), а в постнатальной жизни проявляется в гетеросексуальном строении гениталий.

При внутриутробном формировании мужского пола необходимо выделить фазу опускания яичек в мошонку (22-32-я неделя), которое происходит под влиянием как гормональных, так и механических факторов. Неопущение яичка (яичек) называют крипторхизмом (односторонний или двусторонний) и кодируют шифром Q53.

Ложный пубертат. Дифференциальной диагностики требует состояние ложного пубертата, который обусловлен заболеваниями с увеличением выработки половых гормонов, не зависящим от гонадотропной функции гипофиза. Гиперплазия эндокринных желез или опухоли, продуцирующие гормонально активные вещества, могут вызывать развитие вторичных половых признаков. Гонады при этом остаются в инфантильном состоянии, не происходит ни сперматогенеза, ни овуляции, т. е. возникает нарушение последовательности полового созревания.

Гонадное ложное половое развитие - относительно редкая патология. У мальчиков это связано с опухолью, растущей из интерстициальных клеток Лейдига в яичке. В таких случаях дети растут быстрее, они более мускулисты, наружные гениталии быстро увеличиваются в размере, появляются оволосение, мутация голоса. После удаления опухоли ложная вирилизация останавливается. У девочек изосексуальное ложное половое развитие чаще всего связано с опухолью в гранулярных клетках яичников, продуцирующей эстрогены. Первым симптомом этого состояния чаще бывают нерегулярные ановуляторные менструальноподобные выделения или изолированное телархе (развитие молочных желез) при отсутствии (или незначительной выраженности) полового оволосения. В таких случаях шифр МКБ-Х зависит от характера опухоли.



В основе ложного полового развития, сопровождающего патологию надпочечников (врожденный адреногенитальный синд- ром - шифр Е25 МКБ-Х), лежит повышенная продукция андрогенов. Отчетливое формирование вторичных половых признаков отмечают лишь у мальчиков (яички всегда остаются недоразвитыми), а у девочек проявления вирилизации вызывают картину гетеросексуального псевдопубертата.

Ятрогенное ложное половое созревание может возникнуть при длительном приеме глюкокортикоидов, анаболических половых гор- монов.

Для обозначения нарушений полового развития, связанных с каким-либо патологическим процессом, используют соответствующую кодировку МКБ-Х. При первичной диагностике неуточненного нарушения полового развития применяют шифр Е30.9

Преждевременное половое развитие (ППР) (pubertas praecox) - обширная группа заболеваний, различных по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и прогнозу, которые объединяет появление одного или ряда вторичных половых признаков, обусловленных воздействием половых гормонов на организм раньше физиологического пубертата.

В клинической практике к диагностике подобного состояния прибегают при появлении вторичных половых признаков у маль- чиков до 9,5-10 лет, у девочек - до 8-9 лет или появление менархе до 10 лет.

Истинное ППР - все формы pubertas praecox, в основе которых лежит повышенная продукция гонадотропных и соответственно гонадных гормонов. Формирование гормональных корреляций в подобных случаях повторяет особенности становления гипоталамогипофизарно-гонадных взаимосвязей у здоровых подростков, только в более ранние сроки. Половое созревание всегда идет по изосексуальному типу.

Церебральное ППР. Причина истинного ППР, как правило, связана с той или иной церебральной патологией. Это могут быть опухоли, последствия антенатальной патологии, нейроинфекций, черепных травм. Например, преждевременное половое созревание, вызванное гиперфункцией гипофиза, обозначают шифром Е22.8 МКБ-Х.

Идиопатическое (конституциональное) ППР. Помимо церебральной выделяют еще идиопатическую (конституциональную) форму

истинного ППР, когда явные нарушения со стороны ЦНС отсутствуют. Конституциональное ППР чаще регистрируют у девочек. Преждевременное становление менструальной функции обозначают шифром Е30.1 МКБ-Х (преждевременная менструация), а преждевременное увеличение молочных желез - шифром Е30.8 МКБ-Х (другие нарушения полового созревания). При идиопатических формах истинного ППР под влиянием повышенной продукции гонадотропинов соматическая половозрелость может возникать очень рано. Большие психологические трудности связаны с совершенным сперматогенезом или способностью к беременности, с одной стороны, и инфантилизмом психики и социальной незрелостью, с другой. Несмотря на сходство внешних проявлений, физическое и половое развитие таких детей имеет ряд особенностей, позволяющих отвергнуть точку зрения на ППР как на «нормальный пубертат в ненормально ранние сроки». При начальных проявлениях ППР дети, как правило, опережают сверстников в физическом развитии. В последующем в связи с ранним закрытием эпифизов формируется низкорослость. Особенности полового развития при конституциональной форме ППР у девочек включают возможные нарушения этапов появления эстроген- и андрогензависимых вторичных половых признаков: запоздалое или слабо выраженное половое оволосение по сравнению с развитием молочных желез, внутренних и наружных гениталий. В этом, очевидно, находит свое отражение автономность созревания системы гипоталамус-гипофиз-гонады (гонадархе) при незрелой системе адренархе, которая, вероятно, начинает функциониро- вать в обычные сроки. Определенная особенность есть и в форме молочных желез. Их увеличение в основном происходит за счет роста железистой ткани без предварительного изменения ареолы. При вполне сформировавшейся молочной железе ареола и сосок остаются «детскими» - бледно окрашенными, плоскими (очевидно, из-за нарушения нормального действия эстрогенов, пролактина и гонадотропинов на ткань молочной железы). Менархе как кульминационный момент полового созревания не зависит от развития других половых признаков, подчас являясь первым симптомом ППР. Менструации могут приходить достаточно регулярно при допубертатном развитии гениталий и матки, возможно, из-за повышения рецепторной чувствительности ткани эндометрия к эстрогенному влиянию.

Синдром задержки полового развития диагностируют при отсутствии у подростков вторичных половых признаков после 13,5 лет и у девочек при отсутствии менструаций к 15 годам и старше. Клинически и патогенетически это гетерогенная группа наруше- ний развития репродуктивной системы. Можно говорить о трех основных механизмах, лежащих в основе задержки полового развития:

Позднее созревание гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы;

Позднее созревание рецепторов половых клеток, взаимодействующих с гонадотропинами;

Низкая чувствительность тканей наружных половых органов к воздействию половых гормонов.

К причинам задержки полового развития относят патологию беременности и родов, неблагоприятные условия раннего развития ребенка, голодание, ожирение, хронические соматические и инфекционные заболевания, эндокринопатии, поражения ЦНС. Задержка полового развития может идти как параллельно с задержкой физического, психического созревания, так и дисгармонично с расхождением в темпах роста и развития.

Нельзя забывать о возможности наличия конституционально обусловленного «замедленного пубертата» (код по МКБ-Х - Е30.0: задержка полового созревания). В таком случае, как правило, дети заметно отстают от сверстников и в физическом развитии; но в дальнейшем как рост, так и половое созревание проходят нормально. Очевидно, что нельзя оставлять без внимания подростков, у которых отсутствуют какие-либо признаки пубертата спустя два года и более после средних сроков появления этих признаков в популяции.

При нарушении стереотипов полоролевого поведения используют следующие рубрики МКБ-Х: F64 - расстройства половой идентификации; F65 - расстройства сексуального предпочтения; F66 - пси- хологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией.

  • 1.Основные этапы развития и становления педиатрии в стране. Роль с.Ф. Хотовицкого, н.Ф. Филатова, н.П. Гундобина, к.А. Раухфуса и др. В развитии отечественной педиатрии.
  • 2. Важнейшие декреты, законы и постановления по охране материнства и детства. Роль а.А. Киселя, в.И. Молчанова, м.С. Маслова, а.Ф. Тура и др. В развитии советской педиатрии.
  • 3.Формы медицинского обслуживания детского населения. Структура детских лечебно-профилактических учреждений, особенности организации их работы /гигиенический и противоэпидемический режим/.
  • 5. Структура детской поликлиники. Объем и формы работы участкового педиатра и медицинской сестры. Патронаж новорожденного и ребенка грудного возраста.
  • 7.Анамнез. Особенности собирания анамнеза здорового и больного ребенка: детей раннего и старшего возраста. Методика расспроса родителей по истории настоящего заболевания и истории жизни ребенка.
  • 8.Общий осмотр. Общий вид здорового и больного ребенка, положение (активное, пассивное, вынужденное), выражение лица. Критерии оценки тяжести состояния. Степени нарушения сознания.
  • 9.Периоды детства /характеристика, взаимосвязь морфологии и функции/. Роль наследственных факторов и условий внешней среды для правильного развития детского организма.
  • 10.Внутриутробное развитие плода. Эмбриональная и плацентарная фазы развития. «Критиче-ские» периоды. Факторы, влияющие на органогенез и развитие плода.
  • 12.Физическое развитие /определение, признаки/. Факторы, влияющие на физическое развитие.
  • 14.Изменение пропорций тела в постнатальном периоде развития детей. Понятие средней точки длины тела, значение пропорций тела для клинической педиатрии.
  • 15.Значение антропометрических исследований и методы оценки физического развития детей /параметрические и непараметрические/.
  • 16.Наиболее частые отклонения физического развития детей, нарушения весо-ростовых соотношений, их причины. Понятие о гигантизме, нанизме, гипостатуре, гипотрофии и паратрофии.
  • 17.Половое развитие у детей. Сроки полового созревания. Методы оценки формирования вторичных половых признаков у мальчиков и девочек.
  • 19.Особенности строения нервной системы у детей. Анатомическое соотношение развития спинного мозга и позвоночного канала. Выбор уровня спинномозговой пункции
  • 20. Спинномозговая жидкость и ее состав. Семиотика изменений ликвора при гидроцефалии, серозных и гнойных менингитах, менингоэнцефалитах, кровоизлияниях.
  • 21.Моторика и поза новорожденного ребенка. Понятие о хаотичных и спонтанных движениях. Основные рефлексы новорожденного, их последующая эволюция.
  • 22.Порядок развития локомоций и статики у ребенка первого года жизни. Значение массажа и гимнастики.
  • 23.Развитие речи у детей, ее особенности. Роль окружающей среды, ухода и воспитания в формировании речи.
  • 25.Критерии оценки нервно-психического развития детей раннего и старшего возраста. Понятие ведущих линий развития.
  • 26.Естественное вскармливание, его значение для правильного развития ребенка.
  • 27.Стимулы психического развития /теории инстинктов и генетического детерминирования/.
  • 28.Общие закономерности психического развития ребенка.
  • 29.Развитие эмоций /проявление, формы, темперамент/.
  • 30.Прикорм. Виды прикорма. Правила введения прикорма. Технология приготовления блюд прикорма.
  • 31.Морфологические и функциональные особенности кожи у детей. Семиотика основных ее изменений /окраска, эластичность, влажность, сыпи/.
  • 33.Состав и распределение подкожно-жирового слоя у детей. Семиотика распространения, понятие о гипотрофии, паратрофии, склеремы, склередемы, склеродермы.
  • 34.Мышечная система у детей. Тонус, масса мышц в различные периоды детства. Особенности исследования мышечной системы и мышечного тонуса у детей.
  • 36.Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей, его регуляция. Нормальные показатели содержания в крови фосфора и кальция. Костная семиотика рахита.
  • Врожденные пороки сердца
  • Особенности экг.
  • 40.Возрастные морфологические особенности полости рта; приспособления для сосания новорожденных. Семиотика основных изменений слизистой полости рта /стоматит, гингивит, ангина, молочница/.
  • 41.Искусственное и смешанное вскармливание. Классификация молочных смесей для искусственного вскармливания и докорма при смешанном вскармливании.
  • Типы молочных смесей
  • Адаптированные смеи
  • Частично адаптированные молочные смеси
  • 42.Особенности водно-минерального обмена у детей, возрастные особенности воды в организме. Роль и значение вне- и внутриклеточной жидкости. Семиотика нарушения распределения жидкости.
  • 44.Анатомо-физиологические особенности эндокринных желез. Роль гормонов в росте и развитии ребенка. Методы исследования.
  • 45.Периоды и особенности эмбрионального кроветворения /ангиобластический, печеночный, костномозговой периоды/. Кровь новорожденного ребенка. Методы исследования системы кроветворения.
  • 46.Становление системы иммунитета у детей (дифференцировка клеточного и гуморального звена во внутриутробном периоде; иммунная система новорожденного, развитие ее в постнатальном периоде).
  • 47.Особенности терморегуляции у детей. Температурный режим окружающего воздуха в помещении и при прогулках детей различного возраста. Требования к одежде ребенка.
  • 48.Лихорадка. Виды лихорадки по высоте температуры, по характеру температурной кривой. Графическое изображение. Клиническое значение. Уход за лихорадящим больным.
  • 49.Кожные проявления геморрагического синдрома. Вазопатии.
  • 50.Современные принципы рационального питания детей старше года и значение витаминов для правильного развития ребенка.
  • 51.Клинические проявления поражения центральной нервной системы: синдром внутричерепной гипертензии, менингеальный синдром, олигофрения.
  • 52.Ад, методика его определения, изменения ад с возрастом. Диагностическое значение изменения ад. Синдром артериальной гипертензии и гипотензии.
  • 53.Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, методика проведения, оценка, клиническое значение. Синдром острой сосудистой недостаточности. Неотложная помощь при обмороке.
  • 54.Возрастные особенности грудной клетки. Сегментарное строение легких у детей. Синдром инфильтрации.
  • 55.Семиотика поражения и признаки функциональной недостаточности клубочкового аппарата нефрона. Диагностика.
  • 56.Лейкоцитарная формула. Лейкоцитоз: диагностическое его значение. Синдром нарушения пролиферации и дифференцировки клеток лейкона.
  • 57.Синдром воспалительного поражения мочевыводящих путей. Лабораторная и инструментальная диагностика.
  • 58.Наиболее частые синдромы гипер- и гипофункции желез внутренней секреции.
  • 59.Возрастные особенности проекции отделов сердца на переднюю поверхность грудной клетки. Семиотика основных изменений границ сердечной тупости /расширение левой, правой и верхней границ/.
  • 60.Развитие лимфоидной системы у ребенка. Диагностическое значение множественной гиперплазии лимфатических узлов и локализованного их увеличения. Понятие лейкоза.
  • 61.Нормальный характер дыхательных шумов у детей различного возраста. Методика исследования внутригрудных лимфатических узлов, семиотика их увеличения.
  • 62.Деформация грудной клетки, изменение формы головы. Диагностическое значение. Оценка состояния суставов /деформация, дефигурация, припухлость, контрактура, анкилоз/.
  • 63.Кроветворение у детей раннего возраста. Динамика эритроцитов и гемоглобина, эволюция лейкоцитарной формулы в постнатальном периоде. Анемический синдром.
  • 64.Современные представления о кроветворении. Свертывающая и противосвертывающая системы крови у детей. Коагулопатия.
  • 65.Дыхательная недостаточность. Классификация. Клиническая картина различных форм дн.
  • 66.Основные этапы формирования бронхолегочной системы и пороки развития легких. Синдром дыхательных расстройств.
  • 67.Основные синдромы поражения дыхательной системы. Синдром скопления жидкости и воздуха в плевральной полости.
  • 68.Обмен железа в организме. Анемический синдром у детей.
  • 69.Шумы сердца у детей. Их происхождение. Аускультативная и фонокардиографическая характеристика. Дифференциация функциональных и органических шумов сердца.
  • 70.Семиотика кашля. Понятие о стенозе гортани и его клиническая диагностика. Обструктивный синдром.
  • Симптомы
  • Причины
  • 71.Особенности белкового обмена у детей. Семиотика основных его нарушений. Синдром количественного и качественного дефицита белка, его значение для растущего организма.
  • 72.Возрастные особенности пульса у детей. Диагностическое значение частоты, ритма, наполнения, напряжения пульса. Семиотика нарушения ритма.
  • 73.Семиотика поражения и признаки функциональной недостаточности канальцевого аппарата нефрона. Тубулопатии.
  • 74.Экстраренальные и ренальные симптомы поражения почек.
  • 75.Признаки поражения миокарда, эндокарда и перикарда. Понятие о панкардите.
  • 76.Семиотика мышечной гипо- и гипертонии, гипер- и атрофии. Псевдогипертрофия мышц. Значение физического воспитания и допустимые физические нагрузки детей различного воз-раста.
  • 77.Тоны сердца у детей, механизм их формирования, возрастные особенности. Регистрация тонов на фкг. Семиотика изменения звучности тонов.
  • 78.Семиотика геморрагических диатезов и изменения лабораторных показателей при них. Тромбоцитопенический геморрагический синдром.
  • 79.Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Синдром поражения верхних дыхательных путей.
  • 80.Понятие о синдроме почечной недостаточности /опн, хпн, стадии, клинические проявле-ния/.
  • 81.Понятие и клинические признаки синдрома острой и хронической недостаточности кровообращения у детей.
  • 82.Углеводный обмен. Причины и клинические проявления гипо- и гипергликемии у детей. Лабораторная диагностика.
  • 83.Участие печени в различных видах обмена. Биохимические показатели функции печени. Синдром печеночной недостаточности.
  • 85.Характер гемодинамики и семиотика врожденных пороков сердца.
  • 86.Поджелудочная железа. Ее роль в процессе пищеварения. Состав дуоденального сока. Панкреатический синдром. Оказание помощи больному при рвоте
  • По характеру течения.
  • Причины
  • Диагностика
  • 87.Особенности жирового обмена. Понятие о синдроме гиперлипидемии. Первичный и вторичный кетоз у детей («ацетонемическая» рвота).
  • 88.Количество и состав мочи у детей различного возраста. Диурез и семиотика олигоурии, полиурии, дизурии и поллакиурии. Уход за больным с энурезом.
  • 89.Функциональная и инструментальная диагностика заболеваний органов пищеварения. Синдром нарушения желчеобразования и желчевыделения. Функциональные методы:
  • 90.Синдром иммунодефицита (определение, классификация, общие клинические проявления).
  • 91.Субъективные и объективные симптомы поражения сердечно-сосудистой системы, их клиническое значение. Инструментальные методы исследования системы кровообращения.
  • 92.Суточная экскреция различных веществ с мочой. Семиотика микроскопических изменений мочевого осадка (протеинурия, гематурия, лейкоцитурия, цилиндрурия, салурия).
  • 92.Суточная экскреция различных веществ с мочой. Семиотика микроскопических изменений мочевого осадка (протеинурия, гематурия, лейкоцитурия, цилиндрурия, салурия).
  • 93.Особенности пищеварения у детей. Синдром расстройства ротового пищеварения и синдром недостаточности пищеварения в 12-перстной кишке.
  • 94.Копрограмма: ее нарушения при поражениях различных отделов желудочно-кишечного тракта. Синдром энтерита и колита.
  • 95.Анатомо-физиологические особенности пищевода и желудка (их размеры у детей). Синдром недостаточности желудочного пищеварения. Уход за больным с желудочно-кишечным кровотечением.
  • 96.Анатомо-физиологические особенности печени. Внешнесекреторная функция. Состав желчи. Клиническое значение дуоденального зондирования.
  • Причинами задержки роста и массы тела:

    1.нарушения питания –голодания,снижением аппетита или переваривания.

    2. заболевания с хронической тканевой гипоксии. -хронические заболевания легких, пороки сердца, тяжелые анемии.

    3.заболеваниям эндокринного аппарата, желез внутренней секреции, которые вырабатывают гормоны – стимуляторы роста. Это гипофиз с недостаточной продукцией гормона роста, щитовидная железа, реже – железы, регулирующие фосфорно-кальциевый обмен, или поджелудочная железа.

    Самым тяжелым отклонением в физическом развитии является детский церебральный паралич – ДЦП. Микроцефалия.

    Гипотрофия - нарушение ФР ребенка первых лет жизни, при котором имеется уменьшение фактической массы тела

    Врожденная -пренатальная ставится после рождения. Рассчитывается массо-ростовой коэффициент: МРК=масса,г/длина, см. Нор: 60-80. Степени: 1ст.- МРК=59-56; 2 ст.-МРК=55-50;

    3 ст.- МРК=49 и меньше

    Если у ребенка с нормальной массой при рождении, после 1 мес выявлен дефицит - постнатальной. Ее степени: 1 степень –дефицит массы 11-20%; 2-ая -21-30%; 3- я- более 31% .

    Клинические признаки гипотрофии: уменьшение толщины подкожной клетчатки,

    Гипостатура - пропорциональное отставание длины и массы тела в сравнении с нормативными показателями. В основе лежат тяжелые нейроэндокринные нарушения, ВПС, энцефалопатии.

    После 1 года такое состояние- алиментарный субнанизм. Старше 1 года это состояние – тучность, ожирение. Недост пит – параллельн задержка и роста и массы.

    Паратрофия- хроническое расстройствово питания, при котором имеется увеличение массы тела более, чем на 10%. 1 ст- 11-20%; 2 ст.-21-30%; 3 ст.-31% и более.

    Нанизм (карликовость)- нарушение ФР, при котором имеется отставание в росте в сравнении со средними значениями в популяции. В основе – генетические нарушения роста.

    Белая раса: карлики - женщины- меньше 120 см, мужчины - меньше 130 см.;

    Клиника: - сухая морщинистая кожа с желтоватым оттенком;- детские черты лица; недостаточное развитие мышц, низкое АД, бесплодие. Причиной -потеря чувствительности тканевых рецепторов к соматотропному гормону или инсулиноподобным факторам роста.

    Гигантизм – чрезмерное увеличение роста, связанное с избыточной продукцией СТГ в гипофизе

    17.Половое развитие у детей. Сроки полового созревания. Методы оценки формирования вторичных половых признаков у мальчиков и девочек.

    Период полового созревания - это достижение организмом половой зрелости и называется переходным или пубертатным периодом. Повышается деятельность гипоталамо-гипофизарной системы (высшие центры эндокринной системы в головном мозге), стимулируют функцию половых желез - яичек у мальчиков и яичников у девочек. Увеличивается секреция половых гормонов - андрогенов и эстрагенов. Возрастает продукция гормона роста и гормона, стимулирующего выработку гормонов щитовидной железой.

    Сочетанное действие гормонов роста, половых и щитовидной желез, обуславливает изменения - ускорение физического развития, развитие половых органов и появление вторичных половых признаков.

    Сроки наступления полового созревания зависят:

    Наследственных особенностей,

    Бытовых, социально - климатических условий,

    Состояния здоровья, характера питания.

    Задержкой полового созревания считается отсутствие признаков у девочек старше 13 лет, а у мальчиков старше 14 лет.

    Девочки вступают в период полового созревания в 10-12 лет.

    Но уже в 8-10 лет отмечаются округление бедер и ягодиц, расширение таза;

    в 9-10 околососковый кружок выступает над кожей груди;

    в 10-11 -единичные волосы на лобке и в подмышечных впадинах, развитие молочных желез (начало роста);

    в 12-14 первая менструация

    в 15-16 регулярные менструации, оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, увеличиваются молочные железы.

    Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост, пик на 12 лет и достигает 9 см в год.

    В 16-18 лет наступает постепенная остановка роста.

    У мальчиков начало в 12-14 лет.

    10-11 лет - увеличение размеров яичек и полового члена;

    11-12 лет - пигментация мошонки, начало оволосения на лобке;

    12-13 лет - рост волос на лобке, увеличение полового члена и яичек;

    18-20 лет - завершение полового созревания, оволосение по мужскому типу.

    Пик роста на 14 лет и достигает 10-12 см в год. В 18-20 лет отмечается постепенная остановка роста.

    Полового созревания оценивается по выраженности вторичных половых признаков. У девочек это рост волосяного покрова на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (А), развитие грудных желез (Ma) и возраст первой менструации (Me). У мальчиков, кроме роста волосяного покрова на лобке и в подмышечных впадинах, оцениваются мутация голоса (V), оволосение лица (F) и формирование кадыка (L).

    Развитие волосяного покрова на лобке:

    отсутствие волос - Р0;

    единичные - Р1;

    волосы на центральном участке лобка более густые, длинные - Р2;

    на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся, густые - Р3;

    расположены по всей области лобка, переходят на бедра-Р4.

    Развитие волосяного покрова в подмышечной впадине:

    отсутствие- А0;

    единичные- А1;

    редкие на центральном участке впадины - А2; в

    густые, вьющиеся по всей впадине - А3.

    Развитие молочных желез:

    железы не выдаются над поверхностью грудной клетки - Ма0;

    несколько выдаются, околососковый кружок вместе с соском образует единый конус - Ma1;

    значительно выдаются, вместе с соском и околососковым кружком имеют форму конуса - Ма2;

    тело железы округлую форму, соски приподнимаются над околососковым кружком - Ма3.

    18.«Биологическая» акселерация развития детей /определение, признаки, основные теории/, значение акселерации для педиатрии .

    Акселерация - ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза. Более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового) развития и завершении созревания организма.

    В качестве основных проявлений:

    Рост годовалых в среднем на 4-5 см, а масса тела на 1-2 кг больше, чем 50 лет назад

    Более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные на 1-2 года раньше;

    Более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек;

    Более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста;

    Половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5-2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4-6 месяцев.

    На основании антропометрических показателей и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы. К первому относятся те дети, у которых антропометрические показатели и уровень биологической зрелости выше средних значений, ко второму типу - дети, у которых отмечается усиленный рост тела в длину без оускорения полового развития или раннее половое созревание без усиленного роста.

    теории (Лисицын):

    Физико-химические:

    1) влияние солнечной радиации, удлинение светового дня;

    2) влияние магнитного поля

    4) повышенной концентрации углекислого газа, вызванной ростом производства.

    Теории отдельных факторов условий жизни:

    улучшение условий жизни, питани и медицинского обслуживания

    Генетические:

    1 .смешения популяций

    Неативные последстви: юолее быстрое старение, омоложение болезеней, дисгармоничность, отставание в развитии внутрених оранов.

    "

дети пиелонефрит рахит развитие

Эндокринные железы, обладающие внутрисекреторной функцией, включают гипофиз, эпифиз, надпочечники, щитовидную, паращитовидные, вилочковую, поджелудочную и половые железы. Каждая из них выполняет специфическую функцию, но все они находятся, в тесной взаимосвязи друг с другом и с ЦНС, обеспечивая единство организма, что отражается термином "нейроэндокринная (нейрогуморальная) регуляция". Часто в развитии патологического процесса выявляется взаимозависимое нарушение функций различных эндокринных желез. Между эндокринными железами существуют тесные коррелятивные связи. Они оказывают влияние на все виды обмена веществ, а также рост, физическое и умственное развитие. Инкреторные железы у детей являются регуляторами процессов роста и развития ребенка. Гормоны действуют на генетический аппарат клеток и таким образом участвуют в осуществлении генетической программы развития, проявляющейся в фенотипической дифференцировке органов и организма в целом. В различные периоды детства может выявляться относительное превалирующее влияние определенной эндокринной железы. Ко времени рождения эндокринная система контролируется ЦНС, то есть уже функционирует единая нейроэндокринная система регуляции, и после рождения ребенка она продолжает интенсивно развиваться и совершенствоваться. В связи с этим у детей в отличие от взрослых эндокринные расстройства могут вызывать непоправимые изменения в растущем организме. При обследовании детей прежде всего обращается внимание на отклонения в соматическом и половом развитии. Очень важно собрать тщательный генеалогический анамнез, так как ряд заболеваний могут быть у родственников (карликовость, гигантизм, сахарный диабет и др.). Анамнез заболевания также должен быть полным. Важно учитывать все факторы, влияющие на плод и ребенка, течение родов. Подробно выясняются характер развития статики и моторики на 1-м году жизни, характер вскармливания, оценивается последующее развитие.

Семиотика нарушений роста

Под термином "рост" подразумевается изменение размеров тела или уровней зрелости организма ребенка, установленных при определенных измерениях. Генетические факторы, влияющие на темп и окончательный предел биологического потенциала, тесно связаны с внешнесредовыми факторами.

Травма пренатальная или постнатальная, нарушающая рост и развитие, может быть химической, физической, иммунологической или являться результатом инфекции. Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.

Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей. Рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов. Достигаемые при этом показатели уникальны для каждого ребенка и колеблются в определенных пределах, что обозначается термином "норма". Раннее распознавание физических и эмоциональных нарушений развития и их коррекция зависят от тщательной регистрации показателей физического развития у детей. У большинства доношенных детей масса тела (средняя масса при рождении 3-3,5 кг) восстанавливается к 7-10-му дню после рождения, удваивается к 5-месячному возрасту и утраивается к 10-12-му месяцу. Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см.

В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.). В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка: в среднем его масса тела увеличивается на 2,5 кг, а рост на 10-12 см. На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение массы тела и роста происходит относительно равномерно и составляет около 2 кг и 6-8 см в год соответственно. Большинство детей в этом возрасте худеют.

С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Масса тела в этот промежуток времени возрастает в среднем на 3-3,5 кг в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет он почти заканчивается.

Оценка роста и развития ребенка приносит наибольшую пользу только в том случае, если проводится тщательно и в каждом периоде, в котором могут наблюдаться изменения. Нормальный (средний) рост: показатели роста отклоняются от средних величин не более ±15 и входят в интервал 25-75-й процентили.

Низкий рост: ниже средних для данного возраста величин более -2, -38, или ниже 10-5-й процентили, что соответствует отклонению от них на 10%.

Карликовый рост: показатели роста ниже средних на -3S и соответственно ниже 5-й процентили.

Большой рост, макросомия: показатели роста превышают средние на 2-38, или оказываются в пределах 90-97-й процентили.

Гигантский рост, гигантизм: показатели роста превышают средние более чем на 38, или оказываются выше 97-й процентили.

С учетом допустимых колебаний кривая роста у здорового ребенка достаточно ровная, поэтому любое существенное отклонение линии роста, вероятнее всего, обусловлено болезнью, нарушением питания или неблагоприятными психосоциальными условиями.

Отклонение в длине тела могут проявляться в виде задержки роста или високорослости Значительные степени задержки роста называются нанизмом, а високорослости - гигантизмом Главные причины нарушения рус сту (в порядке убывания частоты патологии) следующие: конституционные, церебрально-эндокринные, соматогенные (хронические заболевания различных систем организма с нарушением функции того или иного органа), наследственная и заболевания, социально-бытовые факторри.

Отклонение в массе тела имеют вид ее уменьшения или увеличения У детей раннего возраста отклонения в массе тела менее или более 10% от нормативных показателей (при наличии других характерных признаков) называются соответственно гипотрофией и паратрофии Увеличение массы тела у детей других возрастных групп более 14% за счет избыточного отложения жира называется ожирением Главными причинами отхо илення в весе детей является алиментарные, конституционные, соматогенные, церебрально-эндокринные и другие факторори.

Отклонение в окружности головы могут проявляться в виде ее уменьшения (микроцефалия) или увеличение (частый вариант - гидроцефалия) Главными причинами отклонений в окружности головы является внутриутробная не нарушение развития мозга, травмы и гипоксия мозга во время родов, травмы, инфекционные заболевания и опухоли мозга у детей после рожденияя.

Отклонение в окружности грудной клетки могут быть как в сторону уменьшения, так и увеличения Причинами таких нарушений являются аномалии развития грудной клетки и легких, заболевания органов дыхания, степень физически й подготовки и развития мышц, конституционные особенности тощо.

22) 1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования

Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с делением легких на доли большое значение имеет знание сегментарного строения легких. Формирование структуры легких происходит в зависимости от развития бронхов. После разделения трахеи на правый и левый бронхи каждый из них делится на долевые бронхи, которые подходят к каждой доле легкого. Затем долевые бронхи делятся на сегментарные. Каждый сегмент имеет вид конуса или пирамиды с вершиной, направленной к корню легкого.

Анатомическая и функциональная особенность сегмента определяется наличием самостоятельной вентиляции, концевой артерией и межсегментарными перегородками из эластической соединительной ткани. Сегментарный бронх с соответствующими кровеносными сосудами занимает определенный участок в легочной доле. Сегментарное строение легких уже хорошо выражено у новорожденных. В правом легком различают 10 сегментов, в левом легком – 9.

Запасы кислорода в организме очень ограничены, и их хватает на 5–6 мин. Обеспечение организма кислородом осуществляется процессом дыхания. В зависимости от выполняемой функции различают две основные части легкого: проводящую часть для подачи воздуха в альвеолы и выведения его наружу и дыхательную часть, где происходит газообмен между воздухом и кровью. К проводящей части относятся гортань, трахея, бронхи, т. е. бронхиальное дерево, а к собственно дыхательной – ацинусы, состоящие из приводящей бронхиолы, альвеолярных ходов и альвеол.

Под внешним дыханием подразумевается обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких. Он осуществляется посредством простой диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану вследствие разницы давления кислорода во вдыхаемом (атмосферном) воздухе и венозной крови, притекающей по легочной артерии в легкие из правого желудочка.

Оценка функции внешнего дыхания проводится по таким группам показателей, как:

1) легочная вентиляция (частота (f), глубина (Vt), минутный объем дыхания (V), ритм, объем альвеолярной вентиляции, распределение вдыхаемого воздуха);

2) легочные объемы (жизненная емкость легких (ЖЕЛ, Vc), общая емкость легких, резервный объем вдоха (РОвд, IRV), резервный объем выдоха (РОвыд, ERV), функциональная остаточная емкость (ФОE), остаточный объем (OO));

3) механика дыхания (максимальная вентиляция легких (МВЛ, Vmax), или предел дыхания, резерв дыхания, форсированная жизненная емкость легких (FEV) и ее отношение к ЖЕЛ (индекс Тиффно), бронхиальное сопротивление, объемная скорость вдоха и выдоха при спокойном и форсированном дыхании);

4) легочный газообмен (величина потребления кислорода и выделения углекислого газа в 1 мин, состав альвеолярного воздуха, коэффициент использования кислорода (КИО2));

5) газовый состав артериальной крови (давление кислорода (рO2) и углекислоты (рСO2), содержание оксигемоглобина в крови и артериовенозной разницы по Нb и окси-Нb).

Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых, это объясняется более интенсивным обменом веществ.

Поверхностный характер дыхания, его неритмичность компенсируются большей частотой дыхания. У новорожденного частота дыхательных движений (ЧДД) – 40–60 в 1 мин, у 10-летнего – 20, у взрослого – 16–18. У детей благодаря большой частоте дыхания минутный объем дыхания на 1 кг массы тела значительно выше, чем у взрослых.

ЖЕЛ и максимальная вентиляция легких у детей значительно меньше, чем у взрослых.

Все эти анатомические и функциональные особенности системы органов дыхания создают предпосылки к более легкому нарушению дыхания, что ведет к дыхательной недостаточности у детей.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх