Нравственные проблемы рассказа Владимира Тендрякова «Хлеб для собаки. Проблема дурных поступков. (По В. Ф. Тендрякову) Идея рассказа хлеб для собаки

Предмет – русская литература

Класс – 7 «Э» класс 12-летнего обучения.

План урока-проекта по теме «Совесть как нравственная проблема рассказа «Хлеб для собаки» В. Тендрякова».

Цели урока:

    Формировать метапредметные результаты:

Коммуникативные навыки через анализ текста рассказа, устную и письменную речь;

Познавательные навыки через первичные навыки работы с информацией, поиск знаний творчестве и биографии писателя В. Тендрякова;

Регулятивные навыки через оценивание деятельности, работу в группах.

2. Формировать личностные результаты через эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, приобщение к литературе как искусству слова;

Комплексные задания:

Проектные задания по содержанию рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки»;

Исследовательскую деятельность по теме урока.

Работать над формированием универсальных учебных действий (УУД).

Ход урока:

Хронометраж урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

В ходе работы над проектом мы изучали отношение к понятию совесть, понимание этого слова. Каждый из вас сам определял свое отношение. Результаты опроса вы можете видеть на классной доске.

Сегодня мы познакомимся с одним из произведений русского писателя Владимира Федоровича Тендрякова, рассказом "Хлеб для собаки", который был опубликован уже после смерти писателя в 1988 году. Несмотря на известность В. Тендрякова, как писателя, о его личной жизни и его творчестве мало известно. Сегодня мы назвали наш урок по теме «Совесть как нравственная проблема рассказа «Хлеб для собаки» В. Тендрякова» уроком – проектом, так как в ходе урока нам придется презентовать проекты отдельных групп, анализировать текст рассказа, решать исследовательские задачи.

Кроме того на основе нашего сотрудничества мы должны решить вопрос о том, является ли понятие «совесть» нравственной проблемой не только самого писателя, но и нашей проблемой, проблемой подрастающего поколения, наших с вами современников.

Проблемный вопрос «Является ли рассказ «Хлеб для собаки» автобиографичным?»

Выступает группа учащихся «Биографы», которые представляют свой проект «Личное дело писателя Владимира Тендрякова». В своем выступлении учащиеся, анализируя текст рассказа, делают вывод о том, что рассказ «Хлеб для собаки» является автобиографичным (Приложение 1).

Проблемный вопрос «Являются ли события, описанные в рассказе, художественным вымыслом или исторически достоверны?»

Выступает группа учащихся «Историки», которые дают краткую историческую справку о событиях, происходивших в стране в 30-тые годы ХХ века, и нашедших свое описание в рассказе (Приложение 2).

Проблемный вопрос «Какие слова и словосочетания, использованные в тексте, вызвали непонимание?»

Выступает группа учащихся «Филологи» (Приложение 3).

Учащиеся приводят примеры описаний персонажей рассказа, испытывающих чувство голода (Приложение 4).

Предлагаю вам несложную мыслительную зарядку.

Учащиеся всего класса разгадывают кроссворд, в котором по вертикали должно выстроиться слово «совесть» (Приложение 5).

Вдумайтесь в значение слова «совесть», предложите свое толкование и составьте кластер (от каждой группы требуется одно определение).

Учащиеся составляет кластер к слову «совесть» (Приложение 6).

Проблемный вопрос «Какой выбор делает герой рассказа, чтобы успокоить свою совесть?»

Учащиеся приводят примеры из текста, показывая действия и переживания Володи Тенькова (Приложение 8).

Проблемный вопрос « Как мы, молодые люди начала третьего тысячелетия, понимаем, что такое совесть?»

Результаты проведенного исследования показали, что 165 учащихся, а это более 50% опрошенных, либо слабо разбираются в значении этого слова, либо вообще не понимают его значения. Это звучит угрожающе. Ведь каждый из этих групп человек может совершить поступок, который навредит окружающим, обществу, самому подростку.

Учащиеся группы «Социологи» говорят о результатах своего социологического исследования (Приложение 9).

Проблемный вопрос «Что необходимо сделать вам для того, чтобы число попавших в группы слабо понимающих и непонимающих значение слова «Совесть» стало меньше?»

Учащиеся высказывают свое мнение.

Давайте подведем итог нашего урока. Я предлагаю вам сопоставить свое понимание значения слова «совесть» на начало урока (показывает на доску) и на конец урока. Изменилось ли ваше представление и что этому способствовало?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, и меняют на доске позиции своего выбора.

Предлагаю вам оценить свою деятельность в группах на уроке. Используйте для этого критерии оценки.

Кто на ваш взгляд был самым активным на уроке?

Учащиеся проводят самооценку в группах, выставляют по трехбалльной системе («удовлетворительно», «хорошо», «отлично») оценки каждому члену группы, сдают оценочные листы учителю.

Я предлагаю вам в качестве домашнего задания на выбор: 1) составить синквейн со словом «совесть»;

2) написать мини-сочинение, в котором вы расскажите о поступке, который вызывает у вас угрызения совести.

Учащиеся записывают ДЗ в дневники.

– биографы

Историки

Филологи

Социологи

Приложение 1.

Личное дело писателя Владимира Тендрякова

1.Фамилия, имя, отчество

Тендряков Владимир Федорович

2.Даты рождения и смерти

3. Место рождения

Деревня Макаровская, ныне Верхневолжского района Вологодской области

4. Родители

Отец, Ф. Тендряков, - народный судья, затем прокурор

5. Основные факты биографии (до учебы в литературном институте)

После окончания школы ушел на фронт, был ранен и демобилизован; преподавал в школе военное дело, затем был секретарем райкома комсомола.

6. Образование

В 1945 году поехал в Москву, поступил учиться во ВГИК на художественный факультет. В 1946 году перешел в Литературный институт имени М. Горького, который окончил в 1951 году. В студенческие годы начинает писать рассказы, часть из них публикуют журналы «Огонек», «Новый мир», «Наш современник».

7. Профессия

Писатель, прозаик, сценарист

8.Произведения

Повести «Падение Ивана Чупрова», «Не ко двору », «Ухабы», «Чудотворная», «Тройка, семерка, туз», «Суд», «Короткое замыкание», «Находка», «Кончина», «Весенние перевертыши», «Три мешка сорной пшеницы», «Ночь после выпуска», «Затмение», «Расплата», «Шестьдесят свечей», «Путешествие длинной в век»; романы «Тугой узел», «За бегущим днем», «Свидание с Нефертити»; пьесы, очерки, рассказы в книге «Плоть искусства»; повесть «Шестьдесят свечей» не разрешали публиковать в течение 10 лет (издана в 1980), при жизни писателя не увидели свет роман «Покушение на миражи», рассказ «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня», «Донна Анна», «День седьмой», «Охота» (все произведения опубликованы в 1988 году).

9.Сценарии кинофильмов по собственным произведениям

«Чужая родня» - по повести «Не ко двору »; «Саша вступает в жизнь» - по повести «Тугой узел»; «Суд»; «Чудотворная»; «Весенние перевертыши», премия Всесоюзного кинофестиваля; «Житейское дело» - по новелле «Где ты, Любовь Дуняшова?»

10.Постановки спектаклей по произведениям В. Тендрякова

«Три мешка сорной пшеницы» - Большой драматический театр; «Без креста», по повести «Чудотворная» - Московский театр «Современник».

11.Награды,отличия

Награжден двумя орденами; назван «человеком 1976 года»

12.Основные темы

Жизнь колхозной деревни; жизнь современной школы; воспитание молодого человека; история страны в наиболее трудные периоды её развития.

13.Основная проблематика произведений

Острейшие вопросы, связанные с жизнью деревни; проблемы двойной морали; проблемы образования и воспитания; осмысление трагических событий в истории страны.

Прочитав рассказ «Хлеб для собаки», мы нашли следующие факты, доказывающие автобиографичность произведения писателя:

- « Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко "куркуль".
- «… мой отец, ответственный служащий, получал ответственный паек»,

- «Есть мне приходится по три раза в день.».

Приложение 2.

Ученик 1.

1933 год связан в истории Республики Советов с одним из самых трагических событий - голодом, охватившим население почти всей страны. Голод возник в результате громадного недостатка продуктов сельского хозяйства, с поставкой которых в нужном количестве не справлялись колхозы, создание которых началось в 1929 году.

В 1933 году начинается процесс коллективизации. Внешне цели были благие, но что в действительности представляла собой коллективизация?

В деревнях разворачивались два взаимосвязанных насильственных процесса - создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью, прежде всего, обеспечение коллективных хозяйств материальными средствами.

С конца 1929 года до середины 1930-го было раскулачено свыше 320 тысяч крестьянских хозяйств; их имущество стоимостью более 175 млн. рублей было передано колхозам.

Зачастую в кулаки записывали середняков и даже неугодных власти бедняков. В отдельных районах страны число раскулаченных достигало 15-20% населения.

Разорение деревень раскулачиванием привело в 1932-1933 годах к невиданному голоду, охватившему примерно 25-30 млн. человек. Районами голода стали Дон, Кубань, Нижняя и Средняя Волга, часть Центрально-Черноземной полосы, Казахстан и вся Украина. Число умерших от голода в 1932-1933 годах колеблется в пределах 10 - 15 млн. человек.

Ученик 2.

В рассказе Тендрякова «Хлеб для собаки» дата, с которой начинается повествование, прямо указывает на время действия и на главное событие этого времени: голод, разразившийся в стране.

Тендряков сразу хочет ввести читателя в центр трагических событий в стране, в числе которых раскулачивание 1933 года.

Лето 1933 года.

Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины.

Кто-то задумчиво грыз кору на березовом стволе… А кто-то уныло запихивал в рот пристанционный мусорок с земли...

Женщина… плакала и черпала ложкой молоко из копытной ямки па дороге, плакала и ела, плакала и ела, аккуратно, без жадности, воспитанно.

Ученик 3 - С другой стороны в Республике Советов начиналась индустриализация, развитие промышленности, строительство новых заводов и фабрик, первых гидроэлектростанций:

«…мы бежали в поселок. Туда, где шла нормальная жизнь, где часто можно было услышать песню:
Не спи, вставай, кудрявая!
В цехах звеня,
страна встает со славою
на встречу дня...

Ученик 4. Шла активная агитация крестьян в колхозы, оплата труда:

«- Дал бы ты рабочему хлеб за чугун?
- Что мне ваш чугун, с кашей есть?
- То-то и оно, а вот колхозу он нужен, колхоз готов за чугун рабочих кормить. Хотел ты идти в колхоз? Только честно!
- Не хотел.
- Почему?
- Всяк за свою свободушку стоит.»

Приложение 3.

Ученик – Мы составили словарь к рассказу:

Имярек - Слово, заменяющее чье-л. имя или какое-л. название; некто, такой-то. (по Ожегову)

Лишенец – В СССР до введения Сталинской конституции - человек, лишавшийся избирательных и других гражданских прав по социальным признакам.

Адмовысланный – административно высланный человек за вменяемые ему антиобщественные действия

Куркуль – Крестьянин-кулак на Украине.

Человек – студень – Толстый человек; жир, брюхо.

Бунтарь – (Устаревшее слово) Подстрекатель или участник бунта.

Пахорукий – косолапый, неловкий руками, либо больной или слабый руками.

Шматочек – (украинское слово) - кусочек

Паек – Продовольствие, выдаваемое по определенной норме на определенный срок.

Болезнь «водянка» - скопление жидкости в полостях, тканях, органах, суставах и оболочках организма человека.

Доходяга –Изможденный, обессилевший человек или животное.

Буржуй – (устаревшее разговорное ироничное слово) - крупный промышленник.

Гракхи – Тиберий Гракх и Гай Гракх - два брата, знаменитые римские политические деятели, ораторы.

Приложение 4.

- «Одни из них - скелеты, обтянутые темной, морщинистой, казалось, шуршащей кожей, скелеты с огромными, кротко горящими глазами. Другие, наоборот, туго раздуты - вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа, телеса колышутся, ноги похожи на подушки, пристроченные грязные пальцы прячутся за наплывами белой мякоти.»

- «Кто-то задумчиво грыз кору на березовом стволе и взирал в пространство тлеющими, нечеловечьи широкими глазами. Кто-то, лежа в пыли, источая от своего полуистлевшего тряпья кислый смрад, брезгливо вытирал пальцы с такой энергией и упрямством, что, казалось, готов был счистить с них и кожу. Кто-то расплылся на земле студнем, не шевелился, а только клекотал и булькал нутром, словно кипящий титан.»

- «Женщина в опрятном и поношенном пальто с бархатным воротничком и столь же опрятным и поношенным лицом на моих глазах поскользнулась и разбила стеклянную банку с молоком, которое купила у перрона на станции.»

- «Учительница Ольга Станиславна вошла в класс. По тому, как она отвела глаза, как спросила не сразу, а с еле приметной запинкой, я понял - она голодна тоже.»
- «…на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. …неловко выкрикнул:
- Кто хочет?!

И мне!.. И мне!.. Мне тоже!.. Со всех сторон тянулись руки, блестели глаза. - Всем не хватит! - Я отламывал всем по кусочку.»

- «- Крыши чинить! Дрова пилить! Помойки чистить! Любая работа! - Сильный, с вызовом баритон.
- Крыши чинить! Дрова пилить! Помойки чистить! - повторил мальчишеский альт.
Это тоже высланные куркули - отец и сын. Отец - высокий, костлявоплечистый, бородатый, сурово-важный, сын - жилисто-худенький, веснушчатый, очень серьезный, постарше меня года на два, на три.
Каждый наш день начинается с того, что они громко, в два голоса, почти высокомерно предлагают поселку чистить помойки.»

- « Я встретил скрюченную бабку Обноскову, которая жила тем, что собирала на обочинах дорог, на полях, на опушках леса травки и корешки, сушила, варила, парила их... Другие такие одинокие старухи все поумирали.»

- «Я встретил Зильбербрунсра. Недавно он был одним из шкилетников, торчащих возле столовки, но приноровился делать рыболовные крючки из проволоки, за них платили даже куриными яйцами.»

Приложение 5.

Кроссворд

Приложение 6.

Совесть - это умение осознать, что ты поступил плохо.
- Переживания человека, если совершишь дурной поступок

Совесть - это качество души каждого человека. Например, человек поступил неправильно, жестоко, и он сам это понимает; проходит время, он все больше убеждается, что поступил неправильно, и начинает действовать - помогает, извиняется и т. д. Совесть диктует человеку поступки, искупающие его вину.
- Совесть - это личный судья человека. А человек, у которого есть совесть, - это тот человек, который даже тогда, когда его никто не видит, поступит точно так же, как если бы на него посмотрел весь мир. Это умение не идти на компромисс с самим собой в выборе между добрым и злым, умение никогда не делать противное себе, хотя так было бы намного легче.
- Совесть - это чувство человека, которое помогает сделать правильный выбор.

Приложение 7.

Цитата

« Мне думается, совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных. Голодный вынужден больше думать о себе, о добывании д л я с е б я хлеба насущного, само бремя голода понуждает его к эгоизму. У сытого больше возможности оглянуться вокруг, подумать о других. Большей частью из числа сытых выходили идейные борцы с кастовой сытостью - Гракхи всех времен.»
«Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть. Не скажу, чтобы моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни.»

Приложение 8.

    Володя поделился с одноклассниками хлебом.

    Мальчик искал голодного среди «врагов».

    Володя мучается своим выбором, потому что «враги» стали его «преследовать».

    Володя выбирает собаку, которая не просит у него еды.

Приложение 9.

Ученик знакомит класс с результатами исследования

Нами было опрошено 310 учащихся 5-11 классов нашей школы. Мы просили респондентов ответить на один вопрос «Как ты понимаешь слово «Совесть»?. Затем мы обработали полученные результаты и систематизировыали их по трем основным группам «Правильно понимают значения слова» - 145 учащихся;

«Имеют не совсем точное представление а значение слова» - 102 ученика;

«Не знают значения слова» - 63 ученика.

Управление образования города Кузнецка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №9 города Кузнецка Пензенской области

Материалы для участия в IX конкурсе учителей истории, обществознания и литературы

«Урок по теме: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

Интегрированный урок литературы и истории в 6 классе

Тема урока: Проблема выбора человека в тоталитарном государстве (по рассказу В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»).

Учитель литературы

высшей квалификационной категории

Дегтярёва О.В.

Учитель истории

первой квалификационной категории

Шашерина О.А.

План-конспект интегрированного урока литературы и истории

в 6 классе

Тема урока:

Проблема выбора человека в тоталитарном государстве (по рассказу В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»)

Цели урока:

Подвести учащихся к пониманию права каждого человека на свободу выбора и ответственности за него;

Формирование у учащихся гражданской позиции через критическое осмысление отечественной истории;

Закрепление навыков исследовательской работы с историческими документами о коллективизации и раскулачивании в СССР в 1930-е годы; анализа литературного текста рассказа «Хлеб для собаки»;

Базовые понятия:

    Коллективизация

    Репрессии

    Кулаки

    Спецпереселенцы

    Тоталитарное государство

    Раскулачивание

Наглядность и оборудование урока: исторические документы, справки о коллективизации и раскулачивании, тексты рассказа В. Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки», карты индивидуального прочтения, слайды с высказываниями писателя В.Ф. Тендрякова.

Предварительное задание: познакомиться с рассказом В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»; учащиеся разделены на группы в зависимости от полученного задания («историки», «лингвисты», «литературоведы», «аналитики»)

Ход урока

Деятельность учащихся

Использование ИКТ

Организационный момент.

Мотивация.

Ролик о коллективиза-ции и раскулачива

нии

Оформление доски:

Термин «Коллективизация»

Оформление доски:

Термин «Раскулачивание»

Оформление доски:

Термины «спецпереселенцы», «кулаки».

«Песня о встречном» музыка Дмитрия Шостаковича, слова Бориса Корнилова.

Оформление доски:

Термины «репрессии»

Слайд 1.

Слайд 2

Слайд 3-7

Оформление доски:

Термин

«тоталитарное государство»

Учитель литературы:

- Сегодня на уроке литературы и истории речь пойдет о вечной проблеме, которая стоит перед каждым человеком, - о свободе выбора. Наш урок интересен тем, что наше исследование литературного текста мы будем проводить наравне с исследованием исторических материалов, фактических данных. Речь пойдет о 30-х годах 20 века.

Учитель истории:

- 1930-е годы, именно о событиях этих лет мы будем говорить сегодня на уроке. Эти годы связаны в истории России с одним из самых трагических событий – голодом, охватившим население почти всей страны. Тема голода 1932-1933г. была одной из запрещенных, правительство не желало признавать вопиющих фактов жесточайшего голодомора в стране, вся информация об этом страшном для людей времени была засекреченной, умерших от голода даже хоронили в строгой секретности. Одним из ярких эпизодов этого времени был процесс коллективизации, который начал проводиться в Советском государстве с 1929 года.

- Вы слушаете о событиях 1930-х годов по радио, телевидению, смотрите кинофильмы, ребята, а что вы знаете о коллективизации в Советском государстве? Как вы понимаете этот термин?

Домашним заданием группы лингвистов было поработать с терминами, найти их определения.

Итак, группа лингвистов , вопрос к вам: Уточните, что же такое коллективизация? Дайте определение.

- А сейчас я хочу обратиться к группе историков. А что же в действительности представлял собой этот процесс коллективизация? В чем заключалась его суть?

Но в деревне помимо коллективизации разворачивался ещё один насильственный процесс, Какой?

- Историки, вы работали с историч ескими справками рассматриваемого периода, какие факты вас поразили больше всего?

Теперь я обращаюсь к учащимся всего класса:

Ребята, кто может дополнить сообщения историков о событиях того времени?

А где вы нашли эти документальные источники?

Учитель литературы:

Ребята, а теперь давайте перейдем к анализу рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки».

Найдите в начале рассказа описание времени, когда происходят события данного произведения?

Учитель истории:

А что означают эти термины?

Учитель литературы:

Вот этих людей, попавших в списки раскулаченных и высланных мы видим в рассказе. Какой интерес вызывают эти люди у ребятишек?

Как к этому зрелищу относится начальник станции?

Найдите описание людей, оказавшихся в скверике. А затем прослушайте песню, которая звучала в это время по всей стране.

Ребята, какие ощущения, запахи, вкус вы почувствовали после услышанного, увиденного, прочитанного.

А как ведут себя взрослые люди по отношению к раскулаченным, найдите в тексте высказывание М. Горького.

Учитель истории:

Итак, перед нами враги народа. Как государство боролось с теми, кто не сдавался? Как называются меры государственного наказания?

Учитель литературы:

Почему же умирающие от голода люди оказались врагами?

Какие чувства испытывает главный герой к «злому врагу»?

Учитель литературы:

- Как же пытается Володя найти самого голодного? Какова реакция отца?

Давайте обратимся к цитатам, принадлежащим В.Ф. Тендрякову, какие вас особенно взволновали?

Литературоведы, работавшие с биографией В.Ф. Тендрякова, как вы считаете, какая тема в творчестве писателя является одной из ведущих?

Учитель истории:

Как вы считаете, почему рассказ, написанный в 1960-е годы, был напечатан лишь в 1988 году.

Ребята, эта несвобода зарождалась в 30- е годы 20 века. Именно в этот период складывается политический режим, который получил название тоталитаризм.

Может ли быть свободным в своем выборе человек, живущий в тоталитарном государстве.

Полилог.

Группа «лингвистов» дает определение термина «коллективизация»

Группа «историков» - работа историческими документами.

Проблемное задание.

Группа «историков» приводит документальные данные.

Диалог с классом.

Учащиеся дополняют выступления одноклассников.

В рассказе В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»

Аналитическая беседа по тексту рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки».

Учащиеся отмечают « лето 1933 года», появление в скверике около станции голодных людей, которых автор называет лишенцами, спецпереселенцами. раскулаченными.

Группа «лингвистов» работает с терминами «спецпереселенцы», «кулаки».

Дополнения учащихся.

- «зверушечий интерес»

- «Что же вырастет из этих детей? Любуются смертью. Что за мир останется жить после нас?»

Учащиеся делятся своими ощущениями, выделяя из всего воспринятого то, как расходятся реальная картина, которую они видят перед собой и той политикой, которое проводит государство несоответствия, идущие от государства и происходящие в скверике около станции.

«Если враг не сдается, то его уничтожают».

Работа лингвистов и историков с термином репрессии.

«Всяк за свою свободушку стоит».

«И все-таки было жаль злого врага».

Группа аналитиков объясняют смысл словосочетаний «Жить по совести»,

«Больная совесть», «Укоры совести».

Группа «Литературоведы» разбирают эпизоды, в которых мальчик пытается найти самого голодного. «Чайной ложкой море не вычерпаешь, сынок».

Работа аналитиков.

«В мире материальных благ - дающий оскудевает.

В мире духовных благ - дающий обогащает и других, и себя».

«Искусство жить не укладывается ни в какие трафареты. Невозможно дать готовых рецептов. Я их сам ищу…».

Учащиеся дополняют ответы аналитиков.

Тема русской деревни в самое трудное для нее время.

Отсутствие свободы. Тотальный контроль за всеми сторонами жизни общества.

Работа лингвистов, которые дают объяснение понятий тоталитаризм, тоталитарное государство.

Диалог учащихся.

Учитель литературы.

А есть ли в рассказе герои, которые все-таки смогли сделать свой выбор и оказать сопротивление несвободе.

Ребята, а какой выбор сделали бы вы?

Домашнее задание.

Самооценка своей домашней работы и деятельности на уроке.

Начальник станции застрелился, не найдя выхода. «Литературоведы» анализируют эпизод, когда главный герой находит самого голодного и пытается его спасти «Не облезшего пса я кормил кусками хлеба, а свою совесть».

Дискуссия учащихся.

Выразительное чтение стихотворения В. Солоухина « Когда Россию захватили и на растленье обрекли…».

«Когда Россию захватили

И на растленье обрекли,

Не все России изменили,

Не все в предатели пошли.

И забивались тюрьмы теми,

В ком были живы долг и честь.

Их поглощали мрак и темень,

Им ни числа, ни меры несть.

Стреляли гордых, добрых, честных,

Чтоб, захватив, упрочить власть.

В глухих подвалах повсеместно

Кровища русская лилась.

Все для захватчиков годилось -

Вранье газет, обман, подлог.

Когда бы раньше я родился,

И я б тогда погибнуть мог.

Когда, вселяя тень надежды,

Наперевес неся штыки,

В почти сияющих одеждах

Шли Белой Гвардии полки,

А пулеметы их косили,

И кровь хлестала, как вода,

Я мог погибнуть за Россию,

Но не было меня тогда.

Когда (ах, просто как и мудро),

И день и ночь, и ночь и день

Крестьян везли в тайгу и тундру

Из всех российских деревень,

От всех черемух, лип и кленов,

От речек, льющихся светло,

Чтобы пятнадцать миллионов

Крестьян российских полегло,

Когда, чтоб кость народу кинуть,

Назвали это "перегиб",

Я - русский мальчик - мог погибнуть,

И лишь случайно не погиб.

Я тот, кто, как ни странно, вышел

Почти сухим из кутерьмы,

Кто уцелел, остался, выжил

Без лагерей и без тюрьмы.

Что ж, вспоминать ли нам под вечер,

В передзакатный этот час,

Как, души русские калеча,

Подонков делали из нас?

Иль противостоя железу,

И мраку противостоя,

Осознавать светло и трезво:

Приходит очередь моя.

Как волку, вырваться из круга,

Ни чувств, ни мыслей не тая.

Прости меня, моя подруга,

Настала очередь моя.

Я поднимаюсь, как на бруствер,

Но фоне трусов и хамья.

Не надо слез, не надо грусти - Сегодня очередь моя!

Рефлексия. (Раздаточный материал)

- Продолжи предложения

- На занятии для меня было важно

- Занятие помогло мне задуматься о

- Я научился

- У меня возникли трудности

- К моим достижениям можно отнести

В основу рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки» легли воспоминания автора о трудном детстве, на который свой мрачный отпечаток отложили все ужасы сталинской эпохи. Вечные нищета и голод, которым сопутствовали идеологические преследования стали неизменным атрибутом жизни простых людей той поры.

Наверное, именно поэтому автор не употребляет в произведении литературных приемов, придающих художественной окраски его рассказу, ведь достаточно просто преподнести сухие достоверные факты, чтобы вызвать у читателя волну глубоких эмоций и переживаний. На примере жителей одного поселка, В. Тендряков показал жизнь всего государства.

Действие рассказа

Действие рассказа разворачивается в одном русском селе, прилегающем к железной дороге. Через село мрачным потоком идут ссыльные раскулаченные люди, которых отправили в Сибирь за неповиновение государственным указам о коллективизации.

На глазах у местных жителей, обездоленные, уставшие от долгой дороги люди умирают прямо на окраине поселка. Жители поселка пытаются обходить это место стороной, ведь даже при огромном желании помочь умирающим, они не могли этого сделать: это могло быть расценено, тогда как оказание помощи врагам государства.

Умирающий мужчина хватался руками за дерево, словно это была его последняя возможность устоять на земле, и медленно спускаясь вниз, проклинал государство и людей, из-за которых так нечестно лишается жизни.

Маленькие дети с изумлением смотрели на его смерть, позже это поколение через всю свою жизнь пронесет это будоражащее душу чувство несправедливости и жалости.

Образы главных героев - муки человеческой совести

Главный герой рассказа маленький мальчик, которому было стыдно быть сытым, в то время как за его окном умирали от голода ссыльные. Он часто передавал им остатки своей пищи, но когда число нуждающихся и просящих непрерывно возрастало, у маленького ребенка случился эмоциональный срыв: он прогнал от своего двора людей, крича им вслед, чтобы больше не возвращались к нему.

Куркули ушли, а непреодолимое чувство стыда и жалости так и остались в душе маленького человека. Он воспринимал свой поступок как проявление той нечеловечности, которая была присуща людям, отправивших в ссылку невиновных.

Исцелить совесть мальчика, помогла собака, которая случайно забрела в его двор. Ребенок начинает кормить собаку хлебом, чтобы хоть как то загладить чувство вины он не смог помочь людям, то хотя бы заботится о таком же несчастном и потерянном живом существе.

Этому человеку повезло меньше, нежели мальчику, ему не встретилась собака, которую он смог бы накормить. Единственным выходом исцелить свою совесть для начальника стало самоубийство.

После прочтения рассказа, читателя еще долго не покидает чувство морального и духовного опустошения. Все ужасы того времени, мы словно переживаем вместе с героями. Читая рассказ, трудно поверить в то, что такие события происходили в цивилизованном двадцатом веке, а не на заре средневековья, однако это наша история, помнить которую священный долг каждого.

Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни.

А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети... «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства», - пишет автор. «Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали...». Дети наблюдали за смертью «куркулей» (так там называли «живущих» в березнячке).

Для усиления впечатления, производимого картиной, автор прибегает к методу антитезы. Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть <…> проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, „бунтарь“ сползал вниз по стволу и <…> затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины.

Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за «куркулями»: «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?...». Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные унижения. Это несколько «обмозолило» его душу.

Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв «излечение», как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг... «У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос: «Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите! <…> Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло. А я не мог остановиться и кричал рыдающе.»

Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.

Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода «куркулю». Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать - жалею своих врагов!»

И тут появляется собака. Вот оно самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от ужаса сознания того, что он ежедневно «съедает» жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезщего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя»

Так заканчивается рассказ. Но, даже после этого, читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с героем. Как я уже отметила, в этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и чувства.

«Глаголом жги сердца людей». Такое наставление истинному поэту звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк». И Владимиру Тендрякову это удалось. Он сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей.

Вы прочитали краткое содержание рассказа Хлеб для собаки. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Маликова Людмила Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 54 г.Томска

Тема урока «…ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто…едина

Разве совесть».

Цели урока: формирование коммуникативной и социокультурной компетенций через осмысление и анализ художественного текста.

Задачи: 1) совершенствовать навыки анализа художественного текста;

2) формировать гражданскую позицию через осмысление исторического прошлого страны и основополагающих нравственных понятий;

3) через организацию групповой работы развивать коммуникативные способности учащихся.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Слово учителя:

кластер

    Актуализация

    Слово о писателе Владимире Федоровиче Тендрякове (сообщение уч-ся «Писатель и его время»)

    Слово учителя

    Работа в группах

    Ответы групп.

    Слово учителя

    Домашнее задание

В качестве темы этого урока я предлагаю вам слова нашего замечательного поэта А.С.Пушкина из трагедии «Борис Годунов». Запишите тему урока, приготовьтесь прочитать это высказывание и объяснить, как вы понимаете его смысл?

(ответы уч-ся)

Сразу ли открывается смысл этого высказывания? Почему?

(сложная фраза, устаревшие слова)

Какие слова или слово не вызвали затруднений? (Скорей всего, слово «совесть». Почему?). Дайте его толкование.

А вот какое определение этого слова дает толковый словарь (слайд).

(совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. Угрызения совести. Жить по совести. )

Очень часто мы слышим и используем выражение «жить по совести», что это значит?

(ответы уч-ся в кластере)

Как вы думаете, почему наш урок я так начала? (с разговора о совести).

ДЕТИ САМИ МОГУТ ПОДВЕСТИ К ЭТОЙ СВЯЗИ…

Дома вы читали рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Как можно соотнести содержание данного рассказа с темой нашего урока? (ответы уч-ся)

Тогда каковы цели и задачи нашего урока?

(постановка целей и задач)

Знаком ли вам этот писатель и его произведения? Тогда я вам предлагаю небольшой экскурс в биографию этого человека (сообщение уч-ся и презентация).

Мы с вами сейчас услышали, что основополагающее понятие в этическом кодексе писателя – совесть. Это видно даже из названий его произведений: «Расплата», «Весенние перевертыши», «Хлеб для собаки».

Рассказ «Хлеб для собаки» вы читали дома. О чем этот рассказ? Как вы определите его тему?

(На слайдах даются варианты: «Голодный 1933 год», «Бесчеловечное отношение к ссыльным», «Муки человеческой совести», «Изображение определенной эпохи в жизни нашего государства».)

Свой выбор аргументируйте. (ответы уч-ся)

Конечно, все эти темы так или иначе осмысляются в этом произведении, но все-таки постараемся выделить главную, без которой рассказ утратил бы свой «стержень».

Для этого сейчас вы будете работать в группах. Для каждой группы свое задание.

У нас работает группа историков, литературоведов, лингвистов, психологов. На столах у вас памятка «Как работать в группе». Перед началом работы не забудьте с ней ознакомиться. Помните, что ваша работа будет оценена как внутри группы, так и каждой группой. Подумайте, кто из группы будет отвечать, остальные могут дополнять товарища.

(Презентация результата работы в группах. В это время каждой группе обучающиеся других групп могут задать уточняющие вопросы, помогающие оценить качество их работы)

Жизнь каждого человека неразрывно связана с жизнью его страны. Поэтому первыми мы приглашаем экспертов-историков, которые помогут окунуться нам в эту эпоху.

С исторической эпохой мы определились. В чём же проявилось мастерство писателя, сумевшего не оставить равнодушными своих читателей? Об этом расскажут эксперты-литературоведы.

На реализацию идеи писателя работает не только его образное мышление, но и трепетное отношение к слову. Приглашаем экспертов-лингвистов со своими наблюдениями.

Сегодня мы работаем с непростым понятием - «совесть». И здесь нам необходима помощь экспертов

Психологов, которые помогут разобраться в природе человеческих поступков.

(Не забыть оценить работу групп)

Мы выслушали всех экспертов и теперь вернемся к темам, которые прозвучали в начале урока.

Можете ли вы теперь выделить из них стержневую? (Муки человеческой совести). Кого работа в группе заставила изменить свое мнение? Что повлияло на ваше мнение?

В 6 классе мы с вами читали сказку Николая Петровича Вагнера «Папа-пряник». Автор использует интересную метафору для зрительного восприятия совести. Может быть, кто-нибудь помнит, какую? (если – нет, то напомнить: «У каждого человека, маленького и большого, в сердце сидит хорошенькая крошечная девочка в белом платьице. Но только это платьице не всегда бывает чисто. Если кто-нибудь сделает доброе, хорошее дело, то маленькая девочка начинает прыгать от радости и тихо поет веселые песенки. Но если человек сделает что-нибудь дурное, то маленькая девочка горько заплачет. Да и как же ей не плакать, когда от каждого дурного дела у ней на беленьком платье выходит черное пятнышко, как будто на него брызнули грязью. Кому же приятно ходить в платье с пятнами?»). Сегодня вы сможете объяснить, почему у этого автора возникла именно такая метафора? А какую бы метафору придумали вы?

    Дома, используя составленный вами кластер, нарисуйте, какой вы себе представляете совесть? Письменно дайте свое описание. Может быть, кто-то напишет инструкцию, как ею пользоваться.

    И второе задание: найдите и запишите фразеологизмы со словом «совесть».

Материалы к уроку

«Как работать в группе».

    Будь уважителен и добр к каждому члену группы. Выслушивай каждого. Говори по существу.

    Внимательно прочитайте, прослушивайте задание. Уточните, все ли каждому понятно в нем.

    Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно и красиво.

    Запишите ответ каждый в своем черновике.

    При необходимости обратитесь за разъяснением к старшему ученику, словарям.

Вдохновения, терпения, удачи.

Задания для групп

(Группы выступают в том порядке, в каком прописаны задания)

Эксперты – историки

    Что вы знаете об этой эпохе из текста произведения?

    Рассмотрите иллюстрации на странице 115 в учебнике («Парад физкультурников» и «Погибающие от голода дети»). С какой целью эти фотографии помещены на одной странице? Какое отношение к ним испытываете вы?

    Какие эпизоды вы считаете значимыми для создания облика эпохи?

    Почему В.Ф.Тендряков поднимает в своем произведении эту тему? Каково ее значение? Нужны ли в литературе такие произведения?

Эксперты – литературоведы

    Рассказ начинается со страшного описания ссыльных, «куркулей». Найдите их описание, какой литературный прием для этого описания использует автор и для чего?

    Проследите по тексту, на какую деталь портрета обращает внимание автор, создавая образы своих персонажей? Какие эпитеты он использует при этом? Как вы их понимаете? Для чего они используются?

    Обратитесь к концовке этого рассказа. Как вы понимаете выражение «Не облезшего пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть»? Как называется использованный автором художественный прием? Какова его роль?

Справочный материал

Метафора - вид тропа, скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому (например: костер рябины красной).

Эпитет - образное, художественное определение.

Антитеза - противопоставление, противоположность.

Оксюморон - стилистический оборот, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство, например: живой труп, убогая роскошь.

(Вспомните выражение «Глаза – зеркало души».)

Он (куркуль) выпал из числа людей. (стр.104)

По перрону бродил по долгу службы начальник станции в новенькой форменной фуражке с кричаще красным верхом. Он глядел себе под ноги и молчал. (стр. 105)

Я украдкой, воровски не доел то, что поставила передо мной мать. Я воровски загрузил в свои карманы честно сэкономленные три куска хлеба… Среди бела дня я вышел на воровское дело – на тайную охоту на самого , самого голодного . (Подумайте, почему доброе дело «свершается» воровски?) стр.108-109

Я с досады – да и с голода тоже, - не сходя с места, съел хлеб. Он неожиданно был очень вкусен и … ядовит .

    Как поняли вы смысл выражения «сердце обмозолилось»? О ком из героев можно так сказать?

    Какова в этом произведении роль пословицы «Чайной ложкой море не вычерпаешь»? (Кто ее говорит, с какой интонацией, что при этом чувствует герой?)

Эксперты - психологи

    Перечитайте отрывок на стр.108 (слайд с текстом на доске). Можно ли его назвать диалогом? Кто его участники? Зачем этот фрагмент включен автором в произведение? Как он соотносится с разделом, который мы изучаем?

    Разные качества могут проявляться в разных людях по-разному. Изобразите на прямой (на листе формата А3), как проявляется такое качество, как совесть , у героев В.Ф.Тендрякова (от наименьшего проявления этого качества к наибольшему проявлению). Где на этой прямой будут находиться главный герой Володя Тенков, его отец, начальник вокзала, брат Володи, милиционер Ваня Душной, женщина по прозвищу Отрыжка? Свое мнение обоснуйте.

    Какой смысл автор вкладывает в фразу (стр.115) : «Не облезшего пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть. Не скажу, чтоб моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни»?

    Ваше обобщение, что такое «совесть» и какую роль в ее понимании нами сыграл рассказ В.Тендрякова?

Владимир Федорович Тендряков

Родился в семье сельского служащего. Наутро после школьного выпускного вечера ушел на фронт. Воевать ему довелось недолго, но в самую тяжелую пору войны. В 1943 году он был тяжело ранен и демобилизован.

Так началась «жизнь на гражданке». Владимир Федорович пошел преподавать в школу военное дело. Затем стал работать секретарем комсомольской организации.

После войны Тендряков начал работать журналистом – корреспондентом журнала «Огонек». Он писал очерки о деревне. Ежегодно выходили сборники прозы, посвященные социальным и этическим проблемам. В центре его прозы стоит человек, по собственной вине или в силу трагических обстоятельств вырванный из нормального хода жизни.

Основные темы творчества писателя – жизнь на селе в 40-50 гг., школа и подросток, духовность человека. Основополагающее понятие в его этическом кодексе – совесть. В повести «Три мешка сорной пшеницы» отчетливо выражает важнейший для Тендрякова идейный мотив: нет такого блага, такой «высокой» цели, ради которой стоило бы пренебрегать отдельной конкретной личностью.

Произведения В.Ф.Тендрякова почти всегда вызывали острые споры. Он ставил перед читателями вопросы, в которых взаимосвязаны экономика страны, ее идеология и нравственность. Писатель не предлагает однозначных ответов. Многие его вещи сегодня звучат на редкость злободневно.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх