Особые экономические зоны: понятие, сущность. Особая экономическая зона

Особая экономическая зона является одним из эффективных инструментов, которые позволяют государству привлекать инвестиции в области национальной экономики Международное частное право: Учебник/Под общ.ред. И.П.Кожокаря, А.А. Ананьевой. - Саратов: издательский центр «Наука», 2014. - С.127 .

В настоящее время в науке не сложился единый понятийный аппарат к определению «Особых экономических зон» (далее - ОЭЗ). Существует более 20 наименований, схожих по значению, такие как: «специальная экономическая зона», «зона совместного предпринимательства», «зона экономического благоприятствования», «свободная зона», «зона свободной торговли», «свободная таможенная зона», «оффшорная зона» и т.д. Обусловлено это прежде всего тем, что в мире существуют огромное количество ОЭЗ, различающихся своей хозяйственной специализацией. Существующие определения охватывают отдельные виды зон, дают различные общие трактовки этих хозяйственно-территориальных образований, например, в зависимости от основной задачи.

Шмонов Н.Н. определяет особую экономическую зону как часть национальной территории с целостной системой связей и отношений, на которой действуют особые льготные условия экономической деятельности для решения социально-экономических и научно технических задачШмонов Н.Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон / Н.Н. Шмонов. - Казань: Изд-во КГУКИ, 2010. - С.144 .

Зименков Р.И. под свободной экономической зоной (далее - СЭЗ) понимает часть национального экономического пространства, где для резидентов и нерезидентов действует особый льготный хозяйственный режим, не действующий в других его частях, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач См.: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учеб пособия для студентов вузов, обучающихся по мировая экономика- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С.223..

Как видно из определений Шмонова Н.Н. и Зименкова Р.И., главной задачей ОЭЗ является решение социально-экономических и научно-технических задач.

Однако некоторые ученые на первое место в определении ОЭЗ ставят привлечение инвестиций. Так, Дралин А.И., Михнева С.Г. определяют особую экономическую зону, как небольшую территорию государства, где важным считают привлечение инвестиций за счет развития производственной и деловой инфраструктурыСм.: Дралин А.И. Международные экономические отношения: учеб.пособие/ А.И. Дралин, С.Г.Михнева. - 2-е изд. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - С.162.. Схожее мнение имеют Ивченко В.В. и Самойлова Л.Б. По их мнению, свободные экономические зоны - это особые территории, которые предназначены служить местом вложения прямых иностранных инвестицийСм.: Ивченко В.В., Самойлова Л.Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России. - Калининград. Янтарный сказ, 1999. -С.167 .

Нельзя не согласиться с Рыбалкиным В.Е., который под свободной экономической зоной понимает часть территории страны с особым экономическим, правовым и административным режимом, обеспечивающим расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранных и отечественных инвестиций и новых технологий, создание современных производств, работающих преимущественно на экспортСм.: Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям.-7-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-С. 591.

Некоторые ученые выделяют особый вид СЭЗ - международные особые экономические зоны. «Характерной особенностью таких зон является объединение нескольких стран в торговые блоки, интеграционные группировки для активизации их внешнеэкономической деятельности. Примером такого рода является Европейский Союз (ЕС), прошедший за свою более чем сорокалетнюю историю основные ступени интеграционного процесса и решающий сегодня задачи введения единой евровалюты (евро). Значительные сдвиги произошли и в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле - НАФТА (NorthAmericanFreeTradeAgreement).

Создание НАФТА и ЕС явилось стимулом для стран азиатского региона и активизации интеграционных процессов. В частности, государства, входящие в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Япония и Южная Корея намерены конкурировать с НАФТА путем создания зоны свободной торговли в Азии (АФТА). В рамках этой зоны планируется также в течение 15 лет со дня образования отменить большинство экспортно-импортных тарифов»Бетуган И.М. Свободные экономические зоны» международный опыт // Вестник ФА. - 1999. - №2. С.92..

Официально признанное понятие свободной экономической зоны дано в Международной конвенции по упрощению гармонизации таможенных процедур. «Под свободной экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам, и не подвергаются обычному таможенному контролю» «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // СПС «КонсультантПлюс» 2015..

Государства, в которых функционируют свободные экономические зоны, сами определяют понятие СЭЗ в своем законодательстве. Например, в законодательстве Латвийской республики под свободной зоной понимается территория лицензированных предприятий свободного порта и Управления порта. На территории свободной зоны ввезенные товары в отношении применения таможенных платежей и мероприятий торговой политики, приравниваются к находящимся за пределами таможенной территории Латвийской Республики Центр стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации. Свободные экономические зоны в Латвийской Республике // Электронный ресурс. URL: http://www.rosez.ru/zone_latvia.html.

В Республике Македония свободная экономическая зона - часть территории Республики Македонии, которая обособлена, специально обозначена и огорожена как одно целое, где коммерческая деятельность ведется на условиях, предусмотренных Законом о СЭЗ и другими законами и в которых применяются таможенные и иные налоговые стимулы, установленные Законом о СЭЗ См.: Центр стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации. Свободные зоны в Республике Македония // Электронный ресурс. URL: http://www.rosez.ru/zone_makedonia.html.

В Великобритании под свободной зоной понимается специально выделенная часть территории Великобритании, в которой товары, произведенные вне стран-членов ЕС, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории ЕС. Разрешение на учреждение СЗ выдается Королевской службой таможен и акцизов и оформляется соответствующим подзаконным актом по каждой отдельной зоне. Запрос об учреждении территории с режимом СЗ может подаваться любым физическим или юридическим лицом См.: Центр стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации. Свободные экономические зоны в Великобритании // Электронный ресурс. URL:http://www.rosez.ru/zone_britain.html.

Исходя из определений, данных выше, можно выделить две характерные черты присущие ОЭЗ - территория и льготный режим. Однако, ОЭЗ характеризуется и иным чертами. Характерными чертами, относящимися к большинству ОЭЗ, являются:

Территориальность. ОЭЗ создается на территории страны принявшей решение о создание ОЭЗ. Территория ОЭЗ может находиться как на части страны, так и на территории страны в целом.

Особый режим хозяйственной деятельности. На данной территории действует особый, более льготный правовой и финансово-экономический режим по сравнению с хозяйственными и законодательными условиями, существующими в стране в целом. Преференциальный режим устанавливается как для отечественных, так и для иностранных предпринимателей.

Локальность. Хоть ОЭЗ может находиться на территории страны целиком, в большинстве случаев ОЭЗ устанавливается лишь на определенной части страны. Данный признак означает ограниченность территории, где устанавливается особый режим хозяйственной деятельности. ОЭЗ являются обособленной частью национального экономического пространства, на которой применяется комплекс льгот и условий, не используемый на других территориях государства.

Контрастность. Инвестиционный климат в свободной экономической зоне должен существенно отличаться от такового на других территориях страны и иных государств.

Открытость. ОЭЗ не может и не должна изолироваться от окружающей среды. Работая на экономику в целом, она активно взаимодействует с ней по самому широкому числу каналов, выступая в качестве одного из важнейших каталитических факторов развития экономики региона.

Направленность. Функционирование ОЭЗ всегда имеет направленность, определяемую генеральной целью или системой целей.

Орган управления. В целях осуществления деятельности по созданию, развитию ОЭЗ и надзору за деятельностью в рамках ОЭЗ, создается специальный орган управления.

Несомненно, главным признаком ОЭЗ является наличие особого режима хозяйственной деятельности. Основными элементами, на формирование которых направлен режим особой зоны, обычно являются льготы по налогообложению резидентов зоны и установление для них облегченного таможенного режима. Льготы предоставляются на ограниченный срок. Так, в Индии он составляет пять лет, в Перу - пятнадцать.

Применение различных видов льгот и стимулов могут применяться в виде:

налоговые льготы - резидентам ОЭЗ предоставляются «налоговые каникулы», благодаря которым они освобождаются от уплаты в части или полностью различных налогов, таких, как налог на прибыль, налог на имущество, налог на добавленную стоимость и т.д.;

таможенные (импорт) льготы - резиденты ОЭЗ полностью или частично освобождаются от импортных пошлин на материалы, технику и т.д., которые будут использоваться для деятельности внутри ОЭЗ;

таможенные (экспорт) льготы - резиденты ОЭЗ полностью или частично освобождаются от экспортных пошлин на произведенную внутри ОЭЗ продукцию;

финансовые стимулы - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки и т.д.;

административные стимулы - упрощенная процедура правового оформления создаваемых на территории зоны производственных объектов, упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, создание особого режима использования местной рабочей силы в соответствии с требованиями предпринимателей (приостановление действия минимальной заработной платы и максимальной продолжительности рабочего дня, установление заработной платы на рыночной основе, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в общенациональные фонды социального обеспечения, запрет деятельности профсоюзов в пределах зон) и т.д.

Применение различных льгот далеко не главный стимул для прироста в зоне иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность внутри страны, на которой расположена ОЭЗ, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, развитость промышленности в регионе, квалифицированная рабочая сила и наличие развитого жилого фонда, упрощение административных процедур, а также получение на внутреннем рынке относительно дешевых предметов, совместное участие представителей органов власти, бизнеса и государства в процессе разработки и реализации функционирования свободных экономических зон, четкое определение роли для различных типов зон участников-резидентов. Немаловажным фактором является наличие крупных международных развязок, которые позволяют устанавливать связь с международными рынками. Вместе с тем, все названные преимущества срабатывают в сочетании с базовыми преференциями, представляющими типовую специфику данной зоны.

Цель создания особых экономических зон - развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры Арутюнян Л.О. Особые экономические зоны как фактор стимулирования развития инновационной деятельности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация.- 2006.- №4(20)..

В широком смысле в качестве цели создания особых зон часто декларируется интегрирование в мировое хозяйство через особые условия хозяйствования. В самом общем виде цели создания ОЭЗ могут быть определены следующим образом:

открыть экономические границы для иностранных инвестиций и/или новых технологий; особый экономический зона

активизировать экспортно-ориентированные производства за счет установления специальных, более привлекательных условий, чем в национальной экономике в целом;

привлечение высококвалифицированной рабочей силы.

В разных странах данные цели уточняются своей спецификой, определяемой особенностями движения товаров, капитала, рабочей силы, технологий и информации.

Успешный опыт функционирования зон показывает, что конкретизация целей их функционирования выходила за рамки подхода «затраты-результат», так как этот метод применим только для краткосрочного и среднесрочного периода. В этой связи цель создании ОЭЗ должна определяться, исходя из ее долгосрочного характера. Долгосрочность целей ОЭЗ обусловлена длительностью распространения и применения новых технологий, необходимых институциональными преобразованиями, строительством объектов инфраструктуры, преодолением негативных тенденций в экономике региона или страны в целом. Поэтому сроки достижения целей варьируются от нескольких лет до нескольких десятилетий (например, в России 49 лет), после чего деятельность зоны может быть пролонгирована.

Цели создания свободных экономических зон различны в каждом конкретном случае. Они могут различаться в зависимости от социальных, экономических и политических условий страны, в которых она находитсяКомарцева Л.В., Черкашин Я.И. Внешнеэкономическая деятельность в особой экономической зоне региона. // Проблема учета и финансов. -2013.- № 2 (10).- С 60.. В богатых странах, имеющих развитую экономику, ОЭЗ создаются в депрессивных регионахсо слабой инфраструктурой, которым свойствен высокий уровень безработицы. Привлечение иностранных инвестиций не является главной целью таких зон. Создавая в регионе ОЭЗ, правительство стараются создать условия, стимулирующие развитие инфраструктуры региона, проводят региональную политику, направленную на оживление мелкого и среднего бизнеса, улучшения качества рынка и создание новых рабочих мест, выравнивание межрегиональных различий. В развивающихся странах целью ОЭЗ является экономическое развитие за счет привлечения в экономику иностранного капитала, инновационных технологий, управленческого опыта.

Создание ОЭЗ позволяет решать не только приоритетные задачи в регионе, но также стратегические задачи, программы, проекты как государства в целом, так и прилегающих к ОЭЗ территорий.

Главной целью большинства ОЭЗ является привлечение иностранного капитала. Согласно ст. 3 ФЗ от 22.07.2005 N 116«Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферыФедеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» 2015, ст.3..

«Аналогичные нормы содержатся в законодательстве об ОЭЗ других стран. Так, согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» свободные экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Республики Беларусь, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны.

В секции второй Акта Правительства Республики Филиппины «Об ОЭЗ» 1995 года, посвященной государственной политике в области ОЭЗ, указывается, что государство осознает важную роль частного сектора, поощряет его развитие и стимулирует инвестиционные вложения.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины от 13 октября 1992 г. № 2673-ХП «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» СЭЗ создаются в целях привлечения инвестиций и эффективного их использования; активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью повышения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг; внедрения новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования естественных, материальных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины.»Колчеданцева Е.В. Понятие особой экономической зоны. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право.- 2010.- №18 (124).- С.78..

Создавая свободные экономические зоны, государства преследуют экономические, социальные и научно технические цели.

Экономические цели:

привлечение иностранного и национального капитала с помощью стабильной законодательной базы, различных специальных экономических механизмов, которые включают в себя систему льгот и стимулов;

расширения экспорта национальных товаров, рационального импорта и создания условий для импортозамещения иностранных товаров, используя для этого преимущества международного рынка, международного географического разделения труда и международного обращения капитала;

ликвидация монополии внешней торговли с помощью предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям ОЭЗ;

рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Социальные цели:

ускорение развития отсталых регионов, устранение межрегиональных различий за счет концентрации в приделах зон ограниченных национальных ресурсов, привлечения новых средств;

повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;

создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет обучения, повышения квалификации работников, внедрения мирового опыта в различных сферах деятельности; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;

удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка, борьба с дефицитом товаров.

Научно-технические цели:

привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;

ускорение инновационных и внедренческих процессов;

привлечение зарубежных ученых и специалистов;

повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.

Таким образом, следует сделать следующие выводы. Несмотря на официально закрепленное понятие свободных экономических зон, единый подход к его определению не сложился. К основным чертам, которые характеризуют ОЭЗ, следует отнести территориальность, особый режим хозяйственной деятельности, локальность, контрастность, открытость, направленность, орган управления. Цели создания ОЭЗ следует разделить на два направления - развитие внутренних регионов страны и общеэкономическое развитие.

Одним из эффективных современных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, повышения ее конкурентоспособности служит создание особых (свободных) экономических зон как приоритетное направление развития многих развитых стран. Кроме того, ОЭЗ является одним из механизмов взаимодействия властных структур и бизнеса, который позволяет при разделении рисков между партнерами реализовать социально-значимые проекты.2

Рассмотрим различные подходы к пониманию особых экономических зон, предлагаемые учеными и исследователями.

Прообразом института особых экономических зон являлись свободные экономические зоны (СЭЗ).

Согласно документам Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.)свободная зона - это часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности»), вследствие чего не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

Т.П. Данько и Э.М. Окрут в своей книге «Свободные экономические зоны» утверждают, что «свободные экономические зоны – это суверенная территория государства, являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны, где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению ее границ».3

В современных теоретических работах экономистов и правоведов, изучающих данную экономическую категорию, свободные экономические зоны представляют собой инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы или как уникальная форма государственно-частного партнерства. При этом свободная зона - это не только и не столько обособленная географическая территория, но скорее часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов для бизнеса, не используемая в других его частях.

После принятия в нашей стране Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ«Об особых экономических зонах в РФ» в законодательных актах мы встречаем понятие «особые экономические зоны». Как утверждает В.Г. Вишняков, замена слов «свободная» на «особая», пишет о том, что такая позиция законодателя выражается в усилении государственного контроля над внешнеэкономической деятельностью ОЭЗ с целью недопущения их превращения в оффшорные зоны.4

Федеральный закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» закрепляет понятие «особая экономическая зона»как «определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности». Данное определение не полностью раскрывает сущность и значение ОЭЗ и обуславливает различные подходы к пониманию и трактовке исследуемой экономической категории.

С.Н Шевцова утверждает, что особая экономическая зона выступает элементом национальной и региональной социально-экономической системы, имеющей определенную целостность и специфические задачи (снижение транзакционных издержек, торговых и административных барьеров, создание благоприятной среды для инвестиций) для решения которых установлен особый хозяйственный режим, распространяющийся на резидентов ОЭЗ.5

2Рагулина Ю.В., Бутова Т.В. Организация взаимодействия властных структур и бизнеса. – М.: КноРус, 2014

3Данько Т.П., Окрут Э.М. Свободные экономические зоны. - М.: Инфра-М, 1998.

4Вишняков В.Г.Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. No1. С 18-28

Е.Е. Серебрякова в своем подходе уделяет внимание участникам ОЭЗ и определяет ее «как специальный режим осуществления деятельности, применяющийся в отношении физических и юридических лиц, зарегистрированных в качестве резидентов ОЭЗ и осуществляющие деятельность на определенной части территории Российской Федерации, установленной Правительством РФ».6

Однако данное определение отождествляет особую экономическую зону, прежде всего, с особым режимом, а не с территорией, на которой распространяются различного рода преференции.

Достаточно широко раскрывает исследуемое понятие М.В. Батыров:«ОЭЗ –это обособленная территория страны, на которой устанавливается специальный административный, налоговый и таможенный режим, а также особый режим осуществления предпринимательской деятельности, предусматривающий специфические правовые, экономические и организационные отношения государства и бизнеса в целях обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии, занятости населения».7

Территория ОЭЗ –это территория не только в географическом, политическом или экономическом смысле, а часть экономического пространства, для которого характерно применение особого правового режима, регулирующего предпринимательскую деятельность.

Существенным признаком исследуемого понятия является особый правовой режим осуществления деятельности в ОЭЗ. Данный правовой режим и образует сущностный элемент функционирования ОЭЗ, он не делает акцент на государственном, политическом, административном аспекте, а, наоборот, проявляется в функциональном, организационном, узкоспециализированном назначении, выступающем ее главным признаком.

Таким образом, особую экономическую зону можно определить как часть экономического пространства на определенной территории государства, для которого характерно применение особого режима, выражающегося в предоставлении резидентам ОЭЗ при осуществлении ими хозяйственной деятельности разнообразных преимуществ, реализующихся в виде льгот и стимулов (налоговые преференции, особый административный режим, пониженный уровень страховых взносов во внебюджетные фонды, финансовые льготы, государственные гарантии и т.д.), создающих наиболее благоприятный климат для ведения бизнеса и привлечения капитала.

5Шевцова С.Н.Управление особой экономической зоной как инструментом повышения региональной социально-экономической способности: автореферат дис. ... канд. эконом. наук. Белгород, 2012. С.7

6Серебрякова Е.Е. Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования:дис. ... канд. юрид. наук СПб, 2011. С 48-49.

7Батыров М.В. Административно-правовые основы функционирования особых экономических зон в Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С 7

Список литературы

1. Батыров М.В. Административно-правовые основы функционирования особых экономических зон в Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С 7

2. Вишняков В.Г.Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. No1. С 18-28

3. Данько Т.П., Окрут Э.М. Свободные экономические зоны. - М.: Инфра-М, 1998

4. Особые экономические зоны в Росcии: Правовое регули-рование / А.В. Пушкин, И.Г. Богданов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 228 c.

5. Рагулина Ю.В., Бутова Т.В. Организация взаимодействия властных структур и бизнеса. – М.: КноРус, 2014

6. Серебрякова Е.Е.Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования:дис. ... канд. юрид. наук СПб, 2011. С 48-49.

8. Шевцова С.Н. Управление особой экономической зоной как инструментом повышения региональной социально-экономической способности: автореферат дис. ... канд. эконом.наук. Белгород, 2012. С.7

Что такое особая экономическая зона, для чего они создаются и какую выгоду несут в себе государству и инвесторам? Какие виды деятельности допускаются на территории свободной зоны и возможно ли ведение малого бизнеса в ОЭЗ – ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

 

Наибольший мировой опыт создания ОЭЗ принадлежит европейским странам. Россия также имеет серьезный потенциал функционирования СЭЗ, которых сейчас по все стране насчитывается 25:

  • шесть промышленных особых экономических зон (ОЭЗ ППТ Алабуга, Тольятти, Липецк, Могилино, Титановая долина, Людиново);
  • пять технологических зон (ОЭЗ ТВТ Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис);
  • семь ОЭЗ туристического типа (ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина», «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», «Ворота Байкала», «Куршская Коса», «Гранд Спа Юца», «Остров Русский»);
  • три логистических зоны (ОЭЗ ПТ Ульяновск, «Советская Гавань», Мурманск).

Также в список особых экономических зон России входят Калининградская область, зоны в Карачаево-Черкесской Республике, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Алании, Дагестане, и планируется к внесению полуостров Крым - руководство страны поручило разработать соответствующий законопроект Минэкономразвития. В проекте федерального закона «Об особой экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь» подразумевается ряд льгот и преференций для предпринимателей, ведущих свою деятельность на полуострове, упрощенный режим налогообложения, смягчение таможенных правил и страховых взносов. Также на территории Крыма планируется создание игорной зоны, таким образом, полуостров может пополнить список туристических ОЭЗ России.

Какой бизнес наиболее актуален в Крыму? Узнайте из нашей статьи .

Рассмотрим основные понятия

Наверняка вам приходилось слышать несколько разных терминов - «свободная экономическая зона», «зона свободной торговли», «особая экономическая зона». По сути, это разные звучания одного и того же явления.

При этом абсолютными аналогами являются «свободная экономическая зона» (СЭЗ) и «особая экономическая зона» (ОЭЗ), может использоваться еще и третье звучание: «специальная экономическая зона» (СЭЗ, special economic zone).

Зона свободной торговли - это признак ОЭЗ, в частности ее предпринимательских типов.

«Свободная зона, или зона свободной торговли, - это огороженная или любым другим образом изолированная физическая местность в порту или аэропорту или около них, где не взимаются таможенные сборы. Такая зона рассматривается как находящаяся вне тарифного регулирования данной страны» (World Bank, 1992)

Распространенным примером подобной зоны является торговля в магазинах Duty Free.

Что такое

Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это территория, обладающая особым юридическим статусом, на которой действуют льготные экономические условия на осуществление деятельности для российских или иностранных предпринимателей.

Юридические лица, которые ведут свое хозяйствование на территории ОЭЗ, называются ее резидентами.

Для чего нужно

Создание ОЭЗ в первую очередь призвано решить стратегические задачи развития страны в целом или отдельных ее регионов в частности. Также с помощью инструмента особых зон решаются вопросы развития отдельных отраслей (промышленность, внешняя торговля, социальная сфера, научно-технический прогресс и т.д.).

Государство, организуя ОЭЗ:

  • привлекает частные отечественные и иностранные капиталы (инвестирование в передовые производства или инфраструктуру),
  • способствует созданию рабочих мест для квалифицированных кадров (таким образом, способствуя удержанию интеллектуального потенциала в стране),
  • осуществляет политику импортозамещения и развития отечественного производителя.

Резиденты, участвуя в функционировании ОЭЗ, получают возможность:

  • снизить производственные и административные расходы за счет льготного налогообложения, пошлин, арендных ставок и проч, а значит, создавать конкурентоспособный продукт;
  • привлекать квалифицированных специалистов из числа отечественных кадров;
  • минимизировать собственные затраты за счет льготных условий на экспорт и импорт и увеличить доходную часть.

Кроме того, достаточно часто строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ государство производит полностью или частично за свой счет.

В чем суть

Основная суть создания ОЭЗ - освоение или развитие новых территорий (или отраслей). Как наглядный пример можно привести Крым: на территории полуострова весь бизнес адаптирован под украинское законодательство и систему налогообложения. Для того чтобы предприниматели смогли перестроить систему хозяйствования и выйти на ценовой уровень России, нужно время и льготные условия. Именно на это и пошло правительство РФ, снизив налоги на добавленную стоимость, упростив систему таможенных пошлин, пересмотрев систему страхования и регистрации предприятий.

Особый предпринимательский режим создается всегда таким, чтобы он был выгоден резидентам, которые в свою очередь выполняют стратегическую задачу развития определенной отрасли или территории, выпускают необходимый государству продукт.

Какие льготы дает

  • инвестиционные и налоговые льготы (например, налоговые каникулы различной продолжительности, налоговые освобождения и/или низкие ставки взимаемых налогов, отсутствие валютного контроля и свободное возвращение прибыли);
  • торговые привилегии (минимальные торговые ограничения) - сниженные ставки или отсутствие пошлин на импорт сырья, полуфабрикатов и основных фондов, необходимых для производства и экспорта полуфабрикатов или конечной продукции;
  • мягкие ограничения (или отсутствие ограничений) на владение иностранцами производственными фондами;
  • относительно дешевые и доступные инфраструктура и услуги - обеспечение электроэнергией, водой, дорогами, транспортными и коммуникационными услугами (например, субсидирование платы за коммунальные услуги);
  • относительно дешевые и доступные земельные участки и здания - обеспечение производственных и складских площадей по низким ставкам арендной платы (зачастую субсидируемых);
  • минимальные стандарты требований к рабочему месту и заработной плате или их отсутствие (т.е. вопросы охраны здоровья и безопасности на производстве);
  • минимальные стандарты требований к охране окружающей среды и уровню загрязнений или их отсутствие;
  • большое количество дешевой, и не объединенной в профсоюзы рабочей силы (или ограничения на организации трудящихся);
  • доступ к рынкам (к внутреннему рынку страны, где располагается зона, и/или к рынкам соседних стран);
  • долгосрочные налоговые каникулы и льготы в части налога на прибыль;
  • упрощенные таможенные процедуры (например, таможенная регистрация прямо в пределах предприятия или ускоренное получение разрешения).

Виды ОЭЗ

Существует несколько видов особых экономических зон:

  • зоны свободной торговли - не попадающие под юрисдикцию национальной таможени территории, где проводится хранение продукции, ее предпродажная подготовка, упаковка, тестирование и т.д.;
  • промышленно-производственные зоны - промышленные комплексы, специализирующиеся на производстве определенного товара;
  • технико-внедренческие зоны - районы научно-технической, проектной и инженерной деятельности и изысканий (технопарки);
  • туристические зоны - рекреационные зоны для туризма и отдыха, где действуют льготы для предпринимателей;
  • сервисные зоны - территория, на которой осуществляется финансовая (оффшоры) или экспортно-импортная деятельность (риэлтерские и транспортные услуги); комплексные зоны - территория льготного хозяйствования, определенная административными границами района (еще называются зонами предпринимательства и как пример снова же можно привести Крым.)

Особая экономическая зона в г. Елабуге

Для примера и понимания вопроса, приведем описание особой экономической зоны «Алабуга» (Елабужский район, Татарстан).

Особая экономическая зона промышленно- производственного типа «Алабуга» размещена около г. Елабуги Елабужского района Республики Татарстан (РТ), в 25 км от города Набережные Челны и в 40 км от города. Нижнекамска.

Специализация деятельности: выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологичное химическое производство, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели.

Площадь ОЭЗ - 20 квадратных километров.

Преференции для резидентов особой экономической зоны «Алабуга»

  1. режим свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах особой экономической зоны «Алабуга» без уплаты таможенных пошлин и НДС;
  2. отмена экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции
  3. резиденты ОЭЗ «Алабуга» освобождены от налога на имущество с момента постановки имущества на учет и от земельного налога с момента возникновения права собственности на земельный участок.
  4. помимо земельных участков, предоставляемых инвесторам по достаточно низкой цене, резидент ОЭЗ «Алабуга» получает доступ к полностью подготовленной инженерной инфраструктуре. К границам участков подводятся электричество, газ, тепло и другие инженерные коммуникации;
  5. ставка налога на прибыль организации снижена до 2% в течение первых пяти лет деятельности (вторые пять лет ставка составлет 7% и далее до 2055 года сохраняется в размере 15,5%);
  6. полное освобождение от уплаты транспортного налога, земельного и имущественного налога подлежащих зачислению в бюджет республики.

Количество компаний-резидентов - 42, в число которых входят международные бренды: Ford, Rockwool, 3M, Armstrong, Air Liquide, Preiss-Daimler, RRDonnelley, Saint-Gobain и др.

Общая численность занятого персонала: более 4200 человек.

Орган управления - ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».

Регистрация резидентов ОЭЗ

Для того чтобы стать резидентом ОЭЗ Алабуга, необходимо:

  • зарегистрировать предприятие на территории Елабужского муниципального района;
  • подписать с органом управления ОЭЗ договор о ведении промышленно-производственной деятельности и внести в свои производственные фонды, расположенные в ОЭЗ, инвестиции в сумме не менее 10 000 000 евро, в том числе в первый год развития - не менее 1 000 000 евро;

Малый бизнес на территории ОЭЗ Алабуга

Очевидно, что люди, проживающие и работающие на территории ОЭЗ, нуждаются в бытовых, медицинских, образовательных и развлекательных услугах. Поэтому социальная инфраструктура включает в себя все заведения, обеспечивающие жителей ОЭЗ вышеперечисленными благами.

Малый бизнес в особых экономических зонах вроде Алабуги может быть выражен в индивидуальном предпринимательстве, основанном на обслуживании населения и рабочих кадров:

Если говорить о территориальных ОЭЗ, таких как Калининградская область и Крым, то тут действует одно правило для всех предпринимателей и сниженный налог на прибыль распространяется на все предприятия, независимо от группы товаров и типа хозяйствования. Поэтому наиболее интересным с точки зрения заработка является открытие бизнеса на территориях предпринимательских особых экономических зон.



Особая экономическая зона

Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ ) - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цели создания ОЭЗ

Цели создания с точки зрения государства

  • Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг.
  • Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
  • Развитие экспортной базы.
  • Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов

  • Приближение производства к потребителю.
  • Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин
  • Доступ к инфраструктуре .
  • Использование более дешёвой рабочей силы .
  • Снижение административных барьеров.
  • Развитие территории.

Классификация ОЭЗ

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

  • Зона свободной торговли (ЗСТ таможенной территории . Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).
  • Промышленно-производственная зона (ППЗ ) - часть национальной таможенной территории , внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
  • Технико-внедренческая зона (ТВЗ ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории , внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки , технополисы .
  • Туристско-рекреационная зона (ТРЗ ) - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха , развитие и оказание услуг в сфере туризма.
  • Сервисная зона - территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)
  • Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это - зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику

  • Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.
  • Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот

Особые экономические зоны по странам

Россия

Особые экономические зоны - это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания - "Особые экономические зоны" , единственным акционером которого является государство.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

  • Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
  • Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
  • Предоставляется ряд налоговых преференций
  • Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

  • Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
  • Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
  • Портовые зоны
  • Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. .

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям - это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области (Тольятти (особая экономическая зона)), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти. В декабре 2010 года - была создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Титановая долина" (Верхняя Салда, Свердловская область)

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

  • Автомобилей и автокомпонентов
  • Строительных материалов
  • Химической и нефтехимической продукции
  • Бытовой техники и торгового оборудования

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска , Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда) и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

  • Нано- и биотехнологии
  • Медицинские технологии
  • Электроника и средства связи
  • Информационные технологии
  • Точное и аналитическое приборостроение
  • Ядерная физика

Туристические ОЭЗ

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае - формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

Условия создания

  • На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
    • Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);
    • Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);
    • Туристско-рекреационные;
    • Портовые
  • Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;
  • На территории ОЭЗ не допускается :
    • Добыча и переработка полезных ископаемых ;
    • Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов ;
  • ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ .

Беларусь

Работа по созданию и развитию СЭЗ в Беларуси была начата еще в 90-х гг. В качестве территорий под создание СЭЗ были выбраны отдельные районы областных центров. В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 6 свободных экономических зон, в числе которых «Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест». Все СЭЗ Беларуси являются комплексными по характеру экономической деятельности, что проявляется в выполнении ими производственной, экспортной и таможенной функций. В настоящее время стадии разработки находится проект по организации специализированной СЭЗ туристско-рекреационного типа «Несвиж-Минск». Первая СЭЗ «Брест» в Беларуси была создана в 1996 г. Процесс становления СЭЗ включал два этапа. На первом этапе (1997-2000 г.) акцент делался на формирование необходимых основ производственной и социальной инфраструктуры многоотраслевого комплекса взаимосвязанных производств, в том числе экспортной ориентации, для решения задач последующих этапов развития зоны. Второй этап (2000-2005 гг.) предусматривал становление и наращивание производственного потенциала зоны в соответствии с ее специализацией, создание высокоэффективного производственно-инновационного комплекса предприятий экспортного и импортозамещающего характера, развитие туристско-рекреационной и других видов деятельности. На практике СЭЗ «Брест» создавалась практически на чистом месте, при отсутствии привлекательных условий для инвесторов. Проблема отсутствия необходимых элементов инфраструктуры для функционирования промышленных производств являлась главной и для СЭЗ «Витебск». Также на территории СЭЗ отсутствовали склады временного хранения, где должны производиться оперативное таможенное управление и контроль всех поступающих и вывозимых грузов. Проблемность развития выражается через необходимость инвестиций, либо одним резидентом СЭЗ, или участие в совместном строительстве. Более благоприятные стартовые условия для создания СЭЗ были в районах городов Минск, Гомель, Гродно и Могилев. Во-первых, эти центры имели необходимую инфраструктуру, инженерные коммуникации, свободные земельные площади для производственной деятельности. Во-вторых, здесь присутствует развитая сеть автомобильных, железнодорожных и авиационных коммуникаций. В-третьих, наличие на границах СЭЗ свободных производственных мощностей действующих предприятий, объектов и строительства, а также земельных участков в районах перспективной промышленности. Создание свободных экономических зон ставит целью привлечение иностранного капитала, при условии местного производства, с дальнейшим сбытом товаров (услуг) на экспорт. Суммарный экспорт СЭЗ Беларуси в 2009 году составил 1176,86 млн. долл., а импорт – 1146,94 млн. долл. Сальдо равняется +29,91 млн. долл. Ситуация изменяется в 2010 году. Экспорт товаров и услуг составил – 1571,24 млн. долл., а импорт – 1588,89 млн. долл. Соответственно сальдо внешней торговли -17,65 м млн. долл. Наибольшее количество резидентов занято машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности. На эти сферы приходится порядка 48% всех резидентов СЭЗ. Эти отрасли являются высокотехнологическими и требуют постоянных потоков финансовых ресурсов. Эффективность функционирования СЭЗ отражается через объем накопленных инвестиций. Свободными экономическими зонами Беларуси за период с 1998 по 2011 года накоплено иностранного капитала на сумму в 559,87 млн. долларов. В абсолютном выражении наибольший объем ППИ поступил из СЭЗ «Могилев», «Брест», «Минск». Чистые поступления прямых иностранных инвестиций от резидентов СЭЗ составили только 166,52 млн. долл., соответственно 8% от общего объема прямых инвестиций в страну в 2011 г. Такие показатели ставят под сомнение эффективность функционирования СЭЗ Беларуси. При наличии таможенных и налоговых льгот, которые в большинстве своем представлены отменой всяких выплат, резиденты СЭЗ не в состоянии качественно привлекать иностранный капитал.

К территориям с особым экономическим статусом относятся:

  • Свободные экономические зоны; (см. Лекция №2)

· Особые экономические зоны , которые создаются с целью обеспечения диверсификации экономики и государственной поддержке инновационной деятельности посредством развития перерабатывающего производства и наукоемких производств, коммерциализации научных разработок, конкурентоспособных как на внутреннем рынке Российской Федерации, так и на мировых рынках. Под особой экономической зоной предлагается понимать часть территории Российской Федерации, в пределах которой в соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации устанавливается особый режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также создается режим свободной таможенной зоны.

Выделяют следующие типы особых экономических зон.

Проект федерального закона предусматривает создание двух типов ОЭЗ :
промышленно-производственные;
технико-внедренческие.

При создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территории. Ограниченность территории ОЭЗ обусловливается, во-первых, необходимостью значительной концентрации затрат на обустройство инфраструктуры, предшествующее началу функционирования ОЭЗ, во-вторых, чрезмерно большие размеры территорий ОЭЗ привели бы к снижению концентрации инвестиционных, трудовых и иных ресурсов.
Предусматривается создание промышленно- производственных зон на территории с площадью не более 10 кв. км, технико-внедренческих - на территории с площадью не более 1 кв. км. При этом территории ОЭЗ не должны совпадать с территориями каких-либо административно-территориальных образований. В тоже время ОЭЗ могут размещаться одновременно на территориях нескольких таких образований, в том числе, двух или более субъектов Российской Федерации.
Предусматривается особенность создания технико-внедренческих зон, связанная с формированием их на отдельных участках территорий либо на участках территорий промышленно - производственных зон или участках территорий, сопряженных с территориями, занимаемыми высшими учебными заведениями, ведущими подготовку специалистов в области технических, точных или естественных наук, и (или) научно-исследовательскими институтами аналогичного профиля.
Например, объявлено о создании технико-внедренческой зоны на базе новосибирского Академгородка. Планируется, что резиденты технико-внедренческой центра получат ряд льгот, и итогом их работы должно стать создание в течение 2-3 лет до 500 новых малых и средних фирм с объемом производства 3-4 млрд дол в год. В Нижегородской области планируется создать особую внедренческую зону на базе существующих технопарков.

· оффшорные зоны; Из мировой практики известно, что данная форма используется для привлечения финансового капитала, как правило, островными государствами или на островах и особой юрисдикцией. Регистрируемые в оффшорных зонах фирмы свою основную деятельность в большинстве случаев осуществляют в других регионах. Главным экономическим стимулом оффшоров являются низкие налоги. В России единственная оффшорная зона, созданная по специальному ФЗ в 1996 г – Ингушетия.

· Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО ) – особая форма территориальной организации, регулируемая Законом РФ, действует в городах и поселках оборонного и атомно-промышленного профиля (в них находятся объекты Министерства обороны и Министерства по атомной энергетике). Особый режим ЗАТО соединяет требования секретности (закрытости), финансирования их деятельности и социальной поддержки проживающего населения.

ЗАТО имеет орган местного самоуправления и считается самостоятельной административно-территориальной единицей, причем его границы могут и не совпадать с границами краев, областей, районов. Ряд функций ЗАТО исключен из ведения субъектов РФ и передан непосредственно федеральному центру.

· Наукограды – эта форма территориальной организации в России совсем недавно приобрела правовой статус (соответствующий ФЗ вступил в силу в апреле 1999).

Наукоград – муниципальное образование с градообразующим научно-производственнм комплексом, который объединяет организации, ведущие научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для разработки и утверждения федеральной целевой программы развития наукограда. В соответствии с утвержденной программой осуществляется государственная поддержка наукограда.

В настоящее время в число наукоградов России включают 65 городских и сельских поселений с высокой концентрацией научного потенциала, в которых проживает более 3 млн. чел. Они расположены на территориях 20 субъектов Российской Федерации, в том числе в Московской области находится 28 наукоградов, в Свердловской и Челябинской - по 4, в Нижегородской и Новосибирской - по 3, Тверской, Ярославской, Ленинградской и Красноярском крае - по 2, в 12 субъектах Российской Федерации (Томская, Владимирская, Ульяновская, Пензенская, Калужская и др.) - по 1; 13 наукоградов являются закрытыми административно-территориальными образованиями.

По характеру и профилю научных комплексов наукограды подразделяются на монопрофильные, моноориентированные и комплексные. Типичный пример монопрофильного наукограда - Оболенск, социально и инфраструктурно обеспечивающий один Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт прикладной микробиологии. К этому же типу можно отнести Протвино, Кольцово, Краснознаменск, Белоозерский, Менделеево, Снежинск, Реутов. Моноориентированные наукограды имеют несколько градообразующих предприятий одной сферы научно-технической деятельности. Это, например, Жуковский, в котором расположены крупнейшие исследовательские и испытательные комплексы авиационного профиля; Черноголовка - научный центр Российской академии наук с исследовательскими институтами и лабораториями в области химической физики; моно ориентированными являются также Королев, Юбилейный, Краснообск, Трехгорный.

Наиболее характерный пример комплексного наукограда - Дубна, где, кроме Объединенного института ядерных исследований, имеются научные, конструкторские и научно-производственные центры авиакосмического, приборостроительного, судостроительного профиля, международный университет. К этому же типу относятся Климовск, Железнодорожный, Долгопрудный. Крупным комплексным наукоградом, несомненно, является Обнинск.

  • Особые зоны рекреационного и туристского бизнеса
  • Особые зоны игорного и игрового бизнеса.

Лекция №9.

Тема: Экономический механизм регулирования территориального и регионального развития.

Вопросы лекции:

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх