Открыть обучающий центр. Бизнес план учебного центра (как открыть учебный центр). Локальные курсы обучения

Работодатели нуждаются в сотрудниках, способных подходить к решению проблем оригинально, а также видящих выход из таких ситуаций, перед которыми другие отступают. Высоким спросом на рынке образовательных услуг пользуются курсы повышения квалификации , и они приносят неплохую прибыль. Данная статья посвящена тому, как открывается учебный центр .

Об открытии учебного центра

Во все времена знания признавались наивысшей ценностью. Сегодня в условиях развития и совершенствования новых технологий они востребованы как никогда. Именно грамотные и высококвалифицированные сотрудники являются залогом стабильности любой организации.

Организационные вопросы

Так как открыть учебный центр ? Во-первых, необходимо стать юрлицом, а также выбрать вид деятельности, которым будет заниматься учебный центр . При привлечении дипломированных специалистов (а конкретнее – преподавателей) на постоянной основе требуется сертификат для работы учебного центра . Получить его не так просто: эта процедура займет немало времени и потребует вложений.

Но из такой ситуации есть весьма неплохой выход. Чтобы не требовался сертификат , достаточно при регистрации учебного центра указать вид экономической деятельности «консалтинговые услуги», либо выбрать смежные, близкие по значению виды деятельности. И после этого можно взаимодействовать с преподавателями и лекторами на основании трудового соглашения.

Чтобы открыть учебный центр , необходимо четко понимать, какие образовательные услуги наиболее востребованы, какой сейчас на них спрос и предложение действует на рынке. Что под этим подразумевается? Нужно знать: в какой форме будут проходить занятия, какие преподаватели будут вести их, для какого контингента персонала будут они.

Для того, чтобы учебный центр начал хорошо окупаться, самым лучшим вариантом будет, если его руководитель будет совмещать данную должность с аналогичной, но в какой-либо фирме или крупной организации. Слушателями, которые будут первыми, кто прошел курсы, станут его сотрудники в этой фирме. Это гарантирует вам на начальных этапах минимум аудитории и станет своеобразным «двигателем торговли».

Прибыльность от открытия учебного центра спрогнозировать практически нельзя. Дело в том, что прибыль напрямую зависит от количества читаемых курсов , их стоимости, количества слушателей, а также сопутствующих затрат. Приведем основные из них:

  • стоимость приобретения помещения или аренды плюс затраты на поддержание в нем чистоты;
  • коммунальные платежи, а также оплата услуг связи, телевидения, интернета;
  • затраты на офисную мебель, оргтехнику и комплектующие;
  • выплата зарплаты и материального вознаграждения работникам и преподавательскому составу;
  • стоимость рекламной кампании.

Требования, предъявляемые к помещению

Основной вопрос, который беспокоит будущего руководителя учебного центра , это, конечно же, стоимость аренды. Она может оказаться, как малой, так и довольно значительной. Все зависит от территориального месторасположения и интерьера помещения.

Немаловажное значение также имеет площадь будущего учебного центра . Расчет необходимой площади исходит из количества и частоты проведения занятий, а также предполагаемой аудитории. Также необходимо предусмотреть комнату для работы администратора и проходы в учебные аудитории.

Интерьер аудитории нужно продумать так, чтобы ее можно было легко переделать в помещение для проведения различных заседаний или иного назначения. Современные аудитории принято оснащать видеопроекторами или интерактивной доской. Если запланировано проведение занятий с использованием компьютеров, надо заранее позаботиться о приобретении соответствующего оборудования.

Для того, чтобы обеспечить высокую и стабильную посещаемость предлагаемых курсов, здание, в котором они будут проводиться, должно располагаться вблизи транспортных узлов (метро, остановки общественного транспорта, ж/д станции). Не стоит арендовать помещение в жилом многоквартирном доме, поскольку его жильцы явно будут не в восторге. Занятия, как правило, проходят в свободное от работы время, и их проведение всегда сопровождается бурными обсуждениями и часто затягивается допоздна. Но если есть собственное помещение, вполне подходящее для проведения занятий, то эта статья расходов полностью выпадает.

Заранее также необходимо подумать о том, где будут питаться слушатели курсов . Хорошо, если рядом есть магазин, столовая или буфет. Если поблизости нет ничего подобного, необходимо приобрести кофейный автомат, либо предусмотреть комнату для кофе-брейков.

Кадровый состав

Для нормального функционирования учебного центра помимо преподавательского состава (штатных и внештатных сотрудников) требуется менеджер, бухгалтер, уборщик помещений и другие рабочие . Если помещение не такое большое, то можно и совмещать данные должности. А рабочие профессии, такие как электрики, слесари, уборщицы, можно восполнить за счёт периодического обращения к соответствующим службам.

Лицом учебного центра по праву является его менеджер, который всегда находится на рабочем месте, отвечает на звонки, проводит консультирование и регулирует всю деятельность учебного центра. Также в обязанности менеджера входит организация рекламной кампании и исследования рынка образовательных услуг. Поэтому к кандидату на такую должность предъявляют весьма высокие требования: это должен быть человек способный работать в режиме многозадачности , с нестандартным мышлением, ответственный и открытый для общения. Желательно, чтобы у кандидата был опыт подобной работы.

Система оплаты труда сотрудников должна быть гибкой. Поэтому стоит ее разделить на фиксированный оклад и премию, которая будет зависеть от количества обучающихся . Оптимальный вариант, если они будут заинтересованы в привлечении новых клиентов, и поэтому станут выполнять свою работу с максимальной отдачей.

Продвижение

Вопрос «как открыть учебный центр » также опирается и на маркетинговую стратегию . Она напрямую зависит от того рода деятельности, который выбран. Их может быть несколько. Основные из них:

  • обучение новой профессии, курсы повышения квалификации и переподготовка;
  • дополнительные или факультативные курсы для школьников;
  • организация занятий по личностному росту (например, по тайм-менеджменту);
  • сдача помещений или аудиторий для проведения разных семинаров, лекций и прочих мероприятий.

Если учебный центр предусматривает проведение занятий по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров, то имеет смысл подписание договора о взаимодействии с предприятиями и центрами занятости, которым необходимы такие курсы . При ориентации учебного центра на детскую и юношескую аудиторию, нужно давать объявления в СМИ. Также эффективным будет раздача тематических буклетов в школах и центрах детского и юношеского творчества.

Для продвижения учебного центра весьма эффективны информационные встречи, где люди, прошедшие обучение в данном заведении, будут рассказывать о том, какие положительные изменения произошли в их профессиональной деятельности после курсов или семинара.

Информацию о сдаче в аренду учебных помещений целесообразно размещать на сайтах в интернете, периодических печатных изданиях с соответствующей целевой аудиторией. Чтобы учебный центр поскорее начал приносить прибыль, лучшим вариантом является совмещение разных направлений работы.

Не стоит сразу ждать легкой и быстрой прибыли от открытия учебного центра . Требуется определенное время для его становления на рынке образовательных услуг . Но если все грамотно рассчитать, просчитать все возможные варианты развития событий, то учебный центр кроме достойного заработка принесет своему руководителю новые яркие впечатления и расширит круг деловых знакомств.

Сейчас очень популярно стало получать дополнительное образование, как в сфере своей профессии, так и дополнительного самообразования взрослым и детям. Спрос рождает предложения, поэтому открытие учебного центра дополнительного образования вполне хорошая возможность для заработка. Рассмотрим все этапы, как открыть учебный центр?

Как открыть учебный центр- выбор ниши!


Определите, в каком формате Вы хотите обучать и кого?

Обычно дополнительное образование можно встретить в виде курсов, тренингов, семинаров, лекций, мастер-классов, образовательных марафонов.

Их условно классифицируют:

  1. По времени обучения.

Продолжительность мероприятий зависит от заявленной программы, которая может длиться от нескольких часов до нескольких лет.
К такому длительному формату обучения можно отнести курсы иностранного языка, дизайна и прочие дисциплины. Программа разбивается на несколько уровней подготовки, длительность которых в среднем от 3-х месяцев до 2 лет. Длительное обучение хорошо тем, что длительное время будет поступать доход от учеников в виде ежемесячных взносов.

Краткосрочное обучение может быть от нескольких часов, как мастер-класс, до 2-х месяцев, как образовательный марафон или тренинг.

  1. По тематике курсов, которая бывает:

Профессиональная –это повышение уровня профессиональных знаний, либо освоение новых профессий, как бухгалтера, дизайнера, флориста, маникюрши, парикмахера, бармена и др.

Общеобразовательные — когда развивают отдельные навыки, например, иностранные языки, либо прокачивают личностные качества, так называемые популярные сейчас тренинги личностного роста.

Творческие курсы, когда учат рисовать, шить, вязать, делать кукол, плетению из бисера, вышивать, резьбе по дереву и другим, в формате хобби.

  1. Классификация по возрасту аудитории.
    Они делятся на детские, подростковые, взрослые.

Определившись с программой обучения и аудиторией, переходим к следующему шагу.

Как формировать штат сотрудников?

Для обеспечения жизнедеятельности учебного центра понадобится администратор, бухгалтер, преподаватели, уборщица.

Педагоги могут быть как штатными сотрудниками, так и приглашаемыми со стороны.

Для специализированного учебного центра, который обучает постоянно одним и тем же курсам, необходим постоянный штатный преподавательский состав.

Есть учебные центры, которые служат только площадкой для проведения образовательных программ. Сейчас такой формат популярен, когда за арендную плату сдаются площади от часов до нескольких дней, оборудованные всем необходимым для проведения образовательных мероприятий. В таком случае преподавательский состав не нужен, достаточно администратора, уборщицы. Бухгалтер также внештатный на аутосерсинге.

Как подобрать помещение?

В основном учебные заведения расположены в центральных районах, что очень удобно людям для всех районов города. Как открыть учебный центр рентабельно? Выбирайте лучше центральное место!

Исключением могут стать спальные районы, которые удобны для детских образовательных центров.

Помещение должно соответствовать санитарным нормам.
Его размеры и планировка зависит от выбранной концепции учебного центра.

Это могут быть как большие комнаты, либо небольшие классы. Обязательным условием необходим санузел, комната- кухня, где можно отдохнуть сотрудникам в обед или перекусить ученикам во время учебного процесса.

Какое необходимое оборудование?

Основное оборудование -это столы, стулья, доска или флипчарт, проектор, канцелярские принадлежности.

От тематики учебного центра может еще понадобится учебный методический материал, компьютеры, для детей –игрушки и ковровое покрытие на полу.

Как официально оформить?

Могут быть вопросы: как открыть учебный центр, нужна ведь лицензия. Для ведения образовательной деятельности формата курсов лицензия не требуется. Только должна быть обязательная регистрация в налоговых органах.

Также необходим следующий пакет документов:

Список обучающих программ центра;
— документы на наличие высококвалифицированного преподавательского состава;
— документы на помещение, соответствующее всем санитарным нормам;
— документы на обеспечение процесса обучения всем необходимым;
— сведения о регистрации негосударственного учебного заведения.

Какие будут затраты?

Сказать определенную цифру сложно, т.к. стоимость арендой платы и заработной платы сотрудникам от регионов значительно отличаются.

Чтобы не упустить ничего из виду подведем смету из чего они складываются:

  1. Аренда помещения, возможно, потребуется дополнительный ремонт;
  2. Закупка оборудования;
  3. Зарплата персоналу;
  4. Затраты на рекламу;

Часть расходов можно сократить на зарплате. Например, начислять зарплату по количеству учеников.

Варьироваться могут затраты на рекламу. Зависит от способов продвижения. Одним работающим способом является интернет реклама. Необязательно сразу создавать свой сайт, достаточно сделать рекламу в соц. сетях, разместить объявление на форумах, что намного дешевле на начальном этапе, чем вкладываться в сайт.

Как стоит продвигать учебный центр?

Маркетинговая стратегия развития строится по выбранной концепции.

Если Вы обучаете профессиям, то стоит получить поддержку центров занятости населения, которые смогут направлять к вам для переобучения. Дать объявления на городских форумах.

Для детских центров надо размещать объявления на форумах, журналах для мам. В детских развлекательных центрах. Даже может пройти рядом стоящие дома и расклеить объявление у подъезда.

Где заработать денег: 5 уникальных идей для бизнеса, которые помогут разбогатеть! Как быстро заработать денег в канун праздников? Работающие способы от Анатомии Бизнеса!

Многие люди мечтают об открытии собственного дела, ведь это гораздо интереснее, чем быть наемным работником и годами не реализовывать свои замыслы. Сегодня начать свой бизнес гораздо проще, чем это было десятки лет назад. При наличии прекрасной идеи, предпринимательской жилки и небольшого стартового капитала можно создать по-настоящему процветающее предприятие.

Каким же бизнесом лучше заняться? Ответ прост: тем, который вам наиболее близок, понятен и интересен. Если вы совсем не интересуетесь медициной, ни к чему открывать аптеку.

Перед дипломированными педагогами и выпускниками вузов все чаще стоит вопрос: «Как открыть учебный центр?» Давайте попытаемся ответить на этот вопрос пошагово.

Шаг 1. Составляем бизнес-план учебного центра

Без бизнес-плана далеко не уедешь, важно сразу расписать все, что касается вашего собственного дела. Определитесь, какой тип учебного центра вам по душе. К примеру, вы хотите открыть курсы иностранных языков, кружок прикладных наук или детский развивающий центр. От этого будет зависеть, нужна ли вашему бизнесу лицензия или нет (на заметку: образовательная деятельность в виде курсов лицензии не требует).

Нужно понимать, что бизнес в сфере образования – ответственное дело. Вы должны иметь высшее образование и опыт работы преподавателем или репетитором, если собираетесь вести занятия самостоятельно. Продумайте эти моменты в самом начале составления бизнес-плана.

Шаг 2. Подбираем помещение

Именно помещение должно стать следующим пунктом в вопросе о том, как открыть учебный центр. Естественно, оно должно быть большим, с достаточным количеством комнат. Обязательно там должны быть:

  • приемная для записи на занятия и получения консультации;
  • несколько классов, хорошо освещаемых и проветриваемых;
  • помещение для сотрудников, где они смогут отдохнуть и перекусить во время обеда;
  • туалет и санитарное помещение, где уборщица будет хранить св
    ой инвентарь.

При желании можно добавить и другие помещения: комнату ожидания для родителей (если думаете, как открыть учебный центр для детей), гардеробную и т. д.

Расположение помещения зависит от направления вашего учебного центра. К примеру, если вы хотите открыть курсы прикладных наук (программирование, веб-дизайн и т. д.), лучше расположить свой центр в соседстве со спортивными школами, тренажерными залами или крупными компаниями.

На курсы прикладных наук ходят, в основном, молодые люди, которые с легкостью могут совмещать занятия спортом и посещение образовательных программ.

А вот детские центры лучше располагать вблизи остановок: родителям проще будет приводить ребенка на занятия. Кроме того, не стоит арендовать помещение выше второго этажа. Если же вы арендуете офис в торговом центре, до него должно быть легко добраться.

Шаг 3. Закупаем мебель

Выбор мебели зависит от типа учебного центра. Но все же есть некоторые обязательные моменты. Следует внести в бизнес-план покупку:

  • столов и стульев;
  • компьютера (если вы организуете прикладные курсы, компьютеров должно быть несколько);
  • шкафа для хранения учебной литературы;
  • принтера с ксероксом;
  • учебной литературы;
  • канцелярских принадлежностей.

Опять же, смотрите по вашему профилю: детскому развивающему центру понадобятся ковры, чтобы свободно играть с малышами на полу, игрушки, в том числе и обучающие, а в компьютерный или языковой центр нужен будет проектор и интерактивная доска.

Естественно, в помещении должен быть сделан косметический ремонт, способствующий приятному времяпрепровождению на обучении.

Шаг 4. Подбираем персонал и составляем программу

Что нужно, чтобы открыть учебный центр, кроме всего вышеперечисленного? Конечно, найти профессиональных педагогов. Если у вас есть знакомые учителя или вы сами являетесь практикующим преподавателем, прекрасно. В противном случае искать придется чуть дольше. Не забудьте составить план и программу занятий, это потребуется вам для получения лицензии на открытие учебного центра.

Обращайте внимание только на те кандидатуры преподавателей, которые имеют соответствующее образование и опыт работы. Это очень важно для того, чтобы создать «лицо» вашего центра или курсов.

Шаг 5. Собираем документы для открытия

Какие вам понадобятся документы для открытия учебного центра? Их довольно много, ведь это серьезный бизнес. Итак, в папку документов входят:

  • перечень образовательных программ вашего центра;
  • сведения о наличии квалифицированного преподавательского персонала;
  • сведения об имеющемся помещении, которое соответствует стандартам ведения образовательной деятельности;
  • сведения о наличии необходимой учебно-методической литературы и технического оснащения;
  • сведения об организаторах учебного центра и регистрации его как негосударственного образовательного учреждения.

Лицензия на открытие бизнеса подобного рода, конечно, нужна. Шарлатаны и просто неквалифицированные личности не будут допущены к организации образовательного учреждения. Но как открыть учебный центр без лицензии, есть ли такой способ?

Выше мы уже вскользь упомянули, что если вы регистрируете свою деятельность просто как курсы (к примеру, курсы дизайна, программирования, языковые курсы), лицензию получать не нужно. Но зарегистрироваться как частный предприниматель, потребуется.

Шаг 6. Ищем клиентов и рекламируем свой учебный центр

Итак, как открыть учебный центр, вы уже знаете. Настало время озаботиться вопросом клиентуры. Для этого стоит заняться рекламой. Начните с просторов интернета: своя страничка в соцсетях (желательно, в нескольких самых популярных), тема на городских форумах – это обязательное условие ведения рекламной кампании.

Так как в наше время практически всё и вся переехали в интернет, реклама там не только наиболее целесообразная, но еще и бесплатная. Далее можно напечатать объявления, листовки, проспекты, но это не обязательно, ведь такая реклама сейчас действует не так эффективно, а иногда даже раздражает потенциальных клиентов.

«Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».
Лев Толстой

Сегодня существует много вариантов организации обучения персонала. Во многих крупных компаниях созданы отделы, занимающиеся развитием персонала, или даже тренинговые центры, в которых одновременно проходят обучение сотни сотрудников. В свою очередь относительно небольшие компании обычно ограничиваются краткосрочными тренингами и семинарами, для проведения которых приглашают профессионалов со стороны либо направляют своих сотрудников на открытые обучающие мероприятия (тренинги, семинары, конференции и т. д.).

Обучение персонала - одна из затратных статей бизнеса любой компании, а его эффект не всегда заметен сразу. Направленность внутрикорпоративного обучения - поддержать и повысить результативность персонала, а через сотрудников увеличить прибыльность и доходность компании. В условиях кризиса многие организации, забывая об этом, предпочли до минимума урезать расходы на обучающие программы.

Могу согласиться с тем, что верный путь сокращения расходов на обучение - определение правильного экономически обоснованного и эффективного подхода в обучении. Я имею в виду следующее: если ваша организация для проведения обучения персонала привлекает внешнюю тренинговую компанию, то эта компания должна быть правильно идентифицирована, а также ей должны быть четко поставлены задачи по обучению вашего персонала, основанные на потребности в обучении отдельных групп специалистов, а не навязанные извне и неприменимы в будущем на практике внутри вашей компании.

Если это открытые тренинги, на которые вы отправляете специалистов-то же самое: необходимо четко понимать, какая компания проводит обучение, соответствует ли заявленная тематика бизнес-потребностям вашей организации и вашему персоналу, какие тренеры проводят обучение, каким сотрудникам оно необходимо. Подходу в выборе внешних обучающих программ можно посвящать отдельные статьи и писать о нем книги.

В данной статье я остановлюсь на альтернативе дорогостоящего обучения с привлечением внешних тренеров и тренинговых компаний, а именно - организации собственной внутрикорпоративной обучающей структуры - создании учебного центра («обучающего», «тренингового» - название можно применить то, которое вам больше нравится).

Учебный центр позволит реализовать основные принципы построения образовательных программ: своевременность, индивидуальность достаточность.

Целью создания и функционирования учебного центра является обеспечение сотрудников (существующих и вновь принимаемых), работающих в компании, качественными обучающими программами и совершенствование уровня знаний для достижения долгосрочного конкурентного преимущества вашей компании.

Задачи, которые будут решены благодаря внедрению учебного центра:

  • - систематизация обучения;
  • - качественное планирование обучающих программ как в краткосрочной перспективе, так и долгосрочно, с учетом развития всего персонала и отдельных категорий/личностей. Данная задача также реализует качественную подготовку кадрового резерва компании;
  • - использование единого стандарта в обучении;
  • - обеспечение сотрудников качественными программами обучения и совершенствования знаний;
  • - предоставление своевременных для бизнеса и персонала данных;
  • - обучение с учетом потребностей и особенностей конкретной бизнес-структуры и ее персонала;
  • - методическое обеспечение для внедрения новых продуктов и услуг;
  • - постоянный анализ и контроль результативности обучения сотрудников;
  • - обучение с учетом корпоративных ценностей, в том числе исторических, культурных и проч.

На схеме 1 показана взаимосвязь учебного центра и составляющих в направлении развития персонала.

Схема 1. Место обучающего центра в системе обучения

Информация, формирующаяся на основании определенных составляющих жизнедеятельности организации, и информация, которая должна поступать в учебный центр, отображены ниже в таблице в виде коротких заметок и направлений для использования в учебном центре.

Таблица 1. Взаимосвязь некоторых аспектов развития персонала и учебного центра

Составляющие
Направление Учебный центр
Отбор персонала
Квалификационное соответствие нового сотрудника должности, на которую его отбирают

  • - Формирование набора недостающих знаний, навыков и умений, на основании которых осуществляется последующее обучение и развитие сотрудника.
  • - Определение потребности в обучении нового специалиста
Адаптация сотрудников Введение новых сотрудников в должность.
Приспособление специалистов к содержанию, условиям трудовой деятельности и непосредственному окружению

  • - Составление «стартовых» обязательных и индивидуальных обучающих мероприятий (об организации, корпоративной культуре, бизнес-процессах, обучающие программы согласно квалификационным требованиям к должности).
  • - Планирование и участие в процессах наставничества и коучинга
Анализ профессиональной деятельности и оценка рабочих результатов Определение соответствия выполнения функциональных обязанностей согласно должностным требованиям.
Аттестация и оценка персонала.
Оценка персонала при необходимости переквалификации или ротации сотрудника
  • - Формирование набора обучающих программ, направленных на улучшение знаний, навыков и умений для успешной работы отдельных сотрудников или групп специалистов.
  • - Подготовка программ в соответствии с новыми поставленными задачами и/или квалификационными потребностями
Планирование развития персонала Определение необходимого количества персонала для выполнения тех или иных задач с учетом развития бизнеса компании или его оптимизаци
  • - Формирование обучающих программ с учетом стратегического развития бизнеса.
  • - Обучение персонала с учетом изменений, перераспределения функций, в условиях адаптации к новым требованиям.
  • - Обучение кадрового резерва

Создание организационной структуры «Учебный центр» на базе управления персоналом (развития персонала, управления человеческими ресурсами) состоит из определенных этапов, которые отображены на схеме 2.

Схема 2. Этапы создания учебного центра

Детально описывать все этапы в рамках данной статьи я не стану. Остановлюсь на этапах формирования обучающей команды (3 этап - Отбор «тренерского состава» и 4 этап - «Обучение тренеров»), а также на самой модели организации обучения в компании.

К огда речь идет о формировании состава внутренних тренеров, то здесь встает ряд вопросов, из них можно выделить следующие:

1) Сколько нужно тренеров для компании?

2) Какими компетенциями, навыками они должны обладать?

Два вопроса очень сильно взаимосвязаны, поскольку математика и экономика всегда идут в ногу с логикой и эффективностью. Частично ответив на второй вопрос, можно понимать первый, и наоборот.

Тем не менее ответом на первый вопрос могут послужить несколько примеров по реализации создания обучающих центров в банковских структурах. Ниже в таблице приведено два примера организации и функционирования учебного центра в очень схожих бизнес-структурах.

Таблица 2. Сравнение вариантов формирование тренерского состава

При этом в первом случае 7 тренеров - это тренеры, задействованные исключительно в учебном центре для создания и проведения обучающих мероприятий, а во втором - тренеры, задействованные в работе структурных подразделений головного банка и выполняющие функцию внутренних тренеров в учебном центре. И в том и другом случаях есть свои недостатки и преимущества.

Таких схем можно приводить в пример большое множество. Но лишь определив цели, задачи для учебного центра, установив логическое и математическое количество мероприятий к проведению в периоде (лучше всего брать год), спланировав тематически направления для развития персонала, можно понимать и организовать оптимальную структуру для компании.

Более важно в вопросе организации тренерского состава - это то, каким должен быть внутренний тренер, как его идентифицировать, какими компетенциями он должен обладать и какие навыки необходимо развивать. Обучающие мероприятия эффективны только в том случае, если они проводятся экспертами в данной сфере. Это сразу ограничивает поле для поиска тренеров только по той причине, что не так много специалистов, счастливо сочетающих экспертный опыт в своей области, и имеющих способности/желание обучать других. Особенно если речь идет о профессиональных тренингах, соответствующих должностным задачам сотрудников компании.

П режде чем начинать поиск внутреннего тренера для компании, нужно определиться, какой уровень тренерского профессионализма необходим? Кажется, чем выше компетентность - тем лучше? Это не всегда так. Профессионалов в любой сфере найти сложно, их услуги, как правило, стоят дорого. Кроме того, «суперстар» высоко ценит свою квалификацию, для него важны сложные нестандартные задачи, поэтому перспектива неделями проводить тренинги может его и не вдохновить.

При организации учебного центра с нуля лучше привлечь специалистов (1–2 человека) высокого профессионального уровня, которые смогут на первых этап помогут руководителю организовать работу и обучить тренеров-новичков.

Е сли в компании планируется привлечение единственного тренера, который будет проводить различные тренинги для сотрудников разных уровней и направлений функциональной деятельности, тогда этот тренер-профессионал должен быть еще более профессионален. Чем сложнее задачу перед внутренним тренером ставит компания, тем профессиональней должен быть сотрудник. Когда в компании уже есть учебный центр, в котором заняты несколько тренеров, разработаны корпоративные стандарты обучения, тогда эффективнее привлечь перспективного тренера-новичка с высокой мотивацией к работе и развитию. Из него можно вырастить профессионала, который будет соответствовать специфике компании.

Приведу несколько вариантов переквалификации сотрудника в тренера из других подразделений.

Таблица 3. Переквалификация сотрудников в тренера из других подразделений

Плюсы
Минусы
Рекомендация
Специалист становится тренером учебного центра Получаем носителя профессионального опыта, который, получив обучение для тренера, будет передавать свой опыт другим Теряем хорошего сотрудника определенного направления Необходимо четко взвесить, на какой позиции выгоднее использовать данного сотрудника
Специалист остается работать на своей должности и при этом привлекается к проведению обучения Организация не теряет специалиста и при этом получает тренера профессионала в своем деле. Он всегда в бизнесе и может делиться опытом, приобретенным в реальном времени Сотрудник может не выдержат нагрузку, перегореть либо относиться к тренерским задачам безответственно. Если тренинг проводится для других структурных подразделений, прямой руководитель может быть против отсутствия своего сотрудника для обучения других структурных подразделений Позиция тренера в компании должна быть престижной. Для этого нужно разработать систему мотивации для тренера. Качественно планировать и регулировать нагрузку тренера с учетом функциональной загрузки и понимания того, что в таком режиме тренеру нужно больше времени на подготовку обучающих мероприятий. Руководство компании должно всячески поддерживать тренера
Руководитель работает тренером Обучение проходит под четким пониманием самого руководителя, какие знания, навыки необходимы специалистам на их рабочих местах. Никто не будет обвинен в неэффективности обучающих мероприятий.
Проходит как постоянная оценка рабочих результатов, так и прогресс в обучающем процессе
Нехватка времени.
Сбой в проведении запланированных мероприятий
Пусть руководитель обучает своих подчиненных общим и обязательным знаниям и навыкам, а для остального необходимо привлечение внешних тренеров

Создавая учебный центр, каждая компания выбирает свой метод подбора тренера. Как сделать оптимальный выбор? Принимая решение об обучении собственного специалиста по профессии бизнес-тренера, HR-директор должен тщательно подобрать подходящего кандидата. Прежде чем обучать других, будущий тренер сам обязан пройти качественное обучение (тренинг для тренеров), поработать под руководством наставника, пройти стажировку у более опытного коллеги (в качестве со-тренера).

О сновные модули для обучения по программе «Тренинг для тренеров» приведены в таблице ниже.

Таблица 4. Тематические направления в обучении внутренних тренеров

Чтобы не ошибиться с выбором тренера для компании, необходимо тщательно подготовиться к поиску подходящего кандидата.

  • - Нужно заранее четко определить требования, которым должен соответствовать корпоративный тренер, составить его «идеальные» профили (компетентностей и личности).
  • - Необходимо также определить критерии отбора.
  • - Надо оценить всех кандидатов по выбранным критериям.
  • - Нужно сравнить профили кандидатов с «идеальным» профилем тренера.

Основные критерии для отбора - профессионализм, стремление к развитию, лояльность, готовность разделять корпоративные ценности. Но самое важное, на мой взгляд, условие - тренер должен быть фанатом своей профессии, иметь огромное желание обучать людей.

Ниже на схем е показана модель обучения сотрудников разных структурных подразделений с учетом последовательности формирования любого обучающего проекта.

Схема 3. Модель обучения сотрудников разных структурных подразделений

Единых рецептов «стандартизированных учебных программ» для компании, по моему мнению, не существует, так как различная бизнес-направленность компаний предполагает свои особенности.

О днако можно выделить важнейшие элементы, которые могут быть включены в комплекс стартовых/стандартных обучающих мероприятий. Ниже в таблице представлены некоторые из них.

Таблица 5. Стандартные обучающие мероприятия

Обучающие программы Основные моменты Метод обучения
Адаптация новых сотрудников Ознакомление с кругом функциональных обязанностей, изучение организационной структуры и способов взаимодействия внутри компании (схема внутреннего документооборота, иерархическая структура организации, круг должностных лиц, с которыми сотрудник будет контактировать по работе, и сфера их профессиональной ответственности).
Также в программу адаптации обязательно следует включить ознакомление с корпоративной культурой компании, миссией и стратегическими планами развития фирмы
Тренинги; семинары; рабочие группы; дистанционное обучение
Профессиональные программы для различных должностей Организованные обучающие блоки, содержащие теоретическую часть, практическую тренировочную часть в соответствии с должностью и тесты для проверки знаний Тренинги; семинары; дистанционное обучение
Бизнес-тренинги общей направленности В этот блок входят тренинги лидерства, командообразования, работа над развитием управленческих, коммуникативных навыков, навыков проведения презентаций, умения продавать товары (продукты, услуги) и работать в конфликтных или стрессовых ситуациях и т. п. Тренинги; семинары
Информационная база Передача знаний по нормативным документам, должностным инструкциям, справочникам и т. п.
Данный обучающий блок может быть реализован силами специалистов различных подразделений (то есть не обязательно внутренними тренерами)
Дистанционное обучение; семинары; тренинги

Обучающие курсы и программы должны быть сформированы модульно, с использованием различной компоновки учебных курсов (очное обучение в сочетании с электронным дистанционным обучением), что позволит существенно разнообразить процесс обучения, а также эффективно использовать рабочую нагрузку персонала.

В окончание статьи хочется отметить, что создание учебного центра - эффективный инструмент развития персонала и один из важнейших составляющих единой системы кадрового менеджмента компании.

Открывать новые учебные центры стало выгодно в связи с увеличением потребности населения в получении дополнительных сертификатов по краткосрочным образовательным курсам.

Капитальные вложения в учебный центр, площадь которого будет составлять до 200 квадратных метров, и который рассчитан на от 100 до 150 учеников, составят от 13.000 до 15.000 условных единиц. Окупится учебный центр в течение от 6 до 10 мес. Уровень рентабельности составляет порядка 30%.

Ежемесячная оборачиваемость составляет от 10.000 до 15.000 условных единиц.

В Санкт-Петербурге открыто около 200 учебных центров. Эти учебные центры предоставляют услуги краткосрочных курсов. Основными конкурентами учебного центра являются:

  • Высшее учебное заведение (ВУЗ);
  • Средне специальное учебное заведение (техникум);
  • Колледж;

Также зачастую все учебные заведения создают на своей базе вспомогательные учебные дисциплины.

Высоким уровнем спроса в последние годы пользуются факультативы, длительность которых составляет 20-60 занятий. Один курс, длительностью в 40 учебных часов расценивается от 3.000 до 4.000 рублей.

Привлечением учащихся можно заняться с помощью открытия и внедрения дополнительных оригинальных курсов и программ. Примерами могу быть эксклюзивные курсы по рекламе, для маркетинга. Разработкой курсов занимаются педагоги. О самых востребованных и новых учебных курсов, учебные центры получают информацию от работодателей.

Основным критерием успешного ведения бизнеса является грамотный и квалифицированный штат сотрудников (преподаватели).

Существует возможность организовать учебный комплекс на базе некоторой компании, в качестве дополнительного подразделения. К тому же, открыв учебное заведение, имеется хорошая возможность для экономии финансовых средств, заключая договор аренды помещений на некоторое время, а не целиком на весь день.

Следовательно, открывая новый учебный центр существует возможность миновать основные затраты на аренду и оборудование для помещений. Капитальные вложения в бизнес будут составлять от 2.000 условных единиц.

Этап 1. Концепция и регистрация

Формирование и прибыльность компании будут зависеть от идеи и задумки. В первую очередь необходимо, что бы эти идеи отличались от других учебных центров.

Существуют следующие идеи и концепции учебных центров:

  • Учебные центры со стандартными курсами: бухгалтерский учет, налоги и налогообложение, дизайнерские курсы, курсы персональных компьютеров и другие;
  • Автоматизированные учебные центры (офисные приложения; 1С: Конфигуратор, Бухгалтерия, Предприятие);
  • Тренинговый учебный центр;
  • Учебный центр с преподаванием индивидуального и специфического направления (женщина-охранник и другие оригинальные курсы);

Регистрация юридического лица осуществляется как регистрация негосударственного образовательного учреждения. При регистрации необходимо указать основную деятельность. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, основной деятельностью негосударственного образовательного учреждения получение чистого дохода являться не может, полученная прибыль должна идти на усовершенствование и рост учебного центра.

Помощь юрисконсульта и адвоката обойдётся учебному центру в 200 условных единиц.

При оказании услуг, лучше всего избрать упрощённую систему налогов. В таком случае выплаты будут составлять 6 процентов от прибыли.

Доходность учебного центра зависит от концепции.

Этап 2. Персонал и заработная плата

Штат сотрудников для учебного заведения и их оплата труда

Штат сотрудников состоит от 7 до 11 человек.

Этап 3. Помещение

Что бы организовать учебный центр для обучения от 100 до 150 учащихся на протяжении целого дня (4х сменный график; утренняя смена, 2 смены днём и одна смена вечером) необходимо заняться подбором помещения от 200 квадратных метров:

  • Учебные классы (2 шт.) по 50 квадратных метров каждый (в помещении 50 квадратных метров проводить обучение допускается для групп до 10 учащихся);
  • Учебное помещение, оснащенное компьютерной техникой (60 квадратных метров). Проходить обучение также могут до 10-ти учащихся;
  • Оставшиеся 40 квадратных метров отводятся для приемной и кабинета руководителя;

Итог: арендная плата за 200 квадратных метров с учетом стоимости одного квадратного метра от 30 условных единиц – 6.000 условных единиц ежемесячно. Однако на практике, учреждения образования имеют возможность получить помещение в аренду у комитета по управлению государственным имуществом. В этом случае учебный центр имеет возможность получить аренду помещения по меньшей цене – от 15 условных единиц за 1 квадратный метр.

Для организации учебного центра необходимо помещение порядка 200 квадратных метров. Арендная плата будет составлять 6.000 условных единиц ежемесячно.

Этап 4. Оборудование и оснащение

Оборудование для учебного центра и его стоимость

Итог – от 6.500 условных единиц.

Для закупки полного комплекта оборудования и необходимого оснащения учебного центра понадобится порядка 6.500 условных единиц.

Этап 5. Лицензирование

Что бы получить лицензии на осуществление образовательной деятельности необходимо предоставить следующий комплект документов:

  • Заявка с указанием разработанных образовательных программ, которым будут обучаться клиенты;
  • Информация о персонале, о количестве персонала и квалификации сотрудников, а также информация о ожидаемой посещаемости учреждения;
  • Информация об аудиториях, классах и размещении;
  • Информация о снабженности курсов необходимой материально-технической базой и необходимой литературой (предоставляются выписки из балансовых ведомостей, а также список литературы для каждой учебной программы и дисциплины);
  • Информация о педагогах (предоставляется информация по каждой дисциплине с преподавателем);
  • Дополнительная информация (учредительские сведения и данные, регистрационное удостоверение и др.);

Решение о предоставлении лицензии и рассмотрение всей документации длится порядка 4 недель.

Для получения лицензии нужно предоставить в соответствующий орган пакет документов и подождать решения на протяжении 1 месяца.

Этап 6. Учащиеся

Прибыльный класс должен состоять порядка из 10 учащихся.

Ежемесячно учебным центром должно набираться от 10 различных классов по различным направлениям.

Основным способом привлечь учащихся является размещение рекламы.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх