Покаяние - это осознание грешником своих грехов перед богом. Как можно покаяться? Вы каялись? Что такое покаяние

Отцы Церкви называют покаяние «вторым Крещением», «обновлением Крещения». Через Таинство Крещения мы входим в Церковь, вступаем на путь, ведущий к Царствию Божию. Благодаря второму Крещению - покаянию - человек может слезами раскаяния омыться от греха, восстать от своего падения, исцелиться от ран и продолжить путь к Богу. К сожалению, немногие знают, что есть покаяние, каков его глубочайший смысл, в чем нужно каяться.

Покаяние не является некой юридической процедурой, которая освобождает человека от ощущения вины. Это не формальная исповедь, которую человек зачастую позволяет себе перед великими праздниками. Путь, пройденный блудным сыном, свидетельствует совсем об ином.

Из всего этого следует, что не Богу нужна наша исповедь, а мы нуждаемся в ней. Не нужно думать, что, исповедуясь, мы как бы оказываем некую услугу Богу. Все совсем не так, однако Он, как попечительный Отец, терпеливо, с неиссякаемой любовью ждет нашего обращения.

В этой связи стоит отметить, что если в западных христианских вероисповеданиях на исповеди, формальной и законнической, духовник и кающийся разделены друг от друга некоей ширмой, то в Православной Церкви исповедь осуществляется в непосредственном общении с духовенством, она возможна под духовным руководством, при личных контактах между духовным отцом и его чадами. Надо сказать, что многие исповедуются по обстоятельствам, там, где найдут духовника, и всякий раз у разных священников. Однако следует помнить, что здесь происходит то же самое, что и при телесных болезнях. Если каждый раз менять врача, то и лечение не может быть полноценным. Наш духовник - это единственный, кто знает «историю болезни», наши прежние прегрешения, особенности течения заболевания, - он один может нам эффективно помочь.

Другие люди приспособились, как говорят, иметь «две двери». У них есть постоянный духовник, но когда совершается что-то особо тяжкое, от стыда они избегают исповедоваться своему батюшке и идут к кому-то другому. Такое поведение, конечно, является ребячеством и насмешкой над Таинством. Оно показывает, насколько мы далеки от истинного покаяния.

Итак, необходимо стремиться к тому, чтобы иметь одного духовника, тогда наш путь будет безопаснее. Конечно, бывают ситуации, когда приходится менять священника. Но на это нужно решаться с большой осторожностью, рассудительностью, а главное, после внимательного исследования внутренних причин, побуждающих к подобной перемене.

Покаяние как качество личности – способность добровольно признаться в своей вине, ошибке, выражая сожаление о совершенном проступке; принести покаяние, исповедаться в своих грехах, раскаяться в чем-либо.

Старик, лежащий при смерти в своей постели подозвал к себе молодого человека. - Я хочу рассказать тебе историю о героизме. Во время войны я помог выжить одному человеку. Я дал ему пищу, укрытие и защиту. Но когда он почувствовал, что в безопасности, он решил предать своего спасителя и вывел его к неприятелю. - Как же вы спаслись? - спросил юноша. - А я и не спасался. Я и был тем самым предателем, - сказал старик. - Но, рассказывая эту историю, будто герой - это я, я лучше понимаю, что он сделал для меня.

Покаяние, как и грех, всегда конкретно. Покаяние «Господи, прости меня, я грешен» не работает, ибо абстрактно по своей форме. Нужно очень сильно захотеть не совершать какой-то конкретный грех и сделать всё возможное, чтобы его не совершать, вот тогда это будет покаяние.

Первая проповедь Христа была посвящена покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (Мф. 4, 17). В покаянии нуждаются все. В Евангелии есть одна удивительная фраза. Господь сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). Почему же Господь не хотел иметь дело с «праведниками»? Потому что те, кто почитали себя «праведниками», не имеющими нужды в покаянии, на самом деле были в самообольщении, были гордецами, то есть грешили грехом, наиболее ненавистным Богу, и были душевно неизлечимы благодаря полному отсутствию сознания своей греховности.

Законченных «праведников» вообще не существует. Пророк Давид говорил: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13, 3). А один старец (имя его осталось неизвестным) так говорил своему ученику: «Ведай, сын, что не только я и ты, мнимые монахи, нуждаемся в непрестанном трезвении и плаче, но и великие подвижники нуждаются в них. Услышь следующее духовное рассуждение: ложь - от диавола; страстное воззрение на женщину вменено Богом в любодеяние. Гнев на ближнего причислен к убийству, за каждое праздное слово обещано воздаяние. Кто же такой человек и где его найти, который бы не ведал лжи, не был искушен вожделением, никогда не прогневался на ближнего напрасно, в котором бы не нашлось празднословия и который поэтому не нуждался бы в покаянии?»

А вот что пишет о том же о. Александр Ельчанинов: «Вы оправдываетесь тем, что проступок ваш невелик, неважен. Но нет неважного, ничтожного в мире - ни дурного, ни хорошего. Самое незначительное действие, мимоходом брошенное слово, самое мимолетное чувство - важны и реальны, как реально все в мире. Поэтому всё самое малое должно соответствовать самому главному и ничто нельзя почитать недостойным внимания или свободным от нашей ответственности». Победим же свое горделивое сознание о своей призрачной «праведности», пожалеем свою бедную, опозоренную грехом и страстями душу, находящуюся в рабстве лукавого духа, и осознаем для себя необходимость в деятельном, глубоком покаянии.

Покаяние рождает человека для духовной жизни. Духовный прогресс начинается, когда человек начинает замечать свою греховность и стремится уйти от греха посредством сближения с Богом. Смысл покаяния не в том, чтобы вогнать себя в чувство вины, в переживание греховности. Это уводит от Бога. Смысл покаяния — прекратить творить то, что уводит нас от Бога, и начать делать те поступки, которые сближают с Ним.

Покаяние – это изменение к лучшему, это сердце духовной жизни. А.Э. Потиевский утверждает, что покаяние – это активная позиция: «Это не просто рухнуть перед иконой, или перед кем-то и сказать: «А, все, я плохой, я больше ничего не могу». Нет, покаяние, это активная позиция. Не просто перестать грешить, то есть это как бы программа минимум, перестать хотеть грешить, осознать всю пагубность греха, вот это истинное покаяние. Осознать, как грех уводит нас от Бога. Вот если это произошло, произошло истинное покаяние. И человек, он действительно делает шажочек вперед в своем духовной развитии».

Покаяние хорошо начинать не с других, а с самого себя. Вышел разбойник на большую дорогу. Видит, идет путник. «Стой, отдавай все, что имеешь!» — закричал разбойник. «У меня для тебя много чего имеется!» — ответил смельчак и так наподдал грабителю, что тот убежал от него. Прошло время, покаялся разбойник, прочел, что для спасения нужно примириться с тем, кто тебя опечалил. «Вот-вот, как раз для меня, — обрадовался разбойник, вспомнив свою стычку со смельчаком, — и денег не дал, и еще побил меня! Именно он меня и опечалил. Видно, снова придется идти на большую дорогу, разыщу его, пусть покается…»

Необходимо отличать покаяние от раскаянья, то есть сожаления о своих грехах. Раскаяние – это способность осознать свою вину, испытывать глубокое чувство сожаления по поводу своего дурного, ошибочного поступка и навсегда наложить табу на весь спектр однотипных поступков. Покаяние - это сокрушение о своих падениях в Боге, пред лицом Божиим. Преподобный Исаак Сирин писал: «Что такое покаяние? Оставление прежнего и печаль о нем. Покаяние есть дверь милости, отверстая усильно ищущим его. Этой дверью входим в Божию милость; кроме этого входа не обретем милости».

Игумен Петр Мещеринов писал: «Осознание греха перед Богом, - т. е. не просто: что-то я не то сделал, а именно перед Богом. Это предполагает, во-первых, веру, а во-вторых, обязательно личное отношение с Богом, связь с Ним, богообщение. И это осознание - не протоколирование какого-то формального нарушения, а живое чувство того, что то, что я сделал, неприятно Богу моему, я этим огорчил, обидел, оскорбил Бога. Покаяние - не копание в себе и не холодный самоотчет, а живое ощущение, что грех разлучил меня с Богом».

В покаянии есть раскаяние. Но раскаяние многообразно, можно раскаиваться в том, что упустил выгоду или высказал правду во вред себе. Если раскаяние не переходит в покаяние и не сопровождается верой и надеждой на прощение, то оно может привести к отчаянию, к самоубийству или ко вседозволенности (“в рай мне все равно не попасть”). Покаяние, по церковному учению, дает очищение от грехов, но не гарантирует само по себе праведности в дальнейшем. Необходимы усилия самого верующего. “…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф 11:12).

Когда человек не признает своих грехов, включает свой оправдательный механизм, пытается казаться лучше, чем он есть на самом деле, он своими руками формирует в себе негативные качества, создающие еще более греховную судьбу. Поэтому, — говорит Руслан Нарушевич, — «покаяние имеет для отношений между людьми огромную силу, потому что я по крайней мере прекращаю это безумие, я прекращаю во имя оправдания себя, гробить дальше отношения собственными руками. Вот в чем сила покаяния, одна из её таких позитивных сторон для отношений людей. Я признаю, перед кем я виноват на самом деле, что не перед близким человеком, а перед Господом, потеряв связь с которым, я начинаю вести себя безумно. Я погружаюсь в иллюзию и уже перестаю понимать людей, которые вокруг меня, перестаю понимать их и у меня формируется не на основе любви ожидания от этих людей, которое есть по сути вожделение, проявление эгоизма. Когда эти ожидания не оправдываются, я проявляю гнев на этих людей, и когда я проявляю гнев, отношения портятся и меня обуревает жадность, начинает обуревать жадность, чтобы стать счастливым. Я привязываюсь ещё к этим людям, представляете, ещё в добавок к тем, на кого я гневаюсь. Я считаю, что мне надо выбить из них счастье, которое мне положено, выбить».

Покаяние – действенный метод очиститься от грязи прошлого. Человек понимает, что источник решения проблемы в нем самом. Покаяние уберегает человека от безответственности, от перекладывания своей вины на плечи других.

Петр Ковалев

Покая́ние (от греч. μετάνοια (метанойя) - перемена сознания, переосмысление, прозрение) -
1) глубокое раскаяние, сокрушение о , характеризуемое печалью и скорбью, вызванной уязвлением совести, но главное, живым ощущением разлучения с Богом; сопровождаемое твердым желанием очищения, преображения жизни; упованием и надеждой на Господа. В широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной – к жизни по Божиим, в любви и стремлении к .
2) , в котором, по искреннем исповедании грехов перед лицом священника, грешник по милосердию Божию силой Божественной благодати освобождается от греховной нечистоты.

Покаяние – изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога.

Покаяние начинается с изменения человеческого , отвращающегося от и желающего соединиться с Богом. Покаяние всегда есть умоперемена, то есть перемена одного направления ума на другое. За изменением ума следует изменение , которому Бог дает опытно познать Свою благодатную любовь и святость. Познание и Божьей дает силы человеку не повторять грех и противостоять его действиям. В тоже время, вкушение Божественной любви и святости требует от человека немалого подвига для ее удержания в своей душе. В этом подвиге Бог испытывает свободное намерение человека отринуть грех и вечно пребывать с Ним.

Следование Божественным заповедям встречает сопротивление падшего человеческого естества, отчего покаяние неразрывно связано с напряжением воли в движении от греха к Богу или . В подвижничестве от человека требуется искреннее желание преодолеть грех, а от Бога подается благодать для его преодоления. Покаянный подвиг – дело всей жизни человека, поскольку человек всю жизнь должен стремиться к соединению с Богом и освобождению от греха.

Для отпущения содеянных грехов Церковью установлено Таинство Покаяния (Исповедь), требующего искреннего раскаяния человека в совершенном грехе и решимости не повторять его с помощью Бога. Покаяние – это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.

Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», говорится в заупокойной молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых.

Явно исповедь принимает священник, а невидимо – Сам Господь, давший пастырям Церкви отпускать грехи. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих », – свидетельствует священник.

Каждая исповедь — ступень

В разрешительной молитве, которую священник читает над каждым человеком индивидуально, есть такие слова: «Примири и соедини его Святей Твоей Церкви… подаждь ему образ покаяния…» То есть время для покаяния вроде уже кончилось, вроде человек исповедался, а просит Господа, чтобы подал ему образ покаяния. А почему? Потому, как говорят святые отцы, что, когда человек входит в темную комнату, он вначале не видит ничего, а потом глаза отдыхают, он начинает различать крупные предметы, потом более мелкие, а если осветить комнату, то он будет еще более подробно всё видеть – от исповеди к исповеди человек духовно прозревает.

Каждая исповедь – есть ступень для следующего этапа. Господь потом ещё открывает, ещё, по частям. Сначала – самое главное, заметное, потом меньше, меньше, меньше, даже до слов иногда вспоминается то, как человек согрешил. Это и есть тот труд покаянный, который совершает человек, старающийся избавиться от грехов.

Чем истинное христианское покаяние отличается от механического перечисления грехов?

Отношение к покаянию как к механическому действию освобождения от гнёта греха строится на ложной, грубо-юридической интерпретации учения о Спасении и подразумевает, в качестве главного условия, необходимость механического перечисления грехов. Сообразно этой идее, самое важное - озвучить грехи перед священником; тот в свою очередь помолится, а Бог, будучи бесконечно милосердным, непременно откликнется и простит.

В действительности же основа покаяния должна лежать не только в осознании вины, но и в твердом желании внутреннего очищения, изменения жизни, искоренения греховных желаний, греховных страстей. Плодом покаяния должны быть не только слёзы сожаления о грехе, но и добрые дела. Без такого стремления невозможно уподобление Богу, соединение с Ним и обожение. Если человек, каясь о грехах, имеет в виду вышесказанное, Бог помогает ему, укрепляет духовные силы, утверждает в добре.

По мере возрастания в праведности человек начинает замечать в себе и сокрушаться даже и о таких помыслах, мыслях, поступках, о которых раньше не задумывался (в плане нравственной оценки) или же вовсе не считал их грехами. Чем чище и совершеннее становится человек, тем выше становится и его способность к должному восприятию благодати, тем выше радость от общения с Богом и выше способность жить по законам Царства святых.

Механическое покаяние свидетельствует о непонимании человеком собственной греховности. И если оно постоянно сопровождается нежеланием кающегося отказываться от греха, нежеланием работать над собой, в этом может усматриваться злое упорство, грубое пренебрежение Божьим законом: мол, понимаю, что согрешаю, но исправляться, увы, не желаю.

По этой причине спутником механического покаяния нередко выступает самооправдание и обвинение ближних. Христианское же покаяние требует признания и осмысления собственной вины и не подразумевает перебрасывания личной ответственности на других.

Чем покаяние отличается от раскаяния?

В обиходе, как правило, отождествляются совместимые, но отнюдь не синонимичные термины - покаяние и раскаяние. Если судить по произошедшему с Иудой (см. ), раскаяние может быть и без покаяния, т. е. бесполезным, а то и погибельным. Несмотря на свое созвучие в русском языке, в тексте Священного Писания этим терминам соответствуют разнокоренные слова μετάνοια (метанойя) и μεταμέλεια (метамелия). Слово μετανοέω (метаноэо) значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей. А этимология слова μεταμέλεια (метамелия) (μέλομαι, меломэ - заботиться) указывает на изменение предмета заботы, устремлений, попечений. Покаяние в отличие от раскаяния предполагает именно глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума.

Возможно ли покаяние после смерти?

Покаяние как средство очищения человека от скверны , средство восстановления личностных отношений с возможно для человека только в рамках земной жизни. Земная предоставляет ему для этого все необходимые благодатные дары.

Собственно расположенность души к аду или Раю безошибочно выявляется уже и на . Стало быть, невозможность покаяния за гробом нельзя сводить к грубому юридизму, мол грешник и рад бы принести покаяние, да Бог не дозволяет: грешник сам запирает для себя двери к покаянию, двери к , ещё на земле.

Справедливо ли определять для человека участь в вечности на основании краткой земной жизни?

Грехи имеют свойство перерастать в , а добрые дела — в . Времени земной человека вполне достаточно для того, чтобы духовно определиться по отношению к Богу, приобщиться к Его благой или воспротивиться ей, избрать или погибель.

Возможно ли покаяние для неверующих?

Священник Николай Лызлов : Одна прихожанка в некотором недоумении рассказывает: «Я никак не могу бросить курить. И молюсь, и исповедуюсь, и помощи Божией прошу, а никак грех курения победить не могу. А вот мой коллега, человек вообще неверующий, подумал, что курение это плохо, взял и бросил. Значит, он победил грех, а в книгах мы читаем, и в проповедях отцы говорят, что без помощи Божией, без молитвы победить грех невозможно».

Действительно, так бывает, можно привести и множество других примеров, как православный человек не может справиться, например, со злоупотреблением алкоголем, а другой человек, просто желающий вести здоровый образ жизни, и про Бога не думает, на исповеди не кается, а взял и бросил. Но ведь грех — это не просто конкретный поступок или наша привычка, но — это состояние нашей души, это то, что отделяет нас от Бога. В принципе, грех у нас один: он в том, что мы отпали от Бога — и потому, что носим печать первородного греха, и в результате своих собственных грехов. Мы не можем видеть Бога, с Богом общаться, у нас и потребности нет Его видеть, — вот это и есть грех. А все конкретные проявления — курил человек, или еще что-то делал — это только частности. Можно не курить, не грабить банк, не воровать, и при этом быть далеким от Бога.

Исходя из такого понимания, очищение от греха, покаяние — это перемена образа мышления, образа жизни. Это вообще — другая жизнь: человек жил вне Бога, вся жизнь его была без Бога, он не думал о грехах, а сейчас он покаялся, отрекся, переменился, начал жить для Бога, для соединения с Ним.

Исповедь. Таинство покаяния

Господь Иисус Христос начал Свое общественное служение с призыва: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17 ). Следовательно, покаяние – начало, основа и стержень всей христианской жизни.

А в чем надо каяться и что такое «грех»? По учению Церкви, грех – это прежде всего «генетическая» болезнь духа, передающаяся каждому человеку с момента грехопадения Адама и Евы (Быт. 3 ). Болезнь проявляется в каждом из нас в форме дурных поступков, слов и мыслей. Христос взял на Себя грехи всего человечества, каждого из нас, и пригвоздил их ко Кресту (Послание к Колоссянам, гл. 2, ст. 14 ). Прощение Божие дано каждому из нас раз и навсегда, но для того, чтобы оно реально изменило нашу жизнь, необходимо наше личное покаяние.

Что такое покаяние

Слово «покаяние» на иврите (оригинальном языке Библии) означает «поворот, обращение к Богу»; на греческом – «перемена ума, образа мыслей»; русский же эквивалент, однокоренной со словом «окаянный», по-видимому, подчеркивает те чувства, которые испытывает кающийся: горечь от сознания своей греховности, «окаянства». Действительно, все эти три аспекта являются частью покаянного процесса. Покаяние – это обращение к Богу, сопровождающееся переоценкой своего прошлого в свете Слова Божия – заповедей и всего того, что Господь открывает нам через Священное Писание, Предание и опыт Церкви. Каяться – значит осознавать, что твоя жизнь, мысли, слова и поступки идут вразрез с Евангелием и встают стеной между тобой и Богом.

В раннехристианской Церкви покаяние осознавалось как часть подготовки к Крещению: человек оставлял свою прежнюю, греховную жизнь (1 Кор 6:9-11 ), отрекался от нее (см. отречение от сатаны в чинопоследовании таинства Крещения) и в крещальной купели умирал для греха (Рим 6:3-4 ). В случае тяжких грехов, совершенных христианином: убийства, прелюбодеяния и отречения от веры – допускалось повторное публичное покаяние перед всей церковной общиной, – оно-то и называлось исповедью . Такая исповедь могла совершаться лишь однажды в жизни.

Исповедь в древности

Однако существовала и другая практика исповеди, по сути аналогичная современной – о ней говорит апостол Иаков в своем послании: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Послание Иакова, гл. 5, ст. 16 ). Все мы несем на себе последствия наших грехов, ошибок, заблуждений и просто полученных в жизни душевных травм. Господь – хочет и может все это исцелить! Но Он так устроил, что исцеление греховных и жизненных ран, как и любое другое действие Святого Духа, приходит к нам не только через личное общение с Ним. Совершенно особенным образом это происходит через взаимное общение христиан между собой (ср. Деяния святых апостолов, гл. 2, ст. 42 ) и молитву друг о друге. Именно поэтому в древности исповедовались публично: своим грехом я наношу рану не только самому себе, но и всему «телу Церкви», с которым связан «всякими взаимно скрепляющими связями» (Послание к Ефесянам, гл. 4, ст. 16 ). Через грех я потерял единство и общение с Богом и людьми – точно также и исцеление от греха приходит через восстановление этого двойного общения. По этой же причине в молитвах, которые священник читает перед исповедью, Церковь сравнивается с больницей – «врачебницей», в полном соответствии со словами Господа Иисуса: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф 9:12 ). Больными и грешниками являемся мы все, только не все мы это осознаем.

Исповедь в наши дни

В наши дни исповедь совершается в присутствии священника, роль которого двояка. С одной стороны, священник является для нас представителем церковной общины, которую духовно, а порой очень наглядно и ощутимо ранил наш грех. С другой стороны, пастырь во время исповеди молится вместе с кающимся и объявляет ему прощение от Господа: прощение, уже дарованное нам окончательно и навсегда на Кресте, но принимаемое нами в акте личного покаяния через таинство исповеди.

Итак, на исповедь мы приходим ко Христу и к нашим братьям и сестрам в лице священника. Не стоит бояться или стесняться вскрывать свои душевные раны перед Богом в присутствии пастыря. Во-первых, священника не удивишь – все, что мы можем ему сказать, он уже, скорее всего, много раз слышал от других людей: грех однообразен. А во-вторых, нормальный, адекватный священнослужитель, хоть сколько-нибудь верный своему долгу, никогда не осудит кающегося: наоборот, он будет сочувствовать и сострадать нам, зная, что и сам «обложен немощью» (Евр 5:2 ). Многие люди свидетельствуют, что после глубокой и искренней исповеди ощущают легкость и радость – результат исцеляющего действия Святого Духа. Впрочем, в своей оценке «качества» исповеди ориентироваться на чувства и ощущения не стоит: Господь может их дать, а может и не дать по Ему одному ведомым причинам.

В Русской Православной Церкви, согласно наиболее распространенной практике, таинство исповеди обязательно предшествует причастию (так бывало и в древности) и в таком случае служит подготовкой к нему. Это особенно важно в начале христианского пути: мы не можем подойти к Чаше Евхаристии, имея за плечами тяжкие нераскаянные или просто неосознанные грехи. Существуют специальные пособия для подготовки к исповеди: классикой стал труд архим. Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» , размышления об исповеди митр. Антония Сурожского . Однако незаменимым здесь является само Священное Писание – Библия. Проверив себя хотя бы по 10 основным заповедям Ветхого Завета (Книга Исход, 20 глава ), мы уже наверняка найдем какую-то пищу для размышлений; если же попытаться применить к себе, например, «Нагорную проповедь» Спасителя (Евангелие от Матфея, главы 5-7 ), то видишь уже необъятное поле для покаяния, внутренней работы над собой и молитвы. В таком случае никогда не возникнет вопроса «в чем мне каяться?», равно как и породившего этот вопрос чувства духовного и душевного благополучия. Кроме того, всегда можно посоветоваться с самим священником, как и в чем исповедоваться, является ли то или иное действие или жизненная ситуация грехом и почему.

Как и Причастие, исповедь должна быть регулярной. Для того чтобы она стала таковой и вызывала соответствующие изменения в жизни и душе, необходимо находиться в русле церковной жизни: участвовать в богослужениях, ежедневно молиться и читать Библию. Иначе не будет понимания, к Кому и ради чего ты пришел на исповедь.

Существует искушение, подстерегающее людей, уже вставших на путь регулярной исповеди: когда кажется, что все бесполезно – сколько ни исповедуйся, никак не можешь преодолеть какой-либо грех или страсть. Чувство стыда и замешательства может усиливаться навязанным извне стереотипом, согласно которому верующие – это люди, которым «все сходит с рук»: согрешат – покаются – батюшка простит – и снова можно грешить. По этому поводу замечательный пастырь, о. Александр Ельчанинов (1881-1934) писал: « Не бывает случая, чтобы, при наличии доброго желания исправиться, последовательные исповеди и св. Причастие не произвели бы в душе благодетельных перемен. Но дело в том, что - прежде всего - мы не судьи самим себе; человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше <…> Возросшая строгость к себе, усилившая зрячесть духовная, обостренный страх греха могут дать иллюзию, что грехи умножились и усилились: они остались те же, может быть, даже ослабели, но мы их раньше не так замечали <…> Часто бывает, что грех-то остался, но частые исповеди и причащение Св. Тайн расшатали и ослабили его корни ».


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Проживая свою жизнь, человек много усилий прилагает к тому, чтобы заботиться о своем теле. Смывая с себя телесную грязь, он очищает тело, которое на самом деле бренно. Это наше временное пристанище. Но если мы содержим в чистоте свое тело, то не более ли того стоит заботиться о своей душе, смывая с неё духовную грязь? Духовная грязь - это грехи, которыми наша душа обрастает за время своей жизни. Болезни и нечистоты души врачуются через таинство Покаяния.

Что такое покаяние Господу

Что же представляет собой это таинство? Покаяние - это священнодействие, несущее благодать. После того как верующий человек раскается в своих грехах, он получает их отпущение. Посредником между Богом и человеком в таинстве покаяния выступает священник. Через него кающийся человек получает прощение своих грехов от Самого Иисуса Христа. Данное таинство содержит два основных действия:

  1. Исповедание перед священником всех своих грехов.
  2. Разрешение грехов, которое произносит пастырь Церкви.

Таинство покаяния называют также исповедью, хотя она является только одной составляющей. Однако эта составляющая действительно самая важная, поскольку без осознания своих грехов не будет и прощения.

Самое главное - понимать, что исповедь - это не допрос и не «вытаскивание» грехов из души насильно. Она не выносит обвинительный приговор грешнику. Покаяние - это также не беседа о своих недостатках, не осведомление священника о своих грехах и не просто добрая традиция. Исповедь - это искреннее раскаяние в своих грехах, это насущная потребность в очищении души, «умерщвление» себя для греха и воскрешение для святости.

Обязательно ли нужно каяться перед священником

Исповедуясь, человек приносит покаяние в грехах не священнику, а Богу. Священник также является человеком, соответственно, он тоже не безгрешен. В данном таинстве он является лишь посредником между кающимся и Господом. Настоящим тайносвершителем является только лишь Сам Бог, и никто другой. Пастырь Церкви выступает ходатаем перед Ним и следит за тем, чтобы таинство свершалось должным образом.

В исповеди перед священником есть еще один важный аспект. Когда мы признаем свои грехи сами перед собой - это, конечно, очень важно. Но это сделать гораздо проще, чем, к примеру, рассказать о них третьему лицу. Каясь в своих грехах перед служителем Церкви, человек преодолевает также такой грех, как гордыня. Он превозмогает стыд, признаётся в своей греховности, рассказывая те вещи, о которых обычно люди стараются умалчивать. Эти душевные страдания делают исповедь еще более глубокой и значимой для очищения души.

Все ли люди - грешники?

Некоторые считают, что им не в чем каяться. Они не совершают убийства, кражи и прочих тяжких преступлений. Однако это в корне неверно. Постоянными спутниками человеческой жизни являются такие чувства, как лень, зависть, месть, злость, тщеславие, раздражительность и прочие неугодные Богу состояния души. Кроме того, некоторые женщины совершают грех детоубийства (аборты), вина за который лежит как на женщине, так и на мужчине, её поддержавшей или даже склонившей к этому решению. А супружеские измены, обращения к гадалкам и прочие поступки? Если учитывать все эти моменты, то окажется, что все мы грешны перед Богом, и поэтому каждый из нас нуждается в покаянии и прощении грехов.

Покаяние - это единственно верный путь к Господу. Тот, кто не считает себя грешником, более грешен, чем тот, который осознает свои грехи, пусть у него их даже больше, чем у нераскаявшегося человека.

Как уничтожить в себе грех

Грехом называется добровольное нарушение Божиих заповедей. У него есть такое свойство: возрастание от меньшего к большему. Какой вред несёт в себе грех? Он приводит к вырождению, может сократить земную жизнь, а самое страшное - он может лишить вечной жизни. Источником греха есть падший мир. И человек в нем является проводником.

Грех имеет следующие фазы вовлечения:

  • Прилог - это возникновение греховного желания, помысла.
  • Сочетание - фиксирование внимания на греховном помысле, принятие его в своих мыслях.
  • Пленение - одержимость данным желанием, согласие с этим помыслом.
  • Падение в грех - воплощение на деле того, что присутствовало в греховном желании.

Покаяние - это начало борьбы с грехом. Чтобы побороть грех, нужно его осознать и раскаяться. Нужно иметь твердое намерение бороться с ним, чтобы, в конце концов, искоренить его в себе. Чтобы искупить грех, нужно совершать благие дела, а также выстраивать свою жизнь согласно Божиим заповедям. Жизнь нужно провести в послушании Господу, Церкви, а также своему духовному наставнику.

Можно ли прожить без покаяния?

Часто люди живут, не задумываясь о том, что они творят. Им кажется, что впереди еще достаточно времени для того, чтобы измениться в лучшую сторону, покаяться и искупить свои грехи. Они живут в своё удовольствие, не особо заботясь о душе. Но на самом деле покаяние - это то, что нельзя откладывать на потом. Что происходит, когда мы не спешим разбираться в себе и анализировать свои поступки, соотнося их с Божиими заповедями? На нашей «духовной одежде» не остаётся ни одного светлого пятнышка. А это чревато тем, что совесть - эта Божественная искра - постепенно угасает. Мы начнём двигаться к духовной смерти.

Выражаясь образно, душа без покаяния становится открытой для греховных мыслей, страстей и злых деяний. В свою очередь из-за этого может наступить тяжелый период в земной жизни человека. И даже если при жизни человек не испытает на себе всю тяжесть своей греховности, то после смерти, когда уже будет поздно что-либо исправлять, последствием нераскаявшейся души станет её смерть.

Может ли покаяние быть недействительным

Суть покаяния заключается не в том, чтобы формально рассказать о своих недостатках священнику. Покаяние не может приняться Господом, если оно не искреннее, совершается ради того, чтобы отдать дань моде, выглядеть лучше в чьих-то глазах или если человек кается для облегчения своей совести, без твердого намерения исправлять свои грехи. Холодное, сухое и механическое покаяние не считается действительным. Оно не принесёт никакой пользы кающемуся грешнику. Для того чтобы покаяние действительно послужило на благо человеку, оно должно исходить из самого сердца, осознанное и горячее. Причем одного только осознания и раскаяния тоже мало. Человек должен вознамериться бороться со своим грехом. Господа он должен призвать в свои помощники, потому что человеческая плоть слаба, и самому бороться со своей греховной природой практически невозможно. Но именно Бог помогает нам в этом нелёгком деле. Самое главное - иметь твердое желание.

Как готовиться к исповеди

Для того чтобы приготовиться к исповеди, нужно для начала наедине самим с собой проанализировать свою жизнь и осознать все свои грехи. Соотнеся все свои мысли и поступки с Божиими заповедями, можно легко понять, что мы делали неверно, где прогневали Господа. Покаяние души должно заключаться в том, чтобы каждый грех в отдельности осознать, раскаяться в нем и исповедать его перед священником. Для удобства перед исповедью можно выписать все свои грехи на бумагу, чтобы ничего не забыть. Есть специальные брошюры, в которых приведен перечень грехов. Случается так, что человек даже и не подозревает, что грешен в тех или иных вопросах, и очень удивляется, когда среди этого перечня находится множество противных Богу деяний, которые он совершал в своей жизни. Человеку, решившемуся на исповедь, нужно:

  • твёрдо верить и надеяться на Господа;
  • сожалеть о том, что прогневал Господа;
  • простить обидчикам все обиды и не держать ни на кого зла;
  • объявить перед священником все свои грехи без утайки;
  • твердо вознамериться впредь не гневить Господа и жить по Его заповедям.

Помочь человеку, решившему исповедаться, может Школа покаяния. В материалах и лекциях подробно описывается весь процесс, не упускается не один нюанс данного священнодействия.

Что нужно знать человеку, готовящемуся к исповеди

Исповедаться можно в любое время, когда это возможно, в церкви. Делать это нужно как можно чаще. Особенно необходима исповедь перед причастием. На исповеди нужно помнить, что это не беседа со священником. Если у вас есть к нему какие-то вопросы - их нужно обсуждать в другое время. На исповеди необходимо перечислять свои грехи, при этом не пытаясь себя оправдать или обвинить кого-то. Ни в коем случае нельзя приступать к исповеди, а затем к причастию, если вы не со всеми примирились и держите на кого-то зло или обиду. Это будет большим грехом. Если у священника нет времени, чтобы подробно выслушивать все грехи - это не страшно, можно их рассказать вкратце. Однако особо гнетущие можно рассказать поподробнее, и попросить священника их выслушать. В любом случае Господь знает ваши истинные намерения. Пусть зажжется ваша свеча покаяния. И Господь непременно услышит вас.

Можно ли исповедовать не все грехи

Господь может принять покаяние, только если оно искреннее. А какая может быть причина, чтобы утаивать какой-то грех? Ведь человек, стремящийся избавиться от бремени греха, наоборот, с особой тщательностью будет копаться в себе, чтобы не оставить ни малейшего прегрешения. Стремление очиститься у искренне раскаявшегося грешника настолько велико, что он без малейшего стыда и гордыни поспешит рассказать все на исповеди священнику. Если же человек утаивает свои прегрешения - значит, он страдает грехом гордости, маловерия, ложного стыда либо не осознает всей важности данного таинства. Неисповеданный грех не прощается. Мало того, если человек не признается священнику в каком-либо проступке, то, возможно, подсознательно он не хочет с ним расставаться. Такая исповедь не принесёт пользы. Мало того, от неё может быть даже больше вреда, поскольку ко всем прочим грехам добавятся ещё и дополнительные, перечисленные выше.

Как часто нужно исповедоваться

Желательно делать это как можно чаще. Однако при этом покаяние должно исходить от души, т. е. качество не должно переходить в количество. Прислушивайтесь к своему сердцу - оно подскажет вам, когда настанет насущная потребность очиститься от бремени греха.

Все ли грехи прощает Бог

Можете не сомневаться в том, что все ваши искренне исповеданные грехи Бог простит. Если вы будете соблюдать все требования и правила, описанные в данной статье - Господь обязательно вас услышит. Не зря же первый человек, попавший в Царствие Божие, был разбойником.

Именно потому, что он искренне раскаялся в своих грехах и поверил в Милость Божию, он был услышан и прощён.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх