Постановка и автоматизация звука л в слогах, словах, предложениях, артикуляционная гимнастика для звука л. Как же выговорить эту трудную букву л Буква л упражнения для дошкольников

Цель занятия: изучаем букву Л, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Л, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Л по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Линейка Лук Листья Лиса

Лада очень веселая девочка. Она ходит и поет:
- Ла-ла-ла!

  1. Как поет Лада?
  2. ЛЛЛА - какой тут первый звук?
  3. Как звали веселую девочку?
  4. Какой первый звук в слове ЛАДА?
  5. Скажи, какой звук есть и в слове ЛАМПА, и в слове СТУЛ, и в слове СЛОН?
  6. В начале, в конце или в середине звук [л] в словах ЛАМПА? СТУЛ? УКОЛ? СЛОН? КУКЛА?

Когда мы произносим звук [л], кончик языка поднимается за верхние зубы и прижимается к ним. Произнеси: ЛЛЛ. Кончик языка прижимается к верхним зубам и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [л].

  • Гласный или согласный звук [л]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?

Задание: печатная буква Л для дошкольников

Рассмотри букву Л. Нашили букву Л в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Молодчина эта Лина,
Лепит все из… (пластилина).

Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе… (лопатой).

Подготовлен самолет.
Он отправился в… (полет).

Лейся, дождь, веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по… (лужам).

Наш огород в образцовом порядке:
Как на параде построились грядки.
Словно живая ограда вокруг -
Пики зеленые выставил… (лук).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это? … (Лиса.)

На скамейке у ворот
Лена горько слезы… (льет).

У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки).

Заставил плакать все вокруг.
Хоть он и не драчун, а… (лук).

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).

Крошка-сын к отцу пришел
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое… (плохо)?

Сказка про букву Л

Лисенок и лягушонок

В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого - льва на лыжах и лошадь в лодке.

Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:

Зеленее всех зеленок - лупоглазый лягушонок!

И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
- Ничего! - сказал лягушонок.
- Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

Загадки для детей на букву Л

Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
(Лопата)

Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)

Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки.
(Луна)

Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг - то овраг.
(Лестница)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)

Падают с ветки
Золотые монетки.
(Листья)

Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка)

Пословицы и поговорки на букву Л

Лгуна легче поймать, чем хромого.
Ложь человека не красит.
Ложь на тараканьих ножках ходит.
Раз солгал - навек лгуном стал.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Маленькое дело лучше большого безделья.

Веселые стихи про букву Л для детей

Липка
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой-
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом -
Береги меня.
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя -
Вырасти меня.
Я тебя листвою
От дождя укрою -
Поливай меня.
Вместе, друг мой милый,
Наберемся силы -
Ты люби меня.
А дождешься срока,
Выйдешь в мир широкий,
Не забудь меня!
(П. Воронько)

Лисицы лают.
Глухомань.
Лежит в листве под липой Лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывет.
Луна лучится, как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит заблудшая пчела.
Легла на лес ночная мгла.
(В. Лунин)

Кто вы?
- Мы лисички,
Дружные сестрички.
Ну а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже!
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, еще со шляпкой…
(А. Шибаев)

Листопад
Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)

Листопад
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с кленов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осинки…
- С черемухи…
- С дуба…
- С березы…
Везде листопад:
На пороге-морозы!
(Ю. Капотов)

Ласточка
Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде:
- Мама дома посидит,
Никуда не улетит!
(Г. Виеру)

Лев комарика ловил,
Лапой лоб себе разбил!
(Б. Тимофеев)

Ласточка

А она в ответ:
- Спешу!
Клювом глины зачерпнула
И под крышу упорхнула.
Целый день забот полна
- Домик строила она.
Дни прошли. Опять прошу,
А она в ответ:
- Спешу!
Считаны минутки!
У меня малютки.
Мошек ловлю,
Крошек кормлю.-
В гости дождик зачастил.
Старый тополь загрустил.
- Спой мне, ласточка,- прошу,
А она в ответ:
- Спешу!
Собираю в путь семью.
Возвращусь весной - спою.
(В. Бардадым)

Лесничий
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг - лесничий.
(В. Степанов)

В гости к лету
Мы идем лесной тропинкой,
А куда - не знаем сами.
За малиной?
За малиной!
За грибами?
За грибами!
Светит солнце золотое
Сквозь зеленые оконца.
Может, мы идем за солнцем?
Что же!
Может, и за солнцем!
Может, белка попадется,
Может, ёжик ждёт нас где-то…
Мы идем гурьбой веселой
Ясным утром в гости к лету!
(В. Викторов)

Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Окна и полы.
(Г. Сатир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Скороговорки на звук Л: 50 скороговорок для развития речи детей и задания и игры к ним.

Скороговорки на звук Л

В этой статье собраны скороговорки для автоматизации правильного произношения звука Л в словах и фразах, а также игры и задания к ним.

Скороговорки специально отобраны для развития речи детей дошкольного возраста. Во всех скороговорках со звуком Л отсутствует трудный для произношения детей звук р, что позволяет акцентировать внимание ребенка именно на звуке л и ль и их правильной артикуляции в ходе выполнения заданий и языковых игр.

Как правильно применять скороговорки на звук Л в развитии речи детей дошкольного возраста

Первое правило. Главное правило применения скороговорки в развитии речи детей: в тексте скороговорки, которую мы предлагаем ребенку, должны быть те звуки, которые малыш уже умеет произносить правильно. В этом случае мы закрепляем правильное произношение звука л и развиваем дикцию ребенка.

Если же мы включим в скороговорку те звуки, которые ребенок произносит неправильно, то мы не развиваем речь ребенка, а наоборот, закрепляем в его речи неправильное произношение звуков! Поэтому так важен правильный отбор скороговорок индивидуально для каждого ребенка с учетом особенностей его речевого развития

Второе правило. Взрослый внимательно наблюдает за произнесением ребенком звука Л в скороговорках и поправляет малыша в случае необходимости.

Когда ребенок произносит скороговорку, то он может ошибаться и начать снова неправильно произносить звук Л. В этом случае нужно ему напомнить правильное произношение, сказать скороговорку более медленно и четко, по слогам. А далее постепенно убыстрять ее темп.

Третье правило. Если в скороговорке встречаются старинные слова и выражения, то мы уточняем их значение в беседе с ребенком. Например, в скороговорке «Вол попал в логово волка» нужно побеседовать с ребенком о том:

— кто такой вол?

— страшен ли ему волк и его логово?

Четвертое правило. Скороговорки — это языковая игра, а игра — это всегда весело и интересно. Именно так мы и занимаемся со скороговорками со звуком Л! Вам поможет список заданий и игр, данный ниже.

Варианты заданий и игр со скороговорками на звук Л для детей

— Игра «От черепахи до ракеты» ,»Радио»- описание игр см. в статье

— Найти в скороговорке слова со звуком Л и со звуком Ль.

— Найти в скороговорке слова, в которых звук Л (или звук Ль) стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.

— Придумай свое смешное предложение с данным словом (небылицу — путаницу).

— Какое слово заблудилось?(Взрослый заменяет слово из скороговорки другим неподходящим по смыслу словом, дети отгадывают, какое слово заблудилось и какое слово нужно поставить в скороговорку).

— Взять из скороговорки два слова со звуком Л и соединить их в одно предложение.

— Сказать скороговорку весело, грустно, изумленно, восхищенно, устало и с другими интонациями. Можно поиграть в «Скажи, как я» — ребенок повторяет интонацию, паузы ведущего — взрослого в произнесении скороговорки.

— Отгадать, с какой интонацией произнес скороговорку партнер по игре.

— Сказать скороговорку вслух правильно сначала медленно (так бы ее произнесла черепаха Тортилла), потом в среднем темпе (так бы ее сказал бы Артемон), затем быстро -быстро (так говорит скороговорки Торопыжка).

— Поймать мяч от ведущего и в ответ ему повторить скороговорку и перебросить мяч дальше либо ведущему, либо следующему ребенку.

Перечень скороговорок со звуком Л для развития речи детей

Маланья — болтунья языком болтала — болтала, болтала — болтала, да не выболтала!

Мели, Емеля! Твоя неделя.

Иван молоко болтал — болтал, болтал-болтал, да не выболтал.

Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.

Вале велики бальные туфли.

Для маленькой Аленки Галя гладила пеленки.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Мал, да удал

Мыла Мила мылом пол,
Половину не домыла,
Мила мыло уронила!
И вторую половину
Мила вымыла без мыла! (Автор — М. Майданник)

Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.

Что за колокольня без колоколов?

У елки иголки колки.

Далеко до калитке маленькой улитке.

Коля любит мультики, а Любаша — лютики.

Около кола — колокола.

Камбала болтала без умолку о белых балканах.

Пилит толстый ствол пила, раскалилась добела.

Колпак на колпаке, под колпаком — колпак.

Палку толкал лапкой Полкан.

Ходят волки возле ёлки.

Какова Маланья, таковы у нее и оладьи!

В Луку Клим луком кинул.

На мели мы налима ловили.

Коля под тополем пил топленое молоко.

У Вали — лейка, у Коли — линейка.

Галдела галка на елке.

Волк-то на воле. да и воет доволе.

Вы малину мыли ли? Мыли, да не мылили!

Лом ломает толстый лед, лом ломать не устает.

Вкусна халва, халве хвала!

Над лугом летели белые лебеди.

У клуба на клумбе клубок.

Всякое дело делай умело.

Наш Полкан попал в капкан.

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела!

В уголок Аленка села. У Алёнки много дела.

Юленька, Юленька, Юла!
Юля юркая была.
Усидеть на месте Юля
Ни минуты не могла.

Юля маленькой была, и вертелась как юла.

От топота копыт пыль по полю летит.

На плато полно палаток, платок в палатке, на платке заплатки.

Сел сокол на голый ствол.

Вол попал в логово волка.

Голубь, гусь и галка —
Вот и вся считалка (Автор — Г. Сапгир)

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат. (Автор — М. Бородицкая)

Петя был мал и траву мял.
Увидела мать- не велела мять.

Няня на ночь Милу мыла,
Мила мыло не любила.
Но не ныла Мила,
Мила — молодчина.

Как весело бывает детям проговаривать скороговорки! И смешно до слёз, и речь развивается, и неправильные звуки в словах начинают произноситься верно. Сегодня для вас подборка скороговорок на букву «л» для развития речи и артикуляции для наших детей.

Звук «л» очень часто детьми произносится неправильно или не произносится вовсе, а часто заменяется другими звуками. Будет очень полезно позаниматься с малышом скороговорками.

Над лугом летели белые лебеди

Скороговорки на букву «л» для детей лёгкие, короткие и быстро запоминающиеся.

В лодке Володька.

Галки сидят на палке.

В палатке - лопатка.

В полёте Поля-пилот.

Вале велики бальные туфли.

Великану малы Валины валенки.

Ай, вы львы, не вы ли выли у Невы?

Колдун наколдовал Коле клад.

Коля купил Лике кило кильки.

Клади в угол уголь

Лала ела халву под одеялом.

Милу мама мылом мыла.

У ёлки иголки колки

Платон плыл на плоту

Под елью пудель

У Аллы - алая лента

У Полкана под лапкой палка

У тёплой плиты Толя плетёт лапти.

В июле юлу купили Юле.

Олени на поляне под липами гуляли.

Далеко до калитки маленькой улитке.

Для маленькой Алёнки
Галя гладила пелёнки.

Лев поднял лапу
И дал волку по лбу.

Люба любит лютики,
А Коля мультики

На плоту плотник,
У плотника плотва

В Йошкар-Олу летели йоги
Йогурт ели по дороге.

Люда леечку взяла
Ландыш люда полила.

Посмотрите видео на проговаривание скороговорки с буквой «л».

Какова Маланья, таковы у ней и оладьи

Скороговорки на букву «л» (твердый звук).

Около кола - колокола, И на колах - колокола.

Колпак - под колпаком, под колпаком - колпак.

Ловки голавли клали головы на головни.

Мама мыла Милу мылом. Мила мыла не любила.

Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.

Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

Петя был мал и мяту мял. Увидела мать - не велела мять.

Слава у Власа съел все сало.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Сел сокол на гол ствол.

Сшит колпак, да не по-колпаковски.

Съел Слава сало, да сала Славе мало.

Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.

Владислав слушает слова, а слышит слоги.

Жало не жало и не лежало - жалило жало.

Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

Кол около стола, стол около кола.

Белым-бело! Белым-бело!
Всю землю снегом замело!

По глади оконной стекла
Тяжёлая капля стекла.

Посадил дед лук, отрастил луку чуб.
Увидал лук внук, оборвал луку чуб.

Только у молодца и золотца,
Что пуговка оловца.

Клава клад клала в колоду
Клад упал у Клавы в воду.

Лунной ночью лунный кот
Песни лунные поет.

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.

— Козел, мукомол, кому муку молол? А кому не молол?
— От того, кому молол, получал пироги;
От того, кому не молол, получал тумаки.

Михейка на скамейке плетет лапти Анрейке.
Не годятся лапти Андрейке на ножки,
А годятся лапти на лапки кошке.

Сложные скороговорки на буквы «р» и «л»

Чтобы перейти к более сложным скороговоркам на буквы «р» и «л» нужно научиться проговаривать более лёгкие, в одну две строчки.

Валерий кавалерию
Раскрасил акварелью.
Карьером кавалерия
Скачет у Валерия.

Валя варежки вязала
Варя валенки валяла.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.

Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
Мне тарелку Валерка
На подносе понёс.

Вертлявый ветер вырывал
Ворота как вертушки,
Ворчливый ворон воровал
Вечерние ватрушки.

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли краб крабу.
Сено граблями краб грабь.

Лара огурцы сажала,
А затем их поливала,
А потом их собирала,
Мыла и мариновала.

Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису
Угостил Ирисом.

Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Рыла свинья — тупорыла.
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла,
До забора не дорыла.
На то хавронье и рыло,
Чтобы она рыла.

Сорока с вороной спорила,
Тараторила, тараторила,
Ворону переспорила.

Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок,
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.

Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.

Лопоухий лопушок вышел в дождик на лужок,
И промокших, и продрогших, пробегающих прохожих
Под листок собрал в кружок.

Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на чёрном кларнете,
Кирилл — на валторне,
На арфе — Алла,
А на рояле Лара играла.

Сложные скороговорки с буквой «л»

Клава ловко лук полола,
Мыла пол и полки Лола,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну, а маленькая Света
Ела сладкие конфеты.

Белый волк на свете жил,
Чисто лапы с мылом мыл,
Чистоплотный очень был,
И без мыла долго выл.

Почему – то одеяло
На полу у нас лежало.
Алла даже не видала,
Как оно туда попало:
То лепила, то вязала,
То на улице гуляла.
Одеяло заскучало

Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала –
Полосатой речка стала.

Мила куколку купила,
Целый день ее носила.
Мила куклу одевала,
Целовала, миловала.
Имя куколке дала –
Куклу Галочкой звала.
Мила куколку качала.
Славно-славно напевала:
Гала-Гала-Галочка,
Вот тебе скакалочка,
Вот тебе шкатулочка,
Шоколад и булочка.

Львы в клетках бродили,
Газели скакали,
Улитки ползли,
И лисицы бежали.
И только зверята
Сонно вздыхали,
Сладко сопели,
Тихонько стонали.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Снега лавина сползла с половины,
Сползла с половины пологой горы.
Ещё половина снежной лавины
Лежит на пологой горе до поры.

Галка села на забор, грач завел с ней разговор

Скороговорки на букву «л» для логопеда. Их можно использовать для развития речи и улучшения дикции ребёнка. Повторяйте эти фразы чаще и речь малыша быстро исправится.

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
— Сено грабь граблями, краб.

На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.

Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот.
И никто не разберет, где ворота, а где рот.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

Коля колья колет.
Поля поле полет.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

Галка села на забор
Грач завел с ней разговор

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала,
Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Лесорубы лес рубили топором-топориком.
Лес в дровишки превратили топором-топориком.

Галка села на палку, а палка ударила галку.
Не садись галка на палку!

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Под лавку глядеть было лень, искала булавку весь день.

В поле Поля-полюшка полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле, если полет Поля поле.

То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,
То ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.

Лом ломает
Толстый лед.
Лом ломать
Не устает.

Лопата копала,
Копала, копала,
Потом улеглась.
Видно, очень устала.

Молоток стучал, стучал,
Гвозди в доску загонял.
Колотил он с толком –
Получилась полка.

Воду лили, лили,
Лили, лили, лили
Лили, поливали,
Ляленьку купали.

Метели летели, летели метели.
Стелили в долинах из снега постели.

Предлагаем посмотреть видео «Как научить ребёнка произносить звук Л». Простые и интересные задания для детей вместе с логопедом. Занимайтесь с вашими детьми интересно и познавательно, исправляйте вовремя дефекты речи.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которое, в свою очередь, обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Вниманию родителей предлагается комплекс упражнений, с помощью которых можно помочь ребенку правильно произносить звук [л].


к[Л]ассная сог[Л]асная

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако его артикуляционные возможности еще не совершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому правильное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку.

Одни упражнения ребенок может освоить за одно-два занятия, другие даются ему не сразу. Возможно, выработка определенного артикуляционного уклада потребует множества повторений. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не фиксируйте внимание на том, что не получается. Подбодрите его, вернитесь к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

Правила и нюансы

Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему стать учителем, воспитателем: возьмите любимую игрушку ребенка (куклу, мишку) и пусть они выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие - 10-12 минут. Саму гимнастику выполняйте перед зеркалом.

Выполнение артикуляционных упражнений - это трудная работа для ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Звук [л]

Для правильного произношения звука надо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх.

Вызываем звук. Обнажите зубы в «улыбке» и покусайте широкий язык, не высовывая его слишком много и не напрягаясь. Язык узким не делать, иначе звук смягчится. Кусая язычок, одновременно произносим звук [а], получая - ла-ла-ла, затем замедляем и начинаем просто гудеть: «л-л-л» (без гласного «а»). Следите, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке»: через них выходит теплый воздух.

Иногда, испытывая напряжение, ребенок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога «ла-ла-ла». В этом случае можно начать с гласного «А» - «а-ла-ла», «а-ла-ла». Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения. Если ребенок может долго протянуть звук [л], то, значит, он у него получается и можно проводить его закрепление.

Закрепляем звук. Для закрепления в речи звука [л], [л"] можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант игры «Что прячется под скатертью?». Ребенок должен на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

Для закрепления звуков пользуйтесь умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера и других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.

Упражнение

Найдите картинки, в названиях которых звук [л] находится в начале слова: лапа, лампа, лопата, лото, лук, луна; в середине: пила, одеяло, кукла, клоун; и в конце: стол, пол, дятел. Затем придумывайте предложения с этими словами, например: Мила поставила лампу на стол.

Звук [л"]

После автоматизации [л] твердого, мягкий звук легко вызвать по подражанию. Перед зеркалом произносите слоги: «ли-ли-ли», при этом губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Недостатки произношения звуков [л], [л"] называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука [л] и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).

Поскольку артикуляция твердого звука [л] сложнее артикуляции мягкого, то и нарушается он наиболее часто.

Замена звуков [л], [л"] другими звуками называется параламбдацизмами.

Причины, ведущие к неправильному произношению звука [л]: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.

Искажения звуков [л], [л"]

Звук произносится межзубно. Кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.

Носовое произношение звука. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука [л]. При этом воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга».

Замена звуком [й]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весее жия, на пуху в угью спая».

Замена звуком [у]. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При этой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа».

Замена звуком [ы]. При этом нарушении задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа».

Замена звуком [е]. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава».

Замена звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага».

Игры для подготовки к произношению звука [л]

Блинчик

Цель: вырабатывать умение удерживать язычок в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удержите в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.

Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

При открытом рте длительно произносите звук [ы]. Следите, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, старайтесь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, постепенно убыстряйте движения, пока не получится звук [блбл] (как индюк болбочет).

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

При открытом рте (губы в улыбке) положите кончик языка за нижние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно меняйте положение языка 6 раз. Следите, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкаем!

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Беззвучно пощелкайте кончиком языка. Следите, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Проговаривание слогов с движениями

Слова в движении

Лампа

Лам - Вращательное движение кистями рук («фонарик»).

па - Прижимаем кулачки к груди.

Лампочка

Лампочка перегорела. - Делаем «фонарики».

Вероятно, заболела. - Наклоняем голову к плечу и подносим сложенные ладошки к щеке.

Чистоговорка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Ласточка гнездо свила.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло!

Ласточке в гнезде тепло.

Скороговорка

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Светлана Ульянович-Волкова, Светлана Мурдза, логопеды.

СБОРНИК ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Л У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ НА ЛОГОПУНКТЕ

лОГОПЕД бУРОВЦЕВА е.а.


Спой «песенку парохода»: произноси звук л длительно на одном выдохе: л-л-л...

____________________________________________________________________________

«Подружи звуки». Покажи путь к лодке. Проведи пальчиком слева-направо.

Какие слоги получились?


Назови и раскрась картинки, названия которых начинается на Л:





_____________________________________________________________________________

Назови и раскрась картинки, в названии которых Л находится в середине слова:






Повтори слова, в которых звук Л находится в начале слова.

Игра Эхо (мама говорит «песня», …..добавляет «ласковая песня» и т. д.)

Мама - ласковая мама

Котёнок -

Игра Что есть у Лады?

Игра «Один-несколько»


Проговариваем, заучиваем

Лайка смело лает,

малышей пугает.

Лада искала булавку,

А булавка упала под лавку.


Повтори слова, в которых звук Л находится в середине слова.

Игра «Добавлялки»

Добавь –ла в конце слова и повтори все слово целиком

Добавь -лок в конце слова и повтори все слово

Повтори слова, в которых звук Л находится в середине слова

Игра «Посчитай-ка»


Одна ласточка, две ласточки, три……….., шесть ласточек. И т.д.

Придумай слово в рифму и правильно произнеси чистоговорки:

Ла-ла-ла, там высокая (скала)

Ло-ло-ло, в лодке сломано (весло)

Лу-лу-лу, я бегом бегу к (столу)

Лы-лы-лы, в доме новые (полы)

Добавь -л в конце слов. Повтори слово целиком.

Проговариваем, заучиваем

Повтори слова, где звук Л находится в конце слова.

Игра «Превращай-ка»

Замени первый звук в слове на звук Л. Какое новое слово получилось?

Проговариваем, заучиваем

Игра «Продолжи предложение» («Скажи наоборот»)

Заяц летом серый, а зимой …

Силач сильный, а малыш…

Таблетка горькая, а шоколадка…

Персик сладкий, а лимон…

Лужа мелкая, а река…

Асфальт шершавый, а камень…

Кипяток горячий, а лед…

Волк летом сытый, а зимой…

Шарик легкий, а камень…

Волшебница добрая, а колдунья…

Пьеро грустный, а Буратино…

Зимой холодно, а летом…

Заяц трусливый, а лев…

Говорить правду хорошо, а обманывать…

Правильно произнеси чистоговорки:

Повтори слова с прямым стечением согласных

Игра «Какой? Какая? Какие?» (образование прилагательных от существительных)

Шляпа из соломы (какая?) – соломенная

Ветка ели (какая?)

Цветы на лугу(какие?)

Солдатик из олова (какой?)

Свет от луны (какой?)

Юбка в полоску (какая?)

Ежик из пластилина (какой?)

Палки для лыж (какие?)

Проговариваем, заучиваем двустишия

Игра «Измени предложения»

Проговариваем, заучиваем

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой белка не была.

Повтори слова с обратным стечением согласных

Игра « Сложные слова»

Щенок с белой головой (какой?) - (белоголовый)

Девушка со светлыми волосами - (светловолосая)

Юноша с голубыми глазами - (голубоглазый)

Кот с толстыми лапами - (толстолапый)

Ночь с полной луной - (полнолунная)

Раскрась картинку, отыщи как можно больше предметов, в названии которых есть звук Л.


Повтори слова с двумя звуками Л

Игра «Мамины ошибки» (исправь ошибки, которые допустила мама)

Катя ела (лапша)

Мила села на (лавка)

Лодка качалась на (вода)

Володя принес (белый голубь)

Мила увидела (белая луна)

Проговариваем, заучиваем двустишия:

Повтори словосочетания.

голубое облако белые флоксы тонкий чулок

теплый тулуп голодный волк тёплый чулан

белый мел спелое яблоко алый флаг

шёлковый платок весёлый бал молочная лапша

сладкая булка глубокий колодец толстая палка

тяжёлый молоток смелый солдат холодный подвал

светлый локон толстый блокнот шёлковая блузка

Игра «Исправь предложение»

    Лошадь скакала на всаднике.

    Оладьи съели Милу.

    Хозяин лаял на Полкана.

    Подсолнух полил Клаву.

    Слон нарисовал художника.

    Ёлка выросла под ландышем.

Повтори короткие скороговорки

    У ёлки иголки колки.

    Около кола - колокола.

    Ходят волки возле ёлки.

    Вкусна халва, халве хвала.

    Наш Полкан попал в капкан.

Повтори пословицы и поговорки.

Где холодно, там и голодно.

Ловит волк, да ловят и волка.

От лампы светло, от печки – тепло.

Дал меду – дай ложку.

Всякое дело делай умело.

Не зная дела не суди смело.

Делано наспех – сделано на смех.

Неумелой швее иголка с ниткой шить мешают.

Придумай предложения по картинкам. Раскрась картинки.



Проговариваем рифмовки

    Главное дело я сделать сумела.

    Мел был бел, нам служить умел.

    Полы мыла Алла, Луша помогала.

Повтори трудноговорки.

Ловкие уловки у лентяя Вовки.

Стоит Слава на копне, и копна на голове.

Сел сокол на ствол, да ствол был гол.

Невесело лайке – нету балалайки.

С сосны смола сама стекла.

Составь рассказ из слов.

Мила, гулять, в, лес.

Она, увидеть, ландыши.

Ландыши, расти, под, елка.

Мила, наклониться, чтобы, нюхать, ландыши.

Мила, оставить, ландыши, около, елка.

Проговариваем, заучиваем.

Алла долго булку ела,

Аппетита не имела.

Жучка тихо подошла:

Булку цап – и все дела!

Игра «Рифмушки». (Придумай слово в рифму и повтори получившееся стихотворение)

В уголок Алеша сел, у Алеши много… (дел).

Мал для Милы стал халат и полно на нем… (заплат).

Мотылек в углу сидел, снова к лампе … (полетел).

Юля бойкая была и крутилась как … (юла).

Поднимала Мила лавку, а под ней нашла … (булавку).

Стало в доме тихо, спит в угла… (слониха).

Ответь на вопросы полными предложениями.

Что Лада сорвала с яблони?

Что Мила приготовила из клубники?

Что освещал лунный свет?

Что Слава испачкал смолой?

Что клоун делал под куполом?

Что Володя увидел за селом?

Где Слава слушал пение соловья?

Проговариваем, заучиваем.

Колосок стоял, стоял,

Опустил головку.

Мышка тихо подхватила,

Унесла в кладовку.

Составь рассказ по картинке, используя как можно больше слов со звуком Л.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх