Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис семи лет. Критерии готовности ребенка к школе. какие требования выдвигает фгос Главные показатели готовности ребенка к

Вопрос готовности ребёнка к школе многие родители часто связывают лишь со сформированностью у него сугубо образовательных навыков и умений: развитием первичных математических представлений, логического мышления, умения ориентироваться в пространстве, развитостью речи, фонематического слуха и т.п. Но даже при наличии у дошкольника необходимого запаса знаний и умений, уровня интеллектуального и волевого развития, ему будет трудно учиться в школе без определённой социальной, психологической и физической готовности к обучению. Что должны об этом знать родители, взрослые, чтобы при необходимости помочь ребёнку?

Показатели готовности детей к обучению в школе включают следующие моменты:

1. Мотивационную готовность. Родителям важно знать уровень сформирован мости у ребёнка положительного отношения к школе. Оно может быть расширено с помощью вашего рассказа о своих любимых учителях, школьных друзьях, занятиях.

2. Физическую готовность. Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Поэтому успех в учебной деятельности во многом зависит от развития у ребёнка таких физических качеств, как ловкость, координированность, гибкость, сила, выносливость.

3. Эмоционально-волевую готовность. Ребёнку в 6-7 лет ещё трудно управлять своим поведением, поскольку у него в этом возрасте недостаточно развита воля. Его необходимо научить устанавливать отношения между целью действий и их мотивами, развивая умения наблюдать, слушать, добиваться решения поставленных задач.

4. Социальную готовность (готовность в сфере общения). При поступлении в школу изменяется система отношений в межличностном общении детей. Если в детском саду отношения были более эмоциональные, индивидуально-личностные, то в школе они становятся более деловыми, когда ребёнок оценивается по выполненным делам. Будущий школьник должен быть готов к новому уровню межличностных отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.

5. Умственную готовность. Что необходимо знать и уметь вашему ребёнку при поступлении в школу?

1. Своё имя, фамилию, отчество.

2. Свой возраст (желательно дату рождения)

3. Свой домашний адрес

4. Свой город и его главные достопримечательности

5. Страну, в которой он живёт

6. Фамилию, имя, отчество родителей

7. Времена года (их последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года)

8. Домашних животных и их детенышей

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей

10. Транспорт наземный, водный, воздушный

11. Различать обувь, одежду и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты, ягоды

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки

13. Знать великих русских поэтов и писателей - А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и других, а также некоторые их произведения для детей.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т.д.)

16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке

17. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов

18. Различать гласные и согласные звуки

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»

21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоуголь¬ники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

22. Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы карандашом, не выходя за контуры предметов

Уважаемые родители! Если вы чувствуете, что у вашего будущего первоклассника есть какие-то трудности, которые могут усложнить его адаптацию к школьной жизни, своевременно помогите ему разрешить их.

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок , изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь . Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальной школе. В связи с этим в современной психолого-педагогической литературе понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как "общая, психологическая готовность" и как "специальная готовность" к обучению в школе. Общая готовность к школе включает в себя: личностное, умственное, нравственное, волевое, эстетическое, физическое развитие, которое создает необходимую основу дли активного вхожде-ния ребенка и новые условия школьного обучения. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которое определяет мотивационную готовность (желание учиться, овладение ребенком элементами учебной деятельности). Личностная готовность детей к школе охватывает следующие три основные сферы жизненных отношений: отношение с окружающими взрослыми людьми; взаимоотношения со сверстниками; отношение ребенка к самому себе. Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе выражается в достижении им к концу дошкольного возраста интереса к знаниям, стремления преодолевать трудности, наличии усидчивости, сдержанности, настойчивости, самостоятельности, организованности и дисциплинированности, умения ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами. В состав нравственно-волевой готовности входит:

  • - овладение дошкольниками необходимыми трудовыми умениями и навыками;
  • - сформированность общественных мотивов поведения;

Умение планировать своп деятельность.

Показатели умственной готовности: хорошо развитое образное и словесно-логическое мышление, необходимый запас знаний об окружающем мире, о предметах, материалах и т.д., развитаясенсорика, общий уровень мыслительной деятельности, умение оперировать знаниями при решении учебных и практических задач, овладение элементами учебной деятельности.

Важно развить эстетические чувства, творческое воображение, умение воспринимать содержание разнообразных картин и т.д. Занятия по рисование, лепке, аппликации, музыке в наибольшей степени способствуют эстетической подготовке детей к школе.

Физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе. Физическая готовность ребенка к школе: хорошее состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.

Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения различных школьных предметов. Занятия по развитию речи, ФЭМП и др., проводимые в детском саду, обеспечивают необходимый уровень специальной готовности ребенка к школьному обучению.

По данным физиологов, адаптационный период к школьной жизни и деятельности у шестилетних детей длится 3-6 месяцев, у семилетних же - 1-1,5 месяца. Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей:

Незавершенность структурного и функционального развития коры головного мозга;

Тяжелые роды, заболевания на I году жизни;

Дисгармоничность развития интеллектуальных структур;

Несформированность познавательной мотивации, навыков и умений учебной деятельности;

Непонимание профессиональной роли учителя и неумение строить отношения в учебной деятельности;

Неадекватное отношение к себе, неумение оценивать причины неудач;

Неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания, к учебной деятельности, к сотрудничеству и общению со сверстниками;

Неумение приспособиться к темпу школьной жизни.

Наиболее распространенными причинами школьной дезадаптации являются:

  • - неправильное отношение к ученику;
  • - неправильная организация учебного процесса и учебной деятельности;
  • - неблагоприятные условия организации жизни детей (нарушение режима, плохое питание, переполняемость классов);
  • - неблагоприятная семейная микросреда.

Т.В. Дорожевец выделяет 3 сферы школьной адаптации: академическую, социальную и личностную.

Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.

Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребенка в новую социальную группу. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком самого себя как представителя новойсоциальной общности (Я - школьник).

Школьная дезадаптация выступает как результат преобладания одного из стилей приспособления. В структуре поведения старших дошкольников и первоклассников выделены три дезадаптационных стиля: аккомодационный (отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды), ассимиляционный (отражает стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям), "незрелый" (неспособность ребенка к принятию новой социальной ситуации развития). Повышенные показатели каждого из стилей приспособления ведут к дезадаптации во всех трех сферах школьной адаптации.

Одной из задачи дошкольного обучения является подготовка детей к школе. (Крылова С.А., Тарунтаева). Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Воготский назвал «кризисом семи лет».

Результатом подготовки является готовность к школе (Козлова С.А., Куликова Т.А.). Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к школе. Следовательно, в дошкольных учреждениях должна осуществляться общая и специальная подготовка.

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечивают ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтения, письмо, окружающий мир).

Между обозначенными направлениями подготовки и готовности существует тесная, взаимообуславливающая результат связь. Поэтому, очень важно, чтобы педагог знал специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал ребенку достичь готовности к школе. (Комарова Т.С., Баранова С.П.).

При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения уметь общаться с детьми и взрослыми.

Недооценка необходимость общей подготовки к школе приводит формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению главной задачи формированию личности ребенка.

Нередки случаи, когда при хорошей интеллектуальной готовности ребенок все же плохо учиться. Значит, причину следует искать в дефектах не специальной готовности к обучению в школе, а общей.

Готовность к обучению в школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению, которая обусловлена созреванием организма к ребенка, в частности его нервной системы, уровнем развития психических процессов, степенью сформированности личности и т.д. В широком плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который даст ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности.

Прежде всего, надо, чтобы ребенок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – все это не может не отразиться на качестве обучении и состоянии здоровья. поэтому уже с раннего возраста ребенка, воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость. /С.М. Громбах, А.В. Запорожец, М.Ю. Кистяковская, О.А. Лосева, Н.Т. Теехова и др./

Овладевать новыми знаниями, умениями, нормами, правилами поведения, проявлять при этом необходимый уровень активности.

Интеллектуальная готовность включает в себя в первую очередь, сформированность у ставших дошкольников образного и основ словесно-логического мышления (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Н.Н. Подъяков, Т. В. Тарунтаева и др.), навыков учебной деятельности, культуры умственного труда (которая тесно связана с формированием предпосылок учебной деятельности).

Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Исследователями К.П. Кузовковой, Г.Н. Годиной установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности (К.С. Климова). Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать е довольно долго и выполнять. Для того, чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества, по данным исследований (Н.А. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре) и практики, успешно формируются к концу дошкольного возраста. Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям (Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щурина, Т.А. Куликова), а также способность к произвольным действиям (З.И. Истомина).



Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками (Т.А. Репина, Р.А. Иванкова и др.) умение общаться с детьми и взрослыми (М.И. Лисина, А.Г. Рузская). Новый образ жизни требует определенных личностных качества, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука дается ребенку легко, как показывают исследования Е.В. Субботского, Т.И. Пониманской, Л.А. Пеньевской, если в дошкольном детстве заложить ее фундамент.

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне них.

По мнению Д.В. Сергеевой, Т.А. Куликовой, К.С. Климова, готовность к обучению можно формировать путем сближения дошкольных и школьных форм организации и методов обучения. Конечно, не следует превращать детский сад в школу, но должно быть общее: обязательность, систематичность проведения занятий. Это вырабатывает стереотип поведения, создает психологическую обстановку на обязательность обучения; аналогичными могут быть и отдельные методы, приемы (игровые); могут совпадать и отдельные требования к детям: отвечать по одному, не мешать товарищам, слушать их ответы, выполнять задания воспитателя и др.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься. Р.С. Буре отмечает, что желанию заниматься способствуют такие факторы: как возможность удовлетворения потребности в познании; наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения; возможность эти трудности преодолевать и получать положительную оценку взрослого. Оценку, а не отметку, как это будет в школе. Ш.А. Амонашвили не рекомендует ставить отметки даже первоклассникам. Отметка представляет собой педагогическую Бабу – Ягу, переодетую в добрую фею, - так образно выразил свое отношение к отметке ученый.

Стимулом нравственно-волевого развития служат соподчинение мотивов, введение мотивов общественной пользы (Г.Н. Годин, С. А. Козлова)

Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условии для практики морального поведения. Говорить о социальной (в том числе и нравственно-волевой) готовности к школе допустимо только тогда, когда необходимые качества сформированы прочно и могут быть перенесены ребенком в новые условия.

Психологическая готовность к школе предполагает также сформированность мотива учения. Известно, что интерес к школе у детей проявляется очень рано. происходит это под влиянием наблюдений за старшими детьми – учениками, рассказов взрослых о школе, как о привлекательной для ребенка перспективе его развития; действует также эффект «привлекательного неизвестного» (С.А. Козлова). Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: «Потому, что мне купят ранец», «Потому, что там учится мой брат» и т.п. Среди этих мотивов нет главного – мотива учения (Хочу многому научиться, хочу научиться читать, писать, решать задачи). Лишь появление таких мотивов может свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребенка к обучению в школе. Формируются такие мотивы постепенно. Они «вырастают» из прочных познавательных интересов, умения прилагать усилия для получения новых знаний и подкрепляются положительной оценкой взрослого.

Из наблюдений Азарова Ю.П., Куликовой Т.А., следует, что в последние год учителя, родители, стали чаще говорить о трудностях адаптации детей к условиям школьного обучения.

Исследователями выявлено, что указанные трудности – следствия не только внешних условий: недостаточно квалифицированные учителя, переполненные классы, сколько внутренних, отражающих особенностей развития детей поступающих в школу.

Специальная готовность к обучению в школе уделяет особое внимание тем областям знаний, которые будут востребованы именно в начальной школе: чтению, письму, математике, знакомству с окружающим миром / Н.В.Дурова, А.Н. Давидчук, И.Е. Журова, Л.Н. Невская, Т.В. Тарунтаева и др./.

К концу дошкольного возраста, овладев элементами грамоты и специфическими детскими видами деятельности /прежде всего игрой, конструированием и рисованием/ ребенок начинает проявлять осознанность и произвольность, которые делают возможным контроль и планирование, осознание и обобщение способов решения различных задач, что и является основной предпосылкой учебной деятельности.

По мнению Т.В. Тарунтаевой, Е.Е. Шулешко и др., готовность к школе можно охарактеризовать как комплекс определенных умений; сохранять по собственному желанию рабочую позу. Входить в общий ритм и теми работы на занятиях, поддерживать совместные усилия и находить партнера по работе, следовать в ходе занятия единому для группы детей замыслу общего дела, доводить свой замысел до конца.

Подготовка детей к школе должна быть для педагогов ДОУ не самоцелью, а результатам полнокровной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности детей, удовлетворяющей их интересам и потребностям на протяжении всего дошкольного детства.

Для решения проблемы преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы не обходима координация деятельности педагогических коллективов данных образовательных учреждений.

Правильно организованная координационная работа, основная цель которой заключается в решении проблемы адаптации первоклассников к условиям школьной жизни, включает в себя следующие параметры:

1. Выработать общие взгляды на ребенка, как субъекта образовательного процесса, на процесс его вхождения в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и в дальнейшем в школе.

2.Согласовать учебные программы, по которым работают ДОУ и начальная школа, чтобы избежать дублирования знаний и умений.

3.Организовать взаимодействие воспитателей ДОУ и учителей начальной школы на таком уровне, когда они смогут на своем педагогическом языке говорить о будущем первокласснике, вырабатывать текущие оперативные оценки, определяющие успешность и неспешность выбранных самим педагогом способов работы с конкретным ребенком. Это позволит им высказываться более свободно и доверительно, постепенно превращая взаимоотношении с детьми в субъект - субъектные.

Основные формы преемственности в работе ДОУ и начальной школы на этапе модернизации российского образования:

* Проведение совместных /ДОУ и школа/ Советов педагогов, совещаний и круглых столов по координации проблемы преемственности;

* Организация приема детей в начальную школу на базе ДОУ;

* Общение учителей 1ых классов со своими будущими учениками /в подготовительной группе детского сада/;

* Организация совместных /дошкольники и первоклассники/ календарно - обрядовых праздников на базе ДОУ и начальной школы;

* Взаимосвязь психологических служб ДОУ и начальной школы и др.

Таким образом, необходимо рассматривать преемственность ДОУ и начальной школы как связь и согласованность каждого компонента образования /целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации/, обеспечивающих эффективное развитие ребенка. Только при таком подходе реализация преемственности между указанными звеньями образования станет одним из условий непрерывного образования детей.

Краткое содержание.

Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. неподготовленность к школе как фактор препятствует освоению ребенком задач школьного обучения.

Переход ребенка в школу - новый этап в его развитии, связанный с изменением «социальной ситуации развития», личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом 7 лет. Результатом подготовки является готовность к школе.

Готовность к школе - внутренняя позиция, направленная на достижения, присущие школьникам. Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе.

Специальная подготовка - это приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих ем у успешное овладение содержанием обучения в первом классе школы.

Психологическая готовность – включает интеллектуальную, социальную, мотивационную, нравственно-волевую, личностную готовность, а также достаточный уровень развития зрительно - моторной координации.

Врачи рассматривают школьную зрелость как определенный уровень морфофункциональных систем, развития глазомера, руки, что немаловажно при обучении письму.

Педагоги используют термин «готовность к школе », связывая уровень развития ребенка с процессом подготовки. Общая готовность понимается как всесторонняя: умственная, физическая, нравственная, трудовая, эстетическая.

Специальная готовность включает развитие речи, знание основ математики, подготовку к письму, формирования представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению уровень развития ребенка, обеспечивающий школьного обучения.

Компонентами готовности являются: физическая, интеллектуальная, эстетическая, нравственная, трудовая, готовность в сфере общения.

Базовую основу составляет физическая готовность , предполагающая высокий уровень здоровья, основных движений, физических качеств, высокую работоспособность, низкую утомляемость. Показатели физической подготовленности разработаны А.В. Кинеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, в образовательных программах «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» даны содержательные характеристики физической готовности по возрастным группам.

Социально-нравственная готовность включает: готовность к сфере общения, новой позиции школьника, социальному статусу (ученик), другому образу жизни.

Коммуникативная готовность - умение детей стоимость свои отношения со взрослыми и сверстниками. Педагогическими условиями являются: организация различных видов и форм общения ребенка со взрослыми и детьми. Развитие произвольности поведения, изменение позиции ребенка по отношению к взрослому и детям. Формирование социально-нравственной готовности предполагает учет типа поведения детей в условиях обучения - приход от игровой ситуации общения со взрослыми к коммуникативной.

Психологическая готовность к школе предполагает сформированность мотивов учения. Показателями мотивационной готовности: желание идти в школу; осведомленность о школе как социальном институте; ярко выраженный познавательный интерес; позитивное отношение к школе, учителю, будущей деятельности.

Основные идеи готовности ребенка к школе в исследованиях: развитие самостоятельности /К.П. Кузовкова, Г.Н. Година/, формирование ответственности /К.С. Климова/, уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированными, усидчивым /Н.С. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре/, а также наличие интереса к знаниям /Р.И. Жуковская/, умения устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками /Т.А. Репина, Р.И. Иванова/, общаться с детьми и взрослыми /М.И. Лисина, А.Г. Рузская/, развитие личностных качеств: честность, умелость, оптимизм /Е.В. Субботский, Л.И. Пеньевская и др/.

Для успешного функционирования системы «детский сад – школа» необходимо тесное сотрудничество между двумя этими социальными институтами. Преемственность – основная форма связи между детским садом и школой. Варианты взаимодействия ДОУ с общеобразовательными учреждениями:

¶ Начальные классы общеобразовательных учреждений размещаются в ДОУ.

¶ Объединение общеобразовательных учреждений в комплексы. /На основе заключения договоров о сотрудничестве по различным направлениям их образовательной деятельности/

Основные линии преемственности при различных вариантах взаимодействия ДОУ с общеобразовательными учреждениями: преемственность образовательных программ, стандартов дошкольного и школьного образования, диагностических требований к достижениям детей.

В условиях модернизации образования, перехода на 12 летний срок обучения остро ставится вопрос об особенностях шестилетних детей. Разработана Комплексная программа педагогической поддержки адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде /2007/. Данная программа направлена на формирования и развитие навыков, которые помогут первоклассникам преодолеть проблемы, возникающие в процесса школьной адаптации.

Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта (Овчарова Р.В.).

1. Планирование - умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью:

Низкий уровень - действия ребенка не соответствуют цели;

Средний уровень - действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;

Высокий уровень - действия ребенка полностью соответствуют содержания цели.

2. Контроль - умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью:

Низкий уровень - полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит);

Средний уровень - частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие);

Высокий уровень - соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели, ребенок может самостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.

3. Мотивация учения - стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их:

Низкий уровень - ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;

Средний уровень - ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира - находить и использовать эти обобщения;

Высокий уровень - явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

4. Уровень развития интеллекта:

Низкий - неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;

Ниже среднего - неумение слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;

Средний - неумение слушать другого человека, простые логические операции - сравнение, обобщение в форме словесных понятий - выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операций - абстракция, конкретизация, анализ, синтез- допускаются ошибки;

Высокий - возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослого;

Очень высокий - возможность слушать другого человека, выполнить любые логические операции в форме словесных понятий.

Следовательно, если ребенок к школе не готов

Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.

Если ребенок к школе готов

Умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.

Углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу (апрель-май). На основании результатов обследования окончательное заключение о готовности детей к школе дает психолого-педагогическая комиссия, которая состоит из психолога, физиолога, врача-педиатра и учителя. В условиях разноуровневой дифференциации комиссия может сформировать классы 1, 2, 3-го уровней.

При определении уровня готовности ребенка к школьному обучению ориентиром может служить карта-характеристика /Приложение 3/, в которой заложены три уровня готовности к обучению по следующим параметрам:

  • 1. Психологическая и социальная готовность.
  • 2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
  • 3. Развитие познавательной деятельности.
  • 4. Состояние здоровья.

Л.И. Божович еще в 50-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника. Основным критерием готовности к школе Л.И. Божович считает особое новообразование - «внутреннюю позицию школьника» как сплав познавательной потребности и потребности в общении на новом уровне (Л.И. Божович, 1948г.).

Аналогичные взгляды развивал А.В. Запарожцев, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.(А.В. Запарожцев, 1971г.).

Идеи этого подхода находят отражение в работах Н.И. Гуткиной, где также подчеркивается определяющая роль мотивации в готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина, 1993г.). Особое внимание автор уделяет произвольности психических процессов и поведения, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка возникающих в школьном обучении трудностей.

В работах Л.А. Венгера (1978г.), Д.Б. Эльконина (1971г., 1981г.) и А.Л. Венгер (1985г.) в качестве важнейших параметров психологической готовности детей к обучению называются следующие: наличие предпосылок к формированию учебной деятельности (умение ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять инструкции, работать по образцу), определяемые движением нового уровня психической регуляции, а также развитие наглядно-образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.

Таким образом, готовность к школьному обучению является многокомпонентной структурой, которая требует комплексных психологических исследований. В структуре готовности можно выделить следующие компоненты:

1. Интеллектуальная готовность , основными параметрами которой являются: развитие наглядно-образного мышления, перцептивной сферы, связной речи, мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации, а также произвольность психических процессов.

Данный компонент готовности предполагает наличие у дошкольника кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако на этом возрастном этапе мышление ребенка в основном остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». У ребенка также должна быть достаточно выражена познавательная активность.

2. Личностная готовность включает формирование у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей - и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми. Готовым в школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает с внешней стороны, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что требует сформированности иерархической системы мотивов.

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу обучения в школе у него должна быть сформирована сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

3. Физическая готовность предполагает физическое развитие ребенка, соответствующее возрастным нормам.

Перечисленные выше особенности дошкольников с ЗПР приводят к тому, что эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации в школе.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх