Психологическое занятие для старшеклассников жизненные цели. Тренинговое занятие «Мой жизненный путь. Вступительное слово психолога

Ирина Дерипасова
Тренинговое занятие «Мой жизненный путь»

Цель : осознание своих жизненных целей , активизация механизмов

самосознания.

Возраст : подростки 12-15 лет

Ход занятия:

1. Упражнение «Имя и движение»

Цель : чувство принадлежности к группе.

Инструкция. Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение-руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. Начну я.

Анализ упражнения.

Чьи имена тебе было легко запомнить?

Чьи имена ты забыл?

Чьи движения тебе понравились?

2. Упражнение «Броуновское движение»

Инструкция : «Давайте представим, что все мы - атомы. Атомы находятся в непрерывном движении. В процессе движения атомы объединяются в молекулы, затем разъединяются и снова беспорядочно двигаются. Объединяться в молекулы мы будем по моему хлопку. Одновременно с хлопком я буду называть цифру, обозначающую количество атомов, которые должны объединиться в молекулу. Некоторое время атомы стоят, обнявшись, изображая молекулу. Затем по хлопку и команде «Побежали» , молекула распадается на атомы, которые снова хаотично бегают по комнате до следующей команды».

3 Упражнение «Поменяйтесь местами те.»

Играющие (от 7-8 человек и более) стоят в кругу (или сидят, водящий - в центре круга. Он внимательно рассматривает участников и, заметив какой-либо признак, объединяющий большинство играющих, говорит :" Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (кто в" джинсах, кто любит зиму, кто учится в школе, кто с часами и т. д.). Все, кто попадают в категорию носителей названного признака, должны быстро вскочить и поменяться местами, ведущий старается занять освободившееся место. Тот, кто остался без места или на своем старом месте, становится ведущим. В качестве. признаков, объединяющих тех, кто должен поменяться местами, может быть использовано, что угодно (цвета и виды одежды, длина и цвет волос, наличие или отсутствие украшений, часов, виды обуви, музыкальные, литературные и прочие пристрастия

4. Упражнение «Это я!»

Это «звездный час» для всех творчески одаренных участников. Они могут без слов представить себя очень интересным способом

Материалы

Каждому участнику потребуется лист бумаги формата A3

Цель. Личностная установка на самоанализ.

Задание. Ответить на вопрос «Кто я?»

Инструкция. Написать загадку, в которой описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать : «Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с собакой. Играю в футбол. Иногда злюсь на друзей. «Кто я?»

Анализ упражнения.

Ты загадал сложную загадку?

Твою загадку быстро разгадали?

Чья загадка тебе понравилась больше всего?

5. Упражнение «Стрела жизни »

Цель : постановка жизненных целей и планирование своего будущего.

Инструкция. На листах бумаги нарисовать различные варианты стрелок : прямые, круговые, зигзагообразные, витиеватые и предложить участникам выбрать : какой из рисунков соответствует жизненному циклу . Можно предложить свои стрелы нарисовать тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок.

Рефлексия. Почему вы выбрали эту форму стрелки? Где вы сейчас находитесь на этой стрелке и почему?

Упражнение 6. «Письмо себе в 2030 год» .

Цель : формирование и понимание своего «я» сейчас и в будущем.

Инструкция : Напишем себе письмо в 2030 год : какие вы сейчас, как вы будите выглядеть, чем заниматься, кто будет вас окружать… Что вы хотите пожелать себе в будущем?

6. Упражнение «Принятие себя»

Цель. Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.

Задание. Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки : «Мои недостатки» и «Мои достоинства» , предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным. 7. Упражнение «Мусорная корзина»

Цель : обогащение себя новыми ресурсами.

Материал : листы бумаги.

Инструкция : Написать на листе бумаги все то, что вы хотели выбросить в мусорную корзину из своей жизни и объяснить почему .

Все ненужное выбрасывается в мусорную корзину.

Анализ упражнения.

Что нового узнали о себе?

Как себя чувствуете сейчас?

8. Упражнение «Ты мне нравишься тем.»

Вариант 1. Участники встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом «Мне в тебе нравится.» и называя понравившееся качество (несколько качеств) . Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников.

Вариант 2. Разделите группу на пары. Это упражнение можно сделать в парах

9. Упражнение «Хвост ослика Иа» .

Цель : снятие напряжения, чувство принадлежности к группе

Материал : тканевые ленточки на половину участников.

Инструкция : Группа разбивается на пары. Каждой паре дается длинная полоска бумаги или материи, которую один из участников вставляет за пояс. Затем игроки становятся плечом к плечу и обхватывают одной рукой друг друга за пояс. Так эта пара и будет двигаться во время всей игры.

10. Упражнение «Браво» - психогимнастика.

Желающий выходит в центр группы, остальные ему апплодируют. И так далее, пока в центре не побывают все, кто хочет.

Рефлексия

Как вы себя чувствуете?

Что вы узнали о себе нового?

Разделы: Школьная психологическая служба

Пояснительная записка

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания.

У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю. Наиболее важное место в технике психической саморегуляции занимают специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям – это упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхание , которые в свою очередь способствуют расслаблению контроля сознания и введения установок в подсознание, различные медитативные упражнения, аутогенная тренировка.

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Дыхательная гимнастика призвана освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию привычек. Существуют различные дыхательные техники, призванные вернуть человека к его естеству, правильному дыханию, экономному расходованию энергии и т.д. Важно научиться чувствовать свое дыхание, то есть обращать внимание на то, как выдышите: ртом или носом, задерживаете ли дыхание. Естественное дыхание (так дышит здоровый человек) вовлекает в работу все тело, то есть на работу каждой отдельной части тела влияют дыхательные волны, проходящие по всему телу.

Цель: развитие валеологической компетенции – формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  • когнитивные – погружение в мир практической психологии, приобретение новых психологических знаний, информация о здоровом образе жизни;
  • развивающие – развитие общей эрудиции, повышение способности к психической саморегуляции (управления собственным психологическим и физиологическим состоянием), освоение различных техник, основанных на дыхании;
  • поведенческие – повышение способности к самоконтролю и изменению состояния собственного здоровья; воспитательные – получение нового жизненного опыта, личностные изменения.

Ход занятия

1. Ритуал вхождения в занятие

Этот ритуал настраивает группу на освоение нового учебного материала. Важно, чтобы в этой процедуре принимали участие все присутствующие. Эффект достигается не только за счет суггестии, но и за счет единого ритма движений. Это подчеркивает единство всех в группе. Поэтому очень важно, чтобы руководитель тоже участвовал в этой процедуре. Подобные ритуалы помогают активизировать память и повысить креативность участников; успокоить беспокойную группу; повысить самоуважение всех участников.

Упражнение “Прочистка мозгов”. Пожалуйста, встаньте и потянитесь. Нам надо приготовиться к процедуре, которая может подарить нам бодрость духа. Встаньте прочно, ноги слегка расставьте, одну руку держите справа от головы на расстоянии примерно 20 см от нее, другую – точно так же слева. Представьте себе, что вы держите в руках нить цветной шерсти. Представьте теперь, что вы тянете эту нить туда и обратно – через одно ухо, сквозь всю голову, через другое ухо. Оглянитесь вокруг – вы видите, что все остальные делают то же самое. Постарайтесь подстроиться к общей работе так, чтобы вы все тянули нить в едином ритме. Если теперь к нам кто-нибудь заглянет, мы объясним ему, что мы тут делаем: мы чистим мозги! Мы хотим ясно соображать, хотим, чтобы наши таланты могли раскрываться совершенно свободно. И вот теперь, когда наши мозги прочищены до блеска, мы готовы к новым учебным приключениям.

2. Активизация мыслительной деятельности

Игра “Построить фразы-цитаты”.

Участники получают карточки с философскими высказываниями, афоризмами. Нужно построить высказывание или восстановить пропущенные слова и объяснить, почему именно это слово (или слова) они сочли нужным вставить. Прокомментировать получившуюся мысль. В этом упражнении интегрируются все виды духовной деятельности, происходит и развитие мышления, и культуры личности.

Примеры высказываний (по выбору ведущего):

1) “Человек – это некое странное животное, состоящее из двух чрезвычайно разных частей: души, как бы некоего божества, и тела, вроде бессловесной скотины” (Эразм Роттердамский)

2) “Человеческое тело – это самостоятельно заводящаяся машина, живое олицетворение беспрерывного движения… все способности души настолько зависят от устройства мозга и всего тела, что человека можно считать весьма просвещенной машиной” (Ламетри)

Задание – восстановить пропущенные слова и объяснить, почему именно это слово (или слова) сочли нужным вставить. Прокомментировать получившуюся мысль.

“Человек – это некое странное животное, состоящее из двух чрезвычайно разных частей: _______, как бы некоего божества, и ________, вроде бессловесной скотины” (Эразм Роттердамский)

“Человеческое тело – это самостоятельно заводящаяся __________, живое олицетворение беспрерывного ___________… все способности души настолько зависят от устройства _________ и всего тела, что человека можно считать весьма просвещенной машиной” (Ламетри)

3) “Когда нарушается дыхание, волнуется душа. Когда дыхание успокаивается, и душа обретает покой” (Прадипика Хатха-йоги).

4) “Слушай свое дыхание, и ты услышишь ритм Вселенной” (Прадипика Хатха-йоги).

Задание – построить высказывание и прокомментировать получившуюся мысль.

3. Постановка цели занятия “Что более всего нужно человеку? Дыхание. Воздух”

После информации ведущего о дыхании участники сами формулируют цели занятия.

Информация ведущего: Наиболее необходимо для нас дыхание. Действительно, без дыхания нельзя прожить и нескольких секунд. Воздух есть настоящая газообразная пища, более необходимая, чем жидкая и твердая. При прекращении дыхания, человек тотчас же умирает, между тем, как без воды он может прожить около недели, а без пищи до двух месяцев. Воздух содержит в себе энергию, которая превращается в теле в оживляющую нас жизненную силу, кислород сжигает ядовитые продукты, образующиеся в организме, благодаря постоянному распаду его клеток. Газообразные вредные вещества (птомаины и т. п.) выводятся вон через легкие при выдыхании, и сам выдыхаемый отработавший кислород превращается отчасти во вредную углекислоту.

Выделяющиеся вон ядовитые вещества поступают в окружающий нас воздух. Легко понять, что такой воздух испорчен, загрязнен, не содержит в себе кислорода и настолько же негоден для дыхания, насколько моча и кал, с которыми его можно сравнить, негодны для питья и еды.

Из сказанного ясно виден вред наших больших городов и постоянно закупоренных помещений, особенно, если они тесны и переполнены людьми.

Наиболее чист и богат энергий воздух в море, степи, на горах (где он свободно обновляется ветром) и там, где много растений, которые, как известно, днем поглощают углекислоту и выделяют кислород (ночью, однако, происходит обратное, почему в спальнях не должно быть растений).

В чистом воздухе дыхание усиливается, а испорченный воздух городов заставляет людей бессознательно дышать поверхностнее. Такое дыхание служит причиной многих болезней и, между прочим, туберкулеза (чахотки), уносящего столько жертв в наши дни.

Для наглядного убеждения в сильном влиянии на нас дыхания, произведите следующий маленький опыт. Попробуйте дышать быстро и часто вдыхая и выдыхая воздух; вы немедленно почувствуете легкое головокружение и опьянение.

Следует упомянуть о безусловном вреде табака. Табачный дым содержит в себе массу ядовитых веществ (угольную, сернистую и синильную кислоты; окись углерода, никотин и т. п.). За курение в общественных местах следовало бы привлекать к судебной ответственности, как за покушение на отравление.

4. Дыхательные упражнения

Дыхание составляет центральную функцию нашего организма. Оно регулирует систему кровообращения и высшую нервную деятельность. Подчиняя воле и сознанию дыхание, мы подчиняет весь организм.

Дыхание имеет четыре фазы: вдыхание, удержание, выдыхание воздуха и остановка дыхания при пустых легких. При каждом вдохе мы вбираем в себя новые силы, при каждом удержании дыхания усваиваем их, при каждом выдыхании освобождаемся от вредных веществ и отдаем излишек энергии окружающей среде. Изменяя по произволу продолжительность этих фаз, мы можем соответственно усиливать или ослаблять поглощение, усвоение и расход энергии (влияние на самого себя и на внешний мир).

Результаты дыхательных упражнений весьма ценны: они ведут к развитию легких, полному физическому здоровью, устраняют нервность, делают человека бодрым, уверенным в своих силах, энергичным, обогащают организм жизненной силой и очищают его от вредных отбросов.

Упражнения

Противострессовое (успокаивающее) дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

Мобилизующее дыхание – удлиненный глубокий вдох (4 сек.), пауза длительностью в половину вдоха (2 сек.), короткий, громкий, энергичный выдох (2 сек.). Длительность вдоха превышает выдох приблизительно в два раза.

Упражнение для расширения груди. Поднимите прямые руки вверх, вдыхая воздух и, затем, выдыхая его, опускать их сбоку тела, отводя насколько возможно назад до первоначального положения. При этом можно подниматься на носки.

Грудное дыхание. Руки запрокинуть за голову. Медленно вдыхать воздух (через нос), стараясь, чтобы расширилась лишь верхняя часть груди. Живот при этом вдавливается внутрь, плечи, по мере вдыхания, отводят, а голову запрокидывают назад. Грудная клетка, ключицы и плечи несколько поднимаются вверх. После нескольких секунд удержания воздуха в легких медленно выпускаем его через нос.

Упражнение для выпрямления спины. Сложить руки внизу на спине и, выпрямляя ее, сильно отводить до боли в груди, плечи и голову, как можно больше назад, вставая на носки. При этом стараться вдыхать как можно глубже, наполнив легкие воздухом до пределов возможности.

Брюшное дыхание. При этом типе дыхания грудь, плечи и голова остаются неподвижными, а работает нижняя часть легких, благодаря чему живот выпячивается вперед. Одновременно также отчасти выпячивается назад поясница и средняя часть спины. Вдыхание, задержка и выдыхание воздуха делаются так же, как и при грудном дыхании. При головной боли полезно быстро вдыхать и выдыхать воздух животом толчками (танец “живота” с дыханием).

Одностороннее дыхание. Дыхание правой ноздрей и легким (солнечное дыхание) вырабатывает особое видоизменение жизненной силы, распространяющейся по правой стороне вдоль позвоночника, дыхание левой ноздрей (лунное дыхание) вырабатывает особое видоизменение жизненной силы, распространяющейся по левой стороне вдоль позвоночника. Попеременное дыхание то той, то другой стороной основательно прочищает дыхательные пути, особенно нос.

Упражнения для развития голоса. Вибраторный массаж, укрепляющий голос. Глубоко вздохнув, закрыв рот и направляя звук по возможности вперед, пойте звуки: з-з-з, в-в-в, н-н-н, м-м-м, но не в очень высоком тоне, каждый сколько хватит дыхания, переходя затем к следующему. При этом должно чувствоваться дрожание при звуке “з” в зубах, при “в” – в губах, при “м” – в верхней губе, а при “н” – в переносье. Результат – немедленное усиление и улучшение тембра голоса.

5. Закон дуальности Вселенной

Всякая вещь имеет свою противоположность, без которой не может существовать отдельно. Противоположности – части единого целого. Закон гласит, что любое явление во Вселенной имеет свою противоположность, равную ему по силе, без которой этого явления просто бы не существовало. Без черного не существовало бы и белого, тьма указывает нам те границы, за которыми начинается свет, а выдох влечет за собой вдох. Вдох и выдох показывают нам взаимодействие двух сил в человеке: силы ИНЬ, воплощающей женское начало в природе, и силы Ян, воплощающей все мужское.

В восточной гимнастике есть упражнение на взаимодействие двух сил в человеке. Обе они, и Инь, и Ян, являются силами, достойными друг друга, а не так, как некоторым кажется, что Инь – нечто слабенькое, а Ян – могущественное.

Обычно в человеке они заложены в равной пропорции, то есть в сильном человеке много того и другого, а в слабом – и того и другого мало.

Игра “ХА! и АХ!”. Объединитесь в пары разного пола. В каждой паре партнеры встают напротив друг друга. Вам нужно будет освоить два движения. Одно из них – движение активного начала: один из партнеров делает энергичный шаг вперед и одновременно выставляет вперед согнутую в локте руку, произнося при этом громкое “ХА!”. В звук надо вложить всю свою мощь и силу, сохраняя при этом полное спокойствие. Итак, все попробовали сделать это движение.

Теперь движение пассивного начала: партнер делает шаг в сторону, разводит руки в стороны, произнося при этом громкое "АХ!" В этом движении нет напора, но есть глубина восприятия, переживания, чувств.

Потренируйтесь в выполнении этого упражнения. У кого возникли трудности?

Начинаем все упражнение целиком. Пожалуйста. Один из партнеров делает “ХА”, а другой ему в ответ “АХ”. – и так несколько раз, пока не будет найден некоторый оптимальный режим взаимодействия.

Партнеры меняются ролями, продолжая выполнять упражнения. Обратите внимание, какое начало, Инь или Ян, реализуется у вас органичнее, получается ли взаимодействие с партнером в паре. После выполнения упражнения идет его обсуждение.

6. Смехотерапия – лекарство будущего. Информация ведущего

В Библии говорится: “Веселое сердце благотворно как врачевство, а унылый дух сушит кости”. И это верно: смех и юмор могут вызвать большие физиологические и психологические изменения в организме человека. Имануил Кант писал, что “смех дает ощущение здоровья, активизируя все жизненно важные процессы. Усиливается перистальтика кишечника и движение диафрагмы, достигается гармония души и тела”. Зигмунд Фрейд считал, что остроумие и юмор – уникальное проявление человеческой психики, а шутка – эффективное средство лечения. Смех действует благотворно на весь процесс дыхания, оказывая влияние на мышечный тонус. И хотя биохимические изменения, вызванные смехом, пока не так изучены, как, например, отрицательные последствия страха или гнева, они действительно происходят.

Учеными установлено, что в головном мозге человека есть биохимические вещества, похожие на морфий и являющиеся своего рода “внутренней анестезией”, так как они уменьшают боль и помогают расслабиться. Исследования показали, что применение смехотерапии значительно усиливает любое лечение. Пять минут здорового смеха заменяют 40 минут расслабленного отдыха.Центр смеха находится в правом полушарии. При смехе наблюдается прерывистое дыхание. Поэтому вместо одного вдоха и одного выдоха делаются три-четыре. Такое дыхание регулирует физическое и психическое самочувствие. Смех действует на кожу как хороший массаж.

Верхние дыхательные пути он прочищает даже лучше кашля. Поэтому не зря древние считали, что звуки “ха-ха”, “хо-хо” изгоняют духов болезни.

Смех выполняет антистрессовую функцию. В момент, когда мы заливаемся хохотом, увеличивается количество клеток-киллеров, уничтожающих вирусы и даже раковые клетки. В организме появляется нечто вроде "клапана безопасности", перекрывающего путь гормонам стресса – кортизону и адреналину. Хохот также массирует кишечник и другие внутренние органы. К тому же это мощный эмоционально-энергетический выброс. Но и это еще не все. Доказано, что человек, который смеется, легко решает все жизненные проблемы, отличается щедростью и готовностью прийти на помощь. Почему бы нам сейчас не посмеяться?

Упражнения (по выбору).

1. Произнесите скороговорку : хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха; ха-ха-ха; ха-ха-ха… Постепенно увеличивайте громкость.

2. Смех – прекрасная эмоциональная разгрузка. Настройтесь повеселиться просто так, буквально без всякого повода. У каждого в жизни были такие моменты, когда смех появлялся почти без причины. Просто смешно – и все тут. Ну, а если кто-то показывает пример, заводит всю группу –смех распространяется неудержимо. На несколько секунд закроем глаза и вспомним состояние, которое, каждый из нас испытал в своей жизни, когда мы смеялись безудержно, от души, просто до слез. Итак, сейчас мы посмеемся все вместе. Кто-то засмеется первым, а вы все поддержите этого заводилу смеха. Усиленный и поддержанный всеми, отраженный и умноженный каждым, смех будет в течение нескольких, минут прямо-таки содрогать стены, поражать воображение всех присутствующих. Итак, еще немножко – и начнется взрыв смеха. Сначала плавный, затем лавинообразный, и вопрос будет только в том, чтобы остановить его через некоторое время по окончании паузы. Итак, ха-ха-ха! В заключение – несколько минут тишины. Вы успокоились, немножко отдохнули. Хотите подвести итог – высказать нахлынувшие мысли – пожалуйста!

3. Игра “Фотографы и клиенты”. Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Один из вас становится фотографом, а остальные – его “нерадивыми” клиентами. “Клиенты” должны пытаться оставаться совершенно серьезными, а “фотограф” должен вызвать у них улыбку или даже смех. Будучи профессионалом, фотограф изо всех сил старается изменить угрюмые выражения лиц своих клиентов. Для этого у него есть поговорка, помогавшая ему: “Ах, одарите меня хотя бы ма-а-алюсенькой улыбочкой!”

Кто будет “фотографом”? Фотограф становится в центр круга и может делать все, что считает нужным, чтобы “клиенты” засмеялись или хотя бы улыбнулись. Можно использовать поговорку фотографа, а можно ее изменить. Можно строить рожицы, издавать самые разные звуки, делать смешные движения. Однако действует одно правило: ни к кому не прикасаться. Как только кто-то улыбнется или засмеется, он тут же выходит из круга и присоединяется к фотографу. Теперь уже вы вдвоем пытаетесь рассмешить “клиентов”. И постепенно все большее количество участников оказывается внутри круга, а, в конце концов, вы будете уже смеяться все вместе. Но “клиентам” нужно быть стойкими как можно дольше, только тогда вы получите от игры настоящее удовольствие.

“Фотографы” могут перевести предложение: “Подари мне ма-а-алюсенькую улыбочку” на фантастический язык. Например, это может звучать таким образом: “Акакхай аумакуа Хаавина хаваики хоопонопоно ху-лаа”, а может, и так: “Пеле пили поу пололеи поно поокела”. Этот фантастический язык можно постоянно варьировать. Это, как правило, вызывает невероятно комические ситуации.

7. Подведение итогов. Рефлексия

Общее обсуждение вопросов:

Что привлекло внимание на уроке? Все ли получалось? Какие затруднения были? Какое “открытие” сделали для себя сегодня? Что нового узнал? Какое настроение преобладает в данный момент? Что я сделал для поддержания своего физического здоровья?

8. Итог урока

Упражнение “Да!” Это упражнение выполняет сразу несколько функций: во-первых, является сигналом завершения, во-вторых, помогает участникам соединить полученные на занятии новые знания со старыми, уже имеющимися. Правила этой процедуры таковы. Все становятся по двое друг напротив друга. Они держат перед собой руки ладонями вверх. Затем ведущий говорит примерно следующее: “Мысленно положи все знания, которые ты сегодня принес с собой, в левую руку, а всё то, что ты сегодня узнал нового – в правую. И когда я скажу: "Готово, давай!", ты соединишь руки одним громким хлопком, сказав при этом: "Да!" ” Важно, чтобы все хлопнули в ладоши одновременно. Это создает ощущение принадлежности к группе и чувство душевного подъема от совместной деятельности.

Использованная литература

  1. Гиппиус С В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.
  2. Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1985.
  3. Лазарев М.Л. Программа “Познай себя”. – М., 1993.
  4. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. – М., 1995.
  5. Лопухина К.С Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – СПб., 1997.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.
  7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.
  8. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.
  9. СполдингДж. Обучение через движение. – М., 1992.
  10. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.
  11. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.
  12. Большая энциклпедия народной медицины / гл. ред. Г.А. Непокочицкий. – М.: АНС: Астрель: АСТ, 2007.–1118 с.
  13. Фопель К. Энергия паузы: психологические игры и упражнения.– М.:Генезис, 2001.

Психологическое занятие «Развиваем чувство уверенности в себе»

Иванова Елена Сергеевна,

педагог-психолог

МБОУ «Средняя школа №1»

г. Вилючинск, Камчатский край

Цель: повышение уверенности в себе, в свои силы.

Задачи: развить навыки, необходимые для уверенного поведения; укрепить чувство собственного достоинства; повысить самооценку каждого участника.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга

Участники: учащиеся 9-11 классов.

Оборудование: листы бумаги для каждого участника, фломастеры, шкатулка, зеркало овальной формы, листочки с пожеланиями, правила, магниты, магнитофон, запись с музыкой, презентации.

План занятия:

1. Знакомство с группой.

2. Ритуал приветствия.

3. Принятие правил в группе.

4. Упражнение «Снежный ком».

6. Притча «О луне».

8. Упражнение «Я верю, что я….»

9. Упражнение «Пожелания».

10. Рефлексия. Благодарность за участие.

11. Ритуал прощания.

Ход занятия:

1. Знакомство с группой.

Здравствуйте, дорогие ребята! Зовут меня Елена Сергеевна. Сегодня я проведу с вами небольшой тренинг, который поможет вам развить чувство уверенности в себе, укрепить чувство собственного достоинства, повысить самооценку.

2. Ритуал приветствия.

А начнем занятие так: сейчас мы все встанем и по моей команде начнем здороваться. Здороваться будем за руку с каждым, при этом надо посмотреть в глаза и улыбнуться. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.

3. Принятие правил в группе.

Теперь вам будут предложены правила поведения в группе. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила.

Правила:

1. Принцип Я.

2. Принцип поднятой руки.

3. Искренность и открытость.

4. Безоценочность суждений.

5. Активность.

Говорить только от своего лица: не «Все тут думают», а «Я думаю»

Оцениваем не человека, а действия

Слушать друг друга внимательно, не перебивая, вопросы после выступления

Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях

Говорить искренно и открыто. Если нет желание говорить честно, молчим.

Заполните эту клетку сами

4. Упражнение «Снежный ком».

Первое упражнение называется «Снежный ком». Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и прилагательное к нему, которое начинается с первой буквы вашего имени. Например, Елена – Е единственная.

5. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Следующее упражнение называется «Мой портрет в лучах солнца». Так как вы из одного класса, вы очень хорошо знаете друг друга. Я сейчас каждому раздам по листку бумаги, на котором нарисовано солнце. Ваша задача – написать свое имя в центре солнечного круга и передать своему соседу, который должен написать вдоль лучей одно ваше достоинство. Будем работать по кругу, пока лист не вернется к вам назад.

Рефлексия:

Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

Какие чувства вы испытали после прочтения ваших достоинств?

Все ли ваши достоинства, о которых написали, были вам известны?

Что было легче: говорить о себе или о других?

6. Притча «О луне».

А теперь послушайте притчу.

Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне поближе, он устроил свое жилище на горе, и каждый вечер смотрел на нее, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решился вступить на нее и пошел навстречу к Луне. Он уже прошел половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал.

Рефлексия:

Какое впечатление произвела на вас эта притча?

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: нужно обязательно верить в себя и не сомневаться в своих силах.

7. Упражнение «Волшебное озеро».

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ученикам вопросы:

- Как вы понимаете значение слова «уникальный»? (единственный в воем роде)

- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Мы выяснили, что каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.

8. Упражнение «Я верю, что я…» (просмотр презентации, чтение установок)

Я верю, что я …

могу понять своих родителей и они понимают меня, хотя это не всегда просто.

… хороший друг.

добрый и отзывчивый человек.

могу доставлять радость себе и другим.

могу сам принимать решения, касающейся моей жизни.

могу сказать «нет», когда это необходимо.

могу отстаивать свою позицию.

учусь на своих ошибках.

не отчаиваюсь из-за проблем, какими бы они не были.

имею право быть самим собой со всеми своими моими достоинствами и недостатками.

9. Упражнение «Пожелания».

На карточках написаны “мудрые мысли”. Каждый достает себе карточку и вслух зачитывает то, что там написано:

1. Надейтесь на лучшее, мечтайте о лучшем будущем, подходите ко всему и ко всем с оптимизмом.

2. Стремитесь к знанию, к культуре, к духовно богатым людям. Помните, то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.

3. Не позволяйте душе лениться. Будьте требовательны к себе, строго оценивайте свои мысли и поступки.

4. Растите в себе счастливого человека, создавайте себе душевный настрой на счастье. Собирайте свое счастье по крупицам, берегите, не бросайтесь тем, что удастся собрать.

5. Будьте целеустремленны и настойчивы в достижении поставленных целей, трудитесь и творите, реализуйте себя в окружающем мире.

6. Не копите проблемы, а решайте их. Неразбериха проблем порождает чувство тревоги и беспокойства.

7. При удаче больше всего благодарите других, а во всех бедах вините, прежде всего, себя.

8. Чаще улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но дорого ценится.

9. Не акцентируйте внимание на недостатках других людей, ищите в людях хорошее.

10. Анализируйте прожитый день, сделайте так, чтобы назавтра одной ошибкой и одним огорчением стало меньше.

11. Если у вас случилась неприятность, постарайтесь при случае при этом поговорить, но только с человеком, которому вы доверяете.

12. Не мстите врагам своим и не тратьте на них свою энергию. Они этого не стоят.

10. Рефлексия.

Каждый из вас теперь имеет возможность проанализировать полученную информацию и высказать свое мнение о сегодняшнем занятии.

Что нового вы узнали на занятии?

Чему научились?

Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?

Насколько хорошо вы, на ваш взгляд, знаете себя?

Что вам понравилось на занятии?

Что удивило?

Что вызвало затруднение?

Участники высказываются.

Ведущий подводит итоги. Ведущий должен поблагодарить каждого в отдельности, акцентируя внимание на особенностях в поведении и характере участника.

Ведущий также произносит слова благодарности всем за активную, творческую работу.

11. Ритуал прощания.

Аплодисменты!

В начале 2001 г. в Астрахани проходил конкурс профессионального мастерства психологов. В нем приняли участие как школьные психологи, так и психологи детских дошкольных учреждений. Участники защищали свою концепцию, показывали свое профессиональное мастерство на открытых занятиях. Финалисты проводили занятия с разной тематикой, интересной для них самих, важной для участников занятий и актуальной для психолого-педагогической практики.

Предложенная тема привлекает внимание к забытым традициям народной культуры, развивает духовную сферу подрастающего поколения. Считаю, что беседы и дискуссии по данной теме будут способствовать нравственному совершенствованию учащихся, воспитанию у них толерантности, сдерживающей проявления нетерпимости и агрессивности.

Быть толерантным - значит уважать других, быть внимательным к другому, не замыкаться на установившихся стереотипах, обращать внимание на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет. Проявлять толерантность - значит противодействовать мирными средствами угрозе насилия, бережно относиться ко всему живому на нашей планете, заботясь о будущих поколениях.

Занятию, посвященному проблеме прощения, могут предшествовать беседы и дискуссии, а также тренинги коммуникативной компетентности и эффективного общения, разрешения и упреждения конфликтных ситуаций, саморегуляции и личностного роста. Цель такой глобальной работы школьного психолога - помочь подростку и старшекласснику повысить самооценку, полюбить себя, другого и мир вокруг.

Любить - это значит прощать,
прощать - это понять,
понять - это значит знать,
знать - это приблизиться к порогу мудрости.

(Н.К. Рерих)

Надежда МАЙСАК,
психолог-методист Ленинского территориального отдела образования,
психолог гимназии № 3,
г. Астрахань

Цель

Подготовить старшеклассников к ситуациям, когда нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание, поняв и приняв значимого другого.

Задачи

Развивать умение осмысленно воспринимать информацию.
Развивать рефлексию и эмпатию.
Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.
Воспитывать фрустрационную толерантность, то есть выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.
Помогать учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.

Методы

«Разогрев» участников, направленная беседа, групповая дискуссия, ролевая игра, терапевтическая метафора, элементы арт-терапии (сказкотерапия, музыкотерапия), «заякоренный знак».

Оборудование

Стихотворение Э. Асадова «Трусиха», репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», Библия, магнитофон, аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена и музыкальной композиции «Yesterday» ансамбля Beatles, игрушки-сюрпризы «Ангелы» (см. иллюстрацию), листы с написанными на них фазами прощения (см. в описании занятия).

Занятие ведет психолог, помогает ему соведущий.

Ход занятия

Знакомство

Упражнение направлено на возникновение чувства доверия. Участники стоят в кругу. Необходимо представиться, выразительно произнеся свое имя, подчеркнув особенность своей личности жестом, позой, мимикой. После каждого представления все стараются точно воспроизвести увиденное, чтобы почувствовать и передать состояние каждого из присутствующих.

Вступительное слово психолога

Участники садятся в круг, берутся за руки, чтобы почувствовать атмосферу тепла, добра, единения.

Психолог. Ребята, сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из нас. Я предлагаю вам послушать стихотворение Эдуарда Асадова, которое мы - я и ваши родители - читали и даже учили наизусть, когда были в вашем возрасте.
Зачитывается стихотворение «Трусиха».

Эдуард Асадов

Трусиха

Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой

Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,

Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза...

А потом, вздохнув, сказала тихо:
- Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!

Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал: - Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!

Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел... И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!

Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.

А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.

Первый хрипло буркнул: - Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки -
Все, что есть, - на бочку, и живей!

А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.

И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул: - Эй, коза!
Что надулась?! - И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.

Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь! -
Голос рвется, яростен и звонок:
- Нож в кармане? Мне плевать на нож!

За убийство - стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!

И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался: - Ладно... тише, гром... -
А второй промямлил: - Ну их к черту! -
И фигуры скрылись за углом.

Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,

Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - слабая натура,
«Трус» и «воробьиная душа».

Психолог. Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет? Почему?

Ответы участников:

- Парень струсил. Скорее всего, девушка не захочет с ним встречаться, так как ей стыдно за него.
- Парню стыдно за свое поведение, и они могут встретиться, но через некоторое время.
- Они могут продолжать встречаться, но отношения будут уже не те.

Психолог. Что же чувствует девушка после произошедшего инцидента?

Участники. Обиду, разочарование, пренебрежение, жалость к парню...

Психолог. А что чувствует юноша?

Участники. Вину, стыд за себя, гордость за девушку...

Соведущий дискуссии. А я считаю, что он не струсил, а побеспокоился о собственной безопасности и безопасности девушки. Его можно назвать даже «защитником» девушки.

Ответы участников:
- Она - девушка с обостренным чувством справедливости, «защитница» всех и вся... Он же реально оценил силу противника и принял, возможно, самое верное решение.

Соведущий дискуссии. Я считаю, что девушка - «бесшабашная натура», которая подставляет и себя, и молодого человека. Ведь она своими фразами провоцирует по отношению к себе и молодому человеку агрессивные и, вполне возможно, преступные действия. Вдруг это показное проявление превосходства? И все-таки как же, по вашему мнению, будут развиваться отношения между юношей и девушкой?

Во время дискуссии нужно подвести старшеклассников к мысли о том, что следует учиться вставать на точку зрения другого человека, принимать его аргументы, даже если они не всегда совпадают с собственными убеждениями. Желательно разыграть встречу девушки и молодого человека.

Беседа по теме занятия

Психолог. Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста... (Обычно все поднимают руки.) Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.

Ответы участников

- Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
- Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию.
- Возникают сомнения в существовании справедливости.
- Жизнь меняется в отрицательную сторону...

Психолог. А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?
...Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А какие чувства испытывает человек, обидевший другого, - обидчик?

Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):

- Гнев, агрессию, боль, чувство вины.
- Жажду примирения.
- Он переоценивает существующую справедливость или себя самого.

Психолог. А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если тебе этот человек - брат или сестра, отец или мама?

Ответы участников:

- Предстоит налаживать отношения.

Психолог. Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннесса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев - «мамихпапинатапа». Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делают этого в надежде, что это сделает другой».
Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: «Чего же хотят оба?»

Ответы участников:

- Примирения.
- Извиниться за вольно или невольно нанесенные обиды, простить...

Психолог . А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?

Ответы участников:

- Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает себя виновным, ему можно «отпустить» вину, дать возможность почувствовать, что он прощен.
- Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то все-таки не стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить...

Здесь обсуждается человеческая способность прощать даже преступления.
Звучит «Лунная соната» Бетховена.

Психолог. В психотерапии есть такое направление - сказкотерапия. Душу человека пытаются исцелить сказкой. Я тоже хочу рассказать вам маленькую терапевтическую сказку.

Сказка «Прости»

Однажды там, где нужно было произнести Слово, встретилось Молчание с Молчанием. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Их взгляды выражали одиночество и пустоту, в них было что-то тоскливое.

Вдруг разверзлась бездна меж ними, а за спиной встали непроходимые скалы. Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги и осознали, что им не суждено вместе жить, а суждено им вместе умереть.

Немые губы сжались, а языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе... И потянулись руки навстречу, и Слово родилось: «Прости!»

Психолог. В чем суть этой сказки? Кому следует ее рассказать и почему? Какой вывод вы делаете?

(Участники отвечают.)

Психолог. Сегодня мы с вами говорим о способности каждого из нас прощать, о трудном пути прощения. Мой долг - помочь вам осознать жизненную необходимость прощения, почувствовать светлую радость прощения. Я думаю, что наша встреча будет способствовать тому, что вы и сегодня, и в дальнейшей жизни будете проявлять великодушие к людям. Только тонко настроенная душа человека способна прощать даже самые сильные обиды!
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «простить» расшифровывается как «извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства». А в словаре В. Даля «простить - делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать».
Специалисты считают, что процесс прощения проходит четыре фазы.

(Постепенно по ходу рассказа нужно помещать листы с написанными на них фазами на доске для наглядности.)

Фаза открытия. Наличие гнева, постоянные мысли об обиде, сравнение себя с обидчиком; осознание чувств стыда и вины, если таковые имеют место.
Фаза принятия решения. Поскольку прежние стратегии поведения не избавляют от обиды, человек готов рассматривать прощение как предпочтительный выбор, готов простить обидчика. Ведь многие были в подобных ситуациях.
Фаза действий. Происходит примеривание на себя различных ролей, чтобы «влезть в шкуру» обидчика, «поглощение» боли, эмпатия к обидчику, нахождение для себя личностного смысла в прощении.
Фаза результата. Уменьшение негативных чувств и рост позитивных. Прощающий осознает свое несовершенство и несовершенство других людей. Таким образом ослабляется угнетенное состояние души, улучшается мнение об обидчике, налаживаются отношения с ним. У того, кто простил, повышается самоуважение и самооценка.
Прощение - свободный выбор личности. Нельзя никого принудить проявить милосердие! Путь избавления от межличностных обид можно даже представить графически: это продвижение от мести через переживание, превозмогание негативных эмоций, мыслей, поведения к положительным эмоциям, мыслям и поведению -
к
прощению .

Обсуждение ситуации

Психолог. Я предлагаю сейчас обсудить и, проиграв, разрешить примирением конфликтную ситуацию, сложившуюся в одной семье.
Дочь поделилась с матерью тем, что ей очень нравится мальчик, живущий в соседнем подъезде, но он на нее не обращает никакого внимания. Мать обещала об этом никому не рассказывать. Сама же поведала обо всем отцу, который начал подшучивать над дочерью и осуждать ее выбор. Брат же, поняв в чем дело, обещал рассказать все этому парню. После этого девочка назвала мать предательницей, стала огрызаться на реплики отца, поругалась с братом, замкнулась в себе. В семье сложилась угнетающая атмосфера.
Как разрешить сложившуюся ситуацию? Как начать разговор о прощении? Кто из членов семьи должен первым сделать шаг навстречу?

В результате обсуждения участники приходят к выводу, что первым прощает тот, кто более милосерден, великодушен, стоит на более высокой ступени личностного развития.

Беседа по теме занятия

Звучит композиция ансамбля Beatles «Yesterday».

Психолог. В христианстве прощению отведен даже специальный день - день духовного очищения от грехов вольных или невольных - последний день Масленицы накануне Великого поста. Это (участники подсказывают) - Прощеное воскресенье. Считалось, что грехи, отпущенные людям в этом мире, не будут зачтены Богом и в мире ином.
Тема прощения проходит красной нитью через Библию, которая является источником нравственных канонов для некоторой части людей. К этой теме обращались и великие люди ушедшего тысячелетия. Один из них - голландский художник Рембрандт, для которого библейская «Притча о блудном сыне» послужила сюжетом для написания знаменитой картины.

Демонстрируется репродукция картины.

Сын, ведя распутный образ жизни, промотал свою долю отцовского состояния. Однако он вернулся к отцу, и отец простил его.

Психолог зачитывает Притчу о блудном сыне из Евангелия от Луки.

«Возвращение блудного сына» - знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне. Выставлена в Эрмитаже.

Притча о блудном сыне

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. и пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему.

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».

А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым».

Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».

Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил; пропадал и нашелся».

(Лук. 15:11-32)

Данная тема была близка и самому Рембрандту. После смерти любимой жены коллекцию его картин и все его имущество продали с молотка за долги. Видимо, и самому Рембрандту было кого и за что прощать.
Эта картина стала лебединой песней великого художника. Находится она в Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге.
Итак, что же означает теперь для вас слово «простить»?

Ответы участников:

- Перестать гневаться и винить другого человека.
- Не упрекать человека за нанесенную обиду.
- Не ждать, пока другой исправит ошибку и первым придет мириться.
- Избавить человека от ощущения вины.
- Вернуть и себе, и другому чувство уверенности в себе.
- Справиться с депрессией и тревожностью.
- Не ставить человеку в вину дурную мысль или поступок.
- Относиться терпимо к чужим проступкам.
- Разорвать порочный круг озлобленности и мести.
- Полностью реализовать свои возможности, показав окружающим пример сочувствия, великодушия и мудрости.

Психолог. Что мы чувствуем, когда прощаем себя и другого?

Ответы участников:

- Удивление.
- Избавление от тяжких мук и обид.
- Счастье, облегчение.
- Радость.
- Желание начать новую жизнь.

Психолог. Ребята, а как дать человеку понять, что ты прощаешь его?

Ответы участников:

- Если человек осознал свою вину и просит извинить его, надо принять эти извинения.
- Сделать доброе дело тому, кто нанес тебе обиду или причинил неприятности.
- Можно написать дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении.

Психолог. Какие качества помогут нам сделать это?

Ответы участников:

- Смелость, сострадание, великодушие.
- Любовь.
- Уважение.
- Чувство ответственности.

Психолог. Прощение - сложный процесс, требующий сил и энергии, дарующий исцеление от обид, вредно воздействующих на физическое и психическое здоровье человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы порой несем через всю жизнь.

И пусть скептики говорят, что прощение противоположно торжеству справедливости, что оно - проявление слабости, что оно может стать отказом от борьбы за собственную точку зрения, проявлением превосходства, снисхождения. Некоторые люди считают даже, что просить прощения - значит унизиться перед другим. Но прощение - это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций.

Психолог просит всех взяться за руки, почувствовать тепло, исходящее от каждого.

Психолог. Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить ангела как символ чистоты и святости. Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова Норта:

Прощение - не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них.


Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания!

психологические упражнения для тренингов

Тренинг личностного роста для старшеклассников

Социально-психологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества. Способность осуществлять это соединение К.А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной «стратегии жизни» старшеклассников является главной целью тренинга личностного роста для старшеклассников.

Методические цели и задачи:

  • Ознакомить старшеклассников с суждениями о себе;
  • Развивать представления учеников о своих жизненных целях и желаниях;
  • Формировать установку о значимости своей личности;
  • Выработать потребность ребят осознать, как построить свою жизнь;
  • Воспитывать атмосферу открытости и доверия в ученическом коллективе.

Наглядность : Таблица с правилами поведения на занятиях по психологии.

Оборудование : Карандаши, бумага, магнитофон, аудиокассета, мяч.

Время проведения : 60 минут.

План

  1. Знакомство – самопрезентация.
  2. Упражнение «Обсуждение правил работы в группе».
  3. Торг.
  4. Упражнение «Чистка луковицы».
  5. Упражнение «Три года».
  6. Представление о достигнутом успехе.
  7. Рефлексия.

Ход занятия

Занятие начинается с взаимного приветствия всех членов группы (например, сказать соседу что-то приятное; подарить «подарок», передать прикосновением свои добрые чувства и т.п.).

Время : 5 минут.

Упражнение 1. «Самопрезентация»

Цель:

  • выявление представлений слушателей о себе;
  • формирование установки о значимости своей личности;
  • создание условий для самораскрытия.

Время : 5 минут.

Процедура : Психолог просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личных качествах. Задача может быть уточнена, например, назвать 5 наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах («Самопрезентация»).

Все члены группы и ведущий тренинга могут задавать вопросы типа:

– Твое главное достоинство?

– Есть ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?

Второй вариант данного упражнения : Члены группы разбиваются по парам, расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по очереди коллегу.

Упражнение 2. «Обсуждение правил работы в группе»

Назначение : формирование представлений о правилах и методах работы в группе.

Время : 5 минут.

Процедура : Психолог объясняет участникам основные принципы и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к обсуждению правил работы в группе.

Основные правила работы в группе. Правило персонификации обращения и высказывания «Я предлагаю…», «Я думаю…»; правило «здесь и теперь»; правило «обратной связи»; правило недопустимости непосредственных оценок человека (оценивать действия человека), правило конфиденциальности и правило «стоп»

Упражнение 3 «Торг»

Цель : рефлексия собственных положительных и отрицательных качеств.

Время : 15 минут.

Ход работы : Участникам тренинга предлагается в течение 3 минут написать свои сильные и слабые качества. Затем проводится торг.

Упражнение 4 «Чистка луковицы»

Цель : четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое внутреннее «Я» и осознавать свои цели и желания.

Время : 5 минут.

Технология выполнения : Закройте глаза, расслабьтесь.

Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее «Я». Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое «Я». Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него.

Упражнение 5 «Три года» (см. Дж. Рейнуотер)

Цель : осознание как построить свою жизнь.

Время : 15 минут.

Технология выполнения:

  1. Упражнению должна предшествовать непродолжительная релаксация: следите за своим дыханием, оно ровное, естественное. Фиксируйте вдох, выдох, отмечайте попутно, какие части вашего тела движутся, когда вы дышите..., заметьте, где ваше тело касается кресла, стула... Будьте спокойны, расслабленны, пусть стул сам держит ваше тело.
  2. Представьте, что Вы узнали: Вам осталось жить три года. Все это время Вы будете совершенно здоровы. Какова ваша первая реакция на это известие… (запишите). Начали ли Вы сразу строить свои планы или разозлились, что Вам дано так мало времени?
  3. Вместо того чтобы испытывать ненависть к тому, что «меркнет свет», или завязнуть в трясине фантазий о деталях приближающего конца жизни, решите лучше, как Вам хочется провести это время.
  4. Запишите, где бы Вы хотели их прожить? С кем бы вы хотели их прожить? Хотите ли Вы работать? Учиться? Что обязательно нужно успеть сделать за это время?
  5. После того, как Ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой Вы живете сейчас.
  6. Запишите, в чем сходство между ними? В чем отличие? Есть ли в этой воображаемой картине что-то, что Вы хотели бы включить в вашу нынешнюю жизнь?
  7. Теперь хорошенько осознайте, что предположение о трех годах жизни – это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение, отбросьте эти мысли (кто-то крепко ошибся, жить Вам еще долго). Оставьте от этой игры то, что Вам подходит, и что Вы хотели бы сохранить. Запишите, какой опыт Вы приобрели, выполняя это упражнение.

Упражнение 6. «Представление о достигнутом успехе»

Цель : развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Время : 5 минут.

Психологическая сущность упражнения : Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.

Задание:

  1. Решите, какой успех наиболее важен для Вас – добиться признания на работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д.
  2. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.
  3. Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите.

Упражнение 7. «Рефлексия»

Время : 5 минут.

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Литература:

  1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста – М., издательство «Международная педагогическая академия», 1995
  2. Дж. Рейнуотер «Это в ваших силах» – М., 1993
  3. Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками» – М., 2001
09.08.2011
Марина
Достаточно серьезное занятие.Обязательно применю его в работе с детьми из детского дома.
10.02.2012
Саша
Формирование индивидуальной «стратегии жизни» старшеклассников перед тестированием....
Тренинг очень хороший

12.02.2012
алена
упражнение 3 года, применю уже завтра!
23.03.2012
Карина
интересно, а со студентами провести такое возможно?
29.01.2013
назира
хороший тренинг стоит попробовать со старшеклассниками
08.02.2013
Ксения
Упражнение 3 года очень серьезное! Для его проведения необходимо иметь опыт проведения подобных "погружений". Некоторые дети эмоционально очень сильно реагируют. При выходе из этого упражнения необходимо обязательно отследить всех участников тренинга!
17.01.2015
Иван
А по-моему вредные упражнения. Надо научить молодого человека не бояться сталкиваться с трудностями, преодолевать их и адекватно оценивать свои возможности. Не комплексовать, если что-то не получается, а в жизни приходится с этим встречаться часто. А мы постоянно завышаем планку, наши дети нацелены исключительно на успех, а потом горькие разочарования и обиды на учителей, злость на себя,ненависть к окружающим, что ни машины, ни высокого статуса, ничего такого к чему мы его нацеливали. Учите их преодолевать в себе лень, силу духа, любовь к окружающему миру и сострадание к слабым.
31.01.2017
Ольга
непонятно третье упражнение. Как и с кем торговаться. Упражнение 5. "Три года" Очень тонкая материя. Даже немного жутковатое.Не надо забывать, что мысль материальна.
02.03.2017
Иван, зачем преодолевать "силу духа, любовь к окружающему миру и сострадание к слабым")).
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх