Рик реннер - драгоценные истины из греческого языка. Толкование на послание к филиппийцам но уничижил Себя Самого, приняв образ раба

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Но мы живем чувствами. Мы каждый день ощущаем целую гамму различных эмоций: гнев и восторг, обиду и утешение, надежду и разочарование, радость и горе. Столько разнообразных чувств в этом маленьком сердечке, и оно бьется, бьется то от одного, то от другого, и кто сможет понять нас по-настоящему? Только Бог.

Можем ли мы управлять чувствами? Можем ли по своему желанию сменить гнев на милость? Можем ли удалить от сердца печаль и начать радоваться вопреки всему? Большинство людей скажет, что нет. И действительно миллиарды жителей Земли идут на поводу своих чувств, словно увлекаемые течением. Вот влюбился - и потерял голову, продал мольберт и кисти, и купил «миллионы-миллионы алых роз». Или разозлился - и тоже потерял голову: поломал мебель, поразбивал стекла, поскольку стал невменяем. Чувства - явление сильное. Библия называет их страстями.

Но христианам дана великая власть. Мы можем владеть своими чувствами: обуздывать гнев, укрощать похоть, побеждать желания. И не только с отрицательными чувствами мы можем справиться, мы можем насаждать и взращивать в себе правильные чувства. Например, Господь говорит нам: «Любите друг друга». А если не любится? Что ж, это не большая проблема. Приложите усилие и полюбите. То, что звучит непонятно для мира, вполне понятно и посильно для Божьих детей. Мы можем полюбить друг друга, можем пожалеть, простить. Словом, мы можем приказать своему сердцу.

В нашем сегодняшнем отрывке речь идет именно о чувствах. В связи с этим хочу задать два вопроса. Первый - тот, что уже прозвучал: Как вы себя чувствуете? Давайте отвлечемся от бренных тел, не будем говорить, что у нас болит. Заглянем в свое сердце, попробуем увидеть, что в нем. Думаю, большинство из нас чувствует радость оттого, что пришли в церковь. Возможно, мы чувствуем себя здесь «как дома» или «как рыба в воде», а то и «как за каменной стеной». Вероятно, мы чувствуем Божье утешение, ведь Он сейчас среди нас. Но кто-то, может быть, чувствует обиду, ущемленное самолюбие, невостребованность, ненужность. Кому-то одиноко. Кто-то телом здесь, а мыслями дома, потому что там проблемы.

Что мы чувствуем по отношению друг ко другу? Взаимность, принятие. А к кому-то, может быть, равнодушие. А с кем-то и не хотелось бы встречаться. Кому-то рады, кому-то нет. Тогда еще один вопрос: А какие должны у нас быть чувства друг ко другу? Если мы действительно можем управлять своими чувствами, то какое отношение к собравшимся здесь нам нужно в себе развивать? На этот вопрос отвечает нам апостол Павел: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».

Должны быть те же чувствования.

Обратите внимание на категоричность слова «должны». Нам не просто полезно или желательно иметь такие чувствования. Они у нас быть «должны». Давайте на минуту остановимся и обратим внимание на это важное слово. Оно, кстати говоря, одно из самых частых в Моисеевом законе. Снова и снова Господь говорил его израильтянам. Должны приходить три раза в год в Иерусалим для поклонения. Должны отдавать десятую часть. Должны приносить жертвы утром и вечером. Должны святить седьмой день. Должны есть кошерную пищу. Я только что закончил перечитывать Пятикнижие, и у меня до сих пор в памяти звучат эти многочисленные «должен», «не должен». В пяти книгах Моисея это слово встречается не менее трехсот раз. Столько всего они были должны. И, насколько я припоминаю, во всех случаях речь шла о поведении. Подробно говорилось, как человек должен поступать, и практически ничего не было о том, как он должен себя чувствовать.

Но вот пришел Новый Завет и обратился не к поведению, а к сердцу. Вместо сотен ветхих заповедей касающихся поступков, пришла новая заповедь, обращающаяся к чувствам. От внешнего Господь перешел к внутреннему. Мы по-прежнему должны, но наш долг теперь вот какой: . Мы должны не просто поступать, как Он поступал, не просто копировать Его слова и поведение. В нас должны быть такие же чувства, как у Него. Господь теперь не требует от нас соблюдения многочисленных предписаний, но если в нас будут те же чувства, которые руководили Христом, то предписания и не потребуются. Мы будем поступать лучше и без всякого принуждения.

Какие же «чувствования» были в Иисусе Христе?

Во-первых, если можно так сказать о Боге, у Него было высокое чувство собственного достоинства. Наш перевод не совсем понятен: «будучи образом Божиим» . Нам нужно уяснить, что под образом здесь подразумевается природа. Например, мы - люди, у нас природа человеческая. А Христос имел природу божественную. Фактически Павел говорит, что Христос обладал всеми свойствами Бога. То есть Он был так же безначален и вечен, вездесущ и всемогущ, высок и превознесен. Все, что было в Боге Отце, было и в Иисусе Христе. Для любого другого существа попытка приравняться к Богу была бы «хищением» или воровством. Скажем, дьявол тоже захотел быть равным Богу - и это был грех. А Христос вполне мог притязать на славу Бога Отца. Он имел на нее такое же право. Если ангелы воздавали славу и хвалу не Отцу, а Ему, то в этом не было ничего зазорного. Они во всем были равны: стоящие над всем, превознесенные выше всего, обладающие безраздельной властью и бесконечной славой.

А затем произошло удивительное и непонятное: Один из Них уничижил Себя. Он ни в чем не уступал Другому, ни в чем не провинился, ни в чем не оказался недостойнее. Просто смирил Себя и стал исполнять волю Другого. Стал послушным и остался таковым до самого конца. Обратите внимание, как Павел употребляет слово «образ». Вначале Христос был «образом Божьим» . То есть, во всем был Бог. Глядя на Него, мы видели Бога. Но затем Он принял «образ раба» , то есть, во всем стал как раб. Среди разумных существ нет никого выше и славнее, чем Бог, и нет никого ниже и презреннее, чем раб. Таким было уничижение Христа. С недосягаемой высоты, с самого высокого из возможных положений Он опустился до самого низкого. Бог стал человеком, и не просто человеком, а рабом.

Кстати говоря, понимаем ли мы, что Христос стал человеком не только на тридцать три года земной жизни, но на всю вечность. Он теперь уже всегда будет в теле, как мы. Он никогда не вернется к той беспредельной и бесконечной форме бытия, в которой когда-то пребывал. Кто из нас согласился бы стать тараканом, блохой, червяком? Но и это не идет в сравнение, и этого ничтожно мало по сравнению с тем, насколько уничижил себя Божий Сын. Необъятный Бог стал ограниченным человеком. Дух стал плотью. Владыка стал рабом.

И все это не по обязанности, не по долгу, не по принуждению. Просто потому, что у Него были такие чувствования. Видя падшее человечество, движимый любовью, Он добровольно согласился на предельное из возможных уничижений. А теперь, - говорит Писание, - в вас должны быть те же чувствования. Вы должны хотеть уничижаться друг перед другом, смиряться, принимать образ рабов и быть послушными. Как вы себя чувствуете? Есть ли в вас такие чувствования? Или мы скорее чувствуем досаду, раздражение, гнев? Или больше готовы возмущаться и негодовать: со мной поступают несправедливо, нечестно, меня здесь не ценят, не любят?

В этом наша главная проблема: мы не хотим смиряться, напротив, нам хочется возносить себя, и чтобы другие нас тоже возносили. Я читал об одном забавном эпизоде, произошедшем с Мохаммедом Али, знаменитым боксером. Однажды он летел в самолете и отказался пристегнуть ремень безопасности, а на просьбу стюардессы ответил: «Я супермен! А супермену не нужен ваш ремень». Стюардесса ответила: «Да, но супермену не нужен и самолет». Вот оно, самое первое искушение: «Будете как боги!» Оно продолжает заражать души и семьи, народы и правителей, и, самое печальное, церкви и христиан. Нам всем хочется места повыше и звания попочетней. Но вспомним «начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр. 12:2-3).

Признаюсь, мне не просто проповедовать на этот отрывок. Толкователи считают, что здесь Павел написал не свои собственные слова, а гимн , который пели первые христиане на своих собраниях. Давайте представим себя, стоящими среди них, еще не известных миру. Мы собрались где-нибудь в частном доме, поскольку церковных зданий еще никто нигде не строил. У нас нет Нового Завета, и мы читаем Ветхий, стараясь на каждой странице найти нашего Спасителя. Но особой отрадой для нас являются песни. Мы поем об Иисусе Христе, нас мало интересует что-нибудь другое. И, думаю, мы поем со слезами на глазах, потому что понимаем, как много Он для нас сделал, как многим ради нас пожертвовал.

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу.

Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба,

Сделавшись подобным человекам и по виду став как человек,

Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Посему и Бог превознес Его, и дал Ему имя превыше всякого имени.

Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Слова, которые говорил Христос, были словами Отца. Дела, которые Он делал, были поручены Отцом. Он ничего не делал от Себя, и в молитвах Своих говорил: «Не чего Я хочу, но чего Ты» . Наш отрывок не говорит об этом, но мы вспомним, что Спаситель подчинил Себя не только Отцу, но еще и Духу. Это Дух водил Его в пустыню для искушения, в Галилею для служения и в Иерусалим на распятие.

Обратим внимание на слова, которыми Павел описывает умаление Христа. Он использует ряд глаголов, из которых каждый следующий дополняет и усиливает картину. Если присмотреться перед нами словно появляются две лесенки, ведущие вниз.

Первая лесенка: Уничижил Себя - Смирил Себя - Был послушным.

«Уничижил Себя» - что означает это выражение? Давайте представим себе обычную для нашей церкви картину: мы пришли на субботник, чтобы убрать территорию. И кто-то из нас как раз накануне прочитал это место из Послания к Филиппийцам и решил уничижиться. Вот стали разбирать рукавицы. Какие возьмет тот, кто хочет уничижить себя? Конечно, похуже. Стали распределять работу. Какую нужно взять? Самую неприятную. В конце решили угоститься. Какой кусочек возьмет умаляющийся брат или сестра? Самый маленький. Уничижение не значит, что нам нужно заискивать друг перед другом, лебезить, вести себя нарочито уничижено. Но это значит, что нам нужно уступать лучшее другим, а себе брать худшее.

Христос уничижил Себя, приняв образ раба. Мне запал в память рассказ одного американского пастора, который некоторое время работал миссионером в Индии. Он близко сошелся с индийским служителем, и они часто вели разговоры на духовные темы. Однажды этот брат-индус спросил американца: «Скажи мне, как ты понимаешь, что значит быть рабом?» Наш миссионер ответил: «Думаю, это значит делать то, что говорят другие». А индус ответил: «Нет, быть рабом - значит делать то, что никто другой не хочет делать».

Следующая ступенька - «Смирил Себя». Думаю, здесь речь идет о внутреннем конфликте. Кому мы говорим: «Смирись»? Тому, кто возмущается, кому тяжело согласиться со сложившимся положением вещей. Смириться означает перебороть свое негодование, возмущение. Если все во мне закипает, если мне не нравится, если я категорически не согласен, но заставляю себя успокоиться и принять все как есть, это значит, я смирился. Христос смирялся. Лишь иногда вырывались у Него слова, которые показывали, как тяжело Ему. Вот, например, говорит Он: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мк. 17:17). Но сказал это - и снова смирился, и остался с ними, и терпел их.

И, наконец, последняя ступенька. «Был послушным». Это еще ниже, еще тяжелее. Одно дело, когда ты усилием воли заставляешь себя уничижиться и смириться. Ты все еще сам решаешь, как поступать. А тут кто-то другой указывает тебе, и нужно делать не то, чего ты хочешь, а чего хочет другой. Я замечаю и по себе, и по тому, как ведем себя мы в церкви, что это самое трудное. Низшая ступень умаления, до которой дошел Христос. Самое первое, что мы узнаем о Его поведении, сказано в Евангелии от Луки: «Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» (Лк. 2:51). Далее, Павел говорит о Христе, что Он «подчинился закону» (Гал. 4:4). Из всех людей Он один имел право не исполнять закон, однако Он один исполнил его от начала до конца. Он подчинился существующему в те дни порядку вещей. Он подчинился власти, и на вопрос, давать ли подать кесарю, дал непопулярный ответ: «Отдавайте кесарю кесарево» , то есть призвал к подчинению ненавистным римлянам. Наконец, Он подчинился суду синедриона и Понтию Пилату, подчинился смертному приговору, хотя мог бы его опровергнуть и сойти с креста, но Он был послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Могут возразить, что Христос повиновался не людям, а Богу. Действительно так, только с одной оговоркой. Христос был равен Богу, Он повиновался равному. А кто равен нам? Наши братья и сестры. Значит, нам и нужно повиноваться друг другу, тогда мы сделаем то же, что Христос.

Есть и другая «лесенка», которую мы уже не будем разбирать, а лишь укажем. Это тоже три глагола: принял - сделался - стал. С каждым последующим словом все больше показывается воплощение Христа, погружение Его в наш мир и в человеческую сущность.

Нижайшей точкой, в которой сошлись все ступени уничижения, стал крест. Даже само это слово - «крукс» - было неприлично в римском обществе. Полностью раздетый, обезображенный человек позорно вывешивался перед толпой. Рефлексы тела заставляли его судорожно извиваться и изгибаться, глотая воздух. Непередаваемая боль и непереносимое унижение сводили многих с ума. Из всех видов казни любой человек выбрал бы что угодно, только не распятие. Но настолько уничижил Себя, смирил Себя, был послушен Божий Сын, что пошел даже на крестную смерть. Представим себе эту страшную картину, оплеванного, избитого и униженного Спасителя, только над головой Его не надпись Пилата «Царь Иудейский», а слова Павла: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» .

Мне бы хотелось закончить на этой возвышенной и трагической ноте, но нужно обязательно дочитать до конца и обратить внимание на результат унижения Спасителя . Он уничижил Себя до конца, до предела. Дальше было уже невозможно. И за это Небесный Отец превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, так что выше нельзя.

В последний день, когда явится Божья слава, когда всему творению откроется то, что сейчас понимаем только мы, тогда произойдет вещь удивительная и невероятная. Перед Иисусом Христом преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних» . Не только ангелы на небесах, но и люди на земле изумятся подвигу Христову и Его уничижению. Упорствующие грешники и те, которые пронзили Его, упадут на колени в едином порыве. И, возможно, даже демоны, падшие духи, и те признают величие Его смирения и непревзойденную славу Его послушания.

Какое из этого применение? Самое прямое: мы призваны идти тем же путем. Христос часто говорил то одному, то другому: «Иди за Мной». И, конечно же, Он имел в виду не хождение по земле, а подражание Ему. В наше время некоторые думают, что это значит совершать такие же чудеса, как Он совершал: исцелять больных, ходить по воде. Или стоять перед тысячами и поучать. А то еще и въезжать победно под приветственные крики и махание пальмовыми ветвями. Но нет, идти за Христом означает иметь те же чувствования, уничижить себя, смириться и быть послушными, делать работу, которую никто не хочет делать, занимать последние места и брать меньшие куски. Полагать душу за других, если не на кресте, то каждый день умирать для собственного эгоизма, жертвуя собой.

Только тогда нас ожидает такая же небесная слава. В Своем учении Господь не раз призывал слушателей умаляться. В прошлый раз мы вспоминали, как Он поставил перед апостолами ребенка, как умыл им ноги. Вот еще один пример:

«Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: «Уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «Друг! Пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:7-11).

Когда возвысятся смиренные? Порой это происходит в этой жизни, но главное возвышение - на небе. Если, братья и сестры, нам трудно умалиться друг перед другом просто из смирения, из подражания Христу, то вспомним о Божьем воздаянии. Чем больше мы стремимся к славе на земле, тем больше унизит нас Господь. Чем больше мы служим друг другу, уступаем и смиряемся, тем более высокое звание даст Он нам в Своем Царстве.

Иоанн Златоуст привел интересный пример: «Сатана был ангел, и превознесся. Что же, не более ли всех унижен? Не землю ли имеет он своим жилищем? Не все ли порицают и хулят его? Павел, будучи человеком, уничижил себя. Что же, не почитают ли его? Не хвалят ли его? Не прославляют ли его? Не друг ли он Христов? Не совершил ли он дел больше тех, которые Христос сотворил? Не повелевал ли он часто дьяволу, как невольнику?.. Вознесся Авессалом, смирился Давид: кто же из них стал высок, кто славен?»

Позвольте в конце задать все тот же вопрос: как вы себя чувствуете? Только один ответ правильный. Только один угоден Богу. Если в нас «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» .

2:1-4 Поэтика этих стихов придает словам Павла особую убедительность. Призыв (ст. 1) с четырехкратным "если" является основанием для увещаний ст. 2-4.

2:1 во Христе. Единение со Христом побуждает верующих быть едиными между собой, а чтобы следовать примеру Христа, быть подобными Ему, верующим необходимо быть во Христе (ср. ст. 5).

отрада любви. Букв.: "отрада от любви". Верующие могут черпать воодушевление в любви Христа к ним (Гал. 2,20), в своей ответной любви ко Христу и во взаимной любви верующих (ст. 2).

общение духа. Это выражение можно перевести и так: "общение, производимо Духом".

2:2 одни мысли... ту же любовь... единодушны и единомысленны. Этот стих настойчиво подчеркивает идею единства (1,27).

2:3 по любопрению. Гордость побуждает к соперничеству, питает амбиции и тем самым ведет к конфликтам, а не к гармонии в личных взаимоотношениях (1,27; 2,2.14). Смирение же предполагает заботу о потребностях и интересах других людей (ст. 4). Любовь (ст. 2) - предпосылка смирения (1,9; 1 Кор. 13,4.5).

2:5 Этот стих служит связкой между увещаниями ст. 1-4 и 6-11. Упоминая о гордыне, вызвавшей разделение среди филиппийцев (1,27 - 2,4), Павел говорит о Христе как высшем проявлении смирения. Для Павла Христос не просто образец, Он - Господь и Спаситель (2,11; 3,20), являющийся примером (Рим. 15,1-3; 2 Кор. 10,1;).

2:6 Он, будучи образом Божиим. "Будучи" подразумевает не просто бытие, но и обладание. Христос обладает полнотой Божественного достоинства; вочеловечившись (ст. 7), Он не лишился Своего Божества.

равным Богу. Быть "образом Божиим" означает быть равным Богу.

2:7 уничижил Себя. Букв.: "опорожнил Себя". Этим не сказано, что Христос лишился свойств Своего Божества. Выражение это означает, что, став человеком, Он отдал Себя полностью, до конца. Природа Его самоуничижения определена такой последовательностью: "приняв"... "сделавшись"... "став". Павел говорит о том, что Христос расстался со Своими вышними привилегиями и состоянием, а не о том, будто Он отказался от Своего Божества и Его силы. Христос принял вид раба, не расставшись со Своим Божеством в Своем воплощении. Оно проявляется явно.

приняв образ раба. Это выражение подчеркивает добровольный отказ Христа от Своего превознесенного положения (ком. к 2,6).

сделавшись подобным человекам. Христос - подлинный человек. Слово "подобным" не отрицает реальности Его человеческой сути. Более того, чтобы умереть (ст. 8), Христос должен был стать подлинно человеком. В то же время Павел проводит различие между Христом и прочими людьми. В отличие от них, Христос безгрешен (2 Кор. 5,21) и по существу (в том, что касается Его Божества) принадлежит трансцендентному миру; даже в Своем умалении и уничижении Он остается Богом.

по виду став как человек. Эти слова подтверждают и усиливают вышесказанное.

2:8 смирил Себя. Эти слова перекликаются с выражением "уничижил Себя" (ст. 7). И то, и другое действие Христос совершает свободно, по собственной воле.

быв послушным даже до смерти. Покорность воле Отца (Евр. 10,5-9) более примечательна со стороны Того, Кто равен Отцу (ст. 6), чем того, кто не имеет такого равенства. Слова Павла охватывают земную жизнь Христа, проведенную в полном послушании, и подчеркивают, что наиболее совершенным проявлением этого послушания стала Его смерть.

смерти крестной. Здесь подчеркивается, скорее, готовность Христа принять самую постыдную и мучительную смерть, чем искупительное значение этого события (ср. Рим. 3,21-26).

2:9 Посему и Бог. Действие Отца является непосредственным ответом на послушание Сына.

превознес Его. Глагол "превознес" здесь не означает, что Бог даровал Христу положение более высокое, чем Он имел прежде, - Бог даровал Ему положение, выше которого нет. Христос восстановлен в той славе, которую Он имел изначально и которую добровольно оставил ради того, чтобы стать человеком.

имя выше всякого имени. См. ком. к 2,11.

2:10 пред именем Иисуса. Это может означать "имя, принадлежащее Иисусу" (т.е. "Господь", ст. 11). Однако, вероятнее, Павел имел в виду, что при имени Иисус "преклонится всякое колено", дабы почтить Его и провозгласить Его Господом. Иисус - производное от греческой формы еврейского имени Иешуа, что означает "Яхве спасает".

небесных, земных и преисподних. Выражение это всеобъемлющее, но, возможно, в первую очередь имеется в виду покорение враждебных демонических сил (ср. Еф. 1,19-21; Кол. 2,15).

2:11 всякий язык исповедал. Преклонение должно сопровождаться исповеданием.

что Господь Иисус Христос. Точнее: "что Иисус Христос - Господь". Христос превознесен за Свое смирение; Он прославлен Своим смирением (ср. Мф. 23,12). "Имя превыше всякого имени" (ст. 9) - Господь. В Септуагинте, греческом перевод еврейского ВЗ, Бог именуется Господом (греч. - кириос). Христос провозглашен Тем, Кем Он всегда был - Богом истинным. Исповедуя, что "Иисус Христос - Господь", тварный мир признает Его Божество со всеми присущими Ему свойствами. Воздаваемая хвала охватывает и Его человечество (Иисус), и Божество (Господь) Христа; поклонение воздается Христу как Богочеловеку.

в славу Бога Отца. Следовательно, Иисус Христос есть Сын Отчий. Поклонение подобает и Христу, и Отцу. Единство Лиц Троицы таково, что поклонение Сыну воздает славу и Отцу. В Послании к Филиппийцам Павел не называет Иисуса Сыном Божиим, как в других местах (напр., Рим. 8,3; Гал. 4,4).

2:12 Итак. Павел завершает свой призыв, опираясь на наивысший пример - Христа. Присутствие апостола побуждает филиппийцев к послушанию, но главный импульс - "Бог производит в вас" (ст. 13), так что их послушание может совершенствоваться и в отсутствие Павла (1,27).

со страхом и трепетом. Имеются в виду благоговение и почитание, а не панический ужас. Такие чувства пробуждаются не заботой о "вечном благополучии", а присутствием Самого Бога в жизни человека (ст. 13).

совершайте свое спасение. Как и в 1,28, под спасением понимается здесь полно искупление; особенно подчеркивается освящение верующих. Дело освящения требует исполнения увещаний ст. 1-5.

2:13 Бог производит в вас и хотение и действие. Посильные старания человека (ст. 12) отнюдь не являются нарушением державной воли Божией, они предписаны Самим Богом во исполнение Его спасительных целей (ср. Еф. 2,8-10). Приведя в пример Христа, Павел утверждает, что воля и действия филиппийцев не самодеятельны: именно в них проявляется собственно Божия воля (4,13; 1 Фес. 2,13).

2:14 без ропота и сомнения. Филиппийцам следует избегать примера древних израильтян (Исх. 15,24; 16,7-9; 1 Кор. 10,10). Вполне возможно, что филиппийцы роптали на руководителей общины подобно тому, как израильтяне роптали на Моисея (ст. 29; 1 Фес. 5,12.13).

2:15 неукоризненными и чистыми... непорочными. Эти определения в значительной мере совпадают. Павел описывает, какие качества требуются от "чад Божиих" в жизни. Они должны сиять "как светила в мире", резко выделяясь на фоне своих "строптивых и развращенных" современников, но, вместе с тем, должны быть для них источником надежды (Мф. 5,14-16; Деян. 2,40).

слово жизни. Это определение относится как с самому благовестию, так и к основанному на нем этическому учению (1,27; 4,8.9).

к похвале моей. К похвале Павла в "день Христов" (1,6.10) больше послужит духовное возрастание филиппийцев, чем его собственное (1,9-11).

2:17 соделываюсь жертвою. Точнее: "Но если я и становлюсь жертвенным возлиянием" за жертву. Павел имеет в виду не свои теперешние страдания, а возможность, пусть и не неизбежную, своей мученической кончины. Жертвенное возлияние, сопровождавшее жертву, обычно было вином, не кровью.

2:21 все ищут своего. Этот стих перекликается со ст. 4, где есть выражение "заботиться только о себе". Жизнь Тимофея являет пример того смирения, к которому Павел призывает филиппийцев, и отражает смирение Самого Христа (ст. 5-11).

2:22 как сын отцу. Тимофей тесно сотрудничал с Павлом в проповеди Христа Господа; оба они рабы Христовы (1,1). Как верному слуге Христову, Тимофею естественно "искренно заботиться" о других (ст. 20).

2:23 как скоро узнаю, что будет со мной. В трудных обстоятельствах (1,29.30), в ожидании, возможно, и суда, Павел нуждается в таком человеке, как Тимофей. В ст. 23,24 Павел повторяет свои надежды, уже высказанные в 1,19-26.

2:24 в Господе. Планы относительно Тимофея и самого Павла зависят от воли Божией (ст. 19).

2:25 Епафродит. Этот сотрудник Павла, как и Тимофей, достоин уважения. Повинуясь Христу, он посвятил себя служению собратьям по вере - и филиппийцам (4,18), и Павлу, ради которого он рисковал жизнью (ст. 26,27,30).

Свт. Иоанн Златоуст

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Родился от жены и произошел от Девы, девять месяцев был носим во чреве, повит пеленами, почитал отцем своим Иосифа-обрученника Марии, возрастал мало-помалу, был обрезан и принес жертву, алкал, жаждал и утомлялся, а наконец претерпел и смерть, смерть не обыкновенную, но почитавшуюся самою позорною, то есть смерть крестную; и все это для нас и нашего спасения потерпел Творец всяческих, неизменяемый, все приведший из небытия в бытие, «призираяй на землю, и творяй ю трястися» (Пс.103:32) , блеск славы Которого не могут зреть и херувимы – эти бесплотные силы, но, отвращая лица свои и закрывая их крыльями, свидетельствуют нам о чуде, – Которого непрестанно хвалят ангелы, архангелы, и тмы тем (духов). Он ради нас и нашего спасения благоволил соделаться человеком, и открыл нам путь доброй жизни и преподал достаточное наставление тем, что Сам прошел (этим путем), восприяв одинаковое с нами естество. Какое же останется нам оправдание, если мы, после того, как столько уже совершено для нашего спасения, сами сделаем все это бесполезным для нас, и своим нерадением о том лишимся спасения?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 23.

Свт. Григорий Нисский

но уничижил Себя Самого

Слово уничижил ясно показывает, что Сын Божий не всегда был таким, как нам явился, но в полноте Божества Он равен Богу, недостижим и неприступен, и тем более невместим ничтожной человеческой малостью. Сделался же Он вместимым смертным естеством плоти только тогда, когда, как говорит апостол, уничижил неизреченную славу собственного Божества и умалил Себя до нашей малости, так что то, чем Он был, было велико, и совершенно, и необъятно, а то, что Он воспринял, соразмерно было с мерою нашего естества.

Павел говорит, что Он сделался подобным человекам и по виду стал как человек - как не имеющий в Себе от начала подобия такому естеству и не облеченный ни в какой телесный образ. Ибо как на бестелесном может запечатлеться чувственный образ? Но оно тогда является в образе, когда на себя этот образ возлагает. Образ же этот есть естество тела.

Опровержение Апполинария.

Свт. Василий Великий

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Из этого видно, что Господь принял на Себя естественные страдания в подтверждение истинного, а не мечтательного вочеловечения; а сколько ни есть страданий, производимых пороками и оскверняющих чистоту жизни нашей, те отверг Он как недостойные пречистого Божества.

Письма.

Свт. Кирилл Александрийский

но уничижил Себя Самого

Что есть это уничижение? Быть облеченным плотью - и в образе раба; быть нам уподоблением - не имея с нами той же природы, но превосходя все творение. Таким образом Он смирил Себя, по домостроительству спасения заключив Себя в человеческие размеры.

О том, что один Христос.

cделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Как можем мы говорить, что Он был по образу Божию и равным Отцу… если считать Его просто и только человеком, рожденным от женщины? Какой полнотой обладал бы Он в таком случае, чтобы имело смысл говорить об «опустошении» [Его Божества]? На какой высоте должен бы Он быть прежде, чтобы можно было сказать, что Он смирил Себя? Как стал бы Он подобным человекам , если считать, что прежде Он уже был человеком по природе?

Слово о воплощении Единородного.

Свт. Климент Александрийский

но уничижил Себя Самого

Все сотворил Отец. Потому и говорится, что [Сын] принял образ раба: не только видимую плоть, но и сущность раба. Принял же Он рабскую сущность для того, чтобы пострадать и подчиниться наивысшей производящей Причине.

Фрагменты из Феодота.

Свт. Иларий Пиктавийский

но уничижил Себя Самого

Чтобы принять образ раба , Он истощил Себя послушанием. Истощил Себя из образа Бога , то есть в том, в чем Он был равен Богу.

сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

По промышлению приняв плоть и по послушанию лишив Себя формы Бога, Христос родился как человек и принял на Себя новую природу - не лишаясь силы Своей природы, но через изменение состояния… Он сохранял силу Своей Божественной природы, но в бытие Свое человеком Он на время отказался от этой силы. Результат этого промышления был таков, что Сын в Своей полноте, то есть как человек и Бог, теперь по великодушию воли Отца был в единстве с природой Отца, сохранив не только силу природы, но и ее саму.

О Троице.

Свт. Лев Великий

но уничижил Себя Самого

Он принял образ раба, не имея на Себе греха, увеличивая человеческое и не уменьшая Божественное. Уничижение это, в котором Невидимый сделался видимым, а Творец и Господь всех и всего возжелал быть одним из смертных, было делом милосердия, но власть при этом не исчезла.

Послание Флавиану.

Свт. Феофан Затворник

но Себе умалил (истощил), зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек

Но себе умалил , εκενωσεν,- истощил. Слово это употреблено по противоположности: не восхищением непщева . Сознавая Себя равным Богу, Он не восхитил чуждого: но, пребывая таким нечуждо восхитителем, Сам Себя добровольно обхитил, - опустошил, Свое с Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих. В сем отношении некоторые умалил разумеют: сокрыл славу Своего Божества. «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).

Следующие слова объясняют, как Он Себя умалил. - Зрак раба приим ,- то есть приняв на Себя естество тварное. Какое же именно? Человеческое: в подобии человечестем быв . Не получило ли от сего естество человеческое какого-либо отличия? Нет. Как все люди, таков и Он был: образом обретеся якоже человек .

Зрак раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, - Бог по естеству. Если Он принял, яко Бог, то и по принятии пребыл Бог, приявший зрак раба. Зрак раба - не признак, а норму раба. Слово: раба - употреблено в противоположность Божеству в словах: во образе Божии сый . Там образ Бога означает норму Божеского естества, Творческое Божество; здесь зрак раба означает норму раба - естества, работного Богу, тварного. Зрак раба приим - приняв тварное естество, которое, на какой бы степени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что следовало? То, что безначальный - начинается; вездесущий - определяется местом, вечный - проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный - возрастает возрастом и разумом; всесодержащий и всеоживляющий - питается и содержится Другими; всеведущий - не ведает; всемогущий - связывается; источающий жизнь - умирает. И все сие проходит Он, естеством Бог сый, принятым Им на Себя естеством тварным.

Какое тварное естество принял Бог? Человеческое. Не от Ангел приемлет, но от Семене Авраамова. Стал в зраке раба, в подобии человечестем быв . Святой Златоуст говорит: «маркиониты, привязываясь к словам, говорят: Он не был человек, а только в подобии человеческом.- Как же можно быть в подобии человеческом? Облекшись тению? Но это призрак, а не подобие человека. Сходное с сим выражение есть у святого Павла и еще. Он говорит: в подобии плоти греха (Рим. 8:3) (то есть плоть у Него такая же, как у всякого, только та плоть грешная, а у Него безгрешная. Она во всем подобна плоти грешной, кроме греха) Что же значат слова: в подобии человечестем быв ? То, что Он имел много нашего, а иного не имел. Например,- Он родился не естественным образом рождения, греха не сотворил. Вот, что имел Он, чего из людей никто не имеет. Он был не тем только, чем являлся, но и Богом Он являлся человеком, но во многом не был подобен (нам), хотя по плоти и был подобен. Следовательно, Он не был простым человеком. Поэтому и сказано: в подобии человечестем . Мы - душа и тело: Он же - Бог, душа и тело. Поэтому и сказано: в подобии . И дабы ты, услышавши, что Он Себе умалил, не представил изменения, превращения и какого-либо уничтожения, то Писание говорит, что Он, пребывая тем, чем был, принял то, чем не был, и, сделавшись плотию, пребыл истинным Богом Словом».

Словами: в подобии человечестем быв - определяется, что Он принял человеческое естество; а словами: и образом обретеся якоже человек - означается, что Он подчинился и всему быту человеческому, являлся живущим, как все люди, так что по этой видимости, ахтщап,- Он во всем был как человек. Святой Златоуст говорит: «так как в сем отношении Он подобен человеку, то Апостол и говорит: и образом , - чем выражает не то, будто природа изменилась или произошло какое смешение, но что Он по образу стал человеком. - Хорошо сказал Апостол: якоже человек . Ибо Он не был один из многих, но как бы один из многих. Поелику Бог Слово не превратился в человека и существо Его не изменилось, но Он явился как человек, не призрак нам представляя, но поучая смирению.- Замечай: говоря о Божестве, Апостол выражается: во образе Божии сый , - не восхищением непщева быти равен Богу ,– не употребляет слов: стал, принял. Но, говоря о человечестве, употребляет слова: принял, стал: зрак раба приим, образом обретеся . - Сим стал, сие принял, тем был. Итак, не будем ни смешивать, ни разделять (Божества и человечества). Един Бог, Един Христос - Сын Божий. А когда я говорю: один, то выражаю соединение, а не смешение; так как одно естество не превратилось в другое, но только соединилось с ним».

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Но Себя Самого уничижил , скрыв Свою собственную славу и облекшись в образ раба, так что Сын Давида царя, как раб, добровольно приял удар по ланите (Ин. 18:22 ср. Мф. 26:67 , Мк. 14:65 и Ин. 19:3), - в то время, когда Он стал в подобие человеков , от Девы, а не от семени мужа, - и в виде (внешнем образе) людей оказался , то есть во всех страданиях плоти, кроме греха.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.

Блж. Августин

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

О Нем говорится, что Он уничижил Себя , а именно тем, что принял форму раба , не утратив формы Бога . Ведь та природа, в которой Он равен Отцу формой Бога , остается неизменной, когда Он принимает нашу изменчивую природу, через которую родился от Девы.

Против Фавста-манихея.

Он уничижил Себя не потому, что изменилась Премудрость, Которая вообще неизменна, но потому, что, уничижившись, Он мог стать известен людям.

О вере и символе веры.

Итак, Он через то посредник, через что - человек; ниже Отца, потому что ближе к нам; выше нас, потому что ближе к Отцу. Потому и сказано: подчинился Отцу, потому что принял образ раба; но выше нас, потому что нет на Нем греха.

О благодати Христа и первородном грехе.

Господь Иисус Христос пришел во плоти и принял образ раба, быв послушен даже до смерти крестной не по другой какой причине, как только чтобы даровать жизнь тем, кто как бы стали членами Его тела по раздаянию Его милостивейшей благодати. Он - их глава в приобретении Царства Небесного. Он оживил, спас, освободил, искупил, просветил тех, кто находились прежде в смерти греха, бездействии, рабстве, пленении, мраке, под властью дьявола - князя греха.

О том, чего заслуживают грешники, отпущении грехов и крещении детей.

Это состояние не является таким, при котором Он, будучи в природе человека, изменил природу Бога; не является и таким, при котором человек изменил Бога и Он его изменил; не является и таким, при котором, став человеком, Он ни Бога не изменил, ни Богом не был изменен… Это состояние апостол точно обозначил, сказав: Сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. То есть Он не преобразился в человека, но стал им по виду, облачился в человека, объединился с ним, приобщая его к бессмертию и вечности.

О различных вопросах.

Блж. Феодорит Кирский

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Посмотри на согласие проповедников. Евангелист сказал: Слово стало плотью (Ин. 1:14) , а апостол: [Он уничижил Себя ], (Фил. 2:7) . Евангелист сказал: и обитало с нами (Ин. 1:14) ; а апостол - приняв образ раба (Фил. 2:7) . Евангелист опять говорит: мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца (Ин. 1:14) , а апостол: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (Фил. 2:6) . Оба учат тому же: будучи Богом и Сыном Божиим, и облеченным в славу Отца, и ту же имея природу и силу, что и Его Родитель, Сущий от начала, Пребывающий с Богом, и Бог, и творение Произведший - принял образ раба.

Эранист.

Сделавшись подобным человекам и по виду став как человек . Говорит это апостол о Боге Слове; а именно, что в Нем, сущем Боге, когда Он облекся в естество человеческое, Божество не было видимо. Ибо Богу Слову приличествует сказанное: как человек . Потому что воспринятое естество действительно было человеческое. А Сам Он не был им, но восприял оное.

Толкования на послания святого Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба

Где те, которые говорят, что Он сошел не добровольно, а исполняя повеление? Пусть знают те, что Он уничижил Себя, как Господь, как Самовластный. Говоря: образ раба , этим самым апостол пристыжает Аполлинария; потому что принимающий образ - μορφ - или, иначе, природу раба, имеет и душу вполне разумную.

сделавшись подобным человекам

Основываясь на этом, маркиониты говорят, что Сын Божий воплотился призрачно; потому что, говорят они, видишь ли, как Павел говорит, что Он принял подобие человека и облекся в человеческий образ, а не по существу сделался человеком? Но что же это значит? Это значит, что Господь не все имел наше, но чего-то и не имел, именно: не родился по естественному порядку и не грешил. Но Он не был только тем, чем казался, но и Богом: не был Он обычным человеком. Поэтому апостол и говорит: подобным человекам , потому что мы душа и тело, а Он душа и тело и Бог. На этом основании, когда апостол говорит: в подобии плоти греховной (Рим. 8:3) , то не то говорит, что Он не имел плоти, но что плоть эта не грешила, а была подобна греховной плоти по природе, а не по злу. Таким образом, как там подобие не в смысле всецелого равенства, так и здесь он говорит о подобии в том смысле, что Он не был рожден по естественному порядку, был безгрешным и не был простым человеком.

и по виду став как человек

Так как апостол сказал, что уничижил Себя Самого , то, чтобы ты не счел это дело изменением и превращением, он говорит: оставаясь тем, чем был. Он принял то, чем не был; природа Его не изменилась, но Он явился во внешнем виде, то есть во плоти, потому что плоти свойственно иметь вид. Ибо, когда он сказал: приняв образ раба , то после этого осмелился сказать и это, как бы этим заграждая уста кому. Прекрасно он сказал: как человек , так как Он не был один из многих, но - как один из многих. Потому что Бог-Слово не превратился в человека, но явился как человек, и, будучи невидимым, явился имея вид . Некоторые же толковали это место так: «и образом », как уже истинно человек, как и Иоанн говорит в Евангелии: славу как единородного от Отца (Ин. 1:14) , вместо того чтобы сказать: славу, какую прилично иметь единородному; потому что как - ως - означает и колебание, и утверждение.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.

Тертуллиан

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

Ясно, что маркиониты о субстанции Христа думают (да и ссылаются на апостола), что в Нем была видимость плоти (они имеют в виду слова апостола: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба ): то есть Он не был истинным человеком, но подобием человека; не человеком, но образом; не субстанцией, то есть не плотию. Будто бы образ и подобие не подходят к субстанции. Заметим, что и в другом месте апостол называет Христа образом Бога невидимого (Кол 1:15) . Неужели и здесь, где он называет Его образом Бога , Он не является истинным Христом Божиим, как не был и истинным человеком в образе человека? Выходит, что истину следует исключать, когда образ и подобие приравниваются к призраку.

Против Маркиона.

Марий Викторин

Мы понимаем Его самоуничижение не как некую утрату или ограничение Своей силы, но как то, что Он смирил Себя до позорного состояния, снизойдя до нижайшего положения. Исполнив это, Он опустошил Себя от Своей силы. Ибо, восприняв плоть и форму человека и подобие, Он как человек все претерпел, совершил и исполнил.

В Марка 15:29-31 мы читаем об Иисусе:

Марк 15:29-31
«Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти».

«Спаси Себя Самого ». Действительно, каким странным казалось этим людям то, что спасавший многих теперь сам висит на кресте и не может позаботиться о себе. Тому, кто служит самому себе, противоположный образ действий кажется очень странным. Иисус мог бы призвать двенадцать легионов ангелов (1 легион = 6826 человек), но Он отверг Себя и был послушным даже до смерти, и смерти крестной, призывая нас иметь те же чувствования, что и у Него:

Филиппийцам 2:5-8
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ».

Лука 9:23-24
«Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее».

Иисус Христос отверг себя. Он потерял свою жизнь, но не навсегда. После трех дней и трех ночей Бог воскресил его из мертвых . Как сказано в послании к Филиппийцам:

Филиппийцам 2:9-11
«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца».

Та дорога, которую показывает нам Иисус Христос, узка (Матфея 7:14). Чтобы пройти этой дорогой, нужно не беречь свою жизнь, а потерять ее. Однако эта дорога – также и путь воскресения. Может быть, распятие ветхого человека, своего я, приносит боль, но за распятием всегда следует воскресение. Нельзя избегать боли распятия, потому что без распятия нет воскресения. Нам нужно, чтобы в наших сердцах жил не ветхий человек, а новый – воскресший Христос . ОН наш живой пример и Тот, на кого мы должны равняться:

Евреям 12:1-2
«С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх