Самые интересные сказочные объяснения смены дня и ночи у народов мира. Смена дня и ночи - сказочное объяснение природного явления Рисунок на тему окружающий мир ночью

Различные древние народы, будь то египтяне, греки или римляне, пытались объяснять все происходящие вокруг них явления, так до наших времен дошло сказочное объяснение смены дня и ночи. Легенды разных народностей в целом схожи.

Смена дня и ночи: сказочное объяснение

Со словами «солнце взошло» или «солнце село» мы начинаем или заканчиваем очередной день в жизни. Наши предки наделяли рассветы и закаты большой силой. Эти явления имели сакральное значение для наших прародителей.

И действительно во время закатов и рассветов проводили различные ритуалы и обряды как церковные, так и магические. Отсюда «выросло» сказочное объяснение смены дня и ночи. Фото заката или рассвета имеет каждый пользователь социальных сетей. Сегодня современный человек в этих явлениях не разбирается и не знает сакрального значения.

Древнегреческий миф

У древних греков смена дня и ночи сказочное объяснение имеет. Было у титана Гипериона трое детей: Селена, Эос и Гелиос. Сияющая холодным светом Селена была богиней Луны. На ее голове был расположен серп-месяц. По ночной дороге она едет на колеснице, которая запряжена быками. Съезжает с этой дороги Селена, когда меркнут ее дети-звезды и мраморные колонны окрашиваются в розовый свет.

Эос - богиня утренней зари, объявляет о наступлении нового дня. Следом за Эос мчится с востока их брат Гелиос на сияющей золотой колеснице. Греки почитали его не меньше чем могущественного и верховного Зевса. Лучи Гелиоса проникали в самые дальние и темные уголки сквозь черные тучи. Их теплый свет пробуждал все живое. Благодаря лучам росли деревья и плоды. Гелиос - гроза всех преступников. Лучи этого бога ослепляют их. От таких лучей не скрыться и богам.

Все знает Гелиос о божественных «делишках». Именно он подсказал Деметре, что ее дочь Персефону похитил Аид в свое мрачное царство теней. Но наступает полдень, когда Гелиос достигает запада. К вечеру устают и краснеют кони Гелиоса и он сам. Бог направляется в свой дворец для отдыха, где отдыхает и божественная свита, а на дорогу выезжает колесница Селены… Такова греческая смена дня и ночи. Сказочное объяснение их схоже со славянским мифом.

Славянское видение дня и ночи

Представления о мире у древних славян-язычников было очень сложным и запутанным. Солнце и солнечный свет были для них различными понятиями. На каждый сезон у славян было отдельное «солнце» - Ярило, Купайло, Световит и Коляда. Само солнце они называли Хорос. Кстати, это слово означало «круг». Отсюда пошло и слово хоровод.

Как и у греков, славянское сказочное объяснение смены дня и ночи просто - Даждьбог (солнце - дающий бог) ехало на золотой колеснице по дневному небу, запряженной огненными крылатыми конями. Утренняя и вечерняя зори считались сестрами. Причем утренняя заря была супругой солнца. В праздновали славяне их свадьбу. Как и у греков, Солнце - всевидящее око, следившее за всем и каждым. Потому преступники действуют ночами и по сей день.

Древнеиндийское представление о появлении нового дня

Отличительна индийская легенда о смене дня и ночи. Сказочное объяснение гласит о том, что ночи не было. Появилась она благодаря одному трагическому случаю. Жили брат Яма и сестра Ями. Брат умер, а одинокой сестре ничего не оставалось делать, как бесконечно оплакивать несчастного брата. На все просьбы и увещевания успокоиться и прекратить лить слезы Ями только восклицала: «Но он же сегодня умер!» Боги узрели истину: чтобы успокоилась девушка, необходима ночь, только так придет новый день. Они сотворили ночь. Настало утро, Ями забыла о горе. А индусы стали говорить «череда дня и ночи».

Заключение

Еще долгие годы наши предки верили в эти мифы и легенды о сотворении дня и ночи, вплоть до Средневековья. Религию и мистические представления сменила наука. Николай Коперник 500 лет назад написал книгу о том, что наша планета вращается вокруг своей оси, проходя путь по орбите вокруг звезды Солнце. Так, по Копернику, происходила смена дня и ночи.

Сказочное объяснение было разрушено. А книга ученого была запрещена Папой Римским, так как противоречила христианской религии. Коперник прославился как создатель Название этой системы произошло от имени бога солнца Гелиоса, так, по теории Коперника, Солнце располагается в центре Вселенной. Польский астроном скончался от инсульта 24 мая 1543 года, ему было 73 года.

Оксана Столь

Цель: Продолжать знакомить с явлением контраста в искусстве, раскрыть специфику и показать средства художественно-образной выразительности. Учить создавать двухчастные контрастные композиции.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи;

2. Развивать способности к художественному творчеству, композиции, творческое воображение.

3. Совершенствовать нетрадиционную технику рисования акварелью и восковыми мелками.

4. Закреплять знания о теплых и холодных цветах и оттенках.

5. Воспитывать любознательность, художественный вкус.

Материалы и оборудование: альбомный лист бумаги, кисть, акварель, восковые мелки, вода, шаблон круга, салфетки.

Набор иллюстраций, фотографий, репродукций с явно выраженным контрастом, аудиозапись «Времена года»

Предварительная работа: беседа о частях суток, знакомства с явлениями контраста в искусстве, дидактические игры с цветом на цветовой модели «Радуга»

Ход занятия

1. Вводная часть

Воспитатель загадывает загадки о небесных светилах о солнце и луне. Солнце светит днем, а луна ночью. Луна и солнце, день и ночь, это противоположные по смыслу слова.

Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот»

Черный- (дети) белый,

Длинный - короткий,

большой - маленький,

добрый - злой,

холодный - теплый.

Молодцы! Такие противоположные по смыслу пары можно найти не только в мире слов,но и в мире искусства. Их называют контрастом. Показ репродукций, построенных по принципу контраста. На картинах художников можно найти такие пары: речка широкая и узкая, гора высокая и низкая и т. д

2. Продуктивная деятельность

Объясняю как можно изобразить солнце и месяц.

Дети обводят шаблон круга и восковыми мелками рисуют солнце и месяц, Желтым, оранжевым, красным - теплыми цветами рисуем солнце и лучи, а месяц - холодными цветами - синим, фиолетовым, зеленым. Затем все закрашиваем акварельными красками по цветам.

Дети под спокойную музыку рисуют картину "день и ночь", на которой представлены в один момент солнце и месяц. Осуществление индивидуальной помощи педагогом

Физкультминутка «День и ночь»

Стихотворение к занятию. Ночь и день

Для чего нужна нам ночь?

Чтобы выспаться помочь,

Чтобы глазки не болели,

Чтобы сны они смотрели.

Чтобы шар луны ловили,

Чтобы со звездой светили,

Чтобы крылышки росли,

Чтобы мы летать могли.

Для чего нам нужен день?

Чтобы мы прогнали лень,

Чтобы бегали, играли,

Книжки добрые читали.

Чтобы свету улыбались,

Чтобы весело смеялись.

Чтобы мы любить учились

И как солнышки лучились.

(Лопатина,А., Скребцова, М.)

3. Итог.

Выставка рисунков и анализ детских работ.











Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе «День-ночь» Цель: Показать зависимость наступления дня,вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу; закрепить представления детей о.

Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Стройка» Цель:развивать умение рисовать свой дом, выделять в своем рисунке главное, передавать в нем цветочные сочетания. Программные.

Конспект по формированию целостной картины мира во второй младшей группе. «День и ночь» Цели: познакомить с временными понятиями "день - ночь"; учить различать части суток по приметам и действиям времени; формировать навыки.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе «Цветы на день рожденья кукле Кате» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Краски Осени» «Краски Осени» Задачи: 1. Учить детей передавать колорит золотой осени, учить сочетать теплые цвета и оттенки. Продолжать учить детей свободно.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной логопедической группе Конспект занятия по рисованию в подготовительной логопедической группе «Светлячки» Тема «Лебеди на озере» (тема недели «Перелётные птицы»).

2 4 951 0

Мам, куда солнышко спряталось?
– Сынок, мама сейчас занята, не мешай.

Процесс смены дня и ночи у малышей вызывает много вопросов, как и все остальные явления природы. Это говорит о нормальном развитии ребенка .

Правильный ответ родителей имеет решающее значение для полноценного развития малыша и для установления доверительных отношений.

  • Не нагружайте информацией и терминологией.
  • Не врите (что-то вроде: «солнышко на тебя обиделось, потому что ты плохо себя вел»).
  • Отвечать на все вопросы, которые задает ребенок;
  • Устную форму подкрепляйте визуальной и/или ассоциативной (дети легче понимают и запоминают увиденное, чем услышанное).

В статье расскажем, как легко научить сына или дочь распознавать смену дня и ночи.

В каком возрасте объяснять и почему

Если малыш сам спросил: «Куда делось солнце?» , – родители должны доступно объяснить, чтобы у ребенка не осталось вопросов. При этом, не нагружать информацией.

    Примерные фразы-ответы

    «Солнышко пошло спать»;
    «Солнышко должна сменить луна»;
    «Солнце спряталось за тучками» годятся для объяснения детям до 2 - 2,5 лет, так как малышу будет сложно усвоить материал даже в игровой форме.

У детей постарше такие ответы вызывают шквал дополнительных вопросов. Родители, продолжая объяснения в игровой форме, могут только запутать ребенка.

По статистике, в возрасте 3-4 года дети задают около 900 вопросов в день.

Начиная с 3-х лет, если ребенок не спрашивает об этом, можно самим поинтересоваться, как он считает, почему день сменяет ночь. Услышать ответ, не перебивая, не критикуя и не высмеивая. Затем аккуратно предложить вместе разобраться в этом вопросе.

Почему меняются день и ночь

Солнечная система представлена центральной звездой – Солнцем, вокруг которой вращаются 9 планет:

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Земля третья по счету от Солнца после Меркурия и Венеры. Благодаря удачному расположению нашей планеты, на ней существует жизнь. Поэтому у нас не так жарко как, например, на Венере, где температура 460 градусов Цельсия и не так холодно, как на Марсе (-125 градусов).

Солнце освещает планету поочередно – сначала одну, затем вторую половину. Благодаря этому ночь сменяет день. Этот процесс непрерывный и происходит из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси.

Земная ось – это воображаемая прямая линия, вокруг которой совершается вращение планеты за одни сутки. Земная ось проходит сквозь ее центр.

Полный поворот Земли на 360 градусов вокруг своей оси совершается за 23 часа 56 минут 4 секунды – это одни сутки.

Рассказывать о солнечной системе можно начинать с 3-х лет, обязательно с дополнением картинок или видео. Так ребенок сможет сравнить планеты и Солнце между собой. Также, для закрепления полученных знаний.

При объяснении Земной оси, для наглядности, можно взять яблоко и продеть карандаш или любую длинную палочку от хвостика к противоположной его части.

Карандаш – это ось Земли, а яблоко – Земля.

Аналогично прокручиванию яблока вокруг карандаша, наша планета вертится вокруг своей оси.

Как объяснить на примере апельсина

Этот метод подходит для деток дошкольного возраста.

    Вам понадобится:


    - апельсин;
    - длинная палочка.

Желательно этот урок проводить вечером, так ребенку будет интереснее.

  1. Прокалываем апельсин длинной палочкой – это будет Земля , которая вращается вокруг своей оси. На апельсине можно нарисовать человечка и сказать, что здесь находится малыш.
  2. Напротив устанавливаем свечку на подставке – это Солнце .
  3. Начинаем аккуратно вращать «Землю» вокруг своей оси. По ходу объясняем, что там, где светит Солнце, сейчас день, а на обратной стороне – ночь, завтра будет по-другому.

Можно дать потрогать «теплую сторону» апельсина и объяснить, что таким же образом Солнце прогревает Землю.

Пример с глобусом

Берем глобус (или обычный мяч), напротив включаем настольную лампу (временно настольная лампа – это Солнце, которое освещает глобус – Землю).

Медленно прокручиваем глобус или мяч, указывая на темную и светлую стороны глобуса.

Попросите ребенка, чтобы он указал пальчиком на какой стороне «глобуса – Земли» сейчас день и на какой ночь.

Как обучать в раннем школьном возрасте

Желательно увеличивать информационную нагрузку, к примеру, объяснять что такое сутки и зачем нам Солнце.

Что такое сутки?

  • Сутки состоят из дня и ночи.
  • В сутках 24 часа, за это время Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.

Объяснить это можно с помощью глобуса с включенной настольной лампой напротив него.

Конспект урока по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс

Тема: «Смена дня и ночи.»
Цель:
- объяснить смену дня и ночи с вращением земли вокруг своей оси, последовательность событий в течении суток.
Оборудование : Таблица «Солнечная система»,2 рисунка
изображающих день и ночь,теллурий,глобус,Незнайка,таблички-
вчера,сегодня,завтра,сутки 24 часа.

1. Организация детей на работу:
Мы продолжаем изучать окружающий нас мир.
Сегодня мы поговорим,об удивительном явлении на нашей планете,которое вы наблюдаете каждый день.Точнее в начале дня и в его конце.
Это явления мы будем наблюдать на всех планетах солнечной системы и даже на Луне.
НЕЗНАЙКА
Наш друг Незнайка изобазил это явление в двух рисунках:


Кто догадался, что он рисовал?
Сегодня мы должны выяснить,что происходит в нашей жизни и природе днем,а что ночью?
Мы должны выяснить почему происходит смена дня и ночи?

Так как на уроке мы будем говорить о многих предметах природы и предметах окружающих нас,то мы дожны с вами ВСПОМНИТЬ!очень важные правила и законы их жизни.
!Проверка знаний. Таблица «Солнечная система»


Какие небесные тела изображены на ней?(солнце,планеты)
Кто знает,как называется наука о небесных или космических телах?(астрономия)
А как называют ученых изучающих небесные тела?(астрономами)

Сейчас я узнаю,знаете ли вы,как называются все эти тела и предметы.

Задание от Лены и Миши:
Лена и Миша,которые увлекаются астрономией, прислали мне по почте конверт с заданием:
- С помощью какого прибора Лена изучает тела Солнечной системы?(телескоп)


-Какие тела входят в солнечную систему?(солнце,планеты,к ним относятся звёзды и Луна)


ВИКТОРИНА:
УГАДАЙ НЕБЕСНОЕ ТЕЛО ПО ЕГО ОПИСАНИЮ!
Я буду зачитывать описание небесного тела,а вы ребята отвечаете,поднимая руку.
1. Светятся сами и освещают планеты.Они очень большие небесные тела,вокруг них движутся планеты.Они имеют форму шара.(звёзды)


2. Это звезда.Оно светится и освещает планеты.(Солнце)


3. Сами не светятся,а освещаются солнцем и другой звездой.Они большие и движутся
Вокруг звёзд и солнца.Имеют форму шара.(планеты)


4. Планета освещена солнцем. Когда на одной стороне день,на другой ночь.(Земля)


5. Спутник Земли движущийся вокруг неё. (Луна)



ПОЕЗД


Сейчас представим поезд. Мы сели в поезд и посмотрели в окно.
Что же мы увидели?
Что все предметы вокруг движутся.На самом же деле движется поезд.Потому нам и кажется,то движутся дома,деревья,поля,луга и т.д.Это обман зрения.
ПТОЛЕМЕЙ


Он разработал свою систему мира,в центре которой поместил Землю.
Вокруг неподвижной шарообразной Земли по мнению Птолемея движутся: Луна,Солнце и 5 планет,а также сфера неподвижных звёзд.
Он как и мы сидящие в поезде,видел движется Солнце (утром встаёт, вечером заходит) движутся Луна и звезды.
На самом же деле движется сама Земля, вместе с Луной,вокруг Солнца.
Точно так же движутся предметы вокруг нашего поезда.
КОПЕРНИК


Николай Коперник создал правильную картину окружающего нас существующего нас мира. Он поместил в центре Солнце,вокруг которого движется Земля и другие планеты.
Давайте вспомним два небесных тела:
СОЛНЦЕ-освещающее нашу планету днем
ЛУНУ-освещающую нашу планету ночью

Чем они похожи?(освещают Землю)
- Каким светом светит Луна?(отраженным солнечным светом)
- Что такое Солнце?(звезда,которая светится и освещает планеты)
- Что такое Луна?(это естественный спутник Земли)
- Ребята, скажите, что я сейчас буду вам перечислять: Большая медведица, Малая медведица, Рак, Лебедь???(это созвездия)

ГЛОБУС


- Какую форму имеет наша планета Земля?
- Как она вращается? (вокруг Солнца)
- А ещё как? (вокруг своей оси)
Мы с вами ходим по земной поверхности,почему мы не падаем в космическое пространство?
Какая же сила удерживает нас на поверхности?
ЭТО СИЛА ЗЕМНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ.
ИСААК НЬЮТОН открыл закон Всемирного тяготения.


Земля притягивает нас, потому мы ходим, движемся, совершаем определённую работу.
Если на оторваться от земли и улететь в космас. Сила земного притяжения действовать прекращает и возникает состояние невесомости.
Космонавты испытывают невесомость в течении нескольких часов полёта.


Они используют специальные приспособления находясь в невесомости. Легкая одежда, пища в специальных тюбиках, все мелкие предметы на шнурках.
ТАБЛИЦА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ


Ребята, какое большое тело удерживает вблизи себя нашу планету?(Солнце)
- Какая сила не даёт нашей планете улететь в космическое пространство?(сила солнечного притяжения)
Вращение нашей планеты вокруг Солнца приводит к смене дня и ночи.


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
-Что вы знаете об этих периодах суток?
-Наш друг незнайка опять запутался в словах-сегодня,завтра,вчера.
-Что они обозначают?
-Чем день отличается от ночи?-Какими красками можно их изобразить?
РАССКАЗ ПО ТЕЛУРИЮ


Наша Земля, как и все планеты вращается в космическом пространстве.
Земля вращается не только вокруг Солнца,но и вокруг воображаемой оси.
Лучи Солнца несут нам тепло и свет.
Когда Земля поворачивается к Солнцу той стороной,где мы живём,нам кажется,что
Солнце поднимается в небе, всходит. Солнечные лучи освещают нашу планету с одной стороны и у нас в это время стоит ДЕНЬ. Земля продолжает вращаться дальше и мы видим, что Солнце проходит по небу и начинает снижаться, а затем скрывается за горизонтом. Это Земля отворачивается при своем вращении от солнечных лучей. Солнце скрывается, становится темно, наступает НОЧЬ. А с другой стороны земного шара день.
Требуется 24 часа, т.е СУТКИ., чтобы Земля совершила полный оборот вокруг своей оси.
И от одного рассвета до другого проходит 24 часа.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
- Покажите на таблице,как вращается Земля вокруг Солнца?
(против часовой стрелки)
- Какое ещё движение она совершает?
(вокруг своей оси)
- Как называется время полного вращения вокруг оси?
(сутки)
- Чему равны сутки?
(24 часа)
- Что значит пословица? «ДЕНЬ И НОЧЬ,СУТКИ ПРОЧЬ.»
(сутки включают в себя и день,и ночь.)
- Вокруг какой оси вращается Земля? Настоящей или воображаемой?
- Сколько оборотов делает Земля за сутки?
(один)
- Так почему же у нас на планете происходит смена дня и ночи?
Итоги:
- Ребята,что нового и интересного вы узнали сегодня из нашей беседы?
- Что такое земные сутки?И что это за время-сутки???
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Человечество долгое время ломало голову над тем, как происходит смена дня и ночи. Трудно поверить, но еще несколько столетий назад никто из живущих на земле не представлял, как именно устроен этот сложный процесс. Так вот, во времена неизвестности люди просто придумывали, каким образом прячется солнце, лишая всех и вся вокруг своего уютного света, и откуда на его место выходит одинокая луна. Сегодня мы постараемся рассказать о самых интересных сказочных объяснениях смены дня и ночи, во многие из которых действительно трудно поверить.

Индуистское толкование

Легенда почитателей бога Кришны гласит, что с самого начала на земле всегда был светлый день и никогда не наступало темноты. Самыми первыми на планете жителями были Ями и Яма, брат и сестра, которые очень любили друг друга. Однажды Ями умер, и его сестра была безутешна. Она рыдала постоянно до тех пор, пока Кришна не сжалился на ней и не создал ночь. Сделал это Бог не случайно, а для того, чтобы во время забвения, то есть сна, Яма отпускала свое горе и постепенно приходила в себя. Кстати говоря, в Индии до сих пор помнят эту легенду и рассказывают ее своим детям для объяснения природного явления смены дня и ночи в сказочной форме.

Трактовка американских апачи

Древние индейцы племени Майя, отличающиеся своей прозорливостью и способностью предсказывать будущее, были уверены, что солнце на время ночи проглатывает какое-то огромное существо, живущее за горами. С наступлением раннего утра этот монстр выплевывает его, и мир снова наполняется светом и теплом. Кстати, это сказочное объяснение смены ночи и дня очень напоминает историю со светилом, которое проглотил знаменитый крокодил Корнея Чуковского.

Египетская теория

Древние египтяне считались одной из развитых цивилизаций на планете, иначе как объяснить их поистине божественные постройки? Так вот они, будучи язычниками, верили, что мудрый Ра спускается во тьму ночью и отвоевывает там каждый раз право на новый день. При этом он своим страшным мечом сражается насмерть со зловещими монстрами и чудовищами.

Еще одно сказочное объяснение смены дня и ночи опровергает наличие двух светил в системе мироздания. Там подразумевается, что на небе живет лишь солнце, которое в светлое время суток скачет по планете на белых лошадях, а ночью запрягает в свою тройку черных. Кстати, во многих детских сказках мира используется подобная аллегория.

Русская правда

На Руси придерживались теории, касающейся родственных связей. Как бы странно это ни звучало, но сказочное объяснение смены дня и ночи наши предки сводили к семейным отношениям между братом и сестрой, которые находились во многовековой ссоре друг с другом. Думали, что сестра - это день и олицетворение жизни, а брат считался ночью и порождением смерти. Никто из них не хотел встречаться, поэтому завидев издали очертания родственника, другой тут же торопился уйти. В русских народных сказках и загадках этому факту есть подтверждение.

Пожалуй, это все самые интересные сказочные объяснения смены дня и ночи, придумать которые могли только в древности, потому что сейчас каждый знает, как происходит их чередование.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх