Смирение. Смирение — как научиться этой добродетели

Временами мы считаем себя смиренными, но по факту выходит обратное. До тех пор, пока человек не будет смиренным перед Богом, в его делах не может быть ничего хорошего и доброго. Тем, кто смирился, Бог дает благодать, а не лишившимся гордости Он противится. В чем же определяется эта добродетель, как научиться смирению, и какими путями возможно достичь ее?

Пример смирения хорошо подан святым Иоанном Лествичником, где он рассказывает о том, что конь, скачущий в одиночку, с развивающейся гривой и громким ржанием, считает себя, как ему кажется, самым быстрым и лучшим скакуном в мире. Но при попадании в табун лошадей, таких же, как и он, и выровнявшись с ними, начинает осознавать, что другие — такие же, как и он, ничуть не хуже, они столь же красивы и прытки. Точно так же и с нами.

Когда и мы одни, нам в одиночестве кажется, что мы очень хорошие, примерные и настоящие христиане, лишенные плохого, но придя в церковь, замечаем, что кто-то разговаривает со священником, кто-то молится в полном смирении, некоторые с благоговением подходят к святой чаше и мы понимает, что есть христиане и получше нас.

Задав вопрос «Как научиться смирению ?» и обретя желание обрести его, сперва необходимо выяснить для себя некоторые вещи, которые, в силу разнообразия человеческих характеров и темпераментов, способны обнулить все наши усилия. Для того чтобы этого не случилось, следует заранее выявить эти стороны и взять их под свой контроль.

Перед тем как научиться смирению, следует запомнить, что пребывая в нем, человек никогда не осудит других и не будет пребывать в стремлении занять первые места. Смиренный человек всегда старается быть позади всех в очереди к Чаше и стоит в храме в самой дальней стороне, чтобы не попадать на взгляды других людей, так как ему не нравится быть у всех на виду.

Известны два пути научиться смирению — это путь через молитву, больше подходящий более знающим, или исповедание — самый простой для начинающих.

Рассмотрим первый вариант. Прибегнув к помощи Бога в молитве о Его наставничестве, попросим его обучить нас смирению. Внимательно изучив, что это определение собой представляет, рассматриваем и понимаем его смысл, что оно несет в себе, применимость к нам и наше отношение к нему. Изучаем дела смирения и пытаемся выучить их, после чего обучение смирению произойдет прямо на наших глазах, и мы сами станем этому свидетелями. Какие бы ситуации не случились.

Если же мы все же применили гордость, то когда опомнимся, следует сделать следующие три вещи.

1. Укорим себя перед Богом. Скажем Ему «Господи Иисусе, прости меня! Я согрешил гордостью!» , не оправдывая себя никакими обстоятельствами и никого не обвиняя.

2. Если мы согрешили против человека, то помолимся о себе и о нем: «Боже, милостив буди нам грешным! »

3. Попросим у Бога: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, исправь мое гордое сердце и сделай его смиренным! »

Если мы покаемся, совершив прегрешение, мы станем лучше, поумерив и уменьшив гордость.

Совершив любое смиренное дело, выразим свою благодарность Богу «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благодарю Тебя! Ты дал мне силу исполнить дело смирения!», таким образом мы его еще увеличим.

Во втором же случае, читая каждый раз молитву, обращенную к Господу, мы невидимым образом учимся смирению от Бога.

Эта добродетель представляет собой своего рода почитание себя грешником с мыслями о том, что ничего хорошего и доброго не делаешь перед Творцом, в заключение перед тем, как научиться смирению, перечислим что входит в нее: молчать, не считать себя чем-нибудь, не услаждаться собою, не состязаться с другими, быть послушным, глаза держать опущенными долу, иметь смерть пред очами своими, хранить себя от лжи, не говорить пустого, не противоречить старшему и начальнику, не настаивать на своем мнении, благодушно переносить поношение, ненавидеть покой, понуждать себя на труд, внимать себе, никого не раздражать.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Смирение - добродетель, возвышающая дух и приближающая наш ум к Богу. Это качество можно противопоставить гордыне. Такому человеку кажется, что всего, что у него есть хорошего в жизни, он достиг сам. На первой стадии смирения человек начинает понимать, кто на самом деле дает ему в этой жизни блага.

Сергий, Переславль-Залесский

Какая связь между смирением и терпением?

Доброго здоровья. Какая связь между смирением и терпением, с православной точки понимания этих терминов? Является ли одно необходимым для другого, или это две равноуровневые добродетели с взаимозависимостью? Или одно из них является кирпичиком для второго?

Спаси Христос за вопрос. Радостно, что Вы стремитесь подробнее узнать православное учение о христианских, евангельских добродетелях. К Евангелию мы и обратимся.

Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим » (Мф.11:29). А о терпении говорит, разъясняя притчу о сеятеле: «Упавшие (семена) на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8:15). Апостол Пётр призывает: «Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь » (2 Пет. 1:5-7). Вспомним великопостную молитву святого Ефрема Сирина, в которой мы просим у Бога даровать нам дух смирения, терпения и любви.

Из этих кратких цитат видно, что смирение и терпение — разные добродетели. Но при этом все они взаимосвязаны между собой, равно как и греховные страсти. Поясним на примере. Молодой христианин борется с духом блуда, с помыслами, претерпевает искушения, не склоняется на грех. Такое терпение возможно только при смиренном принятии воли Божией, выраженной в заповеди: «Не прелюбы сотвори » (Исх. 20:14). Но в свою очередь, претерпевая искушения, человек познает свою немощь, смиряется пред Богом и уже не высоко мудрствует о самом себе, не превозносится над ближним.

Конечно, сложно в коротком ответе изложить учение о смирении и терпении. Отсылаю Вам к трудам упомянутого нами преподобного Ефрема Сирина. У него есть замечательные слова «О добродетелях и пороках», «О терпении», «О том, как приобретается человеком смиренномудрие», «О смиренномудрии». Прочтите слово преподобного Нила Синайского «К Евлогию монаху о пороках, противоположных добродетелям». Читайте эти наставления богоносных отцов и начинайте следовать им.

А чтобы и сейчас не оставить Вас без духовного назидания, приведу цитаты из творений преподобного Иоанна Кассиана Римлянина на интересующую Вас тему.

«О притворном смирении. ... Притворное смирение авва Серапион в одно время хорошо обличил. Однажды пришел к нему человек, который видом и словами показывал большое самоуничижение; старец по обычаю пригласил его совершить с ним молитву; тот, никак не соглашаясь на его просьбу, кланяясь, уверял, что он подвержен стольким грехам, что недостоин даже дышать этим общим воздухом, и не садился на рогожу, но только на землю, а тем более не согласился на омовение ног. По окончании обеда, когда обычай призывал к собеседованию, авва Серапион начал кротко, благосклонно увещевать его, чтобы он праздным бродягою, особенно когда он так молод и здоров, по легкомысленному непостоянству не расхаживал повсюду, но, сидя в келье, по правилам старцев содержался лучше своим трудом, нежели на чужой счет. Этого не допускал и апостол Павел, и хотя за труд проповеди Евангелия он имел право на пропитание от других, однако лучше хотел день и ночь работать, чтобы своими руками приготовлять ежедневное пропитание себе и тем, которые служили ему, а работать не могли. На это он так оскорбился и опечалился, что не мог скрыть досаду в сердце, не обнаружить в лице. Старец сказал ему: сын мой! ты приписывал себе все тяжкие преступления, не боясь бесславия столь грубых пороков, навлекал на себя худое мнение; почему же теперь на наше простое увещевание, которое не только не содержит в себе никакого поношения, но и выказывает желание назидания и любви, ты, как вижу, возмутился таким негодованием, что не мог не обнаружить его и на лице, не мог даже притворно показывать вид спокойный? Или, может быть, когда ты уничижал себя, не ожидал ли, что я выскажу изречение: «первый в тяжбе своей прав» (Притч.18:17)? Потому надо стяжать истинное смирение сердца, которое состоит не в притворстве наружном и на словах, а в искреннем уничижении духа. Оно проявится в ясных признаках терпения не тогда, когда кто-либо сам будет тщеславиться своими пороками, невероятными для других, но когда не оскорбится, если припишут ему другие, и с кротостью сердца, благодушием перенесет обиды, причиненные другими».

«Вопрос: как может быть приобретено истинное терпение?

Авва Пиаммон ответил. Истинного терпения и благодушия ни приобрести, ни сохранить нельзя без сердечного смирения. Если оно будет происходить из этого источника, то не будет нуждаться ни в пособии кельи, ни в удалении в пустыню. Ибо оно не нуждается во внешних подобиях, когда внутри основывается на добродетели смирения, т. е. родительницы и охранительницы его. Если же мы возмущаемся от оскорблений других, то в нас нет основания смирения, прочно утвержденного; поэтому здание наше может разрушиться и от малой бури. Ибо не то терпение бывает похвально и удивительно, если не уязвляемое никакими стрелами врагов будет сохранять спокойствие; но то будет славно, которое при нападении на него бури искушений останется непоколебимым. Ибо чем больше кто удручается и сокрушается несчастьями, тем лучше он укрепляется, и тем больше изощряется, чем больше ударов получает. Ибо всякий знает, что терпение состоит в перенесении страданий , и терпеливым должен называться только тот, кто без ропота переносит все наносимые ему оскорбления. Поэтому справедливо Соломон говорит: «долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя города » (Притч.16:32). Еще: «У терпеливого... много разума, а раздражительный выказывает глупость » (Притч.14:29). Итак, если кто, будучи обижен, воспламеняется гневом, то горечь нанесенного оскорбления надо считать не причиною греха, а обнаружением сокровенной немощи. Об этом Спаситель говорит в притче о двух домах (Мф.7), один из которых построен на камне, а другой на песке, и на которые одинаково напали буря, дождь и наводнение; но основанный на твердом камне не потерпел никакого вреда от сильного напора, а построенный на рассыпчатом песке тотчас разрушился. Очевидно, что он разрушился не от дождя или потока, а потому, что неразумно был построен на песке; ибо от этой же бури не падает дом, основанный на камне. И святой человек искушается подобно грешнику, но они друг от друга отличаются тем, что первого не побеждают и сильные искушения, а последний падает и от малого. И праведника нельзя было бы похвалить за мужество, если бы он побеждал без искушения, так как победа не может иметь места без борьбы с противником. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его, говорит апостол Иаков » (Иак.1:12). И по апостолу Павлу добродетель усовершенствуется не в праздности и удовольствиях, а в немощи (2 Кор. 12:9). «И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом, и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь (пророку Иеремии), чтобы избавлять тебя » (Иер.1:18-19).

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

С мирение – это евангельская добродетель, которая по действию Божественной благодати поселяется в сердце трудолюбивого христианина. Истинное смирение достигается добродетельной жизнью по Заповедям Господним.

Чтобы проверить себя, смиренный ли я человек, нужно посмотреть на свою реакцию тогда, когда меня неожиданно оскорбили, пренебрежительно отнеслись ко мне, стали ругать и проч.

Сердце смиренного человека сразу отзывается радостным чувством. Он думает:

«О, благодетель мой. Господь дает мне шанс очистить мои страшные тяжкие грехи».

Но такая радость – высшее состояние смирения. Святые отцы говорили, что смирением является уже и то состояние, когда в сердце возникло неприятное чувство на эту обиду, но в ближайшие секунды человек погасил в себе это чувство, не дал ему вылезти наружу ни словами, ни видом своим, ни каким-либо иным действием или дурной мыслью.

Если упражнять свое сердце в подобных непредвиденных ситуациях, то рано или поздно человек примирится с Богом и начнет отвечать благодарностью своим обидчикам, раздавать им премии, как это делал один человек.

Этот человек хотел научиться смирению и не знал, как это сделать. Понимал, что он несмиренный, и понимал, что без смирения спастись нельзя. И вот он пошел работать в бригаду, где работали отъявленные грубияны, которые не могли двух слов связать без ругательств. Оскорбляли друг друга, вели себя, как хотели. И вот он пришел в эту бригаду и говорит:

Мужики, я буду вам платить за каждое ругательство, которое вы против меня скажете.

Они подивились:

Вот заработок нам какой привалил!.

И стали его упражнять, тренировать. И строго считали, чтоб за каждый такой случай он давал им монету. И так прошло несколько лет. За это время он пришел в смирение от этих своих добровольных подвигов и почти всю зарплату им отдавал, – они хорошо его тренировали.

Однажды оказавшись в городе, он был на базаре. Там или что-то несли, или что-то везли, и он оказался на дороге у возницы, которому было очень тяжело, и этот человек ему помешал. Возница его очень крепко отругал. А человек рассмеялся и стоял с довольным видом.

У возницы и злоба сразу прошла, и он говорит:

Что ты смеешься? Я так тебя отругал. Обычно по-другому бывает реакция.

Человек отвечает:

А я своим собратьям по труду плачу за это деньги. А ты меня бесплатно отругал. Так хорошо получить бесплатно такое удовольствие.

В се мы люди. И по своей падшей человеческой природе не можем вести безгрешную жизнь. Те или иные грехи мы совершаем на нашем жизненном пути. И как замечательно, что у нас есть прекрасная духовная «баня смирения», омываясь в которой, мы лучше начинаем видеть истинный смысл земного бытия, который есть спасение в жизнь Вечную.

Обсуждение: 3 комментария

    Не могу смириться с мыслью,что мой любимый человек женат.К сожалению об этом я узнала,через несколько месяцев после нашего знакомства.Себя корю страшно.Не могу жить с этой мыслью.Но и бросить его тоже не могу.Каждый день прошу Бога управить эту ситуацию.Прошу,братья и сестры,помолитесь за мою душу грешную.Не судите строго,умоляю!Мне очень плохо.С уважением,Екатерина.

    Ответить

    Очень странная притча, неожиданное понимание «смирения».

    Герой сам намеренно провоцировал окружающих на сквернословие, взращивал в них корыстный интерес, да еще и баловал их деньгами. То есть вводил в грех других, чтобы ЯКОБЫ спасти себя самого. Больше похоже на азартную игру.

    Если бы он подкладывал эти же деньги людям тайно, или просто расставался с собственным капиталом добровольно, а услышав дурное слово от одного человека, помогал бы ему или кому-то другому без объяснения причин, тогда это, возможно, была бы работа над собой и своим смирением. Потому что договориться с собой и не обмануть себя в своих тайных обетах сложнее, чем выполнить обещание, данное публично.

    Хотя не мне судить, конечно же, ведь все мы очень разные люди. В любом случае, интересный повод для размышления, спасибо за статью.

    Ответить

    1. Марина, в житиях святых можно встретиться с подобным поведением праведников.
      Если же прочесть описание мученических подвигов святых, мы можем увидеть схожие моменты. Например, многие мученики говорили своим палачам, что они их мучают слабо, мало пытают, жгут и т.д. То есть, получается, что они разжигали злобу в палачах, вводя их еще в большее исступление.

      Думаем, что эти поступки были необходимы для спасения душ этих людей, в том числе и героя истории. Опять же, можно справедливо предположить, что некоторые ругатели, видя необычное поведение смиренного соратника, задумались над своим поведением и своей жизнью.

      Ответить


Грехопадение
Искупительная жертва
Христианское богослужение
Второе пришествие
Диспенсационализм
Консерватизм · Либерализм

Наличие в сердце смирения у человека свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей, а также осознанием своей греховности и искренним раскаянием во всяком злом деле (и даже помысле).

Понятие смирения как христианской добродетели

Ни одно другое слово не понимается так неверно нецерковными людьми (а также, людьми, которые только начинают воцерковляться), как слово "смирение". Под смирением часто, совершенно неправильно, имеют в виду забитость, унижение, чувство вины, неумение и нежелание отстоять, где это необходимо, достоинство человека и христианина. А значение глагола «смирить» обычно понимают как синоним слова «унизить». Но это в корне неправильное понимание смирения как добродетели. В духовной жизни христианина ни одна другая добродетель не значит так много и, одновременно, не дается так трудно, как эта.

Смирение это трезвое видение самого себя. Смирение, можно условно разделить на три категории (для удобства восприятия), но по сути – это одно качество в трех различных проявлениях.

Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение - стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал. 4,19).

Кроме того, смирение характеризуется принятием жизненных невзгод и бытовых проблем без печали в сердце, со словами "Боже, да будет воля Твоя на всё". Однако смирение не синоним слова "бездействие" в вопросах бытовых и личных проблем и невзгод в жизни человека. То есть, конечно же, нужно искать способы выйти из трудного положения, но если что-то не получается, ни за что не пускать в сердце печаль или уныние.

Нередко по ошибке смирение отождествляют с бездумным и безответственным послушанием каким-то авторитетам не от Бога, или покорностью навязываемым жизнью обстоятельствам, но в действительности смирение - жизнь в мире с Богом, свободное и мужественное согласие с его волей, ученичество у Христа и готовность брать на себя проблемы, которые из этого проистекают, несение креста.

Смирение по отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит каждого человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя. Потому как любой человек, вне зависимости от вероисповедания является образом Божиим.

Однако, смирение вовсе не предполагает потворство злу, и безропотное созерцание, когда твой ближний испытывает страдание от злого умысла другого человека. В данной ситуации, предотвращение насилия по отношению к ближнему не идет наперекор понятию "смирения". Смирение – это мир с Богом в любых, самых крайних обстоятельствах, смиренный человек – это тот, кто всегда побеждает зло, но только добром, по слову Апостола Павла «Побеждайте зло добром». Поэтому, когда мы защищаем ближнего, т.е. творим добро, мы побеждаем зло - добром.

Смирение по отношению к самому себе - человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости».

Вся святоотеческая литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит - путь к Богу – окажется бесплодным. Не случайно корнем слова «смирение» является слово «мир». Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей.

Смирение в Священном Писании

В этом, как и во всех прочих отношениях, земная жизнь Божественного Спасителя представляет для верующих совершенный пример и образец.

Смирение в рассказе Клайва Стейплза Льюиса

Очень хорошо различие реального и мнимого смирения описано у К. Льюиса в «Письмах Баламута». Это письма, написаны от лица опытного демона (Баламута) своему юному племяннику (Гнусику) и содержат советы как искушать человека, уводить его от Христа.

Так вот, в 14-м письме есть замечательное место, которое простым понятным языком разъясняет суть смирения. Еще поясню, что поскольку переписка идет от имени бесов, то Врагом в данной ситуации называется Господь, и все, что описывается как благо – на самом деле вред для человека, и наоборот:

«Мой дорогой Гнусик!

Особенно тревожит меня в твоем докладе, что подопечный больше не принимает тех самонадеянных решений, которые сопровождали его первоначальное обращение. Он не обещает добродетели, он даже не ожидает благодати на всю жизнь – он только надеется всякий день и час получать поддержку своим скромным силам, чтобы их хватило на борьбу с искушениями. А это очень плохо!

Сейчас я вижу только одно направление действий. Твой подопечный приобрел смирение – заметил ли ты это? Все добродетели для нас менее страшны, чем добродетель смирения, особенно когда человек не осознает ее в себе. Поймай его в тот момент, когда он забыл о духовной бдительности, подсунь ему приятную мысль «А ведь я становлюсь смиренным». Если он очнется, увидит опасность и постарается заглушить новый вид гордыни, заставь его возгордиться этим старанием, и так далее. Но не занимайся этим слишком долго, ибо есть опасность, что ты пробудишь в нем чувство юмора и здравомыслие. Тогда он просто высмеет тебя и пойдет спать.

Но есть и другие эффективные возможности сосредоточить его внимание на этой гнусной добродетели. Смирением, как и любыми другими добродетелями, наш Враг хочет отвлечь внимание человека от самого себя и направить на Него и на ближних. Всякий отказ от самого себя и самоуничижение существуют в конце концов именно для этого; пока они не служат этой цели от них мало вреда. Они даже могут быть нам полезны, если из-за них человек интересуется преимущественно собой.

Кроме того, самоуничижение можно использовать как исходную точку для презрения к другим, для угрюмости, цинизма и жестокости. Поэтому ты должен скрыть от пациента истинную цель смирения. Пусть он под смирением подразумевает особенное (а именно – плохое) мнение о своих способностях и своем характере. Не сомневаюсь, что определенные способности у него действительно есть. Укрепи его в мысли, что смирение состоит в том, чтобы ставить эти способности как можно ниже. Конечно, они и в самом деле менее ценны, чем он думает.

Но не в этом дело. Самое главное – чтобы он ценил свое мнение больше, чем истинность, и вносил тем самым хоть крупицу нечестности и надуманной веры в самый центр того, что в ином случае угрожает стать добродетелью. При помощи этого метода мы заставили тысячи людей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя уродом, для умного мужчины – считать себя дураком.А поскольку то, во что они старались верить – явная ерунда, им эта вера не дается, и мы можем до бесконечности вращать их мысли вокруг них самих, ибо они стараются достичь недостижимого.

Чтобы предупредить выпады Врага, мы должны знать Его цели. Враг хочет привести человека в такое состояние, когда он мог бы спроектировать лучший в мире собор, знать, что этот собор хорош, и радоваться этому, но не больше и не меньше, чем если бы его спроектировал кто-нибудь другой. В сущности, Враг хочет, чтобы человек был совершенно свободен от предубеждений в свою пользу и мог радоваться своим способностям так же искренне и благодарно, как и способностям ближнего, восходу солнца, слону или водопаду.

Он хочет, чтобы каждый человек в мире увидел, что все существа (в том числе и он сам) великолепны и прекрасны. Он хочет по возможности скорее разрушить в человеке животное самообожание, но, боюсь, конечная Его цель - в том, чтобы восстановить в нем благожелательность и милосердие ко всякому творению, включая себя самого. Когда он действительно научится любить ближнего, как самого себя, ему будет дано любить себя, как ближнего. Мы никогда не должны забывать самую отталкивающую и необъяснимую черту нашего Врага: Он действительно любит этих безволосых двуногих, которых Он создал, и правая рука Его всегда возвращает им то, что отнимает левая.

Поэтому Он будет всячески стараться, чтобы твой подопечный вообще перестал думать о том, какая ему цена. Он не рад, если люди считают себя скверными. В ответ на твои старания подсунуть ему тщеславие или ложную скромность Он напомнит, что от человека вообще не требуется никакого мнения о своем таланте, так как он прекрасно может им пользоваться, не решая точно, какая же из ниш в храме славы предназначена для него. Ты во что бы то ни стало должен исключить эту Вражью мысль из сознания пациента. Кроме того, Враг будет убеждать еще в одной истине, которую они все признают, но которую им трудно почувствовать: что они не создали самих себя, что все их способности дарованы Им и гордиться талантами так же глупо, как гордиться цветом волос. Враг всегда старается отвлечь человека от такой гордости, а ты должен фиксировать на ней его внимание. Враг даже не хочет, чтобы они сверх меры копались в своих грехах - чем скорее человек после покаяния займется делом, тем Врагу лучше.

Твой любящий дядя Баламут.»

О смирении в поэзии

Смириться - значит, жить с чистым сердцем,

Смириться - значит открыться добру.

Смирение - это есть ключ ко спасению:

К радости, счастью - в этом грешном миру

Смирение - одно очень важное слово,

Смирение - способно возвысить до неба,

Смиритесь - под руку Господа Бога,

И спокойствие ваше не потревожат проблемы.

Но каковы же пути, этого мудрого слова?

Как же суметь претворить его в жизнь?

Ответом послужат три несложных глагола:

Покаяться сердцем, прощать и любить.

Некоторые высказывания о смирении

Брат спросил старца: "Что есть смирение?" Старец отвечал: "Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло". Брат возразил: "Если человек не достиг такой меры, что ему делать?" Старец сказал: "Пусть избегает людей, избрав своим подвигом молчание" (Святитель Игнатий (Брянчанинов))

Не тот проявляет смиренномудрие, кто осуждает себя... но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви. (Преподобный Иоанн Лествичник)

Кто желает быть подобным Богу, пусть будет, по силе человеческой, кротким и смиренным.

Смиренный не уничижается в лишении и бедности и не оказывается надменным в благоденствии и славе, но постоянно пребывает в той же добродетели.

Смиренный не завидует успеху ближнего, не радуется его сокрушению, а, напротив, радуется с радующимися и плачет с плачущими.

Смиренный не клевещет брату на брата (это сатанинское дело), но служит для них миротворцем, не воздавая злом за зло.

Смиренный ненавидит самолюбие, потому не домогается первенства.

Смирение (кротость, простота) – евангельская добродетель, водворяющаяся в человеке действием Божественной благодати. Раскрыть сущность смирения нелегко. Под смирением часто имеют в виду смиреннословие – преднамеренное унижение себя перед людьми, унижение себя напоказ. Такое унижение не есть смирение, но вид страсти тщеславия. Оно есть лицемерие и человекоугодие. Оно признано святыми душевредным. Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только деланием евангельских заповедей. «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный авва Дорофей. Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой.

Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они – не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя (Мк.12:29-31)

Стремясь исполнить Божественные требования, христианский подвижник опытно познает недостаточность своих усилий. По слову св. Игнатия Брянчанинова, он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям. Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро. Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.

Видение своих грехов рождает в подвижнике надежду только на Божие милосердие, а не на собственные заслуги. Он опытно испытывает потребность в Божественной помощи, просит у Бога силы для освобождения от власти греха. И Бог дает эту благодатную силу, освобождающую от греховных страстей, водворяющую неизреченный мир в человеческой душе.

Отметим, что слово «мир» является корнем слова «смирение» совсем не случайно. Посещающая человеческую душу, Божественная благодать дает ей невыразимые словами безмятежность и тишину, ощущение примирения со всеми, которое свойственно Самому Богу. Это есть мир Божий, превосходящий всякий ум, о котором говорит апостол (Флп.4:7). Это есть Божественное смирение и кротость, которым Бог желает научить всех людей (Мф.11:29).

Смирение является непостижимым и невыразимым, поскольку непостижим и невыразим Сам Бог и Его действия в человеческой душе. Смирение слагается из человеческой немощи и Божественной благодати, восполняющей человеческую немощь. В смирении присутствует действие всемогущего Бога, поэтому смирение всегда исполнено невыразимой и непостижимой духовной силы, преображающей человека и все вокруг.

Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек абсолютно не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе. Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.

  • Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение – стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал.4:19).
  • По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя, и умение не отождествлять ближнего, как творение Божие, и его грехи.
  • Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, так как прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным. Не случайно корнем слова «смирение» является слово «мир». Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей.

В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный Иоанн Лествичник пишет о трёх степенях смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На второй степени истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться (Лествица. 25:8).

*** *** ***

…Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.

(Мф.11:29)

Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Лк.14:11)

Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

(Лк.17:10)

Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того – великий грех… Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше.

св. Григорий Синаит

Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.

преп. Амвросий Оптинский

Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине.

Н.А. Бердяев

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх