Собор александра 2. История Спаса на Крови (храма Воскресения Христова). В память о спасении семьи императора Александр III

В этой заметке мы поговорим об истории создания храма-памятника Спас на Крови , или храма Воскресения Христова : узнаем, почему он получил такое название, какие архитекторы и в каком стиле его строили, как продвигались строительные и отделочные работы, а также как сложилась судьба этого уникального храма-памятника после революции, в XX и XXI веке. Спас на Крови на старой открытке (с сайта ):

Подробно об архитектуре этого ярчайшего образца «русского стиля» в Петербурге можно прочитать в статье «Спас на Крови: архитектура храма» . Описания и фотографии интерьера Спаса на Крови можно найти в заметке «Внутреннее убранство ». Практическая информация о посещении Спаса на Крови (как добраться, часы работы, цена билетов и т.п.) .

Предыстория. Убийство на Екатерининском канале

Возводить церковные сооружения в честь важных исторических событий или в память о погибших - древняя традиция русского зодчества. В качестве примеров можно назвать церковь Покрова-на-Нерли, церковь Св. Димитрия-на-Крови или, скажем, храм Василия Блаженного, с которым иногда сравнивают Спас на Крови (хотя их действительное сходство не так велико). Правда, если московский храм был построен по радостному поводу (взятие Казани), то петербургский посвящен далеко не веселому событию: Спас на Крови стоит на том месте, где 1 марта 1881 года (по старому стилю) в результате террористического акта был смертельно ранен император Александр II .

Александр II вошел в историю России как царь-освободитель , инициатор множества реформ, однако ни за одним другим правителем террористы не охотились так долго и беспощадно.

Царствование Александра II с самого начала было отмечено зловещими предзнаменованиями. Первое случилось уже во время коронации: на торжествах в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года пожилой царедворец внезапно потерял сознание и выронил подушку с державой . Символ самодержавия, зазвенев, покатился по каменному полу...

При Александре II началась настоящая перестройка государства, были проведены многочисленные реформы , не имевшие себе равных в истории России: ликвидация военных поселений, введение суда присяжных, организация земского самоуправления, реформа цензуры, реформа образования, военная реформа (переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности) и, самая главная реформа, отмена крепостного права .

Однако по факту реформа оказалась половинчатой. Для многих крестьян она свелась к тому, что они перестали формально называться «крепостными», но в их положении ничего не изменилось. Великие реформы не затронули и саму организацию власти. Общественное недовольство росло. Запылали крестьянские бунты. Много протестных групп появилось и среди интеллигенции и рабочих. Радикальная интеллигенция призывала страну к топору, угрожая истреблением помещиков и самой царской семьи. 4 апреля 1866 года было совершено первое покушение на Александра II : Дмитрий Каракозов стрелял в императора у решетки Летнего сада в Петербурге, но промахнулся. В память о спасении императора на том месте была возведена часовня (ныне снесена; источник фото ):

Примерно через год после этого, 25 мая 1867 года, в Париже, в Александра II неудачно стрелял польский эмигрант Антон Березовский. Эти неудавшиеся покушения поставили точку на эпохе «Великих реформ». Начался период полицейских репрессий. Последние, в свою очередь, еще больше подстегнули общественное возмущение и положили начало террористической деятельности. Если до тех пор большинство антиправительственных групп занимались пропагандой и агитацией, то с середины-конца 1870-х годов начался явный крен в сторону террористических актов. В 1879 году была создана организация «Народная воля », поставившая своей целью открытую борьбу с государственной властью и объявившая настоящую охоту на самодержца.

Император Александр II в рабочем кабинете (источник фото ):

Так, 2 апреля 1879 года на Дворцовой площади в Александра II почти в упор стрелял революционер-народник Александр Соловьёв. Террорист промахнулся. Затем 19 ноября 1879 года члены «Народной воли» предприняли попытку взорвать императорский поезд под Москвой, но перепутанный маршрут случайно спас царя. Уже 5 февраля 1880 года народовольцы организовали новое покушение на императора: Степан Халтурин произвел подрыв Зимнего дворца, но Александр II в это время находился в другом конце дворца и не пострадал. Погибли несшие караул военнослужащие.

Покушение А. Соловьева на жизнь Александра II (источник иллюстрации ):

Покушение 1 марта 1881 года , ставшее для императора роковым, подготовили народовольцы во главе с Андреем Желябовым. Но за несколько дней до покушения Желябова арестовали, и операцию возглавила Софья Перовская .

На этот раз тоже не обошлось без зловещих предзнаменований: накануне император несколько раз видел под окнами своего дворца мертвых голубей. Оказалось, на крыше поселился огромный коршун, который убивал голубей. Коршуна поймали, но в Петербурге заговорили, что это не к добру .

Заранее изучив обычный путь следования императора из Михайловского манежа, террористы прорыли туннель к Малой Садовой (Екатерининской) улице и заложили мину. Однако в тот день Александр II неожиданно изменил маршрут и поехал после развода караулов в манеже навестить свою кузину - великую княгиню Екатерину Михайловну, хозяйку Михайловского дворца. Узнав об этом изменении, Софья Перовская быстро сориентировалась и перевела «бомбистов» на Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова ) .

Отведав чаю у кузины, Александр II возвращался в Зимний дворец по набережной Екатерининского канала . Стоявшая у решетки Михайловского сада Софья Перовская, увидев царскую карету, взмахнула платком, после чего член партии «Народная воля» студент Н. Рысаков кинулся за экипажем и с силой метнул под карету сверток с бомбой. Прогремел оглушительный взрыв. Задняя часть кареты была разворочена, а на мостовой в луже крови корчились в предсмертной агонии два конвойных казака и крестьянский мальчик-разносчик.

Царская карета, поврежденная бомбой (источник иллюстрации ):

Убийцу схватили. Царь же не пострадал. Выйдя из экипажа, он захотел взглянуть на преступника, а затем направился вдоль канала к раненым, но вдруг от решетки канала отделилась фигура незамеченного охраной другого «бомбиста». Это был народоволец Игнатий Гриневицкий .

Брошенная Гриневицким бомба оторвала императору обе ноги. Тут уместно вспомнить еще одну жутковатую легенду: будто бы еще при рождении будущего российского императора некий городской юродивый Федор предсказал, что государь «будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах » .

Незадолго до своей гибели Александр II подписал конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова (введение в Государственный совет выборных делегатов от городов и губерний). И вот, накануне опубликования указа, который должен был ознаменовать начало в России конституционного правления, 1 марта 1881 года, царь-освободитель был убит.

Тяжело раненного Александра II укладывают в сани (источник иллюстрации ):

Это восьмое покушение стало смертельным. Как тут не вспомнить о французской гадалке, предсказавшей императору, что он умрет от восьмого из совершенных на него покушений .

Александр II и его убийца умерли почти одновременно, через несколько часов после взрыва. Император скончался в 15:35 пополудни в Зимнем дворце, а Гриневицкий - в придворном госпитале, который тогда размещался в доме № 9 на набережной Екатерининского канала (; ). Остальные участники покушения - Рысаков, Кибальчич, Михайлов, Желябов и Перовская - были приговорены к смертной казни через повешение, которая состоялась 3 апреля 1881 года на Семёновском плацу.

Рассказывали, что, поднимаясь на помост эшафота, Софья Перовская вдруг будто бы выхватила откуда-то белый платочек и взмахнула им над собравшейся толпой, как тогда, когда подавала сигнал бомбометателям. С тех пор живет легенда о самом известном привидении Петербурга - призраке Софьи Перовской . Мол, ежегодно первого марта перед рассветом на мостике через канал Грибоедова появляется силуэт молодой женщины в саване, со шрамом на шее и с белым платочком в руке .

Спас на Крови: история создания храма

Уже на следующий день после трагедии, 2 марта 1881 года, на месте гибели Александра II появился временный памятник, куда люди приносили цветы . В тот же день Городская дума Петербурга на чрезвычайном заседании приняла решение просить взошедшего на престол императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести... на средства города часовню или памятник » погибшему государю.

Временный памятник на Екатерининском канале (фото с сайта ):

Новый император идею одобрил, но ответил, что желательно было бы иметь на месте цареубийства не часовню, а целую церковь. Он повелел возвести храм , который напоминал бы «душе зрителя о мученической смерти покойного императора Александра II и вызывал верноподданнические чувства преданности и глубокой скорби русского народа » .

Первая попытка проектирования

Конкурс на создание мемориальной церкви был объявлен комиссией Городской думы по увековечению памяти Александра II 27 апреля 1881 года. Таким образом, строительство храма на месте, где «пролилась священная кровь Государя » , было лишь делом времени.

А до тех пор решили построить временную часовню. Временная часовня по проекту молодого Л. Н. Бенуа была возведена уже 4 апреля 1881 года и освящена 17 апреля - в день рождения Александра II. Часовня заменила прежний временный памятник. Она представляла собой небольшой деревянный павильон с восьмигранной крышей, увенчанной золоченой главкой с крестом. Как вспоминает А. Н. Бенуа, часовенка «при всей своей незатейливости обладала какой-то особой грацией, что и вызвало общее одобрение » .

Временная часовня на Екатерининском канале (источник фото ):

Деньги на эту постройку выделил известный петербургский купец и лесопромышленник И. Ф. Громов, а строительные работы оплатил купец Милитин (Милицын). В часовне ежедневно служили панихиды об упокоении души убиенного раба Божия Александра. Через стекло двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови убитого императора . Часовню установили на специальных рельсах, так что ее можно было сдвигать в сторону для совершения молебнов над местом трагедии . На Екатерининском канале часовня простояла до весны 1883 года - до начала сооружения каменного храма. После этого ее перенесли на Конюшенную площадь, а в 1892 году разобрали окончательно .

Тем временем продолжался конкурс проектов храма-памятника , который решено было возвести на набережной Екатерининского канала. Проекты подавались под условным девизом (чтобы не довлел авторитет участника). Срок представления чертежей был установлен 31 декабря 1881 года. К этому времени на рассмотрение жюри под председательством ректора Академии художеств по архитектуре А. И. Резанова поступило 26 проектов, в том числе произведения ведущих петербургских зодчих: И. С. Китнера и А. Л. Гуна, В. А. Шретера, А. О. Томишко, И. С. Богомолова и др. Свой вариант представил также Л. Н. Бенуа (в отличие от большинства проектов в духе «византийского стиля», он предложил вариант барочной церкви) (источник иллюстрации ):

Результаты конкурса были подведены в феврале 1882 года. Первой премии удостоился проект под девизом «Отцу отечества» архитектора А. О. Томишко (известного как автор проекта тюрьмы «Кресты») (источник иллюстрации ):

Ему уступил вариант А. Л. Гуна и И. С. Китнера под девизом «1 марта 1881 года», а третье место занял проект Л. Н. Бенуа «Кесарю кесарево» .

Всего для представления императору было отобрано 8 проектов. Однако ни один из них не получил Высочайшего одобрения.

Линия власти: «русский стиль»

Александр III неожиданно забраковал «византийский стиль». Он признал работы участников «даровитыми художественными произведениями » , но не утвердил ни одного, высказав пожелание, «чтобы храм был построен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле » . Также царь пожелал, что «самое место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела » .

Выдвинутые Александром III условия стали непременными для участников последующего конкурса. Как видим, уже на начальном этапе создание храма-памятника осуществлялось под неусыпным контролем императора. Это был тот исключительный случай, когда творческий процесс строго регламентировался властью (;) - настолько важен был этот памятник, в первую очередь с политической точки зрения.

Выбор архитектурного стиля был обусловлен вполне конкретными факторами. После 1 марта 1881 года начался период контрреформ, сопровождавшихся усилением русификации. Отражением нового курса стал манифест 29 апреля 1881 года о неуклонном сбережении начал самодержавия, составленный обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым. Вместе с пересмотром политической программы на первый план вышло официальное течение «русского стиля ». Теперь в России утверждался стиль зодчества «великой православной Руси », «стиль эпохи московских царей », которому в соответствии с указанием монарха теперь надлежало следовать. Приоритеты власти были однозначны: архитекторы должны были ориентироваться на конкретный круг прообразов.

Новый царь, любивший допетровскую старину, воспринимал Петербург почти как враждебный город, средоточие террористической деятельности. К тому же слишком многое напоминало здесь о сложных отношениях с отцом и о прежнем реформаторском курсе, объявлявшемся теперь результатом «чужебесия». Не случайно весной 1881 года даже ходили слухи о возвращении столицы в Москву .

Создание храма-памятника в традициях XVII века служило бы метафорой приобщения Петербурга к заветам старомосковской Руси. Напоминая об эпохе первых Романовых, сооружение символизировало бы единство царя и государства, веры и народа. То есть новый храм мог стать не просто мемориалом убитому императору, но памятником российскому самодержавию вообще.

Второй конкурс и интриги архимандрита

Второй конкурс проектов храма-памятника был спешно проведен в марте – апреле 1882 года. Поспешность проведения конкурса лишний раз доказывает повышенное внимание власти к разработке и отбору проектов .

Теперь проекты составлялись с обязательным учетом стилистических предпочтений монарха. Так, проекты Л. Н. Бенуа, Альб. Н. Бенуа, Р. А. Гедике, А. П. Кузьмина, Н. В. Набокова, А. И. Резанова и других авторов были навеяны московскими памятниками середины XVII века. В проектах Н. Л. Бенуа, Н. Ф. Брюллова, В. А. Коссова и В. А. Шретера сильнее проявились черты ярославского зодчества. Проект Л. Н. Бенуа (источник иллюстрации 15]):

Во втором конкурсе принял участие и будущий строитель храма - А. А. Парланд . В проекте под девизом «Старина» он отталкивался от московской церкви Иоанна Предтечи в Дьякове (XVI в.), но его вариант имел существенные конструктивные отличия . Центральная часть храма была прорезана высоким окном с полукруглым завершением - эта деталь затем перейдет на фасад колокольни осуществленного здания . С западной стороны Парланд спроектировал притвор с двумя часовнями, одна из которых отмечала место смертельного ранения Александра II. (Как раз по образцу этих симметричных павильонов Парландом затем была построена часовня-ризница около Спаса на Крови).

Проект Парланда под девизом «Старина» (источник иллюстрации ):

Когда его собственный конкурсный проект под девизом «Старина» был уже готов, к зодчему обратился с предложением о разработке совместного проекта архимандрит Игнатий .

Архимандрит Игнатий (в миру И. В. Малышев) (1811-1897), выходец из мещан Ярославской губернии, в 1857 году стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, преемником знаменитого подвижника и духовного писателя Игнатия Брянчанинова. Игнатий не был чужд искусству: в молодости занимался живописью в Академии художеств, изучал древнерусское зодчество.

Почувствовав себя «зодчим по призванию», Игнатий развернул в пустыни большое строительство. В 1881 году его удостоили звания почетного вольного общника Академии художеств. Ряд работ в Троице-Сергиевой пустыни по просьбе Игнатия выполнил и Парланд : например, по его проекту там был построен не существующий ныне Воскресенский собор (церковь во имя Воскресения Христова).

Во время проведения второго конкурса по храму на Екатерининском канале Игнатия вдруг «осенила мысль начертить проект » , и следом возникла уверенность, что именно его предложение будет принято. Сделав первые наброски, он «всецело предался выполнению своей заветной мечты - сделаться строителем храма, предназначенного служить вечным памятником Царя – Освободителя и Мученика » .

Архимандрит был хорошо известен при дворе и умело играл на религиозных настроениях царской семьи. По воспоминаниям мозаичиста В. А. Фролова, через набожную великую княгиню Александру Иосифовну, часто посещавшую пустынь, Игнатий доводил «до сведения царя о явлении к нему во сне Богоматери, якобы показавшей ему главные основы храма » .

Однако разработать проект столь крупного и сложного сооружения самостоятельно архимандриту вряд ли было под силу - потому он и обратился к А. А. Парланду , которого хорошо знал по совместным работам в пустыни. Предложение о сотрудничестве от столь влиятельного лица, как Игнатий, было соблазнительно. Правда, сначала архитектор отнесся к нему скептически (тем более что его собственный проект уже был готов), но в итоге согласился, видимо, рассчитывая на то, что имя Игнатия сыграет свою роль.

Совместный конкурсный проект Парланда и Игнатия (источник иллюстраций ):

Так и произошло. 29 июня 1883 года Александр III соизволил одобрить совместный проект архимандрита Игнатия и архитектора Парланда (это был как раз один из трех проектов, поданных позднее прочих).

Личность архимандрита сыграла едва ли не решающую роль в выборе именно этого варианта . Официально было заявлено, что император выделил этот проект «главным образом вследствие особенной отделки места смертельного поранения царя » . Политическая подоплека такого выбора понятна: на первом месте для власти стояли не столько художественные достоинства проекта, сколько «боговдохновенность» и вообще религиозно-символический аспект .

Проект доработать!

Выбранный императором вариант, разработанный А. А. Парландом совместно с архимандритом Игнатием, отдаленно напоминал трехчастный тип церквей XVII века, спланированных «кораблем». Место рокового покушения на Александра II выделялось в мемориальную шатровую колокольню, к которой примыкали шатровые же крыльца. Нижний ярус фасадов трехнефного храма опоясывала галерея. Центральная башня была навеяна церковью в Дьякове , а боковые приделы напоминали надвратные церкви конца XVII века .

Совместный конкурсный проект Парланда и Игнатия (источник иллюстрации ):

Авторство архимандрита Игнатия служило гарантом верной идеологической направленности постройки. Именно он, а не Парланд , воспринимался в первые годы общественностью как главное действующее лицо. Однако Игнатий не был профессиональным зодчим, хотя это обстоятельство и пытались смягчить, именуя его «опытным хозяином-строителем » и подчеркивая склонность духовного лица к искусствам .

Выбор именно этого варианта вызвал среди архитектурного цеха некоторое недоумение. Многие профессионалы крайне низко оценивали художественные достоинства проекта-победителя. А. Н. Бенуа вспоминал: «...к государю проник со своим проектом (пользуясь связями с духовенством и низшими служащими) архитектор Парланд, и его чудовищное измышление, поднесенное в очень эффектной раскраске, нашло себе высочайшее одобрение. Уже во время постройки “Храма на крови” Академия художеств настояла на том, чтобы были исправлены слишком явные нелепости и недочеты проекта Парланда » .

И действительно, император принял проект лишь «в целом», с условием дальнейшей доработки, «с тем, чтобы проект был рассмотрен и в чём следует изменён для исполнения профессором императорской Академии художеств Д. И. Гриммом » . Ситуацией попытался воспользоваться профессор И. В. Штром , который в январе 1883 года предложил собственную кандидатуру для разработки идеи Игнатия. Он предложил возвести сооружение из разноцветного кирпича с майоликой, золочеными и эмалированными куполами и внутренней росписью, напоминающее храм Василия Блаженного . Кандидатуру Штрома отклонили, но его предложения существенно повлияли на композицию осуществлённой постройки .

В марте 1883 года сформировали Комиссию по строительству, председателем которой стал президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович. В ее состав вошли архитекторы Р. А. Гедике, Д. И. Гримм, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард. По рекомендациям комиссии Парланд и его помощники как раз и вели доработку проекта. Они составили несколько альтернативных вариантов, один из которых был утвержден 29 июня 1883 года , однако и этому проекту не было суждено стать окончательным .

Этот новый проект предполагал строительство не просто одиночного храма, а грандиозного комплекса по типу монастырского. Комплекс включал церковь, мемориальную зону, музей, колокольню и галерею для шествий, углы которой были отмечены небольшими постройками со складчатыми куполами (копия часовен из конкурсного проекта «Старина» ; эти угловые павильоны воспроизводит осуществленная часовня-ризница Спаса на Крови). Колокольня должна была стоять на другом берегу канала и соединяться с храмом галереей, перекинутой через мост . Сам храм в этом проекте представлял собой пятиглавое сооружение с центральным шатром и фасадными кокошниками, а также с примыкающим к основному объему столпообразной башней. Как показал дальнейший ход событий, эта композиция оказалась вполне самодостаточной, - отсюда выкристаллизовался известный нам сегодня облик Спаса на Крови .

Масштабный проект 1883 года (источник иллюстрации ):

По всей видимости, на этом этапе проектирования участие Игнатия в разработке проекта было уже чисто номинальным, а «в окончательной редакции» проект настолько далеко отошел от совместного конкурсного варианта, что А. А. Парланд мог уже правомерно назвать себя единоличным автором создаваемого здания . Детали проекта уточнялись уже в ходе строительства. Финальное утверждение проекта состоялось лишь 1 мая 1887 года .

Окончательный проект (источник иллюстрации ):

Как видите, оба конкурсных проекта Парланда - как «Старина», так и совместный с Игнатием - в конечном счете оказались весьма далекими от осуществленного варианта. Оно и к лучшему, поскольку итоговый храм получился несравненно более законченным и цельным в художественном отношении . Сооружение в итоге лишилось того масштаба, которым отличался альтернативный проект июня 1883 года, зато стало более цельным и компактным. Столпообразная башня над местом смертельного ранения императора сохранила функцию монумента и одновременно превратилась в колокольню.

Название храма и символика Спаса на Крови

Хотя в народе больше прижилось другое название - Спас на Крови , каноническое наименование собора - храм во имя Воскресения Христова на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II .

Освятить будущий храм во имя Воскресения Христова предложил не кто иной, как архимандрит Игнатий . Произошло это на первом же заседании Комиссии по строительству. Посвящение церкви Воскресению Христову носило глубокий смысл: в таком наименовании звучала идея преодоления смерти. В христианском сознании смерть есть не конец бытия, а только переход к иной его форме. Поэтому в возведении праздничного, «вызывающе красивого» храма нет никакого противоречия: светлый храм, расположенный на месте трагического события, выражает веру в Бога и в русский народ .

Посвящение храма Воскресению Христову также утверждало связь между мученической кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя, распятого и затем воскресшего. И. В. Штром писал: «Как Спаситель умер за всё человечество, так <...> Александр II умер за свой народ » . Ассоциацию гибели царя с крестной смертью Спасителя можно встретить и в фольклоре того времени: «Государя жизнь скончали / Второй раз Христа распяли ». Такая параллель находила дополнительное подтверждение в календарных совпадениях: император родился 17 апреля 1818 года на Пасхальной неделе и был убит в первое воскресенье Великого поста.

Таким образом, храм-мемориал строился в качестве искупительной жертвы за мученическую кончину царя-освободителя . Он создавался для увековечения памяти о его смерти и был призван выражать охранительные начала самодержавия и православия, а также идеи преодоления смерти через Воскресение. Место смертельного ранения Александра II должно было восприниматься как «Голгофа для России » .

Как в обиходном названии «Спас на Крови », так и во всей символике церкви прослеживается параллель между крестной смертью Христа и гибелью Александра II.

Спас на Крови: история строительства

Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале произошла 6 октября 1883 года в присутствии митрополита Исидора и царской четы . Первый камень положил лично император Александр III. В основание храма поместили гравированную доску с надписью о соавторстве архимандрита Игнатия с архитектором Парландом .

Закладка храма (источник фото ):

Перед этим фрагмент решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, сняли, уложили в ящики и перенесли на хранение в часовню на Конюшенной площади . Впоследствии эти реликвии вернули на исторические места, и над ними возвели мемориал в виде сени в духе древнерусской архитектуры.

Хотя окончательный проект, как мы знаем, к 1883 году еще не был утвержден, строительство уже началось. В 1883-1886 годах проводились подготовительные и земляные работы. Интересно, что при возведении собора отказались от обычного метода забивки свай под основание здания: впервые в истории петербургской архитектуры был применен бетонный фундамент под всей площадью сооружения (; ). Прочный фундамент из бутовой плиты на сплошной бетонной подушке имеет толщину 1,2 м . Наружный цоколь собора облицевали гранитом мастера, работавшие в известной в Петербурге мастерской Гаэтано Бота . Потом началась кладка стен из кирпича, поставлявшегося российским заводом «Пирогранит», а затем - пилонов из бутовой плиты на гранитных основаниях.

Строительство храма (источник фото ):

Планировалось, что строительство будет завершено к 1890 году, но работы затянулись.

В 1889 году разразился скандал, связанный с присвоением казенных средств конференц-секретарем Академии художеств А. Исеевым . Растрату допустил президент Академии и председатель Комиссии по строительству великий князь Владимир Александрович. В 1892 году была собрана новая комиссия, в состав которой вошли архитекторы Э. И. Жибер, М. Т. Преображенский и А. А. Парланд . Но строительные и отделочные работы продвигались медленнее, чем предполагалось. В. А. Фролов объяснял это бюрократизмом, царившим в работе комиссии, а также нежеланием Парланда расставаться с престижной должностью архитектора-строителя .

В 1890-1891 годах скульптор Г. Ботта и мастер Андреев исполнили из алебастра большую, «безукоризненную во всех отношениях» раскрашенную модель храма высотой 3,5 м, она была выставлена на месте строительства.

А. А. Парланд у модели храма (источник фото ):

К сооружению сводов, арок и парусов приступили лишь в 1893 году. В следующем году закончили основной объем здания и выложили гранитное кольцо в основании центрального барабана. Стены и детали фасада облицовывались долговечными прочными материалами: эстляндским мрамором (поставляла фирма «Кос и Дюрр»), глазурованным кирпичом, изготовленным на Зигерсдорфских заводах (Siegersdorfer Werke ) в Германии, а также цветными плитками, заказанными Императорскому фарфоровому заводу. На Петербургском металлическом заводе были смонтированы конструкции куполов и железный каркас шатра . В 1896 году началась отливка колоколов на заводе П. Н. Финляндского.

Подробно об архитектуре храма можно прочитать в статье «Спас на Крови: описание архитектуры» .

Оригинальным новшеством стало покрытие глав эмалированными медными пластинами. Яркие полихромные купола создавались в 1896-1898 годах на фабрике А. М. Постникова в Москве, там же были изготовлены золоченые кресты. Средняя надалтарная глава была по предложению П. П. Чистякова выложена золоченой смальтой (работа мозаичной мастерской Фроловых). Главы боковых апсид и колокольни покрыты в 1897-1900 годах золоченой медью. Правда, купол колокольни быстро потемнел, и в 1911-1913 годах позолоту заменили кантарельным покрытием (золотой смальтой) под наблюдением В. А. Фролова.

В 1900 году здание стало постепенно освобождаться от лесов. Крыльца соорудили в 1900-1901 годах. Тогда же на фасадах засверкали эмалированные изразцы, созданные в мастерской М. В. Харламова (там же была создана цветная глазурованная черепица для апсид, центрального шатра, а также шатров и скатов крылец).

В 1905-1907 годах по рисункам И. И. Смукровича выполнили входные двери (врата) из меди, инкрустированной серебряным орнаментом. Эту уникальную работу выполнила мастерская костромского ювелира Савельева в 1905-1907 годах. На серебряных барельефах врат изобразили святых покровителей царствующего дома Романовых (до наших дней из 80 пластин дошло всего 33) . Одновременно велась внутренняя отделка с использованием более десятка пород самоцветов. В убранстве интерьера участвовали лучшие отечественные и итальянские фабрики.

За чей счет этот храм

Принято считать, что Спас на Крови строился на народные деньги. На самом деле это не совсем так . Основным источником финансирования служили поступления из Государственного казначейства: казна выделила на строительство 3 млн 600 тыс. рублей серебром - огромные по тем временам деньги . Кроме того, значительную сумму составили пожертвования от учреждений, от императорской фамилии и должностных лиц. Частные же вклады играли скорее символическую роль.

Общая стоимость ансамбля храма Воскресения и его художественного убранства, включая мозаики , составила более 4,6 млн рублей . Стоимость строительства оказалась превышена на 1 млн рублей из-за замены живописи мозаикой, дороговизны сени и случаев финансовых злоупотреблений .

В дальнейшем содержание храма взяло на себя государство. На таком особом положении в то время находились лишь Исаакиевский собор в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве: они финансировались непосредственно из государственной казны.

В Спасе на Крови ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти Александра II . Однако здесь не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника » не являлся приходским (; ). Для верующих было отведено место около западного фасада, перед мозаичным «Распятием» , где и проходили церковные службы.

История Спаса на Крови после революции

Храм при новой власти

После революции судьба Спаса на Крови складывалась драматично. В 1918 году храм перешел в ведение Наркомата имуществ РСФСР, а с января 1920 года стал приходским. Вход в храм был открыт для всех желающих.

С июля 1922 года по июль 1923 года храм Воскресения Христова, будучи приходским, принадлежал Петроградской автокефалии под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего перешел к просоветской группе «обновленцев » (с 5 июля по 9 августа 1923). С августа 1923 года по декабрь 1927 года храм носил статус кафедрального собора епархии. С конца 1927 года по ноябрь 1930 года Спас на Крови был центром иосифлянства в Ленинграде - течения в Русской Церкви, возникшего как оппозиция «обновленческой» группе, лояльной коммунистическому режиму .

Естественно, новая власть вскоре пресекла эту деятельность. 3 марта 1930 года Президиум Совета Центрального городского района по обращению Ленинградского отделения Всероссийского общества памяти политкаторжан и ссыльно-поселенцев постановил: «В целях прекращения ведущейся в храме черносотенной агитации, а также учитывая обнаруженные в этой церкви злоупотребления уголовного характера, в исполнение наказа избирателей, возбудить перед Президиумом Лен. Совета ходатайство о закрытии указанной церкви и передаче здания под культурно-просветительные нужды » . Постановлением Президиума ВЦИК от 30 октября 1930 года за № 67 Спас на Крови был закрыт . Попытки устроить тут музей революционной борьбы народовольцев не удались .

Собор использовали как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. Из-за отсутствия должного надзора и охраны многие ценные элементы интерьера были утрачены.

Но даже после того как храм был закрыт, он оставался местом поклонения многих верующих. Люди не забывали легенд о погибшем монархе и приходили сюда молиться . Многие ленинградцы помнят, как набожные бабушки проходили с западной стороны к иконе «Распятие » , прикладывались к ней и молились (сейчас проход к этой части храма закрыт).

Из-за идеологического значения храма как памятника самодержавию в официальных оценках советского времени Спас на Крови оценивался в лучшем случае с осторожностью, а иногда и откровенно негативно. Непринятие было обусловлено также и отрицательным отношением ко всей архитектуре периода эклектики, включая образцы «русского стиля ». Здание рассматривалось как грубый диссонанс в среде классицистических ансамблей города на Неве.

Поскольку считалось, что храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города, в 1930-х годах принимались решения разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство. В 1930-х годах с храма сбросили колокола. Неоднократно поднимался вопрос о сносе здания. Специальная комиссия при участии В. А. Фролова, созданная в марте 1941 года Отделом охраны памятников Ленисполкома, ратовала за сохранения памятника «как здания уникального, характерного для определенного периода русской архитектуры » .

Благодаря мастерству и огромному труду реставраторов, инженеров и архитекторов, работавших над восстановлением храма, это уникальное произведение искусства вновь засияло во всей красе.

В настоящее время собор Спас на Крови открыт как музей (см . практическую информацию о посещении ) , но по выходным и в дни больших праздников проводятся богослужения.

♦♦♦♦♦♦♦

Вам также могут понравиться другие

Красив храм святого Александра Невского, построенный в неорусском стиле у подножия горы Дарсан в Ялте.


В Крыму до революции было три храма в честь святого князя- воителя. Самый первый появился в Феодосии в позапрошлом веке, для этого был издан специальный указ императора Александра I, затем в Симферополе Долгая и тяжкая история собора в честь Александра Невского и только в начале прошлого века в Ялте.

Святой Александр Невский был святым покровителем российских императоров Александра I, Александра II и Александра III. Святым покровителем в христианской религии считается святой, защищающий отдельного человека, храм, населённый пункт, народ, страну, представителей отдельных профессий. Среди славной когорты русских святых достойное место занимает русский князь Александр Невский, который также является небесным покровителем русского воинства. Примечательно, что ордена Александра Невского существовали как в царской России, так и во времена СССР, а также в современной России.

1 марта 1881 года был убит российский император Александр II (1818 -1881). По всей Российской империи начали строиться храмы и часовни в честь святого Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II. Считалось, что небесные покровители защищают интересы подопечных даже после их смерти. Не осталась в стороне от этого процесса Ялта, уже в июле 1881 года на набережной появилась часовня в честь святого Александра Невского Часовня под брызгами морских штормов .

Большую часть денег на строительство часовни выделил барон Андрей Львович Нил-Врангель фон Губеншталь, бывший ялтинским городским головой с 1879 по 1888 год.

Шло время и общественность Ялты решила, что часовни в честь погибшего императора недостаточно и необходимо построить храм. Собрался комитет по строительству храма аккурат через 9 лет после смерти Александра II, 1 марта 1890 года. Нашли было место возле Ливадийского моста, но Ялтинская городская управа посчитала, что денег в казну храм не принесёт, а выгодное месторасположение возле моста лучше использовать в коммерческих целях. Барон Врангель уже не был городским главой и повлиять на решение не смог. Тогда он предложил безвозмездно принадлежавший ему участок земли в противоположном конце города, где в результате и был построен собор. В очередную годовщину со дня смерти императора был заложен первый камень в основание храма, на закладке которого присутствовала императрица Мария Александровна. Император Александр III не возражал против возведения собора в память об своём отце, но приехать на панихиду и церемонию закладки камня отказался.

Если бы императора Александра II не убили народовольцы, то возможно следующим императором Российской империи стал бы Георгий Первый, а не Александр III. Непростые были времена и взаимоотношения между людьми в императорской семье.

Изначально наследником престола был старший сын императора Александра II, великий князь Николай Александрович (1843 - 1865). После того как Александр II стал императором в 1855 году, то Николая Александровича стали готовить к предстоящему восхождению на престол. В 1861 и 1863 годах он совершил многочисленные поездки по России, затем в 1864 году отправился в Европу, где познакомился с датской принцессой Марией Софией Фридерикой Дагмар и сделал ей предложение. Состоялись помолвка и обручение. Но императором стать ему была не судьба - в апреле 1865 года цесаревич умер в Ницце. Так Россия не получила императора Николая Второго раньше и в другом обличье. Наследником престола стал Александр Александрович (будущий император Александр III), который женился на невесте своего покойного брата через полтора года после его смерти и которая стала российской императрицей Марией Федоровной.

Жена императора Александра II императрица Мария Александровна (1824 -1880), мать цесаревичей Николая и Александра, умерла от туберкулёза в ночь на 22 мая 1880 года. Обычно венценосные вдовцы и вдовы после смерти супругов в течение года носили по ним траур и не вступали в брак. Но Александр II плевал на светские правила и 6 июля 1880 года женился на своей давней любовнице (с 1866 год) княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой (1847-1922). У императора и княжны уже было четверо внебрачных детей, старшим был Георгий (1872-1913). 5 декабря 1880 года княжне Долгоруковой был пожалован титул Светлейшей Княгини Юрьевской, что соотносилось с одним из фамильных имён бояр Романовых. Все дети были узаконены задним числом и получили фамилию Юрьевские. Но тем не менее, несмотря на указы императора, Екатерина была женой императора, но не императрицей согласно законов Российской империи. Её дети не были членами императорской фамилии и не имели прав на престол.

Когда будущий император Александр II женился на Марии Александровне, то его мать императрица Александра Федоровна была категорически против брака, т.к. датская принцесса была незаконнорожденной, была внебрачной дочерью великой герцогини Гессенской Вильгельмины Баденской, и её камергера барона фон Сенарклен де Гранси. Её муж великий герцог Людвиг II Гессенский признал Марию свои ребёнком, чтобы избежать скандала в благородном семействе. Эта история вновь всплыла после новой женитьбы императора. При этом Александр II не скрывал, что хочет сделать Георгия Великим Князем. Ведь Георгий был Рюриковичем, а Александр Александрович через мать лишь потомком какого-то беспородного швейцарца. По империи поползли слухи, что император дал указание по учению материалов обстоятельств восхождения на императорский трон Екатерины Первой, незнатной по происхождению.

Но не успел Александр II сделать Екатерину императрицей, да и преобразовать монархию в конституционную - убили его народовольцы. Не везёт претенденткам на российский императорский престол, если их звать княжна Екатерина Долгорукова. За полтора века до этого, 30 ноября 1729 года, российский император Пётр Второй обручился с княжной Екатериной Алексеевной Долгоруковой (1712-1747) На 19 января 1730 года была назначена свадьба, но в этот день император Пётр Второй умер.

Когда после смерти отца Александр III стал императором, то княжне Юрьевской стало неуютно в пределах Российской империи и она уехала с детьми во Францию, на виллу под Ниццей.

Отношение Александра III к матери и отцу было совершенно различным: "Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама... Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру и церковь. Сколько бывало разговоров самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения… Папа мы очень любили и уважали, но он по роду своих занятий и заваленный работой не мог нами столько заниматься как милая, дорогая Мама. Еще раз повторяю: всем, всем я обязан Мама: и моим характером, и тем, что есть!"

На территории возле собора находится несколько стендов с различной информацией. На одном из них список тех, кто "Свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание собора Александра Невского внесли".

А вот тех, кто вносил деньги на строительство собора здесь нет. В памяти потомков сохранились лишь имена генерал-майора Богдана Васильевича Хвощинского и винопромышленника И.Ф. Токмакова 1000 рублей, а имён простых ялтинцев, которые жертвовали деньги, не сохранилось.

Первый проект храма, созданный Карлом Ивановичем Эшлиманом (1808 - 1893) венценосному семейству не понравился. Второй проект, созданный двумя главными архитекторами Ялты, действующего Платона Константиновича Требнева (1841 – 1930-е) и будущего Николая Петровича Краснова (1864 - 1939), был одобрен. Храм начали строить и затянулся этот процесс на 11 лет. Зато на освящение храма 1 декабря 1902 года прибыли император Николай Второй с супругой и многочисленной свитой.

Иконы для храма были изготовлены в Мстере Владимирской губернии.

Для колокольни собора были отлиты 11 колоколов в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Колокола стали даром от крымского винопромышленника и мецената Н.Д. Стахеева Дача мецената - прообраза Кисы Воробьянинова . Об колокольном звоне нового собора с теплотой отзывался Антон Павлович Чехов: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию"

На колокольне две мозаичные иконы: святого Зосимы Соловецкого (дата рождения неизвестна - 1478) - одного из основателей Соловецкого монастыря и Святого Архиппа, одного из семидесяти апостолов.

На юго-восточной стороне храма, в гранитном киоте с луковицей находится мозаичная икона святого Александра Невского работы венецианского художника Антонио Сальвиати.

Внутри собор оформляли архитектор С.П.Крошечкин и художник И.Мурашко.

Храм задумывался как собор Александра Невского, но, как это часто бывает в Крыму, в нём находится два храма.

Верхний - во имя Александра Невского (на 1200 человек), нижний - во имя святого Артемия (на 700 человек), этого святого церковь чествует 20 октября и в этот день умер император Александр III. Получилось, что собор строился в память одного императора, а после постройки оказался посвященным двум императорам, отцу и сыну. При освящении храма же присутствовал император, внук и сын.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Федора Михайловича Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Алупке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский. В том же 1918 году в стенах собора скрывались жители Ялты от обстрелов.

На территории собора есть несколько отдельно стоящих зданий. В одном находится церковная лавка.

Трёхэтажное здание под церковно-приходскую школу.

Было построено в 1903-1908 годах. Помимо школы здесь размещался большой актовый зал для Александро-Невского братства и приют для слабогрудых больных. Школу носила имя цесаревича Алексея.

Приблизительно в одно время со зданием школы был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем.

Храм был закрыт в период с 1938 по 1942 году, колокола были сняты и в храме размещался спортивный клуб. Во время немецкой оккупации богослужения были возобновлены и не прекращается до сию пору. А вот купола вновь засияли золотом лишь в 2002 году.

В школьном здании после закрытия храма разместился Дом учителя. Возобновление богослужений в храме не повлекло автоматического возврата здания школы, оно было возвращено только в 1995 году.

Когда Вы идёте к храму от набережной, то необходимо пройти через небольшой подземный переход под улицей Кирова, но это совсем не страшно. Храм достоин рассмотрения вблизи.

Немного о памятниках и храмах в честь Александра II. История рязанского храма, основанного в честь Царя-Освободителя.

130 лет назад от рук террористов погиб Император Александр II (1818-1881).
В память об убиенном Государе были воздвигнуты памятники в России.
Так, известный скульптор А.М.Опекушин поставил памятники Александру II в Москве (1898), Пскове (1886), Кишинёве (1886), Астрахани (1884), Ченстохове (1899), Владимире (1913), Бутурлиновке (1912), Рыбинске (1914) и в других городах империи. Каждый из них был неповторим; по оценкам, «очень красив и изящен был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения». Увы, после 1917 большинство из созданного Опекушиным было уничтожено.

Большевики варварски уничтожали памятники Царю-освободителю по всей стране. Теперь, когда оценены заслуги Государя Императора Александра II, в России пытаются возродить разрушенные памятники.

Водолазы не смогли обнаружить на дне Волхова в Великом Новгороде сброшенный в реку коммунистами памятник императору Александру II. Предмет, который при гидроакустическом сканировании дна в 2004 году, был принят за монумент, оказался причудливым нагромождением бревен.
Каменный памятник Александру II был установлен на Торговой стороне Новгорода в конце XIX веке. В мае 1920 года участники коммунистического субботника сбросили монумент в Волхов.
(отсюда)

Свою историю имеет памятник Государю в Москве. 14 мая 1893 года в Кремле, рядом с Малым Николаевским дворцом, где родился Александр (против Чудова монастыря), был заложен, а 16 августа 1898 года торжественно, после литургии в Успенском соборе, в Высочайшем присутствии (богослужение совершал митрополит Московский Владимир (Богоявленский)), открыт памятник ему (работа А.М. Опекушина, П.В. Жуковского и Н.В. Султанова). Император был изваян стоящим под пирамидальной сенью в генеральском мундире, в порфире, со скипетром; сень из тёмно-розового гранита с бронзовыми украшениями была увенчана золочёной узорной шатровой крышей с двуглавым орлом; в куполе сени была помещена летопись жизни царя. С трёх сторон к памятнику примыкала сквозная галерея, образуемая сводами, опиравшимися на колонны.

Весной 1918 года скульптурная фигура царя был сброшена с монумента. При сносе памятника лысый кровавый коротышка Ленин, кипя от злобы накидывал веревку на шею скульптуры... Полностью памятник был демонтирован в 1928 году.

Но историческая справедливость восторжествовала. В июне 2005 в Москве торжественно открыт памятник Александру II. Автор памятника — Александр Рукавишников. Памятник установлен на гранитной площадке с западной стороны Храма Христа Спасителя. На постаменте памятника надпись: «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провёл военную и судебную реформы. Ввёл систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 (13) марта 1881 года в результате террористического акта».

Больше повезло тем памятникам, которые находились за рубежом.
Например, в Болгарии Александр ІІ известен как Царь-освободитель. Его манифест от 12 (24) апреля 1877 об объявлении войны Турции изучается в школьном курсе истории. Сан-Стефанский мирный договор 3 марта 1878 принёс свободу Болгарии, после пятивекового османского ига, которое началось в 1396 году.
И по сей день в Болгарии во время литургии в православных храмах, во время Великого входа литургии верных поминается Александр II и все русские воины, павшие на поле брани за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877—1878 года.
Признательный болгарский народ воздвиг царю-освободителю множество памятников и назвал в его честь улицы и учреждения во всей стране.

Памятник Царю-Освободителю в Софии

В столице Великого княжества Финляндского Гельсингфорсе, на Сенатской площади, перед кафедральным евангелическо-лютеранским собором 17 апреля 1894 года был открыт памятник Александру II, работы Вальтера Рунеберга, отлитому по модели скульптора Таканена. Памятником финны выразили благодарность за укрепление основ финской культуры и, в том числе, за признание финского языка государственным.

Памятник Александру II на Сенатской площади в Хельсинки

Помню, когда-то друг показывал фотографии, которые он наснимал в Хельсинки. И очень удивился, когда я объяснил ему, что на одном из снимков он запечатлел памятнику Императору Александру II ...

Своеобразным памятником Государю-Освободителю стали храмы.
Например, в Санкт-Петербурге на месте гибели царя на средства, собранные по всей России, был возведен Храм Спаса-на-Крови. Собор был построен по приказу Императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), и освящен 6 августа 1907 года — в день Преображения.

В Рязани был построен храм - в честь чудесного спасения Государя от покушения. Но пока храм строился, террористы все-таки убили Императора Александра II. И рязанский храм стал одним из первых храмов в память убиенного Государя.

30 августа 1879 года в Рязанской пригородной Троицкой слободе состоялась закладка храма во имя св. благоверного князя Александра Невского. Преосвященный Василий - епископ Михайловский, викарий Рязанский при этом выразил свою мысль в таких словах:
«С молитвенным призыванием Божия благословения положено основание храма Божия среди крестьянских жилищ… Построение начинаемого храма в здешней местности, кроме желания иметь в нем удобнейшее удовлетворение своих духовных нужд, предпринято благочестивыми жителями этой местности и с тою целью, чтобы увековечить в потомстве память о явлении величайшей Божией милости к русскому народу в чудесном спасении драгоценной жизни возлюбленного нашего Монарха, благочестивейшего Государя императора Александра Николаевича от руки гнусного злодея. Поэтому храм сей строится с высочайшего соизволения, посвящается имени св. благоверного великого князя Александра Невского. Основание этого храма благоприлично полагается в день тезоименитства его Величества».

И еще в своей речи епископ затронул мысль о том, что жители пригородной слободы г.Рязани, озабоченные будущим своих детей, без чьего либо указания решили построить этот храм именно в этом месте. «Чутьем здравого смысла они предполагают, что их детям грозит беда (как они были правы!)- и вот они спешат для отвращения этой беды, создать Божий храм, в котором дети их научились бы бояться Бога и почитать царя…»

Храм в Троицкой слободе был задуман в честь чудесного спасения императора Александра II, которое произошло 2 апреля 1879 года. История трагедии и чудного спасения государя такова. Александр II как всегда прогуливался утром около Зимнего дворца. Вдруг неизвестный человек, неожиданно появившийся, выхватил револьвер и сделал в государя несколько выстрелов. К счастью, пули не задели помазанника Божия - государь остался и на сей раз жив, а злоумышленник был пойман. «Почему на сей раз?»- спросите вы. Да потому, что на жизнь государя было совершено шесть покушений. Последнее, совершенное в 1881 году, оборвало его жизнь.

«Перед мысленным взором», - писал И.С.Аксаков в дни народной скорби по царю Александру ІІ - освободителю крестьян: «неуклонно стоит окровавленный образ Царя доброго, кроткого, благодушного, убитого среди бела дня… На тесных полицейских санях везут его, первого человека Русской земли, уже полумертвого, с обнаженной, склоняющийся от слабости головой, везут освободителя миллионов людей своего и чужих народов, давшего всей России новое бытие, даровавшего такой простор жизни, которого она еще не знала… Стыдно и совестно становится русскому глядеть на свет Божий. Точно будто кто совершил над нами публичное поругание, всенародно осрамил нас самым бесстыдным срамом, и мы, оскверненные, стоим перед всем миром, перед тем миром, где повсюду имя усопшего чтится с благоговением…»

Прошло почти 5 лет с момента закладки храма в Рязани и 2 года - с момента последнего покушения на императора и его трагической страшной кончины. И вот 8 сентября 1884 года преосвященный Феоктист (Попов), Епископ Рязанский и Зарайский производил освящение «в Новоалександровской (Троицкой тож) слободе вновь выстроенный жителями слободы храм в память избавления от опасности жизни в Бозе почившего Государя Императора Александра II каменный храм во имя Пресвятой Троицы».

В этом торжестве участвовали настоятель рязанского Троицкого монастыря архимандрит Владимир (Добролюбов), кафедральный протоиерей Х. Романский, ректор семинарии, протоиерей Иоанн Смирнов, а также большое количество протоиереев монастырей и храмов г.Рязани. Храм этот был особенный, о чем не раз подчеркивалось в речах выступающих. Освящение было завершено торжественными словами священника Иоанна Алякрова. Храм еще не был готов полностью, и основные торжества предусматривались в будущем. Но и этот день получился светлым.

В торжественном слове оратор выразил надежду на то, что жители слободы смогут увидеть вскоре храм полностью законченным с еще двумя престолами во имя благоверного князя Александра Невского и святителя и чудотворца Николая. «Искренняя любовь к государю не допустит оставить недоконченным построение священного памятника сего» сказал оратор напоследок.

И вот 23 ноября 1884 года на праздник Рождества Пресвятой Богородицы Преосвященный Феоктист (Попов) уже освящал два новых предела. По случаю такого торжества слобода, которая называлась Троицкой, т.к. прилегала к Троицкому монастырю, по Высочайшему повелению стала называться с 31 марта 1883 года Ново-Александровской.

«Рязанские епархиальные ведомости» отмечали, что новоосвященный храм по своему историческому значению был первым храмом в России - памятником спасению государя-императора. А потому и торжество получилось грандиозное для Рязани.

Освящение проходило в присутствии большого количества народа, войск и священнослужителей. Православные стекались к храму со всей Рязани и местных селений. По свидетельствам очевидцев, оставивших свои незабываемые впечатления на страницах «РЕВ», два прекрасных хора сопровождали торжество освящения, которое проводил сам Владыка. После литургии был концерт и произнесено много хороших и теплых слов в адрес строителей и благоукрасителей храма. Все желающие не могли разместиться в храме, хотя он был очень просторным.

По окончании богослужения войскам было предложено угощение, которое сопровождалось музыкой, пением народных гимнов. Почетные гости были приглашены на праздничный обед в дом председателя комитета по построению храма купца I гильдии Павла Александровича Хрущева, который много сил положил на то, чтобы храм этот был возведен.

Жителям же Александро-Невской слободы угощение было предложено на площади около новоосвященного храма. Автор статьи говорил не о разгульном веселии, которое может представиться читателю этих строк. Именно о высоком духовном торжестве шла речь, о неподдельном патриотизме и любви к России и государю. Можно поблагодарить автора строк - он остановился не только на внешней стороне праздника и высоком духовном подъеме русского народа. Он ввел нас внутрь храма, храма, которого уже, к сожалению, нет.

«При входе в храм, он поражает всякого своим величественным устройством, изяществом работы резного деревянного иконостаса, прекрасною выразительной живописью икон и, главное, полнотою и законченностью идеи, которую старались в нем выразить строители и опытные руководители…. Без слов он красноречивее всяких слов выражает идею, которую можно формулировать следующими словами: «Бога бойся, Царя чтите, и уставы церковные храните».

На левой стороне от западных дверей поражала всех картина распятия Христа Спасителя, на правой - изведение из ада бывших там до Воскресения праведников. На горнем месте в глубине алтаря на полотне было выполнено изображение Воскресшего Христа, а на куполе над самым престолом, куда взор молящегося не мог проникнуть - изображение Господа Саваофа. Храм был устроен так, что сразу обнимал взором иконостас всех трех пределов.

В каждом же пределе иконы располагались таким образом, чтобы увековечить события, произошедшие с Царем-Освободителем, царем мучеником Александром II, которого Божий промысел не раз хранил от рук убийц, надеясь, что народ русский не потеряет свой разум до конца. Нет, не случилось этого. Поэтому, изумленно и печально смотрела на молящихся с иконы в Александро - Невском пределе преподобно-мученица Евдокия «пораженная ужасом неслыханного злодеяния… Кисть художника старалась выразить на лице ее самое страшное событие в ряду исчисленных злодейств…».

Престол во имя Николая чудотворца символизировал единую церковь, выполнение правил которой помогает людям стать истинным христианином. Икона Преображения Господня над Царскими вратами как бы символизировала, что, уподобляясь в молитве своей Богу, мы, как Он, будем преображаться.

И так, храм был задуман и выполнен как символ единения Бога (Троицкий предел)- царя-помазанника Божия (предел Александра Невского) - и Церкови, ее уставов (Николаевский предел) и отражал историю христианства, Русского государства и русской православной церкви. Долгие годы храм радовал своей красотой прихожан слободы.

В 1906 году в «Рязанских епархиальных ведомостях» отмечалось, что Троицкая церковь - лучшая церковь г.Рязани. Много мыслей и чувств вызывал этот храм. Ведь его строители и благоукрасители открыто объявили войну неверию, о чем неоднократно говорилось в произносимых словах при освящении храма. Устроители верили и в то, что еще многие годы Троицкий храм «будет служить знамением борьбы веры с неверием и меркою гражданского и политического благосостояния и могущества народа» (вдумайтесь в эти слова, произнесенные в 1884 году). Храм был любим. Его прихожане не стеснялись делать жертвы, ведь они это делали Богу. Рядом с храмом было расположено кладбище, землю в 2 десятины под которое тоже пожертвовали благодетели.

Рядом с храмом был вырыт колодец, который обеспечивал чистой водой слободу. Близ колодца была воздвигнута часовня. Еще одна часовня, приписанная к храму, была сооружена в память спасения жизни Александра II, и находилась близ станции «Рязань». В приходе были двухклассное образцовое мужское и женское училище, которое содержалось на средства Общества Рязанско - Уральской железной дороги, двухклассное Министерское училище при ст. «Рязань», Александровская Учительская семинария и начальное земское училище. Жители Троицкой слободы были довольны своим приходом.

К 1917 г. храм имел три престола. Главный - во имя Животворящей Троицы, правый - во имя благоверного князя Александра Невского, левый - во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Утварью он был достаточным. В нем по штату полагалось иметь трех священников, диакона и трех псаломщиков, которым жалования не платилось.

Земли у церкви было 3 ½ десятины.

В 1923 году Троицкий храм в документах описывался так: «Церковь каменная, с таковою же колокольней с 11 колоколами на ней, крытая железом, прочная, с тремя престолами и иконостасами». «Церковь имеет над собой купол каменный с железным крестом. Окон в нем 18. Церковь обнесена каменной оградой» Одиннадцать колоколов храма долго разносили свой звон над городом. Кому-то они мешали, а многим помогали выжить в тот страшный период.

С.Д.Яхонтов - рязанский историк, архивист вспоминал после пребывания в Рязанской тюрьме в 1929 г.: «…Особенно тяжело мне было под праздники. Становясь перед окном в сторону Троицкого храма, когда оттуда слышался благовест, я скорбел от удаления от храма. Там молятся, открывают свою душу в молитве и тем облегчают свое горе, а я лишен этого лекарства. Одиночество было бы не под силу, если бы не религиозное стремление. Храм! Храм! Как долго я так простаивал, воображая себя в храме и слезы… слезы! Господь услышал меня, и увидел слезы. Это спасло меня от отчаяния. Это была моя жизнь, невидимая для других. Берегите Бога!…Кто не имеет религии, тому худо приходилось». Для православных это было трудное время. Не верьте, что храмы закрывались без христианских слез. Их много было, наших родственников, кто душой скорбел, когда никли главки храмов…

В этот период стали закрываться многие домовые храмы и городские монастыри. С.Д.Яхонтов писал: «В начале революции - уничтожены были в Рязани все домовые храмы. Назову некоторые из них, чтобы не исчезли они совсем из памяти истории: 1 - При Епарх.ж. уч., 2. духовном мужск. Учил. 3. При архри. Предтеч. 4.Св. Стратига при Архиер. же доме 5.Технич. город. Училище, 6. При доме Труда, 7.При тюрьме. 8.Епарх. епарх. викариатстве,9.Богодельне дворянской, 10.гимназич. пансион, 11 Семинарии. 12.Полковой храм.»

Из учреждений и с улиц стали убираться иконы, которые собирали еще действующие храмы и монастыри. Троицкий храм принял святые иконы со станции «Рязань» и из депо. Когда закрывался Казанский женский монастырь в Рязани и решался вопрос об его имуществе, совет храма сделал на письме о приеме имущества монастыря интересную приписку карандашом: «Желательно иметь у себя св. икону Казанской Божией Матери». Других икон храм, к сожалению, принять не мог. А чудотворная икона была передана в Воскресенский храм г.Рязани.

С января 1924 года в Рязань прибыл епископ Глеб (Покровский). В его архивно-следственном деле остались воспоминания о Троицком храме. Они трогательны, и невольно переносят нас в те времена: «Троицкий храм. Причт благоговейно совершает богослужение, со строгим уставом, проповедуют, прекрасный хор, регент изменил свой гордый нрав, он, скорее нервный человек, очень добросовестно относится к своим обязанностям. Всегда, когда я служу в Троицком храме, умиляюсь прекрасным пением, храм содержится в чистоте. Староста церковный и совет всегда почтительно относятся ко мне, чувствуется, что находишься в своей семье. Не будет ли возможным Вашему Преосвященству разрешить мне здесь совершать богослужение, а в соборе в двунадесятые праздники и местные чтимые. Здесь я найду для себя сносную квартиру и некоторый покой. Церковный совет охотно соглашается сделать для меня все необходимое. Здесь хорошо организованы вечерние беседы, и я мог бы всегда принимать участие».

Настоятелем Троицкого храма долгое время был протоиерей Николай Михайлович Урусов. На его долю выпали трудные годы гонений на церковь Христову. И он испытал эти гонения одним из первых в нашей епархии.

В Государственном архиве Рязанской области сохранилось письмо, написанное архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием, протоиереем Троицкой церкви г.Рязани Николаем Урусовым и иереем. Солотчинского храма Феодором Орлиным Владыке Иоанну (Смирнову), в котором они поздравляли Владыку с днем Ангела и благодарили за помощь, оказанную им, заключенным Покровского лагеря. «С искреннею сыновней любовью и преданностью поздравляем Вас с Днем Ангела и усердно просим Вашего Архипастырского благословения и святительских молитв о нас заключенных узниках». Заключенные благодарили и Патриарха Тихона, который также проявил о них отеческую заботу, и сообщали: «В Покровском лагере в числе заключенных духовных лиц один из Петрограда, а остальные все рязанцы. Из Рязанцев четверо - в Нижнем Новгороде - священники Михаил Озерский, Гавриил Спешнев, Иоанн Мостинский и Андрей Тимофеев, и один в Яузинской больнице Николай Волынский. 1919 г. Сентбрь26/октябрь 9»
Это письмо бесценно, так как приоткрывает некую тайну о священстве, которую хотели от нас скрыть. Священномучеников много, многих из них мы не знаем, но Бог приоткрывает эти тайны…

Николай Михайлович Урусов после лагеря вернулся в родной храм. Много трудов он положил на этом поприще. В 1926 году он был несправедливо уволен от своих обязанностей постановлением членов общины, среди которых стали появляться люди, далекие от религии. С этим не могли смириться возмущенные прихожане Троицкого храма. Они просили восстановить справедливость и вернуть о. Николая. Писем было написано много, и во всех - просьба вернуть любимого пастыря. На сей раз, справедливость была восстановлена. Был уже 1928 год.

В 1935 году храм был передан обновленцам, якобы, по просьбе прихожан. Еще более возмущенные прихожане написали протест, но на этот раз все было тщетно. Обновленцы обосновались в храме, не им принадлежащем. Прихожане забыли дорогу туда, и решением Рязгорисполкома от 16.09.35 года он был передан под клуб МКЖД. Через много лет его снесли, так как красота была превращена ни во что. На месте, где некогда был храм царю-освободителю воздвигнут был дворец профсоюзов, позже переименованный в МКЦ - муниципальный культурный центр.

Отсюда: Синельникова Т.П.

Люблю я храмы, привлекают они мое внимание, однажды, когда мы с мужем пересекали нашу страну, я на ходу из машины нащелкала штук 30 всевозможных церквей, храмов, монастырей, мечетей и т.п., но все это конечно не то, каждый храм заслуживает пристального внимания, особенно такой красивый, знаменитый и важный, как Собор Воскресения Христова на Крови или Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

1.

Это известный православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, он сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.
Кстати, храм был построен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.
2.

Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия, который впоследствии от строительства отошёл. Строительство длилось 24 года. 6 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящён.

Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
3.

Огромный респект архитекторам, которые строили данное сооружение, получилось шикарно и привлекает толпы туристов и просто ценителей прекрасного. Помимо веры либо её отсутствия.
4.

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции "русского стиля". Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
5.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал - кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика. Можно стоять и часами разглядывать...
6.

Возле храмов всегда толпы народа и, следовательно, их развлекают как могут и сувенирами, и попрошайками, но такими, не классическими;)
Этот парень на интересном музыкальном инструменте выдавал прекрасные звуки, я оторваться не могла.
7.

Девочки-припевочки, мы 20 минут наблюдали за ними как они на "фото" разводят парней;)
8.

Грустный мим..
9.

И сувениров там масса, до сих пор идут часы, кстати;)
И погуляли хорошо;)
10.

Спасибо Саше

Золотые купола главного православного собора Ялты невозможно не заметить, прогуливаясь по одной из самых живописных улиц города - Садовой. Собор Святого благоверного князя Александра Невского - не только один из красивейших храмов в Крыму, это еще и памятник отечественной истории, связанный с именами трех русских императоров.

Всем миром

Возведение златоглавого собора Александра Невского в Ялте связано с трагической смертью российского императора Александра-Освободителя, погибшего от рук народовольцев. В честь десятилетия со дня смерти Александра II ялтинской народной громадой было решено увековечить память о нем, построив новый собор. В это время по всей России строились храмы в честь Святого князя Александра Невского, являющегося небесным покровителем Дома Романовых. Эту идею поддержал император Александр III. С его благословения 1 марта 1890-го года был учрежден строительный комитет, который возглавил известный инженер и ученый А.Л. Бертье-Делагард. В состав также вошли тридцать уважаемых ялтинцев: среди них князь В.В. Трубецкой, граф Н.С. Мордвинов, барон-камергер, инженер А.Л. Врангель, тайный советник П.И. Губонин, доктор В.Н. Дмитриев, известные архитекторы П.К. Теребенев и Н.А. Штакеншнейдер. Средства на строительство собирали всем миром. Значительные суммы были пожертвованы знатными горожанами Б.В. Хвощинским и И.Ф. Токмаковым, а участок земли под строительство подарил барон А. Л. Врангель. Отлив колоколов для храма, который происходил в Москве, оплатил крымский винопромышленник и меценат Н.Д. Стахеев. В итоге, звонницу украсило 11 колоколов, один из которых весил 428 пудов, это более 6-ти тонн.

Первоначальный проект разработал архитектор К. И. Эшлиман. Однако этот вариант не был утвержден. Государь отметил, что в нем «было мало русского элемента». Напротив, проект известного в Крыму зодчего П. К. Теребенева пришелся всем по вкусу. Двухъярусное, пятикупольное здание, оснащенное трехъярусной колокольней, щедро украшенное открытыми наружными галереями и обилием колоритного русского узорочья в виде пилястров, крылец, сердечек и киотцев - таким предстал в последнем варианте будущий храм. Было решено возвести нечто сказочно красивое в древнерусском стиле.

Реализацию выполнения задуманного и общее руководство сооружением безвозмездно принял на себя военный инженер, строитель ялтинского мола А.Л. Бертье-Делагард. Строительный надзор был поручен известному архитектору Н.П. Краснову.

Более 10 лет ушло на строительство. За это время было построено два этажа, имеющие в своем составе две церкви: нижнюю во имя Св. Великомученика Артемия, и верхнюю, главную, во имя Великого князя Александра Невского.

Необыкновенной красоте внешнего облика храма не уступало его внутреннее убранство. Для осуществления росписей и мозаичных работ были приглашены лучшие мастера. В 1901-м году прошел всероссийский конкурс, победителю которого было доверено оформление святая святых Александро-Невский собор. Первое место занял архитектор С.П. Крошечкин. Иконостас изготавливался по проектам Н.П. Краснова, роспись купола и стен в византийском стиле выполнил киевский художник И. Мурашко. На наружной стороне храма, в гранитной раме-киоте расположили мозаичное панно с образом святого князя Александра Невского. Эту филигранную работу выполнили ученики венецианского мастера Антонио Сальвиати.

И вот, после долгой и кропотливой работы чудо-церковь была готова. В декабре 1902-го года на ее освещение прибыл сам император Николай II вместе со свитой. Это было знаменательное событие для Крыма, которое собрало огромное количество народу. Обряд освещения проводил архиепископ Николай, которому помогали протоиерей кафедрального собора Назаревский, протоиерей Терновский и ялтинские священники Сербинов, Щукин, Крылов и Щеглов.

«Сооружение храма исполнено превосходно, фундаментально, прочно и стильно: русский стиль выдержан замечательно», - таково было мнение приемной комиссии и всех присутствующих и впервые увидевших новую Ялтинскую святыню. Императрица Мария Федоровна не смогла присутствовать на церемонии, однако она прислала телеграмму, которая гласила: «Радуюся всем сердцем освящению собора, при закладке которого я присутствовала в 1891 году, вспоминая всех трудившихся при его основании и с отрадою думая о молитвах, которые отныне за всех в нем будут возноситься». Позже в газетах напишут: «Николай II и Александра Федоровна приложились к святому кресту, затем император возжег лампаду. Затем был совершен крестный ход вокруг собора и в нижний храм за святыми дарами. После литургии все духовенство вышло на середину храма и провозгласило многолетие Дому Романовых, а затем вечную память императорам Александру II и Александру III, императрице Марии Александровне и Великому князю Георгию Александровичу, который умер на Кавказе…».

Позже рядом с храмом был построен двухэтажный дом-причта, напоминавший русский терем. Его автором стал М.И. Котенков. В 1903-1908-м годах на церковной территории построили еще один трехэтажный дом, здесь находился актовый зал для Александро-Невского братства. Здесь же разместилась церковноприходская школа, названная в честь цесаревича Алексея и приют для людей, страдающих легочными заболеваниями. Первым протоиереем собора стал Александр Яковлевич Терновский, который до этого служил в храме Иоанна Златоуста.

Собор Александра Невского стал любимым местом крымчан. В одном из писем А.П. Чехов так охарактеризовал собор: «Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию». И в праздники, и в горестные минуты двери церкви были открыты для людей. Здесь крестились, венчались, проводили заупокойные службы.

Смутные времена

Храм разделил страдания и горести своих прихожан в лихие времена революции и гражданской войны. Словно остров, окруженный бушующим океаном, он стал прибежищем и утешением для страждущих. Собор охранял, поддерживал веру, оберегал жизни людей. В 1918-м году во время обстрела Ялты в его стенах укрывались жители города.

Во время революции здание уцелело, но не все богатое убранство. Под крики: «религия - опиум для народа!», колокола бесцеремонно сбросили и отправили в переплавку. В 1938-м году собор закрыли, а в его здании организовали спортивный клуб. До сих пор неизвестно, где находится иконостас. Позже, его реконструкция проводилась по фотографиям из личного архива архитектора Н.П. Краснова.

Богослужения были возобновлены в 1942-м году. В послевоенные годы в соборе служил выдающийся врач, философ и богослов ныне известный как святитель Лука, исповедник, архиепископ Крымский (В. Ф. Войно-Ясенецкий), а настоятелем, с начала 50-х годов, был его сподвижник и друг, митрофорный протоиерей Михаил Семенюк.

В 2002-м году крымчане отметили 100-летие со дня освящения Александра Невского собора. К этой знаменательной дате по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, при участии городской мэрии, а также руководителей всех здравниц и предприятий Большой Ялты, предпринимателей и простых людей, прошли работы по золочению куполов храма и проведена реставрация росписи иконостаса. В 2005-2006-м годах при непосредственном участии прихожан и городских властей был отреставрирован фасад собора. В настоящее время в соборе, как и в старые добрые времена, совершаются богослужения. С 1995-го года при храме действует общеобразовательная школа, в которой обучаются около 100 детей.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх