Сюжет произведения голова профессора доуэля. Новое тело Брике

Рецензия на книгу «Голова профессора Доуэля» — Александр Беляев, написанная в рамках конкурса «Ни дня без книг». Автор рецензии: Жумабекова Алия.

Вы знали, что сначала это был рассказ, переработанный автором в роман спустя 12 лет? Невольно вспоминается Дэниел Киз со своими «Цветами для Элджернона». Роднит эти произведения и то, что они – о науке и том, что возможно сделать для человека с ее помощью. Но этим сходство и ограничивается.

Весь сюжет романа Беляева строится вокруг живой головы, то есть отделенной от туловища, но способной слышать, говорить, видеть, мыслить (а это уже напоминает Александра Пушкина и его «Руслана и Людмилу»). Гениальный ученый находит возможность сохранить жизнь в отдельно взятой голове и даже пересадить ее на другое тело (или тело приживить к голове?). Вот только очень много этических вопросов возникает в связи с этим экспериментом.

Начнем по порядку и с самого очевидного. Об этом говорит и сама «подопытная» Брике: «Другой человек должен умереть, чтобы я получила тело». На что получает ответ: «Это вы дали ее телу голову». И это действительно сложно решить, что важнее: голова (то есть разум) или тело? Практически философский вопрос: бытие определяет сознание или сознание определяет бытие? Взаимозависимость очевидна, но что первичнее? У меня нет однозначного ответа.

Красной нитью через все повествование идет проблема силы человеческого духа. Мари Лоран, Артур Доуэль, профессор Доуэль и даже Тома – все они являются примерами того, как важна для жизни сила духа. Те, у кого ее больше, могут победить даже смерть, во всяком случае, она им не страшна.

Пройти все испытания героям помогает дружба, для которой нет преград (даже стены психиатрической лечебницы, читай – тюрьмы, не устояли). Это светлое чувство, не менее важное, чем любовь, связывает положительных героев романа. Мне кажется, в этом романе побеждает в первую очередь именно дружба, а не справедливость или закон (хотя и они тоже).

Отрицательный же персонаж – Керн – отличается тщеславием. Он не согласен на роль талантливого ассистента гениального ученого, поэтому ни перед чем не останавливается, чтобы добиться мировой признательности. Подобная целеустремленность была бы похвальна, если имела хоть какие-то моральные ограничения, но в таком гипертрофированном виде только ужасает. И присвоение чужих открытий себе еще не самое страшное, автор намекает, что могло иметь место и убийство. Внутренняя готовность Керна к человеческим жертвам описана прямо и без прикрас.

В связи с этим встает вопрос о чести и ответственности ученого. Оправдывает ли цель средства? Получение любых знаний – благо, но можно ли при этом забыть об этичности методов? Мне думается, что нельзя. Ни у кого, чьи головы были оживлены, не спросили: согласны ли они на такой эксперимент, нужна ли им жизнь после смерти? Разумеется, жить хотят все (это базовый инстинкт), но именно жить, а не существовать как отдельная часть тела. Вам это не напоминает опыты в фашистских лагерях над заключенными? Возможно, я утрирую, но подход кажется тем же. На ученом всегда лежит огромная ответственность перед собой, перед теми, над кем проводятся эксперименты, перед обществом в целом. Какой из этих пунктов должен быть в приоритете – каждый решает сам, главное, чтобы решение было принято не из эгоистических побуждений.

Если пытаться найти в романе какие-то недостатки, то у меня только один вариант: почему не описано, что стало с головой Брике? Логично предположить, что и она умерла, но это же фантастический роман, здесь не всегда работает логика. Все остальное, на мой взгляд, безупречно: есть и научные обоснования, и лирические отступления, и внутренние переживания главных героев (а не одного, как это обычно бывает)!

В заключение замечу, что в наши дни еще невозможно пересадить голову, но трансплантология успешно развивается и проведено множество операций по пересадке того или иного органа, что уже спасло многие жизни. Это предвидение Беляева частично реализовано. В аннотации к моему изданию сказано, что из пятидесяти научных предвидений автора только три считаются принципиально неосуществимыми. Правда, не уточнено, какие именно, так что с удовольствием прочту другие его романы!

Рецензия написана в рамках конкурса «Ни дня без книг»,
автор рецензии: Жумабекова Алия.

Выглядит довольно расплывчато и не позволяет полностью понять, о чем идет речь в романе. Да и краткая аннотация не развеивает «туман» над содержанием. В помощь тем, кто сомневается, стоит ли читать - краткое содержание. «Голова профессора Доуэля» - книга, которая наводит на сложные и полезные размышления. Убедитесь в этом!

Первые главы, краткое содержание: голова профессора Доуэля знакомится с Мари Лоран

Серьезно настроенная на работу молодая женщина Мари Лоран устраивается в лабораторию известного ученого - профессора Керна. В первый же день девушку ожидает потрясение - на ее рабочем месте "живет"… человеческая голова, лишенная туловища. Именно за ней ей предстоит ухаживать. Несмотря на свою красоту и относительную молодость, Мари решает разобраться в работе, тем более что ей очень нужны деньги.

Как вскоре выясняется, голова профессора Доуэля (краткое содержание будет неполным без этого факта) не только все понимает, но и ясно мыслит, а еще, как выясняет Мари на свой страх и риск, может говорить. С этого момента мисс Лоран осознает, насколько она богата, имея тело! Как бы странно это ни выглядело, но Мари и голова профессора смогли подружиться.

Девушка узнает, что даже в теперешнем своем состоянии Доуэль работает. А все результаты его труда Керн выдает за свои разработки. Также Доуэль делится с Мари подозрениями о том, что тот сознательно не оказал коллеге помощь во время приступа астмы, который и стал якобы причиной ухода ученого из жизни. Лоран начинает испытывать антипатию к Керну.

Продолжение, краткое содержание: голова профессора Доуэля получает «друзей»

Профессор Керн решает продолжить успешный опыт оживления голов - в его лаборатории «поселяются» головы рабочего Тома и актрисы Брике. Такое «воскрешение» для них - нечто совершенно непонятное. Они хотят снова жить так, как раньше. Это наталкивает Керна на мысль о том, что можно попробовать пришить и тела. В это же время он узнает, что Мари давно уже разговаривает с головой Доуэля. Она владеет информацией, которая, по сути, делает Керна преступником. Ученый шантажирует Лоран тем, что отключит аппараты, обеспечивающие жизнедеятельность головы, если девушка откажется работать дальше и попробует покинуть его дом.

Удивительные успехи, краткое содержание: голова профессора Доуэля участвует в оживлении Брике

При помощи своего колоссального опыта в хирургии и ценнейших советов Доуэля профессор Керн пришивает голову Брике к телу певицы Анжелики Гай, погибшей при крушении поезда. Эксперимент успешен! Но деятельная и непоседливая Брике сбегает из дома Керна, как только полностью восстанавливается.

После побега Брике с друзьями уезжает из Парижа и случайно знакомится с Арманом Ларе, который был влюблен в погибшую Анжелику, и Артуром Доуэлем - сыном профессора, который, как все думали, умер.

Под давлением Ларе девушка рассказывает друзьям правду, и они решают разобраться в ситуации. Тем временем у Брике воспаляется ранка на ноге, которая была у Анжелики.

В это время Мари Лоран оказывается в клинике для душевнобольных. Там, по указанию Керна, ее методично пытаются свести с ума. Но ей на помощь приходит Артур Доуэль.

«Голова профессора Доуэля»: содержание заключительных глав

Брике и ее друзьям не удается излечить ранку, девушке все хуже. Она едет к Керну, который пытается ей помочь, но уже слишком поздно! Ему приходится снова лишить Брике тела. Живую голову он демонстрирует на специальном собрании, на которое приходит Мари Лоран. Она гневно разоблачает профессора. В его лабораторию приезжают представители закона.

Там они находят голову профессора Доуэля, которого практически нельзя узнать из-за уколов парафина - Керн позаботился о том, чтобы скрыть следы своей деятельности, но это ему до конца не удалось.

В свои последние минуты Доуэль видит сына, приехавшего в дом вместе с полицией, и говорит стражам порядка о том, что Мари знает все о делах Керна. Все выяснено! Керн кончает жизнь самоубийством.

Книга «Голова профессора Доуэля» - шедевр, наводящий на размышления

Казалось бы, люди издавна мечтают о том, чтобы победить смерть. Но какой ценой это возможно? Только полный текст романа позволяет понять всю глобальность этой проблемы!

Учитель русского языка и литературы

МАОУ Мулянская средняя школа

Сидорова Марина Анатольевна

Конспект урока литературы в 5б классе по произведению А. Беляева «Голова профессора Доуэля»

(в форме технологической карты).

Раздел 2. «Научная и «ненаучная» фантастика»

Рабочее название урока: Злые и добрые волшебники науки.

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I . Цель урока

На данном уроке: дать понять учащимся, что научно-фантастический роман призван решать нравственные проблемы, стоящие перед человечеством.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания

« На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель . Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель , что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат ? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи , где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем . Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи , где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1.Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.

2. Анализ текста.

Наверное, все вы читали сказки. Там есть добрые и злые герои. Одни представляют Добро, другие – Зло. Если бы мы определяли произведение «Голова профессора Доуэля» как сказку, то кто в ней представлял бы сторону добра? (Мари Лоран, Артур, профессор Доуэль). А кто – сторону зла? (Профессор Керн).

Скажите, можно ли сравнить учёных с волшебниками? (Можно).

Почему? (Они делают то, что не могут делать обычные люди, они в состоянии изменить мир, уничтожить его).

Если бывают злые и добрые волшебники, то могут ли быть злые и добрые учёные (Конечно).

Формулируем тему урока:

Добрые и злые волшебники науки. Слайд 1.

Как вы думаете, что будет конечным результатом нашей работы? Определите цель урока. Исходя из цели, сформулируем учебные задачи:

    проанализировать отдельные главы романа;

    сравнить двух учёных, выявить их качества;

    определить проблемы, которые поднимает автор, актуальность произведения;

    сформулировать свою точку зрения на роман. Слайд 2.

Предлагаю Вам рассмотреть ключевые понятия темы урока: «добрый», «злой», «волшебник». Слайды 3, 4, 5.

На какой период приходится развитие научно-технического прогресса?

Докажите на основе прочитанных вами глав, что «Голова профессора Доуэля» - научно-фантастический роман. (Вспомнить признаки научно-фантастического романа и сопоставить с произведением).

Героем научной фантастики часто является учёный, профессор. Вспомним профессоров Челленджера и Саммерли из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир». Такой герой, как и сама наука, которой он служит, может или стремиться к добру и счастью человечества, или мечтать об уничтожении одной половины человечества во имя другой, преследовать личные цели, видеть в науке средство для достижения славы, власти.

Какие, на ваш взгляд, критерии можно использовать для сравнения этих учёных? Слайд 6.

Перед вами портреты профессора Доуэля и профессора Керна. Как вы думаете, какие именно фрагменты текста изображены на слайдах? Слайды 7, 8.

В чём же была разница между профессором Доуэлем и профессором Керном?

Опишите их внешность, используя материалы учебника на стр. 110, 113. Слайд 9. На основании портретов Доуэля и Керна докажите разницу между этими людьми. Сопоставляя этих двух учёных, мы сопоставляем не талант и бездарность (это было бы проще всего), а двух одарённых, умных людей . Ведь то, что совершил Керн как учёный, невероятно сложно, даже если воспользоваться чужими знаниями. Недаром Керн был первым ассистентом Доуэля. Слайд 10.

Какова же цель Доуэля и Керна? (работа в тетрадях, заполнение таблицы под литературными портретами).

Цель Доуэля – развитие науки на благо человечества, борьба со смертью. Почему Доуэль помогает Керну довести эксперимент до конца? Опять-таки во имя высших целей: его открытие должно принести пользу людям, неважно, чьим именем будет подписан научный труд.

Цель Керна – обрести личную славу. Ради этого он готов на всё: украсть записи Доуэля, убить его самого, пытать беспомощную голову. Самое главное – сделать себе имя. Этому служат все возможные средства. Здесь полезно обратиться к описанию кабинета профессора Керна, к его портрету. Как одно подходит к другому! Какой солидный облик у кабинета! Так и должно быть у настоящего учёного. Только всё-таки веет от этой комнаты и профессорского облика чем-то мрачным, и это сразу настораживает героиню.

Что ими может двигать? Давайте попробуем определить, какими чертами характера они обладали. Сопоставление портретов Доуэля и Керна. Слайды 11, 12, 13.

Злые учёные (волшебники от науки)

Власть, слава, материальное богатство, вера в собственную исключительность, отношение к работе, как к самому главному в своей жизни (важнее семьи, детей, Родины), трудолюбие, гордыня (гипертрофированное, то есть слишком большое самолюбие).

Добрые учёные (волшебники).

Трудолюбие, отношение к работе, как к самому главному в жизни, любовь к семье, к детям, к Родине, желание сделать мир лучше, самолюбие, понимание смысла своего дела.

Отметьте те качества, о которых ещё не было сказано.

Прочитайте, пожалуйста, отрывок из романа (стр. 117-118) от слов «Прошлую ночь Лоран видела во сне…» до конца главы. Какая проблема здесь раскрывается автором?

А теперь на основе сказанного попробуем определить и сформулировать проблемы, которые поднимает автор в романе. Слайд 14.

Подумайте, чем опасны такие люди, как Керн?

Материалы для учителя:

В качестве возможного ответа на этот вопрос приведём слова

Шерлока Холмса, произнесённые им в известном рассказе А. Конан Дойла «Пёстрая лента»: «Ах, сколько зла на свете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек!.. Когда врач совершает преступления, он ужаснее всех прочих преступников. У него сильные нервы и опасные знания...». Наука – очень опасное оружие в преступных руках. Слайд 15.

Скажите, могут ли быть такие знания, которые для человечества опасны? От которых больше вреда, чем пользы (ответы детей).

Можете ли вы предположить, что существовали открытия, которые учёные прятали от общества? И если да, то почему? (Общество к ним было не готово). Слайд 16.

Давайте проведём совместную работу: берём области науки и стараемся отобразить вред и пользу каждой из них. Слайд 17.

(Например:

Атомная энергия (атомная электростанция, атомная бомба)

Электричество (свет в домах, бытовые приборы – удар электрического тока, вред от гидроэлектростанций).

и т.д.)

Учащиеся приводят свои примеры пользы и вреда науки.

Когда врач получал диплом, начиная с древнегреческих времён, он должен был давать «клятву Гиппократа» - своеобразный кодекс чести врача – что он может делать, а что он, что бы ни случилось, делать не может. Слайд 18.

Какие пункты нарушает Керн как врач, как человек?

Гиппократ сравнивал деятельность врача со свечой: «Сгорая сам, свети другим». Кто из врачей, Доуэль или Керн, жил и работал по этому девизу? Можно ли таким людям, как Керн, доверять научные открытия?

О чём же предупреждал нас в романе А. Беляев?

Давайте предположим, что нам поручили составить клятву учёного, его кодекс чести. Какие пункты вы бы в него включили? (индивидуальное задание с последующей проверкой). Слайд 19. Можно это задание предложить на дом для тех, кто планирует посвятить свою жизнь служению медицине.

III . Итог урока.

Мы определили задачи, которые ставит перед собой научно-приключенческий роман и составили кодекс чести учёного.

Предлагаю вернуться к учебным задачам и отрефлексировать, всё ли нам удалось выполнить?

Я предлагаю вам, используя методику незаконченного предложения, высказать свою точку зрения по изученному произведению. Слайд 20.

I V. Домашнее задание.

Напишите эссе на одну из предложенных тем:

1. Может ли наука служить злу?

2. Каким должен быть настоящий учёный?

3. Предупреждение Александра Беляева.

4. О чём заставил меня задуматься роман А. Беляева?.

Дорогие ребята!

Сегодня мы будем говорить о научно-фантастическом романе Александра Беляева "Голова профессора Доуэля".

Вспомните, произведение «Голова профессора Доуэля» впервые опубликовано в виде рассказа в московской «Рабочей газете» летом 1925 года.

«Голова профессора Доуэля» – первое научно-фантастическое произведение А.Р. Беляева. Сюжет рассказа тот же, что и романа, но значительно проще. Мисс Адамс (в романе – мадемуазель Лоран) попадает в лабораторию профессора Керна, большого учёного, который, однако, не остановился перед преступлением: оживив голову своего учителя, профессора Доуэля, он теперь заставляет эту голову работать на себя. Мисс Адамс, проникнув в тайну Керна, сразу же пытается разоблачить его, но безуспешно. Из почти безвыходного положения её спасает сын Доуэля. Вместе им удаётся довести разоблачение до конца. Керн терпит поражение.

Рассказ был интересен своими научно-фантастическими идеями, но не литературным мастерством автора. Поэтому через двенадцать лет Беляев переработал его в роман. Роман впервые появился на страницах ленинградской газеты «Смена», а затем – в журнале «Вокруг света». Отдельным изданием роман был выпущен в 1938 году.

Посмотрим на название текста.

  • О ком пойдет речь?

Рассмотрите картинку, спрогнозируйте содержание.

Научные исследования .

Прочитайте две первые строчки на странице 110 в учебнике.

  • Какие имена вам встретились?

Мари Лоран, профессор Керн.

Речь в произведении пойдёт явно о науке.

  • Как Вы думаете, занимался ли наукой профессор Доуэль?
  • Занимался ли наукой профессор Керн?
  • Какая роль по-вашему отводится Мари Лоран?
  • Вы видели когда-нибудь изображение Правосудия?

  • Почему именно женщина?

Доуэль занимается наукой, Керн занимается наукой.

  • Что, как вы думаете, делает Мари?

Она судья по воле случая. Она оценивает того и другого, их деятельность, с точки зрения самого важного чувства.

  • Как вы думаете, что сильнее, логика или чувство?
  • Какое из чувств можно назвать и самым сильным и самым созидающим?

Конечно же, любовь.

  • Сформулируйте тему урока. Если два профессора по-разному занимаются наукой, а Мари Лоран их оценивает, какова может быть тема урока?

Цена научного открытия.

Из первых глав романа известно, что Мари Лоран получила диплом врача, но нигде не могла найти работу. Она должна была содержать себя и старую мать, и заработок был ей необходим. Предложение профессора Керна работать у него было в какой-то сте пени спасением для Мари. Мари соглашалась работать с Керном только в том случае, если в его делах нет преступления. Кроме того, её характер, прямой и честный, проявился и во фразе: «Я бы предпочла смерть такому воскресению», сказанной после того, как Мари впервые увидела голову профессора Доуэля. Все лучшие черты Мари – прямота, честность, независимость суждений – впоследствии развились под влиянием профессора Доуэля.

Прочитайте главы романа в учебнике на странице 110 (II часть).

  • Как изменилась жизнь головы профессора Доуэля с появлением в лаборатории Мари Лоран?
  • Что особенно поразило Мари в истории профессора Доуэля и в нем самом?
  • Как развивается характер Мари Лоран под влиянием профессора Доуэля?

Жизнь головы профессора Доуэля меняется с приходом Мари: Доуэль видит перед собой умную, красивую, сочувствующую ему девушку и один облик Мари вносит в его душу некоторое успокоение. Затем он понимает, что Мари всерьёз заинтересовалась трагедией, которую он пережил, что она приняла его историю близко к сердцу. Мари пошла ради него на риск: ослушалась Керна и открыла кран. Доуэль получил возможность говорить. Мари даже хочет открыто выступить против Керна. Словом, у Доуэля появился союзник и друг. Мари поразило прежде всего то, что Керн пользуется трудами своего учителя, присваивает себе его изобретения. А когда она узнаёт о причине смерти Доуэля, её возмущение не знает границ. Доуэль – великий учёный, мыслитель, он достойно и мужественно переносит своё несчастье, но как он смеет быть таким покорным, терпеливым, как смеет работать на «вора и убийцу»! Мари осуждает его смирение, не понимая пока, что наука для Доуэля важнее всего на свете.

Характер Мари развивается под влиянием профессора Доуэля и его истории. Девушка становится серьёзней, начинает острее воспринимать чужую боль, глубже задумывается над тем, каковы должны быть пути развития науки, всегда ли цель оправдывает средства. Она и раньше считала, что преступление недопустимо, но теперь, когда она видит жертву такового, её неприятие преступления переходит в гневный протест. Она готова активно вмешаться в ход окружающей её жизни и восстановить справедливость.

Мари видит, что Доуэль может быть сильным, мужественным, принципиальным человеком, его не могут сломить пытки, но он не в силах устоять против интереса к науке, не в силах видеть неверно поставленный опыт. Наука, работа – для него самое главное в жизни. Ради них Доуэль готов забыть обо всем. Этому и учит Доуэль свою молодую помощницу. Она же делится с ним любовью, доказывая, что ради близкого человека можно пожертвовать свободой и даже жизнью. В Мари есть главное – внутреннее ощущение справедливости и любовь, которые помогают ей выжить в самых критических ситуацих.

Вспомните, что произошло с А.Р. Беляевым с 1916 по 1922 годы. Он лежал, закованный в гипс, был беспомощен и неподвижен. Не мог пошевелить ни рукой ни ногой. Его бросила жена, и он пропал бы, если бы не Маргарита Констатиновна - будущая жена писателя. Таким образом, ощущения профессора Доуэля – не выдумка, они во многом выстраданы. Не случайна и фигура Мари.

Итак, мы проанализировали эпизоды текста «Голова профессора Доуэля», ответили на вопрос, какова цена научных открытий.

Задание.

  • П о материалам урока напишите в тетради по литературе характеристику Мари.
  • Устно ответьте на вопросы 3,7, помещённые в учебнике на странице 122-123.

Многие из нас стремятся прочитать не само произведение, а именно его краткое содержание. «Голова профессора Доуэля» - это, безусловно, книга, которую стоит прочесть целиком. Однако постараемся изложить кратко этот приключенческий роман русского писателя Александра Беляева.

Знакомство с Мари Ломарн

Эта девушка - молодой врач, именно со знакомства с ней начинает свою повесть Беляев. «Голова профессора Доуэля» в начале повествования отправляет нас в кабинет профессора Керна. С ним девушке предстоит работать. Кабинет производит на нее мрачное впечатление. Однако попав в лабораторию, девушка видит ужасную картину: на стеклянной доске укреплена человеческая голова, к которой подсоединено множество трубок. Лицо головы напоминает ей известного профессора Доуэля, ученого-хирурга, который не так давно умер.

Воскрешение

От Керна девушка узнает, что это действительно голова этого ученого, которому удалось ее воскресить. Девушка в шоке, смерть кажется ей гораздо лучше, чем подобное воскрешение.

Однако продолжаем читать краткое содержание. Голова профессора Доуэля - объект трудов Мари. Обязанность девушки - следить за ее состоянием. Надо сказать, что благодаря воскрешению, голова способна слышать, понимать и даже мимикой отвечать на вопросы.

Общение с головой

Мари ежедневно приносит голове медицинские журналы, которые они вместе просматривают. Так продолжает повествование Беляев. Голова профессора Доуэля и девушка общаются между собой. Мари понимает ее по знакам. В один из дней голова попросила ее отвернуть кран, подведенный к горлу. Именно его профессор Керн строго запретил ей трогать. Неосторожное движение может привести к смерти головы.

Говорящая голова

Однако голова профессора объясняет Мари, что этого не произойдет. Так продолжает свое повествование Александр Беляев. Девушка волнуется, но исполняет просьбу Доуэля. То, что происходит дальше, шокирует Мари: оказывается, голова может разговаривать!

Подробности оживления

Вот о чем рассказывает девушке голова профессора Доуэля. Книга, конечно, способна передать это более эмоционально, чем краткое содержание.

Профессор Керн был ассистентом Доуэля. Он, безусловно, талантливый хирург. Когда они работали вместе, с Доуэлем случился приступ астмы. Очнувшись, профессор обнаружил, что он лишен своего тела. Керн сохранил его мозг, чтобы продолжить исследования.

Более ужасающие подробности вы узнаете, если продолжите читать краткое содержание. Голова профессора Доуэля рассказывает изумленной девушке, как он отказывался сотрудничать с Керном, а тот, желая получить ценную информацию, пропускал через нее электрический ток и присоединял к питательным растворам раздражающие реактивы.

Новые «оживления»

Тем не менее Доуэль был вынужден согласиться работать с Керном, когда увидел, что тот, проводя опыты, совершил ошибки, которые могли погубить плоды их совместного труда. Вот о чем рассказывает краткое содержание.

Голова профессора Доуэля помогает Керну сделать и другие оживления. Появляются еще две головы. Одна из них - Том Буш - мужская, принадлежащая попавшему под автомобиль рабочему. Другая - Брике - женская, голова певицы из бара.

Эти двое не привыкли к тому, чтобы жить интеллектуальной жизнью, им тягостно без тела. Мари включает им музыку и фильмы, но они только расстраиваются: все напоминает им то, как они жили раньше. Брике сумела убедить Керна дать ей другое тело.

Арест Мари

Керн, узнав, что Мари беседует с головой профессора, запрещает ей покидать лабораторию. Девушка пытается протестовать, но Керн лишает голову профессора воздуха, перекрыв один из кранов. Теперь лаборатория становится для Мари настоящей тюрьмой, так пишет Александр Беляев.

Новое тело Брике

Керн находит тело для Брике и похищает его с места железнодорожной катастрофы. Тело приживляют к голове певицы. Брике начинает петь: в нижнем регистре ее голос звучит превосходно. Это изящное тело, как выяснилось, досталось Брике от Анжелики Гай, известной итальянской артистки. В жестах певицы обнаруживается необыкновенная грация.

Брике пытается отвоевать себе свободу. Ее желание - вернуться домой, однако Керн не хочет ее отпускать.

Это лишь краткий пересказ. «Голова профессора Доуэля», если читать это удивительное произведение полностью, откроет вам множество интересных эпизодов.

Бегство Брике

Поняв, что упрашивать Керна безнадежно, Брике бежит. Она спускается из окна по связанным простыням. Брике бежит от со своей подругой и ее мужем, который был взломщиком сейфов, от возможных преследований со стороны полиции. Она не рассказывает друзьям о тайне, связанной с ее возвращением.

Неожиданная встреча

Продолжим чтение книги «Голова профессора Доуэля». Герои этого произведения: Брике, Рыжая Марта (ее подруга), муж подруги Жан - отправляются на Средиземное море. Там они встречают неожиданно художника Армана Ларе и Артура Доуэля, сына того самого профессора.

Арман Ларе скорбит по Анжелике Гай, ведь он был не просто поклонником таланта этой девушки, но и ее другом. Его острый взгляд смог уловить поразительное сходство фигуры незнакомой женщины с телом певицы. Он также подмечает, что у Брике те же самые жесты, та же родинка на плече.

Арман Ларе и сын профессора Доуэля решают непременно раскрыть эту тайну. Ларе приглашает Брике с друзьями на морскую прогулку. На яхте Арман, оставшись один на один с Брике, заставляет ее рассказать обо всем. Молодая женщина честно отвечает на все вопросы Ларе и Доуэля.

При упоминании о третьей голове, находящейся в лаборатории, Артур понимает, что речь идет о его отце. Он достает фото и показывает его Брике. Она подтверждает, что это тот самый человек.

Обратно в Париж

Молодые люди вместе с Брике едут в Париж, чтобы разыскать голову профессора. Арман Ларе чувствует симпатию к молодой женщине, но не понимает, что привлекает его в ней: сама Брике или тело покойной певицы.

Брике осознает, что её жизнь круто переменилась. Певичка из бара, обретя новое прекрасное тело, не только преображается и молодеет внешне, но и начинает мыслить по-другому.

Однако небольшая ранка, которая была на ступне тела Анжелики, приводит к тому, что у Брике начинает болеть и опухать нога.

Молодые люди решают показать ее докторам. Однако она против этого, так как боится, что ее история станет известной.

Брике тайно едет в лабораторию к Керну.

Артуру Доуэлю становится известно, что Мари Лоран находится в больнице для душевнобольных. Друзья с большими усилиями добиваются освобождения Мари.

Керн пытается спасти ногу Брике, но его попытки тщетны. Он снова отделяет голову Брике от тела.

Во время демонстрации Мари Лоран обличает Керна, который совершил убийство и присвоил чужое открытие. Чтобы скрыть свое преступление, Керн меняет вид головы Доуэля.

Артур просит полицию произвести обыск Керна, при котором он присутствует вместе с Мари и Арманом. Молодые люди видят окончание жизни головы профессора Доуэля. Готовится допрос Керна. Керн отправляется в кабинет, откуда вскоре слышится выстрел.

Мы только что закончили излагать гениальное произведение Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». Отзывы об этой книге подтверждают, что она занимает достойное место в душах многих людей. Есть читатели, которые не просто были потрясены замыслом автора, но и готовы возвращаться к произведению снова и снова. Даже люди, которые не особенно любят литературу жанра научной фантастики, именно эту книгу считают той, которую стоит перечитать.

То, насколько ярко автор изображает возможность подобных экспериментов, заставляет содрогнуться. Ведь если такие опыты станут возможны, человек будет абсолютно бессилен перед наукой, а если эти знания окажутся в руках людей, подобных Керну, то мы рискуем жестоко пострадать от злодеяний.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх