Творческая деятельность обществознание. Деятельность человека и её основные формы. Другие компоненты деятельности
Виды деятельности человека - довольно субъективное понятие, так как при желании их можно описать не на одну страницу, но большинство психологов и социологов определились с тремя основными конкретными видами: обучение, игра и труд . Для каждого возраста присущ свой основной вид деятельности , но это не значит, что взрослые не играют, а школьники не трудятся.
Трудовая деятельность.
Трудовая деятельность (труд ) - это преобразование человеком как материальных, так и нематериальных объектов, чтобы в дальнейшем их использовать для удовлетворения своих нужд. По характеру прилагаемых действий, трудовую деятельность делят на:
- практическую деятельность (или продуктивную деятельность - изменение объектов природы, либо изменение общества);
- духовную деятельность (интеллектуальная, творчество и т.д.).
Именно этот вид деятельности, по мнению большинства антропологов, является движущей силой эволюции людей. Таким образом в процессе труда, целью которого является производство какого-либо продукта, формируется и сам трудящийся. Возможно труд является одним из главных видов деятельности, но эффективной трудовой деятельности не было бы без еще одного ее вида - учения, или обучения.
Учебная деятельность.
Учебная деятельность (обучение, образование ) - это деятельность, направленная на получение знаний, умений и навыков. Ценность этого вида деятельности в том, что она готовит человека к труду. Учение - это широкое понятие, имеющее множество разновидностей. Это необязательно просиживание штанов в школе за партой. Это и спортивные тренировки, и чтение книг, и кино, и телепередачи (не все телепередачи, конечно). Самообразование как вид учения может проходить в пассивной, неосознанной форме всю жизнь человека. К примеру, вы листали каналы по ТВ и случайно услышали рецепт в кулинарном шоу, а потом вам это неожиданно пригодилось.
Игровая деятельность.
Игровая деятельность (игра ) - вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не результат. Тот случай, когда главное - участие, то есть важен сам процесс. Таково классическое определение. Тем не менее, игра, на мой взгляд, является если не разновидностью обучения, то ее ответвлением, потому что она, как и обучение, является подготовкой к труду. Этакий спин-офф учебы, если хотите. Игра в кубики, казаки-разбойники, «Call of Duty» или «Кто хочет стать миллионером» - все эти игры в той или иной степени учат какому-то виду умственной или физической деятельности, приносят какие-то навыки, знания, умения. Развивают логику, эрудицию, реакцию, физическое состояние тела и так далее. Существует множество типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, интеллектуальные и т.д.
Многообразие деятельности.
Приведенная классификация деятельности человека является общепринятой, но не единственной. Социологи выделяют главными одни виды деятельности, психологи другие, историки третьи, а культурологи - четвертые. Они характеризуют деятельность с точки зрения ее полезности/бесполезности, моральности/аморальности, созидания/разрушения и т.д. Деятельность человека может быть трудовая и досуговая, творческая и потребительская, созидательная и разрушительная, познавательная и ценностно-ориентировочная и прочее.
Существуют различные классификации видов деятельности:
1. По способу осуществления:
- практическая деятельность (преобразование объектов природы и общества). Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную (преобразование общества);
- духовная деятельность, связана с изменением сознания людей. В нее входят:
Познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях);
Ценностно-ориентировочная деятельность (отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения);
Прогностическая деятельность (планирование и предвидение возможных изменений действительности).
2. По характеру человеческой активности:
Созидательная деятельность - производство материальных и духовных ценностей;
Разрушительная деятельность - негативное воздействие на природу (загрязнение окружающей среды) и общество (войны, нашествия и пр.).
3. По творческой роли в социальном развитии:
Репродуктивная деятельность - направленная на получение известного результата труда;
Продуктивная деятельность - производство новых идей, способов достижения цели.
4. В зависимости от соответствия общекультурным ценностям и социальным нормам:
Законную и незаконную;
Моральную и аморальную.
5. В зависимости от новизны целей, результатов, средств:
Однообразную, шаблонную, монотонную;
Инновационную, изобретательскую, творческую.
6. В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает
Экономическая (производственная, потребительская и др.);
Политическая (государственная, военная, международная и др.);
Социальная;
Духовная (научная, образовательная, досуговая и др.)
7. По способу формирования человека как личности:
- игра;
Общение.
Труд - целесообразная социальная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды и достижение общественно полезного результата. Отличительной особенностью трудовой деятельности является своеобразие ее мотивов. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных результатов, заранее ожидаемых результатов. Труд, как целесообразная деятельность, начался с изготовления орудий труда. Наличие орудий труда и специальной подготовки является специфической особенностью трудовой деятельности человека. Только люди способны действовать на окружающую среду с помощью специально созданных средств труда. Для успеха необходимо мастерство, умения, знания. В любой трудовой деятельности ее участники решают какую-то определенную задачу, планируют свои действия, предвосхищают результат.
Игра - первичный вид активности человека, воображаемое представление реальности в искусственно смоделированных ситуациях Основной мотив не в результате, а в самом процессе. Игры часто имеют характер развлечений, преследующих цель получения отдыха. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений. Наиболее существенной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость:
С одной стороны, играющий осуществляет реальное действие;
С другой стороны, действия носят условный характер. Игра в развитом виде включает роли, которые берут на себя играющие Роль - это соответствие принятым (условным) нормам поведения в игровой ситуации.
Занимаясь любой деятельностью, человек чему-то учится, а, значит, изменяем себя самого. Цель учения - приобретение знаний иовладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром.
В процессе совместной работы люди общаются друг с другом, обмениваются практическим опытом и способами деятельности, т.е. находятся в общении.
В современной отечественной науке существуют разные точки зрения на то, как связаны деятельность и общение:
1) эти понятия отождествляют;
2) деятельность и общение противопоставляются друг другу;
3) общение рассматривается наряду с деятельностью как самостоятельное, но равноправное явление.
В учебных пособиях чаще представлена первая точка зрения.
Общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей и социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности. В мире общения, происходит взаимодействие субъекта не с объектом, а субъектом.
В зависимости от разнообразия субъектов выделяют следующие виды общения:
Общение между реальными субъектами (двумя людьми);
Общение реального субъекта с иллюзорным партнером (общение с животным),
Общение реального субъекта с воображаемым партнером (внутренний диалог);
Общение воображаемых партнеров (художественных персонажей).
Все виды деятельности взаимосвязаны между собой и в повседневной жизни их трудно отделить друг от друга. Так, в процессе труда человек может общаться с партнёром, устраивая игру в виде соревнования, обучаясь новым навыкам, и в этом процессе получить принципиально новые знания о мире, познавая его законы. Ряд ученых выделяет как вид деятельности наряду с трудом, игрой, общением и познание (учение в данном случае трактуется как частный вид познания).
В деятельности человека завершаются его потребности. Ими же она активизируется. То есть в процессе деятельности удовлетворяются актуальные потребности, формируются новые. Однако при этом происходит не только изменение потребностей, но и изменение индивидуальности человека. Какое еще влияние на развитие человека оказывает деятельность? Давайте разберемся.
Деятельность – форма активности человека, направленная на познание, преобразование окружающего мира, себя и условий своего существования. Это то, что отличает человека от животного, подчеркивает социальное в человеческой природе.
- Деятельность не сводится только к удовлетворению потребностей.
- Она определяется целями и требованиями общества.
- С действиями связано развитие личности, сознания человека (в том числе самосознания).
- Это сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром.
В деятельности человек выступает как создатель, творец. В ее процессе развиваются:
- интеллектуальные способности личности;
- творческое воображение;
- мировоззрение;
- система идеалов и ценностей;
- эмоционально-эстетическое отношение к миру.
Как член общества человек ценен тогда, когда ведет активную трудовую, общественную жизнь, совершает поступки и несет за них ответственность.
Предмет деятельности
Деятельность всегда опредмечена. Предмет – то, на что она направлена. Он может существовать независимо или создаваться в процессе самой деятельности.
Принципы деятельности
Деятельность опирается на принцип функциональности и принцип системности.
- Первый предполагает опору на уже развитые психические элементы, мобилизующиеся для достижения цели.
- Принцип системности предполагает включенность индивидуальных качеств личности, на основе которых можно выделить несколько блоков в структуре.
Структура деятельности
Можно выделить шесть блоков. Каждый из элементов взаимосвязан с другими, взаимопроникаем.
Тут и включаются в работу . Мотив – это опредмеченная потребность. Желание удовлетворить потребность, то есть получить конкретный предмет, побуждает к активности. Деятельность невозможна без мотива.
Цели
Основной элемент. Имеет две формы проявления:
- как представляемый человеком результат;
- как желаемый уровень достижений.
Программа
Человек решает, что и как он должен делать, то есть это выбор методов и средств, оценка собственных ресурсов. В работу включается когнитивная, мотивационная, исполнительная сфера.
Информационная база
От адекватности и полноты информационных данных об условиях деятельности зависит ее эффективность.
Принятие решений
Из альтернативных вариантов выбирается один, осваиваются, вырабатываются правила и критерии достижения цели.
Значимые для деятельности личностные качества
Это черты характера, задатки и другие индивидуальные характеристики, которые помогут добиться цели.
Компоненты деятельности
Деятельность всегда имеет внутренний план и внешнее проявление, между которыми существует неразрывная связь. От внешних операций с предметами (предметное мышление) информация, трансформируясь психикой, превращается во внутренние образы, идеалы (образное мышление). Процесс такого перехода называется интериоризацией.
Обратное действие (создание чего-то материально посредством внутренних представлений) – экстериоризация.
Действие – инструмент в достижении цели
Действие – часть деятельности, направленная на достижение промежуточного результата в конкретных условиях. Состоит из операций – способов выполнения согласно условиям.
Физические действия
Это внешние, моторные действия с предметами, которые состоят из движений.
Интеллектуальные действия
Внутренние психические действия с образами и понятиями, основанные на внешних действиях с предметами.
Психика – регулятор деятельности
Отражение мира психикой происходит сознательно, то есть в процессе действий человек:
- осознает (частично или полностью) цель своих действий;
- представляет результат;
- воспринимает и оценивает условия, в которых приходится действовать;
- строит пошаговый план, алгоритм операций;
- прикладывает волевые усилия;
- наблюдает за процессом;
- переживает успехи и неудачи.
Знания, умения, навыки, привычки
Знания, умения, навыки, или ЗУН – основа, отвечающая за организацию и руководство практической деятельностью.
Знания
Это образы ощущений и восприятий, переработанные в дальнейшем в представления и понятия. Без них осознанная целенаправленная деятельность невозможна. Знания повышают эффективность действий.
Умения
Это овладение способом выполнения действия, не требующее закрепления упражнениями. Сознательный индивидуальный контроль – главное отличие умений. Они тесно связаны с мышлением и невозможны без активной интеллектуальной деятельности. Умения позволяют находить выход из нестандартных ситуаций, реагировать на изменения во внешних условиях.
Навыки
Навыки – доведенные до автоматизма действия. От навыков зависит успех деятельности. Навыки формируются за счет упражнений – многократное повторение конкретного действия (действий). В основе навыка – динамический стереотип, то есть нервная связь между элементами действия. Это происходит бесконтрольно, но если возникает какая-то неточность, то человек это сразу замечает. Чем прочнее нервная связь, тем быстрее и качественнее действие.
Навыки бывают двигательными, мыслительными, сенсорными, поведенческими. Формируется навык в несколько этапов:
- ознакомительный (осмысление действий, знакомство с приемами выполнения);
- подготовительный (сознательное, но неумелое выполнение действия);
- стандартизирующий (единство и автоматизм действий);
- ситуативный (овладение произвольностью действия).
На усвоение новых навыков всегда влияют старые. Иногда это помогает, а иногда мешает. В первом случае речь идет о согласовании навыков, во втором – об интерференции (противоречии). Навыки согласуются, когда:
- система движений одного навыка совпадает с системой движений другого;
- один навык является средством лучшего усвоения другого;
- конец одного навыка является началом другого и наоборот.
Соответственно, интерференция возникает при обратных условиях.
Привычки
Привычка – действие, ставшее потребностью. Привычки бывают и . В основе привычек, как и навыков, лежат динамические стереотипы. Формируются привычки посредством:
- подражания;
- многократного случайного повторения;
- сознательного целенаправленного научения.
Могут быть двигателем или тормозящим фактором при выполнении деятельности.
Виды деятельности
Существует множество видов деятельности, но в психологии принято выделять 4 основных.
Общение – первая деятельность, в которой участвует человек (интимно-личностное общение с матерью). В этой форме активности происходит первое развитие личности.
Цель общения – установление взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи, учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.
Стоит отметить, что некоторые исследователи не считают общение самостоятельной деятельностью, а называют его скорее средством для реализации другой активности, достижения целей другой деятельности. Однако в младенческом возрасте именно этот вид ведущий.
Игра
Игра – основная деятельность детского возраста, но и на последующих возрастных этапах она сохраняется. Позволяет усваивать социальный опыт человеческой деятельности и человеческих отношений. Для взрослых людей игра – это отдых, снятие напряжения.
Игровая деятельность подготавливает человека к дальнейшему обучению и труду. Она развивает:
- мышление,
- память,
- воображение,
- внимание,
- способности,
- волю.
А также обуславливает формирование характера.
Учеба
Учебная деятельность выделилась из трудовой. Предполагает:
- усвоение информации о свойствах окружающего мира (знания), приемах, операциях (навыки);
- развитие способности выбирать приемы и операции в соответствии с целями и условиями (умения).
В учебной деятельности происходит усвоение знаний, выработка навыков, умений, развитие способностей.
Труд
Труд – деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта. Труд – основа существования человека, его психического, личностного развития.
Существуют другие виды деятельности, но все они выстраиваются в рамках одного из четырех названных или на стыке нескольких видов. Выбор зависит от силы, количества, своеобразия потребностей конкретного человека.
Однако в каждом возрасте человек выполняет сразу несколько видов деятельности, притом ведущим остается только один. Например, для взрослого человека – это труд.
Индивидуальный стиль деятельности
Это приспособление нервной системы человека и особенностей организма к выполняемой деятельности. В основе индивидуального стиля расположен:
- умения;
- навыки;
- опыт.
Цель такого приспособления – достижение наилучшего результата с наименьшими затратами. Темперамент обуславливает успех и неуспех человека в конкретной деятельности.
Послесловие
Осознанная целенаправленная деятельность – отличие людей от животных. В ее процессе человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, обеспечивает прогресс (хотя, иногда регресс) общества, влияет на природу (сохраняет или разрушает).
Любая деятельность – это творческий выход за рамки природного, работа над самим собой и миром. Человек не только потребляет, но и создает. С помощью нее он влияет на свою жизнь.
Благодаря ей осуществляется психическое развитие личности. Однако в то же время психические процессы ( , внимание, воображение, память, речь) выступают компонентами и даже отдельными видами деятельности.
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №6
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ТЕМА: « Деятельность человека, её основные формы »
Разработала:
Гороховцева Н.Е.
Зима, 2013г.
Тема урока: Деятельность человека, её основные формы.
Цели:
Обучающая: учащиеся должны знать понятия и термины: деятельность, мотивы деятельности, потребности, цель.
Развивающая: способствовать развитию у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
Воспитательная : способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: деятельность, мотив, цель деятельности, общение, творчество, самореализация, потребность.
План урока:
- Классификация деятельности.
- Общение. Виды общения.
- Творческая деятельность
Ход урока:
- Работа по теме урока.
- Деятельность. Виды деятельности.
Учитель: Деятельность человека имеет целенаправленный характер. Другими словами, она не ограничивается приспособлением к существующим условиям. Она целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Целеполагание является условием человеческой деятельности, которое значительно активизирует её характер.
Запись в тетрадях:
Деятельность –
Учитель: Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо – преобразующим отношением к окружающему миру.
Запись в тетрадях: Давайте запишем в таблице сравнительные характеристики деятельности человека и активности животного.
таблица 1
Деятельность человека | Активность животного |
Приспособление к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. | Приспособление к условиям среды прежде всего путём перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой. |
Целеполагание в деятельности. | Целесообразность в поведении. |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно – следственные зависимости, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) | Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы. |
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. | Воздействие на среду обитания осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств. |
Продуктивный, творческий, созидательный характер. | Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой. |
Учитель: Деятельность имеет свою структуру, состоящую из субъекта – орудия – объекта.
Запись в тетрадях:
Структура деятельности.
- субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.
- орудие – предмет или явление, приспособленное к определённой функциональной деятельности.
- объект – это то, на что направлена деятельность.
Учитель: Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой. Субъект деятельности порождает мотив, переходящий в цель, методы и средства, процесс, и в конечный результат (продукт).
Запись в тетрадях:
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
Учитель: В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.
Запись в тетрадях:
Цель деятельности -
Учитель: Деятельность состоит из цепи действий.
Запись в тетрадях:
Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Учитель: Существует два вида деятельности.
Запись в тетрадях:
Виды деятельности
- практическая – т.е. материально – преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально – преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека;
- духовная – содержанием которой выступает изменение сознания людей.
Учитель: В зависимости от направленности человеческой активности деятельность может быть:
- созидательной (т.е. направленной на формирование «второй природы»: чреды обитания человека, орудий труда и т.п.)
- разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, уничтожением природы и т.д.)
Любая деятельность имеет определённую мотивацию, т.е. внутреннего побудителя к действию. Основным мотивом, стимулирующим человека к действию, является его желание удовлетворить свои потребности.
Запись в тетрадях:
Потребность –
Учитель: Существует четыре вида потребностей – биологические, социальные, духовные и ложные.
Запись в тетрадях:
Виды потребностей
- биологические – это необходимость в питании, воде, тепле, воспроизводстве и т.п.
- социальные – самореализация, самоутверждение, общественное признание личности, исполнение ею своих обязанностей, общение с себе подобными
- духовные – пользование культурными благами, размышления о смысле и назначении человеческого существования и пр.
- ложные – искусственно созданные (потребность в алкоголе, курении).
- Классификация деятельности.
Учитель: Классификацию деятельности можно определить следующим образом.
Запись в тетрадях:
таблица 2.
Основа классификации | Виды деятельности |
Характер отношения человека к окружающему миру | Практическая (материальная) – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей; духовная – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. |
Общественные сферы, в которых деятельность протекает | Экономическая, социальная, политическая и д.р. |
Соотнесённость с ходом истории | Прогрессивная, реакционная. |
Существующие ценности, социальные нормы | Моральная, аморальная; законная, незаконная |
Социальные формы деятельности | Массовая, коллективная, индивидуальная |
Потенциал нового в деятельности | Инновационная, изобретательская, творческая, рутинная |
Учитель: В деятельности происходит самореализация личности.
Запись в тетрадях:
Самореализация –
- Общение. Виды общения.
Учитель: Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Запись в тетрадях:
Общение –
Учитель: Давайте рассмотрим структуру общения, что оно в себя включает, из чего состоит.
Запись в тетрадях:
Структура общения
- субъект – тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
- цель – это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
- содержание – это та информация, которая передаётся в межличностных контактах от одного к другому
- средства – это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио – видеотехники, Интернета и др.).
Учитель : В науке выделяют следующие виды общения.
Запись в тетрадях:
Виды общения
- вербальное общение – предполагает передачу мыслей с помощью слов.
- интерактивное общение – предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учёбы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатии, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.
- Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.
Учитель: Давайте рассмотрим и запишем в тетрадях функции общения.
Запись в тетрадях:
таблица 3.
Наименование функции | |
Социализация | Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности |
Познавательная | Познание людьми друг друга |
Психологическая | Осуществление определённого воздействия на психическое состояние человека |
Отождествления (противопоставления) | Выражение причастности человека к группе: «Я – свой» или «Я – чужой» |
Организационная | Организация совместной деятельности людей |
- Творческая деятельность.
Учитель: Современная наука признаёт, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Творчество – это компонент, какой – либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность учёных, изобретателей, писателей и т.д.).
Запись в тетрадях:
Творчество – это вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Учитель: способности у человека могут развиваться или пропасть совсем. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, её важнейшие механизмы.
Запись в тетрадях:
Важнейшие механизмы творческой деятельности
- Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
- Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
- Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
- Интуиция – знание, условия, получения которого не осознаются.
Учитель: Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
Запись в тетрадях:
Характерные черты деятельности
- Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты
- Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта)
- Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя.
- Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
- Итог урока
Формулирование в ы в о д о в:
- Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
- Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
- Потребность – это связь человека с окружающей средой, в основе которой лежат требования и нужды человека по отношению к этой среде.
- Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
- Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
- В чём заключается социальная сущность деятельности?
- Какова структура деятельности?
- Каковы мотивы деятельности?
- В чём особенности творческой деятельности?
- Сделайте вывод: какую роль в жизни человека играет общение.
- Задания на закрепление:
- Сергей делится по телефону с Александром своими впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример
- Игры 2. Общения 3. Учения 4. Труда
Ответ: 2
- Установите соответствие между примерами деятельности и её видами, к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Ответ: 23313
Домашнее задание:
Выучите параграф 17 (учебник Боголюбова), вопросы и задания после параграфа.
Написать эссе: Человеческая сущность налицо только в общении, единстве человека с человеком. (Л.Фейербах)
Список литературы
- Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание. 10-11 классы. Школьный словарь – справочник. М.: Астрель: Транзит – книга, 2004.
- Баранов П.А. обществознание в таблицах: 10-11 классы: справочные материалы/ П.А. Баранов – Москва: Астрель, 2013.- 187, с. – (школьная программа).
- Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 11 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
- Обществознание: учебник 10 класс: Базовый уровень / Под. Ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: «просвещение»,2010.
- Обществознание: 10 класс: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2008.- 237 с. –ISBN 978-5-09-018903-3.
- Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ / Практическое пособие для учащихся средних школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений. 2-е изд.: переработ. И доп.- Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011.- 304 с.
Деятельность - это исключительно человеческая активность, которая регулируется сознанием. Она порождается потребностями, и направлена на преображение окружающего мира, а также его познание.
Человек, пользуясь своими мотивами и потребностями, так или иначе преобразует внешнюю среду, и этот процесс является творческим. В это время он становится субъектом, а то, что он осваивает и преображает, - объектом.
В этой статье мы рассмотрим основные человека, а также их формы, но, прежде чем приступить к этому, необходимо прояснить несколько моментов.
- деятельности неразрывно связаны: суть человека проявляется в его деятельности. Бездеятельных людей не существует так же, как и самой деятельности без человека.
- Деятельность человека нацелена на преобразование окружения. В способен сам организовать такие условия жизни, чтобы ему было комфортно. Например, вместо того чтобы собирать растения или ежедневно отлавливать животных для пищи, он их выращивает.
- Деятельность - это творческий акт. Человек создает нечто новое: автомобили, пищу, даже выводит новые виды растений.
Основные человека и структура
Существует три вида человеческой деятельности: игра, труд и учение. Они являются основными, и его деятельность не ограничивается только этими видами.
Существует 6 структурных компонента деятельности, которые сформированы в иерархическом порядке. Сначала возникает потребность в деятельности, затем формируется мотив, который облекается в более яркую и конкретную форму в виде цели. После этого человек ищет средства, которые способны помочь ему в достижении желаемого, и, после нахождения, он приступает к действию, завершающим этапом которого является результат.
человека: труд
Существует отдельная наука, которая направлена на изучение условий труда человека и оптимизации его работы
К труду относят такую деятельность, которая направлена на получение практической пользы. Для труда необходимы знания, навыки и умения. Умеренный труд хорошо сказывается на общем состоянии человека: он быстрее мыслит и ориентируется в новых областях, а также получает опыт, благодаря чему способен в дальнейшем на более сложные виды деятельности.
Считается, что труд - это непременно сознательная деятельность, в которой происходит взаимодействие человека с окружающим миром. Любой труд является целесообразным и требует нацеленности на результат.
Виды деятельности человека: учение
Учение имеет одну основную цель - получение знаний или умений. Этот вид позволяет человеку приступить к более сложному труду, который требует специальной подготовки. Учение бывает как организованным, когда человек сознательно идет в школу, поступает в ВУЗ, где его обучают профессионалы, так и неорганизованным, когда человек получает знания виде опыта в процессе работы. В отдельную категорию выделяют самообразование.
Виды деятельности человека: игра
Упрощенно говоря, это отдых. Человек нуждается в нем, поскольку игра позволяет расслабить нервную систему и психологически отвлечься от серьезных тем. Игры тоже способствуют развитию: например, активные игры учат ловкости, а интеллектуальные развивают мышление. Современные компьютерные игры (экшн) способствуют улучшению концентрации и внимания.
Формы деятельности человека
Существует много форм деятельности человека, однако они разделены на две основные группы: умственный и физический труд.
Заключается в обработке информации. В процессе требуется повышенное внимание, хорошая память и гибкое мышление.
Физический труд требует большой затраты энергии, поскольку в его процессе задействованы мышцы, оказывается нагрузка на опорно-двигательную систему, а также сердечно-сосудистую.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что деятельность является необходимым и уникальным жизненным параметром, который способствует развитию человека.