В каждой точке развития необходимо стремиться только к лучшему. «Не стоит останавливаться на достигнутом. В каждой точке развития необходимо стремиться только к лучшему Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения

Ученики 7-8 классов на муниципальном этапе завершают участие в олимпиаде. Задания для них должны строиться с учетом школьного этапа и базироваться на тех же принципах посильности, занимательности и ориентированности на подготовку к настоящим олимпиадным испытаниям в дальнейшем. С учетом этого ученикам 7-8 классов предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа , опираясь на предложенные вопросы. Время выполнения – не более трех астрономических часов . Максимальный общий балл за оба задания – 50 . Примеры возможных заданий и комментарии к ним содержатся в отдельном документе (региональные методические комиссии вправе составить для муниципального этапа свои задания других типов или взять за основу эти, соблюдая преемственность заданий на школьном и муниципальном этапе).

Задание №1

Выступите в роли участника книжной выставки-ярмарки и представьте издательство, которое специализируется на выпуске книг для чтения в дороге. Придумайте название для вашего стенда и составьте перечень из 8–10 книг для размещения на н–м. К каждой книге дайте краткую аннотацию (до 5 предложений), объясняющую ваш выбор.

Комментарий к заданию:

Данное задание проверяет как общую читательскую эрудицию и вкус участника олимпиады, так и его умение ёмко и занимательно представить конкретные книги, охарактеризовав их с учетом адресата – потенциального читателя; владение жанром краткой аннотации к книге.

Критерии оценивания: максимальный балл – 20 .

Рекомендуется за уместное и оригинальное название выставочного проекта (стенда), обоснование концепции издательства начислять – 5 баллов ; за отбор изданий – по 0,5 балла за каждое наименование литературного произведения (максимум – 5 баллов ); за написание аннотации к каждому произведению – по 1 баллу (максимум – 10 баллов ).

Задание № 2

Прочтите следующий текст:

Юлия Говорова

Из сборника смс

Из сообщений собралась эта книга. Как сейчас вижу: иду по аллее, мокрый снег, дождь, ранняя весна, воздух прохладный и свежий, елью пахнет, в кармане куртки, как всегда, телефон, достаю его и в полной тишине набираю…

«Отправить сообщение сейчас? – Да…»

– Хотела пойти, а бабочка села на ногу. И не пошевелиться

– Лепестки яблонь сейчас залетают в дом, и в ведра вёдра с водой, и в мыльницы

– Листья в лесу все мокрые, большие мокрые листья. Но красиво

– Черёмуха наслушалась соловьёв. И чай тоже пропитан пением

– Бабочку несу на ладони, как сокольничий

– Светло-голубые скорлупки, лёгкие, от вылупившихся птенцов, носит ветер, веником сметает их дворник в парке

– Листья не падали, а спускались, пружиня на ветках, будто кошки

– Падали яблоки на стол

– Куры на ветках яблонь

– Домой в мастерскую иду по саду, на тропинке задела ногой ежа

Прочитав текст, ответьте на вопросы. Ответ должен представлять собой связный текст.

1) Можно ли назвать этот текст “рассказом”? Кратко обоснуйте свой ответ

2) На чём строится “сюжет” текста, какова внутренняя логика повествования?

3) Кто/что является “героями”? Как они изображаются?

4) Какую роль играет вступление?

5) Есть ли в этом тексте сквозные мотивы, повторяющиеся образы, переклички? Какой эффект они создают?

"Книга лучший попутчик"

1. "Дьявол носит Прада", Лорен Вайсберг (Типичный сюжет для любого голливудского фильма, когда девушка из провинции едет в далекий незнакомый город, чтобы покорить его раз и навсегда. Естественно, такая книга придется по душе женской половине населения. Но как бы не был типичен и банален сюжет известной книги, она учит нас, что нельзя сдаваться перед лицом трудностей.)

2. "Вокруг света за 80 дней", Жюль Верн (Идеальный вариант для тех, кто собрался в путешествие или даже небольшую поездку за город. История о том, что всегда стоит верить в свои силы, даже если другие в тебя не верят. Книга полна приключений, с которыми сталкивается герой, заключив пари. Но самое главное, с ним всегда его помощник.)

3. "Записки о Шерлоке Холмсе", А. К. Дойл (Хороший детектив всегда способен привлечь к себе внимание читателя и увлечь его за собой в мир загадок, тайн и расследований. Любая книга о Шерлоке Холмсе является примеров одного из самых лучших детективов за все время. Идеальный выбор, чтобы напрячь извилины и провести время в дороге быстрее.)

4. "Маленький принц", Антуан де Сент-Экзюпери (Простая, но очень трогательная и интересная история о маленьком мальчике с другой планеты. История о том, как он находит своего друга лиса, о любви к розе. Но самое важное, что должен отметить для себя читатель, это дружба. Красной нитью тема дружбы проходить сквозь все произведение.)

5. "Завтрак у Тиффани", Трумен Капоте (Снова неплохой вариант книги в дорогу для женской половины. Это легкий приятный рассказ о девушке, наивной, немного своенравной, которая живет так, как ей хочется. Ее влечет мир роскоши и богатства, но Холли Голайтли самый яркий пример ярких и необычных женщин в литературе.)

6. "Девушка в поезде", Пола Хокинс (История о женщине, которая каждый раз проезжая мимо домов, из окна поезда видит молодых людей, которым она дает придуманные имена. Казалось бы их жизнь идеальна, но однажды девушка пропадает. И главная героиня понимает, что только она может понять, что случилось с незнакомкой в окне поезда. Немного депрессивный, но увлекающий детектив, заставляющий прочесть его до конца.)

7. "Последний магнат", Ф. С. Фицджеральд (Как и в любой его книге, вроде "Великого Гэтсби" в этом романе снова затронута тема "американской мечты". Это книга о том времени, когда кино еще не было бизнесом, оно было искусством. И хотя роман обрывается на полуслове, он пользуется весьма большой популярностью.)

8. Серия книг "Джентльмен сыска Иван подушкин", Дарьь Данцовой (Довольно банальный выбор, но для время при провождении в дороге может подойти идеально. Легкий, ненавязчивый детектив с элементами комедии и драмы поможет скоротать время в дороге. К тому же потом захочется прочесть и все остальные книги.)

Илья Викторович Соболев – российский комик, музыкант, резидент «Comedy Club», участник множества юмористических телепроектов, включая «Убойную лигу» на ТНТ. Участник трио «Смирнов, Иванов, Соболев», бывший участник дуэта «Красивые».

Детство и юность

Илья родился 25 февраля 1983 года в Красноярске. В детстве Соболев был активным и веселым ребенком, который вполне уверенно чувствовал себя на сцене.

В 13 лет Илья попал в городскую Школьную Лигу КВН. В финальной игре подросток сразился с капитаном команды-соперника Романом Клячкиным, который впоследствии стал его лучшим другом и коллегой в мире юмора.


После окончания красноярского лицея №102 Илья поступил в Институт цветных металлов и материаловедения в Красноярске, а затем получил актерское образование в Санкт-Петербургской театральной академии (СПбГАТИ).

Юмор

В институте парень начал играть в составе команды КВН «Левый берег», которая в 2003 году стала чемпионом Премьер-лиги. Спустя год «Левый берег» попал в Высшую лигу – участники дошли до четвертьфинала. Затем Соболев отличился на фестивале «Голосящий КиВиН-2004», а в 2005 году прошла в полуфинал Премьер-лиги, проиграв командам «МаксимуМ» (Томск) и «Друзья» (Пермь).


Еще во время участия в КВН Соболев и Клячкин стали выступать в дуэте под названием «Красивые». Вскоре ребята стали резидентами Comedy Club Siberia. В 2007 году дуэт попробовал свои силы в первом сезоне нового юмористического конкурса от ТНТ «Смех без правил», в котором занял 2-е место и получил право участвовать в шоу «Убойная лига». В этом шоу вплоть до 2010 года Илья выступал не только в составе дуэта «Красивые», но и сольно.

В августе 2010 года на телеканале ТНТ было запущено развлекательное шоу «Comedy Баттл», одним из участников которого стал Илья. Комик вместе с Дмитрием Романовым , Евгением Отставновым, Константином Пушкиным и Славой Комиссренко выступал в составе клана «Аристократы» в 1 и 2 сезоне шоу и не раз становился автором лучших шуток.

Илья Соболев в Камеди клаб: «Смирнов, Иванов, Соболев»

В 2011 году дуэт «Красивые» стал победителем 9-го сезона «Смеха без правил», в котором приняли участие финалисты предыдущих сезонов.

Осенью 2013 года Илья Соболев вместе с Алексеем Смирновым и Антоном Ивановым основали трио «Смирнов, Иванов, Соболев» - в этом составе комики стали резидентами шоу «Comedy club».

Илья Соболев и дядя Витя

Есть мнение, что под личиной самого загадочного участника «Смеха без правил» и «Убойной лиги», циничного и мрачного дяди Вити, скрывается именно Илья Соболев. В защиту этой теории фанаты приводили следующие доказательства: во-первых, образ дяди Вити отчасти взят из любимого фильма Соболева «Человек на Луне», во-вторых, в одном из выступлений у дяди Вити сорвался голос, и сказанная им фраза «Он уже не защитник» была произнесена уж очень похожим на Соболева голосом. Пристально сравнив фотографии Соболева и дяди Вити, внимательные зрители нашли похожие детали, которые не смог скрыть грим.


Еще одно доказательство, которое нашли поклонники отечественного юмора, – шоу «Деньги или позор». Его ведущий – дядя Витя, и на странице Ильи Соболева «ВКонтакте» официальная страница этой передачи фигурирует в списке его подписок почти на самом высоком месте.

Ответ хейтерам шоу «Деньги или Позор» от дяди Вити!

Илья Соболев всячески отрицал свою причастность к шоу «Деньги или позор». Когда участник MBAND Артем Пиндюра , взбешенный фразой ведущего шоу («MBAND – шоу для глистов»), записал видеообращение с требованием извинений, Соболев выложил ответное видео, но отнюдь не «извинительное».

Музыка и кино

С 2009 года Илья плотно занимается музыкой. Вместе с артистом Андрианом Соболев записал несколько юмористических песен, среди которых «Не думай», «Ганста», «Я – тупой». Несколько песен долгое время удерживались в списках хит-парадов радиостанции «Радио Рекорд».

Соболев Илья и Andrian - Я тупой

В 2017 году Соболев снялся в сериале «Призрак опера», режиссером которого стал Эмиль Никогосян («Мамы 3», «Чемпионы»). Сериал повествует об истории дружбы оперативного работника полиции Алексея (Вячеслав Евлантьев) и призрака легендарного мошенника Пашки Ветерка (Гарик Харламов).

Личная жизнь Ильи Соболева

Соболев давно женат. У Ильи и его супруги Натальи две дочери – Ева и София.


Илья Соболев сейчас

Соболев продолжает работать в шоу «Comedy Club», гастролировать по городам России и зарубежным странам вместе со своим трио, а также давать частные концерты и работать ведущим на различных мероприятиях.

В сентябре 2017 года Соболев присоединился к проекту #TOPSHOWMEN – сообществу лучших ведущих России, Беларуси и Казахстана. Также в сентябре 2017 года Соболев возобновил выпуск влогов на своем канале на YouTube. В своих видео комик освещает все самые актуальные и вечные темы: старость, страхи, звезды шоу-бизнеса, гей-сообщество и пр. В октябре 2017 года Соболев вместе с другими участниками «Comedy Club» отправился в гастрольный тур по Северной Америке.

Илья Соболев «Плохие шутки»

Зимой 2018 года комик анонсировал новое шоу «Прожарка», которое стартовало на канале ТНТ4. В рамках проекта начинающие комики и профессионалы юмора высмеивали конкретного человека в течение всего выпуска. Одной из первых героинь передачи стала Ольга Бузова .

Что такое деловая игра? Специафика организации деловой игры на учебном занятии в вузе. Чем отличается деловая игра от тренинга? Пример трех деловых игр в курсе “Деловое общение/Деловые коммуникации”.

Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Это метод закрепление теоретического материала, полученного в курсе “Деловое общение”/Деловые коммуникации”.

Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения:

  1. наличие задачи или проблемы, которую необходимо разрешить;
  2. распределение ролей и ролевых функций;
  3. моделирования процесса принятия управленческих решений;
  4. взаимодействие участников игры;
  5. многоальтернативность решений;
  6. наличие конфликтных ситуаций;
  7. наличие системы оценки игровой деятельности.

Цели деловых игр:

  1. обучение через моделирование рабочего процесса;
  2. формирование профессионального менталитета;
  3. мотивация обучающихся;
  4. тренировка навыков принятие управленческих решений;
  5. оценка обучающихся.

Отличие деловой игры от тренинга

Игра моделирует весь рабочий процесс от начала до конца (например, организация и проведение делового совещания), а тренинг затрагивает отдельный аспект процесса (например, психолингвистические аспекты деловой речи).

Игра имеет ограничение по времени (начало и конец), а тренинг не всегда имеет четкие границы.

В игре отрабатывается совокупность навыков, а тренинг направлен на отработку одного навыка.

В игре всегда есть победители и проигравшие, а тренинг нацелен только на личностные показатели.

В игре всегда есть конкретная цель, прийти к которой можно только с помощью эффективных решений, а тренинг не всегда имеет четкие цели.

Примеры деловых игр

Деловая игра «Поручение задания подчиненному».

Цель задания – провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения производственного задания:

  • задание традиционное, плановое;
  • задание экстремальное, внеплановое.

Подготовка к игре . В игре участвуют руководитель и подчиненный . Группа выступает в качестве наблюдателя. Исполняющему роль руководителя необходимо продумать возможное задание и выбрать должностное лицо (например, экономиста, специалиста по пожарной безопасности, инспектор по пожарному надзору и пр.), которому оно будет поручено.

Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы:

  • объяснить задание и проинструктировать подчиненного;
  • довести задачу до стадии понимания подчиненным ее сути;
  • мотивировать подчиненного к добросовестному и качественному выпол­нению задания.

При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен до­биться, чтобы подчиненный четко себе представлял, что, когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и какими средствами, к какому сроку, с каки­ми конечными результатами нужно сделать порученное задание.

В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение):

  1. Сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое задание?
  2. Желает ли он выполнять данное задание?
  3. В каком инструктировании и в какой степени он нуждается?

Исполняющему роль подчиненного (из числа обучаемых) дается установка на отказ от выполнения задания. В качестве аргументов отказа используется недостаточная профессиональная компетентность. Такая установка позволит исполняющему роль руководителя применить психолого-педагогические и ком­муникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него пси­хологическую готовность к выполнению задания. Кроме того, признание под­чиненного в некомпетентности, спровоцирует руководителя на инструктаж.

Организация игрового занятия

Исполняющий роль руководителя проводит деловую беседу с подчинен­ным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем – экстремальное, т. е. внеплановое. Каждая беседа длится от 15 до 20 минут. Роли исполни­телей могут разыграть желающие из числа обучаемых.

Остальные участники выступают в роли компетентных судей. Их цель – анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. После разыгрывания прово­дится дискуссия, в которой задействованы все участники.

Предварительная подготовка к деловой беседе – поручение задания

  1. Придумайте и сформулируйте в виде управленческого решения задание, а также условия, необходимые для его реализации.
  2. Поставьте перед собой цели предстоящего разговора.
  3. Заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения.
  4. Продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, условия создания атмосферы полного доверия.
  5. Подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели.

Примечание: для выполнения этого задания исполняющему роль руководителя отводится 10 минут.

Ход: пригласите к себе подчиненного и объявите ему причину вызова.

  • Объясните смысл работы, которую необходимо выполнить подчиненному, и спросите его, сможет ли он справиться с ней.
  • Ответьте на все вопросы подчиненного относительно предстоящей рабо­ты; если необходимо, покажите ему, как он это может сделать.
  • Объясните требования в отношении сроков выполнения данной работы и информирования вас о ходе ее выполнения.
  • Попросите подчиненного повторить задание или спросите, с чего он со­бирается начать.
  • Проявите доверие к способностям подчиненного, используйте прием «авансированная похвала».
  • Используйте коммуникативные приемы с учетом психотипа подчиненного. В случае отказа подчиненного от выполнения задания выясните причины отказа, попытайтесь их устранить, мотивируйте специалиста с учетом его личных ожиданий, доведите беседу до конца.
  • Завершите беседу конкретным решением и действиями.
Таблица “Качество беседы”

Деловая игра «Совещание»

Цель деловой игры - приобретение навыков в организации подготовки и проведения деловых совещаний с максимальной эффективностью.

Порядок проведения деловой игры:

  • При проведении деловой игры распределение ролей не производится, а участниками являются все присутствующие на занятии.
  • Руководитель игры напоминает участникам основные теоретические положения по подготовке деловых совещаний, включающие следующие основные группы действий: планирование совещания; формирование повестки дня; определение состава участников; подготовка участников к совещанию; подготовка к совещанию руководителя; подготовка помещения; непосредственное проведение совещания.

Задание

Вы – ведущая строительная компания города Н. В этом году участились пожары на ваших строительных объектах. Это наносит колоссальный ущерб бизнесу. Ваш бюджет позволяет выделить средства на решение этой проблемы в размере 30 тыс. долларов.

Таким образом, основная задача разработать план решения вопроса, который бы обеспечивал нормальные условия работы компании.

Порядок выполнения работы:

  1. Выделите из группы 4-х студентов с поручением оценить действия и поведение участников совещания. Одного из них назначьте руководителем группы экспертов.
  2. Сформируйте подгруппы участников подготовки совещания (те, кто готовят документы к совещанию, те, кто участвуют в совещании, те, кто готовят документы после совещания).
  3. Остальная часть группы студентов – участники совещания, которые должны задавать вопросы в ходе проведения совещания.

Если, по мнению ведущего, цель совещания достигнута, подводятся итоги работы. Если выработка решения не получается, можно попробо­вать упростить задачу, изменив предлагаемые обстоятельства. В заключение формулируется итоговое решение и записывается в форме резолюции.

Деловая игра «Проведение переговоров»

Цель деловой игры – приобретение навыков ведения деловых переговоров.

Инструкция для участника № 1. Вы - компания «Пожконтроль»,занимающаяся пожарным аудитом, то есть устанавливает степень соответствия предприятия всем нормам противопожарной безопасности.

Ваш клиент, ООО «Акваэксперт», просрочил оплату ваших услуг. За два дня до срока оплаты Вы напомнили директору этой компании (именно он занимается закупками и отдает распоряжения о перечислении денег) о приближении срока оплаты, он обещал оплатить счет. Пришел день оплаты, но деньги так и не поступили, поэтому на следующий день Вы решили лично встретиться с должником.

Компания «Акваэксперт» является крупным клиентом, который приносит хороший доход, и Вы не хотите испортить отношения с ним. Регулярно открывая новый филиал, эта компания обращаются к вам за услугами.

Ваша задача: добиться оплаты оказанных услуг, не испортив при этом отношения с клиентом.

Инструкция для участника № 2. Вы - директор ООО «Акваэксперт». Компания «Пожконтроль» предоставило вам услугу по пожарному аудиту с отсрочкой платежа, что для вашей компании очень выгодно. Как правило, Вы оплачиваете счета вовремя. Но в этот раз Вы просрочили дату платежа, хотя менеджер напоминал Вам об оплате за два дня до окончания срока, поскольку данная сумма нужна Вам для обучения персонала. Вы можете оплатить счет, но Вам это невыгодно. На следующий день после наступления даты директор приехал к вам на встречу.

Ваша задача : максимально оттянуть сроки оплаты услуги, не испортив при этом отношения.

Этапы игры : этапы проведения переговоров.

Распределение ролей : Условно разделяем аудиторию на две команды: компания «Пожконтроль» и компания ООО «Акваэксперт». Участники выбирают директоров, заместителей, инспекторов, экономистов и т.д. и продумывают аргументы в защиту своих позиций.

Составление документации :

  1. Протокол о распределении должностей.
  2. Письмо – предложение (одна договаривающаяся сторона) и ответ на него (другая договаривающаяся сторона).
  3. Договор.
  4. Акты выполненных работ.

Все документы подшиваются в папке и передаются экспертной группе.

Оценка действий участников игры:

Баллы: за использование речевых этикетных формул, за использование профессиональных терминов, за использование речевых тактик.

Штрафные баллы: за несоблюдение речевого этикета, грамматические ошибки, речевые ошибки, некорректный вопрос, излишнюю эмоциональность, неправильное использование профессионального термина.

Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления, формирует профессиональный менталитет, терминологическую культура будущих специалистов, помогает отработке коммуникативной составляющей любой профессиональной сферы.

– соучредитель портала сайт, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

Материал из учебного пособия:

Ермолаева Ж.Е. Официально-деловой стиль речи: эффективная коммуникация М., 2014.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх