Введение. Предпрофильная подготовка Предпрофильная подготовка и профильное обучение в школе

Значение элективных курсов в предпрофильной подготовке Актуализация потребности учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов Приобретение опыта осуществления ответственного выбора Определение профилирующего направления собственной деятельности Понятие «элективный» (от лат. electus избранный) – избирательный


Основные виды курсов Предметно ориентированные Задачи: дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету; уточнить готовность и способность ученика осваивать предмет на повышенном уровне; создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования Межпредметные (ориентационные) Задачи: Создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий; Познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; Поддерживать мотивацию ученика


Содержание предметно ориентированных курсов включает Углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ Расширение программ, т.е. изучение некоторых тем за рамками программ Элементы подготовки к экзаменам по выбору Аналоги курсов – программы факультативов Продолжительность – четверть или полугодие Перечень определяется набором предметов в будущих профилях обучения


Содержание межпредметных (ориентационных) курсов Знакомство школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах: « Решение задач с экономическим содержанием» « Архитектор, строитель, дизайнер…Выбирай» « Искусство и мы»


Условия выбора курсов по выбору (9 класс): Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. (Один из одного – это не выбор). Курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет»). Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?».


Элективные курсы в составе профиля обучения выполняют три основных функции: 1) «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным; 2) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне; 3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.


Элективные курсы в составе профиля обучения Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объем по часам (max - 72 часов) выше, чем рекомендуемый объем курсов по выбору для девятиклассников (max - 35 часов). В классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля.


Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов (10-11 класс): подготовка к ЕГЭ по профильным предметам; приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»; возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда; любопытство; поддержка изучения базовых курсов; профессиональная ориентация; интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.




Внимание! Технологии, используемые в системе курсов по выбору, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил практику лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят ему успешно осваивать программу профильного обучения (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии и пр.)


Обучение рекомендуется строить в современных технологиях обучения следующим образом: проблема задачи для решения отбор информации и методов выбор действий обмен опытом деятельности презентация продуктов и решений оценка экспертиза решений анализ рефлексия опыта деятельности оценка развития компетентностей самооценка роста достижений планирование обучения.


Система оценивания курсов по выбору: По элективным курсам и курсам по выбору нет стандартов, а, следовательно, и итоговой аттестации. Содержание и правила его освоения (включая определение форм отчетности) школа устанавливает самостоятельно. Система оценивания может быть безотметочная, но могут быть текущие баллы в рейтинге. Возможные варианты отметок: прослушан курс защищен реферат разработан проект выполнены творческие задания Если строить элективный курс, исходя из интересов ученика, а не с позиции «учащиеся должны усвоить», то вопрос о формах аттестации и критериях оценки должен решаться совместно с учащимися


Задачи заместителя директора школы, организующего предпрофильную подготовку В функции заместителя директора школы, которому поручена организация предпрофильной подготовки, входит: 1. Разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки в школе на основе: анализа педагогического потенциала школы – её кадровых, методических и материально-технических ресурсов; изучения образовательных запросов детей и родителей школы посредством анкетирования и собеседований; взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе. 2. Формирование плана и расписания курсов по выбору и других мероприятий предпрофильной подготовки (выход в иные образовательные учреждения местной сети, проведение профильной ориентации и др.).


3. Сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой: мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору; анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля; контроль школьной документации по предпрофильной подготовке; организация консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля. 4. Анализ результатов итоговой аттестации девятиклассников. 5. Организация работы по комплектованию 10-х классов (для школ, имеющих старшую ступень). 6. Составление отчётов по экспериментальной работе (по предпрофильной подготовке учеников школы).


Дополнительные рекомендации заместителю директора: Создать в школе комиссию по предпрофильной подготовке (профильному обучению), с включением в ее состав классных руководителей 8-х и 9х классов, преподавателей курсов по выбору, школьного психолога. Разработать для учеников, проходящих предпрофильную подготовку, зачётный документ, фиксирующий перечень курсов по выбору (как внутришкольных, так и сетевых), освоенных учащимися, результаты, полученные ими на курсах, а также их участие в олимпиадах, конкурсах и т.п. Эта информация будет учитываться при составлении личного «портфолио» ученика. Фиксировать в школьном расписании день (желательно - общий для всех школ, входящих в муниципальную образовательную сеть), для посещения сетевых курсов по выбору и других мероприятий предпрофильной подготовки.
Зачетная книжка ____________________________________________ (фамилия, имя, отчество) МОУ СОШ 2 класс 9 Курсы по выбору Название курса Место и время прохождения Вид программы (межпредметная, предметная, ориентировочная) Кол-во часов Отметка (балл, зачет, реферат и т. д.) Подпись преподавателя ПланФакт Итого: (общее кол-во часов) Дата __________________________ Подпись директора Печать


План работы по предпрофильной подготовке учащихся МОУСОШ2 с. Ал-Гай на учебный год. Мероприятия СрокОтветстве нный Выбор элективных курсов учащимися 9 класса. Утверждение программ элективных курсов для учащихся 9 классов.. Проведение классных часов и родительских собраний по профориента-ции. Анкетирование учащихся 9 классов «Предварительное распределение учащихся, выбор экзаменов». Проведение экзамена в независимой форме. Посещение занятий элективных курсов администрацией. Проведение экскурсий на предприятия села, города. Проведение родительского собрания на тему «Профориентация. Знакомство с нормативными документами по государственной (итоговой) аттестации». Анкетирование родителей выпускников 9класса. Оформление стенда «Выбираем профессию». Посещение учебных заведений в День открытых дверей. Проведение диагностики (анкетирования) по изучению готовности учащихся 9 класса к профопределению. Проведение исследования «Определение результативности профориентационной работы в 9 классе».. Выбор учащимися экзаменов и профиля обучения в 10 классе. Заполнение «портфолио» учащихся. Выбор профиля обучения и элективных курсов на 10 класс. Оформление сводной ведомости. Сентябрь в течение года Октябрь, ноябрь, февраль. Октябрь, декабрь, март. Декабрь В течении года Март Ноябрь, февраль. Февраль Март Февраль 2 четверть Март Апрель Май Июнь


План работы по профильной подготовке учащихся 10, 11 классов МОУСОШ 2 с.Ал-Гай на учебный год МероприятияСрокОтветственный 1.. Планирование работы с классным руководителем по профориентации. 2. Разработка классных часов по профориентации. 3. Утверждение программ элективных курсов для учащихся 10, 11 классов на педсовете. 4. Проведение классных часов по профориентации. 5. Диагностика по выбору профессии (проф. диагностика). 6. Анкетирование учащихся классов (поступление, выбор экзаменов). 7. Посещение занятий элективных курсов администрацией. 8. Анкетирование «Удовлетворенность учителей, школьников и родителей образовательным процессом». 9. Проведение классного родительского собрания в 11-м классе на тему: «Профориентация. Знакомство с нормативными документами». 10. Срезы знаний по профильным предметам (биология, химя). 11. Посещение учебных заведений в дни открытых дверей. 12. Классное родительское собрание в 11-м классе «Итоговая аттестация учащихся». 13. Заключение контрактов для поступления по целевым направлениям. 14 Оформление «портфолио» учащихся 10, 11 классов. Сентябрь В течении года Ноябрь Октябрь, ноябрь, январь Декабрь Февраль Каждую четверть В течении года Март Май В течении года


Положение о предпрофильной подготовке

1. Общие положения

Настоящее положение определяет цели и задачи введения предпрофильной подготовки в МОУ средней школе № 90 в рамках профильного обучения, общие правила обучения. Предпрофильная подготовка учащихся - это комплексная психолого-педагогическая подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору профилирующего направления собственной деятельности в старшей школе.
Основная цель введения предпрофильной подготовки - создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося девятого класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию. Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие задачи:

формирование готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам;

Формирование высокого уровня учебной мотивации на обучение по избранному профилю;

Обеспечение преемственности между основной и старшей школой, в том числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной школы;

Расширение возможностей социализации учащихся.
Таким образом, предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их успешному самоопределению по завершению основного общего образования и обоснованному выбору пути продолжения образования.

2. Нормативные основания

МОУ средняя школа № 90 в своей деятельности по введению предпрофильной подготовки руководствуется федеральными законами, постановлениями, распоряжениями министерства образования Челябинской области, управления образования г. Златоуста, Уставом школы, Положением о профильном обучении, Положением о профильном классе и данным Положением.

3.1. Система предпрофильного обучения включает в себя:

Введение за счёт школьного компонента курсов по выбору:

Предметноориентированных, межпредметных, ориентационных;

Введение методов активного обучения на курсах по выбору;

Проведение эвристических проб для учащихся девятых классов, позволяющих им точнее определиться в выборе профиля;

Введение накопительной оценки учебных достижений в форме портфолио;

Зачисление в десятый профильный класс, на основе индивидуального образовательного рейтинга обучающихся, включающего экзамены и индивидуальную накопительную оценку (портфолио ученика);

Проведение обучения девятиклассников вне стен собственной школы: в учреждениях муниципальной образовательной сети, учреждениях дополнительного образования, профессиональных учебных заведениях и т.д.;
- обучение учащихся в малых группах;

Введение краткосрочных 8-17 часовых курсов предпрофильной подготовки;

Введение новой системы распределения времени прохождения учебных курсов, в течение учебной недели, четверти, года, при которой допускается, что курс по выбору не обязательно изучается по одному часу в неделю;
- проведение рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов и других мероприятий, позволяющих использовать ресурс портфолио;

Безотметочная система предпрофильного обучения учащихся;

Оценка результатов работы учителя и учащихся по показателю правильности выбора профиля образования в 10-11-х классах.

4. Структура и организация предпрофильной подготовки

4.1. Базовая модель предпрофильной подготовки:

Предпрофильная подготовка

Курсы по выбору

68 часов

Предметноориентированные Межпредметные Ориентационные

Информационная работа Профконсультирование Профориентационная работа

Классные часы

Классные собрания

Экскурсии

Консультациипсихолога

4.2. Предпрофильное обучение осуществляется по учебному плану.

Рабочий учебный по предпрофильной подготовке должен удовлетворять следующим требованиям:

Сбалансированность между предметными и межпредметными курсами по выбору;

Полнота представленных курсов;

Преемственность с профильным обучением;

Отсутствие перегрузки учащихся, соответствие плана допустимой учебной нагрузке;

Вариативность, краткосрочность, модульность курсов, включённых в план.

4.3. Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть избыточным (ученик должен иметь возможность реального выбора). Перечень курсов по выбору формируется на основе соответствующего анкетирования и опросов учащихся.
4.4. Курсы должны носить краткосрочный и чередующийся характер, представлять учебные модули (8 или 17 часов).
4.5. Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.
4.6. Методическое обеспечение курсов по выбору включает:
- программу курсов, материалы для учителя, справочную литературу;
- систему творческих заданий для учащихся, материалы для проектной деятельности, исследований;
- оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности;
- контрольно-измерительные материалы по освоению программы курса.

4.7.Курсы по выбору предполагают наряду с академическими формами обучения использование коммуникативных, интерактивных, проектно-исследовательских технологий.
4.8. Организация занятий курсов по выбору в девятом классе может осуществляться в рамках трёх модулей:
а) внутришкольная (обычно, для школ с не менее, чем двумя классами на параллели девятого класса);
б) кооперация с иными образовательными учреждениями (учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования) на договорной основе.
4.9. Результативность учебной деятельности оценивается в соответствии с положением об элективном курсе.
4.10. Для учащихся, намеревающихся продолжить обучение в профильных классах, проходит комплексная аттестация: выпускникам основной школы, необходимо сдать не менее четырёх экзаменов: два экзамена обязательных (письменных): русский язык и алгебра, и два экзамена по выбору из числа предметов, изучавшихся в девятом классе. При этом экзамены по выбору определяются учеником в соответствии с избираемым им профилем; наряду с итоговой аттестацией учитываются дополнительные индивидуальные образовательные достижения учащихся. Индивидуальные достижения учащихся, позволяющие более полно оценить уровень готовности к продолжению образования по тому или иному профилю обучения на старшей ступени, оформляются в виде "Портфолио".

5. Участники образовательного процесса

Участниками образовательного процесса являются педагогические работники школы, медицинский работник, обучающиеся и их родители (лица, их представляющие).
Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляют педагог-психолог, классные руководители.
Валеологическое и медицинское обеспечение осуществляют руководитель ОБЖ, социальный педагог, медицинский работник, которые совместно с администрацией отвечают за охрану и укрепление здоровья обучающихся, проведение профилактических мероприятий, диспансеризацию и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания, питания.

6. Финансирование

Реализация данного положения исполняется за счет бюджетного финансирования в пределах федерального, регионального, школьного стандартов.

7. Документация и отчётность

7.1. Положение о предпрофильной подготовке;
7.2. Журнал учёта занятий курсов по выбору;
7.3. Зачётный документ для учащихся, фиксирующий перечень курсов по выбору;
7.4. Учебный план предпрофильной подготовки;
7.5. Программы курсов по выбору;
7.6. Расписание курсов по выбору;
7.7. Отчёт по результатам предрофильной подготовки.

Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию. Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников. Поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным. Главное – грамотно определить на ранней стадии склонности обучающегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.

С 2004 года наша школа осуществляет предпрофильную подготовку в 8 - 9 классах. Организация предпрофильной подготовки в школе осуществляется в соответствии с нормативными и информационными документами федерального, окружного, городского и школьного уровней и включает в себя систему элективных курсов, а также проведение профориентационной и информационной работы.

Цель, задачи и этапы предпрофильной подготовки

Цель: проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения.

Задачи:

  • оказать обучающимся помощь в осмыслении и оценке их образовательных интересов и возможностей;
  • обеспечить обучающихся информацией о возможных путях продолжения образования;
  • обеспечить информационное, научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся;
  • формирование способности принимать адекватное решение о выборе направления дальнейшего образования, профиля обучения на 3-й ступени;
  • ориентирование не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических навыков и повышение роли самообразовательной работы обучающихся.

Этапы предпрофильной подготовки:

  • пропедевтический (8-й класс);
  • основной (9-й класс, сентябрь - март);
  • заключительный (9-й класс, апрель - июнь).

Пропедевтический этап

Задачи пропедевтического этапа:

  • выявление интересов и склонностей, способностей школьников;
  • оказание психолого-педагогической помощи в приобретении опыта, связанного с профессиональным становлением;
  • развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • подготовка родителей к совместной работе по предпрофильной подготовке обучающихся.

Формы организации обучения: элективный курс «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения»; диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников; консультации педагогов и психологов; экскурсии; кружки.

Основной этап

Задачи основного этапа:

  • обучить способам принятия решений о выборе направлений будущего обучения и профессиональной деятельности;
  • оказать помощь в формировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
  • обеспечить информационное и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся.
  • повторная диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;
  • комплектование мобильных групп для изучения курсов по выбору;
  • формирование индивидуальных учебных планов обучающихся в соответствии с их интересами, склонностями, образовательными запросами;
  • составление оптимального расписания курсов по выбору;
  • проведение информационной работы, индивидуального консультирования обучающихся и их родителей по вопросам профессионального выбора;
  • формирование «Портфолио достижений» девятиклассников;
  • проведение предметных и ориентационных курсов по выбору.

Формы организации обучения: элективные курсы (предметные, ориентационные); консультации педагогов и психологов; ознакомление с особенностями различных профилей обучения и профессий; построение индивидуальных учебных планов; экскурсии; кружки.

В 2010-2011 учебном году обучающиеся 9-х классов посещали 22 элективных курса. Группы были сформированы на основе письменных заявлений обучающихся. Каждый ученик должен был посетить в течение учебного года 6 курсов (по 2 в каждом триместре). Курсы проводились во второй половине дня по отдельному расписанию.

Темы элективных курсов, предложенных обучающимся для выбора:

  1. «Сочинения разных жанров»;
  2. «Трудные случаи орфографии и пунктуации»;
  3. «Теоретическая стилистика»;
  4. «Юношеству посвящается»;
  5. «Зарубежная литература»;
  6. «Основы делового общения»;
  7. «Коварные знаки препинания»;
  8. «Модуль»;
  9. «Квадратный трехчлен и его приложения»;
  10. «Программирование на языке Pascal»;
  11. «Делопроизводство на компьютере»;
  12. «Я – будущий избиратель»;
  13. «Подросток и закон»;
  14. «Реальный потребитель»;
  15. «Мы - туристы»;
  16. «Мировые религии»;
  17. «Рекреационная география»;
  18. «Занимательная микробиология»;
  19. «Трудные вопросы неорганической химии»;
  20. «Опыты без взрывов»;
  21. «Основы эффективного общения на английском языке»;
  22. «По странам изучаемого языка»;
  23. «Английская грамматика: такая знакомая незнакомка»;
  24. «Электричество в вашем доме»;
  25. «Мебель своими руками»;
  26. «Деревянная кухонная утварь»;
  27. «Приготовление изысканных блюд»;
  28. «Культура дома. Вязание крючком»;
  29. «Культура дома. Игрушка своими руками».

Как видно, предлагаемые курсы носили вариативный характер, их количество являлось избыточным, т.е. у учеников была возможность реального выбора в зависимости от тех целей, которые они ставили перед собой.

Заключительный этап

Задачи заключительного этапа:

  • собрать и обработать всю информацию, которая может обеспечить оптимальный выбор обучающимися профиля дальнейшего обучения;
  • предоставить обучающимся полную информацию о перспективе выбранного ими профиля обучения;
  • сформировать учебный план профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.
  • анализ эффективности проведенной предпрофильной подготовки;
  • ознакомление девятиклассников с программами профильного обучения и особенностями организации учебного процесса на основе ИУП;
  • ознакомление с перспективами профессионального обучения и трудоустройства;
  • сбор и аналитическая обработка информации по выбору обучающимися того или иного профиля, а также элективных курсов;
  • формирование профилей на основе индивидуальных учебных планов обучающихся;
  • комплектование профильных классов.

Формы и методы работы:

  • презентации различных вариантов учебных планов и программ профильного обучения;
  • анкетирование обучающихся и их родителей;
  • анализ образовательного рейтинга обучающихся;
  • «Ярмарка профессий».

С целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации элективных курсов, определения применяемых методов обучения, организации деятельности обучающихся, создания познавательной атмосферы для дальнейшего профессионального самоопределения, учебного взаимодействия учителя и ученика в течение учебного года проводилось анкетирование учителей, ведущих элективные курсы. Данные проведенной диагностики помогли подтвердить в целом правильность выбранных перспективных направлений для организационно-содержательных преобразований в предпрофильной подготовке: направленность и содержание элективных курсов, состав педагогов, модель, организационную и информационную подготовительную работу, проводимую администрацией школы, что позволяет учителям достигать поставленных целей.

Результаты анкетирования педагогов показали, что учителя используют различные педагогические технологии, методы стимулирования и мотивации обучающихся, разнообразные формы проведения занятий элективных курсов:

  • подготовка и защита проектов, рефератов;
  • проведение практических занятий, исследований, экспериментов;
  • игровое моделирование;
  • деловые и ролевые игры;
  • подготовка презентаций,

Практика работы показала, что сложность в организации работы обучающихся на занятиях элективных курсов связана с разным уровнем подготовки обучающихся, поэтому при планировании работы на текущий учебный год были учтены пожелания и предложения по организации элективных курсов, высказанные учителями, ведущими элективные курсы не первый год:

  • для того чтобы обучающиеся более осознанно подходили к выбору курсов, кроме презентации программ курсов, были даны консультации педагогами, классными руководителями;
  • группы формировались по уровню мотивации и обучаемости учеников;
  • созданы группы мотивированных обучающихся на профиль.

В рамках предпрофильной подготовки осуществляется постоянное психологическое сопровождение обучающихся 8х - 9х классов с целью формирования способности делать выбор профиля обучения в старшей школе. В этом направлении проводятся следующие мероприятия:

1) анкетирование обучающихся с целью изучения образовательного запроса учеников с учетом мнения их родителей; изучения целей, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей обучающихся;

2) психологическая диагностика, целью которой было:

  • изучить и проанализировать личностно-психологические особенности, склонности и интересы детей;
  • соотнести их желания со способностями, интересами и возможностями;

3) индивидуальные консультации по методике выбора профиля обучения;

4) элективный курс «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения».

Чрезвычайно актуально, чтобы обучающиеся старших классов совместно с родителями имели необходимую информацию о перспективах, потребностях рынка труда, системе профтехобразования округа. С этой целью школа работает в тесном контакте с Центром занятости населения, организует экскурсии на предприятия города, встречи с представителями учебных заведений округа.

Также для организации информационной работы в условиях предпрофильной подготовки школа проводила следующие мероприятия:

  • классные и общешкольные родительские собрания с целью ознакомления с задачами предпрофильного и профильного обучения, ожидаемыми результатами работы;
  • индивидуальные консультации, беседы;
  • анкетирование обучающихся 8-9х классов и их родителей;

Таким образом, в 8–9-м классах в ходе предпрофильной подготовки ученики получают информацию о возможных путях продолжения образования, возможность оценить свои силы и принять решение по выбору профиля.

Анализ опроса родителей обучающихся 8 - 9х классов показал, что 90 % родителей хотят обучать своих детей в школе, реализующей индивидуализацию обучения, благодаря которой более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, а также расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Поэтому традиционная непрофильная школа, согласно проведенным опросам и анкетированию, устраивает в настоящий момент не более 10 % родителей обучающихся школы.

Профильное обучение

Различные федеральные нормативные правовые документы, регламентирующие государственную политику в сфере общего образования, главной его задачей определяют обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Среди мер, обеспечивающих государственные гарантии качественного образования, выделяется отработка системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение, как одно из условий повышения качества общего образования за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного образовательного процесса. На протяжении нескольких лет в школе и в городе отрабатывались различные модели профильного обучения (однопрофильные и многопрофильные классы, группы сетевого взаимодействия).

В 2010-2011 учебном году в школе сформированы два 11-х класса – 42 обучающихся и один 10 класс общей численностью – 29 обучающихся. По результатам анализа образовательных запросов обучающихся и анализа возможностей для их удовлетворения был сделан выбор организационной модели обучения старшеклассников – модели внутришкольной профилизации, поэтому в текущем учебном году в школе реализуется модель многопрофильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП). Тем самым при организации учебного процесса на старшей ступени обучения сочетается традиционная классно-урочная система (для реализации обязательного базисного компонента учебного плана и совпавших выборов предметов федерального компонента) и предметно-групповая форма обучения (для индивидуальных выборов предметов федерального и регионального компонентов, а также элективных курсов).

На основе индивидуальных образовательных запросов обучающихся 10 - 11 классов и их родителей был составлен учебный план старшей ступени образования, включающий базовый компонент, обязательный для всех обучающихся; профильные предметы и элективные курсы по выбору учеников. Обучающиеся должны были выбрать не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне в выбранном ими профиле. При этом суммарная учебная нагрузка каждого ученика не превышала 36 часов, что соответствует санитарным нормам для данного этапа обучения.

В 2010 - 2011 учебном году для изучения на профильном уровне обучающиеся выбрали предметы: 10 класс - химия, биология, обществознание, история, география, информатика и ИКТ, физика; 11 классы - химия, биология, обществознание, право, информатика и ИКТ, физика.

Таким образом, были сформированы группы по следующим профилям:

  • 10 класс – химико-биологический; социально-гуманитарный; социально-экономический и физико-математический.
  • 11 класс - химико-биологический; социально-экономический и физико-математический.

С целью создания условий для дифференциации и индивидуализации содержания обучения старшеклассников, помимо профильных предметов им были предложены элективные курсы. По своему назначению они поделены на три типа.

1) Обеспечивают более высокий уровень изучения базовых учебных предметов, помогают подготовиться к сдаче ЕГЭ;

2) обеспечивают повышенный уровень изучения одного из профильных предметов;

3) способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем, приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

Темы элективных курсов:

  1. «Как научиться красиво и убедительно говорить»;
  2. «Практическая стилистика»;
  3. Трудные случаи синтаксиса»;
  4. «Уравнения и неравенства с параметрами»;
  5. «Тригонометрия в системе»;
  6. «Физика в задачах»;
  7. «Алгоритмика и программирование»;
  8. «Теория права»;
  9. «Трудные и дискуссионные вопросы истории»;
  10. «Основы экономических знаний»;
  11. «Трудные вопросы в курсе биологии»;
  12. «Химия в задачах и ответах»;
  13. «Бизнес и торговля»;
  14. «Туризм, гостиничное и ресторанное обслуживание».

Реализация целей профильного обучения возможна при условии создания профильных УМК, материально-технической базы и подготовки учителей, способных работать в системе профильного обучения.

Для отслеживания результатов профильного обучения, выявления проблем, планирования дальнейшей работы проводится анкетирование обучающихся, родителей, педагогов, осуществляется промежуточный и итоговый контроль, показывающий, насколько эффективна система профильного обучения.

Результативность работы профильных классов

Все выпускники 11-х классов продолжают обучение, 68 % - на бюджетной основе.

Таблица

№ п.п

Профили

Кол-во выпускников профильных классов

Кол-во выпускников профильных классов, поступивших по профилю

в ВУЗы

в учреждения НПО, СПО

Физико-математический

Социально-экономический

Химико-биологический

Как видно из таблицы 40 выпускников школы, что составляет 98%, продолжили обучение по профилю, выбранному в школе. Это результат совместной работы школы, учеников, родителей.

Актуальность педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков существенно возрастает на этапе завершения основной общеобразовательной школы, когда девятиклассники оказываются в ситуации важнейшего выбора в своей жизни. Этот выбор в значительной мере зависит от того, как организована предпрофильная подготовка учащихся в 8-9 классах.

Ведущей целью предпрофильной подготовки выступает формирование готовности выпускников основной школы к выбору последующей образовательной траектории.

Важное место в предпрофильной подготовке занимает дополнительное предметное обучение, которое может выступать в форме факультативов по комплексу образовательных областей. На первом этапе дополнительное предметное обучение может выполнять компенсирующую роль, заключающуюся в ликвидации имеющихся пробелов в предметном обучении школьников, на втором этапе предметные факультативы могут обеспечивать функцию развития, осуществляя дополнительную предметную подготовку учащихся для решения практических задач повышенного уровня в процессе проектной деятельности. Предполагается введение учащихся 9 классов в различные сферы практической деятельности и освоение приемов и операций, связанных с выполнением проектов в различных сферах практической деятельности в соответствии с разнообразием предметов труда.

В период предпрофильной подготовки дополнительные образовательные программы, реализуемые в школе или в УДОД, могут представить широкий спектр образовательных услуг по разнообразным направлениям деятельности. Педагоги дополнительного образования активно помогают ребенку находить свой собственный путь. Совместно с ребенком и родителями они могут спроектировать индивидуальную образовательную программу с учетом предпрофильной подготовки (см. главу 2).

Важную роль дополнительное образование играет в системе профильного обучения, сущность которого составляет обеспечение образовательной деятельности в соответствии с интересами и способностями детей. При этом могут быть реализованы различные варианты профильного обучения:

  • - по учебным предметам;
  • - по направлениям обучения (гуманитарное, естественнонаучное, политехническое либо комплексное в разных вариантах);
  • - по уровням планируемого профессионального образования (начальное, среднее, высшее);
  • - по структуре обучения (соотношению теоретического и прикладного компонентов).

Ведущей целью профильного обучения является обеспечение готовности выпускников общеобразовательной школы к последующему профессиональному обучению.

Концепция профильного обучения предполагает изучение школьниками трех типов учебных предметов: базовых, профильных и элективных . Базовые учебные предметы составляют основу минимальной общеобразовательной подготовки учащихся на этапе полной средней школы. Профильные предметы - это учебные предметы, изучаемые на повышенном уровне, которые изначально (селективно) связаны с данным профилем образовательной подготовки.

Элективные учебные предметы представляют собой обязательные компоненты обучения, которые реализуются по выбору ребенка. Согласно концепции профильного обучения элективные предметы могут быть нескольких типов: надпредметные - повышающие уровень изучения профильных дисциплин, межпредметные - расширяющие блок профильных предметов и практико- ориентированные прикладные дисциплины в различных сферах деятельности. Введение элективных предметов и способы их реализации определяют основные отличия профильного обучения от традиционной системы углубленной предметной подготовки школьников, существовавшей в отечественной школе в течение последних десятилетий.

Для реализации целей и задач профильного обучения на старшей ступени школы необходимо обеспечение многоуровневого обучения по дисциплинам учебного плана; создание целостной системы практико-ориентированного обучения школьников с учетом сфер профессиональной деятельности; психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности учащихся; комплексное использование ресурсов общего, дополнительного и профессионального образования.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение наиболее эффективно осуществляются с привлечением педагогических кадров дополнительного образования. Дополнительное образование развивает предпрофильную подготовку и профильное обучение и обеспечивает реализацию:

  • а) прикладных ориентационных курсов (разделов) предпро- фильной подготовки и профильного обучения;
  • б) практической предпрофессиональной подготовки.

Дополнительное образование является областью развития факультативной углубленной работы по учебным предметам, а также выступает организационной основой для системы социальных практик, профессиональной ориентации и воспитательной работы с учащейся молодежью на протяжении всего периода обучения в школе и профессиональном учебном заведении.

Учреждения дополнительного образования детей могут стать частью системы профильного обучения. При этом каждая из школ обеспечивает в полном объёме базовые общеобразовательные дисциплины и ту часть профильного обучения, которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. УДОД, в свою очередь, может выполнять роль «ресурсного центра», беря на себя разработку и проведение элективных курсов, помощь в профориентации и подготовке старшеклассников по выбранному профилю.

Согласно «Стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей», учреждения дополнительного образования должны составить вместе с общеобразовательными учреждениями в регионе разноуровневую и целостную систему, обеспечивающую образовательный путь ребёнка в рамках единого социально-культурного и образовательного пространства страны.

В этой ситуации главная задача педагогических коллективов учреждений дополнительного образования - своевременно определить своё конкретное место и роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Каждое учебное заведение идёт по своему пути организации профильного обучения и неповторимо в силу региональной специфики, имеющихся материально-технической базы и кадрового потенциала, традиций учебного заведения и многих других факторов.

Анализ, проведенный А.В. Егоровой, в рамках реализации проекта «Разработка и апробация моделей профильного обучения, реализуемых в учреждениях дополнительного образования детей» Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО), позволил увидеть, что для учреждений дополнительного образования про- филизация отечественной средней школы открывает новые возможности решения образовательных задач при всемерном использовании накопленного ими уникального опыта, кадрового потенциала и материальной базы. По ее мнению, функционирование модели профильного обучения на базе учреждения дополнительного образования детей исходит из следующих основных принципов’.

  • -обеспечение равного доступа к получению профильного обучения разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями не зависимо от их места жительства;
  • -совмещение общекультурной и профессионально- ориентирующей функции учреждения дополнительного образования детей;
  • -обеспечение возможности смены профиля в процессе обучения;
  • -предпрофильное обучение должно в качестве одной из задач включать подготовку учащихся к более осознанному выбору (готовности к выбору) направления профильной ориентации;
  • -профилирование не осуществляется с ориентацией на отдельные профессии (это функции учреждений профессионального образования), а обучение по профилю направлено на развитие интереса к будущей профессии;
  • -модель профильного обучения должна ориентироваться на потребности учащихся и их семей (как основных заказчиков образовательных услуг), на потребности рынка труда конкретного региона, на возможности самого образовательного учреждения.

В современном образовательном пространстве школа не может рассматривать себя в качестве монопольного источника информации и знаний. Учреждения дополнительного образования детей имеют огромный образовательный потенциал, в том числе и для осуществления индивидуально-личностного маршрута профильного обучения старшеклассников. Углубление в профиль достигается не только благодаря специфике содержания программ, но и за счет форм организации дсятельности, присущих только системе дополнительного образования. Могут быть организованы профильные отряды, творческие смены в загородныых лагерях, походы и экспедиции. Наличие подобных организационных форм работы, нетрадиционных для школьного образования, позволяет еще в большей степени сделать обучение практикоориентированным, способствует уверенному профессиональному самоопределению ребенка.

Системное профильное образование предполагает не только самоопределение в выборе и пробу сил в той или иной сфере деятельности, но и формирование конкретных представлений о том, где в будущем избранная профессия может быть востребована. При этом необходимо создавать условия для овладения подростками, стоящими перед профессиональным выбором, информацией о рынке вакансий, рейтинге профессий в инфраструктуре района и города, которая диктуется не только личным интересом, но и реальными социальными условиями.

Для осуществления идеи профильного обучения в учреждении дополнительного образования детей необходимо создание системы социально-педагогических условий совершенствования процесса программирования содержания дополнительного образования, механизмов реализации образовательных программ. Система условий должна включать в себя базовые методические учебные кабинеты; выставочную коллекцию образцов изделий декоративно-прикладного творчества, выполненных воспитанниками учреждения по направлениям изучаемых ремесел; собрание специальной и методической литературы, альбомов с фотографиями, выставочных экспозиций декоративно-прикладного творчества музеев, архитектуры, живописи; видеотеку записей собраний лучших коллекций мастеров декоративно-прикладного творчества различных музеев России и др. Кроме этого важно отметить особое значение развития библиотечного фонда образовательного учреждения. В библиотеке создаются условия для индивидуальной и групповой работы педагогов и детей, а также родителей.

В моделях профильного обучения в учреждении дополнительного образования детей должна прослеживаться социальная направленность образовательных программ на подготовку детей к проектированию индивидуального послешкольного маршрута, профессиональноценностному самоопределению. В основу положена реализация диагностирующих и регулирующих функций системы дополнительного образования и использования сс образовательного потенциала в процессе отбора и подготовки учащихся в комплексной системе допрофессионального образования. Для этого необходима эффективная интеграция учреждений дополнительного образования в социум, продуктивность сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного типа, а также широкое межведомственное сотрудничество с учреждениями культуры, искусства, спорта, общественными организациями региона.

Модель сети профильного обучения - это совокупность образовательных учреждений (общеобразовательных, учреждений дополнительного образования, учреждений профессионального образования) и их социальных партнёров, осуществляющих предпрофильную и профильную подготовку различной направленности учащихся.

Сетевая модель профильного обучения позволяет учреждению обеспечить условия для профильной подготовки учащихся; создать условия для реализации сетевых проектов; вовлечь в учебный процесс наиболее опытных педагогов общего среднего и высшего профессионального образования; выстраивать индивидуальные образовательные траектории; повышать педагогам уровень квалификации; расширить научно-образовательное пространство для учащихся, привлекая разные образовательные учреждения, научные школы, широкий круг педагогов; обобщить опыт работы, создать на базе учреждения дополнительного образования детей научно-методический ресурсный центр и др.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) приобретает особую значимость в контексте выстраивания индивидуальной образовательной траектории, что обеспечивает ученику возможность осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций). Документом, подтверждающим прохождение курсов по выбору (элективных курсов), может являться зачетная книжка обучающегося, которая вкладывается в портфолио.

Дополнительное образование является частью системы образования муниципальных округов и может взять на себя функции организации профильного обучения. На этой основе может проводиться работа по созданию комплексной системы профильного обучения старшеклассников городских и сельских школ.

Так, например, Ярославским педагогическим университетом совместно с коллективом ЦДЮТТ была разработана система допрофес- сиональной подготовки учащихся к получению педагогических профессий, связанных с практико-ориентированной деятельностью (учителя технологии, педагога дополнительного и профессионального образования и др.). В этой связи осуществлялась специализированная подготовка старшеклассников городских и сельских школ в системе дополнительного образования, способствующая профессиональному самоопределению молодежи. Для ее практической реализации было разработано содержание, организационное и учебно-методическое обеспечение, определена нормативная и кадровая основа работы ЯГПУ и ЦДЮТТ. Решением Департамента образования Ярославской области была открыта школа допрофессиональной подготовки (ШДП) специалистов сферы образования. Обучение рассчитано на трехгодичную специализированную предметную, технологическую, психологопедагогическую подготовку учащихся 9, 10 и 11 классов. Занятия проводятся по очно-заочной системе с месячной периодичностью, что позволяет осуществлять допрофессиональную подготовку учащихся как городских, так и сельских школ.

Контингент учащихся школы формируется в процессе практической работы в подразделениях дополнительного образования города и области. Занятия проводят педагоги дополнительного образования и высших учебных заведений города. Основная подготовка слушателей ШДП осуществляется в межсессионные периоды через школы и учреждения дополнительного образования по месту жительства. На период очных сессий слушатели ШДП прибывают в областной центр, где на базе ЦДЮТТ и учебных подразделений вузов проходят подготовку по теоретическим и практическим разделам обучения. По итогам выполнения учебных планов и программ производится итоговая аттестация слушателей с выдачей рекомендаций по дальнейшему профессиональному обучению.

Опыт работы свидетельствует, что значительная часть выпускников ШДП ежегодно поступает на педагогические специальности вузов и успешно завершает обучение. При этом многие молодые учителя одновременно с работой в школе продолжают трудиться в системе дополнительного образования. Проделанная работа показывает, что создание учебно-педагогических комплексов содействует решению стоящих проблем посредством концентрации и мобилизации материальных и образовательных ресурсов. Совместная работа учреждений общего, дополнительного и профессионального образования позволяет повысить эффективность отбора и профильной подготовки абитуриентов, доступность и адресность образовательных услуг, возможность предоставления специализированной подготовки учащимся как городской, так и сельской школы, повышения уровня их социальной защищенности.

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования/ Мин. образов. Российской Федерации; Рос. акад. образования. - М., 2002.

Проблема выбора профиля является непростым испытанием как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть их дальнейшая судьба: подготовленность к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей профессии.

Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося 9-го класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу, профильную и профессиональную ориентации.

Цели и задачи предпрофильной подготовки

Какова цель предпрофильной подготовки в отличие от целей дополнительных занятий, факультативов, кружков? Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10–11-х классах или дальнейшего пути получения профессии. Таким образом, исходя из Концепции профильного обучения, предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:

– умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;
– умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;
– готовность нести ответственность за сделанный выбор;
– высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.

Задачи предпрофильной подготовки:

– выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
– оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;
– развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
– формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Предпрофильная подготовка в 9 классах планируется как новая для российской школы педагогическая система, которой отводится особое место в целостном учебном процессе. Предпрофильная подготовка – это подсистема профильного образования старшей школы, выполняющая подготовительную функцию. Она нужна для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего профиля обучения или пути получения профессии. Цели определяют принципы, в соответствии с которыми строится процесс обучения девятиклассников.

Прежде всего, это вариативность и свобода выбора учащимися курсов. Благодаря этим принципам должно состояться самоопределение учащихся, формирование их личной ответственности за сделанный выбор. Предполагается, что система предпрофильной подготовки обеспечит школьникам возможность попробовать себя в различных направлениях. В течение учебного года, посещая предпрофильные курсы, каждый девятиклассник сможет познакомиться с тем, что ожидает его на старшей ступени образования. По своему желанию он может пройти курсы, соответствующие разным профилям.

Предпрофильное обучение строится на основе индивидуализации учебного процесса, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам. Приветствуется также реализация индивидуального образования, в котором оказываются задействованы разные образовательные учреждения района.

Организация предпрофильной подготовки 1

Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.

Рекомендации Минобразования РФ по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы определяют ее базовый минимальный объем, равный примерно 100 учебным часам в год, что в среднем составляет 3 учебных часа в неделю, 34 учебных недели в году.

Учебный план предпрофильной подготовки имеет нежесткую структуру. Она включает в себя три компонента. Из имеющихся 102 ч рекомендуется большую часть времени (ориентировочно 2/3, то есть 2 ч в неделю) отводить на специально организованные, краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору.

1/3 объема предпрофильной подготовки (примерно 30–35 ч за год) предполагается отводить на информационную работу (знакомство с учреждениями, в которых можно продолжить образование после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема и т.д.), а также на мероприятия профориентационного характера: пробы, психолого-педагогическую диагностику, консультирование.

Распределение времени учебного плана предпрофильной подготовки 2:

1) курсы по выбору (элективные курсы) – 70 ч;
2) информационная работа – 15 ч;
3) профконсультирование, профориентационная работа – 15 ч.

Курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки

Они помогут учащимся реально оценить свои возможности. Такие курсы подразделяются на три основных вида: предметные, межпредметные и ориентационные курсы.

Предметные курсы являются пропедевтическими по отношению к будущим профильным предметам, они помогают выпускнику основной школы сделать осознанный и успешный выбор профиля. Их содержание и форма должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету.

Межпредметные курсы выходят за рамки традиционных учебных предметов и знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их решения в различных профессиональных сферах.

Ориентационные курсы способствуют самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе, а в конечном итоге – профессии. Они на практике знакомят со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

Реализация в предпрофильных классах элективных ориентационных курсов преследует своей целью подготовку учащегося к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Они могут рассматриваться и как инструмент внутрипрофильной дифференциации, и как средство компенсации профильной однонаправленности; как курсы, способствующие расширению мировоззренческих представлений учащихся 3 .

Элективные курсы в 9-м классе являются пропедевтическими и выполняют задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования. В этой связи элективные курсы рассчитаны на небольшое количество часов, что позволяет школьникам в течение года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой, ресурсным центром, системой муниципального и регионального образования.

Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным», т.е. у ученика должна быть возможность реального выбора. Учащиеся в течение года могут пройти несколько учебных курсов по выбору, поэтому стоит обратить особое внимание на их продолжительность (оптимально – 8–32 ч). Тогда, не превышая предельно допустимую нагрузку – 70 ч за год, – учащийся сможет прослушать 2 курса по выбору, если продолжительность каждого курса составит 32 ч, или 8 курсов – при 8-часовой их продолжительности.

Набор курсов желательно определить в конце 8-го класса на основе опросов, анкетирования, собеседования и т.п.

Краткосрочность курсов, чередующийся характер и свободный режим проведения позволят ученику менять курсы по выбору несколько раз за учебный год. На изучение курсов не обязательно должен отводиться 1 час в неделю, предусматриваются и другие возможные варианты. Учащиеся могут изучать курсы по выбору в том режиме, который более целесообразен для успешного прохождения программы. Это могут быть многочасовые тренинговые занятия в течение одной недели или изучение материала сессионно в течение всего учебного года с перерывами для выполнения проекта учащимися. Курсы по выбору в 9-м классе могут реализовываться и в каникулярное время, например для организации экскурсий на предприятия или на природу. Такая организация учебного процесса позволяет широко использовать различные практико-ориентированные методы: КСО, метод проектов, модульную технологию, исследовательские методы и др.

Для образовательных учреждений одной муниципальной сети либо для соседних образовательных учреждений можно определить один общий день для проведения курсов по выбору.

В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и способов деятельности содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы, причем название курсов должно быть привлекательным для ученика.

1 Рекомендации Министерства образования Российской Федерации по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003 / 2004 учебный год от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03.

2 Однако этот расклад остается неясным в связи с решением Правительства от 9 декабря 2004 года о снижении учебной нагрузки учащихся.

3 Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / Науч. ред. С.Н. Чистякова. – М.: АПКиПРО, 2003. – С. 15–17.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх