Задания на букву х для дошкольников. «Звуки,. Буква Х». Конспект НОД по обучению грамоте. Упражнение «Живые буквы»

Образовательный комплекс для подготовки ребенка к школе, включающий в себя следующие задания: обучение чтению, звуки и буквы, развитие речи, счет в пределах 20, аппликации и подготовка руки к письму.


Обучение чтению. Звуки "Х" и "Хь"

Цель : развитие фонематического слуха, слухового внимания.

Материал : звуковые кубики.

- Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши тогда, когда услышите звуки Х или Хь.
- Схема, река, муха, коридор, запах, хвост, домик, жуки, хлеб, хижина.
- Подумайте звук "Х" - гласный или согласный? (Согласный).
- Почему вы так решили? (Звук "х" не тянется, не поется, воздух изо рта свободно не выходит, язык "поднимается горкой", зубы сближены).
- Звонкий звук "х" или глухой? Закроем ручками уши и произнесем х-х-х-х-х. Уши не звенят. (Звук "х" – глухой).
- Теперь подумаем, он может быть твердым и мягким? (х - твердый, хь - мягкий).
- Какой мы можем сделать вывод: звук "х": согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

Показываем соответствующую сторону звукового кубика. Синяя сторона кубика – звук твердый, зеленая – мягкий.

Обучение чтению Буква "Х"

Цель : закрепление образа буквы, развитие графо-моторных функций.

Материал : карточка с буквой Х, камушки.

- Звуки Х и Хь обозначаются Буквой Х.

Педагог показывает детям карточку с буквой Х.

- Давайте сделаем букву Х из камушков.

Педагог выдает детям камушки.

Дети выкладывают самостоятельно букву Х из камней, смотря на карточку с буквой.

- Нарисуйте точки на букве Х.
- Обведите и допишите самостоятельно буквы Х.
- Придумайте слова со звуками х, хь.
- Кто нарисован на картинке? (Хомяк).
- Подпишите картинку. Раскрасьте хомяка.
- Определяете, где находится звук Х в слове ХОМЯК.

Обучение чтению. Чтение слов

Цель : увеличение скорости чтения, развитие внимания, слоговой анализ слов.

Материал : рабочий лист.

- Прочитайте слова построчно и столбиками.
- Поделите слова второго столбика на слоги.
- Поставьте в словах второго столбика ударение.

Развитие внимания. Буква "Х"

Цель : закрепление образа буквы, развитие концентрации внимания.

Материал : рабочий лист.

Подчеркните в словах букву Х.

Обучение чтению. Звук и буква "Ц"

Цель : развитие фонематического слуха, звуковой анализ и синтез, закрепление образа букв, развитие графо-моторных функций.

Материал : карточка с буквой Ц, горох, пластилиновые основы.

Составьте слова из звуков:

  • Ц, Ы, Р, К.
  • К Р, Ы, Ль, Ц, О.
  • Ц, Э, Мь, Э, Н, Т.
  • Ц, А, П, Ль, А.
  • Ц, А, Рь.
  • - Какой звук встречается во всех этих словах?

    Подумайте, звук ц, гласный или согласный? (Согласный).
    - Звук ц звонкий или глухой? (Звук ц – глухой).
    - Звук ц может быть твердым и мягким? (Может быть только твердым).
    - Какой мы можем сделать вывод: звук ц: согласный, глухой, может быть только твердым).
    - Придумайте свои слова со звуком Ц.

    Педагог показывает детям карточку с буквой Ц.

    Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".

    - Давайте выложим букву Ц из гороха.

    Дети выкладывают букву Ц из гороха на пластилиновой основе.

    - Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Буква Ц).
    - Напишите букву Ц пальчиком в воздухе.
    - Нарисуйте полоски на букве Ц.
    - Обведите и допишите самостоятельно буквы Ц.

    Обучение чтению. Звуко-буквенный анализ слов. Звук "Ц"

    Цель : звуко-буквенный анализ слов, развитие фонематического слуха.

    Материал : рабочий лист.

    Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.

    - Определите местоположение звука Ц в названии предметов.
    - Обозначьте местоположение на схеме буквой.
    - Придумайте предложение со словами ЦВЕТОК и ЗАЯЦ.

    Обучение чтению. Звуковая схема слова

    Цель : развитие фонематического слуха, закрепление образа букв, звукобуквенный анализ и синтез.

    Материал : карточки с пройденными буквами, звуковые кубики.

    - Найдите буквы, из которых состоит слово ЦАПЛЯ .
    - Какие буквы вы взяли?
    - Давайте сложим из них слово ЦАПЛЯ.
    - Какой первый звук в слове ЦАПЛЯ? (Звук ц).
    - Второй звук? (Звук а).
    - Третий звук? (п).
    - Четвертый звук? (ль).
    - Пятый звук? (а).
    - Слышим звук а, пишем букву... Я.
    - Сколько слогов в слове ЦАПЛЯ? (Два).
    - Назовите первый слог, второй слог.
    - Составьте схему слова ЦАПЛЯ из кубиков.

    Математика. Числа в пределах 20

    Цель : формирование знаний числового ряда.

    Материалы : числа от 1 до 14 на карточках.

    Педагог выкладывает перед детьми карточки с числами – все карточки лицом вверх, кроме 3, 4, 5, 7, 8 11, 12, 14 – они закрыты, перевернуты.

    - Какое число стоит перед числом 6? После него? Какое число будет следующим за числом 10? Предыдущим к 10? К 9?

    Педагог ставит вопросы, пока ряд не заполняется.

    Если дети отвечают правильно, карточки поворачиваются лицевой стороной, на них написаны числа.

    Развитие речи. Описание предмета

    Цель : учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

    - Опишите ягоду, фрукт или овощ, который вы больше всего любите, а мы отгадаем.

    Например, Это овощ. Он круглый, красный, сочный, вкусный - это мой любимый... (помидор).

    Это фрукт. Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых - это мой любимый фрукт... (гранат).

    Математика. Счет в пределах 10

    Цель : закрепление навыка счета в пределах 10, понятия "больше и меньше", развитие мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе:

    Математика. Числа от 1 до 15

    Цель : закрепление знаний чисел от 1 до 15, прямой и обратный счет в пределах15. формирование знаний числового ряда, закрепление образа цифр, закреплений знаний соседей числа.

    Материал : коврик с цифрами до 20 ,рабочий лист,

    - Выложите цифры от 1 до 15.
    - Пропрыгайте по коврику от 1 до 15 и обратно, называя числа.

    Каждый ребенок прыгает по отдельности, называя числа.

    Педагог выдает детям рабочий лист.

    - Напишите пропущенные цифры.
    - Назовите соседей чисел, которые вы вписали.
    - Раскрасьте окошки с цифрами 3, 7, 14.

    Подготовка руки к письму. Крючки

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.

    Обведите и допишите крючки.

    Рваная аппликация. Капуста

    Цель : развитие творческих способностей, закрепление навыков работы с бумагой, клеем.

    Материал : рабочий лист – капуста, гуашь, бумага коричневого цвета.

    - Бабушка вырастила на огороде капусту.
    - Что можно приготовить из капусты? (Салат, щи, голубцы, солянку, пироги с капустой и т.д.)
    - Давайте мы тоже взрастим капусту.
    - Где растет капуста?
    - Давайте нарисуем грядку.

    Педагог выдает детям рабочие листы и бумагу коричневого цвета.

    - Порвите бумагу на квадратики.

    Для того, чтобы рваная аппликация получилось правильной, все края квадратика должны быть рваными. Дети рвут лист бумаги сначала на полоски. А затем полоски рвем на кусочки.

    - Приклейте получившиеся квадратики на место, где должна располагаться грядка.
    - А листики у капусты зеленые и сочные. Раскрасьте листики зеленой краской.

    Чтобы работа получилась красивой листики можно раскрасить двумя оттенками зеленого.

    Для этого можно смешать основой зеленый цвет с белой или желтой красками.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Прощание

    До свидания, до свидания приходите к нам еще,

    До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

    До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

    До свидания, до свидания – будем весело играть!


      Подготовка к школе – занятие непростое, и начинать ее следует с изучения букв с помощью онлайн-игры «Учим букву А». Как известно, алфавит начинается с буквы А, так что именно ее мы и будем учиться писать в первую очередь. Обведите зеленые точки, чтобы выучить новую букву алфавита


      «Учим букву Ю» – это одновременно и развивающая онлайн игра, и хорошая практика для вашего ребенка дошкольного возраста. Впрочем, школьникам она будет не менее полезна, в особенности первоклассникам. Правильно обводите ее контуры и выбирайте из других вариантов, и у вас все непре


      Флеш игра «Учим букву У» – это прекрасная возможность познакомиться с новым материалом и закрепить его на практике. Контуры новой буквы обозначены зелеными кружочками, вашему малышу останется лишь обвести их. Затем нужно выполнить еще одно задание посложнее – найти среди предложе


      Даже если ваш ребенок уже немножко выучил буквы, эту информацию надо постоянно закреплять, а поможет ему в этом флеш игра «Учим букву С». Для начала запомним, как она пишется, для этого надо нарисовать контуры будущей буквы. Второй этап – на узнавание, кликните на каждую из найде


      «Учим букву Ж» — познавательная флеш игра, посвященная изучению восьмой буквы алфавита. Детям довольно непросто дается ее написание, поэтому важно основательно закрепить его на практике. Обводите следом за подсказкой контуры новой литеры, а затем найдите ее в предложенном н


      Флеш игра «Учим букву Е» – это прекрасная возможность познакомиться с новым материалом и закрепить его на практике. Контуры новой буквы обозначены зелеными кружочками, вашему малышу останется лишь обвести их. Затем нужно выполнить еще одно задание – найти среди предложенных вариа

    Игры в картинках для детей 4-5 лет

    Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

    Задание 1

    Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.

    Задание 2

    На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.

    Задание 3

    Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.

    Задание 4

    Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.

    Задание 5

    Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?

    Задание 6

    Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».

    Задание 7

    Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».

    Задание 8

    Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».

    Задание 9

    Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».

    Задание 10

    Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.

    Задание 11

    В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?

    Задание 12

    В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?

    Задание 13

    В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?

    Задание 14

    Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.

    Задание 15

    Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.

    Задание 16

    С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?

    Проверь себя.

    Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.

    Задание 17

    Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.

    Задание 18

    Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.

    Задание 19

    Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.

    Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

    Задачи:

    • Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
    • Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова.
    • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
    • Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.
    • Познакомить с буквой Х , составлять слова из букв.
    • Закреплять навык произношения звуков [х], [х′] в стихотворениях и скороговорках.
    • Развивать внимание, память, мышление, моторику.
    • Предупреждать переутомление детей.

    Интегрируемые образовательные области:

    «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

    Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.

    Материал демонстрационный: игрушка Хрюша; картинки демонстрационные (халат, хобот, мухоморы, мухи, петух, подсолнух, холодильник, художник, хлеб, сухари); буквы; карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков.

    Материал раздаточный: пеналы с обозначениями для звукового анализа слов и построения предложений; кассы букв; зеркала; бархатные листы бумаги для ниткописи; буквы для игры «Живые буквы».

    Ход НОД

    Организационный момент

    Психогимнастика

    — Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

    Сообщение темы занятия.

    Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.

    — Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.

    – Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?

    — Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? (Звук [х]).

    Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

    Характеристика звука.

    Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…

    — Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х]:

    — губки и зубки свободны;

    — кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;

    — горлышко «молчит».

    Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

    Развитие фонематического восприятия.

    — Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».

    Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

    Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх

    Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

    Упражнение «Пропой песенки».

    Чтение и пропевание прямых и обратных слогов со звуком [х].

    Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.

    Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

    Игра «Замени первый звук» в слове на звук [ х].

    Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

    Произнесение «Х» в словах.

    — Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?

    Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).

    — В каком месте слова слышится звук [х]?

    Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)

    Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).

    — Какая картинка здесь лишняя? (утка)

    — Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?

    Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.

    Художник, сухари, тарелка, холодильник.

    — А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.

    На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).

    — У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.

    Физминутка.

    Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
    Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
    Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Хомка хочет сильным стать.

    Знакомство с буквой «Х».

    — На что похожа буква «Х»?

    Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

    Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.

    Ниткопись буквы «Х».

    Звуковой анализ слов.

    Давайте покажем Хрюше и Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Девочки выкладывают из кружочков, а потом из букв разрезной азбуки слово «мухи», а мальчики слово «пихта».

    (Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких?)

    Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

    Муха – мухи, пихта – пихты.

    Составление предложений из 2 – 3 слов со словами «муха» и «пихта». (Вспомним, как обозначается схематично «предложение», «слово-предмет» , «слово-действие»)

    Муха летит. Пихта растёт.

    Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».

    Составим слова из букв.

    (Звуковое сопровождение – вой ветра). — Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.

    1 подгруппа: пух. 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.

    Игра «Живые буквы».

    Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи.

    Проговаривание звуков [х], [х′] в скороговорках, стихотворениях.

    Хорошо хвалить, хихикать,
    Худо – хвастаться и хныкать.
    Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:
    Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

    Упражнение «Подарки для Хрюши».

    (С опорой на картинки).

    — Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: — Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)

    Итог занятия.

    Коррекционно-развивающие задачи.

    Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).

    Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению.

    Научить правильно произносить звуки [X] — [Х! ], дифференцировать их на слух и в произношении.

    Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов.

    Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.

    Продолжать учить писать зрительные диктанты.

    Задание 1 . Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет:

    баман — панам — банан — банам;

    ваван — даван — диван — ванан;

    альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — альпом;

    витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим.

    Задание 2 . Знакомство с предлогом под.

    Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый предлагает выполнить следующие задания:

    — договорить предложения:

    Лампа висит над... Ручка упала под...

    — выбрать нужный предлог:

    Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу... подушку;

    — исправить ошибку:

    Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой;

    — составить предложения из заданных слов:

    Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под;

    — самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.

    Задание 3 . Знакомство со звуком [X].

    Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?

    светло — темно, жарко — ...(холодно).

    хлеб, холодно, хоккей, ходули.

    Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]:

    губки и зубки свободны;

    кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;

    горлышко «молчит».

    Символ звука: дедушка храпит: XXX... .


    Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

    Задание 4 . Фонетическое упражнение.

    Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе).

    Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:

    х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо..

    Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:

    ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...

    Задание 7 . Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.

    пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

    Задание 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:

    хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.

    Задание 9 . Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:

    Не вкусно без соли,

    Не сытно без... (хлеба)

    Легкий, а не пух,

    Мягкий, а не мех,

    Белый, а не снег,

    Но оденет всех. (Хлопок)

    Назвать последний звук в слове:

    Мягок, а не пух,

    Зелен, а не трава. (Мох)

    С красным гребнем,

    Посадили зернышко,

    Выросло солнышко. (Подсолнух)

    Задание 10 . Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.

    Задание 11 . Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.

    Задание 12 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [X].

    Задание 13 . Выучить чистоговорки:

    Ха-ха-ха — испугали петуха.

    Ху-ху-ху — ели мы уху.

    Их-их-их — ветерок затих.

    Ох-ох-ох — зеленый мох.

    Задание 14. Знакомство со звуком .

    Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь...


    Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

    Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук »:

    хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.

    Задание 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).

    хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...

    Задание 17 . Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:

    хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.

    Задание 18 . Выучить чисто говорку:

    Хи-хи-хи — в поле пели петухи.

    Задание 19. Дифференциация звуков [X] — . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

    ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...

    Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и ). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:

    муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.

    Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:

    хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).

    Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)

    молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.

    Подобрать слова со звуками [X] и . Выучить скороговорку:

    Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

    Задание 20 . Знакомство с буквой X.

    Хорошо хвалить, хихикать,

    Худо — хвастаться и хныкать.

    О. Гофман

    На что похожа буква X?

    Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и леве рук.

    Игры с буквой.

    Задание 21 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

    Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:

    уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.

    Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

    муха — мухи; хата — хатка — хатки.

    Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъявления:

    У Хомы хата.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх