Аканье примеры. Оканье и аканье. Безударный вокализм после t’

АКАНЬЕ, один из двух основных типов безударного вокализма русских говоров, противопоставленный оканью; наиболее характерная черта южного наречия и южной части среднерусских говоров, свойственная и литературному языку.

Аканье в узком смысле - неразличение фонем /о/ и /а/ в безударном положении, совпадение их всегда или в части позиций в звуке [а]. Есть 2 основных типа аканья: диссимилятивное и сильное (недиссимилятивное). При сильном аканье (характерном в том числе и для литературного языка) /о/ и /а/ совпадают в 1-м предударном слоге всегда в [а]: совы, травы - сава, савы, саву и трава, травы, траву. При диссимилятивном аканье на месте /о/ и /а/ обычно произносится в 1-м предударном слоге звук [а] или [?] ([ъ]) в зависимости от того, какой гласный под ударением: перед ударным гласным верхнего подъёма произносится гласный нижнего подъёма [а], а перед ударным гласным нижнего подъёма произносится гласный среднего подъёма [?]: савы, саву, травы, траву - с?ва, тр?ва.

На стыке говоров с сильным и диссимилятивным аканьем встречается ассимилятивно-диссимилятивное аканье, при котором перед ударными гласными верхнего и верхнесреднего подъёмов обычно произносится гласный нижнего подъёма [а:] (диссимилятивный принцип), а перед ударными гласными среднего и нижнего подъёмов произносятся гласные тех же подъёмов - [?] перед [ё] и [?], [аъ] перед [а] (ассимилятивный принцип): са:вы, са:ву, тра:вы, тра:ву, к са:в’?, к тра:в’?, са:вωй, тра:вωй, л?пт’ёй, н?сок, са ъ ва, тра ъ ва.

В других безударных слогах, кроме 1-го предударного, /о/ и /а/ обычно совпадают в звуке [?], в конечном слоге — в [?] или [а]: б?рада, н?пахат’, зол?тэ, выд?л? (зол?та, вьд?ла). Реже бывает совпадение их в [а] во всех безударных слогах: барада, напахат’, золата, выдала.

Аканье в широком смысле - неразличение гласных фонем неверхнего подъёма в безударных слогах - включает и типы подобного неразличения после мягких согласных: яканье, иканье, еканье.

Часть лингвистов вслед за А. А. Шахматовым считает более древним типом вокализма оканье. Самым архаичным признаётся вокализм диссимилятивного типа. Наибольшее распространение получила точка зрения Р. И. Аванесова, считающего, что аканье появилось во 2-й половине 12 - 1-й половине 13 века на территории бассейна верхней и средней Оки и междуречья Оки и Сейма, откуда оно позже распространилось на запад, северо-запад и север. Некоторые лингвисты (например, А. Вайян, В. Георгиев, Ф.П. Филин) придерживаются другого мнения и относят возникновение различия между аканьем и оканьем к 7-8 векам.

Лит.: Филин Ф.П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. Историко-диалектологический очерк. Л., 1972; Аванесов Р. И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974; Диалектологический атлас русского языка: Центр европейской части СССР / Под редакцией Р. И. Аванесова, С. В. Бромлей. М., 1986. Вып. 1: Вступительные статьи. Справочные материалы. Фонетика; Русская диалектология/ Под редакцией Л. Л. Касаткина. 2-е изд. М., 1989.

Почему в разных уголках нашей необъятной родины одни и те же слова произносятся в различных вариантах? Известно, что еще к концу XIV века в Московском царстве было принято «аканье», пришедшее, вероятно, с юга. «А» вместо «о» обнаруживается даже в древнерусских письменных памятниках. А вот в Новгороде, расположенном в 480 километрах к северо-востоку от Москвы, в тот же период времени те же гласные в безударных слогах произносились как «о». Новгородское княжество было вполне самостоятельным и не собиралось перенимать «южный» говор соседей-москвиче й. Вплоть до сегодняшнего дня сохранилась эта граница между «акающими» и «окающими» регионами – она лежит в 120–150 километрах южнее Новгорода.

Получается, что «оканье» гораздо древнее «аканья», ведь последнее распространилось в русской речи лишь в последние несколько столетий. Кстати, в русском церковнославянск ом языке, который до XVIII столетия использовался в качестве литературного, безударные «о» и «а» также различались в произношении. До середины XIX века в Москве во время чтения стихов или произнесения торжественных речей сохранялось «оканье». Сам М.В. Ломоносов писал в своей «Русской грамматике», вышедшей в 1755 году: «Сие произношение больше употребительно в обыкновенных разговорах, а в чтении книг и в предложении речей изустных к точному выговору букв склоняется». И лишь со второй половины XIX столетия «аканье» превратилось в единственную норму литературного произношения. Так что «окающая» речь гораздо ближе к древнерусскому языку, чем современная литературная «акающая»…

Аканье - эго неразличение гласных неверхнего подъема в безударном слоге. В узком смысле аканьем можно называть произнесение гласного, близкого к [а], на месте, в первом безударном слоге. В широком смысле аканье - это всякого рода качественная редукция русских безударных гласных.

Существуют различные гипотезы происхождения аканья. В некоторых работах указываются очень древние, в том числе праславянские истоки этого явления, в частности, высказывались предположения, что аканье существовало уже в племенном диалекте вятичей. Однако любая теория о раннем развитии аканья позволяет объяснить лишь аканье в узком смысле, т.е. неразличение фонем - , иными словами, неразличение неверхних гласных в позиции после твердого согласного. Если рассматривать аканье в широком смысле, следует связывать его с редукцией безударных гласных, которая возникла не раньше того, как закончилось падение редуцированных.

Уверенность в том, что аканье развилось не раньше падения еров, объясняется двумя причинами. Во-первых, качественная редукция безударных слогов не может сочетаться с сохранением в речи слабых редуцированных фонем - они должны были бы выпасть в первую очередь (ср. последовательность изменения: дорогь [до"рогъ] -» [до"рок] -> [до"рък]). Во-вторых, редукция безударных слогов происходит в условиях развития силового ударения, а замена тонических различий слогов силовыми, экспираторными происходила параллельно с утратой еров в XII-XIII вв.

И действительно, примеры аканья встречаются в памятниках с XIV в. - хотя следует предположить, что это явление начало развиваться несколько раньше, так как в памятниках письменности оно отражается весьма непоследовательно. Древнейшие примеры аканья содержатся в рукописях московского происхождения и указывают на середину XIV в. (ср. в лпуст^вшнн земли, к лк л ты гллголешн , прлдлшцимъ и т.п.).

Определяя время и место появления аканья, нужно, однако, учитывать не только показания памятников, но и данные современных русских говоров, в которых представлены самые разнообразные тины и разновидности аканья. Изоглоссы, связанные с аканьем, делят территорию восточнославянских диалектов на две значительные части. Аканье отсутствует в малороссийском наречии и в северно-великороссийском наречии. Вместе с тем аканье широко распространено в белорусских и южнорусских говорах. В среднерусских говорах аканье, судя по всему, появилось под влиянием южнорусского произношения.

Исследования в области диалектологии показали, что при столкновении диалектных фонетических систем, основанных на оканье и на аканье, более продуктивной системой, т.е. способной к экспансии, оказывается система аканья. Это означает, что оканье раньше было распространено на более широкой территории, а аканье, возможно, имеет ограниченную территорию первоначального возникновения, откуда оно распространилось в область южнорусских, белорусских и среднерусских говоров.

Системное сопоставление различных типов аканья показывает, что наиболее архаичной разновидностью должно считаться так называемое диссимилятивное аканье, при котором произношение в первом предударном слоге зависит от качества ударного гласного . При архаичном типе диссимилятивного аканья реализуется не пятифонемное противопоставление ударных гласных, существующее в современном литературном языке, но семифонемное противопоставление, которое существовало в старорусском языке и включало фонемы ("fe) и («о закрытое»).

При архаичном диссимилятивном аканье гласные ударного и предударного слогов противопоставляются в соответствии с признаком подъема. Если под ударением фонемы, (или возникшие на их месте,), (с вариантом [ы]), т.е. гласные средневерхнего и верхнего подъемов, то в предударном слоге произносится нижний гласный [а]. Ср.: плоды , в году , (на) воде (ко^уЬ), такой (жен.р. дат.п. такой): [плады], [вгаду], [вад’е], [такой]. Если же под ударением находится гласный среднего или нижнего подъема: , то в предударном слоге произносится гласный более высокого подъема по сравнению с [а], т.е. [ъ]. Ср.: сома , полёт , плодом (пдодъмь): [съма], [пъл’от], [плъдом].

Сравнение изоглосс современного диссимилятивного и других типов аканья показывает, что первоначальной областью распространения этой инновации были юго-восточные древнерусские говоры, диалекты, распространенные на территории южнее Оки. Отсюда аканье распространилось на запад, в область белорусского наречия, и на север, в область среднерусских говоров.

Помимо аканья в узком смысле, т.е. редукции безударных гласных в позиции после твердого согласного, в говорах развивалась нейтрализация гласных фонем и после мягких согласных, хотя, возможно, этот процесс проходил медленнее. В соответствии с типом произношения в русских диалектах различают несколько типов такой нейтрализации: яканье (диссимилятивное и недиссимилятивное), еканье, иканье (ср. село : [с’ало], [с’ело], [с’ило]). Яканье достаточно широко распространилось в русских говорах, но в литературном языке произносительной нормой могло быть только еканье или иканье.

Основной предпосылкой развития аканья следует считать движение фонетической системы к консонантному типу и, соответственно, сокращение числа гласных фонем. В современном русском языке под ударением различаются пять гласных фонем: , а в безударном положение фонемы неверхнего подъема нейтрализуются в одном позиционном варианте, который может быть определен термином «слабая фонема». То есть в безударном положении наблюдается своеобразная конвергенция фонем (термин «конвергенция» употреблен здесь условно, так как в ударном положении противопоставление сохраняется). Таким образом, в безударном положении + + + = . В литературном языке слабая фонема реализуется в различных вариантах в зависимости от предшествующего согласного и места ударения: [а ъ ], [и 3 ], [ъ], ([ь]).

Следовательно, в безударном положении фактически сохраняется противопоставление лишь трех гласных фонем: , . Однако тенденцией литературного языка является и дальнейшая конвергенция, связанная с нейтрализацией в безударном положении фонемы: леса - лиса : [л’и э са] - [л’иса] -» [л’и э са] - [л’и э са]. В этом случае противопоставление может быть сведено в перспективе к противопоставлению - . Пока такого сокращения, конечно, еще не произошло, ср. в позиции после твердого: домовой - дымовой : [дъма ъ вои] - [дыма ъ вои].

Непосредственной причиной развития аканья стало развитие динамического (силового) словесного ударения, приведшее к редукции безударных гласных и к резкому противопоставлению ударных и безударных слогов. Если в древнерусском языке выступали под ударением и без ударения одни и те же гласные, то в XIV-XVII вв. развивается противопоставление ударного и безударного вокализма. В раннем древнерусском языке ударение было музыкальным, и слоги различались высотой тона. При динамическом ударении слоги стали различаться силой выдоха и напряженностью артикуляции. Безударные слоги стали произноситься более коротко и с меньшим усилием, с ослаблением артикуляции, что и привело к сокращению (г/) и к качественному изменению (е, о, а) безударных гласных.

Точное время и место появления аканья в узком смысле остается дискуссионным вопросом, поскольку не ясно, каков конкретный механизм его первоначального возникновения. Дискуссии по этому поводу продолжаются до сих пор, и объяснения предлагаются самые разные. Существует гипотеза о связи аканья с изменением количественных характеристик гласных в зависимости от ударения, о связи редукции неверхних гласных с долготой или краткостью гласных различного подъема. Наблюдения показывают, что верхние гласные - более краткие по сравнению со средними и нижними. Это новые долгота и краткость, не связанные с праславянским количественным признаком. Подробный анализ этих характеристик позволяет подвергнуть сомнению утверждение о древности диссимилятивного аканья. Сокращение всех безударных гласных кроме самых кратких (верхних) вело к одинаковым результатам во всех позициях. Отсюда следует, что недиссимилятивное аканье является более древним.

Существует точка зрения, что аканье возникло в южнорусских говорах под влиянием субстратного языка (одного из угро- финских диалектов). Гипотеза о субстратном механизме аканья основана на территориальной близости южнорусских диалектов к говорам мордовской подгруппы языков. Факты, близкие к явлению аканья, выявлены учеными в вокализме мокшанского языка. Вместе с тем известно, что часть территории Рязанской и смежных областей занимал в древности финноязычный этнос «мещера», который был ассимилирован славянами. Возможно, субстратное влияние мещерского диалекта послужило толчком к реализации системных закономерностей, рассмотренных выше. Однако гипотеза о субстратном происхождении аканья недостаточно аргументирована и не находит поддержки в современном научном сообществе.

Более стремительное сокращение безударного вокализма по сравнению с ударным объясняется особой судьбой фонем, . Особый звук «о закрытое» - [б] - появлялся у восточных славян на месте гласного [о] в результате развития праславянских интонационных противопоставлений: гласный [о], звук по происхождению краткий, начинал в ряде форм произноситься с восходящей интонацией, с так называемым новоакутовым ударением. При этом [о] удлинялся и становился более закрытым, напряженным, а после утраты интонационных различий, в XIII-XV вв., сделался особой фонемой - 1 . Утрата фонемы происходила вместе с утратой ятя и была связана с тем, что дифференциальный признак напряженности перестал быть дифференциальным .

В истории важно то, что эта фонема противопоставлялась только в ударных словах. Следовательно, в XIII в. в русском языке впервые возникло противопоставление ударного и безударного вокализма, и такое противопоставление стало продуктивным для всей системы. Оно отразилось на судьбе "Ь: эта фонема исчезала прежде всего именно в безударных слогах, тем самым в XIV-XV вв. в среднерусских говорах возникла ситуация, когда в ударном положении фонемы, выделялись, а в позиции без ударения уже нет. Таким образом, нейтрализация безударных гласных неверхнего подъема протекала в виде нескольких параллельных процессов: развития аканья, утраты ятя и «о закрытого».

В позиции после мягкого согласного аканье (яканье) и утрата безударного ятя представляют собой единый фонетический процесс. Нейтрализация - была первым этапом нейтрализации неверхних гласных в безударной позиции после мягкого согласного. Начиная с XVI в. под действием той же тенденции происходило совпадение [е] ([ё] + [с]) - [а], на основе чего сформировались различные виды диалектного произношения - так называемого «яканья».

В современных севернорусских говорах удерживается окающее произношение, и такая черта долгое время сохранялась в речи жителей Москвы, где аканье первоначально характеризовало речь социальных низов, а широкое распространение получило лишь в XVII в. Характерное для литературного языка «иканье», т.е. произношение после мягких согласных безударного гласного, близкого к [и], возникло не раньше XVIII в. Еще в начале XIX в. орфоэпической нормой русского литературного языка было аканье в узком смысле ([а = а ъ ] после твердого) и еканье, т.е. произношение [е] после мягкого согласного.

Контрольные вопросы

  • 1. Как понимается термин «аканье» в узком и в широком смысле?
  • 2. Чем подтверждается гипотеза о том, что аканье развилось ие раньше падения редуцированных?
  • 3. Каково время наиболее ранней фиксации аканья в памятниках письменности? Приведите примеры.
  • 4. Каково произношение предударных гласных при архаичном диссимилятивном аканье?
  • 5. В каких современных восточнославянских говорах и языках распространено аканье?
  • 6. Какова предполагаемая область первоначального появления аканья?
  • 7. Лайте характеристику следующих типов произношения: яканье, еканье, иканье.
  • 8. Каким образом происходит нейтрализация безударных гласных фонем в русском языке?
  • 9. Что является непосредственной причиной акающего произношения в современном русском языке?
  • 10. Каков непосредственный механизм развития аканья? Каковы альтернативные гипотезы о древности того или иного типа аканья?
  • 11. Каким образом мог повлиять на развития аканья язык-субстрат?
  • 12. Как история фонемы связана с развитием аканья?
  • 13. Каким образом утрата фонемы т к в безударном положении соотносится с развитием яканья?
  • 14. Как изменялась орфоэпическая норма, связанная с аканьем, в русском литературном языке?
  • Существуют, однако, гипотезы и о вторичности диссимилятивного аканья.
  • Подробнее см. параграф 2.1.
  • Об утрате этого дифференциального признака см. параграф 6.3.

Русских говоров, противопоставленный аканью ; характерная черта Северного наречия.

О. в узком смысле – различение в безударных слогах после твёрдых согласных фонем /о/ и /а/, произношение безударного звука [о] на месте /о/ и безударного звука [а] на месте /а/: вóды – водá, сноп – снопá (при аканье произносится вадá, снапá), и трá вы – травá. Полное О. – различение /о/ и /а/ во всех безударных слогах: бородá, молод ó й – напахáт’, табакóм; дóрого – вы́дала, с’é но (именительный падеж) – с’éна (родительный падеж). Неполное О. – различение /о/ и /а/ только в 1-м предударном слоге и совпадение их в других безударных прикрытых слогах в звуке [ə], в конечном открытом слоге – в [ə] или [а]: бəродá, нəпахáт’, дóрəгə, вы́дəлə или дóрəга, вы́дəла. Вместо безударного [о] может произноситься в одних говорах более закрытый звук [о̝], иногда совпадающий с [у], в других говорах более открытый [ɔ], в третьих гласный среднего ряда среднего подъёма [ə]: во̝дá, вудá, вɔдá, вəдá. Полное О. – наиболее характерная черта Северного наречия, неполное О. – говоров Владимирско-Поволжской группы и некоторых других среднерусских говоров. О. в широком смысле – различение в безударных слогах хотя бы части гласных фонем неверхнего подъёма. Оно включает типы такого различения не только после твёрдых, но и после мягких согласных. В окающих говорах в соответствии с /о/ – /е/ – /ѣ/ – /а/ в 1-м предударном слоге после мягких согласных перед твёрдыми выступают 3 основных типа вокализма. 1-й тип – различение трёх гласных [о] – [е] – [а]: н’ос – н’осý, кр’ест – кр’есты́, л’ес – в л’есý, п’áтый – п’атáк. 2-й тип – различение двух гласных [е] – [а]: н’есý, кр’есты́, в л’есý – п’атáк. 3-й тип – неразличение всех гласных фонем неверхнего подъёма, совпадение их в звуке [е], то есть еканье : н’есý, кр’есты́, в л’есу́, п’етáк. Перед мягкими согласными либо сохраняется частичное различение [е] – [а] (н’ес’и́, кр’ес’т’и́т’, р’ек’и́ – п’ат’и́), либо эти гласные совпадают в звуке [е] (н’ес’и́, кр’ес’т’и́т’, р’ек’и́, п’ет’и́). На месте /ѣ/, как и под ударением, в 1-м предударном слоге перед твёрдым согласным может также произноситься [и] (р’икá, д’илá, ст’инá); перед мягким согласным такое произношение обычно (р’ик’и́, л’ис’ни́к). Звук [и] изредка отмечается в этой позиции и на месте этимологического «е»: с’илó, св’икрóв’, н’исý, н’ис’и́, кр’ис’т’и́т’. Во 2-м предударном слоге после мягких согласных в говорах с полным О. возможно различение трёх гласных неверхнего подъёма [о] – [е] – [а]: з’орновы́е – п’етухи́ – п’атаки́. Чаще наблюдается различение типа [е] – [а]: з‘ерновы́е, п‘етухи́ – п’атаки́. Обычным же является совпадение этих гласных в звуке [е]: з’ерновы́е, п’етухи́, п’етаки́. В говорах с неполным О. гласные фонемы неверхнего подъёма обычно совпадают в этой позиции в звуке типа [и]: з’ирновы́е, п’итухи́, п’итаки́. В заударных слогах после мягких согласных возможно различение [о] – [е] – [а]: вы́н’осу – вы́лезу – вы́т’ану. В корнях различение этих трёх гласных встречается редко. Чаще же произносятся [е] – [а] или один гласный типа [е]: вы́н’есу, вы́л’езу, вы́т’ану или вы́т’ену. Обычно же различение этих трёх гласных наблюдается в окончаниях: пóл’о, кá мн’ом, зýб’о в, бýд’ом – в пóл’е, в бáн’е (или в по́л’и, в ба́н’и) – с пóл’а, бáн’а, к бá н’ам, в зуб’а х, хóд’ат.

Сколько ошибок может сделать ученик I класса в слове борода? Кажется, что ответ простой - две: «барада». Действительно, такие ошибки может сделать ученик рязанской школы или воронежской, тамбовской, орловской, курской, смоленской. Но ученик вологодской или кировской, костромской или архангельской школы никогда таких ошибок не сделает, он всегда правильно напишет это слово: борода. И вовсе не потому, что в этих школах учителя лучше или ученики способнее.

Ошибки на письме отражают наше произношение. В русском литературном языке на месте предударного о произносится звук [а]: говорят в[а]да, д[а]ма, ст[а]лы, б[а]льной. Так же говорят и в Рязанской, Воронежской, Тамбовской областях и в ряде других мест. Такое произношение называется аканьем. Аканье - это неразличение безударных о и а, совпадение их в одном звуке. Если учительница московской школы просит ученика написать на доске слово с[а]ма, то ученик может написать сама и сома; оба эти слова произносятся одинаково: Я с [а]ма поймала с [а]ма. Слова бачок и бочок в литературном языке звучат одинаково. Предложение Подставь б[а]чок под б[а]чок можно записать четырьмя способами: Подставь бачок под бачок. Подставь бачок под бочок. Подставь бочок под бачок. Подставь бочок под бочок.

Для тех, кто акает, придуманы правила проверки безударных гласных: если слышишь безударное а, проверь ударным р той же морфеме (т. е. в той же приставке или в том же корне, суффиксе, окончании). Р.сли на месте безударного а под ударением о, пиши и там и там о: ст[а]лы - ст[о]л - столы - стол. Если на месте безударного а год ударением а, пиши и там и там а: тр[а]ва - тр[а]вка - трава - травка.

Звуком, в котором совпадают при аканье безударные <о> и <а>, может быть [а], как в тех примерах, которые мы рассмотрели. Но не обязательно [а]. В безударных слогах, кроме первого предударного, при аканье может произноситься звук, средний между [а] и [ы]. В фонетической транскрипции (точной передаче звуков) он обозначается [ъ]: в[ъ]дяной - тр[ъ]вяной, вьем[ъ]лю - вьм[ъ]ню, кол[ъ] к[ъ]л - выл[ъ]к[ъ]л. Но пишем мы либо о: водяной, вымолю, колокол, либо а: травяной, выманю, вылакал.

Оканье - это различение безударных <о> и <а>. При оканье говорят в[о]да, л[о]ма, ст[о]лы, б[о]льной. И при этом тр[а]ва, д[a]ла, к[а]душка Скажут: Я с[а]ма п[о]ймал\а] с[о]ма Поэтому окальщики и не ошибаются в написании эгих слов. Для них писать эти слова так же легко, как для акальщиков - слова дом и дам, ток и так, стол и стал. Заметьте, что слова трава, дала, кадушка окальщики и акальщики произнесут одинаково.

Есть две разновидности оканья - полное и неполное. При полном оканье <о> и <а> различаются во всех безударных слогах. Говорят п[о]л[о]жу, г[о]р[о]дской, зол[о]т[о] и н[а]д[a]вать, з[а]в[а]рить, выст[а]вк[а]. При неполном оканье <о> и <а> различаются только в первом предударном слоге, а в других безударных слогах не различаются, совпадая в звуке [ъ]: п[ъ]л[о]жу, г[ъ]р[о]дской, з[ъ]л[ъ]т[ъ] - н[ъ]д[а]вать, з[ъ]в[а]рить, выст[ъ]вк[ъ].

Полное оканье характерно для севернорусского наречия, аканье - для южнорусского. Неполное оканье как бы промежуточная система между полным оканьем и аканьем: оно включает и различение безударных <о> и <а>, и их неразличение. Это отражается и территориально: неполное оканье характерно для части среднерусских говоров, расположенных между северным и южным наречиями.

Хорошо, когда современные школьники пишут грамотно: это свидетельствует о высоком уровне их образованности, культуры. Но высокограмотный древнерусский писец приносит мало радости ученым. Наоборот, они радуются, когда обнаруживают памятник письменности с ошибками против орфографических правил того времени. Ошибки позволяют понять произношение писца.

Наиболее древние русские письменные памятники отражают оканье - строгое, безошибочное различение <о> и <а> не только под ударением, но и без ударения. Очевидно, что все русские люди в те времена (X, XI, XII вв.) окали. Первые достоверные примеры аканья обнаруживаются в XIV в. Так, в московских рукописях этого времени находим: в апустъвшии земли, Симанъ, прикаснуся и др.

Наряду с этими примерами в тех же рукописях обнаруживаются и случаи написания безударного о вместо исконного а: Колуга, привязоно, обязон и др. Что это - свидетельство оканья? Но при оканье [о] произносится только на месте исконного о, в этих же словах и при оканье должно произноситься [а]. Нет, эти примеры тоже свидетельствуют об аканье писца.

Дело в том, что безударному [а] при аканье соответствуют две буквы: а и о. И писец может ошибаться: вместо буквы о написать а или, наоборот, вместо буквы а написать о. Ведь в произношении безударные а и о не различаются.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх