Анализ стихотворения зодчие кедрин. Анализ стихотворения зодчие кедрин Художественная идея зодчих кедрина

Учитель: Шилова М.Б.

Урок литературы. 8 класс

Тема: Дмитрий Борисович Кедрин «Зодчие»

Цель:

  1. познакомить учащихся с поэтом, ввести в мир художественного слова Д.Кедрина;
  2. обеспечить целостное восприятие текста, добиться понимания смысла;
  3. учить детей видеть и устанавливать единую мысль в разных областях искусства;
  4. развивать речь учащихся.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

Какую дорогу в литературе он выбрал? (Стал писателем-сатириком. Выбрал опасную профессию)

Вы подготовили выразительное чтение рассказа. Послушаем, оценим чтение. (Читают 2 ученика)

Выскажитесь о чтении одноклассников. (Высказывания учащихся, мнение учителя, пожелания)

Дополнительные вопросы:

  1. Зощенко называют новатором, первооткрывателем в литературе. Почему?
  2. Привести пример «обезьяньего языка». («конкретно фактически» и др. Эти слова лишены смысла)

Выставление оценок.

  1. Презентация. Слово о Д.Б.Кедрине.

Прочитайте имя поэта. Что вы знаете о нем?

Определите задачу урока. (Узнать о Д.Кедрине, познакомиться со стихотворением, понять особенности художественного слова Кедрина)

Слушаем рассказ учителя, который сопровождается показом слайдов.

Ответить на вопрос: Какая тема, с вашей точки зрения, стала основной в творчестве Д.Кедрина?

3. Слово об истории, положенной в основу стихотворения «Зодчие»

1 ученик.

Храм Покрова Божией Матери)собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине 16 века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.

Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы – реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в 19 веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо – пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

2 ученик.

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер – Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они нигде не смогли больше построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» - и разгневал царя. «Ты лжешь!» - вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия 3: «Меня -то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Вы услышали две версии того, почему храм носит название Василия Блаженного. Ваше право принять ту или иную.

4. Рассмотрим изображения (фотографии) храма. (Слайды)

Какие чувства вызывает у вас этот памятник архитектуры? (Высказывания учащихся)

5. Слушаем стихотворение.

Приготовьтесь высказаться, какое настроение оставляет это стихотворение? (Читает учитель)

Ваши впечатления? Какое настроение?

(Высказывания учащихся)

Определим жанр стихотворения. (Баллада) Докажите, что это «Зодчие» - баллада. (Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай. Оно посвящено чаще всего историческим или фантастическим событиям). Как вы думаете, почему именно жанр баллады наиболее созвучен замыслу стихотворения?

5. А теперь войдем в мир художественного слова Кедрина.

Что противопоставлено? (Добро и жестокость, красота и «срам» решительно противопоставлены в стихотворении. Найдите и прочитайте отрывки, в которых это противопоставление проявляется наиболее ярко. 6, 7 и 9, 10)

Чего достигает Кедрин таким противопоставлением? (В жизни всегда соседствует добро и зло, только от людей зависит, чего будет больше)

Опишите строителей храма. («Двое русских строителей, статных, босых, молодых,», «в посконных рубахах», «смерды», «покрестясь на восход, ремешками схватив волоса, государевы зодчие фартуки наспех надели, на широких плечах кирпичи понесли на леса»).

Почему здесь неприемлемо слово «строитель»? (Строится не просто дом, а святое место, где люди будут разговаривать с Богом. Автор восхищается зодчими, их умелыми руками, поэтому с любовью описывает их).

Какими зодчие предстали в конце стихотворения?(«Мастера Христа ради просили на хлеб и вино») Какими вы представляете их?(Избитые, худые, голодные)

Почему царь приказал ослепить зодчих?

Какое определение нашел Кедрин песне, которая звучала в тайных местах?

О чем говорит дата написания стихотворения? (Это разгар сталинских репрессий, когда погибли талантливые люди)

Вы сказали, что стихотворение очень произвело на вас сильно впечатление. Это удалось автору благодаря его мастерскому обращению со словом. Кедрин так характеризовал свое отношение к изобразительным поэтическим средствам: «Что такое художественные средства поэта? Это луч, идущий от проекционного фонаря к экрану. Если этот луч необходимой силы и яркости, изображение будет отчетливым»

Какое средство использует поэт в описании храма? (Сравнения) Найдите. («Та церковь была – как невеста», «дивясь, как на сказку», «Звонила она, будто их отпевала навзрыд») Какова роль этого приема в тексте? (Церковь также чиста, невинна (в злодеяниях людей), как невеста; по своему величию и красоте она похожа на сказку; набатный звон возвещает о горе, т.к. ослеплены великие мастера)

Какие еще поэтические средства использует автор? (Эпитеты: «диковинный храм»; метафоры: «мастера заплетали узоры из каменных кружев», «купол золотом жгли»).

Обратите внимание на словарный состав стихотворения. Что необычного заметили? (Много устаревших слов)

Рассказывая о создании великого произведения искусства, Кедрин называет имя Андрея Рублева. Что вы знаете об этом художнике? (Андрей Рублев творил задолго до создания храма. Расписывала храм артель Рублева, а не сам автор) (Слайды)

Кто из вас подготовит сообщение о художнике к следующему уроку? (Дается задание индивидуальное)

6. Подведем итоги:

Какова идея стихотворения? (К сожалению, не всегда за добро платят добром. Автор призывает к милосердию, благородству, порядочности. Мастера давно ушли в прошлое, а храм, созданный ими, до сих пор радует глаз)

Почему, несмотря на трагическое звучание стихотворения, в конце его чтения вы слышали не тревожный набат, а праздничный перезвон? (Ответы учащихся. Звучит колокольный перезвон)

9. Домашнее задание:

1. Индивидуально – сообщение об Андрее Рублеве (желательно с презентацией)

2. Выписать в тетрадь устаревшую лексику, уточнить по словарю значение слов. (Исследовательская работа)


Разделы: Литература

Цели урока: Дать представление о храме Василия Блаженного, познакомить с текстом поэмы Дмитрия Кедрина "Зодчие", формировать умение лингвостилистического анализа текста, заинтересовать историей России, способствовать формированию патриотизма.

Оборудование:

  • портрет Д. Кедрина,
  • плакаты с изображением храма Василия Блаженного с разных точек,
  • карточки с древнерусскими словами,
  • запись колокольного звона,
  • любая спокойная музыкальная композиция,
  • этимологический словарь,
  • выставка книг по зодчеству.
  1. Организационный момент;
  2. Объяснение нового материала (слово о храме Покрова);
  3. Знакомство с автором.
  4. Чтение текста "Зодчие".
  5. Работа над текстом. Лингвостилистический анализ произведения.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

Звучит колокольный звон.

Под его сопровождение учитель читает отрывок из поэмы:

Церковь та
Как невеста была!
И с рогожкой своей,

Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту:

А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошёл его царь -
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
- Лепота! - молвил царь.
И ответили все: - Лепота!

Учитель: Эти строки написаны о храме Василия Блаженного в Москве или, как его ещё называют, о Покровском соборе, который является уникальным творением русской культуры и зодчества, вершиной русского искусства. А что думаете вы?

Заранее подготовленные ученики представляют материал:

Русский народ облёк выношенный им столетиями идеал в блестящую художественно-архитектурную форму и воздвиг в центре своей земли и в центре своей столицы каменный образ совершенного града. Покровский собор является воплощением в камне русского мировоззрения середины 16 века и отражением в архитектурной форме государственного устройства. Он воплощает в себе полёт народной фантазии. Он есть жемчужина древнерусского зодчества.

Покровский собор построен в 1555 году по приказу Ивана Грозного. Он был задуман как памятник в честь взятия русскими войсками Казани и Астрахани. Храм строился 6 лет. Существует версия о том, что строили его никому не известные зодчие Барма и Постник, по одному источнику - владимирские, по другому - псковичи.

Учитель: Важно отметить, что Покровский собор расположен за пределами Кремля, в посаде, где раньше была торговая площадь, Хитров рынок, где были притоны и обитала вся беднота. И это не случайно. Давайте немного вспомним историю.

Ученик: 50-е годы 16 века были периодами реформ: издание Судебника, устройство губного и земского самоуправления, регламентация церковной жизни и упорядочение частной жизни, "Домострой".

Все эти реформы способствовали нарастающему антагонизму между царём и боярами. Поэтому Иван Грозный и вынужден был искать поддержки у народа. Покровский собор стал выражением общей ориентации царя на посад.

Хочется отметить, что кроме того, что храм стоит вне Кремля, он является центром Москвы. Место, где он воздвигнут, выбрано не случайно. Он действительно находится в самом центре столицы, на Кремлёвском холме, и виден издалека. Его вид необычен для русской церкви. Согласно традиции, на Руси строили пятикупольные храмы. Храм Василия Блаженного - исключение. Он состоит из девяти куполов. В центре находится главный несущий столп, возвышающийся над другими куполами. По четыре стороны от него стоят восьмиугольные церкви, символизирующие стороны света, а между ними пристроены ещё четыре предела, которые призваны были служить приходскими церквями. Всего - девять куполов. Согласно замыслу, они должны были символизировать дни решающих боёв за Казань. Все церкви объединены основной галереей со сводчатыми переходами. Храм построен из красного кирпича. Он не предназначен для большого скопления народа. Его внешний и внутренний вид сильно отличаются друг от друга. Внешне - богатое убранство. Внутри - контраст высоких потолков и тёмных сводчатых переходов.

Учитель: О том, как строился храм, в народе ходят различные легенды. Одна из них легла в основу поэмы Дмитрия Кедрина "Зодчие". Давайте познакомимся с автором, а затем прочитаем поэму.

Ученик: Дмитрий Кедрин прожил короткую жизнь. Наследие, оставленное им, невелико. Юность поэта пришлась на первое послеоктябрьское десятилетие. Печататься он начал в 17 лет, но как поэт сформировался значительно позднее. Хотя в юности его стихи мало чем отличались от стихов его сверстников, он уже тогда прекрасно владел литературной техникой. Затем, с опытом прожитых лет, он заполнил свои стихи глубоким смыслом. Кедрин всегда увлекался историей, поэтому основную часть его творчества составляют исторические поэмы, одна из которых - "Зодчие".

Учитель: Действительно, эта поэма написана в годы войны. Главной её ценностью является дух русского народа. Сюжетом для неё послужило известное предание о талантливых русских зодчих, построивших храм Покрова и в знак благодарности ослеплённых Иваном Грозным, чтоб "в землях иных не поставили лучшего храма, чем храм Покрова!"

Чтение поэмы.

Совместный лингвостилистический анализ.

Начало стихотворения - размеренный слог, торжественная бесстрастная интонация, лишённая эмоциональности. Обратите внимание - Дмитрий Кедрин молчит. Говорит летописец. Вот откуда бесстрастие. Это поэтика летописи, требующая только фактов. Далее эта интонация сохраняется. Сообщается о мастерах-флорентийцах, немцах и прочих", о том, как пришли "двое владимирских зодчих". Здесь Кедрин не удержался, сказав, что зодчие были молоды, статны и босы. Эта ремарка проникнута гордостью за народ: хоть и босы, а не хуже флорентийцев.

Кедрин - патриот. Он гордится своим народом, его творческим гением. В "Зодчих" он показывает, как в мрачном быте той эпохи рождается жемчужина древнерусской архитектуры.

А над всем этим срамом
Та церковь была -
Как невеста.
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту, -
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту:

Это идейный смысл поэмы, то, ради чего Кедрин вспомнил предание. Храм, построенный владимирскими зодчими, "смердами", оказался не просто оппозиционным "вельми спёртому духу", но и его победителем. Это победа народного гения. Ведь он помогает жить в страшном быте.

Строфы о казни - опять выступает летописец.

Кедрин жалеет зодчих: "соколиные очи", "болезные", "темны". Здесь интонация иная. Зодчих оплакивает народ.

Это конец? Нет!

Церковь стоит, "как невеста", которая "приснилась", "сказка", которую увидела "непотребная девка". Она противостоит реальности Ивана Грозного и побеждает её.

Но и это не конец!

"Страшная царская милость" пробудила к жизни несчётное число художников. О несчастных зодчих поют гусляры. И с ними уже не справиться. Народный гений олицетворяют и зодчие, и гусляры.

Стихотворение Кедрина тем и замечательно, и тем отличается от предания, что в "Зодчих" искусство побеждает насилие.

Обратимся к тексту подробнее.

Беседа с учащимися по вопросам, работа со словарём.

Скажите, какие незнакомые слова вам встретились в тексте. Объясним их значение с помощью этимологического словаря. (На доску вывешиваются постепенно карточки).

  • Вельми - очень (древнерусское).
  • Смерды - вонючие (общеславянское).
  • Божница - лампада (общеславянское).
  • Зане - потому что (древнерусское).
  • Тать - вор (древнерусское).
  • Лепота - красота (древнерусское).
  • Богомазы - иконописцы (общеславянское).
  • Зело - везде, вокруг (древнерусское).
  • Кружалы - кабаки (древнерусское).

Какую роль эти слова играют в тексте?

Эти слова употреблены в тексте с той целью, чтобы приблизить повествование к былинному сказанию, создать атмосферу той исторической эпохи.

Укажите слова экспрессивно и стилистически окрашенные. С какой целью они используются?

Подворье, сказанье, оной, мужей, чару, благолепней, богомазы, очи, изукрашен зело, молвил царь.

Это лексика книжная, устаревшая, высокого стиля. Она используется для придания торжественности, значимости в соответствии с поэтикой летописи.

Тать, смерды, срам, девка, истошно вопил.

Это разговорная лексика. Она употреблена в пренебрежительном контексте, показывающем отношение царя к народу, место простых людей в условиях той социальной среды.

Передаёт ли эта лексика историческую эпоху Ивана Грозного?

Да (подтверждаем текстом).

К какому жанру устного народного творчества можно отнести поэму?

Предание (объяснить).

Можно ли сгруппировать слова в данном тексте по определённой теме, например, портрет или пейзаж? Приведите примеры.

Примечание. Лингвистическая работа проводится под музыкальное сопровождение (тихая спокойная музыка).

Учитель: Прочитайте любой понравившийся вам отрывок. (Снова звучит запись колокольного звона).

Учитель: Сегодня мы познакомились с архитектурным памятником древнерусского зодчества и проследили, как он повлиял на искусство. Познакомились с поэмой Дмитрия Кедрина "Зодчие", основой для которой послужило предание о строительстве храма.

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский сказал: "Красота спасёт мир". И эту красоту в мир несут наши храмы. Не случайно сейчас идёт возрождение нашей нации, нашей духовной культуры.

Дома ещё раз перечитайте текст и постарайтесь перенести на бумагу те чувства, которые возникли в вашей душе. Нарисуйте или опишите "государево слово и дело" - они едины или разнятся? Что это - стихотворение или поэма (проблема жанра, определить и доказать - дополнительное задание)?

Региональное задание (дополнительное, для сильных учащихся):

Подумайте и вспомните, какие храмы в городе Волгодонске вы знаете. Кто из вас видел храм в Цимлянске? Кто из строителей возводил храм на берегу рукотворного Цимлянского водохранилища, какая организация? Как бы вы описали один из храмов (например, храм великомученицы Елисаветы)? Слышите ли вы утром колокольный звон, обращаете на него внимание? Что вы чувствуете при этом? Напишите свои мысли.

Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель,-
Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.

И к нему привели
Флорентинцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Русых,
Босых,
Молодых.

Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар и жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.

«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.

Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестясь на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!

Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
В алтаре,
И при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом…

А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
«Покажи, чем живешь!»
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.

Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Переметчики Черной Орды.

А над всем этим срамом
Та церковь была —
Как невеста!
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту,-
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту…

А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь —
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» — молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»

И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!

Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
Их клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.

И в Обжорном ряду,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
«Государево слово и дело!»-
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.

И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.

Анализ баллады «Зодчие» Кедрина

«Но вечен труд
Твоих безвестных зодчих,
Трудолюбивых,
Словно муравьи»

Дмитрий Кедрин – поэт с трагичной судьбой. Воспитанный в интеллигентной семье, он рано начал сочинять стихи, и впоследствии это стало для него главным ремеслом, однако настоящая слава пришла к нему посмертно. В 60-х годах Д.Кедрин стал для советской молодёжи проводником в классическую русскую поэзию конца XX века.

Тема

«Зодчие» — одно из самых известных произведений Дмитрия Кедрина. Исторический фон в этой балладе переплетается с судьбами отдельных личностей, а народная масса становится отображением всей русской жизни.

Поэт продолжает в «Зодчих» фольклорную тему – предметом его изображения становится легенда о создании Покровского собора в 1555 году по приказу Ивана Грозного. Согласно преданию, царь приказал двум зодчим построить храм с восемью куполами. Благодаря таланту создателей, храм воплотил в себе все грани русского мировоззрения XVI века и стал настоящей жемчужиной древнерусского зодчества. Иван Грозный, не желая, чтобы подобное сооружение было построено где-нибудь ещё, приказал ослепить создателей.

Идея

Во всех своих исторических сюжетах Д.Кедрина интересовала непосредственно жизнь самого народа, проникновение в те времена, когда только начинала закладываться русская матрица, основа русской культуры и духовности. Баллада «Зодчие» не стала исключением.

Отделяя личность грозного, по-настоящему жестокого царя от независимого, сильного народа, Д.Кедрин подчёркивает, что отечественная культура держится на природных талантах самородков, выходцев из неисчислимой людской массы. Не многочисленные войны, казни и репрессии, а творения этих умельцев остаются в истории навсегда. Именно народ, способный ценить прекрасное в создаваемой им культуре и становится основным двигателем истории:

И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту, –
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту…

Ещё одной идеей пронизана баллада Дмитрия Кедрина. Идея о вечном противостоянии с одной стороны естественного, подлинного искусства и жестокой власти с другой. Своеобразная трактовка характерной для русской литературы темы «маленького человека» находит своё отражение в произведениях Кедрина, М.А.Булгакова (роман «Мастер и Маргарита»), а через 40 лет будет продолжена в творчестве А.Вознесенского (поэма «Мастера»). Искусство и насилие несовместимы, как несовместима сила русского народа с эгоизмом и слабостью правителей.

Изобразительно-выразительные средства и композиция

Язык баллады соответствует стилистике летописи – он нейтрален, автор как будто отстранён и предоставляет своё перо летописцу. Однако при изображении разных эпизодов стилистика повествования меняется. Реплики царя звучат отрывисто, чётко, с логическими ударениями на почти каждое слово:

«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»

К примеру, при описании судьбы зодчих интонация меняется – мы слышим некое подобие древнерусского плача, ударные слова сливаются в единую цепочку протяжных звуков. Этому способствует также использование анафоры:

И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:

Композиционно стихотворение делится на две части: события до приказа царя ослепить зодчих и после. Ощутимо меняется и набор используемых автором художественных средств, общая ритмика произведения. Данный приём помогает читателю понять, что с наказанием художников случилось непоправимое для судьбы страны, её русской истории. Акцент делается на том, что истинный талант не в состоянии отнять ни один человек.

Таким образом, баллада Д.Кедрина «Зодчие» стала настоящим памятником силе и мужеству русского народа, хранящего подлинность культуры. Сама история жизни поэта, тесно переплетаясь с его произведением, становится воплощением духовной силы и необычайного таланта.

Павлова Лидия Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Брянский областной колледж музыкального и изобразительного искусства
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Трагедия таланта в стихотворении Д,Кедрина "Зодчие" (Урок в форме написания сценария фильма)
Дата публикации: 19.01.2016
Раздел: среднее профессиональное

Урок литературы Тема: Трагедия таланта в стихотворении Д.Кедрина "Зодчие" (написание сценария фильма) Цель: 1.познакомить уч-ся со стихотворением Д. Кедрина "Зодчие" 2.показать трагедию судьбы талантливых мастеров Постника и Бармы 3.выяснить позицию автора по отношению к вопросу «Что сильнее: искусство или жестокость неограниченной власти?» и помочь уч-ся осознать и пережить выраженные в стихотворении чувства и мысли автора. 4. раскрыть художественное своеобразие произведения. 5. решить нравственную проблему: Что такое, по мнению автора, красота? Что такое добро и зло? Что побеждает в их борьбе? ХОД УРОКА 1. Под звон колоколов учитель читает стихотворение Л. Кедрина «Зодчие» 2. Прослушивание музыкального фрагмента. 3. Вопросы к классу: 1) Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? 2) Испытали ли вы чувство восхищения, когда слушали отдельные строки? 3) О какой эпохе идет речь в стихотворении? 4. Биографическая справка об авторе стихотворения. (сообщение учащихся) Оформление доски: портрет Д. Кедрина, эпиграф: Дмитрий Кедрин – «луч того солнца, чье имя Россия». (Н. Банников)  Дмитрий Борисович Кедрин (1907 – 1945гг). родился в Донбассе 4 февраля 1907года. Рано осиротел. Юность Кедрина прошла в Екатеринославле (ныне г. Днепропетровск)  По окончании школы в 1924 году поступил на работу в редакцию газеты «Грядущая смена».  Начал печататься в 1924 году.  Переехал в Москву в 1931 году и работал в многотиражной газете Мытищинского вагоно-ремонтного завода. Позже был литературным консультантом в издательстве "Молодая гвардия".
 В 1943 году ушел добровольцем на фронт в качестве военного корреспондента. Демобилизовавшись и вернувшись в Москву, был убит неизвестным и в пригородном поезде в 1945 году.  Первый и единственный прижизненный сборник стихов Д.Кедрина -"Свидетели" - вышел в 1940 году.  У Д. Кедрина был чудесный дар проникать в далекие исторические эпохи. Поэта интересовали в истории не князья и вельможи, а люди труда, творцы материальных и духовных ценностей мира.  Особенной любовью он любил Русь, написав о нем, кроме «Зодчие» (1938г), поэмы «Конь» (1940), «Ермак» , «Набег» (1942г), «про Алену- Старицу» (1938г)  Д.Кедрин был исключительно скромен и трудолюбив.  В своих стихах Кедрин показывает истоки настоящего, талантливость русского народа, красоту его души, Его герои – люди нравственно стойкие, смелые, готовые отстаивать свое дело. Поэт гордится своим народом, Он показывает, что одной из черт народного характера является способность создавать прекрасное вопреки жестоким условиям, в которых жил народ. Кедрин славит людей – созидателей, утверждает бессмертие творческого труда. 5.Объявление темы и целей урока. На сегодняшнем уроке мы займемся написанием сценария фильма по произведению Дмитрия Кедрина «Зодчие». 6. Сообщение учителя о том, какие специалисты (люди каких специальностей) занимаются созданием фильма: сценаристы, режиссеры, художники, фотографы, костюмеры, гримеры, консультанты и т.д. 7. Создание рабочих групп для написания сценария:  1 группа – консультанты по истории;  2 группа – художники;  З группа – кинокритики  8. Разбор литературных понятий «сюжет», «комментарий», «легенда», «баллада», «лирический герой», «лирика», «трагедия». (см. приложение 1). 9. Учитель предлагает учащимся выступить в роли режиссеров фильма, дать фильму название (варианты названий фильма предлагают учащиеся). Выбирается лучший вариант названия фильма, записывается на доске. 10. Работа групп:  Группа консультантов по истории Погружение в 16 век, в эпоху Иоанна-4.
Вопрос "историкам":
-Что вы знаете об Иване-4 ? Назовите его положительные черты.
-Он был умным, образованным человеком, прекрасным оратором, дальновидным политиком. Имея отличную память, он знал Библию наизусть, хорошо знал историю своего отечества, а также греческую, римскую истории. При нем русское государство одержало ряд побед над врагами. Одна из них - победа над Казанью.
- Почему же в народе нарекли его Грозным?
-Грозным нарекли его за то, что он был вспыльчивым, подозрительным человеком, очень жестоким. Иван Грозный жестоко наказывал слуг, которые смели играть в шашки лучше, чем он сам. - царь. Он боялся, что князья и бояре, помогавшие ему прийти к власти и принимавшие участие в государственном управлении, захотят лишить его этой власти. И, чтобы защитить себя, Иван Грозный создал особое войско из служилых дворян, называющихся «опричниками». Чтобы обвинить человека, достаточно было громко крикнуть «Государево слово и дело!» или «Слово и дело!» и человека бросали в тюрьму и обвиняли в измене. Виновных сковывали по рукам и ногам, клеймили раскаленным железом, поджаривали на углях, ломали ребра или подвешивали за них на крюки, сажали живыми на кол, растягивали на дыбе. Иван Грозный в гневе убил железным посохом своего старшего сына Ивана. (репродукция картины И. Репина». 11. По представленным иллюстрациям наших художников (художники выполняли работы на уроках изобразительного искусства, частично дома, частично на уроке литературы) и художников – иллюстраторов В. Васнецова, А. Васнецова, С.Иванова, А.Рябушкина, определить содержание каждого конкретного эпизода и решить вопрос, какие чувства у зрителей он должен вызвать. (художники представляют
свои работы) При представлении кадров необходимо: 1) Описать его содержание 2) Озвучить кадр текстом произведения.
Кадр I.
Роскошный дворец царя. На крыльце стоит Иван Грозный. На нем богатая шуба и шапка, в руках посох. На широком подворье собрались иноземные мастера. Среди них выделяются два русских строителя. Они красивые, молодые, хотя бедно одетые и босые. Царь спрашивает, могут ли они построить такую красивую церковь, чтобы она была красивее заморских церквей. Зодчие отвечают, что могут и кланяются царю в ноги.
Подтверждение текстом:
Смерды! Можете ль церкву сложить Иноземных пригожей, Чтоб была благолепней Заморских церквей, говорю? – И тряхнув волосами, Ответили зодчие: «Можем!» - Прикажи, государь! – И ударились в ноги царю. 
Оценка зрителей
(высказывают критики): Зодчие должны понравиться зрителю. А царь – зловещий, страшный, с пренебрежением относится к мастерам.
Кадр II:
Зодчие работают, вставляют слюду в свинцовые рамы.
Подтверждение текстом:
Мастера выплетали Узоры из каменных кружев. Выводили столбы И, работой своею горды,
Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды. и т.д. 
Оценка

зрителей:
Зодчие вызывают симпатию своим трудолюбием, готовностью служить людям. В контрасте им – царь, коварный, не ценящий человеческую жизнь
.

Кадр III.
У собора толпится народ. В том числе иноземные мастера. Они с удивлением смотрят на храм. Появляется царь. Он видит красоту храма и говорит: «Лепота!»
Подтверждение текстом:
А как храм освятили, То с посохом, В шапке монаршей, Обошел его царь – От подвалов и служб До креста. И, окинувши взором, Его узорчатые башни, -Лепота! – молвил царь. И ответили все: - Лепота! И т.д 
Оценка зрителей:
Они должны восхищаться красотой храма. 
Вопрос:
зачем задал такой вопрос царь? 
Предполагаемый

ответ:
объяснить однозначно поведение царя невозможно. Таких мотивов несколько. И подлинно художественное произведение не дает готовых ответов, одно лишь будит нашу мысль, заставляя ее напряженно работать.

Кадр IV.
Лобное место у храма. Палач, стоит, сделав свое подлое дело. Мастера ослеплены. 
Оценка зрителей:
Этот кадр должен вызвать у зрителей ужас. 
Подтверждение текстом:
И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих, Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова… Соколиные очи Кололи им шилом железным, Дабы белого света Увидеть они не смогли. Их клеймили клеймом, Их секли батогами, болезных, И кидали их, Темных, На стылое лоно земли… 
Вопрос:
Как описывается сцена казни? 
Предполагаемый

ответ:
с сочувствием к страданиям мастеров. Здесь налицо трагическое начало, и оно неотделимо от величия человека, проявляющегося в самом страдании. 
Вопрос:
Почему наш фильм не может закончиться этой сценой, сценой трагического положения мастеров? 
Предполагаемый ответ:
Потому что таким образом победу одержал бы царь. Ведь физически он победил.  А чтобы показать победу духовную мастеров, надо еще показать их творение

храм – и противопоставить их всему бездуховному.

Кадр V.
Обжорный ряд. Бойко идет торговля. Слепые зодчие пробираются сквозь ряды бездушных людей, держась друг за друга. Они просят милостыню Вокруг убогая атмосфера, душераздирающая. 
Подтверждение текстом:
И в Обжорном ряду, Там, где заваль кабацкая пела, Где сивухой разило, Где было от пару темно, Где кричали дьяки: «Государево слово и дело!» Мастера – Христа ради – Просили на хлеб и вино. И стояла их церковь такая, Что словно приснилась. И звонила она, Будто их отпевала навзрыд. И запретную песню Про страшную царскую милость Пели в тайных местах По широкой Руси гусляры. 
Слово учителя:
Величие этих людей (Бармы и Постника) - в их творении. Давайте посмотрим на него (Фоторепродукция храма Покрова). Мастера так любили родную природу, что создали храм, похожий, если на него смотреть сверху, на еловый лес, в котором вокруг старой могучей ели растут молодые пушистые елочки (церквушки). (Включение звукозаписи колокольного звона). Учитель предлагает учащимся помолчать. 
Кадр VI.
Гусляры на фоне огромного пространства оплакивают своей печальной песней трагическую судьбу мастеров.

Оценка

зрителей:
у зрителей грустное настроение, наталкивающее на размышление: Почему царь ослепил зодчих? 
Подтверждение текстом:
И запретную песню Про страшную царскую милость Пели в тайных местах По широкой Руси гусляры. 12. Выводы по теме урока 
Вопрос:
В чем же причины, заставившие царя принять такое решение? 
Предполагаемый ответ:
Он не хотел, чтобы мастера еще где-то, кроме Москвы, построили такой же диковинный храм. 
Слово учителя:
Да, но причины для принятия такого решения, значительно глубже. Они объясняются характером этого жестокого и коварного человека. Царя раздражает талантливость мастеров, их внутренняя независимость. Они, хоть и простые люди, «смерды», но главное в них – их талант – не принадлежит царю. Он не волен отнять у зодчих мастерство, данное Богом. Именно эта независимость таланта вызывает гнев Ивана Грозного. 
Итак, тема данного произведения –
взаимоотношения власти и таланта. 
А идея?
– что сильнее: талант или жестокость неограниченной власти? 
Предполагаемый ответ:
Талант сильнее жестокости! Давно уже нет Ивана Грозного, а храм Покрова стоит века, восхищает и радует. И еще долго будет радовать людей своей красотой и совершенством. Талант непобедим и потому бессмертен. 
Вопрос:
Как соотносится название нашего фильма с темой урока? Действительно ли Иван Грозный оказал царскую милость? 
Предполагаемый ответ:
Нет, здесь звучит ирония, скрытая насмешка. 
Вопрос:
Что же сильнее: добро или зло? Ценой каких жертв создается красота? 
Предполагаемый ответ:
Ценой трагедии мастеров.

Слово

учителя:
И у народа пробуждается дух борьбы. Этим духом наполнена «запретная песня» гусляров. (Чтение отрывка из «Пирамиды») 13. Домашнее задание: К следующему уроку прочесть стихотворение Д. Кедрина «Пирамида» и сделать сопоставительный анализ этого произведения с «Зодчими». Ответить на вопросы:  Что роднит эти стихотворения и чем они отличаются.  Кто покупает право на бессмертие?  А кто имеет право на него? Определить тему, идею стихотворения. Выписать слова, непонятные вам. 14. Оценка работы творческих групп.

Весною 1938 г. на страницах журнала «Красная новь» появилась поэма «Зодчие», написанная

Д. Кедриным. В основу стихотворения легла народная легенда о строительстве Покровского собора. Сегодня это произведение хрестоматийное, современники же поэта оценили его неоднозначно. Одни критики отмечали мастерство автора, прекрасное художественное воплощение народного сюжета, другие же говорили, что это просто пересказ оригинала. Стоит отметить, что поэт увлекался историей, а поэтому ему удавались «исторические вещи». Не исключение и «Зодчие».

В стихотворении Д. Кедрина «Зодчие» можно выделить широкие темы (история России, память о прошлом) и узкую (строительство Покровского собора). Автор показывает, что память о прошлых событиях живет в памятниках старины, в устном народном творчестве, в летописях. Также Д. Кедрин показывает, что простые мастера из народа не хуже иностранных умельцев. Осуждает поэт государя, который несправедливо и жестоко обошелся с зодчими.

Жанр анализируемого произведения – поэма, так как в нем есть сюжет, а события пересказаны в стихотворной форме. Некоторые исследователи называют «Зодчих» балладой. Жанровая разновидность – историческая поэма, так как рассказ основан на исторических фактах.

Сюжет стихотворения Д. Кедрина несложный. Государь победил Золотую Орду и на честь этого события решил воздвигнуть каменный храм. Ему привели иностранных мастеров. Пришли к царю и двое безвестных строителей. Эпитет «босые» говорит о том, что это небогатые люди, но они «статные» и «молодые». Зодчие дружные: «Крепко за руки взявшись, стояли сии мастера». Государь доверил молодцам строительство храма и не пожалел: результат превзошел ожидания.

Несколько строф посвящено описанию процесса строительства собора. Перед тем как приступить к работе, зодчие перекрестились на восход. Эта деталь указывает на крепкую веру русского народа в Бога. Автор не употребляет слово «строили», заменив его метафорой: «выплетали узоры из каменных кружев». Мастера сами гордились своей работой, а «ученые люди» лишь удивлялись тому, что «эта церковь краше вилл италийских и пагод индийских была».

Рассказ о процессе строительства плавно переходит в описание «диковинного храма» и площади перед ним. Спокойствие, умиротворение царящее в соборе, контрастно тому, что творится в «ногах постройки»: «А над всем этим срамом та церковь была – как невеста!».

Царю очень понравился храм, но он не наградил мастеров, а ослепил их, засек батогами: государь боялся, что они воздвигнут похожую церковь или же красивее. В последних строках Д. Кедрин пишет, что про «страшную царскую милость» пели по всей Руси.

Элементы сюжета расположены в правильной последовательности: от экспозиции до развязки. Важную роль играют несюжетные элементы: портреты, экстерьеры. Экстерьеры более детальные, чем описания внешности героев. Формально произведение делится на строфы с разным количеством строк, которые рифмуются непоследовательно.

Оригинально передать народную легенду автору помогают художественные средства. Преобладают в тексте метафоры («лился свет в слюдяное оконце», «купол золотом жгли», «уже потянулись… башенки кверху») и эпитеты («стрельчатые башенки», «широкие плечи», «суровое письмо»). Сравнений меньше: «дивясь, как на сказку», церковь, «как невеста». Для передачи колорита времен строительства Покровского собора (ХVI в.) автор использует архаизмы и историзмы: «лепота», «благолепнее», «тать», «зодчий».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх