Байкал урок. Открытый урок "Озеро Байкал- жемчужина Сибири". методическая разработка по географии (8 класс) на тему. ΙΙ. Изучение новой темы

Урок географии в 8 классе по теме: "Байкал - жемчужина России" Цели урока: - Сформировать представление об уникальной природной жемчужине России– озере Байкал; -определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; - выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала; - формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи; - вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание экологического сознания. Оборудование: физическая карта России, учебник, атлас, контурные карты, таблицы. Ход урока. 1. Оргмомент. На доске записаны слова А. Твардовского “Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на земле”. Ребята, всем внимание Ведь прозвенел звонок! Садимся поудобнее – Начнём скорей урок! И прежде чем начать урок Хочу сказать: “Вас видеть рада я, Глядеть в смышленые глаза, Вот это для меня награда!” - Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в один из красивейших уголков России. Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся, настроимся на поиск и творчество и начнем урок. - На экране слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «…… - жемчужина России». - Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект может быть жемчужиной России, отгадайте загадку: Древен род его в природе, Кличут озером в народе, Волны моря плещут в нем Как его мы назовем? Вопросы: 1. Что это за географический объект? (озеро Байкал) 2.Как будет звучать тема нашего урока? (На слайде появляется тема урока полностью «Байкал – жемчужина России». Дети пишут тему урока в тетрадь.) 2. Актуализация опорных знаний. - Сегодня мы с вами познакомимся с этим чудом природы. Байкал – это озеро, которое является объектом мирового наследия! Одно из неповторимых чудес планеты, наша гордость. Познакомимся с ним подробнее. - А что вам известно о Байкале? Запишите свои сведения в тетрадь в виде таблицы: знаю хочу узнать новая для меня информация – Попробуйте закончить фразы: Байкал – озеро “превосходной степени” самое … (глубокое) самое … (древнее) самое … (большое количество эндемиков) самые … (большие запасы пресной воды) - « Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал»- говорят сибиряки. Много песен и стихотворений сложено нашими поэтами и композиторами о Байкале. И я хочу прочитать вам стихотворение « Байкал» Лесистых гор полуовалы, Касанье голубых лекал, И скалы, срезанные валом, И небо, павшее в Байкал, И сам он – величав и вечен, В гранитной раме вырезной, И весь – до донышка – просвечен, И весь – до капельки – родной. И Ангары полет строптивый, И ветра крик, и гул турбин, И птицы – сосны над обрывом, И дикий ветер баргузин – В этом, без чего не в силах Быть далью даль и ширью ширь, И ты немыслима, Россия, И ты немыслима, Сибирь. М. Сергеев. - На уроке мы рассмотрим главные вопросы, касающиеся современных проблем озера Байкал по плану: 1.Географическое положение озера 2. История открытия. 3. Геологическая история происхождения озёрной котловины. 4. Климат Байкала. 5. Уникальность воды озера. 6. Органический мир озера. 7. Экологические проблемы озера. 3.Формулирование целей урока. - Исходя из плана, попробуйте сформулировать цели нашего урока. (дети отвечают) - Итак, основная цель нашего урока: сформировать представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал, ведь Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Интересно, что красотой своей Байкал привлекал к себе внимание всегда. В 1890 году, по пути на Сахалин через озеро проехал А.П. Чехов. Озеро поразило его своей красотой. «Байкал удивителен, - писал он родным, - и не даром сибиряки величают его озером, а не морем. Вода прозрачна необыкновенно, так, что видно сквозь нее, как сквозь воздух: цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаз. Берега гористые, покрытые лесом». Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. А мы так о нем мало знаем. И первое, с чего мы должны начать – это характеристика особенностей географического положения озера Байкал. Для этого, используя карту атласа и текст учебника, ответьте на вопросы: 1. В какой части России расположено озеро? 2. Как расположено озеро по отношению к океанам? 3. Каково направление протяженности Байкала? 4. Вычислите протяженность озера Байкал? (620 км) 4. Работа с темой урока: Класс делится на группы для работы с Интернет- ресурсами. 1 группа- История открытия. 2 группа -Рельеф, геология и тектоника http://www.baikaltravel.info/ 3 группа- Климатические условия 4 группа- Вода озера 5 группа- Организмы Байкала http://www.erudition.ru/referat/ref/id.2287_1.html http://www.ecosystema.ru/07referats/baikal.htm 6 группа - Экологические проблемы озера. 5. Выступление детей. Ответы на уточняющие вопросы учителя и одноклассников. 6.Вывод: - Уникальность озера Байкал состоит в происхождении и современном развитии котловины, в качестве воды и микроклимате озера, а также в эндемичной флоре и фауне. 7. Итог урока: итак, сегодня на уроке нам удалось сформировать более глубокое представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал. Рефлексия. Учитель: Ребята, предлагаю написать письмо Вашему лучшему другу с рассказом о том, как прошел сегодняшний урок. Для этого я попрошу по очереди назвать мне 11 прилагательных, которые отражают Ваше мнение об уроке (учащиеся называют прилагательные, а учитель вписывает их вместо пробелов в текст письма, затем вслух зачитывается готовое письмо) Письмо другу. Здравствуй, _______________________ друг. Расскажу тебе о том, как сегодня у нас в _______________________ школе прошел ________________________ урок. _________________________ учитель проводил _________________ путешествие, по ________________________ озеру Байкал. На уроке мы разгадывали ______________________ загадки, решали _____________________________ ребусы. ___________________ ученики нашего класса вели себя хорошо, слушали внимательно, отвечали на все вопросы правильно. Очень надеюсь, что такие ________________________ уроки будут проводиться чаще. На этом заканчиваю свое __________________________ письмо. Жду ответа. - Завершаю урок словами М Пришвина: «…мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни, Мало того, чтобы сокровища эти сохранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять леса, степи, горы. Рыбе- вода, птице – воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна Родина! И охранять природу – это значит, охранять Родину!» Давайте представим, что озеро Байкал наш друг. Мы желаем своим друзьям здоровья, счастья, благополучия. Давайте пожелаем озеру то, что мы бы пожелали своим друзьям. (Чтение стихотворения о Байкале (фон - слайд-презентация). Байкал - жемчужина Сибири. Он уникален, наш Байкал. К нему, красивейшему в мире, Стремятся все и стар и млад. Чисты, прозрачны его воды, По глубине ему равных нет. Такой вот памятник, природа, Произвела на белый свет. И триста речек шумных, быстрых, Порожистых и озорных, Несут потоки вод неистовых, С уступов, падая крутых. Но лишь одна имеет право На расточительство добра Берёт начало из Байкала Стремительная Ангара. 8. Д/ з. – Создать образ Байкала из фотографии, используя Интернет-ресурсы

Тема урока:

«Жемчужина Сибири - Байкал»

Цели:

Образовательные: сформировать знания о природном районе озера Байкал; познать красоту, уникальность природного комплекса. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.

Развивающие: развитие способностей проектировать; развитие навыков работы с различными справочными материалами.

Воспитательные: формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин.

Тип урока : изучение нового материала (формирование новых знаний и совершенствование умений).

Технология: критическое мышление

Методы и приёмы обучения: беседа, работа в группе, дискуссия, самостоятельная работа.

Учебно-наглядный комплекс:

    Мультимедиапроектор, компьютер, экран.

    Физическая карта Восточной Сибири.

    Учебник: География: Геграфия России. Природа. 8класс, И.И.Баринова, издательство Москва, «Дрофа», 2014г

    Атлас: География 8 класс - М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2015.

    Презентация «Жемчужина Сибири - Байкал» (Приложение 1).

План урока

Этап урока

Время

Организационный этап

Активизация внимания

Постановка темы, цели и задач урока

(целеполагание)

Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация (подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала)

Изучение нового материала (игра - путешествие)

Изучение нового материала, формирование компетенций

Закрепление и обобщение новых знаний.

Оценивание знаний учащихся, оценка работы групп

Домашнее задание.

Развитие умений работать с тематическими картами, закрепление знаний по теме

Самооценка эмоционального состояния

Ход урока

Основные этапы деятельности на уроке

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный.

Целеполагание

Приветствует и проверяет готовность учащихся к уроку

Мотивация проектной деятельности.

2. Постановка темы, цели и задач урока. - Ребята, мы с вами начали изучать природу Восточной Сибири. Какие уникальные природные объекты этого региона вы знаете? (Ответы учащихся). - Сегодня на уроке мы будем изучать Байкал, тема нашего урока: «Жемчужина Сибири - Байкал».

« Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал»- говорят сибиряки. Много песен и стихотворений сложено нашими поэтами и композиторами о Байкале.

И урок я хочу начать со стихотворения В.Белова

Земное чудо – озеро Байкал

С водою пресной и кристально чистой,

Ему Всевышний место подыскал

В тайге сибирской со смолой душистой.

И это озеро в объятьях гор и скал

Как море выглядит в родной стихии.

Недаром мир давно его признал

Сокровищем и гордостью России!

А что мы знаем о Байкале?

Запишите свои сведения о Байкале в первую колонку таблицы

Узнали новое

Хотим узнать

- Сегодня мы попробуем себя в роли молодых учёных, отправимся в экспедицию к озеру Байкал.

Каковы же будут цель и задачи нашего путешествия? (дети вместе с учителем формулируют цель урока) Цели: 1. Как можно больше узнать о природном районе озера Байкал; познать красоту, уникальность природного комплекса. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал, экологических проблемах Байкала и природоохранных мероприятиях.

Проверяют свою готовность

Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей работы:

отвечают на вопросы учителя, стремятся к самостоятельному формулированию цели и задач урока.

Изучение нового материала

Учитель перед исследованием раздаёт группам задания, проводит вводный инструктаж.

Приложение 2 – вопросы, которые помогут детям выявить особенности природы озера Байкал, далее – работа с учебником, атласом, дополнительной литературой, словарём.

3. Изучение нового материала:

(Класс делится на группы по 4 человека, учитель раздаёт подготовленные памятки и алгоритмы по организации самостоятельной работы).

    Мы работаем в группах исследователей:

1 группа – «Геоморфологи и геологи»

2 группа – «Историки»

3 группа – «Биологи» - исследует органический мир, эндемиков озера.

4 группа – «Климатологи» - исследует климат Байкала.

5 группа – «Гидрологи» - будет исследовать свойства воды озера Байкал.

6 группа – «Экологи»

(на работу отводится 10 минут, у каждой группы есть необходимый материал для исследования:

Учебник географии,

Дополнительная литература - энциклопедии, хрестоматии,

Словари).

а) Включение в проектную деятельность в группе: сбор, поиск материала.

б) Исследова-

тельская работа - составление описания природных особенностей Байкала.

Организация дискуссии .

(Отчёт по группам).

    Составление кластера по теме

Байкал

Подведение итогов дискуссии.

- (Учитель) мы рассмотрели основные особенности природы Байкала

- « Байкал не только бесценная чаша с живой природой но, кроме того часть души нашей. В радостях и печалях на пиру и во фронтовой землянке пели мы про Байкал, черпая из него согласно, наряду с прочими великими источниками, богатырскую силу нашу.

Берегите свои души и песни, роднички и святыньки, дорогие люди!

(Леонид Леонов)

Удивительная и неповторимая по своей красоте природа, давно воспета на полотнах художников, она живёт в волшебных словах наших писателей, поэтов.

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка – просвечен,

И весь – до капельки – родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

М. Сергеев.

а) Включение учащихся в дискуссию, представление результатов деятельности.

(Отчёт по группам).

б) Участие в коллективном обсуждении результатов проекта.

Закрепление и обобщение новых знаний

4. Закрепление и обобщение новых знаний.

1. Вернемся к таблице № 1 и заполним вторую графу (Узнал новое)

2.Составьте синквейн (пятистишье)

Придумайте к слову «Байкал»

1строчка - главное слово

2строчка-2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – крылатая фраза, утверждение

5строчка – существительное –синоним, который выражает суть слова Байкал

    Оценка работы групп учителем ._____

5. Домашнее задание.

Параграф 47 изучить. Составить кроссворд на тему «Байкал» (10-15 слов)

Самооценка своей деятельности

Домашнее задание

Подведение итогов урока. Рефлексия

6. Рефлексия.

Чему вы научились на уроке?

О чём бы вы хотели узнать больше?

Спасибо за урок.

Приложение

Карточки-задания

Задания группе № 1

1 группа – «Геоморфологи» - будет исследовать историю формирования озерной котловины озера Байкал.

1.Каково происхождение озерной котловины Байкала?

2. Каков возраст озера?

3. Геологическое строение и рельеф территории оз Байкал

4. Почему на территории происходят землетрясения, как они изменили облик Байкала?

ирской равнины? равнины.

ВЫВОД: Как глубина зависит от происхождения озера?

Задания группе № 2

2 группа – «Историки» - будет исследовать историю изучения и освоения Байкала.

1.Когда появились первые сообщения о Байкале?

2.Современные исследования на озере Байкал

Задания группе № 3

2 группа – «Биологи» - будет исследовать органический мир озера Байкал.

1.Что такое эндемики?

2.Какие эндемики обитают в водах Байкала?

3.Природная зона, окружающая Байкал?

4.Каковы причины уникального органического мира озера?

Задания группе № 4

4 группа – «Климатологи» - исследует климат Байкала.

Климатологи - учёные, изучающие климат.

1. Работа по «Климатической карте» - стр. 17, и по карте «Восточная Сибирь. Дальний Восток» - стр. 52-53.

2. В пределах какого климатического пояса расположено озеро Байкал?

3. По климатическим картам определите, какие температуры характерны для окрестностей Байкала летом и зимой; какое количество осадков выпадает в этом районе. Как вы объясните минимальную для Сибири годовую амплитуду температур в этом районе?

4.Какие местные ветра характерны для этой территории?

ВЫВОД: Чем характеризуется климат Байкала?

Задания группе5

группа – «Гидрологи» - будет исследовать свойства воды озера Байкал

Гидрологи – учёные, изучающие природные воды гидросферы.

1.Количество воды в Байкале?

2.Реки впадающие в Байкал и вытекающие.

3. Свойства воды. Причины уникальности свойств?

Задания группе № 6

6 группа – «Экологи» - исследует экологические проблемы озера и пути их решения

1.Значение Байкала

2.Использование вод Байкала и экологические проблемы, возникающие в связи с этим

3.Пути решения экологических проблем озера Байкал?

4.Какие заповедники созданы в окрестностях озера?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шидловская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок

«Байкал – чудо природы»

учитель географии

2011 г.

Цели: образовательные :

Сформировать знания об озере Байкал, как уникальном природном комплексе;

Рассмотреть особенности природы;

Выявить экологические проблемы и пути решения проблем.

Развивающие:

Продолжить совершенствование умения работать с фактическим материалом, анализировать, делать выводы, выявлять закономерности между природными комплексами.

Воспитательные:

Оценить степень изменения природы Байкала человеком;

Предложить свои варианты решения проблемы Байкала;

Развивать навыки по выбору рационального и последовательного выполнения этапов работы;

Формировать умения самостоятельно формулировать проблему и пути ее решения;

Развивать чувство ответственности за выполнение задания.

Учебная цель: доказать, что слова «Байкал чудо природы во всех отношениях» - верны.

МЕТОД: частично-поисковый.

Оборудование: физическая карта России, мультимедийный проектор, презентация, атлас.

Ход урока.

Ι. Орг. момент.

ΙΙ. Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя.

В 1996 году озеро Байкал включено в Список Всемирного культурного и природного наследия – Список ЮНЕСКО. В список ЮНЕСКО включаются объекты культуры и природные объекты, имеющие мировое значение и находящиеся на территории стран, подписавших конвенцию. Эти объекты берутся под охрану.

Задача нашего занятия - определить, чем так интересен Байкал, что выдвинуло его в число важнейших природных объектов мира. Что нужно сделать, чтобы сохранить озеро Байкал?

Таким образом, задача наша – выявить, чем уникален и неповторим Байкал.

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали Сибирь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие на озеро Байкал. Новая тема нашего урока непосредственно переплетается с темой

вашего домашнего задания - Природные условия и ресурсы Восточной Сибири.

Ведь озеро Байкал расположено именно в Горах Юга Сибири. Покажите его на карте России.

«Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал»,- говорят сибиряки.

«Байкал – уникальное явление нашей планеты, чудо природы во всех отношениях». ()

Байкал как зеркало лежит,

Гора в него глядится.

То туча воды затемнит,

То солнце в них лучится.

О нем писали «Чаша вод»!

Да. Но какая чаша!

Когда ветра идут в поход

И волны дико пляшут.

Как море, чаша глубока

Прозрачная водица!

Россия очень велика,

А вся могла б напиться.

Происхождение названия озера: «Байгал-далай», так называют его буряты, что означает «Байкал-море», с тюркского «Бай-Куль» -«богатое озеро», с монгольского «Байкал» -«богатый огонь», с китайского «Бэй - Хай» -«Северное море».

План изучения Байкала?

А.)Географическое положение.

Б.)Происхождение озёрной котловины.

В.) Климат.

Г.) Свойства воды.

Д.) Животный и растительный мир.

Учащиеся в ходе урока заполняют таблицу.

Площадь озера

Размеры озера.

Возраст озера.

Глубина (макс.)

Запасы воды.

Количество впадающих рек.

Количество вытекающих рек..

Соленость воды.

Прозрачность.

Ледяной покров.

Название рачка, очищающего воду.

Виды рыб, встречающиеся только в Байкале.

Экологические проблемы.

Крупнейшие заповедники.

Пути решения экологических проблем.

1. Географическое положение.

Задание 1. Пользуясь физической картой России дать характеристику географического положения

Расположено на юге Сибири; протянулось с с-в на ю-з.

Расположено между горными хребтами пояса гор Южной Сибири. Назвать их.

Площадь – 31,5 тыс. км кв., длина – 636 км, ширина – от 24 до 80 км,

максимальная глубина – 1637 м.

1) Самостоятельная работа . Работая с атласом, учащиеся вставляют слова: юге Сибири; с ю-з на с - в; 2 000 м; остров Ольхон; 1637 м.

С помощью физической карты атласа помогите мне дописать письмо домой.

«Пишу письмо с далёких краёв России. Байкал лежит на юге... и простирается с. . . на... на 620 км в длину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более... над его водной поверхностью. В центральной части Байкала находится остров... .Напротив него в 8 -10 км от берега самая большая глубина... Воистину Байкал - самое глубокое озеро планеты».

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении… глубины»

2. Происхождение Байкала.

Задание 2. Работа с тектонической картой.

1) В какое время образовалось озеро?

2) Между какими литосферными плитами оно расположено?

3) Что сегодня происходит с озером?

Озеро Байкал тектонического происхождения, образовавшееся в результате раздвижения литосферных плит Евразийской и Амурской. Озеру около 25млн. лет, но ни каких признаков старения озера нет. Геофизики выдвинули гипотезу о том, что Байкал – зарождающийся океан.

Подтверждение они видят в расхождении берегов озера со скоростью 2см в год. Байкал – это уникальное сокровище природы: самое глубокое пресноводное озеро. Здесь сосредоточено около 80% поверхностных пресных вод страны, или 20% мировых запасов. Для Байкала характерна низкая минерализация воды. Одна из гипотез, объясняющих убывание минерализации воды в озере, заключается в том, что на дне Байкала существует мощный источник сверхпресных вод, который и распресняет его воды. Байкал питает 554 рек и только одна Ангара берет свое начало. Из обитающих в Байкале 2630 видов животных и растений – 70% эндемики.

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении... происхождения»

3. Особенности климата .

Задание 3. Самостоятельная работа. Определить при помощи климатической карты стредние изотермы января и июля для озера. t я = -24ْ t и =+18ْ количество осадков = 400-600 мм

Ещё одну особенность Байкала мы почувствуем выйдя в море.

Море спокойно. Дует не то знаменитый баргузин, зарождающийся в истоках реки, в долине, стиснутой двумя хребтами, не то какой-то другой ветер. Их здесь насчитывается более 13 - верховик, низовик, сивер, култук, бережник, полуденник и наконец, жуткий, смерчевой, до 40 м/сек, северо-западный ветер сарма.

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении... климата и ветров».

4. Байкал называют «колодцем планеты». Что это значит?

Запись в тетради : «колодец планеты» - вода чистая, пресная, не иссякает. 336 рек, дожди, снега.

Каковы источники её пополнения? Подсказку найдёте на с.234-235 учебника.

Солёность О, О1%о, а в реках О,2%о (Волга), круг виден на глубине 40 м.

Вывод. «Байкал - чудо природы в отношении... воды».

5. Органический мир Байкала.

Эндемики - слово на доске. Учащиеся дают самостоятельно определение данного термина (связь с биологией)Запись в тетради: «Музей живых экспонатов». Голомянка. Сом. Байкальская нерпа

Как называют редкие виды животного и растительного мира?

Кого же мы встречаем в водах Байкала? Отгадки поможет найти учебник (с.237)

1 .Бледно-розова, нежна,

Студена вода нужна.

Что за рыбка невеличка,

Меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает

Что за рыбка-иностранка?

Рыбка эта - ....

2. Под корягой в жирном иле

Великан находит дом.

С вами мы его ловили,

Знаем все, что это....

3. В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезёт

Лет с полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами...

Нерпа и лучшая промысловая рыба омуль попали сюда из Северного Ледовитого океана.

Но богат и разнообразен не только подводный мир Байкала, но и природа окружающей его

территории.

Итог урока:

Я рада, что не зря взяла вас в виртуальное путешествие на Байкал.

у Байкала уникально многое:

Высота - над уровнем моря 455 м.

Возраст - около 25 млн. лет;

Флора и фауна включает около 2600 видов.

Глубина - 1637 м.

Площадь - 31500 кв. км.

Объем - 23 тыс. куб. км.

Длина озера - 636 км.

ширина от24 км до 79,5 км.

Самый крупный остров - Ольхон;

Впадает рек - 336 (), 544 ().

Самый крупный приток р. Селенга.

6. У нас остался еще очень важный вопрос - проблемы Байкала:

На побережье Байкала, в Иркутской области и в Бурятии , сегодня работают целлюлозно-бумажный и картонный комбинаты, в городе Северобайкальске – машиностроительный завод, на Ангаре – Иркутская ГЭС, по рекам осуществляется молевый сплав древесины. Все это загрязняет байкальские воды. Воды озера уже не способны к самоочищению. За год успевает разрушиться только 30-40% поступающих со стоками загрязнителей. В воде обнаружены самые ядовитые вещества – токсиды.

1. Засорение нерестовых рек и нерестилищ отходами лесоповала;

2. Довольно большие сбросы в Байкал промышленных отходов заводами;

3. Это и несоблюдение правил ловли и браконьерство . Неразборчиво идет улов, вылавливают молодняк (ведь икринки лишь через 8 месяцев могут превратиться в личинку, а через 9-11 лет сильных, изящных и вкусных рыб).

4. Нерпа в день пожирает до 12 кг разной рыбы в их число входит и омуль. А на Байкале её ни много, ни мало - несколько десятков тысяч голов.

- Учеными – экологами был составлен географический прогноз.

Географический прогноз.

Озеро Байкал – объект «Всемирного наследия». Сохранение байкальской экосистемы имеет планетарное значение и является делом всего человечества.

Задание 4. Ребята, предложите пути решения экологической проблемы Байкала.

Пути решения данной проблемы:

2)Прекратить молевый сплав древесины по рекам;

4)Развивать в районе Байкала организованный туризм, воспитывать экологическую культуру у населения, начиная со школьной скамьи.

5)Организация национальных парков на берегах и склонах окружающих Байкал.

Итог урока. Анализ таблицы.

Закончить наше занятие я хочу словами М. Пришвина: «…мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоемы . В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - это, значит, охранять Родину»

Запись домашнего задания в дневник – п.51. вопросы.

Урок завершен. Спасибо за работу.

Дополнительный материала.

Верховик - едва не самый главный ветер на Байкале. К северу от полуострова Святого Носа его зовут « Ангарой».

Верховик - северный ветер, дующий из долины реки Верхней Ангары. Верховиком его называют потому, что он дует с верхнего, северного конца озера. Он может захватить озеро на всем его протяжении, но летом до южных берегов долетает только в исключительных случаях.

Это один из наиболее мощных и продолжительных байкальских ветров. В конце августа иногда он дует не переставая в течении 10 дней подряд. И тогда озеро пустеет. В это время никто не рискнет выйти в озеро на лодке.

`Верховик - ветер сухой, он дует в ясную, солнечную погоду. Но это не мешает ему быть очень свирепым, особенно зимой, в конце ноября и начале декабря. В это время он так раскачивает Байкал, что воды его становятся черными и беснуют много дней подряд.

Если учитывать, что Байкал замерзает только в конце декабря или в начале января, легко представить, во что превращают его зимние верховики.

Ветер «Сарма»

Хотя из всех байкальских ветров, несомненно, более знаменит баргузин, но на самом Байкале гораздо большей популярностью пользуется сарма.

Переваливая через вершины горных хребтов, этот ветер пытается найти удобные лазейки, он находит их в глубоких разрывах гор - в долинах рек. Именно из долины реки Сармы, впадающей Малое море, и вырывается сарма.

Много преступлений на совести этого коварного ветра, велика летопись его злодеяний. Если летом, неожиданно возникнув, сарма может также внезапно и кончиться, то осенью она дует иногда целыми сутками. Верхние слои воздуха, срываясь с гор, давят на нижние, уплотняют их, в результате чего сарма достигает очень большой силы и скорости (40 м в секунду).

Это хорошо знают старожилы-байкальцы. Сарма начинается мгновенно и часто тогда, когда её не ждёшь.

Ветер «Баргузин»

Легендарный ветер баргузин вырывается к Байкалу с с-в, из грандиозной тектонической впадины - Баргузинской долины. Он дует в средней части Байкала, пересекая озеро наискосок - oт баргузинского залива к о. Ольхон.

Баргузин - могучий ветер, он дует мощно, ровно и широко, но его продолжительность и cuла заметно уступают верховику и култуку.

Ветер баргузин называют полуночником, потому что он часто принимает форму береговое бриза и дует ночью.

Ушканьи острова

В северной части Байкала, против полуострова Святого Носа высятся над водой 4 острова Ушканьего архипелага. На Большом Ушканьем острове постоянно живут несколько десятков зайцев, которых в Сибири зовут ушканами. Но этот остров поражает другими аборигенами (муравьями).

По плотности населения муравьев Б. Ушканий остров не имеет равных в стране. Следы их жизнедеятельности видны здесь повсюду.

На всей площади острова, равной 9 кв. км, их построено не менее 6-7 тысяч.

Муравейники здесь можно встретить на ровных террасах и на крутых обрывах, в нескольких метрах от берега Байкала и на самой вершине острова, в 216 метрах над озером.

Размеры муравейников самые разные. Средняя величина их около 1 м в высоту и 2 м диаметре. Самые большие из них достигают 170 см в высоту и 310 см в диаметре.

Основная причина многочисленности муравейников на Б. Ушканьем острове - отсутствие зверей и птиц, питающихся муравьями и их яйцами и систематически разрушающих муравейник.

На Б. Ушканьем острове нет такого метра поверхности земли, где не было бы следов от старых низовых пожаров. Но низовые пожары губительно действуют на муравьев только вне их жилищ. Сами же муравейники, вместе с находящимися в них муравьями в большей своей части остаются неповрежденными.

Голомянка

Полупрозрачное тело рыбки бледно - розового цвета с едва уловимым сиреневым отливом. Лишенная чешуи, она просвечивает на солнце насквозь. Большие черные глаза и огромный для ее размеров рот придают голомянке хищное выражение. Но особенно удивляют длинные предлинные грудные плавники - они составляют две трети самой голомянки.

Голомянка не выдерживает теплой воды и погибает при 7 - 8 С° тепла. Поэтому обычно она держится на глубине 300 - 500 м. Расправив плавники, рыбка как бы парит, дрейфуя по волне течений, и только иногда, ночью, поднимается к поверхности.

«Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал», - говорят сибиряки Байкал – уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только россиян, но и всего человечества. Байкал – великан, богатырь, красавец под стать Сибири – матушке.


«Балкал – далай» - называют его буряты, что означает «Байкал – море». Нет на Земле другого столь глубокого озера. Его максимальная глубина – 1620 метров, а средняя – 730 м. Дно Байкала на 1167 м ниже уровня Мирового океана, а зеркало его вод – на 453 м выше. Байкал – удивительное озеро


В дину озеро простирается на 620 км при ширине от 24 до 79 км. от 24 до 79 км. Из – за большой глубины и протяженности в Байкале собрано колоссальное количество пресной воды – 1/10 часть пресных вод всей планеты. Полная смена воды в Байкале происходит в течение 332 лет. Характеристика озера


Уникальность воды Байкала Уникальна вода Байкала. По её прозрачности Байкал превосходит альпийские озера. Белый диск, используемый для определения прозрачности воды, виден в озере на глубине 40 м! Белый диск, используемый для определения прозрачности воды, виден в озере на глубине 40 м! Главная ценность байкальской воды в её гидрохимических свойствах и качестве. Она может быть использована как в бытовых целях, так и в целом ряде производств. Она может быть использована как в бытовых целях, так и в целом ряде производств.


Байкал – самое уникальное озеро на планете Вода Байкала – химически очень чистая, слабо минерализованная (в 1 л менее 0,1 г солей), богата кислородом. богата кислородом. Древний возраст Байкала позволил ему сохранить живые организмы давно исчезнувших времен. ¾ видов живых организмов озера эндемичны, то есть не встречаются больше нигде.


Эндемики Байкала Голомянка Омуль Бычки Голомянка Омуль Бычки Наиболее интересные эндемики Байкала – голомянка, омуль, бычки – подкаменщики. Голомянка – это розовато – белая полупрозрачная рыбка, не имеющая чешуи. Голомянка – живородящая рыба, то есть она не мечет икру, а родит живых детенышей.








История освоения Байкала И.Д. Черский И.Г. Гмелин П.С. Паллас В.А. Обручев Л.С. Берг Русские землепроходцы вышли к Байкалу в 17 веке. Первые русские сообщения о Байкале появляются в 1640 г. Любопытные данные о нем содержатся в «Житии протопопа Аввакума», сосланного в Забайкалье и побывавшего на озере в 1656 г. Изучением Байкала занимались многие крупные ученые (Иван Демидович Черский), академики Российской академии (Иван Геогр Гмелин, Петр Симон Паллас, Владимир Афанасьевич Обручев, Лев Семенович Берг).


Происхождение Байкала До сих пор нет единой точки зрения на происхождение впадины Байкала. Одни утверждают, что она возникла в результате глубоких разломов и последующего опускания земной коры. Другие считают, что впадина Байкала – следствие медленного прогибания земной коры. Озеро и окружающие его горы находятся в сейсмоактивной зоне. Наиболее сильное землетрясение произошло на Байкале в конце 1861 г., когда образовался залив Провал.




Особенности природы озера Байкал Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, но суров, неприступен и опасен в штормах. Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, но суров, неприступен и опасен в штормах. особенно свиреп ветер САРМА. Он налетает с северо – запада со скоростью более 60 м/с и сметает все, что попадается на пути. Узкая и вытянутая котловина Байкала, зажатая между высокими горами, долины рек в прибрежных хребтах влияют на направление ветра над озером. особенно свиреп ветер САРМА. Он налетает с северо – запада со скоростью более 60 м/с и сметает все, что попадается на пути. Узкая и вытянутая котловина Байкала, зажатая между высокими горами, долины рек в прибрежных хребтах влияют на направление ветра над озером.


Особенности природы Байкала По продолжительности солнечного сияния район Байкала превосходит такие известные курорты, как Железноводск, Давос и др., и не уступает странам Средиземноморья. Горная тайга, окружающая Байкал, издавна известна ценными породами деревьев, богатством пушных зверей. Байкальский соболь дает самый ценный мех в Сибири.


Значение Байкала Неповторимая красота Байкала, живописные его берега и острова привлекали и привлекают туристов из нашей страны и зарубежья. Целебный воздух, многочисленные термальные источники могут служить хорошей базой для создания курортов и зон отдыха.


Значение Байкала Неповторимый животный и растительный мир озера делают его «музеем живых древностей». Не зря озеро Байкал вошло в число семи чудес России. Многочисленные заповедники созданные на берегах и островах Байкала сохраняют уникальность всего природного комплекса. Старейшим из всех заповедников Байкала является Б аргузинский заповедник. Многочисленные заповедники созданные на берегах и островах Байкала сохраняют уникальность всего природного комплекса. Старейшим из всех заповедников Байкала является Б аргузинский заповедник.


Экологическое состояние Байкала Сооружение Иркутской ГЭС, Селенгинского картонного комбината, различных промышленных предприятий в Улан – Удэ и Иркутске отрицательно влияет на природу Байкала. К сожалению, и в 50 – 60 – х гг. и даже сейчас далеко не все понимают необходимость бережного отношения к природе. Необходимость сохранения как отдельных компонентов природы, так и всего природно – территориального комплекса. Только разумное, основанное на современных технологиях освоение природных ресурсов Байкала поможет и получить экономические выгоды, и сохранить эту природную святыню для наших потомков.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх