Этапы реализации учебно творческой деятельности. Сущность творчества и его проявления в детском возрасте. Этапы творческой деятельности дошкольников. Традиционная система методов обучения

Быть творческим человеком означает больше, чем иметь определенные черты. Это означает вести себя творчески, подходить к задачам, с которыми мы сталкиваемся, опираясь на воображение и оригинальность. Короче говоря, это означает демонстрировать навыки в применении творческого процесса. Хотя авторитеты расходятся во мнениях относительно количества этапов в этом процессе: одни говорят о трех, другие - о четырех, пяти или семи, - эти расхождения не касаются принципиальных вещей. Они состоят лишь в том, объединять ли действия под одним заголовком или несколькими. Относительно основных обсуждаемых действий существенных расхождений нет.

Для облегчения запоминания и удобства применения мы будем рассматривать творческий процесс как состоящий из четырех этапов: поиск задач, формулирование конкретной проблемы или конкретного спорного вопроса, их исследование и создание набора идей. Каждый из этих этапов будет предметом отдельного урока, но краткий обзор всего процесса позволит вам начать применять его уже прямо сейчас.

Первый этап: Поиск задач . Сущность творчества заключается в том, чтобы подходить к задачам, опираясь на воображение, оригинально и эффективно. Часто необходимость искать задачи отсутствует; они встают перед вами в форме очевидных проблем и спорных вопросов. Например, если ваш сосед по комнате в общежитии каждый день возвращается домой в два или три часа ночи, шумно заходит и начинает разговаривать с вами, когда вы пытаетесь заснуть, вам не нужно быть очень проницательным, чтобы понять, что у вас проблема. Или если вы окажитесь в гуще яростных дебатов о том, является ли аборт убийством, никому не нужно говорить вам, что вы будете высказываться по спорному вопросу.

Однако не все задачи столь очевидны. Иногда проблемы и спорные вопросы настолько мелкие и малозаметные, что только очень немногие люди обращают на них внимание; в других случаях никаких проблем и спорных вопросов нет вообще, а есть только возможность улучшить существующее положение. Такие задачи не вызовут у вас сильных эмоций, поэтому вы и не найдете их, если будете просто сидеть и ждать - вы должны их искать.

Первый этап творческого процесса представляет собой привычку искать задачи - не в какое-то определенное время, а постоянно. Ее важность отражена в том факте, что вы можете применить творческий подход только в ответ на задачи, которые вы осознаете.

Второй этап: Формулирование проблемы или спорного вопроса . Цель этого этапа -- найти самую лучшую формулировку проблемы или спорного вопроса, формулировку, которая приведет к наиболее ценным идеям36. «Правильно сформулированная проблема, - отмечал Генри Хэзлитт, - наполовину решена». Поскольку разные формулировки открывают разные направления для мысли, лучше всего рассмотреть как можно больше формулировок. Одна из самых распространенных ошибок при работе над проблемами и спорными вопросами - это рассмотрение их лишь с одной точки зрения, тем самым закрывается множество перспективных направлений для мысли.

Возьмем упомянутого ранее заключенного, когда тот обдумывал, как ему сбежать из тюрьмы. Его первая формулировка проблемы, по-видимому, была такой: «Как мне достать пистолет и, отстреливаясь, выбраться отсюда?» или: «Как мне спровоцировать охранников открыть мою камеру, чтобы я смог их обезоружить?» Если бы он остановился на этой формулировке, он до сих пор оставался бы там, где и был. Его изощренный план побега мог родиться только в ответ на вопрос: «Как мне распилить решетку без пилы?»

Часто после формулирования проблемы или спорного вопроса многими способами вы не сможете решить, какая формулировка самая лучшая. Если так и случится, отложите решение до тех пор, пока работа на следующих этапах процесса не позволит вам принять окончательное решение.

Третий этап: Исследование проблемы или спорного вопроса . Цель этого этапа -- получить информацию, необходимую для того, чтобы эффективно работать над проблемой или спорным вопросом. В некоторых случаях это будет означать всего лишь поиск подходящего материала в своем прошлом опыте и наблюдениях, пригодного для решения данной проблемы. В других потребуется получить новую информацию посредством нового опыта и наблюдений, бесед с информированными людьми или собственного исследования. (В случае того заключенного это означало внимательно изучить все доступные места и предметы в тюрьме.)

Четвертый этап: Создание идей . Цель этого этапа - произвести достаточное количество идей, чтобы решить, какое действие следует выполнить или какое мнение принять. На этом этапе часто встречаются два препятствия. Первое - это часто неосознаваемая склонность ограничивать свои идеи обычными, знакомыми, традиционными реакциями и блокировать необычные и незнакомые. Боритесь с этой склонностью, помня, что, какими бы чуждыми и неподходящими ни казались реакции последнего вида, именно в этих реакциях проявляется творчество.

Второе препятствие - это соблазн слишком поспешно прервать процесс создания идей. Как мы увидим в следующих уроках, исследования показали, что чем дольше вы продолжаете создавать идеи, тем выше вероятность того, что вы создадите стоящие идеи. Или, как пишет один

Остался последний вопрос, который следует прояснить, прежде чем вы будете готовы начать практиковаться в творческом процессе: как узнать, что вы нашли творческую идею? По каким характеристикам вы сумеете отличить ее от других идей? Творческая идея - это идея, которая и опирается на воображение, и эффективна. Второе качество не менее важно, чем первое. Недостаточно, чтобы идея была необычна. Если бы это было так, то самые странные, самые эксцентричные идеи были бы и самими творческими. Нет, чтобы быть творческой, идея должна «работать», должна решать проблему или прояснять спорный вопрос, на который она отвечает. Творческая идея не должна быть просто необыкновенной - она должна быть необыкновенно хороша. Вот стандарт, который вы должны применять, когда обдумываете идеи, которые создали.

Когда вы создали большое количество идей, решите, какая вам кажется самой лучшей. Иногда это будет одна-единственная идея; в других случаях - сочетание двух идей или больше. На этом этапе ваше решение должно иметь предварительный характер. В противном случае у вас появится сильное желание отказаться от важного процесса критического мышления, с помощью которого идеи оцениваются.

Страница 35 из 42

Этапы и механизмы творческой деятельности.

Многие представители творческих профессий - ученые, изоб­ретатели, писатели - отмечают, что важные, критические этапы в их деятельности носят интуитивный характер. Решение пробле­мы приходитвнезапно, а не в результате логических рассуждений. Творчество в своей основе представлено механизмами сверхсозна­ния (Симонов П.В., 1975). Если сознание вооружено речью, математическими формулами и образами художественных произведе­ний, то язык сверхсознания - это чувства, эмоции. Творческий процесс приводит не только к расширению сферы знания, но и к преодолению ранее существовавших, принятых норм.

Выделяют три основных этапа творческого процесса:

Замысел, рождение догадки;

Генерацию различных гипотез, включая самые фан­тастические, для объяснения данного явления;

Критический анализ и отбор наиболее правдоподобных объяснений, которые протекают на уровне сознания.

Озарение, открытие, нахождение пути решения проблемы воз­никают в виде переживания, чувствования, что выбранное направ­ление - то самое, которое заслуживает внимания. И здесь решаю­щая роль принадлежит чувству, интуиции - языку сверхсознания. Многие изобретатели отмечают, что догадка возникает в виде рас­плывчатого образа, который только еще должен быть выражен словами. Однако внезапность появления догадки, озарения - ка­жущаяся, так как она является следствием интенсивной мысли­тельной работы человека, поглощенного увлекающей его пробле­мой или художественным произведением.

Творчество - создание нового из старых элементов во внутреннем мире. Создание нового продукта вызывает положительную эмоциональную реакцию. Это положительное эмоциональное состояние служит наградой творческому процессу и стимулирует человека действовать в том же направлении.

Выявление нового аспекта в когнитивных процессах обусловле­но работой детекторов новизны, которые способны улавливать новое не только во внешнем, но и во внутреннем мире - новые мыс­ли, новые образы. Ориентировочная реакция возникает при этом не на изменение внешнего сигнала, а на преобразование внутреннего образа. При этом она сопровождается положительным эмоциональ­ным переживанием и сама является эмоциональным подкреплениeм. Детекторы новизны обладают высокой чувствительностью, они сразу же фиксируют факт появления новой мысли еще до того, как она будет оценена. Осознание появления новой мысли сопровож­дается творческим волнением, которое стимулирует умственную работу. И только после появления эмоциональной реакции мысль начинает критически оцениваться. Таким образом, неосознанное сопоставление разного рода информации, содержащейся в памя­ти, порождает новую мысль. Ее последующая оценка осуществля­ется путем сравнения этой мысли с другими, ранее уже осознан­ными. Следовательно, продукция нового осуществляется главным образом в подсознании, а его оценка - на уровне сознания.

Творчество связано с развитием потребности в познании, в по­лучении новой информации, которая достигается в процессе ори­ентировочно-исследовательской деятельности. Последнюю можно рассматривать как цепь ориентировочных рефлексов. Каждый из ориентировочных рефлексов обеспечивает получение определен­ной порции информации.

Творческое мышление - это ориентировочно-исследовательская деятельность, обращенная к следам памяти в сочетании с поступаю­щей актуальной информацией.

Ориентировочный рефлекс как выражение потребности в новой информации конкурирует с оборонительным рефлексом, который является выражением агрессии или страха, тревоги.

Таким образом, стимуляцию ориентировочно-исследовательской активности можно рассматривать как основу развития твор­ческого потенциала человека.

художественный творчество ребенок педагог

Во втором параграфе нашей работы мы попытаемся рассмотреть основные этапы развития творческой деятельности ребенка - дошкольника.

Болотина Л.Р. предлагает в творческой деятельности ребенка выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь может быть детализирован.

  • 1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения, рассказа, рисунок, танца могут быть определены самим ребенком или предложены воспитателем (конкретное же решение определяется только самим ребенком). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Исследования в области изобразительного творчества показывают, что первоначально дети 3-х лет только в 30%-40% случаев могут создать задуманное ими самими. Остальные же меняют замысел, как правило, называя, что они хотят нарисовать в начале занятия, затем рисуют совсем другое. Иногда смена замысла происходит несколько раз. И лишь к концу года при условии систематических занятий с детьми у 70-80% ребят замысел и воплощение его совпадали. Причина такого явления заключается с одной стороны в ситуативности мышления малыша: сначала ему захотелось нарисовать одно, вдруг в поле его зрения попадает другой объект, который представляется ему более интересным. С другой стороны, называя замысел малыш далеко не всегда может соотнести задуманное своими изобразительными возможностями. А поэтому взяв в руки карандаш или кисть, и поняв свое неумение, он отказывается от первоначального замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт любой художественной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
  • 2. Создание детьми образа. Изображение, рассказ по теме, названный воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, но помогает направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решения. Значительно большие возможности возникают тогда, когда изображение создаются по замыслу детей, когда даются лишь направления выбора темы, содержание изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки и аппликации.
  • 3. Анализ результатов тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности, что позволяет детям вполне осмыслить результат своей деятельности. По окончанию занятий все созданные детьми изображения выставляются на специальном стенде. При тактичном направляющем внимании детей действия педагога они увидят интересные находки других детей, оригинальные и выразительные решения темы. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия нужно организовывать по - разному, не допуская шаблона и стереотипа, иначе это будет скучно, а потому не поучительной для детей этап создания изображения .

Развернутый анализ детских работ необязателен на каждом занятии. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Так, если дети изготовляли украшения для елки, то в конце занятия все сделанные детьми игрушки надо просто повесить вместе с ними на елку и отметить что все игрушки хорошо смотрятся. А если дети украшали платье для куклы то их лучше развесить в магазине, чтобы кукла или несколько кукол могли выбрать понравившиеся.

Рассмотрим, на примере детского взросления, как же развивается творчество.

Для малышей творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов, изображенных им. Например, дети лепят яблоки, и если кто-то из них слепив яблоко, затем изображает яблоко поменьше или побольше, то для него это будет творческим решением. Проявлением творчества детей этого возраста можно считать и дополнение изображения какими - то деталями, например, к вылепленному яблоку малыш прикрепляет палочку (черешок), к шарику - веревочку и т.п.

Творческий подход к изображению может выразиться в изменении цвета: например, нарисовав красное яблоко, ребенок рядом (по своей инициативе) рисует желтое или зеленое. Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. Например, дети средней группы по заданию педагога рисуют птицу, кто какую захочет. Закончив изображение, мальчик из раскрытого клювика выводит тонкие волнистые лини: «Птичка поет, - объясняет он, - это ее голосок». И здесь мы видим проявление воображения и творчества.

По мере овладения изобразительной деятельностью усложняется и творческое решение детьми изобразительной задачи. В старших группах они с огромным удовольствием передают в рисунках, лепке, аппликациях фантастические образы, изображают сказочных героев, волшебную природу, сказочные дворцы, космическое пространство, с летающими кораблями, вышедшими в открытый космос людьми и другое .

Важным стимулом развития детского творчества - положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, зале, вестибюле выставки продуктов детского творчества.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности - составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, претворении его деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.

Своеобразие детского творчества заключается так же в том, что основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности - образной реализации и впечатлений от окружающего мира. Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей характерно наличие замысла.

Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр не редко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материалы из сказок, рассказов, из жизни.

Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности .

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. Характерная черта изобразительного художественного творчества - создание выразительных изображений. Красота и выразительность изображения зависит от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форм предмета.

Изображение детьми предметов и явлений в действительности это вместе с тем и отношение к этим предметам и явлениям.

Однако не только интерес к созданию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять работу лучше, стремиться достигнуть выразительности образа. Большое значение имеет, и воспитание у них желания сделать работу понятной и интересной для других. А возникает оно уже на 4-ом году жизни .

Итак, совершенно очевидно, что, осуществляя работу по развитию детского творчества необходимо шире включать детей во все процессы подготовки к исполнению (и чем старше дети, тем больше их надо активизировать): выслушать их мнения, советоваться с ними. Важно ставить детей в позицию непослушных исполнителей, а активных участников подготовки творческой деятельности и ее осуществления.

В настоящее время предпринимается много попыток исследования стадий творческого процесса. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процесса творчества.

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание, концентрация, «стягивание» знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4. Проверка.

П.М. Якобсон процесс творческой работы изобретателя подразделяет на 7 стадий: 1)период интеллектуальной готовности, 2) усмотрение проблемы, 3) зарождение идеи – формулировка задачи, 4) поиск решения, 5) получение принципа изобретения, 6) превращение принципа в схему, 7) техническое оформление и развертывание изобретения. Эти же этапы можно наблюдать и в творческой деятельности писателя, но в более упрощенном виде: психологическое состояние готовности, разработка замысла, поиск формы запечатления задуманного произведения, реализация замысла и доработка произведения.

Теперь остановимся подробнее на каждом из этих этапов. Психологическое состояние готовности к работе может выражаться в очень разнообразных формах. Это может быть переживание неудовлетворенности и недовольства собой, переживание неизжитой активности – наличие внутренних сил, которые требуют соответствующего приложения, но не нашли еще объекта для применения. Художник с жадностью вбирает в себя впечатления, ловит то, что может натолкнуть его на замысел.

Л.Н. Толстой пишет после прогулки по парку: «… не забыть прогулку с Лелей по парку. Парк. Собаки. Коза. Осенние пруды и темно-бронзовые деревья!».

Состояние «готовности» к творческой деятельности может превратиться в активный поиск того, что могло бы натолкнуть на соответствующий замысел. Толчком могут оказаться воздействие самого различного характера, которые при наличии творческой готовности художника приводит к появлению замысла.

Лермонтов М.Ю., например, отвечает на поразившую его до глубины души смерть Пушкина своим взволнованным посвящением на смерть поэта.

Процесс, который приводит к рождению замысла, психологически переживается как большое внутреннее событие. Затем начинается осмысление замысла. Писатель преодолевает первые трудности, и его начинает охватывать долгожданное заслуженное вдохновение, которое позволяет с большей быстротой намечать эпизоды событий, смену обстоятельств в жизни героев, изменение их судеб.

Замысел, получивший у художника свое первичное оформление, становится тем стержнем, на основе которого происходит дальнейшее развитие будущего произведения. Разработка замысла представляет собой в психологическом отношении новый этап работы. Этот период работы характеризуется многообразием поисков художником путей развития темы и сюжета. Способ разработки замысла зависит от масштабности произведения. Замысел может быть зафиксирован в немногих словах и фразах плана произведения.

Известны выразительные планы пушкинских поэм, где десятком слов обозначена вся последовательность частей большой поэмы. В творческий процесс, захватывающий глубоко ум и сердце художника, ведущий к мобилизации всех его душевных сил. Невольно включается и опыт его жизненных впечатлений. Именно этим и объясняется, почему писатели фиксируют в своих записных книжках, дневниках, заметках отдельные обороты речи, отмечают детали быта и одежды, особенности манер и облика и другое.

Известно, что многим писателям на начальном этапе работы важно иметь прообраз, прототип. Другим такая модель не нужна. Она сковывает их воображение. По этому поводу Л.Н.Толстой писал: «У меня есть лица, списанные и не списанные с живых людей. Первые уступают последним, хотя списывание с натуры и дает им эту несравненную яркость красок в изображении».

Таким образом, разработка замысла – один из самых сложных этапов создания произведения.

Следующий этап связан с подбором формы, в которой писатель сможет выразить свое новое создание. Поиск формы произведения заключается не в том, что оно будет новеллой, повестью или романом. Здесь речь идет о совокупности всех тех средств выражения, благодаря которым данный сюжет будет представлен лучшим образом. Но писатель со своей неуемностью фантазии одновременно является и критиком. Говоря о стиле произведения, А.Н. Толстой писал: «Работать над стилем - значит… беспощадно выбрасывать все лишнее… Отсеивайте весь мусор, сдирайте тусклость с кристаллического ядра – не бойтесь, что фраза холоднее, - она сверкает».

Таким образом, мы видим, что размышления художника, связанные с формой произведения, представляют собой существенный элемент в психологии его творческой деятельности. С точки зрения психологии деятельности, реализация замысла – это самый длительный этап работы. Он захватывает период времени, который может выражаться в неделях, месяцах, а иногда и годах. Все зависит от масштаба задуманного произведения. Характерной особенностью творческого процесса является одновременно его целостность и многоплановость. Целостность определяется задачей писателя и способом организации его душевных сил. При работе над большим произведением могут возникать длительные перерывы, и писатель может заниматься творческой деятельностью другого характера, но продолжается невидимая работа ума.

Многоплановость деятельности выражается в том, что в ход процесса создания произведения включаются отобранные, подвергнутые обработке значимые впечатления различного типа, нужные для конкретизации детали. От зарисовок, проб, эскизов, черновых вариантов, от записи отдельных сцен и эпизодов художник переходит к работе над своим произведением, в последовательности его частей и компонентов. В период реальной работы над произведением художник решает многочисленные вопросы, которые превращают произведение в единое целое. В период, когда работа близка к концу или произведение уже закончено, оно становится особенно близким художнику. Его волнуют отдельно сцены, образы людей, запечатленные в нем, нравственные и социальные идеи, положенные в основу произведения.

Когда произведение окончено, оно не сразу начинает жить самостоятельной жизнью, очень часто оно нуждается в заключительном этапе деятельности художника, связанном с доработкой произведения. В этот период меняется характер деятельности художника, происходит частичная доработка – сокращения, замены, поиск новых выразительных деталей. После этого возникает внутреннее удовлетворение или неудовлетворенность созданным произведением. Но все же у художников, которые не могут внутренне оторваться от созданного уже произведения, наступает психологически такой момент, когда оно становится для них прошлым. И тогда начинает формироваться в нем готовность к новым замыслам.

Итак, творческая активность художника находит новое русло. И вновь возникает творческий процесс. История повторяется сначала.

Заключение.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам, роль воображения в творческом процессе велика, т.к. оно выступает необходимым элементом творческой деятельности, что до сих пор не существует единой концепции творчества, поэтому эта проблема остается нерешенной; способность к творчеству зависит от индивидуальных особенностей личности, творческая деятельность писателя – это сложный многоплановый процесс, состоящий из отдельных этапов. Научный анализ психологии художественного творчества открывает новую страницу в изучении и самой психологии человека, расширяя представление о духовном богатстве человеческой личности; Выявляет отдельные творческие потенции, заложенные в человеческой натуре.

Можно предположить, что дальнейшее изучение психологии творчества художников обогатит нашу культуру новыми материалами.

Список литературы.

1. Коршунов А.М. Теория отражения и творчества. – М., 1971. – 254 с.

2. Лук А.Н. Психология творчества. – 1978. – 125 с.

3. Мелик-Пашаев А.А. Пушкин и психология художественного творчества. Вопросы психологии. – 1999. - № 5. – С. 14.

4. Пономарев П.А. Психология творчества. – М., 1976. – 303 с.

5. Шапарь В.Б. Психология для всех и каждого. – Ростов-на-Дону, 2002. - 448 с.

6. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М., 1978. – 49 с.

Селихова М., Горячева Ю.

Реферат

Сны и сновидения

План.

1. Сон и сновидения:

а) физиология сна;

б) история научного изучения проблемы сновидений;

в) источники сновидений;

г) забывание сновидений;

д) теории сновидений;

е) моральное чувство в сновидениях;

ж) основные особенности сновидений;

з) отношение между сновидениями и душевными заболеваниями.

2. Галлюцинации и псевдогаллюцинации.

3. Грезы и мечты

Заключение.

Современная жизнь – время хронического недосыпания. Давно известно, что сон совершенно необходим для поддержания жизни. Для человека жизнь без сна может продолжаться значительно меньше, чем без воды и пищи – не более 12 суток. Лишение сна вызывает отчетливое изменение в поведении. Лучшим доказательством необходимости сна является то, что «вечно занятое и постоянно спешащее население современных городов не смогло освободиться от этой «привычки» (Рожанский, 1954).

Цель работы – изучить основные положения исследований сна, сновидений, галлюцинаций, грез и мечтаний. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) изучить источники по проблеме; 2) сопоставить различные точки зрения на рассматриваемые вопросы; 3) рассмотреть основные формы сновидений и механизмы их протекания; 4) рассмотреть такие виды видений, как галлюцинации, грезы, мечты.

З.Фрейд в своей монографии «Толкование сновидений» рассматривает историю научного изучения проблемы сновидений и сопоставляет точки зрения различных авторов на сновидения на основе предположений, которые легли в основу психологического толкования сновидений. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. в своей книге «Фантазия и реальность» рассматривают основы характеристики сновидений, галлюцинаций, грез и мечтаний.

Л.С. Коршунова в книге «Видение и его роль в познании» описывает видение и его основные формы, в частности, мечты. Л.С. Выготский приводит концепцию психологов старой школы, в частности, - Вундта, о сновидениях и творческих видениях.

Б.В. Зейгарник рассматривает проблемы галлюцинаций и псевдогаллюцинаций в книге «Патопсихология». История научного изучения проблемы сновидений довольно сложна для изложения. Существует большое количество теорий сновидений. Первое сочинение, в котором сновидение рассматривалось как объект психологии, принадлежит Аристотелю «О сновидениях и толковании их». Аристотель заявляет, что сновидения дьявольского, а не божественного происхождения, это, однако, раскрывает его глубокий смысл. Ему знакомы различные виды сновидений, он знает, например, что сновидения превращают мелкие раздражения, наступающие во время сна, в крупные (кажется, будто идешь через огонь и горишь, когда на самом деле – лишь незначительное согревание той или другой части тела) и выводит отсюда заключение, что сновидение может обнаружить перед врачом первые, незаметные признаки начинающихся изменений в теле.

Древние до Аристотеля считали сновидения не просто продуктом грезящей души, а внушением со стороны Божества. У многих первобытных народов считалось, что во время сна душа покидает тело и отправляется путешествовать, при этом она может посетить загробное царство и встретиться с душами умерших. Будить спящего человека запрещалось, т.к. если его душа не успеет вовремя вернуться, человек умрет.

У других племен считалось, что во время сна души других людей и предметов приходят посещать спящего. В Древнем мире сны использовались для лечения (инкубация сновидений, распространенная в Месопотамии, Египте, Греции и Риме). В специальные храмы приходили паломники, чтобы после определенных ритуалов заночевать там и увидеть сон, который подсказал бы путь к исцелению от болезни или решению проблемы. Возможно, подобные посещения имели психотерапевтический эффект (вера людей), жрецы храма были не только опытными психологами, но и целителями. Еще в ΧII веке католики искали исцеления в церквях, построенных на развалинах обожествленного врача Эскулапа. Традицию «храмов сна» сейчас пытаются возродить в Великобритании.

Физиолог Будрах считал, что «…жизнь дня с ее треволнениями и переживаниями, радостями и горестями никогда не воспроизводится в сновидениях, последнее стремится скорее вырвать нас из этой жизни. Даже когда вся наша душа преисполнена одной мыслью, когда острая боль разрывает наше сердце или когда какая-либо идея поглощает целиком весь наш разум, - даже тогда сновидение оживляет нечто совершенно своеобразное, или же берет для своих комбинаций только отдельные элементы действительности, или же, наконец, входит в тон нашего настроения и символизирует действительность».

Противоположное мнение высказывали Вейгандт и Мори. «Очень часто, по-видимому, в огромном большинстве сновидений можно наблюдать, что они возвращают нас в повседневную жизнь, а вовсе не вырывают из нее» (Вейгандт). «Нам снится то, что мы видели, о чем говорили, чего желали и что делали». Следовательно, материал, образующий сновидения, происходит от реальных переживаний и во сне вспоминается, воспроизводится. Но сновидение имеет еще в своем распоряжении воспоминания, недоступные бодрствованию, т.е. детские годы.

Делаж же считал, что впечатления, интенсивно владеющие бодрствующим мышлением, лишь в том случае воспроизводятся в сновидении, когда мышление дня до некоторой степени успело отодвинуть их на задний план.

Рассмотрим 4 группы источников сновидений, которыми пользуются и для их классификации:

1. Внешние (объективные) чувственные раздражения.

2. Внутренние (субъективные) чувственные раздражения.

3. Внутренние (органические) физиологические раздражения.

4. Чисто психические источники раздражения.

Внешние (объективные) чувственные раздражения. Раздражения, действующие на органы чувств во время сна, проявляются в сновидениях не в своем действительном виде, а заменяются каким-либо другим представлением, находящимся с ним в каком-либо отношении. Например, раскаты грома переносят нас на поле сражения; скрип двери вызывает столь различные сновидения, и почему именно такие, а не другие, этот вопрос был разработан Штрюмпелем и Вундтом. Они полагают, что душа по отношению к таким раздражениям находится в условиях образования иллюзий. Чувственное впечатление познается и правильно истолковывается нами, т.е. включается в группу воспоминаний, и которое относится на основании всех предшествующих переживаний, если впечатление сильно, ярко и достаточно для этого времени. Если же этих условий нет налицо, то мы искажаем в нашем представлении объект, от которого проистекает впечатление, и на основании его строим иллюзию.

Внутренние (субъективные) чувственные раздражения. Субъективные чувственные раздражения не зависят от внешних случайностей. Они пригодны для толкования сновидений, когда в них есть необходимость. Но они, в отличие от объективных, недоступны наблюдению и опыту в их значении возбудителей сновидений. Главный аргумент в их сновызывающих функциях – гипнотические галлюцинации, называемые Мюллером И. «фантастическим зрительным явлением» Это чрезвычайно яркие, изменчивые образы, представляющиеся в период засыпания перед взглядом многих людей и на некоторое время продолжающихся после пробуждения. Для их возникновения необходима известная душевная пассивность, ослабление внимания. Они тождественны сновидениям. Аналогично этим образам могут гипнотически появляться затем в сновидениях.

Трембелль Лэдд считал, что изменчивый характер внутренних зрительных возбудителей в точности соответствует веренице образов, проходящих через наши сновидения.

Внутренние (органические) физические раздражения. Уже Аристотель считает, что в сновидениях человек предупреждается о начинающейся болезни, которую совершенно не замечает в бодрствующем состоянии (благодаря усилению впечатлений со стороны сновидений) и представители медицины всегда считали возможным, что сновидение может предупредить о болезнях органов. Возбудителем сновидений у целого ряда лиц является развитие расстройств внутренних органов. Частые кошмары наблюдаются у лиц, страдающих сердечной и легочной болезнями.

Психиатр Краусс полагал, что возникновение сновидений, наряду с психозом и бредовыми идеями, обусловлено органическими ощущениями, которые делятся на 2 части: 1) на общие чувства; 2) специфические ощущения, присущие главным системам вегетативных органов, в которых различают 5 групп:

Краусс описывает причину образования сновидений путем физического раздражения: ощущения, согласно закону ассоциации, вызывает родственные ему представления и вместе с ним соединяется в одно органическое целое, на которое однако, сознательно реагирует иначе, нежели чем в нормальном состоянии. Оно обращает внимание не на само ощущение, а только на сопутствующее представление, что служит одновременно и причиной того, почему такое положение вещей до сих пор не было подмечено. Краусс называет этот процесс «транссубстанцией» ощущений в сновидения.

Мурме Вольд.

1. Положение членов тела в сновидении соответствует приблизительно его положению в действительности, т.е. субъекту снится статическое состояние членов, соответственное реальному.

2. Если субъект видит во сне движение какого-либо члена своего тела, то движение это почти всегда таково, что одно из положений соответствует действительности.

3. Положение членов собственного тела в сновидениях не может быть приписываемо другому лицу.

4. Может сниться, что данное движение встречает препятствие.

5. Член тела в данном положении может в сновидении принять форму животного или чудовища, причем, между тем и другим – аналогия.

6. Положение членов тела может возбудить в сновидении образы, имеющие какое-либо к нему отношение. При движении пальцев могут сниться цифры.

Известно, что ощущение полета во сне, несомненно, обусловлено очень свободным и легким дыханием. Ощущение падения с высоты достоверно зависит от расслабления мускулатуры ног. Оно возникает при неловком положении ног, причем кровообращение в одной из них нарушено вследствие давления на большой сосуд. Чтобы восстановить равновесие, сердце вынуждено усилить работу, и с этим связано чувство страха, делающееся исходной точкой сновидения. Когда положение становится невыносимым, спящий делает резкое движение, нога скользит и получается ощущение падения, в котором и заключается сон.

Чисто психические источники раздражения. Некоторые авторы (Вундт, Тисье, Вейгандт) заявляют, что в большинстве сновидений действуют соматические раздражения и неизвестные, или же известные в качестве дневных интересов, психические возбудители.

Людям снится то, что они делали днем и что их интересует в бодрствующем состоянии. Это перенесение из бодрствования в сон интересов не только представляет собой психическую связь, соединяющую сновидения и жизнь, но приводит нас к источнику сновидений, который может объяснить происхождение всех сновидений.

Всем известно, что сновидения к утру «исчезают», хотя некоторые из них в памяти остаются чрезвычайно долгое время. Причинами забывания сновидений, по мнению Штрюмпеля, являются: 1) Сновидение забывается потому, что оно чересчур слабо; 2) Большинство сновидений представляет собой однократные переживания; 3) Сновидение лишено внутренней связи; 4) Сновидения исчезают под впечатлением наступающего дня; 5) Большинство людей мало интересуются тем, что им снится.

Две причины, дополненные Бенини: а) изменение чувства связи между сном и бодрствованием неблагоприятно для взаимной репродукции; б) иное расположение представлений в сновидениях является непереводимым для бодрствующего сознания.

Особенности запоминания сновидений: сновидения, которые утром субъект считает забытыми, могут быть восстановлены в последствии в течение дня благодаря восприятию, случайно соприкасающемуся со все же забытым содержанием сновидения (Радшитох, Тисье).

Штрюмпель: «Чрезвычайно часто бодрствующее сознание наяву включает многое в воспоминании о сновидении: субъект воображает, что ему снилось то или иное, вовсе не имевшее места в сновидении».

Рассмотрим группу теорий сновидений на основании воззрения относительно степени участия характера и психической деятельности человека в сновидении.

1. Теории, признающие, что в сновидении продолжается полностью вся психическая деятельность бодрствования (Дельфеб). Здесь душа не спит, ее механизм остается в неприкосновенности, но, будучи помещена в условия, отклоняющиеся от состояния бодрствования, душа при нормальном функционировании дает другие результаты, чем в бодрствующем состоянии.

2. Теории, признающие понижение психической деятельности в сновидении – ослабление ассоциации и оскудение перерабатываемого материала. Сон простирается далеко за пределами души, он состоит не только в отделении души от внешнего мира, но и проникает, наоборот, в ее механизм и на время приводит его в негодность.

3. Теории, признающие, что в сновидении проявляется лишь часть душевной деятельности, парализованная сном, пользуются наибольшей популярностью среди врачей и вообще в научном мире.

Физиологические теории. Бинц «Это состояние (оцепенения) уже утру подходит к концу. Утоляющее вещество, скопляющееся в белом веществе мозга, становится все более значительным. Тут и там пробуждаются отдаленные группы клеток, между тем как вокруг еще все находится в состоянии оцепенения. Перед нашим тусклым сознанием выступает в этот момент изолированная работа отдельных групп, ей недостает еще контроля других частей мозга, главной сферой которого являются ассоциации. Поэтому-то образы, которые большей частью соответствуют материальным впечатлениям ближайшего прошлого, следуют друг за другом в хаотическом беспорядке. Число освобождающихся нервных клеток становится все больше, и абсурдность сновидений постепенно понижается.

Мори понимал сновидения как неполное частичное бодрствование. Возражения против этой теории встречаются уже в 1830 г. у Бурдаха. «Если признавать, что сновидение представляет собой частичное бодрствование, то этим, во-первых, не объясняется ни бодрствование, ни сон; во-вторых же, говорится только, что некоторые силы души проявляют во сне свою деятельность, а другие в это время находятся в состоянии покоя. Но это неравенство наблюдается вообще в течение всей жизни».

1866 г. Роберт считал: возбудителями сновидений никогда не становятся мысли, продуманные до конца, а всегда лишь те, которые, так сказать, копошатся в голове и незаметно или бегло проходят мимо рассудка. Сновидение представляется Роберту «Физиологическим процессом, выделения которого доводится до сознания благодаря душевной реакции… Человек, у которого была отнята способность грезить, дожжен был сойти с ума, т.к. в его мозгу скопилось бы множество непродуманных мыслей и беглых впечатлений, под бременем которых могло бы угаснуть то, что должно бы внедриться в практику в виде готового целого… Сновидение служит перегруженному мозгу своего рода предохранительным вентилем. Сновидения обладают спасительной «разгружающей силой». Источник сновидений лежит в самой душе, в ее перегружении».

4. Теории, приписывающие грезящей душе способность и склонность к особой психической деятельности, на которую она в бодрствующем состоянии либо совсем не способна, либо способна в очень незначительной степени.

Шернер (1861) считал, что физические раздражения дают душе материал, который она использует в своих фантастических целях. Фантазия в сновидениях обладает излюбленным символом для организации во всем его целом. Символ этот – дом. Например, в сновидении, вызванном головной болью, потолок комнаты (который представляется покрытым пауками), может символизировать собой голову. Различные другие предметы употребляются для изображения частей тела, посылающих раздражения (легкие – раскаленная печь с бушующим ярким пламенем, сердце – пустые коробки и ящики).

Психологи старой школы, в частности Вундт, считали, что каждый элемент сновидений – это впечатление, которое было пережито сознанием в состоянии бодрствования, и фантастические комбинации элементов сновидения – это их своеобразные сочетания. А совершенно своеобразные сочетания элементов возникает потому, что наше сознание не воспринимает органами чувств внешние раздражения, все они доходят до него в искаженном виде, но оно воспринимает ряд внутриорганических раздражений.

Психоаналитические теории сновидений. Для Фрейда сновидения – это осуществление запретных, подавленных, вытесненных в бессознательное желаний, возвращение человека к его инфантильному (детскому) состоянию. В сновидении находят отражения наши собственные влечения и желания. В нем вновь оживают все характерные черты примитивной душевной жизни, включая различные формы проявления сексуальности. Фрейд различал сновидения желания, страшные сновидения и сновидения наказания. Фрейд различал скрытые мысли сновидения и его явное содержание. Скрытые мысли сновидения недоступны сознанию видевшего сон, они бессознательны. Перевод скрытого в явное – работа сновидения. Эта работа осуществляется с помощью механизмов сгущения, смешения, превращения мыслей в зрительные образы вторичной обработки. Благодаря этим механизмам сновидение может искажаться, выглядеть странным, абсурдным и непонятным. Такому искажению способствует цензура сновидений, которая отвечает, по мнению Фрейда, за различные проблемы и пропуски в сновидениях, модификацию и перегруппировку его материала.

А. Адлер считал, что сновидение вовсе не стремится вернуться в прошлое, как полагал Фрейд. Оно устремлено вперед и нацелено на решение некой задачи. Сновидение не является царской дорогой к бессознательному, поскольку не противоположно бодрствующему сознанию. Между сознательным и бессознательным нет никакой противоположности. Для К. Юнга сновидения – это трансцендентальное, т.е. выходящее за пределы человека послание. Оно наделено функцией связи между сознательными и бессознательными процессами. Кроме того, сновидение включает в себя предвосхищающие функции. Оно нацелено на будущее. По убеждению Юнга, сексуальность в сновидениях является лишь средством выражения, но не смыслом и целью его.

В понимании Э. Фромма сновидение обладает двойственными функциями. При отсутствии контакта с реальностью в сновидении проявляется как самое плохое, так и самое хорошее, что имеется в человеке. В нем человек может быть неразумнее, мудрее и нравственнее, чем когда бодрствует. Для Фрейда сновидение иррационально по своей природе. Согласно Юнгу сновидение является откровением высшего разума. С точки зрения Фромма, в сновидении проявляется и то, и другое.

Активационно-синтетическая модель сновидений, предложенная Р. Маком Карлей и Дж. А. Гобсоном (1977), противоречит теории Фрейда. Сновидения не имеют никакого смысла и значения, а являются хаотическими несвязанными образами, вызываемыми остаточными последствиями дневной работы мозга. Следовательно, можно сделать вывод о том, что существует огромное количество теорий сновидений. Но в этих теориях нельзя заметить прогресса, т.к. каждый новый автор начинает изучение вопроса сызнова.

Моральные чувства в сновидениях. Радештох: «Необходимо принять во внимание, что ход ассоциаций в сновидениях и соединение представлений происходит без участия рассудка, эстетического вкуса и моральной оценки; в лучшем случае, оценка слаба и налицо полное этическое безразличие».

В резком противоречии – высказывание Шопенгауэра, который говорит, что каждый действует в сновидении в полном согласии со своим характером. Гильденбрандт. «Чем чище жизнь, тем чище сновидения, чем позорнее первая, тем позорнее вторая». Сновидение дает возможность заглянуть в глубины и сокровенные уголки нашего существа, которое в бодрствующем состоянии остаются для нас закрытыми.

Главная особенность сновидений – явления, переводящие в состояние сна. Бодрствующее состояние – мышление совершается посредством понятий, сновидение же мыслит образами. Сновидение мыслит преимущественно зрительными образами, хотя и оперирует слуховыми восприятиями и восприятиями других органов чувств. Из этих образов сновидение создает ситуацию. В сновидении субъект, как ему кажется, не мыслит, а переживает. Критическое сомнение, что пережито не было ничего, а лишь продумано в своеобразной форме сновидения, появляется лишь по пробуждении.

Бурдах: «К существенным признакам сновидений относятся: а) то, что субъективная деятельность нашей души представляется объектом: субъект так воспринимает продукты фантазии, точно они – чувственные ощущения; б) сон является уничтожением самостоятельности. Поэтому сон требует известной пассивности… Сновидение обусловливается понижением власти субъекта «над сами собою».

Дельфеб: «Мы верим в реальность содержания сновидений, потому что во сне не имеем других впечатлений, которые служили бы для сравнения, и потому, что мы совершенно отделены от внешнего мира. Законы ассоциации, по которым соединяются представления, относятся и к сновидению. Наиболее крупное психическое действие человека, сохраняющееся в сновидении, - память».

Шабанэ: «Сновидение способно продолжить интеллектуальную работу дня и довести ее до конечного результата; оно может разрешать сомнения и проблемы и для поэтов и композиторов – источник вдохновения. Пример: Менделеев, химик Кекуле. Формула молекулы бензола. Тартани. Соната «Трель Дьявола». Завершение Державиным оды «Бог».

Отношения между сновидениями и душевными заболеваниями. Гонбаум считает, что 1-я вспышка безумия проявляется зачастую в страшных кошмарных сновидениях, что главенствующая мысль находится в связи с этим сновидением. Томайэр обращает внимание на сновидения о страхе, которые должны считаться эквивалентными эпилептическим припадкам. Особенно часто в случаях выздоровления от душевных болезней наблюдается, что при совершенно здоровом состоянии днем сновидения носят характер психоза. Относительно изменений, которые претерпевает сновидение при душевной болезни, до сих пор известно мало достоверного. В отличие от него, внутреннее сродство между сновидением и душевным расстройством проявляется в полном совпадении обоих явлений, снискало себе уже давно внимание ученых. Краусс: «Безумие есть сновидение в бодрствующем состоянии». Вундт: «И действительно, в сновидениях мы можем пережить почти все явления, наблюдаемые нами в домах для умалишенных».

Признаки, на основании которых проводится это сходство (Спита, Мори): 1) исчезновение самосознания, вследствие этого неосознание состояния как такового, т.е. невозможность удивления, отсутствие морального сознания; 2) изменение восприимчивости органов чувств – понижение в сновидении и чрезвычайное повышение при душевном расстройстве; 3) соединение представлений между собой исключительно по законам ассоциации и репродукции, т.е. автоматическое образование ряда, отсюда непропорциональность отношений между представлениями (преувеличения, фантазмы); 4) изменения личности, а иногда – свойств характера (извращения). Грезингер считал, что осуществление желаний – это элемент, общий для сновидений и психоза.

Медицинская теория сновидений выдвигает положение, что сновидения и душевные расстройства совпадают.

С физиологической точки зрения, сон – совокупность двух чередующихся фаз, которые получили название «медленного» и «быстрого» сна (парадоксальный). В фазе «медленного» сна изменяются вегетативные и моторные показатели: снижается тонус мускулатуры, замедляется дыхание, сердечный ритм. Во время «быстрого» сна резко падает активность мышц шеи, появляются физические явления в виде быстрого движения глаз, подергивания мышц лица, конечностей, нарушения регулярности ритма дыхания, подъем артериального давления. При пробуждении от «медленного» сна человек часто не примечает сновидения, т.к. сновидения в данной фазе напоминают мысли, рассуждения. В период «медленного» сна может возникнуть снохождение (сомнамбулизм), сноговорение, ночные кошмары у детей, о которых после пробуждения они не помнят. После «быстрого» сна человек в 75 – 90 % случаев сообщает о сновидениях с элементами нереальности, фантастичности. Две фазы сна образуют цикл длительностью 60 – 90 минут, повторяющиеся в естественном ночном сне 4 -5 раз. У нормального человека на «быстрый» сон приходится ≈ 20 % всего периода. Длительность фаз «быстрого» сна к утру увеличивается, а «медленного» уменьшается.

При общем лишении сна сначала восстанавливается «медленный», а затем «быстрый» сон. Сон способствует восстановлению функции соматических тканей и нервных клеток, психологической стабилизации, защиты личности от нерешенных конфликтов, отбору и сохранению в памяти значимой информации. Следовательно, сон – это периодическое функциональное состояние человека и животных со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах, характеризующиеся значительным обездвижением и отключением от сенсорных воздействий внешнего мира. У человека во сне – угнетение осознаваемой психической активности. Сновидения – субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительные модальности, регулярно возникающие во время сна в фазе «быстрого» сна.

Рассмотрим галлюцинации и псевдогаллюцинации в рамках патопсихологии. Галлюцинации – один из наиболее часто встречающихся симптомов расстройства восприятия при душевных заболеваниях. Галлюцинациями в психиатрии называют ложное восприятие. Больные видят образы, предметы, которых нет, слышат разговоры, слова, которые никем не произносятся, чувствуют запахи, которых в действительности нет. Галлюцинации могут быть разной модальности. Психиатры считают, что галлюцинации возникают без наличия раздражений. При иллюзорном восприятии имеется раздражитель, но у больного возникает его искаженное восприятие. В зависимости от наличия или отсутствия раздражителя обманы чувств относятся к категории иллюзий или галлюцинаций.

1.Понятие творчества.

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Детское изобразительное творчество – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения и на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства.

2. Условия развития творчества.

Организация интересной. Содержательной жизни ребенка в ДОУ, обогащение его яркими впечатлениями;

Взаимодействие между педагогами;

Общение детей с искусством;

Учет индивидуальных особенностей детей;

Создание атмосферы доверительного общения с детьми;

Комплексное использование методических приемов;

Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

Материальное обеспечение группы;

Разнообразные формы работы с детьми;

Овладение детьми определенными изобразительными навыками и умениями.

3. Черты привлекательности детских рисунков.

искренность, эмоциональность;

смелость;

гуманизм, оптимизм;

использование ярких красок;

выразительность детских работ:

4. Этапы развития творчества и роль взрослого в каждом этапе.

1 эт. – возникновение замысла;

2 эт. – вынашивание замысла;

3 эт. – реализация замысла, в результате чего появляется продукт деятельности.

Творческий процесс взрослого человека и ребенка отличается временем реализации 3-х этапов.

  1. Индивидуальный подход к оценке детского творчества.

Определение метода и приема обучения. Традиционная система методов обучения продуктивным видам деятельности в ДОУ.

1. Метод – это упорядоченная деятельность воспитателя и ребенка, направленная на достижение поставленной цели. Прием – часть метода.

2. Метод обучения имеет много сторон. По каждой из них методы можно группировать в системы. В связи с этим появляется множество классификаций методов, в которых последние объединяются на основе одного или ряда общих признаков. Немаловажный вопрос, возникающий при этом – насколько целесообразна та или иная классификация. Лишь ту классификацию можно назвать хорошей, которая согласуется с практикой обучения и служит основой для ее реализации. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Установить единую систему методов обучения невозможно.

В ДОУ принята традиционная система методов обучения: наглядные, словесные, практические. Игровые приемы обучения можно выделить в отдельную группу методов обучения, или все методы обучения осуществлять через игровые методы. Например, рассматривание картины, картинки, иллюстрации в игровой ситуации – Незнайка принес картинку и никак не может понять, что там нарисовано, давайте поможем Незнайке – расскажем, что мы видим на рисунке.

Традиционная система методов обучения

(Об игровых приемах вопрос раскрыт отдельно)

Теперь подробнее рассмотрим каждый прием.

Наглядные методы обучения продуктивным видам деятельности (перечислить). Анализ детских работ. Формы организации анализа детских работ.

Наглядные методы обучения основаны на действии зрительного анализатора.

Обследование предмета целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие предмета осязательно – двигательным и зрительным путем.

Значение: формируется представление об изображаемом предмете. Какие предметы можно анализировать? (игрушки, предметы быта, посуду, животных и т.д.). Важно научить детей обследовать предметы. Весь порядок обследования предметов совпадает с последовательностью изображения, а обследующие жесты (обведение рукой, показывая форму частей предмета), совпадают с формообразующими движениями. При постоянном использовании обследования дети понимают связь между обследованием и способами изображения.

Структура (этапы) обследования:

В разной литературе можно увидеть 3 или 5 этапов обследования. Это абсолютно одинаковая методика обследования.

1. Целостностное восприятие предмета.

На данном этапе надо вызвать удивление, восхищение, любование предметом у ребенка, т.е. создать у него хорошее настроение для восприятия и привлечь его внимание к предмету в целом. Например, грузовая машина – что перевозит эта машина? – значит, мы ее можем назвать «грузовой», т.е. выделяем характерный признак этого предмета; можно загадать загадку об этом предмете (игрушка может быть за ширмой или под тканью), прочитать стихотворение и т.д.

1. Последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

2. Порядок выделения соответствует последовательности изображения предмета в дальнейшем:

3. Выделяются самые крупные части предмета, определяется их форма, цвет, нахождение относительно других частей (строение);

4. Выделяются самые мелкие части предмета, определяется их форма, цвет, нахождение относительно других частей (строение).

5. 3. Снова целостное восприятие предмета.

Чтобы 2 этап не прошел формально, необходимо при анализе использовать разные виды восприятия (слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные), например, Потрогайте шерстку у собачки (игрушка)? Понюхайте цветок у растения, что вы чувствуете?

При обследовании предмета использовать жест. Жест помогает вычленить форму, ее особенности, жест совпадает с формообразующими движениями, т.е. он подсказывает способ изображения, сопровождается словом. Жест помогает восстановить в памяти ребенка основную форму предмета и позволяет показать движение руки рисующего. «Рисовать» жестом можно в воздухе и на столе. В младшем возрасте воспитатель вкладывает руку ребенка в свою (если это необходимо для обучения) и вместе рисуют на столе. В лепке жест помогает определить объем формы, в рисунке, аппликации – контур.

Наблюдение это целенаправленное планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно – следственных связей между предметами и явлениями.

Цель – познакомить с предметами и явлениями окружающего мира и научить детей замечать изменения в окружающей обстановке, у детей развивается наблюдательность.

Требования к проведению наблюдений:

  1. Целенаправленность (восприятие тех особенностей предмета, которые послужат основой для изображения).
  2. Эмоциональность (без чувств, рождаемых через общение с искусством, природой не может быть творческой личности).
  3. Осмысленность(чтобы заметить и изобразить какие-то признаки предмета, ребенок должен понимать, почему, например, у зайца задние лапы длинные).
  4. Активность детей (используем эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную активность детей).
  5. Повторность.
  6. Учет возраста детей.

Воспитатель продумывает время проведения экскурсии, выбирает место и маршрут движения, а также методические приемы.

Методика проведения наблюдений:

Мл.гр. – Воспитатель наблюдает с детьми предметы и явления в естественной обстановке, простые по форме и яркие по цвету; наблюдения кратковременные, детям не дают установку на запоминание; воспитатель сам определяет форму, цвет предмета и сообщает детям, а дети только повторяют.

Ср.гр. – наблюдения более длительные, дети выделяют несколько признаков предмета или явления: цвет, форма, строение, расположение в пространстве. Необходимо проводить повторные наблюдения. Детям уже даем установку на запоминание.

Ст. и подг.гр. – Воспитатель вместе с детьми рассматривает предмет вблизи и издали, сравнивает предметы между собой по величине, устанавливает взаиморасположение в пространстве – ближе, дальше, слева, справа, выделяет выразительные средства предмета, объясняет, как это можно нарисовать.

Рассматривание картин, картинок .

Картинки используются:

o Если детей невозможно непосредственно познакомить с предметами и явлениями;

o Для уточнения и оживления знаний;

o Для обогащения знаний детей некоторыми способами изображения (напр., показать движение);

o Для напоминания.

Образец воспитателя.

Образец – работа, выполненная воспитателем и предложенная для подражания (на этапе обучения).

Необходимо использовать 2-3 образца для выявления общего и разницы в изображении, в декоративном изображении – для того, чтобы дети могли выбрать свой вариант выполнения работы (см. вопрос «Обучение декоративному рисованию»).

Требования к образцу воспитателя:

o Образец должен быть в 2-3 раза больше детской работы.

o Образец должен быть выполнен правильно, грамотно.

o В образце должна быть использована простая композиция, понятная детям:

o Образцов должно быть несколько.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх