Факторы влияющие на произвольное внимание. Развитие внимания (2) - Реферат. Влияние внимания на моторную активность

Виды внимания.
Человек обладает различными видами внимания, каждый из которых ему необходим и каждый из которых играет свою роль в его жизни. В число этих видов входят: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание; непосредственное и опосредствованное внимание; природное и социально обусловленное внимание.
Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным , вынужденным , так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности.
В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным . Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Ещё один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Такое внимание было названо послепроизвольным (Н. Ф. Добрыниным). Проявив сначала произвольное внимание и заставив себя заниматься каким-либо делом без выраженного интереса к нему, человек скорее заинтересовывается этим делом настолько, что отпадает необходимость прилагать усилия для удержания внимания на нём. Внимание из произвольного становится непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.
Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.
Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается самим объектом, на который оно направлено. В этом случае между объектом, привлекающим к себе внимание и самим процессом внимания нет ничего другого, что участвовало бы в его регуляции.
Опосредствованным называют внимание, процессы которого (привлечение внимания, переключение, отвлечение, концентрация, распределение) регулируются с помощью дополнительных, не данных человеку от природы средств. К средствам управления внимания относится речь, специальные знаки, направляющие внимание человека, например стрелка, указывающая в определённую сторону, жест…
Природным называют внимание, которое дано человеку с рождения, от природы, которое включается в работу рано и постепенно улучшается по мере созревания мозга. Такое внимание практически не зависит от опыта, приобретаемого человеком в процессе жизни, от его обучения и воспитания. Доказано, что уже в конце 1-го месяца жизни ребёнка природное внимание включено в работу, когда ребёнок начинает обращать своё внимание на новые раздражители.
Социально обусловленным называется внимание, которое человек приобретает после рождения и совершенствует в процессе жизни. Это внимание к предметам и явлениям, связанным с культурной жизнью человека (книги, музыка, инструменты, приборы, вещи сделанные руками человека, события происходящие в социуме).
Факторы, определяющие внимание


Какими факторами определяется внимание человека? Можно выделить по крайней мере две группы факторов, которые обеспечивают избирательный характер психических процессов, определяя как направление, так и объем и устойчивость сознательной деятельности.

К первой группе относятся факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей, доходящих до человека (структуру внешнего поля).

Ко второй - факторы, относящиеся к деятельности самого субъекта (структура внутреннего поля).

Остановимся на каждой группе отдельно.

1. Первую группу составляют факторы внешне воспринимаемых субъектом раздражителей; они определяют направление, объем и устойчивость внимания, сближаются с факторами структуры восприятия.

Одним из факторов, входящих в эту группу, является интенсивность (сила) раздражителя. Если субъекту предъявляется группа одинаковых или разных раздражителей, один из которых выделяется своей интенсивностью (величиной, окраской и т. п.), внимание субъекта привлекается именно этим раздражителем. Естественно, что, когда субъект входит в слабо освещенную комнату, его внимание сразу же привлекается внезапно загоревшейся лампочкой. Характерно, что в тех случаях, когда в воспринимаемом поле выступают два равных по силе раздражителя и когда отношения между ними настолько уравновешены, что ни один из них не доминирует, внимание человека приобретает неустойчивый характер, и возникают колебания внимания, при которых то один, то другой раздражитель становится доминирующим. Выше, разбирая законы структурного восприятия, мы уже приводили примеры таких «неустойчивых структур».

Другим внешним фактором, определяющим направление внимания, является новизна раздражителя, или его отличие от других раздражителей.

Если среди хорошо знакомых раздражителей появляется такой, который резко отличается от остальных или является необычным, новым, он сразу же начинает привлекать к себе внимание и вызывает специальный ориентировочный рефлекс.

Приведем пример эксперимента.

В первой его части среди одинаковых кружков дается единственный крест, резко отличающийся от остальных фигур; во второй дается несколько рядов одинаковых линий, причем в одной из этих рядов имеется пропуск, отличающий это место от остальных, в третьей - среди одинаковых крупных точек дается одна отличающаяся от них слабая точка.

Легко увидеть, что во всех случаях внимание направляется на отличающийся, «новый» элемент, который иногда сохраняет ту же физическую силу, как и другие, привычные раздражители, а иногда по своей интенсивности может быть даже слабее их. Нетрудно вспомнить, что если привычный, монотонно повторяющийся звук (например, рокот мотора) внезапно прекращается, отсутствие раздражителя может стать фактором, привлекающим внимание.

Оба упомянутых условия определяют направление внимания. Однако существуют внешние факторы, которые определяют и его объем.

Мы уже говорили выше, что восприятие доходящих до человека раздражителей внешней среды зависит от ихструктурной организации. Легко видеть, что мы не можем успешно воспринять большое число беспорядочно разбросанных раздражителей, однако мы легко можем сделать это, если они организованы в определенные структуры.

Структурная организация воспринимаемого поля является одним из наиболее мощных средств управления нашим восприятием и одним из наиболее важных факторов расширения его объема, и психологически обоснованная, рациональная организация структуры воспринимаемого поля является одной из важнейших задач инженерной психологии. Нетрудно видеть, какое значение приобретает обеспечение наиболее рациональных форм организации потока информации, доходящей до летчика, управляющего приборами скоростных или сверхскоростных самолетов.

Все перечисленные факторы, определяющие направление и объем внимания, относятся к особенностям воздействующих на субъекта внешних раздражителей, иначе говоря, к структуре поступающей из внешней среды информации.

Легко понять, насколько важно учитывать эти факторы для того, чтобы научиться на научных основах управлять вниманием человека.

2. Вторая группа факторов, определяющих направление внимания, - те, которые связаны не столько с внешней средой, сколько с самим субъектом и со структурой его деятельности.

В эту группу факторов относится прежде всего то влияние, которое оказывают потребности, интересы и«установки» субъекта на его восприятие и на протекание его деятельности.

Разбирая проблемы биологической эволюции поведения животных, мы уже видели решающую роль, которую играет в поведении животных биологическая важность сигналов.

Мы указали на то, что утка выделяет растительные, а кобчик - гнилостные запахи, являющиеся для них жизненно существенными, что пчела реагирует на сложные формы, являющиеся признаками цветов, оставляя без внимания простые геометрические формы, лишенные для нее биологического значения, что кошка, живо реагируя на поскребывание мыши, не обращает внимание на звуки перелистывания книги или шуршание газеты. Тот факт, что внимание животных привлекается жизненно важными сигналами, достаточно хорошо известен.

Все это в равной мере относится и к человеку, с той только разницей, что те потребности и интересы, которые характеризуют человека, в подавляющей части носят не характер биологических инстинктов и влечений, а характер сложных побуждающих факторов, сформированных в общественной истории. Например, человек, интересующийся спортом, выделяет из всей доходящей до него информации ту, которая относится к футбольному матчу, а человек, интересующийся новостями радиотехники, обратит внимание на те стоящие на полке книги, которые относятся именно к этому предмету.

Легко убедиться в том, что сильный интерес человека, делающий одни сигналы доминирующими, одновременно тормозит все побочные, не относящиеся к сфере его интересов сигналы. Хорошо известные факты, говорящие о том, что ученые, погруженные в решение сложной задачи, перестают воспринимать все побочные раздражения, отчетливо указывают на это.

Существенное значение для понимания факторов, направляющих внимание человека, имеет структурная организация человеческой деятельности.

Известно, что деятельность человека определяется потребностью или мотивом и всегда направлена на определенную цель. Если мотив в некоторых случаях может оставаться неосознанным, цель и предмет его деятельности всегда осознаются. Известно, наконец, что именно этим цель действия отличается от тех средств и тех операций, которыми она достигается.

Пока отдельные операции не автоматизированы, выполнение каждой из них составляет цель данного отрезка деятельности и привлекает к себе внимание; достаточно вспомнить, как напрягается внимание неопытного стрелка к спуску курка или напрягается внимание начинающего писать па пишущей машинке к каждому удару на клавишу. Когда деятельность автоматизируется, отдельные операции, входящие в ее состав, перестают привлекать внимание и начинают протекать без осознания, в то время как основная цель продолжает осознаваться. Достаточно внимательно проанализировать процесс стрельбы у хорошо обученного стрелка или процесс письма на пишущей машинке у опытной машинистки, чтобы видеть это.

Все это показывает, что направление внимания определяется психологической структурой деятельности и существенно зависит от степени ее автоматизации. Общая задача, направляющая деятельность человека, выделяет как предмет его внимания ту систему сигналов или связей, которые входят в состав вызванной деятельности человека, которая вызвана этой задачей. Конкретная цель, которую ставит перед собой человек, решающий задачу, делает относящиеся к ней сигналы или действия центром внимания. Процесс автоматизации деятельности приводит к тому, что отдельные действия, привлекавшие внимание, становятся автоматическими операциями, и внимание человека начинает смещаться на конечные цели, переставая привлекаться хорошо упроченными привычными операциями. Едва ли не наиболее важным является тот факт, что направление внимания находится в прямой зависимости от успеха или неуспеха деятельности.

Успешное завершение деятельности сразу же устраняет то напряжение, которое сохранялось у человека все время, пока он пробовал решать задачу. Например, человек, опустивший письмо в почтовый ящик, тут же забывает о выполненном намерении, оно перестает беспокоить его. Наоборот, незаконченная деятельность или неуспешно выполненное задание продолжают вызывать напряжение и привлекать внимание, сохраняя его, пока задача не будет успешно выполнена.

Внимание входит как контрольный механизм в аппарат «акцептора действия»: оно обеспечивает сигналы, указывающие на то, что задача еще не выполнена, действие не завершено, и именно эти «обратные сигналы» побуждают субъекта к активной деятельности.

Таким образом, внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля.

Все это делает внимание одной из наиболее существенных сторон деятельности человека.
Подробнее:http://bookap.info/genpsy/luriya_lektsii_po_obshchey_psihologii/gl45.shtm

36.Структура свойств внимания.

Устойчивость внимания - это одно из свойств, которое характеризует способность на протяжении длительного периода времени концентрироваться на одном и том же процессе или явлении.

Что такое внимание

Внимание - это (в психологии) целенаправленное восприятие определенного объекта или явления. Важно понимать, что это довольно переменчивое явление, на которое могут оказать внимание как внутренние, так и внешние факторы.

Внимание - это в психологии своего рода отношение человека к объекту, с которым он взаимодействует. На него могут влиять не только умственные и психологические особенности, но также и заинтересованность личности в работе с тем или иными предметами.

Можно сказать, что устойчивость внимания - это одно из важнейших условий успешной деятельности абсолютно в любой сфере. Благодаря данной категории, определяется четкость восприятия человеком окружающего мира и тех процессов, которые в нем происходят. Несмотря на то что при концентрации на основном объекте все остальные как бы отходят на второй план, внимание может постоянно переключаться.

Изучению внимания ученые посвящают достаточно много времени, его нельзя считать самодостаточным психологическим явлением или процессом. Оно неразрывно связано с множеством других явлений и рассматривается только в тесной взаимосвязи с прочими сопутствующими процессам, являясь одним из их многочисленных свойств.

Виды и формы внимания

Можно сказать, что внимание - это достаточно сложное и многогранное явление. Оно может различаться по признаку первичности или вторичности восприятия информации. Так, можно выделить произвольное и непроизвольное внимание.

Если человек неосознанно концентрируется на том или ином объекте или процессе, то такой называется непроизвольным. Речь идет о неосознанных установках, которые могут быть вызваны сильным внезапным воздействием раздражителя. Такой вид достаточно часто перерастает в осознанное произвольное внимание. Также пассивная концентрация достаточно часто обуславливается прошлыми впечатлениями, которые в какой-то степени повторяются в настоящем.

Таким образом, если обобщить приведенную информацию, то можно сказать, что непроизвольное внимание обусловлено следующим рядом причин:

  • неожиданное воздействие раздражающего фактора;
  • сила влияния;
  • новые, незнакомые ощущения;
  • динамичность раздражителя (именно движущиеся предметы наиболее часто вызывают концентрацию внимания);
  • контрастные ситуации;
  • умственные процессы.

Возникает в результате сознательных возбудительных процессов в коре головного мозга. Довольно часто для его формирования необходимо постороннее воздействие (например, педагоги, родители, авторитетные личности).

Важно понимать, что произвольное внимание - это непременный атрибут трудовой деятельности человека. Оно сопровождается физическими и эмоциональными усилиями, а также вызывает усталость, подобно физической работе. Именно поэтому психологи рекомендуют иногда переключаться на отвлеченные объекты, чтобы не подвергать свой мозг колоссальным напряжениям.

Психологи выделяют не только произвольное и непроизвольное внимание. После того как человек сконцентрировался на объекте и хорошо изучил его, дальнейшее восприятие происходит как бы автоматически. Это явление получило название послепроизвольного, или вторичного.

Если говорить о формах внимания, то можно выделить внешнее (на окружающих объектах), внутреннее (на умственных процессах), а также моторное (воспринимаются движущиеся объекты).

Основные свойства внимания

Психологи выделяют следующие устойчивость, направленность, распределенность, объем, интенсивность, переключаемость сосредоточенность. Рассмотрим их более детально.

  • Концентрация представляет собой способность удерживать внимание на каком-либо определенном объекте или процессе. Это означает, что он выделяется и обособляется из общего фона. Сила связи с объектом определяется тем, насколько ярким, выраженным и четким он является.
  • Объем внимания подразумевает количество объектов, которые могут быть охвачены сознанием человека единовременно. В зависимости от этого люди могут воспринимать разное количество информационных единиц. Объем может быть определен при помощи специальных тестов. В зависимости от результатов могут быть рекомендованы специальные упражнения для его увеличения.
  • Устойчивость внимания - это показатель, который определяет длительность концентрации на одном и том же объекте.
  • Переключаемость - это целенаправленное изменение объекта сосредоточения внимания. Это может быть связано как с характером деятельности, так и с необходимостью отдыха и расслабления.
  • Распределение определяет способность внимания одновременно концентрироваться на нескольких объектах, имеющих разную природу. При этом могут быть задействованы разные органы восприятия.

Что представляет собой устойчивость внимания

Устойчивость внимания - это свойство, которое определяется способностью на протяжении длительного периода времени сохранять сосредоточенность на каком-либо объекте или виде деятельности. Можно сказать, что это характеристика, определяющая длительность концентрации.

Стоит отметить, что устойчивость внимания не может определяться по отношению к какому-либо одному объекту. Человек может переключаться между предметами или же видами деятельности, тем не менее общее направление и смысл должны оставаться постоянными. Таким образом, если человек на протяжении определенного периода времени занимается деятельностью (или несколькими видами деятельности) для достижения конкретной цели, то можно судить об устойчивости его внимания.

Данная категория характеризуется рядом требований, главным является разноплановость действий и впечатлений, которые они приносят. Если характер раздражения будет неизменным, то в том участке головного мозга, отвечающем за ту или иную деятельность, наблюдается торможение, и, как следствие, внимание начинает рассеиваться. Если же характер и условия деятельности постоянно будут варьироваться, то концентрация будет длительной.

Стоит отметить, что концентрация и могут чередоваться, в зависимости от внутренних и внешних условий. Даже если индивид находится в состоянии наивысшего сосредоточения, ввиду внутренних мозговых процессов, могут возникнуть некоторые колебания. Если говорить о внешних раздражителях, то они не всегда могут приводить к рассеиванию внимания (это во многом зависит от их интенсивности).

Распределение внимания

Распределенное внимание представляет собой состояние, которое наступает в результате одновременного выполнения нескольких действий. Так, например, водитель маршрутки не только управляет транспортным средством, но еще и контролирует ситуацию на дороге. Преподаватель во время донесения информации до учеников также следит за соблюдением дисциплины. Еще данную категорию может проиллюстрировать работа повара, который одновременно может контролировать процесс приготовления нескольких продуктов.

Психологи изучают не только само явление распределения, но также и его физиологическую природу. Этот процесс обусловлен возникновением в коре головного мозга определенного очага возбуждения, который может распространять свое влияние и на другие участки. При этом может наблюдаться частичное торможение. Тем не менее оно абсолютно не влияет на выполнение действий, если они доведены до автоматизма. Этим и объясняется простота реализации сложных процессов у людей, которые хорошо овладели своей профессией.

Распределение внимания может быть затруднено в том случае, если индивид будет одновременно пытаться выполнять действия, которые никак не связаны между собой (это доказано многочисленными опытами). Тем не менее, если одно из них доведено до автоматизма или привычки, то задача упрощается. Способность совмещать выполнение нескольких действий в одно и то же время относится к такой категории, как факторы здоровья.

Уровни внимания

Уровень внимания представляет собой зависимость концентрации на определенной деятельности от физиологических и умственных процессов. Так, речь может идти о следующих категориях:

  • уровень физического тела подразумевает осознание того, что объекты, на которые направлено внимание, отделены от самого организма, а потому являются инородными (это дает возможность воспринимать их в независимости от физиологических процессов);
  • энергетический уровень подразумевает более высокий уровень взаимодействия с объектами, который состоит в получении некоторых внутренних ощущений, связанных с процессом работы (они могут способствовать концентрации или рассеиванию внимания);
  • уровень энергетического обмена подразумевает, что высокая степень сосредоточенности достигается за счет того, что человек получает моральное и физическое удовлетворение от выполнения того или иного процесса;
  • уровень общего пространства подразумевает, что концентрация и устойчивость внимания могут в некоторой степени наступать от одного факта нахождения с предметом в рамках одной ограниченной территории;
  • внепространственное внимание связано с внутренними умственными и психологическими процессами (речь идет о безусловном понимании или знании, которое индивид получает с опытом деятельности);
  • уровень воли - это умение заставить себя сконцентрировать внимание на нежелаемой или неинтересной деятельности в силу ее необходимости для достижения определенного результата;
  • уровень осознания подразумевает, что сосредоточенность наступает в том случае, когда человек понимает смысл и предвидит результаты деятельности.

Как развить устойчивость внимания

На данный момент существует множество методик и тестов, которые позволяют определить уровни устойчивости внимания. К сожалению, результаты их не всегда бывают удовлетворительными, но эта ситуация вполне поправима. Развитие устойчивости внимания становится возможным, благодаря приемам, разработанным психологами. Это позволяет повысить работоспособность, а также обучаемость.

Наиболее эффективными и часто применяемыми являются следующие упражнения:

  • Выставьте таймер своего мобильного телефона на две минуты. Все это время вы должны полностью сосредоточить свое внимание на кончике пальца (неважно какого). Если с данной задачей вы справитесь без проблем, то постарайтесь усложнить ее. Например, включите телевизор и старайтесь уже на его фоне удерживать внимание на пальце. Лучше всего, если вы сделаете подобные тренировки ежедневными.
  • Займите удобное положение и полностью сосредоточьтесь на своем дыхании. Также можно попытаться почувствовать биение сердца. При этом в помещении не обязательно должна быть идеальная тишина, можно включить музыку. Это упражнение полезно не только для развития концентрации внимания, но также и для релаксации.
  • Находясь в общественном транспорте, займите место у окна и полностью сконцентрируйтесь на стекле, не обращая внимание на объекты за ним. Позже поменяйте приоритет.
  • Следующее упражнение выполняется перед сном, ведь оно не только развивает концентрацию, но также помогает расслабиться. Возьмите стандартный лист с текстом и посередине поставьте точку зеленым фломастером или маркером. Смотреть на нее нужно на протяжении 5 минут, при этом не допуская проникновения в сознание никаких посторонних мыслей.
  • Если ваша деятельность связана с восприятием звуков, то необходимо тренировать именно этот аппарат. Желательно выйти в парк и на протяжении 10 минут постараться слышать исключительно звуки природы, не обращая при этом внимания на разговоры прохожих или шум проезжающих машин.

Факторы здоровья психологического плана во многом связаны с умением сохранять устойчивость внимания. Это приносит успех в профессиональной и повседневной деятельности. Если ваши природные способности находятся не на самом высоком уровне, то необходимо развивать их при помощи специальных упражнений.

Нейропсихология

Нейропсихология внимания - это отдельная область знаний, которая занимается изучением вопросов концентрации, увязывая их с нервными процессами. Изначально подобные исследования проводились исключительно на животных, путем подключения электродов к определенным участкам головного мозга. Для того чтобы исследовать устойчивость внимания человека, применяют технологию электроэнцефалограммы. Для этого организм должен находиться в бодрствующем состоянии. Таким образом удается зафиксировать возбуждение или же торможение нервных импульсов во время выполнения определенного рода деятельности.

В этом контексте огромную роль играет психолог Е. Н. Соколов. Путем большого количества исследований он доказал, что при многократном выполнении одного и того же действия внимание становится автоматическим. Таким образом, мозг перестает активно реагировать на раздражитель, что сказывается на результатах электроэнцефалограммы. Мозг решает, что в данном случае необходимость в возбуждении отсутствует, ведь в организме заложена определенная механическая память.

Процесс избирательной концентрации

Это психологический и умственный процесс, который заключается в фильтрации внешних раздражителей и стимулов, с целью выделения тех, которые действительно требуют концентрации и сосредоточения.

Это явление постоянно изучается психологами на предмет того, насколько умственные процессы зависимы от избирательной деятельности мозга. Это можно объяснить на простом примере. Если поначалу в шумном месте мы слышим гул голосов, то, как только кто-то обращается непосредственно к нам, мы начинаем акцентировать свое внимание только на этом в то время, как фоновые шумы теряются.

Психологи провели такой эксперимент: в уши испытуемого были вставлены наушники, в которые подавались разные звуковые ряды. К их удивлению, человек слышал только одну из дорожек. При этом, когда подавался определенный сигнал, внимание переключалось на другую мелодию.

Избирательное внимание касается не только слуха, но также и зрительного восприятия. Если вы попытаетесь каждым глазом уловить разные картинки на двух мониторах, то у вас ничего не получится. Вы сможете отчетливо увидеть только одно изображение.

Таким образом, можно сказать, что человеческий мозг обладает способностью фильтровать информацию, которая поступает посредством тех или иных каналов, акцентируя внимание только на одном из существенных моментов. Концентрация и переключение внимания могут определяться внутренними или внешними факторами.

Вывод

Устойчивость внимания - это способность человека сосредотачиваться на изучении определенного объекта или же выполнении конкретного вида деятельности. Именно этот фактор во многом обуславливает работоспособность и объемы воспринимаемой информации. Важно понимать, что концентрация внимания позволяет отбросить все второстепенные факторы на второй план, но это вовсе не значит, что исключена смена акцентов.

Если говорить о видах внимания, то можно выделить произвольное и непроизвольное. Первое из них является сознательным. В центре внимания оказывается именно тот объект, который непосредственно интересует индивида. При этом, если такое сосредоточение происходит регулярно, мозг начинает концентрироваться автоматически. Такой вид внимания называется послепроизвольным. Но часто бывает так, что индивид совершенно неожиданно переключается на объекты или явления, которые не имеют никакого непосредственного отношения к его деятельности. В данном случае можно говорить о непроизвольном внимании. Это могут быть резкие звуки, яркие цвета и прочее.

Внимание обладает рядом свойств. Основным из них является концентрация. Она подразумевает способность на протяжении определенного периода времени удерживать в центре внимания конкретный объект. Объем характеризует количество предметов или видов деятельности, на которых одновременно может сосредоточиться человек, а вот устойчивость - это время, на протяжении которого может сохраняться данное состояние.

Довольно интересным является такое явление, как распределение внимание. Имеется в виду, что человеку вовсе не обязательно концентрироваться только на одном единственном виде деятельности. Иногда в силу специфики деятельности приходится одновременно выполнять несколько процессов. При этом некоторые из них доведены до автоматизма, а другие требуют определенных умственных и психологических усилий. Наиболее яркими примерами может послужить профессиональная деятельность педагога или же водителя транспортного средства.

Важно понимать, что далеко не каждый человек способен на протяжении длительного времени сохранять в центре внимания один и тот же объект или же выполнять однородную деятельность. Для того чтобы выяснить свои способности, можно пройти определенные психологические тесты. По их результатам легко определить уровень устойчивости внимания. Если он окажется неудовлетворительным, рекомендуется прибегнуть к ряду специальных упражнений.

Довольно активно психологами изучается такое явление, как избирательная концентрация. Этот механизм позволяет выделить нужный объект из ряда аналогичных. Причем речь может идти о зрительных, слуховых, тактильных и других видах восприятий. Среди шума голосов человек может выделить речь собеседника, из нескольких мелодий он слышит только одну, а если речь идет о двух изображениях, то невозможно уловить их каждым глазом по отдельности.


1. Воля как фактор
О факторах произвольного внимания мало что можно сказать. Уже из самого названия явствует, что основным и, можно сказать, единственным фактором данной формы внимания является наша воля. В данном случае на внимание не оказывают влияния ни фактор интенсивности, ни фактор изменения. Решающую роль выполняет намерение, осознанное стремление субъекта. Когда нам нужно решить какую-нибудь задачу, наше внимание направлено не на интенсивные или изменяющиеся раздражители, действующие в данный момент со стороны среды, а на то, что нужно сделать. В данном случае нам, разумеется, приходится подавлять наш актуальный интерес, затрачивая зачастую на это немало усилий, чтобы обеспечить систематическое, устойчивое направление внимания.
Очевидно, что произвольное внимание представляет собой, как это отметил еще Рибо, продукт довольно высокого культурного развития. Произвольное внимание могло возникнуть лишь на основе той формы практики, что является специфи-ческим достоянием человека. Произвольное внимание зародилось и развилось в процессе труда: «Как только появилась необходимость труда, произвольное внимание превратилось в первостепенный фактор этой новой формы борьбы за существование. Как только у человека появилась способность к труду, то есть к осуществлению активности не привлекательной, но необходимой, представляющей собой средство существования, у него развилось и произвольное внимание. Легко доказать, что до возникновения цивилизации произвольное внимание либо не существовало вообще, либо, подобно молнии, проявлялось лишь моментально. Произвольное внимание - явление социальное... произвольное внимание - это приспособление к условиям высшей, социальной жизни».
Опосредствованный характер произвольного внимания
Первым периодом развития произвольного внимания человека является та пора, когда человек, еще не обладая способностью организации своего внимания, все-таки пытался направить чужое внимание, что было не так уж и трудно. Достаточно было в этих целях использовать то, что непроизвольно привлекало внимание, тем самым направив внимание своего соратника в нужном направлении. Как видно, в этом огромную роль сыграла рука - ведь показать, указать рукой - это самое распространенное средство направления внимания. Интересно, что способность переносить взор с руки на указанный предмет, как видно, особенно свойственна человеку. Следовательно, переключение внимания изначально происходило не непосредственно, а через нечто третье, причем можно сказать, что до сегодняшнего дня так оно и осталось: произвольное внимание- опосредствованное внимание. В этом смысле очень интересно, что на начальном этапе обучения чтению человек пальцем следует за словами, тем самым, как видно, помогая своему вниманию: там, где быть внимательным трудно, человек обычно прибегает к помощи внешних средств.
Выдающимся достижением советской психологии, в частности Выготского и его школы, несомненно является и то, что было подчеркнуто и экспериментально обосновано важное значение опосредствования, опосредствующих знаков в психическом развитии человека. В частности, суть произвольного внимания также состоит в опосредствовании: человек обращает внимание на закономерности, направляющие естественный процесс внимания, а в последующем, при возникновении задачи направить свое или чужое внимание, он прибегает к этим закономерностям, тем самым используя их произвольно.
Ожидание
Типичным случаем произвольного внимание может считаться ожидание, поэтому его изучение вызывает особый интерес.
Допустим, мы ждем получения какого-либо впечатления; это означает, что наше внимание направлено на это будущее впечатление, и стоит ему появиться, оно тотчас же овладеет нашим вниманием. Каким образом нам удается это? Согласно Мюллеру, это происходит следующим образом: мы по мере возможности пытаемся восстановить состояние, испытанное нами при восприятии этого впечатления в прошлом. Восстановить положение тела нетрудно, поскольку мы уже хорошо владеем моторикой тела и способны направить ее в нужном направлении. Что касается психического содержания, его мы восстанавливаем в виде представления, пытаясь как можно лучше представить его. Когда в этих условиях, то есть условиях ожидания, появляется ожидаемое впечатление, оно, естественно, мгновенно овладевает вниманием. Можно сказать, что в данном случае первый период действия внимания - период приспособления, или адаптации, требующий, как отмечалось уже выше, определенного времени - выпадает из самого процесса внимания, переходя в период ожидания. Поэтому понятно, что сам процесс укорачивается.
Подытожив все то, что высказано различными авторами по поводу ожидания, можно заключить следующее: конкретное представление будущего впечатления не является обязательным, ожидание возможно и без этого; необязательно также, чтобы субъект испытывал при этом напряжение. Главное и основное - это наличие задачи либо в виде определенной мысли, либо ненаглядного знания, либо же установки. Без этого последнего, по словам Фребеса, ожидание неспособно создать даже самое живое представление.
Влияние внимания
Оживление активности
как основной эффект внимания
Влияние внимания на психическую активность человека огромно. Можно сказать, что оно представляет собой важнейшее условие, лежащее в основе возможности плодотворной деятельности. Дело в том, что в распоряжении каждого отдельного человека на каждой заданной ступени его развития имеется, как видно, лишь определенное количество энергии. То, на что будет направлена эта энергия, в виде какой активности она проявится, зависит от нашего внимания. Однако коль скоро внимание означает направление нашей психической энергии в том или ином направлении, тогда очевидно, что влияние внимания действительно должно быть очень велико и должно проявляться, прежде всего, в активизации соответствующей психической деятельности. Когда художник создает какое-либо произведение, и его внимание, и активность максимально сконцентрированы на этом произведении. Когда Архимед был полностью погружен в свои геометрические задачи, его психика наиболее оживленно работала, разумеется, в сфере умственных операций; когда человек учится езде на велосипеде, с напряженным вниманием пытаясь восстановить нарушенное равновесие, наиболее оживленная активность протекает в мышечной системе его тела.
Естественным следствием этой оживленной работы внимания является более быстрое, точное, плодотворное протекание активности. Рассмотрев отдельные направления психической активности человека - восприятие, представление, мышление, фантазию, чувства, убедимся, что за оживлением внимания везде следует аналогичный эффект, но, разумеется, в формах, соответствующих каждому из этих направлений.
Сенсорная активность
Какое влияние оказывает внимание на такую форму активности, как восприятие? Общий ответ у нас уже готов: оно оживляет эту активность, то есть наш сенсорный механизм в этом случае начинает работать более энергично, чем тогда, когда внимание действует преимущественно в ином направлении. В результате мы получаем более высококачественный продукт - более ясные и отчетливые ощущения и восприятия. Так что, в конечном итоге, можно сказать, что влияние внимания на сенсорную активность проявляется в том, что наши сенсорные содержания, восприятия и представления становятся более явственными и отчетливыми.
И действительно, ведь все прекрасно знают, что воспринятое более внимательно всегда является более ясным и отчетливым, нежели воспринятое менее вни-мательно! Данное положение было уточнено и в экспериментальных условиях: испытуемым тахистоскопически - так же, как при проведении опытов по объему внимания - предъявляли несколько простых раздражителей и просили ответить, сколько элементов воспринимались ими отчетливо. Оказалось, что: 1) в случае, если испытуемые получали до экспозиции предупредительный сигнал, они быстрее и правильнее замечали раздражители; 2) в случае, если испытуемым что-либо мешало сосредоточиться, допустим, когда им вместе с тахитоскопическим раздражите-лем предъявлялся еще какой-нибудь внешний раздражитель, они замечали гораздо меньше элементов. Очевидно, что в этом повинно ослабление внимание. Как показали опыты Вестфаля, существует несколько ступеней ясности восприятия, каждая из которых зависит от того, насколько интенсивное внимание испытуемый уделяет задаче.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что влияние внимания заключается в усилении ясности и отчетливости сенсорного содержания.
3. Вопрос влияния внимания на интенсивность сенсорных содержаний
Коль скоро внимание усиливает явственность ощущения или восприятия, можно предположить, что оно оказывает аналогичное влияние и на их интенсивность. Тем более, что ясность и отчетливость, с одной стороны, а интенсивность - с другой, представляют собой чисто количественные характеристики ощущения, будучи чисто квантитативными признаками.
Данный вопрос относится к числу тех вопросов, которые классическая психология XIX века исследовала с особым интересом и энергией. Сегодня от этого живого интереса почти ничего не осталось - данный вопрос вместе с проблемой ощущения переместился на задний план. Тем не менее, его рассмотрение не лишено определенного интереса - как по существу, так и особенно в историческом плане.
Вопрос об усиливающем влиянии внимания на интенсивность ощущений почти всеми решался положительно. Исключение составлял только Мюнстенберг, утверждавший, вопреки общепринятому мнению, что внимание не усиливает ощущение, а, напротив, ослабляет его. Но его никто не поддержал, и он так и остался единственным приверженцем подобного взгляда. Разногласие среди психологов по данному вопросу проявлялось лишь в том, что одни придерживались мнения о прямом, непосредственном влиянии внимания на интенсивность ощущения, тогда как другие отрицали это, считая скорее, что интенсивность ощущения усиливается не потому, что на него непосредственно действует внимание, а в силу того, что оно способствует адаптации органов чувств, создавая тем самым предпосылку усиления интенсивности ощущения - внимание лишь опосредованно воздействует на интен-сивность ощущения. Первого мнения придерживались особенно авторитетные психологи - Вундт, Г. Мюллер, Штумпф, в второго - Липпс и др.
Веские доводы в пользу первого мнения были получены в результате опытов Мейера и Штумпфа. Мейер в результате напряжения внимания получал настолько наглядное и интенсивное представление, что оно даже оставляло после себя оптический след. Из данного факта вытекает следующий вывод: коль скоро под воздействием внимания интенсивность представления поднимается до уровня интенсивности восприятия, то аналогичный эффект должен проявиться и в случае ощущения!
Штумпф доказал, что посредством внимания можно усилить любой тон в слабом аккорде, услышав таким образом определенную мелодию. Что касается сильных тонов, то еще более увеличить их интенсивность ему не удалось. В общем замечено, что влияние внимания сказывается на интенсивности слабого ощущения, хотя некоторые авторы указывают на аналогичный эффект и в случае сильного ощущения (Бентли). Наиболее бесспорные результаты дают опыты по сопоставлению порогов. Как оказалось, в случае большей концентрации внимания порог ниже, нежели тогда, когда концентрация внимания слабее; очевидно, что интенсивность восприятия увеличивается.
Таким образом, вопрос о влиянии внимания на интенсивность чувственных содержаний решается положительно - если не в целом, то, по крайней мере, применительно к сенсорным содержаниям слабой интенсивности.
4. Влияние внимания на моторную активность
Оживление моторной активности, обусловленной моторным вниманием, выражается в увеличении быстроты, усилении и уточнении движений.
Доказать это очень легко:
Поручите испытуемому как можно быстрее стучать по столу кончиком карандаша. Сравните, сколько раз он сумеет сделать это в случае концентрации внимания и в случае наличия какой-либо помехи. Вы убедитесь, что в первом случае результат будет выше, чем во втором.
Поручите испытуемому максимально сжать рукой динамометр в аналогичных предыдущему опыту условиях; окажется, что под воздействием внимания моторика (сокращение мышц) станет более интенсивной.
Поручите испытуемым в тех же условиях проводить линии определенной длины, и вы убедитесь, что в случае концентрации внимания моторика окажется гораздо более точной.
Почти с уверенностью можно сказать, что подобное влияние внимания на моторную активность объясняется тем, что, как уже известно давно, оно способствует сенсомоторному приспособлению.
Отмеченный факт был обнаружен во время проведения так называемых «опытов реакции». Людвиг Ланге первым заметил, что время так называемой простой реакции было то более длительным, то более кратковременным. Выяснилось, что когда испытуемому вместе с сигналом давали задание: услышав сигнал, как можно быстрее убрать палец с электровыключателя (подсоединенного для учета времени к чувствительному аппарату, например, хроноскопу Пика, прекращающего подачу электротока, вследствие чего стрелка аппарата останавливается, указывая в тысячных долях секунды - так называемых «сигмах» - промежуток времени с момента подачи сигнала до поднятия пальца, то есть до реакции; этот промежуток времени называется временем реакции), то концентрация внимания на задаче всегда заметно снижает время реакции.
Ланге первым (1888) обратил внимание, когда испытуемый больше внимания уделяет сигналу, а не своей реакции, время реакции возрастает (сенсорная реакция), но когда он сосредотачивает внимание на своем движении, с тем чтобы не опоздать ответить как можно быстрее, время реакции заметно сокращается (моторная реакция).
Данное обстоятельство с очевидностью показывает, что подсильно вниманию, когда оно направлено на моторику: оно ускоряет реакцию, следующую за предварительным восприятием сигнала; следовательно, внимание способствует сенсомотор- ной адаптации.
5. Влияние внимания на память и интеллектуальные операции
Влияние внимания на память очень велико. Некоторые формы работы памяти, например, непроизвольная память, настолько тесно связаны с вниманием, что трудно различить, с чем имеешь дело - с процессом внимания или памяти. В данном смысле весьма показательно, что немцы именуют непосредственную память также «способностью замечать» (Ме^а^ке11). И действительно, накоплен многочислен-ный экспериментальный материал, с очевидностью доказывающий, что плодотворность непосредственной памяти более всего зависит от внимания, с которым воспринимается запоминаемый материал.
Внимательное восприятие запоминаемого материала имеет важное значение и в случае других форм памяти. Однако влияние внимания на память только этим не ограничивается. Здесь нас этот вопрос интересует несколько в иной плоскости, в частности, какое влияние оказывает концентрация внимания на процесс воспоминания, или репродукции. Коль скоро под влиянием внимания представление становится ясным и отчетливым, то это значит, что в этих условиях происходит облегчение и уточнение и его репродукции. Особенно очевидно это в случае произвольного воспоминания - припоминания.
Что касается интеллектуальных операций, то издавна известно, что без учас-тия внимания говорить о них даже не приходится: первоочередным условием любого обучения совершенно справедливо считается внимание. Но существуют и экспериментальные доводы, лишний раз подтверждающие несомненную правомерность данного наблюдения и конкретизирующие его. Останавливаться на этом не стоит. От-метим лишь то, что выяснилось в ходе протекания опытов по изучению внимания. Оказалось, что под воздействием внимания возрастают плодотворность и точность умственной работы. Однако из специальных исследований известно, что быстрота и точность работы имеют взаимопротивоположную направленность: чем больше одно, тем меньше другое. Согласно результатам Кросленда (1924), между ними существует отрицательная корреляция (составляющая, в частности, 0,47). Следовательно, при уяснении влияния внимания на умственную работу следует учитывать оба эти фактора - быстроту и точность.
6. Внимание и чувство
По мнению Тиченера, чувство не может стать предметом внимания. Вместо того, чтобы под влиянием внимания стать более явственным и интенсивным, оно, наоборот, ослабевает и затухает. Например, если разгневанный человек начнет внимательно анализировать свое эмоциональное состояние, то в результате он успокоится, во всяком случае, эмоция почти исчезнет. Поэтому, согласно Тиченеру, внимание следует понимать как уровень ясности только лишь представления.
Безусловно, что говорить о внимании применительно к чувствам в том смысле, как это делалось в случае познавательных процессов, неправомерно. Дело в том, что во время познавательных процессов, например восприятия, энергия внимания и активности восприятия совпадает - здесь внимание означает оживление энергии восприятия. Но в случае чувств дело обстоит иначе: чувство, например горе, возможно лишь в том случае, когда мы осведомлены о вызвавшем его обстоятельстве. Без причины горя никто не испытывает: не зная о смерти своего ребенка, мать никакого горя не испытывает. Таким образом, непосредственным источником чувств являются познавательные процессы, осознание определяющих эти чувства объективных обстоятельств. Когда внимание сосредоточено именно на источнике чувств, то есть при четком осмыслении вызвавших чувство обстоятельств, происходит совмещение энергии чувства и внимания, вследствие чего чувство усиливается. Но когда наше внимание останавливается на самом чувстве, то тогда переживание его источника, вызвавших его обстоятельств лишается психической активности, начинающей работать уже в другом направлении, переставая тем самым питать чувство.
Однако подобное положение не является специфическим лишь в случае чувств, всегда проявляясь в аналогичных условиях. Возьмем для примера танцы, игру на музыкальных инструментах или иное автоматическое действие. Известно, что здесь внимание действует точно так же, как и в случае чувств: при осуществлении автоматических действий достаточно обратить внимание на какое-либо отдельное действие, чтобы автоматизм нарушился, и танцевать или играть становится затруднительно. Происходит это по той же причине, что и в случае чувств: автоматическое поведение основывается на общем настрое тела, и, когда внимание направлено на него, авто-матическое поведение выполняется хорошо. Однако если внимание перемещается на отдельные акты, то страдает общий настрой тела - основа автоматического поведения, вследствие чего автоматическое поведение нарушается.

На состояние внимания и мышления влияют следующие факторы:
нарушение сознания,
изменения настроения (тоска, возбуждение, тревога),
психические заболевания (например, шизофрения, характеризующаяся бредовыми идеями, галлюцинациями и иллюзиями),
метаболические и эндокринные расстройства.
интоксикации (алкоголем, наркотическими и лекарственными средствами).

В любой из этих ситуаций результаты нейропсихологического обследования следует считать относительными и оценивать с учетом нарушений внимания. Кроме того, исследователю необходимо знать социальный статус, уровень образования и профессию пациента, для того чтобы интерпретировать результаты нейропсихологических тестов и отличить приобретенные расстройства от врожденных. Следующие когнитивные нарушения могут возникать»ггри очаговых поражениях головною мозга:
расстройство речи (афазия),
расстройство выполнения целенаправленных произвольных движений или действий (анракеия),
расстройство памяти (амнезия),
нарушение распознавания предметов и стимулов (агнозия),
нарушение пространственной ориентации.

Приведенная схема действительна в отношении правшей и большинства левшей. Между ведущей рукой и доминантным полушарием по речевой функции имеется тесная корреляция. Тем не менее, правое полушарие очень редко бывает доминантным по речевой функции, в том числе и у левшей. Нейропсихологическое обследование у постели больного или в амбулаторных условиях может быть проведено за очень короткое время. Для этого можно использовать, например. Шкалу краткого исследования психического статуса по Folstein, которая позволяет сделать общую оценку умственных способностей. Однако более предпочтительно целенаправленно исследовать когнитивные функции по отдельности, чтобы не пропустить очаговые нарушения.

Кроме того, «когнитивно здоровые » пациенты могут воспринимать простые на первый взгляд вопросы нейропсихологических тестов как шокируюшие, а иногда и оскорбительные. Поэтому если у пациента нет очевидных когнитивных нарушений, целесообразно предварительно разъяснить ему смысл нейропсихологического исследования, чтобы избежать подобных недоразумений.

Ориентация . В процессе нейропсихологического исследования выясняется сохранность ориентации пациента в собственной , месте и времени. Ориентация в собственной личности предполагает знание своих фамилии и имени, возраста, даты рождения, в месте - знание учреждения и иногда также подразделения (например, отделения в клинике), в котором пациент в данный момент находится.

Оценивая ориентацию во времени, пациента спрашивают, какие сейчас год, время года, дата, день недели и время дня. Опенка ориентации дает общее предстаапение о когнитивном статусе больного. При органических повреждениях головного мозга может утрачиваться ориен тация п месте и времени, но ориентация в собственной личности, как правило, сохраняется. Нарушение ориентации в этих случаях может объясняться расстройством внимания и кратковременной памяти, в результате которого пациент теряет способность ассимилировать постоянно меняющуюся внешнюю информацию, отражающую течение по вседневной жизни.
Уровень бодрствования . При снижении уровня бодрствования неизбежно нарушается концентрация внимания. Это приводит к расстройствам нейропсихологических функций.

Внимание и воображение.

Ученые подсчитали, что человеческий взор перемещается за день 100 000 раз. Представь себе, что эти перемещения никак не связаны между собой, совершенно бесцельны и неуправляемы. Едва ли наблюдатель сможет разобраться в таком хаосе впечатлений. Поэтому ему нужен своеобразный «компас», который бы указывал направление наблюдения. Роль такого «компаса» выполняет внимание.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. То, к чему привлечено внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное - «фоном». Важность внимания в жизни человека трудно переоценить, его называют также регулятором деятельности.

Виды внимания. Внимание бывает непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное - само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, а также значимого и вызывающего эмоциональный отклик явления. Например, внимание невольно привлекает сильный шум, броско одетый человек, падающая звезда на ночном небе, плачущий на улице ребенок. Нам не нужно себя заставлять сосредоточиваться па этих событиях, здесь мы невольно останавливаем свой взгляд.
Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации; оно требует волевых усилий и при отсутствии интереса утомляет через 20 минут. Например, чтение учебного материала. Если себя не заставить, то можно получить завтра плохую оценку. Именно здесь нас выручает наша способность к произвольному вниманию.
Послепроизвольное внимание вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Например, книга сначала показалась скучной, а затем человек зачитался. Или в начале урока вы меня слушали только из вежливости, а потом вдруг заинтересовались и перестали себя заставлять быть сосредоточенными на том материале, который я излагаю.

Структура и характеристики внимания.
О б ъ е м - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.
Несомненно, ты слышал о феноменальных способностях Юлия Цезаря. Он мог одновременно выполнять несколько дел одинаково качественно, т. е. имел большой объем внимания.
Мы, конечно, не претендуем на лавры Юлия Цезаря, но иногда и мы можем охватывать вниманием несколько объектов сразу.
Р а с п р е д е л е н и е - это возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Хорошее распределение внимания необходимо, например, для учителя: нужно одновременно слушать отвечающего ученика или записывать на доске новый материал и в то же время не выпускать из виду последнюю парту, где кто-то шушукается, и правый ряд, где некто корчит рожи и смешит класс (пока учитель отвернулся).
П е р е к л ю ч е н и е - намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой. При развитой способности к переключению внимания человек может легко переходить от одного вида деятельности к другому.
Вспомни ситуации, когда на уроке прозвучала шутка, все отвлеклись и сосредоточились на комичности происходящего. Но потом все равно необходимо возвращаться к работе. Так вот здесь и проявляется ваша способность к переключению: кто-то моментально приступает к работе, а кто-то еще пол-урока смеется.
П е р с е в е р а ц и я - явление, связанное с затруднением переключения внимания. Явление персеверации часто возникает при утомлении человека.

У с т о й ч и в о с т ь в н и м а н и я характеризует длительность сосредоточения внимания на объекте. Если ты способен долго быть сосредоточенным на каком-то одном виде деятельности и при этом качество выполняемой тобой работы не снижается, значит, можно говорить о высоком уровне развития устойчивости вашего внимания. А бывает и наоборот: мы что-то начинаем делать аккуратно и красиво, спустя какое-то время у нас все идет «вкривь и вкось».
Возможны к о л е б а н и я внимания. Если держать возле уха часы, не двигая их, тикающий звук будет то исчезать, то появляться вследствие колебания внимания.
К о н ц е н т р а ц и я внимания - степень сосредоточенности на объекте. Особенно ценно данное качество в ситуациях с повышенной эмоциональной нагрузкой. Очень часто на контрольных работах долгожданная записка с решением приходит к тебе буквально за минуту до звонка, к этому моменту у тебя уже и руки дрожат, и голова соображает плохо. Помочь тебе может только способность к максимальной концентрации внимания. Если тебе удастся собраться и не думать о поджимающем времени, о том, что тебя кто-то толкает в бок, чтобы ты быстрее писал (ему тоже нужно), то только в этом случае ты сможешь переписать, не допустив ошибок. В этом и заключается сила концентрации внимания.
Факторы, влияющие на произвольное внимание.
К причинам, оказывающим влияние на способность к произвольному вниманию и его характеристики, относятся:
- установка
-мотивация;
-эмоциональное состояние;
-личностные особенности (например, склонность волноваться и тревожиться);
-интенсивность стимула;
-значимость стимула или ситуации;
-особенности ситуации.

Р а з в и т и е в н и м а н и я.
Внимание можно развивать. Тренировка внимания очень важна для успешной учебы, да и любой целенаправленной деятельности.

Надеемся, ты сможешь выполнить свое наблюдение над своим «объектом». Попробуй оценить его внимание.

Воображение, фантазия - это создание в голове человека образов, никогда ранее в целом не воспринимавшихся. Это образы конструируются нами из тех элементов, которые когда-то были восприняты органами чувств. Мы их извлекаем из памяти и составляем образы воображаемых объектов. Образы воображения могут быть зрительными, слуховыми, осязательными, обонятельными, вкусовыми и, конечно, сложными (комплексными). Примеры: представь кусочек лимона во рту, запах нашатырного спирта, цвета радуги и т.д.

Воображение помогает нам при чтении, слушании литературных произведений, при решении различных задач, выполнении практических работ. Образы воображения помогают пред ставить цель, предшествуют получению реального результата. Примерами деятельности воображения являются также мечты, фантазии, грёзы, сны.

Воображение - основа творчества. Без воображения не может быть создано ничего нового: ни произведений искусства, литературы, ни технических устройств, архитектурных сооружений. К.Э. Циолковский писал: «Сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка, а потом уже исполнение венчает мысль». Развить воображение помогают упражнения.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх