Идейно художественное своеобразие повестей белкина. Дипломная работа: Образ рассказчика и особенности повествования в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина. Сочинение по литературе на тему: Идейно-художественное своеобразие “Повестей Белкина”

Вышеупомянутые повести были... первым

его опытом. Они... большею частию

справедли-вы и слышаны им от разных особ.

А. Пушкин. Повести Белкина

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» на-писаны А. С. Пушкиным в 1830 году во время знаме-нитой Болдинской осени и включают пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смот-ритель» и «Барышня-крестьянка». Предваряет этот цикл предисловие «От издателя», из которого мы узнаем, что в основу этих произведений легли реальные события, о которых Ивану Петровичу Белкину рассказали «разные особы».

На самом же деле «Повести Белкина» были задуманы А. С. Пушкиным как пародия на каноны, сложившиеся в романтической литературе. Посмеявшись, писатель выби-рает самые расхожие романтические сюжеты, тщательно выстраивает их, а в конце обескураживает читателя совер-шенно неожиданной концовкой. Так в повестях «Выстрел» и «Барышня-крестьянка» в финале мы, стараниями Пушкина, ожидаем настоящую трагедию, которая должна послужить логической развязкой нагнетаемых в ходе сю-жета событий, но на самом деле все заканчивается удиви-тельно счастливо.

Совершенно в духе сентиментальных романов развивается сюжет повести «Станционный смотритель»: гусар завоевывает доверие смотрителя и обманом увозит с собой в столицу его юную красавицу дочь. Последующие за этим переживания, болезнь, поиски и смерть старика, несомненно, трагичны. Думая, что угадали замысел авто-ра, мы ожидаем, что и Дуня в конце концов окажется на столичной улице, брошенная своим бывшим возлюблен-ным, никому не нужная, но все складывается иначе. Только на последней странице мы узнаем, что девушка счастлива, богата, у нее есть любящий муж и трое чудес-ных детей.

Повесть «Гробовщик» — это пародия на расхожие сю-жетные штампы романов, полных мистики и тайн загроб-ного мира. Гробовщик Адриян Прохоров, обиженный на-меком на нечистоплотность своей работы, сгоряча решает позвать на новоселье не соседей-ремесленников, а «мертве-цов православных». Естественно, приглашенные приняли предложение, и Адрияну пришлось несладко среди мерт-вых. которых он когда-то хоронил, — уж очень они само-любивы и обидчивы. И опять писатель смеется над чита-телем (или с читателем?), попавшимся на удочку своих ожиданий. Все произошедшее с Адрияном оказывается сном. Материал с сайта

Поступки героинь повестей «Метель» и «Барышня- крестьянка» определены во многом чтением француз-ских романов, этим же объясняются и их устремления, надежды. В «Повестях Белкина» Пушкин противопостав-ляет реальную жизнь и здравый смысл романтическому взгляду на действительность. Никакие книги не могут заменить яркость и многообразие настоящей жизни: ее радости и печали, житейские мелочи и глобальные кон-фликты, закономерности и неожиданности. Писатель утверждает, что жизнь не только непостижима до конца, но и безумно интересна, но понять это сможет лишь тот, кто доверится ей, а не будет пытаться построить свое существование согласно штампам и клише романтичес-кой литературы.

«Повести Белкина» - совершенно новое явление в творчестве Пушкина. Это первый завершенный прозаический замысел поэта. В цикл вошли 5 новелл: стационный смотритель, выстрел, барышня крестьянка, метель, гробовщик. Созданы были повести в течении сентября – октября 1830 года. Повествование ведется от имени Ивана Петровича Белкина, это лицо вымышленное. Из предисловия От издатели и Истории села Горюхина, становится известно, что Белкин кроткий и смирный человек, пересказывает в своих повестях истории, слышанные им от разных лиц: полковника, петербургского советника, приказчика, девицы. Поэтому в повествовании взаимодействуют голоса авторов историй, Белкина и самого Пушкина, вторгающегося в текст, по средством отступлений, ремарок, эпиграфов. При внешней безыскусственности и простоте стиля пушкинское произведение – явление художественно сложное. Это сказывается в выборе проблем, сюжетов и героев. С повестей Белкина начинает свою родословную в русской литературе маленький человек. Повести Белкина двуязычный в жанровом отношении текст, и предполагает прочтение как на языке анекдота, так и на языке притчи. Художественная биполярность “Повестей Белкина” объясняется прежде всего наличием двух глубинных жанровых истоков циклического образования, положившего начало классической русской прозе. Этими истоками видятся долитературные жанры, притча и анекдот. Немаловажно отметить, что в пушкинском тексте притча названа “историей блудного сына”, что ставит ее в один ряд со всеми прочими “историями” книги – вплоть до “историй” старой ключницы Белкина.

Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному, да еще и покойному. Это был кроткий, честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший свое первоначальное образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью. Эпиграф ко всем повестям из фонвизинского «Недоросля» подчеркивает эту народность и простоту (если не сказать – простоватость) Ивана Петровича. Он и собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков, обработав их по своему умению и усмотрению. Таким образом Пушкин как настоящий автор повестей скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, создает немалые возможности для комизма, сатиры и пародии и в то же время позволяет выразить свое отношение к этим историям. Тема его повестей, всего их цикла – счастье человека в народном его понимании. Нужно, чтобы судьба подарила человеку счастье, чтобы удачно сошлись обстоятельства. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно. И тут мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. За него надо все время бороться, за него надо уметь платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной. Но надо жить, жизнь продолжается, в том числе и «простая» жизнь простых людей, о которой рассказывают пушкинские «Повести Белкина».



20. Жизнь и смерть в «Маленьких трагедиях» и «Повестях Белкина». В Болдине поэт создаёт шедевры своей драматургии – «Маленькие трагедии». П. выступил глубоким знатоком человеческих страстей, замечательным мастером лепки характеров, художником острых драматических конфликтов. И жизнь, и смерть – все нах-ся в гармонии и дополняет друг друга. Высокие герои на краю роковой бездны. В «Скупом рыцаре» исторически верно показана эпоха позднего средневековья, типические стороны жизни, быта и нравов феодального рыцарства периода его упадка и уменьшения власти сюзеренов. Турниры, замки, культ прекрасной дамы, ростовщик, разоряющий рыцарей и сам от них терпящий насилия и обиды, оруженосцы и замковая челядь – всё нашло своё отражение в сценах, диалогах и репликах немногих действующих лиц трагедии. В создании характеров П. стремился к многостороннему раскрытию внутреннего мира персонажей трагедии, их социального облика, присущих им национально-исторических черт. В сравнении с Шекспиром П. осложнил свои задачи драматурга, сведя трагедию всего лишь к нескольким сценам, что потребовало от него большей концентрации содержания, тщательного отбора деталей, лаконичности и чётк4ости в раскрытии отношений между персонажами снизу доверху. Центральным эпизодом в сценах, показывающих Барона, и основой внешнего конфликта являются отношения отца, боящегося сына, и сына, ненавидящего отца. Конфликт завязывается ещё в высказываниях их друг о друге. В феодально-рыцарское общество проникает новая сила – власть золота и денег. Именно эта тема развита в образе скупого рыцаря. С изумительной глубиной П. раскрывает психологию скупости, жестокость власти золота, кот. владеет скупой рыцарь. Всё своё счастье, всю честь свою и славу он видит в сундуках, наполненных золотом. Тип скупого рыцаря раскрывается как порождение определённой исторической эпохи. Золото господствует в трагедии. В «СР» почти не раскрывается индивидуальный характер Барона. Трагизм образа Барона в том, что его всемогущество эфемерно, оно воплощено в облике хилого, полубезумного старика, часы жизни которого сочтены. И ничего уже не оставляет он в сердцах других, кроме вражды и ужаса. В основу сюжета трагедии «Моцарт и Сальери» лег распространенный тогда слух о том, что в ранней гибели знаменитого немецкого композитора Моцарта виноват другой композитор - Сальери. Комментарий сюжета трагедии раскрывает роль труда и вдохновения в создании произведений искусства. Основной проблемой пушк. Трагедии Белинский считал «вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения».В образе Моцарта П. подчёркивает могучую силу гения художника. Белинский находил, что в лице Моцарта п. представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя без усилия, нисколько не подозревая своего величия. Моцарт – настоящий гений, он как бы олицетворяет радость и свет, он противостоит тёмному и злобному в своей зависти и коварстве Сальери. Подлинно великое искусство несовместимо со злодейством, в преступлением. В этой трагедии раскрыта и психология зависти. Рисуя образ Моцарта, П. защищал свободу своего творчества в условиях николаевского режима. В этом плане трагедия переплетается со стихотворением П. о поэте. Проблемы вдохновения, творческого акта, роли искусства всегда волновали П. В трагедии «Каменный гость», которой особенно восхищался Белинский, П. по-новому разработал старинную испанскую легенду о гуляке и распутнике Дон Гуане. Традиционный в сценах с Лаурой образ Дон Гуана переосмысливается П. в сценах с Донной Анной. Подлинная любовь перерождает Дон Гуана. Трагическая гибель Дон Гуана раскрывает глубокую гуманистическую идею П. о том, что подлинная любовь должна быть возвышенной. Гибель Дон Гуана необходимо завершает драму. 2 типа женской любви представлены в образах Лауры (любовь- наслаждение) и Доны Анны (любовь – страдание). А в целом трагедия – гимн любви. Трагедия «Пир во время чумы» - оптимистический гимн жизни, побеждающей смерть. П. провозглашает славу смелости и мужеству человека, бесстрашно бросающего вызов всему, «Что гибелью грозит». Городецкий справедливо указывает на «метод резкого контрастирования», используемый Пушкиным в самых различных его вариантах и оттенках, что приводит в «М.ТР.» к крайней напряжённости и драматизму положений. Повести Белкина(1830) - первые законченные прозаические произведения Пушкина, состоящие из пяти: «Выстрел», « Станционный смотритель», « Метель», « Гробовщик», « Барышня – крестьянка». В предисловии Пушкин взял на себя роль публикатора и издателя « Повестей», подписавшись своими инициалами « А.П.».ПБ-наиболее реалистич.произведение рус.прозы до Гоголя.Они явись откликом Пушкина на все проблемы современной ему рус.прозы.Своей правдивостью,глубоким проникновением в характер человека,отсутствием всякого мелодраматизма повесть «Станц.смотритель»положила конец влинию сентиментально-дидактической повести о «маленьком человеке»,ведущей начало от «Бедной Лизы»Карамзина.Идеализированные образы сменяются реальными типами и бытовыми картинами незаметых,но всем хорошо знакомых уголков рус.действительности.Такова почтовая станция,где писатель находит неподдельные радости и горести жизни.Манерный,впадающий в мелодраматическую риторику язык уступает место простому и бесхитростному,опирающемуся на народно-бытовое просторечие рассказу вроде рассказа старика-смотрител о его Дуне.Реаизм приходит на смену сентиментализму в рус.прозе.В ПБ Пушкин опирается на традиции повеств.прозы конца 20-х годов. Повествование ведется от имени Ивана Петровича Белкина, это лицо вымышленное. Из предисловия От издатели и Истории села Горюхина, становится известно, что Белкин кроткий и смирный человек, пересказывает в своих повестях истории, слышанные им от разных лиц: полковника, петербургского советника, приказчика, девицы. Поэтому в повествовании взаимодействуют голоса авторов историй, Белкина и самого Пушкина, вторгающегося в текст, по средством отступлений, ремарок, эпиграфов. Сквозь легкую пушкинскую иронию смотрит читатель на все происходящее и на самого Белкина, хотя формально автору принадлежит лишь роль издателя.Как справедливо заметил Чернышевский, Пушкин первый стал описывать русские нравы и жизнь различных сословий русского народа с удивительной верностью и проницательностью.При внешней безыскусственности и простоте стиля пушкинское произведение – явление художественно сложное. Это сказывается в выборе проблем, сюжетов и героев.С повестей Белкина начинает свою родословную в русской литературе маленький человек. Вследствие того, что в повестях обнаруживается присутствие и Пушкина и Белкина, отчётливо проступает их многообразие. Повести можно считать «белкинским» циклом, потому что читать их, не учитывая фигуры Белкина, невозможно. Это позволило Тюпе, вслед за Бахтиным, выдвинуть идею о «двойном авторстве». Эта идея проскальзывает и в самом произведении « Повести Белкина, изданные А.П.».

21. Жанрово-стилевое своеобразие лирики Пушкина 26-37 гг. Преддуэльная лирика. Здесь следует рассматривать два периода – это болдинская осень 30 года и более поздняя, столичная лирика 1831-36 годов. Для первой характерна необычайная плодотворность в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие. В этот период Пушкин создаёт совершенно разноплановые произведения – и по содержанию и по форме. Первыми были прозаические « Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написанные в сентябре – октябре. Параллельно шла работа над последними главами « Евгения Онегина» и шуточной поэмой « Домик в Коломне». В конце октября – начале ноября одна за другой появляются « маленькие трагедии». Вместе с этим происходит работа над « Историей села Горюхина» и «Сказкой о попе и работнике его Балде». Фон пушкинского « пира воображения» - лирическая поэзия, а это около 30 стихотворений, среди которых « Элегия» (воспоминания о юности, от которой осталось лишь « смутное похмелье», и взгляд в будущее – « Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»), « Бесы» (Угроза непонимания мира равноценна угрозе сойти с ума), « Герой» и « Заклинание». Значение Болдинской Осени в творчестве Пушкина определяется тем, что большинство написанных произведений – реализация более ранних замыслов поэта. И в то же время своеобразный пролог к его творчеству 30х. Если же брать период 1831-36 годов, то общественные и бытовые обстоятельства, на фоне которых развивалось творчество Пушкина, были напротив исключительно неблагоприятными, несмотря на то, что 18 февраля 31года состоялась свадьба поэта на Наталье Гончаровой и в этом же году поэт был вновь зачислен на государственную службу – для работы над « Историей Петра». В конце 33 года царь пожаловал Пушкину звание камер-юнкера, которое сам первый поэт России счёл для себя оскорбительным. Психологический дискомфорт Пушкин испытывал постоянно. Мрачное пророчество высказанное в болдинской « Элегии» (« Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море»), сбылось. Неблагоприятной стала для Пушкина и литературная обстановка 30х, когда гражданские стихотворения его вызвали обвинения в политическом ренегатстве. Многие произведения, созданные в это время и ранее, не имели успеха (« Борис Годунов», « Повести Белкина») или не были опубликованы. В печати началась компания травли Пушкина, инспирированная его б давним недугом, журналистом и писателем Булгариным. Философская лирика 34-36 годов – стихотворения « Пора, мой друг, пора!», « Вновь я посетил…», « Когда за городом, задумчив я брожу», « Была пора: наш праздник молодой». Опираясь на личный опыт и мудрость, Пушкин устремился к вечному, общечеловеческому – к поэтическому познанию мира и человека. История, в контексте Пушкинских раздумий, предстаёт как стихийная сила, неподвластная воле и желаниям людей. Водоворот истории увлекает за собой человека, препятствует осуществлению его заветных желаний, заставляя бороться за счастье, за право быть собой. Итог жизни для человека, который искал счастья, душевного успокоения и творческого уединения вне себя – безрадостен. « На свете счастья нет, но есть покой и воля». Семейные радости, душевный покой, личная свобода – вот истинные ценности, о которых теперь мечтает Пушкин. (« Пора, мой друг, пора…») .Итогом долгой и трудной жизни, « Сквозь жестокий век», стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выражает эти мысли в стихотворении « Я Памятник воздвиг себе нерукотворный». Идеал его лиры – человеколюбие, гуманность, уважение власти к личности, поэт же – посланник Божьей тропы, задача – не свернуть.

22. Тема мести и милосердия в прозе Пушкина. Дубровский Пушкин начинает писать в 1832г.В романе среди других проблем с боьшой остротой ставится вопрос о взаимоотношении крестьян и дворян. . В основу сюжета «Д» лег рассказ П.В. Нащокина. Он рассказывал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить.Время действия романа относится к 10-м годам 19 в.Д.замечателен прежде всего широкой картиной помещичьего провинциального быта и нравов того времени.Белинский:старинный быт рус.дворянства,в ице Троекурова,изображен с ужасающей верностью.Противопоставляя богатому Троекурову бедного,но гордого старика Дубровского.П раскрывает в романе судьбу родовитого.но обедневшего дворянства,к которому по рождению принадлежал он сам.Новое поколение провинц.поместной аристократии представлено образом «европейца»Верейского,у которого внешняя культурность,лоск сочетаются с феодаьными нравами:он добивается брака с девушкой,которая любит другого.Пушкин критикует нравственный облик дворянского аристократического общества.Сатирическими красками в романе обрисовано 2чернильное племя»продажных чиновников-крючкотворов,ненавистных крепостным крестьянам. Реальные факты соответствовали намерению Пушкина поставить во главе взбунтовавшихся крестьян обедневшего и лишенного земли дворянина. Однолинейность первоначального плана была преодолена в ходе работы над романом. Первоначально намечена история исключительной личности, дерзкой и удачливой, обиженной богатым помещиком, судом и мстящей за себя. В тексте, дошедшем до нас, Пушкин, напротив, подчеркнул типичность и обыкновенность Дубровского, с которым случилось событие, характерное для эпохи. Судьба героя определяется социальным бытом, эпохой, которая дана разветвленно и многопланово. Д. и его крестьяне, как и в жизни Островский, не нашли иного выхода, кроме разбоя, грабежа, ведь в Екатерининское время выигрыш в социальном положении и материальном плане оплачивался изменой и моральным падением человека, а проигрыш - верностью долгу и нравственной незапятнанностью. Дубровский-бунтарь. Пушкин связывает его с бунтарски настроенными крепостными крестьянами.Однако поэт не делает Д вождём крестьян как их единомышленника и подчеркивает личные мотивы бунтарства.Когда борьба с Троекуровым закончилась и Маша оказалась замужем за Верейским,Д покидает своих товарищей,заявляя им: вы все мошенники.Крепостной массе он остаётся чужим.Союз дворянства и крестьянства был возможен лишь на короткий срок и отразил несостоятельность надежд на совместную оппозицию правительству. Капитанская дочка.бала впервые напечатана в Современнике ещё при жизни поэта.Осталась неопубликованной по цензурным причинам одна глава,которую Пушкин назвал «Пропущенная глава»В КД Пушкин нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстании.Напоминая в начале романа о крестьянских волнениях,предшествовавших Пугачевскому восстанию,Пушкин стремился раскрыть ход народного движения на протяжении нескольких десятилетий,которое и привело к массовому крест.восстанию в 1774-1775г.В образах белогородских казаков,изувеченного башкирца,татарина,чуваша,крестьянина с уральских заводов, поволжских крестьян Пушкин создает представление о широкой социаьной базе движения.Народ в КД не безликая масса.Пушкин стремится изобразить крепостное крестьянство,участников всстания в различных проявлениях их сознания.Крестьяне показаны как люди хорошо понимавшие антикрепостнический, антипомещичий смысл и направленность Пугачевсого восстания. Пушкин в своем романе изображает Пугачева как талантливого,смелогоруководителя крест.восстания, отмечает его ум, сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом. Все это создает облик подлинного Пугачева.Для Пушкина он выражал ациональный характер русского народа.Пушкин глубоко раскрыл личность Пугачева.Так же как и рядовому крестьянину,Пугачеву свойственны недоверие и недоброжелательство ко всякому барину.Добродушие и простосердечие П-так же свойства характера народного.Для Пушкина Пугачев-не только вождь крестьянского восстания,потрясшего дворянское государство,но и простой казак Емелька ПугачевОднако существенное,ведущее в его образе-величие,героизм.Это выражено символическим образом орла,о котором говорит пугачевская сказка.Реалистическое изображение антикрепостнического движения было исторической заслугой великого поэта.Сущ.дополнением к широко нарисованному образу крепостного крестьянства явл. Савельич. образ Савельича, преданного своим господам,бы так же необходим для реалистического изображения исторической действительности того времени,как и образы ревлюционно настроенных крестьян. Пушкин показал крепостное крестьянство таким,каким оно было в его многостороннем отношении к помещику.Белинский:КД-нечто вроде Онегина в прозе.Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины.Многие картины по верности,истине содержания и мастерству изложения-чудо совершенства.В КД Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа.Жизнь народа освещается П в её национально-историч.своеобразии,в её соц-сословных противоречиях. Рисуя деятельность выдающихся историч.ичностей,П показывает в ней отражение духа времени. КД положила начало рус.историч.роману. Бесспорно,что опыт историч.романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину создание реалистич.историч.романа на русскую тему. В этом романе Пушкин осущ.давний замысел:пересказать «преданья русской старины», жизнь простого русского семейства.И история как бы сама врывается в частную,мирную жизнь.создавая драматические коллизии в судьбах отдельных людей.История раскрывается «домашним бразм», и в центре её оказываются обыкновенные,ничем не выдающиеся люди.Повседневная жизнь обыкновенных людей и составляет у Пушкина основу исторического процесса.Пушкин вслед за Радищевым положил начало тому вниманию к крепостному вопросу,которое с 40-х годов прошлого века становится ведущим в русской общественной мысли и в передовой русской литературе.

23. Ранняя лирика Лермонтова. Бунтарские мотивы. Белинский о Лермонтове. Творчество Лермонтова можно разделить на три периода. Основные темы юношеских стихов: природа, дружба, любовь, взаимоотношения людей, человек и мироздание. Его лирический герой, мятущийся, совмещает в себе «Священное с порочным». Он всегда противопоставлен окружающей среде. Большое место занимает и любовь «страсть сильнейшая» , пламенная, но чеще всего неудовлетворенная. Английский Байрон оказал огромное влияние на творчество Лермонтова. Но Лермонтов скоро осознал свою индивидуальность: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Если посмотреть юношескую лирику, то основной её мотив – переживание смысла своего гражданского и поэтического предназначения. Свой талант он воспринимал как ответственность перед человечеством (Молитва) Во многих юношеских стихотворениях душевные диссонансы осознаны ещё в романтическом свете. Первоначально лирическое “я” Лермонтова ещё во многом условно. Его своеобразие – в автобиографических событиях: разлука с отцом, лирическая передача впечатлений: Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя по конец В слезах угасла мать моя; 1831 г. Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть. Особенностью ранней лирики становится синхронность переживания. Тоска, неверие в возможность истинного чувства, взаимопонимания придают драматический колорит всей лермонтовской поэзии. В ней нет светлых, радостных настроений. Одной из причин того, что мотив грусти и одиночества занимает большое место в поэзии Лермонтова, явилось отношение к обществу. (Монолог) Раннее творчество поэта заканчивается стихотворением "Нет, я не Байрон, я другой…" (1832 год). Основные статьи о Лермонтове (о «Герое нашего времени» и о «Стихотворениях М. Лермонтова») написаны Белинским на рубеже второго периода его деятельности. Прекрасными стихотворениями» Белинский счел «Ветку Палестины» и «Не верь себе». Он отмечал, что «первое поражает художественностию своей формы, а второе глубокостию своего содержания и могучестию формы: дело идет, кажется, о тех непризванных поэтах, которые могут вдохновляться только своими страданиями, за отсутствием истинного поэтического призвания». Приведя далее стихотворение «Не верь себе», Белинский заключал: «Заметьте, что здесь поэт говорит не о бездарных и ничтожных людях, обладаемых метроманиею, но о людях, которым часто удается выстрадать и то и другое стихотворение, и которые вопли души своей, или кипение крови и избыток сил, принимают за дар вдохновения. Глубокая мысль!.. Сколько есть на белом свете таких мнимых поэтов! И как глубоко истинный поэт разгадал их!.. » (IV, 280). Характерны в той же статье оценки центральных стихотворений Лермонтова «Дума» и «Поэт». «Думу» Белинский выделил» как «энергическое, могучее по форме, хотя и прекраснодушное несколько по содержанию стихотворение». О «Поэте» Белинский упоминал, как о произведении, «примечательном многими прекрасными стихами и также прекраснодушном по содержанию» (IV, 278-279)

24. Зрелая лирика Лермонтова. Проблема эволюции. Лермонтов в критике. Перелом в мироощущении происходит на границе 36-37 годов.Перелом происходит тогда.когда жажда жизни выражается в любви к людям.Переход от романтизма к реализму.Кризис ром-зма рождает стремление найти в мире радости.Новый идеал для Лермонтова связан с действительностью.Дмитр.Евг.Максимов -переход к поэзии действит-ти:1)ром.герой Л.утрачивает свою исключительность,актуализируется земное начало,устанавливается моральный контроль,2)связан со стремлением поэта выйти за пределы авт.личности.Ссылка Л.на Кавказ за стихи на смерть Пушкина ознаменовала крутой перелом в его судьбе и творчестве.В последние 4г.поэтом созданы произведения,вошедшие в сокровищницу русской и мировой лит-ры.Стих-е Смерть поэта-первый и самый глубокий поэтический отклик на гибель Пушкина,созданный под непоср.впечатлением от трагической вести в конце января-первых числах февраля 1837.С него началась известность Л как поэта преемника великого Пушкина.Смерть поэта-этапное произв-е Л.Образ погибшего поэта-одинокий и бесстрашный борец,вступивший в столкновение с мнениями света,с обществом-> трагически гибнет в неравной схватке.Л. вскрывает глубинные связи трагедии Пушкина с последекабристской действительностью. Большое место занимает мотивы мщения,рока.судьбы,довременного конца.Образ Пушкина-центральный в стихотворении.Л поставил вопрос о трагической судьбе поэта в условиях самодержавной России.Поначалу речь идет остолкновении поэта со светом,изобр.как безликая масса.Затем из неё выхватывается фигура Дантеса-слепого орудия света в расправе с поэтом.В закючительных 16 строках поэт клеймит стоявшую за спиной Дантеса и света правящую верхушку.Исп.образные формулы Божий суд,в которых вера не только в высшую небесную справедливость,но и в справдивость историческую.Тема поэта,его назначения и судьбы получила продолжение в лирике 37-41г.В Поэте с особой наглядностью проявляетс характерная для лерм.лирики связь времен.Своего рода диалог настоящего с прошлым и будущим придает Поэту черты исторической масштабности и эпичности.Эволюция лерм.лирического героя,сознающего свою неразрывную связь с другими людьми,особенно отчетливо проявляетсяв пристальном внимании поэта к простым людям,близким народу.Тема свободы предстает в лирике Л как тема её безнадежной утраты и одновременно-неискоренимости устремлений рк ней.Наряду с образом лирич.героя крупным планом показывается образ простого человека,томящегося,как и главный герой в неволе.Общность страданий сбижает их,дает доп.силы в узнической судьбе.Но стремление к единению с другими людьми непрестанно наталкивалось на многочисленные барьеры и перегородки,в условиях сословно-иерахического государства почти непреодолимые.Тема одиночества остается одной из главных в зреой лирике поэта.Искреннее глубокое страдание от невозможности преодолеть внужденное одиночество,стремление вырваться из его трагического круга,жажда обретения души родной.Проблема метода и стиля в зрелой ирике Л-одна из сложнейших.Движение поэта к реализму далеко не просто и не однолинейно.В лерм.лирике последних лет романтизм и реализм нередно сосуществуют даже в пределах одного произведения(Как часто пестрою толпою,Нет,не тебя) Белинский: в лерм.поэзии преоблад.субъективизма,заключ. в недовольстве действит-ю.Здесь царит разгул жизни. Творч.путь Лермонтова - это движение от романтизма к реализму, что с особенной силой сказалось в последние годы жизни, когда поэт сознательно становится на позиции реалистического иск-ва.Выделяют 2 периода тв-ва:-ром-ий,граница с 35по37,-реалистич.Романтизм был интересен,когда преодолевал классицизм. Далее же он исчерпывал себя->реализм.

25. Романтические поэмы Лермонтова. Белинский о Лермонтове. “Мцыри”. В ней мы можем выделить все мотивы, характерные для лермонтовского романтизма: это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы. “Мцыри” продолжает традицию пушкинских кавказских поэм, однако в основе сюжета “Мцыри” лежит не ситуация бегства от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина, а ситуация бегства к людям, на родину. Вообще тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова. Но у Лермонтова монастырь не связан с верой, религией. Для Мцыри бегство из монашеской кельи вовсе не означает безверие. Скорее, в духе романтизма монастырь символизирует темницу земного бытия, из которой стремится вырваться Мцыри. Он - сильная личность, бросившая вызов окружающему миру. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни. Главная черта этого героя, определяющая весь его образ,- это духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побыть на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:Увы! - за несколько минут. Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл,Я б рай и вечность променял... Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, родственной душе героя, которая у Лермонтова, как и у Пушкина, является символом романтической свободы. Мцыри превыше всего ценит свободу; время, проведенное в монастыре, было лишь существованием для него, три дня на воле стали для героя поэмы истинной жизнью: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил - и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. В композиции “Мцыри” также проявляются романтические черты. Лермонтов подробно не рассказывает нам о жизни Мцыри в монастыре. Он описывает только самые важные, напряженные моменты в судьбе своего героя. Но жизнь в монастыре наложила отпечаток на Мцыри, он уже не способен жить на воле. Он погибает. Смерть оказывается для него блаженным забвением на лоне природы, так как именно после смерти герой соединяется и с природой, и с Кавказом. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” является поэмой, написанной в народном духе. Лермонтов воссоздает стиль русской народной поэзии, наделяет купца Калашникова чертами героя русского народного эпоса. Поэт вводит в свою поэму традиционные фольклорные образы гусляров. Само обращение к средневековому прошлому Родины характерно для творчества романтиков. Такие черты, как стремление к свободе, идеалу жизни, сильная воля, самоотвержение на пути к цели, возвышались и поэтизировались. Калашников - это мятежный, борющийся романтический герой. В “Песне...”, как и в “Мцыри”, вершинная композиция: перед читателями кульминация судьбы героя, кульминация его развития. Готовясь отомстить обидчику, Калашников вступает в открытый бой с государем, потому что он борется против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Автор любуется Степаном Парамоновичем, готовым насмерть стоять за святую правду. Основные статьи о Лермонтове (о «Герое нашего времени» и о «Стихотворениях М. Лермонтова») написаны Белинским на рубеже второго периода его деятельности Демон. Поэму “Демон” можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над нею 10лет(1829-39), поэма имеет 8редакций. В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла.Лермонтовский Демон воплощает в себе и мощь свободного разума и разрушительную силу-страсть.Противоречивое единство этих начал,напряж.жизнь духа,неискоренимое стремление к восстановлению гармонии-и невозможность его осущ.сообщают этому образу не только трагизм.но и динамичность.Сюжетно-фабульный конфликт складывается из отношений Демона и Тамары.Однако в его развитие властно вмешивается 3 сила-Бог. Конфликт,развивающийся на втором плане(между ДиТ – Б)наполняет сод-е поэмы филос.смыслом. С момента встречи Т с Д начин.мотив новой жизни.В Д.идёт борьба м/у зарожд.чувством любви и укорениш.привычкой к злу.Но такова гуманистич.сила любви,что Д.готов отказаться от умысла жестокого.Появл.Бога подогревает в Д желание любой ценой удержать Т,не уступив её Б.В Д противоборствуют любовь к Т и яд старинной ненависти к Богу.Тамара оказалась в эпицентре столкновения.Едва вступив в царство юбви и гармонии,Д разрушает его.умертвив Т первым поцелуем.Смысл этого поцелуя: 1)безмерная,испепеляющая страсть Д оказалась гибельной для простой смертной, 2)смертельный яд поцелуя настоян на ненависти и злобе,отравляющей даже такое животворное чувство,как любовь.В любви Д почудился выход из гнетущего одиночества и бесцельности существования. Невозможность обретения подлинно высокой жизненной цели, счастья вне связи с общим миропорядком перключала сюж-псих и нравств-фил сод-е поэмы в иную поскость, связанную с проблемами соц,конкретно историческими.Рабство и свобода-одна из главных антиномий поэмы Л и русской действит-ти 30-х годов.Трагический исход борьбы Д был необыкновенно созвучен эпохе несбывшихся, обманутых надежд. Лерм.Демон - символико-фил. отражение глубинной сущности человеческого духа, чел.рода в процессе его бесконечного и трудового познания мира с целью его пересоздания и очеловечивания.

26. «Маскарад». Проблема и художественное своеобразие. Проблема героя. .1835-1836-Лермонтов напрядено трудится над М.Это первое произведение,предназначавшееся поэтом к опубликованию.В «Маскараде» отражено широко распространенное в среде русского дворянства 1830-х годов увлечение карточной игрой. За картами завязывались знакомства, обсуждались партии, определялось продвижение по службе, игра в карты открывала доступ в свет людям даже непричастным к нему. Карточная игра являлась мерилом «нравственного достоинства человека. „Он приятный игрок“ - такая похвала достаточна, чтобы благоприятно утвердить человека в обществе» . Темы карточной игры и маскарада были широко представлены в русской и иностранной литературе того времени. «Маскарад» написан Лермонтовым с учетом творческих достижений русской литературы, в первую очередь опыта Грибоедова - создателя «Горя от ума». В жанровом отношении «Маскарад» близок к мелодраме и романтической драме (в частности, французской) 30-х годов; в сатирическом изображении общества Лермонтов во многом следует за Грибоедовым. Мотивы «игры» и «маскарада», организующие драму, - социальные символы высокого уровня обобщения. Образ маски-обозначение респектабельой кажимости чел-ка, за которой скрывается неадекватная ей сущность. Эти роли-маски прорастают внутрь и искажают личность. Однако наиболее значительное достижение Лермонтова - характер Арбенина. Ему претят лицемерие и ханжество света, благословляющео порок и зло, лишь бы они были прикрыты светскими приличиями.Отвергая условные законы общества, герой сознательно вступает на путь порока, становится проф.игроком. Но деньги не цель,а лишь средство.На избранном им пути Арбенина преследует не только отчуждение,но и самоотчуждение.Это был кризис романтического индивидуализма, следы которого обнаруживаются в ряде произведений Лермонтова 1836-1837 г. Б. М. Эйхенбаум и Д. Е. Максимов показали, что «Маскарад» - социально-философская драма, в которой получили свое развитие философские взгляды Шиллера и Шеллинга об антиномии добра и зла. Добавим, что идея добра и зла реализуется в драме и в простейшем преломлении: любое жизненное зло порождает зло (роль Арбенина в судьбе Неизвестного), и более сложно. Ближе всего к Шеллингу основная мысль драмы о бессилии добра в попытке противостоять злу, о единственной возможности борьбы с ним с позиций бунта, мятежа, разрушения, т.е. самого зла. Но Лермонтов дает этой проблеме свое осмысление, показывает трагические последствия такой позиции для человека, принявшего ее.Много в образ Арбенина Лермонтов внес и личного - это высокая грусть, величайшее презрение и ненависть к светскому обществу, горечь и страстность самопризнаний, протест против злой и позорной действительности.Драма «Маскарад» во многом близка к крупнейшему произведению Лермонтова «Демон». В воспоминаниях Арбенина о своем прошлом высказаны те же мысли, что и в «Демоне». Причина страданий Арбенина и Демона одна и та же: пустота и бесцельность одинокого существования, на которое они обречены силою обстоятельств. Для Арбенина, так же как и для Демона, любовь к женщине должна была явиться источником возрождения и обновления. Несомненное родство характеров Демона и Арбенина проявляется в независимости их взглядов, непримиримом отношении к уродству бытия, в силе протеста против мировой несправедливости. Родство Арбенина с Демоном хорошо видел и сам поэт, вложивший в уста Звездича вопрос, обращенный к Арбенину: «Вы человек иль демон?» Кроме того, Арбенин - предшественник Печорина. Он, как и главное действующее лицо «Героя нашего времени», на голову выше окружающего общества, человек острого аналитического ума, большого сердца, сильной воли, не способный равнодушно относиться к доб

«Повести Белкина», созданные осенью 1830 года в селе Болдино и опубликованные в 1831 году, отличаются широтой тематической амплитуды. В них отображены военно-офицерские нравы («Выстрел»), мелко-чиновный и аристократический быт («Станционный смотритель»), поместно-усадебный уклад («Метель», «Барышня-крестьянка») и мещанско-ремесленный обиход («Гробовщик») 10-20-х годов XIX века. Но их основная проблематика - маленький, бедный человек, его положение в обществе («Станционный смотритель»), социальные противоречия и нравственное достоинство («Выстрел»), человеческое счастье («Метель», «Барышня-крестьянка»), желания и стремления мещанско-ремесленных кругов («Гробовщик»).

«Повести» ведутся от имени добродушного, скромного, небогатого либерального помещика Белкина, вымышленного лица, придающего художественному повествованию впечатление полной достоверности. Белкин сообщает, что все случаи им услышаны от разных лиц, а ведущим, все объединяющим рассказчиком остается он сам. Но сквозь образы рассказчиков, особенно в эпиграфах, ремарках и отступлениях, явно ощутим облик самого Пушкина, его идейно-нравственная и стилевая позиция.

«Повести Белкина» проникнуты просвещенно-дворянским гуманизмом. В своей основе они оптимистичны. С наибольшей силой пушкинский гуманизм раскрылся в повести «Станционный смотритель». Пушкин продолжает здесь на совершенно новой основе разработку образа «маленького человека», начатую еще сентименталистами.

Пушкин относится к Белкину и его корреспондентам иронически. Эта ирония, пронизывающая «Повести Белкина», проявляется в отношении и ко многим иным персонажам. Писатель саркастически подчеркнул обезьянью англоманию Муромского, промотавшего в Москве большую часть своего состояния и продолжающего «проказничать» в деревне.

Пушкин, утверждая в «Повестях Белкина» реализм, борясь за правдивую, трезвую, самобытную отечественную прозу, реалистически переосмысляет и в некоторых случаях даже пародирует сюжетные штампы сентиментально-романтической литературы.

В «Барышне-крестьянке» идиллическая любовь между крестьянкой и чувствительным барином комически представлена им во взаимоотношениях Алексея и Лизы, переодевающейся в крестьянское платье.

Если не считать Сильвио («Выстрел»), отличающегося необычной волей и гордостью, изображаемого в значительной мере романтическими красками, сообщающими ему односторонность и загадочность, действующие лица «Повестей Белкина» - простые, обычные, заурядные люди. Воссоздавая их, Пушкин не обращается к приемам детального психологического анализа. Не увлекает его и подробная обрисовка окружающей их социально-бытовой среды. Персонажи «Повестей Белкина», конкретные, ясные, воплощаются средствами емкой, краткой реалистической выразительности. Они проявляются по преимуществу в поступках и действиях, при этом всегда естественных, чуждых и преувеличенной страстности и приторной чувствительности.

Описания их внешности также до крайности сжаты. «Стройная, бледная семнадцатилетняя девица» - вот все, что сказано о внешнем облике героини «Метели».

«Повести Белкина», подкупающие конкретно-бытовыми характерами, данными в соответственных им социальных условиях, реалистичны и по их языку. Преодолевая условность жеманно-манерного слога сентименталистов и эмоционально-патетического языка романтиков, Пушкин смело вводит в речь персонажей и рассказчика «Повестей Белкина» разговорно-просторечную лексику и фразеологию. Это весьма облегчается тем, что рассказчик повестей - простодушный провинциальный помещик, тесно связанный с крестьянством и чуждый светского лоска.

Видя прелесть прозы в ее «нагой простоте», т.е. вне риторических, околичных, перифрастических средств, Пушкин применяет в «Повестях Белкина» точные эпитеты, а других изобразительных средств по возможности избегает. За редчайшими исключениями, он обходится одним эпитетом: «крутой нрав и злой язык» («Выстрел»), «чувствительной барышне», «дрожащим голосом» («Метель»).

С естественной, просторечной лексикой персонажей и рассказчика, с лаконизмом всех изобразительных средств удивительно гармонирует синтаксический строй «Повести Белкина». Ведущую роль в нем занимает краткая, простая, уравновешенная, логически прозрачная, быстрая, стремительная фраза, предельно освобожденная от дополнений, определений и обстоятельств: «Мы стояли в местечке***. Жизнь армейского офицера известна. Утром ученье, манеж» («Выстрел»).

Лаконизму внутренних и внешних характеристик, а также речи действующих лиц как нельзя более соответствует динамическая композиция повестей. Ее динамизму способствует сосредоточенность на определяющих сюжетных коллизиях и вершинных эпизодах, отсутствие сложных боковых линий, уклонений в сторону, подробных описаний и длинных отступлений. Художественная экономность ведет Пушкина к тому, что он везде, где это можно, недоговаривает, полагаясь на воображение читателя. Уже отмечалось, что писатель в ряде случаев обрывает повести, лишь намекая на их финалы: «Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам» («Метель»); «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» («Барышня-крестьянка»).

Внезапные, неожиданные повороты в судьбе героев («Выстрел», «Станционный смотритель»), смены внимания то к одному, то к другому герою, создающие перерывы в развитии событий («Метель»), острые, эффектные и ложные ситуации, определяемые то случайностью («Метель»), то фантастикой сна («Гробовщик»), то переодеванием («Барышня-крестьянка») придают действию «Повестей Белкина» стремительность, напряженность, живость.

Явные приемы интриги, используемые Пушкиным в композиции «Повестей Белкина», привносят в них элементы тайны, авантюры, но при этом никогда не делают их запутанными. Они остаются в своей основе сюжетно ясными, легко воспринимаемыми.

«Повести Белкина» предстали в их первой публикации перед читателями-современниками воинствующе новаторским образцом реалистической прозы. В какой-то мере они предвосхищали появление «натуральной школы». Пушкин искусно объединил в них парадоксальную сюжетную анекдотичность с жизненной правдой, с богатством мысли, максимальную лаконичность с глубиной психологической и пластической изобразительности. «Повести» проникнуты юмором и иронией, часто переходящими в сатиру; они полемичны и даже пародийны по отношению к «унылому» романтизму.

Но эти повести были встречены современной им критикой весьма сурово. Их новизна оказалась непонятой даже Белинским. Справедливая оценка пришла много позже.

В Болдино Пушкин присоединил к маленьким трагедиям другой новаторский цикл, но уже в прозе – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830) . Существует предположение, что сам замысел повестей возник несколько раньше 1830 года. Писались они необыкновенно быстро: 9 сентября 1830 г. был закончен «Гробовщик», 14 сентября – «Стационарный смотритель» и предисловие «От Издателя», 20 сентября – «Барышня-крестьянка», 14 октября – «Выстрел», 20 октября – «Метель». Это очень важное движение поэта-лирика и автора романа в стихах к драме и «смиренной прозе», позволившим Пушкину творить более свободно и объективно, расширить круг тем, углубить разработку характеров, дать место новым героям и самой реальной «прозе жизни», увереннее использовать пародию и сатиру, обновить сам язык прозаического повествования и драмы. Заодно поэт расставался с романтизмом, хотя многие его достижения ценил и сохранил навсегда.Как задумывались и писались «Повести Белкина»? Другу П.Плетневу Пушкин писал: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Что же это за весело написанные повести, заставившие хохотать замкнутого, всегда печального поэта Баратынского? Это «замечательные анекдоты», занимательные истории, в них ощутимо веселое лукавство ума, русский юмор, добрая насмешливость, склонность к сатире и пародии. Что вовсе не исключает присутствия мыслей, пушкинской глубины и серьезности в разработке тем и характеров.С самого начала Пушкин заявляет, что читатель будет знакомиться с реальными событиями, имеющими место в повседневной жизни. Автор добивается нетрадиционного отношения читателей к своей прозе, а псевдоним помогает устранить ему влияние своего имени на психологию читателя. Но в любой повести Пушкин старается дать прозвучать голосу рассказчика, показать его причастность к событиям и, тем самым, доказать реальность происходящих событий. «Рассказанность» и была тем художественным приемом, ради которого затеян весь текст. Устное происхождение обеспечивало тексту художественную свободу, сочетание устойчивой традиции и полной новизны, сохраняющей непременное, «классическое» условие - увлекательности чтения. Именно «рассказанность» допускала их чтение по отдельности. Пушкин думал о произведении, которое, будучи целым в целом, было бы цельным само по себе, по частям. Известный исследователь циклизации произведений, И. В. Фоменко, придерживается следующей точки зрения, относительно цикличности произведения: «... если, скажем, из романа извлечь и опубликовать одну главу, она будет восприниматься главой из романа, фрагментом, то есть частью некоего единства. А если извлечь отдельный текст из цикла, он может существовать как отдельное произведение» (И. В. Фоменко). Местом действия цикла Пушкина становится хорошо знакомый не только персонажам, но и читателю мир провинции России. Хронотоп “Повестей Белкина” существенно трансформируется. Русская провинция становится местом действия четырех повестей Пушкина (“Выстрел”, “Метель”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”). Одна часть повести “Станционный смотритель” разворачивается в Петербурге. Вместо двух “московских” повестей в цикл Пушкина включено одно произведение (“Гробовщик”). Оно поставлено автором в центр циклической структуры (третья повесть), тем самым подчеркивается соотнесенность пространства “Повестей Белкина” с образом России. Событийное время “Повестей Белкина”охватывает период 1810 - 1820 гг. Оно включает две исторические реалии: Отечественная война (1812), сражение под Скулянами (1821). Отсылки к 1798, 1799, 1797 (в предисловии, “Гробовщике”, “Барышне-крестьянке”) и 1830 (датировка письма “биографа”) гг. расширяют хронологию повествования. В повести «Выстрел» главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм Байрона и молодого Пушкина. Но ему приходится служить в армейском гусарском полку в скучной провинции, по-русски тяжело буянить, пить, играть в карты с не очень умными и образованными офицерами, стреляться на дуэлях, пока не встретился и вступил в неравную борьбу гордый Сильвио с красивым, богатым и знатным сослуживцем, которому было счастье во всем – службе, чинах, деньгах, картах, любви, даже на смертельном поединке. А у нищего и незнатного храбреца Сильвио было только великое, но мало для обычной жизни приспособленное искусство меткой стрельбы из пистолета. Вот оно, неравенство, приводящее к несчастью.И вот великий стрелок всю жизнь свою потратил на то, чтобы повернуть счастье к себе лицом, изменить свою судьбу, отомстить графу, отстоять свое первенство и достоинство. Он – одинокий романтик, и все его средства и методы эффектные, роковые, романтические: месть, отложенная дуэль, внезапное явление с пистолетами к счастливцу-графу, новый смертельный поединок и двойной выстрел в картину, красиво ставящий точку в этой истории. Достоинство свое Сильвио отстоял под пистолетом графа, переступил через свой трагический романтизм и великодушно простил врага.Но места в новой обыденной русской жизни этому экзотическому романтику уже нет, и Сильвио совершает последний свой героический поступок – участвует в освободительном восстании греков и погибает в битве с турками. Пушкин пародирует здесь обычную для того времени романтическую повесть, но история упорной борьбы смелого гордого человека за свое счастье и достоинство получилась весьма реалистическая и серьезная.В повести «Метель» пародируется романтическая баллада Жуковского: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха. Уездная дворянская барышня Марья Гавриловна борется за свое счастье по схемам французских романов и немецких баллад. Но всюду реальность побеждает романтическую книжную схему и просвечивает сквозь нее: богатая невеста убегает из дома в теплом капоте, со шкатулкой с драгоценностями и двумя узлами, жестокие родители легко соглашаются на неравный брак, бедный жених погибает от ран, полученных в Бородинской битве; замечательно описание современником этой великой русской победы и возвращения наших героических войск, радостных русских женщин, кипения новой жизни и любви. Жизнь реальная богаче и интереснее романтической баллады, все время ее дополняет и поправляет. Впрочем, она же и гораздо суровее и прозаичнее. И Марья Гавриловна обретает, наконец, свою реальную судьбу. Жизнь – царство случая. Старая комическая путаница с женихами приводит героиню повести к новому, выстраданному счастью.В «Гробовщике» Пушкин еще раз вернулся к опере Моцарта «Дон Жуан». Адриан Прохоров тоже приглашает к себе в гости покойников, но этот неожиданный званый пир у гробовщика связан не с любовными приключениями, а с его мрачным ремеслом, приводящим к повседневному общению со смертью и мертвецами. То есть Пушкин здесь со стороны бытовой и даже комической неожиданно подходит к очень серьезной теме «Пира во время чумы». Живой человек посвятил себя смерти, похоронам, покойникам, ему обидно слышать попреки живых и легко пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов. Пародируются опера Моцарта и страшные истории романтиков.Но все эти романтические ужасы приземлены, стали обычным петербургским бытом, частью профессии и коммерции. Настолько огрубела в печальных занятиях кулацко-купеческая душа гробовщика, что она не ощущает даже ужаса при явлении потусторонних гостей. Адриан вспоминает только, по какому разряду и в каких гробах он их хоронил, какова была его прибыль. И явление мертвецов нисколько не меняет мысли, совесть и жизнь гробовщика, он лишь обрадовался, узнав, что то был пьяный тяжелый сон, и спокойно стал жить дальше и столь же успешно заниматься своей мрачной профессией. Таково счастье гробовщика, позволившее нам не только заглянуть в его заскорузлую душу, но и увидеть живописный уголок реальной питерской жизни.«Барышня-крестьянка» - маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе. Но она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию – «Ромео и Джульетту» Шекспира. Ибо два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, один надутый англоман, другой медвежеватый поклонник всего русского, издавна враждуют из-за какой-то мелочи. Между тем любимые дети их, юные красивые Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники и богатые наследники. По всей житейской мудрости им следует пожениться и объединить состояния и земли отцов.Но упрямая русская вражда мешает такому простому решению, и молодым приходится тайком встретиться и полюбить друг друга через затейливую комедию и маскарад переодевания барышни Лизы в крестьянку Акулину. Однако реальное счастье их зависит не от этого увлекательного деревенского романа, а от пугливости куцей кобылки, сбросившей на охоте старого Муромского на мерзлую землю. Старики помирились, подружились и решили все за молодых. Не нужно было всех этих водевильных переодеваний, переписки, тайных любовных встреч юного барина и мнимой крестьянки. Все эти сложные романтические ходы любви новых Ромео и Джульетты были отменены простым счастливым стечением обстоятельств. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и романтизма.В цикле «Повестей Белкина» центр и вершина – «Станционный смотритель» . В сущности, по сюжету своему, выразительности, сложной емкой теме и гениальной композиции, по самим характерам это уже маленький, сжатый роман, повлиявший на последующую русскую прозу и породивший повесть Гоголя «Шинель». Люди здесь изображены простые, и сама их история была бы простой, если бы не вмешались в нее разные житейские обстоятельства. Знаменитые немецкие гравюры с историей блудного сына, оставившего старика-отца, промотавшего все деньги, бедствовавшего, вернувшегося домой и с радостью добрым отцом встреченного и прощенного, показывают, по какому направлению мог бы развиваться сюжет повести. Однако у действия имеется своя вполне реальная логика, противоречащая плоской житейской мудрости и библейскому нравоучению.Пушкин выстраивает повесть на развитии двух судеб и характеров – отца и дочери. Станционный смотритель Самсон Вырин – старый заслуженный (три медали на полинялых ленточках) отставной солдат, человек добрый и честный, но грубоватый и простодушный, находится в самом низу табели о рангах, на низшей ступени социальной лестницы. Он и есть не только простой, но маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить, накричать, ударить, хотя его низший чин 14 класса давал все же право на личное дворянство. Но всех гостей встречала, утихомиривала и поила чаем красивая и бойкая дочь его Дуня, девочка четырнадцати лет.Но эта семейная идиллия вечно продолжаться не могла и кончилась, на первый взгляд, плохо, ибо у смотрителя и его дочери были разные судьбы. Проезжий молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, ловко разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез, как и полагается гусару, плачущую, но не сопротивляющуюся девушку на тройке в Петербург. Заметим, что он знатен и богат, служил на Кавказе, чин ротмистра – не маленький, а если он в гвардии, то уже большой, равен армейскому подполковнику. Важно и то, что добрый веселый гусар полюбился простодушному смотрителю.Маленький человек 14 класса не примирился с такой обидой и потерей, он отправился в Петербург спасать дочь, которую, как Вырин не без оснований считал, коварный соблазнитель скоро бросит, выгонит на улицу. И само укоряющее явление его было важно для дальнейшего развития этой истории, для судьбы его Дуни. Но оказалось, что история сложнее, чем смотритель это себе представлял. Ротмистр полюбил его дочь и к тому же оказался человеком совестливым, честным, он покраснел от стыда при неожиданном явлении обманутого им отца. И красавица Дуня ответила похитителю сильным, искренним чувством.Но их история была в самом начале, еще ничего не решено, и несчастный отец вернулся на свою станцию в огромной горести и тревожной неизвестности. Страдания его, рассказанные проезжему языком простонародным и выразительным, были сильны и искренни. Старик постепенно спился от горя, тоски и одиночества, и вопреки нравоучительным картинкам о блудном сыне дочь так и не приехала его навестить, пропала, не была и на похоронах отца. Казалось, все опасения смотрителя и уроки житейской мудрости сбылись. Только местные ребятишки вспоминали доброго пьяницу Самсона Вырина за то, что он любил их, возился с ними.Но история Дуни развивалась по своей логике. Приезд на бывшую почтовую станцию прекрасной барыни с тремя маленькими барчатами и черной моськой на роскошной карете шестерней показал, что все это время Дуня решительно боролась за свое счастье и, в конце концов, победила. Мы не знаем всех тех препятствий, которые она преодолела. Очевидно, знатная и богатая семья Минского была против столь неравного союза, светское общество тоже, может быть, и сам он по молодости не очень хотел жениться, к тому же разрешение на брак гвардейского офицера давал сам государь, который навряд ли одобрил бы женитьбу на дочери простого солдата.Но вернулась уже блистательная барыня. На печальном сельском кладбище она молча легла на могилу отца и «лежала долго». Это народный обычай последнего прощания и поминовения, последнего «прости». И мы ощущаем простое величие ее искреннего горя и раскаяния.Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека. Вдруг понимаешь, что маленьких людей не бывает, все мы человеки. Этого униженного и оскорбленного безмерно жаль, ибо видишь и понимаешь его простую страшную беду, его страдания и слезы, его одинокую тоску, мучительные воспоминания о дочери.И тут мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. За него надо все время бороться, за него надо уметь платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной. Но надо жить, жизнь продолжается, в том числе и «простая» жизнь простых людей, о которой рассказывают пушкинские «Повести Белкина». В «Повестях Белкина» рельефно выявились все особенности поэтики, стилистики и психологизма пушкинской художественной прозы. Пушкин выступает в них как превосходный новеллист, которому равно доступны и трогательная повесть, и острая по сюжету и перипетиям новелла, и реалистический очерк нравов и быта. Художественные требования к прозе, которые были формулированы Пушкиным в начале 20-х гг., он реализует теперь в своей собственной творческой практике. Ничего ненужного, одно необходимое в повествовании, точность в определениях, лаконичность и сжатость слога.

«ПВ» (1830) – первые законченные прозаические произведения П, состоящие из пяти повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

Новаторство: В предисловии «От издателя» П. взял на себя роль публикатора и издателя «Повестей Белкина». Авторство же повестей приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. И.П. Белкин, в свою очередь, переложил на бумагу истории, которые ему рассказали другие лица («Смотритель» рассказан был ему титулярным советником, «выстрел» - подполковником, «гробовщик» - приказчиком, «метель» и «барышня» - девицею). Тем самым П. создал иллюзию фактического существования рукописи Белкина, приписывает ему авторство, документально подтверждает, что повести – не плод выдумки самого Белкина, а на самом деле произошедшие истории. П. устранил себя из повествования, передав авторские функции людям из провинции. Белкин же объединяет всех рассказчиков и перелагает их истории.

В "Повестях Белкина" композиционная функция Белкина проявляется в "самоустранении" автора из повестей (образ автора включен только в предисловие).

Белкин говорит за всю провинцию. Его голос-голос всей провинции. В речи Белкина типизирована, точнее, обобщена речь провинции. «Повести Белкина» построены на совмещении двух разных воззрений. Одно принадлежит человеку невысокого духовного развития,другое -национальному поэту. Повести должны были убеждать в правдивости изображения русской жизни документальностью, ссылками на свидетелей и очевидцев,а главное –самим повествованием. Жизненный материал, легший в основу повестей, – истории, случаи, происшествия провинциального быта. События, которые происходили в провинции, привлекали Пушкина и раньше. Но обычно их повествовал сам автор. Самостоятельных "голосов" мелких помещиков, офицеров, простого люда не было слышно. Теперь же Пушкин дает слово Белкину, выходцу из поместных глубин России. В "Повестях Белкина" нет народа как собирательного образа, но повсюду присутствуют персонажи из разных социальных слоев. Степень постижения действительности у каждого персонажа ограничена его кругозором: Самсон Вырин воспринимает жизнь иначе, чем Сильвио, а Муромский или Берестов – на иной лад, нежели Минский.

Естественно выглядит то, что все повести рассказаны Белкиным, который долго жил в провинции, завел знакомства с соседями – помещиками, близко соприкасался с простым людом, изредка выезжал в город по каким-либо делам, вел тихое размеренное существование. Именно провинциальный помещик на досуге или от скуки пробующий перо, мог слышать о происшествиях и записать их. Ведь в условиях провинции такие случаи особенно ценятся, пересказываются из уст в уста и становятся легендами. Тип Белкина как бы выдвинут самой поместной жизнью.


Ивана Петровича привлекают острые сюжеты, истории и случаи. Они словно яркие, быстро промелькнувшие огоньки в тусклой, однообразной череде дней провинциальной жизни. В судьбе рассказчиков, поделившихся с Белкиным известными им событиями, не было ничего примечательного, кроме этих историй.

Есть еще одна важная особенность этих рассказов. Все они принадлежат людям одного миропонимания. У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде – деревенской или городской. Различия в их взглядах незначительны и могут не приниматься во внимание. А вот общность их интересов, духовного развития существенна. Она как раз и позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком – Иваном Петровичем Белкиным, который им духовно близок.

В «повестях»- многоступенчатая стилевая структура. На всём пространстве повестей не исчезает «игра» различными стилями. Это придает особую художественную полифонию произведению. Например, в «Выстреле» о герое Сильвио узнаем со слов самого героя, со слов его антагониста, наблюдателя-повествователя.

Художественно-повествовательная концепция цикла заключается в пародийной противопоставленности Повестей Белкина укоренившимся нормам и формам литературного воспроизведения. Белкин как пытается подвести своих героев под определенные амплуа, известные ему книжные стереотипы, но при этом постоянно «поправляется» Пушкиным. Через пародирование и ироническую трактовку сентиментально-романтических сюжетов Пушкин двигался в сторону реалистического искусства.

Исследователи склоняются к тому, что цикл «Повестей Белкина» по жанру близок роману и считают его художественным целым «романизированного типа», хотя некоторые идут дальше, объявляя его «эскизом романа» или даже «романом».

Если цикл есть единое целое, то в его основе должна лежать одна художественная идея, а размещение повестей внутри цикла должно сообщать каждой повести и всему циклу дополнительные содержательные смыслы по сравнению с тем, какой смысл несут отдельные, изолированно взятые повести.

Пушкин накладывает определенную нивелировку на пестроту повествований Белкина, отводит себе скромную роль "издателя. Читателю приходится в этих повестях иметь дело сразу со всеми ликами рассказчиков. Ни одного из них он не может выкинуть из своего сознания. Пушкин стремился к максимальной объективности, реалистической глубине изображения, чем и объясняется сложная стилевая система "Повестей Белкина".

Повести покойного Ивана Петровича Белкина" - 2й цикл Пушкина. Первый прозаический законченный им цикл. Он обратился к прозе потому что, во-первых, терял популярность, как поэт, а после декабристов писать прозу стало некому. Во-вторых, издание книг стало массовым, возникла беллетристика. Лёгкое чтение для отдыха. Пушкин не может найти нишу в этом чтиве. Пушкин пытается вернуть читателя. В то время гремели Булгарин и Марлинский (Бестужев) - беллетристы. Поэзия Пушкина перестаёт быть востребованной. Пушкин пишет "ПБ". Белинский пишет на это: "Сказки и побасенки". Он нихрена не понял! Пушкин написал прозу, как поэзию, которая не может быть исчерпана сюжетом, тем пытался задать норму, как надо писать прозу, если уж писать. Первый образец такой прозы - Карамзин. А потом сразу - Пушкин. Но Пушкин от Карамзина отличен по плану идеологии. Во-первых, эти повести написал не Пушкин, а Белкин, который отставной военный, сидел один у себя в имении, делать нечего ему было, он стал писать. Сосед его по имению после смерти Белкина их отправил издателю АП. Белкин - не профессиональный литератор, он собирает рассказы и записывает их. У каждой истории есть информант, и получается автор - даже не Белкин, а те, кто ему рассказали. Галерея авторов, которые всё время друг на друга ссылаются. И выходит что от факта до читателя - огромное кол-во инстанций. И мотивировку фактам дают рассказчики, а вовсе не автор. Нет ни правды факта, ни псиологич. мотивировки. Что произошло с Дуней в СС? Про что кино? Факт мерцающий и смысл мерцающий. Возникают смысловые лакуны, заполнить которые - дело читателя. Пушкин издал "ПБ" под именем Белкина и написал Плетнёву: "Ты всё-таки в Петербурге слух пусти, что это я написал...".

Герои ПБ не ставят великие цели. Они хотят счастья, но это счастье или не даётся, или дается ценой горя. Дуня и Минский счастливы, но Вырин спился и умер. Счастливы герои "Метели", а Владимир погиб и забыт. Пушкин выводит закон жизни: счастье даётся лишь ценой страшных потерь и тем обесценивается. В мире ПБ правит соц. судьба.

"Метель" - антиновелла. Похожа на Вашингтона Ирвинга "Жених-Призрак", где на персонажа работает случай. Тут случай работает против героя Владимира, не говоря уже о том, что Бурмин вообще бредово поступил. Судьба, выходит, на стороне Бурмина, у которого и так всё есть. В этом есть правда жизни. Самсон Вырин, конечно, первый МЧ в русской литературе, но как потом скажет Девушкин в "Бедных людях" - "Такое и с графом могло бы случиться".

"СС" - всё происходит на фоне картинок Блудного Сына. Это история о блудной дочери. Но если к Богу-отцу всегда можно успеть вернуться, то Дуня не успела к отцу. Она не прощена. Но Бог видит её возвращение и прощает. Пушкин всё приближается к законной реальности. Пушкин играет в безусловность литературной действительности.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх