Исполняемые произведения. Рахманинов прелюдии Музыкальный анализ произведения рахманинова соль минор

Жанр: фортепианная миниатюра.

Время создания: осень 1892 года.

Первое издание: Москва. « A . Gutheil ».

Посвящение: А. Аренскому.

Илл. Б. Ф. Шаляпин. Портрет С.Рахманинова. 1940.

Если просмотреть указатель произведений С. Рахманинова, упоминаемых в трехтомнике его литературного наследия, то по числу упоминаний с этой ранней фортепианной пьесой могут сравниться лишь несколько его крупныхпроизведений – фортепианныеконцерты, Рапсодия на тему Паганини и симфонии № 2 и № 3. Это, конечно же, свидетельствует о популярности этой прелюдии.

Илл. Титульный лист первого издания. (Изархива А. Майкапара).

«Надеюсь, за время моего пребывания в Соединенных Штатах Америки окончательно прояснится следующее обстоятельство: помимо сочиненной мною прелюдии cis - moll , у меня есть и другие веские причины претендовать на мое место в музыкальном мире. На родине для меня это сочинение стало уже пройденным этапом, оно былодля меня в действительности далеким воспоминанием о юности, пока несколько лет назад я не поехал в Англию. К своему удивлению, я узнал там, что все молодые пианисты играют ее. Получив же после этого приглашение посетить Соединенные Штаты, я послал запрос, достаточно ли хорошо меня знают в этой стране, чтобы можно былорассчитывать на интерес публики к моим выступлениям. Вскоре меня известили, что в США каждый музыкант знает меня как автора Прелюдии cis - moll . При данных обстоятельствах, как мне кажется, я должен быть благодарен тому, что мною создана эта Прелюдия. Однако я не уверен, не обернулась ли для меня дачей моя оплошность, которая заключается в том, что я не сохранил за собой международного авторского права на это сочинение. Если бы я его сохранил, то приобрел бы от этого богатство, а также известность. Ер, с другой стороны, я не мог бы достичь ни того, ни другого. Ведь, узнав о большом успехе этого маленького произведения, я написал цикл из десяти прелюдий ор. 23 и принял меры предосторожности, чтобы обеспечить авторское право у одного издателя в Германии. Нахожу, что музыка этих прелюдий значительно лучше моей первой Прелюдии, но публика не склонна разделять мое мнение. Не берусь утверждать, мое ли мнение ошибочно, или наличие этого авторского права губительно повлияло на их популярность. Поэтому для меня навсегда останется открытым вопрос о том, что является причиной популярности моего раннего произведения: то ли присущие ему достоинства, то ли отсутствие у него авторского права. <…>

С момента моего пребывания в США я обнаружил немало ходячих представлений относительно этой Прелюдии и е создания. Пользуюсь случаем также для того, чтобы рассказать о ней истинную правду.

Мне было 18 лет, когда я окончил Московскую консерваторию. Музыка не доходная профессия, даже для тех, кто достигает известности, а для начинающего обычно безнадежная. Через год я оказался без денег. Мне нужны были деньги, я написал эту Прелюдию и продал ее издателю за предложенную им сумму. Одним словом, я получил за нее сорок рублей - это около 20 долларов на ваши деньги. Согласитесь – вознаграждение весьма скудное, если принять во внимание сумму, вырученную за нее издателями. Но в этом случае закон компенсации сработал хорошо, и у меня нет причин быть недовольным.

По моем приезде сюда меня часто спрашивали, что я представлял себе, сочиняя эту музыку; другими словами, что был источником моего вдохновения. Помимо настоятельной необходимости заработать деньги, меня вдохновляло только желание создать что-то прекрасное и художественное. Прелюдия по своей природе абсолютная музыка, и ее нельзя ограничить рамками программной или импрессионистической музыки. Комментаторы приписывали прелюдиям Шопена всевозможные фантастические значения. Одну из них даже назвали «Дождевые капли». Можно напомнить рассказ Жорж Занд, как рассердился Шопен, когда она обратила его внимание на приписываемую его гармонии звукоподражательность».

Далее С. Рахманинов очень интересно рассуждает о жанре прелюдии, начиная от Баха. Его мысли по этому поводу очень важны, и мы рекомендуем прочитать его статью полностью. Здесь же процитируем лишь то, что относится именно к данной прелюдии:

«В рассматриваемой прелюдии я старался приковать внимание к начальной теме. Эти три ноты в виде октавного унисона должны прозвучать торжественно и угрожающе <…>».Стоит обратить внимание на последнее указание – «угрожающе». Это очень важная и тонкая подсказка автора: безнее мы – исполнители и слушатели – быть может, и не придали бы этим звукам такого характера. Вот пример ценности авторских высказываний о собственныхпроизведениях. Цитируем далее.

«Мотив из трех звуков проходит на протяжении 12-ти тактов первого раздела, а в противовес ему в обоих ключах звучит контрастная мелодия в аккордовых последованиях. Здесь два мелодически противоборствующих элемента, цель которых - завладеть вниманием слушателей. Сущность главной темы – этомассивный фундамент; контрастом ему становитсягармонизированная мелодия; ее функция – рассеять мрак. Но если разработку ее продолжить, то возникает монотонность, и поэтому быстро вступает средняя часть. Смена настроения резкая, и на протяжении 29-ти тактов музыка устремляется подобно нарастающей буре, усиливаясь по мере того, как мелодия движется вверх. Эта часть написана мелкими длительностями, а первая тема вступает как кульминация в удвоении одновременно в правой и левой руке. Буря стихает, музыка постепенно успокаивается и семитактная кода завершает сочинение. Слушатель был взволнован, возбужден и успокоен. Теперь он готов к восприятию следующего произведения. Прелюдия выполнила свое назначение».

Далее С. Рахманинов дает ценные советы по поводу того, как учить эту прелюдию, как распределить силы, исполняя пьесу, требующую большой динамики (ffff – более чем fortissimo ), взволнованности и широты («ученика нужно предостеречь от ошибки принимать ярость за широту и величавость», - предупреждает С. Рахманинов). Все эти замечания очень важны и ценны, нооставим ихпрофессионалам.

А в заключение отметим следующее. Вернемся к мысли С. Рахманинова о том, что прелюдия – всякая, не только данная – есть пьеса, готовящая слушателя к восприятию чего-то главного – пьесы, следующей за ней: «Прелюдия, как она мне представляется, это форма абсолютной музыки, предназначенной для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой, или выполняющей функцию введения в какое-либо действие, что и отражено в ее названии» (из той же статьи). Действительно такова была прелюдия у старых мастеров, например И. С. Баха. И естественно, исходя из этой концепции, композиторы прелюдией предваряли, например, фугу. Даже тогда, когда у Баха мы встречает сборники только прелюдий (например, органных), эти пьесы, строго говоря, исполнялись именнокак вступление к хоралу, который вслед за этим пела вся церковная община. Эти прелюдии были напоминанием той мелодии, которую предстояло петь. В какой-то момент прелюдия как жанр отделилась от чего-либо за ней следующего. Появились циклы самостоятельных инструментальных (главным образом фортепианных) миниатюр(Прелюдии Ф. Шопена). И здесь уже не предполагалось, что за прелюдией последует что-то «более серьезное»: за одной прелюдией следовала другая прелюдия. Естественно, что в таких циклах каждая прелюдия выражала определенное - у крупных композиторов всегда очень определенное – настроение (Скрябин, Дебюсси; последний пояснил настроения каждой пьесы весьма поэтичными ремарками). Весьма примечательно, что С. Рахманинов, опубликовав первоначально эту свою Прелюдию среди других разнородных пьес (см. титульный лист первого издания), впоследствиисделал ее первой пьесой своего большого собраний – «Прелюдии».

Примечания

1 В более полном виде статья С. Рахманинова «Моя прелюдия cis -moll » (в переводе с английского В. Тарасовой) опубликована в кн.: Рахманинов С . Литературное наследие. Том 1. М. 1978. С. 62 – 65.

© Александр МАЙКАПАР

Прелюдия соль минор

Жанрпрелюдии получивший очень широкое распространение в русской фортепианной музыке XIX и XX веков, своеобразнотрактуется С. Рахманиновым. Его прелюдии отличаются от лаконичных, зачастуюфрагментарных прелюдий Лядова и Скрябина более крупными масштабами, наличием внутреннего развития, «концентрированностью» фактуры. Несмотря на отсутствие программных заголовков, музыка их чрезвычайноразнообразна и часторождает определенные ассоциации. В некоторыхпрелюдиях Рахманинов прибегает к использованию устоявшихся и ставших традиционными музыкальных форм. Иногда на это имеются прямые указания в авторскихопределениях темпа и характера. Но ипри отсутствиитаких авторских указаний жанровая природа отдельных пьес ощущается вполне ясно, например баркарольность прелюдии ре мажор. Однако эти жанровые типы трактуются, как правило, очень свободно ииндивидуально. Тонкость и многозначность рахманиновской образности затрудняетее перевод на язык точных словесных понятий. В основе прелюдий Рахманинова почти всегда лежит какой-нибудь один момент, одно постепенно раскрываемое душевное состояние.

Прелюдия соль минор, построенная на контрастном сопоставлении сурового, грозногои неуклонно нарастающего маршевого движения с мечтательной лирически-напевной серединой, представляется в этом отношении исключением. Единством эмоционального характера определяется выдержанность фактуры и непрерывность мелодического развития.

© Александр МАЙКАПАР.

По материалам книги: Келдыш Ю . Рахманинов и его время. М. 1973.

Жанр: фортепианная миниатюра, ор. 32, № 12 (в полном цикле прелюдий - № 23).

Время создания: лето 1910 года.

Дата создания прелюдии приведена нами из письма композитора к Б. Асафьеву от 13 апреля 1917 года, 1 в котором, С. Рахманинов, отвечая на просьбу Асафьева прислать перечень своих сочинений, сообщает, в частности, что именно в этот период написан цикл прелюдий ор. 32, в который входит и данная прелюдия. В сохранившемся автографеимеется дата: «23 августа 1910 г. Ивановка».

Относительно именно этой пьесы известно любопытное уточнение, сделанное профессором А. Б. Гольденвейзером, другом С. Рахманинова, много исполнявшим егопроизведения: «В августе – сентябре 1910 года в Ивановке Рахманиновым была написана серия Прелюдий ор. 32. Прелюдии G - dur ( ) и gis - moll (данная пьеса – А. М .), по-видимому, еще не записанные, были исполнены на бис в апреле 1910 года, когда впервые в Москве, в концерте Московского филармонического общества, прозвучал его Третий фортепианный концерт». 2

Не сохранилось (до нас не дошло или вовсе не было) никакого авторского комментария по поводу содержания этой пьесы – высказываний, аналогичных тем, что широко известны относительно другой, самой популярной, прелюдии - № 1 до диез минор (см. в Коллекции). Тем не менее, едва ли можно ошибиться в том, что именно выразил в этой пьесе композитор: это, несомненно, зимние русские просторы, по которым мчатся сани со звенящими бубенцами. Образ пьесы столь очевиден, что эту музыку можно было бы назвать буквально «кинематографической»: мы словно видим, как вдалеке на фоне белого заснеженного пейзажа появилась темная точку, она приближается… И вот, уже различим в санях ездока, угадываем его настроение, взволнованное состояние (мелодия в альтовом регистре поручена левой руке; над нею, переливаясь, непрерывно звенит колокольчик) Мелодия льется свободно – то чуть быстрее, то - успокаиваясь (все это отражено в исполнительских ремарках композитора в нотах). Это не праздничный кортеж – это какая-то одинокая душа – страстная, мятежная, романтичная – затерявшаяся в заснеженных русских просторах. Куда она стремится? К кому?.. Музыка вызывает массу чувств, передает множество оттенков. В кульминации мы слышим и восторг, и отчаяние. Этот порыв сменяется страстной мольбой. Героя не оставляет надежда. Средняя – бурная - часть рисует скорее драму, нежели триумф. Постепенно волнение утихает, фразе, состоящей из двузвучных нисходящих «мотивов вздоха» (чувство горечи, тоски), отвечает фраза, в основе которой восходящий «мотив надежды». Звучание колокольчика, присутствующее во всей пьесе, но в средней части уступившее место выражению личной драмы героя, возвращается в заключительных тактах как образ зимнего пейзажа. Стихающая и растворяющаяся звучность в очень высоком регистре фортепиано, на сей раз, создает образ прощания и расставания. Колокольчик смолкает…

PS . Колокольные звучания – во всем их разнообразии – от веселого перезвона до набата - одна из характерных и впечатляющих особенностей стиля музыки С. Рахманинова. Можно привести много примеров, начиная с самых ранних опусов (Прелюдия № 1 до –диез минор, ор. 3, № 2), Концерта № 2 до минор и до «Колоколов», поэмы для оркестра, хора и голосов соло, ор. 35 (в поэме нашли отражения колокольныезвоны новгородских храмов и монастырей, которые Рахманинов слышал в детстве). Не случайно в воспоминаниях о С. Рахманинове его друг и глубокий почитатель, другой великий композитор Н. К. Метнер размышлял о нем, апеллируя к образу колокола: «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России, и только потому, что душа этой темы русская. Здесь нет ни одного этнографического аксессуара, ни сарафана, ни армяка, ни одного народно-песенного оборота, а между тем каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия. <…> В наши дни, когда колокол стал помехой нашей цивилизации и постепенно вытеснен из жизни больших городов, мы, музыканты, особенно должны ценить каждый удар его, глубокий, властный звук, покрывающий собою всю уличную какофонию». 3

Примечания:

1 Рахманинов С . Литературное наследие. Том 1. М. 1980. С. 99.

2 Гольденвейзер А . Из личных воспоминаний о С. В. Рахманинове. – В кн. Гольденвейзер А . О музыкальном искусстве. М. 1975. С.

Живописные окрестности города Сумы знамениты тем, что в конце XIX века здесь любили отдыхать гении. В посёлке Низыв усадьбе помещика Н.Кондратьевав 1871-79 гг. каждое лето (кроме 1877- года своейженитьбы) жил .В особняке помещиков Линтварёвых на Лукев 1888-1889 годылетом гостил А.П.Чехов. А летом 1893 года в Лебединев имении купца в жил С.В.Рахманинов.

Все они были знакомы между собой. Чайковский и Чехов собирались вместе писать оперу поодной изчастей романа «Герой нашего времени» Лермонтова «Бэла». Рахманинов сдавал Чайковскому экзаменпо композиции, за который Пётр Ильич поставилСергею Васильевичупять стремя плюсами.

Знакомство Чехова с Рахманиновымпроизошло в сентябре 1898 года. Рахманинов аккомпанировал Шаляпину в Ялте. После концертаАнтон Павлович, войдя вартистическую, прямо направился к Сергею Васильевичу со словами: «Я все время смотрел на вас, молодой человек, у вас замечательное лицо — вы будете большим человеком».

У драматургаЧехова не сложилосьс Толстым. Лев Николаевич терпеть не мог чеховские пьесы: » «Чайка» очень плоха… Лучшее в ней - монолог писателя, это автобиографические черты, но в драме они ни к селу, ни к городу».

Рахманинову тожеперепалоот Толстого. В 1900 году после провалаПервойсимфонии знакомые привели его к Толстому, чтобы великий писатель подбодрил начинающего композитора. Толстой послушалпесни и романсыРахманиновав исполнении Шаляпина и,как рассказывал сам Сергей Васильевич: « Я сразу заметил, что Толстой нахмурился и, глядя на него, и другие затихли. Я, конечно, понял, что ему не понравилось и стал от него убегать, надеясь уклониться от разговора. Но он меня словил, и стал бранить, сказал, что не понравилось, прескверные слова. Стал упрекать за повторяющийся лейтмотив. Я сказал, что это мотив Бетховена. Он обрушился на Бетховена… Потом, в конце вечера, он подошел ко мне и сказал: «Вы не обижайтесь на меня. Я старик, а вы — молодой человек». Тут я ответил ему даже грубо: «Что ж обижаться мне, если Вы и Бетховена не признаете…»

РахманиноврассказалЧехову о своём неудачном визите к Толстому.Тотответил как настоящий доктор: „Если это произошло вдень, когда Толстой страдал от желудочной боли, - он не мог работать и поэтому должен был быть в очень нервном состоянии. В такие дни он склонен говорить глупости. Но не надо обращать на это внимания. Это не важно“….

А вот уже Рахманинов вспоминает о Чехове: «Какой человек! Совсем больной и такой бедный, а думал только о других. Он построил три школы, открыл в Таганроге библиотеку. Он помогал направо и налево, но больше всего был озабочен тем, чтобы держать это в тайне».

Надо сказать, чтоРахманинов,бывшийвсемирно известным пианистоми бравший достаточно высокие гонорары за выступления, большую их часть расходовал на благотворительность. Основными (но не единственными) адресатами его помощи были соотечественники в советской России.К слову,музыканты утверждают, что постромантик Рахманинов переросромантизм пианистически и задал новый идеал исполнительства чуть ли не на век вперед. Акогда он написал свою Первую симфонию, ему было всего 22 года. Дирижировал ею А. Глазунов, человек, по воспоминаниямсовременников,пьющий, способный дажеза пультвстать в нетрезвом виде. Похоже, что он, глядя намолодость композитора,просто непонял,с музыкой какого уровня работает.

Между тем,и Чехов, и Рахманиновгениально чувствовалинаступлениеэпохи, о которой Ницше говорил как о времени превращении человечествав сверхчеловека—существа, создавшего технику, способную уничтожить его самого.Чувствовали раньше многих своих современников.В этой связи показательно, что Первая симфония и«Чайка» созданы в один год(1895). И обе премьерызакончились провалом и полным неприятием публикии критики.

Завершаячеховскуюветкужизни Рахманинова,скажем, что12 января 2007 годав Санкт-Петербурге на сцене Александринского театрас успехом и аншлагом прошлапремьерабалетаБориса Эйфмана «Чайка» по мотивамодноименнойпьесы Чехова на музыку Рахманинова…

Как известно, Сергей Рахманиновуспел уехатьи вывезти семью из Советской России сразу после революцииизакончил свою жизнь гражданином США. Каки ещё одингений — Владимир Набоков.В судьбе Рахманинова есть подспудная биографически-литературная связь сНабоковым.

Один из последних романовНабокова «Ада, или радостистрасти», который ставят в один ряд с «Войной и миром» Толстого, «Улиссом» Джойса и эпопеей Пруста —это история любви Ивана Вина и Ады Вин,длившейсяпочти девяносто лет. Они были брат и сестра. Законы общества не позволяли имофициально оформить отношения, но их любовь, вспыхнувшая в 12-14 лет, была безумна. К сожалению,им пришлось провести жизнь отдельноивстретиться уже на склоне лет, после смерти мужа Ады и тысячотношенийс женщинами Вана, так и не связавшего себя узами брака ни с одной из них.Встретившись, Ван и Ада провели вместе ещё 40 лет. Оба дожили почти до ста…

Так вот Рахманинов был женат на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной. Онасталаматерью их двоих детей.Все знавшиееё людиговорято душевнойкрасоте и духовном величии этой женщины. Церковь, запрещающая браки между родственниками до четвертого колена, не давала разрешения на этот союз, и чувства молодых людей подверглись длительному испытанию. Но в апреле 1902 года Рахманиновы венчались в полковой церкви, подав одновременно прошение на высочайшее имя об узаконивании брака. Государь дал согласие. Это был крепкий и счастливый союз.Набоков вполне мог иметь в видусемейную историюРахманиновых, сочиняяроман проВина и Аду.

Известно, что в жизни Чайковского была некаятаинственная романтическая история, связанная с его покровительницей Надеждой фон Мекк.Есть такойромантический фрагменти в биографии Сергея Рахманинова.

Рахманинова после провала Первой симфонии лечил от депрессии доктор Николай Владимирович Даль - русский психотерапевт, оккультист и гипнотизер.А у него была красивая дочь Елена.Есть мнение, что именно поэтому лечение затянулосьнатри года, хотя,по воспоминаниям близких, Сергей Васильевич был натурой жизнерадостной, активнойи энергичной.Дальвнушал Рахманинову,что скоро всё наладится и что тот напишет прекрасный фортепианный концерт. И композитор действительно создал одно из самых прекрасных своих произведений - Второй фортепианный концерт и посвятил его… дочери своего доктора. Новскоре, под влиянием семейства Сатиных (семьи невесты),Сергей Васильевичизменил решение и переписал посвящение, адресовав его уже самому Далю.

В 1918 году Сергей Васильевич оказался в Америке, а в 1919-м туда прибыла Елена Даль. Семья Сергея и Натальи Рахманиновых внешне выглядела идеальной. Однакопосле каждого концерта музыканта его в артистической ждалбукет белой сирени от другой женщины. И они оба об этом знали. Наталья никогда не устраивала публичных сцен и нив чём не упрекала мужа. В от рассказ внукакомпозитора Александра Рахманинова опоследних днях жизни деда. «Сергей Васильевич очень много курил, практически не выпускал изо рта сигарету. И заболел раком. Последние месяцы жизни он провёл в Калифорнии. Наталья Александровна и Ирина (старшая дочь) были рядом. Уход из жизни был очень тяжёлым. Сергей Васильевич шёпотом спросил: «Вы ведь слышите? На улице играют мою «Всенощную»…» В этот трагический момент тихо отворилась дверь в спальню и к изголовью теряющего последние силы композитора подошла ещё одна женщина, за которой срочно посылала шофёра сама Наталья Александровна. Не произнеся ни звука, она жестом попросила её подойти ближе к кровати, указав на место рядом с собой. Через мгновение жизнь покинула великого Сергея Рахманинова…»

В общем,такая романтическая история, конечно же,поэтизирует биографиюСергея Рахманинова, внося в неё человеческую изюминку. Новот что я прочитал в одном из комментариевк ней:

«…история о Натальe Александровнe Рахманиновой и ее «сопернице» конечно, очень романтичная история, но боюсь, не соответствует действительности. У доктора Н.В. Даля было трое детей:дочь Елена и сыновья Владимир и Николай. Елена родилась 8 февраля 1889 в Москве. А С.Рахманинов лечился у Даля в конце 1899, начале 1900 года. Вы точно уверены, что Сергей Рахманинов страстно влюбился в десятилетнюю девочку и хотел посвятить ей свой концерт, а Наталья Сатина от этого страдала?»

Ах, как жаль!Что ж, раз с поэтической историей не сложилось, будем наслаждаться музыкой. Кстати, я больше всего люблю у Рахманинова«Прелюдию для фортепиано No.5 Соль минор op. 23». Мне кажется,что этой музыкой Рахманинов разговаривает с Бетховеном оЛьве Николаевиче Толстом…

Тип занятия: открытое занятие по предмету музыкальная литература с учащимися дополнительного образования.

Цель занятия:

Познакомить учащихся с основными вехами биографии С.В.Рахманинова и его сочинениями, создать условия для развития творческих способностей, образного мышления через проблемное изучение материала.

Образовательные:

  • Расширить познания детей о великом композиторе, познакомить учащихся с сочинениями С.В. Рахманинова и историей их создания.

Развивающие: Развить навыки разбора, анализа музыкальных произведений на примере произведений С.В.Рахманинова.

  • Развить умение учащихся работать с первоисточниками, самостоятельно подбирать материал по заданной теме.
  • Развить творческие способности, внимание, усидчивость и воображение.
  • Воспитательные:

    • Воспитать слушательскую культуру, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
    • Воспитать чувства патриотизма.

    Методы обучения: словесно-индуктивный (беседа), частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск), стимулирование музыкально-творческой деятельности, наглядно-слуховые, анализ, творческое задание.

    Формы работы: индивидуальная, групповая.

    Оформление кабинета:

    На столе разложены нотные издания сочинений С.В.Рахманинова, книга Б.С.Никитина “Две жизни”, аудио-диски, виниловые пластинки с записями произведений Рахманинова, фото-альбомы о С.В.Рахманинове, маленький круглый столик, покрытый скатертью с бахромой, на столе бюст Рахманинова

    Ход занятия

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Это занятие мы посвятим выдающемуся деятелю культуры.

    <Рисунок 1>

    Предложить учащимся ответить на вопросы: Чей портрет перед вами? Что вы знаете об этом человеке? Почему мы будем говорить о нем? Ответы учащихся: Это – С.В. Рахманинов, великий русский композитор,2 апреля 2013года исполнилось 140 лет со дня рождения.

    Учитель: “ … Миссию С.В.Рахманинова в истории мирового искусства нельзя определить и оценить иначе как миссию певца России. Годы жизни Рахманинова совпали с периодом величайших исторических потрясений, сказавшихся и на его собственном жизненном и творческом пути – блистательном и трагическом. Композитор был свидетелем двух мировых войн и двух русских революций. Он приветствовал крушение русского самодержавия, но не принял Октябрь. Почти половину жизни прожил за рубежом, но до конца чувствовал себя русским”. А теперь послушайте, что скажет известный режиссер, автор документального фильма “ Гении Сергей Рахманинов” А. Кончаловский

    Учащимся предлагается для просмотра фрагмент№1 фильма, далее сообщение учащегося о педагоге С.Рахманинова Звереве Н.С.: “Н.С. Зверев и его воспитанники” Зыкова Лиза <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>, <Рисунок 6>, <Рисунок 7>, <Рисунок 8>

    “…На этом снимке вы видите трех мальчиков и самого Николая Сергеевича Зверева, наставника, педагога, воспитателя. А мальчики (слева направо) М.Пресман, С.Рахманинов, Л.Максимов. Они и еще несколько воспитанников жили в доме Зверева наряду с теми, кто приходил заниматься днем – среди приходящих был также будущий талантливый композитор А.Н.Скрябин. Н. С. Зверев был мастером-педагогом, он не только талантливо обучал пианистической игре, но и воспитывал в мальчиках настоящих мужчин. Занятия длились почти весь день: подъем в 6 утра, завтрак, а затем бесконечные упражнения на рояле. Это был очень жесткий, но справедливый человек. Пройдя его суровую школу, многие известные музыканты: Зилоти, Скрябин, Максимов, Игумнов, Пресман, Левин – приобрели на всю жизнь любовь к порядку, умение работать и четко распоряжаться своим временем. “Лучшее, что есть во мне, я обязан Звереву” – писал С.В. Рахманинов. В доме Зверева часто собирались известные композиторы, поэты, писатели педагоги консерватории и среди них был П.И.Чайковский, который показывал свои новые произведения и слушал игру воспитанников – “зверят” <Рисунок 9 >

    Так, например, воспитанниками был разучен новый альбом пьес для фортепиано П.И. Чайковского “Времена года”, и Сережа Рахманинов исполнил пьесу “Ноябрь. На тройке”

    Учащимся предлагается послушать запись пьесы П.И.Чайковского “Ноябрь. На тройке”. Далее сообщение учащегося об учебе С. Рахманинова в Московской консерватории:

    “Учеба С.В.Рахманинова в Московской консерватории” Воронин Гера() <Рисунок 10>, <Рисунок 11>, <Рисунок 12>, <Рисунок 13>

    “…Чайковский остался очень доволен игрой мальчика. Так состоялось первое знакомство с великим композитором, повлиявшим на его дальнейшую судьбу. В 1889 году произошла ссора между Зверевым и Рахманиновым. Рахманинов начал усиленно заниматься композицией, ему нужно было отдельное помещение, а в доме все время звучала музыка, – Рахманинов ушел из дома наставника, в котором прожил 4 года. Он продолжал занятия в Московской консерватории. Сергей был полностью захвачен уроками гармонии и полифонии у Танеева и свободным сочинением у Аренского. Талант его был замечен всеми в консерватории. На экзамене по гармонии Петр Ильич Чайковский, прослушав написанные Рахманиновым и им же самим исполненные пьесы, был настолько восхищен, что вокруг выставленной пятерки с плюсом расставил еще три плюса. Успех Рахманинова был непревзойденным, на что Петр Ильич сказал о Рахманинове: “Ему я предсказываю великое будущее”. Очень тяжело воспринял Рахманинов кончину П.И. Чайковского, который был для композитора близок всей душой, утрата которого была невосполнима.” Вы сейчас услышите сочинение С.В. Рахманинова “ Элегическое трио”, написанное им на смерть великого Чайковского. В нем, с необыкновенной задушевностью и щемящим чувством утраты близкого сердцу человека, С. В. Рахманинов передал всю свою любовь и скорбь. “ …Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели “ Памяти великого художника” (ор.9) написано Рахманиновым на смерть Чайковского в 1893 году. Первую часть начинает скорбная тема в ритме похоронного марша. Она же и оканчивает ее, словно возвращая боль утраты. Вторую часть – вариации на тему хорального склада – отличает более светлый колорит и уравновешанность. В финале как напоминание об утрате возвращается печальный напев в русском стиле…”

    Учащимся предлагается послушать запись – С.В.Рахманинов “ Элегическое трио”, далее сообщение учащегося о первом приезде С. Рахманинова в имение Сатиных Ивановку: “Ивановка. Создание Первого концерта для фортепиано с оркестром” Поярков Егор.

    “…Искра истинного вдохновения влетела в душу молодого Сергея Рахманинова летом 1890 года. Тем летом Сергей впервые приехал в имение Ивановка, принадлежавшее его родной тете Сатиной Варваре Аркадьевне -родной сестре его матери… <Рисунок 14>, <Рисунок 15>, <Рисунок №16>

    … В Ивановке летом собиралось много родственников. Среди них были три сестры Сергея -Наталья, Людмила и Вера Сатины.

    Внимание Сергея приковала младшая из сестер Вера, а Наташе была оставлена роль исповедника не без глубоких симпатий и чувств…

    …Каким изумительным было очарование юности! Искра вдохновения, что влетела в Сережину душу в то незабываемое ивановское лето девяностого года, заставила его взяться за Фортепианный концерт и создать одно из замечательнейших своих произведений. Трудно поверить, что оно было написано семнадцатилетним юношей. Сколько чувства вложил композитор в это произведение! Страстная каденция первой части своей энергией заставляет пережить вместе с автором состояние его подъемов и разочарований, радости и отчаяния. Эта проникновенная музыка искренне передает то, что каждому из нас доступно, ибо в той или иной мере доводилось чувствовать. Вторая часть уводит в первое ивановское лето, где в сиреневой аллее в светлом платьице шагает и радуется жизни взволнованная своим новым чувством Верочка Скалон. И много, много душистых трав, цветов, пруды, степные просторы, ни с чем не сравнимый воздух родной Ивановки. Концерт впитал все это, и не уступал он по своим музыкальным достоинствам “ старшим братьям” – более поздним фортепианным концертам.”

    Учащимся предлагается послушать запись Первого фортепианного концерта С.В. Рахманинова – 1 часть (фрагмент), <Рисунок 19>, <Рисунок 20>, <Рисунок 21>

    Учитель : “…15 марта 1897 году в Петербурге в концертах, который организовывал богатый меценат Беляев, состоялось первое исполнение Первой симфонии, которое было не понято критикой из-за его новаторских идей. Рахманинов расценил это как провал и мучительно болезненно воспринял это событие. Летом 1897 года состояние композитора было настолько тяжелым, что он сам не знал, как ему поступить. На почве переживаний у него развилась неврастения, мучительные боли в спине, руках и ногах. Он вообще перестал сочинять, если бы не доктор Н.В.Даль, который спас композитора от страшнейшей депрессии.”

    Сообщение учащегося о Прелюдии до-диез-минор: “ Прелюдия до-диез минор С.В. Рахманинова” Артамонов Максим <Рисунок 17>, <Рисунок 18>

    “…Тут произошло событие, которое встряхнуло, воодушевило и вселило некоторые надежды. Осенью 1898 года Александр Ильич Зилоти совершил концертное турне в Европе, Америке и Англии. Всюду он исполнял Прелюдию до-диез минор Рахманинова, и эту пьесу неизменно встречали бурными аплодисментами. Наряду с хорошо опробированным классическим репертуаром, составленным из произведений композиторов мирового масштаба успех доставался именно этой прелюдии Рахманинова. Английские и американские издатели тут же выпустили ноты, которые мгновенно распродались, и прелюдия Рахманинова зазвучала во всем мире. Сейчас вы услышите Прелюдию и с первых звуков прелюдии прозвучит основная короткая тема. Она поражает нас своей силой, лаконичностью, в ней композитор выразил дух России. Удивительно, что это произведение написано в раннем возрасте, но наполнено гуманизмом и всеобъемлющей любовью, верой в жизнь”. Предложить учащимся послушать Прелюдию до-диез-минор и определить форму произведения, характер каждой части. После прослушивания ответы учащихся : форма трехчастная с небольшой кодой.

    1 часть: повествовательная, мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола, ему отвечают аккорды скорбного характера, темп медленный.

    2 часть: происходит смена темпа, порывистый характер, стремление вверх, наивысший предел звучности, сильное напряжение.

    3 часть: вырастает из 2 части, рояль звучит как целый оркестр, главная мелодия (тема) становится крупной, грозной.

    Заключение (кода) все стихает, напоминает удары колокола.

    Сообщение учащегося о Втором Концерте: “Второй концерт для фортепиано с оркестром – история создания” Минькина Катя.

    “…За сочинение Второго концерта для фортепиано с оркестром (он посвящен Н.В. Далю, известному доктору) Рахманинов принялся не сразу после лечения у Н.В.Даля, хотя, по его словам, в нем “зашевелились музыкальные идеи, и материала накопилось для моего концерта более, чем достаточно”.Сначала были созданы вторая и третья части Второго концерта (первая родилась позже). Их Рахманинов доверил проиграть на фортепиано А.Зилоти, который пришел в восторг и убедил композитора, что можно и нужно выйти с ними на эстраду. Успех превзошел все ожидания! О концерте было сказано, что в этом произведении много поэзии, красоты, тепла. Богатая оркестровка, жизнерадостная творческая сила Рахманинова на каждом шагу заявляет о его таланте. Первое исполнение Второго концерта для фортепиано с оркестром прошло 2 декабря 1900 года с громадным успехом”. <Рисунок 22> ,<Рисунок 23>

    Предлагается учащимся послушать первую часть Второго концерта С.В. Рахманинова. Предложить вопрос учащимся: В какой ответственный момент мы слышим эту музыку?

    Ответ учащихся: Во время празднования Праздника Победы 9 мая, после минуты молчания минуты молчания.

    Учитель: Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание в 1909 году Третьего фортепианного концерта, который не уступает своему предшественнику по мелодическому богатству и красоте тем. Третий концерт наделен большей зрелостью и глубиной мысли. В этом же1909 году Рахманинов впервые успешно гастролирует в США. Подробнее о Третьем концерте очень выразительно говорит замечательный пианист нашего времени Николай Луганский. Далее предложить учащимся посмотреть фрагмент фильма №2 А. Кончаловского “Гении С. Рахманинов”, далее <Рисунок 24>, <Рисунок 25>

    Сообщение учащегося о Рахманинове-пианисте: “Рахманинов-пианист” – Спесивцева Анна.

    “…Рахманиновское исполнение-это подлинное творчество. Стремясь глубоко проникнуть в авторский замысел, Рахманинов открывал при этом в известных всем произведениях новые черты, находил новые, не замеченные другими музыкантами, краски. Он неизбежно вносил нечто свое, рахманиновское, в музыку других авторов. Если иногда его интерпретация не во всем соответствовала установившемуся представлению о стиле того или иного композитора, она все же всегда была внутренне оправдана…

    …В игре Рахманинова все предельно просто, естественно и выпукло. Мелодичность, мощь и полнота “пения” – вот первые впечатления от его пианизма…Феноменальный технический аппарат Рахманинова и совершенство его игры никогда не привлекают внимания сами по себе. Слушатель от начала до конца остается захваченным художественной, творческой стороной исполнения…”

    …Н.К.Метнер: “В равной степени огромный мастер как композитор, пианист, дирижер, он во всех своих проявлениях поражает нас главным образом одухотворением звуков, оживлением музыкальных элементов”…Его гигантская техника, его виртуозность служат лишь уточнением вдохновенных образов”.

    У Рахманинова были необыкновенно длинные пальцы и большие руки. Благодаря такой особенности он мог дотянуться левой рукой от ноты “до” до ноты “соль” следующей октавы, при этом нажимая еще несколько клавиш между ними. Эта замечательная физическая особенность, без сомнения, помогла композитору сформировать характер его фортепианных произведений, с его большими аккордами и широкими арпеджио, распределенными по всей клавиатуре. Обладая, по словам современников, “волшебными руками”, пианист никогда не ставил во главу угла техническое мастерство.

    Учащимся предлагается послушать Прелюдию соль-минор в исполнении С.Рахманинова и поанализировать форму произведения, характер каждой части.

    Учащиеся после прослушивания дают характеристику музыкальным образам прелюдии:

    Форма трехчастная

    1 ч. – тревожная, бурная, взволнованная;

    2 ч. – сомнение, ожидание, томная лирика;

    3 ч. – звучит мощнее, объемнее, чем первая часть

    Сообщение учащегося о жизни и творчестве Рахманинова после 1917 года “ Жизнь С.В.Рахманинова в эмиграции” Оршак Даша <Рисунок 26>, <Рисунок 27>

    “…С. В. Рахманинов воспользовался пришедшим неожиданно из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В конце 1917 года он вместе с женой Натальей Александровной и детьми покидает Россию. Вначале он едет в Париж, затем перебирается в Швейцарию. С 1935 года композитор живет в США…. <Рисунок 28>

    … Наступает новый перерыв в творчестве Рахманинова, на этот раз значительно более длительный, чем предыдущий. Только спустя целое десятилетие композитор возвращается к сочинению музыки, сделав обработку трех русских народных песен для хора и оркестра и завершив Четвертый фортепианный концерт, начатый еще накануне Первой мировой войны. Рахманинов мучительно тосковал по родине, постоянно размышляя о том, не совершил ли он ошибку, покинув отчизну. Он жадно интересовался всем, что приходило из Советского Союза, и его интерес к своей обновленной родине был искренен, глубок. <Рисунок 29>, <Рисунок 30>

    …Он читал книги, газеты и журналы, приходившие из СССР, собирал советские пластинки. Возможно, все это послужило толчком для постепенного возрождения творчества Сергея Васильевича, создавшего в 1930-е годы такие прекрасные сочинения, как „Симфонические танцы”, Рапсодия на тему Паганини и Третья симфония.”

    Учитель: Последний концертный сезон Рахманинова – 1942-1943 годов – начался 12 октября сольным концертом в Детройте. Весь сбор с концерта 7 ноября в Нью-Йорке, в сумме 4046 долларов, Сергей Васильевич, как делал до этого не раз, опять отдал на нужды войны: часть пошла американскому Красному Кресту, часть была передана через генерального консула – России, стране, которую он никогда не забывал. После тяжелой болезни Рахманинов скончался в кругу своих близких в Беверли Хилз 28 марта 1943 года. <Рисунок 33>, <Рисунок 34>

    Предложить учащимся послушать “ Вокализ” С.В. Рахманинова и на фоне звучания этого произведения предложить учащимся вопросы и высказать свое мнение об услышанном и увиденном на занятии:

    1. Какие произведения С.В. Рахманинова вам особенно запомнились?
    2. Какие факты из биографии композитора вас заинтересовали?
    3. В чем своеобразие, уникальность рахманиновской музыки?
    4. Современна ли она сейчас – как вы думаете?
    5. Что вы нового узнали сегодня на этом занятии? Что впервые вы открыли для себя?
    6. Хотели бы вы, чтобы подобные занятия, посвященные жизни великих пианистов и композиторов, проходили чаще?

    Итог занятия: На примере биографии С.В. Рахманинова и его сочинений учащиеся смогли продемонстрировать свое умение работать с первоисточниками, самостоятельно подбирать материал на заданную тему, проявили навыки слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на предложенные музыкальные произведения.

    Предложить учащимся подготовить к следующему занятию материал о П.И. Чайковском: биографию композитора и сочинения для разбора и слушания, созданных П.И. Чайковским на разных этапах творчества.

    Литература

    1. “Сергей Рахманинов. Две жизни”./Б.С. Никитин. – М; Издательский дом “Классика – ХХ1”, 2008 – 208 с,ил.
    2. Воспоминания о Рахманинове. Том 1/Сост. З.Апетян. – М.: “Музыка, 1967 – 570 с.
    3. Воспоминания о Рахманинове. Том 2./Сост.З.Апетян. – М. “Музыка”, 1967 – 548 с.
    4. П.И.Чайковский, А.Скрябин,С.Рахманинов/Н.И.Енукидзе. – “РОСМЕН”, 2002. 112 с.
    5. Русская и советская музыка. Хрестоматия для учащихся старших классов/Cост.В.М.Блок, К.П.Португалов. – М.: “Просвещение”, 1977. – 238 с.
    6. Русская музыкальная литература. Выпуск 4./Общая редакция М.К. Михайлова, Э.Л. Фрид. – Л.: “Музыка”,1973. – 256 с.
    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх