Конспект по русскому языку «Главный помощник в общении - родной язык» (2 класс). Конспект урока по русскому языку Главный помощник в общении - родной язык (2 класс Перспектива) Презентация главный помощник в общении родной язык

Урок 15. Главный помощник в общении – родной язык (с. 29-30)

Цели: показать необходимость владения языком для успешного общения.

Задачи: формирование необходимости владения языком для успешного общения , обоснование необходимости знания букв, формирование умений передачи устной речи на письме; повторение алфавита, закрепления знаний обучающихся о речи, совершенствование умений составлять предложение, развитие орфографическую зоркости, формирование умений участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы, формирование умений детей слушать товарищей и отвечать на вопросы .

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

Словарно - орфографическая работа.

- Сегодня мы познакомимся с двумя словами, которые вы должны самостоятельно составить из данных букв:

ОШОРОХ АТАНМОК

Получились слова: Комната и хорошо .

Что такое комната? (отдельное помещение в доме)

В каких значениях может употребляться слово хорошо ? ( С помощью этого слова оценивают поведение, поступки, действия ).

- Слово хорошо говорят, когда с кем-либо или с чем-либо соглашаются. Например, хорошо, я приду.

Слово хорошо может обозначать угрозу. Например, ну, хорошо же!

Отметку "четыре" называют хорошо. Что можете сказать о написании слова х орошо ? ( В слове имеется сочетание - оро).

Напишите оба слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные, которые надо запомнить.

Составьте предложение, в которое вошли бы эти два слова одновременно. (Варианты детей)

На доске записаны слова.

С..нтябрь, з..ма, пр..щай, д..ревья, в..робей, л..са, комн..та, х..рошо.

Сейчас вам нужно будет вставить буквы в слова и объяснить свой выбор.

На какие две группы можно разделить слова по орфограммам? (- Безударные гласные, которые можно проверить, и безударные гласные, которые нужно запомнить.(сентябрь, прощай, воробей, комната, хорошо)

III . Самоопределение к деятельности

Ребята, скажите мне, пожалуйста, что помогает нам общаться между собой? (речь)

Какой бывает речь? (устная, письменная)

Какую речь мы называем устной? (которую произносим устно)

А письменной? (которую записываем)

Какой орган человеку помогает в общении? (язык)

Сколько значений слова «язык» вы знаете? (Одно из значений – язык как человеческий орган, а второе значение – язык как средство общения.)

Сформулируйте тему и цель нашего урока (Язык – это главный помощник в речевом общении. Будем изучать его богатства)

IV . Работа по теме урока.

    Работа по учебнику.

Упр.31 стр. 29.

Вы уже научились читать. Прочтите буквы. Какие буквы вызывают затруднения7 (во втором предложение) Почему? (мы их не изучали). Прочтите предложения? Какое предложение вызывает затруднение? (второго ряда). Почему? (они нам не знакомы).

Прочтите слова профессора Самоварова с.29

А на каком языке мы с вами общаемся?

Какой язык для вас является родным?

Прочитайте на доске:

Родной язык - святой язык

Родной язык - святой язык, отца и матери язык, Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг! Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать, И сказки бабушки я научился понимать. Родной язык, Родной язык, с тобою смело я шел вдаль, Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль. Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца: «О, Боже, мать мою прости, прости меня, прости отца!»

А что для вас означает словосочетание Русский язык?

Для того, чтобы уточнить значение словосочетания «Русский язык» я сейчас прочитаю вам небольшой текст.

Много языков на Земле. И каждый язык для кого-то родной. Русский язык – родной язык русского народа. Русский язык понимают все народы, живущие в России.

Ребята, какая мысль в этом тексте главная?

А сейчас давайте запишем главное предложение о русском языке.

Русский язык – родной язык русского народа.

Давайте прочитаем в учебнике на странице 30 сообщение профессора Самоварова о русском языке.

V . Физкультминутка.

VI . Продолжение работы по теме урока.

Упр. 33 с. 30

- Записать любое из высказываний о языке (Можно записать свой вариант)

Язык – одежда всех мыслей.

Не может быть мысли без языка и языка без мысли.

Долг языка – говорить добро.

Упр. 32 с. 29

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Помочь дяде Фёдору грамотно написать письмо )

На каком языке написано письмо?

Понятно ли оно вам?

Посмотрите внимательно, что пропустил Дядя Федор, когда писал это письмо?

Давайте поможем мальчику написать трудные слова. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Вы обратили внимание, что мальчик начал свое письмо с обращения к родителям?

А что Дядя Федор забыл написать в конце письма? ( От кого это письмо ).

VII . Рефлексия.

Упр. 36 с. 33

Словесное творчество

Запишите предложения, в которых говорится о русском языке, его богатстве.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен (А.И. Куприн).

VIII . Итог урока .

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа (К.Г. Паустовский).

Что нового вы узнали сегодня на уроке о языке?

Что на уроке вызвало у вас затруднение?

А что больше всего понравилось? Почему?

IX . Домашнее задание

Стр. 34 задание 3

Что же помогает человеку в его общении с другими людьми? На что ему опираться? Секрет удачного общения в обаянии. Что же это такое? раздумья о тех, кто удачливее в контактах, кто легче привлекает к себе симпатии и уважение собеседников.

«Обаяние»-понятие весьма неоднозначное. Есть, например, «обаяние молодости» , о котором сам молодой человек либо девушка даже не задумываются. Блеск глаз, живость движений, непосредственность реакций, некоторая наивность и горячность суждений - вот и все необходимое для того, чтобы иные люди воспринимали юного знакомого или знакомую как обаятельное существо, которому простительны даже дерзкие речи и необдуманные поступки. Есть обаяние эффектной внешности . Обаяние юмора и обаяние серьезности.Обаяние интеллигенции и обаяние неудержимой силы

Не каждому дано быть всесторонне обаятельным. Обаятельный рассказчик тоже большая редкость. Существует даже термин «фасцинация», переводимый как «завораживание». Среди способов фасцинации выделяют, прежде всего, особый взгляд (он должен быть прямым, лучистым, если и твердым, то теплым), особый голос(богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляциям), особый ритм речи (подобный хорошему музыкальному ритму- то возбуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий). Весьма важен смысловой зачин рассказа- этим можно сразу завоевать внимание слушающих.

Обладая хорошим умом, человек может быть обаятельным рассказчиком даже при невзрачной внешности, скрипучем голосе, несовершенной дикции и однообразной ритмике речи. Ну, а если вдобавок ему доступна вся палитра внешних средств фасцинаций?.. Тогда это подлинный дар.

Почти у каждого человека есть возможность стать обаятельным собеседником. Для этого необходимо «всего лишь» одно: умение слушать. Хорошо слушает тот, кто понимает собеседника. Мы не всегда умеем понять другого, но всегда должны настроить себя так, чтобы хотеть этого. Если вы способны к этому - и притом не только с начальством или авторитетным лицом, но даже с набедокурившим подростком, - значит, окружение считает вас обаятельным собеседником. Или, по меньшей мере, у вас есть шансы им стать. Справедливое, терпеливое и доброжелательное отношение к другому - вот он, «секрет» обаяния, который не надо искать в лабораторных колбах.

У обаяния есть свои правила. Обаятельный от природы человек их безусловно соблюдает, но делает он это безусловно несознательно, на уровне интуиции. Можно же сознательно научиться развить в себе обаяние, используя следующие подсказки.

Подсолнухи тянутся к солнцу, повора­чиваясь за ним по ходу движения светила по небоскло­ну? Если вы хотите, чтобы люди тянулись к вам с иск­ренним дружелюбием,- не жалейте для них тепла и света своей души, проявляйте к ним сердечный интерес, не ограничивайтесь при встрече формальным вопросом «Как дела?».


Каждый сделавший доброе дело втайне мечтает, чтобы оно не осталось незамеченным. Искренняя по­хвала поможет ему ощутить чувство собственной зна­чимости и не останавливаться на достигнутом. Научи­тесь замечать доброе у окружающих и не стесняйтесь говорить об этом вслух. Добрых дел будет гораздо больше.

Можно экономить на покупках, но никогда не следует скупиться на искреннюю похвалу, если человек этого достоин.

Знаменитый клоун Карандаш ездил по арене на ос­лике, перед носом которого висела привязанная морков­ка. Ослику очень хотелось полакомиться морковкой, но он никак не мог достать ее и поэтому бежал вперед, полагая, что вот-вот удастся откусить кусочек. Путе­шествие Карандаша всякий раз заканчивалось тем, что он отдавал ослику вожделенную морковку.

Используйте прием Карандаша. Если вы хотите че­го-то добиться от человека, постарайтесь сделать так, чтобы он сам захотел этого, а задача, которую вы ста­вите перед ним, казалась ему интересной и нетрудной.

Если с человеком случилась неприятность или он чем-то недоволен, ему нужно выговориться. Если вы в чем-то провинились, дайте вашему критику возмож­ность высказать о вас все, что он думает, не перебивай­те и не спорьте. На ваших глазах он станет мягче. Если вы еще и согласитесь с его доводами, он наверня­ка проявит готовность простить вас. Не забывайте, что повинную голову меч не сечет. Кипящий чайник будет кипеть до тех пор, пока в нем не выкипит вода или его не уберут с огня. Оба варианта неплохи. Но второй оптимальнее. Если вы уберете огонь, признаете свою вину - чайник прекратит кипение гораздо раньше.

Известный физик Ландау заметил однажды: «Пом­ните, ваша биография интересует только вашу жену».Если вы хотите прослыть хорошим собеседником, не распространяйтесь о своих делах и заслугах, а, всяче­ски поощряйте людей рассказывать о самих себе. Не ведите с математиком бесед о сахарной свекле, если, конечно, это не хобби математика. Даже если вы не очень сильны в интегралах, но они представляют боль­шой интерес для собеседника, дайте ему возможность рассказать вам о них.

Когда о ком-то говорят «Он скучный», это означает, что человек может говорить о чем угодно, только не об интересах и увлечениях своих собеседников.

Не будьте скучными!

Любой приказ унижает. Ибо предполагает, что тот, кто его отдает, умнее исполнителя. Каким бы замеча­тельным человеком вы ни были, прежде всего вы ду­маете о себе, а уж потом о других. Судьба человечества порой волнует вас меньше, чем собственное больное горло. А тот, кто отдает приказ, не думает о вашем больном горле и потому не вызывает у вас добрых чувств и стремления выполнить приказ хорошо. Но как только начальник подумает и позаботится о вашем гор­ле, он превратится в вашего доброжелателя и друга, и вы готовы будете для него на все.

Никогда не забывайте, что в споре так или иначе вы критикуете позицию оппонента, тем самым унижая его и демонстрируя свое превосходство. Быть в роли униженного не нравится никому, включая и вас. Заме­тив чужую ошибку, не всплескивайте руками и не на­дувайтесь всезнайкой - индюком. Сообщите об этом в косвенной форме, предварительно выразив сомнение в собственной правоте. Дайте человеку возможность са­мому заметить и исправить свой промах. Если он ис­правил ошибку, не замечайте того, что ранее он был не прав, подчеркните, что новый результат относится исключительно к его заслугам. В итоге вы добьетесь правильного результата и не лишитесь доброго распо­ложения к себе.

Если вы просите человека что-то сделать для вас и заранее даете понять, что сомневаетесь в качествен­ном исполнении, ждите провала. Выразите уверенность, что все будет выполнено на должном уровне,- шансы, что так и случится, резко возрастут.

Научитесь ставить себя на место других. Это по­может смотреть на вещи глазами окружающих, и чу­жие ошибки уже не покажутся вам чересчур большими, ибо при данных обстоятельствах и вы могли бы совер­шить их. Не забывайте, что в сочувствии нуждается не только ребенок, разбивший о порог коленку, но и любой взрослый человек.

Каждый, кто сделал для вас доброе дело, имел пол­ное право его не делать. Но раз он все - таки сделал, то заслуживает искренней благодарности. Поблагода­рив кого-то, вы тем самым подчеркиваете благородст­во совершенного им поступка и стимулируете к новым добрым делам.

Не пользуйтесь объективными «рычагами власти», ибо рано или поздно обстоятельства меняются и эти рычаги могут оказаться в других руках; тогда вы не получите ничего, кроме мести.

Будьте снисходительны к чужим недостаткам, не придирайтесь и не пытайтесь переделать ни собствен­ную жену, ни своего подчиненного. Создайте такую обстановку, чтобы они сами захотели исправить свои недостатки и были заинтересованы в этом намного боль­ше вас

Не забывайте про дни рождения своих друзей и знакомых. Возможно, в этом случае вам не придется отмечать свой день ангела в одиночестве.

Научитесь признавать собственную неправоту. Это быстро снимает напряжение и не вызывает у окружающих отрицательной реакции по отношению к вам. Тот, кто признает свои ошибки, избавляет себя от критики и недовольства.

Можно не утруждать себя запоминанием всех этих правил. Достаточно применять лишь одно: поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали с вами.

Вариант-1


  1. Запиши проверочные слова:
Сосновый - _______________, следы - ________________

полевой - ________________


См ()льчак, тр(__)винка, гр(__) за


3. Найди, в какой строке все слова правильно разделены для переноса

А) Ма-га-зин сто-лик, ше-я

Б) Крас-ный при-лёт вз-лёт


4 . Подчеркни слова, которые заканчиваются парными звонкими и глухими согласными звуками

Январь мороз клён стол звук баран


5 . Вставь, где нужно букву разделительный твёрдый знак или мягкий знак.

В(__) ехали, с(__)ест, под(__)ём, по(__)езд, с(__)ёмка, в(_)юга, пен(_).


6. Подчеркни синоним к слову огонь:
7. Подчеркни главные члены предложения:
На опушке робко выросла берёзка.
Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке.

8. Найди предложение с однородными членам:

А) Скрылись подо льдом большие и малые реки.

Б) Под снежной шубой отдыхает земля.


А) Наступила весна.

Б) На улице дует снег?


В) Мой руки перед едой!
Г) Я прочитала интересную книгу!


Витя идёт по лесной тропинке.

3 класс


Контрольная работа №3 по русскому языку

Тема «Язык –главный помощник в общении»

Вариант-2

Учени _____ _______________________________________________


1. Запиши проверочные слова:

Морской - _______________, вода - ________________

гнездо - ________________
2. Вставь пропущенные буквы (а,е,о,и)

Под(__)рить, т(__)шина, л(__)сточек


3. Найди, в какой строке все слова правильно разделены для переноса
7. Подчеркни главные члены предложения:

Ворона оставила петли своих следов.


Во дворе ребята залили каток.
8. Подчеркни предложение с однородными членами :
А) Красивые снежинки кружатся и падают на землю..
Б) Сверкают на солнце снежные сугробы
9. Дать характеристику предложениям.
А) Наступила долгожданная весна.

Б) В лесу растут грибы?


В) Ребята, зайдите скорее в класс.
Г) Я нарисовал замечательную картину!

10. Из данного предложения выпишите словосочетания.

Прозрачная сосулька тает на крыше.

Анализ контрольной работы № 3 по разделу «Язык – главный помощник в общении».


  1. Умения правильно подбирать проверочные слова – 3 балла.

  2. Отработка орфограммы «Безударные гласные» - 3 балла.

  3. Умение делить слова для переноса – 1 балл.

  4. Нахождение букв парных согласных звуков по глухости и звонкости-2 балла.

  5. Правописание разделительного ь и ъ знаков- 2 балла.

  6. Знания антонимов и синонимов – 1 балл.

  7. Выделение главных членов предложения – 2 балла.

  8. Нахождение предложения с однородными членами – 1 балл.

  9. Умение характеризовать предложения – 4 балла.

  10. Умения находить словосочетания – 1 балл.
Высокий уровень – 19- 20 баллов.

Средний уровень – 14-18 баллов.

Ниже среднего –9- 13 баллов.

Низкий -8 баллов и ниже.

Конспект урока
Класс 2 «А»
Предмет: русский язык
Программа: Перспектива
Тема: Главный помощник в общении – родной язык
Цель: создать условия для расширения словаря, умения владеть языком.
Задачи: 1) показать необходимость владения языком для успешного общения; создать наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит); показать преимущества лексически богатой речи; обосновать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; повторить алфавит.
2) содействовать развитию каллиграфических навыков, умения владеть разговорной речью.
3) воспитывать интерес к русскому языку, толерантность, аккуратность, усидчивость.
Оборудование: наглядный материал: карточки с предложениями, текстом, словами, раздаточный материал с предложениями.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяI Оргмомент -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Антонина Михайловна. Проверьте, все ли вы приготовили к уроку русского языка. II ФНЗ
Проблемный вопрос
Сообщение темы и цели урока
Работа с учебником
Работа с рисунком
Прочитайте предложения, записанные на доске.
Какое предложение вам понятно, а какое нет? Почему?
Откройте учебник на странице 29. Прочитайте сообщение Самоварова каждый в пол голоса.
-О чем говорится в сообщении? Что вы поняли?
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
-Посмотрите на рисунок из упражнения 34. Какие богатства хранятся в нашем языке?
-Из чего состоит язык?
На какой улице живут слова?
Всегда ли слова составляют предложения? Когда?
Сравните и определите слова и предложение:
-Летом мы любим есть арбуз.
- арбуз лето мы любовь
-Что такое предложение?
-В каком городе находится улица Предложение?
Из чего состоит текст?
-Сравните предложения и определите текст и несвязанные предложения:
-Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
- Вчера я был в цирке и видел тигров. На улице весна. Я люблю маму. Мой друг позвал меня погулять.
-Что такое текст?
-Повторим, как строится язык.
-Меня зовут Лида.
My name Lida.
Первое понятно, а второе нет, потому что не на русском языке
-Вы прочитали первое предложение, потому что знаете русский язык. Если вы не владеете английским языком, то не сможете прочитать второе предложение, записать и понять его.
использовать язык при общении, надо его хорошо знать.
-Главный помощник в общении-родной язык
-слово, предложение, текст
-из слов
Улица предложение
Нет, когда слова связаны по смыслу
предложение
слова
-слова, связанные по смыслу
-в городе Текст
-из предложений
-текст
-несвязанные предложения
Предложения, связанные по смыслу
-слова входят в предложения, предложения в текст, а текст в язык
III ФПН
Работа с афоризмами
Исправление текста
ФизминуткаРабота с ТПО
Сам. р.
Работа в парах -Прочитайте высказывания из № 33.
-Какое высказывание вам понравилось больше? Почему? Объясните его значение.
Запишите понравившееся высказывание в тетрадь.
Продолжите предложение: Богатство языка – это звуки, буквы, слова…
Запишите предложение.
Что не хватает в этом тексте?
Исправьте текст.
У Алеши живет щенок его зовут Дружок шерсть у Дружка рыжая хвост крючком Алеша и щенок часто играют вместе они большие друзья.
Раз--подняться, потянутьсяДва--согнуться, разогнутьсяТри--в ладоши три хлопкаГоловою--три кивкаНа четыре руки ширеПять руками помахатьШесть--за парту тихо сесть
-Откройте рабочую тетрадь на странице 16. Ответьте на вопросы из № 23. Сколько букв в русском алфавите?
Какие буквы звуков не обозначают?
-Проведем соревнование «Кто быстрее».
Запишите названия животных или птиц на разные буквы алфавита.
Посчитайте количество записанных слов. У кого больше и правильно записано, тот победил.
Перед вами на карточках предложения. Отметьте галочкой те, из которых можно составить текст. Запишите предложения так, чтобы получился связный текст. 1.Язык-одежда всех мыслей.
2.Не может быть мысли без языка и языка без мысли.
3.Долг языка-говорить добро.
-предложения, текст, язык
-точек, заглавных букв
Много забот у белочки осенью. Скоро наступит зима, выпадет снег. Скачет белка по веткам, несет три орешка. Вот старый дуб, остановилась белочка. Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. Сыта будет белочка зимой.
Домашнее задание Стр. 32 № 35. Запишите ответ на первый вопрос из текста. Рефлексия, итог -Что вы узнали на уроке?
-Из чего состоит наш язык?
- Восстановите перепутанную логическую цепочку слов.
Продолжить предложения. Сегодня на уроке:
Я узнал, Я научился, Я умею…
Спасибо за урок! -из текста, предложений, слов
Язык-текст-предложение-слово

Цель урока: способствовать развитию речи учащихся; познакомить с причинами возникновения трудностей в письменной речи; повторение раздела «лексика».

Задачи урока :

Личностные:

Осознание того, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;

Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Предметные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Находить дополнительную информацию;

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства;

Метапредметные:

Познавательные:

Использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;

Использовать словари для нахождения нужной информации.

Регулятивные:

Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

Высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок закрепления и открытия новых знаний

«Язык – главный помощник в общении»

3В класс, учитель Малышева Е.В.

Цель урока: способствовать развитию речи учащихся; познакомить с причинами возникновения трудностей в письменной речи; повторение раздела «лексика».

Задачи урока :

Личностные:

Осознание того, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;

- осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Предметные:

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Находить дополнительную информацию;

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства;

Метапредметные:

Познавательные:

Использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;

Использовать словари для нахождения нужной информации.

Регулятивные:

Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть, начинаем наш урок! (Презентация .)

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

(К.Д.Бальмонт).

Сегодня мы будем говорить о богатстве русского языка, вспомним, что изучает лексика – наука о словарном составе языка.

II. Актуализация знаний.

Язык – это природный алмаз. И, как всякий алмаз, от огранки начинает сверкать всеми своими линиями, так и в творчестве наших писателей, русский язык стал необыкновенно блистательным.

Работа по учебнику.

Упр. 36, с. 31 – минутка чистописания .

Перепишите высказывание о русском языке каллиграфически точно и красиво, как в учебнике.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

(А.Н.Толстой).

От огранки алмаз начинает больше сверкать, а что вы должны делать, чтобы ваша речь стала богаче и выразительнее? (Трудиться над изучением русского языка).

III. Словарная работа.

Недавно вы писали сочинение «Летние каникулы». Почему не у всех текст получился красивый, образный, богатый? (В предложениях мысли повторялись, не использовали синонимы и антонимы, мало применяли эпитеты).

Минус- плюс, огонь- вода,

Дерзкий- осторожный.

Все антонимы всегда

Противоположны. (В. Синицын).

Синонимы близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна – как много в них священного для нас!

Нашу речь делает красивой и богатой многообразие слов, которое изучаются в разделе «лексика».

Запишите слова в алфавитном порядке:

Синонимы, антонимы, омонимы, словосочетания.

- Закончите определения:

Слова одной и той же части речи с одинаковым значением, но разные по написанию – это… (синонимы ).

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением – это… (антонимы ).

Слова одной и той же части речи с одинаковым звучанием, но разные по лексическому значению – это… (омонимы ).

Какими словарями можно пользоваться, чтобы найти подсказки в поиске нужных антонимов и синонимов? (Словарь антонимов и Словарь синонимов).

А что такое словосочетания?

Замените словосочетания одним словом – синонимом (дети записывают в тетрадь ):

Очень сильный дождь - … (проливной ), очень тёмные тучи- … (мрачные ), очень неаккуратный вид - … (неряшливый ).

Спишите, заменив прилагательные антонимами:

Теплый ветер, сладкое яблоко, глубокий пруд, суровая зима.

(Холодный ветер, кислое яблоко, мелкий пруд, мягкая зима).

Почему в предложениях мысль выражена не точно:

Принесите лук. (Овощ или оружие?).

Кран не работает. (Водопроводный или подъемный?).

- Являются ли омонимами выделенные слова. Спишите и обозначьте части речи выделенных слов:

Стакан из стекла – вода стекла ; косить косой – косой взгляд; тёплая печь – печь пироги.

III. Самоопределение к деятельности.

Сегодня на уроке вас ждёт новое исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну. Для этого вам нужно выполнить задание. Вы готовы к этому?

Откройте учебник на с.31. Какое слово с непроверяемым написанием предлагает рубрика «Твой словарик»? (Колыбель).

Назовите лексическое значение слова.

Составьте предложение с этим словом.

Слово имеет и переносное значение. Колыбель- место возникновения, зарождения кого – либо «Возвращаются птицы в лесные свои колыбели…» - в каком значении употребляется слово?

Прочитайте слова орфоэпически, то есть так, как вы говорите.

Прочитайте слова орфографически, то есть так, как выпишите.

Запишите слово в тетради, разделяя его на слоги и для переноса. Образуйте однокоренные слова, запишите их с подходящими по смыслу словами.

Запишите под диктовку.

Всё она

Колыбель вам кто качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки кто дарит?

Мама золотая.

И. Косяков

Какое слово в стихотворении употреблено в переносном значении? (Золотая мама.)

Работа по учебнику С.31

Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Чем огорчён профессор? (Ребятам не хватает слов для выражения своих мыслей. ) Нам это тоже знакомо.

Чем занимаются учёные лингвисты?

Чему мы будем учиться на уроках русского языка при изучении этой темы? (Красиво говорить и писать, используя словарное богатство русского языка).

IV. Первичное закрепление знаний.

Работа по пособию «Как научиться писать сочинения» (С.А.Есенина):

С.10 – раздели текст про осень на предложения, подбери синонимы, подбери антонимы, объясни фразеологизмы, найди в тексте повторяющуюся мысль. (По заданиям. Самостоятельно, с проверкой по выполнению каждого задания.)

VI. Самостоятельная работа.

Напиши в тетради мини- сочинение – описание «Ясный осенний день» или «Хмурый осенний день».

(Выборочная проверка ).

VII. Физкультминутка.

Упражнения на расслабление кистей рук, плечевого пояса, глаз.

VIII. Закрепление изученного материала.

Какой раздел русского языка изучает словарное многообразие?

Что такое определить лексическое значение слова?

Что такое переносное значение слова?

Какие слова делают нашу письменную речь более богатой и многообразной?

На что нужно обращать внимание при написании сочинения?

IX. Подведение итогов урока.

Кому сегодня было трудно?

Кому что-то было не понятно сегодня на уроке?

Где можно применить полученные знания?

Х. Рефлексия .

Кто доволен своей работой?

Кого из одноклассников можно похвалить за работу на уроке?

XI. Задание на дом.

Подробный разбор домашнего задания – написать сочинение «Краски осени» по предложенному в пособии плану (с.10).

Спасибо за работу на уроке! До свидания!


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх