Логический поезд. Конспект занятия по логике в подготовительной группе «Логический поезд. Дидактическая игра « Автотрасса»

Игра "Логический поезд" просто незаменима в домашней коллекции развивающих настольных игр. С ней ребенок научится думать, говорить, логически мыслить, находить признаки, объединяющие предметы, расширит представление об окружающем мире. Игра тренирует память, фантазию, внимание. Наконец, просто позволит вам интересно провести время с ребенком! Ведь ребенку очень важно общение с родителями, и поверьте, он ценит счастливые минуты, проведенные вместе!

Итак, логический поезд.
Игра состоит из множества карточек с изображениями окружающих нас предметов, явлений природы, животных, еды и так далее. Вы можете купить ее магазинах, но интереснее будет сделать ее вместе с ребенком.
Распечатайте карточки, раскрасьте и наклейте на плотный картон - так игра прослужит дольше.

Примеры изображений:
Мячик, зонтик, колокольчик, ножницы, солнышко, дождик, снежинки, коньки, лыжи, машина, светофор, цветок, лейка, снеговик, топор, дрова, стул, стол, резиновые сапоги, чашка, чайник, пирожное, гвозди, вата, одежда и обувь, головные уборы, холодильник, телевизор, телефон, дерево и т.д. И одна карточка с изображением паровоза, с которой и начинается игра.

Карточки можно дополнять, вырезая красивые изображения из журналов, открыток, рекламных брошюр, упаковок от продуктов.

Ход игры:
На стол кладется карточка паровоза. Далее все игроки по очереди начинают цеплять к поезду вагончики, делая его все длиннее и длиннее. Вагончики - это карточки с изображениями. Но так как это необычный поезд, а логический, то нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками. Например: первая картинка дождик, вторая - резиновые сапоги (мы надеваем их в дождь), третья - резиновый мячик (он тоже сделан из резины, как и сапоги), арбуз (он круглый, как мячик) и так далее. Каждый ход объясняется ребенком, придумывается обобщающий признак - это может быть форма, цвет, назначение, размер, материал...

Дети очень любят эту игру, начинают рассуждать, думать, речь становится более грамотной, связной.

У этой игры есть и другие варианты:

Вариант 2 - логический поезд наоборот

Паровозик собирается так, что карточки кладутся лицевой стороной вниз.
Далее игроки по очереди начинают переворачивать карточки и пытаются придумать связь с предыдущей. Если придумать ничего не удалось, то игрок забирает себе карточку и ход переходит к следующему игроку. И так, пока весь паровозик не будет объяснен. Побеждает тот, у кого накопилось меньше штрафных необъясненных карточек.

Вариант 3 - составляем рассказ

Разделите поровну карточки между игроками. Первый игрок выкладывает карточку на стол и придумывает первое предложение, в котором упоминается слово - изображенный на карточке предмет. Второй игрок выкладывает любую свою карточку, составляя следующее предложение так, чтобы оно образовывало с предыдущим связный рассказ. И так далее пока все карточки не закончатся. Для детей старшего возраста можно усложнить задачу и задать тему рассказа или сказки.

Вариант 4 - Снежный ком

Первый игрок кладет на стол карточку, называет ее и переворачивает, второй повторяет слово первого игрока и называет свое, третий произносит уже два слова и добавляет свое. И так далее. Кто ошибся - выходит из игры. Побеждает тот, кто сможет запомнить больше всех слов.

Варианты этой игры:
«Дама сдавала в багаж…»- перечисляются названия разных емкостей или одежды, бытовых предметов.
«Мы по садику гуляли и в корзину собирали…» – перечисляются названия ягод, фруктов, овощей, цветов.
«Мы по лесу гуляли и животных повстречали…» – перечисляются названия животных, птиц, насекомых.

Вариант 5 - Тренируем память

Выложите несколько карточек, пусть ребенок внимательно на них посмотрит и запомнит. Затем попросите его отвернуться и поменяйте что-нибудь. Можно поменять карточки местами. Убрать или добавить карточку, или заменить одну. Ребенок должен определить, что изменилось. Усложнять задания можно, увеличивая число карточек или число изменений.

Вариант 6 - Игра «Четвертый лишний»

Вы выкладываете четыре карточки, одна из которых чем-то отличается от трех других. Ребенок должен сказать какая и объяснить свой выбор. Например, три карточки с посудой и одна с едой. Возможны более сложные варианты, когда существует два решения. Например, ежик, слон, лиса и болт. Лишняя карточка с болтом, поскольку на остальных изображены животные, а по цвету лишняя карточка с лисой – лиса рыжая, а изображения на других карточках серые.

Ольга Успенская

Поезд

Развивать у детей мышление.

Развивать фантазию.

Развивать речь.

Расширять знания о природе.

Учить устанавливать простейшие взаимосвязи.

Ход игры

Взрослый и ребенок (или взрослый и дети, а в старших группах дети могут играть одни ) берут одинаковое количество картинок. По очереди они кладут картинку и объясняют, как их скрепить (чтобы получился «поезд » ). Например, кладется картинка, на которой изображен воробей, за ней выкладывается картинка, на которой изображена утка. Воробья и утку скрепили, потому что они – птицы. После утки кладем картинку, на которой нарисована лягушка. Утку и лягушку скрепили, потому, что у них на лапах есть перепонки и они умеют плавать. После лягушки кладем кузнечика, так как они зеленого цвета и прыгают. Затем кладем бабочку (бабочка и кузнечик – насекомые) и т. д.



А как "скрепили" каждый из этих "поездов " догадайтесь сами.

Публикации по теме:

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения Цель: - познакомить,.

Уважаемые коллеги - маамовцы! Доброго времени суток Вам! Хочу предоставить Вашему вниманию авторскую дидактическую игру математического.

Дидактическая игра. Дидактическая игра,Нарисуй картинку с помощью кружков”. Цель: Учить детей изображать различные предметы из частей круглой формы. Развивать.

Дидактическая игра «Кто, что ест». Цель: Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные; Развивать мышление,.

Дидактическая игра «Да или нет» по ПДД для детей 5-6 лет. Цель: закрепить знание детьми правил дорожного движения, правил поведения в общественных.

Цели игры: Упражнять в определении заданного звука в слове; местонахождении звука (в начале, середине, конце слова); Дифференциации звуков;.

Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах, формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные. Оборудование:.

ФЭМП Дидактическая игра: «Поезд» «Много, мало, один (закрепление)» Литература 1. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - 4-е.

. " . ■ " . "

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД

Эта-игра очень хорошо

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД развивает речь, логическое мышление и

Игра для детей от 5 лет и для взрослых фантазию.

Вариант 1

Раздайте картинки участникам игры. Дого-
воритесь, кто за кем будет ходить. Скажите де-
тям, что из вагончиков нужно собрать поезд. Ва-
гончики должны крепко держаться друг за друга.
Но так как это не обычный поезд, а логический,
то нужно найти и объяснить связь между

картинками-вагончиками. Например, первый

вагончик -САПОГИ, значит, за ним можно

поставить ТУЧКУ (сапоги надевают в дождливую

погоду), или МЯЧ (сапоги и мяч резиновые), или

КИТА (и сапоги, и кит синего цвета). Каждый

должен объяснить, как он скрепляет вагончики. :

Если ребенок не может рассказать, почему он

поставил именно эту картинку, помогите ему

найти логическую связь. При коллективной игре

тот, кто не может подобрать логическую цепочку,

пропускает ход.

Вариант 2

Ставить рядом можно любые вагончики, со-

Ставляя логическую цепочку не только по

признакам предмета, а по любой связи между

ними (названия предметов начинаются на одну

букву, или эти слова имеют одинаковые звуки,

или они рифмуются между собой, или: "и то, и
другое

..,.: ■


Вариант 3



кладет на стол верхнюю карточку, а потом уже
дущей.

Вариант 4

Играйте так же, как в первом варианте, но

Составляйте вагончики, отыскивая не общее, а

противоположности. Например: рядом с КОЛЮ-

ЧИМ ежиком может стоять ПУШИСТЫЙ кот;

: рядом с ХОЛОДНОЙ снежинкой- ГОРЯЧИЙ

чай, КУБИК - рядом с ШАРИКОМ, БОЛЬШОЙ

кит - рядом с МАЛЕНЬКОЙ мышкой и т.д.

ДЛИННАЯ ИСТОРИЯ

Семейная игра

Разделите поровну карточки между

Игроками.

Первый игрок выкладывает карточку на

Карточки перевернуть белой стороной вверх

И раздать участникам игры. Поезд собирают, не

Глядя на картинки. Игрок переворачивает и

Кладет на стол верхнюю карточку, а потом уже

Пытается отыскать связь этой картинки с преды-

Дущей.

Цель: способен к решению логических действий и операций, умению декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умению видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, умению действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.

Материал : три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный), на каждом поезде его номер: 1234, 5678, 9101112, 4 вагона, карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами, набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры .

В игре может участвовать вся подгруппа детей 9 – 11 человек. Взрослый, а затем сами дети раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями.

Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перегружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.

Последовательность действий. Распределение команд по поездам.

Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, 2<*<4, находит число, обозначенное *- это 3, значит его груз «поедет» в желтом поезде («3» входит в номер этого поезда 1234). Таким образом, все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах) перевозка груза.

Свой груз надо перевезти по всем вагонам в соответствии с правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет логическая фигура – большой красный треугольник, в первом вагоне от головы поезда он изменил величину и станет маленьким красным треугольником, во втором вагоне после изменения цвета, он станет маленьким желтым треугольником, в третьем вагоне изменится его форма, он станет маленьким желтым прямоугольником, в последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета – наш груз маленький синий прямоугольник.

Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда, груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом,

слева от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона маленький синий прямоугольник. Все дети команды участвуют вместе с воспитателем в проверке правильности выполнения задания.

Взять следующий груз, произвести с ним те же действия. Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груза.



Один из вариантов дальнейшего развития игры:

Выбор пункта отправки и назначения груза (постройки объектов и т.д.)

Оформление сопроводительных документов для груза (количество, вид, шифрование свойств). В период освоения игры первоначальное количество вагонов 2, затем количество вагонов увеличивается до четырех. Изменение расположения карточек со свойствами над вагонами позволяет проводить эту игру многократно (при желании и интересе детей).

Дидактическая игра « Автотрасса»

Цель: выделяет свойства предметов, абстрагирует их, следует определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составляет алгоритм действий.

Материал: таблицы с правилами построения дорог, набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Город логических фигур, готовиться к автомобильным соревнованиям – гонкам. Надо построить гоночную трассу. Дети строят дорожки (цепочки) по правилам, которые требуют учета трех свойств (цвет, размер, форма, толщина).

Ноябрь

Дидактическая игра « Необычные фигуры»

Цель: способен к анализу, абстрагированию; строго следует правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм – «выращивание дерева»); творческого мышления, воображения.

Материал: наборы логических блоков Дьенеша по количеству детей, таблицы с правилами построения фигур.

Ход игры.

В городе логических фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигуркам превратиться в необычные, сложные (построить из простых фигур сложные). Правила таких превращений записаны на таблицах. Для каждой фигуры есть свое правило построения. Взрослый показывает таблицу с правилом построения необычных фигур. Он помогает детям выяснить, на какое свойство фигур надо смотреть (на форму), с какой фигуры начинать строить необычную (с той, от которой отходят все стрелки, - с прямоугольника). От прямоугольника отходят две стрелочки: одна к квадрату, вторая к треугольнику. Это означает, что к нему нужно приложить квадрат и треугольник с любой стороны. От квадрата стрелочка идет к кругу – к нему надо пристроить круг. От треугольника стрелка идет тоже к кругу – и к нему нужно пристроить круг. А от круга не отходит ни одной стрелочки, поэтому к нему не нужно ничего прикладывать. Затем каждый ребенок строит сложную фигуру, прикладывая блоки один к другому. Взрослый нацеливает детей на создание своей, не похожей на другие, необычной фигуры. В результате у детей могут получиться самые разные сложные фигуры:



По окончании работы дети сравнивают фигуры, находят неточности, устанавливают, на что или на кого они похожи.

В повторных упражнениях используются другие правила.

Сначала дети пользуются готовыми правилами, потом сами составляют их. Взрослый каждый раз поощряет проявление детьми самостоятельности и творчества при составлении правил, фигур.

Необычные фигуры дети строят по правилам, которые требуют учета сразу двух свойств, например, формы и цвета, или формы и размера, или цвета и размера.

Фигуру могут строить одновременно несколько человек. В этом случае дети по очереди выкладывают свои фигурки. Тот, кто допускает ошибку, оставляет фигуру себе. Выигрывает тот, у кого меньше набрано штрафных фигур.

Сначала дети строят фигуры по установленным правилам, а затем – по самостоятельно составленным.

При составлении необычных фигур используются правила, которые требуют учета сразу трех свойств.

Взрослый поощряет проявление детьми самостоятельности при определении правил игры; меняет правила (расколоть дерево, разгадать герб и т.д.).

Игра, имеющая почти бесконечное количество вариантов! С вагончиками этого удивительного поезда можно расширять представление об окружающем мире.
Развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию. Эта игра никогда не надоест. Потому, что в нее каждый раз можно играть по-новому!
87 карточек - 9 веселых игр.


Вариант 1

Раздайте картинки участникам игры. Договоритесь, кто за кем будет ходить. Скажите детям, что из вагончиков нужнр собрать поезд. Вагончики должны крепко держаться друг за друга. Но так как это не обычный поезд, а логический, то нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками. Например, первый вагончик - САПОГИ, значит, за ним можно поставить ТУЧКУ (сапоги надевают в дождливую погоду), или МЯЧ (сапоги и мяч резиновые) ,или КИТА (и сапоги, и кит синего цвета). Каждый должен объяснить, как он скрепляет вагончики. Если ребенок не может рассказать, почему он поставил именно эту картинку, помогите ему найти логическую связь. При коллективной игре тот, кто не может подобрать логическую цепочку, пропускает ход.

Вариант 2
Ставить рядом можно любые вагончики, составляя логическую цепочку не только по признакам предмета, а по любой связи между ними (названия предметов начинаются на одну букву, или эти слова имеют одинаковые звуки; или они рифмуются между собой, или: "и то, и другое есть у нас на даче"). Эта игра очень хорошо развивает речь, логическое мышление и фантазию.

Вариант 3
Карточки перевернуть белой стороной вверх и раздать участникам игры. Поезд собирают, не глядя на картинки. Игрок переворачивает и кладет на стол верхнюю карточку, а потом уже пытается отыскать связь этой картинки с предыдущей.

Вариант 4
Играйте так же, как в первом варианте, но составляйте вагончики, отыскивая не общее, а противоположности. Например: рядом, с КОЛЮЧИМ ежиком может стоять ПУШИСТЫЙ кот; рядом с ХОЛОДНОЙ снежинкой - ГОРЯЧИЙ чай, КУБИК - рядом с ШАРИКОМ, БОЛЬШОЙ кит - рядом с МАЛЕНЬКОЙ мышкой и т.д.

Длинная история. Семейная игра.
Разделите поровну карточки между игроками. Первый игрок выкладывает карточку на стол и придумывает предложение, в котором упоминается изображенный на карточке предмет. Второй игрок выкладывает любую свою карточку, тоже составляя предложение, чтобы оно образовывало с предыдущим связный рассказ.

Что на что похоже.
Этот вариант игры можно использовать для занятий с детьми от 1,5-2,5 лет. Отберите для игры 4-8 таких картинок, которые бы что-то объединяло. Вы показываете малышу любую картинку, называя и описывая её (например: "Это мяч. Он круглый"), и спрашиваете, что еще есть круглого. Помогите ребенку найти круглый предмет: арбуз, клубок, солнышко - всё круглое. Составьте набор картинок по цветам, по материалу (все красное или все железное). Эта игра поможет малышу познакомиться о основными признаками предметов.

Парные картинки.
Выберите для игры 4-8 парных картинок (две с круглыми предметами, две с животными, две с посудой и т.д.). Показывайте малышу любую из них и просите отыскать пару. Игра учит ребенка группировать и классифицировать окружающие предметы.

Дама сдавала в багаж...
Игра для развития слуховой памяти и речи.

Карточки делятся между игроками. Первый выкладывает на поле одну карточку вниз изображением и говорит: «Дама сдавала в §агаж... слонёнка» (называет предмет на карточке). Второй играющий тоже выкладывает карточку вслед за первой, говоря: «Дама сдавала в багаж слонёнка, котёнка...» Каждый играющий сначала повторяет названия всех предыдущих предметов, а потом добавляет к цепочке свой. Кто выстроит самую длинную цепочку? А правильно ли играющие перечисляют багаж, можно будет проверить, перевернув карточки.

Кто поедет на Алтай (на каникулы к бабушке, во францию и т.д.)
Игра для развития речи Положите карточку-паровозик на середину стола. Остальные карточки раздайте участникам игры. Игроки не показывают друг другу свои карточки. Определите очередность ходов. Тот, кто ходит первым, выбирает любую карточку из принадлежащих ему и говорит: "На Алтай поедет... большой, с длинным носом..." Он должен перечислить признаки предмета, описать, не называя его. Все остальные играющие отгадывают, кого же отправит на Алтай первый играющий. Когда кто-то догадывается и кричит: "Слонёнок!", игрок выкладывает карточку на Поле, а право хода переходит к отгадавшему. Побеждает тот, кто первый отправит все свои карточки на Алтай.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх