Любви надежды тихой славы жанр. "К Чаадаеву": анализ стихотворения Пушкина (подробный). Как вы думаете, почему художник избрал такой стиль

Александра Сергеевича Пушкина общество знало не только как талантливого поэта, но и как человека, сочувствующего идеям декабристов. Двор считал его вольнодумцем, и поэта за его смелые высказывания отправляли в ссылку, а позднее его творчество подверглось жесткой цензуре со стороны царя. Одно из его ранних стихотворений - "К Чаадаеву", анализ которого представлен ниже, называли гимном декабристов.

История написания и публикации

Анализ "К Чаадаеву" следует начать с истории создания стихотворения. Оно было написано поэтом в 1818 году и изначально не предназначалось для публикации. Стихотворение было записано во время того, как Пушкин читал его близким друзьям. Позже творение было доставлено адресату (Чаадаеву), а запись стихотворения стала передаваться из рук в руки.

Произведение распространялось среди петербургских жителей тайно. Оно было опубликовано только в 1829 году в альманахе "Северная звезда" М.А. Бестужева в весьма измененном виде. С момента создания этого послания за Александром Сергеевичем закрепилась слава вольнодумца и приверженца идей декабристов.

Личность получателя

Анализ "К Чаадаеву" следует продолжить небольшим рассказом о личности адресата стихотворения. Это был Петр Яковлевич Чаадаев - один из самых близких друзей Пушкина со времен учебы в лицее. Когда Александр Сергеевич служил в Петербурге в чине коллежского секретаря, он часто ходил к своему другу в гости. Пушкин делился с Чаадаевым всеми своими переживаниями и мыслями.

Еще будучи лицеистом, поэт любил обсуждать с Чаадаевым общественно-политическую обстановку в стране. Поэтому друзей связывали не только теплые воспоминания о юношеских годах, но и общие устремления. В послании содержался призыв к свержению самодержавия. Но сам поэт вовсе не стремился к тому, чтобы афишировать свою позицию. Александр Пушкин вскоре забыл о своем литературном вольнодумстве.

Послание было доставлено Петру Чаадаеву, бывшему в то время уже членом общества будущих декабристов, известному под названием "Союз благоденствия". Многие его члены восприняли стихотворение Пушкина как призыв к действию. Впоследствии, после подавления восстания декабристов, поэт не раз упрекал себя в неосторожности. Он считал, что это послание послужило толчком к попытке свержения самодержавия. История создания "К Чаадаеву" является примером того, какой силой обладает слово. И если для Пушкина его призыв было просто литературным свободомыслием, то для декабристов это послание стало гимном.

Жанр произведения

Один из пунктов анализа "К Чаадаеву" - это определение жанра, в котором написано стихотворение. Его следует отнести к весьма популярному в России в первой половине 19 века жанру дружеского послания. Этот жанр отличала свободная форма выражения мыслей, поэтому стихотворение приобретало черты доверительной беседы между близкими людьми.

Адресатом послания были и реальные лица, и вымышленные персонажи. Этот жанр не был ограничен различными формальными условностями. Поэтому в своих произведениях автор мог общаться с читателем на равных, что придавало нотку доверительности стихотворению.

Сюжет произведения

Основа сюжета стихотворения "К Чаадаеву" - это размышления о взрослении человека. Поэт уже больше не питает иллюзий насчет славы, любви. Юношеские мечтания столкнулись с суровой реальностью, теперь автор уже сомневается в правильности своих взглядов. Поэт их сравнивает со сном, туманом, которые рассеиваются так же быстро. Некоторые современника Александра Сергеевича увидели в этом намек на императора Александра Первого, в чьем правлении разочаровался поэт.

Затем стихотворение "К Чаадеву" продолжается порывами свободомыслия. Взамен наивных юношеских мечтаний поэт получает свободолюбие и чувство гражданского долга. Для Александра Сергеевича такой переход был естественным, и только осознание каждым гражданином своего долга могло сделать страну свободной.

Но поэт не отрицал, что пылкие порывы могут встретить препятствие в лице тех, кто не хотел менять общественный уклад в государстве. Александр Сергеевич считал, что все свои силы нужно посвятить служению Родине. И тогда в награду за труды их имена будут помнить потомки.

Политический подтекст

В послании "К Чаадаеву" Пушкин выразил и недовольство царской властью. Император Александр Первый называл себя истинным либералом, и многие ожидали от его правления реформ, которые улучшили бы жизнь крестьян. Но все разговоры об отмене крепостного права так и остались разговорами. И нет ничего удивительного в том, что молодой поэт разочаровался в самодержавии.

Александр Сергеевич уже не верил царским обещаниям. Но поэт верил в людей, в чьих сердцах еще пылал огонь справедливости. Верил тем, для кого свобода и чувство долга перед Отчизной не были пустым звуком. Именно они, по мнению Пушкина, должны были освободить Россию от самодержавия. И тогда в обществе воцарилась бы справедливость.

О чем это произведение

Трудно выделить главную мысль стихотворения "К Чаадаеву". Большинство привыкло его рассматривать с патриотической точки зрения. Поэтому для многих основная цель этого послания состояла в призыве декабристов к действию. А ведь изначально это творение не предназначалось автором для большого количества людей.

Поэтому и основная мысль не состояла в призыве к свержению самодержавия. Это обращение к Чаадаеву, которым восхищался юный поэт. Он был уверен в том, что его друг войдет в историю, что его дело благое. И свое восхищение и уверенность в этом Пушкин выразил в дружеском послании. Он вел душевную беседу со своим близким другом, в которой задевал волнующие его темы - это взросление человека, общественное положение в стране и восхищение Чаадаевым и его идеями.

Ритмическая сторона стихотворения

Стихотворный размер "К Чаадаеву" - это знаменитый всем пушкинский четырехстопный ямб. Способ рифмования - перекрестный и кольцевой. Послание можно поделить на четверостишия и итоговое пятистишие, в котором поэт говорил о будущем России.

Литературные тропы

Благодаря каким средствам выразительности "К Чаадаеву" стало гимном декабристского движения? Это общественно-политическая лексика, которую использовал поэт при создании послания. Это придало дружескому посланию возвышенный (можно даже сказать, пафосный) и патриотический характер. Пушкин из всех синонимов слова "родина" использует "отчизна", которое вызывает более теплый отклик у читателей.

Общественно-политическая лексика была отличительной чертой поэзии декабристов. Поэтому поэт, близко знавший и друживший со многими декабристами, использовал ее в написании послания своему другу. Пушкин противопоставляет власть вольному народу, используя эпитеты. Для самодержавной власти он выбирает слово "роковая" - это подчеркивает ее темную сторону, нежелание помочь народу. Вольность же он характеризует прилагательным "святая" - поэт подчеркивает, что свобода - это высшая ценность для народа.

Само стихотворения построено на антитезе - противопоставлении юношеских мечтаний и чувства ответственности, гражданского долга, царского режима, крепостничества равноправному обществу, в котором все люди равны и свободны. Эта особенность композиции подчеркнула размышления о взрослении личности, как из безрассудного пылкого юноши поэт становился мужчиной, которому небезразлично будущее своей страны.

Критика стихотворения

Несмотря на то что послание стало передаваться из руки в руки и стало известно в обществе, тем не менее, некоторые современники критиковали это литературное свободомыслие. Некоторые возмущались тем, что главными героями должны стать Пушкин и Чаадаев - эти вольнодумцы, светские шутники, франты. Но, скорее всего, поэт не имел в виду только их: Александр Сергеевич, возможно, писал о всем обществе декабристов, которые стремились сделать жизнь общества лучше.

Некоторые современники поэта упрекали его за слишком легкомысленное сравнение долга с любовным свиданием. Но в этом и состояла особенность послания поэта: он соединил личные переживания с чувством патриотизма.

Послание "К Чаадаеву" - это пример того, как Пушкин своими стихотворениями смог вдохновить людей. Александр Сергеевич подобрал такие слова, что они коснулись сердца каждого и заставили декабристов действовать. В этом стихотворении отражены высокие идеалы А. С. Пушкина и его вера в то, что светлое будущее для Отчизны наступит. В этом стихотворении политическое и лирическое направления не противопоставлены, а дополняют друг друга, создавая стихотворение, в котором есть место и личным переживаниям поэта, и чувству патриотизма.

А. С. Пушкин создал немало достойных произведений и стал великим поэтом потому, что смог решить две исторически важные задачи: сделал литературу зеркалом действительности и поднял ее искусством слова на подлинно художественную высоту. На практике показал, что творчество не «невинная игрушка», не приятное времяпрепровождение «в часы досужны», а «ремесло», которое должно выполнять важную функцию - «глаголом жечь сердца людей».

Новый виток в творчестве поэта наступил после переезда его в Петербург. Это неразрывно связано с новыми знакомствами в кругах свободолюбивой молодежи. Стихотворения и поэмы, написанные в этот период, привлекают внимание необыкновенной легкостью, острой оценкой действительности и совершенным владением словом. Наибольшее внимание вызвали вольнолюбивые сочинения: «Вольность», «Сказки. Noel», «К Чаадаеву». О последнем и пойдет речь в этой статье.

О Чаадаеве и Пушкине

Анализ стихотворения по плану принято начинать с даты и истории создания. Чтобы понять глубину пушкинских строк, необходимо рассказать немного о дружбе великих людей: Чаадаева и Пушкина. П. Я. Чаадаев - русский философ и публицист. В 1836 году в «Телескопе» опубликовали его письмо, в котором Чаадаев резко раскритиковал российское прошлое и настоящее. Власти объявили его сумасшедшим и запретили писать. Но письмо свое дело сделало, как писал Герцен, оно «потрясло всю мыслящую Россию». Знакомство Пушкина и Чаадаева состоялось в 1816 году, задолго до этой публикации.

Познакомились они в доме Карамзина в Царском Селе. Серьезный, исключительно умный и прекрасно образованный Петр Яковлевич оказал огромное влияние на нравственное развитие Пушкина. Этому человеку и посвящены знаменитые строки «надежды» и «тихой славы». Когда Пушкину грозила ссылка на Соловки, Чаадаев убедил Карамзина вступиться за поэта. В Михайловской ссылке поэт переписывался с Чаадаевым и посвящал ему свои сочинения. К нему обращены еще два стихотворения Пушкина. Несомненно, личность Чаадаева повлияла и на создание Онегина.

История написания

Продолжая анализ стихотворения «К Чаадаеву», кратко рассмотрим историю его создания. У стихотворения около семидесяти вариантов и разночтений. Рукопись великого поэта не сохранилась, но авторство Пушкина никто и не думал оспаривать. Зачастую это посвящение относят к 1818 году и связывают с речью Александра I. Пушкин не поверил царским либеральным обещаниям, о чем и написал. Впервые стих был опубликован в 1829 году в «Северной звезде» без согласия автора и в сильно искаженном виде. Пушкин выразил по этому поводу свое недовольство.

Тема произведения

Стихотворение относится к вольнолюбивой лирике, в нем говорится о возвышенном стремлении к освобождению «отчизны» от «гнета» роковой власти. Это послание - призыв, в котором воплощены идеалы. В стихотворении сочетаются интонации, присущие близкой дружбе, и формулировка гражданской позиции автора. Такое сочетание довольно необычно для лирической поэзии, и оно вызывает доверие читателя, который воспринимает произведение как обращение лично к нему.

Продолжая анализ стихотворения «К Чаадаеву», необходимо отметить, что автор развивает традиции гражданского романтизма. Критика строя и программа лирического героя неконкретны, но это можно считать нормой в рамках романтизма. «Ждем с восторгом», «прекрасные порывы», «звезда пленительного счастья» - это романтические образы, которые создают атмосферу служения идеалам справедливости. Автор обеспечил ясность, чистоту интонации и легкость восприятия. А искренность и гражданская позиция юного поэта не могут не привлекать читателя.

Основная мысль

Центральная темой произведения Пушкина является ожидание «минуты вольности святой». В стихотворении 21 строка, и это 10-я строка, которая занимает центральное место. Даже поверхностный анализ стихотворения «К Чаадаеву» показывает, что свое послание поэт адресует единомышленнику, поэтому излагать подробно свою позицию не требуется. Гражданская позиция раскрывается в виде дружеского послания. Герой стихотворения делится своими переживаниями. За психологической конкретикой кроется общая одушевленность, отражающая мироощущение целого поколения.

Тем самым преодолевается характерная для сентиментализма и классицизма антитеза личного и общественного блага. И жажда свободы в стихотворении предстает не как долг, а как трепетное чувство. Стремление к свободе таится в самом сердце героя и составляет смысл его существования, потому что свободный человек счастлив только в свободном обществе. Поэтому гражданское чувство здесь уподобляется любовному, что придает ему волнующе-личный характер. Сравнение молодого свободолюбивого человека с нетерпеливым любовником сплетает общественное и личное в один узел и отображает основную мысль стихотворения.

Герой стихотворения

Продолжим анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» и рассмотрим образ лирического героя. В послании он не одинок - «нежил нас обман», он надеется, что его поймут - «горит еще желанье», поддержат - «мы ждем», и отзовутся на «прекрасные порывы». Его задача состоит в том, чтобы укрепить веру друга, к которому он обращается - «товарищ, верь», что наступит время «пленительного счастья»; не сомневаться в своем выборе, ведь они еще «горят желаньем» и ждут свободу, и это не пустые слова, они и сами готовы выполнить свой гражданский долг «пока сердца» «живы», их борьбу с «самовластьем» не забудут и «напишут имена».

В этом послании воплощен взгляд на чувства человека как на нечто изменчивое и непостоянное. Даже гражданская позиция предстает как преходящее состояние - «пока горим» свободой. Следовательно, упоение свободой проходит так же, как любовь, и нельзя упустить «души прекрасные порывы». Все это определяет настроение этого послания: нетерпение, страстное стремление к лучшему будущему, призыв к немедленному действию на благо отечества. Так в лирике Пушкина определяются черты, присущие романтическому мироощущению: нетерпеливое стремление к идеалу свободы, интерес к противоречиям человеческой души.

Можно ли в контексте заменить понятие «герой» словом «автор»? Конечно. Обрисованное в послании мироощущение было характерно для представителей того поколения, потому как цель их жизни заключалась в борьбе с неприемлемыми для них общественными тенденциями, в поддержке угнетенных. Автобиографичность послания очевидна и потому, что стихотворение обращено к конкретному человеку - близкому другу Пушкина П. Я. Чаадаеву.

Композиция стихотворения

По содержанию стихотворение «К Чаадаеву», анализ которого нас интересует, можно разделить на две части. В одной первое четверостишие с перекрестной рифмовкой, воспоминания о счастье «любви, надежды». Они наполняли душу, «нежили» воображение, как «сон», но развеялись с приходом зрелого возраста. Иллюзии юности обманчивы, но благодаря им душа стала «гореть» идеалами и жить Слово «внемлем» от «внимать» - прислушиваться, впитывать услышанное, внимательно слушать.

Во второй части автор утверждает свое отношение к несчастьям отчизны, говорит о необходимости вмешаться в ход истории и исправить ошибки, воздействуя на течение событий. Напряженность и накал чувств передается при помощи гипербол и сравнения. Герой томится - «ждет с томленьем», как «любовник молодой» в ожидании «минуты вольности». Он не сомневается, что это будет «верное свиданья», то есть оно обязательно наступит, поэтому он призывает надеться и не оставлять попыток воплотить это в жизнь. Порывы души не пройдут незамеченными, так как они подобны костру.

Ритм послания

Продолжаем анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву». Кратко остановимся на ритме и стихотворном размере послания. Написано оно четырехстопным ямбом, и в нем нет разделения на строфы. Вот это единство текста создает впечатление, что монолог героя движется к подтверждению вневременной значимости «упованья», «горенья», «порывов», которые вызваны желанием освободиться «от гнета власти». Жажда свободы здесь выражается не как рациональное требование, а становится содержанием духовной жизни. На смену юношеским увлечениям пришла любовь к отчизне, которой герой жаждет себя посвятить: «отчизны внемлем призыванье».

Противительный союз «но» не только сообщает о двух периодах жизни, но и разделяет две части послания: «но в нас горит еще…». Это пятая строчка стихотворения, она очень важна, и звуковое соответствие с ней не только в этом четверостишии, в 8-й строчке, но и в 9-й строке («мы ждем…упованья»), и в 12-й («минуты… свиданья»), являясь как бы напоминанием об основной мысли.

Художественные средства

Продолжаем анализ стихотворения «К Чаадаеву» по плану, предложенному ниже. Гипербола (преувеличение) возникает в стихотворении в связи с тем, что автор заостряет внимание на гражданских чувствах, которые требуют самопожертвования: нетерпение должно стать «горением», а высокая цель превратить жизнь в жизнь «для чести». Призыв посвятить «прекрасные порывы» отчизне является продолжением любви к ней зрелого человека, который отказался от юношеских «забав». Наряду с гиперболами в стихотворении встречаются метафоры и стилистические обороты.

В метафоре «свободою горим» видны два плана: предметный в виде пламени и переносный, как одушевление. Они сопоставляются в одном образе. И это сравнение вносит новые оттенки в смысл. Передает не только ощутимое впечатление о духовном мире героя и его ровесников, но и эстетическую ценность, важную для них, их идеалы. Отблески костра прекрасны, и автор уподобляет им порывы души, и, напротив, высокие чувства напоминают стремящиеся к небу языки пламени.

Близость этих двух явлений подмечена давно, что известно многим по метафоре «пламенные чувства». Но в послании Пушкина она конкретизирована и характеризует политические устремления. Здесь привносится мотив жертвенности. Трагический отблеск пламени падает на современность, и поэтому единомышленники и друзья воспринимаются как люди, сознательно выбравшие свой путь и предвидевшие, что для борцов с «самовластьем» только память станет наградой. Ободрить их должно осознание того, что они пробуждают отчизну от векового сна. Что их действия приближают восход «звезды», луч которой разрушит самовластье, и их особый дар - это способность воспринимать свою трагическую судьбу как истинное счастье.

Поэтические средства

Последнее утверждение «на обломках самовластья… наши имена» выделено двумя особенностями: восходящей интонацией и сквозной рифмой, созвучной с рифмой предыдущего четверостишия: «взойдет она… вспрянет ото сна». Пятая строчка здесь как бы продолжение, отчего возникает эффект переноса. Внимание привлекается к значимости противоборствующей стороны, противником которой является самовластье, ненавистное лирическому герою. Проводя анализ стихотворения «К Чаадаеву», следует еще раз отметить, насколько большое значение придавал Пушкин своей дружбе с Чаадаевым, говоря о ней в своих личных дневниках как о «счастье».

В связи с этим неслучайно обращение к нему в послании как к человеку, чье имя встанет в один ряд с представителями поколения, «горящего» свободой. Их связывают эмоциональные факторы, главными из которых являются восторг от осознания того, что их ожидает участь героев, их деятельность на дороге «чести» принесет им славу. Все, что усвоено ими в юности, меркнет перед борьбой с самой судьбой, борьбой за свободу. В них «горит» желание доказать любовь к отечеству жертвенным служением ему. Надежда становится «томленьем упованья», что их имена не забудут потомки. И все это не обман юности, а реальность, опасная, жестокая, но принимаемая ими, их «нетерпеливою душой» в ожидании «верного свиданья».

Ранняя лирика Пушкина

Продолжим анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву». В 9 классе общеобразовательной школы изучают более подробно лирику Пушкина. Послание «К Чаадаеву» - прекрасный пример ранней лирики. Поэтические средства, использованные автором в стихотворении, позволили выделить доминирующую идею. Она важна и для характеристики самого послания, его образного строя, и для характеристики героя. Свобода для поэта - незаменимое условие для жизни, несмотря на то, что до нее, как до звезды, сложно дотянуться. И как ни далеки эти идеальные стремления от повседневности, человек оценивается способностью посвятить свою жизнь возвышенным целям, принести себя во имя общего дела.

Для пушкинского лирического героя важен человек со всей неповторимостью своих чувств, который прилагает усилия для преодоления несовершенства, ощущаемого им как господство тьмы. Он стремится принести людям счастье, открывая путь к звезде, которая «взойдет» над ними, подобно солнцу. И пушкинский герой готов доказать неизбежность этого тем, кто неуверен. Он находит способы показать то, что выпало на их долю: это не только потери, страдания, жертвы, но и смысл жизни - «пленительное счастье».

План стихотворения

В образовательных учреждениях начиная с 5 класса учащимся предлагают провести анализ стихотворения. Это необходимо для того, чтобы:

  • Познакомить их с основными этапами творчества автора.
  • Выявить важнейшие цели и принципы художника.
  • Применить полученные знания и определить ведущую тему и жанр произведения, сюжет, проблематику, композиционное построение, ритм, преобладающее настроение автора.
  • Самостоятельно дать характеристику героя и определить соотнесенность его с автором.

Универсального плана нет, но, в 7 классе анализ стихотворения «К Чаадаеву» будет примерно таким:

  • название и автор стихотворения;
  • тема, идея (о чем стих?);
  • основная мысль (что автор хотел сказать?);
  • какую поэт рисует картину в своем стихотворении? (детали прорисовки, их цветовая гамма; слова, которые подсказали особенности изображения);
  • чувства и настроение поэта (меняются ли они от начала к финалу);
  • главные образы (как соотносится с автором; сам автор или от лица героя повествования);
  • выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения);
  • собственное отношение (какие чувства у вас вызывает стихотворение?).

В 9 классе в анализе стихотворения «К Чаадаеву» дополнительно требуется определить:

  • относится ли автор к какой-либо литературной группировке (акмеист, символист, футурист);
  • ритм, стихотворный размер (анапест, дактиль, хорей, ямб и т. д.);
  • рифму (кольцевая, парная, перекрестная);
  • стилистические фигуры (анафора, антитеза, эпифора и др.);
  • лексику автора (бытовая, литературная, публицистическая; архаизмы, неологизмы);
  • автобиографичность стихотворения или прототипы и адресаты;
  • характеристика лирического героя;
  • эволюция образов в творчестве автора.

Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит еще желанье “.

Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “.

Оксюморон – “тихой славы “.

Сравнение – “как сон, как утренний туман “, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья “.

Обращение – “мой дру г”.

Инверсия – “власти роковой “.

История создания

Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Тема

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман ” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна “.

Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье “, но также есть и другие:

  • Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – “тихой славы “.
  • Сравнение – “как сон, как утренний туман “, “как ждет любовник молодой минуты верного свиданья “.
  • Обращение – “мой дру г”.
  • Инверсия – “власти роковой “.
  • Метонимия – “звезда пленительного счастья”.

Любимый Пушкиным четырехстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 213.

В далеком 1818 году данное стихотворение приобрело широкую известность в кругах декабристов и стало их литературным гимном. Оно не планировалось публиковаться и было написано для чтения в узких кругах, но передача из рук в руки сделала свое дело и уже 1929 году стихотворение «К Чаадаеву», искаженное по стилистике, опубликовали в альманахе «Северная звезда». В кругах декабристов, благодаря этому произведению, А. Пушкин приобрел известность вольнодума, но и по вине ряда стихотворений он не единожды находился в ссылке.

Вконтакте

История написания

Чаадаев являлся Пушкину давним другом , с которым они еще с лицейских времен, любили обсудить политику, дела, происходящие в России. По прошествии множества лет их дружба лишь набирала силы, они доверяли друг другу все свои тайны, желания и мечты. Пушкин говорил, что Чаадаев - настоящее счастье, которое делает его жизнь насыщеннее. Так, в первых строках стиха «К Чаадаеву» говорится о беззаботных юношеских годах, когда у них не было серьезных проблем, и они лишь опьянялись общественным признанием и литературными успехами. Помимо этого, в первом четверостишье можно увидеть критику в сторону Александра I, осуждение его реформ, подавление декабристов и бесконечные репрессии.

В последующих строках Пушкин говорит, что слава и юношеский максимализм не смогли подавить стремление делать мир лучше, начиная, конечно, с России, чтобы исчезло закоренелое самодержавие. Особое внимание сосредоточено на том, что крепостное право до сих пор не отменено, несмотря на царский приказ. Поэт выражает недовольство, выступая лидером мнений молодежи того времени, но все равно понимает, что высшие власти вряд ли пойдут на уступки, настолько сильно они погрязли во лжи и порочности.

Именно из-за этого в последних строках своего произведения»К Чаадаеву», Пушкин призывает народ свергнуть самодержавие . Ранее никто не решался на такой открытый призыв. Но следует помнить, что такую буйную точку зрения Пушкин афишировать совсем не собирался и изначально это стихотворение было лишь для узкого круга лиц, точнее, для декабристов.

К моменту активного распространения произведения, сам Петр Чаадаев уже занимал место члена масонской ложи и присоединился к обществу декабристов, именуемое «Союзом благоденствия». Последние как раз-таки и приняли строки стихотворения, как явный призыв, за что их и отправили в Сибирь. После печального события Пушкин долго убивался, желая облегчить участь своих друзей, но ничего не мог для этого сделать.

На какие две четкие части можно разделить стих?

  • лирическое обращение к другу;
  • гражданское обращение к народу.

Жанр и композиция

В стихотворении «К Чаадаеву» мы видим послание, но, как правило, послание обращены к хорошему другу или даме сердца (что причисляется к разряду лирических произведений), а здесь доминирует обращение ко всему народу. Таким образом, Пушкин создал новый жанр — гражданское послание.

Композиция же данного произведения построена через антитезу , которая свидетельствует о наличии контраста. Если начало пропитано грустью, юношеской тоской, то концовка полна обличительного настроя.

Стоит отметить, что Пушкин использовал общественно-политическую лексику для раскрытия темы произведения.

К ней относятся такие слова, как:

  • отчизна;
  • гнет;
  • власть.

Они были характерны временам декабристов и многие молодые авторы, не скупясь, наполняли ими свои творения, пытаясь побудить народ на действия.

Анализ идеи

Помимо призыва, автор пытается отразить сложный переход, называемый взрослением человека . Особенно взросление человека в качестве полноценного гражданина, который будет участвовать в делах своей родины, отстаивать ее честь и быть по-настоящему верным. В начале стихотворения можно увидеть, как все прелести юношеской жизни (тихая слава, надежда, любовь) превращаются в ничто под гнетом взрослой и тяжелой судьбы.

Надежды маленького мальчика на свободу и славу подвергаются сомнению. Именно поэтому Пушкин и сравнивает их с мимолетным сном, туманом — они способны так же быстро рассеяться, не оставив после себя ни следа.

Во второй же части чувства Пушкина перерастают в нечто большее — обращение не к своим желаниям, а к желаниям народа, родины .

Размер стихотворения — четырехстопный ямб.

Звучание стихотворения, анализ его настроения

Стихотворение звучит торжественно, бодро. Оно призывает народ к движению , поскольку адресовано не только Чаадаеву, но и всему русскому населению. Пушкин призывает людей служить Отчизне, оставаться верным ей и не допускать репрессий со стороны правительства. В произведение есть строки, показывающие, что Отчизна страдает под гнетом власти, и ее нужно спасти, помочь выбраться из этого ужасного капкана, освободить.

Немалую роль в стихотворении «К Чаадаеву» играет понятие чести. Только в данном случае оно играет роль совести - призыва к добру и благородности. Если человек готов впустить в свою душу совесть, то он не останется равнодушен к собственной Родине и постоит за ее свободу.

На этом анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» и разбор темы подошли к концу.

История создания. Стихотворение написано в 1818 году - в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала - он оказался в южной ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в искаженном виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда».

Стихотворение адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856), одному из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет. Кроме этого стихотворения, к нему обращены послания Пушкина «Чаадаеву» (1821), «Чаадаеву» (1824). Поэта связывала с Чаадаевым многолетняя дружба: их обоих характеризовали свободолюбивые настроения, стремление к изменению жизни в России, нестандартность мышления. Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России, За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим - так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием. Не всегда позиции Пушкина, особенно в зрелые годы, совпадали с мыслями Чаадаева, но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и порой саркастическим умом, а главное - свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.

Жанр и композиция.
Для лирики Пушкина характерно стремление к трансформации устоявшихся жанров. В данном стихотворении мы видим проявление такого новаторства: дружеское послание, обращенное к определенному человеку, перерастает в гражданское обращение ко всему поколению, которое включает и черты элегии. Обычно стихотворение в жанре послания адресуется либо другу, либо возлюбленной и по тематике относится к интимной лирике. Меняя адресата своего стихотворения, Пушкин создает новое по жанру произведение - гражданское послание. Вот почему в основе его построения лежит обращение к товарищам: «Товарищ, верь...», по стилистике близкое к гражданским политическим стихам времен Великой Французской революции. Но в то же время композиция стихотворения, построенная как теза - антитеза, подразумевает наличие контраста. Именно так развивается поэтическая мысль: от элегического начала, проникнутого настроением грусти и печали, через противительный союз «но» («Но в нас горит еще желанье...») первая элегическая часть соединяется со второй, совершенно иной по настроению, чувству и мысли: здесь превалирует гражданская тематика, обличительный настрой. А завершение стихотворения, подводящее итог развития поэтической мысли, звучит ярким мажорным аккордом: «Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»

Основные темы и идеи. Главная идея стихотворения - призыв к единомышленникам отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам. С ней связана вера поэта в то, что свободолюбивые мечты будут реализованы, и «отчизна вспрянет ото сна». В концовке стихотворения звучит весьма редкая в творчестве Пушкина идея слома всей государственной системы, которая, по мысли поэта, произойдет в ближайшем будущем («И на обломках самовластья / Напишут наши имена!»). Поэт-государственник чаще призывал к постепенным преобразованиям, идущим прежде всего от самой власти, как в стихотворениях «Вольность» и «Деревня». Можно считать, что столь радикальная позиция автора в стихотворении «К Чаадаеву» - свидетельство юношеского максимализма и дань романтическим настроениям. Общий пафос стихотворения - гражданский, но в нем есть элементы романтического и элегического пафоса, особенно в первой части, что отражается в специфике ряда образов.

Впервые в этом стихотворении появляется характерное для дальнейшего творчества Пушкина соединение гражданской тематики с интимной - любовной и дружеской. В связи с этим поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы в соединении с вопросами индивидуальной свободы и частной жизни человека, что звучало в то время крайне необычно. Рассмотрим, как развивается поэтическая мысль. Начало проникнуто элегическими настроениями. Лирический герой, обращаясь к своему задушевному другу, с печалью вспоминает о том, что многие прежние его идеалы оказались «обманом», «сном»:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Вся поэтическая лексика, вся образность первого четверостишия построена в стиле романтических элегий: тихий, нежил, сон, утренний туман. Что же осталось от дней уходящей юности? Нет уже ни любви, ни надежды. Но, кажется, в этой привычной триаде не хватает какого-то слова? Конечно, нет первого из слов этого устойчивого сочетания - «веры». Это ключевое слово еще появится в стихотворении - оно оставлено для заключительной, ударной концовки, чтобы придать ей характер особого, почти религиозного воодушевления и убежденности. Но переход от пессимистической тональности к мажорному звучанию происходит постепенно. Этот переход связан с образами горения, огня. Обычно уподобление страстного желания огню было характерно для любовной лирики. Пушкин вносит в мотив огня совсем иное звучание: оно связано с гражданским призывом, протестом против «гнета власти роковой»:

Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

Далее следует столь неожиданное сравнение, что далеко не все даже близкие по образу мыслей и духу друзья-декабристы приняли его. Считалось, что сопоставление гражданской жизни с частной, соединение высоких патриотических мотивов с сентиментальными недопустимы. Но Пушкин в этом стихотворении избирает поистине новаторский ход: он соединяет в единый и неразрывный образ понятия «свобода» и «любовь». Тем самым он показывает, что свободолюбие и гражданские устремления так же естественны и присущи каждому человеку, как и самые интимные его чувства - дружба и любовь:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

И тогда уже вполне логичен переход образа горения из области любовных чувств в сферу гражданских побуждений:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

Теперь очевидно, что обращение к другу переросло в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения, адресованный всему молодому поколению России. Недаром в последнем четверостишии употреблено другое, более высокое слово - «друг» заменяется на «товарищ». А поэтический образ «звезды пленительного счастья», завершающий стихотворение, становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы.

Художественное своеобразие. Послание «К Чаадаеву» написано излюбленным пушкинским размером - четырехстопным ямбом. Помимо жанрового новаторства, с которым связаны особенности развития авторской мысли и построения стихотворения, оно отличается необычной художественной образностью. Это отмеченное сравнение стремления к «вольности святой» и любви; метафорические образы «горения», эпитеты романтической окраски («под гнетом власти роковой», «минуты вольности святой»), метонимия высокого стиля («Россия вспрянет ото сна»). Особо следует подчеркнуть символический образ звезды - «звезда пленительного счастья», который вошел не только в русскую литературу, но и стал элементом сознания русского общества.

Значение произведения. Стихотворение стало этапным для творчества Пушкина, обозначив важнейшую для его поэзии тему свободы, а также ее особую интерпретацию. В истории русской литературы оно явилось началом традиции соединения гражданской, свободолюбивой и интимной тематики, что подтверждается творчеством Лермонтова, Некрасова, романистикой второй половины XIX века, а затем переходит к таким поэтам XX века, как Блок.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх