Направления общественного движения при николае 1 таблица. Общественные движение при Николае I. Кружек Н. В. Станкевича

Особенности общественного движения

  • Движение этого периода развивалось в условиях жесткого правления Николая I, сурово подавлявшего всякое инакомыслие.
  • Движение происходило под воздействием декабристов. Идеи первых дворянских революционеров и их трагический опыт разочаровывали, но и побуждали к новым поискам путей освобождения России.
  • Общественное движение становилось более демократичным, т. к. начало осознавать необходимость обращения к народу в борьбе во имя интересов народа, а также, оставаясь по составу преимущественно дворянским, это движение стало включать и разночинцев.
  • В эти годы происходит оформление новых общественных течений и концепций: славянофильства, западничества, народничества, "теории официальной народности". Эти концепции укладывались в такие политические идеалы как национализм, консерватизм, либерализм, социализм.
  • Отсутствие возможности свободной общественной деятельности привело к тому, что основной формой движения стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников.
  • Большее, чем прежде, общественное значение приобрели художественная литература и литературная критика.
  • Русская общественная мысль развивалась под сильным влиянием немецкой философии Фихте, Гегеля, Шеллинга.

Общественное движение конца 1820- начала 1830-х гг.

  • Основные организации.
    • "Общество любомудрия" (1823-начало 30-х гг.) - философский кружок, возникший в Москве. В него в разные периоды входили В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов, А.И. Кошелев, И.В. Киреевский, Н.М. Рожалин, С.П. Шевырев, В.П. Титов и другие представители дворянской элитной молодежи. Так называемые "архивные мальчики", участвующие в деятельности этого тайного общества, пытались с помощью философской системы Шеллинга осмыслить историческое предназначение России, видели свою задачу в построении мировоззренческой основы русской культуры. Участники этого общества стояли у истоков различных направлений русской общественной мысли.
    • Кружок братьев Критских (1826-1827 гг.) состоял из 6 человек. Его члены занимались анализом истории и перспектив развития России, пытаясь продолжить традицию декабристов. Кружок, ставивший далекой целью революционное преобразование России, вскоре был разгромлен властями.
    • Сунгуровское общество (1831) состоял из 26 человек. Его руководителями были Н.П. Сунгуров, Я.И Костенецкий, А.Ф. Кноблох. Общество в своих действиях вдохновлялось идеями декабризма, планировало подготовить вооруженное восстание, но было разгромлено властями.
    • "Литературное общество 11-го нумера" (1829-1832 гг.) во главе с В.Г. Белинским, критически оценивало существовавшую общественно-политическую действительность.
    • Студенческий кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева (1831-1834 гг.) с участием их ближайших друзей Н.И. Сазонова, Н.М. Сатина, А.Н. Савича, Н.Х. Кетчера и др. Члены кружка обсуждали и критически оценивали существующий строй, изучали труды французского социалиста К.А. Сен-Симона, и, по словам Герцена, "проповедовали ненависть к всякому насилью". Их политические взгляды характеризовались неопределенностью.

Особенности периода. В целом период конца 20 - начала 30-х гг. отличался:

  • сильным влиянием декабризма;
  • теоретическими исканиями;
  • интересом к социальным и политическим темам;
  • малочисленностью организаций и молодостью их участников;
  • неясностью целей и неопределенностью методов.

Общественное движение 30-х гг.

  • Деятельность кружка Н.В. Станкевича (1831-1839 гг.). Члены кружка, в который в разные годы входили М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, В.П. Боткин, К.С. Аксаков, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, М.Н. Катков, Ю.Ф. Самарин и др. изучали философские системы Фихте, Гегеля, Шеллинга, пытались объяснить с их помощью развитие России. Из этого кружка позже вышли крупные революционеры и консерваторы, западники и славянофилы, представители различных течений русской общественной мысли.
  • Консервативное направление оформилось в идейном отношении раньше других течений общественной мысли.

      Его наиболее значительными представителями стали историк М.П. Погодин, филолог С.П. Шевырев, известные журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Опираясь на некоторые мысли Н.М. Карамзина об исторических особенностях России, преимуществах самодержавия и православия, о вреде немедленного освобождения крестьян, Погодин в середине 20-х гг. предложил концепцию самобытности России. История нашей страны, считал он, основана на "вечном начале, русском духе", обеспечивающим отсутствие борьбы в общественной жизни. Этот народный дух воплощается в православии и самодержавии, его корни лежат в ненасильственном создании русской государственности в результате добровольного приглашения варягов древними славянами. Благодетельность самодержавия и крепостного права отмечал и Шевырев, также писавший о том, что Россия не знает сословной вражды, а истоки русской истории лежат в православии - "истинном просвещении", к которому необходимо вернуться после петровских реформ, приведших к возникновению социальных противоречий. Действительную народность представители этого направления видели в присущей русскому народу приверженности к православию и самодержавию.

      "Теория официальной народности". Министр народного просвещения С.С. Уваров, используя некоторые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832 г. сформулировал основы теории, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе. Фактически она представляла собой "теорию официальной педагогики". Суть ее заключалась в том, что самодержавие, православие и народность, как основы русского истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от "тлетворных" революционных идей Запада. Проявление народности автор видел в русском языке, культуре, самобытности русского народа. В теории содержалась попытка совместить результаты европеизации российской культуры и общества с русским национальным религиозно-философским наследием. Уваров считал необходимым "продолжать дело Петра и потом еще приготовлять Россию и к обратному шагу, т.е. возвращать русских к русскому".

      С конца XIX в., вслед за литературоведом А.Н. Пыпиным, предложившим термин "теория официальной народности", многие историки оценивали эту теорию Уварова лишь как теоретическую основу русского консерватизма, идеологическое обоснование самодержавия. До последнего времени историки считали "народность" в этой формуле лицемерным прикрытием главного элемента - "самодержавия", преувеличивая политическое содержание теории и не учитывая ее национальный характер.

      Публикация первого "Философического письма" П.Я. Чаадаева. Письмо, написанное еще в конце 1820-х гг. и опубликованное в журнале "Телеграф" в 1836 г., стало своеобразным ответом на пропаганду теории официальной народности, пронизанной идеей восхваления России, ее самобытности. Чаадаев, соглашаясь с тем, что Россия шла своим особенным путем развития, одним из первых оценил этот путь как обрекающий страну на отсталость, политическое и духовное рабство. Причиной тому он считал трагическую изоляцию России от Европы, вызванную выбором православной формы христианства, пагубно повлиявшим на весь ход русской истории. Чаадаев своей резкой критикой существовавшего положения подчеркивал необходимость перемен. Некоторые историки вслед за Герценом, писавшим о "понижении умственной температуры в России" в тот период, подчеркивали пессимистический характер опубликованного письма. Официальные же круги и многие представители общества обвинили философа в антипатриотизме и русофобии. Автор "Письма" был объявлен умалишенным, долго находился под надзором полиции, но его критика отсталости и самобытности России, совмещающаяся с идеями об ее особом предназначении оказали мощное воздействие на общественное сознание страны.

      Характерной чертой периода являлся повышенный интерес участников движения к философии, социальным проблемам, обращение к идее русской самобытности.

Общественное движение 40-х гг.

Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг.

  • Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы., Ю.Ф. Самарин и др. Славянофильство можно охарактеризовать как российский вариант национал- либерализма. В отечественной историографии существуют и иные оценки сущности славянофильского течения. Зачастую его трактуют как консервативное направление, и даже - как реакционно-национальную идеологию класса помещиков.

    Основные положения славянофильства. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы, в отличие от Шевырева, Погодина и Уварова, главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. Одновременно, полемизируя с Чаадаевым, они доказывали, что именно православие предопределило великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл. Основные положения теории славянофильства:

    • важнейшей характеристикой российского общества и российского государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие, община и национальный русский характер;
    • в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа;
    • основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности; - Россия развивается ненасильственным путем;
    • в России духовные ценности преобладают над материальными;
    • Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного характера развития России, внесло элемент насилия, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты;
    • крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности);
    • для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский Собор;
    • славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые "сверху" под воздействием общества по принципу: "царю - сила власти, народу - сила мнения".

Западничество

  • Идеологи западничества. Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, Б.Н. Чичерина, С.М. Соловьева, В.П. Боткина, В.Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. Представляя собой российский вариант классического либерализма, западничество вместе с тем значительно отличалось от него, ибо формировалось в условиях отсталой крестьянской страны и деспотического политического режима. В советской историографии западничество характеризовалось как идеология нарождающейся буржуазии, в современной отечественной литературе - как течение российской интеллигенции, стремящейся воплотить в России основные ценности либерального Запада - свободу и права личности, конституционный порядок и пр.
  • Основные положения западничества. Наиболее ярко особенности западничества проявлялись в его оценках характера развития страны и методов ее переустройства. Основные идеи и методы деятельности западничества:
    • Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей;
    • необходимо ликвидировать историческое отставание, воспринимая достижения и духовные ценности Запада, но сохраняя при этом национальную идентичность;
    • в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданского общества и, в перспективе, создав необходимые культурные и социальные условия, просветив народ, установить конституционную монархию;
    • важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю, принять законы, защищающие частную собственность;
    • необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп;
    • следует развивать образование и распространять научные знания;
    • свою публицистическую, научную и преподавательскую деятельность западники направляли как на формирование общественного мнения для подготовки преобразований России, так и на "воспитание" правительства в либеральном духе;
    • единственно возможным средством обновления России они считали реформы "сверху", т.е. преобразования, проводимые правительством в общенациональных интересах, призванные смягчить социальную рознь и предотвратить угрозу революции.

Революционная демократия

  • Особенностями этого идейного течения явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единые законы мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма. Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливости - социализма. В качестве метода достижения цели были избраны радикальные реформы или массовая революция.
  • Теория "русского социализма" (народничество). Основоположником теории выступил А.И. Герцен, другими идеологами - Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин, которые ставили своей целью "достижение социализма как общества справедливости". Основные идеи Герцена заключались в следующем:
    • достичь цели можно, используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением;
    • России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму;
    • желательно избежать кровавой революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ сверху. Правда, одно время Герцен считал, что Россию надо "звать к топору". Но окончательный его вывод сводился к тому, что стране необходим не "топор", а лишь - "метла". Он осознал всю опасность "крестьянской революции", которая в условиях России с неизбежностью приняла бы формы все разрушающего бунта, и рассчитывал лишь на радикальные реформы под давлением общества;
    • необходимо ликвидировать крепостничество, дать землю крестьянам без выкупа, сохранив общину;
    • следует ввести гражданские свободы и демократическое правление.
  • Практическая деятельность. Герцен издавал в Лондоне газету "Колокол", в которых критиковал русскую действительность и обосновывал теорию "русского социализма". Бакунин участвовал в европейской революции 1848-1849 гг., работал в Первом Интернационале, создал на Западе ряд революционных организаций, стал теоретиком анархизма. Чернышевский, став крупным журналистом, развивал и пропагандировал в России идеи "русского социализма".
  • Петрашевцы. Члены кружка, собиравшегося на квартире М.В. Буташевича -Петрашевского (1845-1849), в составе Н.А. Спешнева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Плещеева, Ф.М. Достоевского и др., говорили о необходимости отмены крепостного права, изучали произведения Ш. Фурье и других европейских социалистов. Небольшая часть петрашевцев склонялась к идее создания тайного общества и подготовки народного восстания. Однако все ограничилось лишь теоретическими дискуссиями и издательской деятельностью. В 1849 г. кружок был разгромлен. Охранное отделение сфабриковало дело против его членов, обвинив их в антигосударственном заговоре, многие петрашевцы оказались на каторге.
  • Основные черты периода. Общественная жизнь в стране активизировалась. Расширилась социальная база общественного движения, увеличилось число людей, на которых оно воздействовало. Произошло идейное оформление национал-консервативного направления, славянофильства, западничества и революционной демократии, что привело к оформлению различных течений оппозиционных правительству сил.
  • 30--50-х гг. XIX в. Россия переживала период великого исторического поворота от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по- своему. Общественное движение в те годы имело несколько характерных особенностей:
    • -- оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов;
    • -- произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством;
    • -- впервые консервативное направление получило собственную идеологию;
    • -- оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли;
    • -- участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.

Консервативное движение .

Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа С. С. Уварова, ставшего впоследствии министром народного просвещения. Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т. д. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.

Крупнейшими теоретиками консервативного направления были также историки Н. Г. Устрялов и М. П. Погодин, драматург и поэт Н. В. Кукольник, писатели Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, М. Н. Загоскин. Они доказывали исключительность исторического пути России и считали его единственно правильным.

Либеральное движение. Западники и славянофилы.

Российский либерализм был представлен в те годы западниками и славянофилами. Складывание идеологии западничества и славянофильства относится к концу 30-х -- началу 40-х гг.

Представителями западничества были историки Т. Н. Грановский и Соловьев, юрист К. Д. Кавелин, литераторы П. В. Анненков, В. П. Боткин, И. С. Тургенев. Западники считали, что мировая цивилизация едина и вычленение из нее какой-либо страны ведет не к благу, а к загниванию. Они полагали, что Россия стала цивилизованным государством лишь благодаря преобразованиям Петра Великого, который впервые попытался привить своему народу черты европейской образованности. Задача России, по их мнению, состояла в том, чтобы примкнуть к Западу и образовать вместе с ним «единую общечеловеческую культурную семью».

Славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого народа, в том числе и русского. Говоря о России, они подчеркивали особенности ее государственного и общественного быта, православной веры. С этой точки зрения славянофилы отрицательно оценивали деятельность Петра I, считая, что его реформы повели Россию по пути ненужных заимствований у Запада. Это, по их мнению, стало причиной общественных неурядиц. Главной задачей, стоявшей перед страной в середине XIX в., славянофилы считали возвращение ее «в старое, самобытное состояние». Даже иностранные слова, вошедшие в русскую речь, они предлагали исключить из употребления. Теоретиками славянофильства были публицисты А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев.

Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений общественной мысли были и общие черты:

  • -- отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности;
  • -- убежденность в необходимости коренных преобразований;
  • -- надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности;
  • -- расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер;
  • -- уверенность в возможности мирного осуществления реформ;
  • -- вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию.

Революционное движение в России возникло в 40--50-е гг. XIX в. Оно зародилось не только в центре России, но и в ряде национальных районов. Здесь идеи революционного протеста соединились с требованиями национального освобождения. Одной из наиболее известных революционных организаций стало Ки- рилло-Мефодиевское общество на Украине (1846--1847). Его основателем был известный историк Н. И. Костомаров. Позже одним из руководителей организации стал выдающийся украинский поэт Т. Г. Шевченко. Общество выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий. Главной своей целью участники общества считали создание федерации (равноправного объединения) славянских республик русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, сербов, хорватов, болгар. По вопросу о методах борьбы за осуществление своих идеалов члены общества разделились на два лагеря -- сторонников умеренных мер (их возглавлял Костомаров) и приверженцев решительных действий (во главе с Шевченко).

Шло оформление и идеологии русского революционного движения. Оно было связано в первую очередь с деятельностью А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

Подробное решение параграф § 12 по истории для учащихся 9 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. 2016

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Какие особенности общественного движения 1830-1850-х гг. вы считаете главными? Свой ответ аргументируйте.

Основные особенности:

Узкая социальная база. Консервативное направления в виде чётко сформулированное концепции «Православие. Самодержавие. Народность» и то поддерживалось только относительно узким кругом публицистов и небольшой частью чиновничества, большинство же населения просто верило в царя-батюшку и выполняла предписания официальных властей. Об оппозиционных течения и говорить нечего. Из-за этого общественное движение не была важной частью жизнью общества в целом.

Отсутствие реальных действий. Радикалы, ратовавшие за революцию и то не шли дальше призывов. Отчасти это вытекает из предыдущей особенности: узкой социальной базы.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Обьясните суть теории официальной народности.

Теория официальной народности лучше всего выражена в триаде «православие, самодержавие, народность», что предполагает нравственное и духовное государство на основе православия с самодержавием как лучшей формой правления, а также единством народа внутри себя и с самодержцем (народностью).

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Перечислите важнейшие идеи западников, славянофилов.

Важнейшие идеи западников:

У всех стран мира единый путь развития, просто европейские страны продвинулись по нему дальше, а Россия отстала;

Восхваление реформ Петра I, который вывел Россию из застоя на европейский путь развития;

Требование ввести парламент для ограничения власти монарха;

Требование отмены крепостного права и разрушения сельской общины.

Важнейшие идеи славянофилов:

У России собственный путь развития, отличный от западного, потому она не должна ориентироваться на Европу;

Осуждение реформ Петра I, которые отдалили Россию от истинного пути развития, ввели деспотию и крепостничество;

Требование возобновить сбор Земских соборов, но не для ограничения власти монарха, а ради лучшей его связи с народом;

Требование отменить крепостное право, но с сохранением сельской общины как основы истинно русской жизни.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. В чём заключались принципиальные различия позиций западников и славянофилов?

Принципиальные различия:

Западники считали, что Россия должна следовать западному пути развития, славянофилы – своему собственному;

Потому западники превозносили реформы Петра I, славянофилы – осуждали;

По мнению западников народное представительство в России должно ограничивать власть монарха, по мнению славянофилов – улучшать связь монарха с народом, но не ограничивать власть;

Западники считали сельскую общину пережитком феодализма и предлагали от неё избавиться, славянофилы видели в общине основу истино русской жизнь и стояли за её сохранение.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. Каковы были главные идеи социалистов-утопистов? Каким образом они планировали претворить их в жизнь?

Главной идеей было построение общества равных – социализма. Построить его предлагалось с помощью революции. Но представления о социализме у разных мыслителей были разными (как и в Европе в то время), единого социалистического учения до марксизма не существовало.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Объясните слова А. И. Герцена: западники и славянофилы «смотрели в разные стороны», а «сердце билось одно».

Это означает, что и те, и другие искренне хотели блага для России, при этом оба течения были либеральными, потому использовали похожие методы, их представители одинаково сердечно относились к своему делу. Многие деятели разных течений изначально дружили друг с другом и порвали исключительно из-за разности взглядов. Но при этом западники ориентировались на Европу, а славянофилы – на допетровскую Россию.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Составьте биографический портрет одного из представителей консервативного, либерального или радикального движения России второй половины XIX в.

Тимофей Николаевич Грановский прожил всего 42 года и умер в 1855 году, не успев увидеть долгожданные им реформы по образцу европейской модернизации.

Грановский получил образование вначале в Московском университете, а потом в Берлинском. Живой ум и любознательность сделали его отличным учёным, заложившим начало русской медиевистики (науки об истории Средних веков). Он также был ярким лектором. Другие преподаватели продолжали натурально читать собственные диссертации или монографии своих коллег. В средневековье именно это и подразумевалось под лекцией («лекция» в переводе с латыни – «чтение»), но времена уже изменились. Грановский всегда говорил от себя, постоянно вбрасывая в аудиторию новые идеи, результаты своих изысканий. На его публичные лекции собирались не только студенты всего университета, но и просто интересующиеся люди – аудитория оказывалась настолько заполненной, что профессору сложно было пройти на кафедру, потому что даже на полу сидели плотными рядами.

Грановский был западником. Он считал, что Россия должна пойти по европейскому пути развития, который он отлично знал и понимал. Как медиевист он находил в государственном строе и быте родины многое из европейского средневековья. Он знал, как всё это было преодолено на Западе и считал, что те же меры следует принять и в России.

Тимофей Николаевич был ярким явлением своего времени. Его можно считать представителем первых поколений русской интеллигенции. Он считал себя обязанным заботиться о благе отечества и пытался выбрать его путь не потому, что был дворянином (а происхождение у него было действительно дворянское), а потому, что имел для этого образование и пониманием.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Чем радикальные кружки 1830–1840-х гг. отличались от тайных обществ декабристов?

Бросается в глаза, прежде всего, то различие, что декабристы подняли восстание, а кружки следующих двух десятилетий не пошли дальше разговоров. Но важнее было другое. Декабристы в основном были офицерами, многие из них – героями Отечественной войны, достойнейшими людьми своего поколения. И даже те, что не носил мундиров, были дворянами. В то же время многие общественные деятели 1830-1840-х годов происходили не из дворян, часть были даже сыновьями крепостных. Большинство из них выдвинулись благодаря своей преподавательской или общественной деятельности (прежде всего, публицистике). То есть если декабризм был движением дворянским, то в следующие десятилетия на первый план вышла интеллигенция, в которой выходцы из дворянства были всего лишь органической частью; причём даже они были в первую очередь интеллигентами, а потом уже дворянами.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Соберите информацию о деятельности кружка петрашевцев. Узнайте, какое участие принимал в деятельности кружка писатель Ф. М. Достоевский.

Петрашевцы занимались диспутами о будущем России и пропагандой своих идей устной и письменной. При этом сами эти идеи у разных представителей кружка не были одинаковыми. Некоторые склонялись к социализму утопического толка, но не все товарищи разделяли их взгляды.

Фёдор Михайлович Достоевский как и большинство других петрашевцев был осуждён не за сами социалистические идеи, а за чтение письма Белинского к Гоголю и за то, что не донёс на других читавших. Тем не менее этого хватило, чтобы приговорить писателя к смерти, чтобы потом в самый последний момент, когда осуждённые стояли перед расстрельной командой, заменить казнь каторгой, как и другим осуждённым.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Позиция какого из течений общественной жизни в 1830-1850-е гг. представляется вам наиболее реалистичной о условиях тогдашней России? Свой ответ обоснуйте.

Позиции всех течений были во многом утопичны, но наименее незбыточными были надежды западников. В последующие полтора века Россия не раз шла по пути западных стран и часто это приводило к очередному витку развития (во второй половине XIX века, в конце ХХ). Между тем позиция консерваторов потерпела поражение уже в Крымскую войну. Славянофилы представляли себе идеализированную Россию, которой никогда не было в реальности и которую они не смогли бы построить. Социалистов так и называют утопистами – слишком нереалистичны были их идеи.

НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК СТРАНЫ

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)

Вопрос для работы с текстом параграфа 1. В чём состояли причины обострения польского вопроса в 1830 г?

Многих вельмож Польши не устраивало ничего, кроме восстановления независимости;

Николай I ввёл в Царстве Польском тайную полицию;

Он усилил контроль над печатью;

Полномочия сейма оказались ограниченными;

Наместник Константин Павлович всё чаще стал действовать в обход сейма;

Аресту подвергся целый ряд оппозиционно настроенных депутатов сейма;

В 1830 году в Европе наблюдался общий подъём революционных настроений (новые режимы победили во Франции и Бельгии);

В рамках Священного союза Россия собиралась послать войска на подавление революции во Франции, которой в Польше симпатизировали;

Среди посланных на подавление восстания войск могли оказаться и собственно польские части.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Какие перемены произошли при Николае I в Финляндии и Прибалтике?

В Финляндии формально всё осталось по-прежнему. Однако сейм почти не созывался. Тем не менее автономия, влючая собственное законодательство и назначение на все посты местных уроженцев, сохранялась. В Прибалтике автономии не было, но ситуация была схожей – немцы служили по всей империи, тем более являлись чиновниками у себя на родине. Кроме того, ранее проведённая там крестьянская реформа (освобождение крестьян без земли) способствовали развитию промышленности в этих губерниях.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Что было характерно для экономического развития и общественного движения на Украине?

Для экономического развития Юго-Западного края (позже Киевского генерал-губернаторства) было характерно бурное развитие промышленности в основном за счёт богатых залежей угля в Донбасе и Крыворожье, благодаря чему развивались, прежде всего, металообрабатывающие предприятия.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Каковь были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?

В целом сохранялась автономность еврейского населения и угнетённость его в виде черты оседлости (не считая бытового антисемитизма). Одновременно усилились попытки ассимиляции евреев через введения и среди них рекрутских наборов (что вело к неизбежному крещению) и попытки переселения части их в Сибирь для сельскохозяйственного освоения тамошних земель. Обе инициативы имели лишь незначительный успех. Сохранялись особые законы для евреев. Это касается той же черты оседлости. Кроме того, даже рекрутских набор для них имел свои особенности: было даровано право заменять рекрутов на мальчиков, потому община отдавала сирот и детей из неблагополучных семей, сохраняя более ценных со своей точки зрения членов.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Как вы думаете, о чём говорит подчинение униатской церкви непосредственно Синоду?

Такое подчинение недвусмысленно показало намерение официальных властей подчинить себе униатскую церковь и стало предтечей полного насильственного соединения с православной.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Назовите и охарактеризуйте причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.

Российская империя всегда стремилась к расширению своих территорий;

Приграничные с Россией степные земли сильно отставали в развитии, их пытались подчинить многие соседи – Санкт-Петербург не хотел им уступать;

В регионе стало всё активнее чувствоваться английское влияние, которому Россия решила противостоять;

Россия нуждалась в ресурсах региона, прежде всего – хлопке.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Объясните, почему правительство наделяло особым административным статусом те территории, которые имели приграничное расположение.

От стабильности в таких землях напрямую зависела безопасность империи, ведь в случае внешней войны поддержка местным населением той или иной стороны могла сыграть значительную роль. Потому в некоторых таких областях (например, в Финляндии) правительство даровало больше свобод, чем в остальной империи, надеясь таким образом завоевать расположение населения. В других наоборот вело себя жёстче, чем на исконных русских землях (напримре, в Польше); в таких случаях оно не надеялось на любовь, но рассчитывало, что предпринятые меры не дадут поднять восстание несмотря ни на чьи стремления.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Составьте в тетради хронологию основных событий Польского восстания 1830-1831 гг.

Хронология восстания:

25 января 1831 года – провал переговоров с Николаем I, сейм провозгласил его низложенным с поста правителя Царства Польского;

конец января 1831 года – Иосиф Хлопицкий лишён своих полномочий за то, что ратовал за компромисс с царём, отказался и от командования войсками, пойдя воевать строевым офицером;

25 февраля 1831 года – битва при Грохове, которая закончилась ничьей и большими потерями с обеих сторон;

март-апрель 1831 года – удачное контрнаступление поляков на Висле;

17 мая 1831 года – смерть командующего русскими войсками генерала Дибича от холеры, что приостановило наступление;

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Используя дополнительные материалы, сравните уклад жизни финнов и украинцев в середине XIX в. Сделайте презентацию, иллюстрирующую основные черты сходства и различия.

Название: Сравнение укладов жизни финнов и украинцев в середине XIX века

Изображение с подписью: карта Российской империи с выделенными территориями Великого княжества Финляндского и Киевского генерал-губернаторства

Текст: Для сравнения укладов жизни этих народов стоит обратиться к этнографическим материалам: большая их часть собиралась как раз в середине и во второй половине XIX века.

Название: Жилища

Изображение с подписью 1: Традиционное финское жилище

Изображение с подписью 2: Традиционное украинское жилище

Текст: Традиционное жилище финнов – деревянная постройка, обмазанная глиной. Изначально крыша покрывалась дёрном, но в середине XIX века его часто заменяла черепица, реже – солома. Украинские мазанки также покрывали глиной. Но разница была в толщине стен (из-за климата).

Изображение с подписью 1: финский хутор

Изображение с подписью 2: украинская деревня

Текст: Главное отличие состоит не в конструкции дома. Украинцы селились обычно большими деревнями, где дворы плотно примыкали друг другу, разделённые плетнями. Финны же обычно жили хуторами, отделёнными друг от друга большими пространствами. И даже на одном хуторе дома стояли в отдалении друг от друга.

Название: Транспорт

Изображение с подписью 1: украинские сани, запряжённые лошадью

Изображение с подписью 2: финская оленья упряжка

Текст: Финны как северный народ традиционно использовали оленьи упряжки или лыжи. Украинцы впрягали лошадей зимой в сани, летом – в телеги. Финны же летом в краю с густыми лесами и плохими дорогами, но широкими реками и глубокими озёрами предпочитали передвигаться на лодках. Сохранились лодки на 16-20 пар вёсел, на которой могли плыть до 100 человек.

Название: Одежда

Изображение с подписью 1: финн в традиционном костюме

Изображение с подписью 2: украинец в традиционном костюме

Текст: Одежда простого народа в Финляндии и Украине была похожей: лапти, штаны и рубаха (у женщин длинная – платье). Похожая была и других соседних народов. Наибольшее отличие – в орнаменте, который покрывал ворот и окончания рукавов, а также в головных уборах.

Название: Кухня

Изображение с подписью: традиционный украинский борщ

Текст: Традиционная украинская кухня использует довольно большое количество зелени и овощей, которые в изобилии произратают на этих землях благодаря тёплому климату. Конечно, в дело идут и мясные продукты (включая знаменитое сало), но на столе простого народа они были скорее частью праздника праздничными, чем повседневного быта.

Изображение с подписью 1: финский традиционный пирог калакукко в разрезе

Текст: В финской кухне гораздо меньше овощей, потому что в северном климате их сложнее вырастить, однако гораздо больше рыбы, прежде всего, речной. Причём рыба часто сочетается с мясом или салом (как в пироге калакукко). При этом при правильном приготовлении рыба приобретает вкус сала. Так финны отбивали вкус надоедавшей рыбы и создавали у гостей иллюзию, что они едят в основном дефицитную для крестьян свинину.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Изучите дополнительные материалы, посвященные истории Киевского университета (университет Святого Владимира). Определите, какие направления обучения в нём были представлены наиболее полно.

Наиболее полно там были представлены гуманитарные науки. Технические изначально вообще не изучались. Только позже из философского факультете был выделен физико-математический. Это не удивительно. Именно в Киеве видели колыбель русского православия, потому именно богословию и правильной с точки зрения официальных властей философии здесь уделяли наибольшее внимание. Технические и инженерные же специальности были сосредоточены в Санкт-Петербурге и Москве.

План урока1. Особенности общественного движения.
2. Консервативное движение.
3. Западники и славянофилы.
4. Революционное движение.
5. П.Я.Чаадаев.

Особенности общественного движения

Несмотря
на
усиление
политического
«полицейского»
режима общественное движение в
России
продолжало
активно
развиваться.
Особенности развития общественного
движения:
1.
Николай I
2.
3.
4.
Разрыв между революционным и
реформаторским движением.
Идеологическое
оформление
консервативного режима
Оформились
социалистические
либеральные движения
Участники движений не могли
реализовать идеи на практике

Направления общественной мысли

левые
правые
центр
за власть
против реформ
за церковь и
старые порядки
против власти
за ограничение
власти
за реформы
за Конституцию и
отмену крепостного
права
за революцию
за власть народа

Консервативное движение

С.С. Уваров, М.П.Погодин - теоретики
консервативного движения.
С.С. Уваров
М.П.Погодин
С.С. Уваров – «Теория официальной
народности» - официальная идеология
государства в 30-80-е годы XIX века.
Содержание:
Православие – традиционная ориентация
на благо справедливого общества
Самодержавие – единство царя и народа
Народность –единство народа вокруг
царя.

Консервативное движение

На основе теории «Официальной народности» возникло
консервативно-охранительное направление, к которому
примыкали: Н.Карамзин, Ф.Булгарин, Н.Кукольник, Н.Греч,
М.Загоскин и др.
Ф.В. Булгарин
Н.М.Карамзин

Либеральное течение
Т.Н. Грановский,
М.С.Соловьев, К.Д. Кавелин
1. Россия и Европа развиваются по
одному пути.
2. Необходимо ограничение монархии
парламентом,
демократический строй – но не
революции.
3. Возвеличивание личности Петра I
4. Задача России примкнуть к Западу
А.С.Хомяков, И.В.
Киреевский
1. У России свой самобытный
путь
развития
без
капитализма
2. Община основа России, где
существует равенство => она
не
даст
развиваться
классовому неравенству
3. Негатив к реформам Петра I

Либеральное течение
Т.Н. Грановский,
М.С.Соловьев, К.Д. Кавелин
А.С.Хомяков, И.В.
Киреевский, бр. Аксаковы
ОБЩЕЕ:
1.Прочтите
Отмена крепостного
права, в тетрадь общие черты
§ 13 п.3 и выпишите
идейлиберальных
западниковреформ
и славянофилов
2. Проведение
(постепенные,
проведенные мирным
сверху),
(3 путем
минуты)
3. Процветание России
4. введение демократических прав и свобод.

Революционное движение

Основой революционнодемократического движения с в 20-30-е
годы XIX века становятся студенческие
кружки:
Н.В.Станкевич
1827 г. – кружок братьев Критских в МГУ
1831 г. в Москве кружок Н. Сунгурова тайное общество не разгромлено =>
готово к вооруженному восстанию.
1833г.
в
Москве
кружок
Н.В.
Станкевича, куда входили К.С.Аксаков,
В.Г. Белинский, М.А.Бакунин и др.
1834 г.- кружок А.И.Герцена, Н.П.
Огарева
А.И.Герцен и Н.П.Огарев

Революционное движение

В 40-е гг. в Петербурге возник кружок М.БуташевичаПетрашевского - осуждение крепостного права и
самодержавия (первые социалистические идеи). В 1849 г.
Участники арестованы и сосланы в ссылку.
1846-1847 – Кирилло-мефодиевское общество
(Украина) – основатель Н.И.Костомаров.
Цель: отмена крепостного права и сословных
привилегий, создание федерации славянских
народов
Действия: реформа и революция

1812, Москва - 1870, Париж

Учился в МГУ на физико-математическом
факультете,
активно
участвовал
в
студенческих кружках и акциях.
1834г. Арестован и выслан в Пермь, Вятку
где был определен на службу к
губернатору.
В связи с участием в различных кружках и обществах в 1847 г
выехал за границу
1852 г. Герцен переехал в Лондон, где основал Вольную
русскую типографию для печатания запрещённых изданий и с
1857 года издавал еженедельную газету «Колокол», сборник
«Голоса из России».

1812, Москва - 1870, Париж
русский публицист, писатель, философ.
Основные идеи:
Основа русского социализма – крестьянская
община, в которой сохраняется равноправие и
общинное владение землей.
Необходима отмена крепостного права
Переход к демократической республике

Петр Яковлевич Чаадаев

Особое место в общественном
движении занимал П.Я.Чаадаев.
Идеи:
«отлученность»
Росси
от
всемирной истории
«духовный
застой»
России,
«национальное самодовольстве»,
П.Я.Чаадаев
что
препятствует
ее
историческому развитию.
Его произведения:
«Философические письма»- За свои идеи он был объявлен
сумасшедшим, а его журнал
1829г.,
«Телескоп» был закрыт.
«Апология сумасшедшего» 1836г.

Особенности и направления общественного движения 30 — 50-х годов ХIХв.:

  1. Оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов)
  2. Революционное и правительственное направления окончательно разошлись
  3. Его участники не имели возможности реализовать свои идеи на практике

Направления общественно-политической общественных движений при Николае 1 мысли этого периода:

  • Консервативное (лидер — граф С.С. Уваров)
  • Западники и славянофилы (идеологи Кавелин, Грановские, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.)
  • Революционно-демократическое ~идеологи — А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский)

Кружки 20 — 30-х годов - Общественные движение при Николае I

Наиболее активно действовали студенческие кружки в московском университете. 1830г. В. Г. Белинский создал «литературное общество 11-го нумера» — критиковали общественно-политическую действительность. За драму «Дмитрий Калитин» Белинский исключен из университета.

Кружок братьев Критских (1826 -1827) - Общественные движение при Николае I

Состоял из 6 человек. Попытались положить прокламацию к памятнику Минина и Пожарского. Разгромлен властями.

Сунгуровское общество (1831г.) - Общественные движение при Николае I

Состояло из 26 человек. Н. П. Сургунов планировал подготовить вооруженное восстание, но было разгромлено властями.

Кружок Н. В. Станкевина (1831 — 1839гг) - Общественные движение при Николае I

Бакунин, Белинский, Боткин, Герцен. Они изучали философские системы Гегеля, Шеллинга.

Консервативное направление — Общественные движение при Николае I

Историк Погодин, филолог Шевырев, журналисты Греч и Булгарин. В середине 20-х годов они предложили концепцию самобытности России «Теория официальной народности". С.С. Уваров, ставший в 1833г. министром народного просвещения. Суть заключалась в том, что самодержавие, православие и народность — основы русской истории. Самодержавие — гарант нерушимости русского государства. Православие — основа духовной жизни народа. Народность -"единение" царя с народом, отсутствие социальных конфликтов.

Либеральное направление (мощное общественное движение при Николае I)

Славянофилы и западники

Славянофилы — течение общественной мысли появилось в 1840г. Идеологи — А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Самарин.

  • Защита православия и народности — важнейшая характеристика российского общества
  • Народность (православие, община и национальный русский характер)
  • В России власть находится в гармонии с народом
  • Россия развивается ненасильственным путем
  • В России духовные ценности преобладают над материальными
  • Отрицательное отношение к преобразовательной деятельности Петра I
  • У России свой особенный от Европы путь развития
  • Крепостное право необходимо ликвидировать, сохраняя общину и патриархальный уклад жизни -> духовный уклад, не выступали против техники)
  • Для определения пути развития — создавать Земский собор
  • Отрицали революцию и радикальные реформы — постепенные преобразования, проводимые «сверху».

Западничество — Грановский, Кавелин, Анненков, Чичерин, Соловьев, Боткин, Белинский.

Идеи западничества:

  • Россия, развивающаяся страна отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей
  • Необходимо ликвидировать историческое отставание, воспринимая достижения и ценности Запада
  • Либеральные идеалы свободы личности, гражданского общества, установив конституционную монархию
  • Развивать рыночные отношения
  • Отмена крепостного права, передать землю за выкуп (главная мысль этого общественного движения при Николае 1).
  • Средство обновления России — реформы «сверху»- , предотвратить революцию
  • Возвеличивали деятельность Петра 1 для обновления России

Революционная демократия

Совмещение идеи западничества (свобода личности, гражданского права) и славянофильства (общинный строй, коллективизм и европейский социализм).

Цель движения — создание общества социализма.

Методы достижения цели — радикальные реформы или массовая революция. Теория «русского социализма» (народничество) Герцен, Чернышевский, Огарев, Добролюбов, Бакунин.

  • Достичь цели через сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением
  • России необходимо миновать капитализм от крепостничества — к социализму
  • Избежать кровавой революции — через радикальные реформы «сверху»
  • Ликвидировать крепостничество, дать землю без выкупа, сохранив общину
  • Гражданские свободы и демократическое правление

Герцен издает в Лондоне «Колокол». Бакунин участвовал в европейской революции 1848 - 49гг. теоретик анархизма.

Петрашевцы — Петрашевский, Буташевич, Спешнев, Салтыков — Щедрин, Плещеев, Достоевский.

Они говорили об отмене крепостного права. В 1849г. кружок разгромлен.

Таким образом, к середине XIХ веке оформились течения оппозиционные правительству.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх