Портрет: положение рук. Какие существуют виды портретов? История жанра и современность Портреты в полный рост

Заказать создание портрета для себя или для оригинального и ценного презента – весьма удачное решение. Ведь написанная художником картина будет радовать ее владельца много лет, она украсит жилище, ее можно передать по наследству потомкам. Мастера нашей студии создают высокохудожественные портреты маслом – написанные с фотографий, выполненные в различных образах и в оригинальном антураже, а также семейные, парные, мужские, женские и детские. можно любого типа (формата): в полный рост, поколенный, победренный, поясной, погрудный, головной (оплечный). Изображаемый на полотне может стоять или сидеть (в том числе на коне).

Каковы особенности и преимущества поясного портрета?

Такой формат по сравнению с меньшими в большей степени дает возможность передать индивидуальные особенности человека. Художественное изображение персоны по пояс позволяет живописцу запечатлеть на полотне многое из того, что нельзя представить на погрудном или оплечном (головном) портрете. Прежде всего, поясной формат дает возможность продемонстрировать наряд персонажа, что особенно важно при создании портретов в различных образах и парадных полотен. К примеру, прекрасную даму на поясном портрете можно запечатлеть в роскошном платье, подчеркивающем изящную талию. Мужчину же нетрудно одеть в старинный мундир военного, украшенный орденскими звездами.

Изображение по пояс позволяет дать портретируемой персоне что-либо в руки. Женщина может держать младенца (подобно Мадонне), букет цветов, собачку или кошку. У мужчины в руках, в зависимости от образа, в котором он изображен, могут быть самые разные предметы (например, оружие, книга, бинокль, курительная трубка и даже скипетр и держава).

На поясном портрете можно показать достоинства фигуры персонажа. Также этот формат позволяет представить человека в определенной позе, которая делает его образ более выразительным и динамичным и дает живописцу возможность реализовать определенный художественный замысел. К примеру, персонаж картины может повернуть торс вполоборота, показывая при этом лицо в фас, изогнуться, облокотиться на что-либо, сложить руки на груди или на животе, упереть их в бока, поднять одну из них выше головы, продемонстрировать различные жесты и т. д.

Кроме того, поясной портрет позволяет изобразить сидящего человека и, соответственно, частично показать стул, кресло, диван и даже трон. Также художественное изображение персоны по пояс дает возможность представить на картине больше фона или предметов обстановки.

Портретная живопись и рисунок рассказывают о человеке, его красоте, характере и стремлениях. Художник-портретист имеет дело с характером человека, его сложной индивидуальностью. Чтобы разобраться в человеке, понять его сущность по внешнему виду-нужен большой жизненный и профессиональный опыт.От художника требуется глубокое знание изображаемого человека.Кроме индивидуальных черт изображаемого человека важно ещё передать те черты которые накладывает на него его профессиональная среда.

Портрет (фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре),портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.


По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли - портретные галереи.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. В наименования таких портретов обычно включаются слова "в виде" или "в образе" (например, Екатерина II в виде Минервы).

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет - изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.


Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека.

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто). Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.

В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи - Рембрандт, Ван-Рейн, Ф. Гальс, Ван-Дейк, Д. Веласкес - создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова).

Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов. Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции - яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П. Пикассо, А. Модильяни, А. Бурдель во Франции, В. Серов, М. Врубель, С. Коненков, М. Нестеров, П. Корин в России).

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.

Алексей Хромушин – ведущий фотограф Shopping Live, эксперт в самых разных жанрах съемки, от пейзажной и портретной до репортажной. В этом выпуске своего фотоблога Алексей расскажет об особенностях портретной съемки.

Портретная фотосъемка – это достаточно широкая и весьма сложная тема, требующая как теоретических знаний, так и практических занятий. Давайте попробуем разобраться в некоторых особенностях этого вида съемки. Я хотел бы дать вам общие рекомендации, применимые для съемки на любую фотокамеру или даже смартфон.

Виды портретной фотографии

Виды портретов: ростовой, поясной, погрудный и крупный.

При данном виде фотосъемки действуют те же самые правила, что и в изобразительном искусстве. Исходя из этого, можно выделить четыре основных вида изображений, относящихся к портретной фотографии: ростовой, поясной, погрудный и крупный. При этом почти каждый из видов может применяться для съемки одного человека, пары или группы людей.

Расположение камеры

Для того, чтобы снизить оптические и геометрические искажения, есть несколько правил по расположению камеры по высоте, относительно от того, какой вид портрета вы снимаете:

· Крупный — камера на уровне глаз
· Погрудный портрет — камера на уровне подбородка
· Поясной портрет — камера на уровне груди
· Ростовой портрет — камера на уровне талии

В случаях нарушений у портретируемого пропорций лица и тела этими правилами можно пренебречь. При съемке рекомендую использовать фокусные расстояния 30-50 мм для ростовых портретов, 50-85 мм – для поясных, 80 мм и выше – для погрудных, и, наконец, от 135 мм и выше – для крупных портретов. Если вы пользуетесь компактным цифровым фотоаппаратом или смартфоном, увеличивайте зуммированием снимаемый объект в кадре до тех пор, пока не исчезнут геометрические искажения, т.е. лицо и тело не приобретут правильные пропорции. Не следует снимать портрет с близкого расстояния. Лучше просто отойти подальше и приблизить объект в камере с помощью зума. Для получения красивого размытия фона следует настроить максимальное фокусное расстояние объектива (оптически приблизить) и установить минимальное значение диафрагмы.

Компоновка кадра

При выборе точки съёмки необходимо учитывать правила знаменитого «золотого сечения». Мы уже говорили об этом в первой части , но все же, напомню, потому что это очень важно. «Золотое сечение» – это правило, открытое итальянским ученым Фиббоначи в XIII веке, и еще раз подтвержденное Леонардо Да Винчи, которое он использовал при написании своих картин. Основная практическая мысль здесь, для нас с вами, заключается в том, что кадр условно делится на три части по вертикали и горизонтали, образуя при пересечении «точки силы» или «узлы внимания». Это упрощенное правило еще называют «правилом третей». Когда мы размещаем важные части композиции вдоль линий, а самые главные – в «точках силы», то изображение выглядит более гармоничным. Как говорится, глаза – зеркало души, и это первое, на что мы обращаем внимание, глядя на человека. Именно поэтому и компоновать кадр при крупном портрете должны таким образом, чтобы глаза оказались на одной из линий сетки золотого сечения.

Не забудьте выбрать в своей камере функцию отображения сетки для правильной компоновки кадра. При сьемке крупных портретов, особое внимание уделяйте резкости на глазах человека. При съемке погрудного и поясного плана в позировании участвуют руки и плечи, дополняющие образ и подчеркивающие настроение человека и раскрывающие черты его характера. В этом случае смысловым центром может являться не только лицо, но и руки. Необязательно смотреть прямо в камеру, вполне можно отводить взгляд и поворачиватьголову. В этом случае необходимо следить за тем, чтобы кончик носа не выходил за границы дальней от камеры щеки. Если взгляд портретируемого направлен в сторону, оставляйте с этой стороны больше пространства до края кадра, чем с противоположной.


Алексей Чадов

В портретной съёмке наиболее распространена компоновка кадра, основанная на треугольнике, где вершиной треугольника является голова, а плечи его основанием. Руки также могут вписываться в этот условный треугольник, задавая направление для движения взгляда.


Помимо часто используемой треугольной компоновки, в портрете еще применяется так называемая L-компоновка, когда ваш главный объект расположен ближе к краю кадра, а остальное пространство занимает фон. Это выглядит еще более выигрышно, если фон неоднородный или если взгляд модели направлен в сторону свободного по кадру пространства.


Мария Лисовая

Правильное кадрирование

Оставляйте при съёмке больше свободного пространства, чтобы у вас было больше творческих возможностей при окончательном кадрировании.

Основное правило при кадрировании: не резать по суставам! На схеме показано, как правильно производить кадрирование. Зелеными штрихами обозначены правильные места границ кадра, а красным – неправильные.

Столбы, дороги, трубы – прочь из головы!

При любой портретной съёмке особое внимание уделяйте заднему плану, на фоне которого фотографируете человека. Это позволит вам в дальнейшем избежать комичных ситуаций с торчащими элементами из головы и других частей тела.

Линия горизонта

Если вы фотографируете человека на фоне неподвижных объектов, старайтесь «не заваливать» линию горизонта. В случае, если ваш фотографируемый объект находится в активном движении и этот эффект необходимо усилить, вы можете нарушить это правило, немного наклонив камеру. Это придаст кадру динамику.

Съёмка детей

Фотографируя детей, следует учитывать их рост и не забывать присаживаться на корточки, чтобы камера была на уровне их глаз, для передачи правильных пропорций. Это также очень полезно для налаживания контакта с психологической точки зрения. Некоторые из детей еще не умеют или не хотят позировать, а бывает и наоборот: они проявляют излишний артистизм, строя гримасы. Не стоит давить на детей, заставляя через силу смотреть в камеру. Просто дайте им возможность заниматься своими делами, а сами наблюдайте, держа фотокамеру наготове. И в нужный момент просто нажимайте на кнопку затвора.

Те, кто хоть раз в жизни снимал детей, знает, насколько они бывают энергичными и активными. Поэтому, чтобы «заморозить» сюжет в камере, следует выставить в настройках выдержку 1/250 или режим «спорт», при его наличии. Такие настройки позволят избежать смазывания изображения.

Жанровый портрет

Одна из наиболее интересных тем в портретной фотографии – это жанровый портрет. По сути дела, это наблюдение за человеком и фиксирование его эмоций при занятии каким-нибудь действии в профессиональном плане или сцены из повседневной жизни.

Освещение
Работа с объёмом фотографируемых объектов, возможно, является одной из главных задач фотографа. Соответственно, необходимо правильно использовать освещение. В портретной съёмке, как и в ранее описанной пейзажной съемке, наиболее правильным будет так называемое передне-диагональное освещение, т.е. когда свет падает немного спереди и сбоку. Это может быть как солнечный свет, так и искусственное освещение. Образовавшиеся тени всегда легко подсветить отражателем. Причем в качестве отражателя может быть самый обычный лист белой бумаги или картона. Но, если вы планируете практиковаться в портретной фотографии, я порекомендовал бы приобрести настоящий отражатель. Идеальным вариантом будет набор светоотражателей «5 в 1», включающий все необходимые виды покрытия: белое, серебристое, золотое, просветное и черное.
Если вы снимаете портрет на улице в солнечный день, лучшим временем для съёмки будет утро или ранний вечер. В это время солнечные лучи дают более рассеянный свет теплого оттенка. Об этом, кстати, мы говорили в первой части нашего курса.

Рекомендую воздержаться от съёмки на открытом солнце, находящемся в зените, из-за очень резких – длинных и контрастных – теней. Лучше попросите своего портретируемого зайти в тень, например, под крону дерева, при этом затененную часть лица подсветить отражателем.

При съёмке в помещении без дополнительных источников света идеальным местом является зона рядом с окном. Попросите модель встать лицом к окну, а сами расположитесь между ней и окном. С этой точки вы получите равномерно освещенный портрет в анфас. Можно также встать по другую сторону окна, получив портрет в пол-оборота или профиль.

Занавесками можно регулировать мягкость или жесткость света, открывая или прикрывая ими окно.

А вот показать брутальность мужского лица и тела вам поможет более жесткий боковой или верхний свет. В данном случае контраст – это хорошо!

Николай Алипа

С другой стороны, для женского портрета, особенно съемки дам бальзаковского возраста, лучше использовать более мягкий: рассеянный или отраженный свет.

Индивидуальные особенности

Легко работать, когда вам позирует человек с правильными чертами лица с точки зрения пропорций, да еще и с идеальной фигурой! Скажем, знаменитый футболист Дэвид Бекхэм! Но у нас не каждый день случается фотосессия с Бекхэмом… Чаще всего у портретируемых имеются свои индивидуальные особенности, которые приходится сглаживать с помощью некоторых несложных приемов. Давайте рассмотрим эти приемы.

Двойной подбородок
Визуально уменьшить эту особенность можно за счет более высокой точки съёмки.

Съёмка полного человека
Идеальным положением будет размещение человека в ¾ относительно камеры, для того, чтобы на фото он казался стройнее. Также темная одежда и общая темная тональность освещения визуально скроет лишние килограммы.

Массивная нижняя челюсть
Съёмка с верхней точки, за счет удаления перспективы, сгладит эту особенность.

Большой нос, маленький носик…
Визуально нос уменьшиться на фото, если вы попросите приподнять немного подбородок, а для его увеличения опустить подбородок, но, при этом положении, остерегайтесь взгляда исподлобья!

Нос с горбинкой
Избегайте съёмки человека в профиль и близкие к нему положения.

Широкий нос
Съемка модели вполоборота или профиль спасут ситуацию.

Разное раскрытие глаз
Расположите модель таким образом, чтобы меньший по размеру глаз был ближе к камере.

Дефекты кожи и синяки
Лучший способ скрыть эти проблемы – воспользоваться услугами профессионального визажиста. Желательно, если он будет присутствовать на протяжении всей фотосъёмки.

Оттопыренные уши
Избегайте положения строго в анфас и «контрового» источника света (с противоположной от вас стороны), который заставит уши просвечиваться.

Небольшой рост
Если вам предстоит съёмка человека невысокого роста, старайтесь снимать ниже, чем это принято в правилах. За счет геометрической перспективы он будет казаться выше.

Воплощайте в жизнь все эти рекомендации постепенно, без спешки, – и я совершенно уверен в том, что уровень вашего мастерства существенно вырастет. Очень важно не останавливаться, даже если не все получается сразу. Некоторым фотографам потребовались годы постоянной работы для повышения своего мастерства – но в итоге они добились ошеломительного успеха! Поэтому желаю и вам проявить упорство – а это верный путь к качественной фотографии!

У вас закончились идеи для портретов? Часто происходит, что фотограф настолько тщательно продумывает фоны и цветовые схемы, что забывает о таких фундаментальных аспектах портретной фотографии, как поза вашей модели.

Прекрасным способ сделать портреты в домашней студии будет съемка с минимальным количеством постановки и реквизита. Экспериментируя с различными позами, вы можете понять какие из них самые удачные и использовать их последующих съемках.

Мы приготовили для вас небольшую шпаргалку, которую вы можете скачать для вдохновения.

Сюда включены некоторые традиционные позы для портретов: в полный рост, сидячие, с низкой и высокой перспективой, крупных планов. Они сопровождаются небольшими советами, направленными на достижение превосходного результата.

Портреты в полный рост

Любой человек, имеющий цифровой фотоаппарат, может сделать портрет. Вы просто просите кого-нибудь посмотреть в ваш объектив и нажимаете на кнопку, верно? Но для того, что добиться высококачественных профессиональных портретов, вам придется затратить усилия на обдумывание и подготовку для снимков. После того, как установлены все настройки на фотоаппарате и установлен свет, дело остается за композицией и позами моделей.

Советы на фотографии:

Для освещения модели с левой стороны мы использовали источник импульсного света и большой софтбокс.

Справой стороны в полный рост использовался отражатель

Экспозиция настроена в ручном режиме и на всех фотографиях настройки следующие: 1/60, f/13, ISO 100

Советы на фотографии:

Работайте с моделью во время съемки, чтобы обеспечить хороший визуальный контакт и открытую улыбку.

Попробуйте попросить модель положить руку на голову, это делает живот более плоским

Для всех портретов был использован CanonEF 24-105 mmf/4LISUSM, но практически любой зум-объектив мог бы справиться с задачей

Одно колено, закрывающее другое, придаст телу больше изгибов

Портреты сидя

Чтобы получить максимальную отдачу от объекта съемки, вы должны научиться контактировать с ними во время съемки. Построение взаимоотношений с людьми – это самый быстрый способ получить лучшие позы и выражение лица от них, это превращает простые кадры в профессиональные портреты. Но не ожидайте, что хорошие кадры получатся сразу. Требуется некоторое время, чтобы вы «пристрелялись» и модель привыкла к съемке. Расслабьтесь, не торопитесь и помните, что нужно быть веселым и приветливым. Поощряете обратную связь с моделью по поводу принимаемых поз, показывая ей фотографии, которые получились на вашем LCD, и очень скоро вы получите желаемый результат.

Советы на фотографии:

Если вы просто попросите модель наклонить голову, это уже станет более хорошей позой

Руки на бедрах добавляют чувственности

Если сидеть боком, то больше видны ноги

Советы на фотографии:

Расслабленные руки = расслабленная модель

Более динамичного положения тела можно добиться сидя задом наперед на стуле, боком к фотографу

Если поставить ноги на носочки, это сделает мышцы крепкими и рельефными

Снимайте снизу и сверху

Если вы снимаете с низкого ракурса, вам понадобятся высокие полотки и фоны. В качестве альтернативы можно снимать на улице, используя небо как яркий фон для портретов. Другой аспект, если вы снимаете сверху, удостоверьтесь, что пол в студии или фон чисты, иначе вам придется провести много времени вычищая грязные следы и пятна в фотошопе.

Советы на фотографии:

Попросите модель отвернуться, а затем снова посмотреть на вас через плечо

Взгляд сверху вниз имеет более доминантный и сильный оттенок

Низкий ракурс делает ноги людей визуально более длинными

Советы на фотографии:

Используйте небольшую лестницу, чтобы встать выше модели и снимать сверху для получения более креативных портретов

Здравствуйте, уважаемые читатели, начинающие фотографы. Для Вас сегодня подборка главных советов для съёмки портрета. Для большего интереса статья дополнена фотографиями знаменитых актеров Голливуда, глядя на снимки которых можно почерпнуть идею для создания интересного портрета, подсмотреть примеры красивого мужского позирования.
Приятного просмотра и обучения! :-)

1. Техника

Для съемки портретов подходит любая камера. Преимущество зеркальной камеры - оперативное реагирование на команды, смена оптики, которая позволяет варьировать режимы фотосъёмки, возможность снимать в ручном модусе, а это значит, что у вас появляется много возможностей для решения ваших художественных задач и возможность снимать в сложных условиях (например, в темных помещениях).


Хорошие портреты можно снимать и компактными камерами. Но лучше, если ваш компакт будет обладать зумом (чем длиннее, тем лучше – фон больше размоется, пропорции лица будут лучше).

Для зеркальных камер рекомендуется использовать объективы с фокусным расстоянием 50-80 мм (в некоторых случаях до 135 мм). С фокусным расстоянием меньше 50 см, вы получите искаженные пропорции модели. При съемке портрета предпочтение следует отдать портретным объективам с мягко рисующей оптикой.

Мягко рисующая оптика позволяет скрыть неровности кожи и акцентирует внимание на главных элементах портрета (глаза, рот, лоб), дает ощущение объема за счет плавных спадов резкости от главного к менее важному.

Для выравнивания яркостей в кадре и подсветки теней иногда необходимо применить вспышку или отражатель.

2. Настройки

Портреты, как правило, снимают с маленькой глубиной резкости. Маленькая глубина резкости означает - открытая диафрагма, т.е. малые значения диафрагмы (лучше от примерно f 2.8). Если вы фотографируете компактом, снимайте при максимальном положении зума.

Что это даст? Объект съемки будет резким, а задний фон размоется. Нельза забывать о расстоянии, на котором вы снимаете и о том, что от этого расстояния зависит глубина резкости. Конечно, все зависит от ваших художественных задач, но в классическом портрете должны быть в резкости глаза и желательно остальная часть лица портретируемого. Если вы снимаете двоих или группу людей и вы хотите, чтобы вся группа была в резкости, вам нужно закрывать диафрагму (f 8 - f 11 и больше).

Выдержка при съемке портретов не должна быть слишком длинной. Люди не могут долго не шевелиться и не дышать. Если выдержки будут слишком длинными, фотографии будут не резкими. Кроме того, длительные выдержки вызывают напряженность у снимающегося.

На коротких выдержках вы фиксируете момент и в резкости оказывается все, что было задумано (глаза,...). Особенно это касается детей, которые не могут спокойно сидеть на одном месте. Чем короче выдержка, тем больше шансов, что вы получите резкий снимок. Мы уже писали, что детей лучше снимать на выдержках не длиннее 1/250 с, для взрослых можно использовать более длинные выдержки. Важно, чтобы у вас было достаточно света для съемки. Оптимально снимать на улице или дома у окна.

Старайтесь не поднимать ИСО. По возможности снимайте с ИСО 100.

Фокус в классическом портрете должен быть на глазах (не на носу, не на лбу или где-то еще). Лучше всего перевести камеру в режим ручного выбора точки фокусировки и выбрать ту точку, которая попадает на глаза модели.

3. Свет

Для того, чтобы получить не плоское, а объемное лицо на фотографии, лучше всего использовать свет, падающий немного спереди и сбоку (передне - диагональное освещение) . В принципе неплохие результаты можно получить и с боковым освещением, но при боковом освещении лучше всего использовать отражатель (которым может служить, например, и белая стена дома) или внешнюю вспышку. На улице лучше всего снимать утром или ранним вечером. Если вы будете снимать в полдень, когда солнце стоит в зените, верхний свет даст глубокие тени и очень резкий контраст.


С помощью контрового освещение вы можете получить силуэт, если будете снимать, например в вечернее время. Если же вы хотите подсветить лицо, вам также понадобится отражатель или внешняя вспышка. Фронтальное освещение сделает лицо плоским и его стоит избегать.

Дома лучше всего снимать со светом из окна (по возможности, не с солнечной стороны). Прозрачные занавески помогут вам сделать свет рассеянным и более мягким.


4. Точка съемки

Обычно любая фотография начинается с выбора точки съемки. То есть с близкого расстояния или издалека, сверху или снизу, справа или слева будет снята модель. Точка съемки определяет, в основном, композицию снимка.

От расстояния будет зависеть масштаб изображения. Как мы уже писали, в фотографии не нужно изобретать велосипед. Масштабы портрета давно определены изобразительным искусством. По масштабу портреты делятся на ростовые, поколенные, бюстовые (погрудные) и фрагментарные.

Наиболее популярны бюстовые портреты. Они позволяют передать внешний облик и "заглянуть" в глаза портретируемого, передают особенность его лица (внешнее сходство). С помощью бюстового портрета можно попытаться передать и внутренний мир человека.

Бюстовый портрет нужно снимать длиннофокусным (портретным) объективом с отдаленной точки. Иначе есть риск искажения формы лица и потери внешнего сходства.

Удаляя точку съемки вы можете получить поясной портрет. Чаще всего поясные портреты снимают сидя. В поясном портрете участвуют и руки. Нужно очень внимательно следить за руками. С помощью расположения рук можно определить настроение портрета. Положение рук должно быть абсолютно естественным. Чтобы руки не были напряжены, вы можете дать портретируемому в руки какую-нибудь вещь.


Поколенный портрет еще в большей степени ставит задачу показа пропорций фигуры. Постарайтесь снимать поколенные портреты не статично, а в энергичном повороте и с активным жестом.

Мы удаляем точку съемки и все больше удаляемся от лица модели. В ростовом портрете вы можете показать пропорции фигуры. В рост лучше снимать не стоя - это очень сложно.

При съемке бюстовых портретов лучше всего снимать от уровня глаз модели. Поясные портреты снимаются от уровня подбородка. При съемке портрета в полный рост, снимают от уровня пояса (присев).

5. Композиция

В портретной съемке действуют все классические правила композиции, о которых мы не раз писали. Особое внимание стоит обратить на фон. Он не должен отвлекать от портретируемого. Не снимайте портреты на контрастных, ярких и цветных фонах. Лучше всего подходят спокойные, однотонные фона, которые не отвлекают на себя внимание.


Вы помните о правиле композиции, в следствии которого не стоит размещать главный объект в середине кадра? Это правило действует и здесь, но в портрете очень важно, чтобы кадр был уравновешен. То есть в кадре должно быть что-то, что уравновешивает его. Это может быть и просто абстрактный фон.

При заполнении кадра очень важно учитывать направление взгляда модели. То есть, если человек смотрит влево, то слева должно быть достаточно простора для взгляда. Взгляд не должен упираться в край снимка. От направления взгляда зависит настроение снимка. Снимок можно сделать интереснее, если модель не смотрит в камеру, а куда-то в другое место.

6. Работа с моделью

Очень часто мы видим на снимках напряженные лица и натянуто улыбающихся людей. Большинство людей видит камеру и начинает “позировать”. Это редко дает хороший результат, так как портретируемые во время позирования, как правило, напрягаются. Хороший фотограф портретист должен уметь раскрыть внутренний мир человека, а это возможно только тогда, когда модель расслаблена и естественно - непринужденна. Мы уже как-то писали, что у каждого фотографа есть свой любимый жанр в фотографии. Фотограф портретист должен любить общение с людьми и уметь расположить к себе человека.

Не имеет значения, какой именно портрет Вы планируете снимать. Будь то крупноплановый портрет с открытым взглядом в помещении или ростовой портрет в обстановке улиц, фотографируйте с душою, общайтесь с моделью. Импровизируйте вместе в отличном настроении!


Обратите внимание , фото ниже, технически и деальный портрет. По композиции - тело составляет диагональ в кадре, голова смещена с центра, находится на пересечении линии третей. Позирование сидя помогает модели расслабиться. Обе руки в кадре, не обрезаны пальцы, правильно кадрированы ноги. Ровное освещение без резких теней. Фон не яркий, не отвлекает внимания от главного героя. И конечно, прекрасная искренняя улыбка!

С другой стороны - ростовой портрет с равномерным дополнительным светом. Непересвеченное небо, удачное позирование. Но эта фотография кажется обычной.
Кадр ниже более интересен. Удачный ракурс, е сть энергетика во взгляде модели. И даже резкие тени, обрезанная рука не портят снимок.


Так что, уважаемые фотографы, знайте правила композиции и умело используйте свет. Тогда можно уже делать исключения, чтобы сотворить оригинальный портрет, полный харизмы с интересным сюжетом, который надолго привлечет взгляды зрителей!
В итоге, на основании прочтенного материала, сравните фото, проанализируйте, просмотрите еще раз. Возьмите себе на заметку главные советы по сьемке портрета и позирование для фотосессии мужчин .
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх