Присоединение псковской земли к российскому государству год. Присоединение псковской республики. Псков в составе России

Самым важным делом Василия Ивановича было уничтожение последних уделов.

Очередь была за Псковом. Уже Иван Васильевич приучил Псков к повиновению, забрал его в руки; но все же там держались еще вечевые порядки. Василий Иванович назначил туда наместником князя Репню Оболенского. Новый наместник был совсем не по душе псковичам: не обращал он никакого внимания на вече и обычаи псковские, притом, по словам летописца, «лют был до людей». Осенью 1509 года великий князь прибыл в Новгород. Псковичи послали к нему своих бояр и посадников с жалобой на наместника, что он и люди его обижают народ.

– Хочу жаловать и оборонять свою отчину, как делали отец и деды наши, – сказал им великий князь, – если придет много жалоб на моего наместника, я его обвиню.

Посадники были отпущены. Жаловался великому князю также и наместник, что и псковичи не воздают ему должной чести. Посланы были окольничий и дьяк во Псков – выслушать порознь жалобы Оболенского и псковичей и попробовать помирить их. Посланные ничего не могли поделать. Тогда Василий Иванович приказал явиться к себе в Новгород наместнику и всем жалобщикам на него.

Псковичи обрадовались, думали, что теперь найдут управу у великого князя против «лютого» наместника. Чем больше будет на него жалоб, тем лучше, думали они, тем вернее можно будет выиграть дело. Посадники и бояре псковские, враги наместника, оповестили по всей псковской земле, чтобы собирались все, кому есть за что жаловаться на наместника и его людей. Множество псковичей наехало в Новгород. С каждым днем сюда прибывало их все больше да больше. Были тут и такие, которые ничего не имели против наместника, а надеялись великокняжеским судом покончить разные тяжебные дела между собою.

– Копитесь, копитесь, жалобные люди (т. е. жалобщики), – говорили бояре великого князя от его имени всем приезжавшим псковичам, – вот придет Крещение Господне, тогда великий князь даст вам всем управу!

В самый праздник Крещения, после водосвятия, было объявлено псковичам:

– Посадники псковские, бояре и жалобщики! Государь велел вам всем собираться на владычный двор. Государь хочет дать вам всем управу!

Псковичи собрались, как было приказано.

– Все ли сполна собрались? – спросили великокняжеские бояре, когда наполнился двор.

– Все сполна! – отвечали псковичи.

Лучших людей, т. е. посадников, бояр и именитых купцов, пригласили в палату, а младшие остались на дворе. Тогда им было громогласно объявлено:

– Поиманы есте Богом и государем, великим князем Василием Ивановичем всея Руси.

Двор заперли и переписали всех псковичей поименно, а затем развели их по разным домам и приказали домохозяевам стеречь их. Лучшим людям, собранным в палаты, бояре и дьяки от имени великого князя объявили, что в то время, как они, посадники и бояре псковские, жалуются на наместника, многие псковичи жалуются на них и ищут у великого князя управы и защиты от их насилий; а потому следовало бы на них наложить великую опалу и казнь, но государь желает им оказать милость – простит их, если они исполнят волю государеву, а воля его: колокол вечевой снять, вечу во Пскове не быть, а суд править государевым наместникам как во Пскове, так и во всех пригородах его. «Если же государева жалованья не признаете и волю его не исполните, – сказано было в заключение, – то государь будет делать свое дело, как ему поможет Бог, а кровь христианская взыщется на тех, кто воли государевой не исполняет».

Как ни горько было на душе у псковичей, оставалось им только благодарить за эту милость – могло быть и хуже.

– На государево жалованье мы здесь челом бьем, но пусть государь и во Псков пошлет с теми же речами! – отвечали великокняжеским боярам псковские посадники и именитые люди. Они целовали крест верою и правдою служить Василию, детям его и наследникам до конца мира.

Скоро весть обо всем этом достигла до Пскова. Один псковский купец ехал в Новгород с товаром. На пути он услышал «злую весть» о том, что случилось с его земляками в Новгороде, бросил товар на дороге и поскакал обратно во Псков, чтобы оповестить своих земляков о беде.

Страшная весть: «Великий князь наших переловил в Новгороде!» – быстро разнеслась по городу. Напал страх и трепет на псковичей. Поднялась тревога. От ужаса и тоски, по словам летописца, у псковитян «горло пересохло и уста слепились»: много Псков видел бед и невзгод, но такой скорби еще не было! Ударили в вечевой колокол. Собралось вече.

– Запремте город, будем обороняться от государя! – кричали некоторые.

Но более благоразумные удерживали слишком рьяных и непокорных.

– Ведь наши посадники и бояре, наши лучшие люди в руках государя! – говорили они; помянули и крестное целование государю.

В это время пришло во Псков от лучших людей, задержанных в Новгороде, увещание не противиться государевой воле, не доводить дела до крови. Благоразумные и умеренные взяли верх на вече и послали гонца с челобитной великому князю, «чтобы он, государь, жаловал свою отчину старинную». Заключалась челобитная такими словами: «...а мы, сироты твои, прежде были и теперь неотступны от тебя, государя, и не противимся тебе. Бог волен да ты в своей отчине и в нас, твоих людишках».

Объявить государеву волю Пскову во всей полноте и точности поручено было дьяку Третьяку Далматову. 1510 года, 12 января, прибыл он во Псков. Зазвонили на вече. Дьяк взошел на возвышенное место, с которого говорили на вече, и провозгласил от имени князя:

– Если отчина моя, Псков, хочет прожить по старине, то должна исполнить две мои воли: чтобы у вас веча не было и колокол вечевой был бы снят; быть у вас двум наместникам, а по пригородам наместникам не быть. Если же этих двух волей не исполните, то как государю Бог на сердце положит: много у него силы готовой, и кровопролитие взыщется на тех, кто государевой воли не сотворит. Государь наш хочет побывать на поклон к Св. Троице во Пскове.

Сказавши это, дьяк в ожидании сел на ступени.

Псковичи «ударили челом в землю» и долго не могли ничего сказать в ответ ему от слез и сердечной печали. Все проливали горькие слезы; разве только грудные младенцы не плакали, говорит псковский летописец. Собравшись с духом, псковичи просили государева посла подождать ответа до завтра. Чего было ждать? Старому порядку пришел конец... Но как с дорогим покойником жаль бывает расстаться родичам, и не торопятся они его хоронить, хочется хоть поплакать над ним, так и псковичи медлили с ответом, жалея расстаться со своей стариной. По словам летописца, день прошел у них в плаче и рыданиях – бросались друг к другу на шею и обливались слезами.

На рассвете следующего дня в последний раз загудел вечевой колокол. Сошлись псковичи, явился и Далматов.

– В летописях наших, – сказали ему псковичи, – так написано: с прадедами, дедами и с отцом великого князя крестное целование положено, что нам, псковичам, от государя своего великого князя, кто бы он ни был на Москве, не отойти ни в Литву, ни к немцам, а жить нам по старине в доброволье. Отойдем в Литву или к немцам или отложимся от государя и станем жить сами по себе, то на нас гнев Божий, голод, огонь, потоп и нашествие поганых. А на государе великом князе тот же обет, как и на нас, если не станет нас держать в старине. А теперь Бог волен да государь в своей отчине – городе Пскове, и в нас, и в колоколе нашем, а мы прежней присяге своей не хотим изменять и на - себя кровопролитие принимать. А что государь хочет Св. Троице помолиться, в своей отчине

Пскове побывать, то мы рады всем сердцем своему государю, что не вконец погубил нас.

Дьяк ничего не ответил на эту речь, велел спустить вечевой колокол и в ту же ночь повез его в Новгород к государю. Псковичи горько оплакивали свои старые порядки.

Троицкий собор во Пскове. Перед ним находилась вечевая площадь

Скоро и сам великий князь прибыл во Псков с вооруженным отрядом. Здесь на торговой площади встретило его духовенство. Великий князь сошел с коня и пошел к церкви св. Троицы. Отслужили молебен, пропели многолетие государю. Благословляя его, владыка сказал:

– Бог благословляет тебя, государь, – взял ты Псков без брани.

При этих словах псковичи, бывшие в церкви, горько заплакали. Великий князь созвал к себе «лучших людей псковских». Бояре объявили им всем от имени государя, что он их жалует, не вступается в их имущество, но так как были ему жалобы на их неправды и обиды, то им жить во Пскове непригоже, и потому надо ехать немедля в московскую землю со своими семьями. Простому народу было объявлено, что управлять им будут с этой поры великокняжеские наместники.

Около трехсот семейств было немедленно выслано из Пскова в Москву. Высланы были также и семейства тех псковичей, которых раньше задержали в Новгороде. Взамен их во Псков было переселено столько же семейств из московской земли.

Псковский летописец горько оплакивает падение родного города:

«Отнята слава псковская, – говорит он, – и было пленение не от иноверных людей, но от своих единоверцев! И кто же не заплачет, кто не зарыдает? О, славнейший город Псков, великий из городов, чего ты сетуешь, о чем плачешь? И отвечает прекрасный город Псков: как мне не сетовать, как мне не плакать и не скорбеть о своем опустошении! Прилетел на меня многокрылый орел, с крыльями, полными львиных когтей, и взял у меня три кедра ливанские: красоту мою, богатство мое и детей моих исхитил; по воле Божией, за грехи наши, землю опустошил, город наш разорил, людей моих пленил, торжища мои раскопал, отцов и братьев наших развел туда, где не бывали отцы и деды наши».

Многие тогда, прибавляет летописец, мужи и жены постриглись в монастырях, лишь бы не уходить из родного города.

В беде, постигшей Псков, летописец видит наказание за грехи, за «злые поклепы, лихие дела, за ссоры и неразумное кричанье на вечах, когда голова не ведала, что язык говорил; своего дома управить не умеем, – замечает он, – а городом владеть хотим. От самоволия и несогласия друг с другом и были на нас все эти беды».

Великий князь прислал во Псков своих наместников и дьяков управлять и творить суд. Тяжело было псковичам привыкать к новым порядкам, к «московской правде». Немилостивы и несправедливы, видно, были эти первые московские правители во Пскове. «Правда их и крестное целование, – горько жалуется псковский летописец, – взлетела на небо, а кривда стала между них ходить!»

Прежде во Пскове была торговля свободная, за право торговли с купцов ничего не брали, теперь были введены пошлины. Удаление из Пскова многих богатых купеческих семейств и пошлины повредили сильно торговле его.

История присоединения Псковского княжества к Москве

К началу шестнадцатого века город Псков теряет свою самостоятельность, при этом, сохраняя вечевые старые порядки и традиции. Между этим, большинство русских земель в тот период времени уже были объединены с Московским государством и сформировались в новое Русское государство. Великий новый царь Василий Третий решает, что пришло время полностью покончить с остатками псковской независимости.

В 1509 году в Псков направляется наместник князь Иван Михайлович Репня-Оболенский, отказавшийся признавать вече, а также устоявшиеся псковские законы. Поведение Репни встревожило и удивило псковичей, особенно бояр и посадников. Они решают жаловаться на недостойное поведение князя Василию Третьему, который в то время навестил Новгород для (якобы) проверки осуществление деятельности собственных бояр в данном давно подчинённом ему городе. Истинная причина этого была в подготовке присоединения Пскова. На случай сопротивления жителей из Москвы было выведено довольно большое профессиональное войско.

Прослышав, что великий князь в Новгороде, псковскими боярами отправляются туда послы с жалобами на поведение недостойного наместника. В свою очередь сам Репня также отправляется к Василию Третьему с жалобой на псковичей. Василий отказывает в приёме псковским боярам, однако приказывает им передать, что рассмотрит их жалобы немного позже в январе (шестого числа).

Когда наступил указанный день, то псковские посадники и бояре были приглашены в Грановитую палату в Кремль, а псковичи были оставлены во дворе. Боярами Василия Третьего была объявлена собравшимся в Грановитой палатк великокняжеская воля. Московский князь требовал полного упразднения псковского веча, должности посадников, а также распространения на земли Пскова московской системы управления. Как только это было зачитано, всех псковичей арестовали и поместили в темницу.

В Псков с вестями отправился Третьяк, по случаю приезда которого было собрано вече. Поднявшись на степень он объявил всем собравшимся волю Василия Третьего. Жители Пскова попросили у него время на обдумывание и пообещали дать свой окончательный ответ на следующий день. Им разрешили.

Тринадцатого января рано утром в последний раз раздался звон вечевого колокола. На площадь перед Троицким собором собрались все псковичи. От имени веча Третьяку Далматову был дан ответ – они принимали требования великого князя и полностью подчинялись его воле.

Псков и Москва в первой половине XV в.

Псковская земля вошла в состав единого Русского государства одной из последних - в 1510 г., но связи между Псковом и Москвой сложились гораздо раньше, еще в ХIV в. Из Московской летописи мы знаем, что в 1380 г. на Куликовом поле в войске Дмитрия Донского был и отряд псковичей во главе с князем Андреем Ольгердовичем.

В 1399 г. Андрей Ольгердович отказался от княжения во Пскове за себя и за своего сына Ивана. Тогда псковское вече обратилось к сыну Дмитрия Донского, великому князю московскому Василию I, с просьбой прислать в Псков князя из Москвы. Василий Дмитриевич выполнил эту просьбу, и с тех пор, в течение более чем ста лет, псковское вече выбирало князей из Москвы.

Сближение Пскова с Москвой было вызвано экономическими и политическими обстоятельствами того времени. Между двумя государствами в ХV в. развивалась торговля и происходил обмен мастерами-специалистами. Более важной причиной сближения была политическая заинтересованность обоих государств в союзе. Московские князья вели упорную борьбу с новгородским боярством, стараясь подчинить Новгород своей власти. В этой борьбе им было выгодно иметь Псков своим союзником. Псковичам же была нужна помощь Москвы в борьбе с Ливонским орденом и с Литвой. В 1406 и 1426 гг., когда литовский князь Витовт вторгался в псковские земли и пытался их захватить, поддержка со стороны Москвы позволила Пскову справиться с вражескими нашествиями и отстоять свою независимость.

До середины ХV в. союз Пскова с Москвой еще не нарушал самостоятельности Псковской феодальной республики. Из Москвы псковичам прислали тех князей, которых они просили. Князья эти приносили присягу на верность Пскову: их полномочия оставались столь же ограниченными, как и раньше. Псковские бояре не раз изгоняли присланных из Москвы князей, если те не были им угодны. Бывали случаи, когда новые князья приглашались не из Москвы, а из других русских княжеств, даже из Литвы. Принимая военную помощь Москвы, псковские бояре в то же время не считали себя связанными с нею неразрывным союзом. В 1456 г., во время войны между Новгородом и Москвой, псковичи поддержали своего «старшего брата» и послали полки против войска московского князя Василия II. Это было ошибкой. Василий II без особого труда разбил военные силы своих противников. Новгород вынужден был согласиться на тяжелый и унизительный для него мир. Псковские бояре просили у великого князя прощения и признали его верховную власть.

Установление зависимости Пскова от Москвы

С середины XV в. в обращениях псковского вече к московским князьям стала употребляться формула: «вотчина великого князя, псковичи, добровольные люди». Эта формула довольно точно определяла отношения между Псковом и Москвой на их новом этапе. Вотчиной называлось наследственное владение князя или боярина. Московские князья стремились превратить Псков в свою вотчину. Псковичи не возражали против того, чтобы называться вотчиной великих князей, но неизменно подчеркивали, что они «добровольные люди», что подчиняются они по своей воле и могут, если захотят, выйти из подчинения. Однако после войны 1456 г. зависимость Пскова от Москвы стала быстро расти.

В 1461 г. Василий II прислал Пскову князя Владимира, которого не просили и не хотели. По сути дела это был уже московский наместник в Пскове. Псковичам пришлось смириться и принять неугодного им князя, но в 1462 г., когда умер Василий, Владимир был немедленно изгнан. Псковский летописец сообщает, что на вече «некоторые невежественные люди» даже спихнули его со степени.

После изгнания неугодного им Владимира псковичам пришлось вновь обратиться за князем к Москве. Существовать без поддержки Москвы Псков не мог. К новому великому князю Ивану III были отправлены послами псковские посадники. Иван III был тот самый князь, который позднее объединил большую часть русских земель под властью Москвы и стал называть себя «государем всея Руси». Желая наказать псковичей за непокорность, Иван III три дня продержал псковских послов в сенях великокняжеского дворца, отказываясь их принять. Но ссориться с Псковом в то время ему было невыгодно: Москве предстояла еще долгая и трудная борьба с боярским Новгородом. Поэтому Иван III дал псковичам того князя, которого они просили. Но отношения между Псковом и Москвой с этого времени стали меняться. Московские наместники забирали себе все большую власть в Псковской республике. В 1467 г. они получили право посылать своих управителей во все псковские пригороды. Расширились и судебные полномочия князей. В 1483 г. князь Ярослав Оболенский, сговорившись с псковскими посадниками и боярами, даже изменил псковские законы о смердах, составил новую «смердью грамоту». Это было нарушением законодательных прав веча и вызвало народное восстание, продолжавшееся три года. Восставшие требовали восстановления прежних законов и отъезда Ярослава из Пскова. Но выгнать князя они не решились и только посылали послов к Ивану III с просьбой восстановить «старину», отозвать Ярослава Оболенского и дать им нового князя. Иван III на эти просьбы отвечал отказом и требовал, чтобы псковичи признали свою вину и подчинились московскому наместнику. Восставшим не удалось добиться успеха. Но и Иван III принял к сведению сопротивление псковичей и не настаивал до поры до времени на дальнейшем увеличении своей власти в Пскове.

В области внешней политики к концу ХV в. Псков полностью потерял самостоятельность. Если раньше Москва помогала Пскову в его войнах с Литвой и Ливонским орденом, то теперь войны вело Московское княжество, а псковичи посылали свои полки в войско великого князя. Мирные договоры заключал теперь великий князь на тех условиях, которые были ему выгодны.

Присоединение Пскова к Москве

К началу ХVI в. Псков фактически утратил свою независимость, но пока сохранял старые, вечевые порядки. Между тем большинство русских земель к тому времени уже было объединено Москвой и образовалось единое Русское государство. Новый великий князь решил, что пришло время покончить с остатками самостоятельности Пскова.

В 1509 г. в Псков был послан наместник - князь Иван Михайлович Репня-Оболенский. Он приехал тайно, не явился, как это было до сих пор принято, на вече и не принес ему присяги. Новый наместник отказался признавать псковские законы и не считался с вече. Он сам устанавливал и собирал налоги с населения, судил псковичей без участия представителей веча, - словом вел себя не как князь вольного Пскова, а как обычный городской наместник «государя всея Руси». Поведение Репни удивило и встревожило псковичей, особенно посадников и бояр. Они решили жаловаться на него великому князю. в это время приехал в Новгород будто бы для того, чтобы проверить деятельность своих бояр в этом уже давно подчиненном Москве городе. На самом же деле он подготавливал присоединение Пскова. На случай возможного сопротивления псковичей из Москвы было приведено довольно большое войско.

Узнав, что великий князь в Новгороде, псковские бояре отправили туда своих послов с жалобами на нового наместника Репню-Оболенского. Репня в свою очередь поехал к Василию III жаловаться на псковичей. Псковских послов Василий не принял, но приказал им передать, что разберет их жалобы позднее, 6 января, а до этого времени предложил всем недовольным ехать со своими челобитными в Новгород. Когда это стало известно в Пскове, в Новгород потянулись сотни жалобщиков. Посадники и бояре жаловались на Репню-Оболенского, обвиняя его в нарушении псковских законов и обычаев. Простые люди ехали жаловаться на притеснения со стороны бояр и посадников. Между самими боярами согласия тоже не было, и они жаловались друг на друга. Хотя Василий III и не принимал жалобщиков, он знал от своих бояр их челобитные. Великому князю стало ясно, что внутри псковского общества существуют острые противоречия и ему нечего опасаться единодушного и сплоченного отпора псковичей.

Когда наступил день 6 января 1510 г., псковских посадников и бояр (а в Новгород съехались почти все посадники и многие бояре из Пскова) пригласили в Кремль , в Грановитую палату. Псковичи-простолюдины остались ждать во дворе. Бояре Василия III объявили собравшимся в Грановитой палате посадникам великокняжескую волю. Великий князь требовал уничтожения псковского веча и должности посадников и распространения на Псковскую землю московской системы управления:

«Вечу не быть, вечевой колокол снять, посадникам не быть, а быть в Пскове двум наместникам великого князя, а в пригородах по наместнику». Это означало полную ликвидацию Псковской феодальной республики и присоединение Псковской земли к Москве. Собранные в новгородской Грановитой палате посадники и бояре вынуждены были принять требование московского государя. После того все были арестованы и помещены в темницу.

Простым псковичам было приказано оставаться в Новгороде, и они были расселены по домам новгородцев.

Через несколько дней из Новгорода выехал посол Василия III Третьяк Далматов. Это был старый, опытный дьяк, служивший еще Ивану III и выполнявший разнообразные поручения великих князей. 12 января он прибыл в Псков. По случаю его прибытия было созвано вече, и Третьяк, поднявшись на степень, объявил собравшимся волю Василия III. Он закончил свою речь угрозой: если вече не согласится с требованием великого князя, он придет сюда с большим войском и ответственность за кровопролитие будет на псковичах. В смятении и страхе выслушали псковичи московского посла. Они просили у него разрешения подумать и дать ответ на следующий день. Третьяк разрешил.

Какой, наверное, тревожной была в Пскове эта ночь с 12 на 13 января 1510 г.! Кое-кто считал необходимым отвергнуть требование Василия III , запереться в городе и оказать сопротивление великому князю. Большинство же понимало бесполезность и ненужность сопротивления. Без своих военных руководителей - посадников и бояр, арестованных в Новгороде, - псковичи не смогли бы организовать оборону. Но даже если бы и удалось это сделать, само существование Пскова без Москвы и московской помощи теперь было немыслимым. Вся предшествующая история Псковской земли предопределяла тот ответ, который на следующий день псковичи дали московскому послу.

Рано утром 13 января в последний раз зазвонил вечевой колокол. На площадь перед Троицким собором сошлись все псковичи. От имени веча посадник передал Третьяку Далматову их ответ. Они принимали все требования Василия III и подчинялись его воле. Третьяк сразу приказал снять вечевой колокол-символ псковской независимости.

Колокол был отвезен на подворье Снетогорского монастыря , а потом отправлен в Москву.

24 января в Псков приехал сам Василий III. У Великих ворот его встретили духовенство и бояре, а на торговой площади у Святых ворот ждали все псковичи. Великий князь пошел в Троицкий собор , где отслужил благодарственный молебен. Епископ, служивший молебен, поздравил его «со взятием Пскова».

Изменения в жизни Псковской земли после присоединения к Москве

поспешил закрепить свою мирную победу над Псковом. Прежде всего он позаботился о том, чтобы удалить из города своих возможных противников. Все бояре, еще оставшиеся в Пскове, были в течение 24 часов высланы из него. Боярские вотчины были отобраны в пользу государя. Богатые псковские купцы вместе с семьями тоже были отправлены в Москву. С территории Среднего города - центральной части Пскова - были выселены все псковичи. Торг был перенесен на территорию Окольного города. Из Крома было вывезено имущество бояр и купцов, которое там хранилось. Кром и перешли в распоряжение великого князя и церкви. На смену псковским боярам из Москвы и Новгорода были присланы московские дворяне. Их расселили в Среднем городе и дали им в поместья часть земли, отобранной у бояр. Около трехсот московских купцов было переселено в Псков. Они также поселились и в Среднем городе. Таким образом, верхушка псковского общества полностью переменилась, теперь ее составляли дворяне и купцы - выходцы из Московской земли.

Изменилась и система управления Псковской землей. Псковом теперь управляли два великокняжеских наместника из числа знатных московских бояр. Им принадлежала административная, военная и судебная власть. В пригороды направлялось по одному наместнику. Помощниками наместников были дьяки, тоже присылаемые из Москвы. Псковская судная грамота была заменена новой грамотой, данной Василием III. Впрочем, новая грамота сохраняла на первых порах многие из старых судебных законов Пскова. В Псковской земле была введена московская система налогов, более тяжелая для населения, чем старая псковская. Совершенной новостью для псковичей было введение торговых пошлин, которых до сих пор Псков не знал.

Василий III все же сохранил незначительные остатки псковской самостоятельности. Псковичам было разрешено избрание двадцати четырех старост из числа купцов и богатых ремесленников. Эти старосты составили так называемую земскую всенародную избу. Они получили право участвовать в решении судебных дел и в сборе налогов с населения. В Пскове сохранился денежный двор, где до 1626 г. чеканили монету.

Так Псковская земля была включена в состав Русского централизованного государства.

"Псковский край в истории России". - Псков, 1994 г.;

К началу XVI века Псков фактически утратил свою независимость, но пока сохранял старые, вечевые порядки. Между тем большинство русских земель к тому времени уже было объединено Москвой и образовалось единое Русское государство. Новый великий князь Василий III решил, что пришло время покончить с остатками самостоятельности Пскова.
В 1509 году в Псков был послан наместник — князь Иван Михайлович Репня-Оболенский. Он приехал тайно, не явился на вече и не принес ему присяги. Новый наместник отказался признавать псковские законы, он сам устанавливал и собирал налоги с населения, судил псковичей без участия представителей веча, словом, вёл себя, как обычный городской наместник «государя всея Руси». Узнав, что великий князь в Новгороде, псковские бояре отправили туда своих послов с жалобами на нового наместника Репню-Оболенского. Репня в свою очередь поехал к Василию III жаловаться на псковичей.

Когда наступил день 6 января 1510 года, псковских посадников и бояр пригласили в кремль. Бояре Василия III объявили собравшимся в Грановитой палате посадникам великокняжескую волю. Великий князь требовал уничтожения псковского веча и должности посадников и распространения на Псковскую землю московской системы управления: «Вечу не быть, вечевой колокол снять, посадникам не быть, а быть в Пскове двум наместникам великого князя, а в пригородах по наместнику». Это означало полную ликвидацию Псковской феодальной республики и присоединение Псковской земли к Москве.

Через несколько дней из Новгорода приехал посол Василия III Третьяк Далматов. По случаю его прибытия было созвано вече, и Третьяк объявил собравшимся волю Василия III.
Когда 13 января 1510 года на глазах всего псковского люда «спустиша колокол вечевой у святыя Троица», то начали собравшиеся, «на колокол смотря, плакати по своей старине и по своей воли…». Как свидетельствовал современник событий, автор знаменитой «Повести о псковском взятии», не плакали только младенцы, сосущие молоко.

Так, совершенно бескровно, указом великого князя Московского Василия III пало вольное, шумное, свободолюбивое псковское вече — самый демократичный орган управления в средневековой Руси.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх