Развитие когнитивных способностей младших школьников. Развитие познавательных способностей младших школьников ахметвалиева мейсеря гарафовна. Возрастные особенности младшего школьника

Введение

Актуальность исследования. Состоит в том, что учитель начальной школы, прежде всего, должен научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Целенаправленное решение этих задач возможно только в том случае, когда учитель будет знать, какова природа происхождения познавательной деятельности, из чего она состоит, в каком порядке следует её формировать у детей младшего и среднего школьного возраста, какие условия необходимо учитывать, чтобы гарантировать формирование намеченной познавательной деятельности у всех учащихся. Познавательная деятельность формируется в процессе всей жизни человека. Ребенок не рождается с сформированным, развитым мышлением, готовым к познанию. Учебная деятельность требует от ученика вполне определенных познавательных навыков и средств.

И учитель должен знать, располагает ли этими средствами ученик, сформированы ли у него в дошкольный период. Изучение принципов формирования познавательной деятельности школьника необходимо не столько для теоретического обоснования, сколько для практического применения. Нужно четко представлять конкретное содержание различных видов познавательной деятельности. Т.е. чему и в какой последовательности надо учить учащихся, вооружить их приемами рационального логического мышления и т.д. Особо должно рассматриваться воспитание навыков умения учиться, формированию общей познавательной деятельности. Принцип активности учащихся широко известен педагогике. Без побуждения деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.

Но умение учиться включает как общие, так и специфичные виды познавательной деятельности. Прежде чем стать средствами усвоения, эти виды познавательной деятельности сами должны быть усвоены учащимися. При формировании познавательной деятельности решается вопрос о том, как учить, какие методы использовать и в какой последовательности. Специально выделяются условия, реализация которых позволяет учителю гарантировать достижение поставленной цели. Особое внимание при этом уделяется функциональному контролю в учебном процессе. Однообразие, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников.

Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения. Существующая система организации учебно-воспитательной деятельности школьников учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся как личностного интегрального образования.

Анализ педагогического опыта учителей начальных классов показывает, что при формировании у детей интереса к познанию, развитии творческих способностей учащихся, они испытывают определенные трудности. В то же время, имеющиеся на сегодняшний день в психолого-педагогической, методической литературе рекомендации по развитию познавательных интересов школьников зачастую не используются в современной практике работы учителей или их применение носит ситуативный, одноразовый характер. Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизоотическое использование творческих познавательных задач не принесет желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка. Устранение этого противоречия требует изменения технологии организации процесса развития познавательных интересов. При такой постановке проблемы, особенно важным является наличие творческого начала в познавательной деятельности младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса младших школьников.

Предмет исследования: развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста

Цель исследования: выявить и научно обосновать оптимальные пути развития познавательных интересов младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы.

Задачи исследования:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
  • Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
  • Провести психолого-педагогическое наблюдение за изменениями деятельности учащихся.

Таким образом, познавательная деятельность - это такая деятельность, в основе которой заложены реализация я развитие индивидуальных познавательных интересов, возможностей и способностей ребенка, нацеленность на открытие новых и интересных знаний, воспроизведение известных, но новых для ребенка ценностей.

Аналитическая часть

2.1. Сущность познавательных способностей младших школьников.

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.

Обучая детей, мы прежде всего, должны разобраться в том, что ребенку дано от природы, а что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя.

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.

В разных психологических и педагогических источниках понятие «интеллект» раскрывается по-разному.
Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Психолог И.А. Домашенко: "Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях".

Итак, интеллект - это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека.

В свою очередь он характеризуется:

  • эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
  • способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
  • способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

Способности - индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. («Педагогический словарь». Коджаспирова Г.М.).

Способности тесно связаны с общей направленностью личности, и с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.
- А что значит интеллектуальные способности?

Интеллектуальные способности - это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Под интеллектуальными способностями понимается - память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.

Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога - развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

Но не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.
Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения - дидактические игры. Эти игры, заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.

Цели применения дидактических игр следующие:

  • интеллектуальное развитие младших школьников;
  • создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;
  • эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.
  • углубление уже усвоенных ранее знаний;
  • увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника.

Дидактические игры (развивающие, познавательные) способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Проектная часть

Цель моей педагогической деятельности: создание условий для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, активизирующего личностный потенциал обучающихся, работаю по обеспечению физического и духовного развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни. Создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач.

Для повышения эффективности урока использую нестандартные формы обучения. При проведении таких уроков применяю ИКТ. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на уроках выступают с сообщениями по изучаемой теме, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает мне прививать интерес к изучаемым предметам и поддерживать его в дальнейшем.

С помощью сигнальных карточек уточняем правописание безударных гласных, проводим словарный диктант по карточкам, составляем, записываем предложения с трудными словами и орфограммами, объясняем их правописание.

Дети хором читают стихотворения в подтверждение своей правоты:

Если буква у тебя
Вызовет сомнения
Ты немедленно её
Ставь под ударение.

Грамматической игрой, шуткой, физминуткой поддерживаю работоспособность детей. С большим интересом дети отгадывают ребусы, кроссворды. Предлагаю списывание и диктанты с заданием «Пропусти букву», написание которой можно проверить. Работая с ребятами, у которых низкий уровень обучаемости, плохая память, проводим поэтапное усвоение материала. Чтобы узнать, над какой темой мне ещё надо поработать, я даю детям карточки или тестовые работы. Проводим упражнения творческого характера, выполняя различного рода задания. Проводим словарный диктант в разной форме. Большую активность проявляют дети на уроках, где используем упражнения с элементами игры. Большое внимание уделила звукобуквенному, слого-звуковому анализу, а в процессе закрепления, повторения дети выполняли разнообразные задания. Эти задания я предлагала на индивидуальных карточках. Каждая карточка содержит разный материал, объединенный одной орфограммой.

Дети работают индивидуально. Работа с карточками дает полную картину усвоения изучаемой орфограммы. Эта работа дисциплинирует детей, экономит время. Карточку ученик получает на любом этапе урока: в начале урока, по ходу урока, в конце урока. Дети не стремятся подсмотреть у соседа, так как карточки разные по содержанию. Для слабоуспевающих детей я сделала конверты с отдельными работами, ведется тетрадь учета ошибок. Уделяю много внимания работе над ошибками, глубоко продумываю систему упражнений по каждому предмету. Всегда подвожу итоги, комментирую выставленные оценки, хвалю слабых, чтобы заставить их поверить в свои силы. Я считаю, что очень важно правильно организовать урок, идти от легкого к сложному, от неизвестного к известному, не выпускать из поля зрения слабых учеников, чтобы каждая минута была использована целесообразно. Дети на уроках выполняют много упражнений разного вида.

На протяжении всего времени подыскиваю разноуровневый подход к обучению учащихся, развиваю индивидуальные способности детей.

Для того, чтобы сделать математику для детей доступной и увлекательной, нужно вызвать восхищение и удивление ребят, предложить им такие формы, которые незаметно вовлекут их в полезную работу. Для устного счета придумываю много игр, например, «В лес за грибами», «Парашютисты», «Магазин игрушек» и другие.

Умею уделить внимание каждому ученику, своевременно прихожу на помощь. Все свои годы стараюсь добиваться успеваемости. На уроках использую средства обратной связи: карточки с буквами, специальные карточки. Это дает возможность держать в поле зрения каждого ребенка и весь класс в целом. У каждого ученика имеется все необходимое для урока. У нас в школе администрация систематически проводит проверку техники чтения в соответствии с требованиями программы, чтение большинства моих учащихся соответствует норме.

Приучаю детей отвечать на вопрос четко, высказывать собственное мнение. Учу их слушать, думать, дополнять ответ. Вовлекаю их в хоровое чтение, проговаривание. Знакомлю детей с произведениями разных жанров, рассказываю о писателях. Объясняю новый материал просто, доходчиво. Вношу изменения, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, орфографической зоркости. Обучая детей, поняла, что ключевым моментом развития ребенка является его речь. Поэтому главным в своей работе считаю развитие речи учащихся на всех ступенях обучения их в начальной школе через интеграцию предметов. Разрабатывая речевые упражнения, ориентировалась на развитие мышления у учащихся, анализ, синтез, умение выявить основные признаки предметов через наблюдения, обобщения; на решение логических задач, на выявления причинно-следственных связей, на сравнение и противопоставление. Для активизации познавательной деятельности учащихся в своей работе использую уроки-игры, заочные путешествия, диалоги, инсценировки, работу с творческими тетрадями.

Обучение строю на продуманной мотивации в деятельности ребят, ясно представляя ближайшие и конечные цели в их развитии и воспитании:

  • воспитание любви к русскому языку;
  • развитие интереса к учебному предмету;
  • пробуждение у детей потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
  • совершенствование общего языкового развития школьников;
  • воспитание у них этических норм речевого поведения.

Развивала систему упражнений по развитию речи учащихся 1-4 классов, что способствует обогащению словарного запаса учащихся, правильному толкованию слов, стимулирует коммуникативность.

Мною составлены в занимательной форме карточки-вопросы по определенным темам для теоретического самоконтроля, графические схемы, занимательные таблицы.

Для развития устной и письменной речи использую тематические опоры с заданиями.

Для развития интереса к предметам на своих уроках использую игры и уроки творческого сочинительства. В игровой деятельности развивается принцип коммуникативного обучения, так как это деятельность, требующая речевых действий. Детям очень нравятся такие игры, как: «Театр мимики и жестов», «Рассказ по кругу», «Эстафета-рассказ», ролевые игры. Особенно дети любят конкурс-инсценировку (такие конкурсы вносят оживление в учебный процесс, позволяют детям раскрыть свои актерские данные).

Считаю, что применение коммуникативных заданий с игровыми моментами являются надежной основой обучения речевой деятельности учащихся и способствуют их творческому росту.

Провожу систематически усложняющие коммуникативные ситуации, создающие на уроке атмосферу речевого общения, собеседования, обмена мнениями. Это позволяет активно включаться в диалоги: «учитель-ученик», «ученик-ученик».

Педагогика сотрудничества, коллективные и групповые формы обучения формируют у моих воспитанников навыки самоконтроля и самоуправления.

Уроки творческого сочинительства развивают у детей воображение, дар слова, служат хорошим средством развития чувства юмора. Дети учатся сочинять стихи, песни, загадки, письма, рассказы и эстетически оформлять свое творчество.

Такие формы работы, как творческое списывание, творческие диктанты, свободные диктанты, творческие изложения способствуют развитию речи учащихся.

Правильно подобранные мною тексты, репродукции к урокам, являются хорошим средством воспитания у учащихся любви к природе, к своей Родине и способствуют расширению их кругозора. На своих уроках добиваюсь от учащихся полных, осмысленных, содержательных ответов. Совершенствую речь учащихся, обращаю большое внимание на такие факторы, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи.

Для развития познавательных способностей на занятиях использую упражнения «мозговой гимнастики». Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью развития познавательных способностей. Так как под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных задач.

Упражнение 1. «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (30 сек)

Упражнение 2. «Ленивые восьмёрки» (активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Упражнение 3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): наденьте «шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

Упражнение 4. Дыхательная гимнастика «Звуковая гимнастика»

Выполняется сидя или стоя с выпрямленной спиной, делая глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А, е, о, и, у, я, м, х, ха
А - на весь организм
Е - на щитовидную железу
И - мозг, глаза, нос, уши
О - сердце, лёгкие
У - органы, расположенные в области живота
Я- на весь организм
М - на весь организм
Х - очищение организма
Ха - повышает настроение

Гимнастика для глаз

  1. «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргание на каждый вдох и выдох.
  2. «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 - 30 см смотреть на палец в течении 4-5сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же самое, но закрыть правый глаз. (4-6раз)
  3. «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. (6-8раз)
  4. «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Во внеурочной деятельности над проблемной темой использую методическое пособие О.Холодовой «Юным умникам и умницам», «Задания по развитию познавательных способностей 1-4 класс», серию учебно-методических книг «В помощь учителю».

«Развитие познавательных способностей младших школьников»

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».

Ш.А. Амонашвили.

В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том числе и познавательной активности.

Что же такое познавательная активность? Обратимся к словарю.

« Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности».
Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития.

Существуют объективные показатели уровня познавательной активности. К ним относятся: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д.

Все это дает возможность выделить следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно-активный, исполнительно-активный и творческий. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на относительно-активный и т.д..

Учащимся с нулевым уровнем познавательной активности несвойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой учеников нужно помнить о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. В момент ответа не стоит перебивать их или задавать неожиданные каверзные вопросы.

Для учащихся с относительно-активным уровнем познавательной деятельности характерна заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приемами преподавания. Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако, при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Стратегия учителя в работе с относительно активными учащимися заключается в том, чтобы помочь им включиться в учебную деятельность. Но и поддерживать для них эмоционально-актуальную атмосферу на протяжении всего урока.

Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Они всегда выполняют домашние задания, помогают учителям, главное в них - стабильность и постоянство. Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой (непростой) темы; именно эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях (открытые уроки). Однако и у этих учащихся есть свои проблемы. Их называют “зубрилками” за усидчивость и прилежание. Кажущаяся легкость, с которой им дается учеба – результат более ранних усилий ученика: умение сосредоточиться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить всю эту цепочку. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост. Если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Основная стратегия учителя в работе с учащимися высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самоактивности в учении.

Педагогическая работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, ориентирована на специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность учащихся в целом.

Основная задача учителя, формирующего познавательный интерес:
- быть внимательным к каждому ребенку;

Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

Создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

Условия, соблюдение которых способствует развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:

Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся.

Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом.
Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса -
третье важное условие .

Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив».
Учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения, материал должен быть доступным детям. Важно, чтобы ученики поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Важно организовать дифференцированный подход к учащимся, именно он способствует раскрытию способностей каждого из них.

Метод проектов – одна из эффективных форм развития познавательных способностей

Первые проекты, которые осуществляем мы в 1 классе, были: «Моя семья», «Растительный мир. Сходства и различия», «Кто такие насекомые? (пчелы, муравьи, божьи коровки)», «Живая азбука».

«Мозговая гимнастика» 2 -3 минуты.

« Качания головой» (дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед; позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону)

«Ленивые восьмерки» Нарисуйте в воздухе восьмерки по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Зоркие глазки» Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами» Двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

«Письмо носом» Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе.

14 слайд:

Нестандартные задачи. Для решения нестандартных задач ученик должен:

Провести анализ исходных данных,

Выстроить последовательность действий,

Получить искомый результат.

Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений.

Пример:

Брат и сестра пришли в школу одновременно. Брат шел быстрее. Кто из них вышел раньше?

Порядок рассуждения:

Поскольку брат шел быстрее, а в школу они пришли одновременно, то сестра вышла раньше.

Во втором классе нас заинтересовала тема в программе литературного чтения «Детские журналы» и мы занимались проектом «Мой журнал». На уроках русского языка- «Этот занимательный русский язык!»

Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность.

ИГРЫ

Веселый счет

Развития мышления и внимания у школьников .

Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.

Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат, выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

Нелогичные парные ассоциации

В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями.

"Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации, дайте волю своему воображению. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют? Постарайтесь нарисовать как можно более яркую картинку".

Примерные пары для тренировки:

Горшок - коридор Солнце - палец
Ковер - кофе Двор - ножницы
Кольцо - лампа Котлета - песок
Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары - они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат.

Ключ к неизвестному

Детям предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства? Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Детям предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

В течение года дети принимали участие во Всероссийской олимпиаде по математике, игре-конкурсе «Русский медвежонок», «Кенгуру», в Московской онлайн-олимпиаде по математике «Олимпиада «Плюс», онлайн-олимпиаде «Русский с Пушкиным».

И хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной активности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Система занятий и упражнений по работе над развитием познавательных способностей у младших школьников обеспечивает эффективное усвоение программного материала. Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах.


ВКО Тарбагатайский район, с.Акжар

Попова Марина Ильинична

учитель начальных классов

Развитие познавательных способностей у младших школьников

Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. А ведь все это, разумеется, сказывается на развитии детей, их интересов и способностей, в первую очередь интеллектуальных. В основе развития интеллектуальных способностей лежат развитие внимания, мышления, памяти. Развитие интеллектуальных способностейУчащиеся начальных классов, то есть дети младшего школьного возраста, очень сильно отличаются друг от друга по успехам в учении - сосредоточенные и отвлекающиеся, быстросхватывающие и тугодумы. Они собрались из самых разных семей - более развитые и менее развитые, воспитанные и диковатые, заласканные и те, которым ласка не достается. Всех их роднит одинаковый возраст, некоторые общие особенности реагирования на окружающее.

Как известно, в младших классах все учебные предметы (иногда за исключением таких, как рисование, пение и физкультура) ведет один педагог, чаще всего учительница. Она изо дня в день учит и воспитывает своих питомцев, дисциплинируя и развивая их. Отношение учащихся младших классов к учительнице, очевидно, имеет и сильную, и слабую стороны и выражает собой определенный этап возрастного развития.

Такие психологические особенности, как вера в истинность всего, чему учат, подражание, доверчивая исполнительность, являются важной предпосылкой начального обучения в школе, представляет собой как бы залог обучаемости и воспитуемости. Отмеченные черты теснейшим образом связаны с другими особенностями возраста. Согласно Н.С. Лейтесу , известны свежесть, яркость, детского восприятия и чрезвычайная отзывчивость детей на окружающее. Ученики начальных классов всем существом откликаются на отдельные моменты высказываний учительницы: они очень живо реагируют на то, что является сколько-нибудь новым для них, на каждую шутку. На какой-нибудь пример из жизни. По самому незначительному, казалось бы, поводу у них возникает состояние полной заинтересованности и умственной активности. Ни один эпизод урока не оставляет их безразличными. Импульсивность детей, их склонность сразу реагировать придают занятиям стремительность и напряжение, обуславливают их насыщенность. Младшие школьники особенно реагируют на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств. Восприимчивость к образному мышлению, содержанию заметна особенно на занятиях по арифметике. Непосредственность детских реакций и ненасытная впечатлительность бывают очень заметны во внешкольной обстановке. Наряду с непосредственностью реакций выступает попутное осознавание своих впечатлений. Подражательность многих детских действий и высказываний - важный источник успехов в начальном учении. У детей данного возраста она проявляется по преимуществу во внешнем копировании, повторении воспринятого. Ученики младших классов охотно переносят в свои игры то, что сами только что узнали. Поэтому учебный материал осваивается и закрепляется не только в отведенные на это часы.

Младший школьный возраст, начальные годы собственно учения - это период впитывания, накопления знаний.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях индивидуального развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта. Познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сенситивным для:

формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

раскрытия познавательных способностей.

Также к возрастным особенностям младшего школьника необходимо отнести познавательные процессы. По мнению Алферова А.Д. , восприятие детей данного возраста отмечается остротой, своего рода любознательностью, что связано с преобладанием первой сигнальной системой. Малая дифференцированность: в начале учебы школьники неточно или ошибочно могут писать сходные по начертанию буквы. Не узнают одну и ту же геометрическую фигуру. Иначе расположенную на плоскости. Способные не детально, а в целом воспринимать предмет. Все яркое, живое, наглядное воспринимается лучше.

Отмечается слабость произвольного внимания, поэтому требуется стимулирование их деятельности поощрение, похвала. А непроизвольное внимание развивается интенсивно, устойчивость внимания небольшая. Темп работы часто теряется, наблюдается пропуски букв. Склонность к механическому запоминанию у детей младшего школьного возраста развита хорошо. Развитие идет по двум направлениям:

умственная роль словесно-логической памяти;

развивается умение управлять своей памятью.

Обычно дети данного возраста мыслят конкретными категориями, но постепенно идет осуществление перехода от познания внешней стороны предметов к их сущности.

По мере развития ребенка мышление освобождается от представлений и переходит к анализу на уровне понятий. Но все, же ученику легче пройти путь от причины к следствию, чем от следствия к причине. В этот же период развивается воссоздающее и творческое воображение. Дети склонны фантазировать, отчего младших школьников нередко считают лгунишками.

Р.С. Немов считает, для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Но не следует думать, что эти периоды для всех детей и времен определяются однозначно и не могут быть изменены в результате совершенствования методов обучения и воспитания детей. В психологии теории детского развития огромное значение имеют движущие силы развития. Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. От этих условий зависят индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.

Ведущую роль в развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей. Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе учения продолжают еще активно развиваться.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков. Но которые сами к наличию этих знаний, навыков, умений не сводятся . Иначе бы ответ у доски, удачно или неудачно выполненная контрольная работа позволили бы сделать окончательное заключение о способностях ребенка. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. С позиции рассмотрения этой проблемы А.В. Петровским , нельзя говорить о способностях ребенка к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Серьезной психологической ошибкой педагога являются скоропалительные, без серьезной проверки утверждения. Что ребенок еще не овладел необходимыми умениями и навыками, прочными знаниями, сложившимися приемами работы. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко осуществляется процесс овладения знаниями, умениями, существенно важными для данной деятельности. .

Развитие познавательных способностей связано с тем, что каждый ребенок проходит свой путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и способностей каждого ученика.

Таким образом, у младших школьников при изменении содержания и условий обучения, а также введение нового вида деятельности на уроках (игра), можно сформировать достаточно высокий уровень способностей к обобщениям и абстракциям.

Развитие самостоятельного мышления особенно актуально.


Различают общие способности (которые проявляются во многих областях знания и деятельности) и специальные, которые проявляются в какой-то одной области. Каждый человек от природы наделён общими способностями. Их развитие позволяет познавать окружающий мир, устанавливать с ним взаимодействие.


Познавательные способности. Внимание – сосредоточенность, направленность сознания на отдельные объекты. Мышление – психический процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности, высшая форма познавательной и преобразующей активности человека. Память – познавательный процесс, который состоит из запоминания, сохранения, воспроизведения и узнавания прошлого опыта. Восприятие – психический процесс познания объективного мира в виде целостного образа.




К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы уже прошли достаточно долгий путь развития. Ребёнок 6- 7 лет хорошо ориентируется в окружающем мире и много о нём знает, легко запоминает разнообразную информацию, стихи и сказки, умеет отгадывать загадки, решать задачи, может придумывать небольшие истории, высказывать своё мнение о различных событиях, умеет рисовать, лепить, конструировать и т.д.


В этот период главное значение приобретает развитие мышления. Именно оно благодаря включению ребёнка в учебную деятельность, поднимается на более высокую ступень и тем самым влечёт за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов, в первую очередь восприятия и памяти.


Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющимся основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это не означает, что ребёнок 6-7 лет не может мыслить логически: он способен сопоставлять отдельные факты, делать простейшие выводы. Однако основной формой является мышление, опирающееся на наглядность.




Анализ Мыслительное действие, которое предполагает разложение целого на части, выделение путём сравнения общего и частного, различение существенного и несущественного в предметах и явлениях Овладение анализом начинается с умения ребёнка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки


Приёмы логического анализа необходимы уже в 1 классе, без них не происходит полноценного усвоения учебного материала. Исследования показывают, что лишь незначительный процент первоклассников владеет приёмами сравнения, выделения следствия и т.д. Следовательно, именно в этом возрасте необходимо проводить работу по обучению детей приёмам мыслительной деятельности.


Внутренний план действий Это способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, т.е. действие «в уме». Развитие ВПД обеспечивает способность ориентироваться в условии задачи, выделять в нём наиболее существенное, планировать ход решения. Предусматривать и оценивать возможные варианты.


Рефлексия Это способность оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. Для развития рефлексии ребёнку надо задавать вопросы о том, что он делает, почему делает именно так. Возможно использование коллективной мыслительной деятельности, когда анализ решения задачи проводят в паре, при этом один из учеников выполняет роль контролёра, который требует объяснить каждый шаг решения.




Способность ребёнка успешно включиться в процесс школьного обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия, или сенсорного развития. Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие.


К концу дошкольного возраста ребёнок различает цвета, формы, величину предметов, их расположение в пространстве. Может правильно назвать цвета и формы предметов, верно соотнести их по величине. Умеет изобразить основные формы, раскрасить изображение в заданный цвет.




При соответствующем обучении к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие, позволяющее устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Ребёнок становится способен не только дать точное, целостное описание изображения, но и дополнить его объяснением изображённого события или явления.






У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка сведения и события его жизни. Однако не всё, что приходится запоминать первокласснику в школе является для него интересным. Поэтому эмоциональная память становится недостаточной.


В младшем школьном возрасте память ребёнка из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой. Этот возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Внимание первоклассников ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. На протяжении младшего школьного возраста увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.


Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. Но различные свойства внимания вносят неодинаковый вклад в успешность обучения: - объём внимания – математика; - точность распределения внимания – русский язык; - устойчивость внимания – чтение. Зрительная память 2005г. 2006г. 2007г высокий 40% 34% 29% средний 51% 56% 62% низкий 9% 10% 9% Слуховая память высокий 63% 57% 51% средний 32% 37% 42% низкий 5% 6% 7% Внимание высокий 54% 59% 62% средний 33% 34% 36% низкий 13% 9% 2% Мышление высокий 60% 69% 76% средний 36% 29% 22% низкий 4% 3% 2%

Вероника Ваулина
Эффективные приемы развития познавательных способностей на уроках в начальной школе

Доклад учителя начальных классов МБОУ СОШ №8 г. Вязьма Смоленской области

Ваулиной Вероники Юрьевны

на тему :

«Эффективные приемы развития познавательных способностей на уроках в начальной школе ».

Педагогические чтения : «Развитие познавательных способностей учащихся как основа достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ»

Декабрь 2015 год.

I. Критерии и цели .

II. Диагностика .

III. Практические .

познавательного

3. Мозговая гимнастика - один из видов, улучшающих показатели различных психических процессов.

4. Построение предметных картинок, схем, штриховка.

5. Логические задачи на , нестандартные задачи, частично-поисковые задачи.

“Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями твоей мысли, а не памяти”.

Л. Н. Толстой.

I. Критерии и цели развития познавательных способностей .

Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие познавательных способностей учащихся , вовлечение их в активную деятельность.

В качестве критериев выступают :

Самостоятельность мышления,

Быстрота и прочность усвоения учебного материала,

Быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,

Умение отличить существенное от несущественного,

Различный уровень аналитико-синтетической деятельности,

Критичность ума.

При этом решаются три аспекта целей :

- Познавательные цели (формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, общеучебных умений и навыков, способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации).

- Развивающие цели (развитие речи , мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать, развитие сенсорной и двигательной сферы).

Воспитательные цели (воспитание системы нравственных межличностных отношений) .

II.Диагностика познавательной сферы обучающихся начальной школы .

Проведя диагностику первоклассников, я поняла, что необходимо работать именно в этом направлении, развивать познавательные способности детей , вырабатывать у них определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычайные пути к верному решению. Для диагностики использую материалы из книги Марцинковской Татьяны Давыдовны.

III. Практические приемы развития познавательных способностей .

1. Задания, направленные на формирование положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще.

С 1 класса задания должны быть направлены на содержание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности (Слайд 4) .

2. Задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.

В силу возрастных особенностей обучающихся начальной школы на уроках целесообразно использовать в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий (Слайд 5) . На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жестких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в нее.

Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения , уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения . Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).

3. Мозговая гимнастика - один из видов, улучшающих показатели различных психических процессов (Слайд 6) .

Мозговая гимнастика для детей способствует улучшению работы мозга в целом.

Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности : увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

4. Построение предметных картинок, схем, штриховка (слайд 7) .

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Поэтому очень важно «поставить руку» , подготовить ее к работе.

С 1 класса на разных уроках ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов. На уроках письма ребята штрихуют картинки, силуэты букв. На уроках математики эта работа может быть использована при работе с задачей или геометрическими фигурами. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа , работа над словом, словосочетанием, – это и способ развития речи , и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь . Я пользуюсь этим приемом на уроках литературного чтения, уроках развития речи . На уроках окружающего мира ребята составляют схемы, таблицы, картинные планы.

5. Логические задачи на развитие аналитических способностей , нестандартные задачи, частично-поисковые задачи (Слайд 8) .

Частично-поисковая задача содержит вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания .

К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения ; усовершенствование какого-либо задания и другие.

Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других – растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему задания каждый следующий учебный год должны становится более разнообразными и трудными.

Решение нестандартных задач формирует познавательную активность , мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости , оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей у детей . Невозможно сказать, как возникает решение трудной задачи. Но ясно, что в решении велика роль происходящих в мозгу бессознательных процессов. Здесь же я буду говорить об отработке лишь элементарных приемов мышления , пользуясь тремя заповедями учителя, (по Д. Пойа) :

1. Старайся научить своих учеников догадываться;

2. Старайся научить своих учеников доказывать;

3. Пользуйся наводящими указаниями, но не старайся навязывать своего мнения насильно.

При обучении неискушенных в математике учащихся, которые привыкли решать задачи только на определенные правила, все представляет сложность.

Учащиеся не понимают, что же такое “рассуждение”, зачем вообще что-то нужно доказывать (дедуктивный аспект мышления) ;

Не видят логических проблем;

Не то, что не могут найти подход к решению, а просто не осознают, что же это такое - “идея решения” (индуктивный аспект) ;

Они (учащиеся) не привыкли рассматривать связи между задачами (ассоциативный аспект мышления) .

Для отработки элементарных навыков мышления представляется естественным выделить типы таких задач, при решении которых указанные выше аспекты применяются, так сказать, в чистом виде.

Начну с задач, служащих формированию дедуктивного аспекта мышления.

Первый тип - задачи с “естественным рассуждением”, их педагогическая роль состоит в том, чтобы приучить школьников проводить последовательную цепочку рассуждений (к чему сводится решение любой математической задачи) . На первых порах следует отбирать задачи, в которых нет сколько-либо необычных математических идей, такие, как простейшие логические и комбинаторные задачи, математические ребусы.

Второй тип - “задачи - ловушки”, в которых напрашивающийся ответ является неверным. Их роль показать необходимость доказательств (рассуждений) .

Третий тип. Следующая ступенька в развитии дедуктивного мышления связана с формально-логическим аспектом. Его можно подчеркнуть с помощью так называемых очевидных задач, в которых ответ абсолютно очевиден (и верен, но на первых порах совершенно неясно, как же его получить.

С этого момента переходим от формально-логических и дедуктивных задач к индуктивным, которые уже непосредственно связаны с поиском идеи. И наша цель – помочь детям.

Один из древних и действенных методов обучения это “метод Сократа”, т. е. диалог с аудиторией. Искусство наставника состоит в том, чтобы задавать учащимся такие вопросы, которые они должны бы задавать сами себе. Безусловно, такой вопрос можно поставить практически к любой задаче, однако желательно, чтобы он не был прямой подсказкой.

Итак, четвертый тип задач - это “задачи с внутренним вопросом”.

Перейдем теперь к вопросу о формировании ассоциативного аспекта мышления.

Как известно, интеллект человека во многом определяется числом задействованных связей между клетками его мозга. Естественно, что для развития математического мышления необходимо устанавливать связи между фактами, понятиями, задачами и т. д. Причем устойчивость возникшей связи зависит от того, насколько самостоятельно она была открыта. “Тем, что вы были вынуждены открыть сами, можете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость” (Г. Лихтенберг) . Решение задач часто возникает по ассоциации с чем-то известным, подчеркну, что не по аналогии, а “по ассоциации”.

В этой связи представляю пятый тип задач - задачи-загадки.

Именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения . Однако его результатом является не только развитие самих познавательных процессов учащихся . Усвоение обобщенных когнитивных знаний, умений и навыков (ОЗУН, рассматриваемое как один из результатов развивающей работы является средством формирования у школьников познавательно-личностных структур . И это очень важно, так как смещает акцент в школьном обучении с широко распространенного в настоящее время «интеллектуального натаскивания» учащихся на их познавательно-личностное развитие .

Список использованной литературы.

1. Марцинковской Т. Д. «Диагностика психического развития детей » .

2. Борейко Л. Н. «Нестандартные математические задачи в начальной школе ».

3. Локалова Н. П. «120 уроков психологического развития младших школьников ».

4. Захарова Р. А. Чупаха И. В. «Методика «Гимнастика мозга» .



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх