Третий спас ореховый. Завтра православный мир празднует ореховый спас. Обряд на исполнение желания

Корни праздника Ореховый Спас уходят в дохристианские времена. Приметы и традиции праздничного дня, а также ритуалы и заговоры, которые можно читать только в эту дату, найдете в этой статье.

Третий Спас - сутьи дата праздника

Август богат праздниками. На последний месяц лета приходится три Спаса - Медовый, Яблочный и Ореховый. Последний является заключительным, Третьим Спасом. Отмечается Ореховый Спас 29 августа, на следующий день после Успения и завершения Успенского поста. Согласно дате, называют еще Осенним, или Холодным Спасом.

В дохристианские времена Ореховый Спас был праздником жатвы, как Медовый и Яблочный . Созревает лесной орех, подходил к концу сбор зерна, отсюда еще одно наименование - Хлебный Спас. Это отражено в пословицах: «Третий Спас хлеба припас».

Несколько столетий назад с 29 августа начинали торговать холстами и полотном. Поэтому дату иногда именуют Холщовым Спасом. Ярмарки наполнялись новыми товарами, свободные от сбора урожая люди стремились приобрести полезные в быту вещи.

С приходом православия на русские земли к аграрному смыслу праздника добавился религиозный. Праздник урожая превратился в выражение благодарности Господу за «хлеб насущный». На Осенний Спас почитают мученика Диомида . Ему молятся о выздоровлении. Почитается Федоровская икона Божьей Матери . Перед ней молятся женщины о ладе в семье, избавлении от житейских трудностей, беременности и легких родах.

С датой Хлебного Спаса совпадает годовщина перенесения Нерукотворного образа Спасителя . С его помощью ученик Христа исцелил Авгаря. После этого мусульмане похитили образ. Века спустя императору Михаилу удалось вернуть его в Константинополь. В 13 веке икону снова украли в ходе одного из крестовых походов. Ее везли на корабле, он затонул, реликвия была утеряна навсегда.

Традиции и обряды

Православный крестьянин день начинал с молитвы, церкви, участия в водосвятии. Как и в Медовый Спас, на Хлебный принято освящать воду в колодцах. Обычно уделяют внимание тем, которые обошли стороной предыдущие водосвятия. Колодезную воду набирали про запас, она считалась целебной. Кто не успел почистить колодец 14 августа, приступал к этому сейчас. Его обходили вокруг, что символизировало завершение лета и начало осени.

Бытовых забот не избегали, это будний день , посвященный сбору зерна и орехов, выпечке, заготовке и консервации овощей и фруктов. Хлеб пекли из муки нового урожая, крошки не выбрасывали, отдавали птицам. Если удавалось закончить сбор зерна к Хлебному Спасу, серпы перевязывали последними колосками и оставляли в красном углу - на урожай в будущем году.

Несмотря на разгул лесной нечисти, отправлялись на сбор грибов и орехов. Первой приступала к поискам самая уважаемая женщина населенного пункта, после нее заходили в лес остальные. Девушки предсказывали будущее на год. Первый найденный орех окажется спелым и вкусным – ждать большой любви. Недозрелый принесет новости, гнилой - горе. С виду спелый, но горький на вкус обещает проблемы в личной жизни.

Консервированные овощи, грибы и компоты - на этом домашние заготовки не заканчиваются. Третий Спас считался подходящим временем для изготовления настоек на водке и самогоне. Особенной популярностью пользовалась настоянная на орехах, собранных в этот же день. Она хороша при простуде.

Ореховый Спас, как говорилось ранее, - торговый день, с него начинались продажи тканей. Традиционно посещали ярмарки и рынки. В конце лета пригодятся новые сельскохозяйственные инструменты взамен изношенных. Следовало подготовиться и к осенним холодам, обзавестись теплой одеждой.

Приступали к работе после службы в церкви, а после трудового дня накрывали столы и праздновали. В селах праздник с большим размахом не проходил, слишком много работы в конце лета. В городах народные гулянья были более шумными и массовыми. В некоторых регионах праздновали прямо на полях. Работающих там встречали хлебом-солью, угощали гречневой кашей, к закату приглашали за стол.

За день до Третьего Спаса заканчивается Успенский пост, запрещающий употребление мяса, рыбы и некоторых других продуктов. Поэтому застолья на хлебный праздник урожая были обильными. Основное украшение стола – каравай. Обязательно подавались блюда с орехами, в основном, выпечка и сладкая каша. Запеченые яблоки, мясные и грибные пироги, шарлотки красовались на каждом столе.

Большой популярностью пользовалась водка, настоянная на ореховых перепонках. За столом желают здоровья крепкого, словно ореховая скорлупа, благодати и благословения. Не лишним пожелать богатства.

Как и в любой другой христианский праздник, следует посетить церковь. Ниже описаны продукты, которые можно освятить на Ореховый Спас. Раздайте милостыню, угостите бедных орехами и хлебом. Молиться следует о достатке, семейных неурядицах, зачатии и легких родах, выздоровлении.

Не избегайте работы, связанной с заготовкой продуктов. Хлебный Спас - праздник урожая , поэтому заняться домашней консервацией - не грех. Можно работать в саду или огороде, печь хлеб, который должен стать главным украшением праздничного стола.

Ярмарки - одна из традиций Третьего Спаса. Стоит последовать примеру предков, покупки на Хлебный Спас приносят удачу.

Для застолья готовят выпечку с орехами и яблоками. Мед уже не является главным героем стола, как на Медовый Спас, но добавлять его никто не запрещает. Пироги с грибами, овощами и мясом уместны на трапезе. Выпечка должна стоять на первом месте - все-таки это праздник урожая. Приглашают гостей, угощают соседей - на Спас принято делиться.

Что можно святить в церкви

Орех - главный атрибут даты. Освящать можно любые орехи. В идеале - собранные лично в лесу или на приусадебном участке. Но можно святить и купленные. Орехи символизируют здоровье и благосостояние.

Нельзя обойти вниманием хлеб и другую мучную выпечку . Она должна быть изготовлена из муки нового урожая. Опять же, лучше всего святить изготовленные лично вами продукты.

Не запрещается добавлять в корзины яблоки и мед , но обычно их освящают в предыдущие Спасы. Иногда приносят в храм овощи. Мак, изюм также не будут лишними.

Воду святят практически в любой церковный праздник, и 20 августа - не исключение. Святая вода поможет от любой беды. Обычная колодезная вода, также приобретает целительные свойства.

Суеверия и приметы на Третий Спас

Обычно в православные праздники нельзя работать, но Третий Спас - время сбора урожая. Поэтому работы не избегают, занимаются консервацией продуктов на зиму и сбором плодов и зерна. Лень будет наказана жизнью в нужде на протяжении года.

Считалось, что урожая хлеба и орехов одновременно не бывает. Если много зерна - мало будет орехов, и наоборот. Больше двух лет подряд, как считали предки, обилия лесного ореха не бывает. Из ореховых веток в конце лета делают банные веники. Ими лечили самые тяжелые болезни. Но хранить такой веник нужно отдельно от остальных, чтобы не терял свойств.

Нельзя отказывать в угощении нищим, иначе придется самому просить милостыню. Не впустивший на ночлег странника рискует оказаться без крыши над головой. Нельзя ругаться и желать зла. Все плохие слова и действия вернутся к отправителю, каждый получит по заслугам за содеянное на Ореховый Спас.

Следует что-нибудь купить, хотя бы недорогую вещь. Скряга, оставивший купцов без денег в этот день, рискует целый год просидеть в нищете. За столом нужно попробовать каждое блюдо и похвалить хозяйку - целый год проживете в достатке. На каждое угощение нужно загадать желание. Если хозяйка смутится в ответ на похвалу, быть вам удачливым.

Нельзя ходить в лес без оберега. 29 августа там хозяйничает нечистая сила. Она может навести блуд - заставить потеряться «в двух соснах».

Упал орех на голову - к удаче. Богатство обещается тому, кто найдет два или три сросшихся ореха. Их нужно хранить в кошельке или кармане, подняв с земли или сорвав с дерева левой рукой. Получить мешок орехов в подарок - на счастье.

Если журавли улетели, к Покровам уже будут морозы, а весна окажется богатой на солнечные деньки. Птицы не спешат отправляться на юг - осень будет теплой, зима придет поздно, а весной будет холодно. Гроза обещает теплую осень и позднюю зиму.

Ритуалы и заговоры на Хлебный Спас

Существует поверье - ведьмы 29 августа изготавливают посохи, жезлы и волшебные палочки. Традиционный материал - орешник . Обладающие нужными навыками маги обзаводятся новыми инструментами, наполненным силой Орехового Спаса. Она же усиливает заговоры и ритуалы, основными компонентами для которых служат орехи и хлеб.

Заговор на двойной орех

Сам по себе двойной или тройной орех является денежным талисманом, привлекающим богатство. Его можно усилить заговором:

Пусть счастливый орех станет для меня оберегом,
Принесет мне удачу и денег целую телегу.

Как и советует денежная примета, храните его в кошельке или кармане - поближе к деньгам.

Ореховый приворот

Все три Спаса способствуют любовной магии . На Третий можно сделать приворот, крепкий, как грецкий орех. Сорвите один и расколите на две половинки. Съедобную часть употребите по назначению. На маленьком листе бумаги напишите ваше имя и имя возлюбленного. Положите его в орех и свяжите его половинки красной ниткой так, чтобы они держались вместе. Возьмите в руки и читайте заговор:

В одно целое две части соединила, нашу любовь скрепила.
Будет раб Божий (имя) обо мне рабе Божьей (имя) тосковать,
Обо мне одной думать и мечтать.
Наши сердца в унисон забьются,
А судьбы навсегда переплетутся.
Пусть Ореховый Спас моё желание исполнит,
Мою жизнь счастьем наполнит. Аминь.

После прочтения орех нужно закопать там, где живет любимый. Делать это надо молча, уходить домой - не оглядывясь, не вступая в разговоры.

Талисманы из орехов

Внутрь ореховой скорлупы можно положить записку с заветным желанием, перемотать половинки ниткой и носить при себе. В течении года желание исполнится. На Руси таким способом делали привороты, в Китае - привлекали удачу, Европе - ворожили на деньги. Допускается склеить половинки клеем - если записка выпадет, желание не сбудется.

Тонко истолченная скорлупа грецкого ореха привлекает деньги. Ей посыпают купюры, товары перед торговлей, рабочие инструменты. Среди современных неоязычниц популярна денежная косметика на основе соответствующих растений - мяты, базилика, ромашки . Толченая скорлупа может войти в состав скраба.

Ореховые ветки свяжите крест накрест красной ниткой и повесьте возле входной двери. Оберег закроет вход нечисти, черным колдунам и прочим сомнительным личностям.

Денежный заговор на хлеб

Наговаривают на богатство хлеб, испеченный своими руками из муки нового урожая . Делают это перед тем, как поставить его на праздничный стол в честь Хлебного Спаса. Произнести заговор нужно три раза:

Зерно в землю упало, ростком взросло, колосом зазолотилось, хлебушком оборотилось. Как в полях вволю хлеба, так и денег у меня до неба. Как хлеба растут - колосятся, так и денежки мои растут-прибавляются. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Первый кусочек должен достаться тому, кто наговаривал.

Обряд на исполнение желания

Нужно отложить кусок хлеба, отрезанный от выставленного на праздничный стол 29 августа. Наговаривать его нужно в следующую после Орехового Спаса субботу или воскресенье - не позже, чем через неделю. Если хлеб испортился, Высшие Силы не готовы исполнять загаданное желание. Встаньте на рассвете, зажгите свечу. Посолите хлеб с такими словами:

Хлебом-солью богов встречаю, свою мечту привечаю. Желаю, чтобы (описать желание одной фразой). Хлеб-соль съедаю, желаемое получаю, богов благодарю.

Съешьте соленый хлеб. Сделайте три глотка воды из полного стакана и скажите:

Как вся жизнь из воды происходит, так и мое желание из нее выйдет. Вода-водица, исполни мою мечту.

Свечу затушите, окунув в стакан с остатками воды с заговором:

Хлеб, соль и вода не подведут никогда. Хлеб, соль и вода - радость, а не беда. Как я сказала, так и будет. Аминь.

Свечу - в церковь, остатки воды - в канализацию.

Лечение детей хлебом

В дату Орехового Спаса знахарки издавна принимали больных детей. Лечили энурез, испуг, сглаз, заикание. С таким заговором следует обкатывать голову малыша куском черного хлеба:

Хлеб качу, катаю, с раба Божьего (имярек) беду сгоняю. Выкатываю, выманиваю, выганиваю все страхи, пристреки, уроки, сглазы, приглазы, завидки хвалу неискреннюю, злобу тайную. Выгоняю лихо из ручек, из ножек, из головушки, из щечек, из жилок, из прожилок, из белых кудрей, из ясных очей. Испуг, испуг, изыди! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Такой хлеб есть людям нельзя, его отдают собакам или птицам. Еще один способ лечения детских проблем не требует заговоров, достаточно знать молитву «Отче наш» наизусть. Девять раз прочитайте ее над трехлитровой банкой с теплой водой. Ребенка разденьте, поставьте в таз и облейте ей с головы до ног. В воду бросьте кусок черного хлеба на пару часов. Потом его отдайте собаке или птицам.

Третий Спас - праздник урожая и окончания лета, который с приходом православия приобрел еще и религиозный смысл. Это день, наполненный силой земли и природы. Его энергетику можно направить на лечение, обогащение или приворотное колдовство. Существует множество примет и традиций Хлебного Спаса. Соблюдающий их обретет счастье.

ЯСНА-центр поздравляет всех тех, кто считает себя русским человеком с народным и церковным праздником, который является третьим в череде августовских СПАСОВ и часто так и называется. Другие его названия связаны с традициями, идущими из глубины веков. И о тех, и о других мы сегодня подробно поговорим.

Одно из названий этого праздника- СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ . Согласно церковному преданию, когда Иисус умыл лицо водой и вытер его полотенцем, на ткани отразился его лик, исцеливший впоследствии эдесского царя. Образ (лик Иисуса) хранился в сирийском городе Эдесса. После захвата города арабами византийский император Константин Багрянородный велел выкупить образ. Праздник установлен православной церковью в честь перенесения в 944г. из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Иисуса Христа. Слово «убрус» означает холст, полотенце. На Руси Нерукотворный Образ очень почитаем и помещался на знамёнах русских войск. А икона Нерукотворного Образа - одна из наиболее распространённых икон.

С этой легендой связаны и другие народные названия этого праздника – ПОЛОТНЯНЫЙ СПАС, СПАС НА ПОЛОТНЕ, СПАС НА ХОЛСТЕ . Традиционно именно к Третьему Спасу открывались в России ярмарки, на которых торговали полотном и холстами.

Полотном называлось раньше и называется сейчас не только гладкая и плотная ткань из однородных нитей простейшего переплетения, но и любой широкий кусок материи, например, полотно знамени ; а также дорожное полотно ; полотно конвейера ; дверное полотно ; холст для написания картин тоже называется живописным полотном .

Понятно, что такие разные, на первый взгляд, предметы называются полотном по аналогии с такими его характеристиками, как тонкий, плоский, плетёный и прочие. Слово ПОЛОТНО и его старо-русская форма ПЛАТ является родоначальником целого ряда однокоренных слов, а именно: платок, полотенце, платье, плащ, плащаница, (п)латать,(за)плат(к)а, пласт, пластина, полоса, плоский, плоскость, плющить, половина, пол, половик, плетёный, плед — всё это однокоренные слова русского языка, хотя правильнее сказать — слова одного ИЗВОДА , потому что раньше буквы и их сочетания, как мы выяснили, могли читаться и произноситься по-разному, как и сейчас во многих западно-европейских языках. Кстати, на этом примере хорошо проявляется свойственная именно русскому языку связь ВСЕГО СО ВСЕМ , чем многие другие языки, в частности западноевропейские, похвастаться не могут. Как не может этим похвастаться и латынь, из которой они якобы произошли, но это уже вопросы совсем другой темы, о которой мы ещё обязательно поговорим.

Но вернёмся к ТРЕТЬЕМУ СПАСУ , чаще всего его называли — ОРЕХОВЫЙ СПАС , потому что к этому времени поспевали орехи и начинался их сбор. А ещё считалось, что урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи: «Урожай на орехи - урожай хлеба на будущий год». Отсюда ещё одно название праздника ХЛЕБНЫЙ СПАС . Но об этом чуть позже.

Дело в том, что орех – это плод растений и кустарников отдельных видов. У ореха — своё строение: скорлупа и ядро. Именно оно являются съедобной частью ореха. Именно сердцевина ореха является целью, мишенью, яблочком , как в прямом, так и в переносном смысле.

Раньше говорили, да и сейчас будет правильным сказать — «Друг не испытанный, что орех не расколотый!» или «На-тка, раскуси орешек!» А расколоть-то орех бывает ой как не просто: «Этого орешка не раскусишь» , «Туги орешки Терешке», «Не по зубам ему эти орешки» . А коли он с делом не сладит, то «достанется ему на орехи» . С орехами в русском языке связано множество выражений, описывающих решение сложных задач –«щёлкать как орехи» , «расколоть орешек знаний» и другие. Этому есть своё важное объяснение, и об этом мы тоже в дальнейшем обязательно поговорим.

А сейчас вернёмся к упомянутому ранее ещё одному названию праздника — ХЛЕБНЫЙ СПАС . Накануне его отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. А на следующий день пекли хлеб из муки нового урожая: «Третий Спас хлеба припас», «Хорош Третий Спас - зимой будем квас».

Сейчас на просторах Интернета, да и в некоторых словарях, бытует мнение, что слово ХЛЕБ - немецкое! Но это абсолютно нелогично и вот почему. На территории Европы нет степей, а это естественное место произрастания зерновых, а вот в России их превеликое множество, вот и подумайте, где это слово могло возникнуть. Первый хлеб на Земле был жидкий и его пили, приХЛЁБывая, издавая при этом специфический звук, отсюда и пошло это слово. Поэтому, если ваши дети и внуки спросят вас о происхождении слова «хлеб» , пожалуйста, не торопитесь говорить о немецком или древнегреческом происхождении этого слова. Ещё надо тщательно разбираться, а откуда пошло, например, греческое название горшка для выпечки хлеба «клибанос» . Очень уж сильно оно похоже на то самое русское слово, от которого произошло слово ХЛЕБ .

Вот такой замечательный сегодня праздник, с огромным количеством смыслов и образов, заложенных в него нашими предками. -центр и дальше будет изучать наши традиции и значения слов и знакомить наших читателей с ними. В «День знаний», первого сентября, не пропустите нашу новую статью о школе и учениках, а 22 сентября поговорим с вами об осеннем равноденствии: одной из четырёх самых главных календарных точек года. И о ключевом для русской культуры феномене — так называемом Русском Опорном Кресте.

До скорых встреч!

С наилучшими пожеланиями,

Ореховый или Хлебный Спас – народный праздник, который отмечают 29 августа на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы – это последнее, третье празднество уходящего лета, который символизирует окончание сбора урожая.

Православная церковь в этот день празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. В этот же день церковь совершает празднование икон Пресвятой Богородицы Федоровской и Порт-Артурской.

Ореховый спас

Третий Спас называют Ореховым, Хлебным и даже Холщовым. Наши предки в этот день пекли хлеб, собирали поспевшие орехи и торговали на ярмарках льняным полотном. В народе говорили: «Первый Спас - на воде стоят; - яблоки едят; Третий Спас - на зеленых горах холсты продают».

Другие названия Орехового Спаса

В последние августовские дни на Руси издревле начинался сбор диких орехов (лещины), а также выпечка хлеба из зерна нового урожая и торговля домоткаными полотнами и холстами. В связи с этим праздник также называли:

Спас на холстах,

Спас на полотне,

Холщовый спас .

Также этот день назывался Малым спасом - он считается как бы полупраздником, поскольку приходится на послепразднование очень важного в православии праздника - Успение Богородицы.

Ну, а народные называния праздника - Осенний спас и Холодный Спас - напоминают, что с окончанием августа лето, увы, уступает место осени.

Традиции и обычаи

Самая главная традиция Орехового Спаса , как и других больших религиозных праздников - посещение богослужений в церкви и молитва.

По церковной традиции в эти дни освящают орехи (лещину, грецкие орехи), хлеб и караваи из муки первого урожая.

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей.

В старину ходили такие пословицы: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки - считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Также в этот день хозяйки заготавливают лечебную ореховую настойку: перемычки грецких орехов заливают водкой и настаивают в темном месте.

Праздновали Ореховый спас уже не с таким размахом, как Яблочный и Медовый. Лето заканчивалось, начинались холода. И люди старались поскорее заготовить еду в своих амбарах.

В обед шли в церковь, чтобы осветить хлеб и пироги из нового зерна. Молились перед иконой мученика Диомида.

К вечеру крестьяне чистили целебные подземные источники, чистили колодцы. В общем, готовились к осени и зиме. А уже потом садились за стол. Подавать принято было настойку на основе грецких орехов, а также хлеб и пироги.

Ну и заканчивали день мытьем в бане. Люди делали веники из орешника, который защищал их от болезней и сглаза.

Хозяйки пекли хлеб и пироги с грибами, готовили различные блюда с добавлением орехов и угощали ими своих родных и близких. Так как Успенский пост закончился, на стол выставляли кушанья из мяса и рыбы. Но главными блюдами были:

  • свежая выпечка;
  • яблоки с медом.

Обычаи и приметы на ореховый спас

В этот день можно употреблять в пищу орехи из нового урожая, перед этим их освещают в церкви. Существует примета, что если урожай плодов орехового дерева хороший, то на следующий год будет богатый урожай ржи.

На Ореховый Спас принято сеять озимые и печь пироги из муки нового урожая.

Наши предки после утреней молитвы провожали мужчин с хлебом и солью на поле. В телегу укладывали три снопа, поверх которых помещали мешки ржи для посева. Придя на поле, мужчины отведывали гречневую кашу, а после посева, вернувшись домой, они ели кашу и пироги в кругу всей семьи.

Поговорки и приметы

  • Третий Спас хлеба припас.
  • Урожай на орехи - урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
  • «Після Успення прийшло - сонце на осінь пішло» (укр.)

Если при сборе орехов один из них упал на голову, будет неожиданная прибыль.

Как предсказать погоду на Спас?

Журавли, улетевшие до Третьего Спаса, - признак наступления заморозков до середины октября (до 14 октября, когда отмечают Покрова). Гроза в этот день предвещает теплую осень. Ее же признаком является спокойное течение реки в праздник.

Хлебный или Ореховый Спас: заговоры

В этот день нужно обязательно принести в дом немного собранных орехов. Очень хорошо, если вы сможете отыскать двойной или тройной орех – это значит, что скоро вы обязательно разбогатеете. На такой плод нужно прочитать специальный заговор:

«Пусть счастливый орех станет для меня оберегом,

Принесет мне удачу и денег целую телегу».

Храните заговоренный орешек рядом со своим кошельком. Можете его носить с собой. Он поможет привлечь в вашу жизнь деньги и значительно улучшить финансовое положение.

Существует поверье, что 29 августа каждая ведьма делала себе волшебную палочку. Материалом для её изготовления служил орешник, который в этот день наполняется особой магической силой. Простые люди на третий Спас делали себе веники из ореха для бани. Считалось, что использование этих веников поможет излечиться от разных болезней. Но сушить и хранить их нужно отдельно.

Заговор на Ореховый Спас на замужество

Девушки, у которых по каким-то причинам не получается выйти замуж, могут провести любовный ритуал. Для этого 29 августа вам нужно сорвать орех и принести его домой. Расколоть его на две половинки. Съедобную часть уберите.

«В одно целое две части соединила, нашу любовь скрепила.

Будет раб Божий (имя) обо мне рабе Божьей (имя) тосковать,

Обо мне одной думать и мечтать.

Наши сердца в унисон забьются,

А судьбы навсегда переплетутся.

Пусть Ореховый Спас моё желание исполнит,

Мою жизнь счастьем наполнит. Аминь».

После этого возьмите орех, отнесите к дому любимого и закопайте его там.

Гадание на любовь и отношение на Ореховый Спас

Сорвав орех с дерева, его нужно съесть и определить его вкус. Сладкий он предвещает удачу в любовных делах, горький – разочарование, предательство любимого человека, недоспевший орех сообщает о важной новости, а гнилой сулит неприятности.

Как загадать желание на Спас?

Есть много способов загадывания желаний на третий спас. Вот те, которыми пользуюсь я. Это очень простые гадания, но у меня сбывались предсказания, так, что я в них верю.

  1. Из собранных орехов берут в руки приглянувшийся из них по внешнему виду, задумывают желание. Затем его нужно расколоть. Вкусное, крупное ядро предвещает исполнение загаданного, пустой или гнилой орех – признак того, что ему не суждено исполниться.
  2. После загадывания желания нужно взять в руки много орехов (сколько поместится), раскинуть на столе, пересчитать их количество. Четное число будет означать скорое исполнение задуманного.
  3. На улице чертят круг радиусом 15-20 см, бросают в него 13 орехов, предварительно перемешав их в руках и загадав желание. Бросать плоды нужно не вниз, а вверх. Задуманное сбудется, если в центр круга попадет большая часть орехов (7-13). Если их меньше – желание не исполнится. Можно внимательно присмотреться на композицию из орехов в круге. Ее форма, расположение могут о чем-то рассказать гадающему, если тот подключит воображение.

Что приготовить на Третий Спас? Праздничный стол на Ореховый или Хлебный Спас

Во время застолья принято радоваться закончившейся жниве и лакомиться угощениями. Нужно попробовать все блюда праздничного стола, чтобы был достаток и здоровье.

Хлебный Спас приходится на окончание Успенского поста, в это время уже можно кушать различные блюда. Главой стола являются орехи. Третий Спас завершает августовские Спасы, в честь которых принято кушать еще яблоки, мед. Эти продукты наряду с орехами являются главными ингредиентами, из которых готовят праздничные угощения.

Не стоит игнорировать и мясные блюда. Их можно усовершенствовать, добавляя в них орехи, фрукты.

В этот день на столе обязательно должен быть хлеб, испеченный из новой муки. Угощаются и угощают гостей не только в доме. Можно выйти на улицу, раздать соседям и прохожим приготовленные блюда.

Рецепт на Ореховый Спас - Печенье с орехами и медом

Вариант быстрой выпечки - невесомые медово-арахисовые «улитки» из покупного теста. Если не придерживаться точного списка ингредиентов, идеальное во всех отношениях тесто для штруделя заменяют слоеным, слоено-дрожжевым, арахис - фундуком, грецким или миндалем, цветочный мед - сахаром, а от придающего глянец желтка и вовсе отказываются.

Ингредиенты

  • тесто-полуфабрикат для штруделя - 200 г;
  • арахис - 100 г;
  • мед - 50 г;
  • яйца - 1 шт.

Как приготовить

  1. Орехи предварительно прогреваем на сухой сковороде - держим пару минут при высокой температуре, снимаем шелуху и даем раскрыться аромату.
  2. Измельчаем арахис, прокатав обычной скалкой вручную, или в чаше блендера.
  3. Арахисовую крошку смешиваем с медом любого сорта - начинка для выпечки готова!
  4. Так как у нас «живое» тесто, не подвергшееся заморозке, сразу разворачиваем рулон, покрываем равномерным слоем сладкой начинки из арахиса и меда - снова скручиваем пласт.
  5. Разрезаем «сверток» заготовками шириной около 2 см.
  6. Выкладываем будущие «улитки» срезом вверх/вниз на пергамент - соблюдаем небольшую дистанцию. Разбавленным с водой или молоком яичным желтком смазываем «шайбы» и ставим в уже прогретую до максимума духовку. Выпекаем при температуре 180 градусов примерно 20 минут.
  7. Свежеиспеченные «улитки» остужаем на решетке и перед подачей слегка «припудриваем».
  8. Домашние медово-арахисовые «улитки» одинаков хороши как с кофе, чаем, так и молоком или ягодным морсом!

Ореховый Спас - народное название христианского праздника Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из сирийской Едессы в Константинополь в 944 году. Светлый образ Иисуса был создан при Его жизни Им Самим накануне окончания Его земной жизни.

Этот праздник отмечают 29 сентября, на второй день после Успения Богородицы.

Как выглядел Спаситель при жизни

Ни в одном христианском документе, будь то 27 посланий Нового Завета или сотни неканонических книг доподлинно не описывают, как выглядел Иисус в образе человека.

Не дают на этот вопрос ответ и Евангелисты Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Оставленные историками и философами поздних лет описания внешности Спасителя настолько противоречивы, что кажется, что они описывали разных людей.

Доподлинно не известно как выглядел Иисус Христос

По человеческим понятиям Иисус должен был отличаться от обычных людей Своей внешностью, но почему тогда фарисеи заплатили 30 сребреников Иуде Искариоту за то, чтобы он указал на Учителя? Значит, у Спасителя была ординарная внешность, помогающая Ему затеряться в толпе. Туринская плащаница дала человечеству посмертное изображение Спасителя, по которому трудно представить, как выглядел Иисус при земной жизни.

Первое, прижизненное описание Христа, было сделано проконсулом Палестины Лентулой, давшему описание портрета Иисуса в послании римскому цезарю Тиберию.

Интересно! По словам проконсула, у Иисуса было прекрасное, благородное лицо, гармоничное тело. Его волосы отливали цветом спелого ореха, а лицо излучало силу и спокойствие, голубые глаза всегда оставались серьезными. Он был медлителен в разговоре, всегда спокоен и уравновешен.

Однако, это послание поставили под сомнение, ибо проконсула с таким именем историки не нашли в окружении Тиберия.

Рисунки того времени изображали Спасителя то римским гражданином в красивой одежде, с короткими волосами и выбритым лицом, то греком, то иудеем.

История появления Нерукотворного Образа Иисуса

Исцеление Авгаря

По преданию правитель сирийского города Едесса Авгарь заболел проказой. Больные с этим заболеванием обязаны были жить в лепрозории, но сила власти спасла от позора властелина.

По всему восточному побережью ширилась молва о чудодейственных исцелениях, дарованных Иисусом, узнал о Нем и Авгарь. Сирийский правитель по благоволению Божьему сразу уверовал в Иисуса, как в обещанного Богом Мессию и отправил к нему гонца с просьбой об исцелении. Этим посланником был придворный живописец Анания, которому было велено запечатлеть на холсте Божественный Лик Спасителя.

О других иконах Христа:

Послушный гонец добрался до Иерусалима, нашел Иисуса, но подойти к Учителю близко не мог из-за постоянного скопления людей вокруг Него. Находчивый живописец стал на высокий камень, пытаясь сделать зарисовки.

Сирийский правитель Абгар получил «нерукотворное» изображение Иисуса Христа

Христос заметил посланника, подозвал Анания и Сам передал для Авгаря записку, в которой говорилось о том, что скоро больного посетит один из апостолов и принесет исцеление.

Спаситель знал, что в скором времени Его ждет страшная смерть, распятие и воскрешение. На просьбу сделать портрет Иисус ответил согласием, Учитель попросил дать Ему кусок холста или убрус и воду. Умывшись, Спаситель промокнул светлый Лик холстом, оставив на нем Свой Нерукотворный Образ, и передал художнику отпечаток Своего лица. Отсюда третий Спас еще называют Спасом на холсте.

Святой убрус и послание Христа живописец доставил правителю Авгарю, который практически полностью исцелился от одного прикосновения к посланию Христа. В скором времени Сирию посетил апостол Фаддей, входящий в число 70-ти учеников, по молитве исцеления которого проказа навсегда покинула правителя Сирии.

Важно! Апостол крестил правителя и все население Едессы, после чего на Нерукотворном Образе оставил надпись, гласящую о том, что никто не постыдится, уповая на Господа Иисуса Христа.

Благочестивый Авгарь украсил холст и повесил святыню над главными воротами города. На протяжении многих лет каждый входящий в Едессу поклонялся Нерукотворному Образу, пока правнук Авгаря не стал идолопоклонником.

Великая сила святыни

Еретик приказал уничтожить Святой Лик, но Господь во сне явился епископу Едессы и приказал скрыть святыню от глаз людских. Темной ночью священник пробрался к Святому Лику, зажег перед святыней лампадку и заложил глиняными досками и кирпичами. Шли столетия и о Святом Лике забыли.

Шел 545 год. Персы под предводительством царя Хозроя осадили Едессу. Когда город готовился к сдаче своих позиций, на помощь жителям пришла сама Дева Мария, явившаяся едесскому епископу. Епископ Евлавий услышал Пресвятую Богоматерь , велевшую достать Святой Лик для спасения города. Каково же было удивление Евлавия, когда епископ увидел несгораемую лампадку, святыню и еще один нерукотворный Образ, отпечатанный на глиняной доске.

Персы зажгли вокруг Едессы большие костры, пытаясь сжечь город. Жители осажденной крепости совершили крестный ход вокруг города, неся перед собой святыни. Во время крестного хода, по мере приближения Нерукотворного Образа к пожарам, огонь исчезал сам по себе. Это явление настолько впечатлило персидское войско, что царь Хозрой приказал отступить.

Слава о Нерукотворном Образе быстро распространилась по всему Востоку, поэтому арабы, завоевавшие Едессу в 630 году, не препятствовали поклонению святыне. До 944 года христианская реликвия пребывала в городе Сарацинов.

Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа

Греческий император Константин за огромную сумму уговорил эмира города продать ему святыню, заплатив серебром, личным золотом и отпустив 200 знатных сарацин, находящихся в плену у греков.

Большие почести сопровождали крестный ход, вышедший навстречу Нерукотворному Образу в Константинополе, после чего святыня хранилась в храме Пресвятой Богородицы.

Предания о дальнейшей судьбе святыни

Куда же делась великая святыня? Есть несколько версий ее исчезновения и существования.

По одному преданию, Нерукотворный Образ был похищен крестоносцами в XIII веке и утонул вместе с кораблем в Мраморном море. Другие источники утверждают, что в середине XIV века святыню передали в монастырь Св. Варфоломея, находящийся в Генуе, где она хранится втайне и поныне.

Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа

Русские христиане издавна чтили Святой Образ, помещая Нерукотворное изображение на знаменах своих войск.

Важно! Русская православная церковь придерживается благочестивого обычая, чтобы каждый верующий при входе в храм читал тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Ссбе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.

Глас 2: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

По народным приметам богатый ореховый урожай гарантировал хлебный следующий год.

В это же время вязали последние хлебные снопы, отсюда третье название - Спас Хлебный, после него можно было сеять рожь на зиму.

Ореховый Спас - последний из трех Спасов, заключительный аккорд в благодарении Богу за дарованный урожай орехов, хлеба, яблок, меда и мака.

Видео о Третьем Спасе – хлебном, ореховом

Публикации раздела Традиции

Три Спаса августа: мед, яблоки, хлеб

«Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве - от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника - в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа - своя история и даже свои праздничные угощения к столу. В традициях этих праздников разбиралась Наталья Летникова.

14 августа - Медовый Спас, или Спас на воде

Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей - засухи и пожаров.

На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.

Еще одно название праздника 14 августа - Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.

Владимирская Богоматерь (1514)

Князь Андрей Боголюбский (1885-1896)

А что народ?

В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора - «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.

Традиционное угощение для Медового Спаса - выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.

Главный напиток Медового Спаса - питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

19 августа - Яблочный Спас, или Спас на горе

Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.

В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды - своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

Б. М. Кустодиев. Яблоневый сад. (1918)

Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

Как праздновали первые осенины

Яблочный Спас - как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки - главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», - утверждали в народе.

29 августа - Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах

В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного - в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно - написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.

В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома - самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди - длинные зимние вечера.

М. Стахович. Дожинки (1821)

А. Ковальский-Веруш. Дожинки (1910)

«Третий Спас - хлеба припас»

День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас - время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.

Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас - зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх