Устойчивое и изменчивое в жанровой структуре басни. Басня как литературный жанр и её характерные признаки. От античности до наших дней

Знакомство человека с басней происходит в школе. Именно здесь мы впервые начинаем понимать ее глубокий смысл, делать первые выводы из прочитанного и пытаемся поступать правильно, хотя и не всегда это выходит. Сегодня мы попытаемся разобраться с тем, что это такое, и выяснить, какова форма речи басни.

Что такое басня

Перед тем как выяснить, какова форма речи басни, разберемся, что это такое. Басней называют сказку небольших размеров, написанную в нравоучительной манере. Ее действующими лицами являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. Может иметь стихотворную форму или быть написанной в прозе.

Басня - это какая форма речи? Об этом мы узнаем позже, а сейчас поговорим о ее структуре. Басня состоит из двух частей - повествования и вывода, коим считается конкретный совет, правило или указание, "прикрепленное" к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей сказки. Но как бы читатель ни старался увидеть вывод в отдельно написанной строке, он этого не сможет сделать, так как он прописан в скрытой форме, как само собой разумеющийся в связи с приведенными событиями и разговорами. Поэтому на вопрос: - можно ответить, что это с обоснованным и поучительным выводом.

Форма речи басни

Продолжая изучать этот остановимся на следующем вопросе. Какова же форма речи басни? Чаще всего авторы произведения обращаются к аллегории и прямой речи. Но также встречаются и произведения в жанре дидактической поэзии, в коротком повествовательном виде. Но обязательно это произведение, сюжетно законченное и подлежащее аллегорическому истолкованию. Обязательно присутствует мораль, которая завуалирована.

Самобытна басни Крылова. Русский литератор, конечно же, опирался на работы своих предшественников - Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако он не старался подражать их произведениям, переводить их, а создавал свои оригинальные басни. Как правило, использовал он прямую речь и аллегорию, диалоги.

Известные баснописцы

Басня пришла к нам еще из времен Древней Греции. Отсюда нам известны такие имена, как Эзоп (самый великий автор древности), второй по величине баснописец - Федр. Он был автором не только своих собственных сочинений, но и занимался переводами и переделками эзоповских произведений. В Древнем Риме о том, что такое басня, было известно Авиану и Неккаму. В Средневековье написанием сказок с поучительным выводом занимались такие авторы, как Штейнгевель, Ник Пергамен, Б. Папроцкий, и многие другие авторы. Прославился произведениями в данном жанре и Жан Лафонтен (семнадцатый век).

Басня в русской литературе

В 15-16 столетиях в России успех имели те басни, которые пришли с Востока через Византию. Хотя и до этого времени у читателей уже сложилось кое-какое мнение по поводу того, что это такое. Немного позже люди уже начали изучать произведения Эзопа, а в 1731 году Кантемир даже написал шесть басен. Правда, в этом он заметно подражал работам древнегреческого автора, но все же произведения Кантемира можно считать русскими.

Хемницер, Сумароков, Тредиаковский, Дмитриев усердно трудились над созданием своих собственных и переводами иностранных басен. В советское время особую популярность имели работы Демьяна Бедного, Михалкова, Глибова.

Ну а самым известным русским баснописцем был и остается Иван Андреевич Крылов. Расцвет его творчества пришелся на рубеж восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Героями произведений чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев - мужество, гусь - глупость, сова - мудрость, заяц - трусливость, и так далее. Самобытные, гениальные и совершенные басни Крылова переведены на многие европейские и восточные языки. Сам баснописец внес весомую лепту в развитие этого жанра и литературы в целом в России. Наверное, потому его скульптура среди прочих выдающихся личностей заняла свое место на памятнике «Тысячелетие России» в древнейшем городе - Великом Новгороде.

Подведем итог

Итак, мы разобрались с басня, как она произошла, где жили и как назывались творцы этого жанра. Мы выяснили, кем были лучшие в мире баснописцы, и изучили особенности их произведений. А еще мы знаем, какова структура этого литературного шедевра и чему она учит. Теперь читатель знает, что говорить, получив задание: "Раскрой понятие басни". Форма речи и особенный язык этих произведений никого не оставят равнодушным.

В презентации представлена информация о баснях как особом жанре литературы. Даётя структура басен, их особенности и алгаритм работы над басней.В начальной школе изучаются басни И.А.Крылова, поэтому адаптированная информация иллюстрируется на их примере.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Басня - это небольшое произведение, написанное в нравоучительной манере стихами или прозой. Действующими лицами басен являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. В баснях высмеиваются разные пороки (недостатки) людей – хитрость, жадность, глупость, лень и другие.

конкретный совет, правило или указание, "прикрепленное" к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей басни. Басня состоит из двух частей. ПОВЕСТВОВАНИЕ МОРАЛЬ (вывод)

НРАВОУЧЕНИЕ (МОРАЛЬ) в басне - это её основа, в этом и состоит ее главное назначение. одно событие из жизни героя, непродолжительное время действия, всего лишь два-три персонажа В БАСНЕ ИЗОБРАЖАЕТСЯ

Хоть о животных он писал В своих произведеньях, Но в баснях всякий узнавал Друзей изображенье. Иван Андреевич Крылов - в еликий русский баснописец. Он написал ровно 200 басен и сам объединил их в 9 книг. Героями его басен чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев – мужество, гусь – глупость, сова – мудрость, заяц – трусливость, и так далее.

Писать басни Иван Андреевич начал в 37 лет и подписывался « НАВИ ВОЛЫРК ».

Определите задачу чтения. Выберите тон чтения: - речи героев - морали - пояснений автора. Подчеркните интонацией ироничное отношение к героям басни. Алгоритм чтения басни:

Презентацию подготовлена учителем начальных классов Черчес Еленой Николаевной. /ГБОУ школа № 1959 «Дети мира» ЮВАО г.Москва/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанры детской художественной литературы. Басня. И.А.Крылов "Ворона и лисица"

Цель: обобщение знаний о творчестве И.А. Крылова, совершенствование навыков выразительного чтения; развитие критичности мышления учащихся, умения делать выводы; развитие творческого вообра...

На основе изучения взглядов различных учёных, публицистов и баснописцев: А. Д. Кантемира (1708-1744), М. В. Ломоносова (1711-1765), Лессинга(1729-1781), Г. Р. Державина (1743-1816), И. А. Крылова (1769-1844), А. Е. Измайлов (1779 - 1831), В. А. Жуковского (1783 - 1852),

В. Г. Белинского (1811-1848), А. А. Потебни (1835-1891), Демьяна Бедного (1883-1945), Л. С. Выготского (1896 - 1934), А. С. Бушмина (1910 - 1983),

С. В. Михалкова (1913-2009), П. А. Гринцера (1928-2009) М. Л. Гаспарова (1935-2005), Е. Т. Гайдара (1956-2009) - мы пришли к выводу, что басня – это малый повествовательный (эпический) жанр, в котором в основном используются приёмы олицетворения, аллегории, диалог и образный параллелизм. Как правило, басня – это короткий рассказ в стихах или прозе, в котором аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения, высмеиваются пороки людей. Часто басня носит оттенок комедийности (сатира), однако помимо него существует так же морализаторская (философская) и дидактическая составляющие. В начале басни бывает вступление, подготавливающее читателя к дальнейшему изложению; в конце – краткое резюме, раскрывающее замысел басни (мораль). Персонажами басни могут быть как одушевлённые (животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, реже – люди), так и не одушевлённые предметы (предметы быта). В основе структуры басни лежит развёрнутое сравнение. [ 2; 71]

В XIX веке основное расхождение во взглядах на басню наблюдается в статьях В. А. Жуковского «О басне и баснях Крылова» и В. Г. Белинского «Басни Ивана Крылова» . Мнения литературоведов различаются как в оценке творчества И. А. Крылова, так и в определении самого басенного жанра и истории происхождения басни.

В.А. Жуковский в статье «О басне и баснях Крылова» рассматривает вопрос происхождения басни так: «Что же касается до изобретения, то басня, кажется нам, принадлежит не одному народу в особенности, а всем вообще, равно как и все другие роды поэзии. Вероятно, что прежде она была собственностью не стихотворца, а оратора и философа. И оратор и философ, рассуждая о предметах политики и нравственности, употребляли для большей ясности сравнения и примеры, заимствованные из общежития или природы. В истории басни можно заметить три главные эпохи: первая, когда она была не иное что, как простой риторический способ, пример, сравнение; вторая, когда получила бытие отдельное и сделалась одним из действительнейших способов предложения моральной истины для оратора или философа нравственного, - таковы басни, известные нам под именем Эзоповых, Федровы и в наше время Лессинговы; третья, когда из области красноречия перешла она в область поэзии, то есть получила ту форму, которой обязана в наше время Лафонтену и его подражателям, а в древности Горацию.» [ 14 ; 412. ]



В отличие от него, В. Г. Белинский в статье «О баснях Ивана Крылова» пишет, что басня произошла из поговорки и даёт следующий прогноз развитию жанра: « Самые поговорки и пословицы народные, в этом смысле, суть поэзия или, лучше сказать,- начало, первый исходный пункт поэзии; а басня, в отношении к поговоркам и пословицам, есть высший род, высшая поэзия, или поэзия народных поговорок и пословиц, дошедшая до крайнего своего развития, дальше которого она идти не может.» [ 2; 71.]

Сравнивая басни Крылова и Лафонтена, оба автора дают разные оценки их творчеству. В. А. Жуковский пишет следующие строки на эту тему: «Крылов, напротив, занял у Лафонтена (в большей части басен своих) и вымысел и рассказ: следственно, может иметь право на имя автора оригинального по одному только искусству присваивать себе чужие мысли, чужие чувства и чужой гений. Не опасаясь никакого возражения, мы позволяем себе утверждать решительно, что подражатель-стихотворец может быть автором оригинальным, хотя бы он не написал и ничего собственного. Переводчик в прозе есть раб; переводчик в стихах - соперник.»

А В. Г. Белинский, сопоставляя всё тех же баснописцев, считает следующее: «Во времена псевдоклассицизма басню почитали одним из важнейших родов поэзии и Лафонтена ставили ничуть не ниже Гомера. Но басни Крылова, кроме поэзии, имеют еще другое достоинство, которое, вместе с первым, заставляет забыть, что они - басни, и делает его великим русским поэтом: мы говорим о народности его басен Хотя он и брал содержание некоторых своих басен из Лафонтена, но переводчиком его назвать нельзя: его исключительно русская натура все перерабатывала в русские формы и все проводила через русский дух.»

В. А. Жуковский в своей статье «О баснях и о баснях Крылова» определяет цель басни так: «Цель сего рассказа - впечатление в уме какой-нибудь нравственной истины, заимствуемой из общежития и, следовательно, более или менее полезной».

Автор статьи считает главным предметом действия басни – человеческую душу, чувства: «Отвлеченная истина, предлагаемая простым и вообще для редких приятным языком философа-моралиста, действуя на одни способности умственные, оставляет в душе человеческой один только легкий и слишком скоро исчезающий след. Та же самая истина, представленная в Действии и, следовательно, пробуждающая в нас и чувство и воображение, принимает в глазах наших образ вещественный, запечатлевается в рассудке сильнее и должна сохраниться в нем долее.» [ 3 ]

Однако В. Г. Белинский в своей статье «Басни Ивана Крылова» высказывает совершенно противоположенную точку зрения: «Басня есть поэзия рассудка». Приводя в пример басни И.А.Крылова, критик пишет: «А между тем во всем явное преобладание рассудка и практического ума, которого поэзия в том и состоит, чтобы рассыпаться лучами остроумия, сверкать фейерверочным огнем шутки и насмешки» [ 11 ; 79 ]

И в XX веке литературоведы изучают жанр басни, потому что в это время начинается «дробление» басенного жанра. Учёные ищут в старинном жанре новые, неизвестные ранее составляющие, появляются новые классификации. Так, например, литературовед Гаспаров в своей статье «Античная басня» приводит своё пояснение того, что такое литературная басня: «Это художественные поэтические обработки традиционных фольклорных сюжетов. Римский поэт I в. н.э. Федр и греческий поэт II в. н.э. Бабрий - два классика античной литературной басни. Собственно, к их именам сводится вся история басни как самостоятельного литературного жанра. Настоящее издание освещает историю становления жанра басни; жизнь и сочинения античных баснописцев; язык, стих, стиль; образы и мотивы, традиции и тенденции жанра, его эмоциональное и идейное содержание; рассказывает о традиции позднеантичной и средневековой басни »

А литературовед Крючков в своей статье «О критике басен Выготского» определяет различия между басней поэтической и прозаической, о которых в своих статьях упоминали вышеуказанные критики. Крючков пишет: «Прежде всего, ученый точно определяет предмет своего исследования – басню поэтическую в отличие от басни прозаической и утверждает: «исторические пути развития басни раскололись надвое». Басня поэтическая создана по законам поэзии, прозаическая – по законам логики, риторики.»

Современные журналисты и учёные не забывают про жанр басни, хотя и считают его устаревшим, как, например, журналистка Яна Доля в газете «Честное слово»: «Жанр басни кажется сегодня настолько устаревшим, что даже в методических пособиях для учителей дают советы, как не отпугнуть баснями ребенка в школе. Перемена ценностей в обществе, естественно, отразилась и на восприятии морали со страниц книг. Пороки, высмеиваемые когда-то дедушкой Крыловым, современной молодежью возводятся в ранг добродетели. Единственным неоспоримым достоинством басни был и остается ее особый поэтический мир» Подчёркивая в своей статье, что жанр басни «закостенел», журналистка, тем не менее приводит несколько примеров современных басен, получивших своё очаговое развитие на просторах России. Однако после приведения некоторых таких «побасенок» журналистка отмечает, что не все из найденных ею современных басен пристойны, многие отличаются отсутствием логики и некорректностью.

1.2. История развития жанра басни.

Прежде, чем стать самостоятельным жанром, басня прошла стадии притчи или поучительного примера, а потом фольклорную стадию.

В своей статье «Басни Эзопа» М. Л. Гаспаров подробно рассматривает период отделения басни в самостоятельный жанр:

«Когда первобытный человек впервые почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. Изначально у него было два вопроса: теоретический и практический. Теоретический вопрос состоял в том, как устроен мир. И ответом на него стал миф. Практический вопрос состоял в том, как человек должен вести себя в этом мире. И ответом на него стали басня, пословицы, поговорки, поучительные сентенции. Она была (наряду с мифом) одной из древнейших форм мышления и одним из древнейших жанров словесного искусства. Зачатком басни являлся пример - простейшая форма аргументации в обычной жизни. Примеры делились на условные и действительные. Из первых впоследствии развивалась парабола.

С развитием человеческого сознания развивается и способность мышления к обобщению. То есть от умозаключений "от частного к частному" человек переходит к умозаключениям на уровне "от частного к общему", а от него - и к "от общего к частному". Появление типического в индивидуальном и превращает пример из явления бытовой речи в явление художественной речи. Пример становится басней.» [ 10 ]

Подробно историю басни в период древнегреческой и древнеиндийской литературы рассматривает филолог П.А. Гринцер в своей статье «К вопросу о соотношении древнегреческих и древнеиндийских басен» . Гринцер отмечает в своей работе таких авторов, как Софокл, Гесиод, Геродот, Эсхил, Аристофан, Протагор, Диоген, Ксенофонт и Платон. Все эти философы и ораторы, используя басню, как пример, доказательство истины, переводят басенный жанр в литературу учебную и литературу популярную, главными функциями которой являются донесение истин и поучений до детей и низовой публики, то есть жанр басни получает дидактическую функцию. Басня переходит на данном этапе из устной в литературную, появляются первые басенные сборники для нужд преподавания. Начинают переиздаваться Эзоповские сборники. Отличным примером таких кратких прозаических басен является Эзоповская басня «Черепаха и орёл» . [ 10 ]

Черепаха попросила орла научить ее летать. И хотя он убеждал ее, что это не соответствует ее природе, она еще больше настаивала на своей просьбе. И вот он взял ее в когти, поднял вверх, а затем отпустил. И черепаха, упав на камни, разбилась.

Басня показывает, что многие из тех, кто спорит и не слушается более мудрых, вредят самим себе.

Фабула этой басни проста и понятна, в конце басни есть чёткая мораль, наставляющая читателя прислушиваться к мудрым советам. На примере подобной басни древнегреческие ораторы доказывали истину, которая впоследствии стала неразрывно связанной составляющей басни – моралью.

На рубеже нашей эры начинается период становления литературной басни. В литературе Римской империи наметились два противоположные направления в развитии басенного жанра: плебейское, моралистическое направление Федра (басня-сатира) и аристократическое, эстетское направление Бабрия (басня-сказка). Так басенный жанр приобретает сатирические функции.

В Средние Века басни подвергались многочисленным редакциям, басни приобретают обширное религиозное содержание, особенно усиливается морализаторская басенная функция.

В эпоху Возрождения распространяющееся знание греческого языка открыло европейскому читателю доступ к первоисточнику - к греческим басням Эзопа. С 1479 г., когда итальянский гуманист Аккурсий выпустил первое печатное издание басен Эзопа, начинается развитие новоевропейской басни.

Таким образом, в Европе басенный жанр формируется из примера, проходя фольклорную стадию. Затем басня становится литературной, приобретая морализаторские, дидактические и сатирические функции. В итоге истории басни на западе, она становится новоевропейской.

Как утверждают авторы, редакторы и рецензенты четвёртого тома «Литературы конца XIX- начала XX» , всех баснописцев 18–19 вв. затмил И.А.Крылов (1768–1844). Басни Крылова написаны ярким и метким народным языком, пленяют своей образностью и неожиданностью. Несмотря на то, что Крылов переводил Эзопа и Лафонтена, большая часть его произведений совершенно оригинальна. Образы крыловских басен оказались настолько популярны, что многие из них давно уже превратились в нарицательные понятия. Некоторые из его басен были написаны по тому или иному поводу, связаны с конкретным политическим или общественным событием, однако давно уже вышли за рамки произведений «на злобу дня». [ 1 ; 205 ]

В XIX веке басня была не только жива, но и очень востребована.

Стоит отметить человека, внёсшего наибольший вклад в развитее литературы XX века, в том числе и басенной - Сергея Владимировича Михалкова - литератора, писателя, поэта, баснописца, драматурга, военного корреспондента во время Великой Отечественной войны. За свою жизнь поэт написал более 200 басен.

Определив на основе рассмотренных в ходе работы статей критиков, что такое басня как жанр, а также, откуда произошла басня и какое развитие получила как в мире, так и конкретно в Украине, можно сделать следующие выводы:

1) В своём развитии басня проходила следующие стадии:

Поучительный пример (притча), фольклорная стадия (устная басня), литературная басня (дидактическая для детей и популярная для необразованных граждан), далее она разделялась на плебейскую (басня-сатира) и аристократическую (басня-сказка), с течением времени она побывала как новоевропейской, так и животной.

2) Начиная со времени появления жанра басни в Украине и вплоть до сегодняшнего дня, мнения критиков относительно происхождения этого жанра и его особенностей неоднозначны. Литературоведы соглашаются друг с другом лишь в отношении общих и базисных басенных характеристик. А различные мнения о делении басни и её основных функциях существуют и по сей день.

Пособие предназначено для студентов отделения "Русский язык и литература в межнациональном общении" филологического факультета Казанского университета. Оно включает в себя программу курса, список литературы, методические рекомендации для самостоятельной работы, тематику практических занятий, вопросы для подготовки к зачету и экзамену.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

42 Батюшков и Жуковский. Батюшков и Пушкин. Задания для самостоятельной работы: 1. Проанализировать письменно одно из стихотворений К.Н.Батюшкова: “Весе- лый час”, “К Дашкову”, “Тень друга”, “Таврида”, “Умирающий Тасс”. 2. Провести сопоставительный анализ стихотворений: К.Н.Батюшкова “Мои пе- наты” и А.С.Пушкина “Городок”. 3. Подобрать материалы для работы над темой “Изобразительно- выразительные средства в поэзии К.Н.Батюшкова” (5-10 примеров). Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 2. Тема 4. Тема “человек и судьба” в лирике русских романтиков (на материале творчества В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, Е.А.Боратынского) Человек и действительность в лирике русских романтиков. Романтиче- ский конфликт и особенности его воплощения в русской лирике начала XIX в. Лирический герой в поэзии В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, Е.А.Бора- тынского (сходство и различие). Пространство и время в поэзии русских романтиков. Анализ лирических произведений. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 1, 2, 6. Тема 5. Античность в творчестве русских романтиков Античные сюжеты и мотивы в художественном мире поэтов-романтиков (на материале лирики В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, Е.А.Боратынского, А.А.Дельвига, поэтов-декабристов). Образы античной культуры и их функции в творчестве русских романтиков. Наследие античности и романтическое мироощущение В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова и других поэтов первой трети XIX в. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 1, 2,3, 6. Тема 6. Басни И.А.Крылова Басня как литературный жанр, ее основные жанровые характеристики. Устойчивое и изменчивое в жанровой структуре басни. Принципы отображения действительности в баснях Крылова. Круг охва- тываемых явлений. Представленная в басне ситуация и идея произведения. Явление действительности и его художественный облик. Особенности выражения авторской позиции. Персонаж - рассказчик - ав- тор. Мораль и сюжет в баснях Крылова. Сатира и ирония. Изобразительные и выразительные возможности ритмического рисунка в баснях И.А.Крылова. Басни Крылова как выражение национального самосознания в ситуации войн с Наполеоном. Национально-историческое и общечеловеческое в них. Вопрос о соответствии исторического факта и басенной ситуации в творчестве Крылова. Демократизм басен Крылова. Крестьянский мир в них. Социально-мировоз- зренческий облик басенного рассказчика. Ориентация на живую народную речь. Задания для самостоятельной работы: 1. Написать реферат глав книги Л.С.Выгодского “Психология искусства”, по- священных анализу басен И.А.Крылова (“Анализ басни”, “Тонкий яд. Синтез”). 43 2. Проанализировать одну из басен И.А.Крылова в сопоставлении с басня- ми поэтов-предшественников: “Ворона и Лисица” – с басней А.П.Сумарокова; “Дуб и Трость” - с басней И.И.Дмитриева; “Два голубя” – с басней И.И.Дмитри- ева; “Стрекоза и Муравей” – с басней “Стрекоза” И.И.Хемницера. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 5. Тема 7. Художественная структура комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” Жанровая специфика пьесы; элементы социально-психологической, са- тирической, нравоописательной, философской и др. комедии. Проблематика и система образов комедии. Развитие сюжета, его основ- ные этапы. Характер динамики сюжета. Гончаров о сюжетной специфике ко- медии. Проблема финала. Особенности развития комедийной интриги. Автор и герой. Чацкий в системе образов комедии. Характеры движущиеся и статические, их место в системе образов коме- дии, роль в формировании и развитии конфликта. Художественный метод пьесы. Традиции классицизма и сентиментализ- ма в “Горе от ума”. Художественное значение “единств”. Принципы типизации. Особенности языка комедии. “Вольный” стих, его характер; динамика сти- ха, ее связь с динамикой сюжета. Словесные портреты, эпиграмматические характеристики, гражданская патетика, лиризм, просторечие. Функции моно- логов и диалогов. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить и обосновать анализ конкретных сюжетных линий комедии, дать характеристику персонажей, выявить формы выражения авторской позиции. 2. Законспектировать статью Гончарова “Мильон терзаний”, выписать отзывы А.С.Пушкина, В.Г.Белинского, А.И.Герцена о комедии, прокомментировать их. 3. Написать реферат одной из книг (по выбору): М.О.Гершензон “Грибоедовская Москва” (М., 1989); Н.К.Пиксанов “Творческая история “Горя от ума” (М., 1971); М.В.Нечкина “Грибоедов и декабристы” (М., 1977). Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 4. Тема 8. Две “Осени” в русской литературе: Е.А.Боратынский и А.С.Пушкин Философское осмысление закономерностей круговорота бытия в стихо- творениях поэтов. Связь человека и природы в художественном мире стихо- творений. Национальная специфика пейзажа. Поэтическая философия Е.А.Боратынского и А.С.Пушкина. Пушкинская концепция поэтического вдохновения, изображение творческого процесса в стихотворении. Образная система их стихотворений. Лирическая медитация А.С.Пушкина и “поэзия мысли” Е.А.Боратынского. Особенности лирического субъекта в произведениях. Октава, ее особенности, значение в развитии лирической темы. Своеобразие поэтического языка А.С.Пушкина и Е.А.Боратынского. Задания для самостоятельной работы: 1. Проанализировать речевую, ритмическую, интонационную структуру стихо- творений в единстве с их содержанием. 2. Прокомментировать, опираясь на текст “Осени” А.С.Пушкина, следующее его суждение из возражений на статьи В.К.Кюхельбекера: “Вдохновение (…) есть располо- 44 жение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображе- нию понятий, что и способствует объяснению оных. Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии. (…) Восторг есть напряженное состояние единого воображения. Вдохно- вение может быть без восторга, а восторг без вдохновения не существует”. 3. Законспектировать статью Ю.М.Лотмана “Две осени” // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. – С.511-520. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 6, 7. Тема 9 Поэтический мир Е.А.Боратынского Боратынский как “поэт мысли”. Особенности мировоззрения поэта. Романтический характер оппозиций в лирике Е.А. Боратынского. Тема “железного века” и поэтические размышления о судьбе человечест- ва в лирике поэта. Цикл “Сумерки”: философская проблематика, ведущие темы и мотивы цикла; структура лирического сюжета цикла; принципы циклизации. Пространство и время в поэзии Е.А.Боратынского. Особенности лирического “Я” поэта. Задания для самостоятельной работы: 1. Проанализировать письменно одно из стихотворений Е.А.Боратынского “Ро- дина”, “Разуверение”, “Безнадежность”, “Муза”, “На смерть Гете”, “Последний поэт”. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 6. Тема 10. Поэтика романтической повести (“Аммалат-Бек” А.А.Бестужева-Марлинского) Жанровые признаки романтической повести. Художественные принципы изображения Кавказа в повести А.А. Бестуже- ва-Марлинского. Мир горцев и мир светской культуры в повести: специфика романтическо- го конфликта. Особенности повествования в произведении. Понятие “марлинизмов”. Стилистические особенности повести “Аммалат-Бек”. Задания для самостоятельной работы: 1. Законспектируйте главы, посвященные историко-литературному процессу, начавшемуся во второй половине 1820-х и продолжавшемуся в 1830-х гг., в книге “История русской литературы”. В 4 т. Л., 1981. Т.2. – С.501-529. 2. Выписать установленные автором статьи “Некоторые особенности русской ориентальной поэзии первой трети ХIХ в. (формирование стилевой традиции)” // Русская литература и Восток. Ташкент, 1988. – черты ориентального, или ориента- листского, стиля. Литература: Раздел I; тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 3, 11. Тема 11. Тема искусства в прозе 1830-1840-х годов Концепция искусства и ее воплощение в творчестве писателей: сходства и различие. Изображение творческого процесса в произведениях (“Импрови- затор”, “Последний квартет Бетховена”, “Иоганн Себастьян Бах” В.Ф.Одоев- ского, “Египетские ночи” А.С.Пушкина, “Невский проспект”, “Портрет” Н.В.Гого- ля, “Именины” Н.Павлова и др. – по выбору.) Герой и конфликт. Функции фантастики в прозе Одоевского и Гоголя. 45 Роль музыки в художественной системе Одоевского. Реминисценции и их художественные функции в произведениях писателей. Тема импровизаторства в повестях “Египетские ночи” и “Импровизатор”: герой-импровизатор и действительность, особенности конфликта. Мотив гибели талантов из народа в повести Н.Павлова “Именины”. Принципы романтического и реалистического изображения в произведе- ниях. Задания для самостоятельной работы: 1. Сопоставить стихотворения: а) А.С.Пушкина “Я памятник себе воздвиг неру- котворный” и Г.Тукая “Размышления одного татарского поэта”; б) “Пророк” Пушкина и “Пророк” Г.Тукая. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7, 9, 11. Тема 12. Исторический роман 1830-х гг. Три основных направления в развитии исторического романа (дидактиче- ское, романтическое, реалистическое). Жанровая структура исторического романа, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие стиля. Творчество М.Н.Загоскина. Анализ романа “Юрий Милославский” (исто- рическая концепция, особенности развития сюжета, система образов, принци- пы создания характеров героев, композиционная структура, художественное пространство и время, проблема исторической роли народа, специфика соз- дания образа народа и т.д.). Творчество И.И.Лажечникова. Анализ романа “Ледяной дом” (тип героя, конфликт, роль случайности в ходе развития действия, драматизм и лиризм повествования и т.д.). Принципы романтического и реалистического изображения в произведе- ниях Загоскина и Лажечникова. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить сообщение об исторической обстановке, в которой происходит действие романа Загоскина “Юрий Милославский”. 2. Сопоставить образ Волынского в романе Лажечникова и в думе Рылеева “Волынский”. 3. По мемуарам и историческим трудам охарактеризовать эпоху царствования Анны Иоановны. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 11. Тема 13. Романтические поэмы А.С.Пушкина Ведущие темы и мотивы, основные типы романтического конфликта в южных поэмах А.С.Пушкина; смысловая нагрузка, особенности ее разреше- ния. Экзотическая среда как условие проявления романтических конфликтов. Романтический герой: основные характеристики, мера и формы социаль- но-психологической конкретизации. Эволюция героя и принципов нравствен- ной оценки его от “Кавказского пленника” до “Цыган”. Эстетический смысл простоты сюжетного построения и “вершинности” композиции. Образ “автора”, его место и ведущие функции в художественной структу- ре поэм. 46 Задания для самостоятельной работы: 1. Рассмотреть конфликтную структуру поэм “Кавказский пленник” и “Цыганы”. 2. Составить сравнительную характеристику образов Пленника и Алеко, Чер- кешенки и Земфиры. 3. Установить типовые для южных поэм средства создания образа романтиче- ского героя. 4. Определить роль посвящений, примечаний, эпиграфов и эпилогов. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7. Тема 14. Художественная структура романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” Замысел романа, первоначальный план, причины изменений в нем, влияние этих изменений на целостную структуру произведения. Особенности “романа в стихах” в понимании А. С. Пушкина. Изображение быта различных социальных слоев как средство социаль- но-исторической характеристики героев. Своеобразие путей психологической обрисовки персонажей. Сюжет произведения, особенности его формирования в процессе твор- ческой истории, логика сюжетного развития, “зеркальность” сюжетных ходов, темпы движения сюжета на разных этапах повествования. Лирическая и эпическая стихии в романе, их сюжетно-композиционная роль. Основные темы “лирических отступлений”, многообразие их содержания и функций. “Онегинская строфа” как содержательная единица композиции романа. Богатство художественных возможностей, заключенных в ней. Проблема финала и десятой главы. Задания для самостоятельной работы: 1. Повторить материал о жанровых разновидностях романа. 2. Пользуясь критической литературой, выявить различные точки зрения по во- просу о “лирических отступлениях” в тексте “Евгения Онегина”; определить свою по- зицию по этому вопросу. 3. Провести подробный анализ поэтической организации одной из строф произ- ведения (по выбору студента). Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7. Тема 15. Поэтика трагедии А.С.Пушкина “Борис Годунов” Проблема жанровой принадлежности пьесы. Борис Годунов” как народ- ная драма. Новаторство драматургических принципов трагедии “Борис Году- нов”. Историческая концепция А.С.Пушкина и изображение народа в трагедии. Народ - коллективный образ произведения, его основные черты. “Мнение на- родное” - важный фактор исторического процесса. Трагический конфликт, особенности его формирования, развития и ин- терпретации в “Борисе Годунове”. А.С.Пушкин и Н.М.Карамзин: проблема творческого взаимодействия. Шекспировские традиции и их преломление в трагедии. Образная система произведения. Принципы создания характеров. Стилевое своеобразие “Бориса Годунова”. Идейно-художественный смысл проблем стиля в пушкинском понимании. Новаторство драматургических принципов трагедии “Борис Годунов”. 47 Задания для самостоятельной работы: 1. Ознакомиться с содержанием эстетической категории “трагическое” по “Сло- варю литературоведческих терминов”. Спроецировать данное понятие на пушкин- ское произведение. 2. Прокомментировать следующее свидетельство А.С.Пушкина из предпола- гавшегося предисловия к “Борису Годунову”: “Изучение Шекспира, Карамзина и ста- рых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из са- мых драматических эпох новейшей истории. Не смущаемый никаким другим влияни- ем, Шекспиру я подражал в его вольном изображении характеров, в небрежном и простом сопоставлении планов, Карамзину следовал я в светлом развитии проис- шествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени”. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7. Тема 16. Философская лирика А.С.Пушкина 1830-х гг. Тематика и проблематика лирики 1830-х гг. Библейские мотивы в лирике. Концепты “жизнь”, “смерть”, “воля”, “свобода” и др. в поэтическом осмыс- лении Пушкина. Образ лирического героя и его эстетическая позиция. Автобиографиче- ское начало в лирическом герое А.С.Пушкина. “Внешняя” и “внутренняя” структуры стихотворения и их роль в формиро- вании образа и чувства. Проблема стилевого синтеза в лирике 1830-х гг. Ритмическое разнообра- зие лирики А.С.Пушкина. Взаимосвязь интонации, лексики и ритмики. Тропы и рифмы, их смысловое и ритмическое значение. Звукопись. Целостный анализ одного из стихотворений. Задания для самостоятельной работы: 1.Сделать выписки суждений о лирике А.С.Пушкина В.С.Соловьева, В.В.Роза- нова, И.А.Ильина, С.Л.Франка, М.О.Гершензона (см.: “Пушкин в русской философ- ской критике. – М., 1990). 2. Подготовить анализ одного из стихотворений с точки зрения содержательно- сти его художественной структуры. 3. Обосновать принципы циклизации стихотворений А.С.Пушкина. 4. Пользуясь приведенными в Полн. собр. соч. А.С.Пушкина в 17 т. материала- ми, проведите сравнительный анализ чернового и окончательного вариантов одного из стихотворений: “Воспоминание”, “Я памятник воздвиг себе нерукотворный” и др. 5. Сопоставить стихотворения А.С.Пушкина “Бесы” и Г.Тукая “Буран”. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7. Тема 17. Поэма А.С.Пушкина “Медный всадник”: поэтика и жанр* Жанровое своеобразие поэмы как “петербургской повести”. Образ Петербурга в поэме “Медный всадник”. Стихия (Нева) и кумир (Фальконетов памятник), динамика их отношения к Евгению (вначале не лишенному разума, а потом безумцу). Герой и конфликт. Тип “маленького человека” в “Медном всаднике”. Символы и мифологемы в поэме. Функции мифа в “Медном всаднике”. Семантика вступления и финала поэмы. * Предполагается знакомство студентов с работой В.Н.Топорова “Миф. Образ. Ритуал. Символ” (М., 1995) и понятием “петербургский текст”. 48 Задания для самостоятельной работы: 1. Как вы понимаете определение мифа, данное А.Ф.Лосевым, – “развернутое поэтическое имя”? 2. Найдите признаки мифа в “Медном всаднике”. 3. Определите авторское отношение к героям и формы фыражения авторской позиции. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7. Тема 18. Проза А.С.Пушкина 1. “Повести Белкина” как художественное целое: композиция цикла, осо- бенности сюжетной организации повестей цикла, споры об их жанровом свое- образии. Белкин и автор. Пушкинская концепция повествования в “Повестях Бел- кина”. Формы и средства повествования, приемы социальной и психологической характеристики персонажей разного типа. Особенности изображения действительности, типы мотивировок в повестях. Анализ повести “Станционный смотритель”. 2. “Капитанская дочка”. Историческая проблематика и идейная концепция произведения, Соци- ально-историческая миссия русского дворянства в представлении Пушкина. Образ Пугачева. Зависимость конфликтной и сюжетной организации про- изведений от типа мятежной личности. Пути и средства типизации образов основных персонажей. Мастерство социально-психологической характеристики. Своеобразие пушкинского пони- мания идеи чести. Роль рассказчика в “Капитанской дочке”. Автор и формы выражения его позиции. Задания для самостоятельной работы: 1. По книге “Русская повесть ХIХ века” определить пути развития русской по- вести первой трети ХIХ в. 2. Провести анализ сюжетного развития двух повестей цикла (по выбору). 3.Сравнить решение проблемы народного восстания и его руководителя в “Дубровском” и “Капитанской дочке”. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 7. Тема 19. Философская лирика М.Ю.Лермонтова Лирика М.Ю.Лермонтова как “поэзия мысли”, своеобразие освещения внутреннего мира человека в ней. Лирический герой М.Ю.Лермонтова. Эволюция лирического героя. Онтологический и гносеологический характер философской лирики. Пространство и время в философской лирике М.Ю.Лермонтова. Тема добра и зла в поэзии Лермонтова. Диалогическая антитеза “Демон – Ангел” в лирике поэта. Система оппозиций в лирике поэта. Понятие “Слово” в поэзии М.Ю.Лермонтова. Задания для самостоятельной работы: 1. Составьте аннотацию трех-четырех статей из “Лермонтовской энциклопедии”. 2. Проведите сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина “Демон” и М.Ю.Лермонтова “Мой демон” (обеих редакций). 49 3. Проведите сопоставительный анализ стихотворений: а) М.Ю.Лермонтова “Дума” и Г.Тукая “Молодежь”; б) М.Ю.Лермонтова “К…” (“Я не унижусь пред тобою”) и Г.Тукая “Обманувшийся”. Подражание Лермонтову; в) “Опасение” М.Ю.Лермонтова и “Наставление” Г.Тукая. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 9. Тема 20. Поэмы М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, “Демон”: специфика художественного метода 1. Поэма “Мцыри”: ее источники, творческая история; Мцыри как роман- тический герой, принцип романтического контраста и его системообразующая роль в поэме, своеобразие романтической символики. Трагическое в поэме. 2. “Демон” как философская поэма. Образ Демона, его смысл, психологическая сложность и противоречи- вость. Принципы создания образа Тамары. Сюжетно-фабульный конфликт поэмы. Противостояние героя и мира. Контрапунктное столкновение взаимоисключающих и взаимосвязанных “правд”. Своеобразие художественной символики. Художественные особенности языка и стиля поэмы. Композиция, роль монологов и диалогов. Функции пейзажа в повествовании. Особенности стиха. 3. Реалистические начала в “Мцыри” и “Демоне”. Этнографические и бы- товые детали, их роль и место в сюжете. Поэтика кавказских пейзажей. Фольклорные элементы сюжета и образов поэм. Принципы авторской оценки персонажей. Задания для самостоятельной работы: 1. Пользуясь “Лермонтовской энциклопедией”, выявить основную суть споров о романтизме и реализме в творчестве М.Ю.Лермонтова. После ознакомления с ре- комендованной критической литературой определить свою позицию в этих спорах. 2. Проследить, как ведущие мотивы творчества М.Ю.Лермонтова воплощены и трансформированы в поэмах “Мцыри” и “Демон”. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 9. Тема 21. Поэтика романтической драмы (“Маскарад” М.Ю.Лермонтова) Формирование и эволюция типа демонической личности в творчестве Лермонтова. Герой и конфликт в драме. Система образов; двойники – антиподы Арбенина; принципы типизации. Система лейтмотивов (игры, маскарада и др.) в драме. Символический план произведения; соотношение социально- психологического и нравственно-философского планов. Соотношение лирического и драматического родовых начал в драме “Маскарад”. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить сообщение на тему: “Традиции “Горе от ума” А.С.Грибоедова в драме М.Ю.Лермонтова. 2. Подготовить анализ одной из сцен драмы. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 9. 50 Тема 22. Жанровое своеобразие романа “Герой нашего времени” “Герой времени” как сквозная тема творчества М.Ю.Лермонтова. Смысл понятия “герой” в контексте лермонтовского романа. Образ “времени” в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика произведения. Концепция личности и особенности их воплощения в “Герое нашего вре- мени”. Идеал и действительность, добро и зло, мысль и действие, воля и пре- допределение, личность и общество, цель жизни и счастье. Принципы этиче- ской оценки главного героя. Романтический и реалистический принципы изображения действительно- сти в романе. Особенности психологизма романа. Борьба непосредственных душевных движений и аналитической деятельности разума, интуитивного и рациональ- ного в характере главного героя. “Двойная хронология” в романе как следствие противопоставления сюже- та и фабулы. Событийное и познавательное начала в сюжете, ведущая роль познавательного. Субъектная организация произведения (автор – повествователь - герой). Принципы чередования и соотнесения различных форм повествования (субъ- ектных точек зрения), их роль в развитии сюжета “Героя нашего времени”. Особенности выражения авторской позиции. Задания для самостоятельной работы: 1. Прочитать статью о “Герое нашего времени” в “Лермонтовской энциклопе- дии”, определить круг основных проблем изучения романа, а также различных точек зрения по вопросу о его жанровой специфике. 2. Проследить развитие мотивов лирики М.Ю.Лермонтова в романе “Герой на- шего времени”. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 9. Тема 23. “Петербургские повести” Н.В.Гоголя (“Невский проспект”) Петербург в повести Н.В.Гоголя; принципы изображения и семантика. Эс- тетика смешения разнородного (по В.М.Марковичу). Эмпирическое бытописание и мифологические мотивы. Развитие сюжета и конфликта, особенности композиции. Мотив гибели прекрасного и безграничного одиночества человека в эпоху всеобщей “раздробленности”. Романтическое и реалистическое в повести. Художественные парадоксы; роль фантастики в повести. Предметный мир повести. Особенности повествования. “Сказ” и “речевая маска” в творчестве Гоголя. Задания для самостоятельной работы: 1. Напишите реферат по книге А.Белого “Мастерство Гоголя”. Обратите внима- ние на методологию исследования. 2. Сопоставьте образ Петербурга в творчестве Пушкина и Гоголя. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 10. Тема 24. Комедия Н.В.Гоголя “Ревизор” Представления Н.В.Гоголя о задачах театра и о художественной специ- фике “общественной комедии”. Проблема зрителя в суждениях Н.В.Гоголя о театре. “Ревизор” как целостное изображение русской действительности, 51 Принципы художественного обобщения, типизация и символика. Смысл за- главия, эпиграфа и “немой сцены”. Споры о конфликтной структуре “Ревизора”, конфликты ведущие и по- бочные, “истинные” и “мнимые”. Сюжетная организация произведения, ее за- висимость от конфликтной структуры. Сущность “хлестаковщины” как социально-психологического явления, ме- ханизм ее порождения, питательная среда. Хлестаков как главный персонаж комедии. Проявление “хлестаковщины” в характерах других персонажей, ее всеобщность. Комическое как средство выражения авторской позиции и как способ акцен- тирования значительности проблематики. Разновидности комического в “Реви- зоре”. Прием “ошибки”, несоответствия - основа комического в “Ревизоре”. Задания для самостоятельной работы: 1. Сделать выписки из книг В.В.Зеньковского “Гоголь” (Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997), К.В. Мочульского “Духовный путь Гоголя” (Мочуль- ский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995) о творчестве и мировоззрении Гоголя в 1840-е гг. 2. Ознакомиться с содержанием эстетической категории “комическое” по “Сло- варю литературоведческих терминов” и спроецировать уясненное понятие на гого- левскую пьесу. 3. Проанализируйте письменно развитие конфликта в одном из актов комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”. Литература: Тексты – см. раздел II, научно-критическая литература - раздел IV, 10. Тема 25. “Мертвые души” Н.В.Гоголя (жанр и композиция) Национально-исторический пафос замысла “Мертвых душ”. Тема “духов- ного омертвения”, конфликт живого и мертвого. Жанровые традиции эпопеи и признаки социального и плутовского рома- на в “Мертвых душах”. Эпическая и лирическая стихии в “Мертвых душах”, их взаимоотношение и главные идейно-художественные функции. Особенности построения образов персонажей. Их соотнесенность с на- ционально-исторической проблематикой, гротескность, формы проявления гротеска (портрет, речь, пейзаж, интерьер и т.д.). Основные черты системы персонажей в “Мертвых душах”; вопрос о последовательности появления пер- сонажей в ходе развития действия, значимость этого вопроса для понимания идейного смысла произведения. Ведущие принципы и конкретные формы художественного обобщения в “Мертвых душах”. Сюжетно-композиционная роль “Повести о капитане Копейкине”. Образ Чичиков и житийные традиции “поэмы”. Художественная символика и хронотоп дороги в поэме. Жанровый состав романа и поэмы в “Мертвых душах”. Историко- литературные и типологические основания для этих определений. Задания для самостоятельной работы: 1. Повторить теоретический материал по разделам “жанр” и “композиция”. 2. Уяснить и сопоставить различные точки зрения по вопросу о композиции “Мертвых душ”. 3. Составить план подробной характеристики композиционной структуры одной из глав (со II по VI) первого тома.

Наиболее известным эпическим жанром, изучаемым в начальной школе является басня. Басня - это:

1. Небольшой рассказ, обычно стихотворный, как правило, носит сатирический характер.

2. Нравоучительный и сатирический краткий рассказ прозе и стихах, в котором под видом картин из жизни зверей рисуются людские недостатки.

3. Жанр дидактической поэзии, короткая повествовательная форма сюжетно-законченная и подлежащая аллегорическому (иносказательному, наглядному, картинному выражению отвлеченных понятий посредством конкретного образа) истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу.

4. Литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Происхождение жанра

Басня - это один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V вв. до н. э.), писавший басни в прозе; в Риме - Федр (I в н. э.). Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII в.).

В России развитие басен относится к середине XVIII- началу XIX вв. и связано с именами А.П. Сумарокова («притчи»), И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII в. у Симеона Полоцкого и в 1-й половине XVIII в. у А.Д. Кантемира. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.

Басни И.А. Крылова с их реалистичной живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Д. Бедного, С. Михалкова, Ф. Кривина и др.

Существуют две наиболее известные концепции происхождения басни. Первая представлена немецкой школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др. Согласно этой концепции, в басне первично повествование, а мораль вторична; жанр происходит из сказки о животных, а сказка о животных - из мифа. Вторая концепция выдвинута американским учёным Б.Э. Перри. Согласно ей, в басне первична мораль; басня близка сравнениям, пословицам и поговоркам; как и они, данный жанр возникает как вспомогательное средство аргументации.

Цель басни - высмеивание человеческих недостатков, пороков, негативных социальных явлений. Действующими лицами произведений такого жанра являются животные, растения, вещи. Характеристика персонажей не даётся развёрнуто. Она реализуется не через действия, а через подобную детализацию со стороны автора.

В басне отличают повествование и вывод из него, т.е. определенное положение (нравоучительное заключение, афоризм, правило, совет, указание), присоединенное к повествованию. Этот вывод – так называемая мораль - в басне прилагается обыкновенно в конце, иногда в начале. Чаще всего содержится в скрытом виде, как легко подразумеваемый в связи с изложенными событиями и разговорами. Мораль может быть выражена как эксплицитно , т.е. автором басни, так и имплицитно , т.е выводится самим читателем. В русской литературе довел басню до наибольшего художественного совершенства Крылов. Его басни отличаются меткостью народных поговорок, веселым и насмешливым тоном, практичностью общего духа. Мораль басен Крылова принадлежит к области житейской мудрости, направлена к поощрению навыков, полезных в жизни.

Басня по той роли, какую имеют в ней животные, восходит к сказаниям первобытных времен, когда одушевленность животных представляли себе совершенно тождественною с одушевленностью человеческою и животным приписывали сознательную волю, разум и т.д.

Басня, как правило, построена на основе противопоставления парных признаков с противоположным значением: ум – глупость, жадность – щедрость, трудолюбие – лень, простота - хитрость и др.

Изучив и проанализировав научные литературоведческие источники, мы обобщили полученную информацию, оформив всё в таблице 1.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх