Влияние спорта на детей. Влияние физического воспитания на умственное развитие детей Влияние спорта на развитие детей проект

Физические упражнения , подвижные игры , а затем и занятия спортом при соблюдении принципа последовательности и постепенности содействуют физическому развитию детей и подростков. Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях.

Под влиянием физической работы и однократных физических упражнений резко (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя) возрастает потребление тканями кислорода. Повышенная потребность тканей в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем; частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза, пульса – в 2-3 раза. Резко возрастает выделение углекислоты с выдыхаемым воздухом и продуктов обмена веществ с потом и мочой.

Однако оздоровительное влияние на организм оказывают не однократные, а многократные повторения физических упражнений . Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют физическому развитию детей и подростков. У них отмечается несколько большая, чем присущая данному возрасту, годичная прибавка массы, длины тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких и силы мышц. Средние показатели физического развития юных спортсменов выше, чем аналогичные показатели у их сверстников, не занимающихся спортом. У юных спортсменов рост больше на 5-6 см, масса тела на 7-9,5 кг, окружность грудной клетки на 5,7-6,1 см и жизненная емкость легких на 1100 мл.

Одновременно с улучшением показателей физического развития улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы. У подростков, систематически выполняющих физические упражнения и занимающихся спортом, как в покое, так особенно при физической нагрузке, увеличивается ударный объем сердца и в меньшей степени частота сердечных сокращений, повышается тонус сосудов. Более экономичной становится работа органов дыхания. Потребность организма в кислороде, возрастающая в процессе мышечной работы, у тренированных обеспечивается в большей степени за счет увеличения глубины дыхания, в то время как у нетренированных – за счет увеличения частоты дыхания.

Существенные изменения происходят в обмене веществ. У тренированных лучше усваиваются тканями питательные вещества, более глубоко протекают окислительные процессы, вследствие чего вредные продукты распада поступают в кровь в меньшем количестве.

Благоприятно отражается движение детей и на высшей нервной деятельности. Под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом повышается сила, улучшается подвижность и уравновешенность нервных процессов в коре головного мозга. Нервная система становится более пластичной, т.е. приобретает способность быстрее приспосабливаться к новым видам работы и обстановке.

Литература

  1. Высочин Ю. В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
  2. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
  3. Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.
  4. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1983.
  5. Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983.
  6. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
  7. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968.
  8. Харитонов В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6-7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9.

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе - ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года - это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.


Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.



Движение, физкультура и спорт - это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.

Положительные характеристики спорта:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно - сосудистой системы;
  • благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
  • улучшает внимание и познавательные способности детей;
  • человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.

За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность . В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура - комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.



Продолжительность занятий лечебной физкультуры :

20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).


Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:

  • выработка навыка правильной осанки;
  • укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
  • расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
  • тренировка ослабленных мышц;
  • удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.

Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.

Вы задумывались, что обычная зарядка по утрам и прогулки по лесу могут влиять на Ваши доходы? Какая связь? Очень даже прочная и закономерная. Мы с Вами уже обсудили, что наш образ жизни влияет на хорошую работоспособность памяти и мозга. В прошлой статье мы поговорили о питании для памяти и работы мозга. Сегодня хочу рассказать о том, какая физическая активность влияет на мозг. Посмотрим, как взаимодействуют спорт и мозг.У людей, ведущих активный образ жизни, в целом, общий уровень интеллектуального развития выше по сравнению с теми, кто такого образа жизни не ведет. Почему, спросите Вы?

Есть обычная, понятная закономерность: во время физической активности к мозгу проливает кровь с питательными веществами и кислородом, а наш мозг потребляет огромное количество кислорода, он ему жизненно необходим. Но это не единственный эффект. Спорт и мозг связаны более сложными взаимовлияниями. Рассмотрим, какими.

Как спорт и физическая активность влияет на мозговую деятельность?

Умеренная, не разрушающая, физическая активность ведет к стимуляции многих органов и тканей организма, в том числе к стимуляции работы нервных клеток мозга, а также к ускорению развития и разветвления нейронных отростков (дендритов).

Причем изначально предполагалось, что данный эффект распространяется на участки мозга, ответственные только за двигательные функции. Но со временем в ходе исследований оказалось, что этот эффект развития нейронных сетей распространяется и на другие области мозга, в том числе на обучение, мышление и память.

То есть во время физической активности начинают усиленно образовываться и расти ответвления наших нервных клеток. А именно их рост и развитие обуславливают все интеллектуальные процессы.

Профессиональный спорт и мозг

Тогда, скажете Вы, профессиональные спортсмены (легкоатлеты, боксеры, лыжники) должны быть сверх интеллектуалами. И будете правы.
Возможности их развития действительно гораздо выше, чем возможности человека, который пролеживает все время на диване.

И, кстати, если Вы прочитаете биографии современных спортсменов, Вы увидите, что это разносторонние личности, которые много чем увлекаются и многие из них достигли значительных успехов вне спорта, просто об этом никому не известно.

Но есть две причины, почему далеко не все из профессиональных спортсменов проявляют высокие интеллектуальные способности. Во-первых, потенциал развития есть у каждого, а вот реализуют его не все. Личностные качества и ценности имеют не меньшее значение, чем наработанные навыки.

Если спортсмен привык после тренировок смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, то можно ли говорить о том, что он реализует свои возможности? Да и не всегда в тренировочном графике найдётся время на обучение, чтение и занятия.

Во-вторых, умеренные нагрузки в профессиональном спорте соблюдаются не всегда. В ряде случаев спортсмену регулярно приходится испытывать неимоверные усилия и напряжение. А это как раз только негативно сказывается на работе нервной системы. Поэтому не все является полезным.

Какие последствия хорошей работоспособности мозга?

Качественная и регулярная физическая активность развивает наше тело и мозг. Следствием этого является наше более быстрое, более качественное мышление, ясность мысли, меньшая усталость и большая выносливость интеллектуальных способностей.

Качественное мышление и меньшая усталость приводят к тому, что Вы больше успевает в своих рабочих задачах, обучении, проектах с сохранением качества работы, что в конечном счёте положительно сказывается на Вашем доходе.

Какие виды физической активности являются наиболее полезными?

Гимнастика

Любая даже самая щадящая гимнастика, которую вы выполняете регулярно, способствует улучшению кровообращения во всем организме, в том числе и в головном мозге. Способствует усилению питания мозга.

Ходьба

Особенно на свежем воздухе благоприятная для обогащения клеток кислородом. А кислородное голодание для мозга равносильно деградации. Ведь именно мозг меньше всего может прожить без доступа кислорода.

Свежий воздух — это тот фактор, который имеет мгновенный эффект. Если Вы долго бьетесь над трудной задачей, попробуйте выйти на свежий воздух и медленно прогуляться. Как правило, во время таких прогулок приходит озарение и новые мысли.

Плавание

Сочетание нагрузки на все группы мышц в совокупности с дыхательными нагрузками благоприятно сказывается на кровоснабжении мозга и на его развитии. Плавание и ходьба — самые безопасные виды нагрузок, которые можно применять практически всем.

Дыхательная гимнастика

Снабжает голову кислородом, что во всех отношениях идет на пользу нашей памяти. Не требует дополнительного времени, можно выполнять между делами, в любой обстановке.

Йога

Статические упражнения с растяжкой и развитием гибкости, дополнительными дыхательными техниками обеспечивают развитие как тела, так и Вашего мозга.

Танцы

Любые виды танцев (парные и одиночные) — это превосходное занятие. Помимо всесторонней нагрузки на организм танцы хорошо тренируют координацию, владение телом, благоприятны для осанки часто поднимают нам настроение. И ещё тренируют эстетику движений.

Если Вам позволяет здоровье и время, то Вы можете заниматься любым видом спорта на любительском или полу профессиональном уровне: бег, лыжи, велосипедный спорт, атлетика и многое другое.

Игровые виды спорта (футбол, волейбол, теннис, бадминтон и другие)

Заслуживают отдельного внимания, поскольку сочетают в себе несколько важных моментов: физическую активность, множество положительных эмоций, тренировку внимания и скорости реакции. Также игровые виды спорта часто проходят на свежем воздухе, что крайне полезно для мозга. Поэтому играйте на здоровье!

Чего избегать при занятиях спортом?

Самое главное в любых занятиях физической активностью — это соблюдать ряд правил, чтобы физическое упражнение приносило пользу и не вредило.

  1. В спорте не должно быть риска травм , особенно головы (бокс, боевые искусства, экстремальные виды спорта). Если Вы заботитесь о своем интеллекте и при этом желаете заниматься подобными видами спорта, старайтесь максимально обезопасить себя средствами защиты.
  2. Занятия должны проходить в таком режиме, чтобы Вы не чувствовали полную истощенность. Хорошее занятие придаёт лёгкую усталость, которая после некоторого отдыха сменяется приливом сил.
  3. Отсутствие сильных и частых экстремальных занятий . В некоторой степени экстремальные занятия возможны, но лишь изредка. Частые выброс гормонов стресса, в том числе адреналина вызывает активность нашего мозга, направленную на выживание. Наши же другие интеллектуальные ресурсы, важные для работы и учёбы, отходят на второй план. Вы, думаю, знаете, как трудно сосредоточиться, когда нервничаешь и боишься. Для хорошей работы внимания и памяти необходимо спокойное позитивное настроение. Помните об этом, если часто бываете в стрессовых ситуациях.

Как Вы видите, каждый может найти для себя подходящую физическую активность. Спорт и мозг, спорт и интеллектуальная деятельность замечательно сочетаются и дополняют друг друга. Помните, что любая минимальная активность уже лучше, чем её отсутствие. Даже пятиминутная гимнастика по утрам даёт свой небольшой, но ценный эффект.


Записывая ребёнка в спортивную секцию, не стоит идеализировать этот способ и физического развития детей. Неудачный опыт тренировок в детстве и юношестве может сильно усложнить последующую жизнь человека.

Первую ошибку, которую делают многие родители, – возлагают полностью ответственность за здоровье и развитие ребёнка на тренера. Какой бы высокой квалификации ни был тренер, надо помнить о том, что он занимается с группой детей (5 – 20 человек) достаточно непродолжительное время (1-3 часа), и ему очень тяжело контролировать каждого ребёнка и состояниие его здоровья. Поэтому родители должны принимать активное участие в физическом развитии детей и контролировать состояние ребёнка после тренировок.

Надо обращать внимание на два аспекта, игнорирование которых со временем может привести к проблемам, – это психологическое и физическое развитие детей.

Психологическое состояние

1. Отношения между детьми внутри секции проще всего оценить, посетив несколько занятий. Лучше всего, если это будут 1 и 2 тренировки, а также имеет смысл зайти через несколько недель. Таким образом, можно достаточно достоверно определить отношение тренера к детям и взаимоотношения детей между собой. Если что-то не устраивает, в первую очередь, надо обговорить этот вопрос с тренером – он должен адекватно отреагировать на ситуацию. Если этого не происходит, ребёнок с неохотой ходит на тренировки и, скорей всего, надо искать другую спортивную секцию. Для гармоничного развития детей нужно, прежде всего, полноценное общение со сверстниками – занятия спортом должны этому способствовать, а не наоборот.

2. Все люди, и дети в том числе, имеют склонность или к индивидуальным видам спорта (лёгкая атлетика, бокс, борьба и так далее) или к групповым (футбол, баскетбол и так далее). Правильно подобранный вид спорта поможет гармоничному развитию ребёнка, потому что поможет легче переносить нагрузки, радоваться самому и радовать окружающих своими результатами. Если же выбранный вид спорта не приносит радости, а наоборот, вызывает лишь негативные эмоции, то со временем у ребенка могут развиться различные .

Физическое состояние

1. Любой вид спорта, за редким исключением, обеспечивает однообразную нагрузку на скелетную мускулатуру, суставы и сам скелет. Так как все эти компоненты у ребёнка растут и развиваются, то занятия спортом будут корректировать развитие в сторону от нормы. На первых порах это может быть и незаметно, но со временем приведёт к нарушениям в развитии скелета и позвоночника, в частности. Несколько самых ярких примеров: увлечение футболом или велосипедным спортом развивает мышцы ног в ущерб мышцам туловища, что со временем оборачивается непропорциональным строением тела; занятия боксом обычно приводят к сутулости.

Неправильно подобранный вид спорта может привести к различным , позвоночника или скелета в целом.

Выход из этой ситуации есть: если у ребёнка нет возможности заниматься другим видом спорта, надо в дополнение к основным занятиям (это можно делать в домашних условиях) выполнять , корректирующие развития организма. В дополнение к футболу и велосипедному спорту, можно дома поставить шведскую стенку с турником и толстым канатом. Занятия на шведской стенке, турнике и канате стимулируют развитие мышц верхней половины тела. После занятий боксом надо дома делать упражнения для профилактики сутулости.

Регулярно рекомендуется проводить такой тест для ребёнка. При правильном развитии скелета, голова и туловище расположены на одной вертикали, плечи развёрнуты и слегка опущены, находятся на одном уровне, лопатки не выпирают, грудь приподнята (немного выпячена), живот втянут, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, стопа - без деформаций с хорошо видимой выемкой со стороны внутреннего свода.

При обнаружении отклонений от нормы надо не пускать ситуацию на самотёк, а обращаться к соответствующему специалисту.

2. Любые активные занятия спортом сопровождаются травмами, и организм ребёнка, в соответствии с наследственностью, может по-разному переносить такие ситуации. Например, при слабых кровеносных сосудах головы не стоит начинать заниматься единоборствами (бокс, карате и так далее), так как это будет приводить, как минимум, к носовым кровотечениям. В то же время этот ребёнок, имея крепкие суставы и мышцы ног, может с успехом заниматься футболом.

Если часто появляются однообразные, характерные травмы, имеет смысл задуматься о смене вида спорта.

3. Любой вид спорта увеличивает нагрузку на внутренние органы и может приводить к нарушению в их работе. Чтобы этого не допустить, рекомендуется регулярно сдавать анализы и проходить осмотр у специалистов. Такая профилактика позволит заметить отклонения в деятельности внутренних органов на начальном этапе и вовремя принять соответствующие меры.

При определённом контроле и правильном подходе со стороны тренера и родителей, занятия любым видом спорта сделают ребёнка более сильным физически и морально, увеличат самодисциплину и ответственность, а также будут способствовать развитию навыков общественной жизни.

О пользе спорта говорилось, писалось и даже выкрикивалось очень много, всевозможные исследования, научно доказанные факты неоднократно свидетельствовали о необходимости уделять время и внимание физическому развитию, причем буквально с самого рождения. Конечно, новорожденный не в состоянии выполнять упражнения самостоятельно, для этого разработан целый комплекс манипуляций, которые должны ежедневно выполняться родителями. неоценимо и не может быть восполнено ничем другим.

Одной из распространенных ошибок родителей является ограничение двигательной активности ребенка. Зачастую они руководствуются мнением о том, что спорт может навредить. Действительно, это утверждение имеет место. Но речь идет лишь о чрезмерных нагрузках, которые молодой организм не в состоянии перенести и адекватно воспринять. Естественно, заниматься видами спорта, которые несут повышенную травмоопасность не стоит, а вот погонять мяч, поиграть в хоккей, поездить на велосипеде, поплавать нужно и полезно. Девочкам наверняка понравится фигурное катание и гимнастика, а мальчикам - спортивная борьба. Обоим полам подойдет легкая атлетика.

Чтобы спорт не оказал негативного влияния на здоровье ребенка нельзя пытаться увеличить мышечную массу за короткие сроки, это может стать причиной торможения развития растущего организма. Можно еще больше заинтересовать ребенка: например, купленная новая футбольная форма может подогреть интерес к увлечению футболом. Занятия спортом должны носить долгосрочный характер, не нацеленный на получение быстрых результатов. Высокая интенсивность может вместо пользы стать причиной множественных травм и заболеваний.

Как и в прочих вопросах, спортом нужно заниматься в меру. Одним из необходимых условий правильного развития костей выступает достаточная мышечная активность. Установлено, что у детей, систематически выполняющих физические упражнения, кости лучше развиваются, растут и приобретают нужную степень прочности. Опять-таки нельзя забывать о том, что слишком сильные, длинные мышечные напряжения, не соответствующие возрасту ребенка могут стать причиной преждевременного окостенения, а значит, и задержки роста.

Не вызывает сомнений тесная связь между работой сердечной мышцы и прочими мышцами тела. При правильно подобранном уровне физической активности происходит укрепление сердца, повышается его выносливость. Не зря врачи советуют уделять больше внимания кардиоупражнениям: ходьбе, бегу. Регулярные занятия спортом способствуют активизации деятельности сердца и сосудов, усилению кровообращения, укреплению сердца и легких.

Благоприятное воздействие физических упражнений производится не только на органы дыхания и кровообращения, но и на развитие мозга, обмен веществ, железы внутренней секреции. Возникающие в головном мозгу связи приводят к совершенствованию и улучшению согласованности движений. Происходит взаимное влияние всех органов друг на друга, осуществляемое через нервную систему, что становится возможным благодаря регулирующей функции головного мозга.

Помимо этого, спорт используется для предупреждения различных нарушений физического развития или устранение уже имеющихся. Родителям не стоит препятствовать ребенку в его стремлении заниматься спортом и физическим трудом. Но они должны проследить, чтобы оказываемая на организм нагрузка строго соответствовала возрасту, степени подготовленности, состоянию здоровья и даже полу, что приобретает особое значение в подростковом возрасте. А если вы хотите попробовать детские площадки, купить недорого игровые комплексы или качели, то по ссылке вы найдете много отличных вариантов.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх