Научные исследования в юриспруденции авторы. Вопросы методологии научных исследований в юридической науке. Текст научной работы на тему «Классификация как метод научного исследования, в частности в юридической науке»

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при целостном подходе к объекту изучения, рассмотрении этого объекта в возникновении и развитии, т. е. в применении исторического подхода.

Изучать в научном смысле – это значит, вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия и мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, – это важнейшие факторы научного исследования. Это также означает быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение: сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты, и даже открытия, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Развитие идеи до стадии решения задачи совершается обычно как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами, научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общей идейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки :

Это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

Это процесс, направленный на поиск нового , на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.

Научное исследование характеризуется систематичностью : здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Цель , непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность.

В качестве основных средств научно-теоретического исследования применяют следующее: совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в систему; совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьи, монографии, учебники, диссертации и пр.) и затем, после их всесторонней оценки, используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Различают:

1.Эмпирическое исследование: не имеют теоретической базы, позволяют накопить лишь первоначальные научные факты.

2. Теоретическое исследование:некоторые теоретические обобщения, на основе которых формулируется новые теоретические выводы.

По характеру исследование различают:

Фундаментальные- познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.

Прикладные- проводят в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные –проводят в рамках отдельной науки.

Междисциплинарное - проводят в рамках нескольких наук.

Аналитическое – направлено на выявление одного наиболее существенного по мнению исследователя аспекта реальности.

Комплексное - ориентировано на охват максимально возможного числа значимых параметров изучаемой реальности.

По цели проведения:

Поисковые - проводят тогда, если заявленная проблема ранее не ставилась, или в исследовании ставится попытка решить новым способом.

Критические - проводят в целях опровержения существующей теории, модели, законов, или для проверки того, какая из 2-х альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.

Уточняющие - направлено на установление области, прояления теорий или эмпирической закономерности.

Воспроизводящие - основано на точном повторении исследования предшествующих, для определения достоверных, надежных и объективных полученных результатов.

Еще выделяют:

Обзорно-аналитическое исследование- подбор и изучение литературы по теме исследования с последовательным системным изложением и анализом переработанного материала.

Обзорно-критическое- обзор+ критика того, что уже сделано по проблеме и соответствующие выводы.

Теоретическое – содержит теоретические положения автора, направлено на решение поставленной проблемы. В таком исследовании должна прослеживаться логика и непротиворечивость суждений.

Эмпирическое (опытное)- в основе лежат реальные достоверные факты. Не предполагает создания искусственных ситуаций для выявления и сбора необходимых фактов. В таком исследовании просто наблюдается, фиксир, описыв то, что происходит в жизни без вмешательства исследователя. Оно бывает описательное (опытным путем добываеются и описываются новые факты) и объяснительное (сбор, анализ+ объяснение).

Методическое исследование- заключается в разработке, обосновании, проверке на практике по критериям валидности, надежности, точности новой методики.

Экспериментальное исследование- самый сложное трудоемкое. В эксперименте всегда создается искусственная ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируется оцениваются действия этих причин, выявление статистических связей между явлениями.

Этапы научного исследования

Любое научное исследование включает в себя ряд этапов.

1. Постановка научной проблемы

Проблема- это теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения.

Виды научных проблем:

Проблема описания явления

Проблема выявления закономерностей

Проблема объяснений

Проблема предсказания.

Этапы постановки проблемы:

1)обнаружение дефицита инфо

2)осознания потребности устранения этого дефицита

3)описание проблемной ситуации на естественном языке

Проблема должна быть актуальной. Проблема выбирается исходя из предпочтений и интересов.

На этом этапе формулируется тема исследования, она не должна превышать 6-7 слов.

Общая цель- это образ будущего результата, к которому должно привести исследование. Наиболее часто встречаются:

Описание нового факта или явления;

Выявление взаимосвязи психич явлений;

Изучение динамики псих явления;

Обобщение, как выделение наиболее существенных явлений.

Определяется объект- это фрагмент реального мира на который направляется исследовательское усилие.

Существует 2 подхода определения объекта:

1)Объект- конкретные психическое явления

2)Объект-элемент измерения, т.е. те единицы, которые в исследовании подвергаются измерительным процедурам.

Объектом исследования могут быть:

Индивид, диада, группа.

Предмет- это те или иные стороны, св-ва, хар-ки объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Предметом исследования является психика(психич процессы, состояния, св-ва и др). Задачи- цели второго порядка через решение которых достигается конечная цель.

Можно выдвинуть предварительную гипотезу.

2. Теоретический анализ проблемы

Работа с той информацией, которая есть по данной проблеме, далее формирование авторской модели изученного явления, уточнение научной проблемы.

3. Формулировка гипотез исследования

Гипотеза- это научно-обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Признаки хорошей гипотезы:

Адекватность проблеме

Правдоподобность

Проверяемость

4. Планирование исследования.

Строится программа исследования, выбираются методы и конкретные методики его реализации.

5. Проведение исследования оп намеченному плану

Осуществляется фиксация результатов

6. Анализ и интерпретация полученных данных.

Первичный анализ данных, их матем обработка, интерпретация, исходная гипотеза проверяется на достоверность, обобщаюися новые факты, формулируются закономерности.

7. Формулирование выводов.

доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных, социальных, экономических и информационно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Аннотация:

В статье рассматриваются некоторые вопросы структуры научно-познавательного процесса и современной методологии. Широко представлены критерии методологии: детерминизм, верификация, рационализм, историзм, прогрессизм, объективность, логичность, опытная обоснованность, критицизм. В современных научных исследованиях используются юридическая герменевтика, юридический прагматизм, юридический позитивизм, юридический постмодернизм, юридическая феноменология, аналитическая юриспруденция, юридическая синергетика, в результате складываются основные методологические традиции. Автор отмечает важность системного метода для решения сложных задач и проблем юриспруденции, находящихся во взаимосвязи друг с другом, а также указывает на постижение правовых явлений при помощи методологии, которая не сводится только к системе методов, а включает ценностные ориентиры, а также принципы для обеспечения исследования в сфере юриспруденции. Обращено внимание на использование диалектического метода, включающего приемы познания: абстракцию и восхождение от абстрактного к конкретному, синтез и анализ.

Ключевые слова:

структура научно-познавательного процесса, субъект и объект познания, предмет юридического познания, метод, методология, критерии современной правовой науки, юридическая герменевтика, юридический прагматизм, юридическая феноменология, аналитическая юриспруденция, юридическая синергетика.

Из понимания структуры научно-познавательного процесса по вопросам права исследователем или формируется стратегия исследовательской деятельности, где выделяются основные элементы. При использовании методологического подхода в первую очередь выделяют такие элементы, как субъект и объект познания для осмысления реальности. Георг Гегель, например, рассматривал метод как орудие, через которое субъект соотносится с объектом. Отметим, что объектом юридического познания служит правовая реальность.

Следующим основным элементом является предмет юридического познания , формирующийся в результате выделения правового значимого аспекта объекта исследования, который связан с постановкой той или иной задачи, но также может основываться на синтезе разных предметов познания.

В научном исследовании по юриспруденции выбранный метод (пер. от греч. - путь исследования) или методы играют достаточно важную роль, а методология юридической науки рассматривается с одной стороны как совокупность методов для научного исследования права, а с другой стороны понимается как учение о научном методе в виде общей теории. Методология юриспруденции представляет систему признаков, подходов и методов научного изучения правовых явлений с целью дальнейшего познания права для дальнейшего совершенствования правовой системы .

В труде «Философия и история науки» В.В. Ильин выделил признаки науки в целом, такие как прогрессизм; истинность; критицизм; логическая организованность; опытная обоснованность. По мнению ряда ученых, например В.М. Сырых, перечисленные признаки присущи и в юриспруденции. Заметим, что если рассматривать как социальный феномен современную правовую науку, то можно выделить некоторые особенности в современной методологии, то есть критерии:

  1. Детерминизм как признание причинной обусловленности правовых явлений и процессов.
  2. Верификация, то есть эмпирическое подтверждение в юриспруденции теоретических положений.
  3. Рационализм, как основной признак научного знания, разработанный представителями неопозитивизма. В настоящее время часто используется российскими учеными, но в разных смыслах, так как не имеется единого подхода о содержании данного понятия.
  4. Историзм исходит из того, что право есть исторический феномен . Благодаря этого критерия изучается специфика конкретного правового явления и динамика его развития.
  5. Прогрессизм для обновления концептуального арсенала в правовой науке, что обусловлено внешними и внутренними причинами. Юриспруденция отражает политико-правовые реалии, совершенствуется в соответствии с ними в направлении создания новых научных знаний и развивается, переходя от описательной стадии к объяснению сущности правовых процессов и явлений. Дальнейшее развитие правовой науки и вместе с тем правового государства в России по вопросам правопонимания приведет к прогрессивному развитию юриспруденции.
  6. Объективность в юриспруденции понимается как истинность в законах и нормативных правовых актах для установления подлинной воли законодателя. Учитывается на уровне теоретического познания права развитие и закономерности развития, а научная ценность в правовой теории состоит в предсказании путей развития при совершенствовании законодательства и его применения на практике. Существующие правовые доктрины предметом считают реальную правовую систему. Вспомним историю науки о праве, Г. Гегель, например, считал предметом процесс всемирного духа в праве, основанного на прусском праве.
  7. Логичность научных знаний по юриспруденции выражается в соответствии принципа достаточного основания, при котором каждая мысль обоснована доказанными положениями. Логическая последовательность означает определение истинного положения, его объяснения, а также обязательные выводы, вытекающие из выдвинутого положения при использовании научных аргументов. В научном исследовании по юриспруденции в частности, употребляются приемы правильного мышления, т.е. логика. Аналогия, гипотеза, индукция, дедукция являются основными приемами логики, а законами логики являются первый закон – тождества, второй закон - противоречия, третий закон - исключенного третьего и четвертый закон - достаточного основания. Научное исследование не может содержать противоречий и согласовывается с закономерностями и принципами юриспруденции. Если в научном исследовании имеют место логические противоречия, то это считается логической ошибкой или как дефект мышления и подвергается критики. Логические критерии дополняются опытной обоснованностью.
  8. Опытная обоснованность правовой науки воплощается в последовательном и постоянном систематическом изучении и анализе законодательства, и по вопросам применения права. Опытная обоснованность нужна для распознания ложного суждения от истинного, так как только при помощи логических средств этого сделать не всегда возможно.
  9. Критицизм в юриспруденции понимается как процесс испытания на достоверность научных положений в рассматриваемой сфере. Чаще всего новое положение находится в противоречие с ранее известными исследованиями, необходимо признать несостоятельность нового или старого юридического знания, используя критику. Критика осуществляется между представителями одной правовой доктрины (когда критикуются частные вопросы чаще субъективного характера, но не критикуются основные положения правовой доктрины), или между сторонниками разных правовых доктрин (когда критикуются основополагающие положения правовых доктрин).

В современных научных исследованиях все чаще в сфере юриспруденции используются юридическая герменевтика, юридический прагматизм, юридический позитивизм, юридический постмодернизм, юридическая феноменология, аналитическая юриспруденция, юридическая синергетика и др., в результате складываются основные методологические традиции.

Сформируем представление о современных исследованиях в области права, где применяется юридическая герменевтика как система правил и техника толкования правовых норм , определяющая смысловые аспекты права. Отметим, что Филиппова С.Ю. в статье «Фирменное право России» (2016, Статут) утверждает, что юридическая герменевтика направлена на понимание юридического текста и на его интерпретацию, исходя из потребностей, которые могут удовлетворяться на момент интерпретации с его помощью .

Важно отметить, что юридический прагматизм рассматривает право в действии и актуален для изучения субъективных и объективных причин при интерпретации юридических терминов при описании оценочно-реферантных слов, где есть место тесной связи предметного и оценочного значений. В статье «Прагматические свойства юридических терминов» К.Г. Салтыков приводит пример из уголовно-правовой сферы, используя термин «пособник». Имеется перечень пособнических действий, но, характеризуя действия пособника, часть ученых используют оценочные категории, указывая, что "пособничество состоит в оказании помощи другим лицам. Пособник действует "на подмоге", "на подхвате" .

Юридический позитивизм указывает на право, как правовой факт, а юридический постмодернизм право рассматривает как структуру, «заданную дискурсом власти», утверждает в своих работах В.В. Лазарев, М.В. Захарова и др. Особое место в странах континентально-европейской правовой традиции занимает юридический позитивизм, который и определил западно-европейскую правовую мысль. Ученые разделяют юридический позитивизм условно на этатический, социологический и антропологический, но именно этатическое понимание позитивизма предполагает воспринимать право как продукт государственной воли. Юридический позитивизм в современной России выражается в следующих смыслах: во-первых, в виде прикладных разработок для обеспечения юридической практики; во - вторых, как исследование конкретного права в юридической системе.

Современный юридический позитивизм соотносится к двумя типами разработок:

  1. Прикладные разработки действующего законодательства позитивного права (оформление и построение юридического текста, юридического документооборота, создание системы законодательства, процедуры правовой практики и т.д.) {1}.
  2. Осмысление права в представлениях догмы права.

В юридический оборот входит понятие «догма права». Если обратиться к теоретическим разработкам по этому вопросу, то С.С. Алексеев считает под догмой права "специфический предмет юридических знаний, включающий законы, правовые нормы, законы, прецеденты, правовые обычаи, обособленные в соответствии с потребностями юридической практики в качестве основы решения юридических дел" {2}.

Применяемая юридическая феноменология в современных исследованиях акцентируется на структурах права. Этот метод раскрывает смысл правовой реальности, которая определяется нормами права и выражается правовыми отношениями.

В аналитической юриспруденции нормы права являются центральным звеном. Понимание той или иной правовой формы обеспечивают знание правовой реальности на основе базовых элементов в системе, где правовыми базовыми элементами являются правовые нормы той или иной отрасли права, как в отраслевой, так и в общей системе российского права, находящихся во взаимосвязи, что определяет системное свойство права. В.М. Жуйков справедливо отмечает, что значение системы права неоспоримо в качестве исходного требования в отыскании нужной нормы для ее применения к конкретным правовым ситуациям и фактам .

Юридическая синергетика вовлекает новые феномены политической жизни, социальной практики, тем самым расширяя объект науки права. Природная среда права обусловлена синергетической детерминацией и принадлежит к такому типу причинности, который имеет особенности, например, сферой действия выступает реальность, испытывающая разные воздействия и др., что утверждает К.Е. Сигалов в своей научной статье «Синергетическая организация права» . С.Ю. Филиппова в научных публикациях утверждает также, что при анализе правовой деятельности, если считать такую деятельность открытой нелинейной системой, обладающей саморегулируемостью и открытостью, проявляются положения синергетики в правовой области. Она считает, что «организация правовых целей субъектов образует из них группу лиц, объединенных организованной правовой целью, представляющую в силу этого систему, подчиняющуюся всем правилам развития систем» .

Для организации научно-исследовательской работы важно выбрать и уметь применять научные методы, представляющие некую систему норм и принципов, необходимых для использования в научной практике .

Обратим внимание на использование диалектического метода (включающего приемы познания - абстракцию и восхождение от абстрактного к конкретному, синтез и анализ), применяемый в научных исследованиях, в том числе и в юриспруденции. Этот метод современен, так как при помощи него правовое явление рассматривается всесторонне и комплексно, что позволяет дать оценку, как с количественной, так и с качественной стороны, а также определять зависимость формы явления от его сущности и т.д.

Современные научные исследования по юриспруденции не могут обходиться без системного метода, необходимого для решения возникших сложных задач и проблем, находящихся во взаимосвязи друг с другом. Но постижение правовых явлений при помощи методологии не сводится только к использованию системы методов, а включает ценностные ориентиры (необходимость в них особенно актуализирует эту сторону методологии) или подходы, а также принципы для обеспечения научного исследования в сфере юриспруденции. В современной науке выработаны два основных подхода: первый – материалистический (правовые явления есть производные от технологической и экономической сферы общественной жизни) и второй – идеалистический (предполагающий, что основой правовых явлений есть идеальные побудительные мотивы или цели, возможно и установки человека). Распространяется цивилизационный подход, включающий теорию развития цивилизации в стадиях (в рамках единого всемирно-исторического процесса) и теорию локальных цивилизаций, исходящего из того, что исторически сложившиеся общности занимают некую территорию и имеют определенные особенности правового, социального и экономического развития.

Активно применяются в научных исследованиях по юриспруденции междисциплинарные методы. Например, социологический, основанный на анализе статистических данных, анкетировании и др., то есть на базе конкретных социологических фактов. Статистический метод применяется для количественной характеристики (например, о количестве преступлений и т.д.).

Выводы: во-первых, в современном научном познании научный метод в юриспруденции имеет содержательность, включая ценностные и мировоззренческие элементы; во- вторых, основой метода в праве считается теория (теория – модель реальности права, а метод - установки познания действительного права из этой модели); в-третьих, при научном исследовании важна системность, так как раскрываются и фиксируются связи отдельного правового явления с разными отраслями права, с нормами и институтами, которые обеспечивают механизм правового регулирования и функционирования, что определяет результативность права. Любое исследование не может быть ограничено, например, в гражданском процессуальном праве только гражданскими процессуальными нормами и правоотношениями.

Сигалов К.Е. Бифуркация в праве // История государства и права. 2012. # 10.

Сигалов К.Е. Синергетическая организация права: теория и реальность // История государства и права. 2011. № 19.

Сырых В.В. История и методология юридической науки. М., 2012.

Сырых В.М. Материалистическая теория права: В 3 т. М., 2011.

Филиппова С.Ю. Инструментальный подход в науке частного права. М.: Статут, 2013.

Филиппова С.Ю. Фирменное право России. М.: Статут, 2016. // СПС «КонсультантПлюс», 2017.

Становление методологии юридической науки исторически обусловлено развитием практической деятельности общества, накоплением им опыта правовой жизни в различных сферах жизни и как результат - развитием общественного сознания, его правового способа мышления. История представлений о праве, его осмысления, толкования и познания прошла примерно тот же путь, что и история науки как система знаний в целом. В ней, как правило, выделяют следующие этапы: философско-практический, теоретико-эмпирический и рефлексивно-практический. Первый период охватывает правовую мысль древности, Средних веков и значительную часть Нового времени, тогда как второй и третий периоды в основном приходятся на конец XVIII и XX век.

В целом, эволюционное (постепенное) развитие права, совершенствование правовой деятельности, правотворчества и юридической техники, а вместе с тем критического осмысления созданного и функционирующего права ознаменовалось появлением особого вида социальной деятельности - научно-доктринального, направленного на познание общих закономерностей правовой жизни и эволюции права. Это обстоятельство в свою очередь дало непосредственный импульс к появлению основ методологии юридической науки как раздела юридического знания, занимающегося разработкой и применением тех или иных способов исследования права и правовой действительности.

Под методом традиционно понимают путь к цели, дорогу к познанию. По отношению к познанию его употребляют в смысле «путь к знанию», «путь к истине». Понятие «метод» определяется как способ действий, вид приемов и операций, направляющих познание. Такой способ всегда отражает свойства объекта и субъективные возможности исследователя.

Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространенное основание классификации – степень общности. В юридической науке также принято подразделять методы на четыре уровня: философский (мировоззренческий), общенаучный (для всех наук), частнонаучный (для некоторых наук) и специальный (для отдельных наук).

Особое значение для юридической науки имеют формально-логические и общенаучные методы научного познания.

Среди общелогических методов познания выделяют методы формальной логики:

  • анализ – это метод мысленного расчленения изучаемого объекта на определенные элементы с целью углубленного и последовательного познания их и связей между ними;
  • синтез – это метод мысленного воссоздания целого на основе познанных частей и их отношений;
  • абстрагирование – это мысленный отрыв отдельных элементов, свойств, отношений объекта и рассмотрение их изолированно как от объекта в целом, так и от других его частей;
  • конкретизация – соотнесение абстрактных представлений и понятий с действительностью;
  • дедукция – это достоверное заключение от знаний большей степени общности к знаниям меньшей степени общности;
  • индукция – это вероятностное заключение от знаний меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности;
  • аналогия – заключение о принадлежности определенного признака изучаемому предмету на основе сходства в существенных признаках с другим предметом;
  • моделирование – метод опосредованного познания объекта с помощью его модели.

Общенаучные методы - это те приемы и операции, которые выработаны усилиями всех или больших групп наук и которые применяются для решения общих познавательных задач. Эти методы разделяются на методы-подходы и методы-приемы. К первой группе относятся субстратный (содержательный), структурный, функциональный и системный подходы. Эти подходы ориентируют исследователя на соответствующий аспект рассмотрения изучаемого объекта.

Именно с помощью этой группы методов осуществляется основной процесс научной познавательной деятельности - это исследование свойств и качеств изучаемого объекта познания.

На уровне общенаучного познания используются также традиционные методы познания реальности: системный метод, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод историзма, функциональный, герменевтический, синергетический и др. Они не охватывают всего научного познания, как философские методы, а применяются лишь на отдельных его стадиях.

В этой группе методы делятся на эмпирические и теоретические. Универсальным эмпирическим методом является наблюдение, под которым понимается целенаправленное чувственное восприятие фактов действительности. Данному методу свойственна относительная ограниченность и пассивность. Эти недостатки преодолеваются при применении другого эмпирического метода. Эксперимент – метод, при котором по воле исследователя формируется как объект познания, так и условия его функционирования. Этот метод позволяет воспроизводить процессы необходимое число раз.

Согласно историческому методу познания к государству и праву надо подходить как изменяющейся во времени и пространстве социальной действительности. Если, к примеру, в марксизме при объяснении причин развития общества и государства, права приоритет отдается экономике (базису), то в идеализме – идеям, сознанию и мировоззрению.

Системный метод представляет собой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовых явлений с позиции их существования как целостных систем, состоящих из взаимодействующих элементов. Чаще всего государство рассматривается в виде совокупности таких составных частей, как народ, власть и территория, а право - как система права, состоящая из сфер, отраслей, институтов и норм права.

С системным методом тесно связан структурно-функциональный метод, который заключается в познании функций государства и права, их составных элементов (функции государства, функции права, функции юридической ответственности и т. д.).

В юридической науке есть ряд положений, категорий, конструкций и направлений (научных школ), которые являются догмой, т. е. общепринятыми и признанными для всех юристов и правоведов. Например, такие понятия и юридические конструкции, как система права, норма права, система законодательства, форма права, источник права, действие права, форма реализации права, механизм правового регулирования, право в объективном смысле, право в субъективном смысле, правоотношение, субъективные юридические права и обязанности и т. д., являются общепринятыми и интерпретируются для всех, в основном, одинаково.

Юридико-догматический (формально-догматический) подход позволяет рассматривать право как социокультурный феномен и понимать как систему фундаментальных правовых установлений, правил и конструкций, средств и методов правового регулирования, форм и концептов юридической деятельности и т. п., формирующиеся в процессе исторического развития права и воплощающиеся в конкретных правовых системах, которые устанавливаются государством.

Герменевтический метод, используемый в правовых науках, исходит из того, что право, правовые акты, норма права есть феномены особого мировоззрения. Поэтому они нуждаются в истолковании своей «жизненной целостности» на основе «внутреннего опыта» человека, его непосредственного восприятия и интуиции. Всякую эпоху можно понять только с точки зрения ее собственной логики. Юристу, чтобы понять смысл закона, действовавшего в далеком прошлом, недостаточно знать его текст. Он должен уяснить, какое содержание вкладывалось в соответствующие понятия именно в ту эпоху.

Синергетический метод представляет собой взгляд на явления как на самоорганизующиеся системы. Из созидательного потенциала хаоса появляется новая реальность, новый порядок. В правовой науке синергетика рассматривает государство и право как случайные и нелинейные, т. е. конкретно-исторические и вариативные социальные явления. Государство и право постоянно изменяются, так как обусловлены множеством различных причин, факторов и вариантов возможной событийности.

Общенаучные методы определяют лишь общие подходы к решению проблем юридической науки. Поэтому наряду с ними используются частнонаучные методы, которые позволяют получить конкретное знание по вопросам государства и права. Это методы конкретно-социологических исследований, математический, кибернетический, сравнительно-правовой и т. д.

Метод конкретно-социологических исследований предполагает сбор, анализ и обработку правовой информации (официальных документов, материалов практики правоохранительных органов, материалов анкетирования, опроса и интервьюирования). Он направлен на установление социальной обусловленности права и правовых норм, выявление необходимости права в обществе и эффективности правового регулирования.

Математический метод основан на анализе количественных показателей, которые отражают состояние и динамику изменения того или иного социально-правового явления (например, уровень преступности, информированности общества об основных нормативных правовых актах

и т. д.). Он включает наблюдение за социально-правовыми явлениями, количественную обработку данных, их анализ и применяется в процессе изучения явлений, характеризующихся массовостью, повторяемостью и масштабностью.

Метод моделирования – это мысленное создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция ими в предполагаемых условиях. Этот метод направлен на поиски оптимальных вариантов решения конкретных проблем.

Метод социально-правового эксперимента заключается в создании эксперимента с использованием правовых и государственных явлений. Например, внедрение института суда присяжных, правовых актов или отдельных правовых норм и проверке их действия в конкретных, реальных социальных условиях.

Кибернетический метод – это способ, связанный с использованием понятий («вход-выход», «информация», «управление», «обратная связь») и технических средств электроники и компьютерных технологий. Этот метод используется для автоматизированной обработки, хранения, поиска и передачи правовой информации.

Специальные методы позволяют детализировать знание о правовых и государственных явлениях. К числу специально-научных методов следует отнести и такие способы, которые позволяют вырабатывать новые знания о праве и государстве (например, толкование правовых текстов и норм). Методология толкования представляет собой отдельное направление юридического знания и понимается как учение о толковании или как иногда говорят - герменевтика.

Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – искусство толкования текстов (классической древности, религиозных памятников и т. п.), учение о принципах их интерпретации.

Юридическая наука в своем непрерывном развитии находится в постоянном взаимодействии с различными отраслями гуманитарного знания. Современная юридическая герменевтика как направление современного правоведения активно разрабатывает вопросы интерпретации, проблемы теории языка права, в том числе и в связи с фундаментальными проблемами понимания смысла юридических текстов. Она исследует практику истолкования разнообразных правовых смыслов, содержащихся в официальных письменных документах и устной речи, в знаках и символах, в суждениях юристов по поводу правовых ситуаций. Необходимо отметить, что герменевтический подход к изучению и интерпретации правозначимых текстов представляет собой правовое направление в сфере гуманитарного знания.

До недавнего времени юридические исследования, как правило, ограничивались формально-логическими операциями, призванными произвести максимально глубокий анализ правового материала для его практического использования в процессе реализации того или иного закона. Обоснованием такого подхода служило общее убеждение в исконном предназначении юриспруденции отвечать требованиям юридической практики и процесса обучения и повышения квалификации юристов-профессионалов.

На протяжении многих веков предпринимались многочисленные попытки интерпретации правовых текстов, имеющих знаково-символическую природу. Необходимость толкования этих текстов вызвана следующими причинами:

  • неясность правовых памятников и текстов, зависящая от содержащихся в законе и архаическом тексте вышедших из употребления слов или же от того, что употребляемое законом выражение грамматически одинаково допускает два разных толкования;
  • конкретность в изложении правовых текстов (сомнения в понимании закона возникают иногда от того, что законодатель при изложении закона вместо общего принципа выставляет отдельные, конкретные объекты закона);
  • неопределенность закона (иногда сомнения возникают вследствие употребления законодателем общих, недостаточно определенных выражений); неопределенностью количественных отношений в законе;
  • противоречия между различными текстами закона;
  • интерпретационные ограды вокруг закона;
  • изменения жизненных условий (главным мотивом, побудившим законоучителей к толкованию текста, притом довольно часто в противоречии с прямым, буквальным его смыслом, были изменения в культурном строе народной жизни, а также перемены, произошедшие в этических воззрениях народа на личность человека и т. д.).

Предназначение современной юридической герменевтики заключается, в конце концов, в поиске и реализации смысла правового текста, изучении проблем множественности смыслов и толкования. В современных условиях форма права не может выступать иначе как знаковая форма, источником и воплощением которой служит язык. Правовое регулирование и его элементы выступают как идеальные объекты, внешняя форма выражения общественного сознания, которая подлежит уяснению и применению.

Обозначенные методы, как правило, используются не порознь, а в тех или иных сочетаниях. Выбор методов исследования связан с различными причинами. Прежде всего, он обусловлен характером изучаемой проблемы, объектом исследования. К примеру, при изучении особенностей конкретного государства, организующего социальную жизнь в данном обществе, можно использовать системный или структурно-функциональный метод. Это позволит исследователю понять, что лежит в основе жизнедеятельности данного общества, какие органы осуществляют управление им, по каким направлениям, кто осуществляет его и т. д.

Выбор методов находится в непосредственной зависимости от мировоззренческой и теоретической позиции исследователя. Так, правовед-идеолог при исследовании сущности государства и общества, их развития, скорее всего, будет акцентировать внимание на движущих факторах их эволюции, позитивных идеях созидательной деятельности общества, а правовед-социолог – будет анализировать эффективность влияния тех или иных идей, норм и правовых актов на развитие государства и общественного сознания.

§ 2. Диалектические принципы научного познания в правоведении

В науке существует несколько теорий, описывающих развитие различных систем. Наиболее применимой к разнообразным изменениям окружающего мира считается диалектика. В Древней Греции это понятие обозначало спор, столкновение противоположных взглядов, противоречие. Позже этим понятием стали обозначать противоречивый характер отношений не только в полемике, но и во всей природе, а также в общественном (правовом) развитии. Целостную диалектическую концепцию развития разработал немецкий философ XIX в. Г. Гегель. В настоящее время под диалектикой подразумевают теорию развития сознания (мышления), которая основывается на противоречивом характере всевозможных изменений. Это направление философского знания называется объективным идеализмом.

Содержанием научных теорий выступают ее принципы и законы. Принципами называют основополагающие идеи, определяющие активность человека практическую или духовную, например, в построение какой-то системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают принцип всеобщей связи и принцип развития во всех формах бытия. Первый принцип подразумевает, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый человек связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими Галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных линиями (связями), то увидим, что каждый человек стоит в связке со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле. Смысл второго принципа был рассмотрен выше.

Особое значение имеет понятие «закон». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме юридических существуют и другие законы.

Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.

Связи между различными явлениями в природе носят объективный характер. Не зависимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые связи называют законы реальности.

Если человек силой своего разума проникает в суть протекающих процессов, если ему удается открыть причины тех или иных событий, условия осуществления тех или иных связей, то эти знания формулируются как законы науки. Это субъективное описание природных связей человеком. Совершенно очевидно, что законы науки описывают природные связи приблизительно, ведь человек всего не знает. Только в исключительных случаях законы науки точно соответствуют законам природы. Поэтому люди часто терпят неудачу, когда слишком полагаются на свои знания, даже, если считают их научными.

Для того чтобы в обществе сохранялся хоть какой-нибудь порядок, в нем приходится устанавливать правила отношений и связей между людьми. Найти, определить связи, которые удовлетворяли бы всех людей, очень трудно, если вообще возможно. Поэтому законодательные органы разрабатывают обобщенные правила поведения, регулирующие многообразные общественные отношения в различных сферах жезнедеятельности. В этом смысле юридические законы – это предписываемые людям связи с другими объектами.

В последующем изложении подразумевается философский смысл понятия «закон», который относится ко всем формам бытия, а не только к правовым отношениям. В диалектике как теории развития сформулированы три закона: «закон единства и борьбы противоположностей», «закон взаимного перехода количественных и качественных изменений», «закон отрицание отрицания».

Первый закон: единства и борьбы противоположностей.

Формула его в следующем: в сущности каждой вещи имеются противоположные стороны (свойства), находящиеся в состоянии единства и борьбы; борьба противоположностей ведет к все более острому противоречию и заканчивается исчезновением старого и возникновением нового состояния вещи.

Важнейшие понятия закона: тождество – одинаковость, совпадение, равенство; различие – неодинаковость, несовпадение, неравенство; противоположность – крайняя степень различия. Согласно данному закону источник изменения и развития любого объекта находится в нем самом. Это справедливо для всех случаев, когда нет вмешательства внешней силы. Данный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное образование, которое содержит в себе элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.

Единство противоположностей состоит в следующем:

  • они неразрывно связаны между собой (например, единичные и общие черты объекта;
  • не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие;
  • также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других);
  • они взаимно обусловливают друг друга (единичное можно выделить только на фоне общего и наоборот);
  • они взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга (то, что в одном отношении выступает как единичная черта, например, человек, знающий уголовное право, в массе пассажиров автобуса, в другом отношении является общей чертой – этот же человек среди сотрудников прокуратуры).

Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например, знание и незнание отдельного человека – что-то запоминается, но что-то и забывается. Противоречие – кульминация борьбы противоположностей. Уход из этой кипящей точки, конец борьбы и есть развитие. Например, студенту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, с другой – знаний нет (или мало). Это противоречие можно решить двумя путями:

  • выучил материал и студент – уже другой человек, умнее, т. е. развился в сторону совершенства в этой области знания;
  • решил отказаться и от знаний, и от экзамена, и от учебного заведения – он тоже стал другим человеком, уже избавился от стремления к совершенству в этой области, т. е. развился в сторону деградации на этом жизненном пути.

Таким образом, через связь (борьбу) противоположных сил, свойств, зависимостей развиваются все объекты мира, в том числе социальные системы, человек и его духовность. Необходимо понять, что для человека противоречия с самим собой и окружающими людьми есть не болезнь, а естественное состояние. Цивилизованные отношения в обществе предполагают внимательность к этим противоречиям, прогнозированию их последствий, умения управлять собой.

Второй закон: взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Формула его заключается в следующем: развитие вещи происходит путем количественных изменений, которые, накапливаясь, превышают определенную критическую меру и вызывают качественные изменения, а они в свою очередь, порождают новые возможности количественных изменений.

Основные понятия и характеристики данного закона таковы:

исходным понятием данного закона служит понятие «свойство». Это понятие обозначает наличие и характер изменчивости объекта, которые проявляется в отношениях с другими объектами. Свойства показывают сходство или различие объектов. Любой объект обладает множеством разнообразных свойств:

  • качество – совокупность основных свойств объекта, которая определяет его состояние тождественной совместимости с самим собой. Благодаря набору этих свойств вещь существует как таковая и отличается от других. С потерей хотя бы одного из таких свойств вещь перестает быть собой, теряет свою исходную определенность и приобретает другой статус. Например, флаг красный – символ коммунистов, выцвел, стал белым – символ капитуляции;
  • количество – это объем изменения объекта. Часто, но не всегда, этот объем можно выразить численно. Например: оценка знаний студента;
  • мера – это граница, при переходе которой количественные изменения вызывают изменения качественные. Внутри границ меры качество остается неизменным, а количество меняется. Например, лед – (0 о С) вода (100 о С) – пар.
  • переход от одного качества к другому называется «скачок».

Таким образом, через связь количественных и качественных изменений происходит развитие всех объектов мира. Если люди хотят добиться качественных изменений в общественном устройстве, технике или формировании собственных свойств, то нет другого пути, как соответствующие количественные изменения, т. е. постепенное изменение культуры общества, накопление научных знаний, личная тренировка и упорный труд. А для достижения высоких количественных показателей в любой сфере жизни общества нужно сначала выйти на определенный качественный уровень развития. Например, хочешь быстро бегать – научись сначала ходить; хочешь накопить научные знания – научись сначала читать и писать. Развитие – это выход на новый качественный уровень, иначе – это не развитие, а просто количественное изменение свойств объекта.

Третий закон: отрицание отрицания.

Формула его заключается в следующем: развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового новейшим, в результате чего развитие сочетает в себе преемственный и циклический характер.

Категория «отрицание» выражает определенный тип смены состояния объекта. Любой объект, развиваясь, неизбежно достигает стадии отрицания, т. е. становится качественно иным. Полное отрицание – это смена качества на противоречащее. Цепь отрицания старого и возникновения нового не имеет ни начала, ни конца. Отрицание может выступать в виде простого уничтожения объекта. Тогда о развитии говорить уже не приходится.

Диалектическое отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или даже вредны. При этом сохраняются другие свойства, те, что определяют существование системы в настоящее время, а также появляются принципиально новые свойства, что в итоге и определяет качественный скачок.

Двойное полное отрицание (отрицание отрицания) представляет собой ситуацию «якобы возврата» к старому: всякое явление, превращается в свое отрицание, но потом опять происходит отрицание; в результате третья фаза имеет формальное сходство с первой. Если нет развития, то изменение идет по кругу. При наличии развития к похожему состоянию объект возвращается на другом уровне. Поэтому о диалектическом развитии говорят как о движении по спирали.

Таким образом, данный закон демонстрирует связь старого и нового в развитии, их борьбу и взаимное превращение. Всякое возникающее новое рано или поздно стареет и исчезает. Людям, если они заинтересованы в развитии каких-либо систем, в том числе себя, никуда не деться от отказа (отрицания) от каких-то старых свойств, связей, состояний и приобретении прямо противоположных, новых свойств, связей, состояний. Старое – это разрушающиеся элементы и связи, они влекут разрушение всей системы, снижение ее функциональных возможностей. Новое – это совершенствующиеся элементы и связи, они совершенствуют систему в целом, увеличивают ее функциональные возможности.

Законы диалектического развития обладают специфичностью и не сводятся друг к другу, но они и не разделены непроходимой стеной. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга в описании развития. Развитие есть разрешение противоречий, оно же есть смена качественного состояния, оно же есть диалектическое отрицание старого новым.

Рассмотрим проявление данных законов как смену этапов развития политико-правовой сферы общества.

Государственно-правовая сфера представляет собой совокупность отношений социальных субъектов, которые призваны обеспечить им коллективную устойчивость и управляемость на основе права как социального регулятора поведения. В первобытном обществе устойчивость и управляемость обеспечивалась коллективным властным контролем за соблюдением обычаев и традиций, предписаний и табу (запреты, основанные на страхе перед возмездием какого-нибудь божества). На следующем этапе функция обеспечения целостности закрепляется за постоянными правителями (вождями). Следующим шагом в развитии политической сферы является появление государства как специальной организации, обеспечивающей безопасность общества и права как официально установленной системы взаимоотношений, нарушение которой влечет принудительное наказание со стороны государства. Диалектическим возвратом к коллективному участию в обеспечении единства и жизнеспособности общества является развитие организаций гражданского общества, стремящихся к участию в управлении общественными процессами. К ним относятся институты культуры, науки, политические партии, корпорации и т. д.

Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее определение: научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний .

В общем случае под научным исследованием обычно понимается деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект, которые и задают область исследования.

Объектом научного исследования выступает материальная или идеальная система, а в качестве предмета может быть структура этой системы, закономерности взаимодействия и развития ее элементов и т.п.

Научное исследование отличается целенаправленностью, поэтому каждый исследователь должен четко сформулировать цель своего исследования. Целью научного исследования является проектируемый результат исследовательской работы. Это может быть всестороннее изучение какого-либо процесса или явления, связей и отношений с использованием разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают :

Научные исследования бюджетные,

Хоздоговорные

И нефинансируемые.

Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

В нормативных актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на:

Фундаментальные,

Прикладные.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.

Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских экономических тенденциях.

Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать работы о методике оценки инвестиционных проектов в зависимости от их видов или работы, связанные с маркетинговыми исследованиями.


Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

По срокам выполнения научные исследования можно разделить на:

Долгосрочные,

Краткосрочные

И экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.

В теории познания выделяют два уровня исследования : теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.

Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.

Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1) они возникли на базе определенной теории, концепции;

2) это трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы не известны. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимости с существующим научным знанием;

4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий.

Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;

5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных зависимостях.

Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и законномерностях развития объекта исследования.

Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

Она обладает следующими свойствами:

1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности.

2. Теория - это целостная система достоверных знаний.

3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д.

Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, экономические и прочие теории. Существуют и другие классификации теорий.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:

1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.);

2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов;

3) логику теории - совокупность определенных правил и способов доказывания;

4) философские установки и социальные ценности;

5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории.

Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.

Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.

Категория - общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правонарушение, юридическая ответственность, государство, государственный строй, преступность.

Научный термин - это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.

Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат .

Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. Принцип - это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др.

Аксиома - это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичными утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Закон - это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия - всеобщие, общие и частные.

Закономерность - это:

1) совокупность действия многих законов;

2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономерности движения преступности в мировом масштабе:

1) ее абсолютный и относительный рост;

2) отставание социального контроля над нею.

Положение - научное утверждение, сформулированная мысль. Примером научного положения является утверждение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Идея - это:

1) новое интуитивное объяснение события или явления;

2) определяющее стержневое положение в теории.

Концепция - это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов.

Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).

Понятие «факт » употребляется в нескольких значениях:

1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания);

2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина);

3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Эмпирическое обобщение - это система определенных научных фактов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной категории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить типичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и назначении виновным уголовных наказаний.

Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.

Средства -материальные и нематериальные "инструменты" сбора, обработки, анализа и обобщения информации .

Общенаучные средства. Данный вид средств исследователи стали особо выделять в XX в. в связи с появлением так называемых метанаучных областей, представленных, например, как общая теория систем, теория моделирования, общая теория деятельности и т. п. Однако, по принципу, к этому виду средств относятся и математические методы исследования, и разного рода логики.Для юриспруденции этот уровень представлен диалектической, формальной и другими логиками, структурно-функциональным и генетическим анализом и т. д . Через данные исследовательские средства юриспруденция соотносит себя с современным состоянием научного мышления, например, через способы формализации, идеализации, моделирования и т. п.В методе юриспруденции это блок процедур, присущих научному мышлению вообще, выражающих его общую природу и специфику . Метанаучные исследовательские средства при работе с предметной юридической проблематикой могут выступать или как общие принципы и правила научной деятельности, или как «пустые» исследовательские формы, напол­няемые в процессе познания конкретным юридическим содержанием.Поэтому на данном уровне юридической наукой актуализируются, разумеется, далеко не все процедуры и приемы научного мышления, а только те, которые «вписываются» в общий строй ее метода и адекватны природе исследуемого объекта .

В гуманитарных и социальных областях философские исследовательские средства не только задают стратегии развития наук, актуальные поля исследований, фокусы категориальных систем, ценностные основания, но и формируют базовые идеи, раскрывающие сущность тех или иных явлений. Так, для юридической науки этогуманизация, человек, личность, ответственность, справедливость и т. д.

Специально-юридические средства процедуры, приемы и формы исследовательской деятельности, характерные только для юриспруденции. В литературе на этом уровне обычно выделяютспециально-юридический метод, метод интерпретаций и метод сравнительного правоведения. Данный уровень выражает степень нормативной организованности познавательного процесса в рамках данной науки, связанной с уровнем системной организации ее предмета. С другой стороны,чем сложнее, разнообразнее и «изощренней» приемы, процедуры и формы исследования, принадлежащие данной науке, тем сложнее организован ее предмет . Особенностьюметодологических средств данного блока является их предметная «содержательность» в сравнении с общенаучными операциями и процедурами .

Марксизм -диалектический метод построения предмета исследования. Ведущее звено в процессе такого построения - выделение единицы анализа путем абстрагирования "простого начала", "клеточки" и дальнейшего отслеживания превращения "клеточки"" в единицу, представляющую собой "молекулу" - носитель основных свойств, присущих целостному предмету психологического исследования. Одним из аспектов построения предмета исследования являетсявыделение элементов, образующих структуру такого предмета. Соответственно, юридическая наука предстает как совокупность научных направлений, изучающих различные элементы права. В определенные моменты развития общества те или иные элементы права приобретают для господствующего дискурса особое значение, вследствие чего ученые и политики принимают их за «центр структуры» и убеждают в этом других посредством «теории права».

Выделение отдельно объекта и отдельно предмета исследования в юридической науке имеет одной из причин множественность юридической науки , потребность в объяснении того факта, чтокаждая из юридических наук имеет свой особый предмет исследования . Роль любой науки о праве в жизни общества и ее место среди других юридических наук определяется предметом исследования, т. е. кругом изучаемых проблем, влиянием последних на общественную жизнь. Правовая действительность представляет некий целостный «организм», отдельные органы и функции которого изучаются разными отраслями юридической или иной общественной науки. При этом сама правовая действительность настолько сложна и масштабна, что не может быть охвачена предметом (объектом) какой-либо одной их юридических наук.

79. Фундаментальные и прикладные исследования права .

Фундаментальные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знанийоб основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды . Цель фундаментальных исследований - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию.

Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение.

Общая ориентация культуры Древнего Рима на утилитарные цели и ценности обусловливает выдвижение на первый план прикладного знания. Связь юридической практики и юридической теории была самой непосредственной. Поэтому римская юридическая наука была по преимуществу прикладной наукой. В Средневековье юриспруденция обретает статус прикладной отрасли теологии, соответственно, юридический дискурс сплетается с богословским.

По своему непосредственному отношению к практике все юридические науки следует разграничивать на фундаментальные (теория государства и права; история государства и права; история политических и правовых учений) и прикладные (криминалистика; судебная медицина; правовая статистика; юридическая психология; судебная психиатрия; судебная бухгалтерия и др.). По такому же принципу можно подразделить и отдельные теории, из которых состоит та или иная наука.

Цель фундаментальных исследований - теоретическое осмысление глубинных процессов, закономерностей возникновения, организации и функционирования правовых явлений, безотносительно к их немедленному и непосредственному использованию в конкретной практической деятельности. Историко-теоретические (или фундаментальные) науки дают знания о развитии и чертах государства и права вообще, безотносительно к конкретным государствам или праву, действующему на отдельной территории.Фундаментальные науки содержат обобщенные знания о государстве и праве. На основе этих знаний разрабатывается понятийный аппарат и система отраслевых и прочих юридических наук.

Прикладные науки (теории) в большей мере нацелены на незамедлительное решение специальных практических вопросов. Через них в основном реализуются в практику и результаты фундаментальных исследований. Прикладные науки не изучают какие-либо отрасли права, не связаны непосредственно с исследованием определенных правовых норм. Однакоони изучают явления, связанные с правом, используя при этом знания не только из области правоведения, но и из области других наук (медицины, химии, статистики и др.).Эти науки стоят на стыке юридических и не-юридических наук .

Фундаментальные исследования в сфере права являются залогом совершенствования прикладных научных исследований и научно-экспертной деятельности.

80. Проблема соотношения методологического, теоретического и прикладного знания в юриспруденции .

В самом общем плане проблема взаимодействия юридической науки и практики сводится к тому, что теоретические исследования призваны удовлетворять нужды практики, базироваться на ее материалах, а практика в свою очередь должна опираться на научно обоснованные рекомендации и выводы . Юридическая наука призвана направлять организационно-практическую деятельность различных субъектов, изучать и корректировать формирующийся личный и социально-правовой опыт,способствовать выработке и реализации юридической политики в разнообразных сферах общественной жизни .Наука разрабатывает методологию и методику юридического познания, систему специальных принципов, приемов, средств, методов и правил, которые используются не только в теоретических исследованиях, но и в организационно-практической деятельности.

Фактический материал образует важную основу для описания, объяснения, обобщения, систематизации, выдвижения гипотез и установления тенденций развития изучаемых явлений,для разработки понятий и создания теоретических конструкций, формулирования научных рекомендаций и предложений .Юридическая практика как относительно самостоятельная разновидность социально-исторической практикивыступает одним из важнейших критериев истинности, ценности и эффективности научных исследований . Жизненность тех или иных рекомендаций и выводов, их достоверность или ошибочность, полезность или вредность проверяются на практике.

Критерий практики, разумеется, нельзя абсолютизировать. Он никогда не может достаточно полно подтвердить или опровергнуть соответствующие теоретические положения и выводы , поскольку любая практика постоянно изменяется и развивается, представляя собой внутренне противоречивый процесс (его результат), обусловленный природными и социальными, объективными и субъективными, нормативными и другими факторами реальной действительности.

Изучение юридической практики происходит на теоретическом и эмпирическом уровнях. Эмпирическое познание направлено обычно на отдельные аспекты практики и опирается на наблюдение фактов, их классификацию, первичные обобщения и описания опытных данных.Теоретическое исследование связано с разработкой и совершенствованием понятийного аппарата, глубоким и всесторонним изучением сущности явлений и процессов, установлением закономерностей развития юридической практики. Если на эмпирическом уровне ведущей стороной является чувственное познание, то на теоретическом - рациональное, связанное с творческим синтезом понятий и категорий.

Оба уровня изучения практики присущи общей теории права и конкретным юридическим наукам. Однако соотношение теоретических и эмпирических звеньев в них неодинаково. Уровень, а также сфера теоретических обобщений в отраслевых и прикладных науках значительно ниже и уже, чем в общей теории права, поскольку они исследуют лишь строго определенные (обусловленные их предметом) стороны, элементы и процессы юридической действительности. Вместе с тем, отраслевые и прикладные науки могут подниматься до такого уровня абстрагирования в изучении отдельных проблем, что порой выходят далеко за пределы исследуемых ими вопросов, достигают общетеоретического уровня обобщений.В практической деятельности широко используются теоретические понятия и категории, конструкции и концепции . Исследование природы юридической практики, ее содержания и формы, функций и закономерностей развития, механизма преемственности и других вопросов направлено на повышение эффективности и ценности юридической практики в правовой системе общества.Эти знания составляют теоретическую основу практической деятельности. Научное мышление, таким образом, представляет необходимый и важный элемент практики.

С целью повышения эффективности юридической науки необходимо создать четкий организационно-правовой механизм внедрения результатов теоретических исследований в конкретную практику. Разработка такого механизма - одна из важнейших задач юридической науки.

"
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх