Первичное усвоение новых знаний цель этапа. Первичное усвоение новых знаний. Урок решения практических, проектных задач

Анализ образа Манилова. Проследите по тексту второй главы, как создаётся портрет Манилова.

Когда происходит первая встреча с помещиком?

    С Маниловым встречаемся в первой главе. «Помещик Манилов… имевший глаза сладкие, как сахар», «он очень долго жал ему руку».

    Неоднократное описание глаз, улыбки, «приятности лица»; «черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; «он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами; во время мечтания глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение…».

    Описание портрета Манилова Гоголь завершает ёмкой фразой: «явя в лице своїм выражение не только сладкое, но даже приторное…»

Слайд с изображением образа Манилова разных художников: А.А. Агин «Чичиков и Манилов», В.Е. Маковский «Маниловы», Кукрыниксы «Манилов».

Кто из художников, по вашему мнению, смог наиболее точно приблизиться к персонажу, описанному Гоголем?

Какими словами из текста можно озаглавить каждый из рисунков?

Какая деталь в описании героя является преобладающей? Какой смысл вложил в нее автор?

(Преобладающий оттенок в описании героя - тема сахара и сладости, который превращается в назойливый мотив, сопутствующий Манилову почти неотступно. Преследуя приторно «сладкими» сравнениями улыбку Манилова, его голос, фразы, автор добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению.)

Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

(Приятнейшая маниловская улыбка для всех - это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, глубокую человеческую радость. Это подтверждается прямой авторской характеристикой: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь дальше; а если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».)

С помощью каких деталей Гоголь придает комическую окраску образам своих персонажей?

(Составной частью гоголевского портретного рисунка, связывающего внешность героя с духовным обликом в одно целое, являются также позы, жесты, движения, мимика, одежда. Именно с их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя подлинную социальную сущность.

Особенно выразителен в этом плане Манилов, жесты которого свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.)

Проследите темп жизни Манилова, выявите художественные детали, которые помогают писателю осуществить свой замысел.

(После анализа нескольких отрывков, учащиеся приходят к выводу, что события вокруг Манилова развиваются чрезвычайно медленно, вернее не развиваются. Гоголь создает только видимость самой жизни).

Каковы особенности речи Манилова? О чем они свидетельствуют?

(Речь отличается особой тонкостью. «Магнетизм души; именины сердца; храм уединенного размышления; это кресло у меня уже ассигновано для гостя, - так говорит Манилов, человек, от которого не дождешься никакого... слова». Привычка жить за счет крепостных развила в его характере черты апатии и лени, убила всякую способность к мышлению и полезной деятельности).

С помощью каких деталей или зарисовок писатель раскрывает сущность Манилова?

Как его характеризует?

(Гоголевская насмешка подстерегает его всюду. Каждая подробность обстановки разоблачает своего хозяина, каждый шаг оборачивается против него. Особенно беспощаден Гоголь к разного рода претензиям своего «героя». Каждой из них он дает развернуться во всей красе, чтобы затем одним точным движением разбить ее вдребезги. Так Манилов фантазирует, например, о строительстве мостов и замков - и автор указывает на два кресла, которые фантазер за восемь лет не удосужился обшить.

В осуждении, высмеивании отрицательного оказывается важнейшая особенность сатиры Гоголя. Это больше, чем насмешка - это беспощадный суд, который вершится писателем.)

Какова отличительная черта Манилова по отношению к окружающим?

(Главная его социально-психологическая черта - желание всем и всегда нравиться: обходительность и учтивость - его «гербовая печать».)

(Манилов - спокойный наблюдатель всего происходящего; казнокрады, взяточники, воры - все для него «препочтеннейшие» люди. Манилов - человек неопределенный, в нем нет живых человеческих желаний. Это мертвая душа, человек «так себе, ни то ни се».)

Можно ли говорить о маниловщине вообще?

(Да, и маниловщина - явление социальное, особый психологический тип личности, который присущ очень многим и зачастую знаменует собой полную неприглядность человека к активной деятельности. Поэтому писатель настойчиво предостерегает читателя от возможности трагического разрыва между мечтой и действительностью.)

    Закрепление. Вывод

Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья.

В Манилове нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Он – пустое место, ничто. Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда. И поэтому Манилов, наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы. Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление - «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию.

    Рефлексия

Характер героя

Образование, речь

Качества

Досуг Манилова

    «Один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

    Манилов - мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности, «как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост».

    Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.

    В лице Манилова «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…».

    Отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».

    Сам Манилов – человек внешне приятный, но это если с ним не общаться: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь дальше; а если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».)

    Разговаривать с ним не о чем, он скучный собеседник.

    Манилов считает себя воспитанным, образованным, благородным, но в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице.

    Он во всем проявляет «прекраснодушие», живость манер и любезное щебетание в разговоре.

    Зацепившись за любую тему, мысли Манилова уплывают вдаль, в отвлеченные размышления. Утонченная деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах неуемного восторга: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам Манилова, сплошь препочтеннейшие и прелюбезнейшие люди.

    В речи чаще всего встречаются слова: «любезная», «позвольте», да неопределенные местоимения и наречия: какой-нибудь, этакое, какое-то, этак…
    Эти слова придают оттенок неопределенности всему, что говорит Манилов, создают ощущение смысловой бесплодности речи.

    Манилов мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку», «как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одной кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать».

    Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в жизни Манилова: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами.

    Положительные качества - восторженность, симпатия (Манилов еще сохраняет симпатию к людям), гостеприимство.

    Манилов - семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное. И с женой у него слащавые взаимоотношения. Любовь Манилова и жены пародийно-сентиментальна.

    Отрицательные - Манилов был бесхозяйственным, дело «шло как-то само собою». Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко.

    Манилов непрактичен – он берет купчую на себя и не понимает выгоды продажи мертвых душ.

    Он позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство.

    Манилов - скучный собеседник, от него «не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертельную».

    Манилов - помещик, совершенно равнодушный к судьбам крестьян. Гоголь подчеркивает бездеятельность и социальную бесполезность помещика: хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги спят и повесничают…

    Дом Манилова открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской, зато беседка в саду высокопарно поименована «Храмом уединенного размышления».

    Господский дом стоит на юру; у сереньких изб деревни Манилова ни одного деревца - «только одно бревно».

    Печать серости, скудности, неопределенности цвета лежит на всем, что окружает Манилова: серый день, серые избы. В доме у хозяев тоже все неопрятно, тускло: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой»…, создаётся «ощущение странной эфемерности изображаемого».

    Обстановка всегда рельефно характеризует героя. У Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения: его герои погружены в мир вещей, их облик исчерпывается вещами.

    Манилов проводит время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты, (например провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост).

    В кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице.

    В картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют…

Переверзева Наталья Петровна

Приложение №1

Методическая разработка урока литературы в 6 классе

Тема урока «Роль художественных описаний (портрет, пейзаж, интерьер) в идейно-образной структуре произведения (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).

Учебно-методический комплект под редакцией Г.С. Меркина.

Цель урока:

обучающая: научить

    анализу художественных описаний рассказа (портрет, пейзаж, интерьер) с целью раскрытия их роли в идейно-образной структуре произведения, исследование позиции автора – то есть целостное восприятие и истолкование произведения;

    различать приёмы изображения художественных образов произведения и находить изобразительно выразительные средства (сравнения, метафоры, эпитеты);

развивающая:

    развитие навыков вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову;

    развитие ассоциативно-образного мышления, наблюдательности, памяти;

    расширение лексикона и развитие речевой деятельности;

воспитывающая: воспитание интереса к русским национальным проблемам, истокам русского национального характера; понимания языка природы, музыки и изобразительной деятельности человека.

Тип урока: урок получения новых знаний

фронтальная; индивидуальная; групповая.

Методы обучения: словесный; наглядный; проблемно-поисковый, дедуктивный, практический.

Приёмы деятельности учителя : эвристическая беседа; работа со словарями; аналитическая работа с текстом.

Технология : компьютерная (использование мультимедийных средств).

Оборудование: мультимедиапроектор,запись музыки Свиридова «Деревянная Русь», портрет И.С. Тургенева, выставка «Интерьер крестьянской избы XIX века», словарь Даля, репродукции картин русских художников на темы крестьянской жизни.

Ход урока

    Организационный момент

Мы продолжаем работу над рассказом И.С. Тургенева «Бирюк». Послушайте музыке Свиридова «Деревянная Русь», затем поделитесь впечатлениями, которые оставила эта музыка в душе каждого из вас.

Какое настроение возникло? (Возникло тревожное чувство, как будто душа болит. Представляются ветхие крестьянские избы, нищие, идущие по дороге. Создаётся безысходное, тоскливое настроение).

Как эти чувства перекликаются с вашим впечатлением о рассказе «Бирюк»? (Рассказ оставляет в душе тяжёлое чувство, как и музыка).

К какому моменту рассказа подходит эта музыка? (К началу и к концу рассказа. Эта музыка звучит как горькое раздумье автора).

    Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности

Музыка помогла настроиться на изучение рассказа. При вдумчивом чтении Тургенева, вы заметили, какое большое место занимают художественные описания внешности человека, природы, обстановки жилища героя.

Сформулируйте цель урока? (Заглянуть в творческую лабораторию писателя с тем, чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии характера героя, проблем произведения, проследить взаимодействие авторских приёмов изображения художественного образа).

    Актуализация знаний

Поработайте в роли литературоведов. Рассмотрите все художественные описания рассказа «Бирюк» по ходу развития сюжета. Трудную задачу легче решать вместе, поэтому будем работать в группах.

    Первичное усвоение новых знаний. Слайды презентации представляют задания для каждой группы.

Задания 1группе - «Пейзаж»:

1. Выразительно прочитайте фрагмент текста с описанием начала грозы («Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями»).

2. Какие слова точнее и образно передают состояние природы, краски запахи, звуки? (Назовите ключевые слова. Какие части речи преобладают?)

3. Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж?

4. Какова роль образа-символа грозы? Как пейзаж связан с развитием всего рассказа «Бирюк»? Составьте схему использования приёмов для создания пейзажа.

Задания 2 группе - «Интерьер»:

1. Художественное рассказывание (описание жилища Бирюка).

2. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?

3. Какие слова в описании являются ключевыми? Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы? (Путь от описания жилища [интерьера] к пониманию характера героя). Составьте схему использования приёмов для создания интерьера.

Задания 3 группе - «Портрет»:

1. Для чего нужен в произведении портрет? Определите приёмы описания героя. Составьте схему использования приёмов для создания портрета.

2. Художественное рассказывание (описание внешности главного героя).

Определите впечатление, произведенное Бирюком на рассказчика, средства художественной выразительности языка, способствующие созданию портрета «редкого молодца».

3. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?

4. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий её, удостоился такого прозвища – Бирюк?

5. Что означает слово «бирюк» (по словарю В.И. Даля)? Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

6. Как портрет мужика-вора помогает читателю понять его поступок?

    Первичное закрепление.

1. Выступление I группы - «Пейзаж»:

    Тургенев – мастер пейзажа. Мы слышим звуки природы, ощущаем запахи, видим краски. Этот фрагмент текста – описание грозы - настраивает нас на то, что впереди нас ждёт конфликт.

    Уже в самом начале рассказа намечается параллель между человеком и природой. В этом эпизоде обилие глаголов: «надвигалась», «поднималась», «неслись», «шевелились», «густели», «загудел», «забушевали», «застучали» и т.д.

    Изменения в природе подчёркивают и усиливают прилагательные, причастия, наречия, сложные предложения.

    Появление каждого из героев связано с молнией, дождём, грозой. Дождь в этом рассказе помогает понять происходящее, особенно конфликт, разворачивающийся между мужиком и лесником, и позицию рассказчика.

    Гроза и дождь показывают не только явление природы, но и внутреннее состояние героев. Гроза – символ конфликта. Пейзаж помогает понять нам характеры героев, проблемы взаимоотношения людей.

Вывод : Пейзаж выполняет разные функции в произведении: он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему. Пейзаж в рассказе «Бирюк» передаёт отношение автора к происходящему. Конфликт разрешается на фоне дождя. Автор одушевляет, очеловечивает природу. В рассказе природа плачет – идёт дождь. Гроза – символ, это не только явление природы; Бирюк – гроза воров; гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшее в гнев. (Группа представляет составленную схему.)

    Выступление 2 группы - «Интерьер»:

    Изба лесника была низкой и пустой, закоптелой и убогой. В центре избы висела люлька, рядом стояла крошечная скамейка, в углу лежала груда тряпок, на лавке - ружьё. Даже лучина на столе горела печально. Сердце у рассказчика-охотника защемило от невесёлой картины.

    Убожество избы подчёркивают существительные и прилагательные: «изорванный тулуп», «груда тряпок», «два горшка», «лучина», «люлька», «фонарь».

    Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер Бирюка, его угрюмость, замкнутость, одиночество. За свою усердную службу он ничего не имеет. Он служит «не за страх, а за совесть». (Группа представляет составленную схему.)

    Выступление 3 группы - «Портрет»: (Группа представляет составленную схему).

Работа с таблицей «Портрет в русской литературе»:

    Способ портретной характеристики главного героя – «портрет-впечатление». Рассказчику Бирюк представляется человеком сильным, мужественным. Он много наслышан о леснике, поэтому смотрит на него с «удвоенным любопытством» и «выискивает» в его портрете то, что подчеркивало бы в герое «редкого молодца».

    Бирюк высокий, физически крепкий мужчина. Выражение лица его суровое и неприветливое. Чёрная борода закрывала половину его лица, глаза сияли смелостью и мужеством.

    Бирюк был немногословен. Он честно исполняет свои обязанности по охране леса. Чувство долга для него превыше всего. Лесник сам нищ, он понимает причину воровства. Чувство совести и сострадания борются в нём. Это наложило отпечаток на его характер.

    По словарю Даля слово «бирюк» имеет несколько значений:1) зверь, волк; 2) нелюдимый, угрюмый человек. Русский народ на прозвища мастер. Наш герой действительно нелюдимый и замкнутый. Его сделала таким жизнь: положение лесничего, ненависть мужиков, одиночество. Жена его бросила, оставила ему двух детей. Поэтому Бирюк и озлобился. Но человек, близкий к природе, любящий и берегущий каждое деревце и кустик, не может быть плохим.

    Мокрый, в лохмотьях, с длинной растрёпанной бородой, с дрянной лошадёнкой, мужик-вор вызывает у нас жалость. Тургенев показывает его «испитое, морщинистое лицо», «беспокойные глаза». Сначала он был страшно напуган, пытался оправдаться, взывал к жалости Бирюка. «Отпусти…с голодухи…отпусти…», кричал «жалобно, по-заячьи». Видя, что не пробиться к сердцу Бирюка и не дождаться сочувствия, мужик изменил своё поведение.

    Мужик вошёл в гнев, проклиная лесника: «Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету…» Изменился и портрет мужика: «Глаза у него загорелись», «на лице выступила краска», говорит он, «прищурив глаза», «свирепым голосом».

    В душе Бирюка победило сострадание к мужику. Хотя он сам недоволен этим. Характер у этого человека сложный и противоречивый. «Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится» - так объясняет свою позицию.

Вывод: Выражение лица героя, речь и поведение помогают понять характер. Портрет – одно из средств создания образа героя, часть его характеристики. Благодаря портрету мы представляем героем, глубже понимаем авторскую мысль.

Учитель: Все художественные описания в рассказе тесно взаимосвязаны, переплетены между собой. Они помогают понять смысл произведения. Что хотел сказать нам автор рассказа «Бирюк»? В чём главный смысл произведения, проведённый через всеединство образов?

    Тургенев показал, как тяжела крестьянская жизнь, какой отпечаток накладывает на людей, их характеры, отношения крепостное право. От описания крестьянского быта Тургенев шёл к показу души и характера русского мужика.

    Тургенева волновала судьба России, тревожили её проблемы. Он сочувствует крестьянам и пытается пробудить эти чувства в своих читателях-современниках.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнении

1. Подготовить устный рассказ о роли художественных описаний (пейзаж и портрет) в рассказе «Бирюк» (по выбору) с использованием составленных схем.

2. Составьте цитатный план рассказа.

    Рефлексия «Продолжите предложение»

1. Этот урок пробудил у меня чувства…

2. Самый яркий художественный приём…

3. Портрет главного героя отражает…

Переверзева Наталья Петровна

Приложение №2

Методическая разработка урока литературы в 9 классе

Тема урока «Печорин и другие персонажи в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Цель урока :

обучающая : научить

    использовать учебный материал, связанный с терминологическим понятием «Портрет в литературном произведении»;

    применять полученную схему при комплексном литературоведческом анализе текста;

развивающая: развивать умения и навыки

    систематизировать материал (составление схемы);

    выделять главное (работа с художественным текстом);

    сравнивать полученные результаты (сравнение портретов разных героев);

    устной речи (монолог и диалог);

    вести беседу и дискуссию;

воспитывающая : воспитывать совместной деятельности (работа в группах и в парах); объективно оценивать свою деятельность на уроке.

Тип урока: урок получения новых знаний

Форма организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная; парная; групповая.

Методы обучения: словесный; наглядный; проблемно-поисковый, .

Приёмы деятельности учителя: фронтальная беседа; работа со словарями; работа с текстом; работа с терминами и понятиями; использование мультимедийных средств.

Оборудование: мультимедиапроектор,словари, рабочая тетрадь ученика.

Ход урока

    Организационный момент

Учитель демонстрирует стакан, наполненный камешками.

Скажите, пожалуйста, стакан полный? (Учащиеся отвечают утвердительно. Учитель берёт ёмкость с песком и начинает им заполнять стакан. Песок пересыпается в стакан.)

Значит, стакан был неполный? (Учащиеся соглашаются с этим.)

А теперь стакан полный? (Некоторые отвечают утвердительно, другие, чувствуя интригу происходящего, молчат, а кто-то говорит «Нет». Учитель берёт сосуд с водой и выливает её в стакан. Вода заполняет ёмкость.)

Небольшой эксперимент имеет непосредственное отношение к предмету нашего разговора, к художественному образу. Очень часто мы делаем выводы, знакомясь лишь с формой художественного произведения, открывая смысл, лежащий на поверхности, не постигая глубины. Помня о нашем опыте, встанем на тропу исследователей и войдём в творческую мастерскую писателя.

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Рассмотрите портреты М.Ю. Лермонтова, выберите наиболее понравившийся и обоснуйте свой выбор. (Слайд №1.)

(Учащиеся сосредотачивают внимание на автопортрете, подчёркивая талант молодого человека не только в живописи, но и в литературе.)

    Актуализация знаний

Сформулируйте тему урока.

Определите цели урока. (Изучить, что такое литературный портрет, определить художественную роль литературного портрета, приёмы его создания).

    Первичное усвоение новых знаний

Слайд презентации представляет задание в парах. (Слайд №2.)

Изучите статью «Портрет» в литературоведческом словаре;

Представьте материал в виде схемы или таблицы и подготовьте устное сообщение;

Отметьте новое для вас в прочитанной статье.

1. Представление материала в форме схемы:

Приёмы создания художественного образа человека

2. Беседа о смысле названия, выбор эпиграфа.

В каком значении употребляет слово «герой» М.Ю.Лермонтов? (Герой воплощает в себе характерные черты эпохи, среды. Использование словаря С.А. Ожегова).

Кто из героев первых глав мог бы претендовать на звание «героя своего времени»?

V . Первичная проверка понимания

3. Работа в группе.

Группа 1

Задание:

Найдите портрет Максима Максимыча в тексте романа. («Бэла»)

План ответа:

- «Напиши портрет». Охарактеризуйте созданный портрет по схеме, записанной в тетради.

Группа 2

Задание:

Найдите портрет Печорина в тексте романа. («Бэла»)

Сделайте вывод, используя теоретический материал, полученный ранее. (Какой портрет дан в данном отрывке?)

План ответа:

Прочитайте найденный отрывок в тексте.

Группа 3

Задание:

Найдите портрет Печорина в тексте романа. («Максим Максимыч»)

Сделайте вывод, используя теоретический материал, полученный ранее. (Какой портрет дан в данном отрывке?)

План ответа:

Прочитайте найденный отрывок в тексте. (Зачитайте главное.)

Охарактеризуйте созданный портрет по схеме, записанной в тетради.

    Первичное закрепление

1. Беседа по результатам работы.

Кто даёт портрет Печорина?

Каков его социальный статус?

Что можно сказать о его интеллектуально-культурном уровне?

Каковы нравственные качества этого человека?

Смог ли Максим Максимыч понять душевные переживания (противоречия) Печорина?

Помогает ли портрет ответить на вопрос, кто является «героем своего времени»?

Вывод:

Портрет в литературе одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнении

1. Выборочное чтение отрывков из романа, содержащих портретные характеристики.

2. Письменный отзыв о портрете персонажа (по выбору учащихся).произведения ... формирование и развитие коммуникативно -речевой компетенции учащихся . Работа...

  • Основная образовательная программа начального общего образования (26)

    Явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно -речевой компетенции учащихся . Работа над текстом... , определение их значе­ния в художественной речи (с помощью учителя). Литературные понятия: художест­венное произведение , ав­тор...

  • Основная образовательная программа начального общего образования (29)

    Основная образовательная программа

    По ролям литературное произведение ; создавать текст на основе интерпретации художественного произведения , репродукций... явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно -речевой компетенции учащихся . Работа над текстом предусматривает...

  • Основная образовательная программа начального общего образования г серпухов

    Основная образовательная программа

    ... посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении ... и развитие коммуникативно -речевой компетенции учащихся . Работа... литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные ...

  • Основная образовательная программа

    Обеспечивают формирование и развитие коммуникативно -речевой компетенции учащихся . Работа над текстом... литературных понятиях: художественное произведение , художественный образ, эпизод, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения : его портрет ...

  • Подготовка к уроку предполагает определение задач, направленных на формирование умений и навыков, получение и усвоение новых знаний. Учитель должен скорректировать подачу материала так, чтобы дети максимально усвоили конкретную тему, при этом он должен используется личностно-ориентированный подход.

    Данный тип урока предусматривает несколько этапов:

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний школьников.

    Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

    Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

    Обобщение и систематизация знаний.

    Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

    В качестве средств, воспроизводящих и корректирующих опорные знания учеников, а также служащих мотивацией учебной деятельности, можно использовать упражнения, в процессе выполнения которых учащиеся знакомятся с существенными свойствами понятий.

    Как показывает практика, подготовка учащихся к изучению нового материала через выполнение наглядных упражнений даёт лучший результат по сравнению с той ситуацией, когда учитель стремится “освежить” опорные знания путём теоретического опроса учащихся, “сухих” формулировок теорем и определений.

    На этапе восприятия и первичного осознания нового материала, осмысления связей и отношений в объектах изучения рассматриваются упражнения, выполнение которых приводит к идее доказательства теоремы либо к ознакомлению с существенными признаками понятий, а также упражнения, в процессе выполнения которых, учащиеся самостоятельно “открывают” новые знания.

    На этапе обобщения и систематизации знаний осуществляется усвоение существенных свойств понятия, составляющих его определение, приёмов и постигается связь изучаемого с ранее изученным. Поэтому на этом этапе следует использовать упражнения на усвоение структуры определения понятия, на усвоение приёмов его использования.

    Домашнее задание чаще всего предлагается с целью закрепления материала, изученного на уроке. Эффективность выполнения домашнего задания зависит от перспективы дальнейшего использования результатов домашней работы учащихся, от того, насколько активно они используются при получении новых знаний. Поэтому при определении домашнего задания следует предусмотреть возможность использования его для углубления изученного материала, для воспроизведения опорных знаний, особенно тех, которые используются при объяснении нового материала.

    В качестве примера рассмотрим урок на тему: “Одночлен”, одной из целей которого будем считать: формирование понятия одночлена и умение находить его числовые значения; актуализацию опорных знаний и умений.

    К опорным знаниям относятся понятия алгебраического выражения, произведения, Числового множителя, буквенного множителя; к умениям – запись алгебраического выражения по его элементам, выделение элементов заданного алгебраического выражения. Актуализация знаний осуществляется посредством выполнения упражнений.

    1. Из данного набора алгебраических выражений выберите такие, которые являются произведениями нескольких множителей:

    а) 5а 3 b ;

    б) 8ab 2 + c ;

    г) 9a 2 b 4 b 2 a ;

    Указанному условию удовлетворяют алгебраические

    выражения: 5а 3 b; 9a 2 b 4 b 2 a ; ; .

    Если учащиеся не назовут в числе требуемых алгебраических выражений 7; ;.

    2.Составьте новое алгебраическое выражение, используя выражение 5а 3 b и .

    Возможные ответы учащихся:

    5а 3 b+; 5а 3 b- ; 5а 3 b: ; 5а 3 b* .

    Итогом выполнения подобных упражнений является понятие одночлена. Далее формулируется определение одночлена и предлагаются упражнения на распознавание одночленов.

    3. Какие из указанных выражений являются одночленами:

    а) 3a 2 bxy * ; б) ; в) ; г) *2 9 д) е) (-7)a * b*9c; ж) –n 5 з) – mnc? Назовите числовые и буквенные множители одночленов.

    4.Запишите несколько алгебраических выражений, являющихся одночленами.

    5. Запишите несколько одночленов, отличающихся только числовым коэффициентом.

    6. Заполните пропущенные места:

    а) 18a 6 b 4 =2a 3 …*…b; б) -36mn 2 c 5 =36mc 2

    Также можно использовать упражнения на запись словесных формулировок в форме алгебраических выражений и обратно.

    7. Запишите алгебраическое выражение: а) удвоенное произведение чисел m и n; б) утроенное произведение квадрата числа p и числа g.

    8. Истолковать выражения: а) 4ab; б) a5b.

    Например, выражение 4ab можно истолковать как:

    Произведение чисел 4, a и b;

    Произведение чисел 4a и b;

    Площадь прямоугольника со сторонами 4a и b.

    9.Найдите числовые значения одночлена:

    5abc при a=2, b= , c=.

    10. Найдите значение выражения:

    (-0,125)a при a= 14, b=8.

    Организация выполнения упражнений может быть различной:

    • решение у доски;

    Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Одним из важных условий проведения урока является рациональный выбор его типа и соблюдения основных элементов его структуры.

    Довольно часто наблюдается несоответствие между типом урока и его основными структурными элементами (например, в уроке систематизации и обобщения вообще отсутствует систематизация в определенной системе взаимосвязей, а является лишь повторением отдельных фактов или действий в виде перечня). Особенно это касается уроков в виде игр, соревнований и т.п. Типичной ошибкой является и то, что иногда подменяются понятия «определение темы, цели и задач урока» с «мотивацией» учебной деятельности.

    Существует несколько подходов к классификации уроков : по дидактической цели, по цели организации познавательной деятельности, по основным этапам учебного процесса, методам обучения, по способам организации учебной деятельности учащихся.

    Дидактическая цель является важнейшей составляющей процесса обучения, поэтому классификация по этому признаку наиболее близка к реальному уроку. Интересной типологией уроков по признаку дидактической цели является классификация уроков В.А. Онищука

    Тип урока определяет особенности его структуры (наличие, последовательность и взаимосвязь элементов). Одни уроки включают все элементы структуры, другие - только некоторые.

    Урок усвоения новых знаний

    Цель: усвоение учащимися, восприятие, осмысление определенных понятий, законов, теорий.

    Наиболее эффективно процесс усвоения новых понятий, умений и навыков осуществляется учащимися во время активной деятельности, обусловленной применением учителем разнообразных методов, средств обучения и технологий.

    Структура урока

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5-7 мин.).

    Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).

    Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (10-20 мин. / Для младшего школьника / или 10-30 мин. / Для старшеклассника /).

    Обобщение и систематизация знаний (10-15 мин.).

    Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).

    Чаще всего таким уроком является вводный урок курса (темы, раздела), когда он незначительной степени связан с темой предыдущего урока. Также, правильно выбрать этот тип урока в случае, когда содержание материала сложное, объемное, содержит значительное количество новых понятий и положений.

    Может использоваться объяснительно-иллюстративное, проблемное изложение. Занятие можно провести в форме беседы, лекции, экскурсии, видеоурока, учебной конференции с подготовленными докладами (сообщениями) учащихся. Во время проведения урока уместны конспектирование, составления тезисов, опорных схем, работа с учебником, картой и т.д. Главное, чтобы изучение нового материала учащимися шло не пассивно, а в ходе разнообразной активной познавательной деятельности.


    Урок усвоения навыков и умений

    Цель: закрепление и осознание ранее усвоенного материала (знаний, умений, навыков), овладение учащимися определенным теоретическим материалом, правилом или алгоритмом. Наиболее эффективно процесс усвоения умений и навыков осуществляется учащимися во время активной деятельности, обусловленной применением учителем разнообразных методов, средств обучения и технологий.

    Структура урока

    Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и опыта учащихся (подготовительные задачи).

    Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

    Изучение нового материала (вступительные упражнения).

    Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения).

    Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

    а) упражнения по образцу;

    б) упражнения по инструкции;

    в) упражнения по заданию учителя.

    Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

    Итоги урока и сообщение домашнего задания.

    Основой такого урока можно назвать тренировки в различных вариантах, которые требуют от ученика перенос знаний и умений в новые, нестандартные ситуации. Для проведения таких уроков используется практическая работа. В педагогической литературе именно этот тип урока рекомендуется как наиболее уместный для таких предметов, как физика, химия, география, биология и, конечно информатика. Практические работы в значительном количестве представлены в учебных программах, и практические задачи являются неотъемлемой составной фактически каждого урока информатики.

    Содержание уроков этого типа имеет значительные возможности для большой вариативности задач и способствует дифференциации и индивидуализации обучения. Урок формирования и совершенствования умений и навыков могут проводиться в виде игр, соревнований, и т.д. и сочетать и индивидуальные, и фронтальные, и групповые методы работы.


    Цель: научить самостоятельно и творчески применять знания, навыки и умения в жизненных условиях, способствовать подготовке учащихся к жизни, труду на производстве, усилению связи теории с практикой, формирование у учащихся трудолюбия, самостоятельности и творческой активности в решении различных производственных задач и жизненных проблем.

    Структура урока

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.

    Мотивация учебной деятельности.

    Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.

    Самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством учителя.

    Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

    Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы и теоретическая интерпретация полученных результатов.

    Итоги урока, сообщение домашнего задания.


    Урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа)

    Структура урока

    Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.

    Усвоение новых знаний.

    Формирование элементарных навыков на основе применении их в стандартных условиях.

    Формирование дифференцированных обобщенных умений.

    Анализ задачи (раскрытие способов решения творческих элементов).

    Подготовка необходимого для работы оборудования.

    Самостоятельное выполнение практической части работы.

    Творческое применение обобщенных знаний, умений и навыков в постоянно меняющихся условиях, или в ситуациях, приближенных к жизненным.

    Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль в процессе выполнения работы.

    Итоги урока.

    Сообщение домашнего задания.


    Урок обобщения и систематизации знаний

    Цель: приведение усвоенных учащимися понятий в стройную систему, которая предусматривает раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами; сознательное овладение основными теориями и ведущими идеями учебного предмета или принципами соответствующей отрасли науки.

    Эти уроки направлены на решение двух основных дидактических задач:

    а) проверку и установление уровня овладения учащимися основами теоретических знаний и способами познавательной деятельности;

    б) повторение, коррекцию и более глубокое осмысление учебного материала.

    Структура урока

    Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

    Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

    Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

    Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

    Для систематизации и обобщения выделяются ключевые вопросы курса. Внимание обращается на нахождение и раскрытие в уже выученном материале закономерностей, логических связей, глубокой сущности процессов и явлений, на переход от отдельных к более широким обобщениям. Следует обратить внимание на то, что систематизация предполагает определенную форму отражения отдельных фактов в определенной системе отношений - схему, обобщающую таблицу. В любом случае нельзя считать систематизацией простое воспроизводство отдельных фактов или действий в конце изучения темы. Это будет простое повторение.

    Урок такого типа может проходить в форме обзорной лекции, беседы, опросов, выполнение системы заданий и др.


    Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

    Уроки этого типа предназначены для:

    а) контроля за уровнем усвоения учащимися теоретического материала, сформированности умений и навыков;

    б) коррекции усвоенных учащимися знаний, умений и навыков.

    Цель: проверка качества и прочности усвоенного материала, сформированности умений и навыков, внесение корректив, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях, выявление качества усвоения знаний, навыков и умений.

    Структура урока

    1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока:

    Показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных в школе знаний, навыков и умений;

    Сообщение о характере задач на уроке, последовательность и способы их выполнения, оформление результатов самостоятельной работы.

    2. Проверка знания учащимися фактического материала и умение раскрывать элементарные внешние связи в предметах и ​​явлениях:

    Устная фронтальная беседа;

    Устный индивидуальный опрос.

    3. Проверка знаний учащимися основных понятий (законов) и умений объяснять их сущность, приводить самые убедительные аргументы в своих суждений и примеры:

    Письменная работа (8 - 10 мин.)

    Индивидуальный опрос.

    4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени их обобщения:

    Письменный опрос;

    Самостоятельное составление или заполнение таблицы.

    5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях:

    Письменное решение задач (вычислительных, качественных или познавательных)

    Выполнение самостоятельных практических заданий с готовыми данными, сформулированными вопросами и известным способом выполнения действий.

    6. Применение знаний в измененных (нестандартных) условиях:

    Выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса приобретенных знаний и способов выполнения действий в новых условиях;

    Выполнение комплексных творческих практических задач.

    7. Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.

    8. Итоги урока и сообщение домашнего задания.

    Такие уроки проводятся в конце изучения темы, раздела и исполняют целый ряд функций: контролирующую, обучающую, воспитательную, диагностирующую и др.

    Уроки проверки могут быть организованы весьма разнообразно (в виде игр-соревнований, контроля знаний и т.д.), имеют широкие возможности для сочетания в индивидуальной, и групповой работе.


    Комбинированный урок

    Структура урока:

    применяются различные комбинации структурных элементов различных типов уроков.

    1. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

    2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3. Сообщение темы, задач урока.

    4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

    5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

    6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

    7. Анализ достижений учащихся.

    8. Итоги урока.

    Рассмотренные выше структуры уроков являются ориентировочными. Они предусматривают вариативность в зависимости от возраста учащихся, их подготовки, содержания учебного материала, методов обучения, места проведения уроков и т.п.

    2 к. к. МОУ « Гимназия», г. Абакан

    2 к. к., МОУ « Солнечная № 2 СОШ»,

    9 разряд, нш-д/с № 9 «Родничок»,

    2 к. к., МОУ « Усть-Абаканская СОШ № 1»,

    2 к. к. МОУ « Бондаревская СОШ № 2».

    Современный комбинированный урок литературного чтения

    Книга никому не может дать больше,

    чем он может из нее взять.(Народная мудрость).

    Термин «литературное чтение» в педагогической науке и практике употребляется в двух значениях: как метод обучения и как первоначальная ступень освоения предмета «Литература».

    Качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, и их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

    Степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

    Степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

    Уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебе; степень прилежания и старания.

    Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные – словесными суждениями (характеристиками).

    Итак, основные образовательные линии, вошедшие в курс «Литературное чтение», таковы:

    Первая линия обеспечивает полноценное восприятие произведения, глубину понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявляется точка зрения писателя, формируется позиция читателя. Вторая линия определяет систему работы над навыком чтения. Основными видами чтения являются самостоятельное чтение, чтение молча и выразительное чтение. Третья линия предполагает включение учащихся в эмоционально – творческую деятельность в связи с чтением. Четвертая линия обеспечивает формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова. Пятая линия расширяет круг чтения учащихся, обеспечивает формирование читательских умений, создает литературное пространство, соответствующее возрастным особенностям детей.

    В программе заложен эмоционально – эстетический принцип , предполагающий воздействие книги на эмоционально – чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, отражение в нем человеческих переживаний, эмоций и чувств.

    Ценностно–ориентировочный принцип позволяет учащимся применять приобретенные знания, умения и навыки для самостоятельной работы с произведением и книгой и расширять свой читательский опыт.

    Принцип системности реализуется в системно-комплексном подходе к обучению, воспитанию и развитию, как на уроках чтения, так и во взаимодействии с другими формами работы (библиотечные часы, кружки, конкурсы, творческие мастерские).

    Осуществляется принцип преемственности между разными этапами литературного образования и взаимосвязи уроков чтения с уроками русского языка , окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.

    Данные принципы определили условия развития школьника-читателя:

    Создание на уроке возможности для работы каждому ученику в соответствии с его уровнем развития;

    Доступность учебного материала, позволяющая осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников с учетом их возрастных особенностей и уровнем сформированности читательских умений;

    Последовательное изменение и усложнение содержания курса, формирование необходимых читательских умений и навыков, обеспечивающих литературное развитие учащихся;

    Постепенное обучение школьников нормам литературного произношения и выразительности речи

    Обеспечение готовности ученика к дальнейшему литературному развитию на каждом возрастном этапе;

    Использование на уроках чтения целенаправленных методов и средств обучения для активизации деятельности учеников.

    Литература не может выполнять иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому-либо понятию, теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность читатель-ребенок должен постепенно осознать, обогатить свой духовный мир в процессе общения с произведением как искусством слова и детской книгой .

    Методы и приемы , используемые на уроках чтения, имеют широкий аспект: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы произведения, проникновение в эмоциональную сферу произведения путем выразительного чтения и творческого воображения учащихся. Используются практические действия детей (пометы, подчеркивания, перегруппировка текста и т. д., изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание), игровые приемы, речевая деятельность – письмо (дописывания, списывания, сочинения) и устная речь – составление различного рода высказываний сравнительного характера, умозаключений, составление подробных, кратких, выборочных рассказов, отзывов о книге, произведении, писателе.

    Литература.

    1. Безрукова о современном уроке в школе: проблемы и решения./ М.: «Сентябрь». № 3, 2004 (библ. журнала «директор школы»)

    2. Дидактика современной школы: Пособие для учителей/ М.: Просвещение, 1999.

    3. Оморокова чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. М.:АРКТИ,1999.

    4. Онищук В. А Урок в современной школе. М.:1981.

    5. Конаржевский урока. М.: «ВАКО», 2000.

    1. Структура урока усвоения новых знаний:

    1) Организационный этап.

    3) Актуализация знаний.

    6) Первичное закрепление.

    7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

    1) Организационный этап.

    2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

    4) Актуализация знаний.

    § с целью подготовки к контрольному уроку

    § с целью подготовки к изучению новой темы

    6) Обобщение и систематизация знаний

    2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

    1) Организационный этап.

    2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

    3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    4) Первичное закрепление

    § в знакомой ситуации (типовые)

    § в изменённой ситуации (конструктивные)

    5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

    6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Актуализация знаний.

    4) Обобщение и систематизация знаний

    Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

    Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

    5) Применение знаний и умений в новой ситуации

    6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

    5. Структура урока контроля знаний и умений

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

    Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

    4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

    В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

    4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    7. Структура комбинированного урока.

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Актуализация знаний.

    4) Первичное усвоение новых знаний.

    5) Первичная проверка понимания

    6) Первичное закрепление

    7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    Самоанализ урока по ФГОС

    Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

    Самоанализ урока дает возможность:

    - правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

    - развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

    - формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

    - формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

    Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

    План самоанализа урока

    1. Характеристика класса:

    - межличностные отношения;

    - недостатки биологического и психического развития;

    - недостатки подготовленности класса.

    2. Место урока в изучаемой теме:

    - характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

    3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

    4. Характеристика плана урока:

    - содержание учебного материала;

    - методы обучения;

    - приёмы обучения;

    - формы организации познавательной деятельности.

    5. Как был построен урок в соответствии с планом:

    - разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

    6. Структурный аспект самоанализа урока:

    - анализ каждого элемента урока;

    - его вклад в достижение результата;

    - доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

    7. Функциональный аспект:

    - насколько структура урока соответствовала общей цели;

    - соответствие возможностям класса;

    - анализ стиля отношений учителя и учащихся;

    - влияние на конечный результат урока.

    8. Аспект оценки конечного результата урока:

    - формирование универсальных учебных действий на уроке;

    - определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

    - причины разрыва;

    - выводы и самооценка.

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

    I. Краткая общая характеристика класса

    1. Общая подготовленность класса:

    - умение детей работать в парах;

    - умение детей работать в малых группах;

    - умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

    - умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

    2. Общая характеристика общения.

    3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

    4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

    5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

    II. Анализ эффективности проекта урока

    1. Реальность цели урока.

    2. Каким образом организовать работу на уроке?

    3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

    4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

    5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

    6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

    7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

    8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

    9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

    10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

    11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

    12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

    III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

    1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

    2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

    3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

    4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

    5. Была ли принята учебная задача учащимися?

    6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

    7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

    8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

    9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

    10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

    IV. Оценка целостности урока

    1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

    2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

    3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

    4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

    Типы современного урока.

    Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.

    Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.

    Типы урока

    Тип урока

    Целевое назначение

    Результативность обучения

    Урок первичного предъявления новых знаний

    Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

    Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

    Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

    Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

    Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

    Урок применения метапредметных и предметных знаний

    Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

    Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

    Урок обобщения и систематизации предметных знаний

    Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

    Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

    Урок повторения предметных знаний

    Закрепление предметных знаний, формирование УУД

    Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

    Контрольный урок

    Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

    Результаты контрольной или самостоятельной работы

    Коррекционный урок

    Индивидуальная работа над допущенными ошибками

    Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

    Интегрированный урок

    Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

    Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

    Комбинированный урок

    Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

    Запланированный результат

    Нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее,

    компьютерном классе, предметном кабинете)

    Применение УУД при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов; умение использовать лабораторное оборудование; умение пользоваться дополнительными информационными источниками

    Урок решения практических, проектных задач

    Практическая направленность изучения теоретических положений

    Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

    Технологическая карта.

    Тема урока

    Тип урока

    Дата урока

    Образовательные ресурсы

    План урока

    Цели урока

    Формы и методы обучения

    Основные термины и понятия

    Планируемые образовательные результаты:

    Научатся:

    Получат возможность научиться:

    Организационная структура урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы организации совзаимодействия на уроке

    УУД

    Организационный момент

    Актуализация знаний

    Изучение нового материала

    Первичное осмысление и закрепление

    Итоги урока.

    Рефлексия

    Домашнее задание


    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх