Образ женщины в мороз красный нос. «Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова (По поэмам "Мороз, Красный нос", "Русские женщины"). Характер Дарьи – вдовы Прокла

Образ русской женщины в отрывке из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…»)

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Русская пословица

В этом отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос» Николай Алексеевич Некрасов восхищается русской женщиной. Поэт настолько ярко и живо смог создать её образ, что это восхищение передаётся и читателю.

В начале отрывка Некрасов говорит: «Есть женщи­ны в русских селеньях…», а далее он описывает одну такую женщину. Чтобы показать нам её образ, поэт использует эпитеты и сравнения. Взгляд русской жен­щины он сравнивает «со взглядом цариц», её зубы - «что крупные перлы», а лицо «величаво, как в раме». Слова и выражения «красивая сила», «тяжёлые русые косы», «смуглая грудь», «сердечный смех», «красивые, ровные зубы», «румяные губы» помогают создать об­раз русской красавицы. Поэт любуется русской жен­щиной. Но автор восхищается не только её внешней красотой:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Некрасов пишет, что русская женщина необычай­но трудолюбива, она «не любит безделья», «ей некогда лясы точить»:

В ней ясно и крепко сознанье,

Что всё их спасенье в труде,

И труд ей несёт воздаянье:

Семейство не бьётся в нужде.

Поэт подчёркивает, что такая женщина - хорошая хозяйка, она всё успевает:

Всегда у них тёплая хата,

Хлеб выпечен, вкусен квасок,

Здоровы и сыты ребята,

На праздник есть лишний кусок.

Таким крестьянкам так же тяжело, как всему рус­скому народу:

Идут они той же дорогой,

Какой весь народ наш идёт…

Но русская женщина умеет не только работать, но и веселиться. В праздники, «…как сгонит улыбка веселья // С лица трудовую печать», - она преображается:

Такого сердечного смеха,

И песни, и пляски такой За деньги не купишь…

Создавая образ русской женщины, Некрасов ис­пользует даже преувеличения: «Что взмах - то гото­ва копна!», «Коня на скаку остановит,// В горящую избу войдёт!»

Называя свою героиню и «красавицей», и «бабой», и «маткой», Некрасов в каждой строчке этого отрывка воспевает её.

Показывая, с одной стороны, трудолюбие, хозяй­ственность, смелость, силу русской женщины, а с другой, - её природную красоту, чувство собствен­ного достоинства, умение веселиться, поэт создаёт очень точный, живой образ русской крестьянки. Ведь если бы в России не было таких женщин, наша стра­на вряд ли смогла бы пройти столько испытаний и одержать великие победы!

Здесь искали:

  • образ русской женщины в поэме некрасова мороз красный нос
  • какие сравнения эпитеты помогают создать портрет русской женщины примеры
  • есть женщины в русских селеньях анализ

Образ русской женщины есть в ряде произведений Н. Некрасова. Однако наиболее полно он раскрыт в поэме «Мороз, Красный нос». В ней автор охватывает все аспекты образа: внешность, характер и, наконец, судьбу. Как ему это удается? Дело в том, что в образной системе произведения главным персонажем является женщина. Кроме того, Н. Некрасов создает собирательный образ русской женщины, который, по его мнению, является идеальным.

Характеристика собирательного образа очень объемная, занимает несколько десятков строк. Начинается она с описания судьбы крестьянок. Н. Некрасов пытается объяснить причину бед «женщин русской земли». Он считает, что все из-за того, что крестьянка – жена и мать рабов и рабу покоряется. Автор утверждает, что Господь забывал о крестьянке, поэтому она и стала жертвой судьбы. Он искренне жалеет русскую женщину: «Тот сердца в груди не носил, кто слез над тобою не лил».

Далее Н. Некрасов пытается воссоздать «тип величавой славянки». Это русская женщина, которая при любых невзгодах умеет сохранять «важное спокойствие лица», грациозные движения и «взгляд царицы». Такая женщина приковывает к себе взгляд и, кажется, дарит окружающим свое внутреннее солнце. Она всегда рядом с народом, но выделяется среди простых людей тем, что к ней не липнет «грязь» убогой жизни.

Создавая портрет идеальной женщины, поэт не забывает о чертах, которые в народе всегда считали красивыми. Женщина из поэмы «Мороз Красный нос» «румяна, стройна, высока», поэтому любая одежда ей к лицу.

Истинное украшение русской красавицы – длинные русые косы, аккуратно собранные под платок. Они привлекают внимание парней, которые осмеливаются приблизиться к неприступной девушке и закинуть ей волосы наперед.

Характеру русской женщины также уделяется много внимания. В первую очередь Н. Некрасов говорит о ее выносливости и трудолюбии. Крестьянка никогда не сидит без работы, ловко выполняет любое дело. Женщина, воспеваемая Николаем Алексеевичем, никогда не сплетничает. Ей некогда «лясы точить», о чем прекрасно знают ее соседушки, поэтому и не смеют приходить к ней за чем-либо.

Если в будни крестьянка полностью отдает себя работе, то в выходные от души веселится. Тогда она искренне смеется, прекрасно пляшет и поет, чем любуются мужики. О веселье русской женщины поэт рассказывает мало, после двух строф он снова возвращается к будням, с гордостью заявляя, что на русскую красавицу всегда можно положиться, ведь она поможет в любой беде. В фразе, которая сегодня стала афоризмом, поэт воспевает силу женщины: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

В конце характеристики сборного образа Н. Некрасов рассказывает о главной женской роли – материнстве. Он считает, что идеальная женщина – заботливая мать, хранительница домашнего очага. Ее семья всегда сыта и окутана любовью.

Собирательному образу русской женщины соответствует главная героиня, . На ее примере Н. Некрасов показал, какая печальная участь ждала многих русских женщин, которые вышли замуж за рабов и родили рабов.

Сочинение

Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Н. А. Некрасов
"Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях.
Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены
Корчагиной.
Одна из частей названа "Крестьянка", в которой Матрена сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожай. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство.
Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале, в порыве отчаяния, готова все стерпеть:
И тут я покорилася,
Я в ноги поклонилася...
Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это - женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь Матрены Тимофеевны.
В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обращения, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.
Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а "Крестьянка". Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.
Описывая тип "величавой славянки", Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".
Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая - княгине Волконской.
Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями:
Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути...
Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного:
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя...
Повествование во второй части поэмы ведется от первого лица - от лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой:
--- Ты всех безрассудно бросаешь,
За что же?
- Я долг исполняю, отец.
При этом подчеркивается предначертанность судьбы героини:
Делить с ним радость,
Делить и тюрьму
Должна я, так небу угодно!
Описание декабристов сходно с описанием христианских мучеников и самого Христа:
Не покажусь я палачу
Свободных и святых.
И я полюбила его, как Христа,
В своей арестантской одежде
Теперь он бессменно стоит предо мной,
Величием кротким сияя.
Терновый венец над его головой,
Во взоре - любовь неземная...
Поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-религиозные тона.
Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков.
Надо отдать должное Н. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный образ женщины, верной долгу, которая поражает своей цельностью.
Некрасов показал, что образ "величавой славянки" не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин - всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота.

Другие сочинения по этому произведению

Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Женский образ Дарьи в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Какие чувства вызвала у меня поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (1) Сказочный Морозко в поэме Некрасова «Мороз Красный Нос» Что восхищает поэта в русской женщине-крестьянке (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос») (3)

Собирательный образ крестьянки в поэме

Дарья – крестьянская женщина, вдова умершего Прокла. Её образ не сразу появляется в поэме «Мороз, красный нос» . В III главе Некрасов рассуждает о рабской судьбе русской крестьянки, которая не менялась веками. Лирический герой обращается к крестьянке и обещает открыть миру её страдания и жалобы.

Некрасов берётся описать особый тип крестьянки. Это величавая славянка, которой удаётся оставаться царственной, несмотря на жизненные обстоятельства: «Идут они той же дорогой, какой весь народ наш идет, но грязь обстановки убогой к ним словно не липнет».

Некрасов даёт собирательный портрет такой крестьянки: «Красавица миру на диво, румяна, стройна, высока, во всякой одежде красива...». У неё тяжёлые волосы, красивые ровные зубы, похожие на перлы (сравнение). Красавица ловка в работе, выносит холод и голод, трудолюбива, умеет веселиться, она отважна и мужественна: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».

Убеждение крестьянки в том, что спасенье её семьи – в труде, даёт ей «печать внутренней силы». Семья у неё не бедствует, все здоровы, сыты и счастливы.

Характер Дарьи – вдовы Прокла

Такой были и вдова Прокла, пока её не иссушило горе. Она сравнивается с берёзой в лесу без вершины.

Только в описании подробностей жизни и смерти Прокла появляется имя его жены. И это не случайно. Она мыслит себя только как часть своей семьи, как помощницу и защитницу мужа, ночью для его исцеления бежит за чудотворной иконой в монастырь в 10 верстах: «Я ли о нём не старалась? Я ли жалела чего? Я ему молвить боялась, как я любила его!»

Всю дорогу через лес Дарья, боясь зверей, нечистой силы, а больше всего – примет (перебежавшего дорогу зайца, упавшей звезды, ворона на кресте), молилась Царице Небесной. Дарья дерзает упрекать Владычицу в том, что та не помиловала её судьбу и её Прокла.

Семья крестьян трудилась день и ночь: Прокл «лето жил работаючи, зиму не видел детей», а Дарья всё плакала ночами и ткала длинную льняную нить. Своё благополучие они сколотили «по копейке, по грошику медному». После похорон Дарье приходится ехать в лес за дровами, отведя детей к соседям.

Плач и жалобы Дарьи

В лесу, где «мёртвый, могильный покой», Дарья даёт волю слезам, которые так долго сдерживала. Некрасов описывает её стенания с помощью метафор: «Стоны лились на просторе, голос рвался и дрожал, оборвались струны бедной крестьянской души». Природа равнодушна к её горю: лес внимал безучастно, бездушное солнце равнодушно глядело на муки .

Дарья рубит дрова (это её обычное занятие), но не может забыть мужа, разговаривает с ним. В её сознании путаются реальность, связанная со смертью мужа, и будущая жизнь с ним как с живым. Дарья продумывает, как одна будет пахать землю, как убирать сено, как в муках собирать урожай. По жанру её причитания – народные плачи об умершем муже. Она вспоминает пророческий сон о напавших на неё ржаных колосьях, которые она принимает за врагов (метафора смерти мужа).

Дарья мечтает о будущем своих детей: как Маша будет играть в хороводе, как Гриша вырастет и женится. С помощью психологического параллелизма (образ выходящего из леса волка и чёрной густой тучи с молнией) Некрасов передаёт опасения Дарьи, что именно её сына вор-судья заберёт в рекруты.

Наплакавшись и нарубив столько дров, что и возом не увезти, Дарья остановилась у высокой сосны. Вот тут-то и состоялась её встреча с фольклорным Морозом .

Дарья и Мороз

Некрасову важно понять, что происходит в душе у Дарьи. Физически вполне живая и крепкая, она теряет волю к жизни: «Душа истомилась тоской, настало затишье печали – невольный и страшный покой!» Мороз сватается к Дарье, он завидный жених: силён и богат. Он предлагает Дарье то ли смерть, то ли вечную жизнь, обещая сделать её своей царицей, которая, как и Мороз, будет царствовать зимой и засыпать летом.

Дарья смиряется только тогда, когда Мороз обращается в любимого мужа и целует её. Он одаривает её за правильный ответ на сказочный вопрос «тепло ли тебе?» сладким сном о лете и тепле. Это лучшее и самое счастливое воспоминание из жизни Дарьи: тяжёлый крестьянский труд среди своей семьи, забота о муже и детях. Последнее, что открывается читателю из Дарьиного сна – лица детей в снопах ржи (символ жизни) и песня, слов которой лирический герой читателю не говорит. Лирический герой призывает не жалеть о счастливой Дарье и даже завидует ей. Но всё-таки даёт ей шанс проснуться и позаботиться о детях. Единственное живое существо, не поддавшееся Морозу,- белка – сбрасывает на Дарью ком снега. Но, очевидно, крестьянка уже мертва.

  • «Мороз, Красный Нос», анализ поэмы Некрасова
  • Образ Мороза в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос»

В своих произведениях Некрасов посвятил много строк русским женщинам. Женщин он изображал разными.

В поэме «Мороз. Красны нос» Некрасов описал образ крестьянской женщины. Эта женщина статная, красивая, с белыми ровными зубами, алыми губами, розовыми щечками, длинными русыми косами. У нее плавные движения, горделивая походка. Эта женщина умело выполняет всю работу в хозяйстве. Она хорошо поет, танцует. Крестьянка вышла замуж за крестьянина. У нее хороший работящий муж, добрые свекор и свекровь, здоровые дети. Она жила хорошо. Когда муж заболел, она испробовала все способы, чтобы помочь ему. Она одна не побоялась ночью идти в монастырь за целительной иконой. Но смерть мужа подкосила ее. Она погибла в лесу с мыслями о любимом муже.

В поэме «Русские женщины» Некрасов рассказал о княгинях Екатерине Трубецкой и Марии Волконской. Они не побоялись осуждения в свете. Они приняли решение ехать в ссылку за своими мужьями. Эти женщины привыкли с детства жить в роскоши, ни в чем не нуждаться. Они решились на то, чтобы пойти против воли родителей, отказаться от роскошной жизни, рисковать своей жизнью, своим здоровьем. Все это они сделали ради того, чтобы оказаться рядом со своими мужьями. Они преодолели тяжелый и долгий путь. Их пытались запугать местные чиновники, но они не изменили своего решения.

В этих двух произведениях Некрасов показала всю красоту и силу русской женщины. Он восхищался и жизнью простой крестьянки и героизмом дворянок. Русские женщины сильные, умные, красивые, верные.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх