Россиянка рискнула переехать в индию и теперь рассказывает о своей новой жизни. Путешествие в Индию: шок – это по-нашему. "Откровенная Индия" (док. фильм) Как живут в индии обычные люди

Публикует рассказ фотографа Кати Пешаковой о том, как устроить жизнь в сказочной Индии.

Индией я интересовалась с детства. Когда мне было 16 лет, знакомый пригласил меня на фестиваль кришнаитов. В движении сознания Кришны меня больше привлекала не сама организация, а индийская культура в ее общем проявлении. Для меня было важно познать суть Индии: историю, культуру, язык, религию. Я буквально заболела этой страной и восхищаюсь ею до сих пор.

Путь в Индию

Уже при первом посещении Индии я поняла, что хочу жить в этой стране. Оставалось лишь понять, как остаться здесь навсегда. Переезд происходил довольно болезненно из-за материальных и визовых проблем. Мне было 22, я не могла сразу встать на ноги, поэтому приходилось несколько раз в год возвращаться домой. Мой план сработал лишь спустя три года.

Пока я не могла работать, просто стала контактировать с индийскими фотографами и организациями. Мне нужно было понять процесс, получить представление о том, как устроена индийская свадьба, поэтому я предлагала свои услуги студиям бесплатно. Откликнулась лишь одна, и каждый день я ходила на бесплатные съемки и жила на сбережения, сделанные в России.

Спустя некоторое время мне стали платить за съемку сто долларов, хотя позже я узнала, что студия продавала мои работы в несколько раз дороже. Когда я набрала клиентскую базу, решила открыть фирму и работать под собственным именем. Сначала были сложности, но в итоге мы все преодолели, и моя фирма успешно работает по сей день.

Варанаси

По приезде в Индию меня ничто не удивило: я была хорошо подготовлена к этой стране, поэтому не возникло диссонанса. Я не мечтала о сказочной Индии и принимала все реалии как данность. Когда чего-то сильно хочешь, перестаешь замечать мелкие неудобства.

Я поселилась в Варанаси, а до этого жила в Гоа и Дели. Варанаси - очень специфический город, он особо почитаем, потому что считается городом Шивы. Многие верят, что Шива здесь присутствует, а тот, кто завершит свой жизненный путь кремацией в Варанаси, сразу получит освобождение, даже если не заслужил его своим образом жизни.

Город похож на лабиринт: новые дороги врезаны в старую часть, находящуюся на побережье реки. До сих пор во время прогулок я нахожу здесь новые улицы, хотя живу тут уже долго.

Я поселилась в старой части Варанаси, потому что хотела быть ближе к реке. Этот район считается европеизированным. Тут мне комфортно, ведь с одной стороны - европейский кусочек жизни, с другой - историческое место с множеством храмов в пешей доступности.

Жизнь - игра

Местные жители очень открыты и доброжелательны. Гостеприимство - один из принципов индийской культуры: хозяин должен относиться к гостю как к божеству. Индийцы из всех азиатов больше всего похожи на русских, поэтому я не чувствую барьера в общении. Они могут подойти на улице, расспросить о жизни и сразу стать твоим другом.

Мне удалось пожить некоторое время в индийской семье, благодаря этому я здорово подтянула свой язык, хотя учила хинди еще в России. Даже несмотря на то, что я свободно им владею, стараюсь брать дополнительные уроки у преподавателя.

В Варанаси редко встретишь носителя русского языка, чего нельзя сказать о Гоа. Однако отношение к нашим соотечественникам в этих двух штатах сильно разнится. В Варанаси люди более скромные, придерживаются традиций, а в Гоа люди крутятся в туристическом бизнесе, и многих это испортило. Хотя индийцы не видят ничего плохого в зарабатывании денег. В индийской религии человек должен пройти четыре ступени, чтобы достичь освобождения: кама - удовлетворение желаний, артха - зарабатывание денег, дхарма - духовный рост и мокша - освобождение. Артха - одна из ступеней: человек не считается плохим, если он получает прибыль. На туристах грех не заработать!

Индусы не обманывают туристов, а играют с ними. В их представлении жизнь - это игра. У человека с восточным менталитетом есть установка: «Я называю тысячу, потому что мы будем торговаться и дойдем до определенной суммы, которая устраивает обоих». Индиец получает удовольствие от процесса, а мы при слове «тысяча» разворачиваемся и уходим, даже не вступая в игру.

Старшее поколение при упоминании о России часто говорит: «О, хинди руси бхай бхай!» («Индийцы и русские - братья»). Это лозунг советско-индийской дружбы, который был популярен в 1950-1980-е годы. Люди помнят об этом.

Традиции

Индия славится несметным количеством праздников и необычными традициями. Новый год - это повод погулять для молодежи. Самый главный индуистский праздник - Девали. Многие пускают фейерверки, украшают дома гирляндами, а бизнесмены закрывают счетные книги, поэтому в моем сознании этот праздник стал Новым годом. Мне важнее праздник победы над злом, я пытаюсь отмечать его с близкими людьми.

Мне нравится наблюдать за свадебными обрядами. В каждом штате они разные, даже разные касты одного штата отмечают это событие по-своему.

Свадебный обряд начинается со сватовства. Родственники жениха приходят к невесте и договариваются о свадьбе. Утром устраивают обряд михенди - кожу невесты и ее подружек расписывают хной. Вечером, накануне свадьбы, проводят сангид - танцевальную свадебную программу. Гвоздем вечера является танец невесты.

В свадебный день организуется обряд халди. Пастой из куркумы, смешанной с маслами и благовониями, умащивают невесту и жениха. На нашей белой коже это смотрится не так красиво - она приобретает желтый оттенок, а индийская переливается золотистым цветом. Свадьба считается завершенной после того, как молодожены обойдут костер семь раз.

Квартирный вопрос

Стоимость аренды жилья в индийских городах варьируется в зависимости от района. Апартаменты в жилом комплексе стоят дороже, так как необходимо платить членский взнос. В Дели я снимала трехкомнатную квартиру в спальном районе за 25 тысяч рублей. Апартаменты вне жилого комплекса обойдутся в 10-15 тысяч рублей, однако условия здесь значительно хуже.

Мой район в Варанаси считается дорогим из-за огромного количества европейцев, поэтому за апартаменты я плачу около 20 тысяч рублей. Но это не значит, что бедным людям приходится жить на улице - можно найти комнату даже за две тысячи рублей. Здесь есть жилье на любой кошелек, все зависит от запросов.

Я пользуюсь так называемой бесплатной медициной - то есть государственной. Даже турист в Индии может рассчитывать на льготное обслуживание. Медобслуживание этого типа хорошее, однако больницы оборудованы плохо, а очереди к врачам огромные. Все бедные люди пользуются государственной медициной, ведь посещение казенной клиники стоит всего 20-30 рублей.

Недоброжелатели

Вся моя жизнь - отпуск. Я много читаю, изучаю город, занимаюсь йогой, устраиваю мастер-классы для европейских путешественников, которые хотят узнать Индию лучше. Сегодня, например, мы рассказывали об индийской фольклорной живописи. В свободное время веду свой блог. Моя цель - показать Индию во всей ее красе.

Встречаются недоброжелатели, которые видят в Индии лишь плохое. Часто задают вопрос: «Как ты живешь среди такой грязи?» Я перестала отвечать, что в Индии есть на что посмотреть, кроме грязи. Когда меня в очередной раз спрашивают об этом, я задаю встречный вопрос: «Неужели в цивилизации, которой более пяти тысяч лет, не на что больше обратить внимание?» Мне хочется, чтобы люди замечали более тонкие вещи, ведь красота - в глазах смотрящего.

Недавно я выложила фото медитирующего человека на реке Ганг. Лагерь комментаторов разделился: одни писали «Как же я хочу оказаться там», а другие «А чего он сидит в такой помойке?» Это показательная ситуация - насколько по-разному люди могут смотреть на мир.

Индийская сказка

Мама была подготовлена к моему переезду - она знала, что рано или поздно это случится. Настоящие друзья поддержали, а что думают остальные - мне все равно. Это моя жизнь, и мне неважно, как другие относятся к этому.

Я здесь почти десять лет. Часто принимаю знакомых из России. Я меняю устоявшиеся представления об Индии как о небезопасном месте - своей жизнью и блогом я показываю, что это всего лишь штамп и шаблон.

Мне до сих пор непонятно, почему позитивно мыслящему человеку говорят, что он смотрит на мир сквозь розовые очки? Почему мы привыкли к тому, что негатив необходимо принимать как должное? Я показываю Индию такой, какой мы видели ее в детстве: как индийскую сказку, как что-то необычное. Потому что она такая и есть.

Мы привыкли видеть Индию по фантастичным фильмам Болливуда и красивым фотографиям природы, но мало кто вспоминает о том, что Индия - это страна третьего мира. Люди в индийских трущобах живут просто в ужасающих условиях, но они так привыкли и их вроде бы всё устраивает, а может они просто никогда не видели лучше жизни. Предлагаем вам прогуляться по улицам индийских трущоб, вдали от туристических маршрутов и увидеть настоящую, суровую обратную сторону Индии.

Трущобы Дели:

Самая популярная мусорка в Дели - это река

По понятным причинам от реки очень плохо пахнет, даже на приличном от неё расстоянии

Быт многих простых индийцев такой же, как и сто лет назад. Беспроводной утюг на углях

Индийский школьный "автобус"

Уличный туалет. Комплексами индийцы не обременены. Многие вообще ходят в туалет, где придется, не стесняясь прохожих

Некоторый мужчины справляют нужду на корточка, по какому-то обычаю

"Интернет кафе" и компьютерный клуб в Дели

Типичные трущобы в Дели. Население Индии 1,22 млрд. человек. Нормального жилья хватает далеко не всем

Некоторые ездят на автомобилях времен британского колониализма

"Уютная" остановка такси

Уличная парикмахерская

Помимо инвалидов, на дорогах попрошайничают вот такие хлопушки. Увидев туристов, они быстро приближаются и начинают похлопывать вас по разным частям тела, вероятно выясняя наличие монет

Умершего на улице человека тут же, на глазах у всех, начали обчищать. Вынули деньги их кармана и сняли ботинки

В фотографа бросили камень и ему пришлось поспешно ретироваться. Может быть, этот человек даже не умер, а просто потерял сознание

Свежая курятина

Гужевой транспорт, 1 бычья сила

Суровое индийское детство

На улице можно поесть вкусно и не дорого, но вот с гигиеной и санитарией беда

Мотопробка в Дели. Отличный повод узнать последние новости и познакомиться

Джунгли Дели с висячими где попало проводами

Жилище в центре города

Как известно, корова является священным животном в индуизме. Употребление говядины в табуировано. Коровье молоко и молочные продукты играют ключевую роль в обрядах индуизма. Повсеместно коровам оказывается уважение - им разрешается свободно бродить по улицам городов. Повсеместно в Индии считается очень благоприятным знаком дать что-нибудь поесть корове перед завтраком. Во многих штатах в Индии существует запрет на убийство коров, за убийство или ранение коровы можно попасть в тюрьму. Исторически, из-за запрета на поедание коров, в индийском обществе возникла система, в которой только парии (одна их низших каст) употребляли в пищу мясо убитых коров и использовали их шкуры в кожевенном производстве

Убийство коров ограничивается во всех штатах Индии, за исключением Западной Бенгалии и Кералы, где не существует каких-либо ограничений. Коровы методически вывозятся на убой в эти регионы, несмотря на то, что перевозить коров через границы штатов запрещено индийскими законами. В больших городах, однако, работают много частных скотобоен. По данным на 2004 год, в Индии существовало примерно 3600 легальных скотобоен, а количество нелегальных оценивалось в 30000. Все попытки закрыть нелегальные скотобойни были безуспешными

Давайте отправимся в ещё один индийский мегаполис - Бангалор

В поезде Дели-Бангалор. У индийских проводников нет отдельного купе, они спят на полу рядом с туалетом

Бангалор:

Мумбаи:

Мумбаи (Мумбай, до 1995 года - Бомбей) - самый населённый город Индии (15 млн. человек). Центр индустрии развлечений. Здесь расположены киностудии Болливуда, а также офисы большинства телевизионных и спутниковых сетей Индии

Детство детей в Мумбае

Моются на берегу реки

Еще одни город-миллионник на северо-востоке Индии - Аллахабад:

Индия это именно та страна, где в полной мере сочетается красота и богатство одних людей и просто вопиющая нищета остальных.

Посетив эту страну ваше сознание перевернётся на изнанку и больше ни когда вы не будите говорить о том, что в России одни живут богато, а все остальные бедные. Посетив Индию, а особенно не самые благополучные районы и города можно будет увидеть сочетание роскоши и нищеты.

Как они живут

Совершенно рядом могут стоять роскошные особняки с позолоченными колонами, бассейнами, райскими садами с такими же райскими птицами и жалкие лачуги, в которых прозябают свой век полу голодные и так же полу одетые дети и их матери. В то время как их отцы пытаются заработать хотя бы на хлеб, что бы семья не умерла с голоду.

Эти чувства посетят любого туриста, который захочет проехать по окраинам города Дели или его провинциям. Во круг сплошная грязь и наличие нечистот выброшенных прямо на улицу.
Проблема Индии в не последнюю очередь заключается в её загрязнении как земли так и воды. Если с водой всё понятно, потому как наверное каждый знает, что процессия похорон сопровождается сжиганием тела и сбросом остатков в близ лежащую реку.

А вот суша загрязняется по причине отсутствия у Индусов культуры выбрасывать мусор в мусорные контейнеры, который найти, по крайней мере в провинции практически не возможно.

на видео- как живут люди в Индии

Мусор выбрасывается себе под ноги (купил булочку, снял пакетик и бросил себе под ноги. Выпил стаканчик кофе и полиэтиленовый пакет выбросил так же себе под ноги.) Что говорить если отходы граждане имеющие свои собственные дома выкидывают ни куда-то в контейнеры, а прямо около своего дома.
Посмотрев на такого рода красоты провинций понимаешь как на самом деле живут простые и богатые люди в Индии.

Продолжительность жизни

Всё это влияет на продолжительность жизни в Индии, которая составляет 68.7 лет, при этом мужчины в среднем живут на 5 лет меньше женщины — 66.3 против 71.2. Но такая тенденция происходит во всём мире. По продолжительности Индия занимает 118 место из 192 стран. Примечательно, что Россия находится на 113 месте. Как видно не далеко ушла.

Уровень жизни

При этом уровень жизни страны (экономика, качество жизни, уровень свободы, суверенитет) находится на очень низком. На 2014 год по исследованиям международных организаций занимает аж 106 место из 108 исследованных. Если сравнивать с нашей страной, то Россия находится на 32 месте. Что не может не радовать.
Так вот если посмотреть по показаниям уровня жизни в Индии и в России, то не выезжая в данную страну можно понимать как там живётся обычным гражданам.

Нужно отметить, что пенсионная система в Индии развита не так, как в России.

Обязательно пенсию получают только государственные служащие, у всех остальных это накопительная система, но не все работодатели отчисляют процент на пенсионный счёт работника, так как это не обязательно. По настоящим данным в Индии проживает 90 миллионов человек, которые достигли пенсионного возраста (60 лет). Однако они уже не могут работать, а государство каких-либо выплат не производит.

Текст: Виктория Крундышева

О ЖИЗНИ ИНДИЙСКИХ ЖЕНЩИН мы узнаём либо из болливудской классики вроде «Зиты и Гиты», либо из сводок новостей: пока на экране поют жизнерадостные красотки в ярких сари, в реальном мире женщин серной кислотой и во время операций по стерилизации. Недавно социальные сети облетел , в котором положение женщин сравнивают с коровами - не в пользу первых.

В индийской культуре женщине до сих пор отводят всего две роли: в зависимости от возраста её воспринимают либо как продолжение мужчины (дочь или жену), либо как мать семейства - хранительницу домашнего очага. И в первом, и во втором случае у женщины нет реального голоса, то есть её жизнь полностью зависит от воли мужчины. В последние несколько лет в стране открыто заговорили о домашнем и сексуальном насилии, о и даже о . Мы попросили Викторию Крундышеву, которая пять лет назад переехала в Индию, рассказать об истоках жестоких практик и о том, что с индийскими женщинами происходит сегодня.

Самосожжение и легенда о Сати

Индуистская мифология метафорична и открыта для интерпретаций - в ней немало сильных и самостоятельных женских образов, однако патриархальный уклад допускает лишь одну трактовку мифологических сюжетов. Идеальной женой и ролевой моделью для индийских девушек стала Сати (Савитри) - героиня древнего эпоса «Махабхарата». Главное качество Савитри - её бесконечная любовь к мужу: по легенде, принцесса последовала в загробный мир за любимым после его смерти и благодаря своей хитрости и смекалке победила местного правителя, вызволив и супруга, и себя. Со временем история Савитри трансформировалась: в поздних пересказах мифа на первый план выходит уже не мудрость принцессы, а то, что её верность и поклонение мужу заставили её пойти за ним в загробный мир. Имя «сати» получила жестокая традиция, которая обязывает вдову после смерти мужа взойти на погребальный костёр и заживо сгореть вместе с телом мужа - чтобы встретить с ним загробную жизнь.

Отказ добровольно проститься с жизнью считался бесчестьем. Женщин, которые не хотели гореть вместе с умершим мужем, не уважали и сторонились, а ещё чаще наказывали - то есть всё равно сжигали. Обряд сати, который был распространён по всему субконтиненту - яркая иллюстрация положения женщины в индийском обществе: первые свидетельства этой практики восходят к I веку до нашей эры, а наибольшую популярность она получила в 1800-х годах. Хотя со временем обряды сати проводились всё реже и реже - они сохранялись лишь в далёких деревнях и самых бедных районах Индии, - окончательно традиция была искоренена только после запретительного закона (Prevention of Sati Act) в 1987 году, который был принят после громкого случая самосожжения 18-летней вдовы.

Даури и фемицид

Фемицид (женский инфантицид, или убийство новорождённых девочек) в Индии практиковался веками и продолжает существовать сегодня. Правда, убийства младенцев сходят на нет, так как появилась возможность делать . У появления фемицида много причин: это и общая бедность, и потребность в тяжёлом физическом труде, которым в основном занимаются мужчины, и обязанность родителей невесты платить семье зятя богатое приданое. И хотя, как и сати, фемицид был запрещён ещё во время британского правления, долгое время он оставался одной из главных социальных проблем Индии.

В 1991 году была принята правительственная «Программа по защите детей», а год спустя - «Колыбельная программа», позволяющая анонимно отдавать детей на усыновление. В некоторых штатах семьям с двумя или более дочерьми выплачивают пособия. Несмотря на государственные меры, фемицид существенно повлиял на демографию в стране: сегодня в Индии на 110 родившихся мальчиков приходится 100 девочек. Чтобы прекратить селективные аборты, государство запретило процедуры по определению пола ребёнка - однако в подпольных клиниках это всё равно можно сделать за 3–8 тысяч рупий (примерно та же сумма в рублях). Только за 2016 год двенадцать докторов были отстранены от работы по подозрению в том, что нарушали запрет. В борьбе с фемицидом правительство и некоммерческие организации задействовали социальные сети и маркетинговые кампании, их самый известный слоган - «Save a Girl Child» («Спаси девочку»).

Древний обычай даури - так называется традиция, обязующая семью невесты платить семье жениха - ещё одна иллюстрация того, что женщина в индийском образе считается обузой. Платить можно и деньгами, и «подарками»: недвижимостью, машинами, украшениями и дорогими бытовыми приборами. Даури официально запретили в 1961 году, но отследить выплату приданого трудно, поэтому практика существует до сих пор.

Система даури поддерживает идею, что мужчины более ценны, чем женщины, и обладают врождёнными привилегиями. Она пронизывает всю матримониальную систему Индии - особенно это заметно при поиске невесты, когда к женщине предъявляются абсурдные требования: оценивается образование, таланты, цвет кожи и внешность потенциальной супруги. Лучшей невестой считается та, которая обещает не работать после свадьбы, а заниматься исключительно хозяйством и детьми.


Болливуд и стереотипы

Болливуд безраздельно владеет умами и сердцами индийцев всех возрастов - поэтому гендерные стереотипы, которые он транслирует, заслуживают отдельного внимания. До недавнего времени женские образы в Болливуде были представлены либо героинями, всегда второстепенными по отношению к главному герою, либо участницами так называемых item numbers (музыкальных вставок). Героиня item number - соблазнительная красотка, которая фигурирует в фильме на протяжении одной песни и не добавляет в сюжет ничего нового, а просто радует мужской глаз. Болливудская дихотомия «женщина-ангел» - «женщина-шлюха» сильно повлияла на мировоззрение индийцев: общество приклеивает женщине ярлык «плохой» или «хорошей» в соответствии с киностандартом.

Степень объективации женщин в индийском кино трудно осознать, не понимая текста песен: композиции, сопровождающие item numbers, часто имеют недвусмысленный сексуальный подтекст и откровенно поощряют насилие. «Не важно, скажешь ли да или нет. Ты моя, Киран», - эту строчку из известной песни каждый в Индии знает наизусть. Звучит она из уст культового актёра Шахруха Хана. Рэпера Хани Сингха, чьи треки часто звучат в болливудских блокбастерах, постоянно обвиняют в мизогинии. Своё отношение к женщинам певец не скрывает: он записал целый альбом о сексуальном насилии, который так и называется - «Насильник».

Мужчины напевают эти песни на улице, когда какая-нибудь девушка кажется им привлекательной. Во многом благодаря Болливуду уличные приставания считаются нормой. В популярных комедиях, например, «Отрываясь по полной - 2» («Grand Masti»), главные герои пристают к героине на улице и следуют за ней, пока та не устаёт от внимания и не «сдаётся». Из подобных сцен зрители усваивают, что незаинтересованная или открыто отвергающая ухажёра женщина не знак «стоп», а вызов и признак того, что нужно приставать активнее, «добиваться» девушки.

В последнее время в индийском кино прослеживается обнадёживающий тренд: в фильмах появляется всё больше сильных героинь и женщин-протагонисток (например, в картинах «Королева», «История» («Kahaani») и «Мэри Ком»). Однако массовое кино по-прежнему держится на «тестостероновых» комедиях и блокбастерах, приносящих большой доход.

Нирбая и страна насилия

Переломный момент в обсуждении прав женщин случился в декабре 2012 года, когда вся страна узнала об ужасающем групповом изнасиловании в Дели. Город называют «столицей изнасилований» - именно здесь происходит больше всего жестоких преступлений против женщин.

14 декабря 23-летняя девушка (в прессе её имя не стали разглашать, дав ей псевдоним Нирбая) пошла в кино вместе со своим молодым человеком. После сеанса они сели в автобус, где находились шестеро мужчин, в том числе один несовершеннолетний; они жестоко избили девушку и изнасиловали её, а после оставили на дороге раздетую и истекающую кровью. Молодой человек, попытавшийся защитить Нирбаю, получил удар по голове, но выжил, а его спутница скончалась в больнице через две недели из-за многочисленных повреждений внутренних органов. Преступление получило беспрецедентную огласку и вызвало бурную реакцию и в Индии, и в мире. В Дели и других городах прошли акции протеста, а насильников арестовали и после длительного суда приговорили к смертной казни.

Гибель Нирбаи спровоцировала серьёзную дискуссию о положении женщин в Индии, но проблема по-прежнему не решена. Политики много говорят о том, что было бы неплохо обеспечить безопасность женщин и ужесточить наказания за изнасилования, но преступлений не становится меньше, и многие из них отличаются жестокостью. В столице Индии Дели женщины стараются не выходить на улицу в одиночестве после наступления темноты.

Стоит отметить, что жертвами насилия и дискриминации в первую очередь становятся женщины индийского происхождения, а иностранки, даже если они живут в стране очень долго, чувствуют себя в большей безопасности. Возможно, это связано с тем, что преступления в отношении иностранцев привлекают внимание госслужб и консульств, и полиция относится к ним серьёзнее, чтобы не навлечь международный скандал. Иностранок, особенно из Европы, считают более «распущенными» и - если использовать болливудскую терминологию - более «item», то есть выполняющими декоративно-развлекательную функцию.


Виктимблейминг и западные ценности

После дела Нирбаи и других громких преступлений индийцы стали открыто требовать реакции властей. Но большинство политических и религиозных лидеров не только отказываются брать на себя ответственность за решение проблемы, но подливают масла в огонь, виня во всём жертв насилия и открыто поддерживая патриархальные установки.

Массовые протесты в 2012 году один из крупнейших религиозных лидеров страны Асарам Бапу прокомментировал так: «Жертва виновна не менее насильников. Она должна была не противиться, а взывать к насильникам как братьям и умолять их остановиться. Она не должна была садиться в автобус и идти в кино с молодым человеком». «Женщины не должны шляться по улицам с мужчинами, если не состоят с ними в родстве. Такие случаи - результат влияния западной культуры и стиля в одежде», - заявил лидер правой политической партии «Раштрия сваямсевак сангх» Мохан Бхагуот. Перекладывание вины на «влияние Запада» - характерный приём для политиков, выступающих за «сохранение традиционной индийской культуры». Эта очевидно популистская позиция игнорирует тот факт, что насилию подвергается множество женщин из традиционных семей, не имеющих никакого доступа к западной культуре.

На требования высшей меры наказания для насильников политик Мулаям Сингх Ядав заявил : «Мальчишки ведут себя как мальчишки, разве нужно их за это вешать?» Прогрессивные слои индийского общества ужасаются подобным высказываниям, но большая часть населения попадает под влияние популистов. В массе индийцы по-прежнему считают, что жертва « », а в некоторых случаях насилие может быть оправданно.

Женщины, пережившие насилие, редко обращаются в полицию: из-за коррупции многие дела не доходят до суда, кроме того, с жертвами зачастую плохо обращаются. Полицейские допускают ехидные комментарии и откровенно унижают женщин, известно и о случаях насилия в полицейских участках. Правозащитники считают, что в 9 из 10 случаев изнасилования жертва не сообщает о нём в органы власти, из-за чего преступники чувствуют абсолютную безнаказанность и вседозволенность.

Разговор о равенстве

В Индии до сих пор нет закона, запрещающего домашнее насилие. Женщины ежедневно сталкиваются с домогательствами в общественном транспорте, непристойными комментариями на улице и осуждающими взглядами со стороны пожилых людей, которым не нравится их «слишком современная» или «чересчур открытая» одежда. Однако есть и сдвиги к лучшему: в последние несколько лет о насилии наконец стали говорить, а популярные медиа и знаменитости осознали, как сильно влияют на общество - и теперь открыто призывают уважать женщин.

Всё больше медиа и социальных платформ пишут о равноправии - и впервые за много лет призывают активно бороться с сексизмом и выступать против насилия. На изменения реагирует и Болливуд: сенсацией 2016 года стала картина «Розовый» («Pink») с одним из самых известных и уважаемых актёров страны Амитабхом Баччаном в главной роли. Этот фильм затрагивает проблему виктимблейминга, говорит о принципе согласия и уважении к правам женщины.

Современная Индия только начинает разговор о феминизме. Как и в любой укоренившейся патриархальной системе, идеи равноправия встречают сопротивление. Уже сейчас можно заметить, что девушки-миллениалы более независимы, чем их старшие сёстры и матери, и готовы постоять за себя - но эмансипация явно займёт много лет.

Фотографии: Wikimedia Commons , Reliance Entertainment, Getty Images (1)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх